Как увеличить голосующую сумму на собраниях кредиторов. Собрание кредиторов при банкротстве юридического лица

При проведении процедуры несостоятельности в целях защиты прав заинтересованных лиц создается коллегиальная комиссия - собрание кредиторов. При банкротстве осуществляет специальные функции и обладает полномочиями в соответствии с нормами стат. 12 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. (далее - Закон). Чем занимается этот орган? Что входит в компетенцию собрания кредиторов? Рассмотрим законодательные аспекты в этой статье.

Что такое собрание кредиторов в конкурсном производстве

Собрание кредиторов (СК) - орган, целью деятельности которого является урегулирование взаимоотношений должника с кредиторами. Участие в комиссии принимают как уполномоченные органы, так и те кредиторы, которые уже включены в реестр на день осуществления мероприятия (п. 1 стат. 12 Закона). Участвовать в СК без права на голосование вправе представители следующих категорий лиц:

    Сотрудников фирмы-должника.

    Участников или учредителей компании-должника.

    Владельцев активов должника-УП.

    СРО, членством в которой обладает уполномоченный управляющий (арбитражный).

    Надзорных органов, имеющих право выступать на заседаниях.

Участвовать в СК с правом на голосование могут те конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы, требования которых содержатся в соответствующем реестре и обеспечены имущественным залогом фирмы-должника. Точные стадии обозначены в стат. 12 . Исключение представляют залогодержатели-кредиторы, не имеющие права голоса.

В компетенцию СК входит решение нижеперечисленных вопросов (п. 2 стат. 12):

    Принятие решения о необходимости введения санации, внешнего управления, а также об изменении сроков выполнения указанных этапов путем предоставления ходатайства в судебные органы.

    Утверждение и последующее изменение (при необходимости) плана действий при внешнем управлении.

    Утверждение мероприятий в рамках плана финансовой санации должника и принятие оптимального графика погашения обязательств.

    Утверждение доптребований при выборе кандидатур управляющего (конкурсного, административного, внешнего).

    Одобрение кандидатуры управляющего или СРО при утверждении соответствующей должности.

    Одобрение величины вознаграждения (дополнительного) и порядка расчетов с арбитражным управляющим.

    Утверждение повышения фиксированного размера выплат арбитражному управляющему.

    Утверждение реестродержателя из списка аккредитованных СРО.

    Рассмотрение целесообразности подписания мирового соглашения.

    Подача в судебные органы ходатайства о признании фирмы-должника неплатежеспособным (банкротом) и начале процедуры конкурсного производства.

    Рассмотрение вопроса регулирования деятельности кредиторского комитета, включая состав его членов, возможность досрочного прекращения их деятельности.

    Рассмотрение вопросов компетенции кредиторского комитета, включая утверждение кандидатуры представителя СК.

Порядок проведения собрания кредиторов

Регулярная организация и проведение собрания кредиторов осуществляются по инициативе управляющего (п. 1 стат. 12). Кроме указанного лица собрание кредиторов созывается по инициативе (п. 1 стат. 14):

    Кредиторского комитета.

    Конкурсных кредиторов либо уполномоченных органов - только при условии, что величина их требований равна более 10 % от совокупного объема кредиторских требований, входящих в реестр.

    1/3 участников от совокупного количества членов СК.

Место проведения собрания кредиторов совпадает с адресом нахождения фирмы-должника либо его управленческих органов (п. 4 стат. 14). Если же указанное действие совершить невозможно по каким-либо причинам, точное место созыва СК устанавливается управляющим с учетом интересов всех участников. При составлении требования о проведении СК обозначается повестка дня, круг вопросов которой не может быть изменен по желанию арбитражного управляющего (п. 2 стат. 14).

Периодичность проведения собрания кредиторов

Периодичность проведения собрания кредиторов в конкурсном производстве устанавливается по решению управляющего, равно как и место, а также точная дата (п. 4 стат. 14). При этом в соответствии с нормами п. 1 стат. 72 Закона первый созыв должен состояться не позже, чем за 10 дн. до завершения стадии наблюдения. Согласно п. 3 стат. 14 СК осуществляется в 3-недельный срок от момента получения управляющим соответствующего требования членов собрания.

Уведомление о проведении собрания кредиторов

Письменное ознакомление с материалами к собранию кредиторов, а точнее порядок его проведения, устанавливается в сообщении о проведении СК (п. 3 стат. 13 Закона). При этом возможность изучения имеющихся документов должна предоставляться минимально в 5-дневный срок до дня проведения собрания. В обязательном порядке в обязанности управляющего входит рассылка уведомлений о предстоящем СК, то есть направление всем заинтересованным лицам, включая кредиторов, уполномоченных органов и иных лиц, соответствующего сообщения.

Срок для почтовой рассылки такого уведомления составляет минимально 14 дн. до дня созыва собрания. При оповещении иным способом сообщения должны отправляться не позже 5 дн. до даты проведения СК (п. 1 стат. 13 Закона). Если же число уполномоченных органов и кредиторов составляет более 500, уведомление подлежит публичному размещению (п. 2 стат. 13). Если хотя бы один из заинтересованных участников не был уведомлен в законодательном порядке, все решения по вопросам текущей повестки дня СК могут быть обжалованы и признаны недействительными (п. 4 стат. 15). Документ составляется в произвольной форме с указанием всех необходимых сведений.

Уведомление о собрании кредиторов - образец посмотреть .

При отсутствии указанного кворума собрание кредиторов не может быть проведено и арбитражному управляющему следует организовать проведение повторного собрания кредиторов.

Законом не предусмотрены минимальные сроки для созыва и проведения повторного собрания кредиторов после того, как не состоялось первоначальное собрание. Вместе с тем, исходя из общей обязанности арбитражного управляющего действовать добросовестно, представляется, что проведение повторного собрания кредиторов должно состояться в разумные сроки с учетом общих сроков осуществления той или иной применяемой процедуры банкротства.

Для признания повторного собрания кредиторов правомочным требуется наличие двух условий: 1) на собрании должны присутствовать конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, включенные в реестр требований кредиторов и обладающие более чем 30% голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов; 2) все конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр, должны быть надлежащим образом уведомлены о проведении собрания кредиторов.

Подобные послабления в размере кворума при проведении повторного собрания кредиторов, по сравнению с требованиями к кворуму обычного собрания кредиторов, предусмотрены «в целях исключения возможности для крупных кредиторов затягивания принятия решений собранием кредиторов и устранения препятствий на пути осуществления процедур, применяемых в деле о банкротстве, и производства по делу о банкротстве в целом» <1>.

<1> Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» // Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2011. Комментарий к ст. 12 (автор - В.Ф. Попондопуло).


Регулирование количественных требований к кворуму собрания кредиторов не является строго установленным правилом, подвергаясь определенным изменениям со временем. Так, требование о необходимости для проведения собрания кредиторов присутствия кредиторов с правом голоса, сумма требований которых составляет не менее 50% от общей суммы не обеспеченных залогом обязательств, ранее содержалось в Законе РФ от 19.11.1992 N»О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

Но в последовавшем за ним Федеральном законе от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» вообще не устанавливались никакие требования к кворуму собрания кредиторов, оно считалось правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов при условии, что о проведении собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.

В связи с особенностями проведения повторного собрания кредиторов требуется точно понимать, какое именно собрание кредиторов является повторным? Следует согласиться с тем, что собрание кредиторов является повторным только тогда, когда причина его проведения вызвана недостаточностью голосов для наличия кворума первоначального собрания и выносимые на повестку вопросы аналогичны заявленным при созыве первоначального собрания кредиторов <2>.

<2> Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) // Под ред. Е.А. Рыбасовой. М., 2011. Комментарий к ст. 12 (автор - Е.А. Рыбасова).

Если же первоначальное собрание кредиторов было в силу каких-либо обстоятельств перенесено арбитражным управляющим либо были внесены изменения в повестку дня, то следующее собрание кредиторов нельзя считать повторным, значит, к нему неприменимы требования о 30%-ном кворуме для признания собрания правомочным (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 N 05АП-1434/12).

Бесплатная юридическая консультация:


По общему правилу решения собрания кредиторов по поставленным на голосование вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на собрании голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов. Но из этого правила есть исключение, установленное в отношении принятия решений по ряду вопросов, имеющих существенное значение. Круг таких вопросов определен п. 2 ст. 15 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в частности, к ним относятся вопросы выбора арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего; включения в повестку дня собрания кредиторов дополнительных вопросов). Для принятия решения по этим вопросам требуется большинство голосов конкурсных кредиторов не от присутствующих на собрании кредиторов, а от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

Закон не содержит указаний на то, как принимаются решения по указанным вопросам, требующим голосования большинства от общего числа включенных в реестр требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, при проведении повторного собрания кредиторов, для правомочности которого установлен 30%-ный кворум от общего количества голосов конкурсных кредиторов, включенных в реестр.

Ответ на этот вопрос дан Пленумом ВАС РФ в п. 7 Постановления от 23.07.2009 N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно ему на повторном собрании кредиторов решения по вопросам, предусмотренным п. 2 ст. 15 Закона N 127-ФЗ, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов.

Очевидно, что при помощи подобного подхода ВАС РФ постарался исключить ситуацию, при которой кредиторы, обладающие большинством голосов от общего числа голосов, включенных в реестр требований кредиторов, не принимают участия в собраниях умышленно или из-за утраты интереса к процедуре банкротства, что при ином подходе заведомо исключало бы возможность принятия остальными кредиторами необходимых решений для осуществления процедуры банкротства, а само проведение повторного собрания кредиторов утрачивало бы всякое значение (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2014 N 08АП-4870/14).

Законодатель, закрепив уменьшение кворума для проведения повторного собрания кредиторов, не урегулировал ситуацию, при которой на повторное собрание не являются кредиторы, обладающие предусмотренными 30% голосов.

Бесплатная юридическая консультация:


В подобном случае возникают следующие вопросы: распространяются ли на собрания кредиторов, проводимые после признания повторного собрания несостоявшимся, правила о 30%-ном кворуме? Как следует поступить арбитражному управляющему в ситуации, когда неоднократно созываемые собрания кредиторов раз за разом не собирают указанных 30% кредиторов?

На возможность возникновения проблем ввиду неявки 30% голосов для проведения повторного собрания кредиторов обращалось внимание непосредственно после принятия редакции ныне действующей ст. 10 Закона N 127-ФЗ <3>. Вместе с тем до настоящего момента Закон ответы на данные вопросы не содержит.

<3> Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Законодательство и экономика. 2003. N. Комментарий к ст. 12.

Само по себе отсутствие 30%-ного кворума для проведения повторного собрания кредиторов может быть обусловлено как несознательными действиями кредиторов (ввиду неорганизованности, неактивности конкурсных кредиторов в силу низкой заинтересованности в удовлетворении требований), так и вполне осознанными действиями кредиторов (ввиду того, что в собрании кредиторов не принимают участия по каким-либо причинам так называемые дружественные конкурсные кредиторы, чьи требования тем или иным способом подконтрольны заинтересованным лицам).

Необходимо отметить, что похожие проблемы существуют в иных сферах гражданского права и имеют там свое решение.

Бесплатная юридическая консультация:


Так, законом предусмотрено право участника общества требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который своими действиями (бездействием) причинил существенный вред обществу либо иным образом существенно затрудняет его деятельность и достижение целей, ради которых оно создавалось, в том числе грубо нарушая свои обязанности, предусмотренные законом или учредительными документами общества.

С учетом разъяснений, предоставленных Пленумом ВС РФ в абз. 2 п. 35 Постановления от 23.05.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», к таким нарушениям относится и систематическое уклонение без уважительных причин от участия в общем собрании участников общества, лишающее общество возможности принимать значимые хозяйственные решения по вопросам повестки дня общего собрания участников, если непринятие таких решений причиняет существенный вред обществу и/или делает его деятельность невозможной либо существенно ее затрудняет.

Очевидно, что неоднократное уклонение одного или нескольких конкурсных кредиторов, обладающих более 70% голосов, от участия в собрании кредиторов должника способно существенно осложнить и даже сделать невозможным проведение процедуры банкротства. Между тем применение процедуры принудительного исключения лица, уклоняющегося от участия в собрании кредиторов, представляется нецелесообразным и не отвечающим природе возникающих в рамках несостоятельности отношений.

В качестве еще одного примера можно привести следующую ситуацию. Собрание кредиторов должно утвердить предложение о продаже имущества должника в течение двух месяцев с даты его представления конкурсным управляющим, а если этого не происходит, то конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении предлагавшегося предложения, который и принимает решение о его утверждении.

Думается, что передачу на рассмотрение арбитражного суда вопросов повестки дня повторного собрания кредиторов должника в связи с невозможностью его проведения в отсутствие кворума нужно также считать нецелесообразной и не отвечающей целям деятельности суда.

Бесплатная юридическая консультация:


Порядок действий арбитражного управляющего в ситуации, когда он не может провести собрание кредиторов ввиду отсутствия необходимого для повторного собрания кредиторов кворума, законодательно не установлен, но в любом случае арбитражный управляющим связан сроками проведения той или иной процедуры банкротства. При этом длительная невозможность проведения собрания кредиторов способна серьезно затруднить и даже сделать невозможным осуществление конкретной процедуры банкротства, что в принципе не отвечает целям института несостоятельности.

Вместе с тем любая попытка арбитражного управляющего провести собрание кредиторов в отсутствие кворума влечет за собой обоснованный риск быть привлеченным к административной ответственности по ст. 14.13 КоАП за неисполнение установленных законодательством о несостоятельности обязанностей.

Решением рассматриваемой проблемы могло бы быть, в частности, предоставление арбитражному управляющему права проводить третье собрание кредиторов с одной и той же повесткой дня вне зависимости от количества явившихся на него конкурсных кредиторов, но при условии соблюдения порядка уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о проведении всех собраний кредиторов. А решения по вопросам, поставленным на голосование на таком собрании кредиторов, следует считать принятыми при голосовании за них большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, присутствующих на собрании кредиторов.

Целесообразность подобного предложения состоит в том, что оно позволяет не только провести конкретную процедуру банкротства без увеличения установленных законом сроков ее проведения, но и минимизировать расходы на проведение процедуры (в частности, за счет уменьшения расходов арбитражного управляющего на уведомление конкурсных кредиторов о проведении собрания).

Исходя из принципа добросовестности, считаем, что конкурсные кредиторы несут риск наступления последствий осуществления или неосуществления предоставленных в рамках процедуры банкротства возможностей, поэтому конкурсный кредитор, трижды надлежащим образом уведомленный о проведении собрания кредиторов, предполагается имеющим возможность принять в нем участие, а если он не реализует предоставленное ему право, то собрание кредиторов может проводиться без него, с тем чтобы не допускать нарушений прав должника и иных кредиторов.

С учетом этого предлагаемый подход позволит обеспечить определенный баланс интересов всех заинтересованных лиц, в том числе и арбитражного управляющего, а также в состоянии создать своеобразный барьер на пути злоупотребления конкурсным кредитором в вопросе проведения собраний кредиторов должника.

Бесплатная юридическая консультация:


Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

  • Москва, Московская область
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
  • Федеральный номер

    Работаем без выходных

    Данный законопроект направлен на создание эффективного механизма пресечения получения российскими юридическими лицами и гражданами необоснованных преимуществ, предусмотренных для иностранных инвесторов, а также совершенствование норм инвестиционного законодательства.

    Законопроект вносит запрет на производство так называемого «сухого алкоголя», который представляет собой порошкообразное вещество, которое при добавлении воды в определенной пропорции преобразуется в алкогольный напиток. Исследованиями выявлено, что данное вещество является смертельно опасным если существенно увеличить концентрацию «сухого алкоголя» на количество жидкости.

    Законопроект предусматривает защиту прав залогодателей-физических лиц при заключении ими договора ипотеки жилого дома или квартиры в случае, если расчет по такому договору осуществлялся в иностранной валюте, изменение курса которой привело к существенному повышению цены договора в рублевом эквиваленте в результате финансово-экономического кризиса, изменения валютного курса, девальвации национальной валюты и других не зависящих от воли сторон договора о залоге недвижимого имущества обстоятельств.

    Законопроект подготовлен во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 июля 2017 г. № Пр-1329. Его цель - совершенствование законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) в части введения возможности осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации с участием Банка по аналогии с процедурой финансового оздоровления кредитных организаций.

    Целью Законопроекта является закрепление механизма по противодействию несанкционированным переводам денежных средств, не требующего существенных временных и финансовых трудовых затрат, как первый шаг на пути создания унифицированной и комплексной системы противодействия любым несанкционированным операциям на финансовом рынке, которая в дальнейшем может быть распространена и на другие сектора финансового рынка (рынок ценных бумаг, страховой рынок и т.д.).

    11. Первое собрание кредиторов

    Очевидно, в первом собрании не участвуют недействительные кредиторы (те, срок исполнения требований которых еще не наступил), хотя, безусловно, такие кредиторы не менее других заинтересованы в восстановлении платежеспособности должника.

    В первом собрании кредиторов участвуют конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых внесены в реестр. Заметим, что последние участвуют в настоящее время во всех собраниях, а не только в первом, как это было установлено Законом 1998 г. В результате в практике применения этого Закона возникали проблемы, связанные с ответом на вопрос о возможности уполномоченных органов участвовать не только в первом, но и в любом собрании, в повестке дня которого стояло решение вопросов, отнесенных к компетенции первого собрания. На мой взгляд, на данный вопрос следует положительный ответ независимо от того, была или нет исчерпана компетенция первым собранием, т.е. даже в тех случаях, когда уже принятое по вопросу компетенции первого собрания решение голосуется на одном из следующих собраний (сказанное наиболее актуально для вопроса о выборах комитета кредиторов).

    Представляется целесообразным положение, в соответствии с которым собрание кредиторов является правомочным независимо от количества присутствующих кредиторов при условии уведомления всех, имеющих право участвовать в собрании. Однако Закон 2002 г. (в отличие от Закона 1998 г.) установил требование кворума (подробнее об этом говорилось выше). Голосование проводится по правилам, установленным ст. 15 Закона; поскольку для решения некоторых вопросов может потребоваться большинство голосов от общего числа голосов кредиторов, то не исключены ситуации, когда голосов присутствующих кредиторов будет недостаточно для вынесения решения. Представляется, что если позволят сроки, на стадии наблюдения может быть проведено повторное собрание, все решения которого принимаются в соответствии с п. 3 ст. 15 Закона (о возникающих в связи с этим проблемах голосования говорилось выше).

    Закон 1998 г. не отвечал на важнейший вопрос, касающийся определения количества голосов каждого кредитора при голосовании - было неясно, включаются ли в это количество суммы неустоек и иных финансовых санкций? Проблема в том, что установлению подлежит все требование полностью, включая как сумму основного долга, так и санкции, в то время как при заявлении о банкротстве учитываются только требования в части основного долга. Отвечая на этот вопрос, судебная практика пришла, на мой взгляд, к совершенно обоснованному решению: в соответствии с п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ N 43 "в сумму требований при определении числа голосов конкурсных кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов не включаются неустойки (штрафы, пени), финансовые (экономические) санкции, в том числе установленные решениями судов".

    В первом собрании кредиторов без права голоса участвуют временный управляющий, представитель учредителей (участников) либо представитель собственника имущества унитарного предприятия, руководитель должника и представитель работников должника, однако отсутствие этих лиц не влияет на действительность решений собрания.

    На первом собрании кредиторов решается принципиальный вопрос о дальнейшей судьбе должника. Собрание может прийти к одному из следующих решений:

    Решение о введении финансового оздоровления;

    Решение о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

    Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

    Решение о заключении мирового соглашения.

    Принятие каждого из решений влечет обращение в арбитражный суд с соответствующим ходатайством.

    Кроме того, собрание может избрать комитет кредиторов, поскольку его деятельность осуществляется во всех стадиях процесса; определить саморегулируемую организацию, из числа членов которой будет назначен управляющий, и возможные дополнительные требования к нему; решить вопрос о передаче ведения реестра реестродержателю (проблемы связаны с тем, что Закон не отвечает на вопрос о том, должен ли реестродержатель быть аккредитован той саморегулируемой организацией, из числа членов которой будет избран управляющий; из смысла Закона следует положительный ответ на этот вопрос).

    Принятие собранием решения о введении финансового оздоровления влечет необходимость утверждения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности (эти документы содержат ответ на вопрос о предполагаемом сроке финансового оздоровления и мероприятиях, которые должны привести к восстановлению платежеспособности). Кроме того, кредиторы могут согласиться с предложенным учредителями (участниками) обеспечением исполнения графика погашения задолженности (это обеспечение может предложить и любой другой субъект по согласованию с должником).

    Если собрание решает ввести внешнее управление, то кредиторы должны определиться с предполагаемым сроком его проведения; план внешнего управления составляется уже в рамках этой стадии.

    В.В. Витрянский высказывает совершенно справедливое предложение, направленное на совершенствование законодательства о банкротстве: "На первом собрании кредиторов, при наличии соответствующего предложения со стороны должника или кредиторов, необходимо обеспечить приоритетное рассмотрение вопроса о заключении мирового соглашения". *(425) К сожалению, Закон каких-либо механизмов, направленных на заключение на первом собрании мирового соглашения, не содержит.

    Собрание кредиторов в процедуре несостоятельности

    Собрание кредиторов – это довольно специфическое событие. Оно применяется только при процедуре банкротства. По своей форме оно напоминает съезд акционеров, но имеет совершенно другие правила. Каждый из присутствующих кредиторов представляет на этом собрании свои интересы, желая взыскать весь долг или его часть из имущества обанкротившегося должника. Для контроля за заседанием назначается арбитражный управляющий. Собрание кредиторов регламентируется ФЗ №127 «О банкротстве». В этом законе прописаны все правила и особенности процедуры. С ним следует ознакомиться каждому потенциальному участнику дела о финансовой несостоятельности если он получил уведомление или просто столкнулся с банкротством своего должника.

    Участие в мероприятии

    В собрании кредиторов участвуют заимодатели, а еще – соответствующие уполномоченные органы, если их требования включены в общий реестр требований на момент заседания. Если участники представляют свои личные требования, то уполномоченные органы выдвигают претензии по обязательным платежам государственного и муниципального уровня.

    Кроме того, в собрании кредиторов могут участвовать следующие лица:

    • представитель сотрудников обанкротившегося должника;
    • представитель участников или учредителей банкрота;
    • представитель владельца имущества этого заемщика;
    • представитель организации, утвердившей арбитражного управляющего;
    • представитель надзорного органа.

    Права участников собрания кредиторов

    Главное право, которое есть у участников собрания кредиторов – это право заявлять в арбитражный суд о признании банкротства должника.

    Еще у заимодателей есть право голоса. Количество голосов любого из них рассчитывается в пропорции с его требованиями. Грубо говоря, чем больше долг банкрота перед заимодателем, тем большее число голосов имеет этот кредитор. На определение числа голосов влияет только основной долг, а штрафы, пени и неустойки никакой роли не играют. Право голоса на собрании кредиторов есть и у уполномоченных органов, имеющих претензии по финансовым обязательствам потенциального банкрота.

    Уведомление

    Каждый, у кого есть право присутствовать на собрании кредиторов, получает заблаговременное официальное уведомление от арбитражного управляющего. В данном приглашении обозначаются место и сроки заседания, его основные моменты и примерный регламент.

    Уведомление может быть передано участнику 2 способами:

    • по почте – не позднее, чем за 2 недели до даты проведения;
    • лично в руки – не позднее, чем за 5 дней до даты проведения собрания кредиторов.

    Если какой-то из участников собрания кредиторов не получил уведомление в установленный срок, то он может потребовать отмены или пересмотра решений, принятых в его отсутствие. Для этого он должен доказать не причастность к тому, что он не получил оповещение. Чем выше процент претензий этого заимодателя, тем больше шансов у него добиться успеха.

    Выбор места для собрания заимодателей

    Собрание кредиторов должно быть проведено на месте, где находится банкрот или его управляющие органы. Если собраться в этом месте по какой-либо причине не получится, то место проведения назначает арбитражный управленец. Тогда выбор места для проведения уже не ограничен практически ничем. Есть всего одно условие: выбранное место не должно мешать участию в собрании кого-либо из потенциальных членов.

    На практике место проведения собрания кредиторов заседания часто становится предметом споров и конфликтов. После процедуры нередко находятся заимодатели, которые не смогли поучаствовать в нем. Они доказывают, что это произошло по причине неправильного выбора места. Поэтому управляющий процедурой банкротства заинтересован провести заседание на месте нахождения должника и тем самым избежать конфликтных ситуаций.

    Проведение собрания кредиторов

    Собрание кредиторов проводится согласно Постановлению №56. Это постановление описывает всю процессуальную сторону процедуры. Перед посещением собрания каждому участнику стоит ознакомиться с этим постановлением, чтобы знать, чего следует ожидать от процесса. К примеру, устанавливается четкое время собрания кредиторов – только в будние дни, от 8 до 20 часов.

    В процессе заседания заимодателей рассматриваются несколько важных пунктов:

    • алгоритм и общие принципы процедуры банкротства;
    • варианты финансового оздоровления должника или признания его финансовой состоятельности;
    • возможность реструктуризации долга;
    • стратегия внешнего управления банкротством;
    • возможность мирового соглашения;
    • целесообразность и размер гонорара для управляющего;
    • решение о старте конкурсного производства по процедуре банкротства.

    План мероприятия

    Всё происходящее на собрании кредиторов фиксируется в протоколе. Этот протокол включает в себя следующие данные:

    • информация о банкроте (ФИО или название юридического лица, адреса проживания и регистрации, банковские реквизиты и другие данные, имеющие важность);
    • указание арбитражного суда, который ведет данное дело;
    • информация о самом мероприятии (место и сроки, повестка дня, причины собрания и т. п.);
    • перечень участников мероприятия и общая численность голосов;
    • информация о выступлениях участников;
    • информация о ходатайствах на рассмотрение дополнительных вопросов;
    • процедура голосования и каждое из принятых решений.

    Срок проведения

    Первое собрание кредиторов должно состояться не менее, чем за срок 10 дней до конца наблюдательного процесса за должником. Последующие заседания проводятся раз в 3 месяца (если на первом собрании не была установлена какая-то другая периодичность).

    Участники заседания заимодателей могут направить управляющему требование о внеочередном собрании. Когда управленец получает это требование, он должен организовать съезд в течение 3 недель со срока получения. Если он этого не сделал, то заимодатели могут собраться самостоятельно, без присутствия управляющего процедурой банкротства.

    Права собрания кредитор

    В то время, как у каждого кредитора есть право выступления на мероприятии и право голоса, у всего собрания есть право распоряжения «судьбой» должника. Съезд заимодателей вправе решить, должен ли этот самый должник быть признан банкротом. Кредитующие лица могут вернуть ему платежеспособность, заключить мировой договор или привести в действие любой другой исход.

    Также у собрания кредиторов есть право избрать управляющего процедурой финансовой несостоятельности и назначить ему гонорар. К дополнительным правам можно отнести внесение изменений в предложенную повестку дня и оспаривание принятых решений.

    Первое собрание кредиторов

    Перед тем, как собрать кредиторов, временный управляющий знакомится с претензиями каждого заимодателя, изучает общее положение дел, рассматривает финансовое положение обанкротившегося должника. Если для съезда кредитующих лиц действительно есть основания, то арбитражный управленец назначает его дату и время.

    Первый съезд отличается от повторных тем, что на нем выбирается постоянный арбитражный управляющий. Часто кредиторы утверждают решение о назначении на данную должность временного управляющего, но иногда принимается совершенно другая кандидатура.

    Чтобы поучаствовать в первом собрании кредиторов, заимодатель должен заранее направить свои претензии в арбитражный суд. Ему следует соблюдать порядок подачи претензий, описанный в 1 пункте 71 статьи ФЗ №127.

    Какие вопросы решаются на съезде заимодателей?

    Вопросы, которые обсуждаются на первом собрании кредиторов:

    1. Выбор постоянного арбитражного управляющего. Кандидата на должность утверждают участники большинством своих голосов.
    2. Выбор плана дальнейших действий. План действий тоже определяется голосованием. Как правило, главное направление действий выбирается из 4 категорий: конкурсное производство по долговым взысканиям, мировое соглашение, управленческие вопросы или возвращение должнику платежеспособного статуса.
    3. Выбор комитета кредиторов. Комитет нужен обязательно, если число займодателей на собрании превышает 50. Если же их меньше, то участники вправе сделать вывод, что такой комитет им не нужен.
    4. Другие вопросы, если кто-либо из участников заседания предварительно подал ходатайство об их рассмотрении.

    Повестка дня

    Повестку собрания кредиторов арбитражный управляющий намечает заблаговременно. В начале заседания участники могут утвердить ее или внести в нее изменения посредством голосования. Как и в остальных случаях, количество голосов каждого из участников соответствует сумме его требований.

    Как устроено голосование?

    У каждого кредитора в собрании заимодателей – свое количество голосов. Чем больший процент составляют требования присутствующего применимо к общей сумме требований, тем большее число голосов он имеет. Голоса расчитываются пропорционально. Проще говоря, наибольшее количество голосов есть у того кредитора, которому больше всего задолжали.

    Повторное собрание кредиторов

    На первом собрании кредиторов принимается решение о том, как часто будут проводиться повторные заседания. Даже если процесс банкротства очевиден, и все важные решения были приняты на первом мероприятии – хотя бы одно повторное заседание всё равно потребуется, чтобы проконтролировать выполнение решений. Управляющий обычно предлагает периодичность заседаний раз в 3 месяца, но участники могут проголосовать за иную периодичность.

    Требование о внеочередном заседании

    Иногда появляется необходимость провести съезд вне очереди. Тогда комитет кредиторов направляет арбитражному управляющему соответствующее требование. Закон о банкротстве предусматривает такую возможность, а также обязывает участников указать в этом требовании предложенную ими повестку дня. Арбитражный управляющий вправе не согласиться с этой повесткой дня или внести в нее изменения, но принять требование он обязан.

    Кто и зачем может отложить собрание кредиторов?

    Отложить собрание кредиторов может только арбитражный суд, который ведет дело обанкротившегося должника. Отложение обычно происходит, если в суде находятся нерассмотренные требования заимодателей. Чем более существенны эти требования, тем выше шанс того, что они будут удовлетворены, и мероприятие будет отложено.

    Как оспорить принятые решения?

    Собрание кредиторов – это весьма конфликтная процедура. Поэтому его результаты зачастую оспариваются кем-то из членов. Закон о банкротстве в 15 статье называет 4 причины, по которым можно оспорить результаты мероприятия:

    • если решение съезда нарушает законные права кого-то из членов или какого-то третьего лица;
    • если заимодатели превысили свою компетенцию в отношении банкрота;
    • если суммарные требования присутствующих не достигли 50% от требований всех заимодателей (тех, которые были на собрании кредиторов, и тех, которые не явились);
    • если кредитор, имеющий требования более 10% от общей суммы требований, не получил уведомление о мероприятии и доказал, что в этом нет его вины.

    Оспорить принятые решения на собрании кредиторов могут заимодатели, которые недовольны их результатами, а также представители обанкротившегося должника. Оспаривая результаты голосования, нужно опираться не только на Закон о банкротстве, но и на арбитражную практику.

    Доверенность на участие в собрании кредиторов

    Кредитующее лицо может направить для участия в мероприятии свое доверенное лицо. Для этого он должен написать письменную доверенность, которая станет для представителя пропуском на съезд. Этот документ имеет установленную форму, образец которой лучше всего взять в арбитражном суде, ведущем дело о банкротстве должника. В таком случае документ всегда будет актуальным и действительным.

    Обязательно ли участвовать?

    Решение о том, участвовать ли в собрании кредиторов, каждый заимодатель принимает самостоятельно. Закон дает кредитующим лицам и уполномоченным органам право участия, но ни к чему их не обязывает. Если заимодатель понимает, что его требования очень незначительны по сравнению с претензиями других членов и вряд ли будут удовлетворены, то он может отказаться от участия и просто не тратить свое время.

  • При банкротстве активность кредиторов имеет немаловажное значение. От того насколько ответственно подойдут к собраниям держатели долгов, во многом зависит успех процедуры и количество вырученных средств.

    Разберем, каким образом проводятся собрания, и какие вопросы там могут быть решены.

    О понятии

    Право кредиторов выдвигать индивидуальные требования к должнику теряется при его банкротстве. Начало процедуры признания финансовой несостоятельности должника вносит свои коррективы в отношения между сторонами, и кредиторы с этого момента должны представлять собой своеобразный единый орган – собрание кредиторов.

    Состав собрания можно разделить на следующие категории:

    1. Голосующие участники :
      • конкурсные кредиторы;
      • представители уполномоченных органов.
    2. Участники, которые не имеют права голосовать :
      • работники банкрота;
      • учредители;
      • управляющий;
      • представители надзорных органов.

    Уполномоченными органами считаются государственные структуры, предъявляющие требования по уплате обязательных платежей. Участники, которые не вправе голосовать, имеют право выступать при обсуждении вопросов.

    Как проходит

    Собрание кредиторов при банкротстве — это орган, решающий следующие задачи:

    • решение о начале процедуры банкрота;
    • утверждение плана оздоровления;
    • решение о начале процедуры внешнего управления;
    • заключение мирового с должником;
    • вынесение решения о начале ;
    • контроль работы конкурсных управляющих, их выбор и утверждение;
    • определение размера , которое будет оплачиваться сверх нормы;
    • утверждение представителя кредиторов;
    • прочие задачи, которые влияют на защиту интересов кредиторов.

    Разберем подробно, каким образом проходит собрание кредиторов, рассматривая каждую стадию отдельно.

    Процедура созыва

    Требование о проведении собрания может исходить от:

    • (это его прямая задача);
    • комитета кредиторов;
    • части кредиторов, сумма задолженности перед которыми составляется не менее десяти процентов от общей суммы долгов банкрота;
    • 1/3 кредиторов.

    Требование о проведении собрания должно отражать вопросы, которые будут на нем подняты. Если инициаторами созыва являются кредиторы, управляющий не может менять повестку собрания.

    Стоит отметить, что управляющий должен организовать собрание в течение трех недель после поступления требований. Если этого не произойдет – организацией может заняться инициатор.

    Уведомление о проведении

    Оповещение кредиторов о грядущем собрании является обязательной процедурой и должно производиться в соответствии со следующими правилами:

    • почтовые уведомления рассылаются не позднее двух недель до собрания;
    • уведомления с помощью других средств – не позднее пяти рабочих дней ;
    • при большом числе кредиторов (более 500) или в том случае если личное оповещение невозможно, в качестве уведомления может быть признана публикация в СМИ.

    К самому уведомлению также предъявляются требования:

    • указывается информация о должнике;
    • описывается место созыва и время начала процедуры;
    • указывается повестка собрания;
    • описывается порядок регистрации участников;
    • также к уведомлению должна прилагаться информация о правилах ознакомления с материалами дела.

    Подведение итогов

    Существуют случаи, когда утвержденное собранием решение может быть отменено судом. Так, например, решение может быть аннулировано в следующих случаях:

    • решение выходит за рамки компетенции собрания;
    • решение не учитывает интересы одной из сторон.

    Протокол заседания

    Данный документ составляется по итогу собрания и должен быть передан в арбитражный суд для отчета об успехе мероприятия. Протокол должен быть составлен в двух экземплярах, а если собрание велось без участия управляющего – в трех.

    Протокол должен иметь обязательные приложения:

    • бюллетени голосования;
    • документы, подтверждающие полномочия голосовавших;
    • документы, которые подтверждают, что порядок уведомления участников был соблюден;
    • реестр кредиторов;
    • информация, которая направлялась участвующим для ознакомления с материалами дела.

    Приложения представляют собой копии документов, а оригиналы должны находиться у управляющего. Итоги проведения собрания должны быть отражены в .

    Сроки

    После того как от кредиторов поступило требование о проведении собрания, управляющий обязан в течение трех недель это собрание организовать (в соответствии с ).

    После проведения собрания протокол по его итогам должен передаваться в судебные органы в срок не позднее пяти дней . Кроме этого управляющий должен в течении этого же срока обновить информацию в реестре.

    Первое собрание кредиторов при банкротстве

    Разберем, чем отличается первое заседание от тех, которые производятся впоследствии:

    1. Его организация лежит на плечах управляющего и проводится оно во время стадии наблюдения.
    2. Для собрания установлены определенные временные рамки:
      • собрание проводится не позднее 10 дней до окончания стадии наблюдения (исключение составляют случаи, когда наблюдение за должником не проводится);
      • после проведения собрания в течение пяти дней в суд должен быть направлен протокол.
    3. Если реестр требований содержит лишь требования по расчету с работниками, собрание не организуется. В подобных случаях все вопросы решаются арбитражным судьей. Тот же самый порядок предусматривается, если собрание не смогло вынести конкретное решение по выбору определенной стадии банкротства.

    Вопросы, которые поднимаются на первом собрании, имеют следующий характер:

    • выбор определенной стадии банкротства (внешнее управление, конкурсное производство);
    • утверждение графика финансового оздоровления должника;
    • утверждение комитета кредиторов;
    • разработка списка дополнительных требований к управляющему;
    • выбор СРО и управляющего на определенную стадию банкротства;
    • утверждение возможности подписать мировое соглашение.

    Особенности повторного и последующих

    Не всегда первое собрание может быть признано состоявшимся, к примеру, из-за недостаточного числа голосов или по другим причинам. В этом случае должны созываться повторные собрания. По правилам для их успеха достаточно участия тридцати процентов голосов.

    На повторных собраниях решения принимаются по большинству голосов. Несмотря на это о собрании должны быть проинформированы все кредиторы, в том числе те, которые не участвуют в голосовании.

    То, насколько часто должны проводиться последующие собрания, не регламентировано законом. Руководствуются тем, что созыв может быть инициирован для решения вопросов, связанных с интересами кредиторов. Приведем примеры оснований для проведения повторных заседаний:

    • в том случае если управляющий не справляется ос своей работой кредиторы могут ходатайствовать на собрании о его отстранении;
    • если на стадии внешнего управления управляющий производит крупную сделку, которая затрагивает интересы кредиторов, они вправе одобрить ее или нет;
    • процесс реализации имущества должника также затрагивает интересы кредиторов, поэтому они имеют право на утверждение порядка продажи собственности банкрота.

    Нюансы и отличия проведения собрания в деле о несостоятельности

    Банкротство организаций и граждан проходит по схожему сценарию, однако процедуры имеют определенные отличия.

    Физического лица

    Объявить о своей финансовой несостоятельности физическим лицам стало возможно с 2015 года. В отличие от банкротства юридических лиц для граждан установлена большая сумма долга – 500 тысяч рублей . При подаче заявления в суд публикация в СМИ уведомления об этом намерении не требуется.

    Собрание кредиторов в случае может применить к должнику упрощенный список процедур. Так, например, стадия внешнего управления не используется, а применяются:

    • реструктуризация;
    • конкурсное производство и реализация имущества;
    • мировое соглашение.

    Кандидата в банкроты может производиться уже на этапе реструктуризации, тогда как для организаций на первом этапе процедуры это не допускается.

    Юридического лица

    Банкротство организаций возможно после накопления долга в 300 тысяч рублей . Основной особенностью, отличающей процедуру банкротства юридического лица от физического – наличие большего количества кредиторов , особенно если банкрот является крупной организацией (банки, промышленные предприятия и т.п.).

    Собрание кредиторов юридического лица может ходатайствовать о назначении в отношении должника следующих процедур:

    • наблюдение;
    • финансовое оздоровление;
    • внешнее управление;
    • конкурсное производство;
    • мировое соглашение.

    Каждая из процедур направлена на получение максимально выгодного для кредиторов результата. В отличие от банкротства физических лиц при финансовой несостоятельности организаций установлены большие сроки процедуры , что обусловлено сложностью принятия решений.

    Застройщика

    Финансовая несостоятельность организаций, занимающихся строительством, имеет определенную особенность – наличие дольщиков, которые вложили свои денежные средства в строительство. В случае законом предусмотрено проведение:

    • собрания кредиторов;
    • собрания участников строительства, чьи требования включены в реестр кредиторов.

    В соответствии с участники строительства имеют право на получение денежных средств с должника в третью очередь. Требования кредиторов удовлетворяются в четвертую очередь.

    Видео: Порядок проведения

    Комментарий к ст. 213.8 № 127-ФЗ

    Статья регулирует порядок созыва и ведения собрания кредиторов, которое может организовываться финансовым управляющим должника. Интересно, что на таком собрании может присутствовать сам должник или представитель должника. Но ни должник, ни его представитель не имеют права голоса на заседании.

    Установлено, что кредиторы могут обратиться к финуправляющему для включения в реестр кредиторов на протяжении 2 месяцев с момента введения в отношении должника реструктуризации долгов (требования предъявляются финансовому управляющему, который и составляет реестр, а также в суд, которым ведется дело о банкротстве).

    Место и способ собрания определяется финуправляющим либо кредиторами потенциального банкрота. Если собрание проводится с отсутствием одного или нескольких кредиторов (при отсутствии необходимого кворума для принятия решений), такое собрание признается не состоявшими.

    Константин Логинов, Адвокат

    Статья 213. 8 . Собрание кредиторов в случае банкротства гражданина.

    1. Собрание кредиторов созывается финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина. В собрании кредиторов принимают участие без права голоса наряду с лицами, указанными в пункте 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, гражданин и (или) его представитель. Гражданин вправе направить финансовому управляющему заявление о проведении собрания кредиторов без своего участия и (или) без участия своего представителя. Неявка гражданина и (или) его представителя на собрание кредиторов не препятствует проведению собрания кредиторов.

    1. Для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы, в том числе кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества гражданина, и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом в порядке, установленном статьей 213 7 настоящего Федерального закона. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом. Требования кредиторов рассматриваются в порядке, установленном статьей 71 настоящего Федерального закона.
    2. Уведомление о признании арбитражным судом обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов направляется финансовым управляющим по почте всем известным ему кредиторам гражданина не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов. В указанном уведомлении также кредиторам предлагается заявить свои требования в деле о банкротстве гражданина и разъясняется порядок их заявления.
    3. Первое собрание кредиторов проводится финансовым управляющим в рабочие дни с 8 часов до 20 часов по месту рассмотрения дела о банкротстве гражданина (в соответствующем населенном пункте) или в форме заочного голосования (без совместного присутствия). В дальнейшем собранием кредиторов могут быть определены иные время и место проведения собраний кредиторов. По ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражным судом может быть определено иное место проведения собрания кредиторов или установлен иной способ его проведения.
    4. Уведомление о проведении собрания кредиторов включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов. Уведомление о проведении собрания кредиторов направляется финансовым управляющим конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов заказным письмом с уведомлением о вручении.
    5. Лицо, имеющее право на участие в собрании кредиторов и желающее получить дополнительное уведомление о проведении собрания кредиторов, извещает об этом финансового управляющего с указанием способа направления уведомления (посредством почтовой, телеграфной, факсимильной, электронной связи или иных средств связи и доставки) и необходимых для этого реквизитов, а также предварительно перечисляет на банковский счет финансового управляющего сумму средств на направление дополнительного уведомления выбранным способом. Финансовый управляющий обязан предоставить лицу, имеющему право на участие в собрании кредиторов, по его запросу сведения о реквизитах своего банковского счета и сумме средств на направление дополнительного уведомления.При условии компенсации таких средств дополнительное уведомление о проведении собрания кредиторов направляется финансовым управляющим соответствующему кредитору или в уполномоченный орган не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
    6. По решению финансового управляющего или собрания кредиторов оно может проводиться без совместного присутствия лиц, имеющих право на участие в собрании кредиторов, для обсуждения вопросов повестки дня собрания кредиторов и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, в форме заочного голосования. При проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования к уведомлению о проведении собрания кредиторов, включенному в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены бюллетени для голосования. Для проведения собрания кредиторов в форме заочного голосования финансовый управляющий направляет всем лицам, имеющим право на участие в собрании кредиторов, уведомления о проведении собрания кредиторов в порядке, установленном статьей 13 настоящего Федерального закона, и в срок не позднее чем за тридцать дней до даты проведения собрания кредиторов. К уведомлению о проведении собрания кредиторов, направляемому конкурсному кредитору или в уполномоченный орган, прилагаются бюллетени для голосования с указанием в них наименования конкурсного кредитора или уполномоченного органа, размера требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа, включенных в реестр требований кредиторов, количества голосов и процентного соотношения голосов конкурсного кредитора или уполномоченного органа и общего числа голосов конкурсных кредиторов или уполномоченного органа, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. Уведомление о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования должно содержать:
      • сведения о гражданине, предусмотренные пунктом 5 статьи 213 7 настоящего Федерального закона;
      • повестку дня собрания кредиторов;
      • дату проведения собрания кредиторов (дату окончания приема бюллетеней для голосования), которая не может быть установлена ранее чем через тридцать дней с даты направления уведомления о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования;
      • почтовый адрес финансового управляющего, по которому должны направляться заполненные бюллетени для голосования (при этом использование почтового абонентского ящика для получения заполненных бюллетеней для голосования не допускается);
      • бюллетени для голосования;
      • порядок направления заполненного бюллетеня для голосования;
      • порядок ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению собрания кредиторов, и адрес или адреса, по которым с ней можно ознакомиться;
      • порядок ознакомления с решениями собрания кредиторов.
    7. Собрание кредиторов в форме заочного голосования может быть проведено в электронной форме с использованием телекоммуникационных каналов связи через организации, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между лицами, участвующими в собрании кредиторов (далее — оператор электронного документооборота).
    8. В случае использования для проведения собрания кредиторов электронных систем документы и сведения, направление которых предусмотрено законодательством при проведении собрания кредиторов (в том числе при проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования), должны быть подписаны электронной подписью лица, направившего соответствующие документы и сведения.
    9. Оператор электронного документооборота при проведении собрания кредиторов должен обеспечивать:
      • защиту и конфиденциальность документов и сведений, представленных в электронной форме;
      • передачу и доставку документов и сведений, представленных в электронной форме, в автоматическом режиме;
      • фиксацию даты и времени передачи документов и сведений, представленных в электронной форме, а также даты и времени получения таких документов и сведений;
      • направление отправителю сообщений в электронной форме о дате и времени получения адресатом соответствующих документов и сведений; неизменность и целостность документов и сведений, представленных в электронной форме;
      • хранение документов и сведений, представленных в электронной форме, и их реквизитов.
    10. При проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования уведомление о проведении собрания кредиторов, включенное в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, наряду со сведениями, установленными статьей 13 настоящего Федерального закона, должно содержать прямую ссылку на страницу сайта в сети «Интернет», на котором размещена информация о проводимом собрании кредиторов.
    11. К исключительной компетенции собрания кредиторов относятся:
      • принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;
      • принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении изменений, вносимых в план реструктуризации долгов гражданина;
      • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
      • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
      • принятие решения о заключении мирового соглашения;
      • иные вопросы, отнесенные к исключительной компетенции собрания кредиторов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
    12. При проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования к сведениям о результатах проведения собрания кредиторов, включаемым в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, должны быть приложены копии в электронной форме протокола собрания кредиторов, а также документов, рассмотренных и (или) одобренных собранием кредиторов.

    При банкротстве организации-должника ее кредиторы защищают свои права и интересы, как правило, посредством создания собрания кредиторов и комитета кредиторов. В собрании кредиторов участвуют кредиторы и уполномоченные органы, чьи требования на дату проведения собрания включены в реестр требований. Эти участники обладают правом голоса. Исключение составляют , которые не по всем вопросам могут участвовать в голосовании либо должны соблюсти определенные требования, чтобы получить право голоса (п. 1 ст. 12 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ).

    Компетенция собрания кредиторов

    Некоторые вопросы в деле о банкротстве вправе решать только собрание кредиторов. А именно принимать решения (п. 2 ст. 12 Закона N 127-ФЗ):

    • о введении финансового оздоровления, внешнего управления, изменении срока проведения этих процедур, а также об обращении в суд с соответствующим ходатайством;
    • об утверждении и изменении плана внешнего управления в рамках процедуры внешнего управления;
    • об утверждении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности в рамках процедуры финансового оздоровления;
    • об утверждении дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего;
    • о выборе арбитражного управляющего или СРО, из членов которой судом должен быть утвержден арбитражный управляющий;
    • об определении размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения арбитражному управляющему помимо фиксированного, размер которого также может быть пересмотрен в сторону увеличения собранием;
    • о выборе реестродержателя;
    • о заключении мирового соглашения;
    • об обращении в суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
    • об образовании и др.

    Проведение собрания кредиторов

    Собрание кредиторов созывается по инициативе (п. 1 ст. 14 Закона N 127-ФЗ):

    • арбитражного управляющего;
    • комитета кредиторов;
    • конкурсных кредиторов и/или уполномоченных органов, если их права требования составляют 10% или более от всей суммы требований, включенных в реестр;
    • 1/3 от общего числа участников собрания кредиторов.

    При этом в требовании о проведении собрания необходимо перечислить вопросы, которые должны быть внесены в повестку (п. 2 ст. 14 Закона N 127-ФЗ).

    Проведение собрания кредиторов осуществляется арбитражным управляющим (п. 1 ст. 12 Закона N 127-ФЗ). Местом проведения собрания кредиторов в общем случае является место нахождения должника или органов его управления. Если проведение собрания в таком месте невозможно, то другое место определяет арбитражный управляющий (п. 4 ст. 14 Закона N 127-ФЗ).

    Уведомление о проведении собрания кредиторов должно быть направлено лицу, имеющему право на участие в нем, не позднее чем за 14 дней до даты проведения по почте или не позднее чем за 5 рабочих дней иным способом (п. 1 ст. 13 Закона N 127-ФЗ). А если число участников собрания превышает 500, то сообщения о проведении собрания должно быть опубликовано (п. 2,4 ст. 13 Закона N 127-ФЗ).

    Кроме того, участникам собрания кредиторов должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами к собранию не позднее чем за 5 рабочих дней до его проведения (

    Поделиться: