Исключение из списков части. Порядок расчета военнослужащих при увольнении с военной службы Порядок исключения военнослужащего из списков части

Верховный Суд Российской Федерации

Председательствующего - судьи Верховного Суда генерал-майора юстиции Ш., при секретаре майоре юстиции П. с участием старшего военного прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б., представителя Президента Российской Федерации и Министра обороны РФ полковника юстиции М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании п.п. "и" п. 2 ст. 13 , п. 1 ст. 22 , п. 15 , 16 , 23 , 24 ст. 34 "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", противоречащими ст.ст. 4 , 6 , 8 , 13 и 14 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод"; ч. 1 ст. 17 , ст. 18 , ч. 1 и 2 ст. 19 , ч. 1 , 2 , 3 ст. 37 , ч. 2 , 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации; п. 5 ст. 3 , ст.ст. 15 , 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; ст. 13 , ст. 206 , п. 3 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", установил:

Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспаривает законность п.п. "и" п. 2 ст. 13 , п. 1 ст. 22 , п. 15 , 16 , 23 , 24 ст. 34 "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы".

Заявитель указывает, что упомянутые нормы, регулирующие порядок зачисление в распоряжение командира военнослужащих, уволенных с военной службы, освобождение от занимаемой должности, присвоение очередного воинского звания только при условии занятия воинской должности, допускают бессрочное насильственное удержание на военной службе граждан, досрочно уволенных с военной службы по состоянию здоровья и нуждающихся в улучшении жилищных условий, без обеспечения жилым помещением, позволяют не включать период, в течение которого он остается в списках личного состава воинской части, в срок для присвоения очередного воинского звания, лишают различных прав и льгот, предусмотренных законодательством о воинской обязанности и военной службе военнослужащих, препятствуют ему в осуществлении права на свободный выбор рода деятельности и профессии, ограничивают права на жилище и нарушают конституционный принцип равенства прав и свобод человека.

При этом заявитель Л. обращает внимание на то, что после увольнения с военной службы, без исключения из списков личного состава части, поскольку не был своевременно обеспечен жилым помещением, он в течение трех лет насильно удерживается на военной службе по основанию, не предусмотренному законом, несколько лет существует без жилья, не занимается деятельностью, которую мог осуществлять с учетом состояния здоровья, ранее поврежденного в период военной службы, исключена возможность оформления и определения инвалидности, лишен права присвоения очередного воинского звания и других прав и льгот, полагающихся всем военнослужащим в период прохождения военной службы.

В тоже время, указывает в заявлении Л., нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не предусматривают право командования бессрочного зачисления в распоряжение уволенного военнослужащего в целях обеспечения его жилой площадью, выплаты задолженностей по денежному, вещевому, продовольственному довольствию и т.д. с нарушением других конституционных прав военнослужащих.

Следовательно, считает заявитель, при принятии норм "Положения о порядке прохождения военной службы" (подпункта "и" п. 2 ст. 13 , п. 1 ст. 22 , п. 15 , 16 , 23 , 24 ст. 34 ) должностное лицо - Президент Российской Федерации вышел за пределы делегированных ему полномочий и предоставил командованию воинских частей, вопреки нормам Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" - ст. 38, п. 11 , право бессрочного удержания уволенных граждан на военной службе без обеспечения жилыми помещениями и лишения других различных прав и льгот военнослужащих.

Поэтому он просит Военную коллегию Верховного Суда РФ признать указанные выше нормы Положения несоответствующими законодательству о статусе военнослужащих и о воинской обязанности и военной службе.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания по его заявлению Л. в суд не прибыл и просил рассмотреть гражданское дело без его участия.

В судебном заседании представитель Президента Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации М. требования заявителя не признал и пояснил, что согласно ст. 3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, этот и другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих.

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения.

В Федеральном законе "Об обороне" определено, что Президент РФ является Верховным Главнокомандующим ВС РФ и утверждает Положение о порядке прохождения военной службы (далее - Положение), которым определен порядок прохождения гражданами РФ военной службы по призыву и по контракту в Вооруженных силах РФ.

В п. 1 ст. 36 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом , другими Федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми акты РФ.

Этот порядок включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства, которыми в соответствии с Федеральным законом и настоящим Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих.

Так, в п.п. "и" п. 2 ст. 13 Положения установлено, что зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира допускается в следующих случаях и на следующие сроки: при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и этим Положением , до его исключения.

Данная норма Положения считает представитель Президента М. не противоречит законодательству РФ.

В соответствии с п. 16 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава части без его согласия не исключается. Такие же требования предусмотрены и в п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Кроме того, отмечает представитель ответчика, заявитель обжалует п. 1 ст. 22 Положения, в котором установлено, что очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем звании, если он занимает должность, для которой штатом предусмотрено звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Данная норма Положения издана в соответствие с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Согласно п. 2 ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" очередное воинское звание присваивается военнослужащему только при условии нахождения его на соответствующей воинской должности.

Обжалуемые заявителем п. 15 , 16 , 23 , 24 статьи 34 Положения также изданы в соответствие с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и не противоречат законодательству РФ.

Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, указанных в этом пункте Закона, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Таким образом, случаи, когда военнослужащий, уволенный с военной службы не исключается из списков личного состава воинской части, установлены в Федеральном законе

Нормы, установленные в обжалуемые пунктах Положения, определяют порядок исключения из списков личного состава части военнослужащих, уволенных с военной службы, и направлены на защиту военнослужащих в целях недопущения случаев незаконного их исключения из списков личного состава воинской части без обеспечения положенными видами довольствия.

Обжалуемые пункты и статьи Положения о порядке прохождения военной службы изданы в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и другими федеральными законами и не нарушают прав и свобод военнослужащих.

Следовательно, считает представитель ответчика М., Президент РФ, утверждая Положение о порядке прохождения военной службы и устанавливая в нем соответствующие правовые нормы, действовал в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с Конституцией РФ и другими федеральными законами РФ в области статуса военнослужащих и военной службы.

Заслушав объяснения представителя Президента Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации М., возражавшего против требований заявителя, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Б., полагавшего в удовлетворении требований заявителя отказать, Верховный Суд РФ находит, что требования Л. удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, которая, по общему правилу, совпадает с днем истечения срока военной службы. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, перечисленных в данном пункте Закона, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Из содержания п.п. "и" п. 2 ст. 13 утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" "Положения о порядке прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 года N 1237, усматривается, что зачисление военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжение командира допускается при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и этим Положением - до его исключения.

В пунктах 15 , 16 , 23 и 24 ст. 34 Положения "О порядке прохождения военной службы" указано, что исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего, признанного военно-врачебной комиссией негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске (отпусках).

Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и этим Положением .

Анализ указанного выше законодательства показывает, что случаи, когда военнослужащий, уволенный с военной службы, не подлежит исключению из списков личного состава воинской части, установлены в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" и в Положении о порядке прохождения военной службы.

Что же касается отказа командования в присвоении Л. очередного воинского звания, то согласно п. 2 ст. 47 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и п. 1 ст. 22 Положения военнослужащему присваивается очередное воинское звание только при условии нахождения его на соответствующей воинской должности. К моменту истечения срока пребывания Л. в предыдущем воинском звании последний уже находился в распоряжении командира воинской части.

Следовательно, положения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и вытекающие из них нормы Положения о порядке прохождения военной службы, законность которых оспаривает заявитель Л., не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права.

В судебном заседании установлено, что с 18 февраля 2002 года Л. был освобожден от воинской должности и на основании подпункта "и" пункта 2 статьи 13 Положения "О порядке прохождения военной службы" в связи с невозможностью исключения из списков личного состава воинской части, зачислен в распоряжении командира воинской части.

Это обстоятельство было вызвано тем, что, в соответствии со ст.ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для увольнения с военной службы по состоянию здоровья, военнослужащий, прослуживший 10 и более лет и нуждающийся в получении жилья, должен дать свое согласие на увольнение без предоставления жилья с оставлением в списке очередников на получение жилья по месту службы. Л., как установлено в суде, такого согласия не давал, чем и было обусловлено его зачисление в распоряжение командира части.

Фактически, именно зачислением в распоряжение командира воинской части, которое заявитель расценивает как насильственное удержание на военной службе, увольнением с военной службы без обеспечения жильем, освобождением от должности, отказом в присвоении очередного воинского звания и вызвано обращение Л. в Верховный Суд Российской Федерации. Между тем, нормы в обжалуемых пунктах Положения устанавливают порядок исключения из списков личного состава воинской части военнослужащих, уволенных с военной службы, и направлены в первую очередь, на защиту военнослужащих в целях недопущения случаев незаконного их исключения из списков личного состава воинской части без обеспечения положенными видами довольствия.

Таким образом, обжалуемые пункты и статьи Положения "О порядке прохождения военной службы" не нарушают положений ст.ст. 4 , 6 , 8 , 13 , и 14 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод" и изданы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и другими федеральными законами и не только не противоречат ч. 1 ст. 17 , ст. 18 , ч. 1 и 2 ст. 19 , ч. 1 , 2 , 3 ст. 37 , ч. 2 , 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации но, напротив, предусматривают все необходимые гарантии реализации закрепленных в них прав и свобод, что подтверждается и решениями военных судов, вынесенных по делу Л.

Однако, несмотря на эти судебные решения, заявитель длительное время не может реализовать свои конституционные права. Тем самым исполнение обязанности государства по обеспечению Л. жильем возложена на соответствующие органы исполнительной власти, распоряжающиеся жилищным фондом, которые и обязаны в установленном законом порядке предоставить заявителю жилое помещение.

Не противоречат оспариваемые заявителем правовые нормы Положения и ст.ст. 13 , 206 и п. 3 ст. 258 ГПК РФ, а так же ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", поскольку неисполнение воинским должностным лицом судебных решений по обеспечению Л. жильем, а также обоснованность применения судами оспариваемых заявителем правовых норм при рассмотрении гражданских дел по жалобам на действия должностных лиц не могут являться основанием для признания этих норм противоречащими действующему законодательству.

К тому же, в соответствии со ст. 27 ГПК РФ о подсудности гражданских дел Верховному Суду Российской Федерации проверка законности и обоснованности действий должностных лиц, обязанностей исполнения соответствующими органами военного управления и командирами судебных решений военных судов не входит в компетенцию Военной коллегии Верховного Суда РФ.

Исходя из изложенного, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу, что Президент Российской Федерации, утверждая Положение о порядке прохождения военной службы и устанавливая в нем соответствующие правовые нормы, действовал в рамках предоставленных ему полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации и другими Федеральными законами Российской Федерации в области статуса военнослужащих и военной службы и не нарушил прав заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:

В удовлетворении заявления Л. о признании п.п. "и" п. 2 ст. 13 , п. 1 ст. 22 , п. 15 , 16 , 23 , 24 ст. 34 "Положения о порядке прохождения военной службы", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", противоречащими ст.ст. 4 , 6 , 8 , 13 и 14 Конвенции "О защите прав человека и основных свобод"; ч. 1 ст. 17 , ст. 18 , ч. 1 и 2 ст. 19 , ч. 1 , 2 , 3 ст. 37 , ч. 2 , 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации; п. 5 ст. 3 , ст.ст. 15 , 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"; п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"; ст. 13 , ст. 206 , п. 3 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" - отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.


Судья Верховного Суда
Российской Федерации


Проблема

Здравствуйте,помогите моей достаточно серьёзной проблеме,по крайней мере для меня.Уволили по ОШМ приказом,но не исключили из списков части по причине того что я была госпитализирована,но пролежала в госпитале не столько на сколько рассчитывала,так как у меня 1.02.15 г. -20 календарей и хочу как-то дотянуть,а исключить не могут, насколько я знаю, только если я лежу в стационаре,освобождение не подходит,все отпуска догуляны за 2014 год.Нужно ещё протянуть 12 дней,не знаю что уже можно предпринять,на сколько мне известно,они могут сейчас исключать, даже не обеспечив полностью вещевым имуществом,выписку на выдачу дают и гуляй.Так ли это.

Решение

Здравствуйте!

Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 20.02.2014) "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы")

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы , гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

ГАРАНТ:

Какие компенсации положены при увольнении по ОШМ? /problem/7100

При увольнении в запас по окончанию контракта положено два оклада денежного содержания со всеми процентами за выслугу и прочее или же "голый" оклад? /problem/6616

Не обеспечили вещевым, денежным и продовольственным довольствием при увольнении из армии. Как составить исковое заявление в суд? /problem/6980

Могут ли военнослужащую уволить из вооруженных сил при окончании контракта, если она находится в отпуске по уходу за ребенком? /problem/7175

Знаете, в вашей ситуации, как «дотянуть» целый месяц, до увольнения, советовать сложно.

А вы лежали в стационаре, с каким заболеванием?, возможно, если вы заболевание свяжите с прохождением службы, то может быть вы подадите документы, на изменения увольнения не по ОШМ, а по состоянию здоровья. Если увольняться по состоянию здоровья, то вам нужно будет проходить ВВК, а это займет время, таким образом, и дотяните.

Но, все-таки эксперты на сайте дают консультации в связи с нарушением прав граждан, а в вашем случае, нужно что-то придумать, это не наш формат.

А может быть, вы входите в перечень «льготников»:

Увольнение с военной службы беременных женщин-военнослужащих, женщин-военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" — "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.


Женщины-военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части

Решение

Добрый день!

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"

Раздел VII. Увольнение с военной службы

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

Также есть Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы"

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/180912/#ixzz3MzPslZBB Положение

о порядке прохождения военной службы

VIII. Порядок увольнения с военной службы

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);

при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию)

можете там обсдить это вопрос на форуме или найти там ответ http://www.ofizer.ru/forum


У Вас есть какие-то вопросы? Задавайте, ответ последует незамедлительно!

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Проблема

Здравствуйте,помогите моей достаточно серьёзной проблеме,по крайней мере для меня.Уволили по ОШМ приказом,но не исключили из списков части по причине того что я была госпитализирована,но пролежала в госпитале не столько на сколько рассчитывала,так как у меня 1.02.15 г. -20 календарей и хочу как-то дотянуть,а исключить не могут, насколько я знаю, только если я лежу в стационаре,освобождение не подходит,все отпуска догуляны за 2014 год.Нужно ещё протянуть 12 дней,не знаю что уже можно предпринять,на сколько мне известно,они могут сейчас исключать, даже не обеспечив полностью вещевым имуществом,выписку на выдачу дают и гуляй.Так ли это.

Решение

Здравствуйте!

Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 20.02.2014) "Вопросы прохождения военной службы" (вместе с "Положением о порядке прохождения военной службы")

23. Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы , гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 9 марта 2005 г. N ВКПИ04-132, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 июня 2005 г. N КАС05-218, пункт 24 статьи 34 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству


24. Военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (уволенный досрочно - не позднее дня истечения срока его военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении военнослужащего с военной службы , за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 статьи 38 Федерального закона и настоящим Положением

Решение

Здравствуйте,

В соответствии с п.18.Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941:

Военнослужащим - гражданам, проходившим военную службу по контракту, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющим общую продолжительность военной службы (службы) менее 20 лет и уволенным с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также гражданам, уволенным без права на пенсию со службы в органах внутренних дел по истечении срока нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, при отсутствии возможности перемещения по службе, в течение 1 года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому (специальному) званию.

Оклад по воинскому (специальному) званию подлежит назначению и выплате в течение 1 года после увольнения с военной службы (службы) исходя из размера оклада по воинскому (специальному) званию, получаемого военнослужащим, лицом рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на день увольнения с военной службы (службы), в том числе и при несвоевременном обращении за его назначением.

При этом, если в течение указанного срока повышаются (индексируются) оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, состоящих на военной службе (службе), соответственно увеличиваются размеры оклада.

Назначение и выплата оклада по воинскому (специальному) званию производятся в соответствии с правовым актом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (служба), принятым на основании настоящего постановления.

Годичный срок для выплаты оклада по воинскому (специальному) званию исчисляется со дня, следующего за днем исключения военнослужащих и указанных лиц из списков личного состава воинской части (органа) в связи с увольнением с военной службы (службы).

При несвоевременном обращении за назначением оклада по воинскому (специальному) званию выплаты за прошлое время производятся в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, если обращение за ними последовало до истечения 3 лет со дня возникновения права на их получение.

Ознакомьтесь с решением похожих проблем :

Какие денежные выплаты положены при увольнении в запас по ОШМ? http://taktaktak.org/problem/6088

Какие компенсации положены при увольнении по ОШМ? http://taktaktak.org/problem/7100

При увольнении в запас по окончанию контракта положено два оклада денежного содержания со всеми процентами за выслугу и прочее или же "голый" оклад? http://taktaktak.org/problem/6616

Не обеспечили вещевым, денежным и продовольственным довольствием при увольнении из армии. Как составить исковое заявление в суд? http://taktaktak.org/problem/6980

Могут ли военнослужащую уволить из вооруженных сил при окончании контракта, если она находится в отпуске по уходу за ребенком? http://taktaktak.org/problem/7175

Знаете, в вашей ситуации, как «дотянуть» целый месяц, до увольнения, советовать сложно.

А вы лежали в стационаре, с каким заболеванием?, возможно, если вы заболевание свяжите с прохождением службы, то может быть вы подадите документы, на изменения увольнения не по ОШМ, а по состоянию здоровья. Если увольняться по состоянию здоровья, то вам нужно будет проходить ВВК, а это займет время, таким образом, и дотяните.

Но, все-таки эксперты на сайте дают консультации в связи с нарушением прав граждан, а в вашем случае, нужно что-то придумать, это не наш формат.

А может быть, вы входите в перечень «льготников»:

Увольнение с военной службы беременных женщин-военнослужащих, женщин-военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.


Женщины-военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части

Решение

Добрый день!

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/178405/#ixzz3MzOw6vNA

Раздел VII. Увольнение с военной службы

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

Также есть Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы"

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/180912/#ixzz3MzPslZBB Положение

о порядке прохождения военной службы

VIII. Порядок увольнения с военной службы

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и при отсутствии других оснований для увольнения:

при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

по истечении сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных пунктом 4 статьи 42 Федерального закона и настоящим Положением, при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при снижении воинского звания, предусмотренного по занимаемой им воинской должности (должности), и (или) месячного оклада в соответствии с занимаемой им воинской должностью (должностью) и нежелании продолжать военную службу на занимаемой им воинской должности (должности), а также при невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность);

при признании его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе по имеющейся военно-учетной специальности (не отвечающим специальным требованиям), но годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями при отсутствии его согласия с назначением на другую воинскую должность (должность);

при сокращении воинских должностей (должностей) одной военно-учетной специальности либо воинских должностей (должностей), подлежащих замещению одним составом военнослужащих, в пределах их общей численности в воинской части, подразделении органа или организации, в том числе если занимаемая им воинская должность (должность) не подлежит сокращению, при его согласии (для военнослужащих, имеющих выслугу лет, дающую право на пенсию)

Всего доброго!


Исключение из списков личного состава воинской части
Как ранее было указано, судами было допущено множество ошибок при разрешении гражданских дел указанной категории.

В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. При этом днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы).

Законодательством предусмотрены следующие препятствия для исключения из списков личного состава воинской части:

До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов (при отсутствии его согласия) (п. 16 ст. 34 Положения);

Если в отношении такого военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части (п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»);

Без предоставления основного и дополнительных отпусков - исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности (п. 16 ст. 29 Положения). В случае заболевания военнослужащего во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, этот отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни на основании справки из лечебного учреждения (п. 18 ст. 29 Положения)

Военнослужащего, находящегося на стационарном лечении (п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе).
Для данной категории дел характерно наличие двух предметов спора, во-первых –о наличии права на обеспечение причитающимся видом довольствия, во вторых – гарантия предоставления указанного вида довольствия до исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
При разрешении спора о наличии права на обеспечение каким-либо видом довольствия (обеспечение денежным, вещевым довольствием, на предоставление отпуска) необходимо проанализировать нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и установить факты, с которыми связано возникновение этого права.

В свою очередь, при разрешении требований о восстановления в списках личного состава воинской части необходимо руководствоваться разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», согласно п. 49 которого в случае, если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списках личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.

Таким образом, приказ командования об исключении из списков личного состава воинской части необходимо признавать незаконным только в случае невозможности восстановить нарушенное право иным способом, например, в случае непредоставления отпуска или продления такого отпуска на количество дней болезни, невыплаты денежного довольствия за период более месяца, а также отсутствия со стороны военнослужащего факта злоупотребления своим правом.
Если военнослужащий обеспечен денежным довольствием, но с ним не произведены расчёты по вещевому имуществу, различным компенсационным, дополнительным или отдельным выплатам, то судом, как правило, должно приниматься решение лишь о возложении на командование обязанности по возмещению образовавшейся задолженности, но не по восстановлению заявителя в списках личного состава воинской части.

Такой вывод согласуется с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, а также со сложившейся судебной практикой. В частности, в своем определении от 21 января 2014 года № 211-КГ13-0 Военная коллегия Верховного Суда пришла к выводу о том, что несвоевременное обеспечение заявителя единовременным пособием при увольнении с военной службы, которое в состав денежного довольствия не входит, не может быть расценено как неполное обеспечение денежным довольствием и признано основанием для его восстановления в списках личного состава воинской части.

Согласно правовой позиции, выраженной Военной коллегией Верховного Суда в определении № 201-В 10-26 от 9 ноября 2010 года, существенными по делам данной категории являются обстоятельства, связанные с установлением причин необеспечения военнослужащего указанными в пункте 16 статьи 34 Положения видами довольствия. Сам по себе факт необеспечения военнослужащего денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением не указывает на нарушение его прав и свобод, свидетельствующее о безусловной необходимости восстановления военнослужащего в списках личного состава воинской части.

При определении того, входит ли оспариваемая выплата в состав денежного довольствия, необходимо руководствоваться Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», согласно которому в состав денежного довольствия не входят и являются отдельными выплатами, например, командировочные расходы, подъемное пособие, суточные, единовременное пособие при увольнении с военной службы и т.д.

Например, правильно разрешено гражданское дело гарнизонным военным судом по заявлению Л., в котором заявитель оспорила, в том числе, факт исключения её из списков личного состава воинской части без полного обеспечения денежным довольствием, выплата которого производилась исходя из третьего тарифного разряда вместо пятого, а также выплаты ей надбавки за классную квалификацию, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и материальнойпомощи. Суд удовлетворил требования заявителя в части производства этих выплат, однако обоснованно отказал в удовлетворении требований Л. о восстановлении ее в списках личного состава воинской части.

Разрешая гражданское дело по заявлению Б.гарнизонный военный суд, своим решением удовлетворил требования заявителя в части выплаты ему надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время за период непосредственного участия в отработке задач учебно-боевой подготовки в полевых условиях, но в то же время пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для его восстановления в списках личного состава воинской части в связи с невыплатой названной надбавки.

Напротив, иной гарнизонный военный суд, удовлетворяя заявление Л. в части производства перерасчета выплаченного ему денежного довольствия с 2011 года, а также единовременного пособия при увольнении с военной службы исходя из оклада, соответствующего 21 тарифному разряду, необоснованно возложил на командира воинской части обязанность отменить приказ об исключении заявителя из списков личного состава воинской части. Решение суда в этой части судебной коллегией было отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления в части восстановления заявителя в списках личного состава.

Другой пример, судебная коллегия отменила решение гарнизонного военного суда в соответствии с которым на командование возложена обязанность по восстановлению С. в списках личного состава воинской части и выплате ему задолженности по денежному довольствию по 1 тарифному разряду за период самовольного оставления им воинской части с 2009 по 2011 г. При этом в удовлетворении заявления в этой части было отказано в связи с тем, что нарушение прав заявителя, фактически выразившееся в непроизводстве ему выплат за период самовольного оставления воинской части, возможно без восстановления его в списках личного состава воинской части.

Решением гарнизонного военного суда на командование возложена обязанность изменить в приказе дату исключения В. из списков личного состава военной прокуратуры на день выплаты ему денежного довольствия. Судебная коллегия, отменила решение суда в этой части отказала в удовлетворении данного требования, поскольку выплата заявителю денежного довольствия была произведена во исполнение другого судебного решения, в связи с чем связывать её с порядком исключения из списков личного состава оснований не имелось.

Судебная коллегия отменила решение гарнизонного военного суда, согласно которому на командование возложена обязанность предоставить П. основной и дополнительный отпуска, выплатить ему денежное содержание и приняла новое об отказе в удовлетворении заявления, поскольку заявитель (восстановленный в судебном порядке на военной службе), проживающий в г. К., на службу в воинскую часть, дислоцированную в г. З., не прибывал, к исполнению обязанностей военной службыне приступал, а вёл с командованием почтовую переписку. Эти обстоятельства судебная коллегия расценила как злоупотребление с его стороны правом, которое судебной защите не подлежит.

Другой пример злоупотребления правом. В своем заявлении в суд К. просил возложить обязанность на командование восстановить его в списках личного состава воинской части, а также предоставить ему причитающиеся отпуска, обеспечить вещевым имуществом и направить на ВВК. Гарнизонный военный суд установил, что К. в 2013 г. проживал в г. З., на военную службу в воинскую часть, дислоцированную в г. В., не прибывал, а личные вопросы решал посредством почтовой переписки. Командование обеспечило К. возможность получить в полном объёме вещевое имущество, препятствий для получения которого у заявителя нет и не было. Заявителю приказами командования был предоставлен отпуск, в эти периоды времени он не пребывал на службу, каких-либо уважительных причин для этого у него не было, с рапортом о направлении его на ВВК не обращался. При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд по существу правильно отказал в удовлетворении названных требований заявителя.
Как было указано выше, при исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части без предоставления отпуска, права военнослужащего подлежат восстановлению путем изменения даты на количество суток предоставляемого ему отпуска, необходимости восстанавливать такого военнослужащего в списках личного состава воинской части не имеется.

В соответствии с п. 18 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащим, заболевшим во время основного или дополнительного отпуска, кроме отпуска по личным обстоятельствам, основной или дополнительный отпуск продлевается на соответствующее количество дней болезни. Продление отпуска в этом случае осуществляется командиром воинской части на основании справки из лечебного учреждения. Если в период отпуска военнослужащий проходит амбулаторное лечение, указанное обстоятельство, по смыслу п. 11 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», не может являться основанием для продления ему основного отпуска, поскольку такое продление производится лишь при пребывании военнослужащего на стационарном лечении.
В качестве правильного примера можно привести рассмотренное гарнизонным военным судом гражданское дело по заявлению Г., в котором заявитель просил обязать командование отменить приказ об исключении его из списков личного состава воинской части в связи с непредоставлением ему полного количества дней основного и дополнительных отпусков, а также неполным обеспечением денежным и вещевым довольствием.

Суд первой инстанции, признав право заявителя на предоставление ему дополнительных 4 дней отпуска, обязал командование изменить дату исключения его из списков личного состава воинской части на указанное количество дней, а также возложил обязанность обеспечить заявителя положенным к выдаче вещевым имуществом.

Решением гарнизонного военного суда было отказано в удовлетворении заявления К., в котором он оспорил действия командования, связанные с исключением его из списков личного состава воинской части, в том числе, без предоставления дополнительных дней к отпуску. Суд установив, что заявитель в период отпуска (предоставленного ему с последующим исключением из списков личного состава воинской части), проходил амбулаторное лечение, пришел к выводу о том, что указанное обстоятельство не может являться основанием для продления ему основного отпуска, поскольку такое продление производится лишь при пребывании военнослужащего на стационарном лечении.
Л. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что во исполнение решения суда командование издало приказ о предоставлении ему неиспользованных отпусков за 2012 и 2013 годы, в связи с чем дата исключения его из списков личного состава воинской части была изменена с 28 января 2013 г. – на 18 марта 2013 г. При этом Л. просил суд признать незаконным вновь изданный приказ о его исключении его из списков личного состава воинской части в связи с тем, что командование не предоставило ему основной отпуск пропорционально прослуженному времени за февраль и март 2013 г.

Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления обоснованно было отказано, поскольку согласно пункту 16 статьи 29 Положения предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности. По смыслу приведенных норм, если увольняемому военнослужащему предоставляется отпуск в году увольнения, то дни, проведенные в таком отпуске, не учитываются для предоставления новых отпусков данному военнослужащему.
Как было указано выше, по делам данной категории необходимо точно определить предмет доказывания, каковым являются обстоятельства, которые вытекают из диспозиции нормы материального права, регулирующей спорные правоотношения.

Характерным примером нарушения этого является гражданское дело по заявлению М., в котором тот оспорил факты необеспечения его в полном объеме денежным довольствием, вещевым имуществом, а также невыплату единовременного пособия при увольнении с военной службы, в связи с чем просил обязать командование отменить приказ о его исключении из списков личного состава воинской части. При этом в заявлении М. не конкретизировал, какие именно дополнительные и компенсационные выплаты и в каком размере ему не выплачены, а также чем были нарушены его права. Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявления было отказано.

В суде апелляционной инстанции заявитель уточнил характер и основания заявленных требований и пояснил, что ежемесячная надбавка за выслугу лет с января 2012 г. ему должна выплачиваться в размере 40 процентов от оклада по воинской должности вместо выплаченной в размере 25 процентов, а должностной оклад и единовременное пособие при увольнении с военной службы - с учетом увеличения их на 20 процентов всоответствии с присвоенной квалификационной категорией штурмана первого класса. Кроме того, о существовании приказа об исключении его из списков личного состава воинской части с 16 июня 2012 г. ему стало известно только 22 июня 2012 года, а до указанной даты он продолжал исполнять обязанности военной службы.

При рассмотрении указанного дела судом апелляционной инстанции решение суда было отменено, а требования заявителя удовлетворены частично, в том числе в связи с допущенными судом первой инстанции процессуальными нарушениями, на которые судебная коллегия отреагировала частным определением. Судебной коллегией было обращено внимание на то, что судье в ходе принятия заявления и подготовке дела к судебному разбирательству необходимо было руководствоваться ст. 148, 153 ГПК РФ, а также разъяснениями постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» (п. 5, 7 и 21), а также от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п. 15).

Предлагается настоящую справку обсудить на оперативном совещании судей с целью выработки единой судебной практики и улучшения качества разрешения данной категории гражданских дел.

Судебная коллегия по административным делам

Северо-Кавказского окружного военного суда

Поделиться: