Положения о губернских и уездных земских учреждениях. Утверждено положение о губернских и уездных земских учреждениях История создания и введения реформы

ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Рубрика (тематическая категория) Право

ʼʼПоложение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.ʼʼ ‑ составная часть буржуазно-демократических реформ 1860 – 70-х гг. Состоит из 56 статей. Определяло функции земских учреждений, вводило выборное и бессословное земское самоуправление.

(Извлечение)

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным поль­зам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются на­стоящим Положением.

2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть˸

I. Завелывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых на счёт земства.

Ш. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие ме­ры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церк­вей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имущества.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здра­вии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными...

7. Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, при­надлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постанов­ленное, признается недействительным.

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого поста­новления земских учреждений, противного законам или общим государствен­ным пользам. ... Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить поста­новление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для ᴇᴦο заседаний время...

13. Уездные земские учреждения суть˸ Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.

14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избирае­мых˸ а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.

ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ" 2015, 2017-2018.

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.» ‑ составная часть буржуазно-демократических реформ 1860 – 70-х гг. Состоит из 56 статей. Определяло функции земских учреждений, вводило выборное и бессословное земское самоуправление.

(Извлечение)

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным поль­зам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются на­стоящим Положением.

2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Завелывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

Ш. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие ме­ры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церк­вей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имущества.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здра­вии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными...

7. Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, при­надлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постанов­ленное, признается недействительным.

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого поста­новления земских учреждений, противного законам или общим государствен­ным пользам. ... Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить поста­новление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время...

13. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.

14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избирае­мых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.

17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опорочен­ные по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

а) лица, владеющие в уезде на праве собственности, пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании.

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ни­же 15 тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйст­венным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее б тысяч рублей;

в) назначенные на основании ст. 18-21 поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли или имуществом, указанных в двух предшедших пунктах "а" и "б" сей статьи;

г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных уч­реждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространст­вом земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного..;

д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею, в размере, определенном в 462-465 ст. Свода Зак... 28. В городских избирательных съездах участвуют: а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промыш­ленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6 тысяч рублей;

в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оце­ненною для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10 тысяч жителей, не ниже 3 тысяч рублей... и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей;

г) назначенные на основании ст. 18-21-й поверенные от частных владель­цев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, вла­деющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах «б» и «в» сей статьи.

30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих вы­борщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского"об­щества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.

43. В Уездном Земском Собрании председательствует Уездный Предводи­тель Дворянства.

46. Уездная Земская Управа составляется из Председателя и двух членов, избираемых на три года Уездным Земским Собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов управы до шести.

48. Избранный Земским Собранием Председатель Уездной Управы (ст. 46) утверждается в этой должности Начальником губернии. В случае отсутствия Председателя место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Начальника Губернии.

50. Губернские земские учреждения суть: Губернское Земское Собрание и Губернская Земская Управа.

51. Губернское Земское Собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года.

53. В Губернском Земском Собрании в тех случаях, когда Государю Импе­ратору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое ли­цо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства.

56. Губернская Земская Управа состоит из Председателя и шести членов, избираемых на три года Губернским Земским Собранием из своей среды... Из­бранный Земским Собранием Председатель Губернской Управы утверждается в должности Министром Внутренних Дел. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Министра Внутренних Дел.

(ПСЗ, Собрание второе, т. XXXIX, отделение первое, № 40457.)

Комментарий. Согласно Положению формировались земские учреждения: земские собрания и земские управы. Создавался институт земских гласных. Во главе собраний и управ стояли выборные председатели, которые руководили деятельностью земских учреждений. Председателями земских собраний по должности были предводители местного дворянства.

На земские учреждения возлагилось: заведование капиталами, имуществом и деньгами земства; содержание земских зданий и путей сообщения; меры по обеспечению «народного продовольствия, мероприятия по благотворительности, взаимное земское страхование имущества; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры, участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования.

Земствам была предоставлена самостоятельность в решении местных вопросов с запрещением вмешиваться в компетенцию правительственных, сословных и других учреждений.

Все избиратели делились на три курии: а) уездные землевладельцы; б) городские жители (купцы и ремесленники); в) крестьяне, имеющие соответствующий имущественный ценз.

В целом, реформа носила незавершенный характер.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Памятники истории и теории государства и права

Высшего профессионального образования.. российская таможенная академия.. кафедра теории и истории государства и права..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Русская правда
Русская Правда крупнейший памятник права Киевской Руси. Её текст был обнаружен в составе летописей, а также в различных более поздних юридических сборниках. До нас дошло бо

Русская правда
В КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ (Извлечения) Правда Ярослава 1. Убьет муж мужа,

Новгородская и псковская судные грамоты
В период политической раздробленности Руси важное место в качестве источника права стало занимать новгородско-псковское вечевое законодательство, которое действовало в этих феодальн

Псковская судная грамота
(Извлечения) Ся грамота выписана из великаго князя Александровы грамоты и из княж Костянтиновы грамоты и изо всех приписков псковъских пошлин по благосл

Судебник 1497 года
(Судебник Великого Князя Иоанна III) Первым опытом кодификации общерусских правовых норм стал Судебник 1497 г. Его принятие составило целую эпоху в истории

Судебник 1497 года
ЛЕТА 7006-ГО МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ ВЕЛИКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ И С БОЯРЫ О СУДЕ, КАК СУДИТ И БОЯРОМ И ОКОЛНИЧИМ (Извлечения)

Судебник 1550 г
(Извлечение) Лета 7000 пятдесят осмаго июня... царь и великий князьИванВасильевич всеа Руси с своею братьею и з бояры сесь Судебник уложыл: как судити бояром, и околничим, дворец

Соборное уложение 1649 года
Памятник русского феодального права, представляющий собой кодификацию всех основных отраслей законодательства. Его издание было непосредственно связано с острейшим социальн

А в ней 9 статей
1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую его пречистую владычицу нашу богородицу

А в ней 22 статьи
1. Будет кто каким умышленьем учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщется допряма,

А в ней 34 статьи
1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за ар

А в ней 7 статей
1. На митрополитов, и на архиепископов, и епископов, и на их приказных, и на дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на

А в ней 69 статей
В Московском уезде были поместьям: 1. За бояры по двесте четвертей за человеком. За околничими, и за думными дьяки по сту по пятидесят четвертей за человеком.

А в ней 55 статей
1. В прошлом… году блаженныя памяти, великий государь царь и великий князь Михаиле Феодоровичь всея Русии, и отец его государев, блаженныя же памяти, великий государь, святейший Фил

А в ней 40 статей
1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи и владычни и монастырския и бояр и околничих и думных и ближних и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремеслен

А в ней 119 статей
2. А впредь детей боярских верстаных и неверстаных никому в холопы не приимати, и в Холопье приказе на них, без государева имянного указу, кабал не давати. 3. А будет котор

А в ней 104 статьи
1. Которые розбойники розбивают, и людей побивают, и тати крадут в Московском уезде и в городех, на посадех и в уездех, и такие розбойные и убийственые и татиные дела ведать в Розбойном приказе.

А в ней 26 статей
1. Будет которой сын или дочь учинит отцу своему или матери смертное убийство, и их за отеческое или за матерне убийство казнити смертию же безо всякия пощады… 8. А будет ч


1. У кого корчму вымут впервые, или кто на продажу вино курит, и на тех впервые заповеди правити по пяти рублев, а на питухах по полуполтине на человека. А у кого корчму вдругоряд в

О порядке наследования в движимых
И НЕДВИЖИМЫХ ИМУЩЕСТВАХ (1714 г., марта 23) Указ о единонаследии ‑ законодательный акт Петра I от 23 ма

Артикул воинский
(1715 г., апреля 26) Воинский Артикул Петра I был принят 26 апреля 1715 г. Это крупнейший правовой памятник Петровской эпохи. Представляет собой военно-уго

Гл. I. - О страхе божий
Арт. 1. Хотя всем обще и каждому христианину без изъятия надлежит христианско и честно жить, и не в лицемерном страхе божий содержать себя: однакоже сие солдаты и воинские люди

Гл. IV. - О самовольном обнажении шпаги, о тревоге и карауле
Арт. 36. Кто из офицеров, или рядовых, в присутствии фелтмаршала или командующего генерала, или при бою, походе, или во время и оном месте, где воинский суд, или на оном месте, и во

Небрежении онаго
Арт. 57. Кто свое ружье весьма бросит, или в поле оставит, оный жестоко шпицрутенами наказан будет… Арт. 59. Есть ли кто свой мундир, ружье проиграет, продаст или в заклад

Гл. ХП. - О дезертирах и беглецах
Арт. 94. Которыя стоя пред неприятелем или в акции уйдут, и знамя свое или штандарт до последней капли крове оборонять не будут, оные имеют шельмованы быть; а когда поимаются уб

Гл. XIV. - О взятии городов, крепостей, добычей и пленных
Арт. 104. Когда город или крепость штурмом взяты будут, тогда никто да не дерзает хотя вышнего или нижняго чина, церкви, школы или иные духовные домы, шпитали, без позволения и указ

Гл. XVI. - О измене и переписке с неприятелем
Арт. 124. Кто из офицеров или рядовых с неприятелем тайную и опасную переписку иметь будет, и неприятелю или его союзникам как нибудь ведомость какую подаст, или с неприятелем, и от

Гл. ХVII. - О возмущении, бунте и драке
Арт. 133. Все непристойные, подозрительные сходбища и собрания воинских людей, хотя для советов каких нибудь (хотя и не для зла) или для челобитья, чтоб общую челобитную писать, чре

Гл. XVII. - О поносительных писмах бранных и ругателных словах
Арт. 149. Кто пасквили, или ругателныя письма тайно сочинит, прибьет и распространит, и тако кому непристойным образом какую страсть или зло причтет, чрез что его доброму имени нека

Гл. XIX. - О смертном убийстве
Арт. 154. Кто кого волею и нарочно без нужды и без смертного страху умертвит, или убьет его тако, что от того умрет, онаго кровь паки отметить, и без всякой милости оному голову отс

Гл. XX. - О содомском грехе, о насилии и блуде
Арт. 165. Ежели смешается человек со скотом и безумною тварию, и учинит скверность, онаго жестоко на теле наказать. Арт. 166. Ежели кто отрока осквернит, или муж с мужем му

Гл. XXI. - О зажигании, грабительстве и воровстве
Арт. 178. Кто из офицеров или рядовых самоволством или нарочно без указу в маршу город, село и деревню или церкви, школы, шпитали и мельницы зажжет, печи или некоторые дворы сломает

Гл. XXII. - О лживой присяге и подобных сему преступлениях
Арт. 196. Кто лживую присягу учинит, и в том явственным свидетелством обличен будет, оному надлежит два пальца, которыми он присягал, отсечь, а его послать на каторгу. Толк

Гл. ХХШ. - О палаче и профосах
Арт. 204. Никто да не дерзает генералу-гевальдигеру, профосам и протчим судейским служителям, во управлении чина их, и когда оныя захотят взять винного, возбранять и воспрепятствова

Гл. XXIV. - О утаении и увозе злодеев
Арт. 206. Никто б ни вышняго, ниже нижняго чина, никаким образом не дерзал, никого из неприятелей, изменника какова, или злодея утаить, или под каким видом уводить, дабы от заслужен

Или судебных тяжеб
(1716 г., март) Данный документ является фактически первым актом, регламентирующим процессуальное право. В нем закрепляются основные принципы и правила осуществления судебн

Гл. 1. - О суде и судиах
1. И понеже первее надлежит краткое изображение судебных тяжеб здесь представить, и что при том внимания достойнаго есть: того ради запотребно разсуждаем, прежде о суде и процесах (

Гл. П. - О процесс или тяжбе
1. Процес есть дело судимое, чрез который случающыяся тяжебные дела основательным представлением и из обстоятелства дел обретенных доказов явны сочиняются, и потом от судей, по изоб

Гл. I. - О повещании
1. Начало суда и основание судебнаго процеса есть повещание, когда по всем правам натуралным каждому причина ознаменуется, и к обороне своей и оправданию допущен бывает, в чем ником

Гл. Ш. - О челобитчике
1. Челобитчик есть оный, который другаго некоторой ради причины в суд позывает и от судьи правомерного приговору и вспоможения в правом своем деле требует. 2. Кто на кого б

Гл. IV. - О ответчике
1. Ответчик есть оный, который какой ради нибудь причины от другаго в суд позван будет, и на него правомерное вспоможение от судьи решение требуется. 2. Сему надлежит, когд

Гл. VI. - О ответе
1. Чрез принесенное челобитье челобитчика и ответствование ответчика утверждается поданный ответ. 2. Ответ на три образа утверждается. (1) Когда ответчик в жалобе весма пов

Гл. I. - О доказании
1. Вторая часть судебного процесу начинается от доказов, чрез которые челобитчик и ответчик доношения своя так уверяют, что правда из оных познавается. 2. Паче всего надлежит челобитчи

Гл. II. - О признании
1. Когда кто признает, чем он винен есть, тогда далняго доказу не требуей понеже собственное признание есть лутчее свидетелство всего света. 2. Но оное признание такое быть

Гл. III. - О свидетелех
1. Другой образ доказания бывает чрез свидетелей, и хотя свидетели мужеска и женска полу принимаютца, однако ж надлежит оным быть добрым и безпорочным людем, которым бы мочно повери

Гл. V. - О присяге
1. Четвертый образ доказывания бывает чрез присягу, которая присяга очистительная называется и при оной следующие находятся обстоятельства. 2. Когда челобитчик ответчика не

Гл. VI. - О распросе с пристрастием и о пытке
1. Сей распрос такой есть, когда судья того, на которого есть подозрение, и оный доброволно повинитися не хощет, пред пыткою спрашивает, испытуя от него правды и признания в деле.

Гл. I. - О приговорах
1. Когда по донесенной жалобе и ответу от обеих сторон, либо чрез собственное признание, доказ или основание дела порядочным образом скончается, тогда в суде следует приговор таким

Гл. II. - О уничтожении приговору
1. Оное уничтожение приговаривающих, ради следующих притчин бывает: (1) Когда челобитчик более пунктов, как ответчику предложено, докажет, и судия не имев оных, на его дело

О оглавлении приговоров в наказаниях и казнех
1. Обыкновенным телесныя наказания суть то, егда кто ношением оружия, сиречь мушкетов, седел, також заключением, скованием рук и ног в железа и питания хлебом и воды точию или на де

И преимущества благороднаго
РОССИЙСКАГО ДВОРЯНСТВА (1785 г., апреля 21) Жалованная грамота дворянству 1785 года («Грамота на права, вольности и преимуще

А. О личных преимуществах дворян
1. Дворянское название есть следствие, вытекающее от качества добродете­ли начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем об­ращая самую службу в достоинство, пр

Б. О собрании дворян, установлении общества дворянскаго в губернии и о выгодах дворянскаго общества
37. Нашим верноподданным Дворянам жалуем дозволение собираться в той Губернии, где жительство имеют, и составлять дворянское общество в каждом Наместничестве, и пользоваться нижеопи

А. Городовое положение
1. Город строить по утвержденному плану за подписанием руки Императорскаго Величества. 2. Городу подтверждаются правильно принадлежащия по Межевой Инст­рукции, или инако за

Установление общества градскаго, и о выгодах общества градскаго
29. Городовым обывателям каждаго города жалуется дозволение собираться в том городе, и составить общество градское, и пользоватися нижеписанными правами и выгодами. 30. Гор

В. Наставление для сочинения и предложения городовой обывательской книги
61. Городской Глава того города с выбранными от города Депутатами от каждой городовой части, из списка старосты составит городовую обыватель­скую книгу того города. 63. В п

О второй гильдии
110. Второй гильдии не токмо дозволяется, но и поощряется производить всякие внутри Империи торги, и товары возить водою и сухим путем по горо­дам и ярманкам, и по оным продавать, в

О третьей гильдии
116. Третьей гильдии не токмо дозволяется, но и поощряется производить мелочный торг по городу и по уезду, продавать мелочный товар в городе и в округе, и тот мелочный товар возить

О Городской общей Думе и о городской шестигласной Думе
156. Городовым обывателям дозволяется составить общую Городскую Думу. 157. Городскую общую Думу составляют Городской Глава и Гласные от на­стоящих городовых обывателей, от

Манифест о всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта
(1861 г., февраля 19) Реформаторскую эпоху 1860-1870-х гг. с полным правом можно назвать одной из наиболее последовательных попыток модернизировать весь уклад жизни Россий

Основных государственных законов российской империи
(23 апреля 1906 года) (Извлечения) Основные государственные законы Российской империи - свод законоположений, кас

Основные Государственные Законы
1. Государство Российское едино и нераздельно. 1906 Апр. 23, собр. узак., 603, ст. 1. 2. Великое Княжество Финляндское, составляя нераздельную часть Госуд

О существе Верховной Самодержавной власти
4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Само-державная власть. Повиноваться власти Его, не только за страх, но и за совесть, Сам Бог повелевает. 1906 Апр. 23, собр. узак

О порядке наследия Престола
25. Императорский Всероссийский Престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском Доме… 26. С Императорским Всероссийским Престоло

О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке
40. Совершеннолетие Государям обоего пола и Наследнику Императорского Престола полагается в шестнадцать лет... 41. При вступлении на престол Императора пр

О вступлении на Престол и присяге подданства
53. По кончине Императора, Наследник Его вступает на Престол силою самого закона о наследии, присвояющего Ему сие право. Вступление на Престол Императора считается со дня кончины Е

О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе
59. Полный титул Императорского Величества есть следующий: «Божиею поспешествующею милостию, Мы, NN, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирск

О правах и обязанностях российских подданных
69. Условия приобретения прав российского подданства, равно как и их утраты, определяются законом… 70. Защита Престола и Отечества есть священная обязанно

О законах
84. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке… 85. Сила законов равно обязательна для всех без изъяти

Их действий
98. Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются указами Государя Императора... 99. Продолжительность ежегодных занятий Государственно

О Совете Министров, Министрах и Главноуправляющих отдельными частями
120. Направление и объединение действий Министров и Главноуправляющих отдельными частями по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления, возлагается н

О титулах, гербах и прочих внешних преимуществах
144. Титулы, принадлежащие Членам Императорской Фамилии, суть: 1) Наследник, Цесаревич, Великий Князь и Императорское Высочество. 2) Великий Князь, Великая Княгин

Государственной думы
(1917 г., февраля 28) Государственная дума в России являлась представительным законодательным учреждением с ограниченными правами, созданная в результате р

О его составе и задачах
(1917 г., марта 3) (Извлечение) Граждане! ...Временный Комитет Государственной Думы назначает министрами перво­го общественного кабинета следующих

Октября 1917 г
Рабочее и Крестьянское правительство, созданное революцией 24-25 октября и опирающееся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их п

Солдатских депутатов
(принят на заседании 26 октября в 2 час. ночи) 1) Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа. 2) Помещичьи имени

От 10 июля 1918 г
Конституция РСФСР 1918 г. – первая в истории конституция советского типа. Срок её действия определялся как «переход от капитализма к социализму». Решение о подготовке перво

О Всероссийском съезде Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов
24. Всероссийский съезд Советов является высшей властью Российской Со­циалистической Федеративной Советской Республики. 25. Всероссийский съезд Советов составляется из пред

О Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов
31. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Рос­сийской Социалистической Федеративной Сов

О Совете Народных Комиссаров
37. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. 38. В осуществление этой задачи Совет Наро

О предметах ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов
49. Ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрально­го Исполнительного Комитета Советов подлежат все вопросы общегосударст­венного значения, как-то: а) Ут

О съездах Советов
53. Съезды Советов составляются следующим образом: а) Областные - из представителей городских Советов и уездных съездов Со­ветов, по расчету 1 депутат на 25 000 жителей, а

О Советах депутатов
57. Советы депутатов образуются: а) В городах - по расчету 1 депутат на каждые 1000 человек населения, но в числе не менее 50 и не более 1000 членов. б) В селениях

О предметах ведения органов советской власти на местах
61. Областные, губернские, уездные и волостные органы Советской власти, а также Советы депутатов имеют предметом своей деятельности: а) проведение в жизнь всех постановлени

О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов
71. Весь материал по производству выборов поступает в соответственный Совет. 72. Совет для проверки выборов назначает мандатную комиссию. 73. О результатах проверк


(1924 г., января 31) 30 декабря 1922 г. в Москве I съезд представителей Советов РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской Социалистической Феде

Декларация об образовании союза советских социалистических республик
Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма. Там, в лагере капитализма, - национальная вра

Договор об образовании союза советских социалистических республик
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БС

Власти Союза Советских Социалистических Республик
1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его вер­ховных органов, подлежат: а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех ди­пломат

О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве
3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная

О Съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик
8. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Респуб­лик является съезд Советов, а в период между съездами Советов - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советски

Республик
13. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалисти­ческих Республик состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей. 14. Съезд Советов Союза Советских Со

Советских Социалистических Республик
29. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик в период между сессиями Центрального Испол­нительного Комитета Союза Советских Социали

Республик
37. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Рес­публик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Со

О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик
43. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Ре

Республик
49. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государст­венного управления, входящими в круг ведения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республ

Об объединенном государственном политическом управлении
61. В целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом учреждается при Совете Народн

О союзных республиках
64. В пределах территории каждой союзной республики верховным органом власти последней является съезд Советов республики, а в промежутках между съездами - ее центральный исполнитель

О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических Республик
70. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на язык

Союза советских социалистических республик
(1936 г., декабря 5) Коренные изменения в общественном строе СССР потребовали соответствующего отражения в конституционном законодательстве. Разработкой новой Конституции

Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик
Статья 30.Высшим органом государственной власти СССР является Вер­ховный Совет СССР. Статья 31.Верховный Совет СССР осуществляет все права

Высшие органы государственной власти союзных республик
Статья 57. Высшим органом государственной власти Союзной республики является Верховный Совет Союзной республики. Статья 58. Верховный Сове

Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик
Статья 64. Высшим исполнительным и распорядительным органом госуда ственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Сове Народных Комиссаров СССР

Органы государственного управления союзных республик
Статья 79.Высшим исполнительным и распорядительным органом государ­ственной власти Союзной республики является Совет Народных Комиссаров Союзной республики. Статья

Социалистических Республик
Статья 89.Вывшим органом государственной власти Автономной республи­ки является Верховный Совет АССР. Статья 90. Верховный Совет Автономно

Местные органы государственной власти
Статья 94. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, киш­лаках, аулах)

Суд и прокуратура
Статья 102. Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, су­дами автономных республик и

Основные права и обязанности граждан
Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получе­ние гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количест­вом и качеством.

Избирательная система
Статья 134. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Вер­ховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, краевые и обла­стные Советы депутатов трудящихся, Верхов

Порядок изменения Конституции
Статья 146. Изменение Конституции СССР производится лишь по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из его палат.

Союза советских социалистических республик
(1977 г., октября 7) В 1962 г. была сформирована Конституционная комиссия, призванная выработать проект Основного закона. Её сначала возглавил (до октября

Союза советских социалистических республик
(Извлечения) Великая Октябрьская социалистическая революция, совершенная рабочими и крестьянами России под руководством Коммунистической партии во главе с В.И. Ленин

Экономическая система
Статья 10.Основу экономической системы СССР составляет социалистиче­ская собственность на средства производства в форме государственной (обще­народной) и колхозно-к

Социальное развитие и культура
Статья 19. Социальную основу СССР составляет нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. Государство способствует усилению социальной однородности общества, стиранию

Внешняя политика
Статья 28. СССР неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество… В СССР проп

Защита социалистического Отечества
Статья 31. Защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. В целях защиты социалистических зав

Гражданство СССР. Равноправие граждан
Статья 33. В СССР установлено единое союзное гражданство. Каждый гра­жданин союзной республики является гражданином СССР. Основания и порядок приобретения

Основные права, свободы и обязанности граждан СССР
Статья 39. Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и со

СССР - союзное государство
Статья 70. Союз Советских Социалистических Республик - единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в

Союзная Советская Социалистическая Республика
Статья 76. Союзная республика - суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалист

Автономная Советская Социалистическая Республика
Статья 82. Автономная республика находится в составе союзной республи­ки. Автономная республика вне пределов прав Союза ССР и союзной респуб­лики самостоят

Система и принципы деятельности Советов народных депутатов
Статья 89. Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верхов­ные Советы союзных республик, Верховные Советы автономных республик, краевые, областные Советы народных депутато

Избирательная система
Статья 95. Выборы депутатов во все Советы народных депутатов произво­дятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Народный депутат
Статья 103. Депутаты являются полномочными представителями народа в Советах народных депутатов, Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государс

Верховный совет СССР
Статья 108. Высшим органом государственной власти СССР является Вер­ховный Совет СССР. Верховный Совет СССР правомочен решать все вопросы, отнесенные насто

Совет министров СССР
Статья 128. Совет Министров СССР - Правительство СССР - является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР. Стат

Республики
Статья 137. Высшим органом государственной власти союзной республики является Верховный Совет союзной республики. Верховный Совет союзной республики правомочен решать все

Высшие органы государственной власти и управления автономной республики
Статья 143. Высшим органом государственной власти автономной респуб­лики является Верховный Совет автономной республики. Принятие Конститу­ции автономной республики

Местные органы государственной власти и управления
Статья 145. Органами государственной власти в краях, областях, автоном­ных областях, автономных округах, районах, городах, районов в городах, по­селках, сельских на

Герб. флаг. гимн и столица СССР
Статья 169. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик представляет собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в о

Действие конституции СССР и порядок ее изменения
Статья 173. Конституция СССР обладает высшей юридической силой. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответ­ствии с Конституцией С

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.» ‑ составная часть буржуазно-демократических реформ 1860 – 70-х гг. Состоит из 56 статей. Определяло функции земских учреждений, вводило выборное и бессословное земское самоуправление.

(Извлечение)

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным поль­зам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются на­стоящим Положением.

2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Завелывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

Ш. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие ме­ры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церк­вей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имущества.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здра­вии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными...

7. Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, при­надлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постанов­ленное, признается недействительным.

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого поста­новления земских учреждений, противного законам или общим государствен­ным пользам. ... Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить поста­новление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время...

13. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.

14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избирае­мых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.

17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а) лица моложе 25 лет; б) лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опорочен­ные по суду или общественному приговору, и г) иностранцы, не присягнувшие на подданство России.

23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

а) лица, владеющие в уезде на праве собственности, пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании.

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом, ценою не ни­же 15 тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйст­венным заведением не ниже той же капитальной ценности или имеющим общий годовой оборот производства не менее б тысяч рублей;

в) назначенные на основании ст. 18-21 поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих пространством земли или имуществом, указанных в двух предшедших пунктах "а" и "б" сей статьи;

г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных уч­реждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространст­вом земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного..;

д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею, в размере, определенном в 462-465 ст. Свода Зак... 28. В городских избирательных съездах участвуют: а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промыш­ленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6 тысяч рублей;

в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оце­ненною для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10 тысяч жителей, не ниже 3 тысяч рублей... и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей;

г) назначенные на основании ст. 18-21-й поверенные от частных владель­цев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, вла­деющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах «б» и «в» сей статьи.

30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих вы­борщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского"об­щества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя.



43. В Уездном Земском Собрании председательствует Уездный Предводи­тель Дворянства.

46. Уездная Земская Управа составляется из Председателя и двух членов, избираемых на три года Уездным Земским Собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов управы до шести.

48. Избранный Земским Собранием Председатель Уездной Управы (ст. 46) утверждается в этой должности Начальником губернии. В случае отсутствия Председателя место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Начальника Губернии.

50. Губернские земские учреждения суть: Губернское Земское Собрание и Губернская Земская Управа.

51. Губернское Земское Собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года.

53. В Губернском Земском Собрании в тех случаях, когда Государю Импе­ратору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое ли­цо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства.

56. Губернская Земская Управа состоит из Председателя и шести членов, избираемых на три года Губернским Земским Собранием из своей среды... Из­бранный Земским Собранием Председатель Губернской Управы утверждается в должности Министром Внутренних Дел. В случае отсутствия Председателя, место его заступает один из членов Управы, также с утверждения Министра Внутренних Дел.

(ПСЗ, Собрание второе, т. XXXIX, отделение первое, № 40457.)

1 января 1864 года Александр II подписал «Положение о губернских и земских учреждениях». Структура данного документа содержит пять глав:

Глава I - Положения общие;

Глава II - Состав земских учреждений;

Глава III - Предметы ведомства и пределы власти земских учреждений;

Глава IV - Порядок действия земских учреждений;

Глава V - Отчетность и ответственность земских учреждений.

Каждая глава разбита на статьи, которые, в свою очередь, разделены на пункты и подпункты.

Глава I «Положения…» посвящена общим вопросам организации земского самоуправления. В первую очередь, после крестьянской реформы 1861 года нужно было создать учреждения, которые могли бы решать, прежде всего, вопросы местной хозяйственной жизни. Такими учреждениями стали губернские и уездные земские собрания, наделённые распорядительными функциями, и губернские и уездные земские управы с функциями исполнительными: «…Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой Губернии и каждого уезда, образуются Губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяется настоящим Положением» Ромашова В. И. Земство в России // Земство и возрождение его культурно-хозяйственных традиций (Материалы конференции, посвященные 130-летию Новгородского земства. 24-25 октября 1995 г.). - Новгород, 1996. - С. 6:

Также в первой главе «Положения…» был определен круг дел, «…подлежащих ведению земских учреждений, в Губернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в и Начальников Губерний, сведений, до земского хозяйства относящихся.

XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на содержание этих учреждений.

XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям, на основании особых уставов, положений или постановлений. Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 31

Глава II «Положения…» посвящена составу земских учреждений. Взамен многочисленных органов местного самоуправления были созданы всего два типа органов: Земское собрание (губернское и уездное) и Земская управа (губернская и земская): «.. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа» Глава II Ст.50. Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 37. Собраниям была предоставлена распорядительная власть, а управам - исполнительная. И те, и другие «…составлялись из представителей, избранных населением уезда или губерний». По поводу разделения властей высказывалась мысль о том, что содержание функций органов местного самоуправления должно быть двояким. С одной стороны, они должны отражать потребности и желания местного населения (по земским делам), с другой - необходима постоянная, правильно организованная власть для исполнения общих постановлений по земским делам, для осуществления правильно и законно выраженных желаний и потребностей земства» Маршев В. И. История управленческой мысли: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 356

Земские учреждения создавались на демократическом принципе выборности. Выбирались они на три года: «…Губернское Земское собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года» Глава II ст. 51. Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 37.

Но сами выборы были не прямые, а многостепенные, хотя в основу их был положен прогрессивный в то время буржуазный принцип -- имущественный ценз. Несмотря на это, выборы были организованы так, что предпочтение всё же отдавалось дворянству. Тем самым правительство как бы вознаграждало дворян за потерю власти над крестьянами, отдавая им первенство в местном хозяйственном управлении.

Сельская интеллигенция (врачи, учителя, агрономы, инженеры и др.) была фактически лишена избирательных прав, поскольку не обладала необходимым имущественным цензом.

Выборы «гласных» (депутатов) уездных земских собраний происходили по трём «куриям» (собраниям, или съездам): «…а) уездными землевладельцами б) городскими обществами в) сельскими обществами» Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 33. От первых двух курий выборы производились на съездах их представителей. А выборы гласных от крестьян были многоступенчатыми: сельские обществ посылали представителей на волостной сход, где избирали выборщиков, а уже из их среды избирались гласные уездного земского собрания.

В первую входили землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли или недвижимого имущества общей стоимостью не менее 15 тысяч руб. 20 мелких дворян-землевладельцев могли объединяться на выборах для получения необходимого имущественного ценза.

Во вторую, городскую, курию входила крупная промышленная и торговая буржуазия, купцы 1-й и 2-й гильдий, промышленные и торговые предприятия которой давали от 500 руб. до 6 тысяч руб. дохода.

В третью курию входили уполномоченные, выбранные от крестьянских обществ: «… В городских избирательных съездах участвуют:

  • а) лица, имеющие купеческие свидетельства;
  • б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промышленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6000 рублей.
  • в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оцененною, для взимания налога, в городских поселениях, имеющих более 10000 жителей, не ниже 3000 руб.; в городских поселениях, имеющих от 2000 до 10 000 жителей, не ниже 1000 руб., и во всех прочих городских поселениях не ниже 500 рублей;
  • г) назначенные на основании ст. 18-20-й поверенные от частных владельцев, и также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б и в сей статьи Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г. Гл. 2 // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 34».

Такая система выборов привела к тому, что в среди гласных уездных земств дворян оказалось 41,7%, крестьян -- 38,4%, купцов, -- 10,4%, духовенства -- 6,5%, мещан -- 0,5%.

Гласные губернских земских собраний избирались из состава гласных уездных земских собраний, поэтому процент дворян возрастал до 74,2%, купцов оказалось -- 10,9%, крестьян -- 10,6%, духовенства -- 3,8%, мещан -- 0,5%.

Следовательно, фактическими хозяевами земских собраний становились дворяне. В объяснительной записке Валуева было учтено пожелание дворянства относительно представительства в собраниях: «При первом и совершенно новом еще опыте установления местного представительства необходимо дать некоторый перевес в составе Земских собраний классу, более образованному и развитому…» Маршев В. И. История управленческой мысли: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 356

Земские гласные избирали из своей среды губернских гласных:

52. Число Губернских Гласных от всякого уезда определяется соразмерно числу Гласных местного Уездного Собрания, на основании ведомости, приложенной к ст. 33-й.

По поводу председательствования в Земском собрании «.. Госсовет находит неудобным и назначение председателя по выбору самого собрания». Поскольку и для Правительства и для самого Земства весьма важно, чтобы председатели уездных собраний были люди благонадежные…», то «всего более удостоены доверием уездные предводители дворянства», то и ясно окончательное решение: «…В Губернском Земском Собрании, в тех случаях, когда Государю Императору неугодно будет назначить для председательствования в оном особое лицо, председательствует Губернский Предводитель Дворянства...» Глава II, Ст 53 Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г. Гл. 2 // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 37

Законодательно были определены функции земств. Они получали в свое ведение по преимуществу дела местного хозяйства, распоряжались местными сборами губерний и уездов.

К ведению уездных земств относились все местные повинности и немало общегубернских - устройство и содержание дорог, наем домов для рекрутских присутствий, содержание местных по крестьянским делам учреждений, статистических комитетов и др. В «Положении…» были статьи о сферах влияния собраний и управ, об организации и формах контроля, отчетности и ответственности земских учреждений, о правилах «заведывания земским имуществами», «составления земских смет и раскладок», «утверждения и проведения в действие земских смет», «порядка удовлетворения земских потребностей». Указывались меры по строительству зданий и сооружений, строительсву и содержанию дорог, «меры к развитию местной торговли и промышленности»:

«…Независимо от сего, к ведомству Губернских земских учреждений, в особенности, относятся:

I. Разделение на Губернские и уездные; земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественного призрения,

VIII. Рассмотрение жалоб, приносимых на действия Земских Управ.

  • 63. Уездные земские учреждения заведывают земскими делами (ст. 2 сего Пол.), относящимися до каждого отдельного уезда.
  • 64. К ведомству уездных земских учреждений, кроме того, в особенности, относятся:

I. Раскладка внутри уезда тех государственных и Губернских сборов, которых разверстание по уезду будет возложено, по закону или распоряжению правительства, на уездные учреждения.

II. Составление предварительных предположений, для Губернских смет, о размерах и способах исполнения в уезде повинностей, к разряду Губернских отнесенных,и представление означенных

II. Дела об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков ярмарок существующих.

III. Дела об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении существующих пристаней.

IV. Представление, чрез Начальника Губернии, ходатайств о перечислении, по уважительным причинам, земских дорожных сооружений или целых дорог в разряд государственных.

V. Распоряжения по взаимному земскому страхованию имуществ от огня» Глава III Предметы ведомства и пределы земских учреждений Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 39

Всякое новое дело влекло за собой обложение земских плательщиков новыми налогами. Поскольку право земства на обложение торгово-промышленных предприятий было ограничено Временными правилами, в качестве объекта налогообложения оставались одни земли, а они и без того несли высокие платежи. Но даже в таких узких пределах земства не пользовались свободой и самостоятельностью, многие постановления земств, проекты смет требовали утверждения губернатором или министром внутренних дел: «…Раскладка между уездами сумм государственных сборов, которых разверстание возложено на земские учреждения по закону или особому, Высочайшей властью утвержденному, распоряжению правительства.

Земские учреждения не были введены в волостях, не был создан и общероссийский орган, который мог бы направлять и организовывать деятельность уездных и губернских земских собраний и управ различных регионов страны. Земство, как тогда говорили, представляло собой «здание без фундамента и крыши». Правительство страшно боялось дальнейшей демократизации органов местного управления; а это неизбежно произошло, если бы земские учреждения были организованы в волостях, где основную массу населения составляли крестьяне. Во-вторых, оно боялось и создания Всероссийского земского органа: организация его привела бы немедленно к политизации земства и внедрению его в высшие политические сферы общества. В Положении о земствах был четко очерчен круг обязанностей их, ограничившийся лишь заведыванием «делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии»:

«… Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел; посему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений» Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 35.

Земствам запрещалось общаться друг с другом, обсуждать вместе общие вопросы.

Разделы организационно-правовых нововведений и мероприятий. В «Положении…» был специальный раздел, в котором излагались «существо, степень и пределы власти земских учреждений». Лучшей оценкой и характеристикой «пределов власти» земств была статья «Положения», согласно которой начальнику губернии предоставлялось право в случае бездействия земских учреждений по исполнению повинностей напоминать и понуждать к исполнению…» Глава IV Положение о губернских и уездных земских учреждениях: Утверждено Указом Александра II от 1 января 1864 г // Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: Сборник документов 1861-1917 гг.). - М., 1998. - С. 41. В случае безуспешности этих мер губернатор мог приступать с разрешения министра «к непосредственным распоряжениям на счет земства».

Глава IV «Положения…» посвящена порядку действий земских учреждений.

Проводили заседания один раз в год. На первых заседаниях избирались соответственно уездная и губернская земские управы (состоящие в уездах из трёх лиц, в губерниях из семи) и их председатели. Управы заседали постоянно и рассматривали текущие дела в перерывах между земскими собраниями.

Земские учреждения всецело работали под контролем губернатора и министра внутренних дел. Председатели уездных земских собраний, как правило, были из уездных предводителей дворянства, а председателем губернского собрания -- губернский предводитель дворянства; первый из них утверждался губернатором, второй -- министром внутренних дел:

«…Земские учреждения подвергаются законной ответственности, порядком, ниже сего указанным, за превышение власти, за действия, противные существующим законам, за неисполнение основанных на законе требований местных начальств, за неправильные распоряжения по вверенным им хозяйственным делам и за всякий ущерб или стеснение, нанесенные обществам или частным лицам.

Начальник Губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам. В порядке и сроках такого распоряжения соблюдаются правила, указанные в 94, 95 и 96 ст. сего Положения. Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток времени между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить постановление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для его заседаний время. В дальнейшем ходе дела, Земское Собрание и Министр руководствуются правилами, изложенными в ст. 97-й.»

Земские учреждения не были включены в систему государственных органов, служба в них считалась общественной обязанностью и не оплачивалась. Отсюда и деятельность земства по разрешению местных хозяйственных вопросов не финансировалась из государственного бюджета, экономической базой его являлось самофинансирование. Но земству было предоставлено право собирать земские налоги с земель, лесов, с оборота промышленной и торговой деятельности, доходов домовладельцев и т.д. Земское обложение затронуло все слои населения. Кроме того, дохода земства пополнялись за счёт целевых дотаций государства и частных пожертвований.

В целом, земство оказалось безвластным и бесправным органом местного управления. Самоуправление на местах, провозглашенное в реформе 1864 г., осталось только на словах, так как самодержавие пошло на уступки дворянству и либерально-буржуазным элементам лишь в решении местных и хозяйственных вопросов. Оно сохранило за собой административную власть на местах, и, в частности, право отменять неугодные правительству решения Земских собраний и даже закрывать земства, выступающие в защиту своих прав.

Ст. 1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения

Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии или уезде, по принадлежности, суть:

I. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения. . .

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; . . . попечение о построении церквей.

V. . . . взаимного земского страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определяемых, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления. . . вредными насекомых и животными.

IX. . . . участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка. . . государственных денежных сборов. . .

XI. Назначение, раскладка, вздымание и расходование. . . местных сборов для удовлетворения земских потребностей. . .

XII. Представление через губернское начальство высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд. . .

XIII. Производство выборов в члены и другие должности по земским учреждениям и назначение сумм на сохранение этих учреждений.

XIV. Дела, которые будут вверены земским учреждениям на основании особых уставов, положений или постановлений. . . .

Ст. 5. Земские учреждения имеют право. . . приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества, заключать договоры. . .

Ст. 6. . . . действуют самостоятельно. . . .

Ст. 7. . . . не могут выходить из круга указанных им дел. . .

Ст. 8. Земские учреждения подвергаются законной ответственности. . . за действия, противные существующим законам, за неиспользование основанных на законе требований местных начальств. . .

Ст. 9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений. . .

Ст. 13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.

Ст. 46. Уездная земская управа составляется из председателя и двух членов, избираемых на три года уездным земским собранием из числа участвующих лиц в нем.

Ст. 48. Избранный земским собранием председатель уездной управы утверждается в этой должности начальником губернии.

Ст. 51. Губернское земское собрание составляется из гласных,

избираемых уездными земскими собраниями на три года.

Ст. 56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды. . .

Ст. 76. Уездные и губернские земские собрания собираются ежегодно по одному разу. . . .

Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. . . М. , 1990. С. 80-82.

Новое положение о земских учреждениях 12 июня 1890 г. стеснило избирательную систему и деятельность земств, усилило правительственный надзор за ними. Для первого съезда, называвшегося теперь съездом дворян-землевладельцев (все землевладельцы- недворяне были причислены к другим съездам), минимальный ценз был значительно понижен (там, где он равнялся 200 дес. земли, он стал 125 дес.). Для избирателей

буржуазии городов ценз повысился в 2, 5 раза (с 6000 руб. оборота до 15000)Третий избирательный съезд упразднялся, а гласные в уездное земское собрание стали назначаться самим губернатором из списка кандидатов, составленных на волостных сходах. В состав уездного земского собрания включались чиновники (от государственных имуществ, удельного ведомства, духовенства, городского головы, весь состав земской управы прежнего состава. Положение о земских учреждениях 1890 г. явилось земской контрреформой. . . . На созданные по положению 12 июня 1870 г. городские органы “самоуправления” (городские думы и управы)возлагались административные и хозяйственные задачи. . . . Городовое положение 2 июня 1870 г. явилось городской контрреформой. . . . Значительно возрос надзор за органами “самоуправления” . . . Отстранение от участия в “самоуправлении” городов мелкой и части средней буржуазии означало усиление роли и места крупной буржуазии. . .

Поделиться: