Положение о губернских и уездных. Положение о губернских и уездных органах по крестьянским делам

Утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях

1 (13) января 1864 г. было утверждено Положение о губернских и уездных земских учреждениях, вводившее всесословное выборное местное самоуправление в уездах и губерниях.

Земская реформа явилась частью преобразований во внутренней жизни страны, вызванных отменой крепостного права, и осуществлённых в 60-е-70-е гг. XIX в. Крестьянская реформа неизбежно вела к необходимости изменений в области центрального и местного управления.

Подготовительные работы по проведению земской реформы начались с 1859 г. В марте при Министерстве внутренних дел была создана особая комиссия о губернских и уездных учреждениях. В её состав входили крупные чиновники из министерства юстиции, государственных имуществ, иностранных дел; председателем комиссии был Н. А. Милютин . В мае 1861 г. работу комиссии возглавил граф П. А. Валуев .

Целью разработки новых принципов самоуправления стала необходимость «призвать к ближайшему участию в заведывании делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда, местное их население посредством избираемого от оного лиц». В основу земской реформы были положены два новых принципа - всесословность и выборность.

В губернии и в уезде органы, заведующие делами земского хозяйства, были разделены на распорядительные и исполнительные. Распорядительными органами являлись земские собрания, образуемые из гласных, которые избирались по трём куриям: частных землевладельцев, городских избирателей, сельских обществ. В первую курию входили землевладельцы, имевшие не менее 200 дес. земли, или обладавшие недвижимой собственностью на сумму более 15 тыс. рублей, или имевшие годовой доход более 6 тыс. рублей. Вторую курию составляли купцы всех трёх гильдий, владевшие недвижимым имуществом на сумму не менее 500 рублей, а также владельцы промышленных предприятий с годовым доходом более 6 тыс. рублей. В третьей курии не было имущественного ценза, но выборы по ней были многостепенными: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а они уже избирали гласных в уездные земские собрания. Исполнительными органами земства являлись земские управы - губернские и уездные, состоявшие из председателя и нескольких членов каждая. Выборы земских органов проводились раз в три года.

Круг дел, подлежащих ведению земских учреждений, включал в себя заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земств; устройство и содержание принадлежащих земству зданий и сооружений; содержание путей сообщения; меры обеспечения народного продовольствия; заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; управление делами взаимного земского страхования имуществ; попечение о развитии местной торговли и промышленности; участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах; содействие к предупреждению падежей скота; назначение, раскладка, взимание и расходование местных сборов для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда. В Положении особо указывалось: «Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам».

Действие Положения распространялось на 33 губернии и не затрагивало такие регионы как Сибирь, Прибалтийский край, западнорусские губернии, Кавказ, Среднюю Азию и ряд других. В 1865 г. земства были открыты в 19 губерниях, в 1866 г. - еще в 9, к 1871 г. - в остальных. В 1875 г. земство было введено в Уфимской губернии. В 1876 г. было открыто земство в Области Войска Донского, однако в 1882 г. оно было упразднено. Ещё в 9 губерниях земское самоуправление было введено в 1911-1913 гг.

С 1866 г. правительство приняло ряд законодательных актов и правил, ограничивавших земскую деятельность, таких как установление цензуры для земских изданий, запрет губернским земствам поддерживать отношения между собой, требование к земствам оплачивать всю свою корреспонденцию и т. д. 12 (24) июня 1890 г. вступило в силу новое Положение о земских учреждениях, которое изменило избирательный порядок и усилило опеку над земством со стороны губернатора и министра внутренних дел.

Несмотря на то, что компетенция земств была ограничена хозяйственной сферой, политические вопросы в их деятельности занимали важное место. Земские собрания, стремясь к расширению и укреплению земского самоуправления, активно обсуждали вопросы о мелкой земской единице, центральном земском учреждении, участии земства в законодательных работах, выступали с ходатайствами о созыве всероссийского земского съезда и т. д.

Финансовой основой деятельности земств служили налоги на доходы с торгово-промышленных заведений, лесов, земель, а также доходы с имуществ и капиталов земства, пошлины за пользование учреждениями и услугами земства и т.д., к ним присоединялись пособия из казны и частные пожертвования. Основной статьей расходов являлось выполнение обязательных повинностей и финансирование органов образования и здравоохранения. Недостаточность местных средств и ограниченность источников доходов, а также административный надзор связывали работу земств. Однако и в этих условиях они успешно решали стоявшие перед ними социальные, экономические и культурные задачи, привлекая профессионально подготовленных специалистов - врачей, учителей, агрономов, техников, страховых агентов, статистиков.

Лит.: Верещагин А. Н. Земский вопрос в России: Политико-правовые отношения. М., 2002; Гармиза В. В. Подготовка земской реформы 1864. М., 1957; Захарова Л. Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968; Морозова Е. Н. У истоков земской реформы. Саратов, 2000; Пирулова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе. М., 1986.

См. также в Президентской библиотеке:

Волна контрреформ захватила в 80–90-е гг. и сферу органов местного самоуправления.

12 июня 1890 года император утверждает новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Формально оно сохранило принципы бессословности и выборности земств, однако реализация этих принципов существенно ограничивается. В этом и заключался смысл земской контрреформы. Сохранив куриальную систему выборов, правительство отказалось от принципов предста­вительства по первой (землевладельческой) курии. Если раньше по ней могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, то теперь в нее могли входить исключительно потомственные и личные дворяне. Для усиления их роли в земских органах, в дворянской курии снижался имущественный ценз.

Одновременно с этим ценз значительно увеличивался во второй (городской) курии. Соответственно изменялось число выборщиков от этих курий: от первой оно возрастало, от второй сокращалось.

Крестьяне фактически лишались выборного представительства: теперь они выбирали только кандидатов в земские гласные, список которых рассматривал уездный съезд земских начальников, и по представлению этого съезда губернатор утверждал гласных.

Духовенство лишалось избирательных прав.

Обеспечивая решительное преобладание дворян в земствах, земская контрреформа ограничивает права этого по существу «дворянского» органа. Теперь губернатор полностью контролировал деятельность земских учреждений. Он мог отменить любое постановление земств и поставить на обсуждение «свой» вопрос. Кроме того, учреждается новое административное учреждениегубернское по земским делам присутствие , которое рассматривало «правильность» проведения выборов в земства и проверявшее «законность» и «целесообразность» постановление земств.

Дальнейшее наступление на полномочия органов местного самоуправления произошло при проведении городской контрреформы.

11 июня 1892 года было принято новое «Городовое положение». Если прежде к выборам в органы самоуправления допускались практически все плательщики налогов, то согласно новому закону в число выборщи­ков могли попасть только лица с определенным имущественным цензом (в зависимости от ценности принадлежащего им имущества). Тем самым были урезаны избирательные права основной массы городского населения. От участия в городском самоуправлении теперь устранялись не только трудящиеся, но и мелкая буржуазия (мелкие торговцы, приказчики и пр.).

Губернатор не только контролировал, но и направлял всю деятельность городских дум и городских управ. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться состоящими на государственной службе чиновниками, а не избранными представителями городского населения.

Таким образом, основные изменения сводились к усилению контроля губернаторов над этими учреждениями и увеличению доли дворянства и крупной буржуазии в составе гласных.

Эпоха контрреформ сделала существенный сдвиг «вправо» по всем направлениям социального, политического и государственного развития России. С помощью мер ужесточения политического режима и проведения курса контрреформ удалось стабилизировать ситуацию в стране и на некоторое время сохранить незыблемым самодержавие. Однако политика откладывания назревших изменений на будущее привела к политическому взрыву первых русских революций.

Исторический анекдот : у Александра III был день рождения. А один генерал-губернатор забыл поздравить царя-батюшку. Вспомнил, когда уже прошло три дня. Что делать? Виноватым быть не хочется. Прислал царю телеграмму следующего содержания: «третий день пьем за ваше здоровье». Царь посмотрел и написал резолюцию – «не пора ли остановиться».

ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Рубрика (тематическая категория) Право

ʼʼПоложение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.ʼʼ ‑ составная часть буржуазно-демократических реформ 1860 – 70-х гг. Состоит из 56 статей. Определяло функции земских учреждений, вводило выборное и бессословное земское самоуправление.

(Извлечение)

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным поль­зам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются на­стоящим Положением.

2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть˸

I. Завелывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, сооружений и путей сообщения, содержимых на счёт земства.

Ш. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями и прочие ме­ры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церк­вей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имущества.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здра­вии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления саранчою, сусликами и другими вредными насекомыми и животными...

7. Земские учреждения, в постановлениях и распоряжениях своих, не могут выходить из круга указанных им дел; по сему они не вмешиваются в дела, при­надлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постанов­ленное, признается недействительным.

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого поста­новления земских учреждений, противного законам или общим государствен­ным пользам. ... Министр Внутренних Дел, с своей стороны, в промежуток между двумя сроками заседаний земского собрания, может остановить поста­новление, противное законам или государственным пользам, сообщая о том Собранию в первое назначенное для ᴇᴦο заседаний время...

13. Уездные земские учреждения суть˸ Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.

14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избирае­мых˸ а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.

ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПОЛОЖЕНИЕ О ГУБЕРНСКИХ И УЕЗДНЫХ ЗЕМСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ" 2015, 2017-2018.

1 января 1864 года было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях, в соответствии с которым должны были создаваться земские губернские и уездные органы местного самоуправления. В Беларуси проведение земской реформы было отложено до начала XX века. Начало земской реформы в Беларуси было положено специальным Положением от 2 апреля 1903 года. В соответствии с ним в шести западных губерниях (Минской, Витебской, Могилевской, Киевской, Волынской и Подольской) были учреждены губернские и уездные комитеты и управы по делам земского хозяйства.

Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.

Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой- 12 земским корпорациям.

Местные положения.

Особенности проведения крестьянской реформы определялись в 4-х "Местных положениях". Два из них касались белорусских губерний: одно -- Витебской и Моги - лёвской, другое -- Виленской, Гродненской, Минской. В первом случае высший размер надела на ревизскую душу (взрослого мужчину) составлял от 3 до 7 десятин, а низший -- 1/3 высшего (в нечернозёмных регионах). Остатки прежнего крестьянского надела, выходившие за эти пределы, передавались в собственность помещика. В случае особого соглашения между помещиком и крестьянами (дарованный надел) наделы крестьян могли быть уменьшены. В случае наличия у крестьянина надела ниже минимума, помещик был обязан прирезать ему земли или уменьшить повинности. Во втором случае за крестьянами сохранялись все их прежние земли. В случае, если у помещика оставалось менее 1/3 земли всего бывшего имения, часть земли у крестьян отбиралась.

Суть земской реформы, ставшей частью преобразований во внутренней жизни страны, вызванных отменой крепостного права состояла в введении выборного местного самоуправления. Земская реформа имела историю, уходящую к правлению Александра I. М.М. Сперанский по заказу императора подготовил проект системы самоуправления, ориентированный на нужды населения. Избиратели для выборов волостных дум отбирались не по сословному принципу, а по имущественному цензу. На волостных собраниях избирались делегаты в уездную думу. В свою очередь уездные думы выбирали делегатов в губернию, а губернские - в Государственную думу. Но в реформе Александра II данный проект претерпел значительные изменения. Она не предусматривала ни волостных дум, ни Государственной думы. Земство кончалось на уровне губернии. То есть отсутствовала преемственность, хотя именно это подразумевалось. Ведь главным аргументом в поддержку реформы было то, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона. Власть ограничивала земство только определенными задачами, а общие вопросы жизни страны затрагивать земствам запрещалось вплоть до роспуска собрания.

До 1860-х годов местное управление в России было прочно привязано к централизованной бюрократии самодержавной системы. Ущербность этого осознал к концу своего правления даже Николай I. В 1859 г. началась подготовка земской реформы. Ведущую роль играли граф Петр Александрович Валуев, занимавший в конце 1950-х годов пост директора департамента в министерстве государственных имуществ, и товарищ министра внутренних дел Николай Алексеевич Милютин. 29 июня 1862 г. ставший министром внутренних дел П.А. Валуев предложил увенчать земскую систему общероссийским органом, но царь выступил против, так как, по его убеждению, это привело бы к распаду России. Аналогичной была его аргументация и в ответ на конституционные проекты московского губернского дворянского собрания и великого князя Константина.
«Положение об уездных и губернских земских учреждениях» было принято после долгих дебатов 1 января 1864 г. Согласно документу, земства утверждались как всесословные органы местного самоуправления, депутаты в которые избирались по принципу имущественного ценза по 3-м куриям. Первая (землевладельческая) курия была представлена владельцами 200 – 800 десятин земли или недвижимости в сельской местности на сумму свыше 15 тыс. руб. Вторая (городская) курия состояла из собственников городских промышленных и торговых предприятий, с оборотом не ниже 6 тыс. руб., или владельцев недвижимости на сумму не менее 2 тыс. руб., а также из представителей владельцев, обладавших имуществом не менее 1/20 ценза. По 3-й курии (сельских крестьянских обществ) были многоступенчатые выборы: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, которые, в свою очередь, выбирали выборщиков, и только последние участвовали в уездном съезде. Как видим, формально земские учреждения состояли из представителей всех сословий, но избирательное право обусловливалось имущественным цензом.
Выборы гласных в уездное земское собрание проводились на уездных съездах курий, а губернских гласных – на уездных земских собраниях. Председателями губернских и уездных съездов были предводители дворянства. Проводились земские выборы один раз три года, и численность гласных была определена свыше – 13329 человек. В 1865 – 1867 гг. среди земских гласных было 46,7% дворян, 34,3% крестьян, 10,2% купцов, 6,1% представителей духовенства и 2,7% от других сословий. Земские органы делились на распорядительные (собрание гласных, собираемое 1 раз в год) и исполнительные (земские правления и управы). Губернское земское собрание в количестве 50 гласных собиралось 1 раз в год на 20 дней, а уездное – на 10 дней. Губернское земское правление и уездная земская управа состояли из нескольких человек во главе с председателем.
При этом у земств не было центрального органа. Более того, были запрещены всякие контакты между губернскими земствами. Полиция находилась в ведении губернатора и не подчинялась земским органам. Земское обложение (доходы от земель, лесов, недвижимости, торговых и промысловых документов) затрагивало все слои российского общества. На крестьян возлагались еще и земские повинности: дорожная, квартирная, подводная и другие. Земские бюджеты были ничтожными: по закону земские сборы составляли 2,2 млн. руб. Для сравнения, государственный бюджет Российской империи в 1864 г. составлял 392 млн. руб.
Земства не имели политических функций. Они решали в основном хозяйственные вопросы: содержание путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; наем врачей и фельдшеров; устройство курсов для обучения населения и устройство санитарной части в городах и деревнях; «попечение» о развитии местной торговли и промышленности, обеспечение народного продовольствия, забота о скотоводстве и птицеводстве; взимание налогов на местные нужды и т.п. Но и в этом они контролировались губернаторами и министром внутренних дел, имевшими право приостанавливать исполнение любого постановления земского собрания.
К концу 1870-х годов земские органы были образованы в 34 губерниях Европейской части России (всего 59 губерний и 16 областей). Не были введены земства там, где влияние дворянства было незначительным (в Архангельской и Астраханской губерниях) или позиции дворянства существенно расходились с установками центральной власти (на Правобережной Украине, в Белоруссии и Прибалтике). В 1911 г. земства были введены в 6-ти западных губерниях, в 1913 г. – в 3-х юго-восточных. Всего в 1917 г. земские органы работали в 43 губерниях. На Дону же земства просуществовали с 1876 по 1882 г.
Уже с 1866 г. началось ограничение прав земств: губернатор и другие административные органы получили право отменять решения земских собраний, чиновники земских органов были переведены в ранг государственных, а земские школы в 1867 г. переданы в ведение Министерства народного просвещения. Законом от 13 июня 1867 г. «О порядке производства дел в сословиях и общественных собраниях» земствам было запрещено обсуждать не относящиеся к их ведению вопросы, а земские доклады и журналы должны были проходить губернаторскую цензуру.
Тем не менее, деятельность земств сыграла важную роль в развитии регионов. Если до введения земств сельских школ не было вообще, то за 50 лет после реформы было создано около 30 тыс. школ с трёхгодичной программой. Земствами было подготовлено и 45 тыс. учителей. Впервые в сельской местности были созданы больницы (около 2 тысяч) и фельдшерские пункты, расширилась сеть аптек, пунктов оспопрививания и медицинских курсов, произошло становление ветеринарной службы. Помимо борьбы с эпидемиями, земские органы дали толчок развитию местной общественной и хозяйственной инициативы. Земская служба стала настоящей альтернативой «хождению в народ». Создание земских учреждений было успехом сторонников конституционного правления. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная и демократически настроенная интеллигенция. На плечи земств легла организация института агрономических смотрителей, работа в области кооперации и кустарных промыслов. С 1880-х годов земства начинают заниматься продовольственными вопросами, проявляют инициативу в деле снижения выкупных платежей и создания Крестьянского банка.
Следует признать, что земская реформа была актуальной для России. Земская система самоуправления добилась определенных положительных результатов, но, не поддерживаемая и сильно ограничиваемая правительством, она постепенно вырождалась, теряя свою актуальность. В 1889 г. сельская крестьянская администрация была подчинена земским начальникам, которые назначались из потомственных дворян и контролировали жизнь русской деревни. Земские участковые начальники имели весьма широки полномочия относительно поземельного устройства крестьян, ревизии крестьянского общественного самоуправления, руководство нижними чинами уездной полиции, утверждения волостных старшин и волостных судей и пр.
В 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. Съезд цензовых избирателей был разделен на два отделения (дворянское и недворянское), причем дворянское отделение выбирало большинство гласных в 30 губерниях. Тем самым число дворян среди гласных увеличилось от 42% до 57%. Усиление государственного начала в жизни земств определялось: введением в состав земских собраний членов по должности от правительства и, прежде всего, предводителей дворянства; предоставлением председателям и членам земских управ права государственной службы; расширением полномочий министра внутренних дел и губернаторов по контролю за земствами.

Поделиться: