Учреждение земских соборов год. Когда произошел созыв первого законодательного земского собора

Обновлённой политической организации государства, которая сложилась к середине шестнадцатого века должны были соответствовать также и новые государственные институты – представительные и сословные учреждения, которые могли отстаивать интересы масштабных областей. Именно в роли такого органа выступил Первый земской собор.

В середине зимы (февраль) 1549 года царь созвал Боярскую думу на совещание. Кроме думы там находились представители дворянства и боярства, а также Освященный собор, представляющий из себя «верхушку» церкви. Правитель говорил в своей речи о насилиях и злоупотреблениях властью, обвиняя в этом бояр и припоминая им жестокость и злобу, когда он был в малолетнем возрасте. После этого царь призвал забыть былые обиды и начать действовать всем на общее благо восстановления мощи державы. Отсюда и второе название данного собора – «Собор Примирения». На данном соборе было объявлено о подготовке нового судебника и намеченной череде новых реформ. Кроме того, решением этого собрания дворяне были освобождены от суда бояр-наместников, предоставив им суд самого правителя России.

Созыв собора отразил утверждение в России развитой сословно-представительной монархии. Но первый собор всё же не отличался выборностью характера. Кроме того, там не было представителей крестьян, торгово-ремесленного населения и др. Однако, перечисленные категории городских жителей и в будущих соборах не играли большой роли. При этом, появление в России сословно-представительной монархии обозначало, что далее все самые важные разрешения будут санкционированы представителями существующего господствующего класса.

Необходимо отметить, что само название «Земский собор» Владимир Соловьёв расценивал как признак силы народа, которая являлась реальным противопоставлением воле и действиям правителя. А по определению известного исследователя Черепнина, словосочетание «земский собор» считается «сословно-представительным общим органом единой державы, который был сформирован в противовес праву феодальному, словно две чаши весов».

На Земском соборе 1550 года был принят обновлённый Судебник, который вобрал в себя нормы большинства разделов прошлого права. Данный Судебник полностью соответствовал нормам того периода. К примеру, в нём впервые было введено наказание за взяточничество.

В XVI столетии в России возник принципиально новый орган государственного управления – земский собор. Земский собор - высшее сословно-представительское учреждение Русского государства, начиная с середины XVI до конца XVII столетия. Это сбор представителей всех слоев населения (кроме крепостного крестьянства) на котором обсуждались экономические, политические и административные вопросы.

Состав Земского собора

В составе Земского собора были: царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговый люд, крупное купечество), а порой – государственных крестьян. Земский собор как представительный орган был двухпалатный. В верхней палате был царь, входили Боярская дума и Освященный собор, которые не избирались, а принимали участие в ней в соответствии с занимаемым положением.

Порядок выборов на собор

Члены нижней палаты были выборные. Порядок выборов на собор был такой. Из Разрядного приказа воеводам приходило предписание о выборах, которое зачитывали жителям городов и крестьянам. После чего составляли сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Но выборы проводили не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.

В земском соборе важную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа войска) и торговый люд, потому как от их участия в этом собрании зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, в первую очередь оборонных и военных.

В качестве представителей от населения приглашали не специально избранных депутатов, а преимущественно должностных лиц, стоявших во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая какое либо решение, члены собора обязывались в то же время быть исполнителями этого решения. В период начала XVII века соборное представительство было только выборное, а постоянными членами его были представители служилого и посадского населения. Свободное крестьянство, образовывающее с посадскими людьми общие «всеуездные миры», было тоже представлено на соборах, однако крепостные крестьяне в них не принимали участия.

«Царь Иоанн IV открывает первый Земский собор своею покаянною речью»

Обсуждение вопросов. Продолжительность

На земском соборе обсуждение вопросов проходило по чинам и по группам. Обсудив вопрос, выборные люди подавали в группы свои письменные мнения – так называемые «сказки».

Регулярность и продолжительность заседаний соборов не были регламентированы в зависимости от обстоятельств, важности и содержания обсуждаемых вопросов. Бывали случаи когда земские соборы функционировали непрерывно. На них решались основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждали по сословиям (палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а после в результате их обобщения составляли приговор, принимаемый всем составом собора.

Так, у правительства была возможность выявить мнения отдельных сословий и групп населения. Однако в целом собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Соборы собирали на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позднее – в Золотой палате или Столовой избе.

Кроме названия «Земский собор», у этого представительного учреждения были и другие названия: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума».

Первый Земский собор

Первый Земский собор был созван в России в 1549 году и в историю он известен как Собор примирения. Причиной его созыва послужило – восстание 1547 году в Москве и необходимость примирения противоречий между боярством и дворянством.

Земский собор 1613 год: сделал Романовых царской династией

Основываясь на исторических документов насчитывают в XVI–XVII вв. около 50 таких соборов. Все из можно условно поделить на 4 группы: созванные государем по его инициативе; созванные царем по требованию сословий; созванные сословиями по их инициативе; соборы, на которых избирали царя.

Преобладала первая группа соборов. Собор 1549 года относится ко второй группе, потому как он созывался по требованию сословий. Собор 1598 года избрал на царство , 1613 год – .

Наиболее сложную и представительную структуру в XVI веке имели Стоглавый собор 1551 года и Собор 1566 года.

1551 год — по инициативе государя и митрополита был созван церковный собор, который получил название Стоглавого, так как его решения были сформулированы в 100 главах. Собор регламентировал церковное искусство, правила жизни духовенства, составил и утвердил список общерусских святых. Наиболее спорным вопросом оказался вопрос о церковном землевладении. По всей территории страны унифицировалась обрядность. Собор одобрил принятие Судебника 1550 года и реформы .

Собор 1566 года был более представительным с социальной точки зрения. На нем сформировалось 5 курий, объединявших различные слои населения (духовенство, боярство, приказных людей, дворянство и купечество). На этом соборе решали вопрос о войне с Литвой и Польшей.

Суммируя компетенцию земских соборов, можно констатировать, что на них рассматривали вопросы:

Избрания на царство;

Войны и мира;

Принятия новых нормативных актов;

Налогообложение.

Периодизация земских соборов
Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов:
1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г. Соборы, созываемые царской властью - данный период продолжается вплоть до 1565 г.
2. Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского (1584-1610 гг) . Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции, начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, зачастую становились орудием враждебных России сил.
3. 1610-1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной) , решающий вопросы внутренней и внешней политики. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России.
4. 1613-1622 гг. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года.
5. 1632-1653 гг. Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские, и русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные.
6. 1653-1684. Значение земских соборов снижается (небольшой взлёт наблюдался в 80-х годах) . Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Украины в состав Российского государства.
Первым считается земский собор 1549 г. , который продолжался два дня, и был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады» . В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И. Д. Беляева в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине» ; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей.

Земский собор - это часть истории развития Российского общества, первые эволюционные шаги государственного аппарата в новое время, свидетельство изменений сословного строя. В XVI веке этот общественный институт только начинал формироваться и не имел ни четких задач, ни строго установленных полномочий. Даже порядок созыва и состав участников не были четко определены. Между тем, сам факт создания собора являлся большим шагом в развитии молодого Московского государства.

Первый представительский орган Российского царства

Земский собор был высшим сословно-представительским учреждением Русского царства в 16-17 вв., созданным для обсуждения административно-хозяйственных, политических и экономических вопросов. В нем были представлены (за исключением крепостных крестьян) все социальные слои населения. Само слово «собор» известно еще из древнерусских источников и обозначает «совет», «общий совет» или «совет всей земли».

Собор примирения

Первый Земский собор, по предложению митрополита Макария, созвал молодой царь Иван IV. Целью этого собрания было восстановление порядка в стране после периода правления бояр и восстания 1547 года в Москве. Собрание назвали «Собором примирения». Оно началось в феврале 1549 года. Участники его осудили распри среди русских людей и призвали народ простить друг другу «неправды» и обиды, причиненные в период боярского правления. Кроме того, были поддержаны реформы, проведенные «Избранной рабой».

Хронология

Далее на этих собраниях принимались важные политические решения. На Земском соборе в 1566 году постановили продолжать Ливонскую войну. Земский собор в 1584 г. утвердил на царстве Федора Ивановича, сына Ивана IV. Кроме того, на земских соборах были выбраны цари: Годунов в 1598, Шуйский в 1606, королевич Владислав в 1610, Михаил Федорович в 1613, а также Иван и Петр Алексеевичи в 1682 г. В 1645 году Земский собор признал династическое право Алексея Михайловича.

Состав собраний

Участниками Земских соборов были Боярская дума, представители высшего духовенства (Освященный собор), делегаты от сословий. Состав последних изменялся в зависимости от того, какой вопрос рассматривался. Самым большим и полным по составу стал Земский собор 1613 года. Кроме прочих, в число его участников попали представители дворцовых и черносошных крестьянских волостей. Всего количество «выборных людей» достигло 800 человек, которые представляли в общей сложности 58 городов страны. Изначально местом проведения Земских соборов была Красная площадь. Однако начиная с 1598 г., когда избирали на царство Бориса Годунова, заседания стали проводиться в разных дворцовых помещениях и патриарших палатах. При Романовых соборы созывали в царских комнатах.

Изменение полномочий

В «Смутное время» Земский собор управлял главными вопросами внешних отношений и внутренней политики державы. В семнадцатом веке соборы принимали решения о финансовых сборах («пятины»). В 1613-22 гг. Земские соборы заседали практически непрерывно. Но постепенное восстановление государственного аппарата и упрочнение внешнеполитического статуса Московского государства позволило царю Михаилу Федоровичу отказаться от Земских соборов, и десять лет их не созывали. В 1642 г. собор отказал в просьбе донских казаков помочь захваченному ими Азову. В 1653 г. Земский собор принял решение о присоединении к Российской державе Левобережной части Украины. В 1682 г. им было отменено местничество.

Последний Земский собор

Его созвали в 1682 году. Он был призван ратифицировать вечный мир с Речью Посполитой. Больше Земские соборы не созывались, что было естественным следствием реформ, проводимых Петром I и направленных на укрепление абсолютизма.

Совещание продолжалось два дня. Было три выступления царя, выступление бояр, наконец, состоялось заседание боярской думы, принявшей о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. Б. А. Романов пишет, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. Летописец, описывающий собрание, не говорит, из кого состояла вторая «палата» (курия): из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван правительством в Москву специально.

Соборов с 1549 по 1683 года состоялось около 60.

Избранная рада . Перед новым правительством встал вопрос о путях преобразования государственного аппарата. Первые шаги к реформам выразились в созыве 27 февраля 1549г. расширенного совещания на котором присутствовала Боярская дума, освященный собор, воеводы, а также боярские дети и “большие” дворяне (очевидно, московские). Февральское совещание 1549г. (“Собор примирения”) было фактически первым Земским собором. Его созыв ознаменовал превращение Русского государства в сословно-представительную монархию, создание центрального сословно - представительного учреждения. Чрезвычайно важно было то, что важнейшие государственные мероприятия начинают приниматься с санкции представителей господствующего класса, в числе которого значительную роль играли дворяне.

Решение Собора 1549г. показало, что правительство собиралось в дальнейшем использовать поддержку как боярства, так и дворян. Оно было явно не в пользу феодальной аристократии, так как она должна была поступиться рядом своих привилегий в пользу основной массы служивого люда. Отмена подсудности дворян (в дальнейшем Судебник 1550г.) означала постепенное оформление сословных привилегий дворянства.

В связи с тем, что в феврале 1549г. было решено “давать суд” если человек обратился с челобитным на бояр, казначеев и дворецких, создается особая Челобитная изба, которой ведал А. Адашев и, возможно, Сильвестр. 11 Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: Очерки истории середины XVI в.- М.: Наука, 1960. Автор Пискаревского Летописца дает ее расположение у Благовещения в Кремле. Но в действительности местонахождение Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения находилось помещение казны. Не будучи формально казначеем, Адашев в 50х годах XVI в. фактически возглавлял деятельность государственной казны. 22 Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Л.: Наука, 1988. Но во всяком случае связь возникновения Челобитной избы с реформами середины века несомненна. В Челобитную избу поступали челобитные на имя государя, здесь же по ним принимались решения- Челобитная изба была бала своего рода высшим апелляционным ведомством и контрольным органом, надзиравшим над другим правительственным учреждением.

Одновременно с “Собором примирения” происходили заседания и церковного собора, который установил церковного празднования еще 16 “святых” и рассмотрел жития этих “чудотворцев”. В условиях роста реформационного движения церковь канонизацией своих видных деятелей стремилась укрепит свой падающий авторитет.

После февральских соборов правительственная деятельность в 1549г. развернулась в различных областях. Рост народных движений в городе и деревне заставил возобновит проведение губной реформы, после торжества Шуйских в 1542г.. 27 сентября 1549г. был выдан губной наказ крестьянам Кириллова монастыря. Этот наказ свидетельствовал о росте влияния дворянства. Теперь губные дела передавались в ведение выборных губных старост из числа детей бояр.

Формирование различных изб происходило по функциональному различию, а не по территориальному. Это свидетельствовало о значительном успехе централизации управления. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: Очерки истории середины XVI в.- М.: Наука, 1960. Однако част изб не порывала окончательно с территориальным принципом управления.

1549г. был годом активного наступления на иммунитетные привилегии духовных феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров послали грамоту, согласно которой ряд монастырей лишался права беспошлинной торговли в Дмитрове и других городах. Но крупные монастыри привилегии сохраняли.

К концу 1549г. все настойчивее стали раздаваться голоса, подталкивающие правительство на проведение реформ. Царю подал свой проект Ермолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых уступок предотвратить возможность новых волнений. Он начал меры по унификации системы поземельного обложения, по обеспечению землей служивого люда.

Разносторонностью и вдумчивостью отличались проекты И.С. Пересветова, защитника сильной самодержавной власти. Централизация суда и финансов, кодификация законов, создание постоянного войска, обеспеченного жалованием, - вот некоторые из предложений этого “овинника” - публициста, выражавшего думы и чаяния передовой части дворянства, затронутого реформационно-гуманистическим движением. Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного - М.: Наука, 1982

Изначально в царских вопросах ставилась задача издания законов, которые должны были восстановит порядок, существовавший при Иване III и Василии III. Ссылка на “отца” и “деда”, встречающаяся в законодательстве означала, что реформам старались придать вид мероприятий направленных против тех злоупотреблений властью боярами, которыми были ”наполнены” несовершеннолетние годы Ивана IV.

После постановки об отмене местничества в проекте излагался ряд соображений о необходимости навести порядок в вотчинном и поместном праве. По мнению автора проекта, необходимо было провести проверку земельных владений (вотчин, поместий) и кормлений с целью выяснения размеров владений и исполнения воинских обязанностей служилыми людьми. Нужно было перераспределить имеющийся в распоряжении служебный фонд, чтобы обеспечить малоземельных и безземельных феодалов. Но этот проект нарушал исконные вотчинные права феодальной аристократии, поэтому проект осуществления не получил.

К числу финансовых реформ относится проект ликвидации проездных пошлин (мыта) внутри стран. Таможенные перегородки между отдельными землями Русского государства, отражавшие незавершенности процесса изживания экономической раздробленности, препятствовали дальнейшему развитию товарно-денежных отношений.

Если подвести итоги рассмотрению царских “вопросов”, то можно констатировать далеко идущие намерения правительства удовлетворить земельные требования дворян за счет боярского землевладения, укрепить армию и государственные финансы.

Поделиться: