Органы защиты прав потребителей. Полномочия общества защиты прав потребителей Общества защиты прав потребителей их функции структура

Свое наибольшее развитие общество защиты прав потребителей, как социальный институт, получило на волне преобразований 90-х годов.

В это время функционировавший прежде народный контроль был фактически ликвидирован, как общественная организация при органах власти.

Потребитель товаров и услуг оказался один на один с предпринимателем, который работал, используя принципы первобытного рынка.

Поскольку у предпринимателя всегда были деньги на хорошего адвоката, а у простого покупателя – нет, то и результат судебных споров зачастую оказывался не в пользу последнего.

В эти годы стали образовываться некоммерческие структуры, которые оказывали правовую помощь населению. На помощь рядовому потребителю пришел .

Он был вступил в законную силу в 1992 году, и сейчас продолжает оставаться действенным инструментом. В настоящее время сохраняет силу редакция от 5 мая 2014 года, со всеми внесенными в закон за прошедшие 22 года изменениями, дополнениями и поправками.

Этот документ фактически является настольной книгой для потребителей товаров и услуг. В нем досконально расписаны все возможные ситуации, в которых могут быть ущемлены права потребителей.

Правовая грамотность подавляющей части населения пока не соответствует возможностям полноценно и эффективно отстаивать свои права в судебных инстанциях.

Поэтому проще и зачастую удобнее обращаться за консультациями и практической помощью в общество прав потребителей, которое действует на конкретной территории.

Если такого общества нет (за два десятка лет многие организации, действовавшие при муниципалитетах, были расформированы или их функции были переданы в ведение чиновников, работающих в управлениях по экономике), то можно обратиться в территориальный отдел роспотребнадзора.

Здесь функции работы с потребителями возлагаются на одного или двух главных или ведущих специалистов.

Такой специалист обязан:

  • Принять обратившегося к нему потребителя в часы, которые отводятся ему руководителем отдела для этих целей;
  • После подробного рассказа о том, в чем конкретно заключается проблема, потребитель вправе получить от сотрудника отдела роспотребнадзора исчерпывающую консультацию о том, как в данной конкретной ситуации защитить свои права;
  • В случае, если первичные действия потребителя по защите своих прав перед продавцом или компанией, оказывающей услуги, оказались неэффективными, сотрудник отдела роспотребнадзора должен оказать практическую помощь в составлении иска для рассмотрения его в суде.

В некоторых территориях функции специалиста, который может помочь потребителю, выполняются работниками санитарно-эпидемиологической станции. Они также являются квалифицированными специалистами, имеющими достаточный объем знаний для защиты прав потребителей.

Если потребитель намерен обратиться именно в общество, защищающее права потребителей, но на конкретной территории такой общественной некоммерческой организации нет, то есть возможность обратиться в областную, республиканскую или федеральную аналогичную структуру.

Например, свою помощь может оказать Союз потребителей России, это – тоже общественная организация по защите прав потребителей, только федерального уровня.

Она объединяет и помогает всем краевым, районным, республиканским и областным организациям, действующим на территории нашей страны.

На сайте Союза потребителей можно найти массу полезной информации:

  • Можно поискать аналогичные ситуации на форуме;
  • Написать письмо, на которое в формате электронной почты будет дан ответ (есть такой значок на главной странице сайта);
  • Воспользоваться возможностями одного из действующих проектов Союза потребителей.

Одним словом, без помощи потребитель не останется!

При приобретении некачественного товара, свои права нужно четко отстаивать прописанными в законе способами. Смотрите , его можно заполнить даже самостоятельно.

Всегда удобно иметь страховку на разные неожиданные жизненные ситуации. Узнайте по , как оформить претензию в страховую для получения страховых выплат.

Для некоторых товаров создан специальный список, усложняющий их возврат продавцу. Читайте полный список технически сложных товаров не подлежащих возврату.

Обращения в общество прав потребителей по телефону

Если ни один из перечисленных выше вариантов по той или иной причине не подходит, есть другие.

И действительно, некоторым людям, особенно пожилым и одиноко проживающим, бывает трудно ходить или передвигаться, имея в распоряжении общественный транспорт. В этом случае можно попытаться получить помощь, не покидая дома.

Это предусматривает такие возможности, как:

По телефону можно позвонить в общество защиты прав потребителей, действующее в конкретном регионе.

Узнать телефон общества защиты прав потребителей можно:

  • На городском или поселковом сайте;
  • В местном муниципалитете (у секретаря в приемной главы имеется обширный список полезных контактов);
  • В территориальном отделе роспотребнадзора.

Специалисты роспотребнадзора значительную часть своих проверок проводят с сотрудниками прокуратуры. А это значит, что данный надзорный орган также можно использовать, чтобы получить необходимую информацию.

Любой обратившийся в органы прокуратуры (надо только знать, куда именно обращаться) имеет право получить полноценный ответ в определенный действующим законодательством срок.

Обычно на ответ дается до одного месяца, но можно получить его и за несколько минут.

Еще один вариант получения нужной информации – звонок по горячей линии. Эту очень популярную и действенную акцию общество защиты прав потребителей проводит систематически.

Точно таким же образом, проводя горячие линии, работают:

  • Органы роспотребнадзора;
  • Территориальные подразделения прокуратуры;
  • Всевозможные правозащитные общественные формирования;
  • Территориальные органы партии «Единая Россия».

В настоящее время, например, эта партия начинает проект по контролю за работой подразделений сферы ЖКХ.

Для того, чтобы узнать соответствующий телефон, достаточно зайти на сайт регионального отделения партии или воспользоваться телефоном партийной службы оперативного реагирования.

Задавая свой вопрос, потребитель автоматически становится, согласно закону, гражданином, подавшим обращение (в данном случае – устное). Закон обязывает сотрудника, принявшего обращение, дать на него полноценный ответ.

Кто может обратится в общество защиты прав потребителей

В настоящее время всевозможных общественных организаций в стране имеется очень много.

В их число входят объединяющиеся по принципу оказания друг другу посильной помощи:

  • Защитники прав животных;
  • Автомобилисты;
  • Собственники;
  • Предприниматели.

Действуют также общество защиты прав пациентов и общество потребителей услуг в сфере образования.

Все эти общественные формирования преследуют одну цель: объединиться и совместно защищаться от:

Такие объединения, использующие в своей основе принцип самоуправления, имеют огромный потенциал. Там, где их возглавляют неравнодушные люди, можно добиться колоссальных результатов.

Юридическая грамотность потребителя

Главным гарантом, который обеспечит полноценную защиту прав потребителя, является собственная юридическая грамотность.

Конечно, речь не о систематических знаниях в области юриспруденции.

Однако основные правила должен знать любой потребитель услуг/покупатель товара:

  • Если оказывается услуга, то необходимо подписать договор с сервисной организацией, причем, прежде, чем сделать это, следует с тщательно ознакомиться со всем текстом такого договора.
  • Если в магазине приобретается товар, то покупатель должен требовать кассовый и товарный чек, это и будет свидетельством приобретения товара, без него доказать в суде факт покупки будет очень трудно.
  • Закон о защите прав потребителей обстоятельно прописывает возможность , в течение которых потребитель может сдать купленный товар, отказавшись от него в пользу денег или обменяв на соответствующее изделие.
  • Если потребителю оказана некачественная услуга, то надо составить об этом акт и провести , иначе могут возникнуть проблемы в суде.

Наша бесплатная медицина не всегда соответствует критериям качества. может быть подана при оказании некачественных услуг или требовании взятки.

Также нужно добиваться своих прав на качественное обслуживание ЖЭКом. Узнайте из , куда подать жалобу на ЖКХ, чтоб ваши замечания были устранены.

Покупая дорогостоящую технику, всегда обращайте внимание на сроки бесплатного гарантийного обслуживания. Например, читайте о гарантийном ремонте планшетов от разных производителей.

Пользуйтесь услугами разнообразных обществ защиты прав потребителей, только отстаивая свои права можно добиться их соблюдения в будущем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей. Федеральные органы управления в системе защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления и работа антимонопольных органов в данной сфере.

    дипломная работа , добавлен 06.06.2007

    Понятие защиты прав потребителей. Становление законодательства о защите прав потребителей в зарубежных странах. Развитие законодательства о защите прав потребителей в России. Процессуальные особенности рассмотрения дел о защите прав потребителей.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2016

    Формирование и развитие законодательства о защите прав потребителей. Описание государственных организаций по защите прав потребителей, наложение штрафов антимонопольными органами. Полномочия органов по защите прав потребителей при местной администрации.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2014

    Основные права потребителей. Подсудность дел по защите прав потребителей. Возбуждение производства по делам. Круг лиц для участия в гражданском процессе по защите прав потребителей. Судебная защита прав потребителей. Определение предмета доказывания.

    дипломная работа , добавлен 04.03.2014

    Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей. Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав граждан в сфере оказания услуг. Формы защиты прав потребителей, пробелы в законодательстве о защите прав потребителей.

    дипломная работа , добавлен 21.05.2010

    Организация деятельности по защите прав потребителей. Характеристика деятельности по защите прав потребителей в России и других странах. Государственная и общественная защита прав потребителей. Деятельность организации по защите прав потребителей.

    дипломная работа , добавлен 15.09.2010

    Правонарушения в сфере защиты прав потребителей. Основные понятия и новшества Закона РФ "О защите прав потребителей". Государственная и общественная защита прав потребителей, судебная практика. Права потребителей как институт международного права.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2012

Эффективная защита прав потребителей невозможна без деятельности специальных уполномоченных субъектов, призванных решать вопросы организации надлежащего функционирования собственно торговли (оказания услуг) и проблемы, вытекающие непосредственно из потребительских отношений. Такие субъекты, как известно, представлены как официальными органами власти различного уровня, так и общественными структурами. Именно они нередко выступают первичным звеном в механизме защиты прав потребителей, предваряя судебные споры, связанные с нарушением прав потребителей. Между тем в литературе справедливо указывается на необходимость использования более широкого подхода при определении субъектов, осуществляющих публичную защиту прав потребителей, и включения в их число органов местного самоуправления. Это представляется вполне логичным. Большинство проблем, связанных с защитой прав потребителей, решается на местном уровне. Как известно, на местах, при администрациях создаются специальные подразделения (отделы), в функции которых входит содействие потребителям в эффективной защите их прав.

Уполномоченные органы осуществляют защиту прав потребителей в административном порядке, который предполагает, что гражданин-потребитель в случае нарушения его прав обращается не в суд, а в специальные государственные органы, в компетенцию которых входит защита прав граждан-потребителей.

Реализация права потребителя на государственную и общественную защиту его интересов проявляется в двух аспектах: 1) государство обеспечивает правовое регулирование отношений с участием потребителей, прежде всего имея целью охранять права последних; 2) потребитель имеет возможность обратиться с жалобой (заявлением) на деяния его контрагентов, обозначенных в Законе "О защите прав потребителей", в уполномоченные государственные или муниципальные органы либо в общественные организации потребителей.

На федеральном уровне в сфере защиты прав потребителей представлены специальные органы исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ был образован Роспотребнадзор. На него возложены функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. На сегодняшний день Роспотребнадзор является единственной федеральной структурой, которая выполняет функции, переданные ей от трех федеральных министерств. От Министерства здравоохранения РФ были переданы функции по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора; от Министерства экономического развития и торговли РФ - функции по надзору в сфере потребительского рынка; от упраздненного Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства - функции по защите прав потребителей.

Следовательно, основными направлениями контрольно-надзорной деятельности органов Роспотребнадзора являются:

а) государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

б) государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ в области защиты прав потребителей;

в) контроль за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

г) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

д) надзор за качеством и безопасностью продовольственного сырья и продуктов питания.

Основным и приоритетным направлением деятельности Роспотребнадзора по исполнению обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка является государственный надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Осуществляя государственный санитарно-эпидемиологический надзор, должностные лица Федеральной службы при выявлении нарушений имеют право давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания: об устранении выявленных нарушений санитарных правил; о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В качестве самостоятельных направлений контрольно-надзорной деятельности органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека следует рассматривать:

а) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

б) государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок данной продукции для государственных нужд, а также при поставке муки в государственный резерв; при ввозе (вывозе) на территорию РФ;

в) осуществление в соответствии с законодательством лицензирования отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы;

г) регистрацию отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека; впервые ввозимых на территорию РФ.

Исполнение органами Роспотребнадзора возложенных функций по контролю и надзору в области потребительского рынка, в том числе и в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, предполагает осуществление следующих последовательных процессуальных действий (административных процедур).

1. Проверка соблюдения обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а также обязательных требований к производству и реализации товаров.

2. Выдача обязательных для исполнения предписаний (например, о прекращении нарушения прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам) в том случае, если ответственность за нарушение не предусмотрена КоАП РФ.

3. Возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, посягающих на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (ст. ст. 6.3 - 6.7 КоАП РФ); в области охраны окружающей природной среды и природопользования (ст. ст. 8.2, 8.5 КоАП РФ); в сельском хозяйстве и ветеринарии (ст. 10.8 КоАП РФ); в области предпринимательской деятельности (ст. 14.4 КоАП РФ).

4. Принятие административных мер принудительного характера (приостановление производства или реализации товаров; отзыв с внутреннего рынка или от потребителя товаров, не соответствующих обязательным требованиям).

5. Направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности, материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии.

6. Направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителей.

7. Обращение в судебные органы с заявлениями в защиту прав потребителей либо с заявлениями о ликвидации изготовителя, продавца, импортера или о прекращении их деятельности за неоднократное или грубое нарушение требований действующего законодательства.

Для реализации результатов контроля Роспотребнадзор наделен широким кругом полномочий. Эти полномочия можно условно разделить на три группы:

1) полномочия, осуществляемые непосредственно Роспотребнадзором или его территориальными органами;

2) направление материалов в государственные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией;

Основными полномочиями первой группы являются направление в пределах своей компетенции обязательных для исполнения предписаний изготовителям, исполнителям, продавцам и наложение на них штрафов за неисполнение предписаний. Предусмотрен следующий перечень нарушений: продажа товаров с истекшим сроком годности; продажа товаров (выполнение работ), на которые должны быть установлены (но не установлены) сроки годности или сроки службы; продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге); непредоставление необходимой и достоверной информации об исполнителе (продавце, изготовителе) и режиме его работы.

К полномочиям второй группы относится направление материалов в лицензирующие органы, органы прокуратуры, Министерство внутренних дел РФ и др.

Лицензирующие органы в пределах своей компетенции имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата (лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности) на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения; выносить предупреждение лицензиату; осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.

Третью группу полномочий Роспотребнадзора составляет право обращения в суд и арбитражный суд в защиту нарушенных прав потребителей. Иски могут предъявляться в защиту прав отдельных потребителей, группы потребителей или в интересах неопределенного круга потребителей. Содержание иска определяется характером нарушений права и направлено на устранение допущенных нарушений.

В известной степени в рамках охраны публичных интересов функции по защите прав потребителей выполняют органы внутренних дел. Полномочия данных органов в рассматриваемой сфере касаются в основном контроля за соблюдением правил торговли и состоят: в охране общественного порядка, обеспечении личной и общественной безопасности; в защите жизни и здоровья граждан от противоправных посягательств в сфере торговли, в том числе и защите прав потребителей; в предупреждении преступлений и административных правонарушений в сфере торговли; в осуществлении контрольно-надзорной деятельности в пределах своей компетенции за исполнением законодательства хозяйствующими субъектами; в оказании в пределах своей компетенции помощи торговым предприятиям в осуществлении их законной торговой деятельности; в осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.

Однако предметно, охраняя права потребителей, специальные подразделения и службы внутренних дел осуществляют: охрану общественного порядка в местах стихийной и организованной торговли; обеспечение на рынках режима свободной торговли доброкачественными товарами; пресечение фактов противоправного воспрепятствования гражданам в реализации собственной продукции со стороны группировок, монополизирующих торговлю; контроль за поступлениями в местный бюджет сборов за право торговли и сборов с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также соответствием фактического товарооборота и поступлением выручки от мелких предприятий торговли; проверки хозяйствующих субъектов в сфере потребительского рынка с целью выявления и пресечения фактов уклонения от регистрации и налогообложения торгующих субъектов; обмана потребителей, в том числе путем введения в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров; незаконной торговли товарами, свободная реализация которых запрещена или ограничена; продажи товаров без документов, в том числе похищенных и контрабандных, без применения контрольно-кассовых машин, с иными нарушениями правил торговли; нарушений государственной дисциплины цен, незаконного предпринимательства в сфере торговли; продажи товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных норм; выпуска или продажи товаров, не отвечающих требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан; незаконного повышения или поддержания цен, совершенного в результате монополистической деятельности путем изъятия товаров из обращения, сдерживания их от реализации; участия в противоправной коммерции лиц, ранее судимых, без определенного места жительства и рода занятий, а также разыскиваемых правоохранительными органами за совершенные преступления.

Кроме перечисленных выше федеральных органов исполнительной власти к органам, уполномоченным в сфере защиты прав потребителей, можно отнести также Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Особая роль принадлежит Федеральной антимонопольной службе, которая осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы. В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

По сути, Закон "О защите прав потребителей" не предоставляет субъектам РФ никаких полномочий по регулированию отношений в области защиты прав потребителей, за исключением полномочий, предоставляемых ст. 44 Закона. Вместе с тем существует множество вопросов, решение которых напрямую связано с реализацией потребителями прав, предоставленных Законом. Это и размещение на улицах городов нестационарных объектов торговли, и сдача в аренду торговым организациям муниципальной собственности, и многое другое. Кроме того, должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов РФ имеют также право давать указания контролирующим органам проводить дополнительные проверки по имеющейся у них информации о нарушениях Закона "О защите прав потребителей", принимать решения по применению ответственности к лицам, виновным в нарушениях в области защиты прав потребителей, а также осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимать иные меры.

Например, по вопросам некачественного предоставления жилищных услуг (протечка кровли, разгерметизация межпанельных швов, несоответствие жилого помещения принятым нормам) потребители могут обращаться в Государственную жилищную инспекцию или Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Круг подобных полномочий не является закрытым, что оставляет возможность относить к компетенции высших органов исполнительной власти субъектов решение иных вопросов, не отнесенных к ведению соответствующих профильных органов и контролирующих структур.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" среди вопросов местного значения нет функции по защите прав потребителей. Кроме того, в настоящий период органы местного самоуправления утратили право приостанавливать или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления соответствующей информации в случаях, если выявлено, что их продажа не сопровождается достоверной и достаточной информацией или товары продаются с просроченными сроками годности или без срока годности, если установление этих сроков обязательно.

Поэтому в настоящий момент законодательство как не запрещает, так и прямо не обязывает органы местного самоуправления реализовывать функцию по защите прав потребителей. Несмотря на ограничения контрольных функций органов муниципальной власти в сфере торговли, оказания услуг и выполнения работ, наиболее социально востребованные функции оставлены без изменений. Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций для органов местного самоуправления по организации защиты прав потребителей (разработаны Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на основании ст. 44 Закона "О защите прав потребителей") органы местного самоуправления:

1) рассматривают письменные и устные обращения и заявления потребителей;

2) консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

3) оказывают помощь потребителям в восстановлении их нарушенных прав, в том числе и при составлении исков в суды;

4) анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей;

5) обращаются в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), т.е. подавать исковые заявления в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов.

Таким образом, органы местного самоуправления являются необходимым звеном национальной системы защиты прав потребителей, поскольку действуют на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Деятельность муниципальных образований направлена на решение тех потребительских проблем, которые являются актуальными именно для данной территории. Если проверкой по жалобе потребителя будут установлены факты продажи товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, органы муниципальной власти вправе направить полученные материалы в территориальное управление Роспотребнадзора.

Что касается местных органов власти, то их функции определяются деятельностью по координации, планированию и регулированию отдельных направлений торговли.

Органы исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня в сфере управления потребительским рынком в пределах своей компетенции осуществляют: государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, за порядком применения цен по отдельным группам товаров, за качеством и безопасностью товаров народного потребления; деятельность по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Объектами государственного контроля в соответствии с возложенными на органы управления задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.

Органы управления в сфере потребительского рынка выполняют следующие основные функции: проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца; осуществляют в установленном порядке контроль на предприятиях торговли и общественного питания за соблюдением порядка применения цен по отдельным группам товаров; контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговым, технологическим и дозирующим оборудованием; принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок; приостанавливают реализацию товаров (и оказываемых при этом услуг), не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан; координируют свою деятельность с органами государственной власти, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан; рассматривают в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий, предприятий общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения, обязательные для исполнения продавцом, изготовителем (при несогласии с принятым решением продавец, изготовитель, потребитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд в установленном порядке).

В случае нарушения прав потребителей указанные организации прибегают к такому воздействию на нарушителей, как выдача предписаний. Так, предписания, направляемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в адрес изготовителей, исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров, подлежат исполнению в установленный в них срок. Неисполнение в срок предписаний уполномоченных органов влечет административную ответственность.

В наш век безостановочного спроса и предложения сложно не потеряться среди разнообразия товаров и услуг. Еще сложнее не растеряться, если выбранный продукт совсем не оправдал ожиданий. Многие из нас - обычных потребителей - в этом случае чаще всего выскажут робкие претензии продавцу да еще раз вспомнят о неудачной покупке за семейным ужином. А? может, не все так безрадостно? И стоит побороться за свои права? Как это сделать, подумаем вместе.

Общество защиты прав потребителей: чем помогут?

К счастью, в таких ситуациях человек не один в поле воин. Уже давно существует межрегиональная общественная организация, созданная нам в помощь, - Общество защиты прав потребителей (ОЗПП). Его целью, как указано в Уставе ОЗПП от 15 августа 2003 года, «является содействие защите прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, защита их интересов». Проще говоря, всесторонняя защита по принципу «клиент всегда прав». Именно в ОЗПП и можно обратиться каждому, чьи потребительские права были нарушены.

ОЗПП рассматривает жалобы граждан, исследует качество товаров и услуг, проводит независимую экспертизу безопасности товаров, собирает информацию о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, оказывает помощь в предъявлении судебного иска. Но чтобы отстаивать свои права, их нужно знать. А прав у вас (как у потребителя) четыре: на информацию, на безопасность, на качество, на возмещение ущерба. Но обо всем по порядку.

Заявление: инструкция по применению

Конечно, и вам как потребителю, и продавцу (или исполнителю услуги) лучше решить проблему самим, не доводя дело до суда. Так и нервы убережете, и денежные траты не обременят. Достаточно показать свою правовую грамотность, и справедливость, скорее всего, восторжествует. Но если ваши законные требования не выполняются, обратитесь в отдел защиты прав потребителей по месту жительства.

Чтобы к вашему заявлению отнеслись с должным вниманием, потрудитесь составить его правильно. Грамотность - и юридическая, и орфографическая - не помешает. Несмотря на то, что вы явно находитесь под влиянием негативных эмоций, постарайтесь оставить их за пределами обращения. Писать нужно конкретно, официально, деловым языком. Не лишним будет и знание соответствующих статей законов РФ, сошлитесь на них в своем письме. Обязательно необходимо указать, от кого и кому оно направлено, написать свой адрес и данные паспорта. Эти сведения заполняются в первую очередь. Желательно оставить свой контактный телефон для связи. Далее расскажите, в чем состоит ваша претензия, какие ваши права как потребителя были ущемлены, когда и при каких условиях это произошло. Не забудьте указать точную дату и время случившегося. Обязательно оставьте сведения о продавце или исполнителе услуги.

Безусловно, чтобы обращение имело вес, необходимы документальные подтверждения. Здесь пригодятся сохраненные справки, гарантийные талоны, чеки, другие официальные бумаги. Приложите их к своему заявлению.

Законодательство о защите прав потребителей допускает деятельность специальных некоммерческих организаций, которые оказывают услуги гражданам при защите последними собственных прав в отношениях с продавцами товаров, поставщиками услуг. Именно к таким организациям относится Общество защиты прав потребителей, причем основными данной компании является оказание правовых и посреднических услуг. Кроме того, эти специализированные некоммерческие организации оказывают информационное содействие потребителям, реализуют образовательную и просветительскую деятельность в определенных законом пределах.

С какими просьбами можно обратиться в Общество защиты прав потребителей?

В Общество защиты прав потребителей граждане чаще всего обращаются при возникновении конфликта с какой-либо организацией, реализующей товары или оказывающей услуги. В этом случае специализированная некоммерческая организация может предоставить услуги по профессиональному консультированию потребителей в части защиты их прав. Кроме того, специалистами Общества оказывается реальная помощь в виде составления документов (исковых заявлений, претензий, жалоб), профессионального представительства интересов потребителей в судах, других органах. Наконец, при определенных условиях общество защиты прав потребителей может непосредственно обратиться в судебные органы по собственной инициативе, по просьбе гражданина, группы потребителей.

Другие направления работы Общества защиты прав потребителей

В Общество защиты прав потребителей можно обратиться и при отсутствии конфликта с продавцом, поставщиком определенных товаров или услуг. В частности, данная организация оказывает бесплатные услуги по проверке заключаемых договоров, соглашений, исследует правильность оформления взаимоотношений с потребителями. При возникновении каких-либо сомнений в добросовестности компании, на которую распространяется потребительское законодательство, можно обратиться в указанное Общество. Наконец, этой некоммерческой организацией осуществляется общественный контроль в виде самостоятельного проведения проверок в торговых точках, салонах, других местах реализации товаров, оказания услуг. При обнаружении нарушений прав потребителей в процессе такой деятельности сотрудники общества передают информацию в правоохранительные органы.

Поделиться: