Правила начисления на общедомовые нужды. Как рассчитывается ОДН? Повышение энергоэффективности в МКД

Электричество всегда являлось одним из самых дорогих видов коммунальных ресурсов, а его точный учет нередко сопряжен с множеством трудностей из-за регулярных потерь в сетях и невозможности оперативно выявить источники потерь. Именно поэтому сегодня как для управляющих компаний, так и для жильцов многоквартирных домов, особенно актуален вопрос, как рассчитывается ОДН за электроэнергию.

Что из себя представляет ОДН по электроэнергии

Ежедневно в дом, который подключен к электросети, поступает определенный объем электроэнергии от ресурсной организации. Часть электроэнергии потребляется жильцами дома, это называется индивидуальным потреблением . Другая его часть уходит на обслуживание общих домовых территорий, которые не оснащены такими же индивидуальными приборами учета, как квартиры, а потому фиксируются только общедомовым счетчиком. Этот вид потребления так и называют - общедомовым .

ОДН - сокращение от термина «общедомовые нужды». Это тот объем ресурса, который потребляется с целью обслуживания общих территорий дома.

Что входит в ОДН по электроэнергии

Многие жильцы, видя в ежемесячных квитанциях на оплату строчку ОДН за электроэнергию, думают, что это оплата за лампочки в подъездах. В действительности область применения электроэнергии на общедомовые нужды гораздо шире.

В многоквартирном доме электроэнергия используется как на содержание подъездов, так и на обслуживание остальных территорий, относящих к дому.

  • функционирование лифтов;
  • работа домофонов;
  • видеонаблюдение;
  • освещение в подъезде и возле дома;
  • поддержание противопожарных систем и других сигнализаций.

При этом к общедомовым территориям относятся не только внутренние пространства здания, но и внешняя территория, на которой может располагаться шлагбаум автостоянки, электронная калитка, а также охранные постройки.

Плата за ОДН по электроэнергии

Оплата ОДН за электроэнергию производится собственниками жилого дома. Такой порядок оплаты прописан в Постановлении Правительства №354.

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354

Как следует из Постановления, оплата собственниками за общедомовые нужды производится независимо от того, какая форма управления была выбрана в многоквартирном доме. Поэтому ежемесячно управляющие компании многоквартирных домов рассчитывают объем ресурса, который был потрачен на общедомовые нужды, и включает соответствующую графу в квитанции жильцов.

Как рассчитать ОДН за электричество

ОДН на электроэнергию рассчитывается в соответствии с тарифами и нормативами, утвержденными областным правительством для каждого региона. Однако, несмотря на разницу в тарифах, формула расчета ОДН по электроэнергии на сегодняшний день едина для всех.

1. В первую очередь для расчета ОДН снимаются показания общедомового счетчика. Общедомовой счетчик фиксирует, сколько всего электроэнергии было поставлено в дом за отчетный период.

Для примера представим, что общедомовой счетчик показал, что за текущий расчетный период домом было потреблено 5 500 кВт⋅ч. Это общая сумма потребления, которая включает как индивидуальное потребление жильцами, так и потребление на общедомовые нужды.

2. После того, как показания общедомового счетчика сняты, они сравниваются с показаниями индивидуальных приборов учета. Для этого суммируются все показания, которые были сданы жильцами дома. Обычно период сбора показаний за электроэнергию - с 23-го по 25-е число каждого месяца. Ограничение в датах сдачи показаний нужно для того, чтобы показания снимались максимально единовременно, что снижает расхождения при сведении баланса по дому.

Допустим, что сумма всех ИПУ составила 4 500 кВт⋅ч. Это тот объем электроэнергии, который был потреблен жильцами квартир в личных целях.

Стоит отметить, что на сегодняшний день сбор показаний с жильцов встречается все реже в результате его крайней неэффективности и невозможность исключить «человеческий фактор». Судите сами:

  • Жильцы не всегда сдают показания. Кто-то забывает, а кто-то уезжает в отпуск или командировку, и физически не имеет доступа к счетчику. В результате собрать показания со 100% жильцов просто невозможно.
  • Показания передаются с ошибками. Кого-то подводит зрение, кого-то - внимательность, а у кого-то просто неразборчивый почерк. Поэтому при сборе показаний с жильцов часть показаний, на основании которых совершается расчет оплаты ОДН, всегда ошибочна. Не говоря уже о том, что недобросовестные жильцы могут осознанно занижать показания своих приборов учета.
  • На обработку всех показаний, которые поступили от жильцов, уходят целые часы, а то и дни - в зависимости от того, сколько домов и квартир обслуживает управляющая компания. В свете количества дел, которые требуют внимания управляющих компаний, такой расход времени на обработку показаний просто нерационален.

В продолжение статьи.

ОДН – это общедомовые нужды, которые рассчитываются на всех жильцов дома. По общему правилу, все дома подключены к сетям электроэнергии, и по данным сетям, дом получает количество электроэнергии. Электроэнергия энергия, поступает в каждую квартиру, а так же распределяется на места общего пользования (подъезд, подвал, чердак, крыша и т.д.). Весь объем, который поступает в дом, фиксируется в счетчиках жильцов, а так же на общедомовом счетчике.

Чем регулировался расчет за электроэнергию для общедомовых нужд (ОДН)?

В соответствии с действующим законодательством, основной нормой, которая регулирует правоотношения по электроэнергии для ОДН, это Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года. В данном постановлении прописано, что электроэнергия, распределяется по оборудованию, в многоквартирном доме и все это является общей собственностью дома.

Как оплачивается электроэнергия для ОДН?

Вся электроэнергия, которую потребляют граждане, как в своих личных квартирах, так и в ОДН, оплачивается по тарифам, которые установлены, конкретно в каждом субъекте федерации. Данные тарифы, устанавливаются ежегодно, в год предшествующий, когда будет действовать тарифы за оплату электроэнергии по ОДН и в квартирах.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

140 юристов готовы Вам помочь.

Как происходит расчет оплаты за общедомовые нужды (ОДН)?

Расчет электроэнергии за ОДН, производится по общедомовому прибору учета электроэнергии (электросчетчик общедомовой). Общедомовой электросчетчик, определяет совокупность объема подаваемой электроэнергии, в многоквартирный дом. Общедомовой электросчетчик для учета электроэнергии за ОДН, устанавливается в самом доме, в большинстве случаев в подвале или электрощите. В случае установки в доме общего электросчетчика, то объем электроэнергии на ОДН, высчитывается как разница, как та разница, которая поступает в дом и потреблением собственников квартир.
Если общедомового счетчика в доме нет, то расчет производится, по тем тарифам, которые утверждены в субъекте федерации.

Может ли использоваться, счетчик МОП, при расчете за ОДН в многоквартирном доме?

В субъектах федерации, устанавливаются в многоквартирных домах счетчики МОП, в качестве прибора, учета потребляемой электроэнергии, отдельной группой оборудования, которое находится в подъездах, подвалах, крышах и т.д. Но на данный момент такие счетчики, не участвуют в расчете использования электроэнергии по ОДН, так как это не закреплено законодательно. Счетчики МОП, не могут рассматриваться, как общедомовые счетчики, так как, производят учет части электроэнергии в многоквартирном доме.

Максимальная оплата за электроэнергию на ОДН?

В многоквартирном доме, если управление осуществляет управляющая компания, ТСЖ, ЖСК, и т.д. в таком случае, размер оплаты за электроэнергию на ОДН, не может превышать того размера, что определен правительством или службой субъекта. Данный расчет, производится, из расчета одного квадратного метра, общей площади, тех помещений, что входят в общий состав, общедомового имущества. Исключением может быть, только тот случай, когда жильцы, самостоятельно решают производить оплату за электроэнергию, сверхнормативного потребления на ОДН.

Как оплачивает за электроэнергию каждый жилец дома и за ОДН?

Каждый из жильцов оплачивают за электроэнергию, в соответствии с показаниями счетчика установленного в квартире. За электроэнергию по ОДН, жильцы оплачивают из расчета показаний общедомового счетчика и делится на всех собственников жилья в доме.

Какими законами регулируется расчет за электроэнергию по ОДН?

Все расчеты ранее за электроэнергию по ОДН производились в соответствии с «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» которые были утверждены Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года. В данный момент действуют Правила «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года.

Что можно сделать, если не правомерно начисляют плату за электроэнергию по ОДН?

В случае если Управляющая компания, ЖЭК и т.д. не правомерно начисляет плату за электроэнергию по ОДН, то в таком случае, можно написать заявление в в данную компанию, что бы предоставили полный расчет по начисленным сумма за ОДН. Так же можно написать жалобу в Роспотребнадзор, жалобу в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, жалобу в администрацию района. Если данные жалобы не дадут результата, то можно обратиться в суд, для восстановления нарушенного права.

Свет / Счетчики и учет электроэнергии

Жильцы не обязаны оплачивать электроэнергию на освещение мест общего пользования и общедомовые нужды в тех объемах, которые навязывают сбытовые компании - таков главный вывод из результатов судебного разбирательства в Орле. Жительница этого города Галина М. не платила за электроэнергию в местах общего пользования с апреля 2010-го по март 2013 года, и суд подтвердил её правоту, оценив применяемые методы расчёта электроэнергии для мест общего пользования как не вполне законные.

Оплата электроэнергии для мест общего пользования - орловская история

Коммунальная реформа привнесла в нашу жизнь много слов, в том числе два трудно выговариваемых, но « близких» каждому: ЭМОП и ОДН. Первое появилось лет шесть назад и означало: электроэнергия мест общего пользования, второе « обогатило» русский язык в прошлом году - общедомовые нужды.

Впрочем, как показала жизнь, разницы нет: и то, и другое влечёт за собой не соответствующие здравому смыслу счета на оплату за ту электроэнергию, которую жильцы многоквартирного дома потребили в своих подъездах, на чердаке и в подвале - других мест общего пользования в домах просто нет.

И считают наивные люди, сколько киловатт могли « съесть» три десятка тусклых лампочек, и удивляются, откуда берутся фантастические суммы в приходящих им квитанциях, которые по Орлу составляют до 30% от потреблённой электроэнергии в квартире, где и холодильник, и телевизор, и пылесос, и стиральная машина, и микроволновка.

Галина М. с ул. 8 Марта смотрела на непонятные суммы в квитанциях, которые ей регулярно приходили от « ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт», и… не платила, благо в терминалах, установленных в банках, можно платить не столько, сколько написано, а сколько считаешь нужным.

Срок исковой давности по таким делам - три года. И в мае 2013 г. Орловский энергосбыт обратился в суд, предъявив Галине претензий на 2 522,04 руб. И, казалось бы, абсолютно выигрышное дело было им проиграно! Орловский энергосбыт не только не получил 2 522,04 руб., но и потерял ещё 2 000 руб., уплаченные им за госпошлину. При этом суд Советского района в своём апелляционном определении подчеркнул: « Очевидно, что применяемые истцом методы расчёта… производились с нарушением правил».

Оплата электроэнергии на общедомовые нужды: cчётчик - не панацея!

Но довольно интриги. Логика Галины М. была простая: зачем платить за то, что не показывают приборы учёта? И она не платила.

В доме, где проживает пенсионерка, счётчиков много - по одному у каждого собственника плюс три на границе сетей, входящих в состав общедомового имущества (ОДН). Два из них учитывают объём электроэнергии, потреблённой в местах общего пользования (ЭМОП), а один - объём электроэнергии, потреблённой в квартирах. Казалось бы, не должно быть никаких проблем с правильностью начисления платы за электроэнергию!

Однако, как показывает жизнь, не всё решает счётчик. М. доказала, что счета выставлялись « среднепотолочные», основанные не только на показаниях приборов, но и на так называемой « замещающей» информации, каковой является либо норматив, либо среднемесячное потребление (из расчёта последних 12 месяцев). Как пояснил суду Орловский энергосбыт, он был вынужден так делать, поскольку не все жильцы сообщают о потреблённых ресурсах (то есть вовремя платят). При этом доказать, что заявленные (оплаченные) показания всегда соответствовали измеренным, истцы не смогли. Хотя именно это - основа основ правильного расчёта платы!

Дальше - больше. Один сосед уехал в отпуск и вовремя не заплатил, другой написал в квитанции меньшее значение потреблённой электроэнергии, чтобы не выйти за рамки социальной нормы, третий снял показания счётчика не в последний день месяца, а в середине, у четвёртого форс-мажор с деньгами, и он решил заплатить за электричество в следующем месяце…

Всё это раньше было проблемой конкретной семьи, а теперь - всего дома, поскольку работает не только индивидуальный счётчик, но и общедомовой. Недоплаты каждого суммируются и распределяются между всеми жильцами дома и прибавляются к тем киловаттам, которые счётчик накрутил за тот самый десяток тусклых лампочек, что с перебоями освещали подъезды. Отсюда не поддающиеся простой логике невероятные суммы.

При этом в следующем месяце ваш первый сосед приедет из отпуска и оплатит всё сполна, второй снимет показания счётчика вовремя, третий получит деньги и расплатится с долгами, но никому из дома не вернут те деньги, которые коллектив жильцов уже заплатил за своих однажды недобросовестных плательщиков! Перерасчёт сделают только конкретному плательщику, который по разным причинам заплатил не за реальное потребление электроэнергии, а по среднестатистическому показателю. То есть предусмот-рена только коллективная ответственность. Возмещение же средств коллективу за эту самую ответственность даже не предполагается!

Галина М. оказалась не в числе добросовестных плательщиков, и с точки зрения коллектива многоквартирного дома она его подвела - всё, что она не заплатила по выставленным счетам, в том числе те самые 2 522, 04 руб., за неё давно заплатили добросовестные соседи.

Но каков Орловский энергосбыт?! А говорили: установите общедомовые счётчики - будете платить меньше…

Оплата общедомовых нужд: россияне переплачивают за электроэнергию миллионы рублей?

К слову, энергетики не согласились с решением мирового суда, обвинив его в том, что он таким образом « лишил возможности производить расчёт стоимости коммунальной услуги „электроснабжение“ вообще исходя из какого-либо из доступных способов индивидуального потребления абонентов в том случае, если хотя бы кто-то из проживающих в многоквартирном доме вовремя не сообщил показания индивидуального прибора учёта, а именно: фактических показаний нет, « нулевые» значения расхода применять недопустимо, расчётные « средние» показания и норматив потребления применять нельзя».

Однако апелляционная инстанция « не стала входить в положение» монополиста и оставила решение без изменения. При этом подчеркнув: « Довод об отсутствии у „ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт“ объективной возможности получить измеренные показания индивидуальных приборов учёта… не влияет на вывод суда, так как оправдывает расчёт платы за коммунальную услугу, производимый в нарушение действовавших Правил предоставления коммунальных услуг гражданам».

За кадром маленького судебного заседания остался вопрос: сколько же сотен тысяч, а может быть, и миллионов рублей Орловский энергосбыт неоправданно взыскал с молчаливых орловцев? И ведь не пересчитает, не вернёт. Хотя суд высказался по этому поводу недвусмысленно: « Применяемые истцом методы расчёта…приводили к несправедливому распределению неоплаченной электроэнергии между добросовестными плательщиками».

Общедомовые нужды по электроэнергии: комментарий эксперта

Рафаил Исламгазин, руководитель Школы домкомов города Орла:

Мы переплачиваем по трём причинам. Первая - воровство электроэнергии и незаконные подключения к многоквартирным домам. Вторая - преднамеренное занижение реально потреблённой электроэнергии в квитанции. По разным причинам - нет денег, вышел за рамки социальной нормы, а переплачивать не хочется… В таком случае « остаток» идёт в ОДН и распределяется на всех собственников жилья. И, наконец, третья причина - неодновременное снятие показаний счётчиков. К примеру, вы сняли показания 20-го числа, внесли их в квитанцию, заплатили. Но вы же не отключили электроэнергию в своей квартире до конца месяца, вы её потребляете. Куда она идёт? Правильно, в ОДН, и мы все за неё заплатим.

Выход из этого есть - установление в многоквартирном доме АСКУЭ - автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии. И в новых домах она стоит. Суть её в том, что и на квартиры, и на ОДН ставится модем, который все показания счётчиков автоматически передаёт энергетикам, без участия жильца. То есть в одно и то же время снимаются показания всех счётчиков, которые установлены в доме. Практика показывает, что в таких домах плата ОДН составляет менее 10% от « квартирной»!

Возникает вопрос: почему же такое хорошее дело не распространяют по всему городу, а ставят только в новых домах? Увы, всё упирается в личности. Между « Орёлоблэнерго» и Первой управляющей компанией, которая обслуживает львиную долю орловских многоэтажек, существует тяжба: кто будет обслуживать АСКУЭ? Не хочет никто. Поэтому даже там, где система стоит, её выключают.

Закономерный вопрос: что делать жителям, если они не хотят переплачивать?

Алгоритм действий есть, и он опробован. Для начала - выбрать нормальный домком или организовать Товарищество собственников жилья, которое возьмёт на себя эту проблему. По решению общего собрания собственников старший по дому будет забирать квитанции в сбытовой организации и никому их не отдаст до нужного дня. Вечером 25-го он или старшие по подъездам должны обойти все квартиры, записать показания счётчиков, занести их в ведомость. На следующий день старший по дому пойдёт в сбытовую организацию, и она начислит ОДН, исходя из конкретных данных по ведомости.

Хлопотно? Да. Но зато плата за ОДН снижается вдвое! Я сам - старший по дому № 17 по ул. Приборостроительной. Раньше плата за ОДН у нас достигала до 30-40% от квартирной, а теперь - 10-12%!

​Должны ли жильцы платить за общедомовые нужды и как это правильно делать? Свои разъяснения по данному вопросу изложил Минстрой.

Введение с этого года измененной системы расчетов и начислений ОДН (коммунальных платежей за расходы на общедомовые нужды) повлекло уже немало претензий и споров. Несмотря на то, что перемены были направлены на повышение уровня прозрачности расчетов и платежей, а в целом - на их справедливость, очень многие управляющие компании посчитали возможным использовать нововведения ради своего обогащения. Чередой ошибок обернулись и попытки региональных властей определить порядок расчетов и нормативы.

В чем основная проблема? Расчет по нормативам привел к повышению платежей. Начисленное исходя из нормативов и рассчитанное исходя из фактического потребления в некоторых регионах и по многим управляющим компаниям показали существенную разницу. Конечно же, в пользу увеличения сумм в платежках.

На фоне возникшего несоответствия Минстрой посчитал нужным разъяснить порядок расчетов. И здесь все однозначно: если расчеты по нормативам превышают расчеты по фактическому потреблению, то начисления должны проводиться по последним . Справедливо? Да. Но не все так просто. Разъяснения - это одно и, в принципе, они ни к чему не обязывают. Слишком многое отдано на усмотрение и определение региональных властей. А что остается делать простым гражданам?

Чтобы понять все принципы формирования ОДН, расчетов и их порядка, проверить, не обманывает ли вас УК, придется самим вникать во все «подводные камни» старой и новой системы. Давайте разбираться.

Как было и зачем решили изменить?

Расходы и начисления на общедомовые нужды были и раньше, до 1 января 2017 года. Правда, УК делали расчеты так, как считали нужными. Ни единого порядка, ни единых нормативов не существовало. В квитанциях платеж за ОДН тоже мог фигурировать как угодно. Более того, доходило до абсурда: жильцы одного подъезда могли платить одну сумму, а соседнего - кратно большую.

Непрозрачность системы расчетов и начислений была наруку управляющим компаниям. Они платили поставщикам ресурсов по фактическому потреблению, а за счет разницы извлекали прибыль. Нередко на ОДН относились и затраты, которые не имели никакого отношения к потребляемым жильцами ресурсам. Включить в платеж могли, например, непогашенные кем-то долги, а то и того хуже - расходы арендаторов, снимающих площади в доме под коммерческие нужды.

Изменить ситуацию можно было только одним путем - ввести общие правила игры, определить порядок и нормативы. Это, собственного говоря, и было сделано.

С января 2017 года общую строку ОДН исключили из платежек, а платежи на личные и общедомовые нужды разделили, во-первых, на эти две категории, во-вторых - по конкретным ресурсам (электроэнергия, вода и т.д.).

Кроме того, регионам поручено до лета определить нормативы потребления на ОДН. Многие уже это сделали. Жильцам по мере утверждения нормативов будет предписано платить только по ним, не больше. Возможная разница между начисленным по нормативам и рассчитанным по показаниям счетчикам должна погашаться за счет ТСЖ или УК - в зависимости от выбранной формы управления.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Зачем понадобились разъяснения Минстроя и кому они адресованы?

Разъяснения по поводу начисления платы за общедомовые нужды Минстрой начал давать еще в декабре 2016 года в виде писем. Многие последующие разъяснения были разъяснениями первых и т.д. От этого вопросов меньше не становилось. Однако, что касается жильцов, то их в большей степени интересовало только одно - не очень понятное увеличение платы за ОДН, причем в ряде случаев в серьезном размере.

Как определено в нормативно-правовых актах и первичных разъяснениях Минстроя, начислять за ОДН больше, чем предусмотрено нормативами, нельзя. Но, к сожалению, нигде не говорится о том, что допускается меньший платеж. Возникли и другие проблемы. В некоторых регионах утверждение нормативов запаздывает, а потому УК стали применять нормативы многолетней давности. В некоторых субъектах отменяются уже утвержденные нормативы, включая ситуации, когда это делается по искам прокуратуры, что порождает путаницу. Во многих управляющих компаниях и ТСЖ просто не знают, как правильно делать расчеты и как толковать законы, из-за чего делают расчету по принципам «как поняли» и «как выгодно».

В результате возникшей неразберихи и отсутствия единства в понимании нового порядка пострадали, как всегда, обычные граждане. В своем очередном письме с разъяснениями Минстрой уже вынужден был четко определить: платить больше, чем определено нормативом, жильцы не могут, а меньше - могут. Одновременно было дано указание о наведении в регионах порядка с нормативным регулированием и исполнением законодательных предписаний.

Как проверить правильность начислений?

Это необходимо, прежде всего, чтобы проконтролировать - не обманывает ли вас УК или ТСЖ.

Общий порядок такой (при наличии общедомовых приборов учета):

  1. Взять показания общедомовых счетчиков для определения общепотребляемого объема услуг.
  2. Снять показания с приборов индивидуального учета и определить индивидуальное потребление услуг.
  3. Рассчитать разницу между общими показателями и индивидуальными.
  4. Сравнить полученный результат с нормативом. Если разница больше, жильцы оплачивают только в пределах норматива, остальное - относится на счет УК или ТСЖ. Если разница меньше - жильцы платят исходя из фактического потребления, а норматив не применяется.

Нормативы должны быть утверждены в каждом регионе отдельно. В пределах одного субъекта применяется единый подход. Сделать это местные власти должны до лета текущего года. В течение переходного периода Минстрой допускает возможность применения нормативов, действовавших до ноября прошлого года.

В нормативы должны быть заложены индивидуальные характеристики домов, в частности, год постройки, количество этажей, тип системы отопления, технические особенности инженерных систем и т.п. Однако, в своих разъяснениях Минстрой обратил внимание на допустимость расширения перечня учитываемых при расчетах нормативов параметров с выходом за пределы установленного общими правилами. В данном случае речь идет об уникальных, специфических особенностях многоквартирных домов: применение каких-то конкретных технологий энергосбережения, типичные для этого дома режимы подъездного освещения, отопления, использования воды и т.д. Считается, что такой подход должен обеспечить более глубокую индивидуализацию и сделать расходы на ОДН, платежи по ним более адекватными характеру эксплуатации дома и точными.

Жильцам, полагающим, что применяемые нормативы не соответствуют реальным особенностям эксплуатации дома, разрешается выступить с инициативой об их пересмотре. Но не напрямую, а через свою УК (ТСЖ, жилкооператив). Это возможно, даже если речь идет всего об одном доме, для которого необходимы свои нормативы. Допускается и коллективное обращение, при котором заявление подается несколькими управляющими организациями. Это актуально уже в масштабах жилищных комплексов, районов или населенных пунктов. Правда, одной инициативы мало - ее потребуют обосновать на экспертном уровне, представив соответствующие расчеты.

Чтобы узнать и понять, как делают расчет и начисления ОДН сейчас, необходимо обратиться в свою управляющую организацию. Там обязаны предоставить детализированный расчет. Также можно запросить показания общедомовых приборов учета и применяемые нормативы.

Если вы полагаете, что вас обманули:

  • напишите в УК заявление и потребуйте сделать перерасчет, но придется предоставить свое обоснование и расчеты;
  • при начислении суммы сверх норматива - нужно требовать перерасчет в соответствии с разъяснениями Минстроя;
  • если платеж начислен по нормативу, а фактическое потребление меньше - вы вправе требовать перерасчет по фактическому потреблению.

При отказе управляющей организации делать перерасчет можно обратиться в прокуратуру (для начала), а затем - в суд. Или сразу подготовить иск в суд. Наиболее эффективно работают коллективные обращения и иски.

Как можно самостоятельно управлять расходами?

Самостоятельное управление собственниками расходами на общедомовые нужды - аспект, к которому государство всячески подталкивает жильцов еще со времен идеи создания ТСЖ и УК. Принятие многих решений отдано на усмотрение общего собрания собственников, но, к сожалению, основной формой по-прежнему остается передача управленческих функций в руки управляющих организаций.

УК должны принимать меры, чтобы в доме было комфортно, светло, чисто. И эти же организации должны заботиться о том, чтобы платежи за содержание и прочие коммунальные услуги были разумными, экономически обоснованными. Если этого не происходит, значит, нужно требовать от УК конкретных действий.

Оптимальный вариант - плата за общедомовые нужды исходя из фактического потребления, но не больше норматива. Снизить потребление помогают решения и технологии энергосбережения, повышение уровня эксплуатационного обслуживания дома и инженерных систем. И тут вопрос заключается лишь в стоимости их внедрения, готовности жильцов финансово поучаствовать в этом. Увы, готовы к таким расходам не все, а обязать людей - очень трудно, но стремиться к этому все-таки нужно.

Для принятия решений, которые способны повлиять и на расходы, и на платежи, и на действия УК необходимо проведение собрания, где должен быть кворум и, конечно же, одобрение большинством запланированных мер. Поэтому крайне важно, чтобы подавляющее большинство жильцов выступало единым фронтом. В силах собственников и смена УК - это решение также принимается собранием.

Свернуть

Ответы юристов (4)

    Юрист, г. Сыктывкар

    Общаться в чате
    • 9,5 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте, Наталья!

    Это произошло в связи с тем, что с 01.01.2017 ОДН из состава коммунальных услуг перенесли в жилищную услугу, и при этом Минстрой России письмом от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 дал следующие разъяснения:

    Из совокупности положений частей 9, 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ следует, что под первоначальным включением расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения понимается соответствующее изменение размера платы за содержание жилого помещения с 1 января 2017 года, которое производится путем суммирования лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом:
    - установленного в многоквартирном доме в каждом расчетном периоде начиная с января 2017 года размера платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
    - размера платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, действующего на 1 ноября 2016 года, и тарифов на соответствующие коммунальные ресурсы, действующие в каждом расчетном периоде начиная с января 2017 года.

    После того, как в Минстрой России посыпались жалобы от жителей тех домов, где установлены общедомовые приборы учета, и у которых фактический расход ресурсов на ОДН ниже нормативного, Минстрой РФ спустя 1,5 месяца выпустил второе письмо от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04, в котором указал, что:

    … исходя из буквального толкования данной нормы (часть 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ) следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
    Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.

    Но, несмотря на то, что Минстрой России указал на то, что расходы на ОДН могут включаться в плату за содержание жилого помещения в фактическом размере, если фактический размер меньше нормативного, Минстрой России не привел механизма реализации данного включения в случае, когда исполнитель коммунальных услуг отказывается использовать фактические объемы при начислении.

    С учетом имеющейся правовой неопределенности полагаю, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в данном случае может быть принято решение об учете в составе платы за содержание жилого помещения фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, если данные фактические объемы ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

    С Уважением, Олег Рябинин.

    Ответ юриста был полезен? + 2 - 0

    Свернуть

    • Юрист, г. Нижний Новгород

      Общаться в чате

      Здравствуйте. Полностью соглашусь с ответом коллеги, который вы увидите выше. Действительно, в настоящее время решили учет и оплату общедомовых нужд по нормативу. Делается это Разумеется с одной целью, побольше получить денег с потребителей услуг и жильцов дома. И действительно, возмущение жильцов стало возрастать и поэтому была допущена, что можно платить меньше нормативов Но вот проблема действительно возникает в том, чтобы обеспечить оплату общедомовых нужд ниже норматива запятая необходимо утвердить соответствующую процедуру, который на сегодняшний день Пока еще нет.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Казань

      Общаться в чате

      Меня интересует начисление ОДН по электроэнергии, если в доме установлен общедомовой прибор учета. УК ОДН начислило по нормативу. Правильно ли это. Зачем тогда ставить общедомовые приборы учета?

      Добрый день Наталья. На основании вышеизложенного моими коллегами подытожим. Начисление Управляющей компании ОДН электроснабжения по нормативу обосновано в соответствии с приведенными выше нормативными актами.

      НА вопрос правильно ли это, на сегодняшний день нельзя дать однозначного ответа, поскольку, как указал Сизов Артем, процедура по решению проблемы в частности обеспечения оплаты общедомовых нужд меньше норматива не утверждена.

      Поэтому в рамках закона, в действиях УК не усматривается нарушение. И обжаловать действия Управляющей компании в суде на данный момент будет не целесообразным.

      Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ«О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
      статья 12

      9. Положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154 , части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.


      10. При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также не требуется в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.


      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      В настоящее время в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ отрегулирован механизм определения размера платы за ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома и в отношении многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов, предусмотрена процедура проведения перерасчета понесенных расходов на оплату коммунальных ресурсов, исходя

      1) из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

      2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета , по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Поделиться: