Дайте определение оценке риска возникновения чс. Анализ и оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций

В настоящее время существуют два основных направления минимизации вероятности возникновения чс и их последствий на любом опасном объекте.

Первое направление заключается в разработке организационных и технических мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления осуществляется тщательный контроль эксплуатационных показателей всех технологических процессов объекта, позволяющий заранее выявить возможный аварийный участок, технические системы снабжают защитными устройствами — средствами взрыво- и пожарозащиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т.д. объектом анализа в рамках первого направления деятельности является первая типовая фаза развития чс. Эффективность решения задач первого направления оценивают повышением устойчивости промышленного объекта.

Подготовка объекта, обслуживающего персонала, подразделений гражданской обороны (ГО), военнослужащих, мирного населения к действиям непосредственно в условиях ЧС — суть второго направления . В его основе лежит формирование планов действий в ЧС, однако для их создания нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах. Для этого необходимо располагать статистическими и экспериментальными данными о физических, химических и иных явлениях, лежащих в основе возможной аварии, прогнозировать размеры возможных потерь. Очевидной также является необходимость постоянной оценки обстановки до возникновения ЧС, при непосредственной ее угрозе и, наконец, возникновении ЧС. Без всего этого невозможна эффективная защита от отрицательных воздействий ЧС, а также организация ликвидации их последствий.

Общим для обоих путей минимизации риска возникновения ЧС на опасных объектах является правовое обеспечение, механизм которого установлен Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (с изменениями от 07.08.2000 г.). Закон определил категорию опасных производственных объектов (ОПО),на которых:

Производятся, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества (ОВ);

Используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 0С;

Используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

Получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

Ведутся горные работы: по обогащению полезных ископаемых, а также в подземных условиях.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре.

Закон регулирует вопросы эксплуатации ОПО, предупреждения аварий на них и обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих такие объекты, к локализации и ликвидации последствий таких аварий. Технические устройства, применяемые на ОПО, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности, а в процессе эксплуатации - экспертизе промышленной безопасности .

Специальные требования, касающиеся промышленной безопасности, предусмотрены к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию ОПО. Так, одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного Госгортехнадзором России или его территориальным органом. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО не допускаются. В процессе выполнения перечисленных видов деятельности организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

При приемке в эксплуатацию ОПО проверяются соответствие этого объекта проектной документации, готовность организации к его эксплуатации и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Перед началом эксплуатации должна быть получена лицензия на эксплуатацию опасного производства.

В целях осуществления надлежащего контроля соблюдения мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС для действующих и проектируемых предприятий разрабатывается декларация промышленной безопасности, в которой отражены характер и масштабы опасности объекта, выработанные мероприятия по обеспечению безопасности и готовности к действиям в условиях техногенных ЧС.

Утвержден и введен в действиеПриказом Федеральногоагентства по техническомурегулированию и метрологииот 29 июня 2016 года № 726-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

ОЦЕНКА РИСКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙПРИ РАЗРАБОТКЕ ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ КРИТИЧЕСКИВАЖНОГО ОБЪЕКТА И ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ОБЪЕКТА

Safety in emergencies. Emergency risk management.

Emergency risk assessment for safety passportof a critical facility or hazardous facilityГОСТ Р 22.2.06-2016

Дата введения

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) [(ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 июня 2016 г. № 726-ст

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1. Область применения

1.1. Настоящий стандарт предназначен для применения при разработке паспорта безопасности критически важного объекта и паспорта безопасности потенциально опасного объекта.

1.2. Положения настоящего стандарта предназначены для использования:

Федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

Владельцами критически важных объектов и/или потенциально опасных объектов;

Научно-исследовательскими, проектными и другими организациями всех форм собственности, осуществляющими разработку паспортов безопасности критически важных объектов и/или потенциально опасных объектов.

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 55059-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент риска чрезвычайной ситуации. Термины и определения

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55059, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. Критически важный объект, КВО: Объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.

Глава I, статья 1

3.2. Потенциально опасный объект, ПОО: Объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.

Глава I, статья 1

3.3. Чрезвычайная ситуация, ЧС: Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Глава I, статья 1

3.4. Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов: Участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

Глава I, статья 1

3.5 Риск чрезвычайной ситуации: Мера опасности чрезвычайной ситуации, сочетающая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации и ее последствия.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 2]

3.6. Источник риска чрезвычайной ситуации: Объекты или деятельность, которые отдельно или в сочетании обладают возможностью вызвать повышение риска чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 9]

3.7. Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации: Численное значение риска чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 10]

3.8. Индивидуальный риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемый как вероятность гибели на рассматриваемой территории за год отдельного человека в результате воздействия всей совокупности поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 11]

3.9. Коллективный риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемый как математическое ожидание числа погибших в результате возможного воздействия всей совокупности поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации на рассматриваемой территории за год.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 12]

3.10. Потенциальный территориальный риск чрезвычайной ситуации: Количественный показатель риска чрезвычайной ситуации, определяемый как вероятность возникновения за год на рассматриваемой территории всей совокупности поражающих факторов источников возможной чрезвычайной ситуации с уровнем, который может привести к гибели людей и причинению материального ущерба.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 13]

3.11. Допустимый риск чрезвычайной ситуации: Риск чрезвычайной ситуации, который допустим и обоснован для социально-экономического развития рассматриваемой территории.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 16]

3.12. Анализ риска в чрезвычайной ситуации: Процесс использования информации для определения источников риска чрезвычайной ситуации, вероятности возникновения и последствий чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 17]

3.13. Материальный ущерб от чрезвычайной ситуации: Величина вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, выражаемая в натуральных или стоимостных единицах.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 5]

3.14. Идентификация опасности чрезвычайной ситуации: Процесс выявления, распознавания и качественного описания опасности чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 7]

3.15. Опасность чрезвычайной ситуации: Свойство источника чрезвычайной ситуации, заключающееся в возможности причинять при возникновении чрезвычайной ситуации материальный ущерб.

[ГОСТ Р 55059-2012, статья 6]

3.16. Зона действия поражающего фактора источника чрезвычайной ситуации: Территория, на которой после возникновения источника чрезвычайной ситуации образуется поражающий фактор источника возможной чрезвычайной ситуации с уровнем, который может привести к гибели и/или ранению людей и/или причинению материального ущерба.

3.17. Фоновый риск чрезвычайной ситуации: Риск чрезвычайной ситуации, характеризующий среднестатистические показатели возникновения чрезвычайной ситуации для определенного типа объектов или для определенной территории за период времени не менее десяти лет.

3.18. Фоновый риск гибели людей в чрезвычайной ситуации: Риск гибели людей в чрезвычайной ситуации, характеризующий среднестатистические показатели гибели людей в чрезвычайной ситуации для определенного типа объектов или для определенной территории за период времени не менее 10 лет.

4. Основные положения

4.1. Основная цель оценки риска ЧС - определение количественных показателей риска чрезвычайных ситуаций на критически важном объекте и потенциально опасном объекте для организации процесса менеджмента риска.

4.2. Оценку риска ЧС следует осуществлять в паспорте безопасности:

Критически важного объекта, одновременно являющегося потенциально опасным объектом;

Критически важного объекта, не являющегося одновременно потенциально опасным объектом, но попадающим в зону действия поражающих факторов источников природной чрезвычайной ситуации и поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации от рядом расположенных потенциально опасных объектов;

Потенциально опасного объекта.

Планирование и организация выполнения работ;

Сбор сведений;

Идентификацию опасности ЧС;

Оценку риска ЧС на КВО и/или ПОО;

Определение наиболее опасных (с учетом последствий ЧС) и наиболее вероятных сценариев ее возникновения и развития, установление степени опасности ЧС на КВО и/или ПОО;

Разработку (корректирование) мероприятий по повышению защищенности КВО и/или ПОО от ЧС.

4.3.1. При планировании и организации выполнения работ рекомендуется:

Сформировать рабочую группу для проведения анализа опасностей и оценки риска ЧС, оценить сроки и трудоемкость работ;

Дать общее описание КВО и/или ПОО и провести анализ требований нормативных и правовых документов в области оценки риска ЧС применительно к рассматриваемому объекту;

Определить используемые методы оценки риска ЧС;

Определить факторы, влияющие на показатели риска, степень их детальности и ограничения, определить основные показатели риска;

Проанализировать значения фоновых рисков ЧС, выбрать и/или определить соответствующие значения допустимого риска ЧС и/или иные обоснованные показатели безопасной эксплуатации КВО и/или ПОО.

4.3.2. При осуществлении сбора сведений для описания анализируемого КВО и/или ПОО рекомендуется собрать сведения:

По идентификации объекта как опасного производственного объекта ;

По статистике ЧС на данном и/или аналогичных объектах или связанных с аналогичными обращающимися опасными веществами (материалами);- о характеристиках территории расположения объекта (природных, техногенных, антропогенных опасностях, характерных для рассматриваемой территории);

О характеристиках технических устройств, зданий и сооружений, технологий, используемых на объекте;

О проектном и фактическом распределении обращающихся опасных веществ.

4.3.3. На этапе идентификации опасности ЧС рекомендуется:

Определить источники возникновения возможных ЧС, связанных с разрушением технических устройств, зданий и сооружений на объекте, неконтролируемыми выбросами и/или взрывами опасных веществ;

Рассмотреть инициирующие и последующие события, приводящие к возможному возникновению поражающих факторов источников ЧС;

Выделить характерные причины возникновения источников ЧС на объекте;

Определить основные (типовые) сценарии возникновения источников ЧС.

Вероятности возникновения и развития ЧС;

Последствий возможных ЧС;

Опасности ЧС и связанной с ней угрозы в значениях показателей риска.

4.3.5. На этапе установления степени опасности ЧС на КВО и/или ПОО определяется наиболее опасный и наиболее вероятный сценарий возникновения и развития ЧС и проводится сравнение значений полученных оценок риска ЧС:

С фоновым риском ЧС для данного типа КВО и/или ПОО или аналогичных объектов, с фоновым риском гибели людей в ЧС природного и техногенного характера;

С допустимым риском ЧС и/или уровнем, обоснованным на этапе планирования и организации анализа риска ЧС.

4.3.6. На этапе разработки мероприятий по повышению защищенности КВО и/или ПОО от ЧС рекомендуется в качестве первоочередных планировать и разрабатывать:

Обоснованные мероприятия по снижению риска ЧС для объекта;

Способы предупреждения возникновения возможных ЧС на объекте.

4.4. Выбор мероприятий по повышению защищенности КВО и/или ПОО имеет следующие приоритеты:

А) меры, снижающие вероятность возникновения ЧС, включающие:

Уменьшение вероятности возникновения аварии;

Уменьшение вероятности перерастания аварии в ЧС;

Б) меры, уменьшающие последствия возможных ЧС, включающие:

Уменьшение вероятности ЧС, развивающихся по эффекту «домино», когда последствия какой-либо ЧС становятся непосредственной причиной ЧС на соседних составных частях объекта;

Уменьшение вероятности нахождения групп людей в зонах действия поражающих факторов ЧС;

Ограничение возможности возрастания масштаба и интенсивности воздействия поражающих факторов ЧС;

Уменьшение вероятности развития ЧС по наиболее опасным сценариям возможной ЧС;

Увеличение требуемого уровня надежности системы противоаварийной защиты, средств активной и пассивной защиты от воздействия поражающих факторов ЧС;

Обеспечение готовности организации, эксплуатирующей объект, к локализации и ликвидации последствий ЧС;

Планирование и проведение эвакуации (временного отселения) персонала объекта (населения).

4.5. Оценка последствий и ущерба от возможных ЧС включает описание и определение размеров возможных воздействий на людей, имущество и/или окружающую среду поражающих факторов источников ЧС. При этом оценивают физические эффекты аварий (разрушение технических устройств, зданий, сооружений, пожары, взрывы, выбросы токсичных веществ); уточняют объекты, которые могут подвергнуться воздействиям поражающих факторов источников ЧС; используют соответствующие модели аварийных процессов совместно с критериями поражения человека и групп людей, а также критерии разрушения технических устройств, зданий и сооружений.

4.6. Исходные данные, сделанные допущения и предположения, результаты оценки риска ЧС в паспорте безопасности на КВО и/или ПОО должны быть обоснованы и документально зафиксированы в объеме, достаточном для того, чтобы выполненные расчеты и выводы могли быть повторены и проверены в ходе независимого аудита.

5. Расчет количественного значения риска чрезвычайных ситуаций

5.2. Показатели индивидуального риска ЧС (Rинд) и коллективного риска ЧС (Rкол) рекомендуется представлять в виде значений вероятности гибели человека и ожидаемого количества погибших из числа выбранной группы лиц в течение определенного времени.

5.3. Распределение потенциального территориального риска ЧС (Rпот) рекомендуется представлять на ситуационном плане объекта в виде изолиний, показывающих распределение значений риска гибели людей от характера ЧС по территории КВО и/или ПОО.

Где - значение коллективного риска природных ЧС в год на рассматриваемой территории;

Значение коллективного риска техногенных ЧС в год на рассматриваемой территории.

5.4.1. Значение коллективного риска природных ЧС, рекомендуется определять по формуле:

Где M(x) - математическое ожидание числа погибших в результате природных ЧС на рассматриваемой территории за определенный период времени;

Xi, - численность погибших в определенном виде природной ЧС на рассматриваемой территории за определенный период времени;

Mi, - число природных ЧС определенного вида на рассматриваемой территории за определенный период времени;

I - порядковый номер определенного вида природной ЧС;

M - общее число природных ЧС, произошедших на рассматриваемой территории за определенный период времени.

Полученный результат необходимо разделить на определенный период времени. В целях более качественного определения значения коллективного риска природных ЧС на рассматриваемой территории рекомендуется рассматривать период времени не менее 10 лет.

5.4.2. Значение коллективного риска техногенных ЧС рекомендуется определять по формуле

Где M(x) - математическое ожидание числа погибших в результате техногенных ЧС на рассматриваемой территории за определенный период времени;

Xi, - численность погибших в определенном виде техногенной ЧС на рассматриваемой территории за определенный период времени;

Mi, - число техногенных ЧС определенного вида на рассматриваемой территории за определенный период времени;

I - порядковый номер определенного вида техногенной ЧС;

M - общее число техногенных ЧС, произошедших на рассматриваемой территории за определенный период времени.

Полученный результат необходимо разделить на определенный период времени. В целях более качественного определения значения коллективного риска техногенных ЧС на рассматриваемой территории рекомендуется рассматривать период времени не менее 10 лет.

Где Rкол - коллективный риск, определяемый по формуле (1);

N - численность персонала на рассматриваемом объекте.

5.6. Значение потенциального территориального риска ЧС рекомендуется определять по формуле:

Где P(A) - вероятность возникновения ЧС с уровнем, который может привести к гибели людей и/или причинению материального ущерба;

M - число ЧС с погибшими и/или материальным ущербом на рассматриваемой территории;

N - число ЧС, произошедших на рассматриваемой территории.

5.7. При определении количественных показателей риска чрезвычайной ситуации принимаются во внимание только аварии, которые могут привести к ЧС.

5.8. Вероятности реализации сценариев развития аварий определяют по статистическим данным и/или на основе методик, изложенных в нормативных документах.

5.9. Определение (расчет) границ и характеристик зон воздействия поражающих факторов источников ЧС как на КВО и/или ПОО, так и за его пределами, а также определение вероятности возникновения ЧС в определенной точке селитебной зоны (x, y) в результате возникновения ЧС с уровнем, который может привести к гибели и/или ранению людей и/или причинению материального ущерба следует проводить по методикам, изложенным в нормативных документах.

БИБЛИОГРАФИЯ

Федеральный закон

От 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Примечание. РД 03-260-99 утратил силу в связи с изданием Постановления Госгортехнадзора России от 10.05.2001 № 16. Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 № 131 утверждены «Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов».

Одним из важнейших звеньев в системе управления безопасностью населения и территорий является анализ риска ЧС, выявление основных влияющих факторов и количественная оценка их вклада в интегральный риск.

Суть анализа риска состоит в построении всевозможных (не противоречащих законам природы) сценариев возникновения и развития аварий и обусловленных ими ЧС, а также в оценке частот и масштабов реализации каждого из построенных сценариев на конкретном объекте. Использование метода предполагает построение показателей с помощью математических моделей (компьютерных кодов) и репрезентативных статистических данных.

Фактически любые объекты техногенной сферы (оборудование, автомобили, электростанции, шахты, мосты, здания и т.д.) опасны для населения, потому что их масс-энергетические характеристики превышают подобные данные человека и могут подавлять его жизнедеятельность при отказах, авариях, пожарах или катаклизмах, включая климатические и географические возмущения.

Под обобщенной оценкой риска ЧС понимается выявление и идентификация опасностей различного происхождения, их количественных и качественных характеристик с целью защиты населения от них, сокращения материального ущерба и других социально-экономических потерь до приемлемого уровня.

Наряду с численным, бальным и другими приемами оценки опасностей, наиболее распространенным является риск – частота реализации опасности.

Риск – вероятность нежелательного происшествия с определенными последствиями, происходящего в определенный период или в определенных обстоятельствах. Может быть выражен как частотой (количеством определенных происшествий в единицу времени), так и вероятностью (вероятностью определенного происшествия, следующего за начальным происшествием) в зависимости от обстоятельств.

Для оценки риска используют различные формулы,выбор которых зависит от имеющейся информации. Когда последствия неизвестны, то под риском (R)понимают вероятность (P) наступления определенного сочетания нежелательных событий:

Риск связанный с техникой, обычно оценивают по формуле включающей вероятность чрезвычайного происшествия (Р) и величину риска (ущерба) U

При проведении анализа опасностей и риска необходимо использовать нормативные и методические материалы.

Оценка риска аварии и ЧС включает:

¨ определение возможных последствий аварий и ЧС с учетом их вероятности;

¨ определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварий (ЧС);

¨ оценку возможного числа пострадавших с учетом смертельно пораженных среди персонала и населения в случае аварии (ЧС);


¨ оценку величины возможного ущерба физическим и юридическим лицом в случае аварии (ЧС).

Различают индивидуальный и социальный (групповой) риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивида.

Социальный – это риск для группы людей, характеризующий зависимость между частотой и числом пораженных при этом людей.

Исследование риска для населения и территорий от ЧС основано на использовании различных концепций, методов и методик.

В рамках технической концепции после идентификации опасностей (выявление принципиально возможных рисков) необходимо оценить их уровень и последствия, к которым они могут привести, т.е. вероятность соответствующих событий и связанный с ними потенциальный ущерб. Для этого используют методы оценки риска, которые в общем случае делятся на феноменологический, детерминистский и вероятностный. Рассмотрим области их применения.

Феноменологический метод : базируется на определении возможности протекания аварийных процессов исходя изрезультатов анализа необходимых и достаточных условий, связанных с реализацией тех или иных условий, связанных с реализацией тех или иных законов природы..

Этот метод наиболее прост в применении, но дает надежные результаты, если рабочие состояния и процессы таковы, что можно с достаточным запасом определить состояние компонентов рассматриваемой системы, и ненадежен вблизи границ резкого изменения состояния веществ и систем. Феноменологический метод предпочтителен при сравнении запасов безопасности различных типов потенциально опасных объектов, но малопригоден для анализа разветвленных аварийных процессов, развитие которых зависит от ненадежности тех или иных частей объекта или (и) его средств защиты. Феноменологический метод реализуется на базе фундаментальных закономерностей, которые в последние годы объединяют в рамках новой научной дисциплины – физики, химии и механике катастроф.

Детерминистский метод предусматривает анализ последовательности этапов развития аварий, начиная от исходного события через последовательность предполагаемых стадий отказов, деформаций и разрушения компонентов до установившегося конечного состояния системы.

Ход аварийного процесса изучается и предсказывается с помощью математического моделирования, построения имитационных моделей и проведения сложных расчетов. Детерминистский подход обеспечивает наглядность и психологическую приемлемость, так как дает возможность выявить основные факторы, определяющие ход процесса. В ядерной энергетике этот подход долгое время являлся основным при определении степени безопасности реакторов.

Вероятностный метод анализа риска предполагает как оценку вероятности возникновения аварии, так и расчет относительных вероятностей того или иного пути развития процессов. При этом анализируются разветвленные цепочки событий и отказов оборудования, выбирается подходящий математический аппарат и оценивается полная вероятность аварий. Расчетные математические модели в этом подходе, как правило, можно значительно упростить в сравнении с детерминистскими схемами расчета. Комплексное использование различных видов и методов прогноза позволяет дать обоснованную оценку природного и техногенного риска.

Одной из приоритетных целей обеспечения безопасности населения среди многих, реализующих стратегическую цель, является достижение приемлемого уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и минимального уровня социально-экономического ущерба от них.

В настоящее время в большинстве стран мира концепция абсолютной безопасности (обеспечения нулевого риска) отвергнута, как несоответствующая законам современной техносферы (т.к. в действующих системах невозможно обеспечить нулевую безопасность). Используется же концепция приемлемого (допустимого) риска, суть которой состоит в стремлении к такой безопасности, которой приемлет общество в данный период времени, в зависимости от его социально-экономического уровня развития.

Кроме того, неутешительная статистика людских и материальных потерь от пожаров, взрывов и других опасных ситуаций на промышленно-технических объектах показывает, что при любых усилиях общества и государства добиться нулевой вероятности возникновения этих ситуаций практически невозможно. Поэтому общую безопасность промышленных объектов целесообразно рассматривать как защищенность от чрезмерных угроз, приемлемый уровень которой должен определяться законодательно на основе социальной и экономической приемлемости допустимого уровня риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения. Так, затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности технических систем, можно нанести ущерб социальной сфере (сокращение выполнения социальных программ).

Пример определения приемлемого риска представлен на рис 1.

Рис. 1. Определение допустимого риска

При увеличении затрат на развитие технического уровня производства технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство учитывается при выборе риска, с которым общество на определенном этапе вынуждено мириться.

Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели считается риск, равный 10 -6 в год, а пренебрежительно малым 10 -8 в год.

Уровень безопасности можно повысить, оптимально расходуя средства на совершенствование технических систем и объектов, на обучение персонала, а также экономические мероприятия (страхование, платежи за риск, компенсация ущерба).

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

В различных министерствах и ведомствах самостоятельно устанавливаются уровни риска и приемлемые уровни безопасности. Например, в пожарной системе страны существует система категорирования помещений, зданий, объектов, которая четко и однозначно определяет степень их пожарной и взрывоопасности в зависимости от находящихся там веществ, материалов, оборудования. Требованиями пожарной безопасности предусмотрено, что допустимый уровень пожарной опасности для каждого человека должен быть не более 10 -6 в год, хотя реальные потери людей на два порядка превышают этот уровень.

Исходя из изложенного выше, для каждого уязвимого потенциального и потенциально опасного объекта следует установить конкретные приемлемые уровни безопасности по различным видам угроз и в соответствии с ними создать системы интегральной безопасности объектов, обращая особое внимание на защищенность высокорисковых объектов.

Установление приемлемых уровней безопасности объекта должно осуществляться по результатам оценки степени уязвимости объекта и степени его опасности, которая заключается в определении возможных зон поражения при различных опасных ситуациях, людских и материальных потерь, и может быть проведена в соответствии с действующими в отрасли методиками.

Обеспечение приемлемых уровней безопасности объектов требует проведения целого комплекса мероприятий, в том числе модернизации и замены устаревшего производственного оборудования, улучшения оснащенности объектов средствами безопасности и повышения их качества, повышения ответственности конструкторов, строителей и персонала объектов за соблюдение требований безопасности, улучшения надзорно-профилактической деятельности в области безопасности.

В этом комплексе мероприятий ключевое место занимает автоматизация систем безопасности объектов.

В автоматическом режиме в системах безопасности объектов работают охранная и пожарная сигнализация, система локализации и подавления взрывов, установки пожаротушения, системы противодымной защиты и другие системы и средства.

Наиболее вероятная причина возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций не выше местного уровня в апреле - пожары в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения и крупные дорожно-транспортные аварии.

Техногенные пожары:

В весенний период прогнозируется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий, связанных с техногенными пожарами на территории кластера. Основные причины пожаров - неосторожное обращение с огнем и несоблюдение правил эксплуатации отопительных приборов в условиях низких температур воздуха.

Дорожно-транспортные происшествия:

Сохранится повышенная вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте. Наиболее вероятно их возникновение в районах, по территории которых проходят федеральные трассы: Казань-Оренбург, Альметьевский, Бугульминский. Участки расположены в пределах зон нормативного прибытия спасательных сил.

Общее количество ДТП прогнозируется не выше значения многолетней статистики.

Функционирование систем жизнеобеспечения населения:

Сохранится вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий на коммунальных системах жизнеобеспечения населения - объектах теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения (порывы водопроводов и внутридомовых сетей) и электроснабжения (обрывы ЛЭП, аварийное отключение фидеров). По данным Министерства строительства и ЖКХ РТ, высокая степень износа наблюдается также вЮтазинском, Бугульминском, в связи с чем в этих районах также высока вероятность аварий на системах жизнеобеспечения.

Существует вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на трубопроводном транспорте (предпосылки - несанкционированные врезки и недостаточная организация безопасности околотрассовых сооружений нефтепроводов и продуктопроводов, технические и технологические причины - взрывы при розжиге газоиспользующих установок механические повреждения газопроводов автотранспортом, коррозия или плохое качество наружных газопроводов и т.п.).

Риски возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера

Происшествия на водных объектах:

В конце марта, апреле прогнозируется высокая вероятность возникновения происшествий на водных объектах республики (территориального кластера тоже), связанных с выходом людей и техники на тонкий лед водоемов.

Прогноз санитарно-эпидемиологического благополучия населения

В апреле в связи с активным снеготаянием и поступлением в питьевые водоисточники повышенного количества загрязняющих агентов, сезонным ростом микробной контаминации вследствие роста температурного режима, а также в связи с неудовлетворительным состоянием водопроводно-канализационной системы, недостаточным качеством водоочистки и водоподготовки в ряде районов, ежегодно наблюдается ухудшение качества питьевой воды и рост заболеваний острыми кишечными инфекциями (ОКИ) с водным путем передачи. Наиболее подвержены нарушениям санитарных норм питьевой воды Альметьевский, Сармановский районы республики. Антисанитарные условия, употребление в пищу немытых овощей и фруктов, еда грязными руками повышают риск возникновения ОКИ. Не исключается возможность групповых заболеваний ОКИ пищевого характера а также ротавирусной инфекцией в организованных детских коллективах (школах, детских садах).

Согласно данным ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», на весну не исключена возможность заболевания людей туляремией.

Согласно данным ГУ ветеринарии КМ Республики Татарстан, в связи с сохранением напряженной обстановки по бешенству среди животных на весну прогнозируется вероятность заражения населения данной инфекцией по средствам укусов, оцарапывания людей дикими и безнадзорными животными.

Согласно статистическим данным, наиболее неблагоприятные по вероятности возникновения случаев заболеваний бешенством следующие муниципальные образования: Азнакаевский,Ютазинский.

В связи с активизацией в этот период лесных клещей, массовым выходом населения в зоны отдыха, в лесные массивы, а также началом дачного сезона, с апреля возрастает вероятность укусов клещами, заражения клещевым энцефалитом, клещевым боррелиозом.

Наиболее неблагоприятны по вероятности заражения клещевым энцефалитом и клещевым борролеозом следующие муниципальные образования: Азнакаевский, Альметьевский, Бугульминский,Муслюмовский.

В марте прогнозируется сохранение и рост количества заболеваний передающихся воздушно-капельным путем: острые респираторные вирусные инфекции, в т.ч. грипп.

Прогноз эпизоотической обстановки

Согласно данным ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», острый дефицит кормов в лесных стациях в осенний и зимний период годов может привести к низкой численности мышевидных грызунов в весенний период года.

Согласно данным ГУ ветеринарии КМ Республики Татарстан, в результате аномально-холодной погоды в декабре-январе года и большого количества выпавших осадков в январе, феврале года, кормовая база - её доступность для основного носителя вируса - лисиц могла сократится, что будет способствовать выходу плотоядных животных (в частности лисиц) в населенные пункты, что в свою очередь может привести к увеличению числа случаев регистрации заболеваний бешенством среди домашних животных и домашнего скота (КРС, МРС, лошади).

Наиболее вероятно увеличение числа случаев заболеваний бешенством в следующих муниципальных образованиях: Азнакаевском, Ютазинскомрайонах кластера.

Вследствие весенней миграции диких перелетных птиц, прежде всего, уток и гусей, которая наблюдается с 30-31 марта по 10 мая и пролегает с юга на северо-восток с остановками на отдых на акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ прогнозируется вероятность заноса на территорию республики вируса гриппа птиц.

На сегодняшний день в республике имеется 3 проблемных сибиреязвенных скотомогильника расположенных в: н.п. Подгорный БайлярМензелинского муниципального района, н.п. СвияжскийАпастовского муниципального района и н.п. СеменеевоСухаревского сельского поселения Нижнекамского района и 27 сибиреязвенных скотомогильников (Кукморском - 11, Бугульминском - 1, Высокогорском - 3, Зеленодольском - 12) требующих благоустройства. В результате эрозии и размывов почво-грунтов возможен вынос сибиреязвенных спор с данных захоронений на поверхность, что повышает вероятность возникновения вспышки сибирской язвы среди животных и населения в данных муниципальных образованиях.

Прогноз эпифитотической обстановки

Погодные условия в декабре-январе в сочетании с большой высотой снежного покрова на полях республики и средней интенсивности промерзанием почвы благоприятно скажутся на посевах озимых, высокой увлажненности почвы к весеннему севу.

Гибель посевов от 10 до 20% может ожидаться в следующих муниципальных районах республики: Бугульминский (17,1%), Новошешминский (16,3%),Тукаевский (15,2%), Актанышский (14,4%), Лениногорский (13,1%),Заинский (12,1%).

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

К основным опасностям на территории поселения следует отнести:

  • техногенные:

Аварии (катастрофы) на автодорогах;

Аварии на химически опасных объектах;

Пожароопасные и взрывоопасные объекты;

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (аварии на канализационных, тепловых сетях, сетях электро- и водоснабжения);

Гидродинамические аварии.

  • природные:

Опасные метеорологические явления;

Природные пожары.

    биолого-социальные – природно-очаговые инфекционные заболевания животных и людей, массовое распространение инфекционных заболеваний и вредителей сельскохозяйственных растений.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Техногенная чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Источник техногенной чрезвычайной ситуации – опасное техногенное происшествие (авария на промышленном объекте или транспорте, пожар, взрыв или высвобождение какого-либо вида энергии), в результате которого на объекте, определенной территории или акватории произошла техногенная чрезвычайная ситуация.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Виды возможных техногенных чрезвычайных ситуаций

на территории поселения

Аварии (катастрофы) на автодорогах.

Высокая интенсивность движения, недостаточность автомобильных развязок, неудовлетворительное состояние отдельных участков дорог, зачастую отсутствие знаков дорожного движения на наиболее опасных участках и многие другие факторы могут привести к чрезвычайным ситуациям на автодорогах на территории поселения. Так на территории поселения имеются участки дорог, представляющие опасность для движения автотранспорта и на которых наиболее вероятны аварии: перекресток Варшавского шоссе и съезд на п. Любучаны, перекресток у с. Троицкое и д. Гавриково. Основную опасность для застройки и людей несут ЧС с перевозками пожароопасных грузов на сопредельных участках Большого кольца МЖД, на участках Курского направления МЖД, Аварии на химически опасных объектах (при производстве, переработке, транспортировке аварийно химически опасных веществ (АХОВ)

Предприятия, использующие в производственных процессах различные АХОВ, опасны для населения, проживающего рядом с ними, и окружающей природной среды, поскольку на них могут возникнуть аварийные ситуации, при которых возможен выброс в атмосферу токсичных продуктов.

Возникновение производственной аварии с выливом (выбросом) аммиака и хлора наиболее вероятно в ходе технологического процесса при разгерметизации технологического оборудования (трубопроводов) и последующего вылива АХОВ из системы. Не исключено возникновение аварии на складах хранения АХОВ. Обстановка в зоне ЧС при таких авариях будет обуславливаться типом, количеством вылитого (попавшего в атмосферу) АХОВ, а также метеорологическими условиями.

На территории поселения имеется химически опасный объект – «Любучанский завод пластмасс» (ООО «Торговый дом ЛЗП»)

Наиболее вероятными причинами возникновения аварий на ХОО могут быть:

  • износ основных производственных фондов;
  • износ и несвоевременный ремонт технологического оборудования;
  • нарушение правил транспортирования и хранения опасных веществ;
  • несоблюдение требований безопасности при использовании АХОВ в производстве;
  • выход из строя отдельных агрегатов, механизмов, трубопроводов;
  • нарушение технологии производственного процесса;
  • низкая дисциплина производственного персонала;
  • отсутствие эффективных систем защиты;
  • низкий уровень профессиональной подготовки рабочих и служащих объектов экономики.

Зоны возможного опасного химического заражения от ХОО, показаны на «Схеме границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Для защиты населения от возможного воздействия поражающих факторов, связанных с выбросом АХОВ на территории завода должны быть предусмотрены следующие мероприятия:

  • оповещение населения об аварии;
  • использование индивидуальных средств защиты;
  • применение антидотов и средств обработки кожных покровов.

Пожароопасные и взрывоопасные объекты.

Пожаровзрывоопасный объект - объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и пожаровзрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайные ситуации на взрывопожароопасных объектах, связанные с разрушением (разгерметизацией) емкостного оборудования, при наличии источника зажигания приводят к возникновению опасных поражающих факторов - теплового излучения и взрывной волны.

На территории поселения расположены следующие наиболее крупные пожаровзрывоопасные объекты:

  • газораспределительная станция (ГРС) «Любучаны;
  • АЗС (2 шт. в с. Молоди, между д. Углешня и Красные Холмы, 1 шт. у СНТ «Высотник», между д. Дмитровка и д. Шарапова, у п. Любучаны), 2-й км. Автодороги «Старое Симферопольское шоссе- Добрыниха- Вельяминово», автодорога М-2 «Крым»

В пределах проектируемой территории существующая застройка газифицирована на 22%. Последствия ЧС на ГРС оцениваются по характеристикам оборудования и местам их установки.

ГРС отнесены к 3-му классу санитарной классификации с размером санитарно-защитной зоны 300м.

Утечка, воспламенение и взрыв топлива на участке автозаправки не несет угрозы строениям и людям за пределами территории АЗС. Наиболее тяжелые последствия на АЗС – взрыв и пожар на площадке слива с автоцистерны.

Радиусы опасных зон от пролива топлива, где будут наблюдаться различные степени повреждений зданий, зависят от объема проливаемого топлива, температуры окружающей среды и других параметров, и могут составить для сильных разрушений 35 м, для расстекления - от 100 -700 м.

В графической части раздела на «Схеме границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» показаны места расположения пожароопасных и взрывопожароопасных объектов на территории поселения.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения (аварии на канализационных, тепловых сетях, сетях электро- и водоснабжения).

Подобные аварии создают существенные трудности жизнедеятельности, особенно в холодное время года.

Аварии на электроэнергетических системах могут привести к долговременным перерывам электроснабжения потребителей на обширных территориях. Аварии на канализационных системах способствуют массовому выбросу загрязняющих веществ и ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки.

Аварии в водопроводных сетях приведут к затоплению проезжей части дорог, падению давления в водопроводной системе, перебоям снабжения водой территории.

На тепловых магистралях, проходящих по территории, возможны разрывы, что может привести к прекращению подачи тепла в здания.

Причинами аварий на объектах коммунального хозяйства в основном является физический износ коммунального хозяйства, отсутствие средств на своевременный ремонт и замену изношенных сетей и оборудования на приобретение запасных частей.

По территории поселения транзитом проходят линии электропередачи ВЛ 220 кВ. Также по данной территории проходят линии 110 и 35 кВ. Процент изношенности распределительных сетей составляет около 70 %. Предельным порогом, для обеспечения надежной работы энергосистемы, считается износ основных фондов не более 40 %.

В настоящее время на территории поселения функционируют 7 котельных, 5 из которых работают на газе.

Степень износа технологического оборудования, тепловых и водопроводных сетей обуславливают достаточно высокую вероятность возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций.

Гидродинамические аварии (прорыв плотин, дамб прудов и водохранилищ).

Гидродинамическая авария – это чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения (плотины, дамбы, шлюза) или его части. Для гидродинамической аварии характерно неуправляемое перемещение больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.

На территории сельского поселения имеются гидротехнические сооружения, разрушение которых может привести к затоплению части территории населенных пунктов. Для защиты и безопасности населения от данного вида аварий необходимо проведение комплекса организационных, инженерно-технических и других мер.

Таким образом, исходя из анализа информации об основных факторах риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, можно сделать вывод, что территория поселения по степени опасности чрезвычайных ситуаций относится к зоне умеренного контроля, при которой необходима оценка целесообразности мер по уменьшению риска.

Чрезвычайные ситуации природного характера

Природная чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Опасные метеорологические явления и процессы

Метеорологические опасные явления - природные процессы и явления, возникающие в атмосфере, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду (ураган, шторм, ливень и др.):

  • · крупный град, сильный дождь (ливень), сильный туман;
  • · сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, заморозки;
  • · сильная жара, засуха.

Территория рассматриваемого поселения подвержена таким опасным метеорологическим явлениям, как грозы, сильные ветры, сильные дожди, град, метели, туманы, морозы, снегопады.

Перечень поражающих факторов источников природных ЧС метеорологического происхождения, характер их действий и проявлений приведен в Таблица 6.

Таблица 6

Снежные заносы

Снежные заносы

Вибрация

Источник

природной ЧС

Наименование поражающего фактора природной ЧС

Характер действия, проявления поражающего фактора источника природной ЧС

Сильный ветер

Аэродинамический

Ветровой поток

Сильные осадки Продолжительный дождь (ливень)

Гидродинамический

Поток (течение) воды

Затопление территории

Сильный снегопад

Гидродинамический

Сильная метель.

Гидродинамический

Гравитационный

Динамический

Динамический

Опасные гидрологические явления

Гидрологические опасные явления - событие гидрологического происхождения или результат гидрологических процессов, возникающих под действием различных природных или гидродинамических факторов или их сочетаний, оказывающих поражающее воздействие на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

На территории сельского поселения Любучанское отсутствуют крупные реки.

Природные пожары

Природные пожары - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде.

Территория сельского поселения подвержена возникновению локальных лесных пожаров. Залесенная часть поселения в пожарном отношении представляет серьезную опасность в весенний, летний и осенний пожароопасные периоды. В периоды пожарных максимумов, низовые пожары могут переходить в верховые.

При распределении по классам пожароопасности леса находящегося на территории поселения относятся к 3-4 классу. Природные пожары, кроме прямого ущерба лесному хозяйству, могут угрожать и населенным пунктам.

Леса поселения входят в зону наземной охраны лесов от пожаров в сочетании с авиапатрулированием. Пожарная опасность лесов зависит от породного состава лесного фонда, типа лесорастительных условий, посещаемости лесных массивов, наличия дорожной сети и других факторов.

Подготовки и проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории поселения ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах.

Биолого-опасные ситуации (эпидемии)

Большая площадь земель сельского поселения может иметь благоприятную среду для развития личинок комаров, мошкары, гнуса и клещей. В местах массового скопления людей (места купания, лесопарки и т.п.) должна проводиться противомалярийная и противоклещевая обработка местности, осуществлять контроль за санитарным состоянием территории.

Поделиться: