Срок на который вводится процедура наблюдения. Наблюдение при процедуре банкротства

1. В случае, если иное не установлено настоящей статьей, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

2. В случае, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку.

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 настоящего Федерального закона, арбитражный суд:

выносит определение о введении финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов;

(см. текст в предыдущей редакции)

при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, предусмотренных настоящей статьей, выносит определение о введении внешнего управления, если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

при наличии признаков банкротства, установленных настоящим Федеральным законом , и при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, предусмотренных настоящей статьей, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

3. В случае, если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при условии предоставления ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц и предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов. При этом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов.

В случае, если административный, внешний или конкурсный управляющий не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, а также в необходимых случаях арбитражный суд возлагает исполнение обязанностей соответствующего арбитражного управляющего на временного управляющего и обязывает временного управляющего провести собрание кредиторов для рассмотрения вопроса о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден административный, внешний или конкурсный управляющий, и о требованиях к кандидатуре такого управляющего.

Перед тем, как начать детально разбирать этапы процедуры банкротства предприятия , нужно определить, что из себя представляет банкротство как правовое явление. Если же читателя интересуют не теоретические вопросы, а цена или другие нюансы банкротства юридических лиц, то используйте любую из форм обратной связи на сайте.

Термин «банкротство » происходит от итальянских слов bancа и rottа, что дословно означает «сломанная скамья». Этот термин возник в средневековой Италии, где ростовщики, осуществлявшие свою деятельность в людных местах на скамьях, ломали их, если разорялись.
В соответствии с современным российским законодательством, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в двух понятиях:

  • банкротство – как юридический факт, неспособность физического лица или организации погасить задолженность , рассчитаться по своим долгам перед кредиторами в связи с отсутствием средств, разорением.
  • банкротство – как судебная процедура, которая вводится арбитражным судом по заявлению либо самого должника, либо его кредитора. Порядок введения данной процедуры регламентирован соответствующими нормативно-правовыми актами, основным из которых является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Хочется сразу сделать оговорку, что в данной статье речь пойдет только о банкротстве организаций (юридических лиц) , поскольку банкротство физических лиц, несмотря на то, что оно предусмотрено в законе, в нашей стране пока не реализуется из-за отсутствия проработанных правовых механизмов. В настоящее время в Государственной думе находится соответствующий законопроект, который призван более детально урегулировать отношения между заемщиком – физическим лицом и кредитором-организацией (речь идет прежде всего о неспособности вернуть задолженность по банковскому кредиту). Однако эти вопросы будут рассмотрены в отдельной статье. В 2015 году банкротство физических лиц было введено, но по состоянию на 2016-2017 годы работоспособность механизма вызывает сомнения по ряду причин.

Чаще всего банкротство организации наступает из-за неспособности погасить долг , возникший вследствие ведения хозяйственной деятельности, заключения гражданско-правовых договоров или из-за неуплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Суть процедуры банкротства заключается следующем: если организация не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам перед контрагентами, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные процедуры, направленные на улучшение финансового состояния и восстановление платежеспособности для последующего погашения задолженности.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы компания обладала предусмотренными законом признаками банкротства. Таких условий два: у компании должна быть задолженность не менее 300 000 рублей, а просрочка платежа составлять более трех месяцев с момента, когда обязанность по оплате должна была быть исполнена.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства.

Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство– действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности.
После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение – одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве).

Наблюдение не вводится и заменяется конкурсным производством в случае, когда подано заявление о банкротстве компании, находящейся в стадии ликвидации.

Процедура “Наблюдение”

По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев. Ее главными задачами являются – принять эффективные меры по сохранению имущества должника. Сохранность этого имущества – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации. Для наиболее эффективного и независимого анализа финансового состояния организации, а также в целях ее управления на период процедуры наблюдения, суд назначает временного управляющего. Цель анализа финансового состояния – выяснить возможно ли восстановление платежеспособности данной организации, погасить кредиторскую задолженность, определить достаточность имеющихся активов для покрытия судебных расходов, задолженностей по зарплате сотрудникам должника.

Другой важной задачей процедуры наблюдения является составление реестра требований кредиторов. Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом, выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований. Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр. Юристы ЮК Антанта оказывают услугу по включению в реестр кредиторов должника физических и юридических лиц. Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов , имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения. На этом собрании решается дальнейший ход процедуры банкротства, а именно прорабатываются следующие вопросы: какая из дальнейших процедур будет введена после наблюдения (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), есть ли возможность заключить мировое соглашение. Также утверждается кандидатура арбитражного управляющего, который будет руководить следующей процедурой, создается комитет кредиторов, выбирается реестродержатель. Эти вопросы решаются путем голосования.
Далее рассмотрим три процедуры, которые могут быть введены после процедуры наблюдения. Это внешнее управление, финансовое оздоровление и конкурсное производство. Первые две процедуры схожи, поскольку обе направлены на восстановление платежеспособности должника и являются альтернативой конкурсному производству, которое обычно заканчивается ликвидацией предприятия.

Процедура банкротства – Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление имеет две важных особенности.
Во-первых, организация продолжает свою хозяйственную деятельность, участники (учредители) должника сохраняют относительный контроль над компанией, несмотря на введенную в отношении нее процедуру банкротства. Органы управления должником обычно остаются прежними. Хотя есть некоторые ограничения: например, должник не имеет права без согласия комитета кредиторов принимать решение о реорганизации . Без согласия административного управляющего организация не имеет права заключать сделки, которые связаны с отчуждением имущества должника (кроме имущества, изготовление и реализация которого является целью ее деятельности).
Во-вторых, при финансовом оздоровлении суд, вынося определение о введении финансового оздоровления, утверждает план погашения задолженности перед кредиторами, а также устанавливает срок финансового оздоровления. Данная процедура банкротства вводится на срок не более двух лет, и в случае, если требования по-прежнему не удовлетворены, то собрание кредиторов обращается с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, либо конкурсного производства.

Процедура банкротства – Внешнее управление

Что касается внешнего управления, то здесь, в отличие от процедуры финансового оздоровления, отстраняются генеральный директор и другие органы управления должником, обязанность по руководству организацией возлагается на внешнего управляющего. Важной особенностью внешнего управления является установление моратория на удовлетворение требований кредиторов, которые возникли до его введения, что позволяет должнику отсрочить осуществление выплат. Благодаря этой мере увеличивается вероятность того, что у компании-должника будет достаточно времени для восстановления своего финансового благополучия.
Помимо этого, в рамках данной процедуры составляется план внешнего управления, в котором предусмотрены меры для устранения несостоятельности. Эти меры могут быть различны: закрытие убыточных производств, продажа имущества должника, перепрофилирование деятельности организации, уступка прав требования и др. Данная процедура вводится на 18 месяцев и может быть продлена судом на срок до полугода.

Конкурсное производство – завершающая стадия банкротства

В случае, если задолженность перед кредиторами устранить не удалось в рамках описанных выше процедур, вводится завершающая фаза процедуры банкротства – конкурсное производство . С момента введения этой процедуры должник считается банкротом. Цель данной процедуры – ликвидация должника и соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества компании – банкрота. Конкурсное производство осуществляется конкурсным управляющим, и вводится на срок в шесть месяцев (может быть продлено по ходатайству лица, участвующего в деле). Одной из главной задач конкурсного управляющего является полная инвентаризация и оценка стоимости имущества должника. Это имущество образовывает конкурсную массу, из которой соразмерно удовлетворяются требования кредиторов, что отмечается в отчете конкурсного управляющего. На основании этого отчета, после удовлетворения всех требований (насколько это было возможно в рамках имевшейся конкурсной массы) арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий направляет данное определение в органы, осуществляющие государственную регистрацию, которые вносят запись о ликвидации данного юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц.

В рамках конкурсного производства управляющий при наличии оснований подает заявление об оспаривании сделок должника и о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

Стоит отметить, что конкурсное производство является крайней мерой , поскольку велика вероятность, что требования кредиторов не смогут быть удовлетворены в полном объеме в рамках сформированной из имущества должника конкурсной массы.

Таким образом, мы видим, что законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства.

На какой срок вводится процедура наблюдения? Начнем с того, что срок для такой процедуры банкротства, как наблюдение, законодательно не установлен. Однако в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что наблюдение должно быть окончено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве (п. 3 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Он в свою очередь составляет 7 месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (ст. 51 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

В связи с этим дата завершения наблюдения в определении суда о введении данной процедуры не указывается. Но в нем может быть назначена дата судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве. А не позднее чем за 5 дней до наступления этой даты временный управляющий должен представить в суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 67 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Эти документы составляются по сути уже на финальной стадии наблюдения.

Отметим, что при рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей суд должен назначить заседание исходя из наименьшего срока, объективно необходимого для проведения процедуры наблюдения, т. е. для оценки размера задолженности, объема активов должника и т.д. (п. 10 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51).

При невозможности рассмотрения дела в срок заседание может быть отложено, но опять же в пределах срока, отводимого на рассмотрение дела о банкротстве, - 7 месяцев, о которых было сказано выше (см. например, Определение АС Архангельской области от 02.10.2013 N А05-3413/2013).

Окончание наблюдения

На первом собрании кредиторов, как правило, принимается одно из ниже перечисленных решений (п. 1 ст. 73 , ст. 74 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о введении следующей процедуры в рамках дела о банкротстве (финансового оздоровления или внешнего управления);
  • о признании должника банкротом со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  • об утверждении мирового соглашения.

На основании такого решения арбитражный суд выносит соответствующее определение (п. 1 ст. 75 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Но если решение на собрании принято не было, возможно ли продлить срок процедуры наблюдения?

В такой ситуации суд вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве, но опять же в пределах указанных 7 месяцев, и обязать кредиторов принять решение к новому сроку, установленному судом. А если откладывать рассмотрение дела уже некуда и сроки поджимают, то судья самостоятельно принимает решение о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (

«У страха глаза велики», — гласит народная мудрость. И она полностью применима, когда речь заходит о банкротстве.

А почему бы не начать банкротство?

Представим себе компанию, которая в кризисный год опустилась на дно долговой ямы. В дверь настойчиво стучатся кредиторы и налоговая инспекция. Но руководитель упорно сопротивляется мысли о том, что настало время приступить к банкротству. Он ищет легкие пути – держатся наплаву за счет дружественных займов или для .

Проблема таких руководителей заключается в нежелании познакомиться с последствиями введения банкротства и подготовиться к ним заблаговременно. Процедура эта кажется сложной и опасной. В итоге выбирают легкий, но далеко не самый надежный способ решения проблемы.

Между тем, банкротство — это обычная для предпринимательских отношений ситуация. Нет денег на погашение долга? Нужно попробовать восстановить платежеспособность, а не выйдет — распродать все имущество в интересах кредиторов.

Два с половиной десятилетия капитализма в России итожит качественно проработанный федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и основанная на нем обширная практика арбитражных судов. На рынке юридических услуг определился круг профессионалов, специализирующихся . Как зайти в банкротство и выйти из него без ущерба для участников, руководителей и имущества должника — на эти и другие вопросы уже давно найдены однозначные ответы.

Ну а сегодня мы расскажем о первой, очень важной, процедуре в рамках банкротного дела — о наблюдении и последствиях его введения для компании.

Приставы могут расслабиться

С того момента, как арбитражным судом введена процедура наблюдения, исполнение по открытым исполнительным производствам прекращается. А это значит, судебные приставы оставляют попытки «кошмарить» компанию.

Теперь все кредиторы, имеющие требования к должнику, должны подать в суд . Все равны, никто не может получить причитающееся ему раньше других.

Особую пикантность добавляет участие в наблюдении дружественных должнику кредиторов. Они могут поставить своего временного управляющего или организовать большинство на первом собрании кредиторов, определив дальнейший ход банкротства.

Временный управляющий: свой или чужой

Временный управляющий – это арбитражный управляющий, назначенный на время процедуры наблюдения. Вкратце его обязанности таковы: вести реестр требований кредиторов, организовать первое собрание кредиторов, провести финанализ в отношении должника, обеспечить сохранность его имущества.

Отсюда – широкие права управляющего, о которых — ниже.

Запрос информации

Для решения поставленных задач управляющему требуется информация о должнике. В связи с этим непосредственно после введения наблюдения ему в обязательном порядке должны быть предоставлены перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до наблюдения.

Впоследствии руководитель должника должен ежемесячно информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества. При этом управляющему по его запросу предоставляется любая информация и документы, касающиеся деятельности должника.

Варианты поведения:

  • дружественный управляющий спрашивает у должника информацию и совместно с ним делает нужные должнику выводы;
  • недружественный управляющий спрашивает у должника всё и делает выводы, интересные кредиторам («своему» кредитору).

Ведение реестра кредиторов

Ведение реестра – не только некое фиксирование требований на бумаге. Это активные действия временного управляющего в судебном процессе. Он выступает в заседаниях, где рассматриваются поступившие требования, обладая правом заявлять возражения относительно их обоснованности, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности.

Варианты поведения:

  • дружественный управляющий может закрыть глаза на недостатки «нужных» должнику требований и пристрастно отнестись к «лишним» требованиям;
  • недружественный управляющий сформирует реестр в интересах кредиторов («своих» кредиторов).

Обеспечение сохранности имущества

Помимо собирания информации об имуществе должника и проведения его описи, временный управляющий уполномочен давать согласие на совершение отдельных сделок должником в период наблюдения.

Без его письменного согласия нельзя заключить сделки (несколько взаимосвязанных сделок):

  • связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  • связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Более того, по ходатайству временного управляющего арбитражный суд может расширить список сделок, подлежащих одобрению управляющим, а также установить иные ограничения, направленные на обеспечение сохранности имущества. Так, например, на имущество может накладываться арест.

Если руководитель должника заключит указанные сделки без согласия управляющего, тот может их оспорить и внести на рассмотрение суда вопрос об отстранении этого руководителя от должности. К последней мере он вправе прибегнуть при любом нарушении руководителем Закона о банкротстве.

Варианты поведения:

  • дружественный управляющий разрешит «нужные» сделки, наладит конструктивные отношения с руководителем должника, подготовит выгодную должнику опись имущества;
  • недружественный управляющий обжалует сделки должника, добьется отстранения его руководителя, выявит хищения и сокрытие имущества должника.

Сменить директора в наблюдении?

Помимо прочего введение наблюдения накладывает определенные ограничения на корпоративные процедуры. Так, органы управления должника не вправе принимать решения:

  • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
  • о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  • о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;
  • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
  • о заключении договоров простого товарищества.

Но не надо думать, что Закон о банкротстве запретил всё. Участник общества в период наблюдения может продавать свою долю третьим лицам. (Есть небольшой риск, что налоговая будет отказывать в регистрации, но такой отказ успешно обжалуется.) Кроме того, должник может поменять директора.

Опасные сделки

Как указывалось выше, некоторые сделки в случае неполучения одобрения со стороны временного управляющего, могут быть признаны недействительными. Однако круг оспоримых сделок, запрещенных Законом о банкротстве, значительно шире.

Должник в наблюдении не может прекращать обязательства зачетом, выплачивать дивиденды, заключать договоры простого товарищества, выплачивать стоимость доли выходящему из общества участнику, предоставлять отступное. Все эти сделки может оспорить временный управляющий.

Если же заглядывать наперед, на процедуру внешнего управления или конкурсного производства, то в ходе них могут быть оспорены и другие сделки, заключенные в период наблюдения.

Какой вывод можно сделать по итогам данного краткого обзора наблюдения? Банкротство – процедура многофакторная, многостадийная. Неважно, кого вы представляете – кредитора или должника, — чтобы сделать ситуацию предсказуемой, задумываться о банкротстве надо заранее. И не просто задумываться, а обращаться к профессионалам. Варианты спасения есть всегда.

Высказывайте свое мнение и задавайте вопросы в комментариях — мы будем рады на них ответить.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях

  • обеспечения сохранности имущества должника,
  • проведения анализа финансового состояния должника,
  • составления реестра требований кредиторов,
  • проведения первого собрания кредиторов.

По общему правилу наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном ст. 48 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве, т.е. в течение не более 7 месяцев с даты поступления заявления о банкротстве в арбитражный суд (ст. 51) .

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 ФЗ):

  • требования кредиторов, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
  • по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств (кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику);
  • приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (в том числе снимаются на имущество и иные ограничения), за исключением исполнительных документов, выданных на основании судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
  • не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  • не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная очередность удовлетворения требований кредиторов;
  • не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
  • не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

В целях обеспечения наступления предусмотренных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется арбитражным судом в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в , главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

Для участия в деле о банкротстве срок исполнения обязательств, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, считается наступившим. Кредиторы вправе предъявить требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Ограничения и обязанности должника в ходе наблюдения (ст. 64):

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия со следующими ограничениями:

могут совершать исключительно с согласия временного управляющего , выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок:

  • связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
  • связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и , уступкой требования, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Органы управления должника не вправе принимать решения :

  • о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;
  • о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
  • о создании филиалов и представительств;
  • о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
  • о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;
  • о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;
  • об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
  • о заключении договоров простого товарищества.

Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий . В числе его основных обязанностей:

  1. принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника,
  2. проведение анализа финансового состояния должника,
  3. выявление кредиторов должника;
  4. ведение реестра требований кредиторов,
  5. уведомление кредиторов о введении наблюдения,
  6. созыв и проведение первого собрания кредиторов.

Не позднее 15 дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества должника.

Руководитель должника в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника - унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

По общему правилу арбитражный при окончании наблюдения суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления , либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С момента принятия судом какого-либо из указанных решений процедура наблюдения прекращается.

Поделиться: