Штрафы и пени по 44 фз постановление. Новые правила определения неустойки по контракту

Штрафные санкции по 44 ФЗ — это законодательно определенная и установленная в госконтракте сумма, которую участники закупки обязаны перечислить на счета друг друга, если сторонами будут не полностью или недобросовестно исполнены существенные условия заключенного договора. При этом виновная сторона должна выплатить штраф, даже если это условие не было прописано в госконтракте. Размер такой выплаты является фиксированным и зависит от стоимости ТРУ (ст. 332 ГК РФ).

Постановление о штрафах и неустойках 44 ФЗ — Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017. Оно регламентирует порядок наложения штрафных санкций и закрепляет их размеры.

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 (минимальный предел) от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

Действующим законодательством предусмотрена неустойка по 44 ФЗ (статья 34 44-ФЗ). На основании ч. 4 ст. 34 в контракт необходимо включать условие о возникновении ответственности как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили либо исполнили ненадлежащим образом свои договорные обязательства. В госконтракт можно внести ссылку на правила определения размера санкций (ПП РФ № 1042 от 30.08.2017) или же подробно описать все случаи, по которым возможно наложение штрафа. По рекомендации ФАС организации-заказчику надлежит подробно перечислить такие ситуации в отдельном параграфе госконтракта во избежание уклонения от ответственности со стороны поставщика, нарушившего свои обязательства.

В соответствии с действующим законодательством, оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по госконтракту можно избежать, если у организации существуют неопровержимые свидетельства и доказательства того, что договорные условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Во всех остальных случаях компенсация образовавшихся нарушений должна быть осуществлена в обязательном порядке.

Расчет неустойки для заказчика

Если заказчик нарушил сроки оплаты по госконтракту на поставку ТРУ, то он обязан выплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (ключевой) от невыплаченной суммы (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Начало отсчета просрочки наступает в день, следующий за предельным сроком исполнения договорных условий. Расчет для организации-заказчика производится по следующей формуле:

Пени = Цена контракта × 1/300 ставки рефинансирования × Кол-во дней просрочки.

Расчет неустойки для поставщика

В соответствии с ПП РФ № 1042 от 30.08.2017, действует новый регламент определения штрафных санкций для поставщика. Штрафы для исполнителя за ненадлежащее исполнение контрактных положений устанавливаются в виде фиксированной суммы. А пени за просрочку осуществления поставщиком своих обязательств по договору начисляются за каждый день просрочки, начиная с момента, следующего за днем образования такой просрочки, в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату перечисления пени.

Начисленная неустойка не может быть больше ЦК, а ее фиксированный размер определяется в зависимости от различных ситуаций:

  • за ненадлежащее исполнение поставщиком действий, определенных контрактом, ему вменяется штраф фиксированного размера в соответствии с п. 3 Правил (ПП РФ № 1042);
  • за недобросовестное выполнение условий поставщиком, с которым заключен контракт, ему назначается фиксированный штраф в размере, установленном п. 4 Правил;
  • за недобросовестное выполнение договорных условий поставщиком, который победил в закупке, предложив наивысшую цену, виновное лицо привлекается к материальной ответственности согласно п. 5 Правил;
  • за ненадлежащую реализацию своих обязательств по контракту, который не имеет стоимостного выражения, поставщик обязан выплатить штраф в размере, установленном п. 6 Правил.

На основании ст. 313 ГК РФ может быть установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении подрядчиком своих обязательств перечисление неустойки в бюджет по 44-ФЗ может быть возложено на организацию-заказчика (Письмо Минфина РФ № 09-04-08/80112 от 30.12.2016). При возникновении подобной ситуации заказчик имеет право перечислить исполнителю оплату по контракту, удержав величину штрафных санкций, то есть за вычетом уплаченной ранее получателем средств неустойки в бюджетную систему РФ. В платежном поручении ПБС-заказчик должен указать поставщика, за которого он производит оплату штрафов.

Можно ли взыскать упущенную выгоду

Обеспечение исполнения контракта — это денежные средства, которые поставщик предоставляет в качестве гарантии реализации возложенных на него обязательств. Зачастую в качестве такого обеспечения предлагается банковская гарантия, выданная банком на величину авансового платежа по контракту. Взыскание неустойки по банковской гарантии 44-ФЗ возможно только по решению суда. Организация-заказчик имеет право установить в договоре условие о том, что банковская гарантия может использоваться как источник средств для покрытия задолженности по штрафным санкциям. Если же в договорной документации такой пункт отсутствует, то банковская гарантия не может быть использована до момента принятия судебного решения.

Пункт 2 статьи 15 ГК РФ позволяет пострадавшей стороне возместить упущенную выгоду.

Если заявка участника торгов, который по всем критериям выполнял условия ЗД и становился победителем закупки, незаконно отклонена, то при положительном решении уполномоченных органов (ФАС, суды) исполнитель может взыскать с заказчика сумму упущенной выгоды. Главное условие для возмещения убытков — наличие официально вынесенного решения, в котором подтверждается факт нарушения прав исполнителя со стороны организации-заказчика и наличие причинно-следственной связи между отказом и понесенными убытками, а также размер непосредственных убытков (Постановление Конституционного Суда РФ № 25-П от 12.10.2015, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015).

Исполнитель также может потребовать возмещение убытков при уменьшении заказчику ПБС лимитов бюджетных обязательств. Если финансирование по договору снижено, то стороны должны подписать соглашение об изменении сроков выполнения работ и, при необходимости, других существенных обуславливающих параграфов договора. При этом подрядчик имеет право потребовать от организации-заказчика возмещения упущенной выгоды, образовавшейся в связи со сдвигом сроков работ.

44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  • Ненадлежащее исполнение контракта, за которое заказчик требует штраф;
  • Просрочка исполнения, за которую начисляет пени, или неустойку.

Ненадлежащее исполнение — значит, ваш товар или услуга не соответствует параметрам из контракта. Например, если заказчик указал, что автомобильные шины должны быть текущего года выпуска, то прошлогодние он имеет право не принять. То же самое с просрочкой — нельзя выходить за сроки, указанные в контракте. Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (это разъяснение Минфина из письма от 07.11.2017 N 24-03-08/73293 ).

Внести изменения в значимые условия контракта по 44-ФЗ нельзя. Если вы начали выполнять подписанный контракт с нарушением графика, заказчик начислит пени. Если просрочка произошла по вашей вине, придется оплатить, если нет — можно оспорить.

Как насчитывают пени и штрафы?

Размер пени за просрочку и штрафов за различные нарушения индивидуален. Пени и штрафы в контрактах, заключенных до 9 сентября 2017 года, считают по формулам, которые прописаны в постановлении правительства от 25.11.2013 № 1063 . Для закупок, опубликованных после 9 сентября 2017, действуют новые правила из постановления правительства от 30.08.2017 № 1042 .

Старые правила расчета пени

Посмотрим на примере, как рассчитывают пени. Цена контракта — 500 тыс. руб., срок исполнения контракта — 20 дней. Поставщик не исполнил контракт вовремя, просрочка — 12 дней.

  1. Сначала определяем коэффициент К по формуле К = (ДП/ДК) х 100% , где ДП — количество дней просрочки, ДК — срок исполнения обязательств.
    К = (12 / 20) x 100% = 60%.
    Если К = 0-50%, то ставка 0,01 ставки рефинансирования
    Если К = 50-100%, то ставка = 0,02 ставки рефинансирования
    Если К = 100% и больше, то ставка = 0,03 ставки рефинансирования
  2. Затем рассчитываем ставку по формуле С = Сцб х ДП , где Сцб — ставка рефинасирования ЦБРФ на дату уплаты пени, определяемой с учетом коэффициента К, а ДП — количество дней просрочки.
    Сейчас размер ставки ЦБРФ — 10%. Значение К попадает в диапазон «50-100%», поэтому в формуле расчета Сцб берем 0,02 от ставки рефинансирования. Получаем С = (0,10 x 0,02) x 12 = 0,024
  3. Наконец, вычисляем пеню по формуле П= (Цк — В) х С , где Цк — цена контракта, В — стоимость уже выполненных обязательств,а С — размер ставки:
    Цк = 500 000 руб.,
    В = 0, т.к. контракт не был исполнен даже частично,
    С = 0,024

Пеня = (500 000 руб. - 0 руб.) x 0,024 = 12 000 руб.

Если поставщик исполнил контракт частично, то при расчете пени это учитывают в формуле. Например, стоимость поставленных товаров — 200 тыс. руб.:

Пеня = (500 000 руб. — 200 000 руб.) x 0,024 = 7 200 руб.

Новые правила расчета пени

С 9 сентября 2017 сложные формулы не используют. За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Цена должна быть уменьшена на сумму уже выполненных работ. Общая сумма неустойки для заказчика или поставщика не может превышать цену контракта.

Старые правила расчета штрафов

Штраф за все нарушения — это фиксированная сумма, которая зависит от цены контракта (или его этапа).

Новые правила расчета штрафов

Сумма штрафов в контрактах до 100 млн рублей не изменилась, но в закупках больше этой суммы штрафы теперь ниже.

Штрафы за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем пени за просрочку. Если срок контракта подходит к концу, а вы не успеваете выполнить работу качественно, то лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно. Так вы потеряете меньше денег.

Как платить пени и штрафы?

Поставщик согласен, что нарушил условия контракта и платит добровольно

В этом случае порядок действий такой:

  1. Заказчик пишет претензию в свободной форме, где описывает факт просрочки, указывает реквизиты контракта, сумму к оплате, номер счета.
  2. Поставщик отвечает в письме о согласии оплатить пени и перечисляет на счет заказчика деньги.
  3. Стороны подписывают акт приемки, заказчик полностью оплачивает контракт и возвращает обеспечение.

Поставщик согласен с нарушением, но заказчик взыскивает деньги сам

Есть три варианта, как именно заказчик удерживает штраф или пени:

  • Из суммы, которую должен поставщику за исполнение контракта.
  • Из обеспечения контракта. Такая ситуация возможна, но она спорная. Поставщик может подать в суд на заказчика, так как сумма обеспечения — страховка от невыполнения госконтракта, использовать ее в других целях незаконно.
  • От банка, в котором поставщик оформил гарантию на исполнение контракта. Если в гарантии есть пункт о взыскании пени за просрочку, заказчик может потребовать у банка компенсировать ему неустойку. Разбирательство с банком не должно влиять на завершение контракта: стороны подписывают акт приемки, заказчик оплачивает контракт.

Поставщик не согласен с начисленными штрафами и пени

Например, поставщик не смог вовремя начать строительство, потому что заказчик не предоставил проектную документацию. В этом случае нужно продолжать работы, а пени оспаривать. Получив претензию, поставщик подает в арбитраж. Суд разбирает обстоятельства дела и решает:

  • Освободить поставщика от уплаты, если заказчик не предоставил доказательств несвоевременного выполнения работ;
  • Удовлетворить требования заказчика частично. Например, по формуле неустойка составила 1 млн рублей, а суд обяжет вернуть только 200 тыс. рублей «в связи с явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства»;
  • Полностью удовлетворить требование заказчика.

Можно ли избежать штрафов?

Заказчик не может сам решать, начислять пени или нет. Он обязан это сделать, как только произошла просрочка или нарушены условия контракта. Размер пени за просрочку нельзя изменить даже по согласованию сторон. Но есть ситуации, когда их не начисляют.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик может не писать в контракте сумму штрафов и неустоек, если проводит закупку у единственного поставщика и она не дороже 100 тыс. руб.:

  • на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия,
  • на поставку лекарств.

Например, в этой закупке штраф есть, а в этой заказчик решил не устанавливать наказание.

Виноват сам заказчик

Поставщик может оспорить штраф или пени, если докажет, что его вины нет:

«Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны» (ч.9, ст.22, 44-ФЗ).

В Гражданском кодексе нет закрытого списка обстоятельств непреодолимой силы. Заказчик прописывает их сам в документах закупки — например, закрытие границ, военные действия, объявление карантина, природные катаклизмы и т.д. Если в контракте этого списка нет, будет сложнее доказать, что вы не виноваты в просрочке. Также проверьте, чтобы в контракте были:

  • этапы и сроки выполнения работ, в которые вы успеете уложиться,
  • сроки исполнения обязательств обеих сторон,
  • условие о порядке и сроках приемки товара,
  • параметры, по которым заказчик будет принимать товар.

Если сроки работ или требования к товарам вас смущают, помните, что внести изменения в него можно только на этапе подачи заявки. Для этого нужно подать запрос на разъяснения заказчику или жалобу в ФАС, обосновав свою претензию. Нереальные сроки исполнения контракта — это один из способов ограничить конкуренцию.

Путеводитель по контрактной системе:

Путеводитель по спорам в сфере закупок:

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.10.2019 допускается изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения НДС в отношении товаров, работ, услуг с приемкой после 01.01.2019, если увеличенный НДС не предусмотрен контрактом (ст. 112 данного Закона).

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

(см. текст в предыдущей редакции)

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1 , , , , , , , , , , , , , , , , - 53 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - , - настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случаях , установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

В статье рассмотрим как рассчитывать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, какие размеры штрафов за ненадлежащее исполнение контракта предусмотрены на настоящий момент. А также разберем в чем отличие пени от штрафа и за какие нарушения они назначаются.

Способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно. Сейчас способы расчета установлены в Правилах определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Важно запомнить, что при ненадлежащем исполнении контракта предусмотрен штраф, а при просрочке исполнения — пени, и регулируются они разными документами.

Онлайн-курс для заказчика «Управление государственными и муниципальными закупками ». Организация работы контрактной службы, создание и работа закупочных комиссий. Работа без нарушений и штрафов. Удостоверение о повышении квалификации 144 ак.часа.

Пеня

Ответственность заказчика

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчиком, четко определен в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).

Пример: цена контракта составляет 600 тыс. руб. Последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту — 18 апреля. Фактически деньги перечислены 29 апреля (в полном объеме, частичной оплаты в срок не было). В этом случае расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:

Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (400 тыс. руб.) - с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:

400 000 руб. x (1/300 x 11%) x 11 (количество дней с 19 апреля по 29 апреля) = 1613 руб. 33 коп.

Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон — ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Ответственность поставщика

Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, расчет пени гораздо сложнее. Наказание будет зависеть от объема невыполненных в срок обязательств и от того, насколько сильно были нарушены сроки.

Выглялит достаточно сложно, поэтому рассмотрим на примере как же использовать формулы расчета пени.

Пример: цена контракта составляет 600 тыс. руб., срок исполнения контракта — 30 дней. Контракт вовремя не был исполнен, период просрочки — 9 дней.

Сначала определим коэффициент К:

К = (9 / 30) x 100% = 30%

Поскольку это значение попадает в диапазон «0-50%», то в формуле расчета ставки С мы будем использовать Сцб = 0,01 значения ставки рефинансирования (сегодня ее размер — 11%):

С = (0,01 x 0,11) x 9 = 0,0099 (или 0,99%)

Переходим к расчету пени:

Цк = 600 000 руб

В = 0, т.к. контракт не был исполнен даже частично.

Пеня = (600 000 руб. - 0 руб.) x 0,99% = 5940 руб.

Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.:

Пеня = (600 000 руб. - 200 тыс. руб.) x 0,99% = 3960 руб.

Штраф

Штрафы для заказчика и для поставщика установлены в Правилах (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063), а также в КоАП РФ.

Скачайте для удобства таблицу штрафов по 44-ФЗ (скачать таблицу).

Штраф за все нарушения контракта должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Размер штрафа определяется в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).

Заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ):

  • на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • на заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • если предметом закупки являются лекарственные препараты (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Для поставщика размеры штрафов за ненадлежащее исполнение контракта выглядят более внушительными по сравнению с пенями за просрочку. Поэтому, если срок исполнения контракта подходит к концу, а поставщик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в ненадлежащем виде невыгодно. Лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно.

Сложные вопросы квалификации правонарушений по 44-ФЗ

Ответственность за просрочку возврата обеспечения исполнения контракта

Вопрос: Предусмотрена ли Законом № 44-ФЗ ответственность заказчика за несвоевременный возврат денежных средств, перечисленных подрядчиком в качестве обеспечения контракта?

Ответ: Нет, не предусмотрена. Однако в этом случае применяется ст. 395 ГК РФ: взыскиваются проценты за неправомерное использование чужих денежных средств в размере опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц (ст. 395 ГК РФ).

Ответственность за необоснование или неправильное обоснование НМЦК

Вопрос: Существует ли административная ответственность в КоАП РФ за необоснование или неправильное обоснование начальной максимальной цены контракта по Закону № 44-ФЗ.

Ответ: Именно такого состава правонарушения в КоАП РФ не описано. Однако ответственность возможна по общей норме ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ — размещение в ЕИС информации и документов с нарушением требований законодательства о контрактной системе, штраф — 15 тыс. руб. для должностных лиц и 50 тыс. руб. для юридических лиц.

Ответственность за размещение извещения о закупке ранее чем через 10 дней с момента публикации плана-графика

Вопрос: Изменить план-график в отношении каждого объекта закупки по общему правилу можно не позднее, чем за 10 дней до даты, когда должно быть опубликовано извещение. Предусмотрены ли санкции в КоАП РФ, если заказчик опубликует извещение ранее 10-дневного срока?

Ответ: Да, предусмотрены административные штрафы, они разные, размер зависит от того, какая процедура последовала за изменением плана-графика и насколько нарушили, на 1 рабочий день или более (см. ч. 1, 1.1, 1.2, 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Участие в закупке организации, один из учредителей которой является офшорной компанией

Вопрос: Одним из учредителей участника закупки, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, является компания, зарегистрированная в офшорной зоне (на Сейшельских островах). Является ли такой участник закупки офшорной организацией? Обязан ли заказчик отклонить его заявку?

Ответ: Нет, не является, отклонять его нельзя.

Посмотреть разбор решений ФАС и судебной практики можно в записи вебинара Школы электронных торгов «Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ в 2016 году »

С 9 сентября вступило в силу Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042, которое утверждает новые правила определения размера штрафа и пени, вместо ранее действовавшего Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Новые правила будут применяться к закупкам, извещения о проведении которых разместят в ЕИС после 9 сентября 2017 года.

Из положительных моментов можно отметить отмену формулы, которая была в ПП1063, и с которой Заказчикам было очень сложно разобраться и корректно рассчитать пени. Можно сделать вывод, что на этой почве будет меньше конфликтов.

Сейчас все просто:

«Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).»

На момент написания статьи Центробанк снизил ключевую ставку (ключевая ставка приравнена к ставке рефинансирования) и с 18 сентября 2017 года она составляет 8,5%. Следующее обновление данного показателя ожидается 27 октября.

  • 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Так же, если контрактом предусмотрены этапы исполнения, штраф поставщику начисляется исходя из цены этапа, а не из цены всего контракта.

Теперь поговорим об отрицательных моментах.

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Можно было просто написать, что заказчик теперь ни за что не отвечает и может делать все, что угодно с подрядчиком.

Т.е. заказчик может просто не допускать на объект подрядчика, не согласовывать ему документы, допуски и т.д. И если в его действиях подрядчик увидит неисполнение обязательств, то подрядчик вправе выставить требование об уплате штрафа тысяча рублей, ну или пять тысяч.

А подрядчик, в свою очередь рискует попасть на пени, которые составляют гораздо большую сумму.

Или более интересный вариант: заказчик находит 100 незаконных причин не допустить к выполнению работ подрядчика.

А контракт будет уже выполнен после проведения запроса предложений, в результате которого он (заказчик) с легкостью «протащит» своего подрядчика.

Можно сделать вывод, что законодатель оторван от бизнеса и мало разбирается в специфике государственных торгов. Либо намеренно ставит участников и заказчиков в абсолютно не равные условия.

Вот такие вот штрафы и пени по 44-ФЗ. Новые правила.

Поделиться: