Памятка по составлению исследовательской работы. Что такое актуальность исследовательской работы

Проблема актуальности проекта волнует не только студентов и школьников, но и их наставников. Рассмотрим некоторые рекомендации, соблюдение которых позволит создавать востребованные и интересные проектные работы.

Специфика проектов

Оценка их масштабности осуществляется по таким показателям:

  • численность организаций (групп, людей), которые смогут использовать результаты проведенного проекта;
  • востребованность материала в кадровых ресурсах, его временные затраты;
  • финансовые ресурсы, необходимые для реализации поставленной в работе цели;
  • сложность проекта по формам создания, структуре, отчетности;
  • продолжительность и регионы исполнения.

Классификация

Обоснование актуальности проекта предполагает выделение различных вариантов деятельности.

  1. Микропроекты направлены на предоставление собственной инициативы окружающим в поисках их признания. Для их реализации необязательно внешнее финансирование, специальное оборудование. Его можно считать микросоциальным действием, но, в случае необходимости, рамки микроисследования можно расширить.
  2. Малые проекты предусматривают значительное число потребителей, они легки в управлении, не нуждаются в серьезном финансировании. Их особенность заключается в том, что составление допускает некоторые упрощения в ходе исследования и реализации.
  3. Мегапроекты - это целевые программы, которые состоят из нескольких взаимосвязанных проектов. Особенность их заключается в масштабах исполнителей, а также в проведении мониторинга исследований.

Алгоритм создания социального проекта

Рассмотрим актуальность социального проекта, а также последовательность его составления. Для начала важно провести мониторинг общественного мнения. Далее осуществляется определение социальной проблемы, она подробно описывается.

Следующим этапом будет выявление цели работы, а также постановка задач проекта. Далее осуществляется возможность применения готового материала в других регионах, составляется план деятельности, рабочий график, бюджет проекта.

Ответственным и важным элементом в проектной работе является распределение основных обязанностей между участниками группы. Актуальность проекта связана с подбором определенных ресурсов, источников для проведения работы, продумыванием бюджета.

Для того чтобы доказать важность и значимость материала, важно продумать общественную защиту, провести среди слушателей социологический опрос, по итогам которого можно будет оценить эффективность проделанной работы.

Проектная деятельность в образовательных учреждениях

Рассмотрим актуальность метода проектов в детских садах. В рамках новых федеральных стандартов, внедренных в систему отечественного дошкольного образования, проектной деятельностью занимаются не только дети, но и их наставники. Прежде чем приступать к разработке плана мероприятий, педагог продумывает актуальность проекта, возможность трансляции опыта в другие образовательные учреждения.

Вариант проекта в ДОУ

Как воспитателю подобрать такой материал, чтобы актуальность проекта не вызывала сомнений? Например, неоспорима важность работы, направленной на укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения россиян. Какова актуальность проекта в детском саду, связанного с закаливанием? Попробуем вместе найти ответ на поставленный вопрос. Актуальность проекта «Закаливание как шаг к здоровью»:

  • основы жизни закладываются в детстве, поэтому так важно вести оздоровительную работу с дошкольниками;
  • здоровые дети легче адаптируются к условиям школы, требованиям жизни в обществе.

Для формирования здорового и активного ребенка педагоги в детских садах разрабатывают специальные программы закаливания.

Актуальность творческого проекта такого вида не вызывает сомнений. Именно здоровье является основополагающим условием для противостояния маленького человека неблагоприятным климатическим условиям.

Невозможно вести речь о полноценном развитии малышей без введения в детских дошкольных учреждениях процедур по закаливанию. Его считают важнейшей составной частью физического воспитания подрастающего поколения россиян.

Целью закаливания является повышение сопротивляемости организма малышей к неблагоприятным природным факторам, уменьшение числа простудных заболеваний среди дошкольников.

Задачи проекта:

  • разработка и доказательство эффективности методики осуществления закаливания как средства укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста;
  • демонстрация возможностей укрепления здоровья и профилактики простудных заболеваний посредством проведения разнообразных закаливающих процедур;
  • разработка программы оздоровления воспитанников путем закаливания;
  • привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
  • снижение заболеваемости в каждой отдельной группе.

Использование закаливающих методик поспособствует снижению заболеваемости дошкольников, станет стимулом для ведения детьми здорового образа жизни и в дальнейшем.

Участниками данного проекта являются ребята старшей группы, их родители, воспитатель. Продолжительность закаливания предполагается в течение учебного года (с сентября по июнь).

Ожидаемые результаты

Выделим те моменты, которые будут свидетельствовать о результативности внедрения данного проекта:

  • понижение численности респираторных заболеваний у детей старшей группы ДОУ;
  • увеличение заинтересованности сотрудников детского сада, а также родителей дошкольников в укреплении здоровья малышей;
  • повышение внимания со стороны родителей к вопросам рационального (здорового) питания, закаливания.

Заключение

Проектная деятельность в настоящее время является актуальной и значимой в сфере образования. После проведения серьезного реформирования отечественной системы образования в дошкольных учреждениях активное внимание педагоги стали уделять проектной и исследовательской деятельности.

Чтобы планируемые в рамках подобной деятельности мероприятия были эффективными, важно уделить особое внимание актуальности создаваемого проекта. Тот вопрос, который будет составлять его основу, должен быть подтвержден авторитетными научными источниками.

Какие основные моменты важно учитывать, начиная работу над педагогическим проектом? Помимо актуальности, у любой проектной работы должна быть сформулирована четкая цель, выявлены задачи, выдвинута гипотеза исследования. Обязательным этапом в подобной деятельности станет и определение предполагаемых результатов внедряемого проекта.

КГУ «Начальная школа №9»
акимата города Рудного
Тема работы:
при работе с дошкольниками.»
(из опыта работы)

Рудный 2018г.
«Актуальность проектной деятельности
при работе с дошкольниками.
(из опыта работы)»
Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений,
любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с
успехом проявляются в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных ме­
тодов организации поисковой деятельности детей ­ метод проектирования. Главное его
достоинство заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно
или с небольшой помощью взрослых:
 принять и освоить цель, актуальную для них;
 выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого
объекта;
 решать творческие споры, достигать договоренности;
 оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со
сверстниками;
 обсуждать результаты деятельности каждого члена группы, не воспринимая чужие
успехи как свое поражение.
Слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь. Метод проектов – педагогическая
технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка
в решении проблемы, лично значимой для ребенка.
Основа этого метода –
самостоятельная деятельность детей – исследовательская,
познавательная,
продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает
новые знания в жизнь.
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям,
которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод
актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он
дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень
собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения
с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении
исследовательских задач. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в
образовательный процесс дошкольного детства. Современные педагогические
исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования –
притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не
желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям,
успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы
образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует

 формирование умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
 развитие желания пользоваться специальной терминологией,
ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более
раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе,
общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и
взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их
участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.
Участие взрослых в детских проектах способствует социально ­ личностному развитию
каждого ребенка.
Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется
проектированию. И для многих воспитателей не совсем понятно, зачем нужно
проектирование в дошкольных мини – центрах и детских садах. Стремление наблюдать
и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие
черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное
состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий
здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание
мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к
исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того,
чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.
Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он
направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих
способностей. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую
познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Заключение.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению
самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе
сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта
способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком. Родители становятся
активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволит
добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает
связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности,
развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение
планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному
обучению детей в школе.
Но самые главные участники проектной деятельности – это наши воспитанники, на
развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут,
­ покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные
условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.

Приложение.
Проект «Зимующие птицы».
Тип проекта: информационно ­ творческий.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель
группы.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).
Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания
дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период
дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование
начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к
живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы
окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года
доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.
Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие
птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, взрослые, педагог совместно с
родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о
зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с
миром природы.
Цель: формировать экологические знания о зимующих птицах и ответственное,
бережное отношение к ним.
Задачи:
пополнить предметно ­ развивающую среду по теме проекта.
расширить кругозор детей о зимующих птицах.
способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей
воспитанников.
привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних
условиях.
Реализация проекта проходила в три этапа:
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
создание необходимых условий для реализации проекта.













перспективное планирование проекта.
разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и
приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
III этап – заключительный.
организация и участие родителей вместе с детьми в акции «Зёрна тепла»,
выставка кормушек ­ «Лучшая кормушка для птиц»,
проведение итоговой линейки ­ награждение грамотами в разных номинациях
детей «Экологическая кормушка», «Оригинальная кормушка», «Лучшая кормушка
для птиц».
Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
совместно с ребенком сделать кормушку.
подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в
мини ­ центр.
Рассматривая с детьми книги ­ энциклопедии, поставила цель, что всю неделю будем
говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта.
Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
­ Игровая деятельность:
1 Дидактические, настольные игры.
2 Сюжетно ­ ролевые игры.
3 Театрализация.
4 Подвижные игры.
5 Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
­ Организованная учебная деятельность + групповая и индивидуальная работа:
1 Художественная литература и развитие речи.
2 Естествознание.
3 Лепка.

4 Конструирование.
­ Беседы.
­ Решение проблемной ситуации.
­ Наблюдение за птицами зимой.
­ Труд.
­ Работа с родителями.
Конкретные ожидаемые результаты.




Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
Улучшение предметно ­ развивающей среды.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной
активности, коммуникативных навыков.
Активное участие воспитанников и родителей в помощи птицам в трудных
зимних условиях.
Список литературы:
1.Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
2.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
4.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного
возраста. М., 2004.
Содержание работы в процессе реализации проекта:
 Игровая деятельность.
1). Дидактические игры: «Один ­ много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый
лишний», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Узнай по голосу», «Что едят
птицы».
2). Настольные игры: разрезные картинки «Составь птицу», лото «Птицы»,
«Лабиринт ­ Зимующие птицы».
3). Сюжетно ­ ролевые игры: «Птичий двор».
4). Театрализация: «Где обедал воробей» С.Маршак
5). Подвижные игры «Перелёт птиц», «Ворона», «Воробушки и автомобиль», «Птички и
кошка», «Совушка».
 Познавательная деятельность:
1). Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах?»,
«Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся
о птицах зимой?».

2). Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц
зимой?»
3). Наблюдение за птицами зимой:
наблюдение за синицей на ветке, наблюдение за зимующими птицами в городе,
наблюдение за вороной, наблюдение за снегирем на рябине, наблюдение за голубями и
воробьями на дорожках парка.
4). Труд: изготовление кормушек, подкормка птиц.
 Организованная учебная деятельность + групповая и индивидуальная работа:
1). Чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей»; «Покормите птиц зимой»
Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей»; М. Горького «Воробьишко» + просмотр
мультфильма; Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона»; Сухомлинского «О чём плачет
синичка».
2). Просмотр презентаций: «Зимующие птицы», «Кормушки».
3). Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц,
поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением
зимующих птиц.
4). Конструирование: «Синичка на ветке». (оригами)
5). Лепка: «Красивая птичка».
6). Естествознание «Птицы зимой», «На птичьем дворе».
7). Музыка: прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Музыкально ­ дидактическая
игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
 Работа с родителями:
консультация для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
III этап ­ заключительный
Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая
среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о
птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась
любознательность, творческие способности, познавательная активность,
коммуникативные навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в
оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Виноградненская средняя общеобразовательная школа им. Дедова Ф.И.»

Доклад на тему:

«Актуальность метода проектов, особенности его применения в начальной школе»

Выполнила:

Погорелова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

МКОУ «Виноградненская СОШ им. Дедова Ф.И.»

первой квалификационной категории

с.Виноградное, 2016г.

Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценности, приоритеты, целевые установки и педагогические средства.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

Основная цель моей педагогической деятельности – проявлять и развивать личную заинтересованность детей в приобретении знаний . В связи с этим значительную роль в работе я уделяю проектной деятельности , которая позволяет:

    выявить творческие способности ребёнка;

    улучшить контакт с учащимися, родителями;

    развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества;

    дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная проектно- исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривать как малозначительный, «проходной» для методов проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

МКОУ «Виноградненская СОШ», в которой я преподаю, уже восемь лет работает по учебным программам УМК «Планета знаний». Характерной особенностью учебников является их направленность на организацию проектной деятельности. Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями.

В комплекте учебников проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. На специальных разворотах учебников представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов. При этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащегося.

Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учетом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю: творческие работы учащихся (рисунки, поделки, аппликации), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира» (« Город букв», «Живая Азбука», «Книга загадок»).

В первом и во втором классе учу работать в группе, так как детям очень трудно договориться между собой, прийти к единому мнению. Моя задача – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. В этот период ребята учатся работать с книгой в библиотеке, находить нужную информацию в различных источниках по заданной теме, оформлять проекты и их защищать. («Города России», «Русские народные пословицы», «Моя родословная», фоторепортаж «Моя малая родина», стенгазета «Этот День Победы», и др.)

Применение метода проекта в полном объеме начинается в 3-4 классах. Тема проекта должна быть интересна ученику, должна увлекать его. Школьники – авторы проектов – проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов, если проекты создаются по проблемам, волнующих их самих и предложенных ими самостоятельно.

Работа над проектной деятельностью прочно вошла в жизнь начальной школы и стала для нее существенным вкладом в решении задач, поставленных как в урочное, так и внеурочное время.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

В течение многих лет, мы, педагоги МКОУ «Виноградненская СОШ им.Дедова Ф.И.» успешно применяем проектную деятельность в своей практике, получая хорошие результаты. Презентации проектной деятельности происходят на разных уровнях:

- Школьная проектная неделя и Фестиваль проектов.

- Районная научно-практическая конференция «Ювента»:

2010 г.

2011 г. - «Калмыцкая кибитка» - I место – Погорелова И.В.

2012г . - «Наши имена, что они означают» - II место - Погорелова И.В.

«Колыбельные песни» - II место – Пономарева Т.Р.

«Кукольный пальчиковый театр» - II место – Гейзер М.А.

«Комнатные растения – наши друзья» - IIместо – Чурбанова Т.А.

2013г. - «Компьютерные игры. Вред или польза» - I место – Пономарева Т.Р.

«Калмыцкий чай – непросто чай» - II место – Дикушина Т.И.

2014г.

«Наша классная газета «Страна Дружба» - III место – Дикушина Т.И.

2016г.

Погорелова И.В.

I мест – 5, II мест – 5, III мест – 1 = 11 п. мест.

- Республиканская научно-практическая конференция «Ювента»:

2010г. - «Пословица – мудрость народная» - I место –Погорелова И.В.

2014г. – «Улицы нашего села» - I место – Пономарева Т.Р.

2016г. - «90 лет – не возраст. Долгожители села Виноградное» - I место-

Погорелова И.В. В период с 2010 по 2016 год - I мест – 3 первых места.

Таким образом, использование проектного метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает нетрадиционным учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.

Очень важно, что учащиеся получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, учителю. Ребята понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Актуальность метода проектов, особенности его применения в начальной школе.

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

Мудр бываешь лишь собственной мудростью.

М.Монтень

Цель данной статьи.

Исследовать актуальность проблемы;

Рассмотреть суть метода проектов, изучив педагогические, психологические, методические литературные источники по данной теме;

Научиться планировать проектно-исследовательскую работу учеников начальной школы,

Выявить наиболее продуктивные методы для достижения поставленной цели;

Изучить теоретические основы новой технологии;

Использовать метод проектов в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.

Актуальность темы:

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»

В. Гузеев

1.Введение.

Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения.

Цели проектной деятельности.

  1. Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
  2. Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
  3. Развитие исследовательских умений.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

2. Характеристика метода проектов.

Что мы понимаем под методом проектов?

Проект есть слияние теории и практики , он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».

Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.

Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:

  • проект должен быть посильным для выполнения;
  • создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку)
  • вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
  • обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);
  • обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат , который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми" Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

3.Требования к проекту

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев , – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации , которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт .

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Известный русский педагог Е.Г. Кагаров (1926г.) указывал на следующие этапы реализации проекта:

  1. Составление плана.
  2. Выполнение проекта:

А) сбор конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых;

Б) группировка материала и установление общих положений;

В) применение полученных знаний на практике.

  1. Подведение итогов: коллективное обсуждение, оценка работы, составление отчёта о ней.

В трактовке М.В. Крупениной работа над проектом включает 5 этапов:

  1. Постановка задачи.
  2. Разработка проекта принятого задания.
  3. Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.
  4. Непосредственно трудовая работа.
  5. Учёт проделанной работы.

Определение образовательного проекта (по А.В. Хуторскому ).

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.

Принципы организации проектной деятельности

  1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
  2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
  3. Работа по проекту является исследовательской.
  4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.
  5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
  6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
  7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач.

Роль учителя.

  • помогает ученикам в поиске нужных источников;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, т. к. она:

  • личностно-ориентирована;
  • использует множество дидактических подходов;
  • мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
  • позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда;

В ходе проектирования (по И.Д. Чечель ) самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;

Б) поиск пути их решения;

В) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;

г) аргументация выбора;

Д) сравнение полученного результата с требуемым;

е) корректировка (при необходимости) результата;

ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

Правила успешности проектной деятельности:

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Использование исследовательских методов, что предполагает:

- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- оформление конечных результатов;

- анализ полученных данных;

- подведение итогов;

Корректировка;

- получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.

Структурные элементы проектной технологии:

  • Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
  • Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
  • Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.
  • Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
  • Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
  • Выдвижение новых проблем.

Проекты охватывают огромное количество задач.

Задачи проектов могут быть разделены на следующие группы:

  1. Индивидуальные навыки:

Определять задачи, которыми стоит заниматься.

  1. Формировать независимые суждения .

Развивать личный интерес и углублять знания в определённой области.

  1. Приобретать навыки самоорганизации .

Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё.

Делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное.

Развивать способность справляться с новыми проблемами.

  1. Собирать и анализировать новую информацию .

Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач).

  1. Учиться анализировать и оценивать чужую работу .

Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.

Междисциплинарные навыки :

- «Выходить» за пределы одного предмета.

Интегрировать знания, получаемые из различных источников.

Научиться воспринимать факты, точки зрения и ситуации в незнакомых ракурсах.

Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям.

Навыки работы в группах:

Учиться работать в группах.

Учиться возглавлять команду и организовывать проведение встреч.

Участвовать в процессе принятия решений. Приобретать навыки сотрудничества.

Развивать чувство такта и дипломатичность.

Руководить и направлять деятельность в процессе проекта.

Работа с самосознанием:

Изучать свои сильные и слабые стороны.

Получать чувство удовлетворения от проделанной работы.

Давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче. Добиваться чувство автономии и свободы.

Навыки общения:

Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме (письменно или устно).

Совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации.

Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.

Учиться писать понятный и грамотный отчёт о проделанной работе.

4.Особенности осуществления проектной деятельности в начальной школе.

1.Готовность младших школьников к проектной деятельности.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых , это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых , вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;
  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;
  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
  • возможность выделять общий способ действий;
  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

2. Урочная и внеурочная проектная деятельность в начальной школе.

В использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Каковы бы ни были опыт детей и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы

учитель УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Таким образом, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта .

Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организуется деятельность детей . Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта . Оно может быть параллельным или последовательным.

После того как спланирована работа, пора действовать . И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

Умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

Умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

Умение находить несколько вариантов решения проблемы;

Умение выдвигать гипотезы;

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

Умение коллективного планирования;

Умение взаимодействовать с любым партнером;

Умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

Навыки делового партнерского общения;

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

Умение вести дискуссию;

Умение отстаивать свою точку зрения;

Умение находить компромисс;

Навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

Навыки монологической речи;

Умение уверенно держать себя во время выступления;

Артистические умения;

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

Умение отвечать на незапланированные вопросы.

5.Практическая часть.

За проектами – будущее.

Проблемы, затрудняющие переход детей на более высокую ступень образования:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Метод проектов никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач.

Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля обучающихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:

  • успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
  • знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
  • выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
  • проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
  • детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.

Структура подготовки и проведения проектных дней представлена в таблице.

3. 6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.


Концепция организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся ГБОУ СОШ с углублённым изучением английского и немецкого языков № 1955

Актуальность проектной и учебно-исследовательской деятельности в современных условиях развития образования

В условиях изменения парадигмы образования роль проектной и учебной исследовательской деятельности, специально организуемой в пространстве образовательной организации, существенно возрастает. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Учебное исследование поддерживает мотивационно-смысловую составляющую жизни обучающихся, которая реализуется через самостоятельный познавательный поиск. Учебное проектирование формирует способности к планированию собственной деятельности, построению жизненных планов во временной перспективе. В ходе исследования учащиеся открывают новые знания и пути их открытия, а в ходе проектирования используют эти знания как средство решения практически значимых ситуаций. Учебное исследование даёт возможность учащимся освоить умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного познания, приобрести опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. Проектная работа способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; она предоставляет возможности для формирования умения выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Таким образом, создание условий для реализации проектной и исследовательской деятельности – необходимая и насущная задача современной образовательной организации, поскольку позволяет обучающимся не только формировать предметные и метапредметные умения, но и эффективно получать знания, развивая целостное, то есть критическое и, вместе с тем, продуктивное мышление, строить фундамент для ценностно-смыслового самоопределения своей личности.

Это особенно актуально в процессе перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Новый стандарт уделяет особое внимание проектной и исследовательской деятельности на всех ступенях обучения, поскольку и проект, и исследование обладает мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Основы проектной и исследовательской деятельности закладываются в начальной школе. Уже каждый выпускник начальной школы должен иметь опыт работы, включающий появление замысла, определение проблемы и гипотезы, разработку продукта или формулирование результата исследования через постановку задач, планирование, опытную проверку гипотезы и защиту работы. Каждый выпускник основной школы должен защитить индивидуальный проект. То же касается и выпускника старшей школы, при этом уровень индивидуального проекта должен соответствовать ступени образования («выпускник научится…» или «выпускник получит возможность научиться…»). Всё это требует от современной школы особых усилий по формированию комплекса условий для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся (начиная с 1 класса).

Поделиться: