Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Методы прогнозирования и оценки обстановки в чрезвычайных ситуация
определение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер.
EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010
Смотреть что такое "Прогнозирование чрезвычайных ситуаций" в других словарях:
прогнозирование чрезвычайных ситуаций - прогнозирование чрезвычайных ситуаций: По ГОСТ Р 22.1.02; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
прогнозирование чрезвычайных ситуаций - прогнозирование ЧС Опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Примечание Прогнозирование может носить долгосрочный… …
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ - Опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Примечание. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений
Комплекс наблюдений за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно растительного покрова, животного мира, объектов техносферы), с целью контроля ее состояния и охраны, а также опережающее отражение вероятности… …
Заблаговременное определение вероятности появления и развития чрезвычайных ситуаций в техносфере (на потенциально опасных объектах) и их масштабов с учетом их воздействий на население и окружающую среду. Для прогнозирования техногенных… … Словарь черезвычайных ситуаций
Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций - Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций; прогнозирование техногенных ЧС: опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов,… … Официальная терминология
прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций - прогнозирование техногенных ЧС Опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф. [ГОСТ Р 22.1.02 95] Тематики… … Справочник технического переводчика
прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций - прогнозирование природных ЧС Заблаговременное определение вероятности возникновения последствий природных ЧС на основе анализа и прогнозирование источников природных ЧС и их воздействия на население, территорию и окружающую природную среду. [ГОСТ … Справочник технического переводчика
Прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций - Прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций: заблаговременное определение вероятности возникновения последствий природных ЧС на основе анализа и прогнозирование источников природных ЧС и их воздействия на население, территорию и окружающую… … Официальная терминология
Прогнозирование возникновения природных ЧС Заблаговременное определение вероятности возникновения источников природных ЧС и их интенсивности. [ГОСТ Р 22.0.11 99] Тематики предупреждение природных чрезвычайных ситуаций Синонимы прогнозирование… … Справочник технического переводчика
Книги
- , Б. С. Мастрюков Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Издатель: Академия , Производитель: Академия ,
- Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий , Б. С. Мастрюков , Рассмотрены вопросы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях с целью принятия мер по предупреждению аварий, катастроф, стихийных бедствий. Приведены методологии… Категория: Безопасность жизнедеятельности Серия: Высшее профессиональное образование Издатель:
4.1 Для прогнозирования природных ЧС используют закономерности территориального распределения и проявления во времени различных процессов и явлений, происходящих в неживой природе. Точность прогнозов различных природных ЧС разная. Как правило, более точными являются краткосрочные прогнозы, менее точные долгосрочные.
Прогнозирование бурь, ураганов, смерчей осуществляется на основе изучения перемещения воздушных масс, обнаружения и определения маршрута движения циклона. Признаком, указывающим на приближение циклона, является нарушение нормального суточного хода атмосферного давления и его падение на 3-3,5 мбар/сутки. Признаком возможного шквала или смерча являются мощные кучево-дождевые облака.
Смерч прогнозируют также путем обнаружения атмосферных радиопомех, так как обычно вокруг смерчей образуется электромагнитное поле строго определенного диапазона частот. Смерчи прекращают свое существование над лесами, возвышенностями, в городах. Это используется для прогнозирования смерчей. Вместе с тем, вероятность точного определения времени появления смерча невелика, еще более непредсказуем маршрут движения смерча, в то время как направление движения урагана и бури можно определить достаточно точно.
Прогнозирование ливней, затяжных, заморозков и сильных снегопадов основывается на оценке облачного покрова, атмосферного давления, влажности, температуры воздуха, направления и силы ветра. Обычно такие прогнозы отличаются значительной точностью.
Прогнозирование грозы, молний, града возможно на основе анализа и оценки кучево-дождевых облаков, температуры воздуха на высоте 7-12 км. Если на этих высотах температура достигает 15-20 °С, то ожидается гроза, а при переохлаждении град.
Прогнозирование дождя: Возможен дождь если:
C утра парит, очень жарко и душно; облакаидут низко;
Утром, вечером и днем температура воздуха почти одинаковая;
Кучевые облака к вечеру опускаются;
Направление ветра и облаков неодинаково; звезды сильно мерцают;
Вечернее небо имеет зеленоватый оттенок; луна мутная и бледная;
Беспрерывный гром к дождю с градом; лес без ветра шумит;
Утром и ночью нет росы или роса слабая и быстро высыхает
Дым в тихую погоду стелется по земле или, чуть поднявшись, опускается;
Теплым вечером при ясном небе подул сильный восточный ветер;
Солнце садится в тучу; радуга с севера на юг;
Соль сыреет, оконные стекла потеют;
Собака мало ест, много спит или катается по земле;
Кошка в теплом месте сворачивается калачиком и спит, прикрыв мордочку лапой;
Воробьи или купаются в пыли, или сидят нахохлившись, или прячутся под крышу;
Вороны летают стаями и беспрерывно каркают;
Рыба выскакивает из воды и ловит мошек.
Вероятны заморозки, если: утром ясно, к полудню появляются кучевые облака, которые к вечеру исчезают. Ветер северный, к концу дня стихает; при ясной погоде вечером и ночью на возвышенностях теплее, чем в низинах; ясным летним вечером температура воздуха опустилась до +10 - +12°С и ниже; при пасмурной погоде к вечеру облачность уменьшается, ветер стихает, видимость улучшается.
Ожидается мороз зимой, если: звезды сильно мерцают, яркая Луна, Солнце всходит столбом; вороны и галки садятся на верхушки деревьев; безоблачно, ветер северный - морозы усилятся.
Ожидается ясная погода летом, если: днем жарко, к ночи становится прохладно; после дождя похолодало; облака движутся с севера на юг; на небе много звезд; при закате Солнца небо окрашивается в золотистые и розовые тона; вечером и ночью обильная роса, которая утром быстро высыхает; кошка долго умывается; птицы утром весело поют
Прогнозирование засухи делают на основе анализа и оценки результатов прогнозирования выпадения дождей, степени увлажнения почвы за счет таяния снега весной, учитывается особенность почвы, ландшафт.
Прогнозирование наводнений основывается на анализе и оценке количества таящего снега весной, скорости его таяния, глубины промерзания грунта на полях, наличие заторов и зажоров на реках. Наводнения могут возникнуть и за счет затяжных или ливневых дождей, а также за счет аварий и катастроф на гидротехнических сооружениях. Замечено, что природные наводнения носят циклический характер, что используется для долгосрочного прогнозирования.
Прогнозирование лесных и торфяных пожаров производится по комплексному показателю на основе суммирования коэффициентов, учитывающих температурные, географические, статистические условия. Так, при жаркой погоде, если дождей не бывает 15-18 дней, то лес становится настолько сухим, что любое неосторожное обращение с огнем вызывает пожар.
Прогнозирование землетрясений. РБ находится вне пояса сильных землетрясений. Магнитуда сейсмических волн от землетрясений, эпицентры которых находятся на расстоянии многих сотен и тысяч километров, на территории РБ не превышает 4 баллов по шкале Рихтера. РБ получает информацию прогнозирования землетрясений от других стран. Прогнозирование тектонических и вулканических землетрясений не является точным, в то время как землетрясения от падения на Землю крупных небесных тел определяется относительно точно. За последнее время установлено, что землетрясения стали проявляться и в районах крупных водохранилищ, добычи нефти, газа, угля.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.0.02–94 «Безопасность в ЧС (БЧС)» устанавливает термины и определения основных понятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций. Согласно ему предупреждение ЧС – это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение ЧС и уменьшение их масштабов в случае возникновения. В связи с этим можно выделить два основных этапа: осуществление заблаговременной защиты от ЧС и непосредственной защиты от ЧС. Заблаговременная защита от ЧС осуществляется с целью обеспечения максимально возможной живучести объектов защиты и привлекаемых сил и средств в условиях возникновения и развития ЧС, которые могут возникнуть на прикрываемой территории в мирное и военное время, а также своевременного прогноза опасности возникновения ЧС. Под живучестью понимается защитное свойство прикрываемой территории, характеризующее способность снизить потери населения, сил РСГЗ и материальный ущерб при возникновении ЧС различного характера. Живучесть достигается по двум направлениям: обеспечением устойчивости и восстановлением функционирования объектов. Под устойчивостью объектов защиты понимается их свойство выдерживать воздействия поражающих факторов возможных ЧС и сохранять способность выполнять свои функции без восстановления. Под восстановлением понимается процесс ликвидации повреждений производственных, коммунальных, транспортных и других объектов и сетей в короткие сроки с целью обеспечения их нормального функционирования по предназначению. Под прогнозированием опасности возникновения ЧС различного характера в конкретном регионе, субъекте или на объекте в широком плане понимается научно обоснованное предвидение развития какого-либо природного, техногенного, экологического, биолого-социального явления или последствий возможных вооруженных конфликтов в целях предотвращения бедствий, своевременного принятия мер защиты. Второй этап – непосредственная защита – осуществляется с целью снижения, смягчения ущерба объектам прикрываемой территории и предотвращения или снижения потерь населения при возникновении ЧС. Цель непосредственной защиты достигается защитными действиями после получения информации о реальной возможности возникновения определенного вида ЧС на прикрываемой территории. Проведенные анализы временного развития ЧС позволяют сделать вывод о том, что защищаемые объекты, привлекаемые войска и формирования ГО в определенных условиях могут располагать некоторым временем для проведения мероприятий защиты от момента возникновения угрозы до воздействия поражающих факторов. Затем наступит самый длительный период защитных действий в зонах, очагах поражения. Таким образом, этап непосредственной защиты можно разбить на три периода:1)проведение защитных действий по непосредственному предупреждению снижению ущерба от конкретной ЧС; 2)проведение защитных действий с момента возникновения и развития ЧС; 3)ликвидация ЧС. Рассмотрим краткую характеристику защитных действий при решении задач заблаговременной и непосредственной защиты от ЧС.Сущность и назначение прогнозирования и мониторинга в ЧС заключается в наблюдении, контроле и предотвращении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.), являющихся источниками ЧС, а также динамики развития ЧС, определения их масштабов в целях решения задач предупреждения и организации ликвидации последствий. Прогнозирование ЧС - это метод ориентировочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в результате ЧС. Прогнозирование ЧС – процесс получения информации о состоянии потенциально опасных объектов или источников на определенной территории, развитии природных явлений, экологических и биолого-социальных бедствий, приводящих к ЧС, и оценка возможных последствий при возникновении ЧС различного характера. Целью прогнозирования ЧС является обеспечение своевременного и эффективного принятия мер заблаговременной и непосредственной защиты. Прогнозирование техногенных ЧС включает выявление и аттестацию потенциально опасных объектов, оценку возможных последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, предупреждение органов управления о возможных ЧС. Сроки прогнозирования других видов ЧС носят более неопределенный характер, так как события их возникновения существенно случайны. Различают долгосрочные и краткосрочные прогнозы . Долгосрочные прогнозы направлены на изучение и определение сейсмических районов, территорий, где возможны селевые потоки или оползни, границ зон вероятного затопления при авариях плотин или природных наводнениях, а также границ очагов и зон поражения при техногенных авариях и применения ОМП. Краткосрочные прогнозы используются для ориентировочного определения времени возникновения ЧС. Для составления прогнозов используются различные статистические данные, а также сведения о некоторых физических и химических характеристиках окружающих природных сред. Так, для прогнозирования землетрясений в сейсмоопасных районах изучают изменение химического состава природных вод, проводят наблюдение за изменением уровня воды в колодцах, определяют механические и физические (электрические и магнитные) свойства грунта. Значительную информацию для прогноза землетрясений может дать наблюдение за поведением некоторых животных. Разработаны методы прогнозирования пожаров - лесных, торфяных и др. Для прогнозирования влияния скрытых очагов пожара (подземных или торфяных) на возможность возникновения лесных пожаров используется фотосъемка в инфракрасной части спектра, осуществляемая с самолетов или космических аппаратов. Для прогнозирования обстановки, возникающей при развитии различных ЧС, применяют математические методы (математическое моделирование). При прогнозировании ЧС планируют постоянно проводимые, фоновые и защитные мероприятия. К постоянно проводимым мероприятиям относятся постоянный контроль за качеством строительно-монтажных работ при возведении зданий и сооружений, создание надежной системы связи и оповещения о возникновении ЧС, строительство защитных укрытий и убежищ, снабжение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ), обязательное обучение населения правилам поведения в ЧС, разработка планов ликвидации последствий ЧС, их финансовое и материальное обеспечение и др.
При предсказании момента ЧС (фоновые и защитные мероприятия) проверяются и приводятся в готовность система оповещения населения, а также аварийно-спасательные службы, развертывается система наблюдения и разведки, нейтрализуются особо опасные производства и объекты (химические предприятия, атомные электростанции и др.), проводится частичная или полная эвакуация населения. Решение задач прогнозирования техногенных ЧС в РФ возглавляет Государственный комитет по техническому контролю. Непосредственными исполнителями по прогнозированию ТХН ЧС являются ведомственные органы контроля. В Министерстве ГОЧС с этой целью в Департаменте предупреждения и ликвидации ЧС создается система наблюдения за предвестниками катастроф, а также диагностических комплексов по оценке устойчивости зданий, сооружений, потенциально опасных объектов. Органы такой системы функционируют во всех РЦ и субъектах РФ. Прогнозирование природных ЧС является наиболее сложной проблемой в силу их больших масштабов и значительной неопределенности в возникновении и развитии процессов. Прогнозирование природных ЧС осуществляется в масштабе страны, а в некоторых случаях и во взаимодействии с международными организациями. Руководство всей системой наблюдений, прогноза метеорологических и гидрологических ЧС, а также массовых лесных пожаров в стране возложено на Государственный комитет РФ по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромет РФ). Для прогноза землетрясений на территории страны развернута Единая система сейсмических наблюдений (ЕССН), включающая региональные центры. Региональные центры имеют сети сейсмических станций и вычислительные центры. Прогноз возникновения и развития природных ЧС проводится в Гидрометцентре страны и его региональных центрах и доводится до территориальных и ведомственных ОУ ГОЧС по системе предупреждения в различные сроки. Наиболее часто используется форма представления в виде карт заблаговременного прогноза на определенный период (год, сезон) или срочной информации по средствам связи. Прогнозирование ЧС для военного времени осуществляется на основе оценки военно-политической обстановки в стране и регионах, проводимых периодически в Генеральном штабе и штабах военных округов. На основе этой информации в департаментах предупреждения и ликвидации ЧС, гражданской обороны, а также в региональных центрах осуществляется прогноз наиболее опасных ЧС в данном вооруженном конфликте или войне. По существующим методикам оцениваются масштабы очагов поражения, возможные потери населения и материальный ущерб. Данные прогнозирования используются для проведения заблаговременных мероприятий защиты по обеспечению устойчивости объектов территорий, войск ГЗ, формирований РСГЗ, а также подготовки населения, войск и формирований к действиям с началом вооруженного конфликта, войны. Основу прогнозирования биолого-социальных ЧС составляет ретроспективный эпидемиологический анализ, т.е. анализ инфекционных заболеваний в текущее время с учетом информации за определенный прошедший период. Прогноз осуществляет Главное эпидемиологическое управление Минздрава РФ и региональные медицинские службы. Процесс прогнозирования включает проведение эпидемиологического анализа и своевременное оповещение местных органов власти, здравоохранения и медицинских служб органов управления территориальных систем ГЗ о возможности возникновения биолого-социальной ЧС. Прогноз возникновения экологических ЧС в определенном районе или на объекте осуществляется на основе непрерывного наблюдения и контроля за характеристиками экологической обстановки и соответствия её критериям безопасности. Организацию прогноза ЭЧС осуществляет Государственный комитет по охране окружающей среды и его региональные и местные экологические службы. В последние годы в МЧС России, учитывая важность прогнозирования для снижения рисков катастроф, создается общегосударственная система мониторинга ЧС природного и техногенного характера. Эта система включает ведомственные и региональные подсистемы мониторинга ЧС. Под мониторингом понимают систему наблюдений и анализа изменений состояния окружающей среды, вызванных антропогенными и природными причинами, которая позволяет прогнозировать развитие этих изменений, в том числе и приводящих к ЧС. Термин «мониторинг» (от лат. monitor) означает «впередсмотрящий» и переводится как «наблюдающий» или «предостерегающий». Мониторинг включает наземные, воздушные и космические средства наблюдения. Мониторинг может организовываться на глобальном, государственном, региональном, территориальном и местном уровне. Создание системы мониторинга МЧС явилось одной из основных задач Федеральных целевых программ РФ, возложенных на МЧС. Учитывая важность этой задачи, в 1997 г. решением Межведомственной комиссии по предупреждению и прогнозированию ЧС создано Агентство по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций МЧС России. В состав этого агентства вошли 25 различных научных учреждений и организаций. Таким образом, прогнозирование является базовым процессом, обеспечивающим предупреждение ЧС на этапе проведения мероприятий заблаговременной защиты
Назначение мониторинга и прогнозирования - наблюдение, контроль и предвидение опасных явлений природы, процессов техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, террористических актов и т.п.).
Мониторинг и прогнозирование позволяют выявить источники чрезвычайных ситуаций, проследить динамику их развития, определить масштабы, а также решить задачу предупреждения и организовать ликвидацию последствий стихийных бедствий.
Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга и занимается координацией деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды.
Министерство природных ресурсов и экологии осуществляет мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду; наземной флоры и фауны, в том числе чесов; водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод.
Мониторинг опасных геологических процессов включает в себя три подсистемы контроля: контроль экзогенных (т.е. происходящих на поверхности Земли или в верхней части земной коры) геологических процессов; контроль эндогенных (т.е. протекающих в недрах Земли) геологических процессов и контроль подземных вод.
Мuнucmepcmвoздравоохранения и социального развития Российской Федерации через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирует обстановку в этой области.
Надзор за состоянием техногенных объектов и прогнозирование аварийности осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и Либеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Надзорные органы имеются в составе федеральных органов исполнительной власти и в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На крупных предприятиях и в организациях функционируют по промышленной безопасности.
Основными задачами прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:
Выявление вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий и т.п.);
Выявление возможных масштабов чрезвычайных ситуаций и определение размеров зон бедствия;
Выявление краткосрочных и длительных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций, определение временных интервалов;
Оценка требующихся сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.
Вопросы, связанные с содержанием информации, порядком ее получения, а также вопросы оплаты на федеральном и территориальном уровнях определяются соответствующими нормативными правовыми актами в рамках РСЧС и ее территориальных подсистем.
Под выявлением обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о чрезвычайных ситуациях, определение размеров зон бедствия и нанесение их на карту (план).
Прогнозная оценка обстановки включает в себя определение влияния поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на работу объектов экономики и жизнедеятельность населения. Однако она не носит исключительно описательный характер. В прогноз всегда закладываются варианты действия сил быстрого реагирования и сил по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Выполнение намеченных задач обеспечивает впоследствии минимальные потери или вообще исключает потери.
Выявление чрезвычайных ситуаций и оценка обстановки осуществляется в три этапа:
1) заблаговременное выявление по прогнозу и оценка обстановки по возможным параметрам ЧС с учетом преобладающих среднегодовых метеоусловий;
2) выявление и оценка обстановки после ЧС;
3) выявление и оценка фактической обстановки по данным разведки.
Полученные данные необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите населения и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Вопросы для самоконтроля
1. Каково назначение мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций?
2. Укажите роль Министерства природных ресурсов России при проведении мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
3. Какие органы осуществляют социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области?
4. Какими органами осуществляется мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз их аварийности?
5. Назовите основные задачи прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
6. Назовите этапы выявления и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях.
3.6. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Оповещение - это предупреждение о возможном нападении противника или чрезвычайной ситуации.
В результате чрезмерной концентрации промышленности и отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа опасных веществ различного происхождения, износа оборудования и прочих факторов наблюдается рост количества аварий и катастроф, и влекущих за собой большое число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций. Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управления процессами предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры гражданской обороны и МЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи. Это позволяет заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на них. Нельзя забывать, что главная задача в любой чрезвычайной ситуации - в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.
Оповестить население - значит предупредить его о надвигающемся наводнении, землетрясении или о другом стихийном бедствии. В условиях военного времени населению сообщается о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения.
Для оповещения используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи. Время здесь - главный фактор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто именно время решает судьбу людей.
В России широко распространена радиотрансляционная сеть. Подавляющее большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений имеют свои радиоузлы. Это дополняется не менее мощной системой федеральных, республиканских, краевых и областных телевизионных центров и ретрансляторов. К этой же системе относится развитая сеть электрических сирен, расположенных на крышах зданий в городах и в цехах на производстве. Совокупность средств связи создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и дает возможность быстро проинформировать людей о случившемся, объяснить правила поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.
По фильмам военных лет вам известно, что завывания сирен и прерывистые гудки предприятий означали воздушную тревогу. В наши дни это сигнал «Внимание всем!». Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор или радиоприемник и по местным каналам слушать сообщение органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий (аварий) радиоприемники (лучше всего на батарейках, так как электрические (кабельные) сети могут быть повреждены) необходимо держать постоянно включенными. Местные радиотрансляционные узлы переводятся на круглосуточную работу.
На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно со штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям заранее заготавливают варианты текстовых сообщений, учитывающие специфические условия бедствия. (Напомним вам, что вероятные стихийные бедствия, аварии и катастрофы прогнозируются.)
К примеру, произошла авария на промышленном объекте. Возможен такой вариант текста: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в юго-западном направлении. В зону химического заражения попадают... улицы. Населению, проживающему на этих улицах, из помещений не выходить. Следует закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах и нижних этажах укрываться категорически запрещается, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза и заходит во все низинные места. Населению, проживающему на улицах... следует немедленно покинуть жилые дома, предприятия и учреждения и выводить в районы.... Прежде чем выйти на улицу, наденьте ватно- марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями». Тикая информация с учетом того, что она будет повторена несколько раз, рассчитана примерно на пять минут.
Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, а слухи - это среда для возникновения панических настроений. Доказано, что паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария. Очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.
При возникновении воздушной, химической или радиационной опасности сначала звучат сирены (сигнал «Внимание всем!»), а затем следует информация.
Например: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Граждане! Воздушная тревога!» Далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что мзять с собой, где укрыться.
Принятая и действующая ныне система оповещения имеет существенные преимущества. Во-первых, вой сирен дает возможность привлечь внимание всего населения города или района. Во-вторых, благодаря средствам связи (теле- и радиотрансляционная сеть) каждый может получить точную информацию о происшедшем событии, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях. И наконец, в-третьих, современную систему оповещения можно применять как в мирное время - при стихийных бедствиях и авариях, так и в военное время.
Чтобы оперативно оповещать население об авариях на атомных электростанциях, химических предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи, а также население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. В самостоятельную систему оповещения объединяются все предприятия, учреждения и населенные пункты. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.
Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая так необходима в условиях аварий и катастроф. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены промышленного объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий населения в создавшейся обстановке. Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе дошла до граждан раньше, чем, скажем, дойдет зараженный воздух, и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.
Кроме технической стороны дела здесь есть и другая - человеческая. От компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов зависит очень многое. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения - вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.
Ответственность за организацию оповещения несут начальники штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования.
Вопросы для самоконтроля
1. Что означает термин «оповещение»?
2. Для каких целей организуется оповещение населения?
3. Какие технические средства используются для оповещения населения?
4. Каков порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуациях?
5. Что необходимо сделать, услышав завывание сирен и прерывистые гудки предприятий?
6. Что должна содержать речевая информация о чрезвычайных ситуациях?
7. Где создаются локальные системы оповещения и в чем их преимущества?
8.На кого возложена ответственность за организацию оповещения и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени?
Основы прогнозирования чрезвычайных ситуаций
Прогнозирование - это получение качественных и количественных характеристик о будущем состоянии процесса или явления.
Наиболее важный элемент при прогнозировании - информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения. Она и позволяет с использованием тех или иных методов определить состояние объекта в будущем.
Методы прогнозирования подразделяются на три группы: эвристические, статистические, математическое моделирование.
Эвристические методы строятся на использовании мнений специалистов-экспертов и используются для прогнозирования процессов, формализовать которые (представить в виде формул, уравнений) практически невозможно. Главное для работы экспертов - получение объективной начальной информации о прогнозируемом процессе.
Эвристическое прогнозирование широко применяется для определения тенденций развития социальных и исторических процессов, развития науки и техники (качественный прогноз, основанный, например, на оценках ученых, социологов, политиков, писателей-футурологов и т. п.).
Статистические методы прогнозирования строятся на основе обработки статистического материала об интересующих явлениях и процессах и получении математических зависимостей, связывающих полученные характеристики со временем.
Математическое моделирование выполняется на основе статистического материала (результатов наблюдений), являющегося исходным.
Все изложенное можно отнести и к прогнозированию ЧС.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - получение количественных характеристик о процессе возникновения и развития ЧС в будущем на основе анализа причин и источников их возникновения в прошлом и настоящем.
Процесс прогнозирования ЧС по назначению логично разделить на два этапа:
1) прогнозирование возникновения ЧС;
2) прогнозирование сценариев развития и последствий Ч С.
Разные цели, объемы исходной информации, ее содержание и способы получения, с одной стороны, позволяют рассматривать эти этапы вполне самостоятельно; с другой стороны, оба этапа неразрывно связаны, являясь стадиями единого процесса - прогнозирования возникновения и развития ЧС.
Прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций
Методы прогнозирования возникновения наиболее развиты применительно к Ч С природного характера, точнее к вызывающим их ИЧС. Для своевременного прогнозирования возникновения ЧС прежде всего необходима хорошо отлаженная система государственного мониторинга за предвестниками стихийных бедствий и техногенных происшествий - изменениями в магнитном, электрическом, гравитационном полях Земли, в природной среде или технологических процессах на ПОО, которые появляются за некоторое время до наступления опасного события, но обусловлены этим событием.
Задача прогнозирования техногенной ЧС в отличие от природной решается проще, так как в подавляющем большинстве случаев для техногенного ИЧС заблаговременно известны его координаты и максимальная мощность (потенциал опасности).
В районах с риском природных опасных явлений могут возникать вторичные опасности, как правило, техногенного характера. Мониторинг и контроль за расположенными здесь объектами, а также прогнозирование возникновения на них ЧС, должны осуществляться с учетом возможного поражающего действия негативных природных процессов.
По времени упреждения возникновения ЧС выделяют долгосрочный, средне- и краткосрочный прогноз. Для управления безопасностью населения и территорий прежде всего необходимо долгосрочное прогнозирование (до нескольких лет), проводимое в целях формирования государственной политики в области защиты населения, принятия стратегических решений (превентивных мер защиты). Краткосрочный прогноз (часы, дни) крайне необходим для принятия экстренных тактических мер по защите населения (например, эвакуация при землетрясении).
Как показали трагические события 26 декабря 2004 г. (цунами в Индийском океане), приведшие к гибели более 280 тыс. человек, чрезвычайно важным элементом обеспечения безопасности людей является не только прогнозирование возможной опасности, но, что не менее важно, своевременное оповещение населения об этой опасности.
Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций
Методы прогнозирования последствий хорошо развиты применительно как к природным ЧС, так и к техногенным. Основная цель этого прогнозирования заключается в определении возможного ущерба от ЧС и выработке мер по защите населения и территорий.
Обычно прогнозирование последствий проводят в два этапа. Первый этап - заблаговременное прогнозирование, второй -
оперативное. Общими для этих этапов являются метод и содержание прогнозирования: определение расчетным путем основных характеристик ЧС. Разнятся этапы целями, объемом и способами получения исходной информации, использованием результатов прогнозирования.
Заблаговременное прогнозирование проводится с помощью автоматизированных систем, программных комплексов, по специальным таблицам и справочникам на пунктах управления РСЧС. Ущерб определяется по общему числу объектов, доле населения, попадающих в зону действия тех или иных ПФ. Для площадных и линейных объектов (дороги, магистрали) ущерб рассчитывается как относительная доля площади (длины) объекта, попавшая в зону ЧС. В итоге при заблаговременном прогнозировании получают обобщенные характеристики последствий для данного региона, которые, однако, не дают информации об обстановке на конкретном объекте.
Оперативное прогнозирование выполняется сразу же после возникновения ЧС на основе фактических данных о характеристиках источника опасности, о реально сложившейся обстановке и действующих факторах в зоне ЧС.