Публикации. Дознаватель – кто это и чем занимается

Дознаватель — так называемое должностное лицо органа дознания, уполномоченное на проведение следственных действий и расследований по уголовному делу.


Заработная плата

20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Дознаватели работают в местных и региональных правоохранительных органах.

Обязанности

Расследование в форме дознания является первым этапом и неотъемлемой частью расследования уголовных преступлений. Задача дознавателя — расследование и раскрытие преступлений лёгкой и средней степени тяжести. Действия дознавателя: проведение допросов, очных ставок, осмотр мест происшествия, составление обвинительных актов. Часто дознавателям назначаются дежурства и командировки.

Важные качества

Терпение, выдержка, стрессоустойчивость, умение сопоставлять факты, аналитический ум, выдержка, повышенная работоспособность, коммуникабельность — качества, которыми обязан обладать дознаватель.

Отзывы о профессии

«Есть, правда, одна оговорка: слушать, но не «пропускать» через себя. Иначе надолго не хватит. Да и объективность может пострадать. Это чистая психология. Возможно, для дела иногда полезно быть строже с потерпевшим, а не с задержанным».

Алевтина Голикова,
дознаватель отдела дознания ОМВД России по Рузскому району, капитан полиции.

Стереотипы, юмор

Многочисленные фильмы и сериалы о деятельности полиции заставили нас поверить в образ дознавателя как исконно мужской. Однако в профессии нет гендерного деления, в потому в равной степени встречаются и женщины, и мужчины.

Обучение

Для работы дознавателем необходимо окончить юридический факультет, например, в: Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, Балтийском государственном техническом университете «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербургском университете управления и экономики, Санкт-Петербургском государственном университете.

Гуманитарные вузы в Москве: Московский педагогический государственный университет, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством дознание есть форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ).

Дознаватель, согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ, является должностным лицом органа дознания, правомочным либо уполномоченным начальником данного органа осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также выполнять иные полномочия.

В связи с этим возникают вопросы: 1) что означают термины "правомочное" и "уполномоченное" применительно к субъектам производства дознания? 2) кого следует считать, с одной стороны, правомочным, а с другой - уполномоченным осуществлять производство дознания? 3) наделены ли иные сотрудники органа дознания (помимо дознавателя) какими-либо процессуальными правами?

Процессуальный статус дознавателя должностные лица органов внутренних дел могут приобрести в двух случаях:
1) когда должностное лицо ОВД правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания;
2) когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные полномочия, иными словами - делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных обязанностей, присущих дознавателю.

Таким образом, функции дознавателя могут быть делегированы как штатному дознавателю, так и любому иному сотруднику органа дознания (участковому уполномоченному, оперуполномоченному уголовного розыска, оперуполномоченному ОБЭП и другим), за исключением случаев, если данное лицо проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

В связи с тем, что большую часть преступлений, подследственных дознанию органов внутренних дел, расследуют сотрудники милиции общественной безопасности (МОБ), рассмотрим более подробно деятельность сотрудников дознания в данной структуре.

Деятельность дознавателя направляет и координирует начальник органа дознания. Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ, начальник органа дознания является должностным лицом органа дознания. Таковым является и заместитель начальника органа дознания. Это означает, что кроме начальника ОВД функциями начальника органа дознания наделен и начальник МОБ.

Ранее права и обязанности должностных лиц, процессуально контролирующих деятельность дознавателя, были определены Примерным положением об отделе (отделении, группе) дознания милиции общественной безопасности (местной милиции) горрайоргана внутренних дел, которое было утверждено Приказом МВД России от 12.08.1998 N 493-дсп. На основании этого Положения начальник отдела (отделения) дознания являлся одновременно заместителем начальника МОБ горрайоргана внутренних дел и контролировал процессуальную деятельность сотрудников дознания. В настоящее время данное Положение не действует, что, на наш взгляд, существенно влияет на полноту и качество проведения дознания, так как очевидно, что начальник МОБ при значительном объеме должностных обязанностей не в состоянии надлежащим образом контролировать расследование преступлений, законность принимаемых дознавателями решений по соответствующим . В связи с этим, на наш взгляд, необходимо в органах внутренних дел восстановить штатную должность начальника отдела (отделения) дознания с введением ее в ранг заместителя начальника МОБ. При этом процессуальное положение начальника специализированного отдела (отделения) дознания, как представляется, не будет противоречить УПК РФ, так как он будет являться заместителем начальника органа дознания.

В соответствии с ч. 2 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц. Однако, как показывает практика, при совершении преступления, подследственного органу дознания, если совершившее его лицо не установлено, первоначальное расследование зачастую все равно проводится сотрудниками органа дознания. На совещании при начальнике ГУВД Краснодарского края, в частности, отмечалось, что из 8000 уголовных дел, предварительное следствие по которым необязательно, более двух третей составляют уголовные дела о нераскрытых кражах. Изучение приостановленных уголовных дел показало, что на первоначальном этапе расследования активная работа по установлению виновных не велась. Дела поступали в органы предварительного следствия спустя 15 - 20 дней после их возбуждения.

Соответственно возникает вопрос о том, кто будет раскрывать неочевидное преступление, подследственное дознанию. Очевидно, дознаватель, понимая, что рано или поздно такое дело все равно будет передано в следственное подразделение, не заинтересован в его раскрытии, а службы криминальной милиции (СКМ), как правило, нацелены на раскрытие более тяжких преступлений.

В данной ситуации, на наш взгляд, в составе местной милиции (МОБ) было бы целесообразным создать подразделения по раскрытию преступлений, подследственных дознанию, которые занимались бы вопросами оперативного сопровождения таких преступлений. Такими функциями можно наделить и самих дознавателей, не занимающихся расследованием того или иного дела. Дознание нельзя признать завершенным и выполнившим свои задачи и функции, пока преступление не будет раскрыто и пока юридический факт раскрытия преступления орган дознания не зафиксировал в надлежащей процессуальной форме. По такому пути, в частности, идет законодательство Украины. При наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит следственные действия до установления лица, его совершившего, а затем передает дело следователю.

Лицу, в отношении которого производится дознание, обвинение не предъявляется. И только по окончании расследования дознаватель составляет обвинительный акт, представляющий своеобразный симбиоз постановления о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительного заключения. Только после этого лицо, совершившее общественно опасное деяние, становится в рамках производимого дознания обвиняемым. Однако такой обвиняемый по существу предъявленного обвинения до судебного разбирательства остается не допрошенным, что, на наш взгляд, существенно ущемляет его права. В связи с этим полагаем целесообразным предусмотреть в рамках расследования уголовного дела по линии дознания допрос обвиняемого после ознакомления его с обвинительным актом. При этом обвиняемый в преступлении, подследственном дознанию, будет уравнен в правах с обвиняемым в более тяжком преступлении. Кроме того, можно будет узнать его отношение к предъявленному обвинению и предопределить особенности предстоящего судебного разбирательства.

Возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступления, уголовное преследование лиц, совершивших преступление, обвинение их перед судом, судебное рассмотрение и разрешение дела с тем, чтобы совершивший преступление был осужден, подвергнут справедливому наказанию или, в соответствии с уголовным законом, освобожден от ответственности или наказания - все эти задачи реализуются в уголовном процессе.

Расследование уголовных дел расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.

Для выполнения задач органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в УПК РФ. Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления. Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то далее, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через прокурора в суд, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

Права и обязанности органов дознания

На органы дознания возлагаются:

  • - дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (в порядке, установленном главой 32 УПК РФ).
  • - выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ.

Согласно ст. 5 УПК РФ дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Дознание - проведение органом дознания (дознавателем) следственных действий и принятие связанных с ними процессуальных решений в целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного расследования, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений.

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

Дознаватель уполномочен:

  • - проводить дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  • - проводить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
  • - самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;
  • - осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указание начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данные указаний не приостанавливает их исполнения.

Следует упомянуть об участии защитника при проведении дознания. Защитник при производстве дознания допускается к участию в деле с момента предъявления удостоверения адвоката и ордера юридической консультации, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения - с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении этой меры пресечения. Если дело возбуждено и производится дознание по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могут сами осуществлять право на защиту, а также лиц, не владеющих языком, на котором ведется производство, участие защитника обязательно с момента задержания или избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Виды дознания, их особенности.

Уголовно-процессуальное законодательство различает два вида дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит по нему неотложные следственные действия и в пятнадцатидневный срок, подлежащий продлению только с санкции прокурора, но не более чем на 10 суток, передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее производство по делу. Во втором случае, когда предварительное следствие по делу необязательно, дознание в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования.

Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начатое органом дознания, состоит из неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступлений. К таким следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта форма дознания ограничена 15-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. До истечения такого срока дело направляется следователю. После такой передачи орган дознания вправе производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах.

Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложных следственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю. дознание дознаватель уголовный инструкция

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения о прекращении производства по делу. Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности, в частности, сроки дознания, а также то, что по окончании дознания его материалы предъявляются для ознакомления только обвиняемому, а другие участники процесса лишь извещают об окончании дознания.

Заключение

В ходе прохождения мною учебной практики в отделе дознания Отдела полиции № 1 УМВД России по г.Белгороду, мне довелось присутствовал при ряде процессуальных действий, проводимых дознавателем, таких как: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обвиняемого, осмотр места преступления.

Показания обвиняемого - это его устное сообщение по вопросам, составляющим содержание предъявленного ему обвинения, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и об имеющихся в деле доказательствах, данное при его допросе и зафиксированное в установленном законом порядке.

Обвиняемый вправе дать показания по предъявленному ему обвинению, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств.

Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу.

Также в ходе практики я ознакомилась с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение, к примеру, правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.

Все следственные действия протоколируются. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.

Протокол - официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (процессуальные или следственные действия, судебное заседание).

Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

В протоколе указываются:

  • 1. место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
  • 2. должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • 3. фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.

Протокол также должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

В случаях, предусмотренных ст. 177, 178, 181-183, частью пятой ст. 185, частью седьмой ст. 186, ст. 193 и 194 УПК РФ следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 170 УПК РФ.

Также от руководителя практики получала задание по оформлению различных постановлений.

Постановление - любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей единолично, решение, вынесенное президиумом суда при пересмотре соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу; решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования, за исключением обвинительного заключения и обвинительного акта.

В целом моя учебная практика прошла успешно и продуктивно: я узнала много нового и нужного о функционировании нашей правовой системы, а главное - почерпнула знания о применении российского законодательства на практике. Однако я считаю, что для более продуктивного прохождения практики студенты должны изучить или, по меньшей мере, быть знакомы с гражданским и уголовным процессуальным законодательством.

1. Отдел возглавляет начальник, который по должности является начальником специализированного подразделения дознания и государственным инспектором Московской области по пожарному надзору. Назначается на должность и освобождается от должности начальником Центрального регионального центра МЧС России.

2. Заместитель начальника отдела назначается на должность и освобождаются от должности начальником Главного управления МЧС России по Московской области по представлению начальника УНД, согласованному с начальником отдела дознания.

3. В отсутствие начальника отдела его полномочия исполняются заместителем начальника отдела.

4. Начальник отдела несет персональную ответственность за организацию работы отдела, выполнение возложенных на него задач, подбор, расстановку, обучение и воспитание личного состава, осуществляет контроль служебной деятельности сотрудников отдела.

5. По поручению руководства представляет УНД во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, ДНД МЧС России, прокуратурой, следственного комитета, ГУ МВД России по Московской области и другими ведомствами, учреждениями, организациями и населением.

6. Является прямым начальником личного состава подразделения. Руководит деятельностью отдела и обеспечивает выполнение возложенных на него задач.

7. Определяет должностные обязанности сотрудников, организует планирование и учёт работы.

8. Представляет начальнику УНД предложения о назначении на должность, перемещении и освобождении от должности сотрудников отдела. Согласовывает при назначении на должность, перемещении и освобождении от должностей старших дознавателей и дознавателей территориальных подразделений надзорной деятельности.

9. Вносит предложения руководству УНД о дисциплинарном наказании сотрудников отдела, а также сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности, совершивших нарушения законности при производстве проверок и дознания по делам о пожарах, рассмотрении заявлений и сообщений о пожарах.

10. Рассматривает и разрешает жалобы на действия сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности при рассмотрении сообщений о преступлениях и иных происшествиях, поступившие в УНД.

11. Вызывает сотрудников территориальных подразделений надзорной деятельности УНД по служебным вопросам, отнесённым к компетенции отдела.

12. Истребует из территориальных подразделений надзорной деятельности УНД необходимую информацию и материалы, связанные с решением возложенных на отдел задач.

13. Организует обобщение и анализ работы по уголовно-процессуальной деятельности, передового опыта и его распространение.

14. Организует и руководит стажировкой дознавателей в отделе.

15. Выезжает в составе следственно-оперативной группы ГУ ВМД России по МО на крупные и наиболее сложные пожары, организует на месте необходимые оперативно-следственные мероприятия.

16. По отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

17. Вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном действующим законодательством, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

18. Осуществляет взаимодействие с ГУ «СЭУ ФПС «ИПЛ по Московской области».

Характеристика учреждения

Отделение полиции по г. Заозерному и Рыбинскому району входит в состав Межмуниципального отдела министерства внутренних дел России «Бородинский» (МО МВД России «Бородинский»).

Расположено по адресу: Красноярский край, г.Заозерный, ул. Мира, 2.

Начальник отделения полиции - подполковник полиции Кормин Вячеслав Анатольевич. Заместитель начальника отделения полиции - майор полиции Евгений Петрович Генералов.

По итогам первого полугодия 2012 года на территории Рыбинского района отмечается незначительное увеличение общего массива зарегистрированных преступных деяний, которое составило 0,5%. Всего за отчетный период зарегистрировано 394 криминальных посягательств, что на 0,5% больше аналогичного периода прошлого года (по краю снижение на 10,0%). Рост общего числа зарегистрированных преступлений обусловлен увеличением на 195,0% выявленных преступлений экономической направленности.

При увеличении общего числа зарегистрированных преступлений отмечается значительное снижение тяжких и особо тяжких преступных проявлений на 31,3% всего 46, по краю снижение тяжких и особо тяжких преступлений на 9,9%. В текущем году не совершено разбойных нападений, на 22,2% меньше совершено умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (7 против 9 прошлого года), также отмечается снижение краж (-17,7%, всего 153), в т.ч. с проникновением в квартиры (-37,0%, 17 против 27), на 27,3% снижено в отчетном периоде и количество совершенных мошенничеств (всего 8, АППГ 11). На уровне прошлого года сохранилось количество совершенных изнасилований, всего одно. В тоже время на обслуживаемой территории отмечается значительный рост совершенных убийств - 6 против 2 рост +200%., на 25,0% увеличилось количество совершенных грабежей (всего 10, АППГ 8). В текущем году наращиваются усилия по противодействию незаконному обороту наркотических средств и, прежде всего, за счет выявления фактов сбыта «дезоморфина». В результате количество выявленных наркопреступлений увеличилось на 66,7%. (всего 10, АППГ - 6).

Отчёт начальника отделения полиции по г. Заозерному и Рыбинскому району МО МВД России «Бородинский» Кормина В.А. перед советом депутатов Рыбинского района по итогам деятельности в 1 полугодии 2012 года представлен в Приложении А.

Деятельность отдела дознания

Дознаватель - одна из самых молодых, сложных и интересных профессий в системе органов внутренних дел. Согласно ст. 5 УПК РФ:

Органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия;

Дознание - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно;

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания; иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Виды органов дознания относятся (в соответствии с ч. 1 ст.40 УПК РФ) представлены в Приложении Б.

Итак, дознанием является одна из форм предварительного расследования. Однако, как следует из текста закона, полномочия органа дознания не сводятся лишь к ней. Так, органы дознания вправе осуществлять отдельные следственные действия и иные процессуальные мероприятия в рамках другой формы расследования - предварительного следствия, временно возлагая на себя функции следователя или выполняя его поручения. Поэтому на органы дознания возлагаются следующие процессуальные задачи:

Производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Производство дознания как формы предварительного расследования (ст.32 УПК РФ);

Производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно предварительное следствие (ч.1-3 ст.157 УПК РФ);

Выполнение следственных действий по поручению следователя (ч.4 ст.157 УПК РФ).

При этом возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, не допускается. Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение; осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ

Орган дознания является коллегиальным субъектом уголовной юрисдикции. Структурно он состоит из следующих звеньев: начальника органа дознания; начальника подразделения дознания; дознавателей. В отделе дознания МО МВД России «Бородинский» в настоящее время несут службу 6 человек. Это молодые, ответственные, высококвалифицированные сотрудники, успешно прошедшие аттестацию в условиях современного реформирования системы МВД. Руководит отделом дознания подполковник полиции - Грецова Любовь Николаевна.

В процессе расследования преступления дознаватель дает правовую оценку действиям преступника, и от его решения во многом зависят судьбы людей. В настоящее время более трети всех уголовных дел доведенных до суда, заканчивают именно дознаватели.

Сотрудники ОД в своей повседневной деятельности осуществляют анализ, прогнозирование, планирование, контроль за расследованием уголовных дел находящихся в производстве дознавателей. Все обладают достаточными знаниями, способностями анализировать и принимать управленческие решения.

Все сотрудники ОД профессионалы: имеют высшее юридическое образование и успешный стаж практической работы. Поэтому показатели работы отделения дознания из периода в период стабильные. Основными задачами ОД являются:

Производство предварительного расследования в форме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно;

Соблюдение мер по обеспечению законности при производстве дознания;

Проведение профилактических мероприятий по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Кроме того, сотрудники ОД принимают участие в охране общественного порядка в период проведения культурно-массовых мероприятий, осуществляют проверку соблюдения законности при проведении выборов.

При этом в своей деятельности руководствуется конституционными принципами: уважение прав и свобод человека и гражданина, законность, гуманизм, презумпция невиновности и др.; общепризнанными принципами и нормами международного и уголовного права.

Деятельность ОД регулируется действующим законодательством РФ:

Конституцией Российской Федерации;

Федеральным законом «О полиции»;

Уголовным Кодексом РФ;

Уголовно-процессуальным Кодексом РФ;

Федеральными Конституционными законами;

Федеральными законами

Указами и распоряжениями Президента РФ;

Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ;

Нормативно-правовыми актами ГУ МВД России;

Законодательными и др. нормативными актами ГУ МВД России по Красноярскому краю;

Приказами и распоряжениями МО МВД России «Бородинский».

Процессуальные документы по уголовным делам, подследственным органам дознания:

1. Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству.

2. Уведомление о подозрении в совершении преступления.

3. Протокол о вручении уведомления о подозрении в совершении преступления и разъяснении прав подозреваемого.

4. Постановление о применении органом дознания меры пресечения в виде подписки о невыезде.

5. Подписка о невыезде, которая дана органу дознания.

6. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого.

7. Постановление о продлении срока дознания.

8. Обвинительный акт.

9. Протокол уведомления об окончании следственных действий.

10. Протокол ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела.

На сегодняшний день дознаватели ОД проводят дознание по 93-м статьям о преступлениях из 275-ти, предусмотренных УК РФ. Дознание проводится по уголовным делам о преступлениях, относящиеся к категории небольшой или средней тяжести, за которые предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы. Такие преступления совершаются каждый день, но в них отражаются все реалии нашей жизни. Сюда, к примеру, относятся преступления против личности, собственности, а также причинение телесных повреждений небольшой и средней тяжести, хулиганские действия, угрозы убийством, хищения личного имущества, незаконный оборот наркотиков и оружия, преступлений, связанных с подделкой документов, в сфере экологии (незаконная добыча водных животных и растений, незаконная рубка лесных насаждений, незаконная охота).

Рабочий кабинет дознавателей - это далеко не единственное место их работы, ежегодно до четверти рабочих дней они трудятся в командировках по районным и городским подразделениям. Сегодня работа сотрудников ОД включает в себя проведение различных процессуальных действий. Это - квалифицированное рассмотрение материалов доследственных проверок, выезды в составе следственно-оперативных групп на места происшествий, производство неотложных следственных действий, изобличение лица, совершившего преступление. Дознаватели при расследовании уголовных дел тесно взаимодействуют с участковыми уполномоченными полиции. Существенно увеличилась нагрузка на дознавателей и по выездам на места происшествий в составе СОГ. Вот далеко не полный перечень всего того, чем ежедневно занимаются сотрудники ОД.

Отмечу, что интересы дознавателей со следователями не пересекаются, так как закон четко делит преступные деяния на подследственные органам дознания и на те, которыми занимается следствие. Нам достались дела небольшой и средней тяжести, следствию - все остальное. Так что у следователей больше возможностей активно работать над раскрытием и расследованием тяжких и особо тяжких преступлений.

В связи с тем, что, по мнению сотрудников отдела, объем процессуальной работы по преступлениям, предварительное следствие по которым не обязательно, в ближайшем будущем будет только расти - требуется совершенствование организации управления, нормативно-правового, кадрового и материально-технического обеспечения подразделений дознания. Первостепенное значение приобретают вопросы системного обучения сотрудников, повышения их квалификации. Обучение специалистов - одна из важнейших функций отдела организации дознания. Ежемесячно с дознавателями, которые проработали в должности менее трех лет, проводятся занятия.

Ежеквартально на базе отдела проводятся семинары - совещания, куда приглашаются работники прокуратуры, суда, отделов МО МВД России «Бородинский», а также с кем им приходится сталкиваться в своей деятельности.

К сожалению, пока еще не в полной мере соответствует нормам и материально-техническая оснащенность службы. На оперативность и эффективность деятельности подразделений дознания также влияет отсутствие инфраструктуры удаленного доступа к информационным ресурсам органов внутренних дел. Тем не менее, несмотря на все проблемы и сложности оперативной обстановки, ОД со времени своего создания имеют стабильно высокие показатели оперативно-служебной деятельности.

В процессе прохождения практики в отделе дознания мною были изучены: состав отдела дознания, должностная инструкция сотрудников отдела дознания, роль отдела дознания и его задачи в уголовном судопроизводстве, компетенция органа дознания, правовая основа деятельности органа дознания; ознакомилась с организацией работы отдела дознания.

Приобретены навыки по составлению проектов уголовно-процессуальных документов таких, как протоколы и постановления (Приложения Д, Е, Ж, И, К).

Протокол - официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (процессуальные или следственные действия, судебное заседание). Протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. В протоколе указываются:

Место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;

Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии. Протокол должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий. В случаях, предусмотренных УПК РФ следственные действия производятся с участием не менее двух понятых.

Постановление - это процессуально оформленное решение лица или органа, ведущего уголовный процесс, которым обосновывается и предписывается выполнение тех или иных процессуальных действий.

При похождении практики я помогала дознавателю при составлении следующих протоколов и постановлений:

Протоколы допроса потерпевшего и свидетеля;

Протокол осмотра места происшествия;

Протокол обыска;

Протокол проверки показаний на месте;

Постановление о возбуждении уголовного дела;

Постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия по уголовному делу;

Постановление об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия.

Также я присутствовала при производстве следственных и процессуальных действий проводимых дознавателем: осмотр места преступления, допрос потерпевшего, свидетеля и подозреваемого, проверка и уточнение показаний на месте и т.д. Кроме того, мне поручалось выполнение и других различных заданий, например, я заполняла уведомления, повестки, запросы и т.д.

Таким образом, в период прохождения практики я ознакомилась с нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность органов дознания.

Изучила инструкции, должностные обязанности, структуру органов дознания; положения, регулирующие внутренний распорядок, порядок организации и полномочия органов дознания.

Также изучила организацию взаимодействия отдела дознания с другими подразделениями МО МВД России «Бородинский».

В ходе практического применения знаний, совместно с дознавателями, участвовала в следственных действиях, выезжала на место происшествия, проводила осмотры, допросы, составляла протоколы, делала запросы и уведомления, заполняла карточки учета для статистики.

орган внутренний эффективность дознание

Поделиться: