Изъять нельзя оставить. О принудительном изъятии не используемых земель сельхозназначения

Миронов Илья Борисович, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, кандидат юридических наук — ст. ст. 279 — 282; 283 (в соавт. с В.В. Андроповым).

Михеева Лидия Юрьевна, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, профессор — ст. ст. 265 — 267, 274 — 277.

Могут ли изъять землю при неиспользовании? Ответ юриста

Земельные участки изымаются для государственных (муниципальных) нужд в исключительных случаях. Решение при этом принимают исполнительные органы власти федерального, регионального или районного значения. Порядок и условия изъятия регламентируются ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 ЗК РФ.

В зависимости от того, при каких обстоятельствах изымается участок, инициаторами процесса могут быть как федеральные органы, так и представители местного самоуправления. В некоторых ситуациях возможно изъятие по ускоренной процедуре, без предварительного судебного разбирательства.

Неиспользование земельного участка

В данном случае важно исходить от целевого назначения и вида разрешенного использования Вашего земельного участка. Например, если земельный участок предназначен для жилищного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, то он может быть изъят у собственника.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи,-

Как может быть ужесточена ответственность за неиспользование или нарушение правил использования земли

Тем более непоследовательным на их фоне выглядит решение об упрощении порядка изъятия земель в Подмосковье в связи с присоединением к Москве некоторых территорий - ведь никакими жесткими сроками развитие московской агломерации не ограничено (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Так, до 1 января 2015 года изъятие земельных участков допускается при отсутствии документов территориального планирования (ч. 2 ст. 7), собственник должен быть извещен о предстоящем выкупе не позднее чем за пять месяцев (ч. 7 ст. 10), а срок для принятия им решения о согласии на выкуп сокращен с одного года до трех месяцев со дня направления проекта соответствующего соглашения (ч. 4 ст. 10). Срок для оспаривания решения об изъятии земли тоже установлен и составляет два месяца со дня его принятия (ч. 19 ст. 9), однако инициация собственником судебного процесса не будет являться препятствием для изъятия участка (ч. 12 ст. 10).

Действительно, при выделении земельного участка под жилищное строительство с последним могут возникнуть проблемы из-за дороговизны постройки дома. Но если у таких землевладельцев есть возможность продлить срок разрешения на строительство (ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ), то осваивающим земли сельскохозяйственного назначения придется сложнее.

Ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

В прежней редакции ответственность за это правонарушение была следующей: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ объективная сторона правонарушения состоит в неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.

Неиспользование земельного участка более 3 лет

В последнее время довольно остро встала проблема нарушения собственниками и арендаторами земельных участков сельхозназначения требований земельного законодательства, в части нецелевого использования либо вовсе не использования земельных участков. В результате указанных действий (бездействия) землепользователей огромные площади сельскохозяйственных угодий приходят в негодность, утрачивают свои плодородные качества.

С 15 февраля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 03. 02. 2014 № 6 — ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», об усилении административной ответственности за длительное (три года и более) неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Размеры штрафов возросли для тех лиц, которые обязаны использовать такие участки в соответствии с их целевым назначением, а именно для собственников участков, арендаторов, землевладельцев, землепользователей.

Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г

Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369
«О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации»

Определен перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с этим деятельности. Они применяются на территории субъектов Федерации с учетом региональной специализации сельскохозяйственного производства.

Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием

В соответствии с поправкой 3 ст.6 закона о «Обороте земли сельскохозяйственного назначения» участок земли, который предназначен непосредственно для сельскохозяйственного использования может быть изъят у владельца только в судебном порядке, причиной для изъятия может послужить несоответствующее использование или полное неиспользование данного земельного участка в течение установленного срока (3 года). Факты ненадлежащего использование участка земли определяются Земельным Кодексом.

Впрочем, законодательством предусмотрено и наложение административного штрафа на собственников, которые не используют свои земли по назначению или не используют их вообще. Вместе с требованием оплаты штрафа, гражданину выдается соответствующее предписание о необходимости устранить выявленное нарушение земельного законодательства в виде использования не по назначению или неиспользования земельного участка, предписание должно содержать сроки отведенные собственнику для исправления ситуации. Если же гражданин не устранит правонарушение в нужный срок, в отношении него может быть составлен соответствующий протокол административного нарушения, который впоследствии направляется в суд. Одновременно с этим подготавливаются материалы лишения права собственности на данный земельный участок, которые направляются на рассмотрение должностными лицами органов гос. земельного контроля.

Неиспользование участка

Срок, предоставленный законом для освоения участка, составляет два года (ч. 5 ст. 6 Закона № 101-ФЗ). Если в течение этого времени участок не использовался, наступает ответственность. Чтобы рассчитать этот двухлетний срок, нужно установить его начало. Если административный орган не сможет указать, от какой даты рассчитывать срок, то суд отменит постановление. При этом речь идет о первом подходе к исчислению срока неиспользования земельного участка для привлечения к ответственности.

Такая позиция Конституционного суда РФ изложена в постановлении от 25 февраля 2014 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики».

Изъятие земли за неиспользование

Такие действия снижают ценность почв, а лица, которые хотели бы заняться обработкой земли, но не сумели получить наделов, вправе доводить до сведения администрации о подобных инцидентах. Администрация уполномочена переводить такую недвижимость в разряд бесхозной, что требует соблюдения установленного алгоритма.

Если на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ЛПХ, начато возведение капитального строения, оно рискует попасть в категорию «самострой» с вытекающими юридическими последствиями, в числе которых кроме штрафов – приведение в первоначальный вид участка, за счёт средств владельца.

05 Авг 2018 450

Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 г. было необходимость существенных реформ в АПК страны. В частности, президент заявил, что в следующую пятилетку необходимо полностью заместить импортные продукты сельского хозяйства теми, которые произведены в России. Для этого одной из мер предусмотрено отобрать (изъять) неиспользуемые земельные участки у нерадивых собственников и передать их тем, кто может землю обработать.

Для одних это послание стало поводом для серьезного беспокойства. Другие хорошо знают законодательство и необходимые в нем «лазейки» для защиты своих интересов. А третьи не обратили на него внимания и не знают, что их ждет в будущем. Данная статья раскрывает все тонкости изъятия земельных участков в 2017 г. Если вы хотите знать, как легально избежать изъятия земли , читайте далее.

Статья также будет полезна «знающим» людям, поскольку, хотя законодательство об изъятии земли работает с 2010 г., в своем выступлении президент поручил Федеральному собранию до лета-осени 2016 г. разработать новую нормативную базу для регулирования рынка сельхозземель. А инициативные депутаты из аграрного комитета заявили, что уже готовы представить предложения по этому поводу. Поэтому в данной статье также будут рассмотрены возможные новшества, которые помогут правительству ускорить и сделать более масштабным процесс изъятия «гулевых» земель.

1. Изъятие земельных участков. Как легально избежать изъятия?

Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика - в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.

Чтобы изложение материала не было вырванным из контекста, рассмотрим 4 ситуации (это исчерпывающий перечень), когда в Российской Федерации по закону предусмотрена возможность изъятия земли у собственников и других правообладателей (см. табл. 1).

Таблица 1. Случаи изъятия земельных участков

Когда могут изъять земельный участок?


Для государственных или муниципальных нужд (читайте в отдельной )

В случае ненадлежащего использования земли

В случае реквизиции

В случае конфискации

ст. 279 ГК РФ; ст. 49 и глава 7.1 ЗК РФ (ст. 56.2 - 56.11)

ст. 284-286 ГК РФ; и глава 7 ЗК РФ (ст. 44 - 47, 54); ст. 6 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения»

ст. 242 ГК РФ; ст. 51 ЗК РФ

ст. 243 ГК РФ; ст. 50 ЗК РФ; ст.104.1-104.3 УК РФ

Любая (но в большей мере относится к землям с/х назначения и землям для строительства)

Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды)

Собственник

Собственник

Причины изъятия

В исключительных случаях, связанных с государственными (муниципальными) нуждами:

1) для выполнения международных договоров Российской Федерации;

2) для строительства, реконструкции объектов государственного значения или объектов местного значения.

Ненадлежащее использование земельного участка:

1) неиспользование по целевому назначению земельных участков с/х назначения или земельных участков, предназначенных для строительства;

2) земельный участок используется с нарушением правил рационального использования;

3) порча земель;

4) невыполнение обязательств по рекультивации;

5) невыполнение обязательств по приведению земельного участка в состояние пригодное для целевого использования.

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

Применение санкции за совершение преступления (получение земельного участка в результате совершения преступления или получение земельного участка на средства, полученные в результате совершения преступления).

Основания изъятия

Решение уполномоченного органа и заключение с правообладателем соглашения или судебное решение о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласие правообладателя или решение суда.

Решение уполномоченного органа государственной власти.

Обвинительный приговор суда.

Условия изъятия

Прохождение длительной процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий, приведенных в ст. 56.3 ЗК РФ.

Принудительное изъятие земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания.

Принятие решения о реквизиции земельного участка.

Вступление в силу обвинительного приговора.

Кто принимает решение об изъятии

Решения об изъятии земельных участков принимают исполнительные органы власти соответствующего уровня (уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления).

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти.

Срок изъятия

На постоянной основе.

На постоянной основе.

На постоянной основе или временно до прекращения обстоятельств, вызвавших необходимость реквизиции.

На постоянной основе.

Цель изъятия

Для выполнения международных договоров или строительства объектов государственного или муниципального значения.

Для прекращения фактов ненадлежащего использования земельных участков и передачи земли в пользование тем, кто умеет на ней работать.

Для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Для возмещения ущерба и в качестве наказания.

Плата при изъятии

За изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества.

Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Земельный участок изымается принудительно и безвозмездно.

Можно ли избежать изъятия

Для предотвращения изъятия следует устранить факты ненадлежащего использования земельного участка и уплатить штраф по административному правонарушению в сроки, указанные в предупреждении.

Но лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

Очевидно, что наибольшей интерес вызывают две первых причины, по которым могут быть изъяты земельные участки у собственников. Более детальная информация об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд освещена в отдельной статье на нашем сайте . Дальше речь пойдет об изъятии участков по причине ненадлежащего использования, ведь именно об этом говорил в своем послании президент.

2. Основания для решения об изъятии земельного участка

Хотя законодательная база об изъятии земель в случае ненадлежащего использования существует уже давно, многие признают ее неэффективность и отсутствие четких процедур.

Гражданский кодекс

Так, в Гражданском кодексе РФ этому вопросу посвящены три статьи:

  • Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением
  • Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства
  • Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

Таким образом, изъятие земельного участка согласно гражданскому кодексу возможно по двум основаниям:

Основание 1

Основание 2

Неиспользование земельного участка в соответствии с целевым назначением

Использование земельного участка с нарушением

Относится только к земельным участкам сельскохозяйственного назначения или участкам, предназначенным для строительства

Земля изымается у собственников

Земля изымается в случае неиспользования земельного участка в соответствии с целевым назначением в течение 3 лет. При этом в данный период не включается время для освоения участка и время, в течение которого участок нельзя было использовать по целевому назначению по причине стихийных бедствий или других обстоятельств, исключающих такое использование.

Земля изымается в случае грубых нарушений правил рационального использования, в частности, если 1) участок используется не в соответствии с его целевым назначением (в отличие от первого основания применяется ко всем категориям земель) или 2) его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо 3 ) значительному ухудшению экологической обстановки .

В Гражданском кодексе нет толкования понятия ненадлежащего использования . Вместо этого из статьи 286 становится понятным, что под этим термином понимаются два описанных выше основания. В этой статье также предусмотрено, что органы государственной власти, отвечающие за принятие решения об изъятии и обязательное заблаговременное предупреждение собственников участков, а также порядок самого предупреждения определены в земельном законодательстве. Но на данный момент таких положений в Земельном кодексе нет.

В Гражданском кодексе по порядку изъятия приводится только два возможных варианта развития событий :

1) собственник земельного участка согласен с решением об изъятии; письменно уведомляет об этом орган, принявший решение об изъятии; в итоге участок продается на публичных торгах;

2) собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии; орган, принявший решение об изъятии, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Земельный кодекс

В Земельном кодексе вопросам изъятия земельных участков посвящены статьи:

  • Статья 44. Основания прекращения права собственности
  • Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения
  • Статья 46. Основания прекращения аренды
  • Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования
  • Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования

Наиболее короткой из этого списка является статья 44. В ней обозначено «Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам (то есть, при продаже, дарении и прочих сделках на добровольной основе ), отказе собственника от права собственности на земельный участок (также добровольный отказ с написанием соответствующего заявления ), по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством ». Таким образом, самая главная статья Земельного кодекса об основаниях, по которым собственника можно лишить земельного участка (изъять его на законных основаниях), является, по сути, бездейственной, если можно так сказать, - отсылающей к другим нормам законодательства.

Как можно судить из названий остальных статей Земельного кодекса (ст. 45, 46, 47), они описывают основания для прекращения всех видов прав на землю, кроме права собственности.

Но все же в земельном законодательстве (в ст. 45 ЗК РФ) приведено более конкретное определение понятия ненадлежащего использования земельного участка . А именно оно включает такие правонарушения:

1) неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет (соответствует основанию, приведенному в ст. 284 ГК РФ );

2) использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования (в том числе если участок используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки) (соответствует основанию, приведенному в ст. 285 ГК РФ );

3) порча земель;

4) невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

5) невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

То есть, к основаниям, приведенным в Гражданском кодексе, добавлены еще 3 позиции.

Что же касается порядка изъятия земельного участка , то статью 54 ЗК РФ нельзя назвать исчерпывающей. Кроме того, она относится лишь к порядку изъятия земель, предоставленных на правах пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования . Но все же приведем ее основные положения:

  1. Для выявления фактов ненадлежащего использования земельных участков в соответствии со ст. 71 ЗК РФ проводится государственный земельный надзор. Более детально правила проведения административного обследования объектов земельных отношений изложены в Постановлении правительства № 251 от 18.03.2015 г. . Орган государственного земельного надзора по результатам проведения проверок составляет акты обследований, и в случае нарушений выдает правообладателям земельных участков обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений. Также орган государственного земельного надзора осуществляет контроль исполнения указанных предписаний.
  2. В случае неустранения нарушений в установленный срок орган государственного земельного надзора в течение 30 дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания передает об этом сведения и соответствующие документы в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
  3. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления после получения информации и документов направляет в суд требование об изъятии земельного участка.
  4. Принудительное прекращение прав на землю осуществляется на основании вступившего в силу судебного акта об изъятии земельного участка (но при условии неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания). Пре этом есть исключения при изъятии земель предоставленных государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям. У таких предприятий земли могут изыматься по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления без обращения в суд.
  5. В течение 10 дней со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (или со дня принятия решения об изъятии земельного участка) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением копий документов об изъятии. В налоговый орган о прекращении прав на участок исполнительный орган должен сообщить в течение 7 дней.

Еще раз отметим, что данный порядок не является установленным при изъятии земельных участков у собственников. Согласно данному порядку не предусмотрена дальнейшая реализация в собственность или предоставление на иных правах земельных участков на торгах. Возможно, это связано с тем, что в большинстве случаев данная процедура изъятия проводится для земельных участков, которые в последующем не планируется предоставлять гражданам. Также не предусмотрена выплата правообладателю возмещения. Но на практике данный порядок является общим для изъятия земельных участков при ненадлежащем их использовании.

Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

В Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» вопросам изъятия земельных участков посвящена Статья 6 . «Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения». В этой статье речь идет только о земельных участках сельскохозяйственного назначения. При этом для их изъятия предусмотрено только два основания:

1) может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае , если земельный участок используется с нарушением требований рационального использования земли , повлекшим за собой существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки .

При этом критерии существенного снижения плодородия установлены Постановлением правительства № 612 от 22.07.2011 г. , а критерии значительного ухудшения экологической обстановки установлены Постановлением правительства № 736 от 19.07.2012 N 736 .

2) Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае , если в течение 3 и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности . В 3-летний срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного не может составлять более чем два года.

Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности установлены в Постановлении правительства № 369 от 23.04.2012 г. .

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

1) на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

2) на сенокосах не производится сенокошение;

3) на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

4) на пастбищах не производится выпас скота;

5) на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

6) залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;

7) залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;

8) закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.

3. Как легально избежать изъятия участка?

Если у вас есть земельный участок сельскохозяйственного назначения, и он уже давно не используется, есть вероятность, что его могут изъять. Для того чтобы узнать, как легально избежать изъятия , рассмотрим существующий порядок этой процедуры:

1) Орган государственного земельного надзора проводит плановое или внеплановое административное обследование земельного участка. По его результатам составляется акт обследования. В случае наличия нарушений орган государственного земельного надзора выдает собственнику земельного участка обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений. Также одновременно назначаются административное наказание в виде штрафа за неиспользование земельного участка. Размер штрафа для граждан составляет от 0,3% до 0,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3000 руб. (п. 2 ст. 8.8 КоАП РФ).

2) Принудительное изъятие у собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования после назначения административного наказания. В этом случае подтверждением факта неустранения ненадлежащего использования земельного участка является назначение административного наказания в виде штрафа за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор. Размер штрафа для граждан составляет от 10 до 20 тыс. рублей (п. 25 ст. 19.5 КоАП РФ).

3) В случае неустранения правонарушений в срок, установленный предупреждением, орган государственного земельного надзора, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4) Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.

5) В течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ по отношению до такого земельного участка и проводит публичные торги по его продаже.

6) Если публичные торги по продаже признаны несостоявшимися, земельный участок в течение 2 месяцев может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене.

7) Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов.

Для органов государственной власти подготовка документов для изъятия длительный и сложный процесс. Поэтому действительное изъятие производится в редких случаях (смотрите статистику в приведенной ниже таблице 2). Возможно, данные показатели процента изъятия земель до площади земельных участков, на которых выявлены нарушения, увеличатся в связи с принятием в 2016 году новых поправок до земельного законодательства.

Таблица 2. Количество случаев изъятия земельных участков

По всей территории РФ

Московская область

Период

Количество проведенных проверок

Площадь земельных участков, на которых выявлены нарушения, тыс. га

Инициировано изъятие земельных участков, тыс. га.

Изъятия не инициировались

Изъятия не инициировались

Изъято земельных участков, тыс. га.

% изъятия земель до площади земельных участков, на которых выявлены нарушения

Таким образом, чтобы легально избежать изъятия земельного участка, необходимо:

а. Принять превентивные меры и мало-мальски обрабатывать земельный участок хотя бы раз в 3 года. В интернете сейчас полно предложений по покосу травы, а также расчистке, вспашке, боронировании земельных участков. Хотя данные услуги пользуются постоянным спросом в хозяйственных целях, в последнее время после выступления президента деятельность многих таких компаний значительно активизировалась. Найти в интернете компанию, которая за деньги обработает земельный участок, не составит труда.

б. Если вы считаете очень маловероятным, что проверка придет именно к вам, продолжайте ничего не делать и ждать штрафов. Дальше, когда вам будет выписано предписание и назначено административное наказание, чтобы избежать изъятия, все же придется в принудительном порядке обрабатывать земли и платить штрафы. По приведенным суммам штрафов и стоимости обработки почвы сами рассчитайте свои риски. Если в 2015 г. в результате проверок было выявлено нарушений использования земли на площади 759,4 тыс. га, а общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составляет 386,5 млн. га, то вероятность что проверка будет проведена на вашем земельном участке, равняется «площадь вашего земельного участка»*759,4 тыс. га/386,5 млн. га. Если площадь составляет 1 га, то вероятность всего 0,2%. Конечно, эти расчеты ничего не значат и выглядят смехотворно, ведь по всей территории России проверки проходят очень неравномерно. Больше проверок проходит там, где есть земли наиболее пригодные для осуществления сельскохозяйственной деятельности, например черноземы, которые массово в связи с неиспользованием зарастают кустарниками.

Напомним, что от прав на земельный участок, который не обрабатывается, можно добровольно отказаться, написав об этом заявление в орган регистрации. При этом ничего платить не нужно. Но если ваш участок попал под проверку и установлен факт нарушения, уплаты штрафа не избежать. Землю можно не обрабатывать, она будет продана с аукциона. Но при этом стоимость организации торгов и штрафы будут вычтены из суммы, вырученной от продажи земли.

4. Новые условия изъятия земельных участков (2016-2017)

По оценкам Счетной палаты , в России из 386,5 млн. га земли сельскохозяйственного назначения фактически не используется около 56 млн. га. (14,5%). В планах правительства за 5 лет ввести в оборот 10 млн. га земель, которые сейчас простаивают. Из этой площади 5,5 млн. га планируется ввести в оборот на Дальнем Востоке, чему в значительной мере будет способствовать принятие закона о бесплатном предоставлении земельных участков в дальневосточном регионе .

Что еще могут «придумать» законодатели для исполнения послания президента относительно ускорения и повышения эффективности процедуры изъятия неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения? Давайте рассмотрим основные возможные нововведения:

1) Первое, что нужно сделать, - согласовать между собой нормы законодательства из Гражданского и Земельного кодексов, прописать четкую процедуру изъятия ненадлежаще используемых земель, как это сделано в 2015 г. для изъятия земельных участков в связи с государственными или муниципальными нуждами. При этом в новом порядке обязательно должно быть сохранено правило выполнения условия о наличии неустраненного правонарушения, а также порядок изъятия земли через суд.

2) В новых условиях изъятия земельных участков в 2016 г. может быть предусмотрено сокращение срока допустимого неиспользования земель с «3 лет подряд + 2 года на освоение» до «3 лет». В частности, может быть установлено, что на основании критериев неиспользования, по которым оценивается состояние земельных участков, формируемое в течение определенного времени, можно установить факт неиспользования земли всего за одну проверку. Данная норма сейчас действует на практике, поскольку суды могут не требовать от исполнительных органов власти результатов проверок в течение 3 лет подряд. Но ее также могут закрепить в законе. Ранее существовали предложения о сокращении срока допустимого неиспользования участка до 1 года. Норма о предоставлении двухлетнего срока на освоение земель может быть изъята из Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

3) По действующим правилам в случае изъятия земля продается с публичных торгов, а бывшему собственнику выплачивается вырученная за нее сумма за вычетом расходов по организации торгов. Однако есть предложение определить порядок действий в случае, если правонарушение совершено только на части участка, а не на всей его площади. Например, если ненадлежащим образом используется только 30% общей площади участка. В таком случае земельный участок может быть разделен на используемую и неиспользуемую части. Неиспользуемая земля будет продана на торгах, а используемая останется собственнику. В этом случае из передаваемой собственнику суммы, полученной от продажи неиспользуемой части участка, будут вычтены еще и расходы на кадастровые работы по разделу.

4) В 2015 г. уже были повышены суммы административных штрафов за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения, а также за неустранение правонарушений. Не исключено, что размеры штрафов будут и далее повышаться.

5) Также в Налоговый кодекс могут быть внесены правки о повышении земельного налога на неиспользуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения. Для таких земель будет применяться обычная ставка налога на землю 1,5% от кадастровой стоимости вместо пониженной ставки 0,3% для сельхозземель.

6) Также в противовес существующему порядку, когда при получении документов от органов земельного надзора о нарушениях использования земли органы исполнительной власти имеют право (но не обязанность) обращаться в суд для изъятия земельных участков, в 2016 г. в законодательство планируется ввести норму об обязательстве органов местной власти в течение 3 месяцев подавать обращение в суд об изъятии земли и выставлении ее на продажу.

7) Законом может быть предусмотрена возможность снижения минимальной начальной цены земельного участка при выставлении на торги.

8) В законодательство планируется ввести обязательство местных властей обеспечивать запрет на совершение сделок с участком изъятой земли. То есть в течение некоторого времени изъятый земельный участок нельзя будет продать, подарить или совершить с ним другие сделки.

9) В законодательство планируется ввести обязательство местных властей выкупать участки в случае отсутствия покупателя земли при ставке не ниже 50% от кадастровой стоимости.

10) Рассматривается возможность безвозмездного предоставления заинтересованным лицам изъятых земельных участков.

11) Доработки законодательства также могут производиться в области расширения и уточнения признаков неиспользования земельных участков.

Все эти нововведения помогут простимулировать целевое использование сельхозугодий. Как видим, работы у законодателей довольно много. В 2016 г. станет ясно, какие нововведения относительно условий изъятия земельных участков будут приняты.

Источники:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. - http://www.consultant.ru/popular/gkrf2/4_17.html .
  2. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 № 136-ФЗ. - http://www.consultant.ru/popular/earth/ .
  3. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения / Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173602/ .
  4. Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений / Постановление Правительства РФ от 18 марта 2015 г. № 251. - http://base.garant.ru/70901122/ .
  5. О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации / Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369. - http://base.garant.ru/70167784/ .
  6. О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли / Постановление Правительства РФ от 19 июля 2012 г. № 736. - http://base.garant.ru/70204266/ .
  7. Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения / Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. № 612. - http://base.garant.ru/12188226/ .
  8. Аналитический отчет Счетной палаты Российской федерации от 18.02.2016 г. -

Президент России Дмитрий Медведев внес изменения в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения.

А принятый Госдумой новый закон №435-ФЗ от 29.12.2010г. «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» установил принудительный порядок изъятия у юридических лиц и граждан земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые не использовались или используются ненадлежащим образом в течение 3-х и более лет.

Согласно закону, земли сельхозназначения могут быть принудительно изъяты только в судебном порядке у тех собственников и арендаторов, которые используют их нерационально.

Изъятию должны подлежать те земельные участки, где выявлено существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки.

Вместо налогового ужесточения, как меры «наказания» за нерадивое использование земель, как планировалось изначально, законом введена усиленная административная ответственность владельцев таких земель (граждан, должностных лиц, юридических лиц), которые не ведут сельскохозяйственных работ.

Ставка же земельного налога, определённая законом, должна составлять 1,2 % кадастровой стоимости земельного участка.

Новый закон уточняет, что земельные участки могут быть изъяты и в случае, если они не используются в течение 3-х лет для ведения сельхозпроизводства и связанной с этим деятельности. В срок 3 года не включается срок освоения сельхозземель, который не может превышать двух лет, и период стихийных и иных бедствий.

Если рассматриваются участки под строительство, то критический срок повышается до 5 лет.
Положение дел у частных собственников будет контролироваться региональными и муниципальными органами.

Перед изъятием земельного участка собственнику (арендатору) администрацией муниципального образования должно быть предложено проведение конкретных для его случая мероприятий по улучшению ситуации на его земельном объекте. В случае невыполнения предложенных условий в указанные сроки участок будет изыматься.

Изъятые земельные участки могут быть проданы с аукциона на публичных торгах.

Участки могут предоставляться в собственность сельхозорганизации без проведения торгов по цене, не превышающей 15% кадастровой стоимости, или аренду с платой 0,3% кадастровой стоимости.

Новый закон коснулся и невостребованных земельных долей (не выделенных в натуре в счёт долей), предоставив возможность отказа от собственности на такие земельные доли. Упрощена процедура выдела долей.

Новый закон, получивший негласное название «передела земли», по словам Руководителя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям и одного из активных инициаторов его продвижения Мартина Шаккума , нацелен на изъятие в пользу государства земельной собственности тех граждан, которые скупили десятки и сотни гектаров земли и не используют или используют их не по назначению.

А главной целью нового закона является задача вернуть в Агропромышленный комплекс страны порядка 20 миллионов гектаров земель «под паром»,заставить все пахотные земли работать, поскольку качество неиспользуемых земель ухудшается из-за эрозии.

3 декабря 2015 года в послании Федеральному собранию Президент страны Владимир Путин предложил изымать простаивающие земли сельскохозяйственного назначения у недобросовестных владельцев и продавать их на аукционах:

По мнению экспертов, определённая часть земельных инвесторов потеряет свои земельные наделы. Но уйти от обвинения в неиспользовании земли можно будет и после вступления закона в силу: собственники просто выборочно засеют такие площади, или соберут необходимые лекарственные травы, которые вообще засеиваются раз в 3-5 лет, или перепашут участки, засадят картошкой и заявят, что у них всё развивается, земля «работает».

Если человек проводит сенокос каждый год или просто на этой земле пасёт скот - он обрабатывает землю или нет? Фермер всегда сможет доказать и показать, что «деятельность» ведётся. Он будет вне подозрений.

Немаловажным фактором станет и тот, что 5 лет простоя для земель сельхозназначения - это довольно приличный срок для того, чтобы начало снижаться их качество. Есть так называемая угроза «не возврата», то есть фиксация состояния, когда вернуть этим землям именно сельскохозяйственное назначение станет бешено накладным и экономически невыгодным процессом.

Представляется, что готовится чёткий и ограниченный перечень оснований для изъятия земель сельхозназначения. В противном случае, у должностных лиц появится «соблазн» и возможность для злоупотребления данным правом.

Если в законе не будет прописан исчерпывающий список возможностей использования земли, то он станет основой постановки «под удар» тех земель, которые как раз и используются, с помощью «найденной закорючки», за которую можно зацепиться и отобрать землю.

Можно только надеяться, что новый закон не приведёт всё-таки к крупному земельному переделу, не разрушит агропромышленный комплекс и не нанесёт сокрушительный удар по собственникам земельных участков, которые, возможно, и не в полной мере осваивали свои земельные владения, но налоги государству платили.

Полезная информация

  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте .
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться .
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться .
  • С правилами сноса самостроя по новому закону-2018 можно ознакомиться .
  • Новое в земельном законодательстве - выпуск ФЗ" О ведении гражданами садоводства и огородничества...". с особенностями которого можно ознакомиться .
  • Проверить состояние вопроса и уточнить статус своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации - кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные .
  • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволит ознакомиться .

В структуре земельного фонда особое место занимают земли сельскохозяйственного назначения, понятие которых связано со сферой сельскохозяйственного производства. К землям сельскохозяйственного назначения относятся все земли, основным целевым назначением которых является их использование в сельском хозяйстве. В соответствии со ст. 47 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Одной из главных характеристик земель сельскохозяйственного назначения является их почвенная характеристика.

Огромное количество земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства, не используются по назначению. Одна из причин этого заключается в том, что данные земли находятся в частной собственности.

В период приватизации земельные наделы колхозов и совхозов были скуплены инициативными людьми. Земельный налог составляет 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка. Учитывая столь невысокую налоговую ставку, данные земли используются как долгосрочный вклад, а не по назначению.

В результате земли сельскохозяйственного назначения зарастают бурьяном, древесно–кустарниковой растительностью на протяжении нескольких лет, постепенно становятся непригодными к использованию. Продавать их по кадастровой стоимости нецелесообразно. Арендовать такие земли так же невыгодно, ибо арендатор становится слишком зависимым от решений собственника земли. От такого положения дел страдает сельское хозяйство.

Надзорные государственные органы при проведении проверок соблюдения земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения выявляют нарушения земельного законодательства с учетом критериев, установленных Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ".

Федеральным законом № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В настоящее время имеется спрос на землю для индивидуальной жилой застройки (ИЖС), но, как правило, он может быть удовлетворён в основном только за счёт земель сельскохозяйственного назначения, расположение которых позволяет осуществить перевод в земли населенных пунктов. Одним из условий перевода земель в ИЖС является включение участка в границы населенного пункта в порядке утверждения или изменения генерального плана.

Таким образом, все большие площади сельскохозяйственных угодий выбывают из оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Специалистами Управления, одновременно по должности являющимися государственными инспекторами по использованию и охране земель, проводятся проверки соблюдения земельного законодательства в отношении правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Тверской области.

В 2012 году на землях сельскохозяйственного назначения выявлено 84 нарушения законодательства, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 и ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ, а именно: использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а также неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом.

Информация по данным нарушениям ежеквартально направляется в Управление Федеральной налоговой службы Тверской области для учета в работе по налогообложению правообладателей по повышенной ставке. На виновных лиц наложены административные штрафы на общую сумму 448,5 тыс. руб.

Начальник отдела государственного земельного надзора И.Н.Голубева

Поделиться: