Основы транспортной безопасности. Обеспечение транспортной безопасности российской федерации

Политика обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации основывается на соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права. Решение и меры, принимаемые органами государственной власти в области укрепления транспортной безопасности должны быть понятны каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, должны опираться на широкую поддержку общества.

Обеспечение транспортной безопасности России включает:

Своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз транспортной безопасности Российской Федерации;

Реализацию оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз транспортной безопасности;

Осуществление мер направленных на недопущение либо минимизацию материального и морального ущерба от преступлений и чрезвычайных происшествий на транспорте;

Инвентаризацию международных требований к обеспечению транспортной безопасности, разработку и реализацию, с учетом этих требований, комплекса мер направленных на качественное повышение уровня транспортной безопасности Российской Федерации, приведение его в соответствие с международными стандартами безопасности на транспорте. Очень важной составной частью этого комплекса мер является развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения и нейтрализации угроз, и определения их источников.

Основные пути кардинального повышения состояния транспортной безопасности Российской Федерации с учетом современных требований и стандартов.

Первоочередной, неотложной задачей является достижение адекватного понимания институтами государственной власти и общественностью роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов России О недопонимании в настоящее время этой проблемы и со стороны государственных органов и со стороны общественности говорят следующие факты:

В утвержденной Правительством РФ Федеральной целевой Программе модернизации транспортной системы страны, реализация которой рассчитана на 10 лет и предполагает вложения около 150 млрд. долларов, отсутствует специальный раздел, касающийся транспортной безопасности;

В Реестр опасных производственных объектов, который приводится в Федеральном Законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (1997 г.), не включены соответствующие объекты транспортного комплекса (подземные сооружения, гидротехнические системы, мосты и д.р.);

Ограничены полномочия специального подразделения (Департамента) по транспортной безопасности, недавно созданного в структуре Минтранса России. Вряд ли в таком формате Департамент сможет обеспечить решение тех масштабных задач, которые по обеспечению безопасности на транспорте выдвинуты сегодня самой жизнью;

Удручает состояние нормативной правовой базы, призванной в системном и непротиворечивом виде регламентировать все стороны и аспекты процесса обеспечения транспортной безопасности. Отсутствует базовый Федеральный Закон "О транспортной безопасности", не выработана Концепция транспортной безопасности, существующие же по данной проблематике законодательные и иные нормативно-правовые документы изобилуют противоречиями, нестыковками, зияющими пробелами;

Неудовлетворительно финансовое покрытие расходов, связанных с транспортной безопасностью. В условиях, когда теракты и диверсии на транспорте и с помощью транспортных средств приняли угрожающий для общества характер, а аварии в транспортном комплексе из-за износа основных фондов, стали по сути обычным явлением, на потребности и нужды обеспечения транспортной безопасности из госбюджета выделяются явно недостаточные суммы, которые в десятки, а порой и в сотни раз меньше средств, выделяемых на эти цели развитыми государствами, например, США, Канадой, рядом европейских стран.

Практически не привлечены к укреплению транспортной безопасности активные участники рынка коммерческих перевозок, лицензируемые субъекты транспортной деятельности в стране;

Не проявляют серьезной озабоченности по поводу состояния транспортной безопасности и общественные институты. Интерес к этой проблеме спорадически актуализируется преимущественно в связи с очередным террористическим актом или иным чрезвычайным происшествием на транспорте. При этом, как правило, активность проявляется все чаще в форме попыток лиц, непосредственно пострадавших в результате диверсии, предъявить государству иск на предмет возмещения понесенного ими материального и морального ущерба. Между тем, опыт США, Канады и ряда европейских стран говорит о том, что забота об укреплении транспортной безопасности находится в центре внимания не только государства. Этой проблемой крайне озабочены и активно участвуют в ее разрешении общественные организации. Так, например, в США сотни частных компаний и фирм, под эгидой соответствующих общественных фондов, систематически выделяют в рамках своих годовых бюджетов огромные средства на исследования и разработки проблем транспортной безопасности. Отмеченное выше свидетельствует в пользу того, что забота о кардинальном и неотложном повышении уровня безопасности на транспорте не может быть лишь уделом государства, равно как и не должны только государством изыскиваться необходимые для решения этой задачи финансовые, организационные и кадровые ресурсы. Кроме того, даже самая хорошо отлаженная система транспортной безопасности не может эффективно функционировать без широкой опоры на понимание и поддержку всех структур гражданского общества. Насущная необходимость широкого позиционирования проблемы транспортной безопасности в государстве и обществе очевидна. Без достижения адекватного представления органами государственной власти и общественностью изменившихся роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов России невозможно достичь и ее качественно нового состояния! Решение этой задачи требует, в том числе, широкой разъяснительной работы в отечественных и зарубежных средствах массовой информации (включая Интернет). К этой работе, должны быть привлечены и научная общественность, и представители всех ветвей государственной власти, и руководители транспортных компаний, все активные участники рынка коммерческих перевозок. Решение этой проблемы должно быть, встроено в более широкий контекст задач формирования внешнеполитического имиджа России, активно участвующей в борьбе мирового сообщества против международного терроризма. Решение обозначенной выше задачи и есть то звено в общей цепи укрепления транспортной безопасности, ухватившись за которую, возможно вытащить всю цепь на должный уровень. Существенное увеличение целевого финансирования решения проблем транспортной безопасности - необходимое условие качественного повышения уровня транспортной безопасности РФ и приведение его в соответствие с международными стандартами. Особую роль в решении этой задачи, ее финансовом обеспечении должны сыграть общественные организации, коммерческие структуры из числа заметных участников рынка транспортных услуг, страховые компании и другие коммерческие предприятия - потребители транспортных услуг, в том числе, зарубежные, имеющие тесные экспортно-импортные отношения с Россией. Поиск и аккумулирование внебюджетных средств на нужды транспортной безопасности - одно из необходимых условий решения искомой проблемы. Незамедлительная разработка и совершенствование нормативно-равовых основ транспортной безопасности, приведение ее в соответствие с международными требованиями обусловлено тем обстоятельством, что существующий разрыв между ними может стать серьезным сдерживающим фактором для развития России как участника международных транспортных перевозок.

Помимо уже отмеченных проблем (разработка и принятие концепции и закона о транспортной безопасности, устранение существующих пробелов в нормативно-правовой базе транспортной безопасности), достаточно остро стоит вопрос о национальной Программе обеспечения авиационной безопасности, которую необходимо разработать и ввести в действие в соответствии с международными требованиями.

В сфере морского транспорта ждут принятия разработанные проекты Положения о координационном Совете по морской безопасности и Требований по защите морского судоходства от актов незаконного вмешательства.

Необходимо на законодательном уровне определить место транспорта в совокупности объектов, представляющих повышенную опасность и нуждающихся в особой системе антитеррористической защиты, а также решить вопрос о правовой и нормативной регламентации обеспечения безопасности подземных сооружений.

Статус России как активного участника международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности на транспорте требует от нее наращивания усилий не только в реализации одобренных международным сообществом мер по противодействию терроризму и повышению безопасности на транспорте, но и более четкому позиционированию своих интересов и инициатив в международных организациях - по авиационной безопасности (ИКАО), морской безопасности (Конвенция СОЛАС-74) и др.

Нуждается в совершенствовании взаимодействие всех органов исполнительной власти отвечающих за транспортную безопасность. В соответствии с задачами и функциональными обязанностями правоохранительных органов, спецслужб и контролирующих служб должны быть более четко определены на законодательном уровне их роль, место и ответственность как участников процесса обеспечения транспортной безопасности.

В конечном итоге требуется создать новую единую нормативно-правовую базу эффективного обеспечения безопасности на объектах транспортного комплекса с учетом происшедших изменений в форме собственности, а также подходов в области управления. Принципиально важно, чтобы к участию в этой работе привлекались не только ученые и эксперты, но и представители общественности. Важным направлением повышения уровня безопасности на транспорте является обустройство автомобильных, железнодорожных, воздушных, морских, речных и смешанных автомобильно-речных пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации и на внешних границах государств-участников Таможенного союза. Эта работа должна выполняться совместными усилиями государств - участников этого союза. Речь идет о необходимости оснастить эти пункты пропусков новейшими техническими средствами системы безопасности. Необходима разработка общенациональной программы повышения экологической устойчивости транспортной системы страны. Требуется ужесточить контроль за исполнением нормативных требований по технической и экологической безопасности при перевозках. Следует разработать и внедрить экологические механизмы, стимулирующие приобретение транспортной техники, которая обеспечивает необходимый уровень безопасности перевозок и охрану окружающей среды. Требуется создать (в том числе с участием заинтересованных иностранных организаций и представителей) систему подготовки и повышения квалификации специалистов в области транспортной безопасности. Ее составной частью могут стать негосударственные специализированные учебные заведения (курсы), получившие соответствующие лицензии и сертификаты.

В наше время под транспортной безопасностью в первую очередь понимается предупреждение терроризма. Обусловлено это тем, что в мире участились террористические акты. По этой причине и были сформированы компетентные органы. О них и расскажем.

Понятие

Прежде чем рассказывать о компетентных органах в области обеспечения транспортной безопасности, разберемся с понятием.

Итак, транспортная безопасность — состояние, когда происходит защита транспортных средств и объектов инфраструктуры транспорта от незаконного вмешательства.

Кроме этого, есть еще понятия, которые раскрывают определение безопасности транспорта. Это:

  1. Система осуществления целей в транспортном комплексе.
  2. Система, которая противодействует, предупреждает, пресекает преступления, в том числе террористические акты, в транспортной области.
  3. Система, которая направлена на повышение экоустойчивости транспортной системы и экобезопасности перевозок.
  4. Система, предупреждающая чрезвычайные происшествия техногенного или природного характера на транспорте.
  5. Система, которая минимизирует или не допускает моральный ущерб, возникающий от чрезвычайных происшествий или преступлений.

Системой все называется потому, что только комплексные действия приносят результат.

Кого защищает

Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности призваны защищать:

  1. Владельцев транспортных средств.
  2. Пассажиров.
  3. Пользователей и владельцев транспортных средств.
  4. Перевозчиков и получателей грузов.
  5. Работников транспортного комплекса.
  6. Окружающую среду от угроз транспортного комплекса.
  7. Бюджет и экономику страны.

Кроме того, компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности обязаны формировать:

  1. Безопасную перевозку багажа, груза или грузобагажа.
  2. Безопасные условия проезда для пассажиров, а точнее, для их жизни и здоровья.
  3. Экономическую безопасность.
  4. Безопасность эксплуатации и функционирования средств транспорта и объектов.
  5. Информационную безопасность.
  6. Экологическую безопасность.
  7. Санитарную безопасность.
  8. Пожарную безопасность.
  9. Постоянную готовность всех ветвей транспортного комплекса.
  10. Ядерную, бактериологическую, радиационную и химическую безопасность.

Так как причины происшествий имеют разный характер, то и угрозы транспортной безопасности появляются не только снаружи, но и внутри системы. Разберемся же в том, что считать угрозами.

Угрозы безопасности

Что считать угрозами? Угрозой считается противоправное действие или намерение его совершить, сюда же относятся процессы техногенного или природного характера, которые препятствуют реализации государственных интересов, интересов личности в транспортной области. Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности должны распознавать эти угрозы и предотвращать их.

К угрозам относятся:

  1. Случаи незаконного вмешательства в работу транспорта. Например, это может быть телефонный терроризм, разборка железнодорожных путей. Иными словами, все действия, которые направлены на причинение вреда жизни пассажиров, здоровью, а также ущерба транспортной сфере.
  2. Диверсионные и террористические акции. Захват морских или воздушных судов, взрывы в аэропортах, вокзалах и прочих местах также относятся к этой категории.
  3. Криминальные действия, которые направлены против жизни и здоровья пассажиров.
  4. Криминальные действия, которые направлены против грузов.
  5. Внеплановые происшествия, например, аварии. Они обусловлены технической изношенностью транспортных средств, а также нарушением требований по экологической безопасности и природными факторами, которые и создают аварийную обстановку с последующими человеческими жертвами и материальным ущербом.

Соответственно, все силы транспортной безопасности должны быть брошены на предупреждение или ликвидацию последствий.

Задачи транспортной безопасности

Какие же задачи у органов в этой области и на что должны быть брошены силы транспортной безопасности?

  1. Правовое регулирование в области безопасности транспорта.
  2. Выявление угроз совершения незаконного вмешательства.
  3. Объективная оценка уязвимости технических средств и объектов инфраструктуры транспорта.
  4. Разделение на категории транспортных средств и объектов инфраструктуры.
  5. Разработка и осуществление требований по организации транспортной безопасности.
  6. Подготовка специалистов для работы в этой сфере.
  7. Осуществление надзора и контроля в сфере безопасности транспорта.
  8. Научно-техническое, материально-техническое и информационное обеспечение безопасности транспорта.

Законом о транспортной безопасности определены принципы, которые должны соблюдать компетентные органы. К ним относятся:

  1. Соблюдение интересов личности, государства и общества в равной степени.
  2. Законность.
  3. Непрерывность.
  4. Взаимная ответственность общества, личности и государства в этой сфере.
  5. Взаимодействие органов госвласти, местных органов самоуправления и субъектов транспортной инфраструктуры.

Что должны делать компетентные органы

Законом о транспортной безопасности определена сфера деятельности органов, которые осуществляют транспортную безопасность.

Итак, они должны:

  1. Обеспечивать транспортную безопасность объектов инфраструктуры, транспортных средств.
  2. Проводить оценку уязвимости объектов инфраструктуры. Порядок, в котором органы транспортной безопасности это делают, установлен Оценку уязвимости проводят специальные организации в том порядке, что установил федеральный орган.
  3. Органы транспортной безопасности обязаны также утвердить результаты проверки и не разглашать их. Так как эти сведения относятся к
  4. Разделять объекты транспортной инфраструктуры и вносить их в реестр. Также этот реестр необходимо вести.
  5. Разрабатывать планы обеспечения инфраструктуры и транспортных средств.
  6. Реализовывать эти планы как самостоятельно, так и с органами местного самоуправления.

Какие органы осуществляют транспортную безопасность

Компетентными органами в области транспортной безопасности являются:

  1. Росавтодор. Это федеральное дорожное агентство.
  2. Росавиация — федеральное агентство воздушного транспорта.
  3. Росжелдор. Это федеральное агентство железнодорожного транспорта.
  4. Росморречфлот — федеральное агентство речного и морского транспорта.
  5. Ространснадзор. Федеральная служба, которая осуществляет надзор в области транспорта, а также проводит проверки обеспечения безопасности физическими и юридическими лицами.
  6. Органы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

На последнем остановимся подробнее.

Орган аттестации

Органы аттестации сил обеспечения транспортной безопасности — это органы, имеющие компетенцию в области безопасности транспорта. Имеют территориальные подразделения. Сюда же относятся организации, которые имеют право проводить аттестацию сил безопасности транспорта. Такие организации находятся в ведении компетентных органов в этой сфере.

Орган аттестации по транспортной безопасности проводит аттестацию для того, чтобы выявить соответствие знаний, навыков, а также личностных качеств работе в сфере безопасности транспорта.

Аттестация проводится один раз в пять лет, если необходимо проверить:

  1. Работников субъекта транспортной сферы, которые отвечают за обеспечение безопасности.
  2. Других работников транспортной сферы, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности.

Органы аттестации сил транспортной безопасности могут проводить процедуру и раз в три года. И вот в каких случаях:

  1. Для работников сферы транспортной безопасности, занимающих руководящие должности.
  2. Для работников инфраструктуры, которые включены в группу быстрого реагирования.
  3. Для тех работников, которые осуществляют досмотр, а также повторный или дополнительный досмотр.
  4. Для работников, которые осуществляют собеседование или наблюдение.
  5. Для тех работников, которые управляют техническими средствами обеспечения безопасности транспорта.

По результатам проверки выдается свидетельство об аттестации.

Кроме того, аттестация проводится и при приеме на работу. Есть перечень требований, которым необходимо соответствовать кандидату, иначе его просто не примут. Кто не может рассчитывать на работу в сфере транспортной безопасности:

  1. Человек, который имеет неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление.
  2. Кандидат, который состоит на учете в медицинском учреждении по причине алкогольной, наркотической зависимости или психического заболевания.
  3. Человек, который был уволен с госслужбы или досрочно прекратил свои полномочия. Это относится к бывшим работникам судебных или правоохранительных органов, которые были отстранены от деятельности в связи с дисциплинарным проступком или проступком, который опорочил честь служащего или стал причиной утраты доверия к нему. Правило действует лишь в том случае, если после увольнения не прошло трех лет.
  4. Человек, который по результатам проверки не может быть допущен к деятельности, которая непосредственно связана с объектами, представляющими высокую опасность для здоровья и жизни людей и окружающей среды.

Которые связаны с обеспечением транспортной безопасности, устанавливает правительство нашей страны.

Как проводится аттестация

Орган аттестации транспортной безопасности начинает проверку только после того, как будет подано заявление на проведение аттестации. Его может подать субъект транспортной сферы или юридическое лицо, которое имеет аккредитацию как подразделение безопасности транспорта. Заявителем может стать и юридическое лицо, которое только претендует на подобную аккредитацию.

Так как аттестационные отделы есть не во всех городах, то орган оказывает выездные услуги с предоставлением заказчиком необходимых условий для проведения проверки.

Проверка проходит в несколько этапов, про которые мы и расскажем.

  1. Подача документов. Заявитель предоставляет в аттестационный орган набор документов, которые соответствуют девятому пункту правил аттестации.
  2. После чего начинается проверка персональных данных и документов и их обработка. Документы проверяются службой в течение трех дней. Некоторые категории сил проверяются в течение сорока пяти дней. Согласно результатам проверки, заявителя информируют о том, что необходимо заключить договор на проведение аттестации. Делается это для того, чтобы можно было решить, допускать аттестуемых к прохождению проверки или нет.
  3. Следующим шагом и будет принятие решения о допуске. Если все условия выполняются, то орган аттестации решает допустить человека к прохождению проверки. Чтобы работник прошел проверку, нужно заключение ОВД о возможности допуска, отсутствие ограничений на выполнение работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности, полное соответствие пакета документов заявленному списку, наличие договора с органом аттестации. Если принято решение о прохождении аттестации, то каждому человеку присваивают идентификационный номер, по которому и проводится проверка.
  4. Сколько будет проверок, зависит от того, какую категорию сотрудников проверяют. Если речь идет о проверке личностных качеств отдельных органов в области обеспечения транспортной безопасности, то проводится психофизиологическое обследование сотрудников. В процессе определяют важные для работы качества и наличие риска общественно опасного поведения. Согласно результатам проверки, человека либо допускают к дальнейшим ступеням, либо нет. Следующей проверкой будет соответствие физической подготовки сотрудников. Испытуемые выполняют физические упражнения, и их результаты проверяют на соответствие нормативам. Результатом такой проверки станет допущение или недопущение к дальнейшим проверкам. Третьим этапом будет проверка умений, знаний, навыков сотрудников. Проводится тестирование, в котором сотруднику нужно будет ответить на пятьдесят вопросов с несколькими вариантами ответа. Также билет содержит два практических задания, которые необходимо решить. По результату последней проверки аттестационный орган решает, соответствует сотрудник нормам или нет.
  5. Последним этапом становится выдача свидетельства об аттестации. Важно знать, что все свидетельства заносятся в реестр органов аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

Сертифицирующий орган

Сертифицирующим органом по транспортной безопасности является ФКУ НПО «СТиС» МВД России.

Что он делает:

  1. Утверждает сертификаты соответствия.
  2. Утверждает способы проведения сертификационных испытаний техсредств, требований к ним.
  3. Рассматривает жалобы.
  4. Обеспечивает распространение информации о проведении сертификации.

Чтобы сертификация была проведена, нужно написать заявление на проведение. Оно должно быть написано на имя руководителя учреждения. Далее нужно подать заявку и предоставить в учреждение конструкторскую документацию. Орган сертификации по транспортной безопасности рассмотрит заявку и вынесет решение.

Необходимо иметь при себе и документы, которые подтверждают качество транспортного средства. Заявление нужно оформить в одном экземпляре и ждать в течение семи дней. После того как орган принял положительное решение по транспортному средству, он отправляет заявителя в испытательную лабораторию. Испытания проходят в течение тридцати дней. После того как испытания закончились, в течение трех дней составляют протокол испытаний, он должен быть в трех экземплярах. Один из них оставляет себе испытательная лаборатория, а два других передают в сертификационный орган. Потом в этой же форме передачи информации компетентным органам транспортной безопасности и происходят дальнейшие действия.

Федеральный орган

Этим органом является Министерство транспорта нашей страны. Оно осуществляет контроль и координацию этой области, а также разрабатывает нормативно-правовое регулирование и соблюдает государственную политику.

Кроме того, федеральный орган транспортной безопасности контролирует федеральные службы по обеспечению безопасности и федеральные агентства. К службам относятся Росавиация, Росжелдор, Ространснадзор, Росморречфлот, Росавтодор.

Что касается нормативно-правового регулирования, то эти действия напрямую затрагивают аттестующие организации сил обеспечения, субъектов транспортной безопасности и специализированные организации в области безопасности транспорта.

Заключение

Мы разобрали с вами, что такое компетентные органы в сфере безопасности транспорта. Как видите, работа эта очень ответственная и довольно-таки сложная. Ведь на кону не просто технические средства, а жизни и здоровье людей, а также состояние окружающей среды.

Компетентные органы наделены многими полномочиями, но обязанностей у них еще больше. Аттестация же проходит именно для того, чтобы можно было оставить только надежных и квалифицированных сотрудников. Они смогут показать результат работы, чего не скажешь о работниках, которые не имеют достаточных знаний или физической подготовки.

По этим же причинам и были введены требования при приеме на работу. Ведь не может же осужденный распоряжаться жизнью и здоровьем людей. Так же, как и не может этого делать человек с зависимостями или психическими отклонениями или который ранее уже совершал серьезные проступки.

Хочется сказать, что люди, которые обеспечивают транспортную безопасность, достойны искреннего восхищения. Ведь именно они делают так, чтобы мы ездили и летали на качественных техсредствах и живыми добирались из одного пункта в другой. Низкий поклон им за это, безграничное уважение и почтение.

Транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры (для автотранспорта – дороги, мосты, тоннели, эстакады, объекты систем связи, навигации и управления дорожным движением, а также обеспечивающие его функционирование, здания, сооружения и оборудование) и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, т.е. противоправных действий, в т.ч. террористических актов. С августа 2007 г. в России действует закон «О транспортной безопасности» от 09.02.07 №16-ФЗ.

В законе дан ряд важнейших определений и понятий и ниже приводятся некоторые из них:

а) акт незаконного вмешательства – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий;

б) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;

в) обеспечение транспортной безопасности – реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;

г) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства;

д) специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности – юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности;

е) уровень безопасности – степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения являются:

1. нормативное правовое регулирование;

2. определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

3. оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

5. разработка и реализация требований и мер по обеспечению транспортной безопасности;

6. подготовка специалистов;

7. осуществление контроля и надзора;

8. информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение.

Основные принципы обеспечения транспортной безопасности:

1. законность;

2. соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;

3. взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;

4. непрерывность;

5. интеграция в международные системы безопасности;

6. взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Обеспечение транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (если иное не установлено законодательством РФ).

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется следующим образом:

1. порядок проведения оценки уязвимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

2. результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности;

3. сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа, а в некоторых случаях – являются сведениями, составляющими государственную тайну.

В целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются правительством Российской Федерации.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики имеют право в установленном порядке получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам обеспечения транспортной безопасности и вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти и структуры предложения по совершенствованию транспортной безопасности.

Они обязаны:

1. незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;

2. выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности;

3. оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения.

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контрольные вопросы

1. Что такое «транспортное и автотранспортное право»?

2. В чём значение Устава автомобильного и городского наземного электрического транспорта?

3. Какая документация применяется при перевозках грузов?

4. Что входит в состав рабочего времени водителя?

5. Что такое «транспортная безопасность»?

Глава 2.4. Основы организации, планирования и управления перевозками грузов

Основные понятия об организации перевозок

Перевозка грузов подвижным составом автомобильного транспорта является сложным производственным процессом, состоящим из ряда операций, образующих общий технологический процесс. Процесс доставки груза от отправителей к получателям состоит из трех основных элементов: погрузки груза на подвижной состав в пунктах отправления; перемещения груза подвижным составом от пунктов отправления до пунктов назначения; выгрузки груза с подвижного состава в пунктах назначения. При доставке груза возникает также необходимость выполнения других различных работ, связанных с транспортным процессом (прием груза у грузоотправителя и сдача его грузополучателю, сопровождение и охрана груза во время перевозки, оформление товарно-транспортных документов и т.д.). Весь комплекс связанных с транспортным процессом работ, выполняемых с момен­та приема груза в пункте отправления до момента сдачи груза в пункте назначения, называется транспортно-экспедиционной работой .

В зависимости от места выполнения транспортно-экспедиционные работы могут быть комплексными и местными.

Комплексные охватывают все виды операций с момента получения груза у отправителя до момента сдачи его получателю.

Местные разделяются на операции, выполняемые по месту отправления, в пути следования и по месту прибытия.

Транспортно-экспедиционную работу могут выполнять как сами грузоотправители и грузополучатели, так и автотранспортные предприятия.

Организация перевозок грузов заключается в установлении порядка: подготовки и выполнения перевозок, руководства, учета и контроля, системы документооборота, системы расчетов за перевозки грузов и т. д.

От уровня организации перевозок зависит качество перевозочного процесса (рис. 2.4.1.), т.е. сохранность грузов, своевременность (надежность) и экономичность перевозок, удобство пользования системой перевозок.

Взаимоотношения между автотранспортными организациями и заказчиками (грузоотправителями и грузополучателями) регулируются основными действующими нормативными актами и отражаются в договорах на перевозку груза, заключаемых между автотранспортными организациями и заказчиками.

Грузы должны перевозиться при количественном учете объема перевозимого груза, т.е. работа подвижного состава должна учитываться в тоннах и тонно-километрах. Если нет возможности организовать количественный учет перевозок грузов, то перевозки осуществляются автомобилями с оплатой по повременным тарифам, так называемыми почасовыми автомобилями, работа которых учитывается в автомобиле-часах. Это относится к большинству внутризаводских, внутрискладских и внутрипостроечных перевозок, к внутригородским перевозкам по сборно-развозочным маршрутам, имеющим более четырех заездов за одну ездку, к перевозкам почты, при обслуживании научно-изыскательских геологических работ, при загрузке автомобиля в одном пункте погрузке в нескольких складах (секциях), при выполнении автомобилем в течение одной смены технологических перевозок на территории плодоовощной базы и пе­ревозок продукции грузополучателям и т. д.

Поделиться: