Срок задержания правонарушителя исчисляется. Срок административного задержания

Нормы административного права известны не всем, поэтому сотрудники правоохранительных органов могут иногда превышать свои полномочия. Задержание – это всегда неприятное событие, которого хочется избежать.

Гражданам полезно знать о том, стоит ли этого бояться, и в какие моменты они обязаны проследовать в отделение полиции вместе с сотрудниками. Кроме того, процедура обязательно должна быть занесена в протокол задержания.

Что подразумевает данная мера?

Административное задержание граждан – это временное ограничение свободы, которое может быть применено в некоторых случаях. Причем лицо может потребовать у сотрудников полиции известить о мере пресечения своих близких родственников. Иногда можно настаивать на вызове адвоката и оповещении его о случившемся (если у гражданина таковой имеется).

Лицо может отказаться давать показания без присутствия защитника. Порядок административного задержания обязательно должен включать процесс зачитывания гражданину его прав. Кроме того, каждый этап должен фиксироваться в протоколе.

Причины применения меры в отношении лица, место задержания, сведения о сотрудниках также фиксируются. Срок административного задержания не должен превышать трех часов, если речь не идет об особых обстоятельствах: нарушение миграционного режима или таможенных правил, хулиганство, отсутствие у гражданина паспорта при себе и прочее.

В каких целях применяется

Кратковременное задержание лица может применяться в отдельных случаях, которые регламентированы законодательством Российской Федерации. Сотрудник полиции обязан оповестить человека, почему его задерживают, запротоколировать свои действия, иногда привлечь понятых.

В каких целях производится задержание:

  1. Установление личности гражданина (который нарушил правопорядок).
  2. Предотвращение административного правонарушения.
  3. Задержание для составления протокола в отделении полиции (если нет возможности, то оформить его на месте).
  4. Помощь в рассмотрении или исполнении вынесенного решения по административному производству в отношении другого лица.

Сотрудники имеют право составлять протокол об административном задержании и применять данную меру, только если правонарушение, которое совершил гражданин, прописано в КоАП. Полицейские объясняют, с какой целью задерживают лицо, объясняю гражданину его права, извещают родственников и все действия поэтапно фиксируют. В участок граждане доставляются за самое короткое время, срок административного задержания зависит от цели и правонарушения (если оно имеет место).

Кто может производить задержание?

Информация о том, кто именно имеет право применять к гражданам подобные меры отражена в КоАП, причем список этот ни в коем случае не может меняться по усмотрению органов правоохранения.

Уполномочены производить краткосрочное содержание:

  • полицейские;
  • сотрудники вневедомственной охраны;
  • представители охранных предприятий;
  • военные автоинспекторы;
  • сотрудники пограничной службы;
  • судебные приставы;
  • таможенники;
  • представители «Госнаркоконтроля».

Как происходит задержание?

Нормы административного права предполагают следующий порядок для кратковременного ограничения свободы нарушителей и прочих лиц:

  1. Граждан доставляют в место, которое невозможно самостоятельно покинуть. Как правило, это специально оборудованные помещения в отделении полиции.
  2. Обязательно составляется протокол. Его оформление входит в обязанности того, кто осуществил задержание.

Какая информация вносится в нормативный акт?

Протокол задержания содержит данные о лице, информации о месте и времени пресечения. Кроме того, нужна подпись ответственного сотрудника, который руководил процессом.

Гражданину, в отношении которого применена мера, также предлагается подписать акт. При нежелании лица ставить автограф, сотрудники полиции могут внести соответствующую отметку об отказе. Основания административного задержания также вносятся в протокол и разъясняются нарушителю в устной форме.

По просьбе задержанного лица, ему предоставляют копию документа. Также сотрудники полиции объясняют все права гражданина в данной ситуации и оповещают об ограничениях свободы его родственников (при необходимости).

Такие помещения должны соответствовать нормативам санитарного надзора. Вся информация об условиях пребывания административных нарушителей и прочих лиц (в специально отведенных местах) есть в КоАП.

Выдержки из положения о нормах содержания

Административных задержанных надлежит поместить в созданные для этого места и условия. В отдельных случаях их доставляют в специализированные учреждения, которые обеспечиваются органами исполнительной власти. Оборудованы они должны быть в строгом соответствии с нормативной документацией.

Если срок административного задержания превышает три часа, то нарушителей снабжают питанием в соответствии с суточным довольствием по норме N 3. Кроме того, лица имеют право на получение продуктов, личных вещей и средств гигиены от родственников.

Медицинская помощь также полагается административным задержанным, в соответствии с законодательством РФ. Прежде чем граждане отправятся в помещение для их временного содержания, сотрудники полиции должны провести досмотр (информация о нем протоколируется). В то же время задержанных лиц опрашивают для выявления у них психических или других заболеваний, которые могут нести опасность окружающим или самому человеку. При необходимости сотрудники полиции вызывают медицинскую бригаду для оказания помощи задержанному.

Особые условия

Лица разного пола, а также в возрасте до 18 лет и совершеннолетние должны содержаться отдельно друг от друга. Если задержанный имеет признаки наличия у него опасной инфекции, то его изолируют от других.

Нельзя располагать в специальных помещениях для административного содержания следующие категории граждан:

  1. Имеющих травмы и находящихся в тяжелом состоянии.
  2. Граждан, которые страдают сахарным диабетом.
  3. Женщин, находящихся в состоянии беременности.
  4. Родителей несовершеннолетних, если они не могут передать детей родственникам.

При наличии любого из перечисленных оснований, задержанные должны документально подтвердить свое отношение к той или иной категории лиц.

На одного задержанного по закону положено 2 квадратных метра личного пространства. В ночное время нарушителям предоставляется место для сна.

Срок административного задержания

В соответствии с законодательством РФ, если есть основания для кратковременного лишения свободы лица, то оно не может быть дольше трех часов. За это время сотрудники уполномоченных органов успевают составить протокол и либо отпускают гражданина, либо оформляют соответствующее постановление о совершении правонарушения. То есть по факту срок административного задержания не должен превышать три часа.

В отдельных случаях он увеличивается до двух суток. Например, если осуществляется делопроизводство, предусматривающее арест нарушителя. При нарушении таможенных и миграционных правил, а также незаконном пересечении границы РФ срок также увеличивается до 48 часов. Отсчет ведут с момента доставления лица в органы полиции, где оформляются документы о проведении задержания. Несколько иначе обстоит дело с лицами в нетрезвом состоянии. Время их пребывания в полиции исчисляется с момента отрезвления.

Лица до 16 лет

В случаях, когда административные нарушители не достигли совершеннолетия, задержание происходит по особым правилам. Дело в том, что психоэмоциональное состояние детей учитывается законодательством РФ, в связи с чем родители или другие законные представители оповещаются о мерах пресечения в отношении их подопечного.

Сроки в данном случае не должны превышать трех часов. Если несовершеннолетний нарушитель пребывает в нетрезвом состоянии, начисление идет с момента его вытрезвления. В редких случаях лица до 16 лет задерживаются на двое суток, а более длительные сроки могут быть обоснованы только судебным решением.

Административное задержание (арест), то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. (ст. 27.3 КоАП РФ) Об административном задержании (аресте) составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания, который подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом.

Административное задержание может применяться к гражданам с 16-тилетнего возраста.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, однако он может быть продлен до 48 часов в случае если, необходимо установить личность задержанного или выяснить обстоятельства административного правонарушения, а так же если в отношении задержанного лица ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест. (ст. 27.5 КоАП РФ)

При административном задержании в роли Вашего защитника может выступать не только адвокат, но и любой другой человек, который разбирается в законодательстве и готов представлять ваши интересы. Если в защитнике вам отказано - не нужно спорить и возмущаться. Любые ваши показания, данные в отсутствие адвоката, не могут служить доказательствами в суде. Если вам этого по какой-то причине не удалось до того, как вы попали в участок, просите людей, внушающих доверие немедленно разыскать адвоката (желательно знакомого вам), юриста, корреспондента, представителя правозащитной общественной организации, и не оставлять попыток получить с вами свидание. Вас не должны смущать отказы милицейских чинов со ссылкой на то, что “а вас пока ни в чем не обвиняют и вы еще не задержаны по подозрению» В таком случае у вас должно быть четкое представление о том, что моментом задержания является не оформление нужных бумаг, а фактическое задержание на срок, превышающий тот, что необходим для установления вашей личности. Смело заявляйте, что если Вы не задержаны, то требуете Вас немедленно освободить.

При доставлении в отделение или отдел милиции настаивайте на немедленном составлении протокола о задержании, так как время задержания исчисляется со времени составления протокола. Текст протокола нужно внимательно прочитать. Перед тем, как поставить свою подпись, Вы вправе написать в нем все, что считаете нужным для изложения своей точки зрения. Можете написать «с протоколом не согласен» или вовсе отказаться от подписи. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Воспользуйтесь правом, предоставленным задержанному Статья 27.3. ч.3 КоАП РФ: по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Причем во избежание проявления приступов забывчивости у задержавших Вас лиц внесите подобающую просьбу (с указанием телефонов, по которым следует звонить) конкретно в протокол перед собственной подписью. Если Вы считаете действия сотрудников милиции не правомерными, Вы имеете право составить объяснения и замечания по содержанию протокола на отдельных листах, которые обязаны быть приложены к протоколу. Не стесняйтесь, излагайте все, что считаете необходимым; размер объяснений и замечаний не ограничен. Не забудьте попросить копию протокола о задержании.

Чтоб уменьшить возможность загадочного исчезновения ваших замечаний на протокол об административном правонарушении, рекомендую перед собственной подписью в протоколе сделать пометку «с приложением замечаний (объяснений, либо то и другое совместно) по содержанию данного протокола». Просите выдачи копии протокола о задержании

Внимательно читайте все протоколы, которые вам предлагают подписать. Все строки и графы в них должны быть заполнены. Помните: ваша подпись под протоколом подтверждает только факт вашего ознакомления с ним, и вовсе не означает вашего согласия с тем, что в нем написано. Однако свободных мест в документе лучше не оставлять. Ставя свою подпись, до и после нее делайте прочерки. Рядом с подписью отметьте дату и время.

Если Вы не считаете себя виновным в совершении административного проступка, Вы должны позаботиться о том, чтобы до судебного заседания родственники, друзья, защитник совершили действия по собиранию доказательств для подтверждения Вашей невиновности, неправомерности действий сотрудников органов милиции.

Статья 27.5 КоАП РФ. Сроки административного задержания

Новая редакция Ст. 27.5 КоАП РФ

Читайте также: Как взыскать дебиторскую задолженность

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Комментарий к Статье 27.5 КоАП РФ

1. Комментируемая статья определяет общий (3 часа) и специальный (48 часов) сроки административного задержания. Максимальный срок задержания основывается на ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура» отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание. Административное задержание свыше 48 часов допускается только на основании судебного решения.

2. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления. Учитывая, что понятие «вытрезвление» является не юридической, а медицинской категорией, и к тому же основанной на усмотрении должностных лиц, осуществляющих задержание, такая формулировка закона создает почву для злоупотреблений при определении момента вытрезвления. Представляется необходимым закрепить в законодательстве максимальный срок вытрезвления, а также закрепить право задержанного лица на проведение проверки его состояния с обязательным участием врача-нарколога.

Другой комментарий к Ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Административное задержание временно ограничивает право на передвижение, на личную неприкосновенность, поэтому оно может применяться только в случаях и на срок, предусмотренный федеральным законом. В соответствии с комментируемой статьей этот срок не должен превышать трех часов. Срок задержания начинает исчисляться с момента доставления правонарушителя в служебное помещение органа внутренних дел, налоговой полиции, таможенного органа, военной комендатуры, органа местного самоуправления сельского поселения или в иное служебное помещение. Для лиц, задержанных в состоянии опьянения, срок начинает исчисляться с момента их вытрезвления.

2. Данная статья предусматривает в ряде случаев и более длительные сроки административного задержания. На срок до 48 часов для установления личности правонарушителя или для выяснения обстоятельств административного правонарушения могут быть задержаны лица, допустившие нарушение установленного режима Государственной границы, порядка пребывания на территории Российской Федерации, совершившие административное правонарушение во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, нарушение таможенных правил.

3. Согласно п.6 ст.22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетние правонарушители могут находиться в центре временной изоляции органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток. О помещении в центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей незамедлительно, но не позднее 24 часов уведомляется прокурор по месту расположения указанного центра.

4. В соответствии с Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» и Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» лица, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, с санкции прокурора могут быть задержаны на срок до десяти суток. Эти лица помещаются в центры социальной реабилитации органов внутренних дел для выяснения их личности и оказания им социальной, медицинской и иной помощи.

  • Статья 27.4 КоАП РФ. Протокол об административном задержании
  • Вверх
  • Статья 27.6 КоАП РФ. Место и порядок содержания задержанных лиц

Читайте также: Арбитражный управляющий назначается

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017, с изм. от 23.05.2017) (с изм. и доп. вступ. в силу с 18.05.2017)

КоАП РФ, Статья 27.5. Сроки административного задержания

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

О выявлении конституционно-правового смысла части 3 статьи 27.5 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 N 9-П.

3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

(в ред. Федерального закона от 17.04.2017 N 78-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Часть четвертая статьи 27.5 признана частично не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.11.2016 N 25-П.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Открыть полный текст документа

49. Понятие и сроки административного задержания.

Административное задержание - мера процессуального обеспечения . заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица, совершившего административное правонарушение.

Административное задержание применяется с целью пресечения административногоправонарушения . установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 КоАП РФ) в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание, указан в статье 27.3 КоАП РФ. В него входят полицейские, сотрудники ведомственной и вневедомственной охраны, сотрудники военной автомобильной инспекции и другие.

Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, не может быть произвольно расширен. Задержанное лицо может попросить об уведомлении его родственников, защитника либо администрации места работы. Это необходимо сделать в кратчайший срок.

Если задержан несовершеннолетний, необходимо в обязательном порядке уведомить его родителей или других законных представителей. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).

Задержанному нужно разъяснить его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

В случае административного задержания обязательно составление протокола. В нем указывают дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывает должностное лицо, его составившее, и задержанный. Если задержанный отказывается подписать протокол, об этом в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу только по его просьбе.

Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три часа.

Лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, если в отношении его ведется производство по делу об административном правонарушении:

Посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;

Задержание в рамках административного права производится в отношении правонарушителей и представляет собой ограничение свободы на короткий срок.

Его продолжительность отражает КОАП РФ (кодекс об административных правонарушениях).

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Что представляет собой административное задержание

Это ограничение свободы на краткий период времени, который требуется для рассмотрения дела об административном нарушении с соблюдением правил. А также мера пресечения по отношению к правонарушителям.

Задержание осуществляется должностными лицами ведомств:

  • полиции;
  • охраной;
  • военнослужащими внутренних войск МВД;
  • ВАИ (военной автоинспекции);
  • пограничных и таможенных ведомств;
  • исправительных учреждений;
  • наркоконтроля;
  • противодействия терроризму;
  • приставами.

Приведенный перечень неполный.

Задержание по административному праву отличается от аналогичного действия в рамках УПК РФ, в отношении лиц и граждан, подозреваемых в преступных деяниях. Ограничение свободы по КоАП не имеет последствий лишения свободы на более длительные сроки. Порядок действий по этим двум случаям также отличается. С задержанного по КоАП берут объяснение, но не делают допрос, как подозреваемому.

Протокол, составляющийся при задержании, содержит данные о месте и времени его написания, указание должности составившего его сотрудника, фамилии и звания. В нем же указаны основания и сведения об уведомлении родственников.

В документе ставится подпись составившего его сотрудника, а также лица, задержанного за правонарушение, если тот не отказывается подписать. Копии документа выдается задержанному и отсылается для составления реестра задержанных.

Прежде, чем отправить нарушителя в специальное помещение, уполномоченный сотрудник досматривает его вещи (таков административный регламент). Данные, полученные при осмотре, тоже заносятся в протокол.

Основания для административного задержания

Задержание имеет целью предотвратить нарушения со стороны правонарушителя, последствия от него и исключение уклонения от ответственности. Направлено на предотвращения действий против прав граждан.

В период ограничения свободы устанавливают личность нарушителя, составляют протокол. В конкретной обстановке выясняются подробности и обстоятельства нарушения. Решается вопрос о дальнейших мерах и оформляются соответствующие документы.

Это исключительна мера, осуществляющаяся в случаях, когда присутствует необходимость, связанная с рассмотрением дела и выполнением постановления.

Кроме совершенного нарушения, как правило, должны присутствовать основания полагать, что нарушитель продолжит наносить ущерб.

В другом случае не имеется возможности составления протокола на месте, нет свидетелей, не установлена личность. Правонарушитель не платит штраф, не предоставляет данных о себе.

На общих основаниях данное административно-процессуальное действие происходит не более трех часов и отличается по срокам от специальных задержаний.

Срок административного задержания

Кратковременное задержание согласно статье 27.5 части 1 КоАП РФ должно продолжаться не более трех часов. Но по части 2 и 3 статьи 27.5 этот период увеличивается до 48 часов, не более. Это случаи посягательства на границы, зоны и территориальный порядок РФ, а также серьезные правонарушения, предусматривающие арест.

Период ограничения свободы считается от момента доставки нарушителя в пункт для задержания, служебное помещение ОВД или другого ведомства. Для нетрезвых этот срок отсчитывается от момента отрезвления.

На основании просьбы задержанного его родственники, адвокат и сослуживцы по месту работы уведомляются. Также для этих целей он может воспользоваться телефоном один раз, но не при любых обстоятельствах.

Если задержан несовершеннолетний, уведомляют родителей. В отношении военнослужащего уведомляют воинскую часть или комендатуру. Также в ближайшее время после ограничения свободы данным лицам обязаны разъяснить их права.

Длительность пребывания в специальных помещениях в рамках КоАП регламентируется на тот срок, который нужен для установления личности, выяснения всех обстоятельств и проведения требуемых мероприятий.

Профилактическое (превентивное) задержание часто предусматривает и более продолжительные сроки. Например, за нарушение комендантского часа задерживают на трое суток.

Задержание по административному кодексу подчиняется статье 22 части 2 Конституции РФ, предписывающей запрет на ограничение свободы более 2 суток до соответствующего решения суда.

Случаи административного задержания

В ФЗ есть два вида задержания, которые классифицируются, как административные:

  1. Превентивное – имеющее целью предотвратить очередные деяния. В подобной ситуации задержанные помещаются в вытрезвитель, госпитализируются в стационар психиатрической больницы или центр изоляции несовершеннолетних. Данному виду могут подлежать лица, создающие угрозу безопасности на морских и речных судах. В некоторых странах такой вид используется, как мера политической репрессии и может быть бессрочным.
  2. Процессуальное задержание – это мера административного принуждения, предпринятая для осуществления нормального административного производства.

Существует ряд случаев, когда произвести административное задержание невозможно. Не подлежат задержанию иностранцы с дипломатической неприкосновенностью.

В отношении военнослужащих такие меры, как правило, тоже не осуществляются, кроме случаев нарушения общественного порядка в отсутствие военных должностных лиц.

Не может быть задержан депутат, прокурор и следователь, кроме обстоятельств преступления, а также судья ни при каких обстоятельствах.

Заключение

Вышеизложенный порядок административного задержания описывает процессуальные действия при пресечении противоправных деяний в административном праве.

Перечень лиц, имеющих право задерживать, и другие нормы по задержанию точно не определены законодательством. Но предполагается, что ограничение свободы осуществляется в случаях невозможности пресечения проступка, проверки и оформления всех документов непосредственно на месте правонарушения.

1. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.


2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.


3. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.


4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется с момента его вытрезвления. При этом общий срок времени вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения, с момента его доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса и административного задержания такого лица на основании части 2 или 3 настоящей статьи не может превышать 48 часов.




Комментарии к ст. 27.5 КОАП РФ


1. При применении комментируемой статьи необходимо учитывать положения ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 9. Ст. 1142) отмечено, что по смыслу упомянутой статьи Конституции РФ установленный ею порядок применения соответствующих мер принуждения распространяется и на административное задержание.

В ч. 1 комментируемой статьи указан общий предельный срок административного задержания лица, совершившего административное правонарушение, - 3 часа. В срок административного задержания лица надлежит включать время фактического нахождения в качестве задержанного с момента доставления для составления протокола и до момента освобождения, но не более 3 часов.

2. Лица, совершившие мелкое хулиганство и ряд других правонарушений, влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест, могут быть задержаны начальником органа внутренних дел (его заместителем), начальником дежурной части (дежурной смены дежурной части), уполномоченными должностными лицами иных государственных органов, осуществляющими административное задержание в соответствии со ст. 27.3 Кодекса, на срок, необходимый для рассмотрения дела судьей, но не более 48 часов. При отсутствии в указанных в ст. 27.3 Кодекса органах специально отведенных для содержания задержанных лиц помещений либо специальных учреждений, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ, содержание административно задержанных по основаниям, указанным в ч. ч. 2 и 3 ст. 27.5 Кодекса, не допускается.

3. В условиях чрезвычайного положения граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами охраны правопорядка до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до установления их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 марта 2002 г. срок административного задержания с 1 июля 2002 г. без судебного решения не может превышать 48 часов. По решению суда в определенных условиях указанный срок может быть продлен не более чем на 10 суток (ст. 31 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении").

4. В условиях военного положения в соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам военного управления предоставлено право при необходимости осуществлять задержание граждан на срок до 30 суток.

5. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм. и доп.) определена система специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защиты населения. Статья 21 упомянутого Федерального закона определяет, что в органах внутренних дел имеются подразделения по делам несовершеннолетних и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. В указанные центры в соответствии со ст. 22 данного Закона могут быть помещены по постановлению судьи несовершеннолетние, совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено административное правонарушение. При этом в течение 24 часов ставится в известность прокурор, а в течение 2 суток со дня помещения такого лица в изолятор материалы направляются судье для решения вопроса о дальнейшем содержании или освобождении несовершеннолетнего. Несовершеннолетние могут находиться в изоляторе временного содержания в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток.

6. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие незаконное пересечение Государственной границы РФ, в отношении которых приняты решения о передаче властям сопредельных государств или депортации из Российской Федерации либо приняты постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, по решению суда задерживаются органами внутренних дел или безопасности на время, необходимое для исполнения решения, постановления (см. ст. ст. 31 и 34 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" с изм. и доп.).

Поделиться: