Информация о добросовестности участника торгов является. Добросовестность и деловая репутация участника закупки Решение о подтверждении добросовестности поставщика заказчиком образец

В части 3 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) указано, что контракты, подтверждающие добросовестность поставщика, должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Поставщик декларирует контракты в подтверждение своей добросовестности, которые были исполнены не в полном объеме (расторгнуты по обоюдному согласию) без применения штрафов (пеней).
Могут ли такие контракты подтверждать добросовестность поставщика в соответствии с требованиями части 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Информация, подтверждающая исполнение участником закупки контрактов, расторгнутых по соглашению сторон без применения к участнику закупки мер ответственности, является информацией, подтверждающей добросовестность такого участника. Однако не исключено, что свою правоту участнику закупки придётся отстаивать в суде.

Обоснование позиции:
Как следует из и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в случаях, предусмотренных указанными нормами, контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в установленном размере или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 данной статьи.
Согласно Закона N 44-ФЗ к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником контрактов в соответствии с любым из трех вариантов, предусмотренных указанной нормой, на свое усмотрение (смотрите в связи с этим разъяснения Минэкономразвития РФ в письмах от 07.12.2016 N Д28и-3260, от 08.11.2016 N Д28и-2911). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с Закона N 44-ФЗ. Указанная информация должна быть предоставлена участником аукциона при направлении заказчику подписанного проекта контракта ( Закона N 44-ФЗ).
Норма Закона N 44-ФЗ не позволяет определить, можно ли считать надлежащей для целей указанной статьи информацию о контракте, исполненном контрагентом добросовестно (без применения штрафных санкций), но в объеме меньше изначально предусмотренного контрактом, расторгнутым по соглашению сторон. Такие контракты имеют место в случаях, когда заказчик по объективным причинам утрачивает необходимость в полном объеме товаров, работ, услуг, изначально предусмотренном контрактом и закупочной документацией, - в этих случаях контракт расторгается по обоюдному согласию сторон (подробнее об этом смотрите, например, в ответе службы Правового консалтинга на Вопрос: Заключен контракт на поставку продуктов питания. Заказчик хочет его расторгнуть и заключить новый контракт на меньший объем с этим же поставщиком по этим же ценам. Можно ли расторгнуть контракт, не оплатив уже поставленную партию продукции?)
Как следует из Закона N 44-ФЗ, исполнение контракта включает в себя комплекс мер, перечисленных в указанной части, в том числе приемку товаров, работ и услуг, их оплату, применение мер ответственности, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством. При этом в силу приведенной нормы исполнение контракта подразумевает приемку, оплату не только контракта в целом, но также отдельных этапов его исполнения (п.п. 1, 2 указанной нормы).
В соответствии с ГК РФ (напомним, что в силу Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается, помимо прочего, и на положениях ГК РФ) обязательство прекращается его надлежащим исполнением. При этом согласно ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора. Из сказанного следует, что изменение или расторжение договора (в том числе отказ от исполнения) возможно только в отношении действующих (не исполненных) обязательств. При этом очевидно, что нельзя изменить или расторгнуть договор, обязательства по которому исполнены в полном объеме.
Логика этих рассуждений лежит в основе выводов той правоприменительной практики, которая не признает в качестве информации, подтверждающей добросовестность контрагента, информацию о контрактах, которые в ходе исполнения были расторгнуты по соглашению сторон (как в связи с тем, что заказчик утратил необходимость в объемах поставляемого товара, выполняемых работ, что были указаны при заключении контракта, так и по иным причинам). Так, в решении УФАС по Санкт-Петербургу от 24.06.2016 N 44-2528/16 контролирующий орган не признал подтверждающей добросовестность участника информацию о контрактах, расторгнутых по соглашению сторон, при том, что по таким контрактам в единой информационной системе (далее - ЕИС) отсутствовали в полном объеме акты выполненных работ; выполненные работы по данным контрактам оплачены не полностью, а в ЕИС данные контракты имеют статус "Исполнение прекращено" (смотрите аналогичный вывод в решении УФАС по Мурманской области от 26.09.2016 N 06-09/РНП-51-64).
Вместе с тем отметим, что из приведенных общих норм гражданского законодательства об исполнении обязательств и исполнении договора не следует, что обязательства договора, расторгнутого по соглашению сторон, являются неисполненными. Согласование сторонами условия об исполнении обязательства не полностью, но в определенной его части не противоречит нормам РФ об исполнении обязательств ( ГК РФ) и соответствует принципу свободы сторон в определении ими условий договора ( ГК РФ). Исполнение же контракта для целей N 44-ФЗ, как уже было отмечено, подразумевает в том числе приемку, оплату отдельных этапов исполнения контракта ( , Закона N 44-ФЗ).
Как нам представляется, установление требования о предоставлении для целей Закона N 44-ФЗ исключительно контрактов, исполненных в первоначально согласованных объемах, противоречит смыслу указанной нормы. Ведь в ч. и Закона N 44-ФЗ речь идет о подтверждении добросовестности участника закупки, расторжение же контракта по соглашению сторон свидетельством недобросовестности одной из них очевидно не является. Более того, по общему правилу ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (абзацы третий и четвертый постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Российской Федерации"). Соответственно, отсутствие фактов применения неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, пусть и расторгнутым досрочно, свидетельствует в пользу добросовестности поставщика (подрядчика, исполнителя).
Отметим также, что требование о предоставлении исключительно контрактов, исполненных в первоначально согласованных объемах, ограничивает конкуренцию, так как ограничивает число участников торгов, способных снизить цену контракта более чем на 25%, лишь теми, которые в течение указанных в Закона N 44-ФЗ периодов заключили и исполнили контракты в полном изначально согласованном объеме.
Такой формализованный подход может повлиять на последующие решения участников закупок по тем контрактам, объективная необходимость расторжения которых периодически возникает у заказчиков. Исполнители контрактов - потенциальные участники последующих закупок могут избегать расторжений по соглашению сторон и настаивать на удовлетворении фактически отсутствующей потребности заказчика, что, в свою очередь, будет противоречить таким принципам закупки, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осуществления закупок ( , Закона N 44-ФЗ), а кроме того принципам добросовестности исполнения обязательств в гражданских правоотношениях ( , ГК РФ).
Изложенные аргументы, на наш взгляд, свидетельствуют в пользу того, что к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится и информация, подтверждающая исполнение таким участником контрактов, которые были расторгнуты по соглашению сторон.
В заключение отметим, что сказанное является нашим экспертным мнением. К сожалению, судебной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось. За официальным разъяснением по данному вопросу рекомендуем обратиться в Минэкономразвития России или ФАС России. Не исключено также, что свою правоту участнику закупки придётся отстаивать в суде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Это делается для того, чтобы не допустить ограничения конкуренции за счет чрезмерного занижения стоимости продукции, а также чтобы обезопасить заказчиков и, как следствие, конечных потребителей от некачественных результатов закупки.

Если при этом начальная цена тендера меньше 15 млн руб. (включительно), то у поставщика есть выбор. Он может предоставить заказчику в 1,5-кратном размере либо обычное обеспечение плюс документы, показывающие его деловую репутацию в контрактной системе.

С 01.01.2019 при начальной максимальной цене контракта до 15 млн. руб. толкование статьи 37 44-ФЗ перестало быть двусмысленным. По новым правилам, такие меры применяются следующим образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.

Только «добросовестности» без денег или банковской гарантии, как обеспечения исполнения госконтракта, теперь недостаточно!

С 01.07.2018 вступили в силу изменения в 44-ФЗ. В связи с этим конкретизировано, что антидемпинговые меры будут действовать при проведении:

А также они распространяются на новые электронные закупки:

При этом сам порядок предоставления будет аналогичен электронному аукциону по действующему законодательству. Т. е. сведения о добросовестности будут предоставляться победителем при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ

Нужные сведения содержатся в ЕИС, а именно в реестре контрактов, которые были ранее заключены с госзаказчиками. Причем все сделки должны быть полностью закрыты, то есть быть в статусе «Исполнение завершено» или «Исполнение прекращено».

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки 44-ФЗ, может быть следующей (на выбор):

  1. Три и более исполненных контракта в течение одного года до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.
  2. Четыре и более исполненных контракта в течение двух лет до даты подачи заявки. 75 % из которых без штрафных санкций.
  3. Три и более исполненных контракта в течение трех лет до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.

Важно учесть, что в вышеперечисленных вариантах сумма хотя бы по одному из документов не должна быть ниже 20 % от предложенной участником цены в текущих торгах. Более того, предмет завершенных сделок законом не уточняется, то есть он может быть любым, от участника не требуется подтвердить факт исполнения аналогичных госконтрактов.

Далеко не всегда стремление «отдать» контракт знакомым обязательно обусловлено коррупцией — часто здесь присутствует элемент личного доверия. Доверяю поставщику — с ним и заключаю договор: «этот не подведет». К поставщикам, появляющимся из конкурса, такого доверия нет: сорвет сделку, поставит некачественный товар, нарушит сроки… В ситуации, когда большинство контрактов заключается «в последний момент», срыв контракта нанесет удар не только по репутации, но и по финансированию бюджетополучателя в будущем.

В законе «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» усилению мер, стимулирующих добросовестность обеих сторон, было уделено особое внимание.

Остановимся на нескольких из них подробнее.

1. Включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Включение в реестр недобросовестных поставщиков не только (и не столько) имиджевая потеря, сколько вполне реальная юридическая ответственность (в форме ограничения правомочности), суть которой «заградительная». Лицо, включенное в такой реестр, в течение двух лет может быть не допущено к участию в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Это одна из самых ощутимых для поставщиков санкций.

Несмотря на отсутствие отличий в названиях, реестров недобросовестных поставщиков на данный момент три. Реестр , сформированный в порядке, установленном законом № 94-ФЗ (который по данным на 31 января 2014 года включает 4455 субъектов), реестр, сформированный в порядке, установленном законом № 44-ФЗ, и реестр, сформированный в порядке, установленном законом № 223-ФЗ.

В течение двух лет со дня вступления в силу нового закона (то есть вплоть до окончания 2015 года) заказчик вправе будет устанавливать требование об отсутствии сведений об участнике закупки и в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном по закону № 94-ФЗ. В начале 2016 года данный реестр будет заархивирован и удален из публичного доступа как неактуальный. Как уже упоминалось выше, по истечении двух лет лицо, включенное в реестр, должно быть исключено из него.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков

Условия, при которых поставщик может быть включен в РНП, в 94-ФЗ () и в 44-ФЗ () практически идентичны. Напомним, это:

  • уклонение от заключения контракта (в том числе непредоставление в срок обеспечения исполнения контракта);
  • расторжение контракта по решению суда (в 94-ФЗ была оговорка: «при существенном нарушении условий контракта»);
  • принятие заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта в связи с существенным нарушением его условий второй стороной.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом ().

Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) ().

2. Обеспечение исполнения контракта и антидемпинговые меры

Обращаем внимание, что отныне заказчик обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта почти во всех случаях осуществления закупок (небольшие исключения указаны в ).

«Вилка» размеров обеспечения исполнения контракта установлена в :

  • от 5 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн руб.;
  • от 10 до 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную сумму. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше аванса, даже если сумма аванса превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. В последнем случае обеспечение устанавливается в размере аванса.

Обеспечение исполнения контракта может увеличиться по итогам проведения конкурсных процедур. Это правило установлено в , именуемой «антидемпинговые меры». Строго говоря, описанные в ней меры не антидемпинговые, а именно гарантирующие.

Антидемпинговые меры — это защита «справедливой цены». В 44-ФЗ цену (какой бы низкой, то есть «демпинговой», она ни была) никто не оспорит, если поставщик подтвердит свою добросовестность. Сделать это можно в данном случае тремя путями.

Первый — предоставление обеспечения исполнения контракта в повышенном размере.

Он применяется, когда в ходе проведения конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта снижается на 25 % и более:

  • если сумма сделки составляет более 15 млн. руб., поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта в полуторакратном размере (но не менее чем в размере аванса, если контрактом предусмотрена выплата аванса) ();
  • если сумма сделки 15 млн. руб. и менее, то поставщик предоставляет обеспечение исполнения контракта в полуторакратном размере или подтверждает свою добросовестность на дату подачи заявки ().

Второй — подтверждение добросовестности поставщика документально во время подачи заявки.

Как видно из предыдущего абзаца — применяется он при условии, что сумма сделки составляет 15 млн. руб. и менее, в случаях, когда в ходе проведения конкурса или аукциона максимальная цена контракта снижается на 25 % и более.

Добросовестность поставщика может подтвердить информация, которая содержится в реестре контрактов. Эта информация должна свидетельствовать об одном из следующих фактов:

  • Участник закупки исполнил 3 и более контрактов в течение 1 года до подачи заявки без неустоек;
  • Участник исполнил 4 и более контрактов в течение 2 лет до подачи заявки, из них без штрафов и пеней исполнено не менее чем 75% контрактов;
  • Участник в течение 3 лет до подачи заявки исполнил 3 и более контрактов без штрафов и пеней.

При этом в каждом из описанных случаев цена одного из контрактов должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены ().

Информация, подтверждающая добросовестность поставщика, который уменьшил сумму контракта по итогам конкурса на 25 % и более, предоставляется поставщиком заблаговременно. Если участник не сообщает сведения о своей добросовестности в составе заявки на участие в конкурсе, то контракт с ним заключается после того, как он предоставит обеспечение исполнения контракта по описанной в первом варианте модели ().

При проведении электронного аукциона информация о добросовестности поставщика передается при направлении заказчику подписанного проекта контракта. Если поставщик не выполняет это требование или же предоставленные сведения признаются недостоверными, контракт с ним не заключается, а участник признается уклонившимся от контракта ().

Третий — обоснование предлагаемой цены.

Этот способ подтверждения добросовестности применяется, когда предметом контракта является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства оказания медицинской помощи, лекарства, топливо и пр.).

Если участник такого конкурса или аукциона предложил цену контракта на 25 % ниже максимальной, он обязан предоставить заказчику обоснование предлагаемой цены. Это может быть гарантийное письмо от производителя или иные документы и расчеты ().

Единственной действительно антидемпинговой мерой в статье 37 закона № 44-ФЗ является право заказчика установить разные величины значимости критериев оценки заявок, которые предлагают цену менее чем на 25 % ниже максимальной и на 25 % и более ниже максимальной.

3. Исключение конфликта интересов и профилактика коррупции

Борьба с «заинтересованными лицами» в российском законодательстве пока робкая. Но тут главное — начать. По сравнению с законом № 94-ФЗ прогресс есть.

Первый шаг — появилось новое требование к участникам закупки: «отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов».

Под конфликтом интересов в контрактной системе понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, занимающих посты директоров, президентов либо иных органов управления юридических лиц — участников закупки, с физическими лицами — участниками закупки либо являются близкими родственниками указанных физических лиц ().

Третий шаг — раскрытие информации обо всех соисполнителях и субподрядчиках.

В случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки превышает 1 млрд. рублей (при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд) либо 100 млн. рублей (при осуществлении закупки для региональных и муниципальных нужд) в контракте должна быть указана обязанность поставщика предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших субдоговор(ы) с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта ().

Эта информация предоставляется заказчику исполнителем в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем (субподрядчиком). При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с исполнителя пени за каждый день просрочки исполнения такого обязательства в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Правда, вся ответственность ограничивается только финансовыми санкциями. Непредоставление указанной информации исполнителем не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

Надежда Абакумова , эксперт ЦЭПМ «Консультант»

В соответствии с ч.1,2 ст. 37 44-ФЗ. установлены антидемпинговые меры, которые распространяются на участие в конкурсах и аукционах.

Если участник закупки предложил снижение цены на 25 % и более, устанавливаются антидемпинговые меры, которые зависят от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), рубеж которой определен в 15 млн. руб.

Если НМЦК меньше или равна 15 млн. руб. контракт будет заключен только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта, в 1,5 раза превышающего размер обеспечения исполнения контракта, указанного в документации, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Образец письма о подтверждении добросовестности поставщика

исх № от ______

Информационное письмо

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (далее Общество), в лице генерального директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, подтверждает добросовестность Общества в соответствии с требованиями ч.1, 2, 3 ст. 37 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и предоставляет информацию по исполненным контрактам:

Обеспечение заявки и письмо о добросовестности поставщика

Здравствуйте,

Добросовестность поставщика в таком случае (если НМЦ закупки не превышает 15 млн. руб.) можно подтвердить двумя вариантами:

1. Увеличенное в 1,5 раза обеспечение исполнение контракта. Тогда никакого письма не нужно.

2. В свободной форме текст (письмо или как-то иначе можно назвать), в котором поставщик удостоверяет заказчика о том, что в реестре контрактов, заключенных заказчиками (на сайте zakupki.gov.ru) есть информация, подтверждающая исполнение этим поставщиком:

Либо в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов без неустоек (штрафов, пеней),

Либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем 75% контрактов должны быть исполнены без неустоек (штрафов, пеней),

Либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов без неустоек (штрафов, пеней).

В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой поставщику предложено заключить контракт.

В любом случае в таком документе должны быть ссылки на реестровые записи.

В любом случае обычное обеспечение исполнения контракта должно быть представлено.

Документы, подтверждающие добросовестность

Минфин России привел перечень документов, наличие которых у налогоплательщика поможет доказать осмотрительность, осторожность его действий при выборе контрагентов

версия для печати

Не секрет, что налоговые органы очень часто предъявляют налогоплательщикам обвинения в том, что те недобросовестно подходят к выбору партнеров. Так, например, крайне сложно получить налоговый вычет по НДС, или возможность признать произведенные затраты в налоговых расходах, если у партнера есть проблемы с государственной регистрацией.

Поэтому налогоплательщик спросил прямо: какие документы нужно представить в налоговую инспекцию, чтобы доказать, что он действовал добросовестно, осмотрительно и осторожно?

  • копия свидетельства о постановке контрагента на учет в налоговом органе
  • документы, удостоверяющие факт занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ
  • доверенность, (или иной документ), уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента
  • официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента.
  • Таким образом, если налогоплательщик соберет такие документы в отношении своего партнера перед совершением сделки, то он может надеяться доказать перед налоговыми органами свою осмотрительность и добросовестность.

    Отметим, что в Налоговом кодексе РФ такой порядок не прописан (см. например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.11.08 № А56-4538/2008 и Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.08 № А56-18569/2008). Однако выполнение требований данного письма Минфина России может оказать налогоплательщикам очень большую помощь при общении с налоговыми органами.

    Впрочем, обольщаться особо не стоит. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 11.11.08 № А33-2940/08-Ф02-5516/08 указал, что информация о регистрации контрагента в качестве юридического лиц и постановке его на учет в налоговом органе носит справочный характер. Она никак не характеризует контрагента как добросовестного, надежного и стабильного участника хозяйственных взаимоотношений. По мнению суда, наличие у налогоплательщика копий таких документов не свидетельствует о том, что он проявил в отношении партнера должную осмотрительность.

    Вполне возможно, что поэтому все остальное – подлинный экономический смысл произведенных хозяйственных операций, наличие деловой цели в действиях налогоплательщика – Минфин России отдает на откуп арбитражным судам. По мнению финансистов, на это указывают п. п. 1, 7 и 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53.

    Инструкция по предоставлению информации о добросовестности участника при заключении контракта

    Как фирме, имеющей опыт выполнения контрактов, не предоставлять увеличенное в 1,5 раза обеспечение исполнения контракта, мы и расскажем в этой статье.

    Ст. 37 ФЗ-44 описывает случаи, когда участник размещения заказа вынужден или подтверждать свою добросовестность. или предоставлять обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза выше, чем было указано в документации о проведении закупки. А если начальная (максимальная) цена контракта при проведении конкурса или аукциона составляет более чем 15 000 000 рублей, то не менее размера аванса. Такую обязанность закон возложил на участников конкурсов или аукционов, которыми предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены.

    Согласно части 3 статьи 37 ФЗ-44 к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 статьи 37 ФЗ-44.

    ЭТАП 1. Поиск информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

    ЭТАП 2. Информация, подтверждающая исполнение участником контрактов.

    После того, как вы отыскали все контракты, исполненные вашей организацией на данный момент, вы выбираете тот вариант, который наиболее вам подходит для подтверждения добросовестности:

    1. Наличие исполненных в течение 1 года до даты подачи заявки на участие в этой закупке 3 и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)
    2. Наличие исполненных в течение 2 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 4 и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)
    3. Наличие исполненных в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 3 и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)

    При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, предложенной участником по данной закупке.

    ЭТАП 3 (самый важный). Оформление документов для заказчика

    Так как ФЗ-44 не конкретизирует, как участник закупки обязан предоставлять информацию о добросовестности, рекомендуем проявить максимум осмотрительности и оформить её следующим образом:

    Создаете файл с названием «Информация, подтверждающая добросовестность»

    Ссылки на выбранные согласно 2 этапа контракты размещаете в этот файл (указываете по каждому контракту реестровый номер закупки, наименование заказчика, № и дату контракта, сумму контракта, срок исполнения.

    По каждой выбранной Вами в подтверждение добросовестности закупке переходите в «Карточку контракта»:

    Сведения о добросовестности Участника размещения заказа. ФЗ-44

    При снижении цены на аукционе более чем на 25 %, необходимо или увеличивать обеспечение в полтора раза, или предоставлять сведения (информацию) о добросовестности УРЗ. Это относится в аукционам, НМЦК которых: менее 15 млн. рублей, если НМЦК более 15 млн. рублей, необходимо предоставлять обеспечение в полуторном размере.

    Информация, которая подтверждает добросовестность УРЗ.

  • Это информация из реестра исполненных контрактов, на официальном сайте Госзаказа, где можно найти информацию об исполненных УРЗ контрактах, и использовать данные из этого реестра.
  • Оформление Сведений о добросовестности.

  • Номер заказа.
  • Заказчик, наименование и ИНН.
  • Сумма контракта.
  • Процент: отношение суммы исполненного контракта к НМЦК текущего аукциона.
  • Примечания: любая информация, которую УРЗ считает необходимым указать, как правило – это даты заключения или исполнения контрактов.
  • Строгих правил, регламентирующих оформление Сведений о добросовестности не имеется, если Заказчик в документации установил требования к оформлению Сведений о добросовестности участников (форму Сведений о добросовестности), то рекомендуется использовать эту форму.

    Требования к Сведениям о добросовестности.

  • Период: в течение определенного периода должны быть исполнены несколько контрактов.
  • Отсутствие (полное или частичное) пеней и штрафов по исполненным контрактам.
  • Суммы заключенных контрактов.
  • Законодательство предоставляет несколько вариантов для формирования сведений о добросовестности.

    Если цена во время торгов уменьшается более чем на 25 процентов, участник, ставший победителем, обязан подтвердить свою добросовестность. Это называется антидемпинговыми мерами. В статье читайте о том, как проверить добросовестность поставщика по 44-ФЗ.

    Подтверждение добросовестности по 44-ФЗ: статья 37

    Об антидемпинговых мерах говорится в статье 37 Закона 44-ФЗ. Их суть в направленности против намеренного снижения цены. Чтобы участники с умыслом не занижали стоимость контракта, борясь с конкурентами, для них придумали дополнительные шаги.

    Что именно требуется от победителя закупки, зависит от начальной стоимости контракта. Если она составляет более 15 млн руб. и снижена на 25%, участник должен предоставить обеспечение в 1,5 раза больше, чем от него требуется по закупочной документации.

    Если НМЦК менее 15 млн руб. и уменьшена более чем на 25%, победитель должен внести обеспечение, увеличенное в полтора раза, или направить информацию, подтверждающую добросовестность. Обратите внимание: с 2018 года помимо сведений о добросовестности участник также должен предоставить обеспечение, указанное в документации. Раньше этой фразы в ст. 37 не было. Нововведения стали действовать после вступления в силу Федерального закона от 27.12.2018 № 502-ФЗ.

    Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

    Слайд-учебник поставщика по 44-ФЗ

    Читайте слайд-учебник для участника закупок. Первый параграф мы посвятили всему, что потребуется для участия в тендерах. Каждая глава - отдельный информационный блок, посвященный конкретной тематике.

    Какими бумагами подтвердить

    Как именно подавать информацию о добросовестности, зависит от вида закупочной процедуры. Если это конкурс, сведения включаются в состав заявки. В случае с аукционом данные передаются заказчику вместе с подписанным проектом контракта. Если победитель вовремя не предоставляет подтверждение своей добросовестности или подает ложные данные, это может стать поводом для признания его уклонистом. А это прямой путь в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года.

    Также в ст. 37 говорится, что если предметом контракта выступает товар, необходимый для нормального функционирования скорой помощи, в том числе лекарства и топливо, участник должен предоставить заказчику обоснование своей цены. Что это может быть? Гарантийное письмо, составленное компанией-производителем, или бумаги, подтверждающие, что товар у поставщика в наличии. Подойдут также другие документы и расчеты, доказывающие, что участник сможет исполнить контракт.

    Как участник предоставляет информацию о добросовестности

    Участники конкурса предоставляют информацию о добросовестности в составе заявки, участники аукциона – с подписанным проектом контракта. При этом заказчик действует в зависимости от ситуации.

    Конкурсная комиссия установила, что информация о добросовестности недостоверна. Комиссия отклоняет заявку и вносит информацию в протокол рассмотрения и оценки заявок. В протоколе указывают причину, по которой заявку отклонили. Комиссия подписывает протокол, и в течение следующего рабочего дня заказчик уведомляет участника о том, что заявку отклонили.

    Участник конкурса не предоставил информацию о добросовестности в составе заявки. Заказчик не отклоняет заявку участника, но заключает контракт только после того, как победитель предоставит увеличенное в 1,5 раза обеспечение контракта. При этом, если заказчик предусмотрел в контракте аванс, победитель предоставляет обеспечение, размер которого не меньше аванса.

    Участник аукциона не предоставил информацию о добросовестности или аукционная комиссия установила, что информация недостоверна. Участника признают уклонившимся. Комиссия оформляет решение протоколом. Протокол подписывают и в течение следующего рабочего дня размещают в ЕИС.

    Об этом сказано в частях 4 и 5 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2016 года № Ф06-9551/2016, решении Самарского областного суда от 8 ноября 2016 года № 21-2087/2016.

    Заказчик подписывает контракт только после того, как победитель предоставит информацию о добросовестности или обеспечение. Об этом сказано в части 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 8 ноября 2016 года № Д28и-2911.

    Готовые формы для заявки участника, чтобы подтвердить соответствие требованиям

    ✔ Что подтвердит отсутствие судимости;
    ✔ Чем подтвердить, что вас не банкротят и не ликвидируют;
    ✔ Чем подтвердить, что у вас нет долгов перед бюджетом;
    ✔ Как составить декларацию, что вы не офшор;
    ✔ Как подтвердить статус СМП.

    Скачать готовые формы

    Письмо о добросовестности для заказчика

    Как должно выглядеть письмо о добросовестности поставщика по 44-ФЗ? В законе об этом не говорится. Суть документа в том, что поставщик емко рассказывает об исполненных контрактах.

    Письмо с информацией о добросовестности по 44-ФЗ удобно оформлять в виде таблицы с разбивкой по годам и следующими столбцами:

    • номер контракта в реестре;
    • наименование заказчика;
    • предмет контракта;
    • дата заключения;
    • срок исполнения;
    • цена контракта;
    • пени, неустойки, штрафы, если они были начислены.
    Поделиться: