Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций кратко. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций мчс россии

Группировка сил гражданской обороны и РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это сведенные в определенную систему и развернутые (расположенные) соответствующим образом силы и средства для выполнения задач , защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Группировка сил гражданской обороны для организованного проведения в очагах поражения планируется в мирное время. Состав и построение группировки уточняется в угрожаемый период, а также после применения средств поражения в соответствии со сложившейся обстановкой, состоянием сил и средств и объемов работ в очагах поражения. В группировку сил включаются нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны городских и сельских районов, а также воинские части войск гражданской обороны. Она может состоять из первого, второго эшелона и резерва. Состав эшелонов, количество и состав смен определяется, исходя из конкретной обстановки, сложившейся в очагах поражения, а также наличия сил и средств.

Формирования для выдвижения к очагу поражения выстраиваются в походную колонну. Порядок построения колонны устанавливается в зависимости от сложившейся обстановки на маршрутах движения и участках (объектах) работ с учетом ведения работ, как правило, на своих объектах. Один из возможных вариантов построения колонны: разведка, подразделение (отряд) обеспечения движения, колонна главных сил (первый эшелон, второй эшелон), резервы, техническое замыкание. При невозможности включения по различным причинам в состав группировки сил нештатных городских и объектовых аварийно-спасательных формирований, основу группировки сил гражданской обороны составляют формирования сельских районов и воинских частей войск гражданской обороны.

Группировка сил при реагировании на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера создается по следующим принципам. В начальный период для ликвидации чрезвычайной ситуации привлекаются силы, находящиеся в постоянной готовности: дежурные подразделения местных поисково-спасательных формирований, караулы противопожарной службы, оперативные подразделения милиции, бригады скорой медицинской помощи, формирования постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти, дислоцированные на данной территории, мобильные отряды воинских частей войск гражданской обороны (по указанию региональных центров МЧС России), дежурные подразделения воинских частей Вооруженных сил, других войск по плану взаимодействия и население.

При возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций по решению МЧС России используются воинские части и подразделения войск гражданской обороны, авиация, подразделения государственной противопожарной службы МЧС России, поисково-спасательной службы МЧС России центрального подчинения, силы Всероссийской службы медицины катастроф, а также силы и средства из соседних регионов с более длительными сроками приведения в готовность. При этом состав, техническое оснащение и оперативное построение группировки сил должны соответствовать задачам по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оперативное построение группировки сил ликвидации чрезвычайных ситуаций должно позволять провести аварийно-спасательные работы в возможно короткие сроки (1-3 суток), а их эшелонирование - обеспечивать постоянное наращивание усилий до полного завершения работ.

Первый эшелон сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, включает:

  • дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов);
  • ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;
  • дежурные караулы противопожарных подразделений;
  • подразделения медицинской скорой помощи.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 мин.

Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Во второй эшелон, как правило, входят:

  • аварийно-спасательные подразделения поисково-спасательной службы и войск гражданской обороны;
  • подразделения Государственной противопожарной службы;
  • специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.);
  • ведомственные подразделения спасателей.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 3 ч.

Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других (АСДНР) неотложных работ, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

В третий эшелон могут включаться:

  • воинские части и подразделения войск гражданской обороны с тяжелой техникой;
  • соединения и воинские части Вооруженных Сил, других силовых ведомств;
  • специализированные части строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия в зону чрезвычайной ситуации - от 3 ч до нескольких суток.

Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, завершение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой, предметами первой необходимости и т.п.).

Для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях ликвидации чрезвычайных ситуаций в группировке сил предусматривается резерв сил и средств. Реагирование на чрезвычайные ситуации и их ликвидация осуществляется силами и средствами того звена , той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия выходят за пределы субъекта Российской Федерации (региона), то к аварийно-спасательным работам привлекаются силы и средства структурных подразделений МЧС России центрального подчинения, федеральных органов исполнительной власти.

И направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

  • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
  • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
  • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

К экстренным мерам защиты населения относятся:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств защиты;
  • соблюдение режимов поведения;
  • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
  • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.


На третьем этапе
в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также . На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
  • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
  • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организация учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

  • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
  • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
  • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
  • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.

Важнейшей составной частью государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются ее силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. К ним относятся силы и средства органов государственного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и др.

Благодаря их деятельности предупреждается определенная часть катастроф, прогнозируется их возможное возникновение, об их угрозе оповещаются органы управления и население.

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

· войска гражданской обороны;

· поисково-спасательную службу МГОЧС России;

· соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;

· противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;

· учреждения и формирования служб медицины катастроф (МЗСР, МО, МВД, МПС) и многие другие.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций используются эшелонировано.

В первом эшелоне принимают участие:

Ведомственные подразделения спасателей;

Противопожарные подразделения;

Подразделения скорой медицинской помощи.

Срок их прибытия в район бедствия не более 30 мин.

Основные задачи первого эшелона : локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой помощи пораженным.

Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, то во втором эшелоне принимают участие:

Аварийно-спасательные подразделения войск гражданской обороны;

Специализированные подразделения службы медицины катастроф (ожоговые, инфекционные, травматологические и др.);

Подразделения спасателей.

Срок их прибытия в район бедствия не более 3 ч.

Основные задачи второго эшелона : проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объеме, то в третьем эшелоне принимают участие:

Войска гражданской обороны с тяжелой техникой;

Соединения и воинские части Вооруженных Сил;

Специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия от 3 ч. до нескольких суток.

Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичной жизнеобеспечение в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение питанием и т.п.).

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной и функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно справиться с ее ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Финансирование РСЧС , её подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых соответственно из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Распорядителями указанных фондов являются МГОЧС России и соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В составе сил и средств ЕГСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учётом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентов РФ.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

Ответ: Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают в себя:

· войска гражданской обороны;

· поисково-спасательную службу МЧС России;

· Государственную противопожарную службу МЧС России;

· соединения и воинские части Вооруженных Сил, пред­назначенные для ликвидации последствий катастроф;

· противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-вос­становительные формирования министерств, ведомств и орга­низаций;

· учреждения и формирования служб экстренной меди­цинской помощи и другие.

Максимальная оценка задания 6 баллов:

· за правильный ответ на задание - 6 баллов (по 1 баллу за каждую из шести позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются

Задание 3. Организация и ведение гражданской обороны является важнейшей функцией государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны. Вам предстоит ответить на следующий вопрос:

Вопрос.Федеральным законом «О гражданской обороне» установ­лены основные задачи гражданской обороны. Перечислите не менее 4-х из них.

· обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· эвакуация населения, материальных и культурных цен­ностей в безопасные районы;

· предоставление населению убежищ и средств индивиду­альной защиты;

· проведение мероприятий по световой маскировке и дру­гим видам маскировки;

· проведение аварийно-спасательных работ в случае воз­никновения опасности для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий (медицинское обслуживание, включая

· оказание первой меди­цинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер);

· борьба с пожарами, возникающими при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий;

· разведка и обозначение районов, подвергшихся радиоак­тивному загрязнению, химическому, биологическому и друго­му заражению;

· обеззараживание населения, техники, зданий, террито­рий и проведение других необходимых мероприятий;

· восстановление и поддержание порядка в районах, пост­радавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· срочное восстановление функционирования необходи­мых коммунальных служб в военное время;

· срочное захоронение трупов в военное время;

· разработка и осуществление мер, направленных на со­хранение объектов, су-щественно необходимых для устойчи­вого функционирования экономики и выживания населения в военное время;



· обеспечение постоянной готовности сил и средств граж­данской обороны.

Максимальная оценка задания 4 балла:

Задание 4. Одним из самых разрушительных средств ведения войны основанного на использовании внутриядерной энергии, является ядерное оружие. Вам необходимо ответить на ряд вопросов.

Вопрос 1. Посмотрите на схему радиоактивного заражения местности и дайте наименование зонам радиоактивного заражения местности по следу облака.


Вопрос 2. Заполните до конца таблицу, указав поражающие факторы ядерного взрыва по данным характеристикам.

Максимальная оценка задания 8 баллов:

· за правильный ответ на первый вопрос - 4 балла (по 1 баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

· за правильный ответ на второй вопрос - 4 балла (по 1 баллу за каждую из четырех позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

Задание 5. Опасности военного характера могут возникать не только при применении ядерного оружия, но также химического и бактериологического, которые являются оружием массового уничтожения. С учетом этого, ответьте на следующий вопрос.

Вопрос. Определите вид оружия массового поражения по описанию его поражающего действия.


Максимальная оценка задания 2 балла:

· за правильный ответ на вопрос - 2 балла (по 1 баллу за каждую из двух позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются;

Задание 6. Защитные инженерные сооружения способны уберечь население от оружия массового поражения и других современных средств нападения.Вам предстоит ответить на следующий вопрос:

Вопрос. Определите вид защитного сооружения, напишите наименование составных частей, отмеченных цифрами и дайте краткую характеристику защитных свойств укрытия.

Ответ:

Максимальная оценка задания 7 баллов:

· за правильное определение вида защитного сооружения – 1 балл;

· за правильное наименование составных частей – 4 балла (по 1 баллу за каждую часть);

· за правильную характеристику защитных свойств сооружения – 2 балла;

Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

Задание 7. Индивидуальные средства защиты используют не только военные. Они нашли широкое применение в промышленности, их используют пожарные и спасатели. Умение пользоваться ими поможет любому человеку в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. С учетом этого, Вам предстоит ответить на ряд вопросов.

Вопрос 1. Определите по рисунку марку противогаза и перечислите составные части и узлы, отмеченные номерами.


1. Гражданский противогаз ГП-5: 1 - противогазовая коробка; 2- коробка с незапотевающими пленками; 3- лицевая часть противогаза; 4 - сумка; 5 - клапанная коробка.

Вопрос 2. Перечислите существенные преимущества противогаза ГП-7 перед другими гражданскими противогазами, а также преимущества модификаций ГП-7В и ГП-7ВМ.

· уменьшено сопротивление фильтрующе-поглощающей коробки, что облегчает дыхание;

· наличие у противогаза переговорного устройства (мембраны) обеспечивает четкое понимание переда­ваемой речи и значительно облегчает пользование средствами связи (телефон, радио);

· противогаз ГП-7В отличается от ГП-7 тем, что в нем лицевая часть имеет устройство для приема воды;

· противогаз ГП-7ВМ отличается от противогаза ГП-7В тем, что его маска имеет очковый узел в виде трапециевидных изогнутых стекол, обеспечи­вающих возможность работать с оптическими прибо­рами.

Максимальная оценка задания 9 баллов:

· за правильный ответ на первый вопрос - 5 баллов (по 1 баллу за каждую из пяти позиций). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.

· за правильный ответ на второй вопрос - 4 балла (по 1 баллу за каждое отличие). Если по какой-либо позиции ответ неверен или не указан, баллы не начисляются.












  1. ^

    Основные задачи гражданской обороны Российской федерации.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения без-опасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьезное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

  1. ^

    Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики.

Силы и средства ликвидации ЧС

Важнейшая составная часть РСЧС - ее силы и средства (схема 5).

Схема 5 Состав сил и средств РСЧС

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, ана­лиз состояния природной среды, хода природных процессов и явле­ний, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д. Благодаря их деятельности удает­ся предупреждать многие ЧС, прогнозировать возможное их возник­новение, оповещать об угрозе и возникновении ЧС органы управле­ния и население.

В состав сил и средств ликвидации ЧС входят:


  • учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

  • формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;

  • военизированные противоградовые и противолавинпые службы Росгидромета;

  • территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инс­пекции по маломерным судам Минприроды России;

  • военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасатель­ные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных орга­нов исполнительной власти;

  • соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

  • соединения (части) радиационной, химической и биологической зашиты и ин­женерных войск Минобороны России;

  • аварийно-технические центры, специализированные отряды атомных электро­станций Минатома России;

  • территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;

  • отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычай­ная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средства­ми ликвидировать ее невозможно, то указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС, которая и осуществляет координа­цию и руководство ликвидацией данной ЧС. При недостаточности име­ющихся сил и средств могут привлекаться силы и средства федераль­ных органов исполнительной власти, в том числе и воинские формиро­вания.

Для ликвидации ЧС создаются резервные фонды финансовых и ма­териальных ресурсов.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществ­ляется автоматизированной информационно-управляющей системой органов МЧС России (АИУС РСЧС).

Поделиться: