Какую роль в жизни государства играет право. Понятие и сущность права, его роль в жизни общества

Слово «норма» (от лат. norma) означает меру, правило, образец, стандарт. Социальные нормы устанавливают правила поведения людей в обществе, границы их дозволенного и запрещенного поведения. В процессе развития общества возникли и действуют различные социальные нормы - морали, религии, права, этики, политики, обычаи (традиции), корпоративные нормы и т.д. В условиях государственно-организованного общества основным социальным регулятором общественных отношений становится право.

Обычаи представляют собой правила поведения, которые сложились стихийно, естественным путем в процессе развития общества и укоренились в сознании людей в результате их многократного повторения в течение длительного времени. Это неписаные правила, которые передаются от поколения к поколению и соблюдаются в силу привычки. Например, русские обычаи «играть» свадьбу, печь блины на масленицу и др. Разновидностью обычаев являются традиции. К нормам обычаев относятся также обряды и деловые обыкновения.

Нормы морали, как и обычаи, возникают естественным путем и выражают представления людей о добре и зле, справедливости и порядочности, долге и чести и т.п. Они «живут» в сознании людей и обеспечиваются внутренним убеждением человека и силой общественного мнения.

Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) - это правила поведения, которые устанавливаются общественными объединениями и обеспечиваются ими. Такие нормы выражают интересы членов какой-либо организации и распространяют свое действие на них. Корпоративные нормы закрепляются в учредительных документах организации, например, в уставе политической партии.

Религиозные нормы представляют собой правила поведения людей в обществе с позиций требований веры и церкви. Они поддерживаются благодаря своему многократному повторению и обеспечиваются страхом «божьей кары», ожидающей грешников. Религиозные нормы содержатся в священных книгах религий - Библии, Коране и т.д.

Нормы права - это общеобязательные правила поведения людей, которые устанавливаются правотворческими органами государства и регламентируют общественно значимое поведение людей. Норма права устанавливает типовую модель, стандарт должного поведения людей. Посредством правовых норм обеспечиваются наиболее важные социальные ценности общества и государства - жизнь и свобода человека, отношения собственности, конституционный строй и др. Нормы права имеют писаный характер и закрепляются в официальных юридических актах государства - законах, указах, постановлениях и т.д. Исполнение правовых норм обеспечивается возможностью государственного принуждения. В процессе социального регулирования общественных отношений нормы права наиболее тесным образом взаимодействуют с нормами морали.

2. Право и его признаки

Понятие «право» является многозначным. Во-первых, данным понятием обозначается государственный институт охраны высших ценностей общества и государства. Во-вторых, право выступает как социальный инструмент, устанавливающий определенные общественные идеалы и в первую очередь справедливость. В-третьих, право рассматривается как система прав и свобод человека и гражданина. В специальном юридическом смысле принято разграничивать объективное и субъективное право.

Объективное право можно определить как исторически сложившуюся систему общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством, находящихся под его Защитой правил поведения, которые регулируют общественные отношения с учетом экономических, политических и духовных устоев. Объективность права следует понимать в аспекте его независимости от воли и сознания людей.

Субъективное право - это право, принадлежащее конкретному субъекту (человеку или организации) и определяющее его возможное поведение в границах объективного права. Иначе говоря, субъективное право выступает как форма реализации объективного права, когда определенные лица вступают в правовые отношения и наделяются по отношению друг к другу взаимными юридическими правами и обязанностями.

Право характеризуется рядом признаков, которые позволяют отграничить его от неправовых социальных норм.

Нормативность - есть результат закрепления устойчивых, повторяющихся социально-полезных отношений людей.

Общеобязательность для всех членов общества, всех лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства; находящихся на территории государства.

Волевая природа права - в праве отражается государственная воля господствующих социальных сил и воплощается в нормах права, установленных государством.

Взаимосвязь права с государством - государство участвует и в правообразовании, и в охране права.

Формальная определенность - юридические нормы обязательно выражаются в письменной форме; четко фиксируют права и обязанности участников правоотношений, исключают их различные трактования.

Системный характер - право представляет собой определенную целостность, единую логически обоснованную систему юридических норм.

Социальная природа права - право выступает средством социального компромисса в обществе, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мерой социальной свободы индивида.

3. Норма права

Норма права представляет собой особую разновидность социальных норм. Это первичная клеточка права, исходный структурный элемент его системы.

Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных нрав субъектов. С другой стороны, норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия. Правовая норма, иначе говоря, действует посредством предоставления субъектам права юридических прав и возложения на них юридических обязанностей.

Правовой норме присущи многократность применения и длительность действия. Данное свойство нормы проявляется в том, что она регулирует повторяющиеся общественные отношения. В этом состоит его основное назначение. Любая правовая норма потенциально рассчитана на неограниченное число однотипных случаев. Она вступает в действие всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная данной нормой.

Следует уточнить и такой признак нормы нрава, как общеобязательность. Здесь надо учитывать, что многие нормы обращены только к определенным видам лиц: несовершеннолетним, военнослужащим, должностным лицам, лицам с неполной трудоспособностью и т.д. Обязательность нормы, следовательно, проявляется в том, что она должна быть выполнена каждым, кто оказался в условиях, предусмотренных нормой.

4. Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт - это изданный в установленном порядке акт, содержащий правовые нормы. Нормативно-правовые акты могут быть приняты также референдумом и в порядке делегированного законодательства. Они являются основными и наиболее совершенными источниками права.

Каждый нормативно-правовой акт имеет специфические структуру, содержание, форму, способы изложения юридических норм, символы и реквизиты (наименование, дату издания, разделы, главы, статьи, пункты и т.д.). Наименование нормативного акта показывает, какой орган издал данный акт и, следовательно, какова его юридическая сила. Нормативно-правовые акты издаются в строгом соответствии с компетенцией конкретных органов, Это обусловливает законность самой правотворческой деятельности. Нормативному акту присуща определенность формулирования юридических норм. Нормативные акты характеризируются общеобязательностью, что является следствием общеобязательности содержащихся в них норм права. Нормативные акты обладают общеизвестностью. Они должны быть доведены до сведения всех субъектов, которым они адресованы. Это обеспечивается установлением особого порядка их опубликования.

Все нормативные акты: находятся в строгой соподчиненности. При их расхождении приоритет имеет акт, обладающий повышенной юридической силой. Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон является родовым по отношению к конкретным разновидностям законов, действующих в РФ.

Законы принимаются соответствующими представительными органами государственной власти. Кроме этого законы могут быть приняты непосредственно самим народом в ходе референдума.

В РФ действуют следующие виды законов:

Конституция РФ - это основной закон, закрепляющий, конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, систему федеральных органов государственной власти и основы местного самоуправления. Все нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Федеральные конституционные законы - в системе источников российского права следуют за Конституцией РФ. Помимо формальных признаков конституционные законы характеризуются тем, что они имеют одинаковый с Конституцией РФ предмет регулирования и непосредственно развивают и детализируют ее положения.

Федеральные законы - принимаются по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов. Они не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Законы субъектов РФ - принимаются в соответствии с федеральными законами по вопросам совместной компетенции РФ и ее субъектов, а также по вопросам собственной компетенции субъектов РФ.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах его компетенции, действует нормативный акт субъекта Федерации. Данное положение не противоречит принципу верховенства федерального закона. Оно в полной мере соответствует конституционным полномочиям субъектов РФ на осуществление собственного правового регулирования в условиях федеративного государства.

Подзаконные акты представляют собой нормативно-правовые акты компетентных государственных органов и органов местного самоуправления, которые основаны на законе, не могут ему противоречить и издаются во исполнение закона. По сравнению с законами они обладают меньшей юридической силой. Подзаконные нормативные акты чрезвычайно многообразны и образуют сложную соподчиненную систему. С учетом их иерархии можно выделить следующие виды подзаконных актов:

Постановления палат Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы).

Указы Президента РФ - подлежат исполнению на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Постановления Правительства РФ. Они распространяются на территорию всей страны, обычно регулируют вопросы государственного, хозяйственного и культурного строительства.

Нормативные акты центральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб и др.). Они регулируют, как правило, внутриведомственные отношения.

Нормативные акты органов местного самоуправления. Они действуют на территории, на которую распространяется деятельность муниципального органа.

Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов, распространяются только на членов данной организации.

На уровне субъектов РФ в систему подзаконных входят: нормативные акты президентов, постановления правительств, а также нормативные акты иных органов исполнительной власти соответствующих субъектов.

5. Система российского права

Система права - это внутренняя структура права. Она выражает единство и взаимосвязь юридических норм и одновременно их разделение на самостоятельные части. Система права показывает, из каких элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Структурным элементом системы права являются отрасли, институты и нормы.

Норма права образует первичный элемент системы права. Из различных сочетаний правовых норм складываются другие ее элементы - институты и отрасли права.

Отрасли права подразделяются на правовые институты. Правовой институт является первичным самостоятельным структурным подразделением отрасли. Правовые нормы образуют отрасль не прямо, а только через соответствующие институты. Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из правовых институтов. Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений, а правовой институт - определенный вид общественных отношений внутри данного рода. Например, в государственном (конституционном) праве можно выделить институт гражданства как совокупность норм, регулирующих общественные отношения, связанные с приобретением, осуществлением, изменением или утратой лицом статуса гражданина государства и т.д.

Правовые институты включают в себя совокупность правовых норм.

6. Основные отрасли права

Государственное (конституционное) право - это ведущая отрасль российского права. Она объединяет совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, в которых выражаются главные интересы общества и государства. Государственно-правовые нормы закрепляют, прежде всего основные принципы, определяющие устройство государства. В них устанавливаются основы взаимоотношений государства и личности. Государственное право регулирует отношения между РФ: в целом и ее субъектами, закрепляет систему государственной власти и местного самоуправления. В качестве метода регулирования используется главным образом учредительно-закрепительный метод в сочетании с общим регулированием.

Административное право охватывает совокупность правовых норм, регламентирующих отношения в сфёре государственного управления, обеспечивает юридическое оформление таких управленческих отношений. Оно устанавливает правовой статус органов государственного управления, их компетенцию, права и обязанности граждан и общественных организаций в сфере государственного управления и т.п. Основным методом правового регулирования является метод власти и подчинения.

Финансовое право регулирует отношения, связанные с финансовой и бюджетной деятельностью государства. В процессе этих отношений происходит составление и утверждение государственного бюджета, его исполнение, порядок установления и взимания налогов с населения, предприятий и организаций и др.

Гражданское право является наиболее обширной отраслью российского права, определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности, в том числе и интеллектуальной, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Гражданским законодательством защищаются неотчуждаемые права и свободы человека. Метод регулирования представлен методом автономии, юридического равенства сторон.

Трудовое право регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности человека, в основе которой лежит трудовой найм. Нормами данной отрасли устанавливаются порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, дисциплина и охрана труда и др.

Семейное право - это отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с браком и членством в семье. Семейно-правовые нормы предусматривают порядок и условия заключения брака, его прекращения, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д.

Уголовное право представляет собой совокупность норм, определяющих, какие общественно-опасные деяния являются преступлениями, и какие наказания необходимо применять к лицам, виновным в их совершении. Единственным источником уголовного права является уголовный закон.

Никакие иные правовые акты не могут устанавливать нормы уголовного права.

Среди отраслей процессуального права следует особо выделить, во-первых, уголовно-процессуальное право. Оно объединяет совокупность правовых норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов в процессе расследования и рассмотрения в суде уголовных дел. Во-вторых, гражданско-процессуальное право. Его нормы регулируют порядок судебного разбирательства и других процессуальных действий по гражданским делам.

7. Публичное и частное право

В юридической науке существует деление системы права на публичное и частное. В современных условиях в связи с формированием в РФ гражданского общества и рыночной экономики развитию частного права придается важное значение.

Основной смысл разграничения частного и публичного права состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу имущественных и иных интересов граждан и их объединений. Частное право предполагает децентрализацию юридического регулирования. Здесь все отношения строятся на основе равенства и свобод участников правовых отношений. Частное право охватывает те отрасли права, нормы которых регулируют сферу частных дел и интересов личности. Это, к примеру, гражданское, семейное, трудовое право. Публичное право включает отрасли, регламентирующие отношения государства, его органов с гражданами и иными организациями. Его нормы связаны с общими интересами всех членов общества. К отраслям публичного права относятся конституционное, административное, уголовное и иные отрасли права.

Возникновение правовых отношений является главным результатом правового регулирования. Именно в правоотношении, абстрактное содержание юридической нормы применяется к конкретной ситуации. В ней конкретные лица взаимосвязаны конкретными правами и обязанностями, в общей форме закрепленными нормами права. Такие права и обязанности сторон правоотношения называются субъективными (индивидуальными). Они обеспечивают особую - юридическую взаимосвязь участников правоотношения, которые строят свое поведение в соответствии с данными правами и обязанностями.

Однако для возникновения правоотношений недостаточно наличия одних только норм права. Требуются определенные фактические обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Такие фактические обстоятельства признаются юридическими фактами. С одной стороны, они представляют собой факты реальной действительности, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, явления материального мира. С другой стороны, это факты, предусмотренные нормами права. Именно они определяют, каким явлениям материального мира придается юридическое значение.

Юридические факты закрепляются в гипотезах правовых норм. Среди различных видов юридических фактов особое значение имеет их разграничение по волевому признаку. В этой точки зрения юридические факты подразделяются на две группы - юридические события (не зависят от воли людей) и юридические действия (волевые акты человеческого поведения). Действия делятся на правомерные (юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (преступления и проступки).

Значение юридических фактов в правовом регулировании выражается в том, что они соединяют правовые нормы с реальными общественными отношениями. Именно благодаря им реализуется норма права, возникает (изменяется, прекращается) правоотношение.

Правоотношения характеризуются определенными признаками. Во-первых, они являются интеллектуальными и волевыми отношениями. В отличие от производственных отношений, которые складываются объективно, правоотношения всегда носят сознательно-волевой характер. В них воплощаются осознанность поведения и воля участников правоотношений, а также воля государства, выраженная в нормах права.

Во-вторых, правоотношение неразрывно связано с нормами права. Общественные отношения становятся правовыми только в том случае, если из всех видов социальных норм на, них воздействуют именно нормы права. Поэтому правоотношения представляют собой форму реализации юридических норм. Вне правоотношения они реализоваться не могут.

В-третьих, участники правоотношения наделены взаимными субъективными правами и обязанностями, которые неразрывно связаны. Субъективным правом можно обладать только по отношению к какому-либо обязанному лицу. Равным образом и юридическую обязанность можно нести только перед каким-либо управомоченным лицом. Следовательно, в правоотношении всегда имеются две стороны - управомоченная как носитель определенного субъективного права и обязанность как носитель соответствующей юридической обязанности.

В-четвертых, правовые отношения являются элементом правопорядка в обществе. Они охраняются (гарантируются) государством. Как правило, правоотношение реализуется в добровольных действиях участвующих в нем лиц. Но в целях обеспечения выполнения его участниками принятых на себя юридических обязанностей всегда существует возможность применения государственного принуждения.

Таким образом, правоотношение представляет собой урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого наделены взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

8. Структура правового отношения

Правоотношение складывается из определенных элементов. Их совокупность образует его структуру. В нее входят субъекты, содержание и объект правоотношения.

Субъектами правоотношений признаются лица, которые могут быть их участниками.

Участником правоотношения может быть только человек или общность людей. В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов. Субъекты (участники) правоотношений могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным субъектам относятся физические лица. Среди них: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и лица с двойным гражданством. Коллективные субъекты представлены различными организациями как объединениями людей. В их числе: государство в целом, государственные органы и учреждения, разнообразные общественные объединения, юридические лица и т.д.

Для участия в правовых отношениях каждый субъект наделяется государством особым юридическим свойством - правосубъектностью, т.е. способностью быть участником правоотношения. Правосубъектность не зависит от воли и желания физического лица или организации. Ее содержание, а также возникновение, изменение или прекращение устанавливаются государством. В составе правосубъектности принято выделять правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность представляет собой способность субъекта иметь права и нести юридические обязанности. Сама по себе правоспособность никакого реального блага не дает. Главное в правоспособности - не права, а принципиальная возможность (способность) иметь их.

Правоспособность организаций возникает с момента их образования, т.е. со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Она является специальной и определяется целями и задачами их деятельности.

Дееспособность - это установленная законом способность субъекта непосредственно своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

Дееспособность физических лиц неразрывно связана с их интеллектуальной и волевой зрелостью. Поэтому у граждан она возникает с момента достижения ими определенного возраста. Согласно ст.60 Конституции РФ гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с восемнадцати лет. Но в отдельных отраслях российского права с учетом специфики предмета и метода правового регулирования вопрос о моменте наступления дееспособности физических лиц решается иначе.

Дееспособность юридических лиц возникает одновременно с правоспособностью и прекращается с момента завершения ликвидации юридического лица. По общему правилу она осуществляется через органы юридического лица.

Дееспособность - это предусмотренная законом способность субъекта лично нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Например, в уголовном праве ответственность наступает с 16 лет, а за некоторые преступления (убийство, кража, разбой и др.) - с 14 лет.

Субъективное право представляет собой вид и меру возможного поведения участника правоотношения, обеспеченную государством. Характерной чертой данного права является возможность пользоваться им по собственному усмотрению. Только от лица зависит, как распорядиться принадлежащим ему правом. Исключение составляют случаи, когда оно одновременно является и юридической обязанностью лица. Например, право родителей на воспитание своих несовершеннолетних детей является и их юридической обязанностью.

Юридическая обязанность проявляется в двух аспектах. Во-первых, в обязанности совершить определенные действия в интересах управомоченного лица. Во-вторых, в обязанности воздерживаться от действий, нарушающих права управомоченного лица.

Под объектом правоотношения понимается все то, на что направлены субъективные права и обязанности его субъектов. Объектами правоотношений являются материальные либо нематериальные блага, способные удовлетворять интересы (потребности) участников правоотношений. Среди них, во-первых, материальные предметы (вещи, деньги, ценные бумаги и иное имущество). Во-вторых, продукты творческой деятельности. В-третьих, действия (воздержание от действий) обязанных лиц. В-четвертых, личные нематериальные блага (честь, достоинство, деловая репутация, личная неприкосновенность и др.).

Список литературы

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

Людям необходимы даже самые дурные законы, ибо, не будь их, люди пожрали бы друг друга.

Эпикур

Понятие права

Современный человек не представляет себе жизнь без права. Если отменить правовые нормы, каждый из нас будет вправе действовать так, как ему заблагорассудится. Это будет напоминать хор, в котором каждый его участник поет свою песню.

Право регулирует широкий круг вопросов пашей жизни, но не все. Многие вопросы мы способны разрешить сами. В самом деле, разве необходимы юридические нормы для того, чтобы решить, кого выбрать в качестве друга, кого полюбить, что читать, как проводить свободное время? Если графически изобразить то, какое место в нашей жизни занимает право, приблизительно это будет выглядеть следующим образом (рис. 2.3).

Рис. 2.3.

Значение нрава в различных сферах жизни

На первый взгляд, занимая скромное место в нашей жизни, в обществе право играет главную роль потому, что регулирует самые важные общественные отношения (рис. 2.4). Право представляет собой очень сильное оружие, ведь за правовыми нормами стоит государственное принуждение, т.е. возможность применения санкций. И если бы мы вдруг с помощью законов стали решать большинство вопросов общественной жизни, как это было при тоталитаризме, то, сами того не замечая, оказались бы словно за колючей проволокой, строем чеканя шаг.

Какие же основные вопросы нашей жизни регулируются с помощью права? И какова его роль в различных сферах общественной жизни?

Рис. 2.4.

Попытаемся, видя перед собой конкретных людей, занимающихся конкретными делами, как бы препарировать общество и определить, какие существуют сферы (стороны) нашей жизни.

  • 1. Политическая сфера жизни людей включает в себя все, что связано с управлением обществом (определение программ его развития, деятельность политических партий и других общественных объединений, формирование государственных органов и определение их компетенции, взаимоотношения между нациями, классами и другими общественными группами, существующими в государстве, а также с другими государствами и т.д.). Право максимально регулирует именно эту сторону жизни общества.
  • 2. Экономическая сфера связана с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ. Экономика способна к саморегулированию, но и в этой сфере право нс остается безучастным. Однако степень его участия по сравнению с политической сферой гораздо меньше.
  • 3. Социальная сфера связана с удовлетворением насущных потребностей человека (работать, есть, пить, одеваться и т.п.). В конечном счете здесь все направлено на повышение благосостояния людей. Причем это касается не только работоспособных людей, находящихся в активной форме, но и тех, кто не способен прокормиться своим трудом: детей, учащихся, пенсионеров, безработных, инвалидов, беженцев, переселенцев и др. Задача права в этой области весьма неблагодарна и состоит в том, чтобы взять материальные средства у одних (работающих) и передать их другим (находящимся в трудном положении), т.е. устанавливать пенсии, пособия, стипендии.
  • 4. Духовная сфера включает в себя все, что связано с наукой, культурой, образованием, отправлением религиозных культов, самопознанием, нравственностью, этикетом и др. По сравнению с вышеназванными сферами общественной жизни здесь право используется незначительно: установление стандартов образования, размеров финансирования образования, культуры, науки, регистрация религиозных объединений и др.

Несмотря на то, что политика имеет очень большое значение, основой жизни общества является экономика. Если экономика носит примитивный характер, никакие свободные выборы и референдумы не позволят накормить людей, повысить их благосостояние. Тем более в этом случае не будет рассматриваться вопрос о необходимой социальной защите, т.е. о повышении пенсий, пособий, стипендий. "Золушками" в такой ситуации останутся образование, наука и культура.

В дальнейшем нам предстоит более подробно разобраться в том, какое воздействие оказывает право на нашу жизнь, в частности на экономику, которая в современный период и в нашей стране становится рыночной. Мы должны будем ответить на вопрос, зачем с помощью права регулировать экономическую жизнь в стране и какие конкретно ее стороны подлежат такому урегулированию.

Это надо запомнить

  • 1. Право регулирует наиболее важные вопросы общественной жизни.
  • 2. В общественной жизни можно выделить четыре сферы: политическую, экономическую, социальную и духовную.
  • 3. Политическую сферу жизни право регулирует в максимальной степени.
  • 4. Экономическая сфера способна к саморегулированию, и поэтому здесь роль права сводится только к установлению рамок, ограничений.
  • 5. В социальной сфере главная задача права состоит в защите неблагополучных слоев общества и установлении им пенсий, пособий, стипендий.
  • 6. Духовная сфера жизни подвергается воздействию со стороны права в самой минимальной степени.
  • 7. Основой жизни общества является экономика.

«Роль права в жизни человека, общества, государства»

1 Ожидаемые результаты

Предметные:

В результате занятия обучающиеся

усвоят понятия: «закон», «право», «естественное право», «позитивное право», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права», «институт права»;

смогут приводить примеры действия правовых норм;

поймут, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства;

смогут связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

Метапредметные:

В результате изучения темы обучающиеся

приобретут умение воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию права;

приобретут способность критически осмысливать информацию из разных источников.

Личностные:

В результате изучения темы учащиеся

осознают ценность права;

смогут занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права;

смогут соотносить свои поступки с нормами права.

2 Место темы в системе учебных занятий

С темы начинается вторая глава, посвящённые изучению права. Знания о понятиях, введённых на уроке, будут расширяться по мере освоения следующих параграфов главы.

3 Оборудование и материалы

Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2014. § 8 . 2) Конституция РФ. 3) Конституция Республики Мордовия. 4) Портреты И. Канта, В.С. Соловьева. 5) Схемы: 1. «Норма права». 2. «Нормативно-правовой акт». 3. «Характеристика отраслей российского права». 4. «Система права». (Схемы распечатаны и перед уроком получены учащимися).

4 Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

Основное назначение права в обществе. В чём смысл понятия право. Естественное право.

Потребность в порядке и справедливости. Мера свободы.

Норма права. Закон.

Система законодательства.

Право и закон.

5 Опорные знания

Даты и события: 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека, 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ, 21 сентября 1995 года - принятие Конституции Республики Мордовия.

Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства, конституция, декларация, обязанности гражданина.

6 Организация учебной деятельности

Учитывая тот момент, что тема «Роль права в жизни человека, общества, государства» является первой в главе, целесообразно провести урок в форме изучения новой темы.

Варианты организации работы:

Комбинированный урок, включающий в себя объяснение учителя, самостоятельную работу обучающихся с материалами параграфа как индивидуально, так и в группах, работу со схемами, беседу.

Ход урока

Мотивационный блок.

В проведении мотивационной части занятия важным становится вступительное слово учителя и опора на знания учащихся, полученные в результате изучения тем «Правовое государство», «Гражданское общество и государство», «Участие граждан в политической жизни». Учитель напоминает о правовой связи каждого из присутствующих на уроке с государством (Российской Федерацией и Республикой Мордовией) и о правах человека. Учащиеся называют права человека.

В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к учащимся: В каком бы государстве вы хотели жить?

Можно сказать о своих опасения, связанных с тем, что у девятиклассников могло зародиться недоверие к «высоким материям», к общественно-политическим идеям и категориям. Вдруг, такое понятие как «справедливость права» кажется пустым звуком. Но, если спросить, в каком государстве вы хотели бы жить, вы непременно ответите: «в самом справедливом, в таком государстве, где обеспечиваются все права и свободы человека, где действует сильный закон, которому подчиняются и граждане и власть». Вы видите, вроде бы и не сложно понять, зачем нужно право. А можем мы назвать страну, в которой бы не сложилась система права? Учащиеся ответят, что такой страны нет.

Перед учителем стоит задача дать учащимся не только знания о правовом государстве, но и сформировать у них ценностные ориентиры. В этом плане целесообразно обратиться к высказыванию В.Гюго «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

Проблемный блок.

Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод? Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству. Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения. В случае затруднений с формулировкой вывода, учитель просит учащихся обратиться к учебному материалу (с. 65-67), а также напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах - религиозным нормам. Среди других регуляторов поведения людей широко распространены обычаи.

Учитель подчеркивает, что со временем именно право становилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства - основной признак и в то же время преимущество правовых норм.

Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными» эта формула выражает естественное право. Она подразумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Подразумевается, что они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

Девятиклассники читают статью 17 Конституции РФ, которая гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Учащимся предлагается, используя их жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

Учитель подводит обучающихся к выводам:

Право аккумулирует в себе все духовные ценности народа, передаёт их из одного поколения в другое.

Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на упорядочение связей между людьми.

Право защищает общественные отношения от негативного воздействия, которое может пагубно отразиться на всём ходе развития общества.

Информационно-аналитический блок.

Особое внимание следует уделить работе с понятиями «право», «норма права». Проводится работа с учебным словарем (с. 203). Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право - регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л.В. Политология/ СПб., 1996.)

Дальнейшая работа проводится по группам. Обучающиеся делятся на три группы. Первая группа работает по высказыванию В.С. Соловьева, содержащееся в методическом аппарате учебника «Говорят мудрые» (с. 73), вторая группа анализирует мнение русского философа В.В. Зеньковского (учебник, с. 67), третья группа - отрывок из работы правоведа Е.Н. Трубецкого (учебник, с 68). Задача каждой группы сравнить мнение о праве автора того отрывка, который им достался, с определением, данным современным политологом Л.В. Сморгуновым. Предложенное задание должно стимулировать аналитическую деятельность учащихся. Выслушав ответы каждой группы, учитель подводит обучающихся к выводам:

Право четко устанавливает меру свободы людей. Устанавливая права человека, право также определяет юридические обязанности гражданина, ответственность.

Право определяет меру должного поведения людей, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

Учащимся предлагается работа по источникам: Конституции России или Конституции Мордовии. Суть работы: найти во второй главе Конституции РФ или второй главе Конституции Республики Мордовия статьи, содержащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй главы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

Дополнительный материал для хорошо подготовленных учащихся.

Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.). … Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. (История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. — М.: Издательство "Зерцало", 2000. — С. 223.)

Право как сложная система включает в себя множество норм права. Учитель просит учащихся обратить внимание на третий пункт параграфа «Норма права. Закон».

Проводится работа со схемой «Норма права».

По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

Так как учащиеся располагают таким источником конституционного права как Конституция, то можно посоветовать им привести пример нормы конституционного права.

Учитель ставит перед классом задачу: сравнить норму права с другими социальными нормами. Используется метод мозгового штурма.

Могут быть приняты следующие варианты различия норм права и норм морали:

Нормы права всегда закреплены в государственных правовых документах, нормы морали существуют в сознании людей, в учениях моралистов.

Нормы права обеспечиваются силой государства, соблюдение моральных норм обеспечивается благодаря совести и общественному мнению.

Несоблюдение норм права приводит к применению государственных санкций, несоблюдение норм морали - к общественному порицанию и мукам совести.

Менее подготовленные учащиеся могут воспользоваться материалами учебника (с. 70)

Сравнение норм права с другими социальными нормами позволяет подчеркнуть его особую роль как социального регулятор.

Далее учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах. Рассматривается схема (учебник с. 69) или можно продемонстрировать следующую схему:

После работы по схеме формулируются выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Конституция) и обыкновенные. Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

В третьем пункте параграфа также рассматривается понятие нормативного акта. Выделяем определение закона (с. 69). Структурируем учебную информацию в виде новой схемы.

Важно организовать работу со схемой, чтобы обучающиеся смогли уяснить суть каждого понятия. Учитель обращается к девятиклассникам с вопросами: Что означает такой признак закона как «закон обладает высшей юридической силой»? Какой орган законодательной власти принимает законы?

Приступая к изучению четвёртого пункта темы «Система законодательства» учитель говорит о том, что всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят прежде всего отрасли права. Учащиеся должны самостоятельно, работая по материалам учебниками, дополнить схему:

Завершив работу по схеме, учащиеся знакомятся с понятием институт права (учебник с. 71). Приводят примеры институтов конституционного, гражданского, уголовного, семейного, административного, трудового права.

Рефлексивный блок. Проверку достигнутых результатов целесообразно провести, обратившись к последнему разделу параграфа «Право и закон». Важно подвести учащихся к практическим выводам.

Существует ли различие между правом и законом? Или они абсолютно совпадают?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Возможные ответы: «Любой принятый закон - это есть право»

«Закон не всегда является правом»

«Государство может принять несправедливый закон»

«Несправедливый закон нельзя отнести к праву»

Подводятся выводы: Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными, их нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит своё выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы сами по себе, но и их действие, право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека; действующее законодательство определённой страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека.

Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов.

Домашнее задание : § 8. Задания 1,2.

Хорошо подготовленные учащиеся получают дополнительные задания:

1. Предлагается завершить работу над схемой «Отрасли права», начало которой было положено на уроке. Перед учащимися ставится проблема: Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части. Учащиеся должны понять, что отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.

Тема урока: «Роль права в жизни человека, общества, государства»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о роли права в жизни общества и государства; способствовать формированию правовой культуры, закрепить умения работать с источниками; воспитывать активную гражданскую позицию; формировать гражданские качества личности, делающих её политически активной в современном обществе, и выстраивать свою жизнь на основе нормативно- правовой основы РФ

а) образовательные:

Объяснить учащимся, что такое право, признаки и функции права;

Объяснить, что не бывает прав без обязанностей;

Понимать, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства.

Занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права.

б) развивающие:

Способствовать развитию умения учащихся характеризовать смысл основных понятий;

Умение работать с документами;

Развивать умение ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях с юридической точки зрения;

Развивать умение делать выводы

в) воспитательные:

Содействовать воспитанию осознанного уважения к правам и обязанностям друг друга;

Воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний;

Осознавать потребность общества в таком регуляторе общественной жизни как право.

Ход урока

I . Вводная часть.

1. Организационный момент.

2. Актуализация работы.

Диалог двух учащихся. Звучит запись первого крика ребенка. У доски стоят два ученика и ведут диалог.

Человек родился?

Человек родился.

Человек!

Получит свой первый документ – свидетельство о рождении и станет полноправным гражданином своей страны.

Человек растет. Общается с окружающим его обществом.

А общество живет по определенным правилам. Их называют социальными нормами.

А для чего люди придумывают социальные нормы?

Да чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае свои.

Но ведь эти правила выполнять необязательно, поэтому они не всегда наводят порядок.

Да, но некоторые правила обязательны и за то, что их не выполняют, приходится отвечать. Эти правила возведены в законы, которые охраняют права всех граждан и должны соблюдаться всеми. Если этого не происходит, то появляются конфликты между людьми и даже между государствами. Но как, же узнать, в каком случае, какой закон защищает наши права?

Давайте представим такую ситуацию. И взрослые, и дети постоянно что-то должны. Дети обязаны ходить в школу, делать домашние задания, выполнять различную работу на уроке. Взрослым людям нужно ходить на работу, заботиться о детях. Зачем всё это нужно, если мы хотим жить свободно? Представим полную свободу в обществе. Вы идёте по улице, кому-то понравилась ваша сумка. Её отбирают. Вы приходите на приём к врачу, а он говорит, что сегодня у него нет желания работать. В поезде, на котором вы едете, проводница не даёт вам постельное бельё, не объясняя причину. Ваш подарок от родителей (велосипед) брат отдал своему другу. Как вы думаете, к чему это приведёт?

- Хотели ли бы вы жить в таком обществе? Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод?

Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству? Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела обществознания – Право, которое как раз и поможет Вам защитить себя в нашей непростой жизни.

Запишем тему нашего урока: Право, его роль в жизни общества и государства

Определите цели урока

Верно, мы должны рассмотреть разные значения понятия права, определить его место в жизни общества и государства

Начать наше общение я предлагаю с постановки проблемы: «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

Я предлагаю вам высказать сейчас своё мнение, а в конце нашего занятия мы ещё раз обсудим этот вопрос, но уже опираясь на услышанное в ходе урока.

II . Основная часть. Изучение нового материала.

1. Рассмотреть содержание понятия «право»

В любом обществе должен существовать порядок. На чем же он базируется? На определенных нормах, правилах поведения, И неважно, говорим ли мы о древнейшем обществе охотников и собирателей, либо о современном постиндустриальном обществе. В нем обязательно работают социальные регуляторы, которые и определяют поведение каждого из нас. Как вы думаете, что это за социальные регуляторы (обычаи, традиции, религия, мораль, законы).

Правильно, поведение в обществе регулируется разными социальными нормами, которые действуют в обществе в целом или в ее отдельной сфере: в экономике, политике. Но один из этих регуляторов отличается коренным образом. Это – право. Оно получило свое название от латинского слова « justitia» (правда, справедливость). Понималось это слово в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. Однако слово право может иметь разный смысл.

- Что же такое Право? Попробуйте сформулировать его определения

1) возможность поступать тем или иным образом: право на что-то;

2) совокупность правил поведения, принятых в государстве и обязательных для выполнения

- А для кого приняты эти нормы? (для граждан, для чиновников, для органов управления)

Т.е., право определяет, не только правила поведения, но и правила управления обществом, государством, создается единый, равный для всех порядок.

Перечисленные права можно поделить на две группы. Как думаете, какие? Почему?

Правильно. Одна группа прав дана человеку от рождения, эти права необходимы для нормального развития, называются естественными. они выражены в Декларации прав человека, принятой ООН. Другие права зависят от формы государства и их принимает само государство. Такое право называется позитивным.

Одним из прав, действующих в нашем обществе является право на свободу слова. Что это означает?

Действительно, это означает, что вы можете выражать свое мнение по любой теме. А если вы оскорбите человека, выражая свое мнение о нем? Вы нарушаете его право, а именно честь и достоинство.

- Что же должно лежать в основе права? (справедливость, мера)

Но стоит следующая проблема: как определить меру справедливости ? Давайте размышлять. – Что такое мера? (Мера – это то, что отвечает на вопрос: сколько, какое количество, какой размер и т.д.)

- Как определить меру прав человека ? Получается, надо ограничить свободу человека? Право точно указывает, сколько свободы дано человеку

Т.о., подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей, которые, в свою очередь должны уважать ваши права. Право определяет, что человеку можно делать, а что нельзя, от чего он должен быть защищен и за что сам несет ответственность.

Взаимосвязь прав, свобод и ответственности очень точно выразил великий немецкий философ И. Кант в своем категорическом императиве права (абсолютно обязательном повелительном требовании). Вот примерный смысл императива: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами. Если вдуматься, философ призывает каждого очень ответственно относиться к своим поступкам. Поэтому юристы всегда подчеркивают, что право - это, прежде всего, ответственность.

Прочитайте отрывок из документа Е.Н.Трубецкого с. 73 и ответьте на вопрос: что служит границей внешней свободы отдельного лица? (в соответствии с требованиями добра).

Понятие «добро» является сутью морали. Значит, мораль и право есть слова-синонимы или нет? - В чем состоит отличие права от морали?

Подводя итог, можем сделать вывод о том, что право определяет определенные права и обязанности, принятые в государстве, определяемые мерой свободы, справедливости и ответственности.

2. История возникновения права. Работа с документами.

- Как и когда возникло право?

- Считаете ли вы, что право возникло с появлением человека? В частности было ли право в первобытном обществе?

Конечно же, не было. А чем тогда руководствовались первобытные люди в своей жизни? Обычаями и традициями. А они в свою очередь были окружены обрядами, ритуалами и церемониями. Например, вы знаете, почему люди при отъезде в далекую страну набирают в мешочек горсть родной земли. А это связано с тем, что древние славяне почитали землю и даже не делали весной заборов – берегли ее. С тех времен и сохранился ритуал целовать землю, клясться землей и хранить горсть земли.

Но по мере усложнения жизни, появления государства, развития собственности всё сложнее было обходиться устным преданием. К тому же правители хотели, чтобы правила были едиными по всей стране (ведь в каждом месте были свои особенности). В итоге появились письменные законы, сначала для особых случаев и ситуаций, а затем и своды законов. (Одним из древнейших законов был свод законов вавилонского царя Хаммурапи около 4 тысяч лет назад). Это был большой шаг вперёд, так как право - важнейший способ сделать жизнь государства и общества стабильной, предсказуемой, менее конфликтной. А такие явления, например, как кровная месть между родами приводила к постоянным междоусобицам, мятежам, бесконечным убийствам. В древние времена законам придавали божественный характер.

Одним из первых записанных правил являются законы царя Хаммурапи, созданные в начале 2 тыс. дон.э. На Руси первый письменный судебник «Русская правда» появился в XI веке. Давайте, ребята рассмотрим отрывки из названных сводов законов.

- Перед Вами статьи из законов Хаммурапи и Русской правды

Законы Хаммурапи . Я - ц а р ь м о г у ч и й сред и ц а р е й, м о и слов а п р е в о с х о д н ы, м о я мудрость бесподобна. П о п о в е л е н и ю Ш а м а ш а, в е л и к о г о судьи небе с и з е м л и, д а воссияет м о е п р а в о в с т р а н е, п о слову М а р д у к а, м о е г о в л а д ы к и, д а н е найдет м о й п а м я т н и к н и к о г о, к т о б ы удалил е г о.

196. Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему (самому).

197. Если он сломает кость у свободного, то должно сломать кость ему.

202. Если кто-нибудь ударит по щеке лицо высшего положения,

то должно публично ударить его шестьдесят раз плетью из воловьей кожи.

203. Если свободный ударит по щеке свободного одинакового поло­

жения, то обязан уплатить мину серебра.

Русская правда.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

Определите общие черты законов и различия (Общее и различие: закон защищал в большей степени тех, кто занимал высокое положение, или, по крайней мере, был свободен. Русской правде наказание сводилось к уплате штрафов. А в законах Хаммурапи наказание гораздо суровее. Вплоть до смерти. Из Русской правды видно, что от размера штрафа зависит, насколько высокое положение занимали данные категории населения. Например, за убийство холопа 5 гривен, а за убийство старосты 12 гривен. Также необходимо отметить, что Хаммурапи утверждает, что законы его имеют божественное происхождение и они вечны).

- Сейчас для нас эти законы кажутся неправдоподобными. Однако они действительно существовали.

Чем ближе к современности, тем важнее становилась роль права. Прежде многие государи рассуждали так: «Государство - это я», феодалы творили произвол и не соблюдали часто даже существующие законы, крепостные во многом вообще не попадали под юридическую защиту. В XVIII-XIX веках постепенно жизнь многих стран стала регулироваться Конституцией (о ней мы поговорим на будущих уроках) и ей подобными документами. Значит, власть была введена в определённые рамки, нарушать которые ей стало трудно. Закон вводит жизнь в управляемое русло. Твёрдые законы - это возможность для людей и организаций планировать завтрашний день, быть уверенным в будущем, предвидеть ход событий. Чем лучше законы, чем больше областей они регулируют, тем более мирные способы разрешения конфликтов, тем способнее общество к развитию. Другими словами без права невозможно регулировать жизнь общества и государства.

3. Определить признаки нормы права.

А теперь давайте откроем 72 страницу учебника и найдем определение нормы права. Выпишите это определение себе в тетради. Право – это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определённые права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.

Как видите, в основе права – совокупность правовых норм.

Что же собой представляет правовая норма? Найдите на с. 75 определение правой нормы и ее отличительные особенности

Норма права - это охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности.

Отличительные особенности:

Закрепленность в законе (или других нормативных актах0

Общеобязательность

Обеспеченность силой государства

Что значит общеобязательное?

Будет ли работать система, если каждая из норм права не будет обязательной для всех?

А кто должен обеспечить эту обязательность (Государство).

Каким образом? (Государство устанавливает, обеспечивает и гарантирует их выполнение и наказывает за их невыполнение)

4. Дать общую характеристику законам.

Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает или закрепляет ее в официальном письменном документе. Такие документы называют нормативно-правовыми актами. Из чего же складывается система законодательства? Рассмотрите схему с. 74.(Конституция, законы, подзаконные акты).

Почему схема имеет ступенчатую форму?

Конституция – фундамент всех законов страны. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают высшей юридической силой чем подзаконные акты. Они принимаются Федеральным собранием или всем народом (путем референдума), делятся на основной (Конституция) и обыкновенные. Подзаконные акты зависят от того кто их издает: Указы (президент), постановления (правительство), приказы, распоряжения (министерства) и т.д.

Почему лестница имеет единое основание?

5. Главное предназначение права выражены в их функциях.

Функции права:

А) регулятивная: регулирует общественные отношения, устанавливая модель поведения их участников.

Б) охранительная: защищает, охраняет интересы людей, устанавливает юридическую ответственность.

III . Проверка усвоения материала

1. Признаки права. Упражнение « Реконструкция правового источника»

А теперь подробнее остановимся на современном праве. А именно современном праве России. Скажите ребята, а каким вы представляете право сейчас? Какими признаками вы наделите право? Для этого закончите предложения . Работа со слайдом. С некоторыми признаками Вы уже познакомились. Поэтому Вам будет нетрудно справиться со своей задачей.

1. Право выражено в …………нормативно-правовых актах. Правило, записанное в любом законе, и есть право.

2. Право принимается………государственными органами, уполномоченными лицами в особом порядке в процессе правотворческой деятельности.

3. За нарушение права всегда наступает…….юридическая ответственность.

4. Право регулирует только конкретные………..поступки людей и не вмешивается в мир их чувств и идей.

5. Право не……вечно. Оно создается………. Людьми и может ими же быть изменено, но действует оно одинаково для всех.

2. А теперь давайте снова вернёмся к вопросу, который мы обсуждали в начале нашего урока. Изменилось ли ваше мнение по вопросу о том, что «Если бы все люди поступали в соответствии с десятью заповедями Христа, нужны ли были законы?»

3. Скажите, какова же роль права в обществе и государстве?
4. Согласны ли вы с высказыванием У. Шекспира Сущность закона – человеколюбие

Ребята, давайте вместе подведем итоги нашему уроку.

Что на уроке было главным?

Что было интересным?

Что узнали нового?

Что вызвало затруднение?

IV . Подведение итогов урока.

Право играет одну из важнейших ролей в жизни человека и общества. Всё, что прописано в правовых источниках является основой для организации жизни и деятельности любого гражданского общества. Необходимо чётко осознавать всю важность соблюдения законов, т.к. это является незыблемым фундаментом для любого государственного устройства.

Не случайно символом нашего урока была древнегреческая богиня правосудия - Фемида. Фемида иносказательно означает теперь закон, а ее весы – символизируют правосудие. Ведь весы - древний символ справедливости и меры. Как вы думаете, что означает повязка на глазах? (Беспристрастие)

Что означает меч? Меч Фемиды – обоюдоострый, он не только карает, но и предупреждает. Держит его богиня в правой руке, что означает сторону действия"правого дела" и силы. Что означают символы - змея, книга, - подумать дома.

V . Д/з. п.8, с.69-70, 72-75 . Думаю, что каждый из вас в ходе работы на уроке сделал для себя определённые выводы. Домашнее задание будет носить творческий характер и вам предстоит написать эссе на тему: «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага». (Вл. Соловьёв, философ).

Планответа:

1. Право - результат исторического развития общества.

2. Понятие права.

3. Роль права в обществе.

Всякое человеческое общество испытывает потребность в четкой организации деятельности людей, их поведения с целью защиты жизни членов общества, их собственности, преодолении раздоров, нетерпимости и т.д. Постепенно в ходе истории сложились общие правила (правовые нормы), которые точно указывали всем и каждо­му, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, .ка­кие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его от­ветственность перед людьми. Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего соглашения, гражданского мира, диало­га, договоренности.

Право соединило в себе одновременно два смысловых значения. Одно связано с понятием править, управлять, регулировать (отно­шения между людьми и общественный порядок). С помощью норм права осуществляется правление, управление в государстве. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью норм права порядок, на него находят «управу», т.е. заставляют считаться с установленными нормами. Другое, связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентируется на правду, справедливость. Если государство признает правовую норму, то оно утверждает ее в своем законода­тельстве, выполнять которое обязаны все граждане данной страны.

Право - это особый регулятор общественных отношений чело­веческого поведения; оно находит свое выражение в системе юридических (правовых) норм (правил), которые закрепляют исто­рически сложившиеся в обществе представления о порядке и спра­ведливости.

Право может быть закреплено в форме принятого государством закона или существовать в виде образца, идеала. Система права включает в себя большие группы правовых норм, объединенных общностью регулируемых ими общественных отношений. Эти группы норм принято называть отраслями права. Отраслей права очень много - конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, и т.д.

Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы человека. Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и ува­жать права других людей.

На основе прав люди регулируют свои частные интересы: в ма­териальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, духовно-нравственном самосовершенствовании, учебе, творчестве, информации и т.д. Удовлетворение частных интересов приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидуумами, социальными группами, порождает определенные институты - се­мью, творческие союзы, потребительские организации и т.д.

Так складывается гражданское общество, где право регулирует отношения, интересы, потребности граждан в различных сферах жизни общества.

Билет 4

Человек и культура

Юридическая ответственность, се виды

Человек и культура

План ответа:

1 Культура процесс созидания материальных и духовных благ в обществе

2 Человек - субъект культуры.

3 Единство человека и культуры.

Культура является существенной характеристикой жизни обще­ства и неотделима от человека как социального общества. В процес­се жизнедеятельности человек формируется как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в данном общест­ве ценностям, традициям, овладения им присущими данной культу­ре приемами и навыками деятельности и т.д. Культура представляет собой меру человеческого в человеке.

Первоначально культура означала возделывание, культивирова­ние почвы, но в дальнейшем получила более общее значение - со­зидание каких-либо ценностей (материальных, духовных). Накоп­ление культурных ценностей связано с передачей их от одного поколения к другому (преемственность"). Наиболее устойчивая сто­рона культуры - культурные традиции - элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений - ценности, идеи, обычаи и т.д. Формирование культуры предполагает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового, приращение куль­турною богатства в процессе творчества, когда новые ценности приобретают общественную значимость.

Важным признаком культурного развития человека, общества является наличие необходимых условий для проявления и развития творческих сил, способностей, талантов человека - музыкальные и художественные школы, клубы по интересам, самодеятельные теат­ры и т.д.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой про­является в культуре нашего общества: упадок морали, ожесточенность, низкое финансирование культуры, засорение русского языка иностранными словами, бранной речью, утечка специалистов за границу и т.д. Все это привело к резкому падению культурного уровня человека, народа. Однако последние два года, правительство России наметило комплексную программу по исправлению сло­жившегося положения.

Поделиться: