Скачать памятку водителю по заполнению европротокола. Как правильно заполнить извещение о ДТП

2 533 Просмотры

Самостоятельно составить европротокол, расписаться и разъехаться — очевидная экономия времени и необходимое удобство. Большое количество аварий состоит из мелкой категории ДТП с незначительными повреждениями автомобилей. Зачастую это наезд на стоянке, столкновение транспортных средств на небольшой скорости, при движении в районе светофоров, или на крутых поворотах, мостах.
Согласно новым правилам ПДД, водители вправе оформлять небольшие аварии без вызова инспекторов. Но есть определённые нюансы, после того как на месте был составлен европротокол требуется не позже пяти дней, обязательно обратиться в страховую компанию. Если же данный строк истечет — страховщики вправе отказать в помощи. Учтите этот важный факт!

Меню статьи

Что такое европротокол?

Европротокол — это документ, согласно которому можно оформить участниками ДТП страховое событие по ОСАГО. В глубоком понимании это упрощенная процедура фиксирования аварии, в которой нет пострадавших людей, участниками которой являются только два автомобиля и у которых есть полюсы ОСАГО, а так же им присуще наличие незначительных повреждений у машин двух сторон, которые сумели между собой договориться.

Преимущества данной процедуры:

  • экономия времени (не нужно ждать приезда инспектора, и в силу своих возможностей самостоятельно оценить произошедшее);
  • простая система оформления;
  • нет необходимости платить штрафы инспекторам ГИБДД.

В случае ДТП, вы обязаны заполнить бланк европротокола — извещения об аварии. Оно состоит из двух частей: лицевой стороны и оборотной. Первая часть должна нести информацию о характере произошедшего, о владельцах транспортных средств. Другая часть — копирующая желтая бумага. Поэтому автовладельцы заполняют только один бланк на двоих, на результат работы страховой компании это никак не влияет.

Процедура заполнения пунктов достаточна проста, основными из них считаются:

  • данные об автомобиле;
  • место, время, дата;
  • информация об участниках и свидетелях аварии;
  • сведения об страховых компаниях.
  • место первоначального удара;
  • характеристика повреждений (локализация, размер, оценка);
  • особые замечания пострадавшего;
  • обстоятельства (описание причин столкновения машин);
  • тут необходимо схематично изобразить место катастрофы с контурами дороги, светофорами и прочими данными, которые могут быть важными при разбирательстве.

В ненужных строках на бланки ставьте длинные прочерки либо букву Z, чтобы ничего уже нельзя было дописать. Заполнив все строфы, необходимо обоим участникам подтвердить написанное подписью. В случае повреждения бланка необходимо заполнить новый, без дефектов. Если одна из сторон отказалась от заполнения европротокола, то сделка сорвана, нужно обращаться к сотрудникам ГИБДД.

В связи с нововведениями с 1 июля 2015 года немного изменилась процедура оформления ДТП. При незначительных повреждениях транспортных средств анализ аварии должен проводиться вне зоны дорожного движения, чтобы не создавать неудобств на проезжей части. Участники должны по возможности оперативно покинуть место передвижения транспорта, потому что это нарушение влечет за собой оплату штрафа. Согласно правилам ОСАГО необходимо правильно оформить ДТП:

  • участниками аварии являются два транспортных средства;
  • бланк заполняется самостоятельно при наличии полюса ОСАГО у обеих сторон;
  • совершается сделка при условии, что не причинено вреда другим машинам и обе стороны пришли к общему мнению.

Если причиной ДТП является неадекватное состояние одного из сторон, в таком случае рекомендуется не составлять самостоятельно документы, а обратиться к сотрудникам ГИБДД.

Обратите внимание, европротокол вы оформляете самостоятельно, а значит, бланк должен всегда находиться в машине! Взять их бесплатно вы можете в своих страховых компаниях. Но также пустые бланки извещений можно скачать из интернета, но там не будет второй стороны, которая должна копироваться – а это обязательно. Но можно как вариант заполнять при происшествии два экземпляра (бланка), но страховые компании могут негативно на это отреагировать и даже отказать в оплате.

Европротокол при ДТП 2014-2015. Правила оформления

Во время аварии главное не паниковать. Ваши действия:

  • останавливаетесь и выставляете аварийный знак;
  • ни в коем случае не убираете следы аварии и приблизительно оцениваете размеры ущерба;
  • по возможности собираете контакты свидетелей;
  • делаем фотографии: общее фото места происшествия, следов торможения, обломков, разбитых деталей, обоих машин со всех сторон и обязательно их номера, а также отдельные поврежденные части транспортных средств.

Составленный вами Европротокол будет действителен, если:

  • нет пострадавших (водителей, пешеходов);
  • участниками ДТП являются двое водителей;
  • есть в наличие у обоих страховой полюс;
  • составлено «Извещение об аварии»;
  • у обеих сторон нет разногласий.

В большей части регионов России можно самостоятельно оформлять европротокол лишь при небольших ДТП, когда максимальная сумма ущерба составляет не больше 50 тысяч рублей. Но в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург ущерб может быть равен 400 000 рублей при условии наличия записи видеорегистратора, где зафиксировано время, дату, координаты авто, а также ускорение, торможение и удары. Такие жесткие требования страховых компаний в силе уже с 2016 года. Исключение для тех, кто приобрел полюс ОСАГО до 2 августа 2014 года — максимальное возмещение ущерба — 25 тысяч рублей. Виновник обязуется возместить страховщику всю сумму, если он:

  • с опозданием ознакомил страховую компанию с катастрофой;
  • занялся ремонтом автомобиля раньше, чем 15 дней с момента происшествия;
  • не согласился предоставить свое транспортное средство для экспертизы.

В случае если не хватит денег для ремонта машины пострадавшего, или будут обнаружены другие повреждения, о которых не упомянули в извещении, виновник обязуется оплатить ремонт самостоятельно либо в добровольном порядке, либо с помощью суда.

Правила, которые необходимо соблюдать каждому водителю в оформлении Европротокола при ДТП 2017-2018:

  • при заполнении рекомендуется пользоваться шариковой ручкой;
  • извещение имеет две стороны, каждый из водителей заполняет свою колонку на обеих сторонах;
  • в завершении заполнения экземпляры нужно разделить и заверить подписями обеих водителей.

В течение пяти дней необходимо обратиться в страховую компанию и предоставить им следующий пакет справок: экземпляр извещения об аварии, заявление о возмещении убытков, электронный носитель с информацией об ДТП (при необходимости), заявление о том, что видео, фото на носителе не подлежали изменениям. Страховая, получив документы, отправляет виновнику аварии заявку, которую тот должен подтвердить, после чего страховая выплачивает деньги. Более детально ознакомиться с образцом европротокола при ДТП 2017-2018 и правилами оформления, и найти ответы на дополнительные вопросы вы можете на сайте Российского Союза Автостраховщиков.

Европротокол — победа справедливости

Чтобы дело было выиграно в пользу пострадавшего, необходимо не только правильно заполнить все поля извещения, но и верно составить схему ДТП. Для этого нужно учитывать следующие нюансы:

  • внешнее оформление: используйте чистый лист А4 (при наличии), в крайнем случае подойдет и тетрадный листок в развернутом виде — такой масштаб позволит более детально описать ситуацию, изображайте место происшествия только ручкой, ни в коем случае карандашом (его можно вытереть);
  • название (Схема ДТП);
  • местность (по возможности нарисуйте всё до мелочей — дома, направление машин, название улиц, остановки, магазины, если есть показания свидетелей — их стоит также отобразить) — это всё поможет доказать вину другой стороны.

Под схемой при наличии знаков должна быть их расшифровка, чтобы от страховой компании или ГИБДД не было лишних вопросов. Существуют также случаи (прописаны в законодательстве), когда вызов ГИБДД крайне необходим. Это случай, когда пострадал лишь один автомобиль и в придачу пострадали люди. Также если один из водителей не в трезвом состоянии — стоит отказаться от заполнения протокола самостоятельно. Когда повреждение машины достаточно серьезное, и денег на возмещения ущерба не хватит — обязательно обратитесь к специальным органам. Только при этом условии есть возможность получить максимальную страховую выплату, но согласно ОСАГО потерпевший не имеет права оспаривать полученную сумму. Стоит обратить внимание на дату выдачи полюса второго участника — от этого будет зависеть максимальная или минимальная сумма выплаты.

Отказать в оплате страховая компания может при условии, если:

  • в извещении подпись только одной стороны;
  • информация в европротоколе не подлежит чтению (испорчена внешними факторами, например, размылись чернила, растеклась вода и другое);
  • полюсы у обеих сторон не действительны или подделанные;
  • данные обеих сторон имеют разногласия;
  • сторона виновника не вписана в полюс ОСАГО;
  • неверно указаны в извещении личные данные сторон.

ОСАГО — это обязательное страхование транспортного средства, получить регистрацию которого можно даже онлайн. Обязательно необходимо указать водителей, которые имеют право пользоваться авто. Если же указано неограниченное количество таковых, то управлять машиной можно при наличии водительского удостоверения. При непрохождении регистрации для получения страхового полюса — наказывается штрафом в размере от 500 до 800 рублей. Также необходимо продлевать полюс ОСАГО за два месяца до окончания действия страховки. Что дает нам этот полюс? Очень важное — виновникам ДТП не нужно оплачивать ремонт автомобиля, возмещать ущерб пострадавшим объектам всё компенсирует страховщик. Стоимость данной страховки зависит от:

  • места регистрации;
  • периода эксплуатации транспортного средства;
  • мощности двигателя;
  • возраста и количества уполномоченных автовладельцев;
  • тарифов, которые установлены страховщиков;
  • ставки страхового тарифа (устанавливаются Центральным банком).

Самыми распространенными ошибками водителей при оформлении Европротокола являются:

  • неправильное заполнение пункта «Обстоятельства ДТП». Часто этот пункт вызывает противоречия и сомнения в правдивости;
  • отсутствие схемы вообще (многие автовладельцы считают, что она не нужна и не изображают ее, а некоторые рисуют только два авто и ничего больше);
  • сомнения в важности заполнения европротокола (водители считают, что легче заплатить штраф в размере 1 тыс. рублей, чем потом доплачивать за ремонт пострадавшей машины).

В связи с поправками в законе с 1 января 2017 года все страховые компании обязаны оформлять электронные полюсы ОСАГО. В случае если это на время станет невозможным по причине неполадок, страховщики обязуются об этом сообщать незамедлительно. Также установлен новый штраф за невыполнение оформления полюса ОСАГО — 300 тысяч рублей.

Очень часто водители авто некачественно и неточно заполняют бланки извещения о происшествии, неправильно оценивают ситуацию, повреждения машин, что приводит к плачевному результату — отказу. Такое понятие, как отказ об оплате страховой компании, достаточно распространённый случай.

Какие же причины отказа?

  1. Документальные ошибки. К сожалению, законом не предусмотрен точный список документов, которые необходимо предоставить страховщику. Обычно это извещение об аварии, техпаспорт, паспорт, водительское удостоверение, заявление на возмещение ущерба. Но в интересах страховой компании может быть и другой перечень документов, в частности и тех, которых достать практически невозможно. Такая же ситуация, когда по мнению страховщика документы предоставлены с нарушениями, так как многие формы не были утверждены законом.
  2. Решение суда. Когда суд решает чтобы выплатил ущерб физическое лицо, юридическое в таком случае отказывается платить. Такая ситуация возникает, когда подан иск на виновника, и заведено уголовное дело. Тогда страховая компания решает пойти против законодательства и отказать в оплате ущерба.
  3. Неправомерное пользование транспортным средством. Такое объяснение находит компания в том, что машина принадлежит юридическому лицу, а управлял ею подчиненный. Очень часто для экономии финансов не по правилам регистрируют авто либо не заверяют нотариально договор аренды.
  4. Страховое событие. Случай немного странен: страховщики считают, что столкновение машины в движении с авто без движения — это не катастрофа. В итоге, нет аварии — нет возмещения ущерба.
  5. Пассивные страховые компании. Вы подали весь пакет документов, прошли нужные сроки, но ответа нет. Этот завуалированный способ отказа очень распространенный среди недобросовестных страховых компаний. К сожалению, тут нужно бороться за свои права с помощью профессионального юриста.

Если уж случилось столкновение, стороны имеют право покинуть место аварии если:

  • нет пострадавших;
  • нет разногласий;
  • есть фото или видео места происшествия;
  • авто пострадало при парковке (или при подобных ситуациях);
  • незначительная авария.

Обратите внимание! Фото- или видеосъемка должна отобразить происходящее после происшествия в течение 60 минут и иметь такую информацию в себе: регистрационные знаки транспортных средств или идентификационные номера, отдельные места повреждений на машинах крупным планом, размещение авто с другими объектами перемещения или домами (магазинами), регистрационный знак свидетеля произошедшего (если тот был на машине).

В случае отсутствия данных факторов, покинувший место происшествия виновник обязан понести наказание, ведь это грубое правонарушение. Самыми распространенными вариантами наказания являются либо лишение водительских прав до 2-х лет, либо административный арест до 15-ти суток. Право выбирать принадлежит только суду после рассмотрения дела. Но есть свои нюансы: особы, которые понесут наказание только в виде лишения прав:

  • беременные женщины;
  • женщины, имеющие детей младше четырнадцати лет;
  • лица, не достигнувшие восемнадцати лет;
  • инвалиды І, ІІ групп;
  • военнослужащие;
  • сотрудники органов внутренних дел, пожарной службы, таможенных органов.

В большинстве случаев судьи лишают водительских прав, не предоставляя права выбора нарушителю. Но все же потребность в юридической консультации необходима.

Алгоритм действий и документы без Европротокола

Прежде чем заняться схемой происшествия, обязательно нужно найти свидетелей. Соберите их данные, и уже рисуя схему — подтвердите ее подписями свидетелей! После необходимо зафиксировать место катастрофы, повреждения транспортного средства с помощью видео либо фото; и лишь после этих действий уберите пострадавшее авто с проезжей части (помним в ином случае — это грубое правонарушение!); собрав все необходимые данные уже можно обращаться к сотрудникам ГИБДД. Значит, схема действий такова: произошло столкновение, нашли виновника (который добровольно признал свою вину), нашли свидетелей, подтверждавших верность данных, фиксируем ДТП (фото, видео), далее совместное оформление протокола обеими сторонами, оцениваем сумму повреждения, подтверждаем написанное подписями, составляем правильную схему со всеми подробностями, пострадавший отдает собранный пакет документов в свою страховую форму для возмещения ущерба и ни в коем случае не ремонтирует машину сразу после ДТП.

Ознакомившись со всеми правилами, нюансами поведения во время ДТП, находим такие преимущества самостоятельного оформления протокола:

  • экономия времени при незначительных авариях;
  • отсутствия протокола от сотрудников ГИБДД, который обязывает стороны оплатить штраф или ведет за собой лишение водительских прав;
  • при самостоятельном оформлении случая, можно быстро всё заполнить и обратиться в страховую компанию для выплаты;
  • виновник не несет административной ответственности.

«Безлимитный протокол» предоставляет: выплату в пределах 400 000 рублей, оформление полюса в любом регионе страны, место ДТП — Москва и область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, факт зафиксирован съемкой с применением глобальных спутниковых систем.

При привлекающих плюсах составления данного документа присутствует и бесспорный риск:

  • неадекватная оценка произошедшего;
  • строгие правила оформления протокола (любая ошибка приведет к отказу оплаты);
  • документ заполняется исключительно в одном экземпляре (отдав его страховщикам, стороны остаются без документов);
  • виновник в случае недостачи денег для ремонта обязуется перекрыть эту разницу самостоятельно;
  • риск об отказе страховщиков в выплате.

На самом деле, будет достаточно прочная гарантия справедливости тогда, когда будут утверждены правительством единые бланки извещения об аварии (чтобы страховые компании уже не могли отказать в выплате по этой причине). Устройства фиксации происшествия будут доступны каждому автовладельцу, страховщики станут серьезнее относиться к обращению обеих сторон нарушения и выплачивать все по максимуму, водители наберутся опыта для правильного и более детального и точного заполнения протокола. Без этого наблюдаем пробки на дорогах, и несправедливость в решении проблемы.

В России достаточно серьезную популярность получило оформление протокола еще с 2015 года. По статистике, с каждым годом количество таких заполненных документов увеличивается на 20%. По результатам опроса, 25% водителей уже имеют опыт составления протокола, они считают это очень удобным и хорошим вариантом уладить недоразумение и освободить проезжую часть. Это говорит о том, что водители стали смелее в своих поступках, в умении уладить все самостоятельно и доказать свою правоту. Составить европротокол — отличное решение проблем на наших дорогах.

Вот вы и узнали, как составляется европротокол при ДТП в 2017-2018 году и основные правила его оформления.

Видео оформления Европротокола без вызова ГИБДД

Инструкция 30.08.16 110 882 0

Как оформить аварию по европротоколу

Без полиции, волнения и ошибок

На светофоре в зад вашего автомобиля въехали.

Повреждений немного: вмятина на бампере, погнут номерной знак и разбит противотуманный фонарь. Второй водитель от своей вины не отказывается.

Евгений Попков

автолюбитель

С вызовом полиции на оформление аварии уйдет полдня. И это не считая необходимости ехать в отделение за справкой о ДТП , без которой не получить выплату по ОСАГО .

Но можно уложиться в один час и не ездить за справками по инстанциям. Для этого достаточно оформить аварию по европротоколу.

Что такое европротокол

Европейский протокол - это процедура оформления аварии без вызова полиции. Водители на месте самостоятельно заполняют документы для получения выплаты по ОСАГО и спокойно разъезжаются.

Подобная практика давно и успешно применяется за рубежом. Отсюда и название.

Европротокол действует на всей территории России. Даже если ваша машина стоит на учете в Москве, а въехали в нее во Владивостоке, вы всё равно можете им воспользоваться.

За поврежденный автомобиль по европротоколу можно получить не более 100 тысяч рублей.

Основные положения Европейского протокола определены в законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Выплачивать возмещение по авариям, оформленным без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, обязаны все страховые компании, имеющие действующую лицензию на ОСАГО .

Более того, европротокол работает и по полисам добровольного автострахования - каско. Центральный банк РФ обязал страховые компании, работающие по каско, включить в правила страхования пункт об оформлении ДТП без вызова сотрудников полиции. Если ДТП соответствует требованиям европротокола, клиент страховой может заявить убыток по каско без справок.

Шесть признаков того, что вам не нужно вызывать полицию

Прежде чем оформлять документы без полиции, убедитесь, что ваша авария соответствует требованиям европротокола:

  1. В ДТП участвовали два автомобиля.
  2. Место аварии - Россия. Во многих зарубежных странах есть свой европротокол, но там не действует российский полис ОСАГО .
  3. Повреждения получили только машины, пострадавших и жертв нет. Иное имущество - личные вещи пассажиров, фонарные столбы и дорожные ограждения - не пострадало.
  4. Будущий ремонт автомобиля пострадавшей стороны не превысит 100 тысяч рублей.
  5. У обоих водителей есть полисы ОСАГО . Если второй участник - иностранный гражданин, то у него должен быть полис страхования ответственности «Зеленая карта». Если это условие выполнено, то вы можете оформить документы по европротоколу, даже если у участников ДТП есть разногласия по обстоятельствам аварии и повреждениям машин.

Убедитесь, что авария подходит под все пять пунктов, и приступайте к оформлению документов.

Что нужно заполнить

Чтобы оформить аварию по европротоколу, водителям нужно заполнить единственный документ - извещение о ДТП . Его выдают страховые компании при покупке полиса ОСАГО . Бланки извещения также можно распечатать на обычном принтере минимум в двух экземплярах. Шаблон можно скачать с официального сайта РСА .


В бардачке почти каждого автомобиля лежит один или два бланка извещения. Неважно, чей бланк будет заполняться: форма извещения стандартная у всех страховых компаний. Если ни у вас, ни у второго водителя бланка не оказалось, одолжите его у любого водителя, проезжающего мимо.

Проверьте, есть ли у вас в машине бланк извещения о ДТП . Не нашли? Обратитесь в офис любой страховой компании - вам выдадут его бесплатно.

Помимо бланка извещения вам еще понадобится шариковая ручка и ровная твердая поверхность - книга, планшет или капот автомобиля. Извещение сделано из самокопирующейся бумаги, при его заполнении нужно посильнее нажимать на ручку, чтобы копия получилась читаемой. Гелевая ручка, фломастер или карандаш не подойдут.

Фотографировать место аварии и поврежденные автомобили необязательно. Но всё же рекомендуется сделать несколько снимков на смартфон на всякий случай.

Как заполнить бланк европротокола

Вы вместе со вторым водителем должны заполнить один бланк извещения о ДТП .

На лицевой стороне

Сведения о своей машине заносите в левую графу «Транспортное средство „А“», а виновник пусть заполняет правую графу «Транспортное средство „В“».


Повреждения автомобиля. В пункте 14 опишите повреждения вашего автомобиля как можно подробнее. Чем конкретнее формулировки, тем лучше:

Поврежден бампер, номерной знак, противотуманный фонарь

Бампер задний - вмятина в центральной части размером 10×10см и глубиной 3 см. Номерной знак - помят по всей площади. Противотуманный фонарь - разбито наружное стекло

Помята боковая дверь

Передняя левая дверь - вмятина в нижней части размером 50х10 см и глубиной 1 см

Царапины на крыле и бампере

Бампер передний - глубокие царапины на краске в правой части. Крыло переднее правое - царапины до металла на арке длиной 10 см

Если на лицевой стороне не хватает места для всех повреждений, используйте оборотную сторону. В этом случае сделайте пометку «Подробные повреждения на оборотной стороне».

Для определения размера повреждений вместо линейки можно использовать кредитную карту. Ее стандартный размер - 54×86 мм.

Часто машина в аварии получает скрытые повреждения, которые не видно сразу. При малейшем подозрении на такие повреждения вызывайте сотрудников ГИБДД .

Замечания. В пункте 15 водитель, виновный в ДТП , обязательно должен написать фразу «Свою вину в ДТП признаю. Претензий не имею». Если этой фразы в извещении не будет, страховая компания откажет вам в приеме документов и выплате по европротоколу.

Обстоятельства ДТП . В пункте 16 ставьте галочки напротив тех позиций, которые относятся к вашей аварии. Допускается указать сразу несколько позиций и в конце указать их точное число.

В случае наезда сзади на светофоре следует выбрать:

10 - Столкнулся с ТС , двигавшимся в том же направлении по той же полосе

Подписи сторон. Перед тем как ставить подписи в пункте 18, разделите копии извещения. На каждом бланке распишитесь сами и попросите сделать это второго водителя.

После того как вы подписали копии извещения на лицевой стороне, приступайте к заполнению оборотной стороны.

На оборотной стороне

Каждый водитель заполняет свой экземпляр оборотной стороны. Перед этим нужно разделить извещение, иначе лицевая сторона станет нечитаемой.


На своем экземпляре извещения вы указываете обстоятельства ДТП . Описывайте аварию так, как считаете нужным, но не экономьте бумагу и пишите подробнее.

Если для вашей версии обстоятельств не хватает места на бланке, приложите чистый лист бумаги и опишите на нем все подробности. Вверху листа сделайте запись «Приложение к извещению о ДТП » и поставьте дату аварии. В самом бланке сделайте отметку «Подробные обстоятельства ДТП в Приложении».

Важно

Приложение должны подписать оба водителя.

Куда подавать документы на выплату

Если бланк извещения о ДТП заполнили и подписали оба водителя, можно разъезжаться.

Для выплаты по европротоколу привезите заполненное извещение в страховую компанию, где вы приобретали полис ОСАГО . Обращаться в компанию виновника ДТП не требуется. Такая процедура называется прямым возмещением убытков и действует с 2007 года.

В офисе компании вас попросят написать заявление об убытке по форме и образцу, принятому в компании, и снимут копии документов на автомобиль: паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации, полис ОСАГО .

Важный совет для тех, кто виноват: если вы виновник ДТП и оформили все по европротоколу, обязательно сообщите в течение пяти дней в свою страховую компанию о факте аварии. В противном случае компания может потребовать с вас компенсировать выплату пострадавшему.

Документы на выплату можно будет подать дистанционно, например, загрузить копии через личный кабинет. Оригиналы документов передаются при осмотре машины.

Если стоимость ущерба более 100 тысяч

Но по нему действует ограничения:

  1. Место аварии - Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области.
  2. Факт аварии должен быть зафиксирован одним из способов: либо в специальном мобильном приложении ДТП. Европротокол, либо с помощью технического устройства, которое работает на базе ГЛОНАСС и позволяет точно установить координаты и факт ДТП.

Запомнить

  1. Для небольших аварий с двумя участниками можно не вызывать полицию и оформить всё самим в рамках европротокола.
  2. По европротоколу заполняется всего один документ - извещение о ДТП .
  3. При оформлении ДТП без вызова полиции можно рассчитывать на выплату до 100 тысяч рублей.
  4. Документы по европротоколу нужно подавать в страховую компанию, где вы купили полис ОСАГО .

Понятие пришло к нам из Европы и дословно означает «Европейский протокол». Он подразумевает упрощенную процедуру оформления возникшего ДТП, не требующую присутствия сотрудника полиции.

В российскую практику использование вошло с 2009 года. В 2014 году сделаны некоторые изменения, регулирующие размер выплат.

По закону участники аварии по обоюдному согласию могут самостоятельно оформить Европротокол ДТП в документальном виде (страховой случай). Представить документальные и электронные сведения в компанию страховщика и получить возмещение.

Оформление Европротокола экономит время. Участники аварии могут спокойно разъехаться, не создавая заторы на дорогах в ожидании сотрудников полиции.


Текущий Европротокол при ДТП 2019, правила оформления, бланки и прочие аспекты — обо всем подробно в этой статье.

Если участники регистрируют аварию самостоятельно путём оформления Европротокола, то учитываются возможные обстоятельства причинения ущерба третьему лицу.

Следует убедиться в том, что:

  • Нет повреждений сооружений придорожного использования.
  • Нет повреждения соседних транспортных средств.
  • Нет людей, получивших ранения.

В случае присутствия третьей стороны виновник ДТП обязан оплатить расходы. Если не достигнуто обоюдное соглашение, то оформление ДТП невозможно. Европротокол представляет собой бланк извещения, оформив который вы получаете страховые выплаты. Применяется если полис страхования ОСАГО, присутствует у обоих участников.

Процедура Европротокола для страховых случаев КАСКО не применяется, так как выплаты сопряжены с рядом затруднений.

Суммы возмещения

До 2016 года размер возмещения ущерба составлял 25 000 в рублевом эквиваленте. На данный момент оформить европротокол при ДТП пожелала десятая часть людей, попавших в аварию.
Причин несколько:

  • маленькая сумма возмещения;
  • отсутствие полученной выплаты из страховой компании из-за недочетов в документации.

По данным исследования граждане предпочитают подождать приезда сотрудников полиции и получить компенсацию у страховщика без проблем.

После внесения поправок в законодательство о страховании ОСАГО, сумму компенсации по страховому случаю подняли до 50 000 рублей. На территории Москвы, Санкт-Петербурга и окружающих областей до 400 000 в рублевом эквиваленте.

Единственным условием для получения полной суммы выплаты становится запись последствий аварии и места происшествия на специальную фото и видеотехнику. Пока нормативных актов для урегулирования процесса не создали.

В идеале, это устройство, относящееся к ГЛОНАСС. Установка ГЛОНАСС в новых ТС приобрела обязательный порядок на территории России только в 2016 году.

Что снимать и какой использовать ракурс

Съемку делают на протяжении часа после совершения ДТП.

В кадр должны отчетливо попасть знаки регистрации ТС участников, VIN-номера.

Подробно снять повреждения, используя 3–4 ракурса, для определения величины повреждения и степени потребности новых запчастей.

Следом снять расположение ТС относительно друг друга, привязывая расположение к нескольким ориентирам.

Если обнаружены свидетели, снимите номера принадлежащих им машин для подтверждения сведений.

Обязательные условия

В случае самостоятельного заполнения извещения по Европротоколу каждый участник описывает обстоятельства аварии.

Сумма ущерба, превышающая 50 000 для регионов России и 400 000 тысяч для Москвы, Санкт-Петербурга и областей, регистрации по Европротоколу не подлежит.

Если не достигнуто соглашения о степени виновности в аварии пригласите сотрудников ГИБДД для решения вопроса. Присутствие сотрудника обязательно если второй участник в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если второй участник ДТП регистрировал ТС на территории иного государства, то без выданной Грин-карты оформление ДТП по Европротоколу невозможно.

Порядок действий перед заполнением Европротокола

Если случившееся ДТП не отягощено последствиями и пострадавшими, произошло в результате совершения маневра, а не падения дерева на крышу.

А также если сумма ущерба не превышает компенсацию, установленную протоколом, то можно прибегнуть к оформлению Европротокола.

Порядок действий:

  • устанавливаются знаки аварийной остановки;
  • место аварии фиксируется на съемочный аппарат;
  • автомобили снимаются с 3–4 ракурсов с обозначением точки привязки;
  • собираются и фиксируются показания свидетелей;
  • после снятия тормозного пути и образовавшихся осколков ТС убирают с проезжей части;
  • заполняется извещение о ДТП обоими участниками, под копирку;
  • составляется схема — расположение ТС, направление движения, вид разметки дороги, наличие знаков движения, улицы, номера домов, положение окружающих объектов.

Как правильно заполнить бланк

Бланки двухсторонние и разделены на две колонки для обязательного заполнения. В заполнении участвуют оба водителя.

На первой стороне вносят информацию об участниках, свидетелях, месте совершения, причине, повлекшей аварию, характере повреждений и иную подобную информацию.

После внесения данных на первой стороне бланк раскрепляют и заполняют обратную сторону.

Заполнение каждого поля обязательно. Если данных нет, то пустые графы заполняются (-) или (Z). Если места на бланке недостаточно для внесения описания, добавляется приложение, которое подписывает второй участник ДТП.

Пункты, в которых чаще допускаются ошибки:

  • 14 - указываются внешние повреждения, которые определяются визуально — трещины, деформации, царапины, разрывы, сколы и иные, внутренние определяет экспертиза;
  • 15 – вносятся дополнительные замечания, описывающие характер случившейся аварии;
  • 16 – внимательно отнестись к понятиям правил ПДД — остановка и стоянка различаются по значению;
  • 17 – вносятся полные схематические изображения — если нет привязки схемы к нескольким объектам, она считается недействительной и будет оспорена страховой компанией;
  • 18 – содержит подписи обоих водителей, если нет одной подписи участника, протокол признается недействительным, подпись должна присутствовать в п. 15.

Бланк не будет принят страховой компанией ОСАГО если: он заполнен неразборчиво, поврежден, содержит исправления, не поставлены подписи участников, отсутствует заполнение некоторых пунктов без информации знаками (-; Z).

В чем могут быть проблемы

  1. При регистрации машины виновника в ином государстве и присутствии у него грин-карты, возможна регистрация аварии без участия полиции. Извещение о ДТП должно регистрироваться на бланке, выданном в российской страховой компании.
  2. Если в бланке указаны разногласия описывающие происшествие, он считается недействительным и будет оспариваться страховщиком.
  3. Если мнения по некоторым моментам аварии расходятся, то необходимо пригласить для регистрации сотрудника полиции.
  4. Если данные в протоколе не определяют виновности лиц, страховая организация вынуждена будет отказать в выплате компенсации. Этого не произойдет, если к бланку прикладывается фото и видеосъемка места происшествия с участием ТС.
  5. Если автомобиль, возвращающийся с места аварии, останавливает сотрудник полиции, то водитель показывает копию извещения, заверенную сотрудником страховой компании.

Действия водителей после оформления ДТП по европротоколу

После оформления ДТП, у каждого участника на руках остается своя часть.

Потерпевший должен на протяжении пяти рабочих дней посетить отделение страховой компании и передать в нее следующие данные:

  1. Часть бланка извещения о ДТП. При этом получить копию, заверенную агентом, для предоставления полиции, в случае остановки поврежденного ТС.
  2. Заявление на возмещение.
  3. Электронный накопитель информации, на который внесена запись о месте происшествия. Переписывать данные и предоставлять на ином носителе нельзя. Если вы неуверенные в признании подлинности данных страховщиком, сделайте независимую экспертизу записи.

Участник, виновный в создании аварийной ситуации, отправляет полученную часть бланка в страховую компанию. Он не имеет права в течение 15 дней заниматься ремонтом своего поврежденного транспорта. Если требуется начало ремонта до этого срока, то нужно разрешение страховой компании потерпевшей стороны.

Под Европротоколом понимают систему регистрации дорожного происшествия, при которой не требуется вызывать наряд инспекторов ГИБДД, а полученный в результате процедуры документ передается в страховую компанию для выплаты компенсации. Европейский протокол значительно упрощает и убыстряет процесс оформления ДТП, позволяя его участникам быстро разъехаться, не создавая дорожных заторов.

Чтобы гарантированно получить страховку на основании Европейского протокола, при его составлении требуется быть предельно внимательными. Как оформлять ДТП — тема нашей статьи.

Когда оформлять Европротокол?

Сумма страхового возмещения за ДТП при оформлении Европротокола не может быть более 50 тысяч рублей (если подписан после 02.08.2014). В случае, если хотя бы один страховой договор участников ДТП заключен до этого срока, сумма компенсации сокращается вдвое , до 25 тысяч. Однако для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской области действует безлимитный Европротокол, с суммой возмещения до 400 тысяч рублей.

Работает он только при некоторых условиях – факт ДТП должен быть зафиксирован дорожными камерами или иными средствами фото — и видеосъемки, а положение транспортных средств при их столкновении – спутниковой системой ГЛОНАСС.

Перед тем, как оформлять ДТП, следует убедиться, что для этого есть основания. В каких случаях допускается самостоятельное оформление аварии ?

  • в аварии участвовали только 2 автомобиля, которые могут уехать с места аварии своим ходом;
  • не был нанесен вред государственной, муниципальной собственности или имуществу третьих лиц;
  • обязательная страховка ОСАГО обоих участников происшествия (или наличие «зеленой карты);
  • участники не имеют разногласий в причинах аварии и одинаково смотрят на ситуацию;
  • ущерб от аварии оценивается автовладельцами в сумму не более 50 тысяч рублей (для ОСАГО, оформленных после 02.08.14).

Если ущерб от аварии оценивается в сумму, превышающую 50 тысяч, обойтись без приглашения инспектора ГИБДД не получится. Не обойтись без этого и в том случае, если хотя бы одному человеку был причинен вред здоровью (любой степени тяжести). При аварии с участием одного автомобиля (наезд на препятствие) Европротокол также не составляется.

С чего начать оформление ДТП по европротоколу?

При попадании в ДТП следует сразу же огородить место аварии знаком аварийной стоянки, чтобы следы происшествия не были мгновенно стерты. После этого проводится предварительный расчет ущерба, и собираются личные данные и контакты свидетелей аварии. Это пригодится, если со страховой компанией или другим участником аварии возникнут разногласия.

Самое важно – снять место аварии на фотоаппарат , видеокамеру или камеру мобильного телефона.

Чему стоит уделить внимание?

  • общий план аварии, который показывает, где именно находились авто в момент столкновения (проезжая часть, двор, парковка);
  • следы от шин, мелкие и крупные обломки автомобилей, следы осыпавшегося стекла;
  • номера машин и вид их поврежденных сторон;
  • поврежденные места крупным планом, на котором веден характер повреждения.

Если свидетели аварии готовы дать не только свои контактные данные, но и письменные показания, то обязательно возьмите их. Пусть они подробно опишут ДТП, а в конце поставят дату, время и место происшествия. Если в машине установлен видеорегистратор, сохраните видео с места аварии. Все это поможет в случае возникновения спора со страховщиками.

Бывает, что другой водитель не разрешает фотографировать и снимать на видео свой автомобиль. Настаивать в этом случае не стоит, следует ограничиться съемками только своей машины .

Как оформить Европротокол при ДТП?

Для оформления ДТП по Европротоколу страховая фирма при заключении договора ОСАГО выдает водителю 2 копии документа, который называется «Извещение о ДТП». Он содержит 3 скрепленных листа.

После заполнения первого листа на втором остается копия – поэтому заполнять протокол рекомендуется шариковой ручкой, для максимального давления на лист. Протокол заполняется совместно, обоими участниками аварии , после чего каждый получает копию документа. Остается только заполнить оборотную сторону.

Скачать бланк Европротокола и образец его заполнения вы можете в конце статьи. Сейчас мы разберемся, как оформить ДТП по Европротоколу:

  1. Место ДТП. Указывается город или иной населенный пункт, ближайший к месту аварии дом или иной значимый объект. Можно указать пересечение улиц (если авария случилась на перекрестке). Если авария случилась на трассе, указывается ее номер, километр и направление, от которого он отсчитывается.
  2. Дата и время аварии.
  3. Количество пострадавших автомобилей (здесь всегда пишется цифра 2, в противном случае протокол составлять нельзя).
  4. Раненые и погибшие лица. Всегда ставим прочерк, в противном случае мы бы вызывали сотрудников ГИБДД, а не писали протокол.
  5. Медицинский тест на алкоголь. Интересная статья в тему — . Ставим галочку рядом со словом «Нет». Направлять на медосмотр имеет право только дорожный инспектор.
  6. Материальный ущерб. В первой графе (ущерб другим транспортным средствам) всегда ставим галочку рядом с «Нет». Во второй графе (ущерб другому имуществу) можно указать «Да», если в результате ДТП был поврежден, к примеру, мобильный телефон или навигатор. При этом надо учитывать, что есть максимальная сумма страховой компенсации – 50 тысяч рублей в общем случае, 400 – в случае безлимитного протокола.
  7. Данные возможных свидетелей ДТП, а именно их ФИО, адрес регистрации и контактные данные (телефоны).
  8. Были ли на оформлении аварии инспекторы ГИБДД (всегда «Нет»).
  9. Данные о первом ТС (под литерой «А»), взятые из свидетельства о его регистрации.
  10. Собственник ТС (ФИО и адрес регистрации). Указывается по данным регистрационного свидетельства ТС.
  11. Подробные данные о водителе – ФИО, дата рождения, номер водительских прав, категория, вид документа на право пользования автомобилем, контактный телефон. Страховка выплачивается только водителю или лицу, у которого есть оформленная доверенность на получение страховой выплаты.
  12. Информация о страховщике – название компании, номер страхового полиса и период его действия.
  13. Место первого удара при столкновении (указывается графически стрелкой).
  14. Подробная информация о месте первого удара (словами).
  15. Замечания водителя (виновен в ДТП или нет). Важный пункт. В Европротоколе один из водителей обязан добровольно признать свою вину, а другой подчеркнуть свою невиновность.
  16. Детальная информация о ДТП. Владелец автомобиля «А» заполняет левый столбец (отмечает галочками подходящие пункты), а хозяин автомобиля «В» — правый. Все маневры, отмеченные в этом пункте, должны четко показывать ситуацию и вину одного из водителей (и невиновность другого).
  17. Графическая схема аварии с указанием близлежащих объектов, знаков дорожного движения, направления движения автомобилей, знаков дорожной разметки и пр.
  18. Подписи обоих водителей. Они удостоверяют факт отсутствия разногласий по основным пунктам протокола (пункты об обстоятельствах ДТП).

В том же самом порядке оформляем Европротокол и в другой, правой колонке (водителем транспортного средства под литерой «В»).

Оборотная сторона Европейского протокола (3 лист) заполняется следующим образом:

  1. Указание на транспортное средство, от лица которого заполнялась первая часть протокола («А» или «В»).
  2. Изложение обстоятельств аварии в сжатой, но достаточной для понимания форме. Указание на маневры, направление движения и место аварии. Кратко указываются и маневры другого участника аварии.
  3. Отметка о том, кто был за рулем ТС в момент аварии – собственник или другой человек, имеющий право управления автомобилем.
  4. Сведения о других участниках аварии, если их более 2 (здесь всегда ставим прочерк).
  5. Повреждения иного имущества, если имело место. Речь идет о вещах, которые находились в автомобилях в момент ДТПбытовых приборах, сотовых телефонах, видеорегистраторах.
  6. Может ли ТС уехать с места аварии своим ходом (ставим галочку рядом со словом «Нет»). В противном случае вызова инспектора ГИБДД не избежать.
  7. Примечания. Дополнительная информация (к примеру о том, что авария была заснята на мобильный телефон или фотоаппарат).
  8. Дата заполнения протокола, подпись водителя и его инициалы.

Оформив ДТП по Европротоколу, потерпевший передает его в свою страховую компанию в течение 15 рабочих дней (лучше это сделать как можно быстрее, хотя бы в первые 5 дней). Вместе с протоколом подается заявление о прямом возмещении убытков и электронный носитель с фото- и видеоинформацией с места аварии (если имеется).

Виновник аварии также передает оформленный Европротокол своей страховой организации и обязуется не ремонтировать автомобиль в течение 15 дней (время на рассмотрение страхового случая). Если ремонт необходим в ближайшие сроки, водитель может самостоятельно обратиться в страховую для осмотра и получить разрешение на досрочный ремонт.

Бланк протокола и образец оформления ДТП

Оформление европротокола в картинках (инфографика)

Удачи на дорогах и старайтесь не попадать в ДТП.

Поделиться: