К какой категории относятся маломерные суда. Новое понятие маломерного судна

Сегодня разработаны десятки видов небольших лодок, которые задействуются в спорте (воднолыжном, гребном, парусном), для обеспечения народнохозяйственных целей и использующиеся для общих нужд. Для определения ходовых качеств и истинной задачи судна следует чётко определить виды на основании конструктивных и эксплуатационных критериев.

По предназначению

Ключевым фактором классификации является предназначение судна. Сегодня выделяют несколько основных направлений использования:

  • для народнохозяйственных задач. Категория дополнительно разделяется на:
    1. спасательные;
    2. гидрографические;
    3. разъездные;
    4. лоцманские;
    5. лесосплавные и т. д.
Спасательные катера класса «Tamar»
  • суда для занятий спортом: греблей, водными лыжами и т. д.;
  • прогулочные разновидности акцентируют внимание на внутреннем обустройстве и удобстве для пассажиров;
  • туристические модели обладают либо большой вместимостью пассажиров, либо предназначены для длительных путешествий;
  • для рыбалки и охоты.

Для народнохозяйственных целей

В сельском хозяйстве используется много небольших судов, которые позволяют транспортировать необходимые ресурсы: сено, продукты, дрова, скот. В таких моделях всегда делается больший упор на вместимость и грузоподъёмность. Предпочитается также остойчивость, экономный расход топлива и надёжная конструкция.

Подобные модели часто лишены предметов интерьера для обеспечения комфорта (мягких сидений, ветрозащитного стекла или тента). В отдельных районах пользуются популярностью модели, приспособленные к местным условиям. Для сельскохозяйственных целей используются исключительно речные суда.

Спортивные

Главное отличие заключается в способности причислить его к одному из существующих видов спорта. В России самыми популярными спортивными катерами являются модели из класса SB-350 и SC-500 – это современные суда, распределённые по объёму цилиндров двигателя, у SB-350 – 350 см 3 , а у SC-500 – 500 см 3 .
Катер спортивный

Для этих моделей разработаны индивидуальные правила строения, они имеют специальный регламент по размерам корпусов. Правила запрещают использование специальных поверхностей с аэродинамическими свойствами, превосходящими установленные нормы. Стандарты предписаны с целью предотвращения несчастных случаев и создания равных условий для получения победы.

Ключевым отличием гоночных лодок является способность развивать высокую скорость при создании определённых условий. Преимущественно их мореходность невысока, а комфортабельности должного значения не придаётся. К исключениям можно отнести крейсерно-гоночные суда, но они относятся к большим конструкциям.

Прогулочные

Применяются для непродолжительных выходов в плавание. Преимущественно прогулки занимают не больше 2 суток. Количество пассажиров от 2 до 6 человек. Акцент в их конструкции сделан на пространный кокпит с повышенными удобствами для размещения пассажиров. Для защиты экипажа от плохой погоды предусматривается мягкий или жёсткий тент, в некоторых моделях встроена рубка-убежище, которая располагается в носовой платформе. Прогулочные суда с навесным мотором комплектуются небольшим топливным баком, горючего в котором достаточно на 100 км, иногда на 120 км.

Гребные лодки также бывают прогулочными и туристическими. Отличить такие модели можно по небольшому количеству пассажиров и широкому кокпиту, так как место необходимо для хранения походных вещей. В таких лодках не ночуют, в основном берут палатки, и разбивают лагерь на берегу.


Прогулочные суда

Туристические

Модели лодок туристического предназначения используются для прогулок на дальние расстояния, соответственно, имеют удобства для обитаемости и обладают высокими мореходными свойствами. Конструкция суден зависит от условий, в которых они будут эксплуатироваться.

К туристическим лодкам относятся как складные каноэ, байдарки (их единственная задача заключается в движении по воде), так и комфортабельные крейсерские яхты, обеспечивающие обитание на несколько дней, недель, а бывает – и месяцев.

Для рыбалки и охоты

Преимущественно подразумевается любительская охота и рыбная ловля. К группе судов могут причисляться многочисленные суда. Часто лодки имеют небольшое количество мест – 1–3 человека. К таким суднам относятся разборные, надувные и быстроходные лодки, ходящие на вёслах или под мотором. Их основная задача заключается в выезде жителей мегаполисов на прилегающие водохранилища.

Владельцам нередко требуется преодолевать большие расстояния до рыбных мест или охотничьих угодий, соответственно, подобным моделям присущи высокая скорость и мореходные характеристики.

Важнейшим параметром суден является проходимость, конструкция обязана без вреда пересекать мелководье и заросли камыша. Такие лодки не должны также выделяться и отпугивать живность или рыбу. По перечисленным причинам эти суда должны быть бесшумными. Предпочтение чаще отдают моделям, которые легко транспортируются в одиночку и могут устанавливаться на обычный автомобиль.
Катер для рыбалки и охоты

Жильё на воде

Это принципиально другой вид водного судна, которое позволяет своим владельцам длительное время проживать на нём, соответственно, обеспечивает достаточным уровнем комфорта и приспособленное для длительных стоянок или путешествий. Передвигаться плавучие дачи способны только при благоприятных метеоусловиях в пределах акватории. Отдельные модели неспособны к самостоятельному передвижению и требуют буксировки.

Жильё на воде имеет крытое помещение с потолками порядка 2 метров, и дополнительно оборудуются открытым участком для складирования вещей и приёма солнечных ванн. Предусматривается небольшой уровень осадки.

По методу передвижения

Суда могут отличаться также по способу передвижения и в зависимости от типа двигателя:

  • моторное судно с подвесным типом мотора;
  • катера, они имеют встроенный двигатель;
  • гребные суда;
  • парусные;
  • комбинированные модели: гребно-моторные, гребно-парусные и парусно-моторные;
  • буксируемые конструкции: причалы, плавучие дачи, лодки с должной грузоподъёмностью для транспортировки большого количества грузов.

Парусные суда

По конструкции двигателя

На основании устройства, которое преобразует момент вращения в движущую силу лодки, различают несколько моделей:

  • винтовые лодки;
  • с винтом воздушного типа работы;
  • колесные суда;
  • с движителем водомётного типа.

Бывают также движители, не относящиеся к двигателям. Они преобразуют энергию ветра и силу человека.

По типу движения

Небольшие лодки бывают различных характеров движения. Типы речных судов:

  • водоизмещающие – это суда, плавающие на невысокой скорости и удерживающиеся на поверхности за счет силы удержания воды;
  • глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям, воздействующим на их дно;
  • плоскодонное судно;
  • суда с крыльями, расположенными под водой. Благодаря крыльям достигается некоторое парение над водой;
  • конструкции с воздушной подушкой;
  • комбинированные суда – это лодки, способные изменять тип движения для поддержания устойчивости как на стоянке, так и во время движения.

Глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям

По месту плавания

На основании районов использования небольшие суда бывают:

  • Поднадзорные. Требуют обязательной регистрации в инспекции по малогабаритному флоту. Могут отличаться в зависимости от высоты борта, способности эксплуатировать на расстоянии от берега и величины волны. Выделяют 3 мореходных класса:
  • 1) борт имеет высоту от 0,25 м и может использовать при волнении до 1 балла с волнами до 0,5 м. Максимальное расстояние эксплуатации – 1 км;
  • 2) борт до 0,35 м. Их выпускают в море при 2 баллах и высоте волны до 0,75 м. Удалённость от берега – 3 км;
  • 3) минимальная высота борта – 0,6 м. Выходят в море при волнении до 3 баллов и величине волн до 1,25 м. Могут использоваться на расстоянии до 6 км от берега.
  • Лодки, не требующие регистрации, преимущественно – это разборные и надувные модели.

По району плавания

Лодки могут допускаться к выходу в море в различных акваториях. Классификация судов по районам плавания:

  • океанские суда способны плавать на любых расстояниях от берега;
  • морские лодки используются в прибрежных зонах морей;
  • рейдовые могут применяться при недлительных путешествиях;
  • портовые суда плавают только в пределах порта и используются для его обслуживания;
  • речные лодки.

Морские лодки используются в прибрежных зонах морей

В данной статье-письме отражена проблема нанесения символов номеров ГИМС стандартной высоты 15 см на небольшие надувные лодки

  • Нанесение букв и цифр из ПВХ на лодку в полевых условиях. Фотоотчет

    Лаконичный фотоотчет о том, как приклеить номера из ткани ПВХ на надувную лодку в полевых условиях

  • Символьные трафареты номеров ГИМС, краска Maraplan PL для нанесения номеров

    Краткое и понятное описание трафаретов, их состав, отличие между собой. Описание краски Maraplan PL для нанесения бортовых номеров ГИМС валиком, тампоном

  • Классификация маломерных судов

    Маломерный флот России, содержит десятки типов малых судов, которые классифицируются в основном, по своим эксплуатационным и конструктивным признакам. Суда маломерного флота в основном предназначены для занятий водно-моторным, гребным, парусным спортом, а также применяются для решения различных народохозяйственных задач:

    • Перевозка людей и грузов
    • Спасательные, гидрографические операции
    • Инспектирование и охрана водных ресурсов

    Требования предъявляемые к маломерным судам в зависимости от назначения

    • Спортивные (гоночные) суда.
      Основным качеством спортивного судна является высокая скорость, которую оно развивает при определенных условиях на акватории гонок. Мореходность таких судов обычно ограничена, не говоря уже о комфортабельности. Исключение составляют лишь крейсерско-гоночные яхты, которые используются для длительных соревнований в открытом море; они обладают соответствующими мореходными качествами и обитаемостью.
    • Прогулочные суда.
      Используются для кратковременных плаваний, продолжительность которых обычно не превышает двух дней. Пассажировместимость таких лодок - от двух до шести человек; для их размещения судно должно иметь достаточно удобный и просторный кокпит. От непогоды экипаж защищает съемный складной или жесткий тент (в зарубежной терминологии - хардтоп) либо небольшая рубка-убежище, оборудованная в носовой части судна. На моторных прогулочных судах предусматривается лишь минимальный запас горючего, рассчитанный на 100-120 км пути.
    • Туристские суда.
      Предназначены для совершения более или менее продолжительных плаваний и должны обладать, помимо требуемой обитаемости, мореходными качествами, соответствующими метеорологическим условиям на акватории маршрута плавания. К этой категории судов могут быть отнесены как разборные байдарки и каноэ, служащие лишь средством передвижения по воде, так и мореходные крейсерские яхты, обитаемость которых предусматривает автономное и комфортабельное пребывание на борту экипажа в течение многих дней, а иногда и месяцев.
    • Лодки для любительской рыбной ловли и охоты.
      К таким лодкам может быть отнесен довольно широкий ряд судов, начиная с одноместных надувных и разборных лодок и кончая быстроходными мотолодками, на которых жители больших городов выезжают на рыбалку за 50-100 км от городской черты. В последнем случае важно, чтобы лодка обладала достаточно высокой скоростью и необходимыми мореходными качествами - тогда путь к облюбованному месту рыбалки не занимает много времени и гарантируется возвращение домой при ухудшении погоды.
      Важным свойством малых судов, предназначенных для охоты, является высокая проходимость в условиях мелководья и тростниковых зарослей, возможность их легкой маскировки. В ряде случаев предпочтение отдается транспортабельности, позволяющей пользоваться определенными видами транспорта - от рейсового автобуса до легкового автомобиля - для доставки лодки на какое-либо изолированное озеро. И для рыболовных, и для охотничьих лодок важна возможность бесшумного передвижения - будь то весла, подвесной электромотор и т.п.
    • Плавучие дачи, дома.
      Это отдельный тип судов приспособленные для длительного отдыха на них в режиме стоянки у берега и небольших переходов при благоприятных условиях на акватории. Иногда плавдачи бывают несамоходными и буксируются к месту стоянки другим судном. Как правило, суда этого типа имеют помещения высотой в полный рост человека, оборудуются открытой площадкой - солярием, и обладают малой осадкой.
    • Наконец, немало малых судов используется населением, особенно в сельской местности, для хозяйственных разъездов, перевозки сена, различных сельхозпродуктов, дров, а также мелкого скота. Для таких лодок первостепенное значение имеют достаточная грузоподъемность и вместимость, высокая остойчивость, надежность и экономичность двигателя. На них не требуется комфортабельных сидений, ветрового стекла и даже тента. Одним из оптимальных вариантов являются моторизованные лодки местных типов, хорошо приспособленные к конкретным условиям акватории.
    • Гребные прогулочные лодки нередко используются и для туризма, причем из-за необходимости размещения палатки, походного снаряжения и запасов число людей на борту ограничивается.

    Классификация по типу движителя

    Примечание: (движитель, это устройство, которое преобразует вращающий момент двигателя, энергию в силу - упор, двигающую судно)
    • моторные суда с гребным винтом;
    • моторные суда с воздушным винтом;
    • моторные суда с водометным двигателем;
    • моторные суда с гребными колесами.

    Заметим, что парус и весла также являются движителями, преобразующими первый - энергию ветра, а вторые - мускульную силу человека в упор.

    По характеру движения малые суда бывают водоизмещающими, т.е. плавающими с относительно небольшой скоростью, когда судно удерживается близ поверхности воды благодаря статической силе поддержания; глиссирующими, поддерживаемыми при движении гидродинамическими силами, действующими на днище; судами на подводных крыльях (СПК), гидродинамические силы на которых приподнимают судно над водой; судами на воздушной подушке (СВП) и с аэродинамической разгрузкой (экранопланами). Различают еще суда переходного режима, у которых действуют оба рода сил поддержания - статические и гидродинамические.

    По району плавания малые суда, поднадзорные навигационно-техническим инспекциям по маломерному флоту, классифицируют в зависимости от минимальной высоты надводного борта, допустимой высоты волны на акватории и удаления от берега (табл. 1). В исключительных случаях отдельные суда могут выпускаться в плавание на волнении до 5 баллов и в район, отличный от заданного таблицей. Таблица 1

    Класс судна Минимальный надводный борт Состояние моря, балл Высота волны, м Удаление от берега, м
    Первый 250 до 1 0,50 1000
    Второй 350 до 2 0,75 3000
    Третий 600 до 3 1,25 6000

    Суда, поднадзорные Речному Регистру, в зависимости от района плавания подразделяются на четыре класса: М, О, Р и Л. Суда класса М рассчитаны для плавания в условиях, приближенных к морским - при волне высотой до 3 ми длиной 40 м. Это устья больших рек - Северной Двины, Оби, Енисея; морские заливы; озера типа Ладожского и Онежского. Судам этого класса разрешается выход в плавание при силе ветра не выше 6 баллов по шкале Бофорта.

    Суда класса O допускаются к плаванию в озерных условиях при высоте волны до 2 м и длине до 20 м, например, в восточной части Финского залива, Рыбинском и Цимлянском водохранилищах, Днепро - Бугском лимане, Куршском заливе и т. п.

    Суда класса Р рассчитаны для плавания при волне высотой 1,2 ми длиной 12,5 м в условиях крупных рек типа Волги, Дона, озер средних размеров (Чудское, Ильмень, Иваньковское водохранилище). Выход в плавание в озера допускается при силе ветра не более 6 баллов по шкале Бофорта.

    Суда класса Л допускаются к плаванию на малых реках и озерах только при незначительном волнении.

    Суда, допускаемые к плаванию в море, подразделяются в зависимости от района плавания на суда неограниченного (океанского) плавания, морские, суда прибрежного морского плавания, рейдовые и портовые.

    Район плавания каждого судна в зависимости от организации, осуществляющей контроль за его техническим состоянием и безопасностью эксплуатации, устанавливается Регистром РФ, Речным Регистром, навигационно - техническими инспекциями по маломерному флоту или технической комиссией федерации парусного спорта РФ.

    По конструкции малые суда могут быть открытого (беспалубного) типа, частично запалубленными и палубными.

    При наличии каюты различают суда с рубками убежищами, имеющими минимальные размерения каюты; суда с палубными надстройками, простирающимися от борта до борта (чаще всего - с носовой надстройкой -баком) и суда с рубками (когда поперечные стенки не доводятся до бортов судна). Крупные яхты, не имеющие рубок и надстроек, называют гладкопалубными.

    В зависимости от основного материала корпуса малые суда могут быть металлическими (стальными или из легкого алюминиевого сплава), деревянными (фанерными, шпоновыми), пластмассовыми (включая стеклопластик, полиэтилен и другие термопластичные материалы), армоцементными и изготовленными из прорезиненной ткани. Если корпус построен из различных материалов (например, с деревянной обшивкой по стальному набору), то говорят, что судно имеет композитную конструкцию.

    По конструкции корпуса малые суда бывают надувными, жесткими неразборными и разборными. В свою очередь среди судов разборной конструкции различают суда секционные, складные, с мягкой обшивкой и комбинированного типа (например, с жестким днищем и бортами из ткани; с разборным каркасом и надувными бортами и т.п.).

    Малые суда могут иметь самые разнообразные обводы, благодаря которым они наилучшим образом приспосабливаются к условиям эксплуатации. По форме мидель-шпангоута различают круглоскулые и остроскулые суда. В первом случае переход днища в борта выполняется по плавной кривой, во втором - имеется угол, ясно выраженная острая кромка - скула. В ряде случаев корпуса судов могут иметь комбинированные обводы, например, в носовой оконечности для достижения высоких мореходных качеств применяют круглоскулые обводы, а в кормовой для повышения остойчивости или снижения ходового дифферента - обводы с острой скулой.

    По форме носовой оконечности различают суда с острым форштевнем, с носовым транцем, с санными образованиями.

    По форме кормы различают суда с транцем, с вельботной (острой) кормой, с крейсерской кормой, с кормовым подзором и с тоннельными обводами кормы.

    Остроскулые глиссирующие корпуса отличаются широким разнообразием различных типов обводов это плоско - и изогнуто - килеватые обводы, моногедрон, с бортовыми спонсонами, тримараны, морские сани и т.п. Отдельную группу составляют двухкорпусные суда-катамараны. Иногда глиссирующие моторные суда этого типа называют тоннельными.

    Минтранс России

    Федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр»

    (РЕЧНОЙ РЕГИСТР)

    О классификации и освидетельствовании маломерных и прогулочных судов в связи с принятием Федерального закона от 23.04.2012 № З6-ФЗ

    Уважаемые коллеги!

    Настоящим доводим до Вашего сведения, что Федеральным законом от 23.04.2012 № З6-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) (вступает в силу 25.05.2012) внесены изменения в ряд законодательных актов в области транспорта, в том числе, в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ), касающиеся цели, предметов и видов деятельности федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» (далее - РРР), определенных Уставом РРР.

    В частности, Закон предусматривает изменения объектов классификации и освидетельствования РРР, перечня Правил РРР, вводит понятия прогулочного и маломерного судна. Подробное описание и пояснения к Закону приведены в письме Минтранса России от 16.05.2012 № 05-04-1654, прилагаемом к настоящему письму.

    Пунктом 1 дополнена статья 3 КВВТ следующими понятиями и их дефинициями:

    • «маломерное судно» - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;
    • «прогулочное судно» - судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;
    • «спортивное парусное судно» - судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

    Подпунктом «б» пункта 3 статья 14 КВВТ дополнена пунктом 9, которым фактически сделано исключение для спортивных парусных, маломерных и прогулочных судов по составу документов, которые должны находиться на указанных судах. К таким документам, в отличие от общего перечня документов, установленного пунктом 1 статьи 14 КВВТ, в отношении указанных судов, относятся: судовой билет и список членов экипажа судна (судовая роль). При этом подпунктом «в» пункта 3 установлено, что судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно,годность судна к плаванию. Таким образом, в отличие от общего перечня судовых документов (включая свидетельство о годности судна к плаванию, классификационное свидетельство и свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором), которые должны находиться на судах, подлежащих регистрации, на спортивных парусных, маломерных и прогулочных судах должны находиться только судовой билет и список членов экипажа судна (судовая роль).

    В соответствии с пунктом 15 Закона, вводящим новую редакцию статьи 35 КВВТ, в системной взаимосвязи с подпунктом «б» пункта 5 Закона, дополнившим статью 16 КВВТ пунктом 1.1., к объектам классификации и освидетельствования РРР относятся, любые суда, подлежащие государственной регистрации, независимо от их типа и назначения, вместимости и мощности двигателей, за исключением маломерных судов, эксплуатирующихся в некоммерческих целях, судов массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, а также спортивных парусных судов, длина которых не превышает 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

    В связи с возможным переходом, в силу требований Закона, ряда маломерных и прогулочных судов из ГИМС МЧС России в класс РРР информируем Вас о принципах классификации и освидетельствования, которые надлежит применять в отношении таких судов.

    1. По вопросу определения случаев и порядка классификации и освидетельствования судов следует руководствоваться положениями Закона, в том числе, создаваемой им новой редакцией статьи 35 КВВТ, а также разъяснениями, направленными в адрес РРР письмом Минтранса России от 16*05.2012 № 05-04-1654,

    2 При решении вопроса о подведомственности классификации и освидетельствования маломерных судов ГИМС МЧС России или РРР принимать во внимание цель ис-пользования маломерного судна - коммерческую или некоммерческую, о чем в письменном виде заявляет судовладелец.

    3. В отношении порядка определения длины судна, необходимого для отнесения судна к маломерному (прогулочному), следует применять понятие «габаритные размерения судна», которое в соответствии с ГОСТ 1062-80 «Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения» означает габаритные размерения судна с учетом постоянно выступающих частей.

    4. В отсутствие Правил классификации и освидетельствования маломерных судов следует руководствоваться следующими положениями.

    4.1 При присвоении класса судну в формулу класса добавлять строчные буквы «мс».

    4.2 Маломерным судам в зависимости от конструктивных особенностей, характеристик прочности, остойчивости и непотопляемости, а также мореходных качеств устанавливаются ограничения по условиям плавания на участках водных бассейнов, отнесенных к разрядам, обозначенным в Приложении 1 ч. I «Корпус» ПСВП.

    Класс судна, эксплуатируемого в бассейне данного разряда, должен быть не ниже разряда этого бассейна.

    На маломерное судно, проектируемое и строящееся на класс РРР, в полной мере распространяются положения Руководства Р.036-2010 «Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий», а также требования «Технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», с учетом требований пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта».

    Маломерное судно, спроектированное и построенное в соответствии с директивой ЕС 94/25, подлежит классификации в соответствии с положениями Руководства Р.017- 2006 «Технические предписания по классификации, постройке и освидетельствованию прогулочных судов». Класс РРР присваивается в соответствии с таблицей 1.2.1 указанного Руководства только судам категорий «В», «С», «D» в зависимости от установленных категории конструкции, ограничений по силе ветра, высоте волны 3%-ной обеспеченности и характеристик условий плавания.

    Маломерному судну, ранее стоявшему на классификационном учете в ГИМС МЧС России и имеющему IV категорию сложности плавания в соответствии с «Временными правилами классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС Российской Федерации», утвержденными приказом МЧС Российской Федерации от 29.06.2005 № 497 в зависимости от разряда, указанного в формуле класса, на основании проведенного освидетельствования может быть присвоен класс в соответствии со следующей таблицей.

    При несоответствии судна заявленному классу решение о его снижении или доведения судна до требований класса принимается на основании дефектации, расчетов прочности, остойчивости, непотопляемости, мореходности и др., кренования и испытаний.

    Для судов, спроектированных и построенных без учета требований нормативных документов, без согласованной технической документации и технического наблюдения классификационных обществ, надзорных органов и органов по сертификации решение о возможности присвоения класса принимается только после разработки и согласования проектной документации и проведенных испытаний в соответствии с требованиями Руководства Р.036-2010.

    4.2.1 В отношении маломерных судов применять следующие виды освидетельствований:

    • первоначальное;
    • ежегодное;
    • очередное;
    • внеочередное.

    4.2.2 Первоначальное освидетельствование проводится перед государственной регистрацией маломерного судна. При первоначальном освидетельствовании проверяется техническая документация на судно, устанавливаются вместимость судна, обязательные условия, нормы и технические требования по его грузоподъемности и пассажировместимости, допустимой мощности и количеству двигателей (подвесных моторов), допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), минимальной высоте надводного борта, высоте волны, при которой судно может плавать, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием.

    Для маломерных судов индивидуальной постройки, а также судов промышленной постройки, технические характеристики которых не соответствуют характеристикам, указанным в техническом формуляре (паспорте), дополнительно проводятся испытания мореходных качеств (плавучести, остойчивости и непотопляемости). Результаты освидетельствования оформляются актом первоначального освидетельствования с присвоением класса, назначением районов и условий плавания и заключением о годности маломерного судна к плаванию.

    В судовой билет вносятся формула класса и записи о годности к плаванию по результатам освидетельствования судна организацией по классификации судов, проводившей классификацию и освидетельствование маломерного судна. Запись в судовом билете заверяется подписью уполномоченного должностного лица организации по классификации судов и печатью.

    4.3.2 При ежегодном освидетельствовании проверяется наличие технической документации, неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия пользования. По его результатам составляется акт ежегодного освидетельствования и в судовой билет вносится отметка о техническом состоянии судна. В год проведения очередного освидетельствования ежегодное освидетельствование не проводится.

    Маломерные суда, прошедшие первоначальное освидетельствование в текущем году, ежегодное освидетельствование в этом году не проходят.

    4.3.3 Очередное освидетельствование маломерного судна осуществляется с целью проверки соответствия характеристик судна его классу и проводится на берегу и на плаву с периодичностью один раз в пять лет. По его результатам составляется акт очередного освидетельствования и в судовой билет вносится отметка о возобновлении класса судна.

    4.3.4 Внеочередное освидетельствование маломерного судна проводится в следующих случаях:

    • после устранения повреждений, угрожающих безопасности плавания судна;
    • после ремонта или модернизации судна без изменения его класса, типа, назначения, но с изменением его конструкции и/или оборудования.

    Прохождение маломерным судном внеочередного освидетельствования не изменяет срока его ежегодного освидетельствования.

    В случае если в результате освидетельствования маломерного судна установлено, что его характеристики не соответствуют присвоенному классу или техническое состояние судна не отвечает требованиям безопасности судоходства по внутренним водным путям, в акте освидетельствования указываются выявленные несоответствия и при плановом освидетельствовании судна отметка о возобновлении класса в судовой билет не вносится. Заявитель после устранения выявленных несоответствий уведомляет в письменном виде РРР, и РРР проводит освидетельствование судна повторно.

    5. При классификации и освидетельствовании прогулочных судов применять руководство Р.017-2006.

    Помимо габаритов, мощности двигателя, парусного вооружения и уровня комфорта, одним из наиболее важных параметров, на которые мы обращаем внимание при выборе катера или яхты, является категория плавания, то есть способность судна безопасно эксплуатироваться в определенном районе: море, реке, озере или океане.

    Для классификации маломерных судов, вводимых на рынок и эксплуатируемых на территории стран Евросоюза, существует единый стандарт, предусмотренный Д ирективой о маломерных / рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) – так называемая «Категория СЕ », или «Категория RCD », и ее соответствующие значения: «А», «B», «C» и «D». Относимость судна к одной из таких категорий говорит о типе его конструкции и районах плавания, в которых оно, в силу своих технических характеристик, мореходных качеств и уровня безопасности, может ходить.

    А. Океанские суда – катера и яхты, рассчитанные на продолжительные автономные плавания, при которых сила ветра может превысить 8 баллов (≥ 17,2 м/с), а высота волн составит более 4 метров.

    B. Морские суда – катера и яхты, рассчитанные на морские плавания, при которых сила ветра не превысит 8 баллов (≤ 17,2 м/с), а высота волн составит не более 4 метров.

    C. Прибрежные суда – катера и яхты, рассчитанные на плавание в прибрежных водах, заливах, водохранилищах, озерах и больших реках, где сила ветра не превысит 6 баллов (≤ 10,8 м/с), а высота волн не достигнет 2 метров.

    D . Суда, предназначенные исключительно для защищенных вод – лодки, катера и яхты, рассчитанные на плавание по небольшим озерам, рекам, каналам, где сила ветра не превысит 4 баллов (≤ 5,5 м/с), а высота волн не достигнет 0,5 метров.




    Сертификат СЕ

    Категория плавания СE / RCD присваивается судну в процессе сертификации СЕ, которая является обязательной для всех маломерных судов с длиной корпуса от 2,5 до 24 метров, размещаемых на рынке или вводимых в эксплуатацию на территории стран Евросоюза.

    Данная обязанность установлена Директивой о маломерных / рекреационных судах (Recreational Craft Directive, RCD) 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) , введенной 16 июня 1996 года Европейской Комиссией в целях обеспечения единого уровня безопасности в разработке и производстве маломерных судов на всей территории Европейской экономической зоны.

    Действие Директивы распространяется на катера и яхты длиной от 2,5 до 24 метров, предназначенные для спорта и отдыха, включая чартерные суда, а также гидроциклы и некоторое оборудование. Сюда, в том числе, входят средства водного транспорта, частично построенные на территории Евросоюза и импортированные из-за его пределов.

    Соответствие судна требованиям Директивы подтверждается:

    Маркировкой знаком «CE»,

    Наличием уникального идентификационного номера (УИН / ИНК), который размещается на внешней стороне транца (в верхнем углу, ближе к правому борту), а также внутри салона – «скрытый» идентификационного номер (должен быть подробно записан в файле технической документации на судно),

    - «табличкой» производителя, которая крепится к судну, доступна для осмотра и в обязательном порядке содержит информацию о производителе / импортере, категории конструкции, максимально допустимом количестве человек на борту, максимальной загрузке, идентификационном номер Европейского Уполномоченного органа, который выдал сертификат CE и знак «CE».

    Средства водного транспорта, прошедшие сертификацию СЕ в рамках Директивы, вне зависимости от типа конструкции, размеров и категорий, должны иметь следующие документы:

    Техническая документация, соответствующая Директиве, с подробным описанием судна, его дизайна, конструкции и компонентов, подтверждающая соответствие судна всем применимым в рамках Директивы международным стандартам ISO,

    Руководство пользователя (инструкция), соответствующее Директиве,

    Декларация соответствия Директиве.

    Не подпадают под действия Директивы и, соответственно, не подлежат обязательной сертификацию СЕ и не имеют соответствующие маркировки и сертификаты:

    Суда, предназначенные исключительно для гонок, включая гребные гоночные и учебные лодки, которые производитель отнес к этой категории,

    Каноэ и байдарки, гондолы и водные велосипеды,

    Парусные доски для серфинга,

    Доски для серфинга, включая доски для серфинга с мотором,

    Оригинальные исторические корабли и их копии, спроектированные до 1950 года, построенные преимущественно из оригинальных материалов и помеченные как таковые изготовителем,

    Экспериментальные суда, при том условии, что впоследствии они не помещаются на рынок на территории Евросоюза,

    Суда, построенные для личного пользования, при том условии, что впоследствии они не помещаются на рынок на территории Евросоюза в течение пяти лет,

    Подводные суда,

    Суда на воздушной подушке,

    Суда на подводных крыльях,

    Суда с паровым двигателем, с топливом в виде угля, кокса, древесного топлива, нефти или газа.

    Еще одно исключение из требований Директивы о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC) составляют маломерные суда, которые были введены в эксплуатацию на территории соответствующего государства до момента его признания участником Евросоюза либо до момента реализации Директивы, то есть до 16 июня 1998 года.




    Двигатель

    В 2006 году вступили в силу поправки 2003/44/EC, которые акцентировали внимание Директивы о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC на уровне шума двигателей и выбросах выхлопных газов. С того времени возникало немало неприятных и непривычных для яхтсменов ситуаций, когда состояние нового двигателя неожиданно признавалось не соответствующим требованиям Директивы и судно не проходило инспекцию СЕ – оставалось либо полностью заменить двигатель, либо эксплуатировать судно исключительно за пределами Евросоюза.

    Для новых судов ситуация была устранена довольно быстро: с 2006 года европейские и даже американские производители начали активно внедрять сертификацию двигателей и оборудования до момента их монтажа. Таким образом любые проблемы с последующим прохождением инспекции СЕ самого судна полностью исключались.

    На сегодняшний день любые двигатели для маломерных судов, выпущенные в Европе с 2006 года, гарантированно имеют сертификат СЕ. Подобный же сертификат могут иметь двигатели некоторых производителей из США, Великобритании, Китая и Южной Америки.

    Отсутствие или подделка сертификата СЕ

    Если судно соответствует всем вышеперечисленным требованиям, оно должно иметь сертификат СЕ, соответствующую маркировку и документацию. Согласно Директиве о маломерных / рекреационных судах 94/25/EC (с поправками 2003/44/EC), в качестве санкций за нахождение судна на территории Евросоюза без сертификата СЕ, с недействительным или поддельным сертификатом СЕ, в зависимости от обстоятельств, могут быть применены запрет на эксплуатацию судна, наложение ареста на судно, штраф до 10 000 Евро и/или лишение свободы на срок до 3 месяцев.

    Что дает сертификат СЕ при эксплуатации судна вне стран Евросоюза?

    Для жителей России, Украины, Белоруссии и Казахстана приобретение катеров или яхт, построенных европейскими судостроителями, становится явлением довольно частым. Особенно в последнее время, когда именитые яхтенные бренды повсеместно открывают собственные представительства, появляется все больше их официальных дистрибьюторов и дилеров.

    Но если для Европы наличие у яхт маркировки СЕ является делом необходимым и привычным, для нас это лишь некий дополнительный показатель, которому мы, в силу действующих локальных нормативных актов по классификации и сертификации водной техники, не всегда придаем значение.

    Вместе с тем, среди известных преимуществ наличия у катера или яхты, импортируемого из Европы, сертификата СЕ мы можем выделить следующие:

    Подтверждение соответствия судна международным стандартам,

    Подтверждение заявленных продавцом технических характеристик судна, его дизайна, конструкции, категории плавания,

    Возможность дальнейшей эксплуатации судна, его регистрации и продажи (перепродажи) на территории любого из государств-участников Европейской экономической зоны без каких-либо помех и препятствий.

    На самом деле, закон называется иначе и звучит он следующим образом:

    «Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».

    Однако, для простоты я его буду называть законом о регистрации маломерных судов. Ведь, именно этот момент является самым важным для судоводителей.

    Что нового появилось в законе о регистрации маломерных судов.

    1. Уточнено понятие маломерного судна.

    Маломерное судно - это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

    Прогулочное судно - это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

    Спортивное парусное судно - это судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

    2. Указано, что регистрации не подлежат следующие виды судов:

    1. Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна ;

    2. Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;

    3. Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров , которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

    Таким образом, байдарки теперь не подлежат регистрации в принципе.

    А также не должна регистрироваться подавляющая масса сплавных и моторных катамаранов и множество других каркасных, жесткокорпусных и надувных лодок.

    3. В Кодексе об Административных правонарушениях уточнено понятие маломерного судна, а также указано:

    Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

    1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащем государственной регистрации ), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

    То есть, по логике этой статьи, неподлежащее регистрации маломерное судно, не должно не только регистрироваться, но также не должно проходить техосмотр и носить бортовые номера.

    4. Изменена стоимость регистрации маломерных судов.

    В Налоговом кодексе теперь указаны следующие цены.

    За государственную регистрацию:

    • морских судов - 6 000 рублей;
    • судов внутреннего плавания - 2 000 рублей;
    • судов смешанного (река - море) плавания - 3 000 рублей;
    • спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов - 1 000 рублей.

    За государственную регистрацию изменений, вносимых в отношении:

    • морских судов, - 1 200 рублей;
    • судов внутреннего плавания, - 500 рублей;
    • судов смешанного (река - море) плавания, - 600 рублей;
    • спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов, - 100 рублей.

    За выдачу свидетельства о праве собственности, за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на спортивное парусное судно, прогулочное судно, маломерное судно - 500 рублей.

    За выдачу судового билета - 100 рублей.

    5. В КВВТ РФ дополнен список судовых документов, которые должны находиться на маломерном судне, подлежащем регистрации.

    На подлежащих регистрации спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах должны находиться следующие судовые документы:

    1) судовой билет;
    2) список членов экипажа судна (судовая роль).

    На неподлежащих регистрации маломерках, сталбыть, не должно находиться ничего. Независимо от района плавания и прочего.

    А на остальных, подлежащих регистрации немаломерных судах, по-прежнему должен находиться расширенный список документов:

    1) свидетельство о праве собственности на судно;
    2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;
    3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;
    4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;
    5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
    6) судовое санитарное свидетельство;
    7) единая книга осмотра судна;
    8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;
    9) разрешение на судовую радиостанцию;
    10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

    6. Также в КВВТ внесен следующий новый пункт, разъясняющий понятие «судовой билет».

    Судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно, годность судна к плаванию.

    7. В КВВТ изменена статья, повествующая о классификации и освидетельствовании судов, и звучит она теперь следующим образом:

    1. Подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях , подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

    2. Положение о классификации и об освидетельствовании судов, правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила предотвращения загрязнения с судов, правила классификации и постройки судов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и издаются организациями, иностранными классификационными обществами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

    3. Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    8. Исключена 36 статья КВВТ.

    Нижеуказанная норма перестает действовать:

    Статья 36. Надзор за безопасностью эксплуатации судов.

    1. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирских и наливных судов, паромных переправ осуществляется государственной речной судоходной инспекцией.

    2. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

    3. Государственная речная судоходная инспекция с входящими в ее состав государственными речными судоходными инспекциями бассейнов осуществляет:

    • Надзор за выполнением судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях, требований обеспечения безопасности эксплуатации судов в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
    • Расследование и классификацию транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях;
    • Государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации и выдачу свидетельств о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и свидетельств о праве собственности на судно;
    • Проверку знаний и участие в дипломировании лиц командного состава судов, проверку судов;
    • Надзор за надлежащим содержанием судовых ходов и средств навигационного оборудования;
    • Надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов.

    В отношении судов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, данные полномочия осуществляются государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

    4. Предписания должностных лиц государственной речной судоходной инспекции об обеспечении безопасности эксплуатации судов являются обязательными для выполнения судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях. Государственная речная судоходная инспекция обязана немедленно сообщать указанным лицам о таких предписаниях.

    5. Надзор за безопасностью эксплуатации судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации.

    9. Уточнены органы, осуществляющие государственную регистрацию.

    • Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского порта.
    • Государственная регистрация судов в реестре маломерных судов осуществляется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
    • Государственная регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

    10. Внесен ряд некоторых, на мой взгляд, мелких изменений, которые в данном обзоре не заслужили моего внимания.

    Вопросы можно задавать в комментах. Но вряд ли я смогу ответить более того, что написано здесь.

    Дополнение

    В связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.04.2012 № Зб-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» 28 мая 2012 года Управление ГИМС разъяснило порядок применения отдельных положений данного Федерального закона до вступления в силу соответствующих подзаконных актов.

    Оговорюсь: нашла я это разъяснение на одном водномоторном форуме, и откуда растут ноги документа - пока не поняла. Если кто-то даст ссылку на официальную страницу с его публикацией, буду благодарна. Если она вообще существует.

    Оригинальный текст разъяснения я так и не нашла, так что пока его можно рассматривать просто как "разъяснение" и ничто более. Обратить внимание на него стоит, но следовать ему - пока не надо.

    Текст разъяснения будет ниже, а пока стоит отметить, что ГИМС подразумевает под массой судна:

    "6. Масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний»".

    А теперь смотрим, что под массой судна подразумевает ГОСТ:

    1.3.2. Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием.

    Т.е. масса определяется не записью в паспорте, а все-таки взвешиванием, с учетом всей комплектации.

    Но тут уже надо будет выяснять, что понимается под "комплектацией".

    Но вообще, складывается впечатление, что моторы тоже сюда входят:

    1.2.4. Стационарные двигатели и подвесные моторы, предназначенные для установки на испытуемое судно, должны пройти период обкатки и по своим техническим показателям быть в пределах, указанных в технических условиях на обкатку.

    А теперь текст разъяснения.

    "В связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.04.2012 № Зб-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» (далее - Закон) 28 мая 2012 года Управление ГИМС разъясняет порядок применения отдельных положений данного Федерального закона до вступления в силу соответствующих подзаконных актов.

    1. С момента вступления в силу Закона, государственный надзор осуществляется за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, подлежащими и не подлежащими регистрационному учету в реестре маломерных судов.

    2, Для целей осуществления государственной регистрации в реестре маломерных судов, определение «морское прогулочное судно» исключается. Суда, ранее классифицируемые как прогулочные, при осуществлении государственной регистрации в реестре маломерных судов, регистрируются как «катер». Для целей аттестации определение «морское прогулочное судно» остается до вступления в силу административного регламента по аттестации на право управления маломерными судами.

    3. В связи с тем, что Закон обратной силы не имеет, суда, ранее зарегистрированные в судовых книгах, и не подлежащие государственной регистрации в реестре маломерных судов в соответствии с Законом, зарегистрированные до 28.05.2012 г., не подлежат принудительному снятию с регистрационного учета.

    При поступлении заявления владельца такого судна, о его очередном освидетельствовании, заявителю должно быть разъяснено, что его судно в соответствии с Законом освидетельствованию в органах ГИМС не подлежит. Заявителю должно быть предложено выполнить процедуру снятия судна с государственного учета в органах ГИМС и обратиться в орган регистрации согласно Закону (капитан морского порта, капитан речного порта / территориальный орган Ространс надзора / Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства).

    В отношении судов, не подлежащих государственной регистрации (массой менее 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно), которые были зарегистрированы до вступления Закона в силу проводить процедуру снятия с государственной регистрации только по заявлению владельца. В соответствии с требованиями Закона статья П.8 и 11.13 КоАП в отношении судов, не подлежащих государственной регистрации (массой менее 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно), не применяются до их дальнейшего уточнения. Правоприменительная практика остальных статей в отношении маломерных судов - без изменений.

    4. Цель использования маломерного судна (коммерческая или некоммерческая эксплуатация) устанавливается по заявлению судовладельца. В отношении судов, зарегистрированных до вступления Закона в силу, при проведении очередного освидетельствования маломерного судна истребуется соответствующее заявление судовладельца. В случае если заявитель указал о том, что судно используется в коммерческих целях руководствоваться абзацем 2 пункта I настоящего письма. При государственной регистрации маломерного судна после вступления Закона в силу, требовать от заявителя произвести в регистрационной карточке - заявлении запись о том, что судно будет использоваться в не коммерческих целях.

    5. В отношении судов, зарегистрированных до вступления Закона в силу, определение максимального количества людей на борту производится при проведении очередного освидетельствования маломерного судна путем истребования у заявителя соответствующего заявления.

    6. Масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний». В качестве длины судна для целей государственной регистрации согласно Закону применять определение «наибольшая длина судна (Гнб)» данное в ГОСТ 1062-80 «Размещения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения».

    7. Не проходят очередное освидетельствование зарегистрированные и не зарегистрированные маломерные суда в органах ГИМС:

    а) гребные суда, принадлежащие физическим лицам используемые на водных объектах за пределами морских районов;

    б) маломерные суда массой до 200 кг включительно и двигателем (если имеется) до 8 кВт включительно, то есть суда не подлежащие государственной регистрации в соответствии с Законом.

    Регистрация судов в судовых книгах прекращается с 24-00 27.05.2012 г. С 00-00 28.05.2012 г. начинается регистрация маломерных судов в реестре маломерных судов. Форма реестра маломерных судов соответствует форме судовой книги.

    Присвоение регистрационных (бортовых) номеров, следующих за последним номером, зарегистрированным в судовой книге, продолжается в реестре маломерных судов. Порядковый номер записи в реестре начинается с номера «1». Окончание судовой книги отмечается записью «Ведение судовой книги прекращено в связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.04.2012 № Зб-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» после последней регистрационной записи. Запись заверяется подписью и печатью ответственного должностного лица (руководителя подразделения органа регистрации в котором находится судовая книга) с указанием даты окончания ведения судовой книги.

    В качестве реестра маломерных судов используется новая книга с надписью «Реестр маломерных судов». Реестр маломерных судов состоит из разделов «Маломерные суда принадлежащие юридическим лицам» и «Маломерные суда принадлежащие физическим лицам». Каждый раздел содержит два подраздела «моторные и парусно-моторные суда» и «гребные и парусные суда». Реестр судов каждого подраздела ведется в отдельной книге.

    8. При осуществлении надзорной деятельности за маломерными судами судовую роль в составе судовых документов не требовать до особого указания.

    9. С момента вступления Закона в силу при проведении освидетельствования маломерного судна оплата государственной пошлины за выдачу свидетельства о годности судна к плаванию не осуществляется, выдача талона технического освидетельствования прекращается. 10. Все нормативные правовые акты, действующие в отношении маломерных судов, поднадзорных ГИМС, сохраняют свою силу и применяются, в части не противоречащей Закону, до особого указания."

    Поделиться: