Авансирование по государственному оборонному заказу. Гособоронзаказ: законодательный нонсенс

Тему этой статьи нам подсказал крупный поставщик, который участвует в таких закупках и жалуется на нехватку субподрядчиков для исполнения контрактов. Речь шла не о поставках редких металлов или секретных приборах. Заказчикам по 275-ФЗ нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника, но неопытных участников отпугивают особенные условия участия. Но, может, все не так страшно?

Кто может участвовать в закупках оборонки?

Как в других госзакупках, участвовать может любое юридическое лицо, которое:

  • не имеет задолженностей по налогам,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • не состоит в РПН.

Есть нюанс в терминах. Подрядчик в законе назван «головным исполнителем» или «исполнителем первого уровня», а субподрядчик — «исполнителем второго уровня». Участвовать в закупке (и быть головным исполнителем) не могут индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные организации. Все исполнители одного контракта называются «кооперацией».

Чем отличаются условия участия?

Заказчиками по 275-ФЗ могут быть Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом. К ак и остальные госзаказчики, они публикуют закупку, выбирают способ определения поставщика, назначают НМЦ. Есть несколько важных отличий.

  • Финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-подрядчик-субподрядчики»,
  • Строгое обоснование цены контракта,
  • Отчетность «по первому требованию» перед заказчиком и ФАС.

Все денежные расчеты — только через уполномоченный банк

Это значит, вам нужно будет открыть расчетный счет в одном из специально отобранных банков. Все расчеты с заказчиком и субподрядчиками будут проходить через него. Головной исполнитель выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. Если в контракте будут субподрядчики, им тоже нужен счет в этом конкретном банке.

Список банков на сайте ЦБ РФ:

  1. Банк ВТБ (ПАО)
  2. ПАО Сбербанк
  3. Банк ГПБ (АО)
  4. ОАО «АБ «РОССИЯ»
  5. АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО)
  6. АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
  7. ОАО «Банк Москвы»
  8. АО «Россельхозбанк»
  9. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

На каждый контракт— отдельный счет

Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.

Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС будут отслеживать денежные транзакции. Банк отправляет всю информацию по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. После завершения контракта банк закрывает счет.

Со счета, на который заказчик перевел деньги головному исполнителю, можно переводить деньги только на счета подрядчиков в этом же банке или на другие банковские счета, но только для ограниченного числа операций:

    Вывести прибыль после исполнения госконтракта (обосновывающий документ для банка — договор, договор-счет, акт принятых работ, товарная накладная),

    После исполнения контракта возместить затраты поставщика на покупку материалов за счет собственных средств (расходы должны быть обоснованны),

    Выплачивать зарплату (перевести деньги можно на обычный расчетный счет, к которому был прикреплен зарплатный проект),

    Платить налоги и сборы,

    Оплачивать непредвиденные расходы на сумму не больше 3 млн рублей в месяц. Из этой суммы можно платить субподрядчикам, у которых нет счетов в банке, или оплачивать незапланированные командировочные, транспортные расходы и т. п.

Закон запрещает использовать полученные по госконтракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. После завершения контракта ими можно распоряжаться по своему усмотрению.

Вашу цену будут проверять

Закон запрещает включать в себестоимость лишнее. Для выполнения контракта по 275-ФЗ надо «резать» себестоимость на всем, чем можно. Например, если вы используете доставку автомобильным транспортом, то нужно документально доказать, почему нельзя было сделать это более дешевым железнодорожным, иначе разницу придется вернуть.

Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию, если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

В тексте договора придется раскрыть такую информацию:

  • размер прибыли: себестоимость товара и сколько вы заработаете на его поставке,
  • размер затрат, понесенных за счет собственных средств. Например, использование складских запасов или закупка впрок. Без указания этих данных при закрытии договора с заказчиком, вы не сможете получить этих денег.
Совет. Учитывая, что прибыль и затраты за счет собственных средств вам возместят только после закрытия контракта, а не этапа, выгоднее заключать договор на каждый этап в отдельности.

Все данные по контракту открыты ФАС

В 275-ФЗ у ФАС больше полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа нужно предоставить документы вплоть до персональных данных. Если вы не уклоняетесь от налогов и не приходитесь двоюродным братом заказчику, то это не страшно.

Штрафы и споры

Как и в закупках по 44-ФЗ, несоблюдение контракта приведет к его расторжению. Есть нюансы:

  • Несоблюдение секретности приведет к лишению лицензии ФСБ (если она есть), а затем контракт будет расторгнут.
  • Нецелевое использование денег приведет к штрафам, возврату средств. Если вы предлагаете товар по более дорогой цене, выше рыночной или установленной правительством, ФАС потребует вернуть разницу, иногда со штрафом.

В законе расписан и порядок проверок и рассмотрения дел. В КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Срок давности для рассмотрения дел этой категории увеличен до 3 лет, с того момента когда произошло нарушение или когда его обнаружили. Уйти от ответственности за истечением срока не получится.

Формулируя условия государственных контрактов, законодатель стремится уменьшить количество ошибок, которые допускают работники государственных и муниципальных заказчиков. Данное явление хорошо прослеживается при анализе законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок). В подтверждение вышесказанного можно привести в качестве примера - наделение федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" полномочием по разработке и утверждению типовых контрактов и типовых условий контрактов (ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Образование библиотеки типовых контрактов и типовых условий контрактов (п. 8 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе) является одним из способов повышения качества договорной работы, а также снижения финансовых затрат. Типовая форма договора служит для облегчения заключение договора между сторонами Харитонов С.С. Организационно-правовые основы договорной работы в воинской части: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 52.. Л.В. Андреева отмечает, что разработка типовых контрактов позволит установить единые условия контрактов и позволит обеспечить равенство прав и обязанностей заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Андреева Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 11..

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606 утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов.

Представляется, что в будущем федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", которые осуществляют нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, будут разрабатывать и утверждать как типовые контракты, так и типовые условия контрактов по государственному оборонному заказу (далее - ГОЗ). Такая необходимость связана с особенностями правового регулирования отношений в сфере ГОЗ.

В условиях отсутствия типовых контрактов и типовых условий контрактов государственные заказчики ГОЗ могут руководствоваться при подготовке проектов государственных контрактов Положением о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по ГОЗ (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1275. Данное Положение было разработано Минобороны России URL: http://government.ru/dep_news/9524 (дата обращения: 20.06.2014). и утверждено Правительством Российской Федерации во исполнение п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о гособоронзаказе).

В п. 3 Положения воспроизведено правило ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе. В случае заключения государственного контракта по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя в контракт включаются условия, которые были предусмотрены извещением об осуществлении закупки продукции или приглашением принять участие в определении головного исполнителя, документацией о закупке, заявкой, а также окончательным предложением участника закупки, с которым заключается государственный контракт. Напомним, что в Законе о контрактной системе (ч. 1 ст. 24) все способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) были классифицированы по принципу дихотомии на конкурентные способы и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Для проведения конкурентных процедур государственный заказчик готовит, помимо проекта контракта, также и ряд других документов, в которых предусматриваются условия государственного контракта. Состав комплекта подготавливаемых документов зависит от вида применяемой конкурентной процедуры. Например, при применении запроса котировок не требуется подготовка документации о закупке.

Согласно п. 5 Положения в государственном контракте по ГОЗ следует указывать, что он заключается в целях выполнения ГОЗ. Такое указание имеет важное значение, так как заключение государственного контракта по ГОЗ влечет для головного исполнителя возникновение комплекса специальных обязанностей (ч. 1 ст. 8 Закона о гособоронзаказе), отличных от обязанностей исполнителей обычных государственных контрактов. К примеру, головной исполнитель ГОЗ обязан осуществлять раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту.

В п. 5 Положения определено, что в государственный контракт по ГОЗ включаются условия, определяющие надлежащее исполнение обязательств по поставке продукции. Под такими условиями, в частности, понимается количество продукции, ее качество, комплектность. Разработчики Положения отнесли к рассматриваемым условиям также и условие о соответствии закупаемой продукции обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком для определенных видов продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом.

С 1 января 2015 г. в государственном контракте по ГОЗ должен указываться идентификационный код закупки (ч. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 114 Закона о контрактной системе). Это позволит осуществлять контроль за соблюдением требований к процедуре планирования закупок. Напомним, что с 1 января 2016 г. закупки, не предусмотренные сформированными в соответствии с планом закупок планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч. 11 ст. 21, ч. 3 ст. 114 Закона о контрактной системе). При этом взаимосвязь плановых документов с государственным контрактом будет обеспечиваться с помощью включаемого в них идентификационного кода закупки.

В соответствии с п. 6 Положения в государственном контракте по ГОЗ рекомендуется указывать срок, на который он заключен, хотя ни Закон о контрактной системе, ни Закон о гособоронзаказе такого требования не устанавливают.

Положением закреплен перечень прав и обязанностей головного исполнителя ГОЗ, которые могут устанавливаться в государственном контракте по соглашению сторон. Этот перечень также не является закрытым. На это указывает формулировка "в том числе", использованная при перечислении примерных прав и обязанностей.

В Положении названы следующие примерные права головного исполнителя, которые могут быть установлены в государственном контракте по ГОЗ.

Во-первых, это право головного исполнителя досрочно исполнить обязательства по государственному контракту по ГОЗ. При этом, досрочное исполнение не должно влечь обязанности государственного заказчика по досрочной оплате принятой продукции. Следует заметить, что по общему правилу, закрепленному в ст. 315 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), должнику предоставлено право исполнить обязательство до срока. Исключения из общего правила могут быть предусмотрены законом, иными правовыми актами или условиями обязательства либо вытекать из его существа. Например, продавец вправе досрочно исполнить договор поставки, заключенный с условием его исполнения к строго определенному сроку (п. 2 ст. 457 ГК РФ), лишь при наличии согласия покупателя. Следовательно, при заключении государственного контракта на поставку продукции по ГОЗ в нем можно предусмотреть право головного исполнителя ГОЗ исполнить контракт досрочно.

Во-вторых, в государственном контракте по ГОЗ может быть установлено право головного исполнителя привлекать к исполнению государственного контракта третьих лиц. Государственный заказчик может установить такое право в случаях, когда в силу закона для привлечения к исполнению договора третьих лиц требуется согласие заказчика. Например, согласие государственного заказчика требуется при исполнении головным исполнителем государственного контракта на выполнение научно-исследовательских работ (п. 1 ст. 770 ГК РФ).

Следует отметить ошибку, допущенную разработчиками Положения. Так, в абз. 1 п. 9 Положения указано, что перечисленные в этом пункте обязанности головного исполнителя могут устанавливаться в государственном контракте (выделено нами. - Е.С.). Вместе с тем, указанная в абз. 3 подп. "б" п. 9 Положения информационная обязанность головного исполнителя не может, а должна устанавливаться в государственном контракте по ГОЗ в силу требований ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию".

Необходимо также заметить, что в связи с признанием Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ч. 19 ст. 34 Закона о контрактной системе утратившей силу государственный заказчик не вправе устанавливать в государственном контракте, начальная (максимальная) цена которого превышает 1 млрд. руб., предусмотренную в абз. 2 подп. "б" п. 9 Положения обязанность головного исполнителя по предоставлению в установленный срок информации о своих выгодоприобретателях, единоличном исполнительном органе хозяйственного общества, членах коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителе учреждения или унитарного предприятия либо об иных органах управления головного исполнителя.

а) сведения о месте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

б) условия об оценке поставляемой продукции на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

в) перечень отчетных документов, которые оформляются головным исполнителем и представляются государственному заказчику для приемки поставленной продукции и ее оплаты;

г) порядок и сроки осуществления военными представительствами государственного заказчика (далее - военные представительства) промежуточного контроля качества поставляемой продукции, если в отношении этой продукции такой контроль предусмотрен нормативно-технической документацией, документами государственного заказчика или если решение о контроле военными представительствами качества поставляемой продукции принято государственным заказчиком;

д) порядок и сроки проведения государственным заказчиком и (или) независимыми экспертами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, экспертизы поставляемой продукции, а также порядок и сроки оформления результатов такой экспертизы;

е) порядок и сроки осуществления государственным заказчиком или приемочной комиссией (в случае, если государственным заказчиком было принято решение о ее создании для приемки поставляемой продукции) приемки поставляемой продукции, в том числе на соответствие этой продукции требованиям, установленным государственным контрактом, включая требования в отношении количества, качества и комплектности, и другим условиям государственного контракта, а также порядок и сроки оформления результатов приемки и отчетных документов, подтверждающих приемку продукции, или мотивированного отказа в ее приемке;

ж) порядок возмещения головным исполнителем убытков, причиненных вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту;

з) иные условия, учитывающие особенности исполнения обязательств по государственному контракту.

Положением рекомендуется предусмотреть в государственном контракте по ГОЗ возможность принятия государственным заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Эта рекомендация соответствует п. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Удивление вызывает рекомендация, содержащаяся в п. 22 Положения. Государственным заказчикам ГОЗ рекомендуется включать в государственный контракт на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ условие о закреплении права собственности на результаты научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, в том числе на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе выполнения государственных контрактов. Данная рекомендация противоречит положениям гражданского законодательства. Вероятно, разработчикам Положения неизвестно, что на результаты интеллектуальной деятельности возникают интеллектуальные права (ст. 1226 ГК РФ), а не право собственности, относящееся к вещным правам.

В качестве недостатка Положения следует отметить, что в нем далеко не всегда соблюдается логическая последовательность изложения рекомендаций. Например, в п. 14 Положения говорится об определении в государственном контракте по ГОЗ возможности увеличения или уменьшения по предложению государственного заказчика не более чем на 10% количества поставляемой продукции. При этом предшествующие этому пункту п. п. 12 - 13 и следующие за ним п. п. 15 - 17 Положения посвящены условию о цене контракта и порядку расчетов.

Считаем не совсем удачной попытку разработчиков Положения объединить в нем примерные условия государственных контрактов по ГОЗ и контрактов, заключаемых головным исполнителем с соисполнителями и между соисполнителями. В отдельных случаях это приводит к сложности понимания текста Положения.

В завершение отметим, что, вне всякого сомнения, принятие Положения внесло свою лепту в повышение качества договорной работы в сфере ГОЗ, однако развитие законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок требует параллельного обновления и содержания Положения. В связи с изменениями, внесенными в Закон о контрактной системе, отдельные рекомендации не подлежат применению, а текст Положения требуется привести в соответствие с законодательными предписаниями. В противном случае навряд ли удастся достичь продекларированную разработчиками Положения цель: "обеспечить юридическую точность государственного контракта (контракта), учесть в нем условия, соответствующие особенностям и специфике объекта закупок товаров, работ, услуг по ГОЗ, и избежать ошибок, последствием которых может стать неэффективное использование бюджетных средств".

Государственный оборонный заказ устанавливает Правительство России в целях обеспечения обороны и безопасности страны.
является основополагающим законом, регулирующим Гособоронзаказ.

Этапы выполнения оборонного заказа. Особенности ГОЗ.

Гособоронзаказ проходит этапы формирования, утверждения, размещения и выполнения. Формируется оборонный заказ на основе военной доктрины России, планов строительства и развития Вооруженных сил, Государственной программы вооружения (ГПВ). Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом.
Основные показатели гос. оборонного заказа разрабатываются с учетом госрегулирования цен и применяемых видов цен на продукцию оборонного назначения .
При утверждении Гособоронзаказа и мероприятий по его выполнению определяются государственные заказчики, обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу.

Целевое использование средств, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа, обеспечивается банковским сопровождением исполняемых госконтрактов на всю глубину кооперации , а также государственным надзором (контролем) в сфере гособоронзаказа.

Непосредственный контроль на предприятиях, исполняющих оборонный заказ, .

Госзакупки (госзаказ) и Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ)

Размещение гособоронзаказа как закупок для федеральных нужд производится в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе» (N 44-ФЗ), однако не следует отождествлять госзакупки и Государственный оборонный заказ. 44-ФЗ не учитывает всех особенностей гособоронзаказа.
Госзаказ не является эквивалентом Гособоронзаказа. И ключевое слово здесь - оборонный .

Госзаказ (госзакупки). Под этими понятиями имеют ввиду сферу закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Госзаказ – это Гос ударственный заказ , а госзакупки гос ударственные закупки .

Государственный оборонный заказ (Гособоронзаказ) – это закупки для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, например, посредством «Рособоронэкспорт».
Сокращениями термина «Гос ударственный оборон ный заказ » являются Г осо боронз аказ и ГОЗ .

ГОЗ не является сокращением от ГОсЗакупки (ГОсЗаказ).
Госзаказ – не есть сокращение от Гособоронзаказ.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» вступил в силу с начала 2013 года. Ранее действовавший закон от 27.12.1995 N 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» утратил силу.

Редакция закона №275-ФЗ от 28.12.2013

Первая корректировка основного закона ГОЗ произведена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ в связи с отменой Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и вступлением в силу .

Редакция закона №275-ФЗ от 29.06.2015

Федеральным законом №159-ФЗ от 29 июня 2015 года были внесены существенные изменения в основной оборонный закон. В частности, были введены идентификаторы госконрактов (ИГК) и банковский контроль с обязательным проведением расчетов по оборонным контрактам по отдельным счетам (спецсчетам) .
Особенно изменились права и обязанности головного исполнителя и всех исполнителей, входящих в кооперацию, а также права государственного заказчика.
В отношении госконтрактов с Министерством Обороны изменения вступили в силу с 1 сентября 2015 года. Для других государственных заказчиков гос. оборонного заказа (МВД, МЧС, СВР, ФСБ, ФСО, ФСИН, Роскосмос, Росатом) - с 1 января 2017 года.

Редакция закона №275-ФЗ от 13.07.2015

Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ внес в 275-ФЗ корректировки, связанные с созданием Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Редакция закона №275-ФЗ от 03.07.2016

Федеральный закон от 3 июля 2016 года №317-ФЗ, вступивший в силу с 15 июля 2016 года, внес очередные изменения в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Помимо незначительных технических поправок, введено понятие «продукция с длительным технологическим циклом производства». Уточнены вопросы, касающиеся возмещения затрат исполнителя, направленных на формирование материальных запасов (сырье, материалы, полуфабрикаты, ПКИ, готовая продукция), необходимых для выполнения гособоронзаказа и оплаченных за счет собственных средств исполнителя ГОЗ.

Редакция закона №275-ФЗ от 28.12.2016

Федеральный закон от 28.12.2016 N 471-ФЗ внес в закон о гособорозаказе №275-ФЗ только незначительные технические правки.

Редакция закона №275-ФЗ от 29.07.2017

Федеральным законом от 29.07.2017 №237-ФЗ сгенерирована седьмая по счету редакция закона «О государственном оборонном заказе».
Законом создается реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения контракта при выполнении оборонного заказа. Для компаний из этого «черного списка» вводятся ограничения на оказание государственной поддержки. Ведение реестра поручено антимонопольной службе.
Несколько «упростилась жизнь» Головных исполнителей, которым месячный лимит платежей на иные (не отдельные) счета увеличен до пяти миллионов рублей . Для исполнителей ГОЗа более низких уровней кооперации сумма ограничения не изменилась.

Редакция закона №275-ФЗ от 31.12.2017

Изменения, внесенные Федеральным законом от 31.12.2017 №481-ФЗ, связаны исключительно с уполномоченными банками.
Был изменен критерий отнесения к категории уполномоченных банков. Отменена публикация перечня уполномоченных банков на сайте Банка России, и введен механизм информирования Исполнителей ГОЗ об изменении состава уполномоченных банков через Государственного заказчика и Головного Исполнителя.

Редакция закона №275-ФЗ от 29.07.2018

Девятая редакция 275-ФЗ введена Федеральным законом от 29.07.2018 №263-ФЗ. Главное изменение – это появление Главы 3.3 «Особенности банковского сопровождения при переводе сопровождаемой сделки в иной уполномоченный банк».

Все редакции (изменения) Федерального закона №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»:

Официальный сайт гособоронзаказа

Как такового официального сайта государственного оборонного заказа не существует. Размещение военных заказов производится в соответствии с законом 44-ФЗ на официальном сайте госзакупок (zakupki.gov.ru).
Кроме того, госконтракт на поставку продукции оборонного назначения может заключаться с единственным производителем российского оружия.

Единственный производитель (поставщик) оборонного заказа

Единственный поставщик (производитель) – производитель (поставщик) российского вооружения и военной техники, которые не имеет российских аналогов.
Единственный поставщик продукции государственного оборонного заказа включатся в реестр единственных поставщиков такого вооружения.
Порядок и особенности осуществления закупки у единственного поставщика (производителя) оборонного заказа регулируется пунктом 7 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465.

Чем занимаются и сколько получают военпреды?

Положение о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО РФ) утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804.

На содержание военных представительств Министерства обороны и органов их контроля отчисляются денежные средства в размере одного процента стоимости выпускаемой оборонной продукции. Контроль качества и приемка военной продукции, поставляемой вне государственного оборонного заказа, осуществляются на договорной основе.

ОЭП - основные экономические показатели (нормативы)

Основные экономические показатели предприятия, исполняющего Гособоронзаказ, согласуются с аккредитованным при нем военным представительством Министерства обороны. Согласованные экономические нормативы могут корректироваться вышестоящими структурами: ДАГК (Департаментом Аудита ГосКонтрактов) и УВЭА ГПВ и ГОЗ (Управлением Военно-Экономического Анализа Государственной Программы Вооружения и Государственного Оборонного Заказа).

ОЭП, как правило, определяют уровень средней заработной платы основных производственных рабочих (непосредственных исполнителей); нормативы дополнительной заработной платы, накладных (общепроизводственных, общехозяйственных), транспортно-заготовительных и внепроизводственных расходов, специальных затрат.
Согласование размера возмещения процентов по банковским кредитам, привлекаемым исполнителем для исполнения оборонного заказа, находится в ведении ДАГК и УВЭА.

Ремейк бородатого анекдота

Экономический отдел оборонного предприятия.
Все сотрудники уже давно работают на заводе. Прожжённые. Давно сидят вместе в одном кабинете.
Гособоронзаказ растет. Штаты растут. Взяли в отдел молодого экономиста. Обеденный перерыв.
Голос из угла комнаты: «118!». Большинство экономистов повеселело.
- 407! - в кабинете стало еще веселей.
- да ты бы ещё 200 или даже 37 вспомнил!
Новенький робко спрашивает рядом сидящего главного экономиста: «что это за числа, из-за которых все смеются?»
Старший отвечает: «Да, понимаешь, мы давно тут все вместе сидим. Все байки и анекдоты уже сотню раз друг другу пересказали. Чтобы не повторяться и не тратить свое драгоценное время, все пронумеровали. Называет кто-то номер, - все сразу и понимают о чем речь.»
Тут новый экономист как гаркнет на весь кабинет: «275!!! ».

Все притихли. Воцарилась гробовая тишина…

Совпадение или же тонкий намек пренебрегающим всеми особенностями 275-ФЗ - Статья 275 Уголовного кодекса «Государственная измена» .

Узнайте об особенностях формирования и размещения гособоронзаказа, о закупках в рамках гособоронзаказа и банковском сопровождении оборонного заказа.

Из статьи вы узнаете:

Особенности закупок при гособоронзаказе

Среди основных отличий закупок в целях обороны и безопасности страны от прочих госзакупок можно выделить:

  • различие целей закупок. В рамках Закона № 44-ФЗ удовлетворяются мирные нужды государственных и муниципальных заказчиков, в рамках № 275-ФЗ (п. 1 ст. 3) производится закупка работ (товаров, услуг) для обеспечения безопасности РФ, а также в рамках военно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами.
  • ограничение по субъектному составу исполнителей контракта. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона № 275-ФЗ головным исполнителем (далее ГИ) поставок может быть только юрлицо, тогда как Закон № 44-ФЗ допускает участие в закупках предпринимателей и физлиц, не наделенных таких статусом.
  • особенности планирования оборонного заказа. Правила установлены Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255. Оборонный заказ формируется ежегодно на очередной год и плановый период.
    Проект заказа разрабатывается в 2 этапа. На первом формируются предложения госзаказчиков, а на втором формируется проект и направляется в Правительство РФ.
  • отличия по определению начальной цены контракта. При оборонном заказе НМЦК рассчитывается в соответствии с Положением, утвержденным Правительства от 28.04.2015 № 407.
  • установление отдельного запрета на допуск иностранных товаров и исполнителей для закупок в целях обороны и безопасности.
  • применяется отдельная идентификация контрактов (ст. 6.1 Закона № 275-ФЗ).
  • жесткие правила банковского сопровождения (глава 3.1 Закона № 275-ФЗ).

Рассмотрим некоторые особенности более подробно.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Участники гособоронзаказа

Госзаказчик
Головной исполнитель Организация, которая заключила госконтракт с госзаказчиком
Исполнитель

Организация (предприниматель), которая:

  • входит в кооперацию ГИ;
  • заключила контракт с ГИ или исполнителем.

Над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает ГИ раскрыть госзаказчику всю сеть исполнителей. Для этого ГИ объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. После чего заказчику легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона № 275-ФЗ)

Уполномоченный банк Банк, который выбрал ГИ. Это банк из числа тех, которые утвердило государство

Это следует из пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона № 275-ФЗ.

Требования к участникам конкурентных процедур

Требования к потенциальным исполнителям государственных контрактов, определяемых с помощью конкурентных процедур, при осуществлении которых госзаказчик имеет право не устанавливать обеспечение, утверждены Правительства РФ от 25.12.2014 № 1482. Они применяются при определении поставщиков на создание, ремонт, утилизацию вооружения и спецтехники.

Такими требованиями являются:

✚ наличие производственных мощностей. Подтверждается выпиской из ЕГРН, копией зарегистрированного договора аренды, заключенного на срок не менее, чем срок выполнения контракта.

✚ финансовая устойчивость подтверждается копией бухбаланса за последний отчетный период и актом о сверке расчетов по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов). Также необходимо предоставить сведения об оценке финсостояния предприятия.

✚ наличие специалистов с профильным образованием подтверждается копиями приказов о приеме таких специалистов на работу, копиями трудовых книжек и дипломов.

По окончании контракта заказчик должен публично отчитаться. Чтобы не запутаться с реестрами и отчетами, скачайте умную таблицу контроля за исполнением контракта и все контрольные сроки будут у вас под рукой.

Этапы гособоронзаказа

Гособоронзаказ проходит несколько этапов под государственным контролем. В частности, гособоронзаказ:

1. Формируют . Государство формирует гособоронзаказ на основе военной доктрины, планов строительства и развития Вооруженных сил РФ, государственной программы вооружения.

2. Утверждают . Правительство РФ утверждает гособоронзаказ и определяет госзаказчиков.

3. Размещают . Госзаказчик размещает гособоронзаказ на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru в порядке, который установлен Законом № 44-ФЗ.

4. Оформляют госконтрактом и контрактами . Госзаказчик от имени Российской Федерации заключает государственный контракт с ГИ. А он заключает контракты с исполнителями других уровней.

5. Выполняют . ГИ и исполнители производят гособоронпродукцию (работы, услуги) и поставляют заказчику.

6. Надзирают и контролируют . ФАС России контролирует конкуренцию и ценообразование в военной сфере, а также планирование, размещение и исполнение гособоронзаказов.

Это следует из глав 2, 5 и 5.1 Закона № 275-ФЗ.

Формирование и утверждение оборонного заказа

Оборонный заказ формируется Военно-промышленной комиссией России при взаимодействии с госзаказчиками и другими заинтересованными лицами на 1 год и плановый период. При формировании проекта оборонзаказа проводятся следующие работы:

  • определение прогнозных цен на закупаемые работы (товары, услуги);
  • формирование основных показателей;
  • формирование предложений по основным показателям;
  • формирование проекта документа.

Проект выносится на утверждение Правительства Российской Федерации, которое утверждает оборонзаказ в течение 1 месяца после принятия закона о федеральном бюджете на очередной фингод и плановый период.

Госконтракт в рамках гособоронзаказа

Контракт на гособоронзаказ заключают через госзакупки на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru. Порядок, в котором стороны заключают контракт, установлен Законом № 44-ФЗ. Исполнителя определяют по результатам торгов.

Есть случаи, когда исполнителя просто утверждают и заключают с ним контракт на гособоронзаказ. Торги не проводят, а исполнитель не вправе отказаться от государственного контракта.

Отказаться не вправе:

  • единственный исполнитель, если гособоронзаказ прибыльный;
  • организации, которые занимают доминирующее положение на рынке гособоронзаказа (только если на торгах нет претендентов или по результатам конкурентной процедуры не определили ГИ);
  • организации, которые занимают доминирующее положение по статье 14 Закона о ГОЗ (когда у организации нет обоснованных экономических или технологических причин, чтобы отказаться заключать контракт).

Такие особенности установлены пунктами 6 и 6.1 статьи 6 Закона о ГОЗ.

В госконтракт включите условие о том, что заказчик должен возместить компании расходы за счет собственных средств на запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это возможно только по согласованию с госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем и только в пределах цены госконтракта. Об этом сказано в статье 7.1 Закона о гособоронзаказе.

Прогнозная цена госконтракта

Головной исполнитель, в том числе и единственный поставщик, вправе заложить в цену прибыль не выше нормы. Это делают, когда формируют прогнозную цену гособоронзаказа. Нормы рентабельности или прибыли ГИ определяет в проценте от затрат. Какой брать процент и от каких затрат – прописано в постановлениях Правительства РФ от 28 апреля 2015 года № 407 и от 5 декабря 2013 года № 1119. Исполнители других уровней эти постановления не применяют (ст. 6 и 10).

Определение начальной цены контракта

НМЦК и цена госконтракта с единственным исполнителем определяется при закупках продукции, связанно с:

  • серийными выпусками оружия, военной и спецтехники, а также их обслуживанием, ремонтом или утилизацией;
  • созданием новых или модернизацией или существующих образцов оружия, спецтехники и ракетно-космической техники. В этом случае основным методом расчета НМЦК является расчетный метод.

Расчет НМЦК производится следующими методами:

  • метод предельного уровня цен заключается в определении НМЦК, при котором цена одной единицы продукции устанавливается в виде ее предельного уровня;
  • затратный метод . При использовании данного метода цена продукции определяется путем расчета затрат на ее производство и последующую реализацию;
  • аналоговый метод . При его применении цена определяется на основе цен на аналогичные товары со сходными функциональными характеристиками.

Используется один из указанных методов или их совокупность, при невозможности их использования могут применяться другие методы, указанные в Законе № 44 фз.

Запрет на допуск иностранных товаров

Установлен запрет приобретения при гособоронзаказе следующих товаров иностранного производства (за исключение стран-членов ЕАЭС):

  • литейные машины;
  • станки (токарные, агрегатные, шлифовальные, металлорежущие, строгальные, долбежные и прочие);
  • измерительные приборы.

Продукция признается произведенной в России в случае:

✔ ее создания в рамках инвестиционного контракта в течение 5 лет с момента заключения такого контракта и не более 3-х лет с начала ее производства.

✔ отсутствия инвестиционного контракта созданная продукция должна соответствовать требованиям, установленным в постановлении Правительства России от 17.07.2015 № 719. Подтверждением будет являться заключение экспертизы.

✔ подтвердить, что продукция была произведена в России или в других странах-участницах ЕАЭС. Доказательством послужит сертификат о происхождении товара по форме СТ-1.

Особенности размещения оборонзаказа

Особенности размещения оборонных заказов закреплены в ст. 6 Закона № 275. В соответствии с частью 1 указанной статьи госзакупки в рамках оборонзаказа производятся по правилам Закона № 44-ФЗ с учетом следующего:

  • при размещении оборонзаказа на создание, ремонт, обслуживание и утилизацию оружия и военной техники, космических кораблей, в отношении которого будет проводиться банковское сопровождение требование об обеспечении выполнения госконтракте устанавливать не нужно;
  • при размещении оборонзаказа поставку оружия, спецтехники и военного имущества, принятого в эксплуатацию закупочная документация должна содержать название и товарные знаки такого вооружения;
  • оборонзаказ обязателен для принятия единственным исполнителем, определенным законодательными и подзаконными актами России при условии, что он обеспечивает уровень прибыли, установленный Правительства от 17.02.2017 № 208;
  • принятие оборонзаказа также является обязательным для ГУПов и других организаций, занимающих доминирующее положение на рынке при условии, что иные потенциальные исполнители госконтракта отсутствуют или не были определены по результатам конкурентной процедуры.
  • оформление госконтракта является обязательным для лиц, которые в соответствии со ст. 14 рассматриваемого ФЗ занимают доминирующее положение при условии, что у них отсутствуют экономические или технологические причины для отказа.
  • сроки размещения оборонзаказа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Что контролирует казначейство

Елена Тарасова , эксперт Системы Госзаказ

Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по гособоронзаказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по контрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

Однако есть ряд исключений. Какие операции контролирует Казначейство, а что не попадает под контроль, смотрите .

Особенно важным сегодня становится детальное изучение федерального законодательства в сфере ГОЗ и нормативно-правовых актов.

Агентство "Дифанс Медиа" и редакция журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии" регулярно проводят конференции по актуальным вопросам исполнения гособоронзаказа, в которых участвуют ведущие специалисты Минобороны, ФАС России, Минфина, Федерального казначейства и других ведомств.

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны и ФАС РФ. Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.

"Государственный оборонный заказ. Вопросы и ответы: правовое регулирование".

Краткое резюме дискуссии .

Конференция «Гособоронзаказ. Новое в правовом и экономическом регулировании» прошла в Санкт-Петербурге в декабре 2015 года. Участие руководителей Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ и юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России в качестве ключевых спикеров позволило слушателям и участникам дискуссий получить максимально квалифицированные и полные ответы на вопросы, связанные с изменениями в законодательстве.

Организатором этого масштабного события, собравшего около двухсот представителей оборонных предприятий со всех регионов России, выступили агентство маркетинговых коммуникаций «Дифанс Медиа» и журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии» .

Некоторые прозвучавшие на конференции вопросы, ответы на которые были даны директором Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольгой Витальевной Осауленко и ее заместителем Станиславом Викторовичем Спиридоновым , мы публикуем в качестве краткого резюме состоявшейся дискуссии.

  • Какие способы связи с Департаментом финансового мониторинга государственного оборонного заказа существуют?

Вопросы можно направлять нам по контактам, которые указаны на сайте Министерства обороны РФ в разделе Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны РФ. Также для обращений на сайте есть горячая линия финансового мониторинга государственного оборонного заказа. Кроме этого, можно присылать свои вопросы через журнал «Новый оборонный заказ» (ООО «Дифанс Медиа»).

Ответы на вопросы и обращения предоставляются в форме разъяснения, в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ (ред. от 03.11.2015 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Государственный контракт не должен поступать в банк.

  • Знакомились ли Вы с договорами банков для заключения банковского сопровождения отдельных счетов? Может, стоит сделать единые условия для всех уполномоченных банков (единый документ)?

Мы начинаем работать над методичкой для банков. Но это будет рамочный документ.

  • А банковское сопровождение должно быть абсолютно бесплатным?

Да! Транзакции внутри одного банка бесплатные. Банки берут плату в случае, если предприятие приносит документы на бумажном носителе, то есть само отказывается от бесплатной дополнительной опции банка по электронному документообороту. В этом случае банки берут дополнительную плату за обработку документов на бумажном носителе. За открытие счета в банке плата не предусмотрена. Полный пакет документов, установленный банком для открытия счета и заключения договора банковского сопровождения, предоставляется один раз. Остальные счета открываются удаленно, и предоставление повторного комплекта документов не требуется.

  • Контролируют ли военные представители отдельные счета?

Военные представители получают информацию, которая поступает в Министерство обороны от Росфинмониторинга. В основном это информация об участниках цепочки расчетов с негативной репутацией. На основании такой информации военпреды могут признать посредников цепочки с негативной деловой репутацией экономически нецелесообразными. Никакой доступ к распечаткам и к выпискам банка военпредам не предоставляется. Это работа Департамента финансового мониторинга. Департамент видит все транзакции. Вся информация из этой системы может быть передана военпредам, так как Департамент финансового мониторинга тоже структурное подразделение Министерства обороны. Информация о госконтрактах нам, в отличие от банков, доступна. И если у департамента есть информация о том, что посредник цепочки производит какие-то «манипуляции», то эту информацию аналитики департамента передают военпредам, но не по отдельному контракту, а по предприятию в целом.

  • Как ограничивать уровень кооперации, что такое кооперация, кто ведет реестр?

С точки зрения системы отдельных счетов, кооперация – это все лица, принимающие участие в расчетах через отдельные счета. С точки зрения кооперации производственной – обязанность головного исполнителя по формированию реестра кооперации, необходимая для того чтобы обосновать цену для государственного заказчика. Однако законом не предусмотрено никаких санкций в отношении головного исполнителя за нарушение ведения реестра коопераций. С точки зрения участников расчета – никаких ограничений для отсечения количества участников расчетов закон не устанавливает. Равно как нет и ограничений кооперации по сумме. Также нет ограничений и по уровню. На сегодняшний день единственный инструмент сокращения числа лиц, участвующих в кооперации – исполнителей, участников расчетов, – это разрешенные операции, то есть в систему отдельных счетов не входят снабжающие организации, государственные органы.

Кооперация с точки зрения Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» – это все участники расчетов бюджетными средствами (промаркированными). Как только бюджетные средства заканчиваются – кооперация тоже заканчивается.

  • Кто еще входит в производственную кооперацию, но не входит в систему отдельных счетов?

Это контрагенты, товары, работы и услуги которых оплачиваются из собственных или привлеченных средств исполнителя.

  • Что такое окончательный расчет?

– «Окончательный расчет» по закону означает, что банк получил от Министерства обороны уведомление о том, что контракт головного исполнителя завершен. Всех участников цепочки – исполнителей банк информирует о том, что отдельные счета закрываются, остатки денежных средств переводятся на любые другие счета.

  • Когда еще можно закрыть отдельный счет?

Если компания в цепочке участников расчетов завершила свои сделки и в рамках этого контракта ее участие больше не планируется или если нет остатка на счете, она вправе обратиться в банк с заявлением о закрытии своего счета.

  • Когда еще не нужна процедура открытия отдельных счетов?

В случае если финансирование гособоронзаказа идет по кредитной схеме. Когда компания получает госгарантию и под эту госгарантию любой банк, не уполномоченный, а выбранный из перечня банков, работающих по госгарантиям, банковское сопровождение осуществляется в привычном порядке, без открытия отдельных счетов. Расчеты с Министерством обороны осуществляются точно так же по специальным счетам. Оформляются гарантии с указанием специального счета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 г. №1215.

  • Для чего необходимы отдельные счета?

Отдельные счета необходимы для расчетов с контрагентами денежными средствами, полученными как авансы по контракту от Министерства обороны РФ. Это все поставщики товаров и услуг, которые входят в накладные расходы. Таким образом, любой контрагент, в случае если расчет с ним производится за счет бюджетных средств (промаркированных), становится участником кооперации через призму Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Заказчик вправе наблюдать, как распределяются бюджетные деньги.

  • Кто направляет уведомление в банк о завершении контракта?

Продукцию по государственному контракту принимает заказывающий орган. То есть заказывающий орган подтверждает, что предприятие выполнило свои обязательства в части поставки продукции, подписав с ним соответствующие документы (акт приема-передачи), и направляет эти документы в Департамент финансового обеспечения. Информация об этом публикуется в реестре государственных контрактов. Далее департамент, который осуществляет сопровождение этого контракта в федеральном казначействе, проводит сверку расчетов между федеральным бюджетом и непосредственно предприятием, а также сверку всех необходимых документов для закрытия реестра федерального казначейства. После того как в Департамент финансового мониторинга поступает документ об исполнении контракта и отсутствии каких-то незаконченных взаиморасчетов, мы информируем об этом уполномоченный банк через единую информационную систему. Банк в этот же день может начать закрытие счетов.

  • Что должен контролировать уполномоченный банк и что законодатель по этому поводу предусмотрел?

Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций (то есть если контрактом предусмотрена определенная цель, то и назначение платежа должно отражать эту цель). Это единственное, что контролирует уполномоченный банк. Для уполномоченных банков в конструкции, предусмотренной законодателем, важно, чтобы в контракте были прописаны абсолютные величины, которые предусмотрены законом. Это следующие абсолютные величины: цена контракта, которая должна быть обязательно оцифрована и иметь четкую фиксированную величину; сумма прибыли по контракту, которая тоже должна иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-то условий; сумма фактического задела, согласованная сторонами при заключении контракта; сумма прибыли по этапам. Банк обязан эти сведения также оцифровать и передать в единую информационную систему.

  • Где описана процедура учета фактического задела? На каком этапе это происходит?

Происходит это на этапе контрактации между головным исполнителем и государственным заказчиком. Фактический задел доказывается бухгалтерским учетом. За счет того, что он непрерывен, за счет того, что сальдо можно снять каждый день со дня существования предприятия до сегодняшнего дня.

  • Нужно многолетний контракт разбивать по годам или по этапам выполнения работ?

Если это не государственный контракт, мы рекомендуем такой контракт разбивать по годам. На сегодняшний день в той конструкции, которая предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе», именно в отношении между исполнителями, между головным исполнителем и исполнителем, лучше разбивать контракты, указывая четко момент закрытия каждого контракта. Это позволит более отчетливо снимать прибыль. Еще раз: если возможна этапность, возможно и разграничение договорных обязательств. Это первый момент. А второй момент – это то, что этапность прописывается в контракте. Если вы в контракте ее прописали и предоставили контракт в банк, банк передает в Департамент сведения о том, что у вас есть этапность, что вы можете снимать прибыль поэтапно.

  • Снимается ли ограничение по использованию отдельного счета после подписания акта приема-передачи и получения уведомления от головного исполнителя к исполнителю?

Ограничения с отдельного счета законом не снимаются никогда. У него есть признак, установленный положением Банка России, – это начальные цифры 40706, признак счета. Соответственно, отдельный счет существует, и на него наложены все ограничения до момента, пока он не будет закрыт. Пока он существует, на него всегда, в любую единицу времени, распространяется режим использования отдельного счета. Даже в случае завершения государственного контракта. Режим с этого отдельного счета снимается тогда, и только тогда, когда вы подаете заявление и закрываете этот отдельный счет. Одновременно с этим при процедуре закрытия могут совпасть два события: при закрытии счета одновременно сальдо с этого счета перечисляется либо на свой расчетный счет, либо на проведение какой-либо операции. В этот момент можно сделать то, что при других условиях вам банк отказал бы проводить. И это было бы нарушением до исполнения контракта.

  • Банк не имеет права запрашивать контракт у головного исполнителя, но пп. 1 п. 2 ст. 8.5 Федерального закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе» говорит о том, что головной исполнитель обязан предоставить в уполномоченный банк документы, в том числе контракт?

Головной исполнитель предоставляет в уполномоченный банк свой контракт со своей кооперацией, а не свой контракт с Министерством обороны (госконтракт).

  • Как получить оплату по контракту на обычный расчетный счет, если контракт заключен до 2015 г. и все обязательства по нему уже исполнены?

Никак. Рекомендуем заключить с заказчиком дополнительное соглашение к контракту. Получить оплату на отдельный счет, в этот же день написать заявление на его закрытие и все деньги, в том числе прибыль на момент закрытия счета, перевести на любой другой счет.

  • Скажите, пожалуйста, а если мы получили авансирование в размере, например, тридцати процентов от контракта на обычный счет?

Департамент этого не видит, так как нет информации в единой информационной системе, поэтому и вопросов к вам никаких не возникнет.

  • У организации есть некий складской остаток (задел), наш клиент предлагает включить нас в кооперацию. Мы получили аванс и все по остатку реализовали. Можем ли мы вывести в обычный денежный оборот эту сумму аванса?

Да, при условии подписания акта приемки-передачи, указав абсолютную сумму вашего задела в договоре. То есть стоимость задела должна соответствовать полученному авансу в абсолютном значении.

  • Головной исполнитель имеет контракт на три года. Один этап закрыт в этом году. Можно ли исполнителю закрыть отдельный счет и освободить деньги с этого отдельного счета?

Связи между вашим частичным исполнением и вашими исполнителями нет. Если ваш исполнитель свои обязательства выполнил по расчетам с отдельного счета, истратил все деньги, вы можете закрыть отдельный счет. А если есть остаток на счете, то этот остаток будет либо тратиться, либо ждать закрытия контракта головным исполнителем. Не промежуточного акта приема-передачи, а окончательного акта приема-передачи по контракту.

  • Можно ли иностранного исполнителя включить в кооперацию, может ли он вообще туда попасть?

Ответ однозначный – нет. По следующим основаниям. Есть положение Банка России, которое предусматривает открытие отдельных счетов для исполнения государственного оборонного заказа. На сегодняшний день открытие таких отдельных счетов предусмотрено в отношении бюджетных организаций. Соответственно, любое бюджетное учреждение, которое участвует или планирует участвовать в государственном оборонном заказе, вправе открыть – 40406, 40506, 40606 – отдельный счет и также участвовать в исполнении гособоронзаказа. Это первое. Второе. Предусмотрено открытие отдельных счетов для коммерческих организаций – 40706; предусмотрено открытие отдельных счетов для индивидуальных предпринимателей. Для иностранной организации, даже существующей здесь в форме представительства или филиала, открытие отдельного счета просто невозможно.

  • А правило трех миллионов распространяется на иностранных поставщиков?

Нет, не распространяется. Так же как на три миллиона вы не можете купить ни золото, ни ценные бумаги, ни валюту. Это запрещено.

  • Если иностранный представитель не должен входить в кооперацию, это в законе должно быть указано?

В законе это напрямую не указано. В законе напрямую указано, что в кооперацию входят лица – участники расчетов по отдельным счетам. Если лицо не может быть участником расчетов по отдельным счетам, то в кооперацию никак не войдет.

  • Расчеты с иностранными исполнителями являются входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Это как понять?

Иностранный исполнитель входит в производственную кооперацию. Он поставляет комплектующие, которые войдут в готовое изделие, но не входит в ту кооперацию, которая формируется расчетами по отдельным счетам. Производственная кооперация – это комплектующие готового изделия (без накладных, без косвенных расходов). Головной исполнитель при обосновании цены не может включить готовое изделие, иностранные комплектующие, не согласовав это с головным исполнителем и заказчиком. Это вооружение, это специфика именно этой продукции.

  • А если по госконтракту закупается определенное оборудование, которое необходимо для выполнения заказа?

Для того чтобы купить оборудование, которое производится в иностранной компании, и при этом не подвести ни себя, ни головного исполнителя, ни заказчика, ни банк, предложена определенная конструкция. Эти операции вошли в разрешенные, то есть они производятся без привлечения для расчетов отдельных счетов. Поэтому иностранцам не требуется открывать отдельный счет. Но головной исполнитель должен согласовать с заказчиком вообще саму допустимость нахождения импортных комплектующих в готовом изделии.

Иностранного поставщика, безусловно, нужно согласовывать. Любые иностранные комплектующие – это вопрос сервисного обслуживания, расходных материалов и прочее. Заказчик должен понимать, из чего у него состоит готовый продукт и нужны ли ему иностранные комплектующие в этот период времени или нет.

  • На сайте Министерства обороны у всех департаментов расписан их функционал, кроме Департамента финансового мониторинга. Планируете ли вы как-то свой функционал открыть?

Наш функционал изложен в положении о департаменте, который в настоящее время проходит завершительную согласительную процедуру в правовом департаменте. Как только правовой департамент согласует, это будет на сайте.

  • Сказали, что нужно фиксировать сумму прибыли сразу в договоре, чтобы ее потом зачесть. И получается, что когда мы подойдем к исполнению контракта, то получим какую-то другую сумму. Как быть в этом случае?

Ответ простой, с моей точки зрения, – заключайте дополнительное соглашение, которое является неотъемлемой частью договора.

  • Возможно ли существование двух счетов при одном идентификаторе?

Да, возможно. Правило следующее: один контракт – один отдельный счет, то есть если смотреть с точки зрения поставщика, это контракт с одним и тем же заказчиком. Значит, может быть два контракта при одном идентификаторе, тогда будет два отдельных счета. Если вы хотите минимизировать количество отдельных счетов, укрупняйте договора, то есть объединяйте их. Это не имеет отношения к организации с филиальной структурой. Филиал не может открыть отдельный счет под тот же госконтракт, под который есть отдельный счет у головной организации. Счета откроют, но расчеты между филиалами не проведут.

∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗

23-24 июня в Сочи проходила «Гособоронзаказ. Единая информационная система и финансовый мониторин г» с участием директора Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольги Витальевны Осауленко.

Поделиться: