Временный управляющий при банкротстве: кто им становится и какие функции выполняет. Назначение временного управляющего при банкротстве Ли временный управляющий

Выполнение основной задачи процедуры наблюдения - обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела - возлагается на временного управляющего. По смыслу законодателя, временный управляющий - это лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных законом о банкротстве (ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г.). Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, это контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

Требования к кандидатуре временного управляющего и к его квалификации определяются общими требованиями, предъявляемыми к арбитражным управляющим.

Вместе с тем Законом о банкротстве 2002 г. установлены определенные требования к порядку выдвижения кандидатуры временного управляющего и его утверждения арбитражным судом. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименование и адрес СРО, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная СРО составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств (п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве 2002 г.).

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Именно оставшуюся кандидатуру и утверждает арбитражный суд. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

В случае непредставления такого списка в срок, установленный законом, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в недельный срок обеспечить представление списка кандидатур другими СРО. Следует заметить, что в определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом.

Временный управляющий действует параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей, поскольку осуществление рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления, они продолжают осуществлять свои полномочия (с некоторыми ограничениями, установленными Законом о банкротстве 2002 г.).



Вместе с тем временному управляющему предоставлено право в случае необходимости обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности. Под необходимостью, видимо, следует понимать те случаи, когда руководитель должника не принимает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества должника, препятствует осуществлению обязанностей временного управляющего либо иным образом нарушает закон (например, совершает без согласия управляющего сделки, о которых говорилось выше).

В этом случае функции руководителя должника возлагаются на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия. Если кандидатура не представлена, суд назначает одного из заместителей руководителя, а в случае их отсутствия - одного из работников (п. 4 ст. 69 Закона о банкротстве 2002 г.).

Полномочия временного управляющего имеют ограниченный срок действия и прекращаются:

1) утверждением арбитражным судом мирового соглашения;

2) принятием решения об отказе в признании несостоятельности (банкротства) данного должника.

В следующих случаях временный управляющий обязан функционировать до утверждения соответственно административного, внешнего, конкурсного или нового временного управляющего:

1) вынесение определения о введении финансового оздоровления;

2) вынесение определения о введении внешнего управления;

3) принятие решения об открытии конкурсного производства;

4) удовлетворение ходатайства временного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей.

В целях защиты интересов кредиторов и сохранности имущества должника закон наделяет временного управляющего широким кругом прав. Так, временный управляющий вправе предъявлять иски о признании сделок должника недействительными и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника (не предусмотренных п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве 2002 г.), в том числе о запрете должнику совершать без его согласия любые сделки, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам и т.д.

Временный управляющий также имеет право получать любую, в том числе конфиденциальную, информацию о деятельности должника. Данное право обеспечивается в Законе о банкротстве 2002 г. правомочием временного управляющего на обращение с ходатайством в арбитражный суд об отстранении руководителя должника от выполняемых функций. Предоставление временному управляющему по его требованию любой информации, касающейся деятельности должника, является обязанностью органов управления должника, поэтому нарушение этой обязанности рассматривается законодателем как препятствие в осуществлении деятельности временного управляющего.

Одной из основных обязанностей временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника. Анализ проводится в целях определения достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. В процессе наблюдения временный управляющий на основе детального анализа финансового состояния должника должен предоставить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о нем: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, положение должника на товарных рынках и т.д. Кроме того, именно в процессе проведения анализа финансового состояния должника временный управляющий имеет возможность установить наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Интересен тот факт, что Законом о банкротстве 1992 г. обязанность проводить анализ финансового состояния должника устанавливалась только для конкурсных управляющих. В то же время в обязанности арбитражного управляющего (действовавшего в период внешнего управления) входили разработка плана проведения внешнего управления имуществом должника и организация его выполнения, что подразумевало и необходимость проведения на практике арбитражным управляющим финансового анализа состояния должника.

Анализ финансового состояния должника в соответствии с положениями Закона о банкротстве 1998 г. в различных процедурах банкротства осуществлялся при соблюдении общих методических подходов, хотя выбор конкретных методов в каждом отдельном случае производился с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности должника.

При проведении наблюдения, как правило, осуществлялся анализ структуры баланса предприятия-должника, оценка его платежеспособности, а также анализ бухгалтерской отчетности должника.

Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий была утверждена постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" (в настоящий момент утратило силу).

Под неудовлетворительной структурой баланса понималось такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не могло быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника.

Анализ баланса предприятия производился на основании:

Баланса за последний отчетный период, а также баланса на первое число текущего месяца, представляемых руководителем предприятия и заверенных в установленном порядке;

Баланса предприятия за последний отчетный период, направляемого налоговыми органами в случае непредставления в установленные сроки соответствующих документов руководством предприятия.

Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являлись:

Коэффициент обеспеченности собственными средствами;

Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Проведение анализа финансового состояния должника могло быть осуществлено также в соответствии с Методическими рекомендациями по реформе предприятий (организаций), утвержденными приказом Министерства экономики РФ от 1 октября 1997 г. N 118.

При анализе финансово-экономического состояния должника принимались во внимание не только методы финансового анализа, но и способы анализа его результатов. Одним из таких способов являлся анализ бухгалтерской отчетности должника, представляющий собой изучение полученных показателей с целью определения состава имущества, финансового положения предприятия, источников формирования собственного капитала и т.д.

В настоящее время при анализе финансового состояния должника следует исходить из Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367.

Общий анализ должен включать в себя не только оценку отдельных видов имущества должника, но и результаты исследования причин утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности, результаты анализа активов и пассивов должника, возможностей безубыточной деятельности должника и т.д. (п. 6 указанных правил).

Показателями, характеризующими платежеспособность должника, являются:

Коэффициент абсолютной ликвидности;

Коэффициент текущей ликвидности;

Показатель обеспеченности должника его активами;

Степень платежеспособности по текущим обязательствам.

К числу показателей, характеризующих финансовую деятельность должника, следует отнести:

Коэффициент автономии (финансовой независимости);

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах);

Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах;

Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.

В указанном постановлении содержатся также показатели, характеризующие деловую активность должника, а именно:

Рентабельность активов;

Норма чистой прибыли.

Для того чтобы иметь комплексное, системное представление о финансовом положении должника, на практике помимо общих методов оценки используют и специальные, к которым можно отнести, в частности, метод проведения прогнозных разработок, позволяющий обоснованно подтвердить (или опровергнуть) наличие реальной возможности восстановления платежеспособности должника при использовании в дальнейшем всех предусмотренных законом мер, а именно: перепрофилирование производства, продажа предприятия должника и др.*(164)

Важной обязанностью временного управляющего, осуществляемой им на стадии подготовки первого собрания кредиторов, является установление размера требований кредиторов.

Установление размера требований кредиторов необходимо главным образом для определения числа голосов каждого из конкурсных кредиторов, а также налоговых и иных уполномоченных органов в целях их участия в первом собрании кредиторов. Размер требований устанавливается на основании заявлений кредиторов, предъявляемых ими в течение месяца после получения уведомления о принятии арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (это уведомление должно быть осуществлено в течение 14 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения).

Конкретное требование кредитора может быть отнесено либо к установленным, либо к неустановленным в соответствии с критериями установления размера требований, содержащимися в Законе о банкротстве 2002 г. Установленные требования должны быть предъявлены временному управляющему с приложением подтверждающих требования документов; требования, не признаваемые установленными, - арбитражному суду, должнику, временному управляющему, иным кредиторам, предъявившим требования, и реестродержателю.

Закон о банкротстве 2002 г. не содержит указаний относительно формы и содержания предъявляемых кредитором требований. Однако судебно-арбитражная практика исходит из того, что требование кредитора оформляется в свободной, но обязательно письменной форме с указанием долга по денежным обязательствам и обязательным платежам. В требовании могут быть указаны и подлежащие уплате неустойки, проценты, финансовые (экономические) санкции, которые (в том числе установленные решениями судов) в сумму требований при определении числа голосов конкурсных кредиторов не включаются*(165).

В совокупности все предъявленные требования кредиторов могут быть отнесены:

К требованиям, в отношении которых заявляются возражения;

К требованиям, возражения по которым не заявляются.

Возражения могут быть предъявлены в арбитражный суд не позднее 15 дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов. Следует признать оправданной позицию законодателя в отношении того, кто именно из участников конкурсных отношений обладает таким правом. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает, что возражения могут быть предъявлены должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника либо представителем собственника имущества унитарного предприятия (п. 2 ст. 71)*(166).

При наличии возражений проводится специальное заседание арбитражного суда. Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов.

По результатам рассмотрения обоснованности требований либо возражений должника суд выносит определение, в котором указывается размер требований, признанных необоснованными.

Закон о банкротстве 2002 г. в отличие от Закона о банкротстве 1998 г. предусматривает возможность обжалования определения об установлении требований кредиторов.

Обязанность по созыву, подготовке и проведению первого собрания кредиторов также возложена законодателем на временного управляющего*(167).

Временный управляющий, исходя из известной даты проведения заседания арбитражного суда, которая определяется при принятии заявления о несостоятельности (банкротстве), должен провести первое собрание кредиторов как минимум за 10 дней до даты окончания наблюдения (п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве 2002 г.).

При уведомлении кредиторов, уполномоченных органов, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов, о сроке, дате и месте проведения собрания временный управляющий также сообщает им сведения о числе голосов, которыми они будут располагать на первом собрании кредиторов.

По общему правилу собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника (оно определяется на основании ст. 54 ГК РФ). Временным управляющим может быть определено и другое место проведения собрания кредиторов.

На первом собрании кредиторов принимают участие две категории лиц, а именно: лица, обладающие правом голоса, и лица без права голоса.

Одновременно Законом о банкротстве 2002 г. установлен перечень лиц, которые вправе участвовать в первом собрании кредиторов без права голоса: руководитель должника, представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия.

В соответствии с Законом о банкротстве 1998 г. первое собрание кредиторов считалось правомочным независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов, однако при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены*(168).

Однако Закон о банкротстве 2002 г. установил требование кворума (о чем говорилось выше). Голосование проводится по правилам, установленным ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г. Поскольку для решения некоторых вопросов может потребоваться большинство голосов от общего числа голосов кредиторов, то не исключены ситуации, когда голосов присутствующих кредиторов будет недостаточно для принятия решения. В этом случае законодатель предусматривает возможность проведения повторного собрания (п. 3 ст. 15 Закона о банкротстве 2002 г.).

Временный управляющий на первом собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника с изложением перспектив возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Однако выводы временного управляющего носят рекомендательный характер и не являются для кредиторов обязательными.

Вместе с тем кредиторами на первом собрании могут быть приняты следующие решения:

1) о введении финансового оздоровления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

2) о введении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;

3) об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) о заключении мирового соглашения;

5) об избрании комитета кредиторов и определении его количественного состава (ст. 73 Закона о банкротстве 2002 г.).

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, введения финансового оздоровления, внешнего управления или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

Для проведения процедуры наблюдения при банкротстве арбитражным судом утверждается временный управляющий (п. 1 ст. 65 , ст. 45 , ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Именно он должен опубликовать в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщение о введении наблюдения (п. 1 ст. 68 , ), в котором указываются сведения (п. 4 ст. 68 , п. 6 ст. 28 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о должнике (наименование организации или ФИО должника-гражданина и его адрес);
  • об определении суда, которым введена процедура наблюдения (наименование арбитражного суда, дата определения, номер дела о банкротстве);
  • о самом временном управляющем (его ФИО и адрес для направления корреспонденции);
  • о дате судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве, установленной арбитражным судом.

Обязанности временного управляющего при процедуре наблюдения

Итак, что должен делать временный управляющий. Во-первых, принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника и провести анализ его финансового состояния (п. 1 ст. 67 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). На основании данных финансовой отчетности, результатов инвентаризации, документов, подтверждающих права собственности компании-должника, временный управляющий должен прийти к обоснованному выводу о возможности или невозможности восстановления платежеспособности организации (п. 3 ст. 70 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Во-вторых, временный управляющий обязан определить кредиторов должника, уведомить их о введении процедуры наблюдения и включить требования кредиторов в реестр (п. 1 ст. 67 , п. 1 ст. 71 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Также он должен созвать и провести их первое собрание. Для этого временный управляющий устанавливает дату проведения собрания и уведомляет о ней всех конкурсных кредиторов (п. 1 ст. 72 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Не позднее чем за 5 дней до даты заседания по рассмотрению дела о банкротстве (она указывается в определении о введении наблюдения), временный управляющий должен представить в суд отчет о своей работе и протокол первого собрания кредиторов. При этом вместе с отчетом в суд должно быть направлено заключение о финансовом состоянии должника, заключение о наличии или отсутствии оснований для оспаривания его сделок, а также оценка целесообразности введения иных «банкротных» процедур в отношении организации в дальнейшем (п. 2 ст. 67 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Эти документы также оформляет временный управляющий.

А протокол первого собрания кредиторов подается в суд с копиями:

  • реестра требований кредиторов;
  • бюллетеней для голосования;
  • документов, обосновывающих полномочия участников собрания;
  • документов, которые были представлены на собрании для ознакомления или утверждения;
  • документов, свидетельствующих об уведомлении кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания;
  • иных документов (

Временный управляющий при банкротстве юридического лица необходим в том случае, когда через 3 дня после начала процедуры банкротства вводится стадия наблюдения. Она длится в среднем 3-5 месяцев. Новый руководитель изучает финансовое положение компании-должника и делает заключение, насколько вероятна возможность финансового оздоровления.

Выбор кандидатуры

Занимать эту должность может лишь физическое лицо. Займодатели имеют право предложить свою кандидатуру, либо Арбитражный суд назначает того человека, который соответствует требованиям:

  • он должен быть гражданином РФ;
  • у него не должно быть судимостей или административных штрафов;
  • последние три года он не принимал участие в управлении компанией-должником;
  • он не является заинтересованным лицом (родственник, преемник и т.д.)

Если подходящей кандидатуры нет, суд делает запрос в гос. организацию, которая ведает делами финансового оздоровления. В течение недели она должна предоставить временного управляющего. Заметим, такому человеку не обязательно оформлять ИП, в отличие от тех управленцев, которых выбирают займодатели. Если выбранный кандидат не может исполнять возложенные на него обязанности, вместо него назначается другой человек.

Временный управляющий исполняет свои обязанности с момента назначения и до тех пор, пока:

  • не будет назначен конкурсный или внешний управляющий;
  • должник и его займодатели не заключат мировое соглашение;
  • суд не решит отказать в признании факта банкротства.

Обязанности управляющего

Главная задача временного управляющего – сохранить активы компании-должника. От него также требуется определить:

  • реальна ли возможность вернуть долги;
  • насколько ликвидным является имущество должника;
  • удастся ли восстановить платежеспособность, если ввести внешнее управление;
  • какова рыночная стоимость компании-должника.

На стадии наблюдения новый руководитель составляет план мероприятий по возврату должнику платежеспособности и одновременно пытается выявить «следы» фиктивного банкротства. Например:

  • бухгалтерская отчетность утеряна;
  • дебиторская задолженность не контролируется;
  • долговые обязательства не исполняются вопреки тому, что необходимыми финансами компания располагает;
  • руководство фирмы заключало заведомо убыточные договоры;
  • нет данных о контрагентах, которые пользуются имуществом должника.

При этом руководитель компании-должника не должен создавать препятствия для временного управляющего и обязан предъявлять оригиналы документов по первому требованию. Если эти оригиналы утеряны, управляющий имеет право запросить их копии у контрагентов.

Еще одна обязанность временного руководителя – составлять список займодателей и фиксировать их требования (при этом должник имеет право оспорить требования кредиторов, на это ему дается 1 неделя). За 10 дней до первого заседания по делу о банкротстве управляющий обязан уведомить кредиторов о начале процедуры банкротства и провести для них первое заседание.

Вся финансовая деятельность компании-должника должна находиться под строгим контролем временного управляющего. И руководитель компании-должника обязан не только уведомлять его о решении заключить ту или иную сделку, но и спросить разрешения. Если наблюдателю покажется, что этот шаг только усугубит финансовое положение должника, он имеет право запретить подписывать договор.

Если сделку заключат за его спиной, он вправе ходатайствовать перед судом о признании этой сделки недействительной. Кроме того, ему даны полномочия не подпускать к управлению компанией тех людей, которые, по его мнению, плохо справляются со своими служебными обязанностями.

Завершение процедуры

По завершении стадии наблюдения временный управляющий составляет отчет о проделанной работе, в котором делает выводы о финансовой несостоятельности компании-должника. В этом документе он может также указать свои рекомендации по ее финансовому оздоровлению, возвращению платежеспособности. К отчету прилагаются необходимые документы:

  • материалы, на основе которых анализировалось финансовое состояние должника;
  • протоколы собраний кредиторов;
  • заключение о том, является ли банкротство преднамеренным и др.

Все они направляются в Арбитражный суд, который принимает решение отказать в признании должника банкротом или перевести дело на другую стадию банкротства.

Временный управляющий за свои услуги получает денежное вознаграждение в виде оклада (фиксированная сумма) и процентов. Выплачивает его должник, и этот платеж входит в список первоочередных. Размер оклада регламентируется законом «О банкротстве» и на сегодняшний день составляет 30 000 рублей в месяц. Арбитражный суд может увеличить эту сумму по ходатайству займодателей и должника.

Временный управляющий может и лишиться своей должности. Происходит это, когда становится понятно, что он ненадлежащим образом исполняет свои обязанности (по ходатайству СРО арбитражных управляющих) либо если сам того захочет. В этом случае оплата его услуг прекращается.

Итак, временный управляющий – физическое лицо, которое назначается Арбитражным судом на должность руководителя компании-должника. Его задача – выяснить истинное финансовое положение фирмы и определить, насколько возможно финансовое оздоровление. Он за свои услуги получает денежное вознаграждение. Выплаты производятся из средств должника.

Введение…………………………………………………………………….3

1. Временный управляющий, его функции………………………………5

2. Права и обязанности временного управляющего……………………11

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………………20

Введение

Законодательство о несостоятельности является центром хозяйственного права любого государства, законодательная, судебная и исполнительная власти которого проводят целенаправленную политику по формированию и поддержанию цивилизованных традиций делового оборота. Законодательное регулирование банкротства направлено, прежде всего, на разрешение конфликта между должником и кредитором, в результате чего происходит укрепление расчетно-платежной дисциплины в экономике в целом. Поэтому с развитием в России рыночных отношений институт банкротства неизбежно займет в нашей экономической жизни такое же место, какое он занял во всем мире.

Процедура наблюдения – важнейшая процедура банкротства, является новеллой для российского законодательства, регулирующего вопросы несостоятельности субъектов хозяйственной деятельности. Как показала уже сложившаяся за этот весьма короткий для “жизни” закона период правоприменительная практика, данная процедура является одной из самых сложных и ответственных: итогом проведения процедуры наблюдения является принятие решения о дальнейшей судьбе должника.

Основной целью данной процедуры является принятие комплекса мер, направленных на сохранение имущества должника, проведение анализа финансово-экономического и хозяйственного состояния должника, установление размера задолженности перед кредиторами.

В отличие от таких процедур банкротства, как внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые могут применяться либо не применяться в делах о банкротстве, наблюдение является обязательной процедурой при рассмотрении дел о банкротстве, которая вводится на основании определения арбитражного суда.

Таким образом, изучая механизм правового регулирования и практику применения нормативных актов, регулирующих институт несостоятельности банкротства на примере процедуры наблюдения, можно проанализировать причины возникновения несоответствий положений правовых норм, регулирующих несостоятельность реальным возможностям их реализации и применения. Представляется возможным выявить основные особенности структурных связей законодательства о несостоятельности (банкротстве) с иными материальными и процессуальными правовыми нормами, регулирующими хозяйственную деятельность в системе права России, выделить основные проблемы правоприменительной практики в области несостоятельности и предположить возможные пути дальнейшего совершенствования нормативной базы для данной сферы экономики страны.

Ситуация сложившаяся в России по вопросу регулирования несостоятельности на сегодняшний день далека от критического состояния таких отраслей права, как земельное, налоговое, или административное, чему немало способствует наличие вполне терпимого федерального закона и традиционного профессионализма судей арбитражных судов, рассматривающих данную категорию споров, но и здесь проявляются некоторые тревожные тенденции.

1. Временный управляющий, его функции

С момента поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом судья в течение трех дней выносит определение о его принятии, после чего вводится процедура наблюдения. Ее проведение в отношении должника предусматривается Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)". На этом этапе приступает к деятельности так называемый временный управляющий, или арбитражный управляющий.

Закон не определяет механизм назначения временного управляющего. Очевидно, его назначение одновременно с введением наблюдения невозможно либо крайне затруднительно, так как заявление о признании должника банкротом подается, как правило, одним из кредиторов, в то время как остальные об этом пока не извещены.

В названном Законе (п. 1 ст. 59) сказано, что "временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии указанных предложений - из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. При отсутствии указанных лиц кандидатура временного управляющего предлагается государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению по запросу арбитражного суда в недельный срок с момента получения указанного запроса". Установление недельного срока говорит о том, что временный управляющий должен быть назначен как можно быстрее (наблюдение продолжается, по общему правилу, три месяца, а в порядке исключения в некоторых случаях - пять месяцев).

На практике нередко выявляются юридические коллизии, связанные с назначением временного управляющего (что уже привело к некоторым злоупотреблениям). Проблема в следующем. В силу закона любой из кредиторов может предложить арбитражному суду кандидатуру управляющего; его назначение должно произойти в кратчайшие сроки, в которые просто невозможно известить всех кредиторов о возбуждении конкурсного процесса, чтобы они воспользовались правом выдвижения своей кандидатуры.

Таким образом, получается, что кандидатуру временного управляющего выдвигает кредитор, подавший заявление о признании должника банкротом. Суд, как правило, за неимением других кандидатур ее и утверждает. Естественно, что такой управляющий потом будет действовать в интересах данного кредитора.

В соответствии с п. 1 ст. 59 Закона кандидатура временного управляющего не может быть внесена должником. Целесообразность данной нормы вызывает споры. Но, поскольку одна из функций временного управляющего - контроль за деятельностью должника (т.е. его руководства), она представляется обоснованной.

Очевидно, управляющим могло бы быть и юридическое лицо. Но Закон о банкротстве говорит об управляющем (причем любом - и временном, и внешнем, и конкурсном) как о лице физическом.

В ст. ст. 18 - 19 Закона о банкротстве предъявлены некоторые требования к физическому лицу, претендующему на роль временного управляющего. Их можно разделить на две группы: 1) позитивные (качества, которые должны наличествовать у кандидата во временные управляющие) и 2) негативные (качества, которые должны отсутствовать). Соответственно присутствие позитивных и отсутствие негативных условий позволяют назначить субъекта временным управляющим.

Позитивными являются следующие:

1) наличие статуса индивидуального предпринимателя (не распространяется на работников государственного органа по делам о несостоятельности (банкротстве); это же исключение действует и в отношении правил о лицензировании);

2) наличие лицензии государственной службы по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Порядок и условия выдачи лицензии определены Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих. Если лицензия отзывается в процессе наблюдения, арбитражный суд обязан назначить нового временного управляющего, отстранив первоначального;

3) наличие регистрации лица в качестве арбитражного управляющего в каком-либо арбитражном суде (одном или более). Лицо, имеющее лицензию, зарегистрироваться обязано. После регистрации управляющий должен сообщить в Федеральную службу по делам о банкротстве об арбитражном суде (либо о каждом из них), произведшем регистрацию.

Негативными выступают следующие условия:

1) наличие заинтересованности кандидата в отношении должника либо кредиторов;

2) осуществление кандидатом управления должником - юридическим лицом в течение трех лет до момента назначения его временным управляющим;

3) наличие дисквалификации, срок которой не истек;

4) наличие судимости; при этом не придается юридического значения характеру преступления, за которое был осужден кандидат. Очевидно, речь идет о непогашенной судимости (хотя этот вопрос в Законе не уточняется).

При отсутствии одного из позитивных и наличии одного из негативных условий лицо не может быть назначено временным управляющим. Если это выявляется уже после назначения, суд обязан отстранить управляющего и предложить кредиторам внести другую кандидатуру временного управляющего. Безусловно, все это должно быть проделано в кратчайшие сроки, но Закон этих сроков не устанавливает. Недельный срок для внесения кандидатуры по запросу суда определен для службы по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Причем последствия его несоблюдения не установлены.

Закон предусматривает возможность назначения арбитражным судом заместителя временного управляющего. Это происходит, если управляющий временно не может исполнять свои обязанности. Видимо, в определении суда о назначении заместителя временного управляющего должен быть указан срок, на который он назначен. К его кандидатуре предъявляются те же требования, что и к кандидатуре временного управляющего.

Полномочия временного управляющего продолжаются до наступления одного из следующих юридических фактов:

Назначение внешнего управляющего (которое может не совпадать по времени с назначением внешнего управления, причем разница может составлять два - три месяца);

Назначение конкурсного управляющего, если по окончании наблюдения выносится решение о признании должника банкротом;

Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения, называется временным управляющим . Он утверждается в определении арбитражного суда о введении процедуры наблюдения; в этом же документе устанавливается размер его вознаграждения и источник выплаты. Если на момент вынесения определения по каким-то причинам невозможно утвердить кандидатуру внешнего управляющего, арбитражный суд откладывает рассмотрение этого вопроса на срок не более 15 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения. Назначение временного управляющего и введение процедуры наблюдения не являются основанием для отстранения от работы руководителя и других органов управления предприятия должника. Они продолжают свою деятельность, но их полномочия ограничены. Например, совершение сделок органами управления должника возможно исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме. временный управляющий может ходатайствовать перед арбитражным судом об отстранении руководителя должника от должности в случае нарушения им требований Закона. Если такое ходатайство удовлетворено, то руководство предприятием-должником передается другому лицу, которое должно исполнять обязанности руководителя. По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, а также протокол первого собрания кредиторов с приложением соответствующих документов.

Одновременно с введением наблюдения арбитражный суд утверждает временного управляющего. В соответствии с содержанием ст.66 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»временный управляющий имеет право : - предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»; - заявлять возражения относительно требований кредиторов; - принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов; - обращаться в арбитражный суд с ходатайствами о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отстранении руководителя должника от должности. В случае отстранения руководителя должника от должности полномочия по управлению должником возлагаются на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а в случае непредставления такой кандидатуры - на одного из заместителей руководителя должника, а в случае отсутствия заместителей - на одного из работников должника; - получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, и др.

Как следует из положений ст. 67 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»временный управляющий обязан: - принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; - проводить анализ финансового состояния должника; - выявлять кредиторов должника; - вести реестр требований кредиторов; - уведомлять кредиторов о введении наблюдения; - созывать и проводить первое собрание кредиторов (ст. 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Однако следует подчеркнуть, что в процессе проведения процедуры наблюдения временный управляющий не подменяет органы управления должника. Его деятельность должна быть направлена на установление факта наличия или отсутствия признаков банкротства и выявление возможных перспектив развития должника. 38. Внешний управляющий, его права и обязанности

Внешнее управление- это процедура в деле обанкротстве, применяемая кдолжникув целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должникомвнешнему управляющему. Помимо внешнего управления имуществом должника, указанным законом предусматривалась процедурасанации. Процедура санации предполагала оказание финансовой помощи предприятию-должнику.С момента введения внешнего управления всегда отстраняется от должности руководитель должника -юридического лица. При этом управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.Для обеспечения внешнему управляющему возможности приступить к реальному исполнению возложенных на него обязанностей по управлению делами должника на органы управления должника возлагается обязанность в течение трех дней передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности. Внешний управляющий назначаетсяарбитражным судомодновременно с введением внешнего управления. Порядок введения внешнего управления 1.Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Фз. 2. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Фз, не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено настоящим Фз Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Фз.Последствия введения внешнего управления 1 Прекращение полномочий руководителя должника. Эти полномочия возлагаются на внешнего управляющего.2 Прекращение полномочий органов управления должника.3 Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Права внешнего управляющего,внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденныйарбитражным судомдля проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Фз полномочий- Статья 2.Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (в ред. Фз от 30.12.2008 N 296-ФЗ) -.1 Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управленияю.2 Заявлять отказ о договорных обязательствах должника.3 Предъявлять в суд требования о признании сделок должника недействительными, в случае если они были заключены в нарушении законодательства банкротства.

Обязанности внешнего управляющего-Принять управление имуществом должника и провести его инвентаризацию.-1 Разработать план внешнего управления и предоставить его собранию кредиторов.-2 Ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и предоставление отчетности.-3 Заявлять возражение против требований к должнику. -4 Принимать меры к взысканию дебиторской задолженности.-5 Вести реестр требований кредиторов.6- Адекватно реализовывать план, который он предоставил собранию кредиторов-7.Предоставлять промежуточный и окончательный отчет о выполнении плана.

Освобождение внешнего управляющего Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве:--по заявлению внешнего управляющего;--по направленному на основании решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является.- Статья 97. Освобождение внешнего управляющего (п. 1 в ред. Фз от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

По результатам отчета внешнего управляющего арбитражный суд выносит одно из следующих решений:---Прекращение производства по делу несостоятельности.---Мировое соглашение.---Продление срока внешнего управления.---Отказ утверждения отчета внешнего управляющего. Назначается новый внешний управляющий.---Введение процедуры конкурсного производства.

Внешний управляющий не является постоянным единоличным органом, осуществляющим руководство организацией, его полномочия временны и осуществляются исключительно на непостоянной основе. Внешний управляющий наделяется своими полномочиями в специальном порядке, он утверждается арбитражным судом одновременно с введениемвнешнего управления. Об утверждении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение.

Определение об утверждении внешнего управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Внешний управляющий наделяется в соответствии со своим статусом определенными правами и обязанностями. Его правоспособность носит исключительно специальный характер.

Внешний управляющий имеет право:

    распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления;

    заключать от имени должника мировое соглашение;

    заявлять отказ от исполнения договоров должника;

    предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок;

    осуществлять иные предусмотренные Законом о банкротстве действия.

Внешний управляющий обязан:

    принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;

    разработать план внешнего управления и предоставить его для утверждения собранию кредиторов;

    вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

    заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;

    принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

    вести реестр требований кредиторов;

    реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления;

    информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;

    представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;

    осуществлять иные полномочия. Компетенция внешнего управляющего включает в себя полномочия по установлению размера требований кредиторов, распоряжению имуществом должника, а также может включать в себя отказ от исполнения сделок должника.

Одним из важнейших моментов деятельности внешнего управляющего является установление размера требований кредиторов. Установление размера требований кредиторов далеко не всегда носит бесспорный характер.

Внешний управляющий в течение трех месяцев со дня введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника. При этом должны соблюдаться особые требования. Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.

39. Конкурсный управляющий, его права и обязанности Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Срок конкурсного производства - шесть месяцев, может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть цели введения конкурсн. произв.-.-поиск и аккумулирование имуществадолжника.-ликвидацияорганизации.-соразмерное удовлетворение требованийкредиторов. -Конкурс.произв. открываетсясудом,если отсутствует возможность восстановитьплатежеспособностьдолжника. С момента открытия конкурс.произв. должник называется банкрот. В решении суда об открытии конкурс.произв. должна содержаться следующая информация:-о признании должника банкрот. -о назначенииконкурсного управляющего.--о последствиях открытия конкурс. произв.--о сроках конкурс.произв. о предоставлении отчета конкурсн.управляющ.в установленные сроки. Последствия открытия конкурс.произв.-наступление срока исполнения всех обязательств должника;-прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов,пеней) за ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей.-прекращается совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника.-снимаются ранее наложенныеарестына имущество должника и д.р.-прекращаются полномочия руководителя должника; Конкурс. произв. осуществляется конкурсн. управляющ, к которому переходят полномочия по делами должника. Опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного произ-ва осуществляется конкурс. управляющ. Конкурс.управляющ.не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования. В ходе конкурсного произ-ва конкурс. управляющ.осуществляетинвентаризациюи оценку имущества должника по рыночной стоимости, формирует конкурсную массу. Конкурс. управляющ. действует до завершения конкурсн.произ-ва. Деятельность конкурс. управляющ.завершается представлением в арбитражный суд отчета, и документов, подтверждающие продажу имущества должника:-Документы, подтверждающие продажу имущества должника.-Реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований.-Документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.После рассмотрения отчета конкурс. управляющ.арбитражный судвыносит определение о завершении конкурс.произв. Данное представляется конкурс.управляющ.в орган, осуществляющийгосударственную регистрацию. На основании определения суда вединый государственный реестр юридических лицвносится запись оликвидацииорганизации-должника.Полномочия конкурс. управляющ. Конкурс.управляющ. обязан:-принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества;-привлечь оценщика для оценки имущества должника;принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;вести реестр требований кредиторов передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с Фед. законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются Фед. законами и иными нормативными правовыми актами РФ;заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;предъявить требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством РФ несутсубсидиарную ответственностьпо обязательствам должника. Размер ответственности определяется, исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника;по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурс. произв., в том числе отчет о своей деятельности.Конкурс.управляющ.вправе:распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены Фед.законом, увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены Фед законом.Конкурс. управляющ. представляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурс. произв-ва и в ходе конкурс. произв., а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета. Конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей.

При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производстваарбитражный суд утверждает конкурсного управляющего и размер вознаграждения конкурсного управляющего, о чем выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Конкурсный управляющий действует до наступления даты завершения конкурсного производства.

Конкурсный управляющий наделяется очень широкими полномочиями. Со дня утверждения конкурсного управляющего до наступления даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

Конкурсный управляющий обязан:

    принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;

    привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

    уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее одного месяца со дня введения конкурсного производства;

    принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

    анализировать финансовое состояние должника;

    предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном Законом о банкротстве;

    заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

    вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве;

    принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

    исполнять иные установленные Законом о банкротстве обязанности.

Конкурсный управляющий вправе:

    распоряжаться имуществом должника;

    увольнять работников должника, в том числе руководителя должника;

    заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

    передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами;

    предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником;

    осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей.

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для этого конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков и иных специалистов.

Поделиться: