Теория всего. Миасский городской суд челябинской области

Официальный текст :

Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Комментарий юриста :

Под особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Отношения в области организации, охраны и использования ООПТ в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

Государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные;
- национальные парки;
- природные парки;
- государственные природные заказники;
- памятники природы;
- дендрологические парки и ботанические сады;
- лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности, принимаемым по представлению органов государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.

На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция (переселение отдельных видов животных и растений за пределы естественного ареала) живых организмов в целях их акклиматизации. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

Разведка и разработка полезных ископаемых;
- деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
- деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
- предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;
- строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национальных парков;
- рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;
- организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
- вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом РФ в области охраны окружающей природной среды и соответствующими органами местного самоуправления.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом РФ в области охраны окружающей природной среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

На территориях государственных природных заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных ООПТ либо в их охранных зонах (округах) образует состав административного правонарушения. Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других ООПТ, повлекшее причинение значительного ущерба, влечет уголовную ответственность в соответствии со статьей 262

ДОКУМЕНТЫ СУДА

Решение по жалобе П.Н.Н. на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ

Р Е Ш Е Н И Е

… 2010 годаг. Миасс

Судья Миасского городского суда Челябинской области Гонибесов Д.А. при секретаре Луговских Е.А., рассмотрев в помещении Миасского городского суда жалобу П.Н.Н. на постановление от … 2010 года № … о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ: становил:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Ильменского государственного заповедника Л.А.В. по делу об административном правонарушении от … 2010 года № … П.Н.Н. подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 1000 рублей за нарушение ст. 8.39 КоАП РФ.

П.Н.Н. обратился в суд с жалобой на постановление о назначении административного наказания, в которой просил постановление по делу отменить. В обоснование жалобы указал, что считает постановление незаконным, поскольку нарушение установленного режима на территории Ильменского государственного заповедника не допускал, не знал, что находился на территории заповедника. Какие-либо ограждения, знаки, свидетельствующие о границах указанной территории, отсутствовали. Дело об административном правонарушении было рассмотрено в его отсутствие, он был лишен возможности представить возражение.

П.Н.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Представитель Ильменского государственного заповедника Л.Е.Б. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась. Пояснила, что нахождение на территории Ильменского государственного заповедника без специального разрешения запрещено. Указанное разрешение П.Н.Н. получено не было. Территория Ильменского государственного заповедника указана в картах общего пользования. На основных дорогах устанавливаются специальные знаки, свидетельствующие о границах территории Ильменского заповедника, в связи с чем П.Н.Н. должен был знать о том, что незаконно находится на территории заповедника. О рассмотрении дела об административном правонарушении П.Н.Н. был уведомлен под роспись в протоколе об административном правонарушении, копия которого была ему выдана.

Заслушав явившихся лиц, исследовав все материалыадминистративного дела, судья считает необходимым постановление о назначении административного наказания отменить, административное дело возвратить заместителю главного государственного инспектора Ильменского государственного заповедника на новое рассмотрение ввиду существенного нарушения норм процессуального права, допущенных при рассмотрении административного дела.

Статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного режима на территориях государственных природных заповедников.

В соответствии с п.5 ст.9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

Как следует из постановления о назначении административного наказания от … 2009 года № …, вынесенным заместителем главного государственного инспектора Ильменского государственного заповедника Л.А.В., П.Н.Н. допустил нарушение установленного режима особо охраняемой территории Ильменского государственного заповедника, в виде: незаконного нахождения на территории ИГЗ УрО РАН в квартале … Степного лесничества, ИГЗ УрО РАН. Зашел на территорию заповедника с целью отдыха. Был задержан … 2009 года в 15-12 часов. Разрешение на нахождение на особо охраняемой территории заповедника отсутствовало (л.д. 13).

П.Н.Н. в объяснении по существу правонарушения, изложенном в протоколе об административном правонарушении, вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, не признал и пояснил, что намерений охотиться у него не было, приехал 1 раз, заблудился.

В жалобе П.Н.Н. указал, что умысла нарушать режим особо охраняемой территории у него не было, о том, что он находился на территории Ильменского государственного заповедника, не знал, запрещающих знаков, табличек при движении не встречал.

Какие-либо доказательства умышленного нарушения установленного режима на территории Ильменского государственного заповедника со стороны П.Н.Н. в материалах административного дела отсутствуют.

Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

В силу требований указанных норм вина лица привлекаемого к административной ответственности должна быть установлена и доказана административным органом с помощью собранных по делу доказательств. Кроме того, факт наличия вины, ее сущность и признаки должны быть отражены в постановлении по делу об административном правонарушении, путем изложения в нем мотивов и оснований, по которым лицо, принявшее решение, пришло к выводу о ее наличии.

При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе установления вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления. ?xml:namespace>

Указанные требования закона заместителем главного государственного инспектора Ильменского государственного заповедника Л.А.В. при рассмотрении дела об административном правонарушении не выполнены, вывод о совершении П.Н.Н. административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ не обоснован, что является существенным нарушением требований Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу ч.1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении вправе даватьобъяснения.

Оценивая доводы П.Н.Н. о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие и об отсутствии возможности представить возражения по поводу возбужденного дела об административном правонарушении, суд находит их несостоятельными, поскольку из протокола об административном правонарушении, врученного ему под роспись в день составления, имеется запись об извещении П.Н.Н. о времени и месте рассмотрения дела, а также имеются объяснения П.Н.Н. о несогласии с совершенным правонарушением (л.д. 3, 11).

Доводы П.Н.Н. о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения судом также не принимаются, поскольку в силу ст. 2.9 КоАП РФ освобождение от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, при малозначительности административного правонарушения и объявление замечания является правом органа, должностного лица, уполномоченного решить дело, таких обстоятельств должностным лицом при рассмотрении дела не установлено.

Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства об охране окружающей среды.

Учитывая, что к моменту рассмотрения дела установленный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек, судья приходит к выводу о том, что дело об административном правонарушении в отношении П.Н.Н. рассмотрено с существенным нарушением требований Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволиловсесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем постановление о назначении административного наказания от … 2009 года № … подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело, в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление о назначении административного наказания от … 2009 года№ … в отношении П.Н.Н. отменить, административное дело возвратить заместителю главного государственного инспектора Ильменского государственного заповедника на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Челябинский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Миасский городской суд.

СТ 8.39 КоАП РФ

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Комментарий к Ст. 8.39 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, т.е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния.

Законодательством об особо охраняемых природных территориях выделяются: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные, природные парки, государственные природные заказники; памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты, природные территории, территории традиционного природопользования. В отношении каждого из перечисленных видов особо охраняемых природных территорий устанавливается специальный режим охраны. Так, на территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного пользования природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир). На их территории запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника, а также интродукция живых организмов в целях их акклиматизации, а равно пребывание граждан, не имеющих специального разрешения.

2. Объективную сторону представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах). Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, в частности: проникновение на территорию заповедника, ведение хозяйственной деятельности в заповедных зонах национальных парков, разведка и разработка полезных ископаемых, предоставление права на размещение на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков, а также на движение и стоянку механизированных транспортных средств, если только это не связано с функционированием национального парка, и т.д. Бездействие может проявляться в непринятии уполномоченными лицами (администрацией особо охраняемых территорий) соответствующих мер по обеспечению режима их охраны, например отсутствие обозначения границ территорий. Иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях большей частью охватываются понятием "режим". Нарушение иных правил может выражаться в несоблюдении предписаний, регулирующих разрешенную деятельность в пределах этих объектов.

3. Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.

4. Субъективная сторона заключается в умысле или неосторожности.

5. Протоколы о правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

6. Дела рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25 КоАП РФ); органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29 КоАП РФ); органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, - в отношении правонарушений, совершенных на территориях санитарных (горно-санитарных) зон и округов (ст. 23.31 КоАП РФ), а также судьями в случае передачи им таких дел на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Однако если должностное лицо, уполномоченное назначать административные наказания, считает необходимым применить (наряду с основным) дополнительное наказание в виде конфискации орудия или предмета совершения правонарушения, оно передает дело судье (ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ).

7. Статья 262 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, если оно повлекло причинение значительного ущерба.

Судья Белорецкого районного суда РБ Старичкова *.*. ,

рассмотрев жалобу Михайли Владими на Постановление заместителя главного государственного инспектора по охране территории Южно-Уральского государственного природного заповедника об административном правонарушении от 27.09.10г.,

Установил:

Михайли *.*. обратился в суд с жалобой на Постановление заместителя главного государственного инспектора по охране территории Южно-Уральского государственного природного заповедника от 27 сентября 2010 года, согласно которому он был привлечен к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000 рублей. Данное Постановление считает необоснованным, незаконным, подлежащим отмене в связи с тем, что в протоколе об административном правонарушении от 22.09.10г. не конкретизировано событие административного правонарушения, а именно то, что он допустил административное правонарушение, выразившееся в нарушении режима заповедника. В протоколе не содержится сведений о месте его составления, не указана должность лица, составившего протокол, не указана статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение. Не указаны адрес, по которому должно состояться рассмотрение материала, что лишило возможности ознакомиться с материалами дела, направить объяснения. Протокол составлен в присутствии одного свидетеля, объяснения которого не приложены к протоколу. В соответствии с требованиями КоАП РФ протокол составляется в присутствии не менее двух свидетелей. В мотивировочной части постановления о привлечении к административной ответственности не указаны, какие нормы закона, определяющие режим и правила охраны и использования окружающей природной среды на территории заповедника нарушены. Сам по себе съезд с дороги с целью отдыха на прилегающую к дороге территорию, вреда природной территории не нанес, поскольку не осуществлялась вырубка леса, сбор ягод, грибов, трав, не занимался охотой и ловлей рыбы, не разводил костров, не производил загрязнение территории бытовыми отходами. Придорожная площадка, выбранная для стоянки, не была огорожена; знаки, запрещающие съезд с дороги, в указанном месте отсутствовали, в связи с чем, подлежал освобождению от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Михайли *.*. , надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, направив в адрес суда заявление о рассмотрении жалобы без его участия.

Представитель Южно-Уральского государственного природного заповедника Халилов *.*. , действующий по доверенности, в судебном заседании суду пояснил, что согласно протоколу об административном правонарушении установлено нахождение гр.Михайли *.*. в кв.109 р.М.Инзер с целью отдыха в 15.00 час. на автомашине ВАЗ, гос.номер К367РА. Данный квартал относится к Ямаштинскому лесничеству и согласно Положению о Федеральном государственном учреждении «Южно-Уральский государственный природный заповедник» находится на территории заповедника. В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», ссылка на который произведена в протоколе об административном правонарушении, пребывание на территории гос.природных заповедников граждан допускается только при наличии разрешений дирекций заповедников. Ст. 8.39 КоАП РФ предусматривает только ответственность с отсылкой на нарушение конкретного закона, при этом ответственность предусмотрена за сам факт незаконного нахождения на территории заповедника, без каких-либо дополнительно устанавливаемых фактов сбора трав, ягод, занятия охотой и пр., на что указывает в жалобе Михайли *.*. При оформлении протокола гр.Михайли *.*. указал, что просит рассмотреть административное дело без его участия. В его праве ознакамливаться с материалами дела нарушений не допущено. Юридический адрес ЮУЗаповедника согласно Положению - Республика Башкортостан, Белорецкий район, поселок Реветь/улица, нумерация административного здания отсутствуют/. Почта доставляется своевременно, возражения и ходатайства гр.Михайли *.*. не направлял. При съезде с дороги в том месте, где установлено незаконное пребывание гр.Михайли В., установлен предупреждающий стенд с указанием, что это территория заповедника, проезд, проход запрещен, за нарушение – штраф. Указание Михайли В. на то обстоятельство, что в протоколе не указана должность лица, его составившего, обоснованно, однако Указаны полностью фамилия, имя, отчества со ссылкой на номер и дату удостоверения, согласно которому Шарипов *.*. является государственным инспектором по охране территории Ямаштинского участкового лесничества, т.е. лицом, управомоченным составлять административные протоколы. Кодексом об административных правонарушениях не предусмотрено составление данного протокола по указанному виду правонарушения с участием двух свидетелей. В протоколе просто произведена ссылка на его составление в присутствии еще одного государственного инспектора лесничества Мухарямова *.*.

Выслушав объяснения представителя Южно-Уральского государственного природного заповедника, изучив доводы заявителя, указанные в жалобе, а также документы административного дела, суд считает жалобу Михайли *.*. не подлежащей удовлетворению, Постановление по делу об административном правонарушении № 71 от 27.09.10года оставлению без изменения.

Согласно постановлению от 27 сентября 2010 года заместителя главного государственного инспектора по охране территории Южно-Уральского государственного природного заповедника по факту незаконного нахождения гр.Михайли *.*. 22 сентября 2010 года в кв.109 Ямаштинского лесничества с целью отдыха без разрешительных документов действия Михайли *.*. квалифицируются как административное правонарушение, за совершение которого административная ответственность предусмотрена статьей 8.9 КоАП РФ. Михайли *.*. подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере одной тысячи рублей. Согласно Положению о ФГУ «Южно-Уральский государственный природный заповедник», утвержденному приказом Минприроды России № 71 от 26.03.09, квартал 109 Ямаштинского лесничества находится на территории ФГУ Южно-Уральского природного заповедника, что также подтверждается абрисом данного квартала с указанием места нахождения в указанном месте автомашины гр.Михайли *.*. Из представленной суду фотосъемки места съезда с дороги на территорию квартала №109 видно, что имеется установленный стенд « ФГУ «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ государственный природный ЗАПОВЕДНИК» ПРОХОД, ПРОЕЗД, СТОЯНКА, МОЙКА МАШИН, СВАЛКА МУСОРА, РАЗВЕДЕНИЕ КОСТРА, СБОР ЯГОД и ГРИБОВ ЗАПРЕЩЕНО! ЗА НАРУШЕНИЕ ШТРАФ. Ямаштинское лесничество». Согласно удостоверению №24 от 31 августа 2010 года Шарипов Эмиль Фаизович является государственным инспектором по охране территорий Ямаштинского участкового лесничества. Постановление о привлечении к административной ответственности от 27.09.10г. № 71 вынесено лицом, рассматривающим дела об административных правонарушениях от имени органов охраны территории государственных природных заповедников, в соответствии с ч.2 ст.23.25 КоАП РФ. В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Согласно ч.5 ст.9 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, допускается только при наличии разрешений дирекций государственных природных заповедников. Данное правонарушение указано в протоколе об административном правонарушении от 22.09.10г., расписано в мотивировочной части постановления о привлечении к административной ответственности от 27.09.10г. №71. При таких обстоятельствах указание гр.Михайли *.*. в жалобе об отсутствии конкретизации события правонарушения, места совершения правонарушения и правового акта, нарушение которого допущено гражданином суд признает необоснованным. По указанному составу административного правонарушения КоАП РФ не содержит обязательного условия составления протокола с участием двух понятых. Указание в протоколе о его составлении в присутствии гос.инспектора лесничества Мухарямова *.*. указывает лишь на то, что данное лицо может быть свидетелем, показания которого согласно ст.26.2 КоАП РФ могут являться одним из доказательств по делу. Обязательное наличие двух свидетелей КоАП РФ не предусматривает.

При установленных судом обстоятельствах, суд не усматривает оснований для признания постановления о привлечении к административной ответственности гр.Михайли *.*. незаконным.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Постановление заместителя главного государственного инспектора по охране территории Южно-Уральского государственного природного заповедника от 27.09.10г. о привлечении Михайли *.*. к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей оставить без изменения, жалобу Михайли *.*. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в порядке ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья: подпись

Копия верна. Судья: Старичкова *.*.

Полный текст ст. 8.39 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 8.39 КОАП РФ.

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 ноября 2006 года Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 181-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2013 года Федеральным законом от 21 октября 2013 года N 273-ФЗ.

Комментарий к статье 8.39 КоАП РФ

1. Статья содержит формальный состав с альтернативными признаками объективной стороны (места совершения правонарушения). Ее формулировка во многом совпадает со ст. 262 УК РФ, содержащей материальный состав нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов.

Цели статьи - защита особо охраняемых территорий и находящихся на них ресурсов, предотвращение причинения им, населяющему их животному миру и произрастающим на их территории лесам и внелесной растительности вреда, сохранение биологического разнообразия, эталонов живой природы.

2. Правовое регулирование обеспечивается Федеральными законами от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока", положениями о заповедниках, национальных парках и иными актами, устанавливающими правовые режимы ограничения хозяйственной и иной деятельности, меры охраны указанных территорий, а также положениями о конкретных особо охраняемых природных территориях и объектах.

3. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, т.е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния.

Законодательством об особо охраняемых природных территориях выделяются: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные, природные парки, государственные природные заказники; памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты, природные территории, территории традиционного природопользования. В отношении каждого из перечисленных видов особо охраняемых природных территорий устанавливается специальный режим охраны. Так, на территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного пользования природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир). На их территории запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника, а также интродукция живых организмов в целях их акклиматизации, а равно пребывание граждан, не имеющих специального разрешения.

4. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, в частности: проникновение на территорию заповедника, ведение хозяйственной деятельности в заповедных зонах национальных парков, разведка и разработка полезных ископаемых, предоставление права на размещение на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков, а также на движение и стоянку механизированных транспортных средств, если только это не связано с функционированием национального парка, и т.д. Бездействие может проявляться в непринятии уполномоченными лицами (администрацией особо охраняемых территорий) соответствующих мер по обеспечению режима их охраны, например отсутствие обозначения границ территорий. Иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях большей частью охватываются понятием "режим". Нарушение их может выражаться в несоблюдении предписаний, регулирующих разрешенную деятельность в пределах этих объектов.

5. Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.

6. Дела рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых территорий федерального значения (ст. 23.25); органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29); органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, - в отношении правонарушений, совершенных на территориях горно-санитарных зон и округов (ст. 23.31), а также судьями в случае передачи им таких дел на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 8.39 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 8.39 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Поделиться: