416 фз водоснабжении и водоотведении. Закон о водоснабжении и водоотведении

В составе" присутствуют общие нормы, заключительные положения и юридические конструкции. Последние формируют область распространения акта. Рассмотрим краткое описание 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Комментарии к нормативному акту также будут приведены в статье.

Правовые конструкции

В ФЗ РФ 416 "О водоснабжении и водоотведении" закрепляются:

  1. Полномочия исполнительных структур, местных органов.
  2. Правила обслуживания населения и организаций.
  3. Нормы обеспечения.
  4. Требования по защите природы.
  5. Особенности тарифного регулирования.
  6. Организационно-правовая база планирования и развития централизованных систем обеспечения потребителей сырьем.
  7. Порядок передачи прав пользования/владения магистралями и объектами, находящимися в муниципальной и госсобственности.

Предмет регулирования

Нюансы

Необходимо отметить, что положения ФЗ-416 "О водоснабжении и водоотведении " направлены на реализацию государственной стратегии, утвержденной правительственным постановлением №1235-р. В ней закреплены фундаментальные принципы госполитики в сфере охраны и использования объектов гидротехнического назначения. ФЗ-416 "О водоснабжении и водоотведении" призван закрепить юридическую базу для принятия и реализации управленческих решений по сохранению экосистем, обеспечивающих максимальный социально-экономический эффект. Нормативный акт ориентирован на обеспечение условий для результативного взаимодействия соответствующих отношений.

Основные направления

Рассматриваемый закон призван обеспечить комплексное решение существующих проблем. К основным из них следует отнести:

  1. Нерациональную эксплуатацию ресурсов.
  2. Наличие в некоторых регионах страны дефицита водных запасов.
  3. Несоответствие качества сырья, потребляемого большей частью населения, санитарно-гигиеническим нормативам.
  4. Ограниченный доступ граждан к централизованным системам снабжения.

Цели государственной политики

Деятельность власти в области водоснабжения и водоотведения ориентирована на обеспечение гарантий:

  1. Охраны здоровья граждан и повышения качества их жизни. Эта цель достигается за счет бесперебойного обеспечения потребителей сырьем, соответствующим действующим стандартам.
  2. Повышения энергетической эффективности. Эта задача решается посредством экономного потребления ресурсов.
  3. Уменьшения отрицательного воздействия на объекты. Данная цель достигается за счет повышения качества фильтрации вод.
  4. Обеспечения доступности сырья для абонентов. Эту задачу государство реализует посредством повышения эффективности работы обслуживающих предприятий.
  5. Обеспечения развития централизованных магистралей путем внедрения передовых методов управления ими.

Общие принципы

Госполитика в области водоснабжения и водоотведения основывается на:

  1. Приоритетности обеспечения граждан сырьем и необходимыми услугами.
  2. Формировании условий для повышения инвестиционной привлекательности обслуживающих предприятий.
  3. Обеспечении организационной и технологической целостности, единства централизованных систем подачи сырья.
  4. Достижении и сохранение баланса предпринимательского интереса обслуживающих предприятий и потребителей.
  5. Установлении тарифов в области водоснабжения/водоотведения. Ставки определяются на основании экономически обоснованных затрат обслуживающих предприятий, поставляющих абонентам сырье.
  6. Обеспечении недискриминационных и стабильных условий для ведения предпринимательской деятельности в области водоснабжения и водоотведения.
  7. Создании равных для всех потребителей условий доступа к необходимым им услугам.

Одним из основных принципов госполитики также выступает открытость работы предприятий, обеспечивающих холодное, горячее водоснабжение, а также осуществляющих водоотведение, структур госвласти, местных, региональных исполнительных органов, уполномоченных на регулирование данной сферы.

Подавляющее большинство вопросов, касающихся подачи воды и её отведения, регулирует закон 416 «О водоснабжении и водоотведении». Документ принят и одобрен в ноябре 2011 года, но ежегодно в его текст вносятся дополнения и изменения. Последняя редакция была принята в конце 2016 года – вот её мы и возьмём за основу нашего обзора.

Где искать ответы на вопросы: законодательные акты

При пользовании водой, у потребителя возникает великое множество вопросов, но не все знают, где искать на них ответы. ФЗ о водоснабжении и водоотведении 416, регулирует только те отношения, которые возникают в сфере подачи и отведения воды. Однако им сопутствуют и многие другие вопросы, которые регламентируются совсем иными документами.

Основной их перечень вы видите в приведённой ниже таблице:

Сфера интересов потребителя Правовой документ
Отбор воды из природного водоёма, а так же сброс в него стоков ВК РФ (водный кодекс)
Лицензия на водоснабжение и водоотведение Постановление 326, регламентирующее лицензирование тех или иных видов деятельности
Качество подаваемой воды ФЗ-52 «О санитарном благополучии населения»

ФЗ-184 «О техническом урегулировании»

ФЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»

Отношения и технические вопросы по горячему водоснабжению из открытых систем ФЗ-190 по теплоснабжению
Предоставление услуг по подаче воды, и её отведению ФЗ, о котором идет речь в данной статье — но только в той части, которая не урегулирована другими законами
Регулирование тарифов, определение норм качества воды, полномочия органов власти, касающиеся водоснабжения Комментарий к ФЗ «Водоснабжение и водоотведение»
Правовое регулирование водоснабжения между подающими и эксплуатирующими организациями Постановление 644 об утверждении правил водоснабжения и водоотведения

ФЗ-210 «Организация предоставления муниципальных услуг»

Подземная добыча воды ФЗ РФ «О недрах»
Водоснабжение оборонных объектов Правительство РФ
Передача полномочий по водоснабжению ФЗ-131 статья 17, часть 1.2

Принципы государственной политики в вопросах водоснабжения

Политика страны, которую выражает закон о центральном водоснабжении, определяет такие цели:

  • Обеспечение не только качественного, но и бесперебойного снабжения населения водой, что автоматически способствует улучшению его здоровья и качества жизни.
  • Экономное водопотребление, благодаря которому можно повысить энергетическую эффективность.
  • Повышение качества, и усиление контроля очистки стоков, что способствует снижению вероятности загрязнения наземных водоёмов и подземных водоносных горизонтов.

Обратите внимание! Полная доступность водоснабжения для любых абонентов, может быть достигнута только благодаря более эффективной работе предприятий, осуществляющих подачу и отведение воды. Основными принципами в этом вопросе, является обеспечение целостности и технологического единства систем водоснабжения, а так же соблюдение экономических интересов обслуживающих их организаций.

Однако, несмотря на необходимость соблюдения интересов осуществляющих подачу воды организаций, установление тарифов в данной сфере должно основываться на их реальных, экономически обоснованных расходах.

Полномочия органов власти

ФЗ водоснабжение и водоотведение с изменениями, определяет так же круг полномочий в решении тех или иных вопросов в данной сфере.

Правительство РФ утверждает правила подачи и отвода воды, а так же типовые договора:

  • Правила учёта объёма вод, в том числе и сточных;
  • Разработка и содержание технологических схем подачи и отвода воды;
  • Порядок, по которому должен производиться контроль её качества и состава;
  • Основы ценообразования, касающиеся подачи и отвода воды, а так же правила тарифного регулирования;
  • Определение категории абонентов, для которых сброс стоков является нормируемым;
  • Сроки и порядок рассмотрения споров, возникающих между владельцами систем, предоставляющими услуги по отведению и подаче воды; органами, регулирующими тарифы; и абонентами.

ФЗ 416 «О водоснабжении и водоотведении», определяет так же полномочия органов (представителей) исполнительной власти.

За ними остаётся утверждение таких документов:

  • Порядок определения плановых и фактических показателей энергоэффективности , а так же качества и надёжности систем отведения и подачи горячей и холодной воды;
  • Определение порядка проведения обследования и технической экспертизы централизованных систем отведения и подачи воды;
  • Классификация и порядок учёта затрат организаций , основным видом деятельности которых является водоснабжение;
  • Утверждение схем подачи и отведения воды;

На них так же лежит обязанность по рассмотрению разногласий между предприятиями, подающими воду, органами, регулирующими тарифы, и абонентами; по рассмотрению споров в досудебном порядке; по отмене решений исполнительных властей в субъектах РФ, которые были приняты с нарушением законодательных актов.

О правилах подачи и отведения воды

В статье 7 ФЗ РФ о водоснабжении, определены общие правила, по которым и должно осуществляться снабжение водой. Во главе любых отношений стоит договор о соответствующем предоставлении услуг, и в настоящей статье закона чётко прописано, с кем его следует заключать.

Обратите внимание! Для централизованного подключения к системе, подающей холодную воду, абонент, в ведении которого есть капитальные объекты, заключает договор с организацией, которую настоящий закон определяет, как гарантирующую. В городах и поселениях, местные органы самоуправления наделяют данным статусом такое снабжающее предприятие, к сетям которого присоединено больше всего абонентов.

Итак:

  • Что касается горячей воды, подаваемой из закрытых систем, то абоненты, имеющие на балансе капитальные объекты, заключают договоры непосредственно с эксплуатирующими их предприятиями.
  • Для получения горячей воды из открытой системы, абонент заключает договор уже с организацией, осуществляющей теплоснабжение. Этот документ регламентируется ФЗ-190.
  • Когда абонент подключен к централизованной системе, договор на отведение воды так же заключается с гарантирующей организацией.
  • Если же подсоединение к центральному водоснабжению есть, а к системе водоотведения нет, то договор может быть заключен и с предприятием, осуществляющим вывоз ЖБО (жидких отходов).

  • Гарантирующая организация может предложить подключённым к ней абонентам и единый договор на снабжение водой и её отведение.
  • За неимением на территории поселения централизованной системы подачи холодной воды, местные органы самоуправления обязаны организовать либо нецентрализованное снабжение (например, от ), либо обеспечить её постоянный подвоз.
  • Правила, в соответствии с которыми должно осуществляться водоотведение и снабжение холодной и горячей водой, предусматривают так же прядок расторжения договоров, либо временной приостановки её подачи или транспортировки. Эти меры применяют в первую очередь к абонентам, не выполняющим своих обязательств.


Относительно централизованных систем отвода сточных вод: правила определяют виды систем их транспортировки; требования к химическому составу, который должен декларироваться абонентом; установке приборов учёта; порядок установки норм по объёму; порядок формирования тарифов.

О чём договариваются стороны

Договор водоснабжения по своему характеру является публичным. А это значит, что цена услуг в нём устанавливается своя для каждой категории потребителя. Основной обязанностью осуществляющей снабжение организации, является обеспечение своевременной подачи и отвода воды в необходимом объёме.

От абонента требуется своевременная оплата, обеспечение эксплуатационной безопасности сети, и соблюдение режима потребления, который оговаривается в приложении к договору. Образец приложения вы видите на фото снизу.

В случае самовольного подключения абонента к системе водоснабжения, организация, в ведении которой она находится, вправе вообще отказаться от заключения договора.

Обратите внимание! К центральному трубопроводу нередко самовольно присоединяются не только физические, но и юридические лица. В результате, против них выдвигаются иски с требованием возмещения убытков организации, которой принадлежит система. Судебная практика (водоснабжение частных домов) показывает, что чаще всего их владельцам грозит штраф до 2000 руб. Для юридических лиц эта сумма вырастает уже до 30000 рублей.

Существенные условия договоров

Основные нюансы, о которых договариваются стороны при заключении договора на поставку воды, это её объём, включающий в себя и потребности на пожаротушение, и уровень давления в трубопроводе, в точке присоединения. Режим подачи определяется в соответствии с техусловиями на присоединение к водопроводной сети.

Договором так же устанавливаются сроки подачи и качество воды. Если это горячее водоснабжение, то указывается ещё и температура воды. Отдельным пунктом оговаривается порядок учёта объёма расходуемой воды, а так же условия, при которых подача может быть ограничена или совсем прекращена. Соответственно, устанавливаются и сроки оплаты за потреблённую воду.

Согласно ФЗ о водоснабжении и водоотведении, ст. 20, учёту подлежит:

  • Вода, поданная абоненту за какой-либо период (обычно это календарный месяц);
  • Организации, эксплуатирующие или арендующие сети, должны учитывать транспортируемый объём (как чистой воды, так и сточной);
  • Объём водоподготовки;
  • Принятый объём стоков;
  • Количество очищенных стоков.

В договоре так же производится раздел границ сети трубопроводов между абонентом и подающей стороной, на которые распространяется эксплуатационная ответственность. Раздел оформляется актом с соответствующей схемой, который прикладывается к договору.

Оговаривается и перечень мер, принимаемых сторонами в случае неисполнения обязательств, а так же порядок урегулирования возникших разногласий.

Обратите внимание! Согласно ФЗ РФ 416 «О водоснабжении и водоотведении», абоненту, неоплатившему или задержавшему оплату за питьевую, техническую или горячую воду, начисляется пени. Её размер определяется исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центробанка, которая действует на день фактического внесения долга. Для организаций, приобретающих воду для предоставления услуг (например, теплоснабжающих), пени возрастает уже до 1/300 ставки. Что касается частных собственников, то для них пени устанавливает жилищное законодательство.

В договорах, заключаемых на водоотведение, ко всем вышеупомянутым условиям, добавляется ещё и определение порядка и мест отбора проб воды на анализ, а так же порядок осуществления контроля соответствия сбросов нормативам.

Заметим, что передача системы водоснабжения: в пользование или владение целой сетью, или её объектов, из муниципальной либо государственной собственности, осуществляется согласно договору аренды или соглашению. В некоторых случаях, это делается в рамках закона о приватизации.

Передача имущества по водоснабжению, осуществляемая по договору аренды, обязательно сопровождается техническим обследованием системы, и подписанием сторон акта. В этом документе даётся полное описание системы, технико-эксплуатационные показатели. Обязательно оговаривается и её целевое назначение, изменять которое в соответствии с данным законом не допускается.

О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения

До принятия Федерального закона от 07.12.2011 № № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифное регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Принятие Федерального закона от 07.12.2011 № № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» привнесло необходимость обеспечения взаимосвязи тарифного регулирования с такими новациями федерального закона, как утверждение схем водоснабжения и водоотведения, определение гарантирующих организаций в системах водоснабжения и водоотведения, установление целевых показателей деятельности регулируемых организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В целях реализации в полной мере положений о тарифном регулировании, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Правительством Российской Федерации принято постановление от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», которым утверждены:
1. Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
2. Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
3. Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения и правила ведения его учета.
4. Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» установлено, что:
- переход к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, долгосрочный период регулирования которых начинается в 2014 году, допускается только для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации;
- при установлении тарифов на 2014 год метод экономически обоснованных затрат может применяться органом регулирования в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения вне зависимости от критериев выбора и случаев применения методов регулирования тарифов, предусмотренных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными настоящим постановлением.

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения содержат общие положения о регулировании тарифов и предельных индексов, порядок определения необходимой валовой выручки, методы регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, порядок установления платы за подключение (технологическое присоединение), особенности установления тарифов на горячую воду, особенности ценообразования при применении двухставочных тарифов.

Переход на долгосрочное тарифное регулирование в соответствии с положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» позволит повысить инвестиционную привлекательность отрасли водоснабжения и водоотведения.
Методические указания по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения будут утверждены ФСТ России в кратчайший срок.

2. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

3. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

5. В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

6. В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.

7. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

8. Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации.

9. На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.

10. Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

11. В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет").

12. Соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.


Судебная практика по статье 23 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ

    Решение от 3 октября 2018 г. по делу № А45-39733/2017

    Арбитражный суд Новосибирской области (АС Новосибирской области)

    О.Н. по доверенности № 17315 от 28.12.2017, ответчика Гордеевой Е.А. по доверенности от 22.06.2017, Усковой О.С. по доверенности от 23 . 08.2018, третьего лица Работа А.М. по доверенности от 13.03.2017, установил: Акционерное общество «Аэропорт Толмачево» обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной...

    Решение № 12-263/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 12-263/2018

    Ленинский районный суд г. Нижний Новгород (Нижегородская область) - Административные правонарушения

    46 мг/л (погрешность 0, 11 мг/л) при нормативе 0, 3 мг/л. Однако экспертное заключение применяется в противоречии с положениями ч. 4 ст. 23 ФЗ от 07. 12. 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Концентрация железа в пробе воды у "адрес" с учетом суммарной погрешности измерений не превышает установленного...

    Решение № 2А-767/2018 2А-767/2018~М-771/2018 М-771/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2А-767/2018

    Инвестиционных программ в соответствии с соглашением осуществляет орган местного самоуправления поселения - Администрация МО «село Чанкурбе» и Администрация МР «Буйнакский район». Во исполнение ч.5 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в адрес Главы Администрации МО «село Чанкурбе» исх. № 17/07-43 от 30.01.2018 ...

    Решение № 21-935/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 21-935/2018

    Костромской областной суд (Костромская область) - Административные правонарушения

    Использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Согласно частям 1, 4 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую...

    Решение № 2А-764/2018 2А-764/2018~М-726/2018 М-726/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2А-764/2018

    Буйнакский районный суд (Республика Дагестан) - Гражданские и административные

    Инвестиционных программ в соответствии с соглашением осуществляет орган местного самоуправления поселения - Администрация МО «село Аркас» и Администрация МР «Буйнакский район». Во исполнение ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в адрес главы Администрации МО «село Аркас» (исх. № 17/07-41 от 30.01....

    Решение № 2А-761/2018 2А-761/2018~М-729/2018 М-729/2018 от 25 сентября 2018 г. по делу № 2А-761/2018

    Буйнакский районный суд (Республика Дагестан) - Гражданские и административные

    Программ в соответствии с соглашением осуществляет орган местного самоуправления поселения - Администрация МО «село Нижнее Казанище» и Администрация МР «Буйнакский район». Во исполнение ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в адрес главы Администрации МО «село Нижнее Казанище» (исх. № 17/07-37 от 30....

Основные тезисы федеральных законов от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и от 07.12.2011 № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»

ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

Впервые за все время существования отрасли появился федеральный отраслевой закон, комплексно регулирующий отношения в сфере водно-коммунального хозяйства.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением положений об ограничении приватизации, вступающих в силу с 1 января 2012 г. Ряд статей вступает в силу с 2014 г. Закон комплексно регулирует сферу водоснабжения и водоотведения, в нем отражены следующие основные положения:

1. Отношения с абонентами:

- все договоры (водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и сточных вод, единый договор водоснабжения и водоотведения) заключаются в соответствии с типовыми договорами, существенные условия договоров определены в законе. Сами типовые договоры утверждаются Правительством РФ. По общему правилу договоры водоснабжения и договоры водоотведения заключаются раздельно (ст. 13, ст. 14) ;

- определены случаи, когда Водоканал вправе временно прекратить, ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, в одностороннем порядке отказаться от исполнения договоров. По сравнению с существующей ситуацией перечень данных случаев расширен: добавлены «превышения абонентом в три раза и более нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, совершенные два раза и более в течение одного года с момента первого превышения (неоднократное грубое нарушение нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы), а также «отсутствие у абонента локальных очистных сооружений или плана снижения сбросов, неисполнение абонентом плана снижения сбросов) (п. 3 ст. 21) .

2. Гарантирующие организации:

За водоснабжение и водоотведение населенного пункта отвечает гарантирующая организация (Водоканал), при этом реализован «котловой» принцип ценообразования: все абоненты заключают договоры и платят гарантирующей организации, а эта организация рассчитывается с сетевыми организациями (ст. 12) .

3. Эксплуатация бесхозяйных сетей:

Бесхозяйные сети передаются в эксплуатацию гарантирующей организации, а расходы на их эксплуатацию компенсируются за счет тарифа;

Водоканалам дается 2 года на обеспечение подачи воды по этим сетям в соответствии с санитарными правилами (вода должна отвечать требованиям безопасности, ее качество не должно ухудшаться) (п. 5 – п. 7 ст. 8) .

4. Собственность на системы водоснабжения и водоотведения:

С 1 января 2012 г. запрещена приватизация существующих Водоканалов (за исключением акционирования унитарных предприятий), запрещено размывание контрольного пакета акций, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Разрешены концессии и аренда, не запрещена частная собственность на новые объекты (ст. 9) .

5. Улучшение качества воды. Производственный контроль:

При несоответствии качества воды санитарным правилам утверждается план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Эти планы включаются в инвестиционную программу водоканала, их мероприятия должны быть учтены при установлении тарифов (ст. 23) ;

Водоканалам дается 7 лет (срок реализация плана) на приведение воды в соответствие с санитарными правилами (вода должна отвечать требованиям безопасности) (п. 6 ст. 23) ;

Установление правил проведения производственного контроля позволяет регламентировать отношения с проверяющими органами. Территориальные органы Роспотребнадзора в определенных случаях вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды (ст. 25) .

6. Частичная реализация принципа «загрязнитель платит»:

Природоохранное законодательство распространяется на крупных абонентов Водоканалов (определяются в порядке, установленном Правительством). Объемы загрязнений, которые поступают от этих абонентов, не учитываются при расчете платы за негативное воздействие Водоканалов на окружающую среду и платы за вред водному объекту, абонент платит за эти сбросы напрямую в бюджет (ст. 27-28) .

7. Повышение качества очистки сточных вод:

При несоответствии сточных вод требованиям законодательства утверждаются планы снижения сбросов. Регулирующие органы обязаны учитывать эти планы при утверждении инвестиционных программ и тарифов. Расходы на реализацию этих планов зачитываются в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 26).

В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, подают в организацию ВКХ декларацию о составе и свойствах сточных вод, в которой, в частности, указываются нормативы допустимых сбросов абонентов, лимиты на сбросы.

9. Расширено понятие «сточные воды» :

В понятие «сточные воды» включены в том числе поверхностные сточные воды (дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные и дренажные воды) (ст. 2) .

10. Предусмотрен обязательный коммерческий учет не только воды, но и сточных вод (пп. 11 ст. 2, ст. 20) .

11. Подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (ст. 18) :

Закреплены общие принципы организации процесса подключения, более конкретные нормы будут прописаны в правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемых Правительством РФ. Договоры подключения заключаются в соответствии с типовыми договорами, также утверждаемыми Правительством РФ;

Плата за подключение рассчитывается организацией ВКХ, исходя из установленных тарифов на подключение с учетом величины подключаемой нагрузки и расстояния от точки подключения объекта капитального строительства заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

Закреплена возможность взимания индивидуальной платы за подключение в случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает предельный уровень нагрузки, устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством РФ (п. 13 ст. 18) .

К сожалению, как общий минус закона, можно отметить то, что в нем идет речь только об объектах капитального строительства (в том числе применительно к вопросам подключения). Поэтому в отношении временных построек, земельных участков без построек, строительных площадок и т.д. закон может быть применен лишь по аналогии.

12. Тарифное регулирование:

Закреплено 4 метода регулирования тарифов (ст. 32) :

а) экономически обоснованных расходов (затрат);

б) индексации – расходы, определенные методом «затраты плюс» фиксируются на 5 лет (с индексацией на инфляцию). Экономия расходов сохраняется за водоканалом в течение 5 лет;

в) доходности инвестированного капитала (RAB) – текущие расходы фиксируются на 5лет как в методе индексации, в тариф включается возврат инвестированных средств и доход на эти инвестиции;

г) сравнения аналогов – позволяет устанавливать тарифы для сетевых организаций на уровне расходов гарантирующих организаций;

Закреплена дифференциация тарифов (многоставочные тарифы, календарная разбивка, социальная норма потребления, различные категории сточных вод, соответствие качества воды установленным требованиям и др.) (ст. 31) .

13. Соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения («регуляторный договор») (ст. 36) :

Закреплена возможность закрепления в договоре взаимных обязательств Водоканалов и регулирующих органов. Водоканалы обязаны реализовывать инвестиционную и производственную программу в соответствии с целевыми показателями, обеспечивать их финансирование. Регулирующие органы обязаны устанавливать тарифы с учетом долгосрочных параметров расчета тарифов, определенных в соглашении, финансировать мероприятия инвестиционной программы, осуществлять возврат инвестиций при расторжении соглашения, при ограничении тарифов – финансировать разницу за счет бюджета.

14. Планирование и развитие систем водоснабжения и водоотведения:

Обязательность регулярного технического обследования систем (ст. 37) ;

Разработка схем водоснабжения и водоотведения (с 2014 г. без таких схем не допускается утверждение инвестиционных программ) (ст. 38) ;

Определение целевых показателей деятельности Водоканалов (качество воды и очистки сточных вод, уровень потерь, аварийность и пр.) (ст. 39) ;

Закреплены требования к содержанию инвестиционных и производственных программ (ст. 40-41) .

15. Горячее водоснабжение:

Законом также урегулированы отношения, связанные с горячим водоснабжением. Устанавливаются особенности регулирования горячего водоснабжения, в частности, в при заключении договоров, подключении, определении качества, тарифном регулировании и пр. Использование открытых систем (вода одновременно используется для горячего водоснабжения и отопления) с 2022 г. запрещено, а подключение к ним запрещено с 2013 г.

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» вносятся изменения в 21 закон, необходимые для реализации положений отраслевого закона. Основные положения этих поправок:

С 1 января 2012 г. объекты систем водоснабжения и водоотведения исключаются из сферы действия ФЗ ««О безопасности гидротехнических сооружений» (не нужно страховать такие объекты) (ст. 3) ;

Объекты коммунальной инфраструктуры регистрируются как единый объект, расположенный на территории нескольких регистрационных округов (по аналогии с автомобильными дорогами) (ст. 4) ;

Устанавливается самостоятельное тарифное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, т.е. деятельность по водоснабжению и водоотведению выводится из сферы регулирования ФЗ от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (ст. 15) .

Особенности регулирования подачи горячего водоснабжения в открытых системах теплоснабжения регулируется законом «О теплоснабжении» (ст. 20) .

Поделиться: