Гуго гроций о государстве и праве. Учение о государстве и праве Г
Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Гроций был энциклопедически образованным и плодовитым автором, создавшим более 90 произведений по истории и теории государства и права. Его основной труд – это фундаментальное произведение «О праве войны и мира». Для Гроция как одного из ранних представителей формировавшегося буржуазного «юридического мировоззрения» существенный интерес представляли как теоретическое обоснование того нового правопонимания, которое соответствовало бы социально-историческим реалиям эпохи перехода от феодализма к капитализму и утверждения буржуазного общества, так и систематическая научная разработка на базе такого правопо-нимания основных начал, принципов и форм внутригосударственной жизни и международного общения. По Гроцию, предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза. Для того чтобы придать юриспруденции «научную форму», согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, «что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы», ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т. е. естественное право). Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции следует различать «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источником волю». В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное. Естественное право при этом определяется им как «предписание здравого разума».
Согласно этому предписанию то или иное действие – в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека – признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо воле-установленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета). На основе своей концепции естественного права Гроций стремился создать такую нормативно значимую, аксиоматическую систему юриспруденции, общие начала и положения которой можно было бы легко применить к конкретным реальным ситуациям внутри отдельных государств и к отношениям между государствами. Возражая против представлений о том, что справедливость – это лишь польза сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей изобрести право, чтобы избежать насилия и т. д., Гроций в своей договорной концепции стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. Политико-правовое учение Гро-ция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достижение мира. Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений, и прежде всего проблем войны и мира, Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. Учение Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами.
Гуго Гроций(1583-1645) – голландский юрист, государственный деятель, философ.
Естественное право издавна противопоставляется положительному праву как идеал. Любые положительные законы со временим утрачивают смысл. Результат – конфликт старых законов и новых прогрессивных стремлений. В этих конфликтах и зарождается естественное право как требование изменить существующий государственный строй.
Естественное право – это идеал для положительного, право должное, то, что обычно называют фсф права.
Ошибочно думать, что естественное право возникло в Новом времени, оно было раньше. Тем не менее, оно связывается с именем Гроция.
Он имел необыкновенные способности –в 11 лет стал студентом университета, в 14 лет защищал тезисы по юриспруденции, математике, фсф. В 16 лет стал доктором наук.
Его слава предопределила славу его произведений. Трактат «О праве войны и мира» (1625). В своих приемах использует априорный путь исследования (умозаключения) и научную обоснованность.
Гроций противник Макивелли по воззрениям «в политике должны быть нравственные стремления».
Основания естественного закона Гроций видел в самой природе человека, которую он назвал «матерью естественного права».Она влечет к общению, в котором и заключается основание естественного права, т.е. человеку свойственно стремление к разумному общежитию. Отсюда вытекают требования – нормы естественного права:
1) Воздержание от чужого и возвращение того, что принадлежит другому
2) Исполнение обещаний
3)Вознаграждение за виновное причинение убытков, наказание
Норм являются непоколебимыми. Они ясны, достоверны и искушены.
Позитивное право проистекает из свободной воли лиц, разделяется на человеческое(установленное людьми, произвольное) и божественное право(выражение воли божьей через откровения).
Человеческое право делится на:
1. Семейное право – предписания домашних властей
2. Гражданское право – установлено властью граждан или государственной властью
3. Международное право – исходит из воли многих наодов
Человеческое право источником имеет другое, ибо его силой люди подчинены власти, а т.к. обязательность его исполнять вытекает из естественного закона, то он также будет источником позитивного права.
Государство- совершенный союз свободных людей для сохранения прав и для общей пользы. В определении есть заимствования у Цицерона + новая мысль: государство союз вечный и верховный. Этот союз заключается на все времена и у государства нет права отчуждать власть без согласия народа, за исключением случаев крайней необходимости.
Верховная власть государства есть скрепляющая его связь. Она едина и неразрушима. Она принадлежит субъекту общему(государству) и собственному(лицу, облеченному властью). Отвергает теорию заключения договора народом и государем, в силу которого народ будто бы обязуется повиноваться монарху, когда он управляет хорошо, но сохраняет право свергать его.
Виды государств:
1. Вотчинные – ими владеют как своими собственными по своему усмотрению. Правитель может государство между своими детьми- наследниками
2. Государства, где верховная власть изначально вручена правителю волею народа: тут государю следует согласовывать свои действия с волей народа и непозволительно отчуждение даже части имущества. Наследование власти по праву первородства. Пресечение династии – власть возвращается народу.
В области международного права Гроций требовал гуманности при ведении войны (щадить женщин, детей, обращаться человечески с военнопленными). Отрицал, что в этой сфере все решает сила и был сторонником правил справедливости.
Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107 |
Рубрика (тематическая категория) | Политика |
Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона.
Суверенитет государства, ᴛ.ᴇ. верховная власть государства - это такая власть, ʼʼдействия которой не подчинены иной власти и не бывают отменены чужой властью по ее усмотрениюʼʼ.
Гроций различает общего носителя суверенитета - государство, а также конкретных носителей, которыми бывают как одно лицо, так и несколько лиц. По этой причине государства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не должна быть названа совершенной, ʼʼибо какую бы форму правления ни изобрести, никак невозможно избежать тех или иных неудобств или опасностейʼʼ.
Учение Гроция о суверенитете связано с его представлением о договорном происхождении государства: до момента заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения - государству.
Право народа на низложение и наказание носителей суверенитета государства. Гроций считал, что государство создано путем общественного договора, а договоры согласно предписаниям естественного права должны соблюдаться. Исходя из этой логики, народ не должен иметь права ʼʼнизлагать и каратьʼʼ государей, которые злоупотребляют своей властью.
При этом народ, по Гроцию, все же имеет это право, в случае если государь
‣‣‣ становится ʼʼявно враждебным всему народуʼʼ;
‣‣‣ уже отрекся от престола;
‣‣‣ утратил свою власть, полученную под каким-либо ус ловием;
‣‣‣ при вручении ему власти он сам дал согласие на то, что ему, в известных случаях, можно оказывать сопротив ление и др.
Понятие права. Под правом Гроций понимал ʼʼправила нравственных поступковʼʼ, которые являются для индивидов обязательными: ʼʼВо всяком случае, необходима обязанность, ибо... к примеру, правила чести, не имеющие обязательной силы, не заслуживают названия закона или праваʼʼ.
Классификация права. Вслед за Аристотелем Гроций делил право на естественное и позитивное (волеустановлен-ное).
108 Глава 7. Возникновение теорий естественного права...
В отличие от Аристотеля, для которого источником естественного права была природа, для Гроция источник естественного права - разум. Естественное право - это ʼʼпредписания здравого разумаʼʼ.
Источником позитивного права для Гроция является воля, которая должна быть человеческой и божественной.
Гроций не только по-новому определил источник естественного права, но и сформулировал правила, которые предписываются этим правом каждому рационально мыслящему индивиду:
S воздержись от присвоения чужого имущества;
S верни полученную тобой чужую вещь;
■S возмести извлеченную из этой вещи выгоду;
S возмести ущерб, причиненный по твоей вине;
S воздай людям заслуженное наказание (преступление должно быть наказано);
S договоры крайне важно соблюдать (pacta sunt servanda).
Правила естественного права, считал Гроций, неизменны, как неизменна сама разумная природа индивидов. Поэтому естественное право незыблемо и не может: быть изменено даже Богом: ʼʼДействительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в доброʼʼ.
Гроций - буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой - получает защиту в силу права естественного: ʼʼПраво собственности в том виде, как оно существует в настоящее время, установлено волей человека и, однако же, раз оно установлено, то в силу естественного права преступно похищение против воли чужой собственностиʼʼ.
Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за крайне важно сть подчиняться правовым ограничениям, в случае если война уже началась: ʼʼЯ был свидетелем такого безобразия на войне между христианами, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеянийʼʼ.
7.2. Политическое учение Томаса Гоббса
Гуго Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Нового времени, основу которой составил рационализм. Он внес существенный вклад в науку международного права.
Гоббс Томас (1588-1679) - английский политический мыслитель, теоретик ʼʼсильногоʼʼ государства.
Эпоха. Английская буржуазная революция (начало - 1640 ᴦ.); казнь Карла I по приговору верховного трибунала, созданного парламентом в 1649 ᴦ.; учреждение республики (commonwealth) (1649-1653); диктатура Кромвеля (1653-1658); реставрация династии Стюартов - правление Карла II (1660-1685).
Биография. Томас Гоббс родился в Веспорте на юге Англии (по другим сведениям - в Мальмеберге). Мать - крестьянка, отец - священник. Еще в школе овладел латинским и греческим языками; в 15 лет поступил в один из колледжей Оксфордского университета͵ который закончил спустя пять лет, получив степень бакалавра искусств. Стал воспитателем сына одного из английских баронов, что позволило ему путешествовать по другим европейским странам (Франция, Италия). В 1613 ᴦ. Гоббс стал секретарем у Френсиса Бэкона - философа и высокопоставленного политика; в 1646 ᴦ. преподавал математику будущему королю Карлу II, проживающему во время правления Кромвеля в Париже.
Современники: Рене Декарт (1596-1650) - французский философ (картезианство), математик (декартова система координат), физик (вихри Декарта), физиолог (ввел представление о рефлексе - дуга Декарта).
Логическое основание политике-правового учения. Т. Гоббс - материалист. Он считал, что человек - это тело в мире тел: ʼʼЧеловек ведь является не только физическим телом; он представляет собой также часть государства, иными словами, часть политического тела. И по этой причине его следует рассматривать равным образом как человека и как гражданинаʼʼ.
Основные работы: ʼʼО гражданинеʼʼ (1642); ʼʼЛевиафан, или материя, форма и власть государства церковного
НО Глава 7. Возникн овение теорий естественного права...
и гражданскогоʼʼ (1651). Эти сочинения были внесены в ʼʼИндекс запрещенных книгʼʼ.
Гоббс различает догосударственное, ᴛ.ᴇ. естественное, состояние (status naturalis) и государственное, ᴛ.ᴇ. гражданское, состояние (status civilis).
В естественном состоянии человек действует как физическое тело и руководствуется естественным правом (jus naturale). Естественное право - это ʼʼсвобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, ᴛ.ᴇ. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению является наиболее подходящим для этого средствомʼʼ.
Естественное состояние - это состояние войны всех против всех (bellum omnium contra omnes); состояние постоянного страха за свою жизнь.
При этом людям присущ естественный разум, который им предписывает следовать естественным законам (leges naturalis) - неизменным и вечным. Естественный закон (lex naturalis) - ʼʼнайденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизниʼʼ.
Гоббс различает три фундаментальных естественных закона.
1. Закон как цель: ʼʼследует искать мира и следовать емуʼʼ.
2. Закон как средство: ʼʼв случае согласия на то других людей должно согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это крайне важно в интересах мира и са мозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у дру гих людей по отношению к себеʼʼ. Отказаться от права на все вещи означает для Гоббса ʼʼупразднить общность иму ществаʼʼ и установить право собственности, отсутствие ко торого в естественном состоянии - причина ʼʼвойны всех против всехʼʼ.
3. Закон как долг: ʼʼлюди должны выполнять заключен ные ими соглашения, без чего соглашения не имеют ника кого значенияʼʼ (pacta sunt servanda).
7.2. Политическое учение Томаса Гоббса
Все естественные законы, в понимании Гоббса, это моральные законы, они ʼʼвсегда и везде обязывают людей перед внутренним судом, или судом совестиʼʼ. Чтобы эти законы выполнялись всеми, а не только моральными личностями, необходима общая для людей власть. Чтобы установить эту общую для всех власть крайне важно, чтобы ʼʼлюди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы представителями их лицаʼʼ. Каждый доверяет носителю общей власти делать все, чтобы обеспечить общий мир и безопасность, и каждый подчиняется носителю этой власти: ʼʼЭто больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим...ʼʼ. ʼʼВ случае если это свершилось, то множество людей, объединенных таким образом в одном лице, принято называть государством, по-латыни civitas. Таково рождение Левиафана... того смертного бога, которому мы под владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и своей защитойʼʼ.
Отрицание права индивидов па сопротивление государству.
Индивиды заключили договор друг с другом о подчинении суверену, а не отдельные договоры с ним, в связи с этим по отношению к конкретному индивиду суверен не может нарушить договор.
Размещено на реф.рф
Все, что бы суверен ʼʼни делал, не должна быть неправомерным актом по отношению к кому-либо из своих подданных и он не должен кем-либо из последних обвинен в несправедливостиʼʼ. Следовательно, ни один суверен ʼʼне должна быть по праву казнен или как-нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданныхʼʼ.
Государство представляется Гоббсу меньшим злом для людей, чем его отсутствие: ʼʼПоложение человека никогда не должна быть без того или другого неудобства и что величайшее стеснение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ может иногда испытывать народ при какой-либо форме правления, едва чувствитель-. но по сравнению с теми бедствиями и ужасающими несчастьями, которые являются спутниками гражданской войны, или с тем разнузданным состоянием безвластия, когда люди не подчиняются законам и не признают над собой никакой принудительной власти, удерживающих их от грабежей и актов мести... если сохранить такое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государство, но беспорядочная толпа, как у циклоповʼʼ.
Классификация форм правления государства. Критерием классификации служит принадлежность суверенитета и
112 Глава 7. Возникновение теорий естественного права...
пригодность формы правления для обеспечения безопасности людей.
Гоббс выделяет три формы, правления государства:
‣‣‣ монархию;
‣‣‣ аристократию;
‣‣‣ демократию.
Монархия - такая форма правления государства, при которой общие интересы совпадают больше всего с частными интересами: ʼʼБогатство, сила и слава монарха обусловлены богатством, силой и славой его подданныхʼʼ.
Аристократия - такая форма правления государства, при которой ʼʼверховная власть принадлежит собранию лишь части гражданʼʼ.
Демократия - такая форма правления государства, при которой верховная власть принадлежит собранию всех.
Гоббс критиковал монархию, потому что по наследству верховная власть может достаться несовершеннолетнему или тому, кто не может различать добро и зло. Но демократия также вызывала его критику, так как в отношении решения вопросов о войне и мира и в отношении составления законов она оказывается в ʼʼтаком же положении, как если бы верховная власть находилась в руках малолетнегоʼʼ.
Образ государства. Государство представляется Гоббсу Левиафаном. Левиафан - это морское чудовище, о котором сообщается в Библии. Тело Левиафана покрыто чешуйками, каждая из которых символизирует гражданина государства, а в руках - символы государственной власти: ʼʼИбо искусством создан тот великий Левиафан, который принято называть государством (по латыни civitas) и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был созданʼʼ.
Гоббс проводит аналогии между государством как искусственным человеком и человеком как таковым: верховная власть - душа; магистраты - суставы; награда и наказание - нервы; благосостояние и богатство частных лиц - это сила; безопасность народа - занятие; справедливость и законы - искусственный разум и воля; гражданский мир - здоровье; смута - болезнь; гражданская война - смерть.
Б.Н. Чичерин назвал Гоббса геометром, настолько математически образными были его выводы. Гоббс отправляет-
7.3. Учение Джона Локка о праве и г осударстве... 113
ся не от действительной истории, а исходит из гипотетического естественного состояния. Идеи Гоббса были восприняты основателем школы юридического позитивизма Джоном Остином.
Словарь ʼʼBellum omnium contra omnesʼʼ - ʼʼВойна всех против
ʼʼCogito ergo sumʼʼ - ʼʼЯ мыслю, следовательно, я существуюʼʼ (Декарт)
ʼʼPacta sunt servandaʼʼ - ʼʼДоговоры должны соблюдатьсяʼʼ
7.3. Учение Джона Локка о праве и государстве. Теория разделения властей
Локк Джон (1632-1704) - английский мыслитель, первый радикальный критик абсолютной монархии, теоретик неотчуждаемых прав человека, разделения властей и законности.
Эпоха. ʼʼСлавная революцияʼʼ 1688 ᴦ. в Англии, принятие ʼʼБилля о правахʼʼ 1689 ᴦ., установление конституционной монархии.
Биография. Джон Локк родился в Рингтоне (графство Сомерсет на юго-западе Англии). Отец его был провинциальным адвокатом, служил в парламентской армии Кромвеля. Во время диктатуры Кромвеля Джон Локк учился в колледже Христовой церкви Оксфордского университета - за выдающиеся успехи его приняли на казенный счет, в 1656 ᴦ. получил степень бакалавра, в 1658 ᴦ. - степень магистра. Был домашним врачом и доверенным лицом одного из английских лордов. Во время английской ʼʼСлавной революцииʼʼ 1688 ᴦ. находился в эмиграции в Нидерландах. В 1689 ᴦ. вернулся в Англию, где опубликовал свои произведения, принесшие ему известность. Умер от тяжелой легочной болезни. Сочинил собственную эпитафию: ʼʼОстановись, путник: здесь покоится Джон Локк. В случае если ты спросишь, что за человек он был, то знай - он был доволен своим скромным уделом. Он был воспитан как ученый, все свои дни и труды он посвятил постижению истины. Это ты сможешь узнать из его сочиненийʼʼ.
Основатель эмпиризма в теории познания; представитель естественной школы права.
114 Глава 7. Возн икновение теорий ес тест венного права...
Основные работы: ʼʼОпыты о законах природыʼʼ (1662-1664); ʼʼО медицинском искусствеʼʼ (1669); ʼʼДва трактата о правленииʼʼ (1690).
Жизнь, свобода и собственность - вот триада естественных и неотчуждаемых прав человека по Локку.
Критика абсолютной монархии. Абсолютная монархия, считал Локк, несовместима с гражданским обществом и не должна быть вообще формой гражданского правления. ʼʼЦель гражданского общества состоит в том, чтобы избегать и возмещать те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают из того, что каждый человек является судьей в своем собственном делеʼʼ.
Концепция договорного происхождения государства. Государство создается для преодоления недостатков естественного состояния путем заключения общественного договора: ʼʼЛюди вступают в соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом обществаʼʼ.
Заключение общественного договора позволяет преодолеть недостатки государственного состояния, при котором:
1) ʼʼнет установленного, определенного, известного за кона, который был бы признан и допущен по общему со гласию в качестве нормы справедливости и несправедливо стиʼʼ;
2) ʼʼнет знающего и беспристрастного судьиʼʼ;
3) ʼʼнедостает часто силы, которая могла бы подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в ис полнениеʼʼ.
Эти недостатки лишают индивидов возможности обеспечить свою частную собственность - одно из фундаментальных для Локка естественных прав человека: ʼʼВеликой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственностиʼʼ.
7.3. Учение Джона Локка о праве и государстве... 115
Концепция ограничения государственной власти. Для обеспечения триады естественных и неотчуждаемых прав человека крайне важно следующее.
1. Ограничить объём законодательной власти. Законо дательная власть:
‣‣‣S не должна быть ʼʼабсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народаʼʼ;
■/ ʼʼне может лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласияʼʼ;
‣‣‣S ʼʼзаконодательная власть представляет собой лишь доверенную властьʼʼ;
■S ʼʼзаконодательный орган не может передать право издавать законы в чьи-либо другие руки. Ведь это право, доверенное народом...ʼʼ.
2. Разделить государственную власть: ʼʼЗаконодатель ную и исполнительную власть часто нужно разделятьʼʼ.
Локк выделяет три власти:
1) законодательную;
2) исполнительную;
3) федеративную.
Законодательная власть действует непродолжительное время. Исполнительная и федеративная власти действуют непрерывно, так как требуется постоянное исполнение законов. Федеративная власть - это исполнительная власть, которая решает вопросы внешней политики.
У Дж. Локка разделение властей - это соподчинение властей. Законодательная власть является верховной по отношению ко всем другим видам власти.
Право народа на сопротивление законодательной власти. Суверенитет принадлежит народу, который сохраняет за собой право на восстание: ʼʼСообщество постоянно сохраняет верховную власть для спасения себя от покушений... кого угодно, даже своих законодателей, в тех случаях, когда они окажутся настолько глупыми или настолько злонамеренными, чтобы создавать и осуществлять заговоры против свободы и собственности подданногоʼʼ.
Концепция законности у Локка состоит из двух частей.
1. Соотношение закона и свободы. Свобода - это жизнь в соответствии с законом: постоянным; общим для каждого в обществе; установленным законодательной властью, созданной в обществе. И наконец, свобода - это возможность следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон.
116 Глава 7. Возникновение теорий естественного права...
2. Равенство всех перед законом: ʼʼПреступать пределы власти не имеет права ни высокопоставленное, ни низшее должностное лицо; это в равной степени непростительно как королю, так и констеблюʼʼ.
Концепция неотчуждаемых естественных прав человека, разработанная Джоном Локком, была воспринята Томасом Джефферсоном, подготовившим проект Декларации независимости США (1776) и использовавшим локков-скую триаду естественных прав человека (жизнь, свобода, собственность), но несколько в другой редакции (жизнь, свобода, стремление к счастью).
В дальнейшем теория разделения властей Локка была развита Ш. Л. Монтескье.
7.4. Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы
Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677) - голландский философ, теоретик естественного права и договорного происхождения государства.
Эпоха. В XVII в. Нидерланды представляли собой федеративную республику, которая до середины века была самой развитой буржуазной страной Европы. По мнению историков, ʼʼвместо подлинно единых Нидерландов республика представляла собою "тесную унию"ʼʼ. Усиливаются противоречия между кальвинистским духовенством и республиканским правительством. Возобновляются попытки дворянства установить монархию.
Биография. Бенедикт (Барух) Спиноза родился в Амстердаме, в еврейской купеческой семье, которая бежала из Португалии в Нидерланды, спасаясь от преследований инквизиции. Рано стал помогать отцу в торговле. В 1654 ᴦ. после смерти отца возглавил его дело. Заинтересовался естественными науками и философией Декарта. В 1656 ᴦ. за несоблюдение еврейских религиозных обрядов и отказ посещать амстердамскую синагогу был подвергнут великому отлучению от синагоги. Был вынужден переселиться в провинцию, где занимался философией и шлифовкой стекол. Ему покровительствовал Ян де Витт, известный математик, который возглавлял нидерландское правительство и
_____ 7.4. Поли тико-правовое учение Бенедикта Спинозы 117
был лидером республиканской партии. В 1670 ᴦ. Спиноза переехал в Гаагу, а в 1677 ᴦ., в 45-летнем возрасте, умер от чахотки, в ужасающей бедности.
Логическое основание политико-правового учения. Спиноза - материалист, для которого мир природы не является продуктом творения Бога и не содержит в себе ничего сверхъестественного. В природе, полагал Спиноза, все детерминировано. Спиноза был последователем учения пантеизма, отождествлявшего Бога и природу. Ф. Энгельс отмечал, что, начиная со Спинозы, философия ʼʼнастойчиво пыталась объяснить мир из него самогоʼʼ.
Основные работы: ʼʼПринципы философии Рене Декартаʼʼ (1663); ʼʼБогословско-политический трактатʼʼ (1670); ʼʼЭтика, доказанная геометрическим методомʼʼ (1675), в которой Спиноза построил сложную систему этических норм с помощью правил Евклидовой геометрии; ʼʼПолитический трактатʼʼ (не завершен).
Содержание политико-правового учения. Спиноза выработал концепцию естественных прав человека, рассматривая эти права с точки зрения естествоиспытателя. Естествоиспытатель одинаково осмысливает как явления мира природы, так и социальные явления. Как естествоиспытатель Спиноза, к примеру, не видел никакой принципиальной разницы в изучении человека или рыбы. Для Спинозы рыбы - это существа, которые определены природой к плаванию, а большие рыбы определены природой к пожиранию меньших рыб. Рассуждая таким образом, он признавал за рыбами естественные права. Рыбы, считал Спиноза, по своему высшему естественному праву владеют водой, а большие рыбы - еще и правом пожирать малых, человек представлялся Спинозе такой же частицей природы, как и рыбы, в связи с этим человек подчиняется тем же законам природы, что и рыбы.
Вслед за Гоббсом Спиноза стремился изучать человека и его действия как геометр.
Размещено на реф.рф
Необходимо, полагал Спиноза, рассматривать ʼʼчеловеческие действия и влечения точно аналогично тому, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телахʼʼ.
Спиноза делает вывод, что человек как существо природное руководствуется, прежде всего, своими аффектами (эгоизм, страсть, корысть и др.), одновременно следуя закону самосохранения: ʼʼстремится к своей пользе, к выгоде, но большинство руководствуется своим мнением, увлече-
118 Глава 7. Возникновение теорий естественного права...
Нием, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущимʼʼ, ʼʼс величайшим жаром ищет своей пользы, а за справедливейшие считает те законы, которые необходимы для сохранения и приумножения его достоянияʼʼ.
Итак, естественное право человека - это право на самосохранение, которым обладает каждый индивид. Естественное право индивида - это его природная ʼʼмощьʼʼ, ʼʼсилаʼʼ.
Спиноза разделял концепцию договорного происхождения государства. Он различал два состояния людей: естественное и государственное.
Естественное состояние представлялось ему борьбой отдельных сил-прав, которую ведут отдельные индивиды в целях своего самосохранения.
При этом самосохранение, полагал Спиноза, не должна быть обеспечено в естественном состоянии, так как отсутствует общее для всех право, нет никакого понятия преступления, все равны в своем праве на все.
Самосохранение каждого индивида, заключал Спиноза, должна быть обеспечено только в государстве, в котором по общему праву всего государства решается, что есть добро, а что зло. По этой причине, учил Спиноза, сама природа людей диктует им выход - перейти в государственное состояние: ʼʼЯсно, что причин и естественных основ государства следует искать не в указаниях разума (ratio), но выводить из общей природы... людейʼʼ.
Путь перехода из естественного состояния людей в государственное Спиноза видел в заключении общественного договора между индивидами: ʼʼОбщество должна быть создано без всякого противоречия с естественным правом, а всякий договор должна быть соблюдаем всегда с величайшей верностью, если, конечно, каждый перенесет на общество всю мощь, какую он имеет; оно, стало быть, одно будет иметь высшее естественное право на все, ᴛ.ᴇ. высшее господство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказанияʼʼ.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, государство у Спинозы является результатом сложения сил-прав, а высшее естественное право государства равняется сумме естественных сил-прав индивидов.
Спиноза полагал, что государство - необходимая форма человеческого существования, потому что только оно способно сдерживать аффективную природу человека:
7.4. Политико-правовое учение Бенедикта Спи нозы 119
ʼʼ...Ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людейʼʼ.
При этом отношение Спинозы к создаваемому индивидами государству утилитарное: он полагал, что каждый индивид связан общественным договором только до тех пор, пока он приносит ему пользу. Как только договор перестанет приносить пользу индивиду, ʼʼдоговор сразу прекращается и остается недействительнымʼʼ.
В отличие от Гоббса Спиноза считал, что ʼʼестественное право каждого... в гражданском состоянии не прекращаетсяʼʼ, так как в каждом из этих состояний человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом и надеждой; ʼʼкаждый сохраняет при себе из своего права многое, зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другогоʼʼ.
Концепция границ государственной власти. Вслед за Макиавелли Спиноза обратился в своих исследованиях к проблеме определения границ вмешательства государства в жизнь общества.
Макиавелли предлагал решать эту проблему с опорой на тот исторический опыт, который был накоплен у различных народов. К примеру, он призывал государя, стремящегося получить поддержку у своих подданных, не посягать на их имущество и не задевать честь подданных. Спиноза решает ту же самую проблему на базе выведенного им закона самосохранения. всего живого, согласно которому все в природе стремится к самосохранению, включая и государство. Спиноза считал, что ʼʼк праву государства менее относится то, на что негодует большинствоʼʼ. Развивая эту тему, он конкретизирует границы государственного вмешательства. Государство не должно посягать, прежде всего, на свободу мысли:
‣‣‣ ʼʼто правление считается насильственным, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по сягает на умыʼʼ;
‣‣‣ ʼʼто правительство самое насильническое, при котором отрицается свобода за каждым говорить и учить тому, что он думаетʼʼ;
‣‣‣ ʼʼзаконы, устанавливаемые относительно мнений... из даются не для обуздания злодеев, но скорее для раздраже ния честных людей и не бывают защищаемы без боль шой опасности для государстваʼʼ;
120 Глава 7. Возникновение теорий естественного пра ва...
‣‣‣ ʼʼможно ли выдумать большее зло для государства, чем то, что честных людей отправляют как злодеев в изгнание потому, что они иначе думают и не умеют притворяться?ʼʼ. В качестве обоснования невмешательства государства в духовную сферу человеческой жизни Спиноза выбрал ссылку на предмет заключенного индивидами общественного договора: ʼʼКаждый поступился, заключив общественный договор только правом действовать по собственному решению, а не правом рассуждать и судить о чем-либоʼʼ.
Спиноза предложил новый критерий насилия над подданными в государственном правлении: ʼʼЧем менее дают людям свободы суждения, тем более уклоняются от состояния наиболее естественного и, следовательно, тем насильственнее господствуютʼʼ. Этот критерий используется Спинозой и при анализе конкретных форм правления государства.
Классификация форм государственного правления. Спиноза различает три формы государственного правления: монархию; аристократию; демократию.
Спиноза - против абсолютной монархии, но допускает ограниченную монархию, поскольку считает, что ʼʼустойчивость монархической формы правления тогда будет, когда все право будет изъявленной волей царя, но не так, чтобы всякая воля царя была правомʼʼ.
Аристократия - это такая форма государственного правления, при которой носителем власти выступает ʼʼдостаточно многочисленное собраниеʼʼ. Примерами такой формы государственного правления были для Спинозы Венецианская и Голландская республики, в которых власть была открыта ʼʼбольшинству богатыхʼʼ, ᴛ.ᴇ. патрициату, а простонародье от власти отстранялось.
Аристократия признавалась Спинозой более устойчивой формой государственного правления, нежели монархия, так как при этой форме правления:
‣‣‣/ нет секретных расходов, обременительных для подданных;
S государство ʼʼболее приспособлено к сохранению свободыʼʼ;
‣‣‣S монархи смертны, а советы, напротив, вечны.
Демократия воспринималось Спинозой как наиболее естественная форма государственного правления, так как она позволяет сохранить свободу индивидов, которую природа представляет каждому. В этом государстве, полагал
____ 7.4. Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы 121
Спиноза, ʼʼкаждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляетʼʼ. В демократическом государстве все договариваются действовать только исходя из общего решения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ получило наибольшее число голосов: ʼʼВ демократическом государстве менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания сошлось на одной нелепостиʼʼ.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать вывод, что Спиноза приемлет только такие формы государственного правления, в которых допускается свобода мысли: монархию, в которой монарх опирается на мнение Совета; аристократию, которая, по определению, предполагает коллегиальное вынесение решений; демократию как оптимальную форму реализации свободы мысли.
Теория закона. Спиноза придавал большое значение законам, устанавливаемым в государстве. Исходя из того, что человек по своей природе - существо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не руководствуется истинным разумом, а большинство людей руководствуются лишь своим мнением, движимы прихотями, не считаются с будущим, Спиноза обосновывал необходимость законов для людей. Он писал: ʼʼНи одно общество не может существовать... без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людейʼʼ; законы нужны для того, чтобы ʼʼсдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможноʼʼ.
В связи с этим Спинозу волновал вопрос: как воплотить в законах истинный разум, направленный на общее благо? Отвечая на него, Спиноза сознавал, что создание законов не должна быть доверено монархам или любым другим отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой природы неизбежно возьмут верх над разумом. Чтобы закон был разумен, делал вывод Спиноза, он должен быть принят большим собранием людей, в котором противоречивые частные интересы и аффекты взаимопогашаются, и в результате остается только разумное начало.
Представление Спинозы о законе как выражении человеческого разума напоминает положение Аристотеля о законе как уравновешенном разуме.
Впоследствии идея о том, что свобода людей в государстве возможна лишь в условиях подчинения равному для
122 Глава 7. Возникновение теори й естественного права...
всех и в то же время разумному закону, появится у Локка, а затем станет общей для французских просветителей (Вольтер, Монтескье, Руссо).
Спинозу волновала проблема устойчивости законов, которая может служить критерием их эффективности. Он решал эту проблему следующим образом: ʼʼЗаконы же остаются незыблемыми, когда они защищаются и разумом, и общим для людей аффектом; иначе, ᴛ.ᴇ. если законы опираются исключительно на разум, они, конечно, бессильны и легко нарушаютсяʼʼ.
Спиноза поднял проблему панюридизма - тотального регулирования общества законами. Спиноза - противник панюридизма: ʼʼКто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит ихʼʼ.
В частности, Спиноза не допускал даже мысли о том, что государство может навязывать посредством законов мораль.
С именем Спинозы связана идея народного суверенитета͵ истоки которой можно найти в Средние века у Марси-лия Падуанского. Продолжателем традиции обоснования народного суверенитета в эпоху французского Просвещения станет Руссо (схема 2).
Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107 - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107" 2017, 2018.
Гуго Гроций (1583-1645 гг.) родился в голландском городе Дельфте, в 15 лет получил степень доктора права в Орлеанском университете, в 24 года был назначен генеральным адвокатом Голландии. Наиболее известные работы: «О праве добычи» (где Гроций опровергает притязания португальцев и испанцев на исключительное господство над морями), «О древности и строе Батавской республики» (посвящена истории Нидерландов и обоснованию их права на независимость от Испании), «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права» (посвящена проблемам международного права).
Г. Гроций попытался придать юриспруденции научную форму. Наука, по его мнению, оперирует вечными и неизменными категориями, поэтому ученый-правовед должен найти некие общие признаки права, существующие везде и всегда независимо от изменчивой воли людей. Гроций предлагает использовать рационально-логический (дедуктивный) и эмпирический (индуктивный) методы исследования.
Гроций является основоположником светской школы естественного права. Он отождествляет право и справедливость: «право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом». Источником естественного права является природа человека, который отличается от всех прочих существ тем, что наделен разумом, речью и общительностью. К нормам естественного права Гроций относит «воздержание от чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи и возмещение полученной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, также воздаяние людям заслуженного наказания». Нормы естественного права действуют не всегда. Это объясняется изменчивостью общественных отношений, тем, что естественное право предписывает правила не вообще, «а в расчете на известный порядок вещей», а также тем, что естественное право встречается только у народов образованных. Волеустановленное право подразделяется на божественное и человеческое. Божественное право своим источником имеет волю Бога и не может противоречить естественному праву. Волеустановленное человеческое право подразделяется на внутригосударственное и международное (или право народов). Его источник - соглашение между людьми, народами и государствами.
Гроций - один из создателей договорной теории происхождения государства, предполагающей существование догосударственного естественного состояния, которое отличалось простотой жизни, общностью имуществ и чувством взаимной приязни. Постепенно жизнь усложнялась: развивались искусства, промыслы - земледелие и скотоводство; начали осознаваться различия между людьми, возникла частная собственность. Люди договариваются о создании государства для достижения общего блага и обеспечения действия права в общении между людьми. Государство есть «совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Основными функциями государства являются законотворчество, осуществление непосредственного управления и правосудие. Сфера деятельности государства ограничена публичными, т.е. общими, делами, а в частные оно вмешивается лишь для поддержания общественного спокойствия.
Государство - это способ и форма бытия народа. В данном качестве государство представлено четырьмя элементами: народом, верховной властью, территорией и общим правом. Существование народа и государства взаимообусловлено: пока существует народ - существует и созданное им государство. Подданные не имеют права сопротивляться законной власти. Народ вправе изменить форму правления, если такое правомочие указано в общественном договоре или если договор расторгнут самим правителем, в чрезвычайных обстоятельствах (когда правитель замышляет гибель своего народа, или когда правитель «ради благополучия одного народа задумал гибель другого, чтобы устроить там колонии»).
Гроция по праву считают одним из создателей науки международного права. Именно вопросам международного публичного права посвящена большая часть его произведений. Война определяется Гроцием как «состояние борьбы силою как таковое». Войны не запрещены ни божественным, ни естественным, ни международным правом. Все войны подразделяются на публичные (ведутся между государствами) и частные (ведутся между частными лицами, существенно ограничиваются после создания государства, а именно - судебной власти). Публичные войны ведутся по решению верховной власти в государстве как против других государств, так и против частных лиц. Справедливой причиной войны может быть только правонарушение. Справедливые войны ведутся в целях самозащиты, возвращения имущества и наказания. Конечная цель войны - мир. Гроций обращает внимание на то, что войны должны вестись гуманными способами при соблюдении границ «права и добросовестности».
Г. Гроций стоит у истоков юридического мировоззрения, является автором теорий естественного права и общественного договора, разработчиком проблем международного права.