Что такое революция история. Что такое

07Сен

Что такое Революция

Революция – это слово которое используется в многих контекстах, но обычно оно предназначено для описания агрессивного свержения правительственной структуры или массового внезапного изменения социальных ценностей. Самым ярким признаком революции, является тот факт, что в большинстве случаев происходит переворот привычных устоев, и все якобы привычные функции, исполняются диаметрально противоположным образом.

Простое определение слова революция.

Простыми словами, революция – это процесс при котором общество недовольное происходящим в их стране, смещает правительство силовым методом, за исключением так называемых «мирных» революций. Помимо революций, связанных с политическими или социальными аспектами существует множество других разновидностей революций. Это может быть:

  • Культурная революция;
  • Экономическая революция;
  • Сексуальная революция;
  • Научная революция;
  • Промышленная революция

Этимология слова «Революция».

Термин происходит от латинского слова «revolutio», что переводится как: переворот, превращение, изменение, обращение.

Причины революции.

Самой основной причиной любой революции является недовольство населения сложившимся государственным строем. Так общество может быть мотивировано к совершению переворота низким уровнем заработной платы, ограничением свобод и , классовым неравенством, отсутствием справедливой судебной системы и тому подобными ущемлениями.

В некоторых обществах угнетение может продолжаться сотни лет, прежде чем народ решит действовать против правительства. Как правило, толчком для начала революции могут послужить особо яркие события, которые окончательно переполняют чашу народного терпения. В качестве примера подобных ярких и шокирующих событий, которые послужили началом революции, можно привести избиение студентов сотрудниками «Беркута» в Киеве, Украина.

Итог и проблемы революции.

Если революция происходит успешно, общество начинает создавать новый политический и социальный строй с учетом потребностей населения. Как правило, данный послереволюционный процесс занимает длительный период времени и требует массу усилий от самого народа. Данный период обычно характеризуется наличием обилия болезненных новых реформ, которые тяжело сказываются на привычном строе общества. Тем не менее, как показывает мировая практика, со временем уровень жизни населения повышается, и страна вступает в эпоху стремительного развития.

Даже когда революционные попытки не увенчались успехом, они могут потенциально привести к значительным социальным изменениям. Когда общество проявляет стремление к значительным социальным изменениям, чаще всего политические элиты идут на уступки, чтобы успокоить ситуацию.

К числу проблем, связанных с революцией можно отнести аспекты, связанные с приходом к власти новых, но не совсем честных политиков. Подобные личности, пользуясь нестабильностью в государстве и огромным кредитом народного доверия, используют власть в личных корыстных целях. Они имитируют введение реформ и создают видимость бурной деятельности, но на самом деле они лишь оттягивают время необходимое для личного обогащения.

Revolutio - переворот). Переворот в общественно-политических отношениях, совершаемый насильственным путем и приводящий к переходу государственной власти от господствующего класса к другому, общественно-передовому классу. Великая пролетарская революция. «…Освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом создан…» Ленин . «Коренной вопрос о революции есть вопрос о власти…» Ленин . «Октябрьская революция уничтожила частную собственность на землю, уничтожила куплю-продажу земли, установила национализацию земли.» Сталин . «…Революция, смена одного общественного строя другим, всегда была борьбой, борьбой мучительной и жестокой, борьбой на жизнь и смерть.» Сталин . «Революция всегда, всегда молода и готова.» Маяковский . «Основная задача буржуазной революции сводится к тому, чтобы захватить власть и привести ее в соответствие с наличной буржуазной экономикой, тогда как основная задача пролетарской революции сводится к тому, чтобы, захватив власть, построить новую, социалистическую экономику.» Сталин . Международная революция.

|| перен. Коренной переворот в какой-нибудь области знания, искусства. Революция в театре. Это открытие произвело революцию в технике. Культурная революция.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "РЕВОЛЮЦИЯ" в других словарях:

    - (от позднелат. revolutio поворот, переворот), глубокое качественное изменение в развитии к. л. явлений природы, общества или познания (напр., геологич. Р., пром. Р., научнотехническая революция, культурная революция, Р. в физике, Р. в… … Философская энциклопедия

    революция - и, ж. revolution f. <лат. revolutio откатывание; переворот. 1. астр., устар. <лат. Полный оборот космического тела. Я думал, объезжая поселения и потом, когда я переправился из оных, что мен какою то революциею глобуса перекинуло из области … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Это братание идеи со штыком. Лоренс Питер Революция варварский способ прогресса. Жан Жорес Оптимизм религия революций. Жак Банвий Революции никогда еще не облегчали бремя тирании, а лишь перекладывали его на другие плечи. Джордж Бернард Шоу Одна… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (фр., от лат. revolvere, revolutum перевертывать, возобновлять). Внезапная перемена, переворот в физическом или нравственном мире, прерывающий естественное течение вещей. Смуты государственные, мятеж, насильственный переворот гражданского быта.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (revolution) Свержение существующего строя, связанное с переходом государственной власти от одного руководства к другому и способное повлечь за собой радикальную перестройку общественных и экономических отношений. До 1789 г. это слово часто… … Политология. Словарь.

    Современная энциклопедия

    Революция - (от позднелатинского revolutio поворот, переворот), глубокое изменение в развитии каких либо явлений природы, общества или познания (например, геологическая, промышленная, научно техническая, культурная революция, революция в физике, в философии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от позднелат. revolutio поворот переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, а также геологическая, промышленная, научно техническая, культурная революция … Большой Энциклопедический словарь

    См. мятеж... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. революция бунт, мятеж; смена, переворот, нтр, восстание Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    Революция - Революция ♦ Révolution Победоносный коллективный бунт; восстание, увенчавшееся хотя бы временным успехом и свержением общественных или государственных структур. Архетипами революций считаются Французская революция 1789 года и… … Философский словарь Спонвиля

Книги

  • Революция , Дженнифер Доннелли. Эта книга - художественный вымысел. Все события и диалоги, а также герои, за исключением известных исторических и публичных персонажей, - плоды воображения автора. Ситуации и разговоры, где…

социальная) – коренная ломка существующего общественного строя. Революции отличаются от эволюционных (реформистских) изменений более быстрым темпом, коренным характером, одновременностью преобразований в основных сферах общества: политической, экономической, духовной. Эволюционный тип общественных преобразований является более предпочтительным, так как он менее разрушителен, более предсказуем, чем революционный, позволяет лучше сохранять преемственность и достижения общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕВОЛЮЦИЯ

от позднелат. revolutio - поворот, переворот) - резкий всплеск, бурные возмущения движения, интервал взрывообразной активности какого-либо явления, в процессе и результате которого оно изменяет свои качественные, сущностные, целостные определенности. Революция - ключевое понятие теорий развития природы, общества, человека, познания (напр., революция в физике, в философии, в моде, революция научно-техническая, культурная и т. д.), означающее «скачок», прерыв постепенности в изменениях, Преобразование сути, смену оснований и системного характера предмета в целом. Наиболее широко идея революции используется в познании социально-исторических процессов как ступеней обретения и раскрытия продуктивных сил и способностей человечества. Революция, совместно с реформой (несмотря на довольно сложные взаимосвязи между ними), представляет собой разновидность прогрессивного, эволюционного в широком смысле типа изменений, противостоящую изменениям консервативным, реакционным, регрессивным. В отличие от реформы революция есть наиболее концентрированное, максимально быстрое и глубокое обновление явления, открывающее ему небывалые до этого возможности самоосуществления, самобытия.

Сам термин «революция» появился в 14 в. и означал тогда вращательное движение, хождение по кругу. Знаменитая работа Н. Коперника озаглавлена «Об обращении небесных тел» (De revolutionibus orbium coelestium, 1543; рус. пер. М.-Л., 1947). В политической философии 17 в. под революцией подразумевалась циклическая смена правителей или всей государственной элиты. Эвристическое значение революции как круговращения проясняется в контексте Становления научной картины мира Нового времени. «Революция» как сохранение (консервация, инерция) количества движения выводит существование тел из-под непрестанной опеки Бога, позволяет человеку предвидеть его последующие местоположения без Провидения. Бытие природных тел, за исключением творения и первотолчка, обретает автономию и постоянство в движении. С событий конца 18 в. во Франции складывается современное понимание революции как описания резких прорывов, радикальных переворотов, глубоко отделяющих предшествующее как старое, отжившее от текущего и будущего как нового, расцветающего настоящего. «Революция» сопрягается с идеями Прогресса, развития, включающего моменты отрицания, противоречий, скачков, отрицания отрицания, «снятия», возврата якобы к старому в восхождении по спирали. В сложном, разнообразном взаимодействии с этими идеями понятие «революция» меняет свое основное значение на «сверхинерционность»: сохранение, вернее, константность движения отныне мыслится не в консервации, а в наращивании его количества путем смены ряда форм, в котором выделяется точка разрыва, поворот, равный радикальному перевороту. В общем это соответствует закону сохранения и превращения энергии во Вселенной.

Философия марксизма с особой силой подчеркнула творческий характер революций как активности масс в развитии общества и государства: обновление человеческой жизни в пролетарской революции совпадает с ее самопорождением, что бесповоротно исключает из мира естественного бытия Богатворца.

В марксистской концепции исторического процесса революции - этоярчайшие и глубочайшие явления продуктивной активности людей, воплощающиеся гл. о. в коллективном действии в кризисные моменты предыстории. Революционные процессы рассматриваются в единстве двух направлений. В общем взгляде на причины и ход истории человечества революция есть способ перехода от одной общественно-экономической формации к другой, качественный скачок и обновление сущности в системной целостности общества, восходящего на более высокий уровень (виток) развития (см. Формации общественные). Предпосылки и «механика» такого преобразования, охватывающего «базис», «надстройку» и «дух» человеческой жизни, классически описаны К. Марксом и Ф. Энгельсом. Вся история жизни общественной формации между революциями от ее рождения до ее смерти делится надвое: на восходящую, прогрессивную стадию и стадию нисходящую, консервативную.

Кроме того, в марксистской теории революции особо подчеркивается фактическая и событийная сторона истории, прежде всего новой и новейшей. При анализе и оценке конкретных событий с точки зрения классовой борьбы возрастает значение собственно деятельностной стороны, поскольку учет и умение использовать быстроменяющийся баланс живых общественных сил позволяет ускорить или замедлить наступление объективно необходимых результатов, продлить или сократить и облегчить муки родов нового общественного строя. Складывание объективных и субъективных предпосылок революции, превращение общего кризиса в революционную ситуацию и перевод ее в развертывание собственно революции предстает как историческая задача, решение которой обусловлено возведением теории и практики революции в ранг искусства, в высший вид созидательное ти - коллективное творчество людьми самих себя и своих форм общежития.

В социологии социальных изменений выделяются четыре основные концепции революции: поведенческая, психологическая, структурная и политическая. Первая, предложенная П. А. Сорокиным, определяет революцию как форму отклоняющегося поведения людей, вызванную репрессией врожденных (базовых) рефлексов. Неожиданно вырывающееся беснование орды сумасшедших мгновенно разрушает дисциплину, порядок и т. д. приобретенной цивилизованности. Но хаос революции лишь затрудняет удовлетворение их базовых потребностей, а взрывной расход ускоряет истощение энергетического запаса организма. Вновь возникающая тяга к порядку и истощенность жизненных ресурсов превращает массу в удобный материал для социальной «формовки» новым репрессором. В соответствии с этой концепцией всякую революцию завершают деспотия и тирания.

Психологические теории революции концентрируют внимание на проблеме комплексных мотивационных ориентации. Самая влиятельная и наиболее разработанная из них - теория «относительной депривации» Дж. Девиса и Т. Герра. Суть дела не в самих по себе фактах нищеты и социальных лишений, а в осознании их несправедливости, которую невозможно более терпеть, несовместимости угнетения с естественным порядком и достоинством людей. Различаются три пути обострения чувства расхождения между ожиданием справедливого» по мнению людей, должного и сущим, которое может обернуться революцией; 1)нереализованность «пробудившихся надежд», 2) падение реальных стандартов жизни при прежних ожиданиях, «революция отобранных выгод», 3) период процветания, совместный рост улучшения жизни и надежд на будущее неожиданно разделяется, причем светлые ожидания продолжают расти, а реальные возможности успеха блокируются или поворачивают вспять, вызывая «революцию прогресса».

Альтернативные психологические теории исследуют революцию на макроструктурном уровне. Согласно им, причины революций следует искать в структурных ограничениях и напряженностях контекста групповых, классовых и национальных (интернациональных) отношений, а не в менталитете индивидов или их межличностных связях, в т. ч. не во взглядах и интересах завзятых революционеров. Успех революционных преобразований, направляемых массовыми выступлениями «снизу», достигается и закрепляется сменой старой политической элиты новой, складывающейся в конфликтных условиях борьбы классов, наций и государств и действующей во имя революционных символов. Тем самым акцентируется значение политики, внутригосударственной и международной, в революции. (Теда Скокпол отводит центральную роль государству в социальных революциях прошлого и будущего.)

Более односторонней и узкой является трактовка революции исключительно как политического феномена, как нарушения баланса власти и борьбы соперников за управление государством. Экстраординарность революций тем самым снижается до модели соревновательности, до крайней формы соперничества за политический контроль, мобилизующей ресурсы коллективного действия.

Изучая в школе историю, мы узнали о революциях (буржуазная, социалистическая). Каждый из нас слышал о «бархатной революции» и уж тем более о научно-технической революции. Но что такое революция? Давайте постараемся дать четкий ответ на этот вопрос.

Что означает революция

Развитие природы и общества может идти революционным или эволюционным путем. При эволюционном развитии изменения происходят постепенно, достаточно медленно. В отличие от этого революция представляет собой резкий скачок, приводящий к существенным качественным изменениям.

В настоящее время термин «революция» применяется не только к описанию резкого скачка в развитии государства и общества, но и резких изменений в природе, науке, технике, некоторых сферах общественной жизни. Наверняка каждый из вас слышал о промышленной революции, сексуальной революции, революции в физике и т.д.

Что такое революция: определение буржуазной и социалистической революции

  • Буржуазной революцией называется один из видов социальной революции. Основной задачей этой революции является смена феодальных отношений на капиталистические. В результате этого происходит создание буржуазного государства. В колониальных странах буржуазные революции приводят к образованию независимых государств.
  • Социалистическая революция также является социальной революцией. В результате ее происходит переход общества к коммунистической формации. Основными задачами социалистической революции являются: передача политической власти рабочим, прекращении эксплуатации человека человеком.

Что такое научная революция

Научной революцией называются крупные, фундаментальные изменения в науке, которые вызваны возникновением и дальнейшим развитием какой-либо научной теории. Научная революция ломает существующие научные представления о каком-либо явлении и приводит к изменению стиля научного мышления. Если сказать проще, то научной революцией можно назвать появление новой концепции или идеи, которые позволяют решить неразрешимые до этого дня вопросы, упростить технологический процесс при выпуске определенной продукции (уменьшить производственные затраты, ускорить и т.п.) или под другим углом взглянуть на хорошо известные проблемы.

Революция (от лат. revolutio – поворот, переворот) – глубокое качественное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания. Наиболее широко понятие «революция» применяется для характеристики социально-политического развития, когда происходит скачок – переворот (взрыв), быстрое, стремительное, фундаментальное изменение, преобразующее сущность системы. Это отличает революцию от эволюции, то есть постепенного изменения тех или иных сторон общественной жизни.

Революция социальная – коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер, способ смены одной социально-экономической и социокультурной системы другой, более прогрессивной.

Революции – результат и высшее проявление классовой борьбы. Движущими силами социальной революции выступают классы и социальные слои, заинтересованные в победе более прогрессивного общественного строя. Главный вопрос такой революции – завоевание государственной власти, установление политического господства революционного класса или классов, а затем преобразование общественной жизни. Социальные революции бывают: буржуазные, буржуазно-демократические, национально-освободительные, социалистические. Они различаются по своим целям. Например, буржуазные революции своей целью ставят уничтожение феодального строя или его остатков.

Отношение к революциям в мировой социально-политической мысли неоднозначно. Представители классического либерализма XVII–XVIII вв. считали, что если власть нарушает условия общественного договора, то революционное сопротивление деспотизму может быть правомерным. Они оправдывали не только революции в Англии и во Франции, но и американскую войну за независимость. Однако в XIX в. под впечатлением крайностей реальных революционных процессов либерализм постепенно эволюционировал в сторону либерального реформизма.

Негативную оценку революции дал общепризнанный «пророк консерватизма» – Эдмунд Берк (1729–1797). Размышляя о Французской революции конца XVIII в., он писал, что революция – общественное зло. Общество должно следовать таким принципам, как стабильность, равновесие, постепенное обновление. Причины революции консерваторы видели в появлении и распространении ложных и вредных идей.

В отличие от буржуазных идеологов, отрицавших историческую неизбежность революции, представители марксизма считали, что революции – могучие двигатели общественного прогресса, «локомотивы истории». В частности, Карл Маркс (1818–1883) создал одну из первых теоретических концепций революции. Экономической основой революции он считал конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных противоречий между господствующими и угнетенными классами. Данный конфликт разрешается в «эпоху социальной революции», под которой основоположник марксизма понимал длительный переход от одной общественно-экономической формации к другой. Кульминационным моментом этого перехода является собственно социально-политическая революция. Причины такой революции К. Маркс видел в классовой борьбе, которую он считал движущей силой общественного прогресса. В ходе этой революции более передовой социальный класс свергает класс реакционный и производит назревшие преобразования во всех сферах общественной жизни.


Высшим типом социально-политической революции Маркс считал революцию пролетарскую или социалистическую. В ходе такой революции пролетариат свергает власть буржуазии и устанавливает свою диктатуру для подавления сопротивления свергнутых классов и ликвидации частной собственности, а затем начинает переход к новому коммунистическому обществу. Предполагалось, что социалистическая революция будет всемирной и начнется в наиболее развитых европейских странах, так как для нее необходима высокая степень зрелости материальных предпосылок, нового общественного строя.

На практике марксистские идеи были подхвачены в таких странах, которые с точки зрения Маркса не были пригодны для начала коммунистического эксперимента. Таковой была и Россия, где в 1917 г. произошла первая в мире победоносная Октябрьская социалистическая революция. Она, будучи системной, преобразовала не только политические институты, но и переиначила все без исключения сферы жизни российского общества. Она вышла далеко за российские рамки, стала важнейшим событием XX в., во многом предопределившим его динамику.

Помимо марксизма в XIX в. предпринимались и иные попытки создания революционных теорий. Так, французский историк и социолог Алексис де Токвиль (1805–1859), осознавая неизбежность буржуазных преобразований, считал, что причиной революционных событий являются не сами по себе экономический кризис и политический гнет, а их психологическое восприятие, когда массы в тот или иной момент начинают воспринимать свое положение как невыносимое. Он отвергал неизбежность Великой французской революции.

Одной из самых известных социологических концепций революции в начале XX в. была концепция итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923). Важнейшую причину революции он видел в вырождении правящей элиты, когда нарастает ее некомпетентность и общество погружается в кризис, обусловленный ее ошибочными управленческими решениями. На этом фоне из низших слоев формируется контрэлита, объединяющая вокруг себя массы недовольных господствующей элитой. Когда контрэлите удается с помощью масс вытиснить и заменить старую элиту, то этот процесс может быть назван «массовой циркуляцией элиты, или просто революцией». Таким образом, В. Парето считал, что революции – это смена правящих элит: «одни возвышаются, другие приходят в упадок». Так произошло и в России в рамках Февральской революции 1917 г., когда царская элита, после отречения Николая II за себя и за сына, ушла, а новая заняла ее место, но эффективность ее деятельности оказалась не выше, так как у нее не было реального опыта управления государством, специальных знаний, а главное – разумного отношения к решению важнейших социально-политических задач того сложнейшего периода. В силу этого очень быстро начала формироваться большевистская контрэлита, которая, опираясь на марксистскую теорию, в октябре 1917 г. пришла к власти.

Создателем современной концепции революции был П. А. Сорокин (1889–1968), который дальше развивал идеи В. Парето. Он отмечал, что для революции необходим не только «кризис низов», но и «кризис верхов». «Кризис низов», с точки зрения П. Сорокина, связан со всеобщим подавлением врожденных «базовых» инстинктов (пищеварительного, свободы, самосохранения и т.д.), что приводит к революционному взрыву. «Кризис верхов» у Сорокина, как и у Парето, связан с вырождением правящей элиты. Отношение к революциям у Сорокина было негативным, так как он считал их худшим способом решения материальных и духовных проблем народных масс.

Среди современных точек зрения на революции интерес представляет теория Дж. Дэвиса и Т. Гарра, которая гласит, что люди лишь тогда проникаются революционными идеями, когда начинают размышлять о том, что должны иметь по справедливости и что имеют, и видят существенную разницу. Именно тогда, с точки зрения вышеназванных ученых, и возникает синдром относительной депривации, то есть разрыв между ценностными ожиданиями и ценностными возможностями.

Заканчивая анализ теоретических концепций революции, надо отметить, что ни одна из них не может полностью объяснить такое сложное социально-политическое явление.

Октябрьская социалистическая революция 1917 г. – это сложное, многоуровневое историческое явление, с помощью которого большевики пытались создать новую социальную систему. Она сочетала в себе аграрный, пролетарский, национально-освободительный, антивоенный и общедемократический тип революции и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мира (рис. 2).

Поделиться: