Понятие плюрализма в философии: что это такое, плюралистическая модель мира и общества. Значение слова плюрализм в новейшем философском словаре

В филос. Традиционно различают бытие и сущее.

Сущее – многообразие типов реальностей.

Бытие – “нейтральный” признак всего мира (сущее вообще). Бытие – последнее, о чем возможно поставить вопрос, но оно само не определяемо непосредственно.

Все отношение к миру есть отношение только как к сущему, поскольку это есть результат практической деятельности субъекта! Проблема бытия есть проблема бытия сущего!

Соотношение “бытие – небытие” можно проиллюстрировать следующем тезисом: Есть факты волнующие сами по себе, но при определенных обстоятельствах это волнение не возможно. И возможно ли объективно описывать эти обстоятельства. (пример, любовь, внешний вид)

Античная мысль о проблемах бытия:

1. Истинная сущность бытия выраженная в понятии абсолюта. Все предельные характеристики нашего времени заключены в нем: необходимость, целостность, упорядочность, совершенность, гармония, истина и другие.

2. Бытие постижимо только разумен.

3. Абстракция чел. мышления.

Средневековая философия о проблемах бытия:

1. Мир создан Богом. Бог не сотворенное бытие. Бог уникален и универсален. Бог творит свободно. Его творение позитивно. Человек – венец Его творения. Человек – обладает и управляет всем тем, что для него создано. Бог дает моральный закон.

2. Средневековые философы понимают человека как частное существо. Тело – Душа – Дух. Дух есть сопричастность к Богу посредством веры.

3. На смену греческой идеи бессмертия души приходит идея воскрешения.

4. Человеческая история имеет линейный характер, от сотворения мира до апокалипса.

Философия Нового времени и Немецкая классическая философия о проблемах бытия:

1. В эту эпоху формируется классичесая (механическая) модель бытия, на основе представлений о мире Ньютона и Декарта.

2. Согласно Декарту: Универсум есть громадный, детерменистический часовой механизм: Бог – часовщик, Бог есть божественный эфир, начало бытия.

3. Кант очерчивает горизонты познавательных способностей человека. Знание имеет априорный характер.

Философия 20 о проблемах бытия:

1. Абсолют объявляется фикцией (Бог умер! Человек свободен! Ф. Нициле) Единственныая реальность – язык! (Язык – дом бытия! М. Хайдеггер).

2. Человеческое бытие определ. Посредством его (человека) нужд, деятельности и осмыслевается через феномены сознания.

3. Фил. Учения кот. Изучают феномены сознания: феноменология, традиция, герменивтика.

1. Бытие природы (бытие вещей, процессов, состояний) Характеристики: целостность, системный характер, принцип.

2. Бытие социального (бытие общества в целом и бытие отдельного человека)

Течение и направления в филосовской мысли.

В онтологии:

По количеству первоночал бытия.

Монизм – одно первоначало – Веданта, Фалес, Демокрит, Гегель, Маркс и др.

Плюрализм – много первоночал – Лейбниц, Вайшемика и др.

Мони́зм (от др.-греч. μόνος - один, единственный) - философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.

В философии существует три вида монизма:

Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждает, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога).

Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии.

Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.

Монизм (от греч. mónos - один, единственный) - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы ("субстанции") всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Противоположность М. - дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал. М. первоначально имел форму наивного представления о "первовеществе", из которого возникли все вещи, например "вода" (у Фалеса), "огонь" (у Гераклита). Главную проблему философского М. составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма. Материалистический М. выводит идеальное из материального и противостоит как объективно-идеалистическому, так и субъективно-идеалистическому М. Разновидностью последнего является т. н. "нейтральный М." (махизм, эмпириомонизм и др.), пытающийся вывести и физическое и психическое из "нейтрального" начала (например, у Э. Маха - из "элементов"). Идеалистический М., сталкиваясь с принципиально неразрешимой задачей рационального обоснования "сотворения" мира сознанием, духом, противоречит данным естествознания и логике. Дуализм, исходящий из идеи независимости материальной и духовной субстанций, не может объяснить согласования физических и психических процессов в поведении человека (Р. Декарт). В противоположность идеалистическому М. и дуализму материалистический М. рассматривает идеальное как свойство и функцию материи. Однако метафизический материализм, пытаясь связать идеальное непосредственно с природой, не может объяснить как возникновение идеального из материального, так и превращение идеального в материальную силу, довести принцип материалистического М. до понимания общественной жизни. Высшей и единственно последовательной формой М. является диалектический материализм, соединивший принцип материального единства мира с принципом развития и доказавший, что всё разнообразие явлений природы, общества и человеческого сознания представляет собой продукт развивающейся материи. Введение в философию категории практики позволило рассмотреть противоположности материального и идеального как исторически возникающие и превращающиеся друг в друга, объединить в едином воззрении учение о бытии и о познании, довести здание материализма "до верху", придать ему действенный характер, создать единую методологию революционного мышления и революционного действия. Целостность учения марксизма-ленинизма - образец монистического развития теории. Диалектико-материалистический М. - не только мировоззренческий, но и логико-методологический принцип, требующий от теории раскрытия внутреннего единства и связи явлений, последовательного проведения определённой точки зрения на факты, систематического восхождения от абстрактного к конкретному, от общего закона к его особым проявлениям.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.

Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма.

Плюрализм в философских системах

Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла).

В конце XIX-XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).

Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.

Плюрализм

(от лат. pluralis – множественный) – концепция, согласно которой существует несколько или множество не зависимых друг от друга субстанциальных начал или видов бытия. П. противостоит монизму. По своей сущности П. – идеалистич. направление, он исторически возникал либо как трансформация дуализма, либо как попытка эклектич. разрешения противоречий идеалистич. монизма.

Классич. примером П. была монадология Лейбница, по к-рой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций. В последующих системах идеализма П. в ряде случаев приобретал форму тезиса о том, что мир состоит из отдельных существ (личностей). П. получил широкое распространение с сер. 19 в. начиная с Прудона, Ренувье и Бутру и кончая Ройсом, Расселом и Витгенштейном. Концепции П. проникли в большинство идеалистич. филос. построений. П. свойствен филос. учениям Гербарта, Лотце, Яковенко и др. Наиболее типичным видом П. в 20 в. является философия персонализма (Боун, Брайтмен и др.). К онтологич. П. тяготеет неореализм Н. Гартмана и Александера с их учениями о качественной разнородности "слоев", или "уровней", бытия, а также критич. реализм Сантаяны с его концепцией четырех "царств" бытия. Сторонники П. пытаются изобразить свое учение как якобы возвышающееся над противоположностью материализма и идеализма.

В совр. бурж. философии нередко употребляют термин "П." в широком значении. В агностич. и релятивистских теориях познания возникла своя гносеологическая разновидность П. – в виде утверждения об отсутствии объективной истины. Гносеологич. П., отрицающий объективную истину, характерен для прагматизма, философии жизни, экзистенциализма и неопозитивизма. За мнимой апологией активности человека в теориях этого рода кроется пессимистич. неверие в познават. возможности человечества. К выводам в духе П. пришел конвенционализм, ложно истолковывавший возможность множества изоморфных интерпретаций для теоретич. построений. Термин "П." получил распространение и в бурж. социологич. лит-ре, где используется для обозначения различных концепций множественности факторов. Эклектич. методологич. основу этих концепций подвергли критике с позиций историч. материализма Маркс, Энгельс, Ленин. Маркс, в частности, подверг критике П. представителей вульгарной политэкономии. Бурж. теоретики развивают концепции различных "возможных путей" развития человечества, также характеризуя их как социологич. П. В ряде случаев П. стал выражением углубляющегося распада бурж. сознания и потери перспектив историч. развития. "...Единственное, что есть у вещей общего, – это то, что у них нет никакой взаимосвязи" (Sсhrеу H. H., Weltbild und Glaube im 20. Jahrhundert, Gött., 1956, S. 6).

Несостоятельными являются утверждения, будто П. органически присущ раннему или, наоборот, более развитому материализму. Эта т. зр. ошибочно истолковывает историч. роль наивных материалистич. концепций Ван Чуна, чарваков, Эмпедокла, Чжоу Яня и др., учивших о двух, четырех, пяти и более материальных началах бытия, а также подводит под рубрику П. все историч. виды материалистич. атомистики, замалчивая тезис материалистов о единстве мира и односторонне трактуя их положения о дискретности материи, многообразии способов и форм ее существования. Поскольку домарксистским материализмом не была выявлена диалектика материи и сознания, его представители не всегда достаточно последовательно могли провести монистич. т. зр. Если они и проводили ее, то упрощенно, иногда примитивно, вульгарно. Однако это не превращало их в плюралистов. В указанных утверждениях софистически интерпретирован также факт признания диалектич. материализмом специфичности сознания и социальных явлений, отнюдь не означающей, что таковые сами по себе являются "разновидностью" материи.

Совр. П. софистически истолковывает все более открывающуюся человеч. познанию дналектич. неисчерпаемость многообразия свойств и явлений действительности, изображая ее как переплетение, а иногда как хаос разнородных событий, фактов, состояний сознания и т.п. По своей сущности это метафизич. концепция, враждебная диалектич. и историч. материализму.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость), любо­мудрие. Философ, следовательно, – человек, почитающий и любя­щий муд­рость, ориен­тирующийся на нее в своем поведении, в своем отно­шении к миру, к жизни, к людям.

Испокон веков муд­ре­цами называли людей, находящих лучшее решение тех или иных конкретных вопросов, например проблем, порожденных определен­ными жизненными обстоя­тельствами. Примечательно, что среди почитаемых древними греками семи мудрецов философами были лишь двое – Фалес из Милета и Пифагор из Самоса

У фило­софии (общий) предмет – сущность мира и место человека в нем.

Говоря о предмете философии, и её основных функциях, следует учитывать, что в различных исторические периоды, в различных философских школах и направлениях они не однозначны. Поэтому перечисление множества функций в учебниках по философии относятся далеко не ко всем философским школам и направлениям.

Круг проблем

Наряду с изучением природы в сферу философского осмыс­ле­ния вошли и стали постоянными фундаментальные вопросы обществен­ной жизни, наиболее общие принципы развития и функ­ционирования важнейших социальных структур. Фило­софы оста­вили немало сочинений, раскры­вающих гуманистические иде­алы свободы и справедливости, идеи наилучшего государствен­ного и общественного устройства, разумного отношения к труду, собст­венности, правилам общежи­тия, функционирования институ­тов власти.

Через многочисленные философские произве­де­ния красной нитью проходит проблема человека: его происхождение и назначение, природа и сущность, способности и потребности, смысл и образ жизни, позна­вательные возможности, воздействие на окружаю­щую среду.

2. Возникновение философии: предпосылки, условия, духовные истоки.

Первые попытки отве­тить на вопросы о сущности мира, общества, человека и человеческого познания с помо­щью разума и выразились в возникновении первых философских сис­тем. Само появление философии свидетельствовало о том, что человечество пе­решло к новой стадии своего развития - к формирова­нию и развитию человека разумного. Поэтомучеловек разумный начинается именно с возникновения философии. И разум­ность каждого человека определяется мерой освоения фило­софской культуры. И в этом смысл философии.

Само название «философия», согласно преданиям, воз­никло впер­вые у Пифагора. В его время умных людей назы­вали мудрецами. Са­мого Пифагора причисляли к семи вели­ким мудрецам. Но Пифагор за­являл, что он не мудрец, а фи­лософ, то есть любящий мудрость. И это название филосо­фии, как любви к мудростисохранилось до настоя­щего вре­мени.

Первые философские школы возникают почти одновре­менно в древ­ней Индии, древнем Китае и древней Греции (7 - 6 вв. до н. э.). Но пер­вые целостные философские учения (учение о мире, обществе, человеке и человеческом познании) были созданы в древней Греции. Это дало основание Гегелю считать древнеиндийскую и древнекитай­скую философию предфилософией, а подлинная философия возникла только в древней Греции. Подобная оценка первых философских учений разделяется и многими современными философами.

Философию можно определить как постижение действительности с помощью ра­зума (категориальное по­стижение действительности) в поисках ис­тины. Категории философии - это наиболее общие понятия с помощью которых работает философия

Первые философы пытались обобщать все знания, кото­рые суще­ствовали в их время, все достижения культуры и предпринимали по­пытки ответить на все возникающие про­блемы, многие из которых затем стали достоянием конкретных наук. По мере развития человечества происходило накопление опыта, знаний происходило формирование са­мостоятельных наук и этот процесс продолжается в настоящее время.

Философский плюрализм, его основания. Проблема основного мировоззренческого вопроса.

Философская мысль признает плюралис­тич­ность мнений и движет­ся, как правило, в форме множества линий, проникая в предмет своего исследования всесторонне, с самых разных сторон. Предполагая теоретическое осмысление отношения сознания к бытию, философия абстра­ги­руется от частной проблематики и обра­щается к ней только при выявлении самого общего, самого сущест­венного. Сила и значение подлинной философии не столько в логиче­ской доказа­тель­ности (хотя и это важно), сколько в глубине постанов­ки новых проблем, в способности адекватного постижения важных сто­рон человеческой жизни, в стремлении к такой выстроенности своего знания, которая обязательно предполагало бы мировоз­зрен­ческую привлекательность. Высшей для нее ценностью потому является сам человек. В отличие от науки, философия не распо­лагает эмпири­ческими приемами исследования, хотя и опирается на данные опыт­ного знания. Достоверность и жизненность ее вы­водов подтверж­даются обычно не отдельными эксперимента­ми, частными наблюде­ниями, а всем потоком происходящих в реальной жизни событий.

Почти вся новейшая философия делает акцент на соотно­шении духа и материи – что чему предшествует? Материальное предшест­вует идеальному или наоборот? Многие считают основ­ной мировоз­зренческой проблемой вопрос о том, конечен или бесконе­чен мир. В каком направлении развивается Вселенная и есть ли на других планетах разумная жизнь? Сущест­вуют ли объективно дейст­вующие законы природы и общества или человек только верит в них в силу привычки? Что такое человек и каков смысл его жизни? Как осущест­вляет человек познание мира и себя самого? Что такое сво­бода, счастье, любовь, героизм, в чем состоит их гуманистическое истолкование и осуществление?

Можно говорить и об иных мировоззренческих проблемах, являю­щихся предметом размышлений философов. Но боль­шинство философов едино в конечном счете в том, что вопрос об отношении мышления к природе, духовного к материаль­ному является доминантным, определяющим. Ибо, какой бы аспект мировоззрения ни рассматривался, он так или иначе сопри­касается с этим фундаментальным соотношением. В значительной мере в соот­ветствии с ним решаются все другие вопросы мировоз­зрения. Другое дело, что жесткой связи здесь может и не быть. Философ в своем творчестве бывает порою непоследо­ва­телен, противоречив. Да и выводы о приверженности мыслителя, ученого к той или иной мировоззренческой позиции зависят от многих обстоятельств, определяют­ся не одним критерием, а их совокупностью, и могут потому носить услов­ный характер.

Значение слова ПЛЮРАЛИЗМ в Новейшем философском словаре

ПЛЮРАЛИЗМ

(лат. pluralis - множественный) - фи-лософско-мировоззренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему-то единому и независимых друг от друга. П. проявляется в онтологии, гносеологии, социологии, этике, аксиологии и т.д. П. - это не столько признание необходимости множества мнений и их борьбы, сколько отражение многообразия форм бытия, социальной организации общества. Суть П. в признании им противоречий как источника социального прогресса, стимулировании многообразия общественной жизни с вытекающими отсюда оппозицией, конфликтами и конкуренцией. Разрешение этих противоречий предполагается демократически, в рамках закона. Сам термин "П." был введен в оборот систематизатором и популяризатором философии Лейбница Вольфом в 1712. Противоположностью П. является монизм, признающий единую основу всего сущего. Весь историко-философский процесс свидетельствует о противоборстве монизма и П., выдвигая на первый план то первое, то второе. Так, философия рубежа 19-20 вв. имела по преимуществу монистический характер. Сюда следует отнести такие направления, как материализм, абсолютный идеализм, эмпириомонизм, феноменология и др. В современной философии большое распространение получил П. Наиболее четко он проявляется в персонализме, согласно которому каждая личность автономна и неповторима, она не сводима к каким-либо общностям и силам; в аксиологии, исходящей из многообразия ценностей и Ценностных ориентаций; в гносеологии, допускающей одновременное существование и конкуренцию различных теорий, картин мира и т.д.; в социологии и политологии П. представлен в теории факторов, идее П. демократии и т.п. Общественные системы, базирующиеся на П., как показывает опыт, предпочтительнее авторитарно-монолитных, т.к. в первых сталкиваются разные точки зрения, соревнуются политические группы, критика направлена не только сверху вниз, но и наоборот. Однако такая система требует государственной и общественной дисциплины, выражающейся прежде всего в выполнении принятых большинством законов, но оставляющей возможность деятельности меньшинства. Для того, чтобы общество функционировало нормально, необходимо наличие в нем групп людей с различными взглядами, которые можно свободно отстаивать и критиковать, не опасаясь преследований. (См. также: Идеология, Монизм, Дуализм). Л.С. Дудинский

Новейший философский словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЛЮРАЛИЗМ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЛЮРАЛИЗМ в Однотомном большом юридическом словаре:
    (от лат. pluralis - множественный) - в политико-правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового …
  • ПЛЮРАЛИЗМ
    ПОЛИТИЧЕСКИЙ - см. ПОЛИТИЧЕСКИЙ …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Словаре экономических терминов:
    (от лат. pluralis - множественный) - 1) сосуществование и взаимодействие в обществе различных политических партий и иных общественных организаций (профсоюзных, …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Кратком религиозном словаре:
    Философское учение, согласно которому существует множество независимых начал бытия или оснований знания. Термин был введен Х.Вольфом в 1712 …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Лексиконе секса:
    (от лат. - множественный) (группенсекс), перверситет, заключающийся в проведении групповых половых актов на глазах друг у …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    (социально-психологический аспект) (от лат. pluralis - множественность), проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых людьми …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от лат. pluralis - множественный) 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от лат. pluralis - множественный), философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Современном энциклопедическом словаре:
    (от латинского pluralis - множественный), 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. …
  • ПЛЮРАЛИЗМ
    [от латинского pluralis множественный] философское мировоззрение, утверждающее (в противоположность монизму), что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Энциклопедическом словарике:
    а, мн. нет, м. 1. филос. Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятель-ных, независимых духовных сущностей; противоп. …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Энциклопедическом словаре:
    , -а,м. 1. Философское учение, согласно к-рому существует несколько (или множество) независимых духовных начал бытия (спец.). 2. Многообразие и свобода …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПЛЮРАЛ́ИЗМ (от лат. рluralis - множественный), филос. учение, согласно к-рому существует неск. (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    плюрали"зм, плюрали"змы, плюрали"зма, плюрали"змов, плюрали"зму, плюрали"змам, плюрали"зм, плюрали"змы, плюрали"змом, плюрали"змами, плюрали"зме, …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, только ед. , м. 1) Философское учение, утверждающее, что существует несколько независимых начал бытия или оснований знания. Концепция плюрализма. …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Новом словаре иностранных слов:
    (лат. pluralis множественный) 1) философское идеалистическое учение, утверждающее (в противоп. монизму), будто в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. философское идеалистическое учение, утверждающее (в противоп. монизму), будто в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей (ср. …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей (противоп.: монизм). 2) Один из …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Словаре русского языка Лопатина:
    плюрал`изм, …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    плюрализм, …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Орфографическом словаре:
    плюрал`изм, …
  • ПЛЮРАЛИЗМ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от лат. pluralis - множественный), 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. …

Основания и условия философского плюрализма

Проблема соотношения единого и многого. Философы пытались объяснить, как и почему мир, будучи единым, имея единое основание, в своем эмпирическом существовании представлен в виде бесконечного многообразия форм, как единое порождает многое. Осознание этой проблемы пошло с Парменида, утверждавшего абсолютную самотождественность бытия, его вечную неизменность, исключающую всякое движение. Но тогда как это соотносится с многообразием? Для Парменида только сущее есть, несущего нет совсем, но сущее есть только одно и единое, следовательно, многое не есть сущее, поэтому много нет совсем. Его ученики раздвоили мир: мир сущего - истинен, а мир многообразия нет.

Натурфилософия - умозрительное истолкование природы и природных явлений, ориентированное на нахождение единства мира. Материалистическая позиция. Т.о. попытка античных философов объяснить причины и начала вещей с помощью того, из чего состоят вещи (Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Эмпедокл - вода, воздух, огонь и земля одновременно и т.д.). В качестве первоначал т.о. была зафиксирована наличносущая вещность, которая по определению Гегеля и есть материя. Аристотель: возникновение вещи возможно, если есть 4 причины: материальная (то, из чего вещь делается), движущая (то, что движет деланием вещи), формальная (наличие формы, определяющей будущий вид вещи), целевая (ради чего вещь делается). Т.о. материя не может саморазвиваться. Материя, однако, заключает в себе признак формы (сравнить мрамор и песок).

Термин "плюрализм" введен Х. Вольфом (1712). Фил. учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Опирается на несколько условий: на многообразие и взаимодействие предметного мира; формы исторического познания и практической деятельности; на творч., репродуктивное воображение индивида и независимость мысли от предмета; на изменяющиеся системы идей и ценностей.

Монизм - учение, утверждающее единое начало; дуализм - равнозначные два основания; плюрализм - признающее равнозначными несколько онтологических начал (природа, космос, бог) - характерно для средневековой и современной философии.

Осн. вопрос философии. (Ф. Энгельс «Людвиг Фер Бах и конец класс. нем. филос-ии», глава 2) Вопрос об отношении сознания к материи; мышления к бытию. 1) Что первично? сознание или материя. 2 направления: материализм(филос. направление, согласно котор. первичное-матер. мир) и идеализм (объективный-вне зависимости от нашего сознания и субъективный-берется индивид. духовность)

2) Познаваем ли мир? нет (агностики-отриц. знаний); да.
5. Понятие метода в философии. Диалектика и её альтернатива.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

§ Диалектика,Метафизика,Догматизм,Эклектика,Софистика,Герменевтика

Диалектика – признанная современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод, при котором вещи рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства борьбы противоположностей.

Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

§ Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности)

§ Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития)

§ Однозначно (ведется поиск абсолютный истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство)

Догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данные свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала факторов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто электрика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

Софистика – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цельнее получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

§ Материализм,Идеализм,Эмпиризм,Рационализм

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – её модус – есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской).

Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания («нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях»).

Рационализм философских метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение – это уже работа мысли, разума).

К альтернативам диалектики относятся:

§ Метафизика,Негативная диалектика,Софистика,Эклектика,Догматизм

Метафизика – главная альтернатива диалектики. Это объясняется тем, что:

§ и метафизика, и диалектика являются всеохватывающими теориями

§ на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиции, противоположной диалектике

Старое и новое – диалектика признает наличие между ними связей, а метафизика полностью их отрицает, считая, что новое целиком вытесняет старое.-Движение – согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок.-Качество и количество – метафизика не видит связей между ними.-Отношение к окружающему миру – диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика – состоящим из отдельных вещей и явлений.

На протяжении всей истории человечества мысли о возможности существования только одной «правильной» точки зрения или множества вариантов оценки соперничали в умах и представлениях людей. Еще в древнем мира возможность различных и равноправных точек зрения была признана официальным философским течением и получила наименование «плюрализм».

Вконтакте

Определение философского понятия

В настоящий момент официальная наука понимает в качестве определения этого философского понятия признание факта существования множества различных, независимых и несводимых друг к другу основ и понятий форм бытия. Также в этом понятии учитывается возможность равноправного существования методологических познаний и форм знания. Плюрализм в философии является оппонентом монизма.

Но с целью грамотного использования данного понятия стоит заранее разобраться, какие конкретно варианты развития событий можно рассматривать в качестве классического типа независимых и несводимых друг к другу основ и форм бытия.

Как философское понятие, термин получил официальное обоснование в 1712 году, когда был описан немецким философом Христианом Вольфом.

Как политическая философия, плюрализм окончательно оформился во второй половине 19 века и был обоснован британскими либералами. Это философское направление стало основой политической системы .

Идейное обоснование

В современном мире, в котором диктатуры уходят в прошлое, идейный плюрализм становится и официально признается одной из основ успешной жизнедеятельности гражданского . Именно это понятие находится в принятом на современном этапе развития гражданского общества обсуждении социально-политических с разных сторон рассмотрения вопроса. Обсуждения, при достаточно понимании всеми оппонентами вопроса, проводятся бесцензурно.

На основе этого формируется подход к минимизации конфликтов современного мира, который основывается на плюралистическом сознании. По сути, это означает при должном уровне понимания процессов происходящего всеми сторонами, принимать структуру ненасильственного культурно-экологического мира. На этом этапе плюрализм успешно преобразовывается в идеологию самопознания общества и превращает его в нацию.

Такая идеология не является статичной. Она включает в себя новые основы и понятия по мере развития общества, появления новых исторических факторов. Влияние на формирование оказывают экономическая, политическая и мировоззренческая позиция.

Что такое плюрализм мнений

Именно на основе принятия обществом такого понятия, появляется возможность на равных правах высказывать свою обоснованную точку зрения каждому участнику обсуждения.

Все мнения выслушиваются без предварительной оценки и вынесения точки зрения только после обоснованного обсуждения.

Важной частью идеологии становится готовность сторон рассматривать все аргументы, в том числе полностью противоположные точки зрения. Обсуждения и оспаривания осуществляются на основании представленной аргументации . Безосновательные пропагандистские заявления и заверения в этом течении не имеют право на существование.

Исторические личности, придерживавшиеся плюрализма

Это философское течение оформилось в древнейшие времена. Наверное, появившись раньше, чем признанное понимание его фактического лозунга: в споре рождается истина. Многие мысли философов Древнего мира основываются именно на принятии и рассмотрении всех точек зрения.

В современной истории среди значительных приверженцев можно назвать:

  • Американского психолога и философа Уильяма Джеймса, родившегося в США в 1842 году и умершего в 1910 году.
  • Австрийского и британского социолога и философа Карла Раймунда Поппера (1902-1994), его теория критического рационализма основывается на принципах плюрализма: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине».
  • Американца Пола Карла Файерабенда (1924-1994), разрабатывавшего « о свободном обществе».

Примеры философского течения

По сути, самым ярким примером плюрализма является модель современного гражданского общества любого развитого государства. Каждое направление деятельности современного человека предполагает возможность рассмотрения разных точек зрения и выбор той, которая признается конкретным индивидуумом наиболее приемлемой для него в конкретной ситуации. То есть принятия без внешнего побуждения оптимального варианта из многих, обоснованных.

Одним из наиболее ярких примеров является политическая система развитых государств, основанная на многопартийности.

В число примеров можно включить равное право существования в одном светском государстве различных религиозных конфессий, если они не относятся к категории деструктивных .

Понятной каждому студенту возможностью становится выбор оптимального образовательного учреждения, в котором будут приобретаться знания для дальнейшего трудоустройства и развития жизненного пути.

Предложение выбора частной или государственной клиники для проведения лечения, в том числе возможность обращения к зарекомендовавшим свой профессионализм представителям народной и нетрадиционной медицины, которая не наносит вред здоровью и признана на официальном уровне.

Важно! В число примеров входит любое осознанное действие, которое принимается на основании рассмотрения различных мнений и предложений, подтверждаемое своей действенностью.

Плюралистическая модель мира

За тысячелетия развития человеческого общества плюрализм стал одной ведущих моделей общественного развития. Наравне с ним признаются:

  • Идеалистическая;
  • Натуралистическая;
  • Материалистическая.

Современный мир в ходе развития гражданского общества выбрал следование в большей мере именно плюралистической модели мира.

Что представляет собой плюралистическое общество

Именно к развитию плюралистического общества мир пришел на современном этапе существования. Эта модель общества предполагает принятие различных точек зрения без неаргументированного отрицания.

Но она не переходит в стадию идеализации, плюрализм предполагает существование различных групп сторонников различных идей, готовых отстаивать собственную позицию. Это понятие объединено под названием «идейный плюрализм».

Для примера можно вернуться к принятой в развитии стран многопартийной государственной системы. В ней хорошо заметно взаимодополняющее существование различных взглядов и политических мировоззрений, которые в дополнении друг к другу способствуют развитию современного общества в демократичном ключе. При этом разные группы в борьбе за власть могут конфликтовать между собой, объединяться в союзы и коалиции, буквально находясь в постоянном броуновском движении.

Виды плюрализма

Развитие современного общества настолько уверенно пошло по пути плюрализма, что это понятие даже официально закреплено в Конституции многих стран. В том числе, в Конституции Российской Федерации. В этом официальном документе указывается два ведущих вида этого течения в развитии демократического общества:

  • Политический;
  • Идеологический.

Важно! Сочетание этих понятий формирует развитое гражданское плюралистическое общество, в котором каждый представитель имеет право высказывать свою обоснованную точку зрения и защищать её. При этом, он берет на себя моральные обязательства рассматривать обоснованную точку зрения оппонента или оппонентов.

Что подразумевает плюралистический подход

Именно такое представление о собственной позиции формирует плюралистический подход. Это понятие определили Роберт Даль и Иозеф Шумпеттер в ХХ веке. Их мнение основывается на уверенности распределения столь широкого круга ресурсов в современном мире, что это полностью исключает перспективу монопольного влияния на любую сторону жизни: от политики и , до СМИ и финансов.

Существует ли проблема плюрализма в философии

Вся философия современного мира за счет тысячелетий развития человечества приняла плюрализм. Ведь уже древние представители этой науки признавали движение мнений в форме множества линий, позволяющих рассмотреть каждую проблему с бесконечного числа точек зрения. Это определило теоретическое осмысление подхода к бытию, помогая выявить самое существенное и общее в ходе кристаллизации единого подхода многих с учетом точки зрения каждого. Поэтому плюрализм в философии имеет право на существование.

Понятие правового плюрализма

Виды плюрализма — политический, идеологический

Поделиться: