При создании герба необходимо придерживаться ряда требований. Основные требования, предъявляемые к проектам гербов муниципальных образований

При разработке герба обратите внимание, какой именно субъект права, какое юридическое лицо будет им обозначено (см. раздел 1).

Традиционная символика, старые гербы безусловно имеют приоритет; но при их восстановлении необходимо учитывать множество исторических и правовых обстоятельств (разделы 2, 3, 17-19, 23).

Не пытайтесь выразить в гербе ВСЁ - всю историю, все достопримечательности и т.п. (разделы 5, 6).

Основой герба должен быть геральдический щит; цвета, их сочетания и повороты фигур должны соответствовать гербоведческим нормам (разделы 8-11).

Единственным эталоном герба является его геральдическое описание. Изобразительный эталон не допускается (раздел 14).

Необходимо избегать дробления щита на несколько отдельных композиций, никак не связанных общими элементами (раздел 15), помещения в гербах атрибутов новейшего времени (раздел 13), изображений конкретных сооружений и предметов (раздел 12), надписей, за исключением девизов (раздел 16), а также украшений вокруг щита - также за исключением некоторых случаев (разделы 17-21).

В гербах субъектов Федерации и муниципалитетов не может воспроизводиться федеральная символика - орел и триколор (раздел 22); региональная (губернская, областная и т.п.) символика может использоваться в муниципальных гербах только на определенных условиях (раздел 23).

Ниже эти и другие основные нормы раскрываются более подробно.

II. Право на герб

1. Правом на герб обладают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Согласно российской традиции, город может иметь герб, даже не будучи отдельным муниципальным образованием. Но в принципе право на этот герб принадлежит не самому городу, а муниципальному образованию, к которому этот город относится. Органы самоуправления этого муниципального образования могут вводить или не вводить герб в использование, по своему усмотрению регулировать его употребление и т.д.

Населенные пункты, не являющиеся отдельными муниципальными образованиями (...), претендовать на герб не могут. Органы местного самоуправления вправе вводить для таких населенных пунктов административные эмблемы, разработка которых выходит за пределы рассматриваемых здесь проблем.

Особые регионы, образуемые федеральными Законами и Указами, также могут иметь гербы; но вопрос о таковых должен каждый раз рассматриваться в индивидуальном порядке.

2. Городские гербы, утвержденные в законодательном порядке до 1917 года, остаются в силе как не отменявшиеся в законодательном порядке ни в годы революции, ни позднее.

Поэтому правильнее говорить не о возрождении или восстановлении исторического герба города, а о восстановлении его употребления или об обращении к историческому гербу. Переименование города не лишает его права на исторический герб.

Право на исторический городской герб сохраняется за городом, если он является муниципальным образованием. Если же он входит в качестве составной части в более крупное муниципальное образование (район и т.п.), то право на использование исторического герба переходит к этому образованию.

В отличие от городских, исторические гербы губерний, областей, уездов и округов, существовавших до революции, были "автоматически" отменены реформой территориально-административного устройства России, проведенной в 1928-1929 годах, и сегодняшние территории не являются прямыми обладателями этой старинной символики. Однако они вправе - в качестве территориальных и моральных преемников - воспользоваться историческими территориальными гербами при создании собственных. Некоторые элементы при этом неизбежно должны отсеяться, но "знаковое ядро" сохранится.

Обращаясь к исторической символике, необходимо учитывать одушевлявшую их геральдико-правовую логику, выразившуюся в нормах дореволюционного законодательства о земельных и городских гербах (прежде всего - Указ 1857 года об их упорядочении). Основные трудности, возникающие при приложении этих норм к сегодняшней действительности, рассмотрены ниже (см. раздел 23 и др.).

3. В случае слияния муниципальных образований, уже имеющих гербы, возможно:

3.1. создание нового герба с использованием или без использо-вания элементов существовавших ранее гербов;

3.2. соединение гербов в один составной;

3.3. принятие герба одного из муниципалитетов в качестве общего.

III. Значение и символика герба

4. Во вступлении уже говорилось об основных функциях герба - репрезентативной, юридической, опознавательной. Именно роль герба как опознавательного знака является ключевой. Герб должен быть узнаваем, иконографически своеобразен. Это "необщее выражение лица" во многом оказывается важнее смыслового содержания, вкладываемого в герб его разработчиками (ведь оно может забыться, а облик герба остается).

История знает множество гербов, возникновение которых было случайным, символика - надуманной или навязанной и т.д.; но со временем такие гербы нередко приживались и становились объектом любви, гордости и признания, поскольку на них переносилась репутация, доброе имя соответствующих городов к территорий (если же нет доброго имени, не поможет самый пышный герб).

5. Прекрасно, если герб отражает местную историю, топографию, достопримечательности или же стремления жителей города (района, области и т.д.). Но не стоит превращать герб в "краткий путеводитель" и пытаться отразить в нем все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению.

6. Один из классических способов создания герба - принятие изображения, перекликающегося с названием, именем обладателя герба (орел в гербе г. Орла, горох - в гербе г. Гороховца, ворон - в гербе г. Грайоворона, старая женщина - в гербе г. Старицы и т.д.); такие гербы называются гласными. При этом изображение может и не отражать действительное происхождение названия, достаточно созвучия. Так, Великие Луки получили свое название из-за речных излучин, а в их гербе помещены три лука. Главный герб может отражать старое, впоследствии отмененное название города или местности; в нем могут быть обыграны различные диалектные или профессиональные термины и т.п.

7. Нет необходимости ограничиваться узким кругом "самых геральдических" знаков. Чиж, улитка или головастик в принципе не менее геральдичны, чем лев или орел; крапива или незабудка приемлемы наравне с розой, лавром или хлебным снопом. В геральдике существует, кроме того, обширная практика употребления фантастических фигур - как глубоко традиционных (грифон, феникс, кентавр, мантикора и т.п.), так и изобретаемых заново или переносимых в геральдику из фольклора, народного искусства и т.д. (гербы Иркутска и Иркутской области, Удмуртии, Коми и другие). Все это расширяет возможности герботворчества.

В то же время существуют ограничения, определяющие, какие фигуры не должны включаться в герб. Об этих ограничениях см. в разделах 12 и 13.

IV. Основные геральдические и геральдико-правовые нормы

8. Важнейшие элементы герба помещаются в пределах ограниченного пространства, условно именуемого геральдическим щитом (полем щита).

9. Цвета всех деталей (фигур, поля и т.д.) должны быть определены. Желательно ограничиться основными геральдическими цветами: двумя "металлами" - золотом и серебром (в геральдике не проводится различия между золотом и желтым, между серебром и белым цветом), пятью "финифтями" ("эмалями") - лазурью (это понятие объединяет различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие), червленью (красный, алый цвет), зеленью, черным и пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого); допускается также стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, "противогорностаевый" и т.д.; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом) и телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров, сфинксов и других человекоподобных чудовищ).

При одноцветном воспроизведении герба используется условная штриховка для червлени (рис. 1), лазури (рис. 2), зелени (рис. 3), пурпура (рис. 4). Золото изображается поверхностью, покрытой точками (рис. 5), серебро - незаштрихованной поверхностью (рис. 6). Черный цвет изображается поверхностью, закрашенной сплошь (рис. 7), а при рельефном воспроизведении - пересекающимися штрихами (рис. 8). Приведены также основные типы воспроизведения горностаевого меха (рис. 9, 10) и беличий мех (рис. 11). Противогорностаевый мех имеет черный фон с белыми "хвостиками", изображаемыми так же, как и горностаевые на рис. 9 и 10. Соболий мех эквивалентен черному цвету.

10. Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне (в металлическом поле), должны быть финифтяными, и наоборот - фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими. Металл на металл, финифть на финифть не накладываются. Это - так называемое "основное правило геральдики".

Есть несколько ситуаций, в которых соблюдение основного правила необязательно. Например, если герб с "запрещенным" сочетанием цветом был утвержден главой государства или существует - хотя бы без такого утверждения - более века, исправлять его не нужно. Но в общем случае основное правило необходимо соблюдать.

11. Стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, от зрителя правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона - справа.

Живые существа - люди, животные, ангелы и т.п. и некоторые искусственные фигуры (например, корабли) изображаются в геральдике обращенными или прямо (на зрителя), или направо (от зрителя - налево). Подобным образом орудия (меч, стрела, молот и т.п.) обычно изображаются обращенными верх или направо. Поворот геральдически влево нетипичен для геральдики. При изображении нескольких фигур они могут быть обращены в одну сторону, друг к другу или же в разные стороны.

Поворот живых фигур и орудий влево вполне возможен, но требует специальной мотивации. Например, поворот московского всадника влево освящен давней традицией; это же можно сказать и о фантастическом звере в городском иркутском гербе. Аналогичный поворот тигра в гербе Еврейской Автономной Области символизирует необычную судьбу этого субъекта Федерации и т.д.

12. Недопустимо помещение в гербе конкретных архитектурных сооружений (зданий, памятников и др.). В гербе нельзя, к примеру, изобразить Московский Кремль или Медного всадника (хотя можно изобразить условную крепость с остроконечными башнями, определив их число, расположение и т.д., или всадника на скале).

13. Необходимо избегать включения в герб элементов, являющихся исключительной принадлежностью позднего нового и новейшего времени, а также технологически специфических форм (станки, автомобили, пистолеты, специальные инструменты и др.); их рекомендуется заменять традиционными условными знаками-аналогами: молнией для электростанции или электроэнергии, сквозным ромбом для текстильного производства и т.п.

14. Герб не является графически неизменным. Герб - не товарный знак, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в разных стилях, в щитах разных форм и пропорций: изменением герба как такового это не является. Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении. Эталоном герба является не рисунок (его роль - пояснительная), а геральдическое описание, запечатлевающее "формулу герба". Описание составляется с применением особой гербоведческой терминологии. Обычно в ходе проведения экспертизы в Герольдии её специалисты обеспечивают составление описания, соответствующего и гербу, и всем научным требованиям, после чего это описание утверждается местной администрацией.

15. Щит герба, как правило, должен иметь одно поле. Это поле может делиться на разноцветные участки, но они должны быть объединены общей фигурой, образовывать цельную композицию. В противном случае герб окажется соединенным из двух или нескольких гербов, а это допустимо лишь в тех случаях, если имеет место слияние муниципалитетов, городов, территорий, уже имевших свои гербы в прошлом.

При соединении нескольких гербов в одном необходимо помнить, что разные способы их сочетания (в рассеченном щите, пересеченном щите, в щите, разбитом начетверо и т.д.) имеют разное геральдическое и правовое значение, что определяется международными и отечественными нормами и прецедентами. В принципе каждый отдельный случай заслуживает отдельного обсуждения.

В исторических версиях многих городских и уездных гербов щит был пересеченным (разделенным по горизонтали) и объединял региональную эмблему с местной. Но эти гербы устарели более века назад (см. раздел 23) и служить образцом сегодня отнюдь не могут.

16. В состав герба может входить девиз - лаконичная надпись, воспроизводящая призыв, утверждение, назидание или какую-либо историческую фразу. Девизы помещаются за пределами щита на лентах, декоративных полосах (обычно помещаемых ниже щита). Как правило, цвет литер (букв) девиза соответствует расцветке главной фигуры герба, а цвет ленты - главному полю герба, хотя при наличии обоснования возможно и другое цветовое решение.

Иное помещение надписей в гербах - как в пределах, так и за пределами щита, - не согласуется с геральдическими правилами и потому неприемлемо. Это касается прежде всего названий и их аббревиатур, а также цифровых обозначений (дат основания и т.п.).

Немногочисленные старые гербы, составленные с нарушением этого принципа (например, гатчинский, таганрогский), считаются "освященными давностью" и не требуют обязательной переделки. Вообще же помещение названия в герб - классический пример геральдического дурного тона.

Герб является "изобразительным именем", и дополнять его писаным именем было бы не только негеральдическим действием, но и тавтологией, неоправданным дублированием обозначающей функции. К тому же на бланках и гербовых печатях органов власти и самоуправления герб все равно сопровождается надписью-названием.

17. За исключением девиза, все элементы герба, сопровождающие щит, имеют особое геральдико-правовое значение атрибутов статуса и потому не могут вноситься в гербы произвольно.

Это относится к любым коронам, шапкам, венкам и ветвям, лентам (кроме девизных), наградам, а также к щитодержателям - условным фигурам (животных, людей и т.п.), поддерживающим щит. Значение этих элементов, их историческая роль и возможное место в современных гербах поясняются ниже (...).

18. КОРОНЫ в гербах не являются и никогда не являлись символом монархического правления (недаром они часто встречаются в гербах республик). Геральдическая корона - это знак определенного достоинства и символ собственных прав (самоуправления - в случае с муниципалитетами, государственной власти - в случае с субъектами Федерации). Правила геральдики и прецеденты определяют, какая именно корона соответствует тому или иному статусу (правовому, историческому и т.п.).

Использование корон в российской территориально-административной геральдике имеет давние традиции. С начала ХVШ века гербы различных земель, входящих в состав России, часто дополнялись коронами, венцами и шапками, соответствовавшими историческому статусу территории: так, в гербе астраханского региона помещался особого вида царский венец, в гербе тверской земли - великокняжеская шапка и т.д. В 1730 году был утвержден обширный сборник территориальных и городских гербов, в котором все эти короны были систематизированы и окончательно приобрели особенности, специфичные для российской геральдики; кроме того, были введены и короны для земель, не бывших в прошлом княжествами.

Совершенно иной характер имели короны, введенные для территориальных и городских гербов Указом 1857 года. В гербах губерний не нашлось места собственным территориальным коронам; их место заняла императорская корона, означавшая, что все губернские властные институты имеют основание лишь в верховной, центральной власти. Аналогичное значение придавалось специально сочиненной "древней царской короне" в гербах областей, градоначальств и уездов (корона для округов не была утверждена; но на практике употреблялись атрибуты, аналогичные уездным). Собственно, все эти короны не были губернскими, областными или уездными символами; они были знаками верховной власти и принадлежали не территориям, как таковым, а ячейкам определенной территориально-административной системы.

Подобным образом короны (башенные и иные), введенные в 1857 году для городов и посадов, были неразрывно связаны с той же системой управления и знаменовали не собственную идентичность города, но его административный статус (центр губернии, уезда и т.п.).

С отменой губернско-уездного деления и введением новой территориальной системы в 1920-х годах все короны, установленные Указом 1857 года, лишились своего геральдико-правового основания. Исключение составило лишь небольшое количество корон и шапок, установленных не по административному, а по историческому принципу - для древних центров страны (шапка Мономаха для бывших столиц великих княжеств, соответствующие венцы - для центров царств и т.п.).

Если существует старинная "собственная" корона региона (из числа введенных в 1730 году или аналогичная), она вполне может быть использована в гербе нынешнего субъекта Федерации. Так, в гербе Пермской области присутствует историческая корона (шапка) образца 1730 года.

Несколько иные принципы действуют в отношении гербов муниципальных образований. Общая система городских, посадских и уездных корон, утвержденная в 1857 году, совершенно неприложима к сегодняшней ситуации; необходимо на федеральном уровне вводить новую систему статусных корон, и проект соответствующего документа сейчас обсуждается. (...)

Исключение в отношении исторических столиц упоминалось выше. Муниципалитет Ярославля, пользуясь исторической привилегией, зарегистрировал герб города с шапкой Мономаха над щитом, но до утверждения общих норм тактично воздерживается от введения этой полной версии герба в повсеместное употребление.

19. ВЕНКИ в российских гербах тоже традиционно рассматриваются как знаки статуса, и до общей федеральной систематизации их имеет смысл избегать (поскольку вне общей системы знак статуса оказывается бессмысленным и неприличным). Включение в герб венка какого-либо нового образца (не употреблявшегося ранее в русской геральдике) также не может считаться удачным, поскольку такой элемент приобретает значение знака статуса по аналогии с историческими версиями венков.

В силу разных причин это относится и к дореволюционным орденским лентам, включавшимся в гербы в соединении с различными атрибутами (теми же венками или иными знаками, отражавшими местную специфику). Сегодня для восстановления подобных украшений в местных гербах нет должных оснований.

20. НАГРАДЫ (ордена, медали), принадлежащие субъекту Федерации или городу, могут быть отражены в гербе. Возможно помещение ленты таковой награды вокруг щита или же изображение знака ордена (медали), подвешенного к щиту на своей ленте. В принципе утверждать такие знаки в составе гербов совершенно необязательно, даже нежелательно, т.к. это противоречит российской традиции. Согласно общим геральдическим нормам, герб обладателя награды (территории, города и т.п.) допускается официально воспроизводить с соответствующим наградным знаком (как это описано выше) даже тогда, когда никакие документы и акты о гербе этого не предусматривают.

21. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ , или фигуры в опорах щита - особые элементы герба, связываемые в российской геральдике (и в большинстве других локальных геральдических традиций) с определенным высоким статусом гербовладельца.

Немногочисленные, но весомые исторические прецеденты установили в России право на щитодержателей для центров обширных регионов; сегодня им соответствуют центры субъектов Федерации. Так, Новосибирск пользуется гербом со щитодержателями, поскольку является областным центром. Выборг (в прошлом - центр лена, провинции, губернии) сохраняет своих щитодержателей, поскольку они были утверждены за ним не в качестве административного атрибута, но в качестве "индивидуального отличия". Однако это - уникальное исключение. Прочие муниципалитеты, если они не являются центрами своих субъектов Федерации, не могут использовать щитодержателей.

Государственный статус субъектов Федерации дает каждому из них безусловное право помещать щитодержателей в собственных гербах.

Одновременно со щитодержателями в герб вносится подножие, на котором они стоят (в случае с летучими существами подножие не обязательно). Обычно это - условная орнаментальная "подставка" или зеленая земля. Однако подножие может иметь иную, более сложную форму.

22. Не допускается произвольное внесение общероссийских символов в местные гербы.

Двуглавый орел Российской Федерации, ее государственный бело-сине-красный флаг, лента этих же цветов - все эти эмблемы не могут служить ни элементом, ни геральдической основой для герба, ни основой для его части.

Дореволюционная общероссийская символика (двуглавый орел в версиях, употреблявшихся до 1917 года; императорская корона и т.п.) может сохраняться в гербе, если это основано на исторической традиции и на конкретных узаконениях. Так, в гербе Санкт-Петербурга сохраняется скипетр, увенчанный двуглавым орлом, поскольку помещение этой почетной эмблемы в герб города было санкционировано императорскими указами (1730 и 1780 годов).

23. Внесение региональных гербов или их элементов в состав муниципальных гербов тоже не может быть произвольным.

Для уяснения того, каким оно может быть, понадобится еще один исторический экскурс.

В 1778 году впервые в качестве официального принципа было провозглашено помещение элемента земельного герба в гербы городов (тогда же было предусмотрено исключение для наиболее значительных городов, имеющих старинные символы). Позднее стала действовать упрощенная общая схема: гербовый щит, как правило, делился по горизонтали (пересекался), и в нем располагалась составная композиция: вверху помещался герб региона (наместничества, губернии и т.п.), а внизу - собственный герб города. Эта схема, во многих отношениях неудовлетворительная (хотя бы потому, что собственная символика города оказывалась "подавлена"), вызывала справедливую критику и была реформирована Указом 1857 года.

По этому Указу все верхние "губернские" части составных гербов упразднялись, а собственные гербы городов распространялись на весь щит. Для обозначения принадлежности города к губернии в герб вводилась т.н. вольная часть - четырехугольник, примыкающий к краю щита. В этой вольной части воспроизводился герб (композиция гербового щита) губернии. При переходе города из одной губернии в другую вольная часть автоматически заменялась. Аналогичные правила применялись и в отношении губернской символики в гербах уездов, а также областной символики в гербах уездов и городов, хотя в Указе это не было указано прямо.

Соответствующая Указу трансформация герба представлена на рис.9. Повсеместное соблюдение Указа не было обеспечено; в большинстве случаев (например, в знаменитом справочнике П.П. фон Винклера) по старинке воспроизводилась дореформенная версия герба. Но с геральдико-правовой точки зрения реформа была проведена, а "пересеченные" гербы отменены.

После территориально-административных реформ конца 1920-х годов городские гербы (практически уже не употреблявшиеся, но в принципе и не отмененные) утратили не только короны, но и вольные части с региональной символикой.

Когда сегодня заходит речь об использовании старинного местного герба, следует помнить, что до сегодняшнего дня этот герб дошел без корон и прочих атрибутов, а также без земельных эмблем в щите (не только без верхней губернской половины, но и без губернской вольной части!); именно в этом виде герб сохранился и, следовательно, в этом виде должен использоваться до новой реформы.

Сегодня обозначение принадлежности муниципального образования к субъекту Федерации вполне возможно, но требует соблюдения определенных условий.

Во-первых, у самого субъекта Федерации должен быть герб. Во-вторых, Положение или Закон об этом гербе должен предусматривать возможность воспроизведения герба этого субъекта Федерации в муниципальных гербах.

В случае соблюдения этих двух условий герб субъекта Федерации может быть беспрепятственно внесен в вольную часть муниципального герба - так же, как это делалось с губернскими гербами в дореволюционную пору.

В противном случае можно лишь помещать в муниципальном гербе, в качестве одной из фигур общей композиции, какие-либо элементы традиционной символики региона. Впрочем, иногда этого бывает вполне достаточно для создания эффектной композиции с легко узнаваемым обозначением территориальной принадлежности. Но при этом необходимо соблюдать определенный геральдический такт, поскольку фигуры из исторического герба региона в большинстве случаев нельзя воспроизводить без существенных изменений - иначе это будет неправомерное использование чужого герба.

V. Общие замечания

24. Правильность герба определяется не только тем, как он выглядит, но и тем, как он употребляется. Поэтому нормативный акт (Закон, Положение и т.д.) о гербе, как и сам герб, еще на стадии проекта должен пройти экспертизу в Геральдическом совете при Президенте РФ - это обеспечит соблюдение всех норм.

25. Никакие консультации, "регистрации" и т.п. в каких-либо общественных коллегиях, центрах и иных подобных организациях или же в государственных органах, не имеющих соответствующих полномочий, не могут заменять согласование, экспертизу и регистрацию герба (а равно и иного официального символа) в Геральдическом совете.

Точно так же экспертизу не заменяет использование настоящих методических рекомендаций, в которых удалось коснуться нескольких важнейших тем.

Представляемое здесь изложение гербоведческих и геральдико-правовых норм подчинено практической задаче: облегчить работу тех, кто разрабатывает государственную символику субъектов Российской Федерации и официальную символику муниципальных образований. Многие из перечисляемых норм широко известны благодаря популярным и учебным изданиям, другие знакомы только исследователям и до сих пор не рассматривались (или почти не рассматривались) в общедоступных публикациях. Рекомендации готовились в расчете на широкий круг адресатов; предполагается, что они будут небесполезны и для начинающих любителей геральдических художеств, и для тех, кто интересуется этой темой уже давно, а также для официальных лиц органов власти и самоуправления, связанных с геральдической проблематикой по долгу службы.

Обращаясь к перечисленным здесь нормам, стоит учитывать, что формально гербоведческие принципы неразрывно связаны с такими важнейшими функциями герба, как юридическая (герб является объектом права и в то же время представляет своего обладателя в качестве субъекта права), репрезентативная (герб - парадный, торжественный знак) и прежде всего - опознавательная. Некоторые правила составления гербов могут показаться на первый взгляд архаичными, неактуальными, недостаточно логичными и т.д. Однако их несоблюдение неизбежно наносит урон гербу - его правовой корректности, парадности и узнаваемости.

Некоторые положения поясняются примерами (...).

При разработке герба обратите внимание, какой именно субъект права, какое юридическое лицо будет им обозначено (см. раздел 1).

Традиционная символика, старые гербы безусловно имеют приоритет; но при их восстановлении необходимо учитывать множество исторических и правовых обстоятельств (разделы 2, 3, 17-19, 23).

Не пытайтесь выразить в гербе ВСЁ - всю историю, все достопримечательности и т.п. (разделы 5, 6).

Основой герба должен быть геральдический щит; цвета, их сочетания и повороты фигур должны соответствовать гербоведческим нормам (разделы 8-11).

Единственным эталоном герба является его геральдическое описание. Изобразительный эталон не допускается (раздел 14).

Необходимо избегать дробления щита на несколько отдельных композиций, никак не связанных общими элементами (раздел 15), помещения в гербах атрибутов новейшего времени (раздел 13), изображений конкретных сооружений и предметов (раздел 12), надписей, за исключением девизов (раздел 16), а также украшений вокруг щита - также за исключением некоторых случаев (разделы 17-21).

В гербах субъектов Федерации и муниципалитетов не может воспроизводиться федеральная символика - орел и триколор (раздел 22); региональная (губернская, областная и т.п.) символика может использоваться в муниципальных гербах только на определенных условиях (раздел 23).

Ниже эти и другие основные нормы раскрываются более подробно.

II. Право на герб

1. Правом на герб обладают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Согласно российской традиции, город может иметь герб, даже не будучи отдельным муниципальным образованием. Но в принципе право на этот герб принадлежит не самому городу, а муниципальному образованию, к которому этот город относится. Органы самоуправления этого муниципального образования могут вводить или не вводить герб в использование, по своему усмотрению регулировать его употребление и т.д.
_______________
Так, Новооскольский район Белгородской области, включающий в себя г. Новый Оскол, в качестве районного герба утвердил старинный герб райцентра. Белгородский район (представляющий собою муниципальное образование, отдельное от Белгорода) оказался вынужден создавать для себя новый герб (хотя при этом была вполне резонно использована та же символика, что и в гербе г. Белгорода).
Рассмотрим несколько условных, абстрактных примеров.
Представим себе некий район А, являющийся муниципальным образованием, в состав которого входят два города: А (центр района) и Б. В принципе органы самоуправления района могут установить три разных герба: общерайонный, города А и города Б (два последующих - для использования, наряду с общерайонным, в соответствующих городах). Более того, возможно создание и употребление четвертого, соединенного герба, в котором встретятся символы района и двух городов. Эта возможная, но громоздкая модель поддается упрощению; так, можно ограничиться принятием герба района и вообще не ставить вопрос о символике обоих городов (но если они - или один из них - имеют исторический герб, такой маневр безусловно нежелателен); установить единый герб для района А и города А (если население Б не воспротивится); установить гербы обоих городов и в виде соединенного герба пользоваться как районным символом.
Иная ситуация - в районе В, где райцентр В выделен в самостоятельное муниципальное образование. В этом случае район В и райцентр В должны иметь разные гербы (хотя вполне закономерным было бы использование общей символики и даже зрительное сходство - но не совпадение! - обоих гербов). При этом не имеет значения, является ли райцентр городом или нет.
В любом случае действует принцип, согласно которому герб служит отличительным знаком: один муниципалитет может при определенных обстоятельствах иметь более одного герба; но два разных муниципалитета (или тем более муниципалитет и субъект Федерации) не могут и не должны иметь одинаковый герб.

Населенные пункты, не являющиеся отдельными муниципальными образованиями (...), претендовать на герб не могут. Органы местного самоуправления вправе вводить для таких населенных пунктов административные эмблемы, разработка которых выходит за пределы рассматриваемых здесь проблем.

Особые регионы, образуемые федеральными Законами и Указами, также могут иметь гербы; но вопрос о таковых должен каждый раз рассматриваться в индивидуальном порядке.

2. Городские гербы, утвержденные в законодательном порядке до 1917 года, остаются в силе как не отменявшиеся в законодательном порядке ни в годы революции, ни позднее.
Поэтому правильнее говорить не о возрождении или восстановлении исторического герба города, а о восстановлении его употребления или об обращении к историческому гербу. Переименование города не лишает его права на исторический герб.

Право на исторический городской герб сохраняется за городом, если он является муниципальным образованием. Если же он входит в качестве составной части в более крупное муниципальное образование (район и т.п.), то право на использование исторического герба переходит к этому образованию.

В отличие от городских, исторические гербы губерний, областей, уездов и округов, существовавших до революции, были "автоматически" отменены реформой территориально-административного устройства России, проведенной в 1928-1929 годах, и сегодняшние территории не являются прямыми обладателями этой старинной символики. Однако они вправе - в качестве территориальных и моральных преемников - воспользоваться историческими территориальными гербами при создании собственных. Некоторые элементы при этом неизбежно должны отсеяться, но "знаковое ядро" сохранится.

Обращаясь к исторической символике, необходимо учитывать одушевлявшую их геральдико-правовую логику, выразившуюся в нормах дореволюционного законодательства о земельных и городских гербах (прежде всего - Указ 1857 года об их упорядочении). Основные трудности, возникающие при приложении этих норм к сегодняшней действительности, рассмотрены ниже (см. раздел 23 и др.).

3. В случае слияния муниципальных образований, уже имеющих гербы, возможно:
3.1. создание нового герба с использованием или без использо-вания элементов существовавших ранее гербов;
3.2. соединение гербов в один составной;
3.3. принятие герба одного из муниципалитетов в качестве общего.

III. Значение и символика герба

4. Во вступлении уже говорилось об основных функциях герба - репрезентативной, юридической, опознавательной. Именно роль герба как опознавательного знака является ключевой. Герб должен быть узнаваем, иконографически своеобразен. Это "необщее выражение лица" во многом оказывается важнее смыслового содержания, вкладываемого в герб его разработчиками (ведь оно может забыться, а облик герба остается).

История знает множество гербов, возникновение которых было случайным, символика - надуманной или навязанной и т.д.; но со временем такие гербы нередко приживались и становились объектом любви, гордости и признания, поскольку на них переносилась репутация, доброе имя соответствующих городов к территорий (если же нет доброго имени, не поможет самый пышный герб).

5. Прекрасно, если герб отражает местную историю, топографию, достопримечательности или же стремления жителей города (района, области и т.д.). Но не стоит превращать герб в "краткий путеводитель" и пытаться отразить в нем все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению.

6. Один из классических способов создания герба - принятие изображения, перекликающегося с названием, именем обладателя герба (орел в гербе г. Орла, горох - в гербе г. Гороховца, ворон - в гербе г. Грайоворона, старая женщина - в гербе г. Старицы и т.д.); такие гербы называются гласными. При этом изображение может и не отражать действительное происхождение названия, достаточно созвучия. Так, Великие Луки получили свое название из-за речных излучин, а в их гербе помещены три лука. Главный герб может отражать старое, впоследствии отмененное название города или местности; в нем могут быть обыграны различные диалектные или профессиональные термины и т.п.

7. Нет необходимости ограничиваться узким кругом "самых геральдических" знаков. Чиж, улитка или головастик в принципе не менее геральдичны, чем лев или орел; крапива или незабудка приемлемы наравне с розой, лавром или хлебным снопом. В геральдике существует, кроме того, обширная практика употребления фантастических фигур - как глубоко традиционных (грифон, феникс, кентавр, мантикора и т.п.), так и изобретаемых заново или переносимых в геральдику из фольклора, народного искусства и т.д. (гербы Иркутска и Иркутской области, Удмуртии, Коми и другие). Все это расширяет возможности герботворчества.
В то же время существуют ограничения, определяющие, какие фигуры не должны включаться в герб. Об этих ограничениях см. в разделах 12 и 13.

IV. Основные геральдические и геральдико-правовые нормы

8. Важнейшие элементы герба помещаются в пределах ограниченного пространства, условно именуемого геральдическим щитом (полем щита).

9. Цвета всех деталей (фигур, поля и т.д.) должны быть определены. Желательно ограничиться основными геральдическими цветами: двумя "металлами" - золотом и серебром (в геральдике не проводится различия между золотом и желтым, между серебром и белым цветом), пятью "финифтями" ("эмалями") - лазурью (это понятие объединяет различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие), червленью (красный, алый цвет), зеленью, черным и пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого); допускается также стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, "противогорностаевый" и т.д.; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом) и телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров, сфинксов и других человекоподобных чудовищ).

При одноцветном воспроизведении герба используется условная штриховка для червлени (рис. 1), лазури (рис. 2), зелени (рис. 3), пурпура (рис. 4). Золото изображается поверхностью, покрытой точками (рис. 5), серебро - незаштрихованной поверхностью (рис. 6). Черный цвет изображается поверхностью, закрашенной сплошь (рис. 7), а при рельефном воспроизведении - пересекающимися штрихами (рис. 8). Приведены также основные типы воспроизведения горностаевого меха (рис. 9, 10) и беличий мех (рис. 11). Противогорностаевый мех имеет черный фон с белыми "хвостиками", изображаемыми так же, как и горностаевые на рис. 9 и 10. Соболий мех эквивалентен черному цвету.

10. Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне (в металлическом поле), должны быть финифтяными, и наоборот - фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими. Металл на металл, финифть на финифть не накладываются. Это - так называемое "основное правило геральдики".

Есть несколько ситуаций, в которых соблюдение основного правила необязательно. Например, если герб с "запрещенным" сочетанием цветом был утвержден главой государства или существует - хотя бы без такого утверждения - более века, исправлять его не нужно. Но в общем случае основное правило необходимо соблюдать.

11. Стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, от зрителя правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона - справа.

Живые существа - люди, животные, ангелы и т.п. и некоторые искусственные фигуры (например, корабли) изображаются в геральдике обращенными или прямо (на зрителя), или направо (от зрителя - налево). Подобным образом орудия (меч, стрела, молот и т.п.) обычно изображаются обращенными верх или направо. Поворот геральдически влево нетипичен для геральдики. При изображении нескольких фигур они могут быть обращены в одну сторону, друг к другу или же в разные стороны.

Поворот живых фигур и орудий влево вполне возможен, но требует специальной мотивации. Например, поворот московского всадника влево освящен давней традицией; это же можно сказать и о фантастическом звере в городском иркутском гербе. Аналогичный поворот тигра в гербе Еврейской Автономной Области символизирует необычную судьбу этого субъекта Федерации и т.д.

12. Недопустимо помещение в гербе конкретных архитектурных сооружений (зданий, памятников и др.). В гербе нельзя, к примеру, изобразить Московский Кремль или Медного всадника (хотя можно изобразить условную крепость с остроконечными башнями, определив их число, расположение и т.д., или всадника на скале).

13. Необходимо избегать включения в герб элементов, являющихся исключительной принадлежностью позднего нового и новейшего времени, а также технологически специфических форм (станки, автомобили, пистолеты, специальные инструменты и др.); их рекомендуется заменять традиционными условными знаками-аналогами: молнией для электростанции или электроэнергии, сквозным ромбом для текстильного производства и т.п.

14. Герб не является графически неизменным. Герб - не товарный знак, он имеет более высокий статус и существует по иным правилам. Допускается перерисовка герба в разных стилях, в щитах разных форм и пропорций: изменением герба как такового это не является. Варианты одного и того же герба в разных стилизациях могут параллельно находиться в официальном употреблении. Эталоном герба является не рисунок (его роль - пояснительная), а геральдическое описание, запечатлевающее "формулу герба". Описание составляется с применением особой гербоведческой терминологии. Обычно в ходе проведения экспертизы в Герольдии её специалисты обеспечивают составление описания, соответствующего и гербу, и всем научным требованиям, после чего это описание утверждается местной администрацией.

15. Щит герба, как правило, должен иметь одно поле. Это поле может делиться на разноцветные участки, но они должны быть объединены общей фигурой, образовывать цельную композицию. В противном случае герб окажется соединенным из двух или нескольких гербов, а это допустимо лишь в тех случаях, если имеет место слияние муниципалитетов, городов, территорий, уже имевших свои гербы в прошлом.

При соединении нескольких гербов в одном необходимо помнить, что разные способы их сочетания (в рассеченном щите, пересеченном щите, в щите, разбитом начетверо и т.д.) имеют разное геральдическое и правовое значение, что определяется международными и отечественными нормами и прецедентами. В принципе каждый отдельный случай заслуживает отдельного обсуждения.
_______________
Слияние городов Борисоглебска и Романова в 1822 году подразумевало и слияние их гербов. Но составной герб, принятый в городе без запроса в Герольдию (щит пересечен; вверху, на "губернском" месте - герб Борисоглебска; внизу - герб Романова), оказался несостоятельным и в геральдическом, и в правовом плане. Окончательно вопрос о гербе города (который сегодня называется Тутаевом) решился только в 1995 году, когда из 6 вариантов гербоведчески корректного, "уравновешенного" соединения обоих старых гербов городская администрация выбрала и утвердила один.

В исторических версиях многих городских и уездных гербов щит был пересеченным (разделенным по горизонтали) и объединял региональную эмблему с местной. Но эти гербы устарели более века назад (см. раздел 23) и служить образцом сегодня отнюдь не могут.

16. В состав герба может входить девиз - лаконичная надпись, воспроизводящая призыв, утверждение, назидание или какую-либо историческую фразу. Девизы помещаются за пределами щита на лентах, декоративных полосах (обычно помещаемых ниже щита). Как правило, цвет литер (букв) девиза соответствует расцветке главной фигуры герба, а цвет ленты - главному полю герба, хотя при наличии обоснования возможно и другое цветовое решение.

Иное помещение надписей в гербах - как в пределах, так и за пределами щита, - не согласуется с геральдическими правилами и потому неприемлемо. Это касается прежде всего названий и их аббревиатур, а также цифровых обозначений (дат основания и т.п.).

Немногочисленные старые гербы, составленные с нарушением этого принципа (например, гатчинский, таганрогский), считаются "освященными давностью" и не требуют обязательной переделки. Вообще же помещение названия в герб - классический пример геральдического дурного тона.

Герб является "изобразительным именем", и дополнять его писаным именем было бы не только негеральдическим действием, но и тавтологией, неоправданным дублированием обозначающей функции. К тому же на бланках и гербовых печатях органов власти и самоуправления герб все равно сопровождается надписью-названием.

17. За исключением девиза, все элементы герба, сопровождающие щит, имеют особое геральдико-правовое значение атрибутов статуса и потому не могут вноситься в гербы произвольно.

Это относится к любым коронам, шапкам, венкам и ветвям, лентам (кроме девизных), наградам, а также к щитодержателям - условным фигурам (животных, людей и т.п.), поддерживающим щит. Значение этих элементов, их историческая роль и возможное место в современных гербах поясняются ниже (...).

18. КОРОНЫ в гербах не являются и никогда не являлись символом монархического правления (недаром они часто встречаются в гербах республик). Геральдическая корона - это знак определенного достоинства и символ собственных прав (самоуправления - в случае с муниципалитетами, государственной власти - в случае с субъектами Федерации). Правила геральдики и прецеденты определяют, какая именно корона соответствует тому или иному статусу (правовому, историческому и т.п.).

Использование корон в российской территориально-административной геральдике имеет давние традиции. С начала ХVШ века гербы различных земель, входящих в состав России, часто дополнялись коронами, венцами и шапками, соответствовавшими историческому статусу территории: так, в гербе астраханского региона помещался особого вида царский венец, в гербе тверской земли - великокняжеская шапка и т.д. В 1730 году был утвержден обширный сборник территориальных и городских гербов, в котором все эти короны были систематизированы и окончательно приобрели особенности, специфичные для российской геральдики; кроме того, были введены и короны для земель, не бывших в прошлом княжествами.

Совершенно иной характер имели короны, введенные для территориальных и городских гербов Указом 1857 года. В гербах губерний не нашлось места собственным территориальным коронам; их место заняла императорская корона, означавшая, что все губернские властные институты имеют основание лишь в верховной, центральной власти. Аналогичное значение придавалось специально сочиненной "древней царской короне" в гербах областей, градоначальств и уездов (корона для округов не была утверждена; но на практике употреблялись атрибуты, аналогичные уездным). Собственно, все эти короны не были губернскими, областными или уездными символами; они были знаками верховной власти и принадлежали не территориям, как таковым, а ячейкам определенной территориально-административной системы.

Подобным образом короны (башенные и иные), введенные в 1857 году для городов и посадов, были неразрывно связаны с той же системой управления и знаменовали не собственную идентичность города, но его административный статус (центр губернии, уезда и т.п.).

С отменой губернско-уездного деления и введением новой территориальной системы в 1920-х годах все короны, установленные Указом 1857 года, лишились своего геральдико-правового основания. Исключение составило лишь небольшое количество корон и шапок, установленных не по административному, а по историческому принципу - для древних центров страны (шапка Мономаха для бывших столиц великих княжеств, соответствующие венцы - для центров царств и т.п.).

Если существует старинная "собственная" корона региона (из числа введенных в 1730 году или аналогичная), она вполне может быть использована в гербе нынешнего субъекта Федерации. Так, в гербе Пермской области присутствует историческая корона (шапка) образца 1730 года.

Несколько иные принципы действуют в отношении гербов муниципальных образований. Общая система городских, посадских и уездных корон, утвержденная в 1857 году, совершенно неприложима к сегодняшней ситуации; необходимо на федеральном уровне вводить новую систему статусных корон, и проект соответствующего документа сейчас обсуждается. (...)

Исключение в отношении исторических столиц упоминалось выше. Муниципалитет Ярославля, пользуясь исторической привилегией, зарегистрировал герб города с шапкой Мономаха над щитом, но до утверждения общих норм тактично воздерживается от введения этой полной версии герба в повсеместное употребление.

19. ВЕНКИ в российских гербах тоже традиционно рассматриваются как знаки статуса, и до общей федеральной систематизации их имеет смысл избегать (поскольку вне общей системы знак статуса оказывается бессмысленным и неприличным). Включение в герб венка какого-либо нового образца (не употреблявшегося ранее в русской геральдике) также не может считаться удачным, поскольку такой элемент приобретает значение знака статуса по аналогии с историческими версиями венков.

В силу разных причин это относится и к дореволюционным орденским лентам, включавшимся в гербы в соединении с различными атрибутами (теми же венками или иными знаками, отражавшими местную специфику). Сегодня для восстановления подобных украшений в местных гербах нет должных оснований.

20. НАГРАДЫ (ордена, медали), принадлежащие субъекту Федерации или городу, могут быть отражены в гербе. Возможно помещение ленты таковой награды вокруг щита или же изображение знака ордена (медали), подвешенного к щиту на своей ленте. В принципе утверждать такие знаки в составе гербов совершенно необязательно, даже нежелательно, т.к. это противоречит российской традиции. Согласно общим геральдическим нормам, герб обладателя награды (территории, города и т.п.) допускается официально воспроизводить с соответствующим наградным знаком (как это описано выше) даже тогда, когда никакие документы и акты о гербе этого не предусматривают.

21. ЩИТОДЕРЖАТЕЛИ , или фигуры в опорах щита - особые элементы герба, связываемые в российской геральдике (и в большинстве других локальных геральдических традиций) с определенным высоким статусом гербовладельца.

Немногочисленные, но весомые исторические прецеденты установили в России право на щитодержателей для центров обширных регионов; сегодня им соответствуют центры субъектов Федерации. Так, Новосибирск пользуется гербом со щитодержателями, поскольку является областным центром. Выборг (в прошлом - центр лена, провинции, губернии) сохраняет своих щитодержателей, поскольку они были утверждены за ним не в качестве административного атрибута, но в качестве "индивидуального отличия". Однако это - уникальное исключение. Прочие муниципалитеты, если они не являются центрами своих субъектов Федерации, не могут использовать щитодержателей.

Государственный статус субъектов Федерации дает каждому из них безусловное право помещать щитодержателей в собственных гербах.

Одновременно со щитодержателями в герб вносится подножие, на котором они стоят (в случае с летучими существами подножие не обязательно). Обычно это - условная орнаментальная "подставка" или зеленая земля. Однако подножие может иметь иную, более сложную форму.

22. Не допускается произвольное внесение общероссийских символов в местные гербы.

Двуглавый орел Российской Федерации, ее государственный бело-сине-красный флаг, лента этих же цветов - все эти эмблемы не могут служить ни элементом, ни геральдической основой для герба, ни основой для его части.

Дореволюционная общероссийская символика (двуглавый орел в версиях, употреблявшихся до 1917 года; императорская корона и т.п.) может сохраняться в гербе, если это основано на исторической традиции и на конкретных узаконениях. Так, в гербе Санкт-Петербурга сохраняется скипетр, увенчанный двуглавым орлом, поскольку помещение этой почетной эмблемы в герб города было санкционировано императорскими указами (1730 и 1780 годов).

23. Внесение региональных гербов или их элементов в состав муниципальных гербов тоже не может быть произвольным.
Для уяснения того, каким оно может быть, понадобится еще один исторический экскурс.

В 1778 году впервые в качестве официального принципа было провозглашено помещение элемента земельного герба в гербы городов (тогда же было предусмотрено исключение для наиболее значительных городов, имеющих старинные символы). Позднее стала действовать упрощенная общая схема: гербовый щит, как правило, делился по горизонтали (пересекался), и в нем располагалась составная композиция: вверху помещался герб региона (наместничества, губернии и т.п.), а внизу - собственный герб города. Эта схема, во многих отношениях неудовлетворительная (хотя бы потому, что собственная символика города оказывалась "подавлена"), вызывала справедливую критику и была реформирована Указом 1857 года.

По этому Указу все верхние "губернские" части составных гербов упразднялись, а собственные гербы городов распространялись на весь щит. Для обозначения принадлежности города к губернии в герб вводилась т.н. вольная часть - четырехугольник, примыкающий к краю щита. В этой вольной части воспроизводился герб (композиция гербового щита) губернии. При переходе города из одной губернии в другую вольная часть автоматически заменялась. Аналогичные правила применялись и в отношении губернской символики в гербах уездов, а также областной символики в гербах уездов и городов, хотя в Указе это не было указано прямо.

Соответствующая Указу трансформация герба представлена на рис.9. Повсеместное соблюдение Указа не было обеспечено; в большинстве случаев (например, в знаменитом справочнике П.П. фон Винклера) по старинке воспроизводилась дореформенная версия герба. Но с геральдико-правовой точки зрения реформа была проведена, а "пересеченные" гербы отменены.

После территориально-административных реформ конца 1920-х годов городские гербы (практически уже не употреблявшиеся, но в принципе и не отмененные) утратили не только короны, но и вольные части с региональной символикой.

Когда сегодня заходит речь об использовании старинного местного герба, следует помнить, что до сегодняшнего дня этот герб дошел без корон и прочих атрибутов, а также без земельных эмблем в щите (не только без верхней губернской половины, но и без губернской вольной части!); именно в этом виде герб сохранился и, следовательно, в этом виде должен использоваться до новой реформы.

Сегодня обозначение принадлежности муниципального образования к субъекту Федерации вполне возможно, но требует соблюдения определенных условий.

Во-первых, у самого субъекта Федерации должен быть герб. Во-вторых, Положение или Закон об этом гербе должен предусматривать возможность воспроизведения герба этого субъекта Федерации в муниципальных гербах.

В случае соблюдения этих двух условий герб субъекта Федерации может быть беспрепятственно внесен в вольную часть муниципального герба - так же, как это делалось с губернскими гербами в дореволюционную пору.

В противном случае можно лишь помещать в муниципальном гербе, в качестве одной из фигур общей композиции, какие-либо элементы традиционной символики региона. Впрочем, иногда этого бывает вполне достаточно для создания эффектной композиции с легко узнаваемым обозначением территориальной принадлежности. Но при этом необходимо соблюдать определенный геральдический такт, поскольку фигуры из исторического герба региона в большинстве случаев нельзя воспроизводить без существенных изменений - иначе это будет неправомерное использование чужого герба.

V. Общие замечания

24. Правильность герба определяется не только тем, как он выглядит, но и тем, как он употребляется. Поэтому нормативный акт (Закон, Положение и т.д.) о гербе, как и сам герб, еще на стадии проекта должен пройти экспертизу в Геральдическом совете при Президенте РФ - это обеспечит соблюдение всех норм.

25. Никакие консультации, "регистрации" и т.п. в каких-либо общественных коллегиях, центрах и иных подобных организациях или же в государственных органах, не имеющих соответствующих полномочий, не могут заменять согласование, экспертизу и регистрацию герба (а равно и иного официального символа) в Геральдическом совете.
Точно так же экспертизу не заменяет использование настоящих методических рекомендаций, в которых удалось коснуться нескольких важнейших тем.

30-го ноября 1993-го года был утвержден современный герб Российской Федерации. Сегодня гербу РФ исполняется двадцать лет. В Комиссию по созданию герба входил Председатель Геральдического совета при Президенте РФ Георгий Вилинбахов, который рассказал корреспонденту сайт об истории российского двуглавого орла.

Каждая семья может создать свой герб

Яна Раловец, сайт: - Георгий Вадимович, расскажите, пожалуйста о направлениях деятельности Геральдического совета сегодня. Каков фронт работ?

Георгий Вилинбахов : - Мы занимаемся всеми теми вещами, которые были утверждены в Положении о нашем Совете, утвержденном Президентом Российской Федерации. Идет экспертная работа, когда мы рассматриваем те проекты официальных лиц, которые нам присылают. Мы должны их рассмотреть, чтобы сделать замечания для дальнейшего внесения в государственный геральдический регистр. Кроме того, мы обсуждаем теоретические вопросы, связанные с геральдикой.

- Наблюдаете ли Вы интерес к геральдике? Много ли семей создают фамильные гербы?

Сейчас интерес к семейной геральдике стал меньше, чем в начале 90-ых годов. Тогда был настоящий «бум», связанный с изучением истории семей - чтобы как-то обозначить свою семью, семейные традиции. В последнее время, уже достаточно давно, к нам никто не обращается с вопросами о том, как создать свой личный герб. В 90-е же годы это был регулярно поднимавшийся вопрос. Более того, в связи с таким интересом мы проводили специальные заседания, советы и конференции, посвященные истории семейных гербов и тому, какое место они могут занимать с современной геральдической системе России.

- Свой герб может создать любая семья?

Смотря, что понимать под гербом. Если под гербом понимать некое изображение, которое вы решили сделать для себя, то здесь никакой проблемы нет. Каждая семья вправе иметь рисунок, который она будет рассматривать как семейный герб. Это знак семья может принимать как знак собственности и размещать его на предметах, которые принадлежат этой семье, передавать по наследству своим детям. Этого нельзя запретить. Главное - чтобы это было сделано грамотно с точки зрения геральдики и чтобы не было узурпации чужих гербов - например, нельзя просто перерисовать герб Шереметева и начать его использовать. Другое дело - в какой степени государство должно регламентировать этот процесс, участвовать в этом процессе - или же это целиком частная инициатива. Есть художники, которые готовы нарисовать такие гербы. Есть общественные организации, которые готовы поставить на свой учет. В соответствии с Положением о государственном геральдическом регистре, такие гербы в регистр не вносятся.

О символах на российском гербе

- Каковы национальные черты герба Российской Федерации? Присутствует ли в нем иностранное влияние?

Естественно, присутствует. Геральдика - это язык знаков, и в нем, как и в русском языке, есть иностранное влияние. У каждого языка есть свои диалекты. Понятно, что в петровское время, когда Россия меняла свою знаковую систему, имея ориентир для своей внешней политической активности и культурной деятельности - Европу - в качестве такого важного знака, как герб, использовались европейские образцы. По европейскому образцу для создания герба использовался щит. Двуглавый орел - это одна из древнейших геральдических эмблем, которая существовала на протяжении нескольких тысячелетий в разных историко-культурных регионах. Двуглавого орла в России можно рассматривать со времени великого князя Ивана III. Проследить его появление очень сложно. Есть раскопанные памятники более раннего времени, где есть изображение двуглавых птиц. В Тверском княжестве в XV веке уже был двуглавый орел. Также он встречается на монетах тюркских народов, фигурирует на многих памятниках балканских народов. Двуглавый орел известен в Византии - это эмблема тех родов, которые занимали императорский престол - в частности, Палеологов. Зоя Палеолог, жена Ивана III, могла привезти герб в Россию. К тому времени двуглавый орел был государственным символом священной Римской Империи. Мы не знаем, на что именно ориентировался Иван III.

Герб Российской Империи первой половины XIX века. Изображение из книги Г. В. Вилинбахова "Государственный герб России. 500 лет"

- Поясните, пожалуйста, другие символы. Почему на гербе именно три короны?

Это вещь, которая не сразу появилась. На изображениях, начиная с XV века, было изображение двух корон. Потом постепенно начали появляться изображения с одной и с тремя коронами. Особой логики это не имело. Официальное изображение в петровское время стало с тремя коронами. Когда создавали наш герб, стали исходит из традиции, которая уже закрепилась, начиная с XVII века.

- Всадник на гербе - Георгий Победоносец?

Нет, уже начиная с XV века это было изображением «государя на коне». Это просто всадник, поражающий копьем дракона. Можно рассматривать его как светского всадника, так и как Святого Георгия, потому что он схож, только на гербе он без нимба. Таким он изображался на протяжении всей истории.

Герб создавали три года

- Какие требования существуют в создании гербов?

Существуют определенные традиции для разных регионов. В Японии не используют щит для создания герба. В европейской геральдике щит является основой, на которой изображается герб. На флагах можно использовать изображение герба без щита.

- Расскажите об истории создания современно герба в 93-м году.

Эта история имеет несколько лет своего развития. Началось все в 90-м году, когда решением Правительства РСФСР была создана правительственная комиссия для решения вопросов о символике РСФСР. Это было связано с тем, что к тому времени уже многие республики, которые входили в состав Советского Союза, изменили свою символику, вернув себе исторические гербы и флаги. Правительственная комиссия создала экспертную группу, которая получила название Круглого стола. Она работала под руководством Рудольфа Германовича Пихоя, руководителя Росархива. В качестве экспертов были приглашены специалисты, которые занимались вопросами государственной символики. Это была Елена Ивановна Каменцева из Историко-архивного института, Надежда Александровна Соболева из Института истории, Станислав Владимирович Думин - это все московские специалисты. Из Петербурга был приглашен я. Работа Круглого стола шла с декабря 90-го года до марта 91-го.

Герба РСФСР 1918-го года.

Сейчас я не буду говорить обо всех спорах и перипетиях, которые были. Важно, что финалом было предложение экспертной группы, чтобы в качестве флага был установлен бело-сине-красный полосатый флаг, а в качестве герба был золотой двуглавый орел на красном фоне. В связи с выборами первого Президента страна комиссия решила не усложнять ситуацию и вернуться к этому вопросу уже после выборов. Вернуться не удалось по причине августовских событий 91-го года. Осенью начался проект по разработке герба на основе двуглавого орла. Проекты были представлены Правительству в декабре 91-го года, рассматривались на заседании в Верховном Совете в 92-м году. 30-го ноября 93-го все документы были подготовлены. Борис Николаевич рассмотрел варианты цветов герба и выбрал золото на красном фоне.

- Как разрабатываются гербы в городах России? Их тоже рассматривает специальная комиссия?

В некоторых субъектах Российской Федерации есть геральдические комиссии и советы. В некоторых местах этим занимаются энтузиасты. Когда все сделано и принято, они должны прислать герб к нам, в Геральдический совет при Президенте, на экспертизу. Если у нас есть замечания, они должны сделать исправления перед внесением в государственный регистр. Замечания могут быть по изображению, по неправильному расположению каких-то фигур, сочетанию цветов

Герб РФ 1993-го года. Изображение из книги Г. В. Вилинбахова "Герб и флаг России"

- Есть ли в городах России необычные гербы?

Все гербы необычные. Каждый герб должен иметь свое лицо. Прежде всего, это - различительный знак. По гербу нужно четко определять, какому городу он принадлежит. В частности, в этом была беда флагов республик, которые входили в состав Советского Союза - они были очень похожи. Набор полосок давал едва уловимые различия, а такого быть не должно. Если гербы и флаги будут похожи, они потеряют смысл.

Эта проблема заслуживает отдельного рассмотрения, хотя бы потому, что почти все наружные коммуникации расположены именно в городах; кроме того, в городах находятся и действуют многие локальные СМИ - местное телевидение и радио, газеты. Городская символика. В маркетинге города, как и любой территории, весомую роль играет символика. Городскую символику традиционно составляют:
  • официальные символы города - герб, флаг и гимн;
  • официальные символы территориальных единиц и общин города - гербовые эмблемы и флаги, утверждаемые территориальными властями;
  • архитектурно-мемориальные символы - изображения архитектурных и исторических памятников города (обычно содержащихся в перечне, утверждаемом городскими властями);
  • словесные символы - название города и наименования его районов, а также образованные на их основе слова и словосочетания (в том числе сокращения), кроме фамилий и имен собственных.
Если для любого государства самыми существенными и популярными официальными символами выступают флаг и гимн, то в городских коммуникациях почетное место в официальной символике принадлежит городским гербам . Историческое преимущество здесь - за европейскими городами, хотя городские и провинциальные гербы есть и за пределами Европы. Возникновение гербов связано с рыцарством, воинскими достижениями: не случайно само слово "герольд", от которого произошел термин "геральдика", означает: воин, особо отличившийся в походах, а потому назначенный распорядителем рыцарского турнира. Герольдам было передано право определять правила составления и использования гербов. В большинстве городов Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы существуют гербы, возникшие в разное время и отражающие определенные исторические события и традиции. Термин "городской герб" впервые в России официально появился в царском указе 1692 г., предписывавшем изготовить для города Ярославля печать с изображением ярославского герба и надписью: "Печать града Ярославля". Указ царя исполнили, поместив на печати эмблему Ярославского кня-жества: стоящий на задних лапах медведь держит в правой лапе положенную на плечо алебарду. Эта эмблема используется до сих пор. В 1722 г. Пётр I основал Герольдмейстерскую контору - специальное учреждение для составления гербов, где были собраны опытные рисовальщики. Сюда со всей страны по специальным анкетам собирались сведения о городах для создания гербов, рассказывающие о том, "сколь давно и от какого случая или причины и от кого те городы построены, каменные, или деревянные, или земляные, и от каких причин какими имянами названы...".
Герб отражает многогранный и неповторимый облик города - его историю, ратные подвиги земляков, творчество местных умельцев и "фирменные" городские товары, заслуги ученых, мастеров культуры, спортсменов, предприимчивость деловых людей. Со времен Петра I в гербе могло отражаться название города - тогда получался "говорящий герб". Примеры этому - гербы городов Великие Луки (три больших лука), Зубцова (стена с зубцами), Архангельска (архангел с огненным мечом и щитом поражает чёрного дьявола). Многие российские города, не имевшие явных особенных черт, получили от Военной коллегии гербы, содержавшие символику воинских частей, которые были расквартированы в них: Коломна (белый столб с короной наверху, по обеим сторонам колонны звёзды), Рыльск (чёрная кабанья голова), Пенза (три снопа: пшеница, ячмень, просо), Самара (белая коза на зелёной траве).
В конце XVIII в. российское правительство пожаловало гербы многим российским городам. Создание и пожалование городских гербов было серьезным государственным мероприятием, связанным с большими административными реформами, начавшимися в 1775 г. В геральдических традициях и новациях довольно показательно пересекались интересы наместничества, губернии и города, местных властей. Новое административное деление России - объединение губерний в наместничества - привело к изменению формы городского герба: герб наместничества стал размещаться в верхней, главной части щита, городская эмблема - в нижней, второстепенной. Только в середине XIX в. приоритет города в городском гербе был восстановлен: герб губернии стали размещать в вольной, т.е. пустой, не несущей какой-либо фигуры части щита городского герба, вправо или влево. При переходе города в новую губернию менялся губернский герб в вольной части щита. Были также введены новые атрибуты и украшения для городских гербов: короны, венчающие гербовый щит (императорская, шапка Мономаха, корона с тремя башнями вместо зубцов); обрамления из дубовых листьев и орденских лент, соответствующие статусу города. Как справедливо утверждает председатель Геральдической комиссии РАН академик Ю.А. Поляков, в России в XVIII-XX вв. городские гербы утвердились во всех губернских, большинстве уездных и ряде других городов. После 1917 г. многие гербы, отражающие монархическую или религиозную символику, были практически упразднены. Но тяга к гербам, этим красочным знакам, олицетворяющим сплав минувшего и настоящего, оказалась сильнее бюрократических запретов. Геральдическая традиция доказала свою жизненность. Период, который Ю.А. Поляков назвал временем дегеральдизации, сменился геральдическим бумом. С 60-х гг. в разных городах - больших и малых, древних и юных - стали создаваться новые гербы. С начала 90-х гг. наступил качественно новый этап - возрождения и переоформления городских гербов, существовавших до 1917 г., своеобразный геральдический ренессанс. Стали меняться и гербы молодых городов. Понятно, что никакой герб не может вместить все богатство, многоцветие и особенности истории и современной жизни; он отражает ее обобщенно, в главных чертах, с предельной лаконичностью и неизбежной долей условности, обеспечивая главное: научно-историческую обоснованность, художественность, выразительность и наглядность.

Герб семьи и основные правила его составления.

В настоящее время, довольно многие люди интересуются вопросом обзаведения семьи своим собственным гербом. Наряду с генеалогическим деревом, герб является символом семьи и способом выразить уважение к предкам, к их достижениям и заслугам. Необходимо отметить, что не следует путать понятие личного герба и семейного, то есть герба рода. Это два разных вида гербов. Хотя личный герб может иметь черты схожести с родовым. Существуют определенные правила составления герба семьи , которых необходимо придерживаться.

Первое и основное правило семейного герба – он должен акцентировать внимание на ценностях, которые важны для этой семьи. Либо на профессиях, характерных для членов семьи. Для военных семей, к примеру, основной фигурой на гербе могут быть животные, символизирующие доблесть и смелость. К примеру, лев. Для семей, где многие были и есть врачами, основным элементом герба может стать какое-либо целебное растение.

Основной либо дополнительный элемент может быть непосредственно связан с родовой фамилией. К примеру у Соколовых это может быть изображение сокола.

Основой герба является щит. Именно на нем располагается как изображение основного элемента, так и сопутствующих. Форма щита может быть любой. Чаще всего это бывает прямоугольник или треугольник с фигурными элементами. Нередко они бывают овальные, круглые или ромбические. Вообще, форма щита характерна для тех или иных стран. Для семейного герба можно использовать форму, характерную для страны, откуда предки были родом.

Снизу от щита располагают платформу, на которой стоит щит. Это может быть что угодно, в виде устойчивого постамента – лужайка, остров, просто плита. На нем располагаются так называемые щитодержатели – чаще всего это сказочные либо реальные животные, либо изображения людей.

Герб может быть украшен лентой с девизом. Это должно стать кратким посланием Вашей семьи внешнему миру.

Какие еще существуют правила составления семейного герба?

Нижеуказанные правила относятся не только к семейному, но и к любому изображению герба. Это правила геральдики – науки о составления гербов.
  1. Существует 7 основных цветов геральдики: металлические - золотой и серебряный, и эмали - красный, зеленый, голубой, пурпурный и черный. Следует помнить, что пурпурный используют исключительно для гербов семей королевских кровей. Для изображения человека можно также использовать телесный цвет.
  2. Не принято накладывать цвета одной группы (эмаль или металл) друг на друга. Например на фон красного цвета можно наложить фигуру только серебряного либо золотого.
  3. Есть несколько видов деления основного поля герба (свободного от рисунков пространства) - шахматные клетки, листовидное, клинчатое, наподобие лилий и многие другие.
  4. Изображение шлема либо меча золотых цветов – приоритет монархических гербов.
  5. На поле герба недопустимы перетекания цветов или полутона.
  6. Изображения должны быть двухмерные. Нельзя изображать перспективу или объемные изображения.
  7. Левая и правая сторона в гербе обозначаются не с точки зрения зрителя, а со стороны того, кто его держит.
  8. На щите семейных гербов нельзя изображать какие-либо надписи. Единственной надписью на гербе может быть девиз на отдельной ленте.
В целом, стоит сказать, что современная геральдика предполагает гораздо меньше ограничений и привил, чем старинная. Следует помнить, что семейный герб, должен в первую очередь раскрывать для стороннего наблюдателя основные жизненные принципы Вашей семьи.


Дворянский род под фамилией Федоровы уходит своими корнями в шестнадцатое столетие, когда Федорову Гавриилу были пожалованы несколько поместий в Московской губернии. В то время у...

Поделиться: