Сельские клубы. Отзывы о сельских клубах

Немало взрослых, занятых людей добровольно отдают свое время и силы сельскому клубу. Одни на общественных началах руководят музыкальным ансамблем. Другие готовят программы для дискотеки.

Однако у современного сельского жителя велика потребность попробовать свои силы и в других видах самодеятельности. К примеру, в спорте, в техническом творчестве, в реализации организаторских способностей. Ведь известно, что причины расхлябанности, безответственности, хулиганства, как правило, коренятся в устоявшейся привычке к праздности.

Полезными, интересными делами должно быть загружено и свободное время. Каждый очаг культуры должен обладать силой притяжения, расширять сферы своего влияния на сельскую молодежь.

Чтобы строить клубную работу на интересах каждого человека, надо хорошо знать сегодняшние потребности, вкусы и запросы людей. И даже предвидеть, какими они будут завтра. Богатый материал для этого может дать живая практика тех культпросветучреждений, тех любительских объединений, которые получили широкое признание молодежи.

Около 2 тысяч клубов и домов культуры насчитывается в селах Московской области. Но среди них встречаются еще и такие, которые не привлекают внимания сельских тружеников: в них неуютно, интересные мероприятия проводятся от случая к случаю.

Так, серьезно задумались в колхозе «Заветы Ильича» Домодедовского района, когда заметили, что, несмотря па хорошие условия труда, приличную заработную плату, молодежь подается в город. Провели социологическое исследование, выяснили: одна из причин того, что молодежь привлекают городские условия жизни,- культурные запросы, удовлетворить которые не смогли в родном поселке. На заседании парткома колхоза был составлен комплексный план политико-воспитательной работы, в котором наметили и меры по совершенствованию культурного обслуживания населения. Только за их реализацию стали отвечать уже не одни работники Дома культуры, как это было прежде, а в той или иной степени все общественные и хозяйственные организации. К тому же политико-воспитательную работу решили строить строго дифференцированно, не оставляя без внимания ни подростков, ни производственников, ни пенсионеров; наряду с массовыми формами обратились также к групповым, индивидуальным. Организовали несколько увлекательных объединений по интересам.

Из всего этого следует; там, где к культурным учреждениям и спортивным сооружениям относятся с должным вниманием и заботой, труженики полей и ферм, как правило, добиваются высоких результатов в повседневном труде.

Успех культурно-просветительной работы, безусловно, зависит от кадров, их профессиональной подготовки, умения понять запросы людей, найти увлекательные формы. К сожалению, многие сельские учреждения культуры испытывают острую нужду в специалистах. Особенно это ощутимо в Серебряно-Прудском, Шаховском, Ступинском, Коломенском и других районах области. Отсюда скука, а порой и пустота, царящие в клубах.

Постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» призывает к поиску новых, интересных, полезных форм досуга. И во многих местах успешно находят эти формы, скажем такие, как посиделки за самоваром в Юркинском доме культуры и всевозможные мероприятия семейного клуба «Спутница» в Глебовском доме культуры Талдомского района. Всегда интересно, уютно, празднично бывает и в клубе деревни Лузгарино Шатурского района.

Необходимо и в дальнейшем совершенствовать деятельность предприятий досуга, призванных обеспечить активный отдых трудящихся, содействовать их идейно-нравственному воспитанию, культурному и физическому развитию. В этой ответственной работе важно полнее использовать тот опыт, который накопили лучшие культурно-просветительные и физкультурно-спортивные учреждения и организации. Один из таких добрых примеров имеется в Дмитровском районе Московской области.

Работники учреждений культуры этого района видят свой долг в том, чтобы оказывать партийным организациям совхозов и колхозов помощь в воспитании у сельских тружеников чувства рачительного хозяина земли. Клубы и библиотеки тесно увязывают свою деятельность с производственной жизнью коллективов. Одно из важнейших направлений этой деятельности - пропаганда сельскохозяйственных знаний. В результате содружества специалистов сельского хозяйства с культработниками в совхозах «Дмитровский» и «Останкино», например, вошли в практику дни науки и техники, в Подосинковском доме культуры открыт клуб молодых специалистов и рационализаторов; повсеместно работники культуры оказывают постоянную помощь животноводам, овощеводам, механизаторам в их профессиональной учебе.

Новым делом стало создание при библиотеках кабинетов научно-технической информации, где проводятся научно-практические конференции на актуальные темы. Библиотекари знают, что после занятий обязательно будет спрос на ту или иную литературу, и заранее готовятся к этому. Отрадный факт: если до открытия названных кабинетов лишь половина специалистов была читателями библиотек, то теперь - практически все.

Создать тот самый боевой, творческий рабочий настрой, который способствует производительному труду, помогают также вечера соревнующихся бригад и ферм, конкурсы профессионального мастерства. Так, по примеру клуба совхоза «Рассвет» в районе стали популярны конкурсы молодых животноводов «А ну-ка, девушки!» и молодых механизаторов «А ну-ка, парни!», в ходе которых в непринужденной обстановке передается опыт передовиков.

Важным направлением в своей работе культпросветработники района считают обеспечение гласности социалистического соревнования. Особенно в период таких сельскохозяйственных кампаний, как сев, заготовка кормов, уборка урожая. Клубные и библиотечные работники в эти дни выпускают «молнии», оформляют доски показателей, а в обеденный перерыв приезжают к механизаторам в поле, где вручают передовикам переходящие вымпелы, организуют в честь победителей небольшие концерты.

Так же внимательны энтузиасты клубной работы и к животноводам. Всегда с интересом встречают на фермах выступления агитационно-художественных бригад. Программы их злободневны, содержательны, остры. Активисты не дают покоя лодырям, нарушителям дисциплины, но всегда поддержат доброе начинание, заметят старание, подбодрят и прибавят уверенности уставшему.

Без сильного чувства к родной земле, любви к своему делу и ответственности за него успехов не бывает. Вот почему культпросветработники стараются внести свой вклад в воспитание у тружеников именно этих чувств. Встречи с героями ратной и трудовой славы, тематические вечера «И помнит мир спасенный», «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд», читательские конференции, конкурсы патриотической песни побуждают жителей района равняться на героев, прививают им любовь к своему краю, Родине.

Каждое мероприятие должно нести в себе воспитательную нагрузку, каждый свободный час должен давать людям и новые знания, и свежие эмоции - поднимать настрой. Культработники стремятся к тому, чтобы их деятельность отвечала этому требованию. Но пожалуй, наибольшего успеха они добились в развитии массового самодеятельного творчества. Тысячи семей, к примеру, приняли участие в различных фестивалях и конкурсах, в районных праздниках песни и танца, музыкального искусства и спорта, проходивших в рамках Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества. Среди участников смотра было немало механизаторов, доярок, овощеводов.

Подобные успехи достигнуты, естественно, благодаря всесторонней помощи культпросветработникам со стороны партийных, профсоюзных, советских и хозяйственных органов. И прежде всего - в укреплении материальной базы и кадрового состава учреждений культуры. Было принято специальное решение исполкома Дмитровского горсовета народных депутатов, которое закрепило в порядке шефства промышленные предприятия района за всеми сельскими учреждениями культуры.

Давно известно, что клубы, библиотеки, музеи, спортивные сооружения только тогда по-настоящему работают, когда дорогу к ним знают люди всех возрастов и интересов. Так, в подмосковном поселке Купавна популярен местный бадминтон-клуб. Это не спортивная секция, а своего рода общественное физкультурное объединение со своими атрибутами, правилами, уставом. Привлекательность его в том, что оно расположено рядом с жилыми домами.

В самом начале лесопарка в окружении дубов, лип, сосен - три прекрасные площадки. Сюда со всего поселка приходят любители бадминтона. Все - в белом, форма - трусы и майка. Для начинающих здесь проводят специальные консультации, пробные соревнования. А потом совместно тренируются, играют, опытные учат молодых.

Клуб притягивает к себе население поселка еще и тем, что здесь отмечают дни рождения, устраивают музыкальные вечера, встречи с интересными людьми, проводят другие содержательные мероприятия.

Новые Подосинки - одна из пяти в Дмитровском районе деревень, комплексно обустроенных за годы одиннадцатой пятилетки. Здесь возведено 44 дома усадебного типа со всеми коммунальными услугами. На каждом подворье - необходимые хозяйственные постройки, садово-огородный участок. Сельчане соревнуются, устраивая выставки-конкурсы на лучшие плоды своих трудов в приусадебном хозяйстве. Они получают в совхозе на откорм бычков. Многие содержат и другую живность. До 1000 рублей дохода ежегодно имеет в среднем каждая семья от личных подсобных хозяйств.

К услугам сельчан - современный магазин самообслуживания, «Семейный дом», Дворец культуры, спортплощадки. Словом, для тружеников созданы неплохие условия для труда и отдыха. А значит - время не надо топить в вине, поскольку и забот у каждого выше головы.

Первая в деревне безалкогольная свадьба прошла весело, с подъемом. Пели и плясали допоздна. Проходила она в «Семейном доме» - в своеобразном клубе в центре деревни, где можно собраться всем вместе, провести досуг по интересам. Мужчин-болельщиков, скажем, не устраивает фильм, который демонстрируется по второй программе Центрального телевидения, а в то же время по первой идет, например, футбольный матч. Вот тогда-то и приходит на выручку «Семейный дом». Для женщин тут открыт клуб «Хозяюшка», где старшие учат младших рукоделию, домоводству, кухонным премудростям. Дети тем временем заняты в игровой комнате. Не пустует и клуб садоводов-огородников.

На сельском сходе было принято решение: Новые Подосинки должны стать деревней высокой культуры и трезвого быта; все массовые мероприятия впредь проводить без спиртного; вытеснить питейные традиции безалкогольными; на территории деревни запретить продажу и распитие винно-водочных изделий. Сход принял обращение к жителям района, призывая их создавать и расширять зоны трезвости, повсеместно укреплять здоровый быт.

Конечно, в данном случае положено только начало вытеснению «пьяных» обычаев из нашей жизни трезвыми. Но сдвиги в общественном мнении жителей Новых Подосинок уже заметны: на улицах стало спокойней, поутихли хулиганы, активнее потянулись люди в кружки художественной самодеятельности.

А иногда бывает и так: сельский сход, скажем, постановил объявить свое село зоной трезвости, принял решение прекратить продажу спиртного в сельмаге, и исполком местного Совета поддержал решение схода, а торговые работники направляют в магазин водку машину за машиной.

В таких случаях надо действовать в соответствии с требованиями партии, антиалкогольным законодательством республики. Решение схода, этого весьма представительного органа сельских граждан,- документ очень важный и авторитетный, и не считаться с ним - значит проявлять ведомственный бюрократизм. Работники торговли, безусловно, поступают неправильно, игнорируя волю населения. Необходимо обоюдно искать наиболее приемлемые решения с учетом всех обстоятельств, а главное - с учетом .

Но вернемся к нашему разговору о клубах. В городах и селах Московской области немало бездействующих очагов культуры. А ведь это неиспользованные резервы в идеологической, воспитательной работе. Решающее условие привлечения трудящихся в такие учреждения - совершенствование форм и методов клубной деятельности, повышение инициативы и самодеятельного творчества населения.

Суть изменений, которые необходимо внести в идейно-воспитательную работу, состоит в том, чтобы обеспечить решение задач, выдвинутых нашей партией, по вопросам ускорения научно-технического прогресса, создать прочную базу идейной убежденности, всемерного развития трудовой и общественной активности трудящихся, молодежи, поднять роль человеческого фактора в экономическом и социальном прогрессе страны. Немалое место в выполнении этих задач отводится и сети клубных учреждений и спортивных сооружений.

В принятом ЦК КПСС и Советом Министров СССР постановлении «О мерах по расширению строительства и укреплению материально-технической базы районных домов культуры и клубов в сельской местности» отмечается, что в идейно-политическом воспитании трудящихся, в организации их культурного досуга, пропаганде передового производственного опыта важную роль призваны сыграть учреждения культуры. Партия рассматривает их как опорные пункты всей массово-политической работы среди населения. Вместе с тем недостаточное развитие в последние годы сети домов культуры и клубов, особенно на селе, отрицательно сказывается на уровне этой работы, развитии трудовой и политической активности людей, удовлетворении их духовных потребностей.

Перед ЦК компартий и Советами Министров союзных республик, местными советскими и партийными органами, министерствами и ведомствами поставлена задача шире использовать возможности клубных учреждений в пропаганде решений XXVII съезда КПСС, мобилизации трудящихся на ускорение социально-экономического развития страны, более полном удовлетворении духовных запросов и интересов людей и обеспечении условий для развития их творческих способностей. В этих целях необходимо разработать и осуществить мероприятия по дальнейшему улучшению культурного обслуживания населения, развитию сети клубных учреждений, повышению уровня их работы и укреплению материально-технической базы.

В постановлении намечены задания на 1986-1990 годы по строительству и вводу в действие районных домов культуры и клубов в сельской местности. Советам Министров союзных республик, министерствам и ведомствам предложено завершить в двенадцатой пятилетке строительство домов культуры и клубов в сельской местности и освободить клубные учреждения, используемые не по назначению. Им предоставлено право осуществлять строительство и реконструкцию клубных учреждений за счет капитальных вложений, выделяемых на строительство объектов производственного назначения, без уменьшения заданий по вводу в действие производственных мощностей и за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и организаций (с согласия трудовых коллективов).

Советам Министров союзных республик разрешено: создавать республиканские, краевые и областные дворцы культуры как базовые учреждения для осуществления методического руководства деятельностью клубных учреждений по разработке и внедрению новых видов культурного обслуживания населения и для широкого распространения форм содержательного использования свободного времени; предусматривать выделение помещений на первых этажах жилых домов и в зданиях жилищно-эксплуатационных организаций, особенно в районах новостроек, для проведения культурно-воспитательной работы среди населения по месту жительства.

Министерству культуры СССР и Советам Министров союзных республик предоставлено право устанавливать денежные премии для ежегодного поощрения лучших работников учреждений культуры за высокое качество и культуру обслуживания посетителей, повышение уровня благоустройства и содержание этих учреждений в образцовом порядке и состоянии.

В последние годы жители городов и сел Московской области уже привыкли к тому, что афиши клубных, спортивных, культурных мероприятий, сообщения в газетах опрограмме досуга в выходные дни, как об этом сообщалось выше, венчает название: «Культурно-спортивный комплекс». Новая форма организации отдыха, при которой работа учреждения культуры и спорта, усилия общественных организаций, отделов культуры, спорткомитетов, руководителей предприятий объединяются и направляются координационными советами культурно-спортивных комплексов при исполкомах сельских и городских Советов народных депутатов, прочно вошла в жизнь области. Создано 64 городских, 94 сельских, 33 поселковых, 6 районных таких комплексов.

От объединения усилий ранее разрозненных учреждений, занятых, по сути, одним делом - организацией и обеспечением нашего с вами досуга, ждали многое: от улучшения положения с материальной базой отдыха, с кадрами для культуры и спорта, повышения качества массовых городских и сельских праздников до совершенствования всех форм воспитательной работы с населением в свободное от работы время.

В результате деятельности культурно-спортивных комплексов целого ряда городов и районов расширилась сфера воспитательного воздействия, полнее удовлетворяются культурные потребности различных групп населения, возросло количество и качество массовых мероприятий. В Ленинском районе, например, их проведено на 200, в Солнечногорском - на 100, в Дмитровском - на 1000 больше, чем в предыдущие годы. Так, надолго останутся в памяти истринцев прошедшие праздники песен, а химкинцы запомнят состоявшиеся здесь праздники книги и молодой семьи. Все это - прямой результат умелого использования возможностей культурно-спортивного комплекса, объединения материальной базы и усилий различных учреждений, клубов, домов культуры, спортсекций, театров, школ, библиотек, которые занимались организацией подобных праздников в городах и селах в выходные дни, и каждый из этих праздников стал увлекательным занятием для сотен людей.

Кроме того, координационный совет Вороновского сельского культурно-спортивного комплекса Подольского района сумел привлечь к проведению культурно-просветительной и физкультурно-спортивной работы предприятия и учреждения, расположенные в зоне действия КСК, а это ни мало ни много 27 населенных пунктов. В чем кроется причина такого успеха? Вороновский КСК объединяет не только клубы, библиотеки, спортивные сооружения, но и красные уголки, Дом художника, музыкальную школу, картинную галерею. Поэтому люди охотно идут на мероприятия, организованные работниками комплекса; посещаемость их сельским населением увеличилась во много раз: формы проведения досуга трудящихся становятся здесь разнообразнее, ярче, богаче.

Короче, немало добрых слов можно сказать о деятельности этого КСК, но ограничиться лишь таким перечнем в связи с положением о новой форме организации досуга в области - значило бы позабыть об объективности. А она такова: необходимо прежде всего создать материальную базу и решить кадровый вопрос, считают, например, руководители Истринского КСК. Для этого заключается с горжилуправлением соглашение об устройстве под культурно-спортивные филиалы в каждом микрорайоне подвальных помещений жилых домов, организуется участие в будничной работе комплекса работников жэков, создаются микрообъединения по интересам. Опыт подобной работы у истринцев имеется - ни один крупный городской праздник тут не обходится без участия любительского клуба бегуна. В перспективе же вполне возможна на этой базе разработка долгосрочных программ ежедневной работы КСК по эстетическому, физическому, нравственному воспитанию людей в активном, выбранном ими по собственному вкусу занятию в часы досуга.

Программа строительства сельских клубов реализуется в республике успешно, но вновь построенные учреждения культуры зачастую оказываются недозагруженными.

Нерешенных проблем в социальной сфере еще хватает, и Татарстан в этом смысле не исключение, поэтому четыре года назад, думается, никто бы не упрекнул Президента Рустама Минниханова, если бы вместо программы строительства сельских клубов в республике был запущен какой-то другой, не менее значимый социальный проект.

Однако в 2012 году в Татарстане стартовала именно эта программа – «Сельские клубы», в рамках которой к настоящему времени построено 184 многофункциональных культурных центра (в среднем по одному в год в каждом муниципальном районе) на общую сумму 2 млрд рублей. Программа беспрецедентная, учитывая, что последняя волна массового строительства сельских клубов в нашей стране наблюдалась еще во времена «развитого социализма». В Татарстане на момент начала реализации программы большинство клубных зданий, построенных более 50 лет назад, не соответствовали требованиям пожарной безопасности, треть из них требовали капитального ремонта или находились в аварийном состоянии, а многие клубы вообще ютились в неприспособленных помещениях.

Напомним, что строительство новых клубов велось по нескольким типовым проектам. В каждом конкретном случае при выборе проекта учитывался целый ряд факторов – перспективность села, наличие здесь школы, спортивного зала, библиотеки и т.д. Особое внимание было уделено требованиям пожарной безопасности и доступности учреждений культуры нового типа людям с ограниченными возможностями. В среднем строительство одного клуба обходится бюджету республики в 100 млн рублей.

В Татарстане на момент начала реализации программы большинство клубных зданий, построенных более 50 лет назад, не соответствовали требованиям пожарной безопасности, треть из них требовали капитального ремонта или находились в аварийном состоянии, а многие клубы вообще ютились в неприспособленных помещениях

В условиях экономического кризиса республиканская программа «Сельские клубы» не только не свернута, но с нынешнего года предполагает, кроме строительства новых объектов, проведение капитального ремонта уже существующих очагов сельской культуры. Больше того, татарстанский опыт рекомендован Министерством культуры РФ для распространения в других российских регионах. Поэтому не удивительно, что недавнее заявление министра культуры Татарстана Айрата Сибагатуллина о том, что вновь построенные сельские клубы недозагружены и работают в полсилы, произвело эффект разорвавшейся бомбы. По его словам, в среднем здесь проводится по три мероприятия в неделю и только 16 процентов жителей вовлечены в работу клубных формирований. Таковы результаты необъявленных выездов сотрудников Министерства культуры в сельские клубы, построенные в 2013–2014 годах. Впервые они были озвучены министром на итоговой коллегии ведомства, а затем стали поводом для обсуждения деятельности сельских учреждений культуры на республиканском совещании с участием Президента Рустама Минниханова.

В частности, под прицелом критики оказались Новошешминский, Нурлатский, Зеленодольский, Тукаевский и Алькеевский районы, где лишь 7–8 процентов сельчан нашли себе занятие по душе и протоптали тропинку к сельскому клубу. Также недотягивают даже до средних показателей Муслюмовский, Тукаевский и Апастовский районы. Здесь сельскими учреждениями культуры проводится от силы 1–2 мероприятия в неделю. А в селе Тюбяк-Чекурча Арского района, куда проверяющие нагрянули в субботу вечером, новенький клуб и вовсе оказался на замке. Темными окнами встретил их очаг культуры и в селе Сахаровка Алексеевского района.

В условиях экономического кризиса республиканская программа «Сельские клубы» не только не свернута, но с нынешнего года предполагает, кроме строительства новых объектов, проведение капитального ремонта уже существующих очагов сельской культуры

По всей видимости, это и стало последней каплей… Услышав, что в выходной день не работает практически каждый пятый сельский Дом культуры, Рустам Минниханов возмутился: «Какой толк от строительства клуба, если он в субботу вечером закрыт? Жизнь на селе и так не сладкая, а мы лишаем людей культурного досуга». Клубы должны быть не просто построены и сданы, там должна вестись соответствующая работа, потребовал в очередной раз Президент и поручил Счетной палате РТ организовать проверку деятельности сельских учреждений культуры. «Мы должны знать, зачем вкладывали туда деньги», – заявил Рустам Минниханов.

По информации Минкультуры, обеспеченность клубных учреждений республики специалистами в настоящее время составляет всего 56 процентов, и, по мнению Айрата Сибагатуллина, это одна из главных причин недостаточной загруженности сельских клубов. То есть практически каждый второй клубный работник не имеет специального образования, а следовательно, и четкого представления о том, как грамотно организовать работу сельского клуба с учетом современных реалий, когда даже деревенские бабушки знают слово «Интернет» и с удовольствием общаются по «Скайпу» с живущими в городе родственниками. А что сегодня им может предложить сельский клуб? В лучшем случае – посиделки с вязанием… Еще одно «дежурное блюдо» – концерт художественной самодеятельности, местной или из соседнего района. Конечно, профессиональные артисты из Казани тоже приезжают, и тогда аншлаг в сельском клубе обеспечен, но это случается не так часто, как хотелось бы.

О молодежи и говорить нечего. Сегодня ее даже дискотеками в клуб не заманишь. Вернее сказать, если у молодых людей есть выбор – пойти на дискотеку в сельский клуб или проехать 10–15 километров до райцентра (а уж один автомобиль, пусть и отцовский, на компанию из трех-четырех человек сейчас всегда найдется), где на той же дискотеке собирается человек сто, то многие предпочитают именно этот вариант, чем идти в клуб, где топчется под музыку от силы с десяток подростков.

При всем том сельские учреждения культуры, судя по отчетам, по многим показателям демонстрируют устойчивую положительную динамику. В частности, по количеству созданных здесь клубных формирований – кружков, студий, ансамблей и прочей самодеятельности. То есть клубы работают, и зачастую весьма активно, но, как правило, в довольно узком и традиционном направлении. В первую очередь это все, что связано с темой сохранения нематериального культурного наследия. Дело, безусловно, нужное и увлекательное, особенно для тех, кто не просто любит фольклор, но и сам поет, танцует, сочиняет частушки и т. д. Однако, во-первых, не каждому такие таланты даны природой, а во-вторых, далеко не всем это интересно. Что поделаешь, люди-то разные! Не говоря уже о том, что большинству взрослых сельчан просто недосуг ходить в клуб на спевки и водить хороводы.

Поэтому главной надеждой и опорой клубных работников были и остаются дети. Для них организуются праздники, кружки по хореографии, вокалу, рисованию и многое другое. И все это действительно работает! Другое дело, что пройдет два-три года – и сельские мальчишки и девчонки станут юношами и девушками, соответственно, претерпит изменения и круг их интересов. А значит, клубным работникам все равно не уйти от вопроса: чего хочет сельская молодежь?

Как ни покажется странным, сельская молодежь хочет того же, что и городская. И в первую очередь это общение со сверстниками. А вот посредством чего реализуется эта потребность – дискотек, совместного творчества или распития алкогольных напитков – это как раз вопрос культурных приоритетов. Но если у городской молодежи есть разные варианты культурного времяпрепровождения, то в сельской местности альтернативы клубу, в общем-то, нет. Поэтому сегодня как никогда важно переформатировать его деятельность таким образом, чтобы по возможности перенести реалии современного городского досуга на сельскую почву. Но это легко сказать.

Главной надеждой и опорой клубных работников были и остаются дети. Для них организуются праздники, кружки по хореографии, вокалу, рисованию и многое другое. И все это действительно работает!

Тем не менее, вероятно, имеет смысл вернуться к первоначальному значению английского слова club как свободному пространству для регулярных встреч и неформального общения людей с общими интересами – деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными. Одним из примеров такой организации досуга являются набирающие популярность в молодежной среде антикафе. Слово «кафе» известно всем, а приставка «анти» указывает на то, что это все-таки не точка общепита, а именно место для общения, где, однако, всегда можно выпить горячего чая или кофе. Но самое главное, человек вправе сам выбирать ту или иную форму культурного досуга в приятной, почти домашней обстановке. Здесь можно почитать книги и журналы, посмотреть видео с ноутбука, поиграть в настольные игры, а также проводить различные мастер-классы, лекции, викторины.

Если сельские клубы будут организованы по принципу «тайм клуба» или «антикафе» в плане предоставления комфортных площадок для общения и совместного проведения досуга, то как минимум это пробудит в людях здоровое любопытство, и они потянутся в клуб за новыми, необычными впечатлениями. В идеале же сама обстановка сельского клуба должна быть источником эстетических впечатлений и в хорошем смысле раскрепощать, давая выход творческой энергии и глубоко запрятанному, подзабытому чувству единства и культурной общности.

    Сама в свое время работала в сельской школе по распределению и хорошо знаю, что значит для селян клуб. Все зависит от его хозяина – заведующего. Он и ставки культработников сможет (или не сможет) пробить, и сам дипломированных культработников найти и увлечь их работой. И еще: если раньше говорили, что молодежь бежит из села от скуки и безработицы, то сегодня эти аргументы у болтунов выбили. Клубы есть, другое дело –наполнить их содержанием. Похоже, на это требуется новая госпрограмма.

На сайте "Народная Экспертиза".

Сельские клубы масштабно начали появляться в российских деревнях и селах в послевоенный период. В то время организация помещения клуба соответствовала основным запросам населения для проведения досуга: большая танцплощадка, сцена для выступлений, кинобудка для просмотра фильмов и большое количество сколоченных в ряды откидных кресел - в дни танцев и массовых гуляний эти кресла расставляли по периметру помещения, а в моменты концертов, показа фильмов или партийно-народных заседаний их составляли в стройные ряды, дабы все присутствующие могли наблюдать за выступлениями на сцене. Из этого назначения вытекала и типичная архитектура здания - одноэтажный домик прямоугольной формы с входом по центру.

В таком виде большинство сельских клубов просуществовало вплоть до распада Советского Союза, да и в последующие двадцать лет не претерпело никаких кардинальных изменений. В один из таких клубов ходил в детстве и автор этих строк, и было это уже в 2000-х. Кинобудка, правда, уже в то время не работала, по субботам из полуживого магнитофона раздавались звуки музыки, призванные организовать "дискотеку", а сельская молодежь использовала клуб в качестве "перевалочного пункта" - всё основное "движение" происходило за зданием клуба, и характеризовалось оно одним ёмким словом: "Побухать ".


Современные реалии

Практически в таком же виде большинство сельских клубов существует и сейчас. В большинстве своем они носят статус "бюрократической отписки": раз в селе есть клуб, значит в нем есть "социально-культурные объекты для населения". Соответственно, участие государства в жизни современных сельских жителей (и в первую очередь молодежи) имеет место быть. Но так ли это на практике?

Да, клубы в деревнях и селах работают. Сотрудники этих домов культуры получают зарплаты, а вместе с ними и обязательства проводить культурно-массовые мероприятия для населения. Не будем кривить душой и обманывать себя - по большей степени это делается для галочки, но не для реального вклада в культурное развитие населения. Молодежь сейчас увлечена совершенно другими интересами, и её не затащишь в помещение с деревянным полом и музыкальным центром, даже если в нем проведен "евроремонт", чем так любят бравировать главы районов и сельских поселений. Более взрослое поколение тоже сидит по домам - концерты и кинопоказы давно перешли из кинобудок в экраны телевизоров. Интереса и мотивации "сходить вечером в клуб" нет ни у молодых, ни у старых. Единственные завсегдатаи этих "домов культуры" - подвыпившие селяне, для которых клуб - место, где можно погреться (зимой).

Между тем сельский клуб по прежнему остается практически единственным вариантом культурно-массового досуга в сельской местности. Более того, он может и должен являться площадкой не просто для культурного и современного отдыха, но и базой для формирования самосознания местного населения. Просто необходимо кардинально пересмотреть формат подачи и организации досуга. И сейчас, когда Губернатор Белгородской области говорит о "курсе на деурбанизацию" и привлечении молодежи в сельские территории, вопрос организации культурно-досугового отдыха в сельских поселениях должен стоять одним из ключевых приоритетов, наравне с обеспечением сельской молодежи жильем и рабочими местами.

Запросы сельской молодежи

Чего хочет сельская молодежь? Возможно, ответ покажется странным - но она хочет того же, чего и городская. И первоочередное желание - коммуникации со сверстниками. Посредством танцев, совместных игр либо же распития алкогольных напитков и драк происходят эти коммуникации - это уже, как раз, вопрос социально-культурный. Зависит он от среды и от того, что эта среда молодежи дает. Если у городской молодежи есть такие варианты вечернего досуга, как сходить в кино либо посидеть с друзьями в кафе-пиццерии, то для сельской варианты менее прозаичны - сидеть дома либо идти "за клуб".

Задача "возрождения" социально-культурной роли сельского клуба состоит в том, чтобы по возможности максимально перенести реалии городского досуга на тело сельского клуба. Вычеркнуть из программы то, что является атавизмом, пережитком прошлого. Например - дискотеки. Дискотека в сельском клубе - это от силы человек десять, девять из которых пьяны. С учетом текущего количества населения в деревнях и селах, сама идея сельских дискотек изжила себя. Молодежи нужно как можно больше сверстников вокруг. Сейчас дискотеки сосредоточились в районных центрах. Опять же, реалии XXI века - у значительного количества молодых людей есть автомобили. По крайней мере один на компанию из 3-4-х человек находится. Пусть даже отцовский. И эта компания лучше проедет 10-15 километров до райцентра, где на дискотеку собралось человек сто, чем останется сидеть в сельском клубе, где народу едва ли наберется с десяток. В сельских клубах дискотеки не нужны.

А что же нужно? Совместный просмотр кинофильмов я уже отметал выше - во-первых, телевизоры есть практически у каждого, во-вторых, оборудование для просмотра фильмов есть далеко не в каждом клубе и, в-третьих, в эпоху авторских прав коллективный просмотр киноновинок может влететь в копеечку для заведения. То есть танцы и фильмы мы отметаем. Что остается?

Остается вернуться к изначальному смыслу английского слова "клуб" (club) - место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), носящими культурно-развлекательный характер . Идеальным современным примером такой организации населения являются набирающие популярность в молодежной среде "антикафе", где пространство организовано таким образом, что человеку (компании) предоставлен широкий выбор вариантов проведения культурного досуга в приятной обстановке.

Почему в Белгороде так популярны кофейни? Неужели потому, что выросло целое поколение "гурманов и ценителей" настоящего вкуса кофе? Отнюдь. Кофейни и антикафе стали интересным и популярным местом проведение совместного культурного досуга, это и есть "клубы" XXI века. Поэтому - да, если утрированно - сельский клуб должен взять за основу своего устройства модель современных "антикафе".

Организация пространства клуба

Итак, основная цель, которую мы ставим перед помещением "современного клуба" - комфортное размещение населения для проведения досуга. Какую задачу должно решать это помещение? Время работы клуба - вечер. К этому моменту школьники заканчивают обучение в школе, взрослые возвращаются с работы. Самая первая целевая аудитория - это молодежь. Клуб должен предлагать этой категории населения достойную альтернативу прозибанию перед экранами телевизоров или бесцельному блужданию по подворотням.

В основном зале нашего клуба должны разместиться кресла (диваны) с журнальными столиками между ними. Вокруг одного такого столика смогут собраться до шести человек. Здесь компания может поиграть в настольные игры ("мафия", "элиас", "активити", "свинтус", "монополия", даже классические шахматы - сейчас тысяча их, и они являются достойной заменой алкогольному застолью - проверенно на собственном опыте многократно!), почитать книги-журналы, посмотреть видео с ноутбука - я пересказываю вам всё то, чем молодежь занимается в городских заведениях подобного формата.

Рядом с основным залом расположена детская игровая комната. Она может быть отделена от основного зала прозрачной перегородкой по типу пластиковых окон - с одной стороны, детский шум и визг не проникает в основное помещение и не отвлекает взрослых, с другой стороны родители всегда видят, чем занимаются их ребятишки.

Обязательно в клубе наличие туалета (да, сейчас их в подавляющем большинстве случаев нет). Во-первых, дети - это дети. Во-вторых... хм, да неужели в 2014-м году еще нужно приводить аргументы в пользу наличия туалета в общественном заведении?!.

Рядом с детской комнатой и туалетом должна быть небольшая комната-"кухня", как я её назвал. Здесь, опять же, принцип "антикафе" - любой желающий может налить себе чашку чая и перекусить печеньем. Люди могут приносить сюда пакетики чая из дома и что-нибудь сладкое. Соглашусь, что первое время это будет чем-то диковинным и отчасти немыслимым - но сознание людей способно меняться под влиянием примера окружающих (меняться как в хорошую сторону, так и в плохую). Людям нужно показать, что это - реально, что это так же естественно, как принимать гостей у себя в доме, как пить чай у себя на кухне. В деревнях практически все друг друга знают - просто за отсутствием консолидирующих моментов все привыкли жить разобщенно, по принципу "моя хата с краю". Совместное проведение досуга, совместная покупка чая для вечерних посиделок - это ли не шаг в сторону формирования "солидарного общества"?

В помещении клуба должен быть кабинет заведующего. Ведь работа заведующего - это не только "открыть клуб, включить музыку, выключить музыку, закрыть клуб". Это еще и отчеты (куда без них!), планирование работы, прочее, прочее.

Техническое помещение - это комната для коммуникаций. Счетчики воды, света. Система отопления. По площади (да и по структуре) помещение сельского клуба должно быть похоже на большой и уютный жилой дом - в соответствии с этим должны быть обеспечены и все коммуникации.

Еще одну комнату на схеме ниже я назвал "конференц-зал". За громким иностранным словом скрывается помещение, суть которого - большой стол и стулья вокруг. Здесь можно собраться большой компанией для какой-либо дискуссии, презентации, совещания, да и просто задушевного разговора за чашкой чая. Днем здесь могут проходить мастер-классы (или, говоря родным языком, "творческие кружки"), вечером - собираться компании старшей возрастной категории. Играть в домино или обсуждать последние деревенские новости за посиделками - и не отвлекаться на шум из соседнего зала.

Схематично всё вышеописанное выглядит так:


Главный мотив "нового сельского клуба" - собрать людей под одной крышей, предоставить им комфортное место для общения и проведения досуга, позволить им почувствовать себя "как дома". Это площадка, призванная вернуть людям в селах то, что утрачено уже не одно десятилетие - чувство единства, общности. Это не формальная "отписка" об успешной работе социально-культурного кластера на селе - это источник культуры и среда комфортного развития социума.

Организация досуга населения

Основа успешного функционирования подобного заведения, особенно на первых порах, когда это будет "в диковинку" для большинства посетителей - четкое регламентирование правил поведения и осознание меры ответственности каждого посетителя за помещение. Нет больше принципа "Всё вокруг колхозное - всё вокруг моё", и если ты что-то поломал или украл, то понесешь соответствующую материальную или уголовную ответственность. Пришел в заведение с паспортом, распишись у заведующего, что "С правилами поведения ознакомлен, меру ответственности сознаю" - а далее пользуйся всей "инфраструктурой" на здоровье.

А теперь давайте рассмотрим схему функционирования "нового сельского клуба" на конкретном, пусть и гипотетическом примере.

Я - молодой специалист, который переехал в сельскую местность со своей семьей. В плане жилья сейчас в Белгородской области существует несколько хороших программ для молодых семей, поэтому будем считать, что жильем мы обеспечены. В плане трудоустройства на селе тоже работает ряд областных программ, на крайний случай считаем, что супруга работает в социальной сфере, а я развиваю собственный бизнес по программе поддержки малого предпринимательства. На территории сельского поселения есть и детский сад, и школа - пока родители работают, дети тоже при деле.

Вечер. Работа окончена. Домашние хлопоты тоже разрешены. Возникает вопрос о досуге. Придя в сельский клуб мы встречаемся с друзьями - скажем, семьей моего одноклассника, который тоже живет в этом селе. Взрослые, то есть мы, садимся за один из столиков и общаемся на интересующие нас темы, а маленьких детей можно отправить развлекаться в детскую комнату. Я четко знаю, что у ребенка здесь есть развлечения не хуже, чем в белгородских заведениях вроде "Лукоморья" или игровой зоны в каком-нибудь "Мега-Гринне". В помещении есть Wi-Fi (Ростелеком, насколько я знаю, в настоящее время проводит высокоскоростной Интернет во все населенные пункты области - по крайней мере в моей деревне Интернет уже года полтора, как появился), и я по привычке обновляю ленту новостей в какой-нибудь из социальных сетей. А, может быть, даже и пишу какой-нибудь пост в блог.

Я могу встать и заварить себе чашку чая (конечно же принес с собой целую упаковку, да еще и с печеньем!). За соседним столиком сидят мальчишки постарше и что-то рисуют в своих раскрасках. В соседнем "конференц-зале" водитель школьного автобуса о чем-то бурно дискутирует с компанией друзей. Тем не менее, я могу быть спокоен за уши окружающих детей - в клубе четко действует правило трех НЕ: не пить, не курить и не материться.

И, главное, мы все не чувствуем ущербности в том, что это - сельский клуб. В эпоху глобализации границы просто обязаны стираться, и по-хорошему не должно быть разницы, сидим ли мы в сельском клубе или каком-либо заведении областного центра.

Да, я не считаю всё вышеописанное утопией. Это все может быть реальностью. Главное - захотеть.

Цена вопроса

По моим приблизительным расчетам, даже если строить такой клуб "с нуля", то общая смета не превысит семи миллионов рублей. Строительство одноэтажной "коробки" площадью до 250 кв. м обойдется в сумму до 4-х миллионов, еще около трех потребуется вложить во "внутреннее содержание" клуба. В таком помещении смогут комфортно разместиться до 50-ти человек единовременно.

С коммерческой точки зрения эти деньги невозможно будет "отбить". Однако социальная сфера - не то поле, на котором растут деньги. Здесь произрастает куда более важное со стратегической точки зрения зерно - культура общества, его консолидирующая идея, потенциал для реализации роста и развития людей.

Как реалист, я не вижу скорой реализации вышеописанного мною проекта в самом ближайшем времени. Однако посчитал своим долгом изложить своё видение ситуации. Как знать, может быть не сейчас, но через пять, десять лет сфера социально-культурной жизни в сельских поселениях выйдет на качественно новый уровень, которого требуют меняющиеся реалии нашего мира. Я верю, что когда-нибудь система перейдет от слов к делу, и заявленный процесс "деурбанизации" в нашем регионе затронет не только финансово-материальные аспекты жизни, но и духовно-нравственные. Когда-нибудь мы его построим.

Напомним, что в рамках президентской программы строительства и модернизации 100 учреждений культурно-досугового типа на селе, .

Всего в эту программу вошли 10 субъектов Российской Федерации.

Строительство сельских клубов будет реализовываться по проекту, разработанному в Татарстане. Стоимость строительства зданий в ценах 2017 года составит соответственно 14,0 млн. рублей; 16,2 млн. рублей; 19,4 млн. рублей.

Где в Тульской области появятся новые клубы:

- 2 клуба на 100 мест - в Богородицком районе и городе Ефремов.

Клуб на 100 мест. Общий вид и план

- 6 клубов на 200 мест - в Кимовском, Узловском (2 клуба), Заокском районах (2 клуба) и городском округе Ефремов.

Клуб на 200 мест. Общий вид и план

- 1 клуб на 300 мест – в МО город Тула пос. Молодёжный.

Клуб на 300 мест. Общий вид и план

Кстати, в поселке Епифань подобный клуб уже строится. Согласно Распоряжению Правительства РФ из федерального бюджета на его строительство в 2016 году выделено 8 млн. рублей; из бюджета области – 4,4 млн. руб., из местного бюджета - 0,6 млн. рублей (всего - 13,0 млн. рублей). На эти средства здание клуба к концу года будет построено "под ключ".

В 2017 году к зданию будет подведена вся инфраструктура и проведено благоустройство территории. На эти цели из федерального бюджета будет выделено 5,9 млн. рублей; из бюджета области – 4,8 млн. рублей; из местного бюджета – 1,4 млн. рублей (всего – 12,1 млн. рублей).

В целом на строительство и инфраструктуру потребуется 25,1 млн. рублей

В 13 муниципальных образованиях в населенных пунктах, где проживает от 100 до 300 человек, существует потребность в строительстве 20 мини-клубов и в организации услуг культуры. Наиболее остро согласно обращениям граждан такая проблема стоит в малых поселениях Белевского, Арсеньевского и Одоевского районов. Там собираются начать строительство таких клубов в 2017 году.

Проект мини-клуба разработан. Это быстровозводимые здания стоимостью 3 млн. руб. площадью до 250 кв.м. на 50-60 посадочных мест. Такой клуб уже построен в дер. Ивановка Куркинского района.

Характеристика работы любительского объединения

клуба «ВЕТЕРАН»

Уже на протяжении 6 лет в МБУК «Умётский РДК» действует клуб «Ветеран», который решает вопросы культурного досуга ветеранов рабочего посёлка Умёт.

Руководитель клуба «Ветеран» - Власова Оксана Викторовна.

Председатель клуба- Жукова Таисия Владимировна.

Совет клуба - 3 человека

Состав клуба : граждане пожилого возраста, являющимися активными участниками мероприятий и благодарными зрителями. Именно поэтому клуб «Ветеран» - одно из самых многочисленных клубных формирований дома культуры, его состав около 30 человек.

Пожилые люди выступают хранителями нравственных ценностей, народных традиций, жизненного опыта поколений, опорой семьи. Поэтому возникла потребность организовать досуг этой категории граждан, создать возможность для общения с единомышленниками. Это любительское объединение, в котором люди старшего поколения чувствуют себя членами большого и дружного творческого коллектива,

Ведь именно здесь за чашкой чая рождаются новые идеи, устраиваются тёплые посиделки, обсуждаются свежие новости и вспоминаются былые года. А за душевной беседой, как правило, появляются новые друзья.

Занятия проводятся по различным творческим направлениям: хоровое и сольное пение, декламация стихов и прозы, рукоделие, садоводство. Есть среди членов клуба и свои композиторы и поэты. Участники клубной самодеятельности постоянно задействованы в районных праздничных мероприятиях и концертах. Своим заводным настроением и шумными песнями эти люди создадут праздник в любой день! Они рады каждому пришедшему на огонёк клуба «Ветеран»!

Основными задачами клуба являются:

Реализация творческих и организаторских способностей его членов, их потребности в общении;

Организация содержательного досуга путём заседаний внутри клуба, подготовки и проведении культурно- массовых мероприятий для широкого зрителя.

Свою работу клуб «Ветеран» осуществляет по ежегодно разработанному плану. Клуб «Ветеран» -это самостоятельное любительское объединение. Клуб осуществляет свою деятельность совместно с организациями: ветеранской организацией р.п. Умёт, центральной межпоселенческой библиотекой, краеведческим музеем.

В свой план работы клуб «Ветеран» включает мероприятия из районных долгосрочных программ:

По патриотическому воспитанию «Компас памяти», «Памятные дни России».

По эстетическому воспитанию «Мир красотой спасётся»

- «За здоровый образ жизни»

В рамках данных программ были проведены следующие мероприятия:

Митинг посвящённый Дню Победы, огонёк «Была война, была Победа».

Творческий вечер Умётской поэтессы Л. А. Майской «Я с этой музой родилась», встреча с почётным гражданином Умётского района Шароватовым П. В. «Люди и судьбы».

Занятия в клубе «Ветеран» проводятся по различным творческим направлениям: Хоровое и сольное пение, декламация стихов и конферанс.

В клубе регулярно проводятся «Огоньки», посвящённые различным праздникам и памятным датам. Частым гостем на этих встречах является почётный гражданин р. п. Умёт, ветеран труда – Шароватов П. В. ,почётный гражданин р.п.Умёт,ветеран труда –Кадыков Н.А.

Устные журналы, «Добрые советы для вашего здоровья»,

« Эликсир молодости»

Тематические вечера: «И выстояли и победили», Живые родники».

Конкурсно - развлекательные программы: «Жили, были дед и баба», «Самый классный –Дед»

Клуб «Ветеран» принимает активное участие во многих мероприятиях:

Вечер семейного отдыха «Семья –убежище души»,огонёк «Не стареют душой»,огонёк «Я женщина и имя мне любовь»,вечер «Каждый возраст подольше длиться,любой хорош,но лучший впереди»,День семьи,любви и верности»,праздник-«Сердце материнское,думы бесконечные»,встреча с поэтами «Так рождаются стихи»,вечер –встреча «Спас –яблочко припас»,вечер-концерт «Песни, военных лет»,творческий вечер «Я с этой музой родилась», рождественские посиделки «Зимние святки».





Клуб «Ветеран» в 2012 году стал победителем областного смотра –конкурса клубов по интересам и любительских объединений в номинации «Лучший клуб ветеранов».


Поделиться: