Организация сыскной части полиции. Организация сыскной части полиции Герои сыскной полиции

Охрана правопорядка, борьба с преступностью

Снаряжение служебное оружие , боевое стрелковое огнестрельное оружие , служебные собаки , наручники , полицейская дубинка

Агент сыска в парадном и повседневном мундирах.

Синонимы: сыскная полиция, уголовно-сыскная полиция, сыскное отделение.

История

Впервые правовые нормы данного вида деятельности сформулированы в Русской правде (XI век) В ней довольно подробно описаны такие методы, как свод и гонение следа . Первый применялся, как правило, при установлении виновного в краже и розыске украденных вещей. Второй - при розыске преступника, скрывшегося с места преступления. Ответственность за сыск возлагалась как на княжеских служащих, так и на вервь (общину).

В эпоху Русского централизованного государства (XV-XVII века) нормы сыска определялись Судебниками 1497 и 1550 годов, Соборным уложением 1649 года, рядом других правовых актов. В Москве и Московском уезде сыском занимался Земский приказ (Земский двор). Он имел штат специальных чиновников (окольничий , дьяки , подьячие , другие приказные служки). На остальной территории государства сыск осуществляли губные учреждения (губные избы), возглавляемые губными старостами . В их подчинении находились тюремные сторожа , палачи , бирючи (глашатаи). Губным старостам оказывали содействие сотские , пятидесятские , десятские . Деятельность губных учреждений контролировал расположенный в Москве Разбойный приказ . Кроме того, сыском занимались и представители центральной власти на местах: в уездах - наместники , в волостях - волостели . В их подчинении находились различные чиновники - тиуны , доводчики и другие. К компетенции вышеперечисленных инстанций и чиновников относился не только собственно уголовный сыск, но и следствие, суд и наказание преступников.

Уголовным сыском занимались также особые чиновники, действующие на временной либо постоянной основе - недельщики , приставы , особые обыщики и другие. Кроме того, некоторые обязанности по уголовному сыску (и вообще по борьбе с преступностью) государство возлагало на само население (крестьянскую общину).

Судебник 1550 года закрепил за Боярской думой роль центрального органа государственного управления. При Боярской думе была создана Расправная палата - орган, контролировавший все вышеперечисленные функции в государстве.

Основные методы работы тех лет: облихование (изобличение преступника группой «добрых людей»); повальный обыск (широкий опрос населения); очная ставка ; поимка с поличным ; опыт (пытка - применялась наиболее широко).

Петр Первый учредил регулярную полицию и институт фискалов . Этим учреждениям придавались определённые функции уголовного сыска. В частности, фискалы были обязаны производить «тайный досмотр» и вести «безгласные дела». Однако, при Петре ещё функционировали старые структуры уголовного сыска.

Специализированные структуры уголовного сыска были созданы в Санкт-Петербурге в 1729 году (Розыскная экспедиция), в Москве - в 1730 году (возрождённый Сыскной приказ). Петербургская Розыскная экспедиция осуществляла розыск украденного имущества, поимку воров и разбойников. Сыскной приказ проводил следствие по «татинным (кражи), разбойным и убийственным делам». Метод работы московского сыскного приказа был следующим: процесс начинался с доноса /челобитной /указаний начальства. В дело вступали специальные чиновники - доносители , - которые собирали всевозможную информацию по данному делу (то есть фактически вели следственные действия). Информация о местонахождении преступников, складе краденого и т. п. называлась наказ . Получив наказ, в дело вступал подьячий Сыскного приказа с воинской командой и окольными людьми (понятыми), которые производили задержание. Эта процедура называлась доезд . В других городах в это же время и спохожими задачами были созданы полицмейстерские конторы .

В 1746 году при Главной полицмейстерской канцелярии Санкт-Петербурга была организована Розыскная экспедиция (не путать с Розыскной экспедицией 1729 года!). Задачей новой структуры являлись следственные действия в отношении воров и разбойников, задержанных в столице и губернии.

В вышеприведенной части статьи все даты указаны по «МВД России, энциклопедия» 2002 года.

Задачи

На сыскные отделения возлагались задачи по ведению дознания о совершенных преступлениях, сбору улик (доказательств), поиску лиц, причастных к совершению расследуемого преступления, ведение агентурной работы в преступной среде. Как и у современного оперуполномоченного , каждый полицейский надзиратель имел штат агентов-осведомителей , и от качества агентуры зависели результаты работы сотрудника.

Кроме того, на уголовно-сыскную полицию возлагались обязанности по ведению разного рода учётов - оперативно-справочных картотек , дактилоскопических картотек, иных учётов. По требованию судебных следователей сыщики выполняли отдельные мероприятия.

Правовая основа

Сыскная полиция действовала на основе юридических норм изданных для общей полиции.

В «Инструкции чинам полиции по обнаружению и исследованию преступлений » прокурора Московской судебной палаты, функции агентов сыскной полиции, в вопросе производства розыска и дознаний, специально не выделялись. Розыскная деятельность сводилась к обязанностям полиции в целом.

Формы и методы работы

Личный сыск

К личному сыску относится комплекс мероприятий, которые сыщик осуществляет непосредственно сам, лично.

  • Непосредственный поиск

Поиск являлся одним из основных методов личного сыска. При обнаружении следов преступления (поступлении заявления), сыщик приступал к исследованию обстоятельств, вещей и предметов. непосредственно связанных с событием преступления, опрашивал очевидцев, принимал меры к установлению лиц, причастных к совершению преступления, проводил иные возможные физические мероприятия по раскрытию преступления. Поиск, как правило, применялся на первых этапах расследования, в первые часы, как сейчас говорят «по горячим следам». Однако это не говорит о том, что непосредственный поиск не применялся позже, на протяжении всего периода расследования.

Наружное наблюдение было скрытым, тайным мероприятием. Сыщики, проводившие НН тщательно скрывались сами, либо, если невозможно было скрыться, тщательно маскировали само мероприятие, дабы не дать основания преступнику догадаться, что за ним следят. В противном случае цель НН будет не достигнута. Позже, в конце XIX века , в сыскной полиции и охранном отделении ввели специальную должность для сотрудников, которые занимались только наружным наблюдением - Филёр .

Наиболее квалифицированный, требующий от сыщика высокой профессиональной подготовки, хладнокровия, выдержки, способности ориентироваться в сложной обстановке и мгновенно принимать единственно правильное решение, чрезвычайно опасный метод получения информации и розыска преступников является внедрение зашифрованного сыщика в преступную среду. Эта форма работы не раз обыгрывалась в советских и зарубежных фильмах (к примеру «Место встречи изменить нельзя », «Трактир на Пятницкой », «Рождённая революцией » и др.), но мало кто знает, что задолго до появления советского уголовного розыска данный метод с успехом использовался царским уголовным сыском. Суть заключалась в следующем. Сотрудник полиции, как правило из сыскного отделения, обслуживающего другие районы, маскировался под уголовника, бродягу, скупщика краденого и т. п., при необходимости ему готовили документы на вымышленное лицо, ему готовили легенду (выдуманную историю, связанную с биографией) и в под благовидным предлогом готовили к контакту с одним или несколькими лицами из криминогенной среды, с помощью которых (разумеется без их ведома) и происходило, собственно, внедрение. Подобные мероприятия, в виду чрезвычайной опасности для исполнителя, тщательно готовились. Сыщик, внедрённый в банду, никогда не работал один, - всегда назначались сотрудники, которые обеспечивали ему прикрытие, связь, выход из разработки в случае провала.

Работа с агентурой

Преступление почти всегда совершается в тайне. Преступник старается тщательно скрывать свои следы и все, что может непосредственно указать на него, не желая быть пойманным и наказанным. Преступный мир является средой замкнутой, не афиширующей своё существование, с определёнными правилами конспирации. Задача любой полиции в ходе раскрытия преступления - получение информации - кто совершил преступление, где похищенное имущество, где скрывается преступник. В таких условиях одним из основных источников получения информации являются сообщения осведомителей. Впервые в российской практике понятие агент появилось в конце XIX века в охранных и сыскных отделениях. С одной стороны агентом именовали штатного сотрудника полиции, с другой стороны тайными агентами являлись негласные осведомители, являющиеся членами преступного мира или подпольной организации. Информация агентами предоставлялась на условиях конфиденциальности и, зачастую, за вознаграждение. Каждый сыщик имел свою агентуру, подбирая её по своему усмотрению, в соответствии со своим опытом и авторитетом в преступном мире. Вор быстрее и охотнее шёл на сотрудничество со старым, опытным, авторитетным сыщиком, чем с молодым, неопытным.

Работа с техническими средствами

  • Учёты и картотеки

В каждом сыскном отделении велись разного рода картотеки: лица, состоящие под гласным административным надзором, освободившиеся из тюрем, убийцы , домушники , разбойники , мошенники , содержатели притонов , скупщики краденого. Картотеки помогали хранить всю полученную информацию, отслеживать преступную деятельность уголовников, их связи, места пребывания, почерк, характер преступной деятельности.

Картотечные учёты велись в советской (российской) милиции вплоть до появления электронных учётов. Отдельные картотечные учёты ведутся и поныне.

  • Дактилоскопические учёты

Использование идентификации личности по следам пальцев рук уголовный сыск России начал применять одним из первых в мире. У всех, когда-либо задержанных лиц, в обязательном порядке, отбирались образцы отпечатков пальцев рук, которые позже хранились в специальных дактилоскопических картотеках. В ходе осмотра места преступления, сотрудник путём осмотра, отыскивал отпечатки пальцев рук, вероятно, оставленные преступником, и позже в участке их сравнивали с имеющимися в картотеке. Даже если в картотеке таковых не находилось, всегда было можно сравнить их с отпечатками пальцев подозреваемых.

  • Криминалистическая фотография

Самый достоверный и простой метод идентификации личности - сравнение с фотографией. Все задержанные и освободившиеся из тюрем в обязательном порядке фотографировались. Знаменитая линейка и положение «фас-профиль» появились впервые в сыскных отделениях. Позже этот опыт переняли охранные отделения. Кроме того, фотография использовалась в ходе осмотра места происшествия по тяжким преступлениям. Детальным образом должна была быть запечатлена обстановка и отдельные предметы, имевшие отношение к делу. В дальнейшем, совместно с протоколом осмотра, такие фотографии могли служить доказательством в суде .

Сравнительные методы исследования вещей и предметов

Как бы ни старался преступник скрыть следы преступления или своего пребывания, практически всегда что-то обязательно останется. На этом принципе основана наука криминалистика , зарождавшаяся как научная отрасль именно в те времена. Законы физики гласят - каждое действие в материальном мире оставляет следы. Задача криминалистики, как науки, помочь найти эти следы, сравнить их, составить из малых частей общее целое. В то время не было специально обученных экспертов криминалистов. Эти функции должен был исполнять каждый сыщик. Выезжая на место, сотрудник должен был найти следы пребывания преступника, суметь изъять их, сохранить и, в случае задержания последнего, провести сравнительный анализ, что являлось доказательством в суде. К примеру, рельефный след обуви, оставленный на рыхлом грунте заливался гипсом, после чего слепок изымался и в последующем мог быть сравним с обувью подозреваемого (данный способ используется и поныне, за исключением лишь того, что вместо гипса используется специальная смесь). Кроме того, могли быть изъяты следы фомки на дверной раме, следы распила на металле, куски материи (вплоть до отдельных нитей) от одежды преступника в местах возможного её повреждения (гвозди в оконных проемах, заборе, осколки оконного стекла и т. д.).

От уголовного сыска к уголовному розыску

О сотрудниках царского уголовного сыска в своё время ходили легенды. Сотрудники имели высочайший профессионализм, в борьбе с преступностью проявляли мужество, смекалку, находчивость. Одесскому отделению уголовного сыска нашлось место в своеобразном песенном фольклоре блатного мира начала XX века, позже именованного «шансоном».

Не давал спокойной жизни Марьиной роще Московский уголовный сыск, под предводительством Аркадия Кошко . На лацкане пиджака сотрудники московской сыскной полиции носили знак с надписью «МУС » - Московский уголовный сыск. Отсюда на жаргоне производное «МУСОР » (а не от бытовых отходов, вразрез бытующему мнению), один из вариантов МУСОРГ , множ. «мусорга». По другой версии, за лацканом пиджака, сотрудники сыскной полиции, носили неофициальный знак «Бегущая легавая собака» (от этого, жаргонное прозвище сыскных агентов - «Легавые»). Жаргонное прозвище сыскных агентов Москвы - «МУСОР» происходит от сокращения места службы - М осковское У правление С ыскного О тделения Р оссии или М осковского У головного С ыска О перативный Р аботник.

Урядниками уголовного сыска детально изучались нравы, традиции, законы, обычаи уголовного мира. Зачастую сленг, поведение, манера держаться у сыщика мало чем отличалась от принятых в воровском мире, что помогало понять психологию преступника, быстрее найти с ним общий язык, прогнозировать его поведение. Особо ценилась способность быстро, с наименьшими усилиями получить нужную информацию в нужное время. Сотрудники, которые досконально владели обстановкой в криминогенной среде, пользовались исключительным авторитетом.

Особенностью царской уголовно-сыскной полиции, отличавшей её от аналогичных зарубежных служб, являлись решительность и напор, с которым действовали урядники в ходе задержания, а порой и ликвидации как отдельных особо опасных преступников, так и уголовных группировок. Трусость, нерешительность, неоказание помощи считались крайне неприемлемыми и служили основанием для увольнения из полиции. Этому служили определённые внутренние традиции, передававшиеся из поколения в поколение.

Особое место среди российских сыщиков несомненно занимает Иван Дмитриевич Путилин . Во второй половине XIX века он являлся человеком-легендой, грозой преступного мира. Путилина берут в полицию на должность канцелярского писца. Начав службу с самой низшей должности, он, благодаря своему трудолюбию и природному таланту, вскоре становится начальником петербургской сыскной полиции. Ни одно значительное дело в те годы не расследовалось без его участия или не под его руководством. Он мог переодеться в одежду бродяги или чернорабочего и, рискуя жизнью, шёл в преступные группировки, узнавал замыслы воров и грабителей, посещал самые криминогенные места: постоялые дворы, притоны, спускался на самое дно общества, где обитала всякая бесприютная и преступная голь и нищета.

опыт , накопленный годами. Как правило в таких акциях, под видом борьбы со старым режимом участвовали лица, состоявшие ранее в числе осведомителей, либо иным образом сотрудничавшие с полицией.

Несмотря на это, удалось сохранить часть специалистов, которые стали костяком для вновь сформированного советского уголовного розыска . Опыт специалистов царского уголовного сыска был передан новым оперативным работникам, бывшим рабочим, матросам, солдатам, направленным на работу в милицию . Характерным образом данное обстоятельство легло в сюжет первой серии телесериала «Рожденная революцией » и многих других советских фильмов .

Читайте также:
  1. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  2. VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  3. А 55. ЗАКОНОМІРНОСТІ ДІЇ КОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРІВ НА ЖИВІ ОРГАНІЗМИ
  4. Аграрная реформа 1861 г., ее механизм и особенности проведения в белорусских губерниях.
  5. Аграрная реформа правительства П.А. Столыпина: предпосылки, сущность, историческое значение

Начало XX века было обусловлено настоятельной необходимостью в создании специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или розыском при раскрытии уголовных преступлений.

Именно для этого 6 июля 1908 года был принят закон, который получил название «Об организации сыскной части», в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения.

Следует сказать, что сыскные отделения существовали ещё до 1908 года, однако они существовали только в столицах и наиболее крупных городах страны. Когда в силу вступил закон «о создании сыскных частей», то весь накопленный потенциал и опыт, должен был пойти на благо страны.

Закон от 6 июля 1908 года формулировал задачу сыскных отделений, как производство розыска по делам общеуголовного характера. Однако чины сыскных отделений обладали всеми правами и обязанностями, присвоенные полиции судебными уставами. Из этого следует, что сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, должны проводить дознания по уголовным преступлениям, а также выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей.

Начиная с Петербурга, сыскное отделение которого было создано ещё в 1866 году, подобные организации стали формироваться в других крупных городах страны. К 1906 году к таким городам относились Москва, Киев, Варшава, Рига, Одесса, Ростов-на-Дону и Баку. Вместе с перечисленными городами, было создано 89 сыскных отделений. Однако их штат был более, чем скромными - от 8 до 20 сотрудников. В связи с этим, полиции было достаточно трудно бороться с преступностью в таких условиях

В 1908 году специально для организации и руководства сыскных отделений в составе Департамента полиции создаётся восьмое делопроизводство Это подразделение возглавляли известные деятели сыска: вначале В.И. Лебедев, а затем А.Ф. Кошко. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года предусматривал как подчинение сыскных отделений этому ведомству, так и контроль за ними прокурорско-судебным аппаратом. Это выражалось в следующих факторах:

1. Начальники сыскных отделений назначались и увольнялись по предварительному договору между губернатором и прокурором окружного суда.

2. Лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений относительно производства розыскных действий.

Позднее, 9 августа 1910 г. выходит в свет «Инструкция чинам сыскных отделений», которая утверждала положения предыдущего закона. Однако данная инструкция ещё и наделяла сыскные чины значительными полномочиями. Теперь при расследовании, сыскные чины могли работать как гласно, так и негласно. Кроме того, для создания большей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны были стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, причём, это содействие должно быть взаимным История полиции дореволюционной России.

Работа сотрудников сыскных отделений строилась в большей степени по принципу специализации или так называемому линейному принципу, в котором выделялись три основные группы преступлений:

1. Убийства, разбои, грабежи и поджоги.

2. Кражи и участие в воровских организациях. Сюда же относились конокрады, взломщики, карманники, железнодорожные и магазинные шайки.

3. Мошенничество, подлоги, обманы, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

Из-за постоянной нехватки рабочих сил, чиновников распределяли на три основных группы согласно специализации, и лишь в некоторых случаях формировались дополнительные отделения, которые получали более узкую специализацию. Как исключение, в сыскных отделениях создавался особый четвёртый отряд, который получил название «летучий». Он был создан с целью постоянного дежурства в театрах, вокзалах, для обходов, несения дневной и ночной патрульной службы на улицах и рынках. Подобному обходу подвергались практически все места массового скопления людей

Район деятельности сыскного отделения был ограничен пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но существовал ряд исключений. К таким исключениям относилось особое поручение руководства или разрешение окружного прокурора. Благодаря таким исключениям полицейские сыска могли проводить расследования по всей губернии до самой границы, пока их не заменят органы местной полиции.

В марте 1908 года в составе Департамента полиции было создано 8-е делопроизводство . Оно осуществляло следующие функции: составление документов по организации и деятельности сыскных отделений, создание центрального регистрационного бюро, связь с западноевропейскими полициями, а также с фирмами, изготовляющими аппаратуру для сыскных отделений в России. Члены 8-го делопроизводства стали инструкторами в школе для подготовки агентов сыска, выезжали на места для обучения агентов технике розыска.

Для более успешного руководства сыскной деятельностью полиции был принят Закон от 6 июля 1908 года «Об организации сыскной части» .

В соответствии с принятым законом в составе полицейских управлений империи были образованысыскные отделения четырех разрядов для производства розыска по делам общеуголовного характера как в городах, так и в уездах. Вся административная система государства на местах замыкалась на губернаторе , власть которого по закону была «судебно-полицейской, распорядительной, исполнительной и понудительной». Согласование любых действий местной и центральной власти осуществлялось губернатором. В границах вверенной ему территории губернатор был официальным начальником полицейских управлений – городских и уездных. В состав городских управлений вошли и сыскные отделения. В силу такого устройства местной власти работа сыщиков по преследованию преступников серьезно затруднялась.

На начальников сыскных отделений, их помощников, полицейских надзирателей и городовых были возложены все права и обязанности, согласно судебным Уставам и другим, действующим по данному предмету указаниям. Начальники отделений и их помощники назначались на должности и отстранялись от службы по предварительному согласованию данного вопроса между губернатором и прокурором окружного суда . При этом лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений в отношении производства розыскных действий.

Проблемой борьбы с уголовной преступностью стала заниматься Государственная дума . При обсуждении этого вопроса отмечалось, что состояние сыска в империи представляет прямую опасность во время столь быстрого роста преступности. Депутаты признали организацию сыскных отделений в масштабе всей страны своевременной и необходимой.

Министру внутренних дел в случае надобности было предоставлено право, передвигать из состава одного сыскного отделения в другое в должности «помощников» начальников отделений, полицейских надзирателей, канцелярских чинов и городовых, а равно и суммы на производство розысков.

Связи между сыскной полицией в городах и полицией в уездах не было. Поэтому нередки были случаи, когда разыскиваемый преступник свободно проживал в уезде, в то время как его тщательно разыскивали в городе.



После принятия Закона от 6 июля 1908 г. была введена в действие Инструкция чинам сыскных отделений, принятая9 августа 1910 г .. В Инструкции четко расписывалось устройство сыскных отделений, права и обязанности чинов сыскных отделений. Основной целью сыскных отделений в соответствии с Инструкцией являлось негласное расследование и производство дознаний, предупреждение, устранение, разоблачение и преследование преступных деяний общеуголовного характера. Чины сыскных отделений для выполнения своей деятельности использовали поручения прокуроров и судебных следователей по общеуголовным делам, а также предписания своего начальника в пределах указанных выше целей деятельности сыскной полиции.

Командированные в другие города чины сыскного отделения обязаны были по прибытии являться к начальнику местного сыскного отделения или начальнику местной полиции и вести дальнейшие расследования совместно с данными лицами и при полном содействии с их стороны. В случае необходимости они были обязаны принять сыскные меры по какому-либо делу одновременно в различных местностях империи.

Все сведения, касающиеся дел политического характера, начальники отделений были обязаны незамедлительно сообщать начальникам губернских или охранных отделений и не принимать каких-либо мер по обозначенным делам.

Начальник сыскного отделения непосредственно подчинялся в общем порядке службы полицмейстеру по принадлежности. На начальника сыскного отделения возлагались следующие обязанности: 1) руководство деятельностью подведомственных ему чинов отделения и ее направление в духе законности к наиболее успешному исполнению возложенных на них обязанностей по предупреждению и расследованию преступлений; 2) распределение занятий между подведомственными ему чинами отделения; 3) принимал на себя розыски и расследование по особо выдающимся делам, являясь на место преступления и принимая надлежащие меры для розысков по горячим следам.

В 1910 году в составе особого отдела Департамента полиции был создан строго засекреченный Агентурный отдел. В его задачу входила подготовка и засылка агентов в революционные организации. Особую ценность для охранных отделений представляли агенты - члены революционных организаций . Внутренние агенты постоянно занимались провокаторством. Выдавая себя за активных деятелей революционных организаций, они проваливали их.

Охранные отделения стремились расширить свою деятельность за счет вмешательства во внутрипартийные дела и влиять на них в целях ослабления революционных сил или их раскола. Предпринимались меры по усилению противоречий между большевиками и меньшевиками. В 1914 году в циркуляре предписывалось всем охранным отделениям «безотлагательно внушать подведомственным секретным сотрудникам, чтобы они участвовали в разного рода партийных совещаниях, неуклонно и настойчиво проводя и убедительно отстаивая идею полной невозможности какого бы то ни было организационного слияния течений и в особенности объединения большевиков и меньшевиков».

После создания сыскных отделений встал вопрос о профессиональной подготовке их служащих. В августе 1908 г. по распоряжению министра внутренних дел П.А. Столыпина для начальников сыскных отделений в Петербурге были открыты двухмесячные курсы. Обучение на курсах предусматривало теоретическую подготовку слушателей и практические занятия, которые проводились ежедневно. Программа включала в себя широкий круг дисциплин: государственное и полицейское право; судебную медицину; методы регистрации преступников; приемы уголовного сыска; приемы самообороны; ознакомление с оружием и взрывчатыми веществами; ознакомление с гримом и переодеванием; тайнопись преступников (шифры и дешифровка); разбор выдающихся сыскных дел; присутствие при вскрытии трупов; посещение полицейского музея и других учреждений; практические занятия по «словесному портрету», антропометрии, дактилоскопии, по снятию слепков и рисунков следов, при исследовании документов; приемы дрессировки собак для защитных, сторожевых и сыскных целей; практику дознания; практику розыска и выслеживания преступников и т.д. Обучение на курсах способствовало повышению квалификации определенной части сотрудников уголовного сыска, хотя и не решало проблемы в целом». Дальновидные руководители полиции предпринимали различные шаги, чтобы поднять уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки чинов сыскных отделений. На состоявшемся в 1913 году всероссийском съезде чинов сыскной полиции остро обсуждался вопрос о требованиях, предъявляемых к личному составу, о его профессиональной подготовке, говорилось об открытии курсов для классных чинов, школ для нижних чинов сыскной полиции.

РАССКАЗОВ Вячеслав Леонидович,

аспирант Кубанского государственного аграрного университета. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: в статье освещаются вопросы подготовки проекта и принятие закона, регулирующего организационно-правовые основы деятельности органов уголовного сыска в России, и анализ его положений.

The article covers the drafting and adoption of a law regulating the institutional and legal bases for the activities of criminal investigation in Russia, and the analysis of its provisions.

Ключевые слова: закон; полиция; преступность; розыск; Россия; сыскные отделения. The law; the police; crime; search for; Russia; detective office.

В конце XIX - начале ХХ вв. в России в силу особенностей исторического развития были обострены противоречия, которые привели к кризису существующего строя1. Это объяснялось многими факторами: нежеланием самодержавия идти на уступки оппозиции, отсутствием в России развитых демократических традиций и в силу этого крайней нетерпимостью

политических партий друг к другу.

Следует отметить, что в борьбе с оппозицией правительство использовало казачество. Как люди военные и связанные присягой и дисциплиной, казаки не могли не выполнить приказа, так как это считалось одним из тяжелейших преступлений. Вместе с тем использование казачьих частей в революционных событиях, посеяв семена грядущего раскола в казачьей среде, оказывало деморализующее воздействие на казачество, что являлось одной из причин нежелания Военного ведомства выполнять функции подавления массовых выступлений.

Все это способствовало обострению криминальной обстановки. По подсчетам С.С. Остроумова, проанализировавшего динамику роста «наиболее серьезных» преступлений, подсудных окружным судам и судебным пала-

1 Рассказов Л.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917-1941 гг.). Уфа,1994. С. 54.

2 Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. М.: РИОР, ИНФРА-М, 2015. С. 132.

3 Рассказов Л.П. и др. Кубанское казачество: историко-правовое исследование (конец XVIII в. - начало XXI в.): Монография / Под ред. Л.П. Рассказова. Краснодар, 2013. С. 89.

там, в период с 1899 по 1908 гг. количество таких преступлений возросло с 266710 до 385039, в том числе: против порядка управления - с 8048 до 8729; против жизни - с 16293 до 33053; насильственных похищений имущества - с 20322 до 47107, краж - с 63328 до 1085074. Количество убийств возросло более чем в два раза - их пик пришелся на 1907 год. За тот же период число осужденных окружными судами выросло на 66%6. В первые девять лет XX в. ежегодный рост преступности в стране составил 7%7. Однако только за 1902-1904 гг. из 864626 уголовных дел, находящихся в производстве всех судебных следователей России, было прекращено из-за «необнаружения виновных» 137594 дела8, т.е. как минимум такое же количество преступников остались безнаказанными или почти каждое шестое преступление, по факту совершения которого проводилось предварительное следствие, осталось нераскрытым. Такая тенденция, на наш взгляд, стала возможной, в первую очередь, в

4 Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России / Под ред. Г.И. Соломахи. М., 1980. С. 64-65.

5 Тарновский Е.Н. Движение преступности в Российской империи за 1899-1908 гг. // Журнал Министерства юстиции. 1909. № 9. С. 66.

6 Лясович Т.Г., Фролов В.В. Особенности правовой регламентации деятельности сыскных полицейских подразделений в начале ХХ века в Российской империи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. В 4-х т. Т. 3. Тамбов, 2011. С. 134.

7 Петров А.В. Проблемы организации общей полиции в Российской империи в начале ХХ века // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 3. С. 134.

8 Матиенко Т.Л. Организационно-структурные особенности сыскной полиции Российской империи (1908-1917 гг.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 18. С. 32.

связи с недостаточностью специальных органов сыскной полиции, осуществлявших оперативно-розыскное сопровождение органов предварительного следствия при расследовании преступлений. Указанные факторы и предопределили создание в Российской империи общегосударственной системы уголовного розыска, путем учреждения сыскных отделений (СО).

12 марта 1908 г. по приказу директора Департамента полиции М.И. Трусевича, в нем был образован «Отдел уголовно-сыскной части», т.е. 8-е делопроизводство Департамента, в задачи которого входило: «общее наблюдение за деятельностью сыскных отделений в Империи, руководство сформированием новых отделений, снабжение их необходимыми пособиями, сосредоточение регистрации преступности, издание инструкций и циркуляров» . В структуру 8-го делопроизводства вошло Центральное регистрационное бюро, созданное еще 1 января 1907 г. как Регистрационный отдел и возглавляемое бывшим начальником Московской сыскной полиции В.И. Лебедевым. Задачами бюро являлись сбор и классификация информации об особо опасных преступниках, наведение справок о них по запросам территориальных органов полиции, установление личности рецидивистов и т.д. Помимо наблюдения за сыскной деятельностью на местах, в обязанности 8-го делопроизводства входили: связь с иностранными полициями по вопросам общеуголовного характера; составление инструкций и правил по сыскной части; заведование школой инструкторов и фотографией Департамента полиции. Правом централизованного руководства уголовно-сыскными подразделениями общей полиции и непосредственной организацией розысков на территории всей России 8-е делопроизводство наделено не было3.

В 1908-1914 гг. пост делопроизводителя (начальника) 8-го делопроизводства Департамента полиции занимал В.И. Лебедев4. По его

1 Вестник полиции. 1908. № 15. С. 4.

2 Перегудова З.И. Политический сыск России (1880-1917 гг.). М., 2000. С. 47, 50.

3 Матиенко Т.Л. Организационно-структурные особенности сыскной полиции Российской империи (1908-1917 гг.) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 18. С. 33-34.

4 Шаханов А. Московские обер-полицмейстеры и начальники сыскной полиции // Московский журнал: История государства

инициативе были подготовлена два законопроекта: первый - об учреждении штата Киевской сыскной полиции (она была учреждена в 1880 г. по предписанию Киевского губернатора, формировалась из чинов Киевской городской полиции и законодательным порядком не была утверждена), а второй - о создании всероссийской системы уголовного сыска, предусматривающий, помимо уже функционировавших штатных сыскных полиций, создание еще 96 СО трех разрядов в городах России: губернских и областных центрах, крупных промышленных и транспортных узлах, а также имеющих важное стратегическое значение, при этом учитывалось и количество населения. В зависимости от разряда СО предусматривались его штат и финансирование. 29 декабря 1907 г. оба законопроекта, после затянувшихся согласований между Министерством внутренних дел и Министерством финансов, в ходе которых число разрядов СО достигло четырех, штаты были уменьшены, а количество СО сокращено, были внесены в Государственную Думу и поступили на рассмотрение в Комиссию по судебным реформам, которая объединила оба законопроекта, причислив Киевскую сыскную полицию к СО 1 -го разряда. В окончательном виде предусматривалось создание 89 новых СО.

20 июня 1908 г. в Государственной Думе рассматривался проект закона «Об организации сыскной части», докладчиком по которому выступил бывший товарищ (заместитель) прокурора Одесского окружного суда, член Комиссии по судебным реформам Л.Г. Люц. В частности, он изложил содержание законопроекта и внесенных в него поправок, заострив внимание на тот факт, что «быстро разрастающаяся за последнее время преступность обязывает государство принять особые меры для борьбы с преступниками». На текущий момент эта функция была возложена на полицию, которая «переобременена» и другими задачами, «отвлекающими ее от прямой задачи розыска виновников преступления». В этой связи, розыск «должен быть возложен на лиц, обладающих достаточной опытностью в этом деле».

Российского. 2005. № 2 (Электронный ресурс Ь|йр://т].ги8к.ги/8Ью\л/.рЬ|р?1с1аг=801021).

5 Шаламов А.Ю. Российский «фараон»: Сыскная полиция Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ вв. / Под ред. В.Л. Телицына. М., 2013. С. 89-95.

При этом Л.Г. Люц привел красноречивую статистику: если в Германии «полицейские» расходы на одного жителя составляют 7 марок, а во Франции - 12, то в России - лишь 2 марки. Что касается денежного содержания полицейских, то в Лондоне городовые получают 100 фунтов стерлингов, а в Париже - 150, причем на каждого лондонского городового приходится 7 задержанных преступников, а на парижского - 30. Исходя из этого, он призвал депутатов снабдить полицию «особыми средствами и мерами для сыска»: «В этом отношении громадную услугу уже оказала антропометрическая система Бер-тильона и дактилоскопия. Эти приемы применяются у нас только в 2-3 сыскных отделениях». Помимо этого, было предложено установить судебный надзор за деятельностью «полиции по розыску преступников». В заключение доклада Л.Г. Люц поддержал законопроект об организации СО «в наиболее крупных городах, с тем, однако, чтобы они обслуживали и уезды»1. От правительства законопроект поддержал товарищ министра внутренних дел А.А. Макаров, который, в частности, пояснил: «За последнее время до 30% преступлений остаются безнаказанными. Расходы на сыскную полицию с избытком окупятся прекращением общих убытков, простирающихся до миллиарда... Нужно изменить организацию сыска, что и проводится законопроектом». После бурных и продолжительных дебатов, порой переходящих во взаимные оскорбления депутатов, как указывается в официальном документе, «в результате прений законопроект

П.А.Столыпин

ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА

В 2-х томах

Документы и материалы

Том 2

Об организации сыскной части

I. В составе полицейских управлений Империи образовать сыскные отделения четырех разрядов для производства розыска по делам общеуголовного характера, как в городах, так и в уездах.
II. Установить прилагаемые при сем штаты сыскных отделений I разряда в городах: Киеве, Харькове и Тифлисе; II разряда – в городах: Астрахани, Елисаветграде, Вильне, Кишиневе, Воронеже, Екатеринославе, Казани, Минске, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Туле, Таганроге и Николаеве (Херсонской губернии); III разряда – в городах: Витебске, Двинске, Иваново-Вознесенске, Житомире, Гродне, Белостоке, Новочеркасске, Иркутске, Калуге, Ковне, Костроме, Митаве, Либаве, Курске, Юрьеве, Люблине, Могилеве, Оренбурге, Орле, Пензе, Перми, Петрокове, Каменец-Подольске, Полтаве, Кременчуге, Пскове, Радоме, Рязани, Симбирске, Смоленске, Ставрополе, Симферополе, Тамбове, Твери, Томске, Уфе, Херсоне, Ревеле, Ярославле, Омске, Благовещенске, Владивостоке, Уральске, Кронштадте, Керчи-Еникале, Елисаветполе, Кутаисе, Эривани, Батуме, Екатеринодаре, Владикавказе, Бердичеве и Новороссийске; IV разряда – в городах: Архангельске, Владимире, Вологде, Вятке, Красноярске, Калише, Кельцах, Ломже, Новгороде, Петрозаводске, Плоцке, Сувалках, Седлеце, Тобольске, Чернигове, Чите, Хабаровске, Семипалатинске и Карсе. Означенные штаты ввести в действие с 1 июля 1908 года.
III. С введением означенных штатов в Тифлисском сыскном отделении отменить действующий в нем ныне штат.
IV. Возложить на начальников сыскных отделений, их помощников, полицейских надзирателей и городовых все права и обязанности, согласно Судебным уставам и другим действующим по сему предмету узаконениям, присвоенные ныне полиции по исследованию преступных деяний.
V. Начальники отделений и их помощники назначаются на должности и увольняются от службы по предварительному сношению губернатора и прокурора окружного суда.
VI. Лица прокурорского надзора имеют право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений в отношении производства розыскных действий.
VII. Предоставить министру внутренних дел, в случае надобности, передвигать из состава одного сыскного отделения в другое должности помощников начальников отделений, полицейских надзирателей, канцелярских чиновников и городовых, а равно и суммы на производство розысков.
VIII. Учредить с 1 июля 1908 года 29 должностей переводчиков при сыскных отделениях, с присвоением им XII класса по чинопроизводству, IX разряда по пенсии и оклада содержания в 400 рублей, в том числе 200 рублей жалованья и 200 рублей столовых. Распределение этих должностей по сыскным отделениям предоставить министру внутренних дел.
IX. Отпустить в 1908 году в распоряжение министра внутренних дел на предмет розыска вне мест нахождения сыскных отделений сто сорок три тысячи четыреста пятьдесят рублей для распределения, по мере надобности, между начальниками губерний и областей Европейской и Азиатской России и Кавказа, кроме областей, входящих в состав Туркестанского генерал-губернаторства, а с 1 января 1909 года отпускать ежегодно на тот же предмет по двести восемьдесят шесть тысяч девятьсот рублей.
X. Отпустить единовременно на оборудование сыскных отделений семьдесят одну тысячу восемьсот сорок семь рублей.
XI. Вызываемый осуществлением приведенных выше предположений (отделы I, II, VIII и IX) ежегодный расход в сумме девятисот пятидесяти одной тысячи десяти рублей с 1 января 1909 года принять на средства государственного казначейства. В 1908 году на тот же предмет отпустить из средств государственного казначейства четыреста семьдесят пять тысяч пятьсот пять рублей.
XII. Прекратить со времени утверждения настоящего законопроекта отпуск ста тридцати тысяч рублей на сыскные надобности по Империи, назначенных по параграфу 4 статьи 2 сметы Министерства внутренних дел.

Примечания:

Первой попыткой организации уголовного розыска в России было создание в 1866 г. сыскного отделения в Петербурге. В 80-х годах XIX в. такие отделения возникли в Москве и некоторых других городах: Киеве, Варшаве, Риге, Одессе. Однако, не было разработано закона, объединявшего, регулировавшего и регламентировавшего их деятельность. Децентрализация органов сыска, подчинение их местной администрации приводили к снижению их эффективности. В результате общеуголовный сыск в Российской империи находился на более низком уровне, чем сыск политический. 29 декабря 1907 г. министр внутренних дел П.А. Столыпин представил председателю Государственной думы законопроект об организации сыскной части. 18 января 1908 г. проект был заслушан в общем собрании Думы и передан в комиссию по судебным реформам. Доклад комиссии был представлен 9 июня 1908 г., а 20 июня состоялись первое и второе обсуждения проекта. 23 июня он был принят Думой и в тот же день передан в Государственный совет. Одобренный Государственным советом, законопроект был Высочайше утвержден 6 июля 1908 г. В соответствии с новым законом сыскные отделения должны были создаваться при полицейских управлениях в городах и уездах для производства розыска по делам общеуголовного характера. На чиновников сыскных отделений возлагались все права и обязанности, присвоенные полиции судебными уставами 1864 г., поэтому они, кроме оперативно-розыскных действий, должны были проводить дознания по отдельным преступлениям и выполнять определенные поручения прокуроров и судебных следователей.

Поделиться: