Закон об организации сыскной части. Организация сыскной части полиции

Первый законодательный акт о деятельности сыскной в России. В соотв. с ним в составе полицейских управлений Империи были образованы сыскные отделения четырех разрядов для производства Розыска по делам общеуг. х-ра как в городах, так и в уездах (в дальнейшем правила сыскной деятельности были развиты и детализированы в принятой 9 августа 1910 Инструкции чинам сыскных отделений). В соотв. с 3. чины сыскных отделений, кроме сыскных действий, проводили дознание не только по общеуг. преступлениям, но и выполняли отдельные поручения прокуроров и судебных следователей. См. Опер.-розыск. закон, Развитие правового регул, сыска в России, Сыскное отделение, Уг. сыск. Мулукаев Р.С. Полиция в России (IX в. - нач. XX в.). - Н. Новгород, 1993; Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России. - М., 1997; Елинский В.И., Исаков В.М. Становление и развитие уголовного сыска в России (X - нач. XX вв.). - М., 1998; История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы /Под ред. В.М. Ку-рицина. - М., 1998; Сизикое ММ. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века. - М., 1998; Шумилов А.Ю. Лекция 3. Развитие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в России (XVIII-XX в.). - М., 1998; ; .

Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Контрольная работа

По истории органов внутренних дел

Выполнил: Курсант 101 учебной группы

Рядовой милиции

Суворов А.О.

Проверил: Доктор исторических наук

Доцент кафедры

Отечественной истории

Полковник милиции

Сичинский Е.П.

Челябинск

План

Вступление.3

1. История закона о создании сыскных отделений.4

2. Герои сыскной полиции.7

3. Управление сыскных отделений.10

Заключение13

Список используемой литературы:15

Вступление.

Начало XX века было обусловлено настоятельной необходимостью в создании специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или розыском при раскрытии уголовных преступлений.

Именно для этого 6 июля 1908 года был принят закон, который получил название Об организации сыскной части, в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения.

Следует сказать, что сыскные отделения существовали ещё до 1908 года, однако они существовали только в столицах и наиболее крупных городах страны. Когда в силу вступил закон о создании сыскных частей, то весь накопленный потенциал и опыт, должен был пойти на благо страны.

В цель моей работы входит раскрытие содержания самого закона, а также показать, как он повлиял на страну в целом, и на милицию в частности. Также в мои цели входит показать, чем этот закон полезен, и ценен для своего времени.

1. История закона о создании сыскных отделений.

Для начала следует пояснить, что концу XIX началу XX было свойственно при создании новых органов, правительство руководствовалось лишь корректированием и обобщением уже имеющихся. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года формулировал задачу сыскных отделений, как производство розыска по делам общеуголовного характера. Однако чины сыскных отделений обладали всеми правами и обязанностями, присвоенные полиции судебными уставами. Из этого следует, что сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, должны проводить дознания по уголовным преступлениям, а также выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей.

Начиная с Петербурга, сыскное отделение которого было создано ещё в 1866 году, подобные организации стали формироваться в других крупных городах страны. К 1906 году к таким городам относились Москва, Киев, Варшава, Рига, Одесса, Ростов-на-Дону и Баку. Вместе с перечисленными городами, было создано 89 сыскных отделений. Однако их штат был более, чем скромными от 8 до 20 сотрудников. В связи с этим, полиции было достаточно трудно бороться с преступностью в таких условиях.

В 1908 году специально для организации и руководства сыскных отделений в составе Департамента полиции создаётся восьмое делопроизводство. Это подразделение возглавляли известные деятели сыска: вначале В.И. Лебедев, а затем А.Ф. Кошко. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года предусматривал как подчинение сыскных отделений этому ведомству, так и контроль за ними прокурорско-судебным аппаратом. Это выражалось в следующих факторах:

1. Начальники сыскных отделений назначались и увольнялись по предварительному договору между губернатором и прокурором окружного суда.

2. Лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений относительно производства розыскных действий.

Позднее, 9 августа 1910 г. выходит в свет Инструкция чинам сыскных отделений, которая утверждала положения предыдущего закона. Однако данная инструкция ещё и наделяла сыскные чины значительными полномочиями. Теперь при расследовании, сыскные чины могли работать как гласно, так и негласно. Кроме того, для создания большей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны были стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, причём, это содействие должно быть взаимным.

Работа сотрудников сыскных отделений строилась в большей степени по принципу специализации или так называемому линейному принципу, в котором выделялись три основные группы преступлений:

  1. Убийства, разбои, грабежи и поджоги.
  2. Кражи и участие в воровских организациях. Сюда же относились конокрады, взломщики, карманники, железнодорожные и магазинные шайки.
  3. Мошенничество, подлоги, обманы, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

Из-за постоянной нехватки рабочих сил, чиновников распределяли на три основных группы согласно специализации, и лишь в некоторых случаях формировались дополнительные отделения, которые получали более узкую специализацию. Как исключение, в сыскных отделениях создавался особый четвёртый отряд, который получил название летучий. Он был создан с целью постоянного дежурства в театрах, вокзалах, для обходов, несения дневной и ночной патрульной службы на улицах и рынках. Подобному обходу подвергались практически все места массового скопления людей.

Район деятельности сыскного отделения был ограничен пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но существовал ряд исключений. К таким исключениям относилось особое поручение руководства или разрешение окружного прокурора. Благодаря таким исключениям полицейские сыска могли проводить расследования по всей губернии до самой границы, пока их не заменят органы местной полиции.

Обо всех проведённых операциях против преступности, начальник сыскного отделения был обязан уведомить окружного прокурора. В свою очередь, полицейские надзиратели и городовые сыскных отделений могли получить поручение непосредственно от чина прокурорского надзора, однако при исполнении задания, были обязаны уведомить своего непосредственного начальника.

Подводя итог, можно сказать, что сыскная полиция имела определённые права и обязанности, которых не было прежде, однако каждый их шаг находился под контролем.

2. Герои сыскной полиции.

Наиболее ярким примером уголовного розыска того времени без сомнения можно назвать Аркадия Францевича Кошко (1867 1928). Это был поистине русский Шерлок Холмс. Окончив Казанское пехотное училище, он получил назначение в полк, однако надолго он там не задержался. Своё истинное значение он обрёл в области криминалистики. Поступив рядовым инспектором в Рижскую полицию, он за короткое время смог стать её начальником. В 1908 году царским указом был назначен на должность Московской сыскной полиции, после чего сумел создать стройную систему розыскного аппарата.

В воспоминаниях А.Ф.Кошко описывал методы и средства борьбы с преступностью дореволюционной уголовной полиции, которую можно разделить по следующим категориям:

1. Работа негласных сотрудников.

2. Перлюстрация писем.

3. Контроль за телефонными разговорами.

4. Квартиры-ловушки.

5. "Личный сыск".

6. Внедрение в преступные группировки.

7. Опора на "общественность". Сюда обычно относились публикации в газетах о розыске, информирование заинтересованных учреждений и пр.

Также А.Ф. Кошко разработал и активно применял способ идентифицировать преступника с помощью дактилоскопии. Этот метод пользовался в работе полиции, что привлекло к нему внимание других стран. Позднее многие страны начали использовать его на практике, особенно в Англии.

Также одним из героев сыскной полиции можно назвать Ивана Егоровича Бояра, который в течение 25 лет владел столом приводов Московской сыскной полиции. За это время он приобрёл удивительную прозорливость. Руководствуясь лишь интуицией и логикой, он мог найти улики даже при самых сложных ситуациях. И когда остальные методы уже не имели эффективности, Иван Егорович без сомнения мог сказать, что же на самом деле произошло на месте преступления.

Нельзя не отметить директора Департамента полиции А. А. Лопухина, который активно боролся с предрассудками среди населения в области негативного образа сотрудника полиции.

Заслуживает внимания и В.И. Лебедев. Вместе с Джунковским они боролись над решением проблем, которые сплошь и рядом окружали министерство внутренних дел:

Слабое техническое оснащение личного состава

Бессистемность делопроизводства

Небрежное расходование сыскного кредита

Недостаточную слаженность действий сыскных отделений и органов общей и политической полиции, наличие между ними конкуренции

Отсутствие летучих отрядов

Недостаточную конспиративность сыска

Случаи бесцельной жестокости при личном задержании и провокационного использования негласной агентуры.

С этими проблемами боролись и многие другие сотрудники сыскных отделений, но Лебедев и Джунковский придавали этому особое внимание и старались привлечь к этому окружающих.

Не человеком, но, безусловно, героем сыскной полиции можно смело отметить дрессированную собаку при московском питомнике, по кличке Треф. Она своим чутьём неизменно оказывала помощь полиции при Московском сыскном отделении. По городу ходили слухи, что своим лаем она безошибочно могла определить не только, что человек преступник, но и то в чём именно он совершил преступление. Если она лаяла один лаз на человека, то его можно было признать. Тявкнет раз, стало быть вор, а тявкнет два " убивец".

П.А.Столыпин

ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА

В 2-х томах

Документы и материалы

Том 2

Об организации сыскной части

I. В составе полицейских управлений Империи образовать сыскные отделения четырех разрядов для производства розыска по делам общеуголовного характера, как в городах, так и в уездах.
II. Установить прилагаемые при сем штаты сыскных отделений I разряда в городах: Киеве, Харькове и Тифлисе; II разряда – в городах: Астрахани, Елисаветграде, Вильне, Кишиневе, Воронеже, Екатеринославе, Казани, Минске, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Туле, Таганроге и Николаеве (Херсонской губернии); III разряда – в городах: Витебске, Двинске, Иваново-Вознесенске, Житомире, Гродне, Белостоке, Новочеркасске, Иркутске, Калуге, Ковне, Костроме, Митаве, Либаве, Курске, Юрьеве, Люблине, Могилеве, Оренбурге, Орле, Пензе, Перми, Петрокове, Каменец-Подольске, Полтаве, Кременчуге, Пскове, Радоме, Рязани, Симбирске, Смоленске, Ставрополе, Симферополе, Тамбове, Твери, Томске, Уфе, Херсоне, Ревеле, Ярославле, Омске, Благовещенске, Владивостоке, Уральске, Кронштадте, Керчи-Еникале, Елисаветполе, Кутаисе, Эривани, Батуме, Екатеринодаре, Владикавказе, Бердичеве и Новороссийске; IV разряда – в городах: Архангельске, Владимире, Вологде, Вятке, Красноярске, Калише, Кельцах, Ломже, Новгороде, Петрозаводске, Плоцке, Сувалках, Седлеце, Тобольске, Чернигове, Чите, Хабаровске, Семипалатинске и Карсе. Означенные штаты ввести в действие с 1 июля 1908 года.
III. С введением означенных штатов в Тифлисском сыскном отделении отменить действующий в нем ныне штат.
IV. Возложить на начальников сыскных отделений, их помощников, полицейских надзирателей и городовых все права и обязанности, согласно Судебным уставам и другим действующим по сему предмету узаконениям, присвоенные ныне полиции по исследованию преступных деяний.
V. Начальники отделений и их помощники назначаются на должности и увольняются от службы по предварительному сношению губернатора и прокурора окружного суда.
VI. Лица прокурорского надзора имеют право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений в отношении производства розыскных действий.
VII. Предоставить министру внутренних дел, в случае надобности, передвигать из состава одного сыскного отделения в другое должности помощников начальников отделений, полицейских надзирателей, канцелярских чиновников и городовых, а равно и суммы на производство розысков.
VIII. Учредить с 1 июля 1908 года 29 должностей переводчиков при сыскных отделениях, с присвоением им XII класса по чинопроизводству, IX разряда по пенсии и оклада содержания в 400 рублей, в том числе 200 рублей жалованья и 200 рублей столовых. Распределение этих должностей по сыскным отделениям предоставить министру внутренних дел.
IX. Отпустить в 1908 году в распоряжение министра внутренних дел на предмет розыска вне мест нахождения сыскных отделений сто сорок три тысячи четыреста пятьдесят рублей для распределения, по мере надобности, между начальниками губерний и областей Европейской и Азиатской России и Кавказа, кроме областей, входящих в состав Туркестанского генерал-губернаторства, а с 1 января 1909 года отпускать ежегодно на тот же предмет по двести восемьдесят шесть тысяч девятьсот рублей.
X. Отпустить единовременно на оборудование сыскных отделений семьдесят одну тысячу восемьсот сорок семь рублей.
XI. Вызываемый осуществлением приведенных выше предположений (отделы I, II, VIII и IX) ежегодный расход в сумме девятисот пятидесяти одной тысячи десяти рублей с 1 января 1909 года принять на средства государственного казначейства. В 1908 году на тот же предмет отпустить из средств государственного казначейства четыреста семьдесят пять тысяч пятьсот пять рублей.
XII. Прекратить со времени утверждения настоящего законопроекта отпуск ста тридцати тысяч рублей на сыскные надобности по Империи, назначенных по параграфу 4 статьи 2 сметы Министерства внутренних дел.

Примечания:

Первой попыткой организации уголовного розыска в России было создание в 1866 г. сыскного отделения в Петербурге. В 80-х годах XIX в. такие отделения возникли в Москве и некоторых других городах: Киеве, Варшаве, Риге, Одессе. Однако, не было разработано закона, объединявшего, регулировавшего и регламентировавшего их деятельность. Децентрализация органов сыска, подчинение их местной администрации приводили к снижению их эффективности. В результате общеуголовный сыск в Российской империи находился на более низком уровне, чем сыск политический. 29 декабря 1907 г. министр внутренних дел П.А. Столыпин представил председателю Государственной думы законопроект об организации сыскной части. 18 января 1908 г. проект был заслушан в общем собрании Думы и передан в комиссию по судебным реформам. Доклад комиссии был представлен 9 июня 1908 г., а 20 июня состоялись первое и второе обсуждения проекта. 23 июня он был принят Думой и в тот же день передан в Государственный совет. Одобренный Государственным советом, законопроект был Высочайше утвержден 6 июля 1908 г. В соответствии с новым законом сыскные отделения должны были создаваться при полицейских управлениях в городах и уездах для производства розыска по делам общеуголовного характера. На чиновников сыскных отделений возлагались все права и обязанности, присвоенные полиции судебными уставами 1864 г., поэтому они, кроме оперативно-розыскных действий, должны были проводить дознания по отдельным преступлениям и выполнять определенные поручения прокуроров и судебных следователей.


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Контрольная работа

По истории органов внутренних дел

Выполнил: Курсант 101 учебной группы

Рядовой милиции

Суворов А.О.

Проверил: Доктор исторических наук

Доцент кафедры

Отечественной истории

Полковник милиции

Челябинск

План

  • Вступление. 3
  • 1. История закона «о создании сыскных отделений». 4
  • 2. Герои сыскной полиции. 7
  • 3. Управление сыскных отделений. 10
  • Заключение 13
  • Список используемой литературы: 15
  • Вступление.
  • Начало XX века было обусловлено настоятельной необходимостью в создании специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или розыском при раскрытии уголовных преступлений.
  • Именно для этого 6 июля 1908 года был принят закон, который получил название «Об организации сыскной части», в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения.
  • Следует сказать, что сыскные отделения существовали ещё до 1908 года, однако они существовали только в столицах и наиболее крупных городах страны. Когда в силу вступил закон «о создании сыскных частей», то весь накопленный потенциал и опыт, должен был пойти на благо страны.
  • В цель моей работы входит раскрытие содержания самого закона, а также показать, как он повлиял на страну в целом, и на милицию в частности. Также в мои цели входит показать, чем этот закон полезен, и ценен для своего времени.

1. История закона «о создании сыскных отделений».

Для начала следует пояснить, что концу XIX - началу XX было свойственно при создании новых органов, правительство руководствовалось лишь корректированием и обобщением уже имеющихся. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года формулировал задачу сыскных отделений, как производство розыска по делам общеуголовного характера. Однако чины сыскных отделений обладали всеми правами и обязанностями, присвоенные полиции судебными уставами. Из этого следует, что сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, должны проводить дознания по уголовным преступлениям, а также выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей.

Начиная с Петербурга, сыскное отделение которого было создано ещё в 1866 году, подобные организации стали формироваться в других крупных городах страны. К 1906 году к таким городам относились Москва, Киев, Варшава, Рига, Одесса, Ростов-на-Дону и Баку. Вместе с перечисленными городами, было создано 89 сыскных отделений. Однако их штат был более, чем скромными - от 8 до 20 сотрудников. В связи с этим, полиции было достаточно трудно бороться с преступностью в таких условиях Рыжов Д.С. Борьба полиции России с профессиональной преступностью (1866-1917 гг.): Монография. - Самара: Издание Самарского юридического института Минюста России, 2001. - С.17. .

В 1908 году специально для организации и руководства сыскных отделений в составе Департамента полиции создаётся восьмое делопроизводство Сизиков М. И. История полиции России (1718-1917 гг.): Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII века. - А.П.О., 1992 - С. 97.

Это подразделение возглавляли известные деятели сыска: вначале В.И. Лебедев, а затем А.Ф. Кошко. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года предусматривал как подчинение сыскных отделений этому ведомству, так и контроль за ними прокурорско-судебным аппаратом. Это выражалось в следующих факторах:

1. Начальники сыскных отделений назначались и увольнялись по предварительному договору между губернатором и прокурором окружного суда.

2. Лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений относительно производства розыскных действий.

Позднее, 9 августа 1910 г. выходит в свет «Инструкция чинам сыскных отделений», которая утверждала положения предыдущего закона. Однако данная инструкция ещё и наделяла сыскные чины значительными полномочиями. Теперь при расследовании, сыскные чины могли работать как гласно, так и негласно. Кроме того, для создания большей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны были стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, причём, это содействие должно быть взаимным История полиции дореволюционной России. (Сборник документов и материалов по истории государства и права). Учебное пособие. - М.: МВШМ, 1981. - С. 74-75. .

Работа сотрудников сыскных отделений строилась в большей степени по принципу специализации или так называемому линейному принципу, в котором выделялись три основные группы преступлений:

1. Убийства, разбои, грабежи и поджоги.

2. Кражи и участие в воровских организациях. Сюда же относились конокрады, взломщики, карманники, железнодорожные и магазинные шайки.

3. Мошенничество, подлоги, обманы, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

Из-за постоянной нехватки рабочих сил, чиновников распределяли на три основных группы согласно специализации, и лишь в некоторых случаях формировались дополнительные отделения, которые получали более узкую специализацию. Как исключение, в сыскных отделениях создавался особый четвёртый отряд, который получил название «летучий». Он был создан с целью постоянного дежурства в театрах, вокзалах, для обходов, несения дневной и ночной патрульной службы на улицах и рынках. Подобному обходу подвергались практически все места массового скопления людей Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. - М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. - С. 102-103. .

Район деятельности сыскного отделения был ограничен пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но существовал ряд исключений. К таким исключениям относилось особое поручение руководства или разрешение окружного прокурора. Благодаря таким исключениям полицейские сыска могли проводить расследования по всей губернии до самой границы, пока их не заменят органы местной полиции.

Обо всех проведённых операциях против преступности, начальник сыскного отделения был обязан уведомить окружного прокурора. В свою очередь, полицейские надзиратели и городовые сыскных отделений могли получить поручение непосредственно от чина прокурорского надзора, однако при исполнении задания, были обязаны уведомить своего непосредственного начальника.

Подводя итог, можно сказать, что сыскная полиция имела определённые права и обязанности, которых не было прежде, однако каждый их шаг находился под контролем.

2. Герои сыскной полиции.

Наиболее ярким примером уголовного розыска того времени без сомнения можно назвать Аркадия Францевича Кошко (1867 - 1928). Это был поистине русский «Шерлок Холмс». Окончив Казанское пехотное училище, он получил назначение в полк, однако надолго он там не задержался. Своё истинное значение он обрёл в области криминалистики. Поступив рядовым инспектором в Рижскую полицию, он за короткое время смог стать её начальником. В 1908 году царским указом был назначен на должность Московской сыскной полиции, после чего сумел создать стройную систему розыскного аппарата.

В воспоминаниях А.Ф.Кошко Кошко А.Ф. Среди убийц и грабителей. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции. - М.: "Современник", 1995. - C. 357. описывал методы и средства борьбы с преступностью дореволюционной уголовной полиции, которую можно разделить по следующим категориям:

1. Работа негласных сотрудников.

2. Перлюстрация писем.

3. Контроль за телефонными разговорами.

4. Квартиры-ловушки.

5. "Личный сыск".

6. Внедрение в преступные группировки.

7. Опора на "общественность". Сюда обычно относились публикации в газетах о розыске, информирование заинтересованных учреждений и пр.

Также А.Ф. Кошко разработал и активно применял способ идентифицировать преступника с помощью дактилоскопии Колдаев В.М. Из истории практической криминалистики в России: применение научных методов работы в розыске и расследовании преступлений: факты, документы, комментарии. - М.: ЛексЭст, 2005. - С. 52-75. . Этот метод пользовался в работе полиции, что привлекло к нему внимание других стран. Позднее многие страны начали использовать его на практике, особенно в Англии.

Также одним из героев сыскной полиции можно назвать Ивана Егоровича Бояра, который в течение 25 лет владел «столом приводов» Московской сыскной полиции. За это время он приобрёл удивительную прозорливость. Руководствуясь лишь интуицией и логикой, он мог найти улики даже при самых сложных ситуациях. И когда остальные методы уже не имели эффективности, Иван Егорович без сомнения мог сказать, что же на самом деле произошло на месте преступления.

Нельзя не отметить директора Департамента полиции А. А. Лопухина, который активно боролся с предрассудками среди населения в области негативного образа сотрудника полиции.

Заслуживает внимания и В.И. Лебедев. Вместе с Джунковским они боролись над решением проблем, которые сплошь и рядом окружали министерство внутренних дел:

Слабое техническое оснащение личного состава

Бессистемность делопроизводства

Небрежное расходование сыскного кредита

Недостаточную слаженность действий сыскных отделений и органов общей и политической полиции, наличие между ними конкуренции

Отсутствие летучих отрядов

Недостаточную конспиративность сыска

Случаи бесцельной жестокости при личном задержании и провокационного использования негласной агентуры.

С этими проблемами боролись и многие другие сотрудники сыскных отделений, но Лебедев и Джунковский придавали этому особое внимание и старались привлечь к этому окружающих.

Не человеком, но, безусловно, героем сыскной полиции можно смело отметить дрессированную собаку при московском питомнике, по кличке Треф Шаламов А. Четвероногие сыщики // Родина. - 2000. - № 6. - С. 37-38. . Она своим чутьём неизменно оказывала помощь полиции при Московском сыскном отделении. По городу ходили слухи, что своим лаем она безошибочно могла определить не только, что человек преступник, но и то в чём именно он совершил преступление. Если она лаяла один лаз на человека, то его можно было признать. Тявкнет раз, стало быть вор, а тявкнет два - " убивец" История органов внутренних дел. Андреева И.А. С. 100. .

Безусловно, внимания заслуживают и многие другие лица, которые осуществляли активную поддержку сыскных отделений, но в связи с ограниченностью в объёмах я вынужден оставить их имена учебникам истории органов внутренних дел. Но история будет хранить их имена, пока есть милиция, министерство внутренних дел и Российская Федерация.

3. Управление сыскных отделений.

Что касается дел политического характера, то у начальника сыска не было полномочий на их раскрытие. Он должен был немедленно сообщить о них начальнику губернского жандармского управления или охранному отделению. Принимать какие-либо меры по устранению дела, начальнику сыска было категорически запрещено. Однако, несмотря на это, дореволюционный аппарат уголовного сыска работал достаточно эффективно: в 1913 г. на Международном конгрессе криминалистов Московская уголовная полиция была признана лучшей.

Помимо этого, далеко не каждый желающий мог попасть на службу в сыскные отделения. Каждого подвергали жёсткой проверке, по ходу которой определялось качество профессиональной подготовки и принадлежность к поступкам, порочащим личность и недостойными для службы в сыскных отделениях. Начальники сыскных отделений проходили особую проверку. Именно для них по распоряжению министра внутренних дел Столыпина П.А. были созданы специальные курсы для подготовки. Специально для курсов был приглашён В.И. Лебедев, чьи лекции активно использовались в профессиональной подготовке сотрудников уголовного розыска Министерство внутренних дел России: 1802-2002. - Т. 2. - С. 65-70. .

Однако большая часть времени на подобных занятиях отводилась всё-таки практическим занятиям. Их проводили в основном в тюрьмах и сыскных отделениях, с целью изучения методов борьбы с преступностью. Эти методы были оправданы, учитывая, что большинство сотрудников до поступления не проходили курс специальной оперативно-розыскной подготовки.

В 1913 году МВД окончательно утвердило единую программу для школ и курсов, необходимую для подготовки полицейских урядников, при этом, значительно улучшив общеобразовательную и правовую подготовку, которая долгое время была слабым звеном в сфере обучения полицейских служащих. Урядники должны были изучать особенности уголовной и уголовно-процессуальной деятельности в области права, а также статьи и разделы различных уставов Свода законов Российской Федерации. Кроме того, в качестве дополнительной информации использовались нормативные акты МВД и постановления губернаторов.

Так как сыскные отделения в то время существовали только в городах, а в сельской местности оперативно-розыскной работой занимались полицейские урядники, то специальная часть программы предусматривала изучение сыскного дела. Этот интересный факт подтверждал серьезность подхода к выполнению оперативно-розыскной деятельности полицейскими, где предусматривалось не только профессионализм работы, но и знание законодательной части и эрудированности сотрудника уголовного сыска.

К сожалению, сложность политической обстановки, постоянное давление и критика со стороны различных политических сил и группировок, торможение проекта в Государственной думе, незаинтересованность в ней представителей местной администрации, финансовые затруднения не позволили правительству довести реформу полиции до ума. Свидетельством запоздалости назревших, но уже недостаточных, мер было Постановление Совета Министров от 23 октября 1916 г. "Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов" Борисов А.В. Министры внутренних дел России. 1802 - октябрь 1917. - СПб.: Фонд Университет, 2002. - С. 230. .

В связи с этим мы можем сделать некоторые выводы. Уже в который раз действительно хорошая идея обернулась в незавершённый и несовершенный проект. Несмотря на затраченные силы и время, правительство смогло довольно легко расстаться с идеей о создании сыскной полиции, что свидетельствует о том, что права и свободы граждан уже в который раз уходят на второй план.

Примечательно, что по ходу истории подобная картина уже не раз возникала, как на Руси, так и СССР и Российской Федерации. Если мы углубимся в историю, то можем не раз убедиться, что именно по причине незаинтересованности правительства в современной и обеспеченной полиции, страдает простой народ.

Заключение

Закон, который создавался исключительно в целях корректирования уже изданных законов, неожиданно стал основой для будущего сыскной полиции. Претерпев немало изменений, он привлёк к себе большое внимание, как историков, так и реформаторов. Для осуществления этого закона использовались колоссальные силы и средства. Благодаря этому закону в России появились новые герои, которые были не только профессионалами своего дела, но и показателями, к которым следует стремиться.

К сожалению, и закон «о создании сыскных отделений» и впоследствии изданная инструкция МВД от 10 августа 1910 года не смогли вызвать достаточно интереса для того, чтобы действие закона продлилось достаточно долго. Хорошая, казалось бы, идея была растоптана и забыта собственными создателями. Особенно грустно осознавать это потому, что именно благодаря подобным реформам министерство внутренних дел не только существует, но может эффективнее вести борьбу с преступностью среди населения.

Довольно странные и несколько непонятны действия политиков прошлого времени: создать закон, найти людей, которые бы совершенствовали его и применяли в благородных целях, а впоследствии уничтожить саму его суть. Впрочем, нельзя сказать, что закон был бесполезен, и что от него не осталось ничего для будущих законодательных актов. Реформа уголовного розыска, проведённая в годы Первой Мировой войны, свидетельствует о том, что хороший закон никогда не будет забыт, но и наоборот, найдёт своих последователей.

Но это уже спорный вопрос, поскольку данная реформа к улучшению не привела, а ничего более нового и совершенного сделано так и не было. Возможно, это говорит о том, что закон был совершенен ровно настолько, чтобы оставить его без изменений, после проведения стольких мероприятий по его усовершенствованию. Другой же точкой зрения мы можем рассмотреть версию, что законодатели того времени действительно потеряли всякий интерес к данному закону.

К сожалению или к счастью, но мы вряд ли сможем понять мотивы людей создавших и уничтоживших закон, поскольку эти события было 90 лет назад, а с тех пор многое изменилось. Изменилась Россия, изменилось министерство внутренних дел, изменилась милиция.

Список используемой литературы:

1. И.А. Андреева. История органов внутренних дел России. Учебное пособие. - Омск: Омская академия МВД России, 2007.

2. История полиции дореволюционной России. (Сборник документов и материалов по истории государства и права). Учебное пособие. - М.: МВШМ, 1981.

3. Рыжов Д.С. Борьба полиции России с профессиональной преступностью (1866-1917 гг.): Монография. - Самара: Издание Самарского юридического института Минюста России, 2001.

4. Сизиков М. И. История полиции России (1718-1917 гг.): Становление и развитие общей регулярной полиции в России XVIII века. - А.П.О., 1992.

5. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е. История отечественных органов внутренних дел. Учебник для вузов. - М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005.

6. Кошко А.Ф. Среди убийц и грабителей. Воспоминания бывшего начальника Московской сыскной полиции. - М.: "Современник", 1995.

7. Колдаев В.М. Из истории практической криминалистики в России: применение научных методов работы в розыске и расследовании преступлений: факты, документы, комментарии. - М.: ЛексЭст, 2005.

8. Шаламов А. Четвероногие сыщики // Родина. - 2000. - № 6.

9. Министерство внутренних дел России: 1802-2002. - Т. 2.

10. Борисов А.В. Министры внутренних дел России. 1802 - октябрь 1917. - СПб.: Фонд Университет, 2002.

Подобные документы

    История общей регулярной полиции в России. Позитивные и негативные стороны в организации и деятельности сыскных учреждений. "Инструкция чинам сыскных отделений", ее недостатки, значение и влияние на раскрываемость преступлений и на полицию в частности.

    контрольная работа , добавлен 15.08.2011

    Анализ процесса становления розыскного дела, организационных основ розыска преступников в дореволюционной России. Причины, условия формирования первых сыскных подразделений. Уголовный розыск в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

    реферат , добавлен 13.02.2015

    Проект Национального собрания о создании Урало-Волжского Штата (1917-1918 гг.). Противоречия проведения национальной политики на территории Казанской губернии. Проект Положения о создании автономной Татарской республики. Конституционное законодательство.

    презентация , добавлен 22.01.2014

    Становление милиции в Минске. Приказ Военно-революционного комитета Западного фронта о проведении коренной реорганизации минской милиции. Охрана общественного порядка, борьба с уголовной преступностью, участие в коллективизации сельского хозяйства.

    реферат , добавлен 22.12.2010

    Особенности формирования, строения и деятельности милиции Временного правительства. Причины распада "гражданской милиции". Организационно-штатные мероприятия по развитию и укреплению правовых основ организации органов внутренних дел СССР в 60-70-е годы.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2016

    Экономическая ситуация и денежная система Речи Посполитой на территории Беларуси в конце XVII - первой половине XVIII вв. Становление банковской системы Беларуси. Разложение натурального хозяйства, рост торговли. Открытие отделений Государственного банка.

    контрольная работа , добавлен 23.10.2013

    Разработка плана "Валькирия", его модернизация и основные цели. Различные варианты сценария заговорщиков. Проект устройства постнацистской Германии. Неудача операции после приказа о ее начале 15 июля. Взрыв 20 июля, получение Гитлером ранений и ожогов.

    презентация , добавлен 05.11.2012

    Детство и юность Льва Бронштейна. Политические университеты. Участие в создании "Южнорусского рабочего союза". Бегство из страны по фальшивым документам в Лондон. Знакомство с Лениным. Увлечение теорией "перманентной революции". Возвращение в Россию.

    презентация , добавлен 12.01.2014

    Поражение Германии во Второй Мировой войне. Договор Рузвельта, Черчиля и Сталина о создании Контрольного совета четырех держав. Формирование Христианского Социального Союза, объединившего сторонников демократии и этики. Послевоенная история Франции.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Краткая библиографическая справка про Григория Ефимовича Распутина. Отношения Распутина с Царской семьей. Влияние на политику страны. Первое дело о "хлыстовстве" Распутина в 1907 г. Негласный надзор полиции, Иерусалим 1911 г. Мнения о Григории Распутине.

Поделиться: