Об организации сыскной части 1908. Организация сыскной части полиции

Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Читайте также:
  1. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  2. VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  3. А 55. ЗАКОНОМІРНОСТІ ДІЇ КОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРІВ НА ЖИВІ ОРГАНІЗМИ
  4. Аграрная реформа 1861 г., ее механизм и особенности проведения в белорусских губерниях.
  5. Аграрная реформа правительства П.А. Столыпина: предпосылки, сущность, историческое значение

Начало XX века было обусловлено настоятельной необходимостью в создании специальных органов, которые занимались бы оперативно-розыскной деятельностью или розыском при раскрытии уголовных преступлений.

Именно для этого 6 июля 1908 года был принят закон, который получил название «Об организации сыскной части», в соответствии с которым в городах и уездах при полицейских управлениях создавались сыскные отделения.

Следует сказать, что сыскные отделения существовали ещё до 1908 года, однако они существовали только в столицах и наиболее крупных городах страны. Когда в силу вступил закон «о создании сыскных частей», то весь накопленный потенциал и опыт, должен был пойти на благо страны.

Закон от 6 июля 1908 года формулировал задачу сыскных отделений, как производство розыска по делам общеуголовного характера. Однако чины сыскных отделений обладали всеми правами и обязанностями, присвоенные полиции судебными уставами. Из этого следует, что сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, должны проводить дознания по уголовным преступлениям, а также выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей.

Начиная с Петербурга, сыскное отделение которого было создано ещё в 1866 году, подобные организации стали формироваться в других крупных городах страны. К 1906 году к таким городам относились Москва, Киев, Варшава, Рига, Одесса, Ростов-на-Дону и Баку. Вместе с перечисленными городами, было создано 89 сыскных отделений. Однако их штат был более, чем скромными - от 8 до 20 сотрудников. В связи с этим, полиции было достаточно трудно бороться с преступностью в таких условиях

В 1908 году специально для организации и руководства сыскных отделений в составе Департамента полиции создаётся восьмое делопроизводство Это подразделение возглавляли известные деятели сыска: вначале В.И. Лебедев, а затем А.Ф. Кошко. В свою очередь закон от 6 июля 1908 года предусматривал как подчинение сыскных отделений этому ведомству, так и контроль за ними прокурорско-судебным аппаратом. Это выражалось в следующих факторах:

1. Начальники сыскных отделений назначались и увольнялись по предварительному договору между губернатором и прокурором окружного суда.

2. Лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений относительно производства розыскных действий.

Позднее, 9 августа 1910 г. выходит в свет «Инструкция чинам сыскных отделений», которая утверждала положения предыдущего закона. Однако данная инструкция ещё и наделяла сыскные чины значительными полномочиями. Теперь при расследовании, сыскные чины могли работать как гласно, так и негласно. Кроме того, для создания большей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны были стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, причём, это содействие должно быть взаимным История полиции дореволюционной России.

Работа сотрудников сыскных отделений строилась в большей степени по принципу специализации или так называемому линейному принципу, в котором выделялись три основные группы преступлений:

1. Убийства, разбои, грабежи и поджоги.

2. Кражи и участие в воровских организациях. Сюда же относились конокрады, взломщики, карманники, железнодорожные и магазинные шайки.

3. Мошенничество, подлоги, обманы, фальшивомонетничество, подделка документов, шулерство, аферизм, контрабанда, продажа женщин в дома терпимости и за границу.

Из-за постоянной нехватки рабочих сил, чиновников распределяли на три основных группы согласно специализации, и лишь в некоторых случаях формировались дополнительные отделения, которые получали более узкую специализацию. Как исключение, в сыскных отделениях создавался особый четвёртый отряд, который получил название «летучий». Он был создан с целью постоянного дежурства в театрах, вокзалах, для обходов, несения дневной и ночной патрульной службы на улицах и рынках. Подобному обходу подвергались практически все места массового скопления людей

Район деятельности сыскного отделения был ограничен пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но существовал ряд исключений. К таким исключениям относилось особое поручение руководства или разрешение окружного прокурора. Благодаря таким исключениям полицейские сыска могли проводить расследования по всей губернии до самой границы, пока их не заменят органы местной полиции.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Закон "Об организации сыскной части" от 6 июля 1908 года: недостатки и достоинства в регламентации деятельности сыскных отделений в системе общероссийского уголовного розыска

Рассказов В.Л.

В конце XIX - начале ХХ вв. в России в силу особенностей исторического развития были обострены противоречия, которые привели к кризису существующего строя. Это объяснялось многими факторами: нежеланием самодержавия идти на уступки оппозиции, отсутствием в России развитых демократических традиций и в силу этого крайней нетерпимостью политических партий друг к другу.

Следует отметить, что в борьбе с оппозицией правительство использовало казачество. Как люди военные и связанные присягой и дисциплиной, казаки не могли не выполнить приказа, так как это считалось одним из тяжелейших преступлений. Вместе с тем использование казачьих частей в революционных событиях, посеяв семена грядущего раскола в казачьей среде, оказывало деморализующее воздействие на казачество, что являлось одной из причин нежелания Военного ведомства выполнять функции подавления массовых выступлений.

Все это способствовало обострению криминальной обстановки. По подсчетам С.С. Остроумова, проанализировавшего динамику роста "наиболее серьезных" преступлений, подсудных окружным судам и судебным палатам, в период с 1899 по 1908 гг. количество таких преступлений возросло с 266710 до 385039, в том числе: против порядка управления - с 8048 до 8729; против жизни - с 16293 до 33053; насильственных похищений имущества - с 20322 до 47107, краж - с 63328 до 1085079. Количество убийств возросло более чем в два раза - их пик пришелся на 1907 год. За тот же период число осужденных окружными судами выросло на 66%. В первые девять лет ХХ в. ежегодный рост преступности в стране составил 7%.

Однако только за 1902-1904 гг. из 864626 уголовных дел, находящихся в производстве всех судебных следователей России, было прекращено из-за "необнаружения виновных" 137594 дела, т.е. как минимум такое же количество преступников остались безнаказанными или почти каждое шестое преступление, по факту совершения которого проводилось предварительное следствие, осталось нераскрытым. Такая тенденция, на наш взгляд, стала возможной, в первую очередь, в связи с недостаточностью специальных органов сыскной полиции, осуществлявших оперативно-розыскное сопровождение органов предварительного следствия при расследовании преступлений. Указанные факторы и предопределили создание в Российской империи общегосударственной системы уголовного розыска путем учреждения сыскных отделений (СО).

12 марта 1908 г. по приказу директора Департамента полиции М.И. Трусевича был образован "Отдел уголовно-сыскной части", т.е. 8-е делопроизводство Департамента, в задачи которого входило: "общее наблюдение за деятельностью сыскных отделений в Империи, руководство сформированием новых отделений, снабжение их необходимыми пособиями, сосредоточение регистрации преступности, издание инструкций и циркуляров". В структуру 8-го делопроизводства вошло Центральное регистрационное бюро, созданное еще 1 января 1907 г. как Регистрационный отдел и возглавляемое бывшим начальником Московской сыскной полиции В.И. Лебедевым. Задачами бюро являлись сбор и классификация информации об особо опасных преступниках, наведение справок о них по запросам территориальных органов полиции, установление личности рецидивистов и т.д. Помимо наблюдения за сыскной деятельностью на местах, в обязанности 8-го делопроизводства входили: связь с иностранными полициями по вопросам общеуголовного характера; составление инструкций и правил по сыскной части; заведование школой инструкторов и фотографией Департамента полиции. Правом централизованного руководства уголовно-сыскными подразделениями общей полиции и непосредственной организацией розысков на территории всей России 8-е делопроизводство наделено не было.

В 1908-1914 гг. пост делопроизводителя (начальника) 8-го делопроизводства Департамента полиции занимал В.И. Лебедев. По его инициативе были подготовлены два законопроекта: первый - об учреждении штата Киевской сыскной полиции (она была учреждена в 1880 г. по предписанию Киевского губернатора, формировалась из чинов Киевской городской полиции и законодательным порядком не была утверждена), а второй - о создании всероссийской системы уголовного сыска, предусматривающий, помимо уже функционировавших штатных сыскных полиций, создание еще 96 СО трех разрядов в городах России: губернских и областных центрах, крупных промышленных и транспортных узлах, а также имеющих важное стратегическое значение, при этом учитывалось и количество населения. В зависимости от разряда СО предусматривались его штат и финансирование. 29 декабря 1907 г. оба законопроекта, после затянувшихся согласований между Министерством внутренних дел и Министерством финансов, в ходе которых число разрядов СО достигло четырех, штаты были уменьшены, а количество СО сокращено, были внесены в Государственную Думу и поступили на рассмотрение в Комиссию по судебным реформам, которая объединила оба законопроекта, причислив Киевскую сыскную полицию к СО 1-го разряда. В окончательном виде предусматривалось создание 89 новых СО.

20 июня 1908 г. в Государственной Думе рассматривался проект закона "Об организации сыскной части", докладчиком по которому выступил бывший товарищ (заместитель) прокурора Одесского окружного суда, член Комиссии по судебным реформам Л.Г. Люц. В частности, он изложил содержание законопроекта и внесенных в него поправок, заострив внимание на тот факт, что "быстро разрастающаяся за последнее время преступность обязывает государство принять особые меры для борьбы с преступниками". На текущий момент эта функция была возложена на полицию, которая "переобременена" и другими задачами, "отвлекающими ее от прямой задачи розыска виновников преступления".

В этой связи, розыск "должен быть возложен на лиц, обладающих достаточной опытностью в этом деле". При этом Л.Г. Люц привел красноречивую статистику: если в Германии "полицейские" расходы на одного жителя составляют 7 марок, а во Франции - 12, то в России - лишь 2 марки. Что касается денежного содержания полицейских, то в Лондоне городовые получают 100 фунтов стерлингов, а в Париже - 150, причем на каждого лондонского городового приходится 7 задержанных преступников, а на парижского - 30. Исходя из этого, он призвал депутатов снабдить полицию "особыми средствами и мерами для сыска": "В этом отношении громадную услугу уже оказала антропометрическая система Бертильона и дактилоскопия. Эти приемы применяются у нас только в 2-3 сыскных отделениях".

Помимо этого было предложено установить судебный надзор за деятельностью "полиции по розыску преступников". В заключении доклада Л.Г. Люц поддержал законопроект об организации СО "в наиболее крупных городах, с тем, однако, чтобы они обслуживали и уезды".

От правительства законопроект поддержал товарищ министра внутренних дел А.А. Макаров, который, в частности, пояснил: "За последнее время до 30% преступлений остаются безнаказанными. Расходы на сыскную полицию с избытком окупятся прекращением общих убытков, простирающихся до миллиарда… Нужно изменить организацию сыска, что и проводится законопроектом". После бурных и продолжительных дебатов, порой переходящих во взаимные оскорбления депутатов, как указывается в официальном документе, "в результате прений законопроект принимается; против голосуют к.-д., поляки, магометане, трудовики и социалисты".

6 июля 1908 г., "одобренный Государственным Советом и Государственной Думой", закон "Об организации сыскной части" был Высочайше утвержден императором Николаем II. Помимо законодательно учрежденных органов уголовного сыска (в Петербурге, Варшаве, Москве, Риге, Одессе, Ростове-на-Дону и Баку) были образованы еще 89 СО четырех разрядов "в составе Полицейских Управлений Империи… для производства розыска по делам общеуголовного характера, как в городах, так и в уездах"; таким образом, общее количество органов сыскной полиции было доведено до 96 единиц.

К 1-му разряду были отнесены СО в Киеве, Харькове и Тифлисе; ко 2-му разряду - в Астрахани, Кишиневе, Казани и проч., всего - в 14 городах; к 3-му разряду - в Екатеринодаре, Новороссийске, Ставрополе и проч., всего - в 53 городах; к 4-му разряду - в Архангельске, Владимире, Вологде и проч., всего - в 19 городах. На чинов СО были возложены "все права и обязанности, согласно Судебным Уставам и другим действующим по сему предмету узаконениям, присвоенные ныне полиции по исследованию преступных деяний". Начальники СО и их помощники назначались и увольнялись от должности "по предварительному сношению" губернатора и прокурора окружного суда, причем "лица прокурорского надзора" наделялись правом "давать непосредственные поручения чинам Сыскных отделений в отношении производства розыскных действий". Характерно, что законом были учреждены 29 должностей переводчиков, распределение которых по конкретным СО возлагалось на министра внутренних дел.

На содержание вновь созданных СО в 1908 г. отпускалось из "средств государственного казначейства" 475505 руб., а с 1 января 1909 г. - 951010 руб. ежегодно. Причем министру внутренних дел выделялось в 1908 г. "на предмет розыска вне мест нахождения Сыскных отделений" 143450 руб. для распределения между "начальниками губерний и областей Европейской и Азиатской России и Кавказа", а с 1 января 1909 г. - 286900 руб. ежегодно.

Что касается штатов СО, то они были распределены следующим образом. Штат СО 1-го разряда составляли: начальник (с содержанием 1600 руб. в год + 400 руб. "разъездных"); помощник его (1200 руб.); полицейские надзиратели - 4 (по 750 руб. каждому); чиновники, "заведывающие столами: личного задержания, розысков, наблюдения и регистратуры" - 2 (по 420 руб. каждому); городовые - 12 (по 360 руб. каждому);на "сыскные расходы" - 4 тыс. руб., а на "канцелярские расходы и фотографию" - 500 руб. Всего на СО, при штате 20 человек - выделялось 15860 руб. ежегодно.

Штат СО 2-го разряда составляли: начальник (1400 руб. + 350 руб. "разъездных"); помощник его (1 тыс. руб.); полицейские надзиратели - 3 (по 550 руб. каждому); городовые - 6 (по 360 руб. каждому); на "сыскные расходы" - 2700 руб., а на "канцелярские расходы и фотографию" - 1 тыс. руб. Всего на СО, при штате 11 человек - выделялось 10260 руб. ежегодно.

Штат СО 3-го разряда составляли: начальник (1 тыс. руб. + 200 руб. "разъездных"); полицейские надзиратели - 3 (по 550 руб. каждому); городовые - 4 (по 360 руб. каждому); на "сыскные расходы" - 2000 руб., а на "канцелярские расходы" - 700 руб. Всего на СО, при штате 8 человек - выделялось 6990 руб. ежегодно.

Штат СО 4-го разряда составляли: начальник (900 руб. + 100 руб. "разъездных"); полицейские надзиратели - 2 (по 500 руб. каждому); городовые - 3 (по 360 руб. каждому); на "сыскные расходы" - 1200 руб., а на "канцелярские расходы" - 500 руб. Всего на СО, при штате 6 человек - выделялось 4780 руб. ежегодно.

Еженедельный журнал МВД "Вестник полиции", издававшийся в 1907-1917 гг. и посвященный проблемам теории и практики полицейского дела, так прокомментировал принятие закона "Об организации сыскной части": "Расследование по всем делам уголовного характера, их дальнейшее направление, ответственность за них и вообще весь круг обязанностей по Уставу о предупреждении и пресечении преступлений и по всем, относящимся к полиции, статьям Устава уголовного судопроизводства, как лежали прежде, так и теперь остаются на прямой обязанности чинов общей наружной полиции. Чины же сыскной полиции принимают участие только в действиях чисто розыскного характера, лишь по делам общеуголовным, в детальном распутывании всех нитей данного преступления и в сообщении добытых сведений либо производящим расследование чинам общей полиции, либо тому судебному следователю, которому расследование это полицией передано. Так сказать, «хозяином" производящегося расследования и ответственным за него лицом продолжает оставаться общая полиция, но труды ее в розыскной части значительно облегчаются одновременным участием в них агентов сыскной полиции, самостоятельно идущих по всем открываемым ими следам и пользующихся в этом отношении своею личною опытностью. Этой областью ограничивается и их вспомогательная роль при расследовании и их ответственность за розыскные действия. В умелой организации этих вспомогательных для общей полиции действий и заключается та польза, которая ожидается от сыскных отделений».

Анализируя рассматриваемый закон, следует указать на ряд его недостатков, связанных, как мы полагаем, с его материальной составляющей.

Во-первых, это незначительные штаты СО даже по 1-му разряду, что существенно снижало результативность оперативно-розыскной деятельности и сводило на нет в СО более низких разрядов внедрение принципа специализации по раскрытию конкретных видов преступлений. Помимо этого, отсутствие в штатах СО 3-го и 4-го разрядов должности помощника начальника СО, доставляло проблемы в случаях отпуска, командировки или болезни руководителя, поскольку замещать его приходилось одному из полицейских надзирателей, которые классного чина могли не иметь.

Во-вторых, в СО 3-го и 4-го разрядов не предусматривались расходы на "фотографию", которые приходилось "изыскивать" из средств на "сыскные" и "канцелярские" расходы, что, в свою очередь, приводило к "недофинансированию" этих статей и влекло к малой эффективности, в первую очередь, оперативно-розыскной работы.

В-третьих, за исключением СО 1-го разряда, отсутствовали должности чиновников, в обязанности которых входило осуществление аналитическо-регистрационной деятельности, которая ни в коей мере не отменялась для СО других разрядов. В этой связи нагрузку в этой сфере приходилось распределять между сыщиками, продуктивность деятельности которых от этого отнюдь не прибавлялась.

В-четвертых, далеко не на всех территориях России были учреждены СО: в законе прямо указывается на отсутствие их в "Европейской и Азиатской России и Кавказе", а также в областях, "входящих в состав Туркестанского генерал-губернаторства", что не способствовало успешной борьбе с преступностью в указанных регионах, поскольку розыскная функция продолжала оставаться за наружной полицией.

В-пятых, СО учреждались в составе местной полиции и в организационно-дисциплинарной сфере подчинялись полицмейстерам, которые, как показала практика, нередко использовали сыщиков для выполнения несвойственных им функций, отрывая от повседневных задач, что приводило к созданию конфликтных ситуаций. Помимо этого, согласно закону, "лица прокурорского надзора" были правомочны "давать непосредственные поручения чинам Сыскных отделений в отношении производства розыскных действий". Наделение прокурора, не являющегося профессионалом в области уголовного сыска, такой сомнительной функцией не могло, в целом, принести позитивный результат при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление и задержание преступников.

В-шестых, каждое СО осуществляло свои функции в пределах города и, в исключительных случаях, уезда, что привносило черты децентрализации в общегосударственном масштабе на практике, когда отсутствие взаимодействия между СО не могло принести успеха при розыске и задержании, например, так называемых "гастролеров", совершающих преступления в разных губерниях, городах и уездах, мобильно передвигаясь. В случаях, когда возникала необходимость проведения розыскных действий вне границ обслуживаемых СО территорий, их начальники были обязаны об этом ставить в известность 8-е делопроизводство Департамент полиции, причем только через свое начальство, т.е. в губернских центрах - через губернатора, в Петербурге и Москве - через градоначальников, в Варшаве - через обер-полицмейстера.

Вместе с тем имелся и позитивный момент: закон "Об организации сыскной части" сделал возможным создание всероссийской системы сыскной полиции, прежде в Российской империи отсутствовавшей, что явилось, безусловно, определяющим фактором в сфере оптимизации противостояния уголовной преступности, хотя уже с момента введения закона эта система требовала значительной корректуры и совершенствования.

Комментируя закон "Об организации сыскной части", Р.С. Мулукаев утверждает, что он "не решил вопрос об организации сыскных отделений в уездах, хотя при его подготовке этот вопрос обсуждался и в Департаменте полиции, и в Государственной думе. Однако сыскные отделения в уездах не были созданы из-за отсутствия необходимых средств, неподготовленности личного состава, отсутствия на местах специальных школ для обучения уголовно-розыскному делу". Кроме того, по мнению С.Н. Жарова и Н.С. Спришевского, "создание в 1908 году системы имперского уголовного розыска на основании Закона об организации сыскной части неизбежно потребовало систематизации существовавших к тому времени норм регулирования оперативно-розыскной деятельности и фиксации в нормативном акте еще не закрепленных форм и методов сыска".

Говоря об отсутствии в законе указаний на степень взаимодействия СО и полиции, С.А. Невский правильно замечает, что "взаимоотношения чинов сыскных отделений и органов общей полиции, несмотря на то, что указанные подразделения входили в единую систему полиции Российской империи, в силу ряда причин были явно неудовлетворительные, а в ряде случаев - конфликтными. Подобное положение крайне негативно влияло на результаты деятельности по раскрытию и предупреждению преступлений".

С учетом изложенного, можно констатировать, что закон "Об организации сыскной части" от 6 июля 1908 г. придал дополнительный импульс для дальнейшего развития правотворчества в сфере уголовного сыска и практики функционирования его субъектов.

криминальный уголовный сыскной трусевич

Список литературы

1 - Рассказов Л.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в Советском государстве (1917-1941 гг.). - Уфа,1994.-С. 54.

2 - Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. М.:РИОР, ИНФРА-М, 2015. С.132.

3 - Рассказов Л.П. и др. Кубанское казачество: историко-правовое исследование (конец XVIII в. - начало ХХI в.): Монография / Под ред. Л.П. Рассказова. - Краснодар, 2013. С. 89.

4 - Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России / Под ред. Г.И. Соломахи. - М., 1980. - С. 64-65.

5 - Тарновский Е.Н. Движение преступности в Российской империи за 1899-1908 гг. //Журнал Министерства юстиции. - 1909. - № 9. - С. 66.

6 - Лясович Т.Г., Фролов В.В. Особенности правовой регламентации деятельности сыскных полицейских подразделений в начале ХХ века в Российской империи // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. В 4 т. Т. 3. - Тамбов, 2011. - С. 134.

7 - Петров А.В. Проблемы организации общей полиции в Российской империи в начале ХХ века // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - № 3. - С. 134.

8 - Матиенко Т.Л. Организационно-структурные особенности сыскной полиции Российской империи (1908-1917) // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2007. - № 18. - С. 32.

9 - Вестник полиции. - 1908. - № 15. - С. 4.

10 - Перегудова З.И. Политический сыск России (1880-1917 гг.). - М., 2000. - С. 47, 50.

11 - Матиенко Т.Л. Указ.соч. - С. 33-34.

12 - Шаханов А. Московские обер-полицмейстеры и начальники сыскной полиции // Московский журнал: История государства Российского. - 2005 - № 2.(Электронный ресурс http://mj.rusk.ru/show.php?idar=801021).

13 - Шаламов А.Ю. Российский "фараон": Сыскная полиция Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ в. / Под ред. В.Л. Телицына. М., 2013. - С. 89-95.

14 - Вестник полиции. - 1908. - № 27. - С. 5.

15 - Вестник полиции. - 1908. - № 27.- С. 6.

16 - Полное собрание законов Российской империи. - Собр. 3. - Т. 28. - Отд. 1. - № 30672.

17 - Полное собрание законов Российской империи. - Собр. 3. - Т. 28. - Отд. 1. - № 30672.

18 - Полное собрание законов Российской империи. - Собр. 3. - Т. 28. - Отд. 2. - Штаты и табели. - к № 30672.

19 - Вестник полиции. - 1908. - № 48. - С. 6.

20 - Полное собрание законов Российской империи. - Собр. 3. - Т. 28. - Отд. 1. - № 30672.

21 - Мулукаев Р.С. Полиция в России (IX в. - нач.ХХ в.). - Н. Новгород, 1993. - С. 79.

22 - Жаров С.Н., Спришевский Н.С. О создании системы правового регулирования политического и уголовного сыска России в XIX - начале ХХ веков // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2012. - № 20. - С. 12.

23 - Невский С.А. Взаимоотношения сыскных отделений и общей полиции Российской империи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2012. - № 1-2. - С. 90.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение нормативно-правовой базы Российского государства 1800-1900 годов. Анализ создания специализированной сыскной полиции в Петербурге в 1866 году и Организации работы сыскных отделений по Закону от 6 июля 1908 г. "Об организации сыскной части".

    курсовая работа , добавлен 25.03.2014

    Положение дел в дореволюционной полиции. Реформа МВД 1880 года, организация работы в новых условиях. Создание специализированной сыскной полиции Петербурга в 1866 г., организация работы ее отделений по Закону от 6 июля 1908 г. Конвойная стража России.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2012

    Изучение истории возникновения частных детективных агентств, входящих в структуру полицейских систем экономически развитых государств. Особенности первых сыскных агентств Франции, Америки. История наружного наблюдения "охранных отделений" царской России.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    Высшее полицейское руководство и организационно-правовые основы создания и деятельности сыскных отделений в начале ХХ века. Формы и методы борьбы с уголовной преступностью в России. Делопроизводство и задачи секретных отделов, надзор и тайные агенты.

    реферат , добавлен 22.07.2012

    Правовая регламентация сыскной работы в Российской Империи до преобразований и Петра І и во время их реализации. История развития оперативно-розыскной деятельности в советский период. Особенности современного положения уголовного сыска в России.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Источники, развитие и структура Особенной части уголовного права Японии. Уголовно-правовые нормы неуголовного законодательства. Отличие российского уголовного закона от УК Японии. Два взгляда на построение системы Особенной части уголовного права.

    реферат , добавлен 22.03.2011

    Развитие уголовного сыска в России как часть общего процесса формирования и развития правоохранительной функции государства. Верховная распорядительная комиссия и создание Департамента полиции. Структура и функции Департамента полиции (1880-1917 гг.).

    курсовая работа , добавлен 27.07.2011

    Основные направления осуществления оперативно-розыскной деятельности помимо непосредственно борьбы с преступностью, ее отличия от частной детективной (сыскной). Социальная обусловленность и методы оперативно-розыскной деятельности в современной России.

    реферат , добавлен 08.12.2014

    Понятие уголовного закона. Уголовное законодательство, его взаимосвязь с Конституцией РФ и нормами международного права. Структура уголовного закона и уголовно-правовой нормы. Действие уголовного закона во времени. Обратная сила уголовного закона.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2015

    Сущность уголовного закона - система уголовно-правовых актов Украины; значение уголовного закона; специфические черты уголовного закона. Сравнительная характеристика Уголовных кодексов Украины 1960 и 2001 гг. Структура уголовного закона.

Первый законодательный акт о деятельности сыскной в России. В соотв. с ним в составе полицейских управлений Империи были образованы сыскные отделения четырех разрядов для производства Розыска по делам общеуг. х-ра как в городах, так и в уездах (в дальнейшем правила сыскной деятельности были развиты и детализированы в принятой 9 августа 1910 Инструкции чинам сыскных отделений). В соотв. с 3. чины сыскных отделений, кроме сыскных действий, проводили дознание не только по общеуг. преступлениям, но и выполняли отдельные поручения прокуроров и судебных следователей. См. Опер.-розыск. закон, Развитие правового регул, сыска в России, Сыскное отделение, Уг. сыск. Мулукаев Р.С. Полиция в России (IX в. - нач. XX в.). - Н. Новгород, 1993; Шумилов А.Ю. Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России. - М., 1997; Елинский В.И., Исаков В.М. Становление и развитие уголовного сыска в России (X - нач. XX вв.). - М., 1998; История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы /Под ред. В.М. Ку-рицина. - М., 1998; Сизикое ММ. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века. - М., 1998; Шумилов А.Ю. Лекция 3. Развитие правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в России (XVIII-XX в.). - М., 1998; ; .

2.1 Закон "Об организации сыскной части"

6 июня 1908 г. был принят закон "Об организации сыскной части" ПСЗ. Собр. 3-у. T.XXVIII. Отд.1. 1911. № 30672.. Данный закон сформулировал задачи сыскных отделений и возложил на них все права и обязанности, присвоенные судебными уставами полиции. Теперь сыскные отделения, кроме оперативно-розыскных действий, проводят дознания по уголовным преступлениям. Они также обязаны были выполнять отдельные поручения прокуроров и судебных следователей. Сыскная часть была выделена из ведения общей полиции.

Закон от 6 июня 1908 г. только в общих чертах определял задачи и организационное устройство сыскных отделений.

Это положение было подтверждено «Инструкцией чинам сыскных отделений» от 9 августа 1910 г. Инструкция чинам сыскных отделений. СПб., 1910.с. 138, которая более подробно регламентировала порядок деятельности сыскных отделений и их организационную структуру. Однако Инструкция не отличалась достаточной четкостью своих норм. Согласно Инструкции чины сыскных отделений наделялись значительными полномочиями. Например, гласное и негласное расследование или систематический надзор за преступными и порочными элементами путем негласной агентуры и наружного наблюдения. Наличие распоряжений и инструкций начальников местной полиции, которые определяют отношения чинов сыскных отделений и общей полиции, согласно которым для обеспечения общей безопасности и борьбы с преступностью полицейские сыска должны стремиться к единению с сотрудниками общей полиции, а те в свою очередь обязаны всегда и во всем оказывать свое законное содействие чинам сыскных отделений.

Организация борьбы с преступностью охватывает и такую форму деятельности сыскной полиции, как предупреждение и предотвращение преступлений. В этом направлении деятельность сыскных отделений не отличалась особой эффективностью. О плохой организации профилактической работы сыскной полиции России в пореформенный период свидетельствует рост общей преступности. Если в 1903 году общими судами было осуждено 53469 человек, а мировыми судами и судебно-административными установлениями - 66726, то в 1910 - уже, соответственно, 88478 и 86247 человек Шинджикашвили Д. И. Сыскная полиция царской России в период империализма. Омск, 1973 г. С.16.

Район деятельности сыскного отделения определяется пределами ведения полицейского управления, в которое оно входит, но по особому поручению руководства и с разрешения окружного прокурора полицейские сыска могут проводить негласные розыски и дознания по всей губернии, вплоть до преследования преступника на границе другой губернии до тех пор, пока к преследованию не приступит местная полиция.
О деятельности по производству дознаний о преступлениях, а также о ходе негласных расследований, предпринимаемых в видах предупреждения деяний общеуголовных, начальник сыскного отделения обязан уведомить окружного прокурора. Полицейские надзиратели и городовые сыскных отделений могут получить поручение непосредственно от чина прокурорского надзора, но об исполнении обязаны предварительно уведомить своего начальника, в безотлагательных случаях, приступив к исполнению, доложить начальнику при первой возможности.
Все сведения, касающиеся дел политического характера, начальник сыска обязан незамедлительно сообщать начальнику губернского жандармского управления или охранному отделению и не принимать каких-либо мер по данному делу.

Большое внимание уделялось к подбору кадров и их профессиональной подготовке для прохождения службы в сыскных отделениях. Лица, привлекавшиеся к ответственности за преступления, а также зарегистрированные где-либо за порочное поведение, на службу в сыскные отделения не допускались.

По распоряжению министра внутренних дел П.А. Столыпина при Департаменте полиции были образованы специальные курсы для подготовки начальников сыскных отделений. Теоретической основой подготовки были лекции известного криминалиста и практического работника розыска В.И. Лебедева «Искусство раскрытия преступлений», изданные в 1909 г. отдельной книгой, используемой в профессиональной подготовке сотрудников уголовного розыска. Большая часть учебного времени на этих курсах отводилась практическим занятиям, проводимых в тюрьме, в сыскных отделениях, где слушатели знакомились с методами борьбы с преступностью. Такой подход к подготовке начальников сыскных отделений определялся тем, что им предстояло заниматься профессиональным обучением своих подчиненных, которые перед поступлением на службу в сыск не проходили специальной оперативно-розыскной подготовки.

В 1913 г. МВД утвердило единую программу для школ и курсов, необходимую для подготовки полицейских урядников Яковлева Е.И. Внутренние войска Российской Федерации: Организация, основные направления деятельности. - М.: Академия МВД РФ, 2012.- с. 431.. Общеобразовательная и правовая подготовка этой категории полицейских служащих была значительно улучшена.

Урядники должны были изучать особенные части уголовного и уголовно-процессуального права, статьи и разделы различных уставов Свода законов Российской Империи, определявшие их административную и уголовно-процессуальную деятельность, а также нормативные акты МВД и постановления губернаторов. Так как сыскные отделения в то время существовали только в городах, а в сельской местности оперативно-розыскной работой занимались полицейские урядники, то специальная часть программы предусматривала изучение сыскного дела Матиенко, Татьяна Львовна. Организация сыска в России в IX - начале XX в. : генезис, закономерности, исторический опыт: диссертация... доктора юридических наук: 12.00.01 / Матиенко Татьяна Львовна; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ].- Москва, 2010.- 455 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-12/103.

Этот интересный факт подтверждал серьезность подхода к выполнению оперативно-розыскной деятельности полицейскими, где предусматривалось не только профессионализм работы, но и знание законодательной части и эрудированности сотрудника уголовного сыска.

В заключении надо отметить, что Закон от 6 июля 1908 г. и инструкция МВД от 9 августа 1910 г. как бы привязали сыскные отделения к своему городу. Этот порядок лишал сыскную полицию определенной оперативности. А реформа уголовного розыска, осуществленная в России в годы Первой мировой войны, не привела к кардинальному улучшению работы общей полиции.

Закон "О пожарной безопасности" и его роль в организации кадровой и воспитательной работы

Местное самоуправление в зарубежных странах и России (на примере Республики Башкортостан)

Реформа местного самоуправления идет в России с 1990 года. С 1 января 2006г. В силу вступил Федеральный закон №131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. Таким образом...

Основы российского уголовного права. Ответственность за отдельные виды преступлений

Уголовное право является самостоятельной отраслью права. Оно представляет собой совокупность установленных юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния (действия или бездействия) являются преступлениями...

Понятие и виды объекта преступления

Непосредственным объектом признается то охраняемое уголовным законом общественное отношение (благо), против которого совершается определенное запрещенное уголовным зако-ном посягательство...

Правовое и документационное обеспечение расторжения трудового договора по инициативе работника

В соответствии с частью 2 статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации по договоренности между работником и работодателем трудовой договор, может быть, расторгнут и до истечения установленного срока предупреждения...

Правовое обеспечение игорного бизнеса

1. Размещение казино в гостиницах, находящихся в государственной и муниципальной собственности Во многих странах мира, не исключая Россию, система «звезд» положена в основу классификации уровня комфортабельности гостиниц по категориям...

Конституция Республики Беларусь 1994 г. определила основные положения организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора заточным и единообразным исполнением законов в Беларуси. В Конституции провозглашено...

Правовое регулирование деятельности прокуратуры

Правотворческий процесс в субъектах Российской Федерации

В настоящее время, как известно...

Приобретение прав на земельные участки

Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года Статья 2 "Если иное не установлено федеральными законами...

Создание специализированной сыскной полиции в Петербурге в 1866 году

Еще на ранних стадиях становления Российского государства складывались различные формы и методы борьбы с уголовной преступностью. Основная тяжесть по розыску виновных ложилась на самих пострадавших...

Создание специализированной сыскной полиции в Петербурге в 1866 году

Высочайшим указом от 13 декабря 1866 года была упразднена городская стража и было создано новое подразделение - стража полицейская. Основными территориальными подразделениями в Петербурге стали участки во главе с частными приставами...

Создание специализированной сыскной полиции в Петербурге в 1866 году

Статус депутата представительного органа местного самоуправления (на примере города Боготола)

Поскольку новый Федеральный закон, принятый совсем недавно, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»: Принят Госдумой 16. 09.2003 // www.akdi.ru/duma.ru существенно меняет права органов местного самоуправления...

Поделиться: