Обществознание термины и понятия. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: работа с понятиями

Среднее общее образование

Обществознание

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: работа с понятиями

Работа с понятиями остается одной из основ курса обществознания. Она в разной мере присутствует во всех заданиях ЕГЭ по этому предмету. Кандидат педагогических наук Ольга Соболева объясняет, как выучить понятия и апеллировать ими на экзамене.

Актуальная проблема - недостаточный уровень знания определений

По данным ФИПИ, задания на работу с понятиями выполняются не очень хорошо. К сожалению, большинство учебников по обществознанию не «заточены» под ЕГЭ. Они составлены правильно с точки зрения изучения предмета, но в них сложно найти точные емкие определения, которые можно было бы использовать на главной проверочной работе.

В некоторых пособиях и вовсе встречаются ошибки в определениях. Информация в интернете, из той же «Википедии», тоже подчас вводит в заблуждение. Ученики транслируют в ответах на ЕГЭ эти ошибки и, в результате, получают сниженные баллы. Периодически выпускники обращаются в апелляционную комиссию, доказывая свою правоту примерами из всевозможных пособий, но комиссия учитывает только учебники с грифом Министерства образования.

Как ученикам усвоить понятия? Есть два способа. Первый - вызубрить их. Однако, как показывает практика, зубрежка дается современным школьникам тяжело, и при ответе ученик может упустить что-то важное. Второй способ - вникнуть в суть понятия и дать определения своими словами. Собственные определения порой получаются нескладными и вызывают нарекания, но школьник может заранее, при подготовке, соотнести свои формулировки с основными требованиями, дать на проверку учителю, отшлифовать их.

Как работать с понятиями

Ребенку необходимо усвоить логическую структуру. В этой структуре термин представляет собой низшую категорию обобщения (он больше не делится ни на какие понятия). Категория, в свою очередь - очень высокий уровень. На вершине понятий находится глобальная категория «бытие», охватывающая все существующее.

4 способа дать определение понятию:

  • Логический (родовидовой). Самый распространенный способ. Определяем узкое понятие через широкое и добавляем специфический признак. Вспомогательные слова: часть, элемент, составляющая, один из, вид, институт, организация. Пример: Акция - это вид ценной бумаги, владельцы которой получаю дивиденды.
  • Описательный (семантический). Состоит из основных признаков объекта. Перечисляем основные признаки до того момента, пока под определение не начнут подходить другие понятия. Вспомогательные слова: совокупность, набор, система. Пример: Менталитет - это совокупность особого склада ценностных установок, стереотипов мышления, чувствования и поведения, выработанных на основе логичного и многопоколенного опыта соответствующей группы.
  • Генетический. Основан на происхождении не слова, а явления. Описывая происхождение предмета, перечисляем его существенные признаки. Вспомогательные слова: этап, период, ступень уровень, начальный, завершающий, между, следующий за. Пример: Наказание - это мера принуждения, назначаемая по приговору суда.
  • Этимологический. Вспомогательный способ, который не может дать определение полностью. Обращаемся к происхождению слова, его переводу с латинского. Можно выучить распространенные приставки, корни, которые помогут определить смысл. Пример: Демократия - власть народа.

Для наглядности рассмотрим, какие разные определения можно дать слову «Консерватизм»:

  • Логический. Вид политической идеологии, выступающей за сохранение существующего общественного порядка.
  • Описательный. Система взглядов, идей, течений, ориентированных на сохранение морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, государстве.
  • Генетический. Идеология, возникшая как реакция на либерализм.
  • Этимологический. От лат. conserve - сохраняю, охраняю.

Представленные способы можно сочетать. Основное требование к определению: оно должно содержать как минимум два основных признака понятия, причем один из этих признаков - родовидовой. Кроме того, определение не должно быть большим и избыточным, содержать непонятные слова, подходить к нескольким явлениям, включать образные характеристики, и (сложно, но осуществимо!) не должно содержать однокоренные слова. Опираясь на эти требования, учитель может вместе с классом за несколько лет составить собственный словарь определений.

Изучать и запоминать понятия помогают кроссворды, таблицы, кластеры, схемы, а также модная игра «Алиас» (если вписать в нее нужные термины). Что касается учебников по обществознанию, то отметим: УМК корпорации «Российский учебник» содержит курс, которой до публикации годами отрабатывался в школе.

Задания ЕГЭ

В ЕГЭ есть много заданий на проверку того, как ученики умеют работать с понятиями. В первой части это задания под номерами 1, 2, 20. Во второй части: 22, 25, 27, 28 и 29. Кстати, задание № 22 появилось только в 2017 году - оно похоже на № 25, но немного проще. Рассмотрим, на что нужно обратить внимание учеников.

Задание 1. В ставьте слово или словосочетание в таблицу. Фактически, это работа с понятием - мы подбираем его под определение. Здесь спрятано много подсказок: в определении слова, в тексте задания, в шапке таблицы. Дети часто не вчитываются в них, а зря. Можно ориентироваться на второе понятие в таблице, нужное слово будет с ним из одной темы. Но учитываем, что одна тема - не значит одно основание для классификации. К примеру, в задании говорится о видах социальной мобильности и уже дано понятие «вертикальная»: ученик, следуя логике, не вчитываясь, вписывает слово «горизонтальная», хотя ответ может быть совсем другой.

Задание 2. Н айдите обобщающее родовое понятие. В большинстве случаев выполняется правильно - особенно, если выпускник усвоил уровни понятий. Сложности возникают, когда ребенок неправильно трактует задание и решает дописать слово (это особенно свойственно преуспевающим ученикам). Но обобщающее понятие нужно не дописать, а выбрать из уже представленных слов.

Задание 20. В ставьте слова в текст. При выполнении лучше вначале прочитать материал, подобрать термины по смыслу, а затем проверить себя с помощью списка слов. Важно вникнуть в смысл текста. Также нужно учесть, что в тексте не может меняться грамматическая структура слов, а понятия из списка можно видоизменять.

Задание 25. О бъясните, какой смысл обществоведы вкладывают в то или иное понятие. В рамках задания нужно составить два предложения по определенным требованиям. Второе предложение, фактически, будет являться определением. Экспертам трудно оценивать задание № 25: в зависимости от того, насколько точно дано определение, количество баллов колеблется от 0 до 2, а эту точность не всегда легко измерить.

Задание 27. Р ешите задачу (составляется по 4 разным моделям). В модели 1 нужно определить, о каком явлении идет речь: даны признаки понятия, и это понятие нужно вписать. Если ученик колеблется между двумя похожими понятиями, то пусть лучше указывает в ответе оба.

Задание 29. Н апишите мини-сочинение на основе одного из высказываний. Здесь необходимо продемонстрировать умение выстраивать теоретическую аргументацию. Также нужно привести определения, раскрывающие смысл основных понятий высказывания. В разных высказываниях разное количество понятий, так что баллы не привязаны к количеству определений.

В основе обществознания - обобщение, апеллирование понятиями. Поэтому работа с ними важна не только для сдачи ЕГЭ, но в целом для понимания предмета.


Вниманию школьников и абитуриентов предлагается пособие для подготовки к единому государственному экзамену, которое содержит 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ по обществознанию. Каждый вариант составлен в полном соответствии с требованиями ЕГЭ, включает задания разных типов и уровня сложности по всем базовым наукам, на основе которых формируется курс обществознания: философии, экономике, социологии, социальной психологии, политологии, правоведению.

Раздел I. Общество

1. Аграрное (традиционное) общество – тип общества, основанный на господстве сельского и натурального хозяйства

2. Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую систему

3. Глобальные проблемы человечества – проблемы, возникшие во второй половине 20 века, от решения которых зависит развитие и существование всего человечества (например: предотвращение войн и сохранение мира на Земле; преодоление экологического кризиса и его последствий; борьба с наркоманией, терроризмом и др.)

4. Демография – наука о народонаселении, изучающая его численность, состав, изменение.

5. Индустриальное (промышленное) общество – этап общественного развития, следующий за аграрным обществом, основанный на господстве машинного производства и разделении труда.

6. Научно – техническая революция (НТР) – быстрый, качественный скачок в развитии производительных сил общества (машин, сырья, рабочей силы и др.), вызванный изменениями в системе научных знаний.

7. Научно – технический прогресс (НТП) – постепенное развитие производительных сил общества (машин, сырья, рабочей силы и др.), вызванное изменениями в системе научных знаний

8. Общество 1) в узком смысле - а) группа людей, объединенных общностью целей, интересов, происхождения (общество книголюбов, спортивное общество и др.); б) определенный этап исторического развития (первобытное общество, средневековое общество, современное российское общество и др.);

2) в широком смысле - а) все человечество в прошлом, настоящем, будущем; б) часть мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная;

9. Обществознание – система наук и учений, изучающих различные стороны общественной жизни.

10. Политология – наука, изучающая политику в ее многообразии и целостности.

11. Постиндустриальное (информационное) общество – этап общественного развития, следующий за индустриальным обществом, основанный на развитии информационных технологий, наукоемкого производства

12. Природа 1) в широком смысле – все сущее, весь естественный мир в многообразии его форм;

2) в узком смысле – естественная среда обитания человека.

13. Прогресс – направление развития от низшего к высшему, от простого к сложному.

14. Революция – полное, коренное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, быстрый скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому.

15. Регресс – направление развития от высшего к низшему, от лучшего к худшему

16. Реформа – преобразование, переустройство какой – либо стороны общественной жизни (порядков, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры (например, реформы в России 60 – х гг. ХIХ в.).

17. Социальный прогресс – направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

18. Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, социальных группах, отношениях личности и общества.

19. Сферы жизни общества – взаимодействующие части общества, главные её составляющие (экономическая, социальная, политическая, духовная сферы общества)

20. Философия – учение об общих принципах бытия и познания; об отношении человека к миру, природе и обществу.

21. Эволюция – постепенные качественные изменения явлений и процессов

22. Эстетика – наука, предметом изучения которой является искусство.

23. Этика – наука, предметом изучения которой является мораль.

Раздел II. Человек

1. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием новых, уникальных творений, ранее не изведанных.

2. Деятельность – форма активности, при которой человек создает условия существования и развития общества.

3. Индивид – отдельно взятый конкретный человек.

4. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

5. Личность – человек, обладающий набором социально значимых черт, свойств и качеств, которые он проявляет в общественной жизни. Для личности характерны: 1) сознание мотивов своего поведения, 2) ответственность за свои поступки 3) самореализация, раскрытие индивидуальных особенностей 4) активность

6. Поведение – совокупность поступков

7. Поступки – сознательные действия, направленные на достижение какой-либо социально значимой цели

8. Потребности – нужда в чем-либо. В науке применяются различные классификации. В самом общем виде можно выделить три группы потребностей: а) биологические (потребность в пище, воде и т.д.); б) социальные (потребность в труде, в общении и др.); в) духовные (потребность в познании, знаниях, общении, и др.)

9. Социализация – процесс становления личности. Этапы социализации: детство, юность, зрелость, старость.

10. Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного вида деятельности.

11. Талант – выдающиеся способности человека, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности.

12. Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (создание новых культурных и материальных ценностей).

13. Человек – биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле.

Раздел III. Познание

1. Абсолютная истина несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание.

2. Восприятие – целостные чувственные образы, возникающие на основе ощущений

3. Гуманитарное знание – знание, рассматривающее мир человека, цели и мотивы деятельности, его духовные ценности, личностное восприятие мира

4. Истина – знание, наиболее полно и точно соответствующее окружающему миру

5. Образ «Я» («Я – концепция») – представление человека о самом себе (представление о собственной внешности, о своих способностях, об отношении к себе других людей)

6. Относительная истина – неполное, ограниченное знание.

7. Ощущение – восприятие мира человеком через органы чувств (отражение свойств предметов и процессов, возникающих в результате их непосредственного воздействия на органы чувств)

8. Познание – деятельность человека, направленная на получение нового знания об окружающем мире.

9. Понятие – форма мышления, отражающая общие признаки познаваемых предметов.

10. Представление – чувственно-наглядный образ, сохраняемый в памяти

11. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; эмоциональное отношение к собственному образу

12. Самопознание – процесс, в котором человек познает самого себя.

13. Социальное знание – знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т.д.

14. Суждение – форма мышления, отражающая связь между предметом и его признаками.

15. Умозаключение – выводы, сделанные на основе суждений

Раздел IV. Духовная жизнь общества

1. «Золотое правило морали (нравственности)» - чего в другом не любишь, того и сам не делай.

2. Гуманизация – внимание общества к личности, ее интересам и запросам. Гуманизация образования требует такого содержания образования, чтобы каждый ученик получил возможность максимально развить свои способности и дарования (например: приобщение к образованию инвалидов).

3. Гуманитаризация – усиленное внимание к изучению общественных и гуманитарных дисциплин, имеющих первостепенное значение в жизни современного человека.

4. Интернационализация – сближение различных национальных образовательных систем

5. Искусство – художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре и др.

6. Контркультура – субкультура, противостоящая, конфликтующая с господствующими ценностями.

7. Культура – в широком смысле - все, что создано и создается человеком. Различают культуру материальную (техника, производство, и т.д.) и духовную (наука, искусство, религия, мораль, философия и т.д.)

Культура – в узком смысле уровень цивилизованности, воспитанности человека и общества.

8. Культурные универсалии – нормы, ценности, правила, традиции, присущие всем культурам независимо от географического места и исторического времени.

9. Мораль – совокупность правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям. (уважать старших, любить родителей и др.) В отличие от норм права нормы морали не записаны в официальных государственных документах и за их нарушение человек не будет привлечен к юридической ответственности.

10. Наука – творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию новых знаний о природе, обществе и человеке. Наука включает в себя: ученых с их знаниями, научные учреждения, специальное оборудование, методы научно- исследовательской работы, особый язык науки.

11. Образование – процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире.

12. Патриотизм – чувство любви и преданности Родине.

13. Религия – вера в существовании сверхъестественных сил

14. Субкультура – система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе (Например: молодежная, детская субкультура и др.)

15. Ценности (ценностные ориентации) – идеалы, нравственные нормы, которыми руководствуется человек в обществе (например: добро, справедливость, честь, Родина, семья и др.)

Раздел V. Экономическая сфера общества

1. Акция – ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом, закрепляющая права на получение дивидендов (части прибыли)

2. Брокер (маклер) – посредник при заключении сделок, специализирующийся на определенных видах товаров и услуг. Брокер действует по поручению и за счет клиента, получая вознаграждения.

3. ВВП (валовой внутренний продукт) - экономический показатель, определяющийся как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение года на территории страны.

4. ВНП (валовой национальный продукт) – экономический показатель, определяющийся как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри станы, так и за рубежом.

5. Государственный бюджет основной финансовый план государства на текущий год, представляющий собой роспись его денежных доходов и расходов и имеющий силу закона. Государственный бюджет РФ утверждается Федеральным Собранием РФ

6. Деньги – средство платежа за товар или услугу.

7. Дилер – посредник в торговых сделках, действует за свой счет. Его доход – разница между покупной и продажной ценой товара

8. Издержки производства – затраты производителя на производство товаров или услуг.

9. Инвестиции – капиталовложения, осуществляемые фирмами, банками и другими структурами в производство.

10. Инфляция – рост цен.

11. Маркетинг – деятельность, направленная на формирование и удовлетворение потребностей человека.

12. Менеджер – специалист по управлению производством.

13. Менеджмент – деятельность по организации и координации работы предприятия.

14. Монетарная политика – деятельность государства, связанная с контролью над денежной массой в экономике.

15. Монополия – рынок, на котором есть только один продавец, устанавливающий высокие цены для получения огромной прибыли.

16. Налог косвенный – налог на продажи товаров и услуг в виде надбавок к их цене (налог с продаж, таможенная пошлина, акциз)

17. Налог прямой – налог, взимаемый непосредственно с какого – либо дохода или имущества в установленном размере (налог на прибыль, подоходный налог, поимущественный налог)

18. Налоги – определенная сумма денег, которую необходимо уплатить государству.

19. Олигополия - рынок, на котором существуют несколько продавцов, устанавливающих высокие цены для получения огромной прибыли.

20. Предложение – количество товара или услуг, которое продавец готов предложить покупателю по данной цене.

21. Предпринимательство – самостоятельная инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли. Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности: индивидуальное предпринимательство, полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, открытое акционерное общество и др.

22. Предприятие – организация, выполняющая производство различных товаров и услуг (фабрика, завод, торговые и строительные организации).

23. Прибыль – превышение доходов над расходами.

24. Производство – процесс создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.

25. Протекционизм – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов.

26. Равновесная цена – цена товара, уравновешивающая спрос и предложение, т.е. при этой цене количество товаров, предлагаемых производителями, совпадает с количеством товаров, которые готовы купить покупатели.

27. Рынок – система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, где формируются спрос, предложение и цены на них.

28. Спрос – количество товара или услуги, которое покупатель готов купить по данной цене.

29. Стоимость – сумма затрат, вложенных в производство товара или услуги.

30. Факторы производства – основные ресурсы, используемые в процессе производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация)

31. Фискальная политика – деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета.

32. Цена – стоимость товара или услуги, выраженная в деньгах.

33. Ценные бумаги специальным образом оформленные финансовые документы, в которых зафиксированы права их владельца или предъявителя.

34. Экономика – 1) наука, изучающая законы развития хозяйства (не только одной семьи, но и всего общества в целом);

2) хозяйственная деятельность, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

35. Экономическая система – определенный способ организации экономической жизни. Типы эконом. систем: традиционная, командная, рыночная, смешанная.

36. Экономический рост – долговременное увеличение реального ВВП (валового внутреннего продукта) как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

37. Эмиссия – выпуск ценных бумаг.

Раздел VI. Социальные отношения

1. «Белые воротнички» - работники, занятые в научных и прикладных разработках, а также в сфере информации.

2. Андеркласс – слой общества, образуемый деклассированными элементами (алкоголики, наркоманы и др.), потерявшими человеческий облик; «социальное дно» общества.

3. Большая социальная группа – группа с большим количеством людей, основанная на различных типах социальных связей, не предполагающих обязательных личных контактов (классы, нации и др.)

4. Конфликт спор, столкновение между субъектами взаимодействия по поводу несовпадения мнений, интересов, позиций.

5. Малая социальная группа – небольшое количество людей, непосредственно взаимодействующие между собой, объединенные одной целью, общими интересами (семья, дружеская компания и др.)

6. Маргинал - человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.

7. Матриархальная семья – семья, характеризующаяся главенствующим положением женщины в семье.

8. Межличностные отношения – взаимосвязь между отдельными индивидами.

9. Нация – исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся единством экономического пространства, территории, исторического пути развития, языка, культуры, национального самосознания.

10. Неполная семья – семья, состоящая из одного родителя и детей.

11. Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и детей.

12. Общение 1) в широком смысле – взаимные отношения, деловая и дружеская связь между людьми;

2) в узком смысле - обмен информацией, идеями, чувствами

13. Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия между людьми, а также между социальными группами (Виды общественных отношений: межнациональные, межличностные, межгосударственные и др.)

14. Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение не соответствующее общепринятым нормам в обществе. Опасные социальные отклонения: преступность, алкоголизм, наркомания, расизм, терроризм.

15. Патриархальная семья - семья, характеризующаяся главенствующим положением мужчины в семье.

16. Расширенная семья – семья, включающая детей, родителей и прародителей.

17. Санкции – система вознаграждений и наказаний.

18. Семья – малая социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови), члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.

19. Социальная группа – совокупность людей, имеющих общий социальный признак (место жительства, доход и др.) и выполняющих общественно необходимую функцию в обществе

20. Социальная мобильность переход человека из одной социальной группы в другую; изменение индивидом своей позиции в социальном пространстве (виды: горизонтальная, вертикальная)

21. Социальная роль – модель поведения, часть статуса

22. Социальная стратификация – социальное расслоение, т.е.разделение общества на социальные группы людей, отличающихся по своему положению (по доходу, образованию, власти и др.) в социальной структуре общества.

23. Социальная структура общества – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп

24. Социальные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Виды социальных норм: правовые, моральные, политические, религиозные и др.

25. Социальный институт – устойчивая совокупность людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных норм, правил поведения. Главные социальные институты общества – государство, образование, семья.

26. Социальный контроль – целенаправленное воздействие общества на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности. Механизмы регуляции отношений индивида и общества: социальные нормы, общественное мнение, санкции, самоконтроль.

27. Социальный статус – положение человека в обществе

28. Этнос – исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племя, народность, нация.

Раздел VII. Политика

  1. Авторитаризм – политический режим, основанный на самовластии единоличного правителя или правящей группировки, грубо нарушающей правовые и нравственные нормы жизни общества.
  2. Власть – способность и возможность осуществлять свою волю, оказывая определяющее воздействие на деятельность людей с помощью каких – либо средств
  3. Выборы - способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования.
  4. Государство – основной институт политической системы общества, особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.
  5. Гражданин – лицо, обладающее правом гражданства.
  6. Гражданское общество - сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся организаций, огражденных соответствующими законами от прямого и произвольного вмешательства со стороны государственной власти
  7. Гражданство - принадлежность лица к данному государству и выражающаяся в совокупности их – гражданина и государства – взаимных прав и обязанностей.

8.Демократия – политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, провозглашающий равенство всех перед законом, гарантии прав и свобод граждан и др.

  1. Законодательная власть - система государственных органов, имеющих право принимать законы.
  2. Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц. Включает в себя два взаимосвязанных компонента: 1) Избирательное право- комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов.
  3. Исполнительная власть – система государственных органов, обеспечивающих исполнение законов и иных нормативно-правовых актов, принятых законодательной властью.
  4. Конституционный строй – способ организации жизнедеятельности государства, общества и гражданина, установленный и регулируемый конституцией и другими конституционно-правовыми актами.

13. Конфедерация – временное образование, союз самостоятельных государств, образуемый для достижения каких – либо конкретных целей (экономическая взаимопомощь, борьба с мировым терроризмом т.д.).

  1. Местное самоуправление – самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения.
  2. Многопартийность наличие в стране двух и более партий.
  3. Монархия – государство, в котором вся власть сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха.
  4. Политика – деятельность, связанная с отношениями между субъектами политики (социальными группами, политическими партиями и объединениями, политическими элитами и др.) по поводу завоевания, удержания и использования политической власти в обществе
  5. Политическая власть - способность субъекта осуществлять свою волю, оказывая определяющее воздействие на политическую деятельность людей с помощью каких – либо средств с целью реализации своих, прежде всего политических интересов. Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним.
  6. Политическая идеология – система идей и взглядов, выражающая интересы, идеалы какого – либо субъекта политики
  7. Политическая партия – добровольная политическая организация, объединяющая группу единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
  8. Политическая система – совокупность всех существующих в обществе политических структур, форм взаимодействий между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система включает в себя 5 основных элемента: 1) Институциональная подсистема (государство, политические партии, общественно-политические движения); 2) Нормативная подсистема (политические, правовые нормы, обычаи и традиции, регулирующие политическую жизнь); 3) Функциональная подсистема (методы осуществления власти); 4) Коммуникативная подсистема (формы взаимодействия, связи, общение внутри политической системы, а также между политической системой и обществом); 5)Культурно – идеологическая подсистема (политическая идеология, политическая культура);
  9. Политическая элита – это группа людей, выделяющаяся привилегированным положением, непосредственно участвующая в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
  10. Политический лидер политический деятель, являющийся ведущей политической фигурой и оказывающий влияние на большие группы людей
  11. Политический режим – совокупность способов и методов осуществления политической власти.Виды политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический
  12. Политическое движение – общественное объединение, преследующее политические цели, поддерживаемые его участниками. (Отличие от партий: политич. движения менее формализованы, могут обходиться без аппарата управления)
  13. Правовое государство – государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
  14. Разделение властей – принцип организации и осуществления государственной власти, согласно которому власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

28. Республика – государство, в котором источником власти является народ, и формирование органов власти осуществляется путем выборов.

  1. Референдум – форма принятия законов или решение наиболее важных государственных вопросов путем всеобщего голосования (Например: принятие конституции, и др.)
  2. Суверенитет – независимость государства по отношению к другим государствам в осуществлении своей внутренней и внешней политики
  3. Судебная власть – система государственных органов, исполняющих полномочия по осуществлению правосудия.

32. Тоталитаризм - политический режим, основанный на самовластии единоличного правителя или правящей группировки, характеризующийся прямым насилием в процессе управления обществом, отсутствием демократических свобод и прав у населения.

33. Унитарное государство – единое государство, разделенное на административно – территориальные единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

34. Федерация – государство, состоящее из государственных образований (субъектов федерации – штаты, земли, республики, области и др.), обладающих относительной политической самостоятельностью.

  1. Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
  2. Форма правления – организация высших органов власти государства и порядок их образования. По форме правления государства подразделяются на монархию и республику.

Раздел VIII. Право

1. Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.

2. Всеобщая декларация прав человека – правовой документ, определяющий права и свободы человека, подлежащих всеобщему соблюдению. Принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Советский Союз подписал Декларацию в 1988 году.

3. Гражданское право – отрасль права, регулирующая сферу имущественных отношений и личных неимущественных отношений.

4. Дееспособность – способность самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности (возникает с 6 лет, частичная дееспособность с 14 лет, полная дееспособность с 18 лет)

5. Закон – правовой документ, принятый высшей законодательной властью государства (в РФ таковой властью является парламент – Федеральное Собрание) или непосредственным волеизъявлением народа (референдумом ), регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

6. Институт права – обособленная группа норм внутри той или иной отрасли права. (Например внутри трудового права находятся следующие институты: институт приема на работу и увольнения, институт трудового договора и др.)

7. Конституционное право – отрасль права, регулирующая сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека.

8. Конституция – основной закон государства, обладающий наивысшей юридической силой.

9. Нормативно – правовой акт – источник права, который создается компетентными государственными органами.

10. Нормы права – нормы, закрепленные в законах, издаваемых государством, четко описывающие границы поведения и наказания за их нарушение, соблюдение которых обеспечивается правоохранительными органами

11. Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений. (Например: конституционное право, административное право, трудовое право, гражданское право и др.)

12. Права человека – мера свободы человека в обществе (например: право на жизнь, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и др.)

13. Право – 1) совокупность общеобязательных правил, охраняемых государством.

2) средство закрепления и реального обеспечения естественных прав и свобод человека и гражданина (право на жизнь, на свободу слова, личную неприкосновенность и др.)

14. Правонарушение – поведение, противоречащее нормам права.

15. Правоотношения – урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых имеют права и обязанности, обеспеченные и охраняемые государством.

16. Правоспособность - возможность иметь гражданские права и нести определенные обязанности (имеют все граждане с рождения – право на жизнь, на честь и достоинство, на образование и др. Обязанности – исполнять законы, платить налоги и др.)

17. Правоохранительные органы – государственные органы, основной задачей которых является охрана правопорядка (суд, прокуратура, органы внутренних дел и др.)

18. Преступление – опасное, противоправное деяние (действие или бездействие, но не мысли), наносящее наибольший ущерб обществу.

19. Проступок – менее опасное противоправное деяние.

20. Публичное право – часть системы права , включающая совокупность отраслей права , нормы которых направлены на обеспечение государственного интереса. (К отраслям публичного права относятся: конституционное, административное, финансовое, уголовное и др.)

21. Семейное право – отрасль права, регулирующая сферу семейных отношений: условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей.

22. Трудовое право – отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений: права и обязанности работника и работодателя

23. Уголовное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие по поводу преступления, а также наказания за преступление.

24. Частное право - часть системы права , включающая совокупность отраслей права , нормы которых регулируют имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами людей. (К отраслям частного права относятся: гражданское, семейное право и др.)

25. Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Виды юридической ответственности: а) уголовная, б) административная, в) дисциплинарная, г) гражданско – правовая


Похожая информация.


Абсолютная истина - полное, неизменное, установленное раз и навсегда знание о ком-либо предмете либо явлении.
Алкоголизм (наркомания) — болезнь, развивающаяся в результате систематического употребления алкоголя (наркотиков).
Базис - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Бытие — существование человека во всем многообразии его проявлений.

Валовой внутренний продукт (ВВП )- суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенная страной за год (в рыночных ценах)

Валовой национальный продукт (ВНП) - ВВП + сумма чистых доходов из-за границы

Владение — возможность иметь что-либо (собственность).
Волюнтаризм — абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности развития общества.

Восприятие (1) — процесс формирования целостного образа, отражающего непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства.

Восприятие (2) - форма чувственного познания.
Гипотеза — выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых хотят объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений.
Государственный бюджет — перечень планируемых доходов и расходов.

Государство — политико-территориальная суверенная организация власти в обществе, располагающая специальным аппаратом для осуществления своих функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Гражданские (личные) права (статьи 9-25, 45-54, 60, 62 Конституции РФ) - права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу
Гражданское общество — система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых норм поведение
Делинквентное поведение — совокупность преступлений.
Демократия - политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Деятельность — активность людей, направленная на преобразование ими окружающего мира.

Дискримина ция - умаление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола и т.п.

Дифференциация - разделение
Духовное производство — деятельность сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом.

Императивный ман дат - право отзыва депутата избирателями до истечения срока его полномочий

Индивид(1) — единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.
Индивид (2) — отдельно взятий представитель всего человеческого рода.

Индивидуальность — неповторяемое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.

Интеграция - объединение
Искусство — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Истина — соответствие полученных званий содержанию объекта.

Исторические закономерности — общие черты, присущие группе исторических явлений.
Исторический процесс — временная последовательность сменяющих друг друга событий, которые явилась результатом деятельности многих поколений людей.
Класс — большая группа людей, объединенная по следующим признакам:
1)наличие собственности на средства производства 2)участие в распределении прибыли, З) организует производство или непосредственно участвует в нем.
Коммуникативная подсистема политической системы общества — совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в осуществления власти, выработке и проведении политики.
Конституция — это основной закон государства.

Консенсус - согласие без формального голосования

Коллективизм - принцип общности, коллективного начала в общественной жизни, в труде, какой-либо деятельности

Кос венная (представительная) демократия - возможность народа осуществлять власть через своих представителей в различных государственных органах

Культура - все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты.
Культурно-идеологическая подсистема политической системы общества — совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической системы.
Культурные права — права, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности.
Личность(1) — человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя.
Личность (2) — человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения

Многопартийность - существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий
Наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходят получение звания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.
Надстройка — совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.
Налог - обязательный платеж, устанавливаемый государством для граждан и предприятий.

Народность - общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры.

Народные массы — социальные общности, сложившиеся на определенной территории, члены которой имеют единый менталитет, культуру, традиции и обычаи и сообща создают материальные и духовные ценности.
Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.
Научная теория — логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий.

Научно-техническая революция (НТР)— это качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных званий.
Нации — наиболее развитые этнические образования, возникшие на основе языковой, территориальной, культурной, экономической, социально- психологической общности.
Нормативная подсистема политической системы общества — политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.
Нормы морали - нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения.
Образование — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Общение — процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Общественные объединения — добровольные, самоуправляемые формирования, создаваемые на основе общности интересов для достижения какой-либо цели, общей для всех их членов.
Общество (1) - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизни и деятельности (группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности);

Общество (2) - целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними (конкретный этап в историческом развитии народа или страны).

Общество (З) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

Общество (4) — динамическая саморазвивающаяся система, то есть такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
Объективная истина — достоверное знание, не зависимое от пристрастий и интересов людей.
Обычай — исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку путем многократного повторения.
Отклоняющееся (девиантное) поведение — не соответствующее требованиям социальных норм.
Относительная истина — неполное, ограниченное знание верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Отрасль права — систематизированная группа правовых норы, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

Ощущение — отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которое непосредственно воздействуют на органы чувств.
Парламентаризм — ведущее положение парламента в системе государственной власти и управления.
Партийная система — совокупность всех существующих и действующих в стране партий.

Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть

Политическая партия легальная - партия, деятельность которой разрешена государством и официально зарегистрирована

Политическая партия нелегальная - партия, которая запрещена государством и действующая подпольно

Племя - этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, культурой, языком и самоназванием.

Познание — процесс деятельности людей, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.

Подсистема - «промежуточный» комплекс, более сложный, чем элемент, но менее сложный, чем сама система.

Познание — процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.
Политика(1) — искусство управления государством.

Политика (2) — отношения между государствами, классами, социальными группами, нациями, возникающие по поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.
Политика (З) — деятельность государственных органов, политических партий, общественных объединений, в сфере отношений между социальными группами (классами, нациями, государствами), направленная на интеграцию их усилий с целью упорядочения политической власти или ее завоевания.
Политика (4) - сфера деятельности групп, партий, индивида, государства, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью политической власти.

Политика (5) - основные принципы, нормы и направления деятельности по осуществлению государственной и общественной власти

Политическая идеология - 1.система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, какого-либо субъекта политики (класса, нации, общества, партии, общественного движения); 2. теоретическое обоснование системы ценностей субъектов политики

Политическая коммуникация — распространение и передача политической информации, как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом.
Политическая культура (1)— комплекс типичного для данного общества укоренившихся образцов поведения, ценностных ориентаций, политических представлений.

Политиче ская культура (2)— это передаваемый, из поколения в поколение опыт политической деятельности в котором соединены знания, убеждения «модели поведения человека и социальных групп
Политическая партия — специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

Политические права — права, обеспечивающие возможности участия граждан в политической жизни страны

Политическая система — механизм реализации политической власти и политического управления обществом.
Политическая система общества - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть.
Политические нормы (1) — правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы. (2) — устанавливаемые различными политическими организациями нормы.
Политические права — права гражданина, обеспечивающие возможность участия в политической жизни страны.

П олитические роли личности - политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе

Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль

Политический статус — положение человека в политической системе, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияние на политическую жизнь страны.

Политическое правление — процесс разработки, принятия и реализации политических решений.
Пользование — возможность использовать полезные свойства имущества.

Понятие — форма (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки предметов и явлений.

Пошлина таможенная — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей
Права человека — гарантируемая законом мера возможного поведения индивида.
Право(1) - система общеобязательных норм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
Право(2) - система понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации.

Право (3)— это система общеобязательных, формальных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

Правовое государство - государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.
Правовой статус личности — совокупность прав и свобод личности, которые принадлежат ей по закону.
Правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой.

Прямая (непосредственная) демократия - возможность народа непосредственно принимать политические решения и осуществлять свою власть

Предложение — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте в конкретное время.
Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.

Предпринимательская деятельность — деятельность, осуществляемая по собственной инициативе, на свой риск и ответственность, самостоятельная, направленная на получение прибыли
Представление — форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно, даже если он отсутствует и не воздействует на органы чувств.
Престиж - оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении.
Приватизация - процесс передачи государственной собственности в частные руки
Прогресс - направление развития от низшего к высшему, от простого к сложному
Производительность труда — количество товара, произведённого в единицу времени.

Производительные силы — средства производства (предмет труда и орудия труда) + рабочая сила.
Производственные отношения — отношения людей в процессе производства

Пролетариат - наемные рабочие, лишенные средств производства

Пошлина — это специальный налог госу-дарства на товары, покупаемые за границей

Рабочая сила — люди с их умениями, навыками и способностями.
Распоряжение — возможность изменять назначение и принадлежность.

Революция - переворот в жизни общества, который ведет к ликвидации прежнего общественного и политического строя и установлению новой власти

Религиозные нормы — нормы, к которым относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.
Религия(1) — совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядных действий, а также религиозных институтов.
Религия (2) - система взглядов, в основе которой лежит понятие священного, святого.
Религия (З) — одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворение его духовных потребностей.

Религия (4) - вера и поклонение вымышленным, сверхъестественным существам (богам, духам и прочим)

Рынок — совокупность всех отношений, а также форм организаций и сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товара и услуг.
Рыночная экономика экономическая система, в которой решение относительно того, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке.
Самообразование — приобретение знаний путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.
Самопознание - познание личностью своих собственных возможностей, качеств.
Самореализация - претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей, проектов.
Свобода — самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Свобода человека — узаконенная возможность поступать а соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, ограничений деятельности человека.

Собственность — отношение между человеком или группой людей с одной стороны, и предметами и вещами с другой.
Сословия — большие группы людей, имеющие определенные права и обязанности, передающиеся по наследству.
Социализация — осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями (т.е. становление личности).
Социальная мобильность — возможность перехода человека с одного социального уровня на другой, из одной группы в другую.
Социальная роль — некоторый образец поведения, признанный
целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Социальная санкция — реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно-значимой ситуации.
Социальная стратификация (структура) - расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между людьми.
Социальные нормы — установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь.
Социальные права — право на благосостояние и достойную жизнь.

Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Спрос - это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен; желание и возможность потребителя купить конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте
Стоимость — величина вложенных в товар затрат.
Страты — большие группы людей, отличающиеся по своему положению в социальной структуре общества.
Суждение — форма мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с их помощью утверждается или отрицается что-либо.

Тип (сущность) государства - совокупность важнейших сторон, свойств и связей государства, порожденных конкретной исторической эпохой и отражающих его сущность
Трудовая деятельность — форма человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.

Умозаключение — получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Уровень разделения труда — распределение функций между участниками трудового процесса.
Фатализм — рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.
Фондовый рынок — рынок ценных бумаг.

Форма государства - способы организации и осуществления власти в стране: форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима
Формация — исторически определенный тип общества, рассматриваемый в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
Функции политики — совокупность процессов, выражающих ее назначение в обществе.

Функции государства - основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития
Цель - идеальный образ результата.
Цена — денежное выражение стоимости.

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества
Цивилизация(1) — уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью.

Цивилизация(2) — качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни), той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
Человек — существо, принадлежащее к человеческому роду (НОМО SAPIENS).
Экономика — система общественного производства, то есть процесс создания материальных благ необходимых человеческому обществу для его нормального развития и существования (промышленность, с/х, финансовая система, торговля).
Экономические права — узаконенные возможности свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой и предметами потребления.
Эксперимент — метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).

Эмпирическое описание — фиксирование сведений знаками языка либо другими знаковыми формами.
Этносы (народы) - большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.
Эффективность труда - затраты/результат.

Значительная часть сдававших ЕГЭ по обществознанию в 2018 году, как показывает статистика и методический анализ, испытывают трудности при формулировке своих мыслей в письменных заданиях Вы в их числе? «Кто ясно мыслит – ясно излагает»! Мы запускаем новую страницу нашего проекта – словарь по обществознанию.

Учитесь формулировать термины по обществознанию с нами!

Мы готовы помочь Вам с формулировками! Мы уже указывали на необходимость начинать разбор каждой темы ЕГЭ по обществознанию с ключевых терминов и понятий. Наш словарь поможет Вам в этом. Для чего это нужно? Чтобы не мыслить абстрактно, чтобы видеть готовые формулировки в тестовых заданиях, чтобы четко решать задание 1 (ранее 22) , например.

Согласитесь, без знания базовых терминов, с эти заданием справиться будет крайне тяжело. Не знаете ответ? Открывайте нашего словаря! Ответ МАЖОРИТАРНАЯ.

Задание 1 ЕГЭ 2019

Понятно, что термин будет из и определять он будет один из ее (раз есть для примера).

Для лучшего понимания терминов вырабатывайте собственную систему максимально простых, приближенных к действительности и запоминаемых определений. Каждое определение можно строить на близком термине (сфера ценностей) и его функции (свойстве) — регулирующих.

Задание 1 ЕГЭ 2019

Итак, помним, синоним + отличие, функция.

Ваши 300 терминов-спартанцев на ЕГЭ 2019 по обществознанию!

Мы ведем постоянную работу по пополнению нашего словаря, так как понимаем, насколько для выпускника важно овладеть понятийным аппаратом, который будет ему просто необходим на ЕГЭ по обществознанию. Если Вы посмотрите критерии проверки любого задания то увидите, что сущностные и понятийные ошибки влекут за собой снижение баллов ЕГЭ. Поэтому, наш словарь растет. Сейчас его составляют уже свыше 600 терминов, сформулированных для Вас ЕГЭ по обществознанию.

Формулируйте термины самостоятельно!

Одним из залогов успешной подготовки к ЕГЭ по обществознанию является максимальная самостоятельность Вашей подготовки. мы не призываем Вас заучивать термины нашего словаря догматически! На ЕГЭ его с Вами не будет, а в ситуации память может подвести. Учитесь мыслить самостоятельно!

Наши подписчики спрашивают о том, что самостоятельная формулировка основных понятий может привести к ошибке.

Виталий 06.03.2014
Здравствуйте. А что, если я сформулирую термин, а он неправильный? Ведь известно, что переучивать сложнее.

Однако нам кажется, что самостоятельность мышления на ЕГЭ – главное! Предлагаю посмотреть несколько примеров, когда знание (или, наоборот, незнание, не умение самостоятельно сформулировать) термина оказало решающее влияние на получение Итак, посмотрим работы выпускников!

Перед Вами сложное теоретическое задание 25. Здесь проверяется именно компетенция выпускника мыслить научными терминами. Причем, если вы неверно формулируете сам термин, то за два дальнейших дополняющих его предложения, будь они даже верно написаны, вы получаете 0 максимальный балл здесь 3!).

Пример ошибки в термине на ЕГЭ, задание 25

Ошибка видится в определении. Например, в деятельность крестьянина на земле не направлена на получение дохода, а только на удовлетворение своих потребностей. А это то, без чего по невозможна никакая экономика. Скорее всего, этот элемент ответа не зачли. Например, в своем словаре мы даем следующее определение:

Фактор производства – ресурс, используемый субъектом экономических отношений для создания продукта и получения дохода.

А вот противоположный пример. Выпускница, подписчица нашего паблика

Поделиться: