Скачать инструктажи для водителей транспортных средств. Типовые инструкции для водительского состава по обеспечению безопасности дорожного движения

http://www. *****/

Типовые инструкции для водительского состава по

обеспечению безопасности дорожного движения

УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель предприятия

_______________________

дата, подпись

ИНСТРУКЦИЯ № 1

Общие обязанности водителей

Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе:

удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;

регистрационные документы на транспортное средство (техталон, техпаспорт и т. д.);

Путевой или маршрутный лист, документы на перевозимый груз, а также лицензионную карточку. Водитель обязан:

Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), не горящих фарах и задних габаритных огнях (на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости), недействующем со стороны водителя стеклоочистителе (во время дождя или снегопада).

Проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения;

Предоставлять транспортное средство:

а) сотрудникам милиции для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезду к месту стихийного бедствия;

б) сотрудникам милиции, федеральных органов государственной безопасности, налоговой полиции в случаях не терпящих отлагательства;

в) медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи;

г) медицинским работникам, сотрудникам милиции и федеральных органов государственной безопасности, дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения.

Водитель у лиц, воспользовавшихся транспортным средством, должен потребовать справку или произвести запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования организации, а от медицинских работников - получить талон установленного образца.

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

Немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки;

Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

Принять меры для оказания до врачебной помощи пострадавшим;

Для правильного оказания само - и взаимопомощи необходимы определенная подготовка и навыки, а также наличие набора перевязочных материалов и медикаментов.

I. Обработка раны.

При повреждении кожи и глубоколежащих тканей, необходимо обработать края раны и наложить повязку.

1. Рану не промывать, инородные тела из раны не извлекать.

Кожу по краям раны протереть стерильным материалом, производя движения от раненой поверхности к неповрежденной коже.

2. Такими же движениями смазать кожу вокруг раны йодом, рану йодом не заливать.

3. Рану закрыть стерильным материалом, не прикасаясь руками к части материала, прилежащей к ране. Наложить повязку.

II. Остановка кровотечения из раны.

А. Артериальное (кровь ярко-алого цвета) брызжет пульсирующей струёй.

1. Принять меры к остановке кровотечения давящей повязкой.

Для этого на рану кладется стерильный материал, поверх этого материала кладется туго свернутый валиком бинт или кусочек поролона, или губчатой резины, производится тугое бинтование.

2. Если тугая повязка не помогает, накладывается резиновый жгут выше места повреждения сосуда. При отсутствии жгута накладывается закрутка из ремня, платка и т. д., которая затягивается и закрепляется с помощью палочки.

Жгут лучше накладывать на одежду или мягкую прокладку без складок. Жгут можно держать не более 1,5-2 часа.

3. При очень сильном кровотечении надо сразу придавить сосуд выше места кровотечения пальцами к кости. Это даст время сориентироваться и выбрать способ остановки кровотечения. Сосуд следует прижимать к кости большим пальцем, либо четырьмя остальными пальцами так, чтобы они легли вдоль артерии.

4. При расположении кровоточащего сосуда в таком месте, где невозможно наложение жгута (подмышечная область, паховая область, можно произвести остановку кровотечения путем резкого сгибания конечности в ближайших суставах и сдавливания таким образом сосуда. Конечность должна быть фиксирована при данном положении повязкой из косынки или другого прочного материала.

Б. Венозное и капиллярное (струится темно-красная или сочится красная кровь).

Накладывается стерильная давящая повязка.

III. Ушибы.

Признаки: припухлость, кровоподтек и боль, возможно некоторое ограничение движений. Помощь - покой, холод.

IV. Растяжение.

Признаки: отек, кровоподтек и сильные боли в области сустава, ограничение активных движений в суставе.

Помощь: покой, холод. Накладывается мягкая фиксирующая повязка на голеностопный, коленный, локтевой суставы (8-образная).

V. Вывих.

При вывихе происходит смещение суставных поверхностей, часто с разрывом суставной сумки. Признаки: изменение формы сустава (длины конечности), резкая болезненность, особенно при попытках движений. Активные, пассивные движения в суставе практически невозможны. Помощь:

создание полной неподвижности в суставах, как и при переломе (см. ниже). Не следует пытаться вправить вывих!

VI. Перелом.

При переломе происходит нарушение целостности кости. Обломки кости могут оставаться на месте (переломы без смещения) или смещаться. Переломы без повреждения кожи - закрытые.

При повреждении кожи под местом перелома - открытые переломы. Основные признаки перелома: резкая боль, припухлость, кровоподтеки. Нарушение движения в конечности при переломах со смещением - деформация конечностей. Возможно появление хруста в месте перелома, ненормальной подвижности, но специально эти признаки выявлять не следует.

Ряд признаков перелома сходные с признаками ушиба и растяжения. При малейшем подозрении на перелом, помощь должна быть такой же, как при явном переломе.

1. Помощь при переломе конечности, перелом не вправлять!

При открытом переломе, костные отломки не трогать, наложить стерильную повязку (см. раздел «Раны»). Главное - обеспечение полной неподвижности поврежденных костей. Для этого к пострадавшей конечности прикрепляется с помощью бинта, косынки или других подручных средств, специальная транспортная шина, доска, лыжа, палка, металлическая пластинка т. п. Шина или подручное средство должны быть наложены таким образом, чтобы захватить суставы, находящиеся выше и ниже места перелома. Сломанная конечность может быть фиксирована к здоровой конечности (нога) или туловище (рука).

2. Помощь при переломах ключицы, лопатки. Подвесить руку на косынку, то же следует после фиксации перелома кисти, предплечья.

3. Помощь при переломах таза и позвоночника. Основные признаки: боли в области таза, позвоночника, нередко ограничение движений в конечностях. Опасность при неоказании помощи: повреждение внутренних органов, шок, повреждение спинного мозга.

Основная помощь: уложить пострадавшего в горизонтальное положение на спину, на твердую гладкую поверхность. При болях в шейном отделе позвоночника - закрепить голову и шею путем обкладывания их по бокам какими-либо мягкими предметами. При перекладывании пострадавшего - фиксировать голову и шею.

VII. Перелом челюсти.

Признаки: сильная боль, припухлость, возможность кровотечения изо рта или носа. Помощь: пращевидная повязка, идущая через подбородок и прижимающая нижнюю челюсть к верхней. При потере сознания пострадавшего - положение на боку.

VIII. Черепно-мозговые травмы.

К ним относятся сотрясение и ушиб мозга, перелом костей черепа.

1. Признаки сотрясения мозга: кратковременная потеря сознания, головная боль, головокружение, тошнота, общая слабость.

Первая помощь: лежачее положение, транспортировка в лежачем положении. При ушибе мозга возможна длительная потеря сознания, рвота и состояние потери сознания с попаданием рвотных масс в дыхательные пути западание языка, что затрудняет дыхание. Помощь для предотвращения попадания в дыхательные пути рвотных масс, а также крови и уменьшения западания языка (при отсутствии перелома таза): больного следует уложить на бок, подложив под голову что-нибудь таким образом, чтобы голова не свешивалась, но и не была приподнята (см. ниже раздел «Нарушение дыхания»).

2. Перелом черепа может по своим признакам не отличаться от сотрясения и ушиба мозга, но в ряде случаев проявляется наличием раны в области перелома, незначительным или обильным истечением крови или прозрачной жидкости из носа, рта или уха. Помощь та же, что и при ушибе мозга: на рану наложить стерильную повязку.

IX. Состояния, непосредственно угрожающие жизни.

1. Шок. Возникает при тяжелых повреждениях, сопровождающихся сильным болевым раздражением.

Предупреждение: исключение повторных болевых раздражителей вследствие перекладывания, движений в сломанных конечностях и т. п., прочная фиксация перелома. Помощь: создать покой, дать пострадавшему анальгин или пирамидон, при холодной погоде - согревание пострадавшего.

2. Нарушение дыхания. Могут быть вследствие западания языка, закупорка дыхательных путей инородными телами:

Рвотными массами, кровью, слизью, водой, а также вследствие остановки дыхания. Признаки остановки дыхания: отсутствие видимых дыхательных движений, пострадавший может синеть или бледнеть.

Помощь при закупорке дыхательных путей: марлей или чистой тряпочкой, намотанной на палец, или инструментом очистить рот и более глубокие отделы глотки от инородных тел, повернуть голову или всего пострадавшего на бок. При западании языка можно ввести плотную резиновую трубку диаметром 1-1,5 см и специальный воздуховод по пальцу за корень языка на 1-2, см.

ВНИМАНИЕ: - при очистке рта и введении трубки с помощью пальца контролировать положение языка, чтобы не протолкнуть его в глубину;

При очистке рта и глотки следить за тем, чтобы не оставить в глотке тряпочку или марлю.

Помощь при остановке дыхания. Производится искусственное дыхание «рот в рот» или через вышеуказанную трубку. При проведении искусственного дыхания нос пострадавшего следует зажать. Искусственное дыхание у детей проводится сразу через нос и рот. С гигиеническими целями можно на рот пострадавшего положить марлевую салфетку.

Техника искусственного дыхания «рот в рот» или через дыхательную трубку. Проводящий искусственное дыхание после достаточно глубокого вдоха прижимает свой рот ко рту пострадавшего или берет в рот дыхательную трубку и делает энергичный выдох. При этом надо следить, чтобы воздух не выходил изо рта пострадавшего. Выход происходит самостоятельно, частота искусственного дыхания 14-18 раз в минуту.

3. Остановка сердца. Признаки: исчезновение пульса, бледность кожных покровов, одновременно остановка дыхания. Помощь - непрямой массаж сердца. Пострадавшего укладывают на спину, на твердую поверхность, удобнее - на высоте обеденного стола. Оказывающий помощь становится слева, кладет левую ладонь на нижний конец грудины и с силой сдавливает грудную клетку строго вертикально, дополнительно нажимая на левую руку правой. Подобные сдавливания производятся 60 раз в минуту, грудная клетка сдавливается на 3-4 см. Одновременно производится искусственное дыхание. Если помощь оказывается одним человеком, то на каждые 4-5 сдавливаний производится 1 вдох.

При эффективности этого мероприятия появляется пульс, уменьшается бледность, суживаются зрачки и, наконец, восстанавливается самостоятельная деятельность сердца.

Это мероприятие особенно важно при электротравме, случаях, если пострадавший тонул.

ИНСТРУКЦИЯ № 12

Движение по ледовым дорогам

1. Администрация предприятия перед направлением автомобилей в рейс по зимним дорогам, льду рек, озер и других водоемов должна: убедиться в их приемке и открытии для эксплуатации, информировать водителей об особенностях маршрута, мерах безопасности и местонахождении ближайших органов Госавтоинспекции, медицинской помощи, службы эксплуатации дороги и т. п., а также помещений для отдыха по всему пути следования.

2. Допускаемый вес транспортных средств с грузом и скорость движения по ледовой дороге устанавливаются организацией, в ведении которой находится дорога, с учетом норм, приведенных в табл.

Масса автомобиля (автопоезда) с грузом, т

Толщина льда при минусовой температуре воздуха до -20° С, см

Предельное расстояние от места переправы до кромки льда, м

морской лед

речной лед

Для весеннего льда нормы его толщины должны увеличиваться в 1,5-2 раза.

При въездах на ледовые дороги должны быть установлены дорожные знаки «Ограничение веса», «Ограничение скорости» и другие необходимые знаки в соответствии с Правилами дорожного движения.

3. При движении по ледовой дороге водители транспортных средств должны соблюдать интервалы, установленные в зависимости от веса транспортных средств с грузом. Обгон движущихся транспортных средств на ледовой дороге запрещается.

При вынужденной остановке транспортных средств объезд их допускается только с разрешения лиц, ответственных за состояние ледовой дороги.

Запрещается водителям транспортных средств самовольно изменять маршрут, двигаться по участкам ледового покрова рек, озер и других водоемов, не предусмотренным для проезда автомобилей.

5. В случае обнаружения трещин на ледовой дороге водители обязаны держать приоткрытыми двери кабины и быть готовыми к спасению пассажиров и эвакуации груза.

6. В случае провала под лед транспортных средств с находящимися на них людьми оставшиеся на льду водители, пассажиры, рабочие должны принять меры к немедленному спасению людей, оказавшихся в воде.

ИНСТРУКЦИЯ № 13

Контейнерные перевозки

1. Кузов автомобиля перед подачей к месту погрузки контейнеров должен быть очищен от посторонних предметов, а также от снега, льда, мусора и т. д.

Подготовка контейнера, его загрузка, погрузка и выгрузка из автомобиля (автопоезда) должны осуществляться грузоотправителем без привлечения к этим работам водителя.

Водитель обязан осмотреть погруженные контейнеры с целью определения правильности погрузки, исправности и их пломбирования, а также надежности крепления контейнеров на специализированных полуприцепах или универсальных автомобилях (автопоездах).

2. Крыши контейнеров должны быть очищены грузоотправителем от снега, мусора и других предметов.

3. Во время погрузки контейнеров на автомобиль или снятии их водителю и другим лицам запрещается находиться как в кузове, так и в кабине водителя, под стрелой и под пятым грузом (за исключением автомобилей-самопогрузчиков, когда водитель находится в кабине автомобиля).

Рабочие не должны находиться на контейнере и внутри него во время подъема, опускания и перемещения контейнера, а также на рядом расположенных контейнерах.

4. В кузове автомобиля разрешается перевозить контейнеры, не превышающие установленных габаритных размеров по высоте (3,8 м).

5. Проезд людей в кузове автомобиля, где установлены контейнеры, и в самих контейнерах запрещается.

6. При транспортировании контейнеров водитель обязан соблюдать особые меры предосторожности:

Не тормозить резко;

Снижать скорость на поворотах, закруглениях и неровностях дороги;

Обращать особое внимание на высоту ворот, мостов, контактных, сетей, деревьев и на другие препятствия.

Руководство любой компании, осуществляющей автомобильные перевозки, должно с ответственностью подходить к вопросу безопасности рабочего процесса. Для этого планируются и систематически проводятся мероприятия по информированию водителей о правилах безопасности. Заполнять журнал инструктажа водителей по безопасности дорожного движения – прямая обязанность работодателя. Это является мерой по предотвращению неприятных ситуаций на дороге и травм при работе с автомобилем или автобусом. Что представляет собой журнал инструктажей по БДД с водительским составом образец, и какие их виды существуют?

Инструктирование по вопросам безопасности движения на дороге в обязательном порядке проводится с каждым сотрудником, работа которого заключается в управлении машиной. Целью инструктажей является донесение до сведения работникам правил управления транспортными средствами. Проведение подобных инструктажей находится в компетенции только аттестованного сотрудника.

Регулируется данная обязанность на законодательном уровне. Документ, регулирующий безопасность ДД – Приказ №7 от 15 янв. 2014г., изданный Минтрансом РФ.

Согласно Закону проведение инструктажа должно быть подтверждено заполнением графы журнала с подписью лиц, проводивших и проходивших данный инструктаж. Журнал регистрации выдаётся инструктору под подпись, обязательно должен иметь страницы нумерованные и прошитые. Храниться журнал по БДД дороге должен сроком от 3 лет.

Полагается проводить сразу при приёме человека в штат. До сведения водителя доводится в простой для понимания форме информация о правилах безопасности, принятых в организации.

Составляющие инструктажа:

  • общие сведения, особенности организации;
  • специфика грузов, которые предстоит перевозить водителю;
  • правила перевозки людей;
  • погрузка и выгрузка ТС;
  • ознакомление со схемой для транспорта фирмы;
  • план парковки автомобилей в гараже и на территории;
  • знакомство с трудовым распорядком внутри компании;
  • распорядок процедуры медицинского осмотра перед выездом и после каждого рейса;
  • норматив погрузки и разгрузки перевозимых грузов;
  • порядок прохождения процедуры проверки ТС перед рейсом.

Инструктаж считается проведённым, только по завершении заполнения журнала.

Образец, как заполняется журнал инструктажа водителей перед выездом на линию:

Дата Вид инструктажа Инструктируемый работник Сведения о ТС Основные положения Причина проведения Должность инструктора Подпись инструктора Подпись инструктируемого
—/—/— ФИО 1)____ Приём на работу Ответственный за БДД ___ ___

Проводится исключительно перед рейсом, осуществление которого представляет некую опасность.

Работы повышенной опасности:

  • движение колонны, в состав которого войдёт транспорт предприятия;
  • перевозка грузов, имеющих какую-либо степень опасности (вредные отходы, горючие и воспламеняющиеся предметы и вещества);
  • первый выезд по конкретному маршруту;
  • рейс с выездом в опасную зону (заражённая территория, зона с действием опасных факторов производства и др.).

Предварительным этапом для проведения инструктажа является издание приказа о назначении водителя на рейс и закрепление конкретной единицы техники за работником. Данный приказ может быть одобрен только после успешного прохождения стажировки. Водитель должен подтвердить знание и соблюдение ПДД, БДД согласно вводному инструктажу.

Данный вид инструктажа может проводить также диспетчер, прошедший соответствующую подготовку, оплаченную работодателем.

Предрейсовый инструктаж для водителей также вносится в специальный журнал – образец заполнение журнала:

Путевой лист – основание для выезда водителя, представляет собой бланк особой формы, содержащий данные о маршруте и пробеге автомобиля. Это первичный документ учёта работы водителя.

Журнал инструктажа хранится у сотрудника диспетчерской службы.

Сезонный

Проводить обязательно дважды в год полным составом водителей. Причиной периодического инструктажа являются неблагоприятные условия, сопровождающие наступление летнего и зимнего сезона.

Накануне холодного времени года водители инструктируются по правилам вождения в метель, гололёд. Перед тёплым периодом – повторяют особенности управления авто при таянии снега и льда. Погода требует от водителя особой концентрации и реакции.

В журнал инструктажа сезонный вносится на те же страницы, что и предрейсовый, то есть шаблон заполнения не отличается:

Даты проведения закрепляются на уровне предприятия местными актами, назначаются руководителями. Это как произвольная удобная дата, так и время перехода на новые сезонные нормативы расходования топлива.

Проводится инструктаж лицом, назначенным ответственным за безопасность или имеющим право на проведение инструктажей начальником водителей.

Специальный

Проводит начальник водителей или ответственный в особых случаях с целью донесения срочной информации:

  • изменения в нормативах и правилах;
  • изменился маршрут;
  • ДТП с серьёзными последствиями;
  • угроза возникновения ЧС/террористический акт.

Инструктируются лица, которых направляют в командировку, отрывая от привычного маршрута.

Ответственность за отказ от проведения

Непроведение инструктажа либо ошибки, совершённые при заполнении журнала (журнал предрейсового или другого инструктажа водителей) – признаются административным правонарушением. Согласно статьи 12.31.1 часть 5 Кодекса административных правонарушений организации – работодателю грозит штраф в размере 30000 рублей, и 10000 рублей – на должностное лицо, по вине которого произошло данное нарушение.

Лицо признаётся ответственным за проведение инструктажей и безопасность дорожного движения в фирме при выполнении следующих условий:

  1. На работника был составлен приказ директора/руководителя о возложении соответствующих обязанностей.
  2. Данный сотрудник является руководителем работников, управляющих транспортом компании.
  3. Ответственный прошёл аттестацию в аккредитованном заведении.
  4. Работник подтвердил свою компетентность, пройдя проверку в контрольных органах.

Данные требования обязательны для соблюдения, дополняют друг друга, но не взаимозаменяемы.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель министра

автомобильного транспорта РСФСР

А.С. Пантелеев

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведение инструктажей по безопасности движения
с водительским составом

Рд-200-РСФСР-12-0071-86-09

Введен впервые

Разработан: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)

Исполнители: Корнеев А.И. (руководитель темы), Чебышев А.Е.

Настоящий руководящий документ разработан на основе приказа министра автомобильного транспорта РСФСР № 13 от 05.08.75, РД-200 УССР 219-84 "Инструкция о порядке проведения инструктажей по безопасности движения с водительским составом".

Работа выполнена в соответствии с комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 год, утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 год.

1. Общие положения

1.1. Цель инструктажей - сообщить водителю необходимую информацию для выполнения различных перевозок.

1.2. Устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава:

вводный;

предрейсовый;

периодический;

сезонный;

специальный.

1.3. Допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается.

1.4. Организация инструктажа, контролирование его полноты и своевременности его проведения возлагается на службу безопасности движения предприятия.

1.5. Время, место проведения инструктажа и список лиц, на которых возлагается проведение, утверждается приказом руководителя предприятия в соответствии с рекомендациями настоящего Положения.

1.6. Содержание инструктажей разрабатывается службой безопасности движения предприятия с учетом вида инструктажа, характера и условий перевозок.

1.7. Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале (приложение 1).

2. Вводный инструктаж

2.1. Вводный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу в предприятие.

2.2. Вводный инструктаж проводится руководителем предприятия (организации) или руководителем службы безопасности движения.

2.3. Вводный инструктаж включает следующие положения:

Правила организации безопасного движения транспортных средств на территории предприятия;

Особенности условий работы предприятия, установившиеся маршруты, особенности погрузки, перегрузки и разгрузки типичных грузов, применение механических средств при погрузочно-разгрузочных операциях;

Действия водителя при дорожно-транспортных происшествиях, анализ аварийности и меры обеспечения безопасного движения;

Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, специальных, периодических и сезонных инструктажей.

3. Предрейсовый инструктаж

3.1. Предрейсовый инструктаж проводится с водителями, обеспечивающими междугородные и международные перевозки, перевозку детей, перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; с водителями, направляемыми на сельхозперевозки и в командировку; с водителями автобусов (туристско-экскурсионных).

3.2. Инструктаж проводит руководитель службы эксплуатации или начальник колонны (отряда).

3.3. Предрейсовый инструктаж включает следующие положения:

Условия движения и наличие опасных мест на маршруте;

Состояние погодных условий;

Режим движения, организация отдыха и приема пищи; порядок стоянок и отстоя, охраны транспортных средств;

Особенности перевозки грузов и пассажиров, порядок проезда железнодорожных переездов и путепроводов, мест скопления людей;

Особенности перевозки детей и учащихся.

3.4. Производственно-техническая служба участвует в проведении предрейсового инструктажа при:

Переводе водителей на другую марку автомобилей;

Управлении автомобилями с прицепами, а также информирует водителей об обращении с горюче-смазочными материалами.

3.5. Лицо, проводящее предрейсовый инструктаж, контролирует у водителя автобуса наличие схемы маршрута.

4. Периодический инструктаж

4.1. Периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии.

4.2. Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия.

4.3. Периодический инструктаж включает следующие положения:

Информация водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.);

Осуществление противоугонных и противопожарных мер;

Действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия;

Правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.

4.4. Периодический инструктаж должен сопровождаться разбором дорожно-транспортных происшествий, если такие имели место, а также по возможности - показом кинофильмов по безопасности движения.

5. Сезонный инструктаж

5.1. Сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автомобиля.

5.2. Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия.

5.3. В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад, весенние паводки) и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков).

6. Специальный инструктаж

6.1. Специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями в следующих случаях:

при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапных изменений погодных условий и т.п.);

при внезапном изменении грузо-пассажирских маршрутов;

при получении информации о совершенных происшествиях;

при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций.

6.2. Специальные инструктажи проводятся водителями-инструкторами по безопасности движения, а также работниками службы безопасности движения.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления Главного ревизора по безопасности движения

Начальник Технического управления, к.т.н.

Директор НИИАТ, к.т.н.

И.И. Талицкий

А.И. Пешков

Г.И. Кузнецов

2018-09-29

| Author Flaaim

Представляю вашему вниманию образец инструкции по безопасности дорожного движения для проведения инструктажа водителя при выполнении им работ согласно профессии и квалификации.

Читайте также :

  • Список документации по безопасности дорожного движения БДД

Инструкция состоит из следующих разделов

  • Общие требования охраны труда
  • Вводный инструктаж водителей
  • Предрейсовый инструктаж водителей
  • Периодический инструктаж водителей
  • Сезонный инструктаж
  • Специальный инструктаж
  • Обязанности водителей

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая Инструкция предусматривает основные требования по безопасности дорожного движения для водителя.

1.2. Водителю необходимо выполнять требования по безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

1.3. На водителя могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

вредные вещества (антифриз и другие);

недостаточная освещенность рабочей зоны.

1.4. Водитель извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.

1.5. К работе водителем допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке и получившие допуск к самостоятельной работе.

1.6. Водителю необходимо проходить обучение по охране труда в виде: вводного, предрейсового, периодического, сезонного, специального инструктажей.

1.7. Допуск водителей к работе на линию без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается.

1.8. Организация инструктажа, контролирование его полноты своевременности его проведения возлагается на службу безопасности движения предприятия,

1.9. Время, место проведения инструктажа и список лиц, на которых возлагается проведение, утверждаются приказом руководителя предприятия в соответствии с рекомендациями настоящего Положения.

Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале или в личной карточке водителя.

2. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

2.1. Вводный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу в предприятие.

2.2. Вводный инструктаж проводится руководителем предприятия (организации) или руководителем службы безопасности движения.

2.3. Вводный инструктаж включает следующие положения:

правила организации безопасного движения транспортных средств на территории предприятия;

особенности условий работы предприятия, установившиеся маршруты, особенности погрузки, перегрузки и разгрузки типичных грузов, применение механических средств при погрузочно-разгрузочных операциях;

действия водителя при дорожно-транспортных происшествиях, анализ аварийности и меры обеспечения безопасности движения;

порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, специальных, периодических и сезонных инструктажей.

3. ПРЕДРЕЙСОВЫЙ ИНСТРУКТАЖ

3.1. Предрейсовый инструктаж проводится с водителями, обеспечивающими междугородные и международные перевозки, перевозку детей, перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; с водителями, направляемыми на сельхозперевозки и в командировку; с водителями автобусов (туристско-экскурсионных).

3.2. Инструктаж проводит руководитель службы эксплуатации или начальник колонны (отряда).

3.3. Предрейсовый инструктаж включает следующие сведения:

условия движения и наличие опасных мест на маршруте;

состояние погодных условий;

режим движения, организация отдыха и приема пищи;

порядок стоянок и отстоя, охраны транспортных средств;

особенности перевозки грузов и пассажиров, порядок проезда железнодорожных переездов и путепроводов, мест скопления людей;

особенности перевозки детей и учащихся.

3.4. Производственно-техническая служба участвует в проведении предрейсового инструктажа при:

переводе водителей на другую марку автомобилей;

управлении автомобилями с прицепами, а также информирует водителей об обращении с горюче-смазочными материалами.

3.5. Лицо, проводящее предрейсовый инструктаж, контролирует у водителя автобуса наличие схемы маршрута.

Готовые программы инструктажей по охране труда

4. ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУКТАЖ

4.1. Периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии,

4.2. Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения ежемесячно по графику, утвержденному руководителем предприятия.

4.3. Периодический инструктаж содержит:

информацию водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.);

осуществление противоугонных и противопожарных мер;

действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия;

правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.

4.4. Периодический инструктаж должен сопровождаться разбором дорожно-транспортных происшествий, если такие имели место, а также по возможности - показом кинофильмов по безопасности движения.

5. СЕЗОННЫЙ ИНСТРУКТАЖ

5.1. Сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автомобиля.

5.2. Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия.

5.3. В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля, в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад, весенние паводки) и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков).

6. СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

6.1. Специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями предприятия в следующих случаях:

при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапных изменений погодных условий и т.п.);

при внезапном изменении грузо-пассажирских маршрутов;

при получении информации о совершенных происшествиях;

при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций.

6.2. Специальные инструктажи проводятся водителями-инструкторами по безопасности движения, а также работниками службы безопасности движения.

7. ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ

7.1. Водитель транспортного средства обязан иметь при себе:

удостоверение на право управления транспортным средством данной категории;

регистрационные документы на транспортное средство (техталон, техпаспорт и т.д.);

путевой или маршрутный лист, документы на перевозимый груз, а также лицензионную карточку.

7.2. Водитель обязан:

перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

7.3. Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), негорящих фарах и задних габаритных огнях (на дорогах без искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной видимости), не действующем со стороны водителя стеклоочистителе (во время дождя или снегопада).

проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения;

предоставлять транспортное средство:

Сотрудникам ГИБДД для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезду к месту стихийного бедствия;

Сотрудникам ГИБДД, федеральных органов государственной безопасности;

Медицинским работникам, следующим в попутном направлении для оказания медицинской помощи;

Медицинским работникам, сотрудникам полиции и федеральных органов государственной безопасности для транспортировки граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения.

7.4. Водитель у лиц, воспользовавшихся транспортным средством, должен потребовать справку или произвести запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования организации, а от медицинских работников получить талон установленного образца.

7.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

немедленно остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь);

не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

принять меры для оказания доврачебной помощи пострадавшим;

вызвать скорую медицинскую помощь или отправить пострадавших на попутном транспорте, а если это невозможно, то доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение;

освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации места объезда ДТП;

сообщить о случившемся в милицию и в свое предприятие;

записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников ГИБДД.

7.6. Водителю запрещается:

управлять транспортным средством в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии;

передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, болезненном или утомленном состоянии, не записанным в путевом листе и не имеющим при себе водительского удостоверения данной категории транспортного средства;

оставлять на дороге предметы (груз), создающие помехи для движения других транспортных средств.

7.7. При выезде на линию водитель обязан:

следовать только по указанному маршруту. Соблюдать установленные нормы вместимости автобуса и грузоподъемности автомобиля;

начинать движение и двигаться только с закрытыми дверями автомобиля, кроме предусмотренных случаев движения с открытыми дверями (по ледовым переправам);

избегать резких маневров, плавно трогаться с места и так же плавно тормозить, увеличивать и замедлять скорость движения постепенно, не делать крутых поворотов;

поддерживать скорость движения с учетом дорожных, погодных условий и требований дорожных знаков;

при возникновении неисправности автомобиля, угрожающей безопасности движения, принять меры к ее устранению, а если это невозможно, вызвать техническую помощь;

во время движения не отвлекаться от управления автомобилем, не вступать в разговоры с пассажирами, не оставлять рабочее место до полной остановки автомобиля;

при вынужденной остановке убедиться, что автомобиль находится в безопасности и не создает помех для других транспортных средств, заглушить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом и включить низшую передачу, а в горных условиях, кроме того, подложить под колеса башмаки (лучше клиновидные);

на спусках не разобщать трансмиссию от двигателя, перед затяжными спусками-подъемами остановиться для проверки действия тормозов;

при ослеплении светом встречного автомобиля и потере видимости, не меняя полосы движения, немедленно снизить скорость, включить аварийную световую сигнализацию и остановиться;

в случае дорожно-транспортного происшествия оказать помощь пострадавшим и как можно скорее сообщить о случившемся на свое предприятие и в ГИБДД;

выполнять указания ГИБДД - по требованию остановить автомобиль и предъявить путевую документацию, соблюдая правила остановки;

в темное время суток и при недостаточной видимости включить фары дальнего или ближнего света;

не продолжать движение в дремотном состоянии;

при движение не пользоваться разгоном-накатом, не отсоединять двигатель от трансмиссии, за исключением случаев подъезда к намеченной остановке при скорости движения не более 40 км в час;

проезжать остановки общественного транспорта и пешеходные переходы, двигаться со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, или остановиться, пропустить пешеходов, вступивших на переход;

7.8. Водителю запрещается:

превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой автомобиля, а также указанную на опознавательном знаке "Ограничение скорости", установленном на автомобиле;

перевозка людей в буксируемом автобусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля,

  • Можно ли привлечь к ответственности учредителя доверительного управления?
  • Может ли лицо, которому закон запрещает участвовать в коммерческих организациях, передать долю в ООО в доверительное управление?
  • Суд общей юрисдикции оставил иск без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден досудебный порядок. Апелляция удовлетворила частную жалобу из-за процессуальных нарушений. Что будет с делом?
  • Один участник ООО передал второму участнику долю в доверительное управление. Как внести в ЕГРЮЛ сведения об этом?
  • Можно ли обжаловать «отказное определение» в порядке надзора?

Вопрос

Какие инструктажи должен проводить - Начальник автоколонны с водительским составом? Наличие, каких журналов обязательно? Так же интересует вопрос, помимо инструктажей, должен ли начальник автоколонны проводить занятия с водительским составом? Обязательны ли они? Должны ли эти занятия фиксироваться в журналах? Обязательны ли эти журналы? Существует ли форма «Журнала учета занятий с водительским составом»?

Ответ

Ответственное лицо проводит инструктажи по БДД.

Какие-либо занятия ответственное лицо не обязано проводить ( Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Есть форма журнала проведения инструктажей.

Подробно об инструктажах см. обоснование.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда» .

Статья: Инструктажи по безопасности дорожного движения

«Автомобильный транспорт относится к группе объектов повышенной опасности. Поэтому автотранспортная организация должна соблюдать определенные правила и требования. В частности, проводить инструктажи водителей. Об особенностях таких инструктажей поговорим в статье.

Что входит в инструктажи

Инструктажи по безопасности дорожного движения (далее — БДД) обязательны для всех водителей. Они нужны, чтобы проинформировать работников*:

Важно

Водителя нельзя допускать к работе на линии, если он не прошел инструктаж по БДД — вводный, предрейсовый, сезонный или специальный

  • о погодных условиях движения на маршруте;
  • местах отдыха и приема пищи, стоянки транспортных средств;
  • телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения;
  • причинах и обстоятельствах ДТП, которые происходили раньше с работниками организации;
  • маршруте движения транспортного средства;
  • правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов (приказ Минтранса России от 15 января 2014 г. № 7).

Кроме того, водители должны знать, как действовать, если они выбились из графика движения. Указанная информация доводится до водителей во время вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей.

Вопросы, которые входят в инструктажи по БДД, приведены в таблице*:

Вид инструктажа Освещаемые вопросы
Вводный 1. Общие сведения об организации (размер и структура парка транспортных средств, виды перевозок).
2. Требования к водителю по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств.
3. Правила внутреннего трудового распорядка.
4. Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров.
5. Порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства.
6. Нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок — пассажировместимость).
7. Особенности обслуживания инвалидов при пассажирских перевозках.
8. Основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах ДТП.
9. Документы, необходимые для перевозок пассажиров и (или) грузов
Предрейсовый

1. Протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации ДТП,

особенности организации дорожного движения.
2. Конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей

(при необходимости), стоянки транспортных средств.
3. Расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов Госавтоинспекции

МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций.
4. Условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков.
5. Безопасность движения в период каникул учащихся.
6. Информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда железнодорожных

переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования паромными переправами

и наплавными мостами.
7. Меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов.
8. Действия водителя при отставании от графика по независящим от него причинам

(при перевозке пассажиров по регулярным маршрутам).
9. Особенности посадки, высадки и перевозки инвалидов.
10. Особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей).
11. Особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами,

сопровождающими детей (при перевозке детей)

Сезонный 1. Особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды.
2. Обеспечение БДД в сложных погодных и дорожных условиях
Специальный 1. Оценка ситуации, в связи с которой проводится инструктаж.
2. Руководство к действию для водителя в определенной ситуации

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Не путайте виды инструктажей

Не путайте инструктажи по БДД с инструктажами по охране труда. Их проводят независимо друг от друга. Можно объединить, например, вводный инструктаж по БДД с вводным инструктажем по охране труда. Объединенный инструктаж сможет проводить специалист по охране труда, прошедший аттестацию по БДД. Поскольку наличие того и другого вида инструктажей проверяют разные контролирующие органы, результаты этих мероприятий нужно регистрировать в разных журналах.

Кто и когда проводит инструктажи

Вводный инструктаж . Проводят со всеми водителями при приеме на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы.

Вводный инструктаж проводит инженер по безопасности дорожного движения или сотрудник, ответственный за организацию БДД в организации. Результаты инструктажа фиксируются в журнале вводного инструктажа по БДД.

Предрейсовый инструктаж . Проводят перед:

  • выездом водителя по маршруту движения впервые;
  • перевозкой детей;
  • перевозкой опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Шаблоны и образцы

Предрейсовый инструктаж проводится перед началом движения по определенному маршруту, поэтому поручить его лучше сотруднику диспетчерской службы. Результаты инструктажа удобнее фиксировать в Журнале регистрации предрейсового инструктажа по БДД.

Сезонные инструктажи . Проводят со всеми водителями два раза в год: в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

Специальный инструктаж . Нужен, чтобы сообщить водителям срочную информацию, когда:

Обратите внимание

Контролировать проведение инструктажей по БДД должен начальник (инженер) службы БДД. Он же разрабатывает инструкции и программы инструктажей

  • вступили в силу нормативные правовые акты, которые влияют на профдеятельность водителей;
  • изменился маршрут и условия движения, влияющие на безопасность дорожного движения;
  • получена информация о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;
  • совершен и (или) имеется угроза совершения террористических актов.

Сезонный и специальный инструктаж проводит непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем. Например, сезонные инструктажи лучше проводить в апреле—мае и октябре—ноябре. Результаты инструктажей фиксируют в Журнале регистрации сезонных и специальных инструктажей по БДД.

Поделиться: