Система оповещения о пожаре и управления. Система оповещения и управления эвакуацией (соуэ)

Эффективность системы пожаротушения в целом очень снижается, если в комплексе отсутствует система оповещения о пожаре. Без установки трансляционного оборудования вероятность наличия человеческих жертв возрастает в разы.

Назначение оповещательных устройств

Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ) – это совокупность технических средств, направленных на обеспечение безопасности сотрудников или жильцов объекта, своевременного объявления о начале возгорания, необходимости и путях аварийного выходя из здания.

Любое общественное учреждение или объект с большим скоплением людей, а особенно – детей, подлежат обязательному оснащению противопожарными системами, неотъемлемой частью которых являются оповещательные устройства.

СОУЭ должны быть установлены в административных и жилых зданиях, школах, больницах, вокзалах, аэропортах, торговых и офисных центрах, спортивных комплексах, производственных цехах и т. д. В таких местах людей находится достаточно много и эвакуировать всех «вручную», без помощи трансляции, практически невозможно.

Оповещение о пожаре должно быть выполнено одним из таких способов или их сочетанием:

  • поступлением звуковых и/или световых сигналов во все помещения, где постоянно или временно находятся люди;
  • передачей специальных текстов о необходимости покинуть здание, путях эвакуации, направлении перемещения людей и способах подавления паники;
  • размещением эвакуационных знаков на пути вывода людей;
  • включением аварийного освещения и специальных знаков безопасности;
  • открыванием эвакуационных дверей на расстоянии;
  • связью пожарного поста с зонами пожарного оповещения.

Классификация систем оповещения о пожаре

В зависимости от способа трансляции, разделения объекта на зоны оповещения и функционального назначения различают такие типы СОУЭ:

  1. Способ оповещения – звуковой (сигнал / сирена) и световой (световые знаки «Выход», мигающие указатели).
  2. Способ оповещения – звуковой (сирена, сигнал с заданным тоном) и световой (мигающие оповещатели, обозначения «Выход», направляющие эвакуационные знаки пожарной безопасности).
  3. Способ оповещения – звуковой, световой и речевой (трансляция специальных текстов).

Разбивка объекта на зоны оповещения о пожаре.

Возможность обратной связи с диспетчерской каждого участка пожарного оповещения.

  1. Способ оповещения – звуковой, речевой, световой (мигающие оповещатели, световые указатели «Выход», направляющие знаки эвакуации пожарной безопасности, направляющие световые оповещатели с различными смысловыми значениями).

Разделение здание на соответствующие зоны.

Обратная связь с диспетчером каждого участка оповещения о пожаре.

Наличие нескольких эвакуационных путей из каждой области пожарного оповещения.

  1. Способ оповещения – звуковой, речевой, световой (как в пункте №4).

Разбиение здания на специальные зоны.

Возможность вызова диспетчера из каждой зоны.

Несколько путей вывода людей из всех участков пожарного оповещения.

Управление всеми противопожарными и другими защитными системами здания из одного пункта – диспетчерской.

Выбор СОУЭ зависит от функционального назначения объекта, его объема, количества посетителей и сотрудников, площади пожарного отсека, числа этажей, категории здания по пожарной и взрывопожарной опасности.

Основные узлы и принцип работы СОУЭ

Существует несколько общих блоков, которые присутствуют в каждом из видов систем оповещения:

  • знаки эвакуации пожарной безопасности, световые указатели;
  • усилители мощности;
  • громкоговорители (настенные, потолочные, рупорные);
  • источники звука: микрофон, магнитофон, генератор специального сигнала, радиоприемник и т. д.)
  • блок управления;
  • выносные микрофонные кронштейны для возможности работы издалека.

Сигнал на СОУЭ поступает от автоматической установки пожарной сигнализации или системы пожаротушения. После получения данных срабатывают оповещатели в каждой из пожарных зон и передают записанное электронное сообщение.

Автоматический режим наиболее предпочтителен, так как не требует участия человека. Если же установлена полуавтоматическая система оповещения, то информация о пожаре, поступающая на пожарный пост, передается по всему объекту непосредственно диспетчером.

Уровень громкости оповещателя должен быть фиксированным, а подключение к сети может быть осуществлено только с помощью гайки или под винт. Звук и тональность подаваемой информации о пожаре должны отличаться от других сигналов.

ГК Эколайф выполняет проектирование и монтаж системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) под ключ для предприятий, офисных и торговых центров, школ и спортивных сооружений и других объектов. Также компания принимает на техническое обслуживание и производит ремонт любых типов оборудования систем оповещения.

Договор на систему оповещения и полный комплект документов

Наша компания работает с юридическими и физическими лицами. Мы заключаем договор на все предоставляемые услуги, который является документом, четко определяющим стоимость и сроки выполнения работ. Заранее обговоренные условия снижают риски для обеих сторон, а также обеспечивают выгоду сделки для продавца и покупателя.
Подписание актов выполненных работ и приема-передачи оборудования означает успешное окончание работ. Мы предоставляем полный пакет документов, в том числе накладные, акты, счета-фактуры и кассовые чеки при оплате наличными, акты пуско-наладки, параметры настройки системы. После выполнения работ мы продолжаем с вами работать, в качестве консультанта и сервисной организации.

Выезд инженера для расчета стоимости работ производится бесплатно

Назначение и типы системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ)

Когда потенциальный заказчик обращается в специализированную организацию и говорит: «Мне нужно установить пожарную сигнализацию», как правило, он имеет в виду две системы: автоматическую пожарную сигнализацию (АПС) и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ). Это абсолютно разные системы по назначению и составу. Общее у них только одно - они должны быть смонтированы на всех объектах строительства. И это требование вполне обосновано, ведь эти системы взаимно дополняют друг друга. Если нет пожарной сигнализации, то система оповещения не сможет сработать в автоматическом режиме. А если не будет оповещения, то работа пожарной сигнализации, по большому счёту, становится бессмысленной.

Полное название системы выглядит так: система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Следовательно, можно сделать вывод, что назначение системы не только в том, чтобы оповестить людей о возможном возгорании, но и помочь им эвакуироваться из здания. Для выполнения этих функций разработан целый комплекс средств и мероприятий, которые входят в состав системы оповещения при пожаре.

Для начала, необходимо выяснить какие средства использует система оповещения для достижения своих целей. При всём разнообразии оборудования и материалов, применяемых в построении системы, суть оповещения сводится к воздействию на слуховые и зрительные рецепторы человека. Поэтому все оповещатели делятся на световые и звуковые. В дополнение к ним на сложных объектах предусматриваются технологии и мероприятия, помогающие организовать максимально безопасную эвакуацию людей.

Световые оповещатели. Данный тип оповещателей отвечает за управление эвакуацией людей при пожаре. Световые оповещатели очень эффективны, когда пути эвакуации задымлены. Поэтому, при наличии на объекте грамотно размещённых световых указателей, выход людей из здания занимает минимальное количество времени.

Световое оповещение может быть реализовано с применением различных световых табло, сигнальных ламп и фотолюминесцентных указателей.

Световые табло работают от электросети. Источником электроэнергии для них может быть как система электроснабжения здания (220 вольт), так и слаботочная сеть оборудования противопожарной автоматики (12 или 24 вольта). Если световые оповещатели работают от сети 220, то их дополнительно снабжают аккумуляторами, чтобы их работа не прекращалась даже при отсутствии электроснабжения здания.
Табло оснащаются надписями («ВЫХОД», «АВАРИЙНЫЙ ВЫХОД» и т.п.) или указателями направления для эвакуации людей из здания. Их значения могут быть как постоянными, так и меняющимися. Это зависит от конкретного сценария эвакуации.

Сигнальные лампы - ещё один способ оповещения. Наверное, самым популярным исполнением такого оповещения можно считать устройства, размещаемые на фасадах зданий. Как и световые табло, они находятся во включенном состоянии круглосуточно. А когда срабатывает пожарная сигнализация, сигнал лампы становится мигающим. Это позволяет привлечь внимание находящихся вблизи людей, которые в свою очередь смогут позвонить в пожарную службу. Сигнальные лампы особенно эффективны в ночное время суток.

Ещё одна составляющая световых технологий оповещения - фотолюминесцентные знаки и указатели . В дневное время суток они выглядят как обычные таблички, указывающие направление к ближайшему выходу или предупреждающие о наличии опасной зоны. Чтобы эти указатели были видны в темноте, их покрывают фосфорсодержащим составом или прозрачной фотолюминесцентной плёнкой. Свечение, излучаемое фосфором, помогает разглядеть смысловое значение установленного указателя.

Дополнительно на объекте могут использоваться надписи и указатели, нанесённые специальной краской, так же содержащей фосфоресцирующие компоненты. Эта краска, так же в виде значений о направлении необходимого движения, может быть нанесена на поверхности пола, стен и потолка. Любые светящиеся элементы предназначены для облегчения эвакуации в условиях задымления и отсутствия освещения.

Звуковые оповещатели. Нормами предусматривается деление данного вида оповещения на звуковое и речевое. При звуковом варианте используются сирены, а при речевом - громкоговорители. Главная задача звукового оповещения - сообщить о возможном возникновении пожара и необходимости покинуть здание. Если на объекте установлено речевое оповещение с возможностью применения микрофона, то дополнительно можно осуществлять управление эвакуацией.
В больших зданиях со сложной архитектурой и планировкой систему оповещения разбивают на зоны. Это даёт возможность организации эвакуации людей группами, начиная с наиболее опасной зоны.

Организационные мероприятия. К дополнительным средствам при эвакуации можно отнести пункты со 2-го по 5-тый из нижеприведённой таблицы (см.ниже ). Стоит отметить, что все они требуются при четвёртом и пятом типах оповещения. Следовательно, их необходимость обусловлена сложностью и опасностью объекта защиты.
Для того чтобы выполнить требования, предъявляемые к последним типам оповещения, порой необходимо оборудовать диспетчерский пост очень серьёзным и дорогостоящим оборудованием. Ведь помимо многозадачности система оповещения должна обладать большим запасом мощности. А для этого её необходимо оснастить достаточным количеством звукоусиливающего оборудования, которое при установке в специальную стойку может достигать человеческого роста.

Основным документом, регламентирующим состав, количество компонентов и устройств системы, а так же требования к ним, на сегодняшний день является СП 3.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» Этот документ менее объёмный, в отличие от СП 5.13130.2009, но не менее важный. Условно его можно поделить на четыре раздела:

1. Общие требования;
2. Специальные требования;
3. Таблица с Типами оповещения;
4. Таблица, соотносящая виды зданий с типами системы оповещения.

Документ предусматривает пять типов системы оповещения, для каждого из которых есть свои обязательные и рекомендуемые составляющие. Выглядит эта таблица следующим образом:

Характеристика СОУЭ Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ
1 2 3 4 5
1 Способы оповещения:
звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.); + + * * *
речевой (передача специальных текстов); - - + + +
световой:
а) световые мигающие оповещатели; * * * * *
б) световые оповещатели "Выход"; * + + + +
в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения; - * * *
г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением - - - * +
2 Разделение здания на зоны пожарного оповещения - - * + +
3 Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской - - * + +
4 Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения - - - * +
5 Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре - - - - +
Примечания
а) Условные обозначения в таблице:
"+" - требуется;
"*" - допускается;
"-" - не требуется.
б)

Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5 типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

в)

В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей).
Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.

г)

Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.

На первый взгляд может показаться, что система оповещения - это очень простая система, ведь она располагает всего пятью вариантами исполнений. Более того, если взять во внимание вторую таблицу, где каждому типу строительного сооружения соответствует определённая система оповещения, то принцип её построения может показаться просто детской шалостью.

На самом деле, за этой кажущейся простотой стоит огромное количество технических нюансов и тонкостей, которые в полном объёме должны быть тщательно проработаны на этапе проектирования.

Разработанная для СП 3.13130.2009 таблица очень удобна для прочтения и понимания сути требований. Если не вдаваться в подробности, то можно резюмировать несколько основных правил :

1. Звуковое или речевое оповещение требуется на всех без исключения объектах, вне зависимости от их площади, этажности или назначения. Громкоговорители применяются при третьем, четвёртом и пятом типах оповещения. Сирены - для первого и второго, а так же в качестве дополнительного оповещения отдельных зон, когда основное оповещение речевое;
2. Фотолюминесцентные системы предусматриваются только в качестве рекомендованных для всех типов оповещения, за исключением первого (не требуется) и четвёртого (требуется обязательно);
3. Световые мигающие оповещатели так же указаны только в качестве рекомендованных для всех типов оповещения;
4. Для четвёртого и пятого типов оповещения является обязательным организация на объекте постов со связью с диспетчерской, а так же зонирование системы оповещения;
5. Для всех типов речевого оповещения предусмотрено полуавтоматическое включение.

Проектирование системы оповещения

Проектирование системы оповещения - работа уникальная. Для проектировщиков - это лакмусовая бумажка, способная отличить грамотного специалиста от начинающего. Особенность её заключается в кажущейся простоте. Прочитав свод правил, можно сделать вывод, что суть системы сводится к размещению над выходами нужных световых указателей и распределению по объекту нескольких звуковых (или речевых) оповещателей. Такой подход к делу приводится в тупик одним простым вопросом: «На каком основании?» Выбор типа оповещения должен иметь основание, так же как и размещение каждого элемента системы. Чтобы в этом разобраться, необходимо более подробно изучить требования СП 3.13130.2009 и детально вникнуть в суть каждого типа оповещения.

Разница между требованиями, изложенными в СП 5.13130.2009, касающиеся автоматической пожарной сигнализации, и СП 3.13130.2009 об организации системы оповещения, в количестве приведённой информации. Первый документ очень подробно описывает, как и где необходимо предусматривать извещатели, приборы, какими они должны быть, в каком количестве. Очень многие пункты правил начинаются со слов «В случае, если…», и далее описывают особенность или тонкость построения системы пожарной сигнализации. То есть, изучив один документ, можно почерпнуть если не всю, то уж точно большую часть информации о системах автоматической пожарной сигнализации.

В случае с оповещением, свод правил преподносит требования таким образом, что для их реализации необходимо изучить ещё ряд нормативных документов. Это касается, например, кабельной системы. В требованиях не говорится, какой кабель необходимо использовать для линий систем оповещения. Норматив гласит, что

"Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону"

Всего один пункт свода правил заставляет задуматься о том,
. сколько времени займёт эвакуация людей из конкретного здания?
. какие кабели и провода смогут удовлетворить это требование?
. как это всё технически грамотно обосновать в проекте?

Конечно, разрабатываемые проекты не предусматривают в своём составе расчёт времени эвакуации людей из здания. Это отдельная и трудоёмкая работа, которая входит в состав Декларации пожарной безопасности объекта и Расчёт пожарного риска. Требуется эта Декларация в строго определённых случаях.
Все проектные организации для линий систем оповещения используют кабели с маркировкой FR (Прим.: от англ. терм. «fire resistant» - стойкий к огню), в сертификатах которых указано, что они сохраняют работоспособность в течение 180-ти минут в условиях пожара. А за три часа можно провести эвакуацию людей из самого сложного и большого здания.

К слову о надёжности системы, не только кабельные линии и кабельные системы должны работать в течение всего времени эвакуации. Логично, что эти же требования распространяется и на оборудование систем оповещения. Но они, конечно же, в большей степени касается производителей. Если на применяемое оборудование прошло процедуру сертификации, значит оно пригодно к использованию. В этом плане для проектировщиков большего и не требуется. А вот что действительно требуется - это предусмотреть систему резервного питания и рассчитать ёмкость и количество аккумуляторных батарей. Потому что система оповещения потребляет большое количество энергии, особенно в режиме «Тревога». А работать она должна долго, вне зависимости от того подаётся ли на объект электроэнергия от магистральных сетей или нет.

Но больше всего вопросов вызывает раздел 4, СП 3.1310.2009 «Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей». Главным образом, в этом разделе говорится о том, какой минимальный уровень звука должен быть обеспечен в различных помещениях. Так же, приводятся нормативы по частотному диапазону воспроизводимых сообщений и инструкции по замерам звукового давления, создаваемого системой оповещения.

Все изложенные требования достаточно чёткие и понятные. Взяв в руки шумомер и руководствуясь инструкциями из 4-го раздела СП 3.13130.2009, произвести замеры уровня звука не составит труда. Но проблема в том, что на стадии проектирования, когда система должна появиться «на бумаге», произвести замеры попросту невозможно. Более того, задача проектной организации состоит не только в том, чтобы правильно определить тип оповещения. Не менее важно правильно определить мощность и места размещения оповещателей, ведь правила предусматривают не только минимальный, но и максимальный уровень звука, производимый системой оповещения, а так же требования к его равномерности.

Чтобы выполнить все вышеперечисленные требования есть только один выход - выполнить расчёт звукового давления системы оповещения. А выполнить такой расчёт - задача не из простых. И главная сложность заключается даже не в том, что для выполнения такого расчёта нужно изучить дополнительные нормативные документы, методики и пособия. Основная сложность состоит в том, что звук - структура неосязаемая. Согласитесь, гораздо проще просчитать нечто материальное, то, к чему можно прикоснуться. Например, сделать расчёт падения напряжения проще, ведь оно напрямую зависит от длины кабеля, а длину кабеля можно легко измерить даже на стадии проектирования. Но измерить в теории и рассчитать, например, количество звука или световой поток - задача гораздо более сложная.

Данная тема является одной из самых обсуждаемых на всех форумах, так или иначе касающихся пожарной безопасности. Ведь помимо сложностей самого процесса расчета, проектировщикам необходимо брать во внимание архитектурно-планировочные особенности каждого без исключения помещения, их размеры, отделка поверхностей, наличие фальшполов, фальшпотолков, колонн, перегородок и много чего ещё. Поэтому неудивительно, что некоторые производители оборудования систем оповещения разрабатывают собственные методики и даже программное обеспечение для выполнения расчета звука.

Этот пример показывает насколько осторожно и внимательно необходимо подходить к проектированию систем оповещения. Более того, требования к системам оповещения на этом не заканчиваются. Самое главное, становится понятно, что разработку проекта настолько важной системы можно доверить только опытной компании.

Резюмируя всё вышесказанное, можно задаться вопросом: «Должен ли заказчик разбираться во всех тонкостях пожарного дела, и, в частности, в тонкостях проектирования систем оповещения?» Наверное, нет. Ведь для чего тогда существуют специализированные организации? С другой стороны, информация лишней не бывает. В любом случае, каждый собственник вправе задавать вопросы о работе, планируемой на его объекте.

Монтаж, пусконаладочные работы, обслуживание и ремонт систем оповещения

Труд, затраченный на разработку проекта, в первую очередь должна ценить монтажная организация во время производства работ. Каждый оповещатель должен находиться точно на своём месте, иначе должного уровня звука и его равномерного распределения можно лишиться.

Монтаж системы оповещения и пусконаладочные работы

В техническом плане, работы по монтажу системы оповещения мало чем отличаются от монтажа пожарной или охранной сигнализации. Их нельзя считать более сложными или простыми. Но свои особенности, безусловно, есть.

Во-первых , нужна хирургическая точность при расположении оборудования оповещения в соответствии с проектом. Кстати, к способам и местам прокладки кабеля эта рекомендация относится не меньше. Изменение трасс может привести к увеличению (или уменьшению) длины кабельных линий. А это, в свою очередь, может отразиться на уровне громкости звука.

Во-вторых , при монтаже необходимо всегда проверять только что выполненную работу измерительным инструментом - шумомером. Только так можно быть уверенным, что работа выполнена правильно и на приёмке не возникнет лишних вопросов. Естественно, у прибора должно быть свидетельство о поверке, и проводить измерения необходимо в точном соответствии с требованиями раздела 4, СП 3.13130.2009.

В третьих , начинать работу необходимо с установки и настройки воспроизводящего звук оборудования. В случае с первым и вторым типом оповещения - с монтажа приёмно-контрольных приборов. Это позволит вести проверку уровня звука при монтаже, начиная с первого звукового оповещателя, с первой оснащённой оповещением комнаты. Более того, если производить замеры уровня громкости, начиная с самого начала производства монтажных работ, это значительно сократит время пусконаладки.
Если объект большой, а воспроизводящего и усиливающего оборудования много, то начать работу со сборки и тестирования стойки оповещения обусловлено ещё и необходимостью проверки оборудования на работоспособность. Как правило, такие приборы достаточно дорогостоящие, и найти их у поставщиков в наличии бывает крайне сложно. Поэтому, при выявлении некорректно работающего оборудования на ранних сроках, у монтажной организации будет время для его замены, пока другие работы ещё ведутся.

Когда монтаж закончен, то остаётся лишь проверить работоспособность системы, сделать контрольные замеры уровня звука и опробовать систему оповещения в действии. Система оповещения - это ведомая система, поэтому сложной автоматики в ней, как правило, нет. Следовательно, пусконаладочные работы занимают гораздо меньше времени, в сравнении, например, с системой автоматической пожарной сигнализации.

Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт системы оповещения

В части технического обслуживания системы оповещения, так же нет особенных сложностей. Визуальный осмотр и проверка работоспособности оборудования во всех режимах, измерение сопротивления кабельных линий, проверка ёмкости аккумуляторов и т.д. И конечно, ведение эксплуатационной документации, и проведение обучения для персонала так же должны быть в этом списке. Казалось бы, в этом вопросе всё достаточно просто, по крайней мере, проще, чем с пожарной сигнализацией, и уж тем более с пожаротушением.

Но занимательным остаётся тот факт, что среди огромного списка документов, регламентирующих деятельность в области пожарной безопасности, нет ни одного, который бы относился к техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем оповещения и эвакуации людей при пожаре. Требования о необходимости проведения этих работ прописаны и в ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и в Постановлении Правительства Российской Федерации № 390 «О противопожарном режиме». Но конкретного регламента выполнения данных работ нигде не приводится.

Есть документ рекомендательного характера, который можно взять за основу. Это ГОСТ Р 54101-2010. «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт». А далее необходимо обратиться к производственной документации на каждый элемент оборудования. В паспортах и инструкциях по эксплуатации в обязательном порядке присутствуют требования к техническому обслуживанию каждого прибора. На основании этих данных заказчиком должен быть составлен регламент проведения работ.

Как правило, обслуживает систему оповещения та же организация, которая обслуживает ведущую систему - пожарную, охранную сигнализацию или систему пожаротушения. Соответственно, регламент выполнения работ составляется единый. Так как обе системы построены на применении электричества, многие требования будут дублироваться. Но в отношении системы оповещения обязательно должен быть пункт о периодических замерах уровня звука, производимого оповещателями, и, в случае необходимости, проведении корректировки их местонахождения и направленности.

Система оповещения и эвакуации: как мы работаем

Для расчета стоимости работ по монтажу системы оповещения позвоните нам или отправьте имеющийся проект на оповещение. Мы рассчитаем цену монтажа системы оповещения в течение дня.

Монтаж систем оповещения осуществляется на основе утвержденной рабочей (проектной) документации.
При её отсутствии инженеры ГК «Эколайф» готовы выполнить для вас проектные работы . Для этого нам потребуются поэтажные планировки вашего объекта и технические требования в форме технического задания на проектирование системы оповещения.
После выполнения проекта наши специалисты приступят к работам по монтажу системы оповещения. Таким образом, ГК «Эколайф» выполняет проектирование и монтаж системы оповещения в комплексе.

Интеграция системы оповещения с другими пожарными системами

Для того, чтобы обеспечить по-настоящему безопасную и своевременную эвакуацию, объекты защиты дополнительно оснащают такими системами, как аварийное освещение, дымоудаление и систему дистанционного открывания запоров на эвакуационных и аварийных выходах. Кроме того, интеграция системы автоматической пожарной сигнализации с любыми другими инженерными сетями здания так же направлена на безопасность эвакуации.

Система аварийного освещения строится на использовании специальных светильников, которые размещаются на путях эвакуации. Назначение системы заключается в том, чтобы осветить пути эвакуации в случае возникновения опасных факторов пожара при отсутствии или отключении системы электроснабжения. Для этого светильники оснащены аккумуляторными батареями. Пока система электроснабжения здания работает, система аварийного освещения находится в режиме ожидания. Как только питание пропадает, светильники включаются.
Как и в случае со звуковым оповещением, чтобы определить необходимое количество аварийных светильников, нужно сделать расчёт требуемого уровня освещённости на путях эвакуации. А так как световой поток неосязаем, то рассчитать его количество задача непростая.

Систему дистанционного открывания запоров на аварийных и эвакуационных выходах сейчас в чистом виде встретить практически невозможно. Её полностью вытеснила система контроля и управления доступом, которая имеет более широкий спектр возможностей. Но при пожаре интеграция пожарной автоматики с ней необходима, особенно на тех объектах, где для эвакуации разрабатывается несколько сценариев. Каждый выход может оказаться крайне полезным, ведь заранее неизвестно какие пути эвакуации будут свободны, а какие будут «отрезаны» пожаром.
Так как система управления доступом тоже строится на электрооборудовании, то в процессе проектирования для неё должна быть предусмотрена система резервного электропитания .

В общем и целом, можно понять, что оповещение людей и их дальнейшая эвакуация из здания требует комплексного подхода. Необходимо учитывать архитектурно-планировочные особенности здания, необходимость использования множества пожарных и инженерных систем, возможные особенности находящегося в здании контингента, времени и способов эвакуации всех людей из здания.

Система оповещения и управления эвакуацией людей необходима на каждом объекте. Крайне важно, чтобы она была смонтирована на основании грамотного и подробного проекта, чтобы она обслуживалась специализированной организацией на постоянной основе. Но ещё более важно, чтобы эксплуатация системы оповещения заключалась только лишь в воспроизведении приятной фоновой музыки.

План пожарной
эвакуации Автоматическое
пожаротушение

Приказ МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 173
"Об утверждении свода правил "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности"

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. 1), ст. 3579), Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376) и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5608) приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 мая 2009 г. прилагаемый свод правил "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности".

С.К. Шойгу

Свод правил СП 3.13130.2009
"Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности"
(утв. и введен в действие приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 173)

Systems of fire protection. System of annunciation and management of human evacuation at fire. Requirements of fire safety

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения сводов правил" от 19 ноября 2008 г. N 858.

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил разработан в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (далее - здания).

1.2 Настоящий свод правил может быть использован при разработке специальных технических условий на проектирование и строительство зданий.

2 Термины и определения

В настоящем своде правил приняты следующие термины с соответствующими определениями.

2.1 автоматическое управление : Приведение в действие системы оповещения и управления эвакуацией людей командным сигналом от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

2.2 вариант организации эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения : Один из возможных сценариев движения людей к эвакуационным выходам, зависящий от места возникновения пожара, схемы распространения опасных факторов пожара, объемно-планировочных и конструктивных решений здания.

2.3 зона пожарного оповещения : Часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

2.4 полуавтоматическое управление : Приведение в действие системы оповещения и управления эвакуацией людей диспетчером (оператором) при получении командного сигнала от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

2.5 система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) : Комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара, необходимости эвакуироваться, путях и очередности эвакуации.

2.6 соединительные линии : Проводные и непроводные линии связи, обеспечивающие соединение между средствами пожарной автоматики.

2.7 эвакуационные знаки пожарной безопасности : Знаки пожарной безопасности, предназначенные для регулирования поведения людей при пожаре в целях обеспечения их безопасной эвакуации, в том числе световые пожарные оповещатели.

3 Требования пожарной безопасности к системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

3.1 СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.2 Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий планах эвакуации людей.

3.3 СОУЭ должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев, приведенных ниже.

Дистанционное, ручное и местное включение СОУЭ допускается использовать, если в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и (или) автоматической пожарной сигнализацией. При этом пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

В СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также ручное, дистанционное и местное включение допускается использовать только в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре.

3.4 Кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки должны обеспечивать работоспособность соединительных линий в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

Радиоканальные соединительные линии, а также соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены, кроме того, системой автоматического контроля их работоспособности.

3.5 Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста, диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к указанным помещениям.

4 Требования пожарной безопасности к звуковому и речевому оповещению и управлению эвакуацией людей

4.1 Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.

4.2 Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение уровня звука должно проводиться на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

4.3 В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения должны проводиться на уровне головы спящего человека.

4.4 Настенные звуковые и речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

4.5 В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, а также в защищаемых помещениях с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми оповещателями. Допускается использование световых мигающих оповещателей.

4.6 Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать нормам настоящего свода правил применительно к звуковым пожарным оповещателям.

4.7 Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.

4.8 Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.

5 Требования пожарной безопасности к световому оповещению и управлению эвакуацией людей

5.1 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, принцип действия которых основан на работе от электрической сети, должны включаться одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.

В СОУЭ 5-го типа может быть предусмотрен иной порядок включения указанных эвакуационных знаков пожарной безопасности.

5.2 Световые оповещатели "Выход" в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания в них людей.

5.3 Световые оповещатели "Выход" следует устанавливать:

в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах (независимо от количества находящихся в них людей), а также в помещениях с одновременным пребыванием 50 и более человек - над эвакуационными выходами;

над эвакуационными выходами с этажей здания, непосредственно наружу или ведущими в безопасную зону;

в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка световых оповещателей "Выход".

5.4 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать:

в коридорах длиной более 50 м, а также в коридорах общежитий вместимостью более 50 человек на этаже. При этом эвакуационные знаки пожарной безопасности должны устанавливаться по длине коридоров на расстоянии не более 25 м друг от друга, а также в местах поворотов коридоров;

в незадымляемых лестничных клетках;

в других местах, по усмотрению проектной организации, если в соответствии с положениями настоящего свода правил в здании требуется установка эвакуационных знаков пожарной безопасности.

5.5 Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения, следует устанавливать на высоте не менее 2 м.

6 Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях

В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется на 5 типов, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ

Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ

1. Способы оповещения:

звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.);

речевой (передача специальных текстов);

световой:

а) световые мигающие оповещатели;

б) световые оповещатели "Выход";

в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения;

г) световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением

2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения

3. Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской

4. Возможность реализации нескольких вариантов эвакуации из каждой зоны пожарного оповещения

5. Координированное управление из одного пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре

Примечания :

1. "+" - требуется; "*" - допускается; "-" - не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3-5 типов в отдельных зонах пожарного оповещения (технических этажах, чердаках, подвалах, закрытых рампах автостоянок и других помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания людей).

3. В зданиях с постоянным пребыванием людей с ограниченными возможностями по слуху и зрению должны применяться световые мигающие оповещатели или специализированные оповещатели (в том числе системы специализированного оповещения, обеспечивающие выдачу звуковых сигналов определенной частоты и световых импульсных сигналов повышенной яркости, а также другие технические средства индивидуального оповещения людей). Выбор типа оповещателей определяется проектной организацией в зависимости от физического состояния находящихся в здании людей. При этом указанные оповещатели должны исключать возможность негативного воздействия на здоровье людей и приборы жизнеобеспечения людей.

4. Выбор типа эвакуационных знаков пожарной безопасности, указывающих направление движения людей при пожаре (фотолюминесцентные знаки пожарной безопасности, световые пожарные оповещатели, другие эвакуационные знаки пожарной безопасности), осуществляется организацией-проектировщиком.

7 Требования пожарной безопасности по оснащению зданий (сооружений) различными типами систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

Здания (сооружения) должны оснащаться СОУЭ соответствующего типа в соответствии с таблицей 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Таблица 2

Здания (наименование нормативного показателя)

Значение нормативного показателя

Наибольшее число этажей

Примечания

1. Детские дошкольные образовательные учреждения (число мест)

В дошкольных учреждениях при применении 3-го типа СОУЭ и выше оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику

2. Спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений (число мест в здании)

3. Больницы, специализированные дома престарелых и инвалидов (число койко-мест)

При применении 3-го типа СОУЭ и выше оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику

60 и более

3.1. Психиатрические больницы

Оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику

60 и более

4. Гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпинги, мотели и пансионаты (вместимость, чел.)

5. Жилые здания:

В СОУЭ со звуковыми оповещателями возможно применять нарастающий во времени звуковой сигнал, а также производить периодическое отключение звукового сигнала для "пауз тишины", которые не должны превышать 1 минуты

секционного типа

коридорного типа

6. Театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие подобные учреждения с расчетным количеством посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях (вместимость зала, чел.)

6.1. Театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами и другие подобные учреждения с расчетным количеством посадочных мест для посетителей на открытом воздухе (вместимость зала, чел.)

7. Музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях (число посетителей)

8. Организации торговли (площадь этажа пожарного отсека, м2)

8.1. Торговые залы без естественного освещения (площадь торгового зала, м2)

9. Организации общественного питания (вместимость, чел.)

9.1. Организации общественного питания, находящиеся в подвальном или цокольном этаже (вместимость, чел.)

10. Вокзалы

11. Поликлиники и амбулатории (посещения в смену, чел.)

90 и более

12. Организации бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным количеством посадочных мест для посетителей (площадь пожарного отсека, м2)

13. Физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани (число посетителей)

14. Общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения дополнительного образования детей, образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования (число мест)

15. Образовательные учреждения высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования специалистов

16. Учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, информационные и редакционно-издательские организации, научные организации, банки, конторы, офисы

17. Производственные и складские здания, стоянки для автомобилей, архивы, книгохранилища (категория здания по взрывопожарной и пожарной опасности)

А, Б, В, Г, Д

1-й тип СОУЭ допускается совмещать с селекторной связью. СОУЭ зданий с категориями А и Б должны быть сблокированы с технологической или пожарной автоматикой

Примечания :

1. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения, или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.

2. Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.

3. На объектах защиты, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4 или 5 типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.

4. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с пониженным слухом или зрением, СОУЭ должна учитывать эти особенности.

5. Для зданий категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности, в которых предусмотрено устройство СОУЭ 3-го типа, в дополнение к речевым пожарным оповещателям, установленным внутри зданий, должна быть предусмотрена установка речевых пожарных оповещателей снаружи этих зданий. Способ прокладки соединительных линий СОУЭ и расстановка пожарных оповещателей снаружи зданий определяется проектной организацией.

6. В учреждениях, где требуется оповещение только обслуживающего персонала, расстановку речевых оповещателей следует производить в соответствии с требованиями настоящего свода правил.

7. Одноэтажные складские и производственные здания, состоящие из одного помещения (категории по взрывопожарной и пожарной опасности В4, Г, Д) площадью не более 50 без постоянных рабочих мест или постоянного присутствия людей, допускается не оснащать СОУЭ.

Неофициальная редакция

Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Об утверждении норм пожарной безопасности

«Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях»

(НПБ 104-03)

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3649; 1995, № 35, ст. 3503; 1996, № 17, ст. 1911; 1998, № 4, ст. 430; 2000, № 46, ст. 4537; 2001, № 1 (ч. 1), ст. 2; № 33, (ч. 1), ст. 3413; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 167) и Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 г. № 1011 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 38, ст. 3585) приказываю :

1. Утвердить согласованные с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу прилагаемые нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) и ввести их в действие с 30 июня 2003 г.

2. Настоящий приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальника Главного управления Государственной противопожарной службы, начальников управлений и самостоятельных отделов центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пожарно-технических, научно-исследовательских и образовательных учреждений в установленном порядке.

Министр С. Шойгу

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРАХ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

НПБ 104-03

Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГУГПС МЧС России) и Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГУ ВНИИПО МЧС России). Разработчики от ГУГПС МЧС России: А.А. Бондарев, B.C. Горшков; от ФГУ ВНИИПО МЧС России: А.В. Матюшин, А.Н. Щеглов, М.М. Шлепнев.

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы (ГУГПС МЧС России).

Согласованы с Госстроем России письмом от 21.03.2003 г. № 9-18/218.

Взамен НПБ 104-95.

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее - зданиях).

1.2. Настоящие нормы устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.

1.3. При проектировании СОУЭ наряду с настоящими нормами следует руководствоваться также другими нормативными документами, утвержденными в установленном законом порядке.

2. Термины и определения

В настоящих нормах приняты термины и определения (за исключением приведенных ниже) в соответствии с СТ СЭВ 383, ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.033, ГОСТ Р 12.4.026, НПБ 77, НПБ 88 и СНиП 21-01.

Система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) – комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.

Зона пожарного оповещения – часть здания, где проводится одновременное и одинаковое по способу оповещение людей о пожаре.

Технические средства оповещения – звуковые, речевые, световые и комбинированные пожарные оповещатели, приборы управления ими, а также эвакуационные знаки пожарной безопасности.

Статический указатель эвакуационный знак пожарной безопасности с постоянным смысловым значением.

Динамический указатель – эвакуационный знак пожарной безопасности с изменяемым смысловым значением.

Автоматическое управление – приведение в действие СОУЭ командным импульсом автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

Полуавтоматическое управление – приведение в действие СОУЭ диспетчером при получении командного импульса от автоматических установок пожарной сигнализации или пожаротушения.

3. Общие положения

3.1. Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:

подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;

трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;

размещением эвакуационных знаков безопасности (далее указателей) на путях эвакуации;

включением эвакуационных знаков безопасности;

включением эвакуационного освещения;

дистанционным открыванием дверей эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками);

связью пожарного поста‑диспетчерской с зонами пожарного оповещения.

3.2. СОУЭ должна проектироваться с целью реализации планов эвакуации.

При проектировании СОУЭ должна предусматриваться возможность ее сопряжения с системой оповещения гражданской обороны.

3.3. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения, за исключением случаев приведенных в п. 3.4 и 3.6 настоящих норм.

3.4. Допускается использовать в СОУЭ дистанционное и местное включение*, если в соответствии с нормативными документами для данного вида зданий не требуется оснащение автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

* Термины дистанционное и местное включение определены в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

Пусковые элементы должны быть выполнены и размещены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ручным пожарным извещателям.

3.5. Допускается осуществлять включение СОУЭ при срабатывании одного пожарного извещателя, если выполняются условия, изложенные в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.6. Допускается использовать в СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения.

Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть применены требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

3.7. При разделении здания на зоны оповещения должна разрабатываться специальная очередность оповещения людей, находящихся в защищаемом объекте.

3.8. Размеры зон пожарного оповещения, специальная очередность оповещения и время начала оповещения в отдельных зонах определяются, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. Допускается в качестве такого условия использовать требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

3.9. СОУЭ должна функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания.

Провода и кабели соединительных линий СОУЭ следует прокладывать в строительных конструкциях, коробах или каналах из негорючих материалов.

3.10. Исполнение технических средств оповещения должно соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.11. Размещение световых указателей и эвакуационных знаков пожарной безопасности должно выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.12. Эвакуационное освещение предусматривается в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.13. Эвакуационные световые указатели включаются одновременно с основными осветительными приборами рабочего освещения.

Допускается использовать эвакуационные световые указатели, автоматически включаемые при получении СОУЭ командного импульса о начале оповещения о пожаре и (или) аварийном прекращении питания рабочего освещения.

Световые указатели «Выход» в зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах должны включаться на время пребывания людей.

3.14. Звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука, уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.

3.15. Для обеспечения четкой слышимости звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать уровень звука не менее чем на 15 дБА выше допустимого уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. Измерение проводится на расстоянии 1,5 м от уровня пола.

3.16. В спальных помещениях звуковые сигналы СОУЭ должны иметь уровень звука не менее чем на 15 дБА выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении, но не менее 70 дБА. Измерения проводятся на уровне головы спящего человека.

3.17. Настенные звуковые оповещатели, как правило, должны крепиться на высоте не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до оповещателя должно быть не менее 150 мм.

3.18. В защищаемых помещениях, где люди находятся в шумозащитном снаряжении, или с уровнем звука шума более 95 дБА, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей.

3.19. Речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать требованиям настоящих норм для звуковых оповещателей, изложенных в пп. 3.14-3.16 настоящих норм.

3.20. Установка громкоговорителей и других речевых оповещателей в защищаемых помещениях должна исключать концентрацию и неравномерное распределение отраженного звука.

3.21. Настенные речевые оповещатели должны располагаться таким образом, чтобы их верхняя часть была на расстоянии не менее 2,3 м от уровня пола, но расстояние от потолка до верхней части оповещателя должно быть не менее 150 мм.

3.22. Количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с требованиями пп. 3.14-3.16 настоящих норм.

3.23. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и должны подключаться к сети без разъемных устройств.

3.24. Звуковые сигналы оповещения должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения.

3.25. Коммуникации СОУЭ допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью здания.

3.26 Требования к электроснабжению, заземлению, занулению, выбору кабелей и проводов сетей СОУЭ следует принимать в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

3.27. Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения пожарного поста‑диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям, изложенным в нормативных документах по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

4. Типы систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях

4.1. Нормами предусмотрено пять типов СОУЭ, в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика СОУЭ Наличие указанных характеристик у различных типов СОУЭ
1 2 3 4 5
1. Способы оповещения:
Звуковой (сирена, тонированный сигнал и др.) + + * * *
Речевой (передача специальных текстов) + + +
Световой:
а) световые мигающие указатели * * * * *
б) световые оповещатели “Выход” * + + + +
в) статические указатели направления движения * * + *
г) динамические указатели направления движения * +
2. Разделение здания на зоны пожарного оповещения * + +
3. Обратная связь зон оповещения с помещением пожарного поста‑диспетчерской * + +
4. Возможность реализации нескольких вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения * +
5. Координированное управление из одного пожарного поста‑диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре +

Примечания:

1. + требуется; * допускается; – не требуется.

2. Допускается использование звукового способа оповещения для СОУЭ 3 – 5 типов в отдельных зонах оповещения.

3. В зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) глухие и слабослышащие люди, требуется использование световых или световых мигающих оповещателей.

4. СОУЭ 3-5 типов относятся к автоматизированным системам.


5. Определение типов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре для зданий и сооружений различного назначения

5.1. Тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Таблица 2

Группа зданий, комплексов и сооружений (наименование нормативного показателя) Значение нормативного показателя Наибольшее число этажей Тип СОУЭ Примечания
1 2 3 4 5
1. Предприятия бытового обслуживания, банки (площадь пожарного отсека м 2) До 800 1 * Помещения площадью более 200 м 2 , размещаемые в составе торговых и общественных центров или в общественных зданиях другого назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения
2. Парикмахерские, мастерские по ремонту и т. п., размещаемые в общественных зданиях (площадь, м 2) До 300

300 и более

*
3. Предприятия До 50 2 Не требуется
общественного питания (вместимость, чел.) До 50 Более 2 *
Размещаемые в подвале (цоколе) *
4. Бани и банно-оздоровительные комплексы (кол-во мест, чел.) До 20

20 и более

* Встроенные бани (сауны) рассматриваются как самостоятельные зоны
5. Предприятия торговли (магазины, рынки) (площадь пожарного отсека, м 2) До 500 1 * Торговые залы площадью более 100 м 2 в зданиях иного назначения рассматриваются как самостоятельные зоны
Торговые залы Без ест. освещения *
6. Дошкольные учреждения (число мест) До 100 1 * В дошкольных учреждениях оповещается только служебный персонал. При размещении в одном здании дошкольных учреждений и начальной школы (или) жилых помещений для персонала общей вместимостью более 50 чел. они выделяются в самостоятельные зоны оповещения. В школе оповещается сначала персонал, затем учащиеся
Специальные детские учреждения *
7. Школы и учебные корпуса школ-интернатов (число мест в здании, чел.) До 270 1 *
Специальные школы и школы-интернаты *
Спальные корпуса школ-интернатов и других детских домов (число мест в здании) До 100 1 *
8. Учебные корпуса средних специальных и высших учебных заведений До 4 * Помещения аудиторий, актовых залов собраний и других зальных помещений с числом мест более 300, а также расположенных выше 6-го этажа с количеством мест менее 300 рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения
9. Зрелищные учреждения (театры, цирки и др.):

круглогодичного действия (наибольшая вместимость зала, чел)

сезонного действия:

До 300 1 *
а) закрытые До 600

600 и более

1 *
б) открытые До 800

800 и более

1 *
клубы До 400 2 *
10. Здания, крытые и открытые сооружения физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения (число мест) До 200 3 *
11. Лечебные учреждения (число койкомест): До 60

60 и более

* Помещения лечебных, амбулаторно-поликлинических учреждений и аптек, расположенных в зданиях иного назначения, рассматриваются как самостоятельные зоны оповещения
психиатрические больницы - *
амбулаторно-поликлинические учреждения (посещения в смену, чел.) До 90

90 и более

*
12. Санатории, учреждения отдыха и туризма До 10 *
10 и более *
При наличии в спальных корпусах пищеблоков и помещений культурно-массового назначения * *
13. Детские оздоровительные лагеря:
круглогодичного действия *
летние IV-V степени огнестойкости *
14. Библиотеки и архивы: *
при наличии читальных залов (кол-во мест более 50 чел.) *
хранилища (книгохранилища) *
15. Учреждения органов управления, проектно-конструкторские организации, НИИ, информационные центры и другие административные здания До 6 *
16. Музеи и выставки (число посетителей) До 500 3 *
17. Вокзалы 1 *
18. Гостиницы, общежития и кемпинги (вместимость, чел.) До 50 До 3 *
19. Жилые здания:
секционного типа До 10 Не требуется
10-25 *
коридорного типа До 10 *
20. Производственные здания и сооружения (категория здания) А, Б, В, Г, Д 1 * 1-й тип СОУЭ допускается совмещать с селекторной связью. СОУЭ зданий с категорией А и Б должны быть сблокированы с технологической или пожарной автоматикой
Территории объектов по взрывопожарной и пожарной опасности (производства, склады, базы и т.п.) *

Примечания:

1. Требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания.

2. Под нормативным показателем площади пожарного отсека в настоящих нормах понимается площадь этажа между противопожарными стенами.

3. На объектах, где в соответствии с таблицей 2 требуется оборудование здания СОУЭ 4-го или 5-го типа, окончательное решение по выбору СОУЭ принимается проектной организацией.

4. В помещениях и зданиях, где находятся (работают, проживают, проводят досуг) люди с физическими недостатками (слабовидящие, слабослышащие), СОУЭ должна учитывать эти особенности.


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

(МЧС России)

Главное управление Государственной

противопожарной службы

(ГУГПС МЧС России)

129085, Москва, Звездный бульвар,7

Телефон 217-20-59 Телефакс: 216-85-74

28.07.2004 № 18/4/2098

Первым заместителям начальников

ГУ ГОЧС Субъектов Российской

Федерации - главным

государственным инспекторам

по пожарному надзору

Субъектов Российской Федерации

(по списку)

В связи с поступающими запросами по применению требований НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", Главное управление Государственной противопожарной службы МЧС России направляет свои разъяснения по проектированию данных систем.

Приложение по тексту: на 3 л.

Первый заместитель начальника-

заместитель главного государственного

инспектора Российской Федерации

по пожарному надзору

В.П. Молчанов

Разъяснение Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС России по вопросам применения требований норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"

1. О применении пластиковых коробов, не распространяющих горение, при прокладке соединительных линий СОУЭ.

Основным требованием, заложенным в п. 3.9 НПБ 104-03 является обеспечение выполнения СОУЭ своих функций в течение всего периода времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Временные параметры обеспечения безопасной эвакуации людей из здания в соответствии с п. 3.8 могут определяться на основании требований нормативных документов по пожарной безопасности, т. е. в виде жестко заданного отрезка времени или с помощью расчетных сценариев, что допускается п. 4.5 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

При решении вопроса о возможности использования для прокладки проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ пластиковых проводов необходимо учитывать, что провода и кабели наряду с техническими средствами и соединительными линиями являются одним из элементов системы. При этом на них, как и на другие элементы СОУЭ допускается воздействие опасных факторов пожара, лишь в той степени, в которой это воздействие не приведет к отказу системы, в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Это условие можно записать в следующем виде:

t отк > t p + t н.э.

где t p - расчетное время эвакуации людей, мин;

t отк - время от начала пожара до момента отказа СОУЭ в результате воздействия опасных факторов пожара, мин;

t н.э. - интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей, мин.

При выполнении этого условия возможно допустить применение пластиковых коробов.

2. Об обратной связи при построении СОУЭ 4 и 5 типов.

В НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" необходимость обратной связи зоны оповещения с помещением поста - диспетчерской предусмотрена для СОУЭ 4 и 5 типов. В качестве такой связи возможно использовать внутреннюю телефонную сеть здания и другие технические средства, позволяющие диспетчеру (дежурному радиотелефонисту) получать оперативную информацию о процессе эвакуации, месте возгорания, распространении ОФП, а также передавать управляющие команды лицам ответственным за эвакуацию в зонах оповещения.

3. О разработке спецтекстов для речевого оповещения.

Разработкой спецтекстов в настоящее время занимаются сами проектировщики СОУЭ. Пока не существует утвержденных, типовых текстов для речевого оповещения. Однако основные требования к тексту оповещения можно сформулировать так:

Должен учитывать несколько основных ситуаций, которые могут возникнуть при пожаре;

Способствовать предотвращению паники;

Обеспечивать однозначность понимания людьми содержания передаваемого сообщения;

Указывать на последовательность действий людей при пожаре;

Способствовать изменению субъективной оценки опасности возникшей ситуации.

4. О размещении пункта управления СОУЭ.

Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения поста-диспетчерской или другого специального помещения отвечающего требованиям НПБ 88-2001 *. Пособие к СНиП 2.08.02-89* может рассматриваться как информационный и справочный материал в части не противоречащей НПБ 104-03 и НПБ 88-2001 *. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения. Допускается использовать в СОУЭ 3-5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть применены требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

5. О сопряжении СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны.

В соответствии с разделом 2 НПБ 104 система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации. Таким образом, СОУЭ людей при пожарах в зданиях и сооружениях и система оповещения гражданской обороны имеют различное функциональное назначение и включаются в работу от различных побудительных мотивов. В связи с этим полное сопряжение СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны не представляется возможным. Однако, в целях реализации п. 3.2 НПБ 104 под возможностью сопряжения СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны может подразумеваться использование отдельных технических средств оповещения - звуковых и речевых пожарных оповещателей для передачи сигналов гражданской обороны, транслируемых через средства массовой информации (телевидение, радиопередачи).

6. О необходимости устройства системы оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек.

Необходимость установки и тип СОУЭ определяется в соответствии с п. 5.1 табл. 2 НПБ 104-03 . Допускается не предусматривать систему оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек и для данного здания в соответствии с п. 5.1 табл. 2 НПБ 104-03 не требуется система оповещения людей о пожаре.

При единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Система (установка) оповещения людей о пожаре, предусмотренная п. 16 ППБ 01-03, должна быть спроектирована с целью реализации планов эвакуации (п. 3.2 НПБ 104). Таким образом, полагаем целесообразным в целях реализации требований п. 16 ППБ 01-03 (при отсутствии требований НПБ 104 по оборудованию здания СОУЭ) предусмотреть способ оповещения с использованием световых оповещателей "Выход" и статических указателей направления движения. В случае нахождения на этих этажах глухих и слабослышащих людей необходимо также предусмотреть использование световых мигающих оповещателей.

Главным условием обеспечения безопасности людей во время пожаров и других стихийных бедствий является организованная и оперативная эвакуация их в безопасные зоны, где исключается воздействие опасных физических факторов. Реализовать это в современных условиях призвана система оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей, СОУЭ.

О том, как работает и из чего состоит СОУЭ, какие выдвигаются требования к системам оповещения, как они классифицируются – рассказывается в этой статье.

Система оповещения о пожаре является составной частью пожарной сигнализации, которую по закону должно иметь в своих зданиях и сооружениях любое предприятие или организация, независимо от формы собственности. Она представляет собой совокупность технических средств и мероприятий, целью которых является своевременное оповещение людей, находящихся в здании или на территории объекта, о возгорании и донесения до них информации о порядке и путях выхода.

Принцип работы и состав систем оповещения о пожаре и эвакуации людей

Управление эвакуацией в случае пожара продумывается еще при планировке зданий, которые должные иметь такое пространственное исполнение, что обеспечит быстрый выход из зон поражения огнем или продуктами горения.

Правильная функциональность обеспечивается:

  • Путем подачи световых, звуковых сигналов, трансляцией записей специально составленных текстов с призывами и инструкциями о действиях, направлениях движения;
  • Включением аварийного освещения;
  • Размещением в обязательном порядке освещаемых знаков пожарной безопасности на маршрутах движения людей в безопасные зоны;
  • Работой удаленно открываемых запорных устройств на выходах;
  • Созданием связи между диспетчерами пожарного поста и зоной оповещения;
  • Другими методами.

Таким образом, в составе систем оповещения о пожаре и управления эвакуацией входят такие устройства:

  • Оповещатели;
  • Световые табло;
  • Указатели направления, в том числе световые;
  • Акустические системы связи для информирования дежурных и персонала;
  • Электроника контроля доступа для открывания запоров;
  • Приборы управления СОУЭ.

Наша компания предлагает поставить современные элементы систем оповещения о пожаре, разработать и произвести монтаж и запуск СОУЭ любой сложности на различных предприятиях и организациях.

Классификация систем оповещения о пожаре и требования к их работе


Требования к системам оповещения о пожаре отражены в различных нормативных документах. Прежде всего, это Федеральный закон N126 ФЗ, который называется «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Кроме того, в стране действуют Нормы Пожарной Безопасности (НБП), частности НПБ-104-63 и НБП 77-98, где также описаны достаточно строгие положения требований к системам оповещения.

На сегодняшний день существует и определенная классификация систем оповещения о пожаре. В зависимости от степени автономности работы, может быть автономной или работать как часть большей системы. Также выделяют 5 типов СОУЭ, выбор которых диктуется количеством этажей в здании, ответственностью объекта и другими факторами.

  • 1 тип характеризуется наличием звуковых и световых оповещателей, сигналов, сирен, которые подаются тревожное оповещение во все помещения, где могут находиться люди. Работает одна линия, все оповещатели включаются одновременно.
  • 2 тип предусматривает наличие тех же технических средств, а также установку светоуказателей направления движения при эвакуации, светоуказателей «Выход».
  • 3 тип предполагает дополнительное наличие ретрансляторов аудио обращений, которые будут ретранслировать обращения о путях эвакуации и предотвращать панику среди людей на объекте. Также предполагается независимое включение линий оповещения, работает две и более линий, создаются зоны оповещения.
  • 4 тип кроме всех вышеуказанных способов оповещения и управления эвакуацией на нескольких независимых линиях, предполагает наличие голосовой связи диспетчера с зонами оповещения. Есть возможность реализовать различные варианты эвакуации из зон здания, управлять персоналом и эвакуируемыми людьми с помощью обратной связи.
  • 5 наиболее сложная и современная, предполагает внедрение полной автоматизации и различных вариантов координации и централизованного управления выводом групп с единого поста.

Если вы хотите знать, каковы требования норм пожарной безопасности в данной области – свяжитесь с нашими специалистами по телефону

Поделиться: