Максимальное пособие по уходу до 1.5 лет. Расчет декретных выплат

Право на данное пособие имеют мать, отец или другое лицо, фактически ухаживающее за ребенком (но только кто-то один в отношении каждого ребенка). Претендовать на пособие могут в том числе те, кто:

  • проходит военную службу по контракту или службу в правоохранительных органах;
  • были уволены в период беременности или отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией компании-работодателя (или прекращением деятельности ИП);
  • учатся по очной форме, в том числе в вузах, ссузах и т. д.

При этом право на получение пособия сохраняется, если его получатель работает дома или на условиях неполного рабочего дня либо продолжает обучение.

Если гражданин имеет право на пособие по безработице, то ему надо выбрать, какое пособие получать: по безработице или по уходу за ребенком.

Женщины, которые родили второго ребенка в период отпуска по уходу за первым, тоже должны выбрать, какое пособие им получать: пособие по беременности и родам или пособие по уходу за ребенком ().

Пособие прекращают выплачивать, когда ребенку исполняется полтора года.

Размер пособия по уходу за ребенком

По общему правилу размер пособия составляет 40% среднего заработка. Средний заработок определяется по тем же правилам, что и для пособия .

ПРИМЕР

Женщина, которая родила ребенка в 2017 году, в течение 2016 года заработала 650 тыс. руб., а в течение 2015 года – 580 тыс. руб. За два года она в общей сложности находилась 21 день на больничном, иных не включаемых в расчет периодов не было.

Общий заработок за два года составил 1 230 000 руб. Для определения среднего заработка общий заработок нужно разделить на количество календарных дней этих лет (730) за исключением тех, которые при расчете не учитываются (21):

1 230 000: (730 - 21) = 1734,84 руб.

Эта сумма не превышает максимальный размер среднего заработка (1901,4 руб.), поэтому может использоваться при дальнейших расчетах. Ее нужно умножить на фиксированное значение: 30,4 (), а затем – рассчитать 40% от итога:

1734,84 x 30,4 x 40% = 21 095,65 руб.

Пособие именно в таком размере будет получать женщина ежемесячно.

При одновременном уходе за двумя и более детьми до достижения ими полутора лет . Эта сумма не может быть больше среднего заработка, но и не должна быть меньше суммированного минимального размера пособия (то есть минимальное пособие на первого ребенка плюс минимальное пособие на второго ребенка и последующих) – 9197,06 руб. с 1 февраля 2017 года ().

Размер пособия будет минимальным для матерей, которых уволили в связи с ликвидацией работодателя, а также родителей, обучающихся по очной форме, и лиц, которые фактически осуществляют уход за ребенком, если его родители умерли или не в состоянии делать это самостоятельно (лишены родительских прав, отбывают наказание в виде лишения свободы, признаны безвестно отсутствующими и т. д.).

В следующем году будет установлен новый МРОТ. Пособие по уходу за ребенком для некоторых категорий работников нужно рассчитывать исходя из минимального размера оплаты труда. На сколько будет увеличена минимальная зарплата в 2018 году? Приблизится ли МРОТ к прожиточному минимуму? В каких случаях для расчета пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет используется минимальный размер оплаты труда? На эти и другие вопросы про пособие по уходу за ребенком из МРОТ 2018 ответим в материале.

Минималка движется к прожиточному минимуму

В России сложилась парадоксальная ситуация, когда установленный федеральным законодательством размер минимальной заработной платы существенно ниже величины прожиточного минимума. Соответственно пособия и прочие социальные выплаты, расчет которых привязан к МРОТ, крайне малы. Например, в полной мере это можно сказать про пособие по уходу за ребенком по минималке.

Напомним, что данное пособие назначается работникам, лишенным возможности продолжать работу вследствие ухода за родившимся ребенком. Понятно, что прожить на пособие, размер которого меньше прожиточного минимума нереально.

Согласитесь, что ситуация, когда работающий человек не может удовлетворить свои минимальные насущные потребности, абсурдна. Ненормальность это явления понимает и Правительство, пытаясь уже который год, исправить этот противоестественный перекос.

Прожиточный минимум – это стоимость условной потребительской корзины, куда входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека. Также в прожиточный минимум входят обязательные платежи и сборы.

Прожиточный минимум утверждают по окончании каждого квартала, используя для его определения многочисленные статистические данные, в том числе и уровень инфляции. Федеральный прожиточный минимум устанавливает Правительство России, а региональные минимумы – региональные правительства.

Подробнее о прожиточном уровне и его отличии от МРОТ вы можете прочитать в статье « ».

В настоящее время реализуется план по увеличению МРОТ. В соответствии с ним увеличение минимального заработка до уровня прожиточного минимума разбито на два этапа:

  • с 1 января 2018 года величина МРОТ повышена до 85% прожиточного минимума и составляет 9 489 руб. (Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»);
  • с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда будет доведен до 100% прожиточного минимума и составит 11 163 руб.

Таким образом, уже на начало 2018 года пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет из МРОТ составляет 85% от прожиточного минимума, что является серьезным прорывом в сравнении с динамикой роста МРОТ за последние годы.

Оплата отпуска по уходу из минималки

На практике может возникнуть ситуация, когда среднемесячный заработок работника, служащий базой для расчета пособия, оказывается меньше МРОТ. В таком случае для расчета суммы пособия нужно использовать минимальный размер оплаты труда, установленный на дату начала отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Аналогичным образом, определяя размер выплаты из МРОТ, нужно считать пособие, если в расчетном периоде у работника не было доходов.

Сумма федерального МРОТ на начало 2018 года – 9 489 руб. получена расчетным способом. Она составляет 85% от величины прожиточного минимума за 2 квартал 2017 года (11 163 руб. × 85%).

Отметим, что расчет из МРОТ пособия по уходу за ребенком производится без определения среднего заработка (п. 23 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 <О расчете пособий>.

В данном случае размер пособия нужно определить, умножив действующую величину МРОТ на 40% (ч. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ <Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством>, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ <О государственных пособиях гражданам, имеющим детей>).

Таким образом, размер пособия по уходу за ребенком с 1 января 2018 года для данной категории лиц составит 3 795,6 руб. (9 489 руб. × 40%).

С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», предусматривающий выплаты на первого и второго ребенка в семье. Эти выплаты уже успели получить неофициальное название «путинские пособия», поскольку об их введение с 2018 года объявил Президент России В. Путин. Кто имеет право на получение новых ежемесячных выплат на ребенка? Куда и какие документы сдавать? Будут ли обязаны работодатели выплачивать новые пособия на детей? Учитываются доходы семьи при решении вопроса о назначении новых выплат на первого и второго ребенка? Давайте разбираться.

Привычные пособия на детей в 2018 году

Существуют, так называемые, базовые «детские» пособия, связанные с рождением ребенка. С 1 февраля 2018 они будут проиндексированы на коэффициент 1,025 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 № 74 “Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году”). Приведем таблицу с размерами детских пособий с 1 февраля в 2018 года.

Перечисленные виды детский пособий финансируются за счет средств ФСС. Однако за их назначением сотрудники могут обращаться к своим работодателям.

Две новые выплаты на детей с 2018 года

28 ноября 2017 года В. Путин на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей предложил ввести с 2018 года совершенно новые ежемесячные выплаты молодым семьям. В этих целях был принят Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», предусматривающий две новые «детские» выплаты: на первого и второго ребенка.

Таким образом, при рождении первого ребенка выплата будет финансироваться из государственного бюджета. А на второго ребенка ежемесячные выплаты можно будет получать из своего же материнского капитала. Выплаты будут возможны до достижении ребенком полутора (1,5) лет.

Принципиальный вопрос состоял в том, продлят ли материнский капитал после 2018 года? Ответ на этот вопрос Владимир Путин дал в ноябре 2017 года – материнский капитал будет продлен до 31 декабря 2021 года.

В 2018 году размер материнского (семейного) капитала останется на прежнем уровне и составит 453 026,0 рубля . С 2018 года некоторые семьи смогут получать деньги из материнского капитала в виде ежемесячных выплат на второго ребенка. А материнский капитал, соответственно, будет уменьшаться.

Размер новых выплат на детей

Размер ежемесячной выплаты будет приравнен размеру прожиточного минимума для детей, установленному в субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплат. Таким образом, если обратиться за пособием в 2018 году, то размер ежемесячной выплаты будет равен прожиточному минимуму за 2 квартал 2017 года в конкретном субъекте РФ.

Средний общероссийский размер ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка составит:

В 2018 году 10 523 р.
В 2019 году 10 836 р.
В 2020 году 11 143 р.

Однако, повторимся, что точный размер выплаты зависит от конкретного региона и может отличаться от средних общероссийских значений. Приведем таблицу точных размеров ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка в 2018 году с разбивкой по регионам.

Размер регионального прожиточного минимума на ребенка за 2 квартал 2017 года

Название субъекта федерации (региона) Размер ПМ на ребенка за 2 квартал 2017 года, руб. Каким документом устанавливается (номер Постановления Правительства)
Чукотский автономный округ 22222 24.07.2017 г. № 292
Ненецкий автономный округ 21973 20.07.2017 г. № 233-п
Камчатский край 21124 25.07.2017 г. № 301-П
Магаданская область 19073 19.07.2017 г. № 142-п
Республика Саха (Якутия) 17023 28.08.2017 г. № 289
15897 10.08.2017 г. № 805-П
Мурманская область 15048 01.08.2017 г. № 387-ПП
Сахалинская область 14734 04.08.2017 г. № 360
г.ф.з. Москва 14252 12.09.2017 г. № 663-ПП
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 13958 28.07.2017 г. № 288-п
Приморский край 13553 31.07.2017 г. № 307-па
Хабаровский край 13386 10.08.2017 г. № 91
Еврейская автономная область 13327,12 17.07.2017 г. № 68-ОД
Республика Кабардино-Балкария 12778 19.09.2017 г. № 170-ПП
Республика Коми 12487 20.07.2017 г. № 395
Красноярский край 12020 18.07.2017 г. № 403-п
Амурская область 11979 04.09.2017 г. № 188
Республика Карелия 11978 17.08.2017 г. № 282-П
Архангельская область 11734 27.07.2017 г. № 288-пп
Новосибирская область 11545 14.07.2017 г. № 138
Московская область 11522 27.09.2017 г. № 806/34
Забайкальский край 11362,79 07.08.2017 г. № 322
Томская область 11251 31.07.2017 г. № 174-р
г.ф.з. Севастополь 10935 17.08.2017 г. № 597-ПП
Тюменская область 10832 31.07.2017 г. № 382-п
Вологодская область 10732 14.08.2017 г. № 722
Псковская область 10652 02.08.2017 г. № 324
Тверская область 10625 25.08.2017 г. № 261-пп
Ростовская область 10501 26.07.2017 г. № 520
Республика Крым 10487 18.08.2017 г. № 414
Иркутская область 10390 28.07.2017 г. № 495-пп
Астраханская область 10382 25.07.2017 г. № 251-П
г.ф.з. Санкт-Петербург 10367,9 17.08.2017 г. № 693
Республика Тыва 10347 11.08.2017 г. № 360
Пермский край 10289 29.08.2017 г. № 756-п
Республика Бурятия 10270 16.08.2017 г. № 405
Челябинская область 10221 26.07.2017 г. № 148
Курганская область 10217 25.07.2017 г. № 249
Свердловская область 10210 14.03.2017 г. № 152-ПП
Смоленская область 10201 13.07.2017 г. № 470
Новгородская область 10176 14.07.2017 г. № 213-рг
Калининградская область 10138 18.08.2017 г. № 439
Ивановская область 9999 18.07.2017 г. № 137-уг
Самарская область 9967 26.07.2017 г. № 491
Республика Алтай 9954 24.07.2017 г. № 173
Кемеровская область 9857 18.07.2017 г. № 377
Краснодарский край 9845 31.07.2017 г. № 1096
Ульяновская область 9818 25.08.2017 г. № 415-П
Республика Хакасия 9811 14.08.2017 г. № 412
Республика Дагестан 9774 14.08.2017 г. № 174
Владимирская область 9752 02.08.2017 г. № 625
Брянская область 9677 24.07.2017 г. № 338-п
Волгоградская область 9664 08.08.2017 г. № 414-п
Кировская область 9662 24.08.2017 г. № 417-П
Чеченская Республика 9650 05.09.2017 г. № 195
Республика Марий Эл 9645 21.07.2017 г. № 305
Нижегородская область 9612 24.07.2017 г. № 547
Костромская область 9566 07.08.2017 г. № 294-а
Ярославская область 9547 14.07.2017 г. № 238
Калужская область 9487 29.08.2017 г. № 479
Пензенская область 9470 01.08.2017 г. № 367-пП
Алтайский край 9434 08.09.2017 г. № 335
Орловская область 9429 21.07.2017 г. № 298
Республика Карачаево-Черкессия 9428 12.09.2017 г. № 238
Республика Северная Осетия - Алания 9372 15.08.2017 г. № 314
Республика Адыгея 9325 02.08.2017 г. № 133
Омская область 9323 06.09.2017 г. № 251-п
Ленинградская область 9259 10.08.2017 г. № 322
Тульская область 9256 31.07.2017 г. № 325
Республика Ингушетия 9241 07.09.2017 г. № 137
Рязанская область 9215 26.07.2017 г. № 174
Саратовская область 9159 21.08.2017 г. № 428-П
Ставропольский край 9123 07.08.2017 г. № 313-п
Липецкая область 9078 13.07.2017 г. № 339
Курская область 8993 10.07.2017 г. № 548-па
Республика Удмуртия 8964 23.08.2017 г. № 361
Оренбургская область 8958 11.08.2017 г. № 589-п
Республика Калмыкия 8944 21.08.2017 г. № 284
Республика Чувашия 8910 24.08.2017 г. № 325
Республика Башкортостан 8892 28.08.2017 г. № 391
Республика Мордовия 8714 20.07.2017 г. № 417
Тамбовская область 8634 21.07.2017 г. № 696
Республика Татарстан 8490 28.07.2017 г. № 524
Воронежская область 8428 25.07.2017 г. № 588
Белгородская область 8247 24.07.2017 г. № 286-пп

Кто будет заниматься назначением и выплатой новых пособий

Если семья после 1 января 2018 года будет претендовать по получение новых пособий на детей, то обращаться за их назначением потребуется:

  • за выплатой на первого ребенка – в районное управление социальной защиты населения (РУСЗН) по месту жительства заявителя;
  • за выплатой на второго ребенка – территориальное подразделение Пенсионного фонда (УПФР) по месту жительства заявителя.

Если же родится двойня, то нужно будет придерживаться такого же принципа – подавать два разных комплекта документа в РУСЗН и УПФР соответственно. При этом имейте в вижу, что документы можно подавать через МФЦ. Это прямо закреплено в законе.

Но зачем так сделали? Для чего предусмотрели два разных ведомства для назначения «детских»? Дело в том, что материнским капиталом занимаются именно подразделения ПФР. Следовательно, чтобы расходовать средства материнского капитала на второго ребенка нужно обращаться именно в УПФР.

Документы для получения выплаты на второго ребенка можно подать в УПФР одновременно с документами на получение сертификата на материнский капитал (п.7 ст. 2 Закона).

Кто сможет получить выплаты: условия

Для получения права на оформление новых выплат на детей необходимо соблюдение нескольких условий:

Условие
Родители (или усыновители) являются гражданами РФ и постоянно проживают на территории Российской Федерации.
Первый или второй ребенок должен родиться или быть усыновлен после 1 января 2018 года. Если дети родились или были усыновлены раньше (например, в декабре 2017 года), то выплата не полагается.
В семье должны быть низкие доходы, не превышающие за последние 12 месяцев в расчете на одного члена семьи 1,5 прожиточных минимума, установленных в регионе для работающих граждан.
Дети не должны находиться на полном государственном обеспечении.
Граждане (родители или усыновители) не должны быть лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах.

Таким образом, можно предположить, что 2 основных критерия, которым должны будут соответствовать большинство российских семей, это:

  • рождение детей после 1 января 2018 года;
  • отсутствие доходов, превышающих 1,5 прожиточных минимума установленных в регионе для работающих граждан.

Выплаты на детей с 1 января 2018 года будут являться целевыми. Решение в отношении каждой семьи будут приниматься индивидуально после изучения информации о доходах.

Как будут оценивать финансовое положение семьи

Чтобы получить право на выплаты (на первого или второго ребенка) размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения. Это закреплено в пункте 2 статьи 1 Закона.

Среднедушевой доход семьи представляет собой полученных доход на определенный период времени без учета налогов, который приходится на одного члена семьи.

Приведем таблицу со значениями прожиточного минимума за 2 квартал 2017 года с разбивкой по регионам. В этой таблице мы в столбце «Среднедушевой доход семьи в 2018 году» мы приводится максимальную сумму дохода, до достижения которой можно получить право на ежемесячные выплаты на детей.

Субъект П/М работающих
за 2 квартал 2017 г.
Среднедушевой доход семьи
Белгородская область 8989 13483.5
Брянская область 10615 15922.5
Владимирская область 10616 15924
Воронежская область 9292 13938
Ивановская область 10896 16344
Калужская область 10390 15585
Костромская область 10581 15871.5
Курская область 9725 14587.5
Липецкая область 9580 14370
Московская область 13146 19719
Орловская область 10161 15241.5
Рязанская область 10139 15208.5
Смоленская область 11178 16767
Тамбовская область 9433 14149.5
Тверская область 11037.7 16556.55
Тульская область 10120 15180
Ярославская область 10429 15643.5
г. Москва 18742 28113
Республика Карелия 13932 20898
Республика Коми 13276 19914
Архангельская область 13022 19533
Вологодская область 11907 17860.5
Калининградская область 11361 17041.5
Ленинградская область 10047 15070.5
Мурманская область 15185 22777.5
Новгородская область 11190 16785
Псковская область 11798 17697
г. Санкт-Петербург 11830.3 17745.45
Ненецкий автономный округ 21844 32766
Республика Адыгея 9837 14755.5
Республика Калмыкия 9264 13896
Краснодарский край 11141 16711.5
Астраханская область 10140 15210
Волгоградская область 10146 15219
Ростовская область 10623 15934.5
Республика Крым 10634 15951
г. Севастополь 11162 16743
Республика Дагестан 9922 14883
Республика Ингушетия 9319 13978.5
Кабардино-Балкарская Республика 11925 17887.5
Карачаево-Черкесская Республика 9815 14722.5
Республика Северная Осетия – Алания 9911 14866.5
Чеченская Республика 9996 14994
Ставропольский край 9404 14106
Республика Башкортостан 9498 14247
Республика Марий Эл 10047 15070.5
Республика Мордовия 9068 13602
Республика Татарстан 9142 13713
Удмуртская Республика 9468 14202
Чувашская Республика 9330 13995
Пермский край 10804 16206
Кировская область 10159 15238.5
Нижегородская область 10033 15049.5
Оренбургская область 9269 13903.5
Пензенская область 9771 14656.5
Самарская область 11072 16608
Саратовская область 9581 14371.5
Ульяновская область 10362 15543
Курганская область 10428 15642
Свердловская область 10653 15979.5
Тюменская область 11212 16818
Челябинская область 10608 15912
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 15294 22941
Ямало-Ненецкий автономный округ 16751 25126.5
Республика Алтай 10200 15300
Республика Бурятия 10273 15409.5
Республика Тыва 10168 15252
Республика Хакасия 9857 14785.5
Алтайский край 10002 15003
Забайкальский край 11392.29 17088.435
Красноярский край 12163 18244.5
Иркутская область 10814 16221
Кемеровская область 9981 14971.5
Новосибирская область 11854 17781
Омская область 9683 14524.5
Томская область 11539 17308.5
Республика Саха (Якутия) 17601 26401.5
1.5
Камчатский край 20399 30598.5
Приморский край 13191 19786.5
Хабаровский край 13807 20710.5
Амурская область 12184 18276
Магаданская область 18994 28491
Сахалинская область 14552 21828
Еврейская автономная область 10158.05 15237.075
Чукотский автономный округ 21396 32094

Формула для расчета дохода семьи

Чтобы определить среднедушевой доход семьи за расчетный период и сравнить его с максимально допустимым специалисты РУСЗН или УПФР будет применять такую формулу:

Сумма дохода всех членов семьи / 12 / Количество членов семьи

Если сведения о сумме доходов представлены за период менее 12 календарьных месяцев, среднедушевой доход рассчитывается пропорционально периоду, за который представлены эти сведения.

Члены семьи и доходы: кто включается и как считаются

Поясним, кто включается в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода. (п.10 статьи 4 Закона):

Но какие именно поступления включать в доходы? Ответы на эти вопросы содержаться в статье 4 Закона. В таблице мы обобщили доходы семьи в денежной форме, которые принимаются во внимание при расчете среднедушевого дохода.

Что включатеся в доходы семьи
Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ. (в частности, гражданско-правовые договоры)
Вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) – налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений
Доходы от предпринимательской деятельности (ИП)
Пенсии, пособия, пособия стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ и (или) законодательством субъекта РФ или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ.
Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.
Компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей.
Денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, таможенных органов РФ и других органов, в которых законодательством РФ предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством РФ.

При назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого или второго ребенка среднедушевой доход будут рассчитывать исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении выплаты.

Пример. Предположим, что за назначением ежемесячной выплаты мать первого ребенка обратилась в соцзащиту 16 февраля 2018 года. В таком случае будет исследован среднедушевой доход семьи за период с января 2017 года по января 2018 года (включительно).

Семья Петровых (граждане РФ) состоит их трех человек. Они проживают в Московской области:

  • мать ребенка;
  • отец ребенка;
  • родившийся в январе 2018 года первенец.

В период январь 2017 года – январь 2018 года мать работала уборщицей в детском саду. Ее ежемесячный доход составляет 5800 рублей. Всего в расчетном периоде мать заработала 69 600 р. (5800 р. x 12 мес.). Отец в этот период работал грузчиком в продуктовом магазине с ежемесячным доходом 18 700 рублей. За расчетный период его доход до вычета НДФЛ (13 %) составил 224 400 р. (18 700 р. x 12 мес.). Применим формулу:

  • если считать, что в состав семьи Петровых входит три человека, то среднедушевой доход за расчетный период составит 8 167 р. (69 600 р. + 224 400 р.) / 12 /3;
  • если считать, что состав семьи Петровых входит два человека (муж или жена, без ребенка), то среднедушевой доход за расчетный период 12 250 р. (69 600 р. + 224 400 р.) / 12 /3

Оформить может не только мать, но и отец (либо опекуны). Стоит учитывать, что право на получение пособия возникает только после окончания периода действия декретного отпуска. Т.е. только через 70 дней после рождения ребенка (86 – при осложненных родах или 110 – при многоплодной беременности).


На могут рассчитывать как трудоустроенные, так и безработные граждане.

Порядок расчета детского пособия до 1,5 лет в 2015 году

В 2015 году порядок расчета аналогичен 2014-му году. За основу расчетов берется среднемесячный заработок женщины за предшедствующие наступлению страхового случая два года. Детское пособие до 1,5 лет теперь не зависит от трудового стажа и ежемесячно выплачивается в размере сорока процентов от среднемесячного заработка.


Формулу для расчета детского пособия в 2015 году можно представить следующим образом: ((доход-2013+доход-2014)/730 дней*30,4 дней)*40%. При расчете не включаются время нахождения женщины на больничном, в отпуске.


Например, доход женщины за 2 года составил 450 тыс.р. Соответственно, мать может претендовать на назначение пособия в размере 7495,9 р.


При появлении второго ребенка (либо двойни) выплаты суммируются. Но они не должны превышать среднемесячного заработка.

Минимальный гарантированный размер детских пособий до 1,5 лет в 2015 году

Минимальные пособия полагаются следующим категориям граждан:


  • безработным;

  • индивидуальным предпринимателям;

  • лицам, имеющим трудовой стаж до полугода или зарплату меньше МРОТ.

Индексация минимальных пособий в 2015 году пропорциональна росту МРОТ. На 2015 год он установлен на уровне 5965 р. Минимальные гарантированные государством детские пособия до 1,5 лет в текущем году будут составлять 2718,35 р. ежемесячно. При уходе за вторым ребенком сумма удваивается до 5436,67 р.

Максимальный размер детских пособий до 1,5 лет в 2015 году

Законом установлен также предельный размер детских выплат. Он рассчитывается на основе максимального заработка, с которого работодателем уплачиваются взносы в ФСС. В 2015 году для расчета размера максимальных пособий детям до 1,5 лет учитываются исключительно 2013 и 2014 годы. В указанные периоды максимальный размер налогооблагаемых выплат составлял 568 и 624 тыс.р. соответственно. Исходя из этого максимальный размер детских пособий в 2015 году не может быть более 19855,78 р.

Как оформить детские пособия до 1,5 лет

Для трудоустроенных граждан пособия оформляются по месту работы. Для назначения детских выплат необходимо предоставить в кадровое подрзделение (бухгалтерию) заявление всвободной форме о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.


После процедуры подписания работодателем соответствующего приказа, необходимо написать заявление о начислении выплат. Также потребуется предоставить справку от работодателя отца о том, что им не получались соответствующие выплаты.


Безработные граждане и предприниматели оформляют пособия в органах соцзащиты.

Какой максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2017 году? Как рассчитывается эта сумма? Правда ли, что по рекомендациям Минтруда в 2017 году максимальный размер пособия был снижен? Нужно ли производить перерасчет уже назначенных максимальных пособий по уходу за ребенком? Давайте разбираться.

Вводная информация о пособии по уходу за ребенком

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет полагается работнику, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. В этот период работнику ежемесячно нужно выплачивать:

  • пособие по уходу за ребенком за счет средств ФСС до достижения ребенком возраста 1,5 лет;
  • компенсация за счет средств работодателя до достижения ребенком возраста трех лет (50 рублей).

Отпуск по уходу за ребенком может быть предоставлен не только матери ребенка. Его может получить любой родственник, фактически ухаживающий за ним (отец, бабушка, дедушка, другой родственник).

Минимальная сумма пособия

Законодательство гарантирует, что любой работник вправе рассчитывать на минимальный размер пособий по уходу за ребенком до 1, 5 лет. В 2017 году минимальные размеры пособия менялись. Приведем минимальные размеры в таблице:

Минимальные размеры пособия по уходу за ребенком в 2017 году
Период Сумма
Январь 2017 года 3000 р. – по уходу за первым ребенком
5817,24 р. – по уходу за вторым и последующими детьми
С 1 февраля по 30 июня 2017 года 3065,69 р. - по уходу за первым ребенком
С 1 июля 2017 года 3120 р. - по уходу за первым ребенком
6131,37 р. - по уходу за вторым и последующими детьми

В районах и местностях, в которых применяют районные коэффициенты к заработной плате, минимальные размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов.

Максимальная сумма пособия

Максимальный заработок для расчета пособия

Максимальным размером пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2017 году не ограничено. Однако ограничен размер среднего дневного заработка, из которого рассчитывается пособие.

Размер среднего дневного заработка для расчета пособия не может превышать сумму предельных величин базы для начисления страховых взносов за два года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, деленной на 730 (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому в целях определения максимального размера среднего дневного заработка применяют такую формулу:

Максимальная величина среднего дневного заработка = Сумма предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС за два предшествующих года / 730

Получается, если отпуск работника начнется в 2017 году, нужно принимать во внимание значения предельных величин базы для начисления взносов в ФСС за 2015 и 2016 годы. В 2015 году предельная величина базы равнялась 670 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 04.12.14 № 1316), а в 2016 году – 718 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265).

Следовательно, в 2017 году максимальное значение среднего дневного заработка для расчета пособия составляет1901,37 руб. (670 000 руб. + 718 000 руб.) / 730. Отметим, что точное значение равно 1901,3698630136 рублей, однако в дальнейших расчетах мы будем использовать 1901,37 рублей.

Максимальный размер пособия на одного ребенка

Далее нужно умножить средний дневной заработок на среднемесячное число календарных дней, равное 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Итого в 2017 году максимальный размер среднемесячного заработка для расчета пособия составит 57 801, 64 руб. (1901,37 руб. × 30,4).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в общем случае равен 40% от среднего заработка за месяц (ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ). Поэтому в 2017 году максимальная сумма ежемесячного пособия на одного ребенка составляет 23 120,66 руб. (57 801,64 руб. × 40%). Именно эту сумму должны возместить из ФСС.

Пример. С 16 января 2017 года работница ООО «Катюша» Петренко Е.А. уходит в отпуск по уходу за ребенком. Расчетный период – 2015 и 2016 год. В 2016 году 25 календарных дней женщина была на больничном, 124 дня - в отпуске по беременности и родам.

Зарплата за 2015 год – 350 000 руб., за 2016 год – 240 000 руб. Количество дней в расчетном периоде - 582 дн. (365 + 366 – 25 – 124). Среднедневной заработок - 1013,745704 руб. ((350 000 руб. + 240 000 руб.) / 582 дн.).

Поэтому ежемесячное пособие по уходу за ребенком составит – 12 327,15 руб. (1013,745704 руб. × 40% × 30,4 дн.).

Максимальный размер пособия на нескольких детей

Ограничен ли максимальный размер общей суммы пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, если пособия выплачивают на нескольких детей? Да, общи размер пособия, рассчитанный исходя из среднего заработка, не может превышать 100 процентов среднего заработка. Однако в то же время полученная сумма не должна быть меньше суммированного минимального размера. Приведем пример расчета пособия на нескольких детей в 2017 году.

Пример. Работница (Лопатина О.С.) ушла в отпуск по уходу за ребенком 29 апреля 2017 года. У Лопатиной – родилось сразу два ребенка. Поясним, как рассчитать ей пособие по уходу за детьми.

Расчетный период – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. Количество календарных дней в 2015–2016 годах равно 731. Календарных дней, исключаемых из расчетного периода, у Лопатиной нет.

Заработок сотрудницы за расчетный период составил:

  • в 2015 году – 200 000 руб. (< 670 000 руб.);
  • в 2016 году – 140 000 руб. (< 718 000 руб.).

Среднедневной заработок равен: 465,12 руб. (200 000 руб. + 140 000 руб.) /731 дн. Он меньше максимального среднего дневного заработка – 1901,37 руб. Поэтому средний заработок за календарный месяц нужно рассчитать таким образом: 465,12 руб./дн. × 30,4 дн. = 14 139,53 руб.

Сумма пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40 процентов среднего заработка сотрудницы за календарный месяц: 14 139, 53 руб. × 40% = 5655, 81 руб.

Размер пособия на первого ребенка, рассчитанного исходя из среднего заработка (5655, 81 руб.), больше минимального (3065,69 руб.). Поэтому в расчет бухгалтер принял 5655, 81 руб.

На второго ребенка минимальное пособие составляет уже 6131,37 руб., что больше выплаты, рассчитанной исходя из среднего заработка (5655, 81 руб.). Поэтому на второго ребенка Иванова получит ежемесячное пособие в сумме 6131,37 руб.

Таким образом, общая сумма пособия на двоих детей составила 11 787,18 руб. (5655, 81 руб. + 6131,37 руб.) в месяц. Этот показатель меньше среднего заработка сотрудницы за полный календарный месяц (14 139, 53 руб.). Ежемесячная сумма пособия составляет 11 787,18 руб.

Неоднозначное разъяснение Минтруда о снижении максимальной суммы

В 2017 году вышло довольно спорное письмо Минтруда России от 3 марта 2017 № 17-1/ООГ-314. В этом письме специалисты министерства рассуждают о максимальной допустимой сумме пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, которую можно возместить из ФСС. Спорность заключается в том, что Сумма пособия получилась меньше, чем по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 № 255-ФЗ.

Чтобы рассчитать максимальное пособие, Минтруд разделил предельную сумму выплат, которые учитывают при расчете пособия в 2017 году, на 731 день. Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет получилась 23 089,03 руб. (670 000 руб. + 718 000 руб.): 731 дн. × 30,4 × 40%.

Однако, как мы уже сказали, по законодательству средний дневной заработок для расчета детских пособий в 2017 году не может превышать 1901,37 руб. [(670 000 руб. + 718 000 руб.): 730 дн.. То есть по закону максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2017 году составляет 23 120,66 руб. (1901,37 руб. × 30,4 × 40%).

Нужно ли в связи с появлением комментируемого письма работодателям пересматривать уже назначенные пособия в меньшую сторону? По нашему мнению – нет, не нужно, поскольку приведенный расчет противоречит нормам законодательства. На наш взгляд, лучше дождаться дополнительных разъяснений на этот счет от Минтруда или ФСС. Однако, безусловно, этот вопрос остается на усмотрение работодателей. Не исключаем, что если выплачивать максимальные пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 23 120,66 руб., то с возмещением могут возникнуть проблемы, поскольку эта сумма больше рекомендованной Минтрудом России – 23 089,03 руб.

Заметим, что среди бухгалтеров уже идут споры о порядке применения письма Минтруда от 3 марта 2017 № 17-1/ООГ-314. Вот как предлагают действовать на одном из бухгалтерских форумов:

Как применять Письмо Минтруда

Предположим, что заработок работницы за 2016 и 2015 годы равен предельным величинам баз для начисления взносам (718 000 и 670 000 руб.).

Если расчетный период женщиной был отработан полностью, то средний дневной заработок равен 1898,77 руб. (718 000 руб. + 670 000 руб.): 731 дн. Он меньше максимального среднедневного заработка 1901,37 руб. (718 000 руб. + 670 000 руб.) / 730 дн.. Поэтому пособие, на которое может рассчитывать сотрудница, равно 23 089,03 руб. (1898,77 руб. × 30,4 × 40%).

Если же расчетный период отработан не полностью (допустим, сотрудница болела пять дней), то средний дневной заработок составит 1911,85 руб. (718 000 руб. + 670 000 руб.) / (731 дн. – 5 дн.). Это больше 1901,37 руб. Поэтому максимальное пособие по уходу за ребенком составит 23 120,66 руб. (1901,37 × 30,4 × 40%).

Поделиться: