Статья 148 ук рф наказание. Нарушение деятельности религиозных обществ

Могут ли в России осудить только лишь за репост в социальной сети сообщения или изображения, которые, по мнению властей, призывают к экстремизму или оскорбляют чувства верующих людей?

Разберемся, при каких условиях можно оказаться на скамье подсудимых по обвинению в экстремистской деятельности, и что нужно делать, чтобы не нарушить закон и защитить свои интересы.

Что такое экстремизм по закону?

В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» за номером 114 экстремистской называется такая деятельность, при которой делаются попытки публично оправдать терроризм, менять основы конституционного строя, возбуждать на публике рознь - социальную, религиозную, расовую; пропагандировать исключительность или неполноценность людей, основываясь на их принадлежности к каким-то национальности, религии, языку.

Экстремистскими также называются действия, когда создаются препятствия работе госорганов, избиркомов, объединений - общественных и религиозных; когда совершаются преступления, обозначенные в статье 63-ей УК, в пункте «е» ее первой части; демонстрируется нацистская символика.

Экстремизмом также считаются ложные обвинения государственных служащих в экстремистской деятельности во время их работы на государственной должности.

Если гражданин финансирует перечисленные действия или помогает их осуществлять в какой-то другой форме, он также может быть обвинен в экстремизме.

Как закон определяет оскорбление чувств верующих?

Под оскорблением чувств верующих статья 148 УК РФ обозначает действия, которые сделаны публично и направлены на то, чтобы оскорбить чувства верующих людей, а также на выражение открытого неуважения к другим людям.

Московская патриархия объясняет понятие «религиозные чувства» как благоговейное отношение к святыням, текстам, личностям святых, местам паломничества, предметам и образам. Если такие чувства оскорбляются, на картинках или в словах передаются

  • негативные установки;
  • оскорбительные характеристики;
  • отрицательные эмоции.

Это может быть отзыв, высказанный с неуважением к святыням, текстам и другим важным для верующего человека вещам. Оскорблением также считается издевательство над религиозной символикой, например, в форме карикатуры. Если кто-то намеренно портит религиозные книги и предметы - это тоже оскорбление.

Интересно, что закон не приводит списка религий и критериев, по которым можно определить, к какой вере принадлежит тот или иной человек. То есть верующим может себя назвать любой человек, который объявляет, что он привержен к какому-то религиозному течению.

При этом необходимо доказать, что оскорбляющие чувства верующего человека слова и действия были сказаны или сделаны именно для того, чтобы его оскорбить, то есть не случайно.

Как видим, определения довольно размытые. Закон, как говорят сами законодатели, нуждается в доработке. А пока он дает множество вариантов толкования, соответственно, и оказаться в роли обвиняемого по делу об экстремизме или оскорблении чувств верующих, рискует каждый, кто допускает любые публичные высказывания и действия, которые могут быть расценены именно так.

Зачем закон запрещает экстремизм?

Задача закона в данной ситуации - обеспечить равенство людей всех рас, религий, национальностей. Законодательные акты, которые ставят по запрет распространение экстремистской информации и совершение подобных действий, есть не только в России, но и в других государствах.

Это необходимо, чтобы не возникало вражды между представителями разных национальностей и социальных групп, чтобы кто-то не решил, что он лучше или выше другого - и на этом основании не начал притеснять людей, отличающихся от него цветом кожи или религиозными предпочтениями. Это вопрос безопасности общества.

Что запрещает закон в России?

Если обратиться к закону, в нашей стране запрещается

  • высказывать на публике или распространять в интернете, а также СМИ призывы свергнуть власть или изменить конституционный строй;
  • мешать другим гражданам голосовать;
  • говорить о необходимости ненавидеть кого-то по причине его вероисповедания, занятий или места рождения, а также призывать причинить им вред;
  • в любых вариантах публично показывать нацистские символы;
  • высказываться в защиту терроризма публично и помогать террористам;
  • публично высказывать насмешки по поводу религиозных чувств других людей, символов, святынь, образов, относящихся к какой-то религии; картинки, где присутствуют такие насмешки, нельзя распространять в интернете, в том числе - делать их репосты.

Это лишь краткое изложение того, что суд может отнести к экстремистским действиям и оскорблению чувств верующих людей. Заметим, что общим моментом во всей этой информации является то, что все действия совершаются публично. То есть именно за публичное проявление можно оказаться на скамье подсудимых.

Интернет - публичное место

А поскольку интернет - место публичное, то все, что публикуется во всемирной сети, может считаться публичными выступлениями. Соответственно, попадает под действие закона.

Если вы просто написали в своей группе, которую делите с друзьями, небольшой пост, - это публичное выступление. Ведь ваше сообщение могут видеть другие люди.

Даже если существует вероятность, что его увидит всего один человек - вы рискуете. Согласно закону, возбуждение ненависти и экстремизма может рассматриваться даже в отношении одной личности. И этой личностью может стать, например, следователь.

Кто решает, относятся ли сообщение, видео или картинка к экстремистским?

Для этого проводится экспертиза, приглашаются компетентные специалисты. Они используют специальные методики, которые были утверждены Министерством юстиции. Но поскольку точного списка критериев, по которым оценивается информация, не существует, в процесс вмешивается субъективный фактор - и результат экспертизы предугадать невозможно. Например, экспертиза по делу Марии Мотузной, которую обвинили в оскорблении религиозных чувств, установила, что из 13 картинок только три оскорбляют чувства верующих.

Чтобы понять, какие именно картинки, видео и сообщения во всемирной сети российские правоохранительные органы могут расценить как экстремистские, стоит познакомиться с официальным перечнем экстремистских материалов, которые публикуются на сайте Минюста. Сейчас в нем несколько тысяч позиций. Можно посмотреть листовки, фильмы, песни, картинки, комментарии, книги и брошюры. Некоторые примеры кажутся безобидными, например, «гнать их таких-сяких, потому что они во всем виноваты». При этом автор ссылается на местную власть. Такое высказывание было расценено как экстремистское.

А как же свобода слова?

Свобода слова тоже имеет свои ограничения - в виде рамок закона. Если чьи-то действия или слова нарушают закон, это уже не свобода слова, а нарушение прав других людей. Вряд ли кому-то придет в голову приходить и селиться в любом доме только потому, что он ему понравился, хотя право на жилье гарантировано всем гражданам нашей страны.

То же самое и со свободой слова, прописанной в Конституции. Никто не запрещает писать о своем мнении, например, о том, что получил мир в результате Второй Мировой Войны, основываясь на фактах и не оскорбляя никого. Но публиковать символику Третьего Рейха на своей страничке - это закон запрещает, это уже не свобода слова.

Кстати, критиковать власть, политиков и религиозные организации в разумных пределах и без оскорблений в России можно. И это подтверждается Постановлением Пленума Верховного суда (пунктами седьмым и восьмым) от 03.11.2016 N 41 "О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года N 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" и от 28 июня 2011 года N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности". Главное, что отличает такую критику от экстремизма, - отсутствие попыток кого-то убеждать в необходимости ненависти к людям, которые относятся к какой-либо религии или национальности, либо к политической партии. Можно высказывать личное мнение публично, но при этом в нем должна отсутствовать опасная пропаганда и призывы.

Кто может выступить обвинителем?

Чтобы было возбуждено уголовное дело об экстремизме или оскорблении чувств верующих в интернете, не обязательно должны быть потерпевшие. Согласно закону, в этих случаях ответственность влечет за собой сам факт, что информация была опубликована - вынесена на публику. Раз текст или картинку могут увидеть другие люди в интернете, она уже способна нанести им оскорбление или способствовать совершению ими экстремистских действий.

За что могут привлечь?

Поводов для привлечения к ответственности за распространение в интернете информации, призывающей к экстремизму или оскорблению чувств верующих людей, достаточно много. Их можно разделить на две основные группы.

  • Любые публикации, в которых содержатся экстремистские высказывания и изображения: комментарии, видеозаписи, репосты, фотография, которую пользователь сохранил на своей странице и доступная для просмотра другим людям.
  • Участие в сообществе, которое публикует такие материалы, в том числе даже если оно еще ничего не опубликовало и не сделало, а только обсуждает свои планы по совершению таких действий.

Детальный анализ

В 2015 году, согласно статистике, за распространение материалов, в которых содержались экстремистские призывы и оскорблялись чувства верующих, в сети Интернет, в России было привлечено к ответственности более 700 человек.

В ноябре 2016-го Пленумом Верховного Суда РФ было принято Постановление номер 41, где содержится требование к судам детально разбираться в ситуациях, прежде чем выносить приговоры. Теперь, когда суд решает, были ли действия обвиняемого направлены на то, чтобы возбудить ненависть или вражду, унизить достоинство лица или группы людей, он должен опираться на совокупность обстоятельств и учитывать множество факторов, в том числе контекст и форму.

По словам опытных юристов, это означает, что привлечь пользователя интернета к ответственности за распространение экстремисткой информации, суд, согласно закону, теперь может, только детально проверив и проанализировав массу информации, в том числе из переписки и комментариев.

Какое наказание может последовать за экстремизм и оскорбление чувств верующих в интернете?

Согласно закону, за экстремизм в России предусмотрено три типа ответственности.

  • Административная, то есть штраф. Например, пропаганда нацистских символов или их публикация может привести к штрафу в сумме 2 тысячи рублей или к аресту на 15 суток. Если экстремистские материалы, которые внесены в перечень Министерства юстиции, распространялись в массовом масштабе, штрафуют на 3 тысячи рублей или сажают под административный арест. Это означает, что и за репост подобных материалов можно получить штраф.
  • Уголовная ответственность за экстремизм предусмотрена, в основном, статьями 282 УК (прим.2), а также статьей 63 УК (пунктом «е» части 1). Есть и другие статьи, по которым сажают за репост: 205.2 (о публичной пропаганде или оправдании террористических действий), 280 УК (о публичных призывах совершать экстремистские действия, где содержатся слова «делай», «давно пора делать» и подобные высказывания); 280.1 УК (о призывах выйти из состава России - публичных). Уголовный срок, который можно получить по этим статьям - до семи лет лишения свободы. Уголовная ответственность предусмотрена и за оскорбление чувств верующих: статья 148 УК была введена в 2013 году после истории в одном из храмов Москвы. Теперь привлечение к ответственности возможно даже без разжигания вражды и без публичных призывов к неправомерным действиям, и без унижения достоинства какой-либо социальной группы.
  • Гражданско-правовая, когда возмещается моральный или материальный ущерб. Например, кто-то сделал репост картинки, которая вызвала моральные страдания другого лица: это повод для обращения в суд. Подать за оскорбление в суд можно и за комментарий о работе какого-то специалиста, где он обвиняется в чем-то необоснованно.

Примеры из практики

Приведем несколько примеров наказаний, вынесенных судом пользователям интернета по делам об оскорблении чувств верующих и об экстремистской деятельности.

  • В декабре 2013 года житель Москвы был приговорен к 3 годам и 4 месяцам лишения свободы за то, что опубликовал видеоролики и тексты, которые были направлены на возбуждение вражды в отношении немусульман и включали призывы к террористическим действиям.
  • В августе 2012 года активистке татарского отделения одной из националистических партий был присужден штраф в сумме 1 тысяча рублей за то, что она поставила лайк под скриншотом, на котором был изображен кадр фильма «Американская история X».
  • В сентябре 2013 года житель Самары был помещен на принудительное лечение в психиатрическую клинику , потому что на своей странице в соцсети разместил карикатуру, где был изображен хоккеист из мультфильма «Шайбу, шайбу». Вместо клюшки у него в руках был топор, а под картинкой была подпись с предложением использовать его в ожидании «гостей с гор».
  • Националист из Москвы получил в августе 2014 года наказание в виде пяти лет лишения свободы за то, что в соцсети разместил два видеоролика экстремистского содержания и сделал репост еще одного подобного.
  • В 2015 году штраф в 15 тысяч рублей был присужден жителю Новосибирска: она добавил в свои аудиозаписи на странице «Вконтакте» запись «Киборг - Наш Враг!!!», которая внесена Министерством юстиции в список запрещенных материалов.

Что еще грозит тем, кто был наказан за экстремизм?

Кроме административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности нарушители закона о противодействии экстремизму оказываются

  • ограниченными в выборе работы: они не могут работать в госструктурах, не могут служить в армии по контракту, им нельзя работать в правоохранительной системе, занимать должность охранника и быть педагогом;
  • без счетов в банке: как только человеку предъявлены обвинения в экстремизме, его счет в банке может быть заблокирован, а открыть новый будет невозможно; закон разрешает только получать со счетов не более десяти тысяч рублей ежемесячно на каждого члена семьи обвиняемого или осужденного за экстремизм;
  • без своего сайта: судебные приставы могут заблокировать ресурсы, на которых были замечены экстремистские материалы и оскорбление чувств верующих людей.

Как не оказаться на скамье подсудимых за репост?

Стоит внимательно следить, в какие сообщества в соцсетях вступать и где оставлять комментарии. Лучше подстраховаться и вообще не заходить на страницы, где может быть малейший намек на экстремизм и оскорбление чувств верующих. Также стоит проверить свои аккаунты и убрать из них все, что хоть как-то может подпадать под эти определения. Проверить и удалить все свои подозрительные комментарии на форумах.

Лучше воздержаться от любых публичных саркастических высказываний в адрес любой религии. Неизвестно, как поймет это эксперт: как шутку или как оскорбление.

Как показывает практика, больше всего рискуют оказаться на скамье подсудимых за репосты в сети подростки, которым уже исполнилось 16 лет. Малый жизненный опыт часто не позволяет им самостоятельно разобраться, что к чему, а ответственность за свои действия по закону они нести уже могут. Поэтому родителям стоит внимательно отнестись к тому, что смотрит в интернете ребенок. Также рекомендуется объяснить сыну или дочери, за что могут последовать обвинения, и показать примеры комментариев и публикаций, за которые другие люди уже оказались в тюрьме.

Можно и нельзя

Для сравнения можно привести несколько формулировок, между которыми, на первый взгляд, не такая большая разница, однако первые относятся к экстремистским высказываниям, а вторые - нет.

Не допускается Допускается
Люди, которые верят в то-то и то-то, недостойные, их нужно ненавидеть. Я недоволен таким-то человеком, потому что он совершил такое-то действие.
Представители такой-то национальности правильно сделали, что избили людей другой национальности. Как сообщает такое-то СМИ, произошел инцидент: представители такой-то национальности применили насилие к людям такой-то нации.
Все люди, которые работают в такой-то профессии или занимают такие-то должности, - негодяи. Надо их бить! Мне неприятен конкретный человек, потому что…
Власть такой-то страны неправильно управляет государством и ее нужно поменять. Критика власти, которая сопровождается фактами, оценивается работа конкретных лиц.
Изображения нацисткой символики. Нельзя никак.

Только через адвоката!

Поскольку в России, как гласит поговорка, «от сумы и тюрьмы» зарекаться не стоит, риск быть обвиненным в экстремизме или оскорблении чувств верующих полностью исключить не получится.

Если это произошло, специалисты настоятельно рекомендуют ничего не подписывать и не отвечать ни на какие вопросы следователя, пока не прибудет адвокат.

Поскольку экспертизу проводят люди, в процессе ее проведения возможны нарушения. И здесь обвиняемому понадобится помощь опытного адвоката, чтобы доказать этот факт. Это сделать непросто, поскольку требуется не только хорошо знать закон, разбираться в основных понятиях, но и иметь представление о религиозной атрибутике.

Юристы, которые уже вели подобные дела, рекомендуют не соглашаться на помощь следствию или на особый порядок рассмотрения дела. Такая тактика, как показывает практика, нередко приводит к принятию судом решения о назначении срока отбывания наказания в колонии.

Дела об экстремизме и оскорблении чувств верующих в юридической практике относятся к довольно сложным. Поэтому рекомендуется обращаться к опытным профессионалам, чтобы эффективно защитить свои интересы и не пострадать из-за того, чего вы не намерены были совершать.

В настоящем обзоре я изначально намеренно опускаю вопросы противоречия Конституции, международному законодательству, нравственно-этический аспект принятия такого закона, об этом уже сказано чрезвычайно много, причем сказано специалистами с глубочайшими познаниями. Но пришлось написать о практике и теории применения закона, а также коснуться истории права.

В настоящем обзоре я буду периодически переходить на публицистический или даже разговорный стиль повествования. Полагаю, что меня вполне извиняет то, что во время чтения настоящих поправок в административный и уголовный кодекс, а также их всестороннего анализа меня не покидало стойкое желание вырвать себе глаза, «оскверненные» этим «глубоко оскорбляющим мои религиозные чувства» законом. И разумеется, сжечь свой диплом, потому что законодатель раз за разом пытается показать нам, специалистам, что юридическое образование не нужно, тысячелетние достижения юридической (как впрочем и любой иной) науки не нужны, глубокий анализ ситуации в обществе это ересь, а формальная логика - вообще бред для плебеев.

Начнем с темы, которая, казалось бы, прямо к самому рассматриваемому закону не относится: с целей принятия настоящего закона.

Обзор был бы не полным в том случае, если бы в нем не было упомянуто то, что в среде специалистов уже получило название «Тактика дымовой завесы».

«Тактика дымовой завесы» - тактика субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, согласно которой для отвлечения внимания общества от некоторых чрезвычайно спорных, коррупциогенных, либо идущих самому обществу во вред законодательных инициатив инициируется принятие законодательных актов по вопросам, вызывающим социальную напряженность и споры между социальными, политическими и религиозными группами, причем группами, обладающими максимальной политической активностью.

Данная тактика опирается на несколько пресуппозиций, утверждающих, что:

Российское общество в целом достаточно апатично, и неохотно выступает в защиту своих прав, в том случае, если нарушение этих прав происходит не непосредственно в настоящий момент, либо пользование этим правом для гражданина перспектива достаточно отдаленная, либо право не касается непосредственно данного гражданина.

И наконец, Российского гражданина легко ввести в заблуждение туманной формулировкой названия законодательного акта. Чтобы обратить внимание граждан на отвлекающий объект, ему присваивается название, которое точно и недвусмысленно показывает, какие права гражданина представители власти собираются нарушить. С иными законодательными актами такого не происходит. Приведу примеры.

Пример № 1. ФЗ «О внесении изменений в статью 148 уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан » Таким образом, акцент делается именно на последней части наименования закона.

Пример № 2. ФЗ « О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ). Заметим, что именно этим законом в Уголовный кодекс введено понятие Принудительные Работы и он регулирует их прохождение, дана отсрочка тюремного заключения больным наркоманией, он освобождает от уголовной ответственности по ряду экономических преступлений против государства, вносит изменения в ст. «Мошенничество», вводит новый вид «киберпреступлений», регулирует наказание за дискриминацию и состав дискриминации. И это закон не имеет громкого названия, не получил отклика в общественном обсуждении. Этот закон был принят практически незаметно для гражданского общества!

В июне 2013 года такая «дымовая завеса» была создана при помощи двух законодательных инициатив:

$11. ФЗ «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ФЗ № 135 от 29.06.2013).

$12. (ФЗ № 136 от 29.06.2013).

Мы с вами имеем все основания предполагать, что это именно «дымовая завеса». Рассмотрим, какие действительно важные для общества законы принимались в этот период.

$11. Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

$12. Закон о Губернаторских выборах, позволяющий определять порядок выборов губернаторов самим регионам.

$13. «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, данном случае он включен в список потому, что вступает в силу с 1 сентября 2013 года )вводящий дополнительные платные образовательные услуги.

$14. ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту РФ - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (05.04.2013 N 43-ФЗ ). Поразительно коррупциогенный закон. Изъятие, как вы понимаете, будет происходить у законных собственников, для государственных нужд, по «совершенно честным» ценам. А теперь самое интересное: до 31 декабря 2015 года для размещения необходимых объектов допускается резервирование земель и изъятие участков и недвижимости для госнужд даже при отсутствии документов территориального планирования, действие норм об упрощенном резервировании и изъятии земель и других объектов недвижимости будет распространяться на объекты не только "Новой Москвы" , но и Московской области в отношении объектов федерального транспорта и объектов регионального транспорта, а также транспортно-пересадочных узлов (что особенно важно, учитывая, что РЖД планирует строительство новых, дублирующих транспортных веток).

$15. ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно -телекоммуникационных сетях " (от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ). Под этим скромным названием кроется необычайный в своей недоработанности, спорный федеральный закон, известный как «Антипиратский».

$16. Огромное количество поправок в налоговый кодекс.

$17. Несколько законов, реформирующих основы как страхового дела вообще, так и пенсионного страхования в частности.

$18. Изменение статуса Центробанка, изменение законодательства о валютном контроле.

$19. Изменение законодательства о несостоятельности (банкротстве).

И, разумеется, не стоит забывать пока еще не принятый (к счастью) ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и установлении требований к работникам специализированной финансовой организации, учреждаемой правительством РФ». Росфинагентству планируется передать в доверительное управление средства Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, а также управление государственным долгом. А Росфинагентство сможет передавать эти средства в доверительное управление другим управляющим компаниям. Фактически, это передача полномочий правительства и Центробанка. Также этому агентству планируется передать полномочия управлять политикой заимствования средств. Консолидация полномочий по заимствованию и размещению средств в одних руках (чего нет больше ни в одной стране мира) - это, фактически, создание новых путей для коррупции. Аналогичного мнения придерживается и Юрий Васильев, занимающий пост заместителя главы думского бюджетного комитета.

Данный список является далеко не полным. Государственная Дума Российской Федерации вообще была в этот период чрезвычайно результативна, согласно статистике рассмотрения, а особенно в отношении принятия законодательных актов.

Федеральный Закон «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан» чрезвычайно противоречив. Причем содержит как самопротиворечия, так и противоречия другим Федеральным законам. Он вводит массу новых для Российского права понятий, при этом, не давая этим понятиям формального определения. Что снова возвращает нас к вопросу: "Кто и на каком основании будет решать ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ вопросы, связанные с этим законом?" Кто станет администратором указанных административных и уголовных составов? Вообще для современного Российского законодательства типична ситуация, когда законодательный орган трусливо самоустраняется от дачи формальных определений, оставляя это для тех, кто будет применять закон. Некоторые считают, что эта практика ведется осознанно с целью дать широту действий при властном воздействии на общество, и позволить двояко действовать в одних и тех же ситуациях в зависимости от текущей конъюнктуры и воли конкретных представителей власти (исполнительной и судебной), или просто двояко действовать в одних и тех же ситуациях по отношению к разным субъектам, сохраняя при этом признаки легитимности и отсутствия дискриминации на уровне федерального законодательства. Я же считаю, что это лишь следствие. Причина же - в низкой юридической грамотности лиц, работающих с текстами законов, и колоссально низкой юридической и общей грамотности депутатов государственной думы РФ. Законы, подобные этому - это пройденный этап в развитии Российского законодательства вообще. Спорный этап. В «Своде законов Российской империи», «Положении о наказаниях» (раздел II, гл. 1, ст. 176-183) имелся состав «богохуление и порицание веры». Прошу заметить, он был отменен в 1906 году при либерализации законодательства. Вместо него появилось наказание за нарушение порядка путем прерывания процесса богослужения, совершенное по заранее продуманному плану и с причинением побоев священнику (цитата передана более современным языком). Исходя из этого, можно заключить, что такого рода статьи - рудиментарные пережитки "Церковного права". И даже в Российской Империи (в которой власть и большая часть общества вовсе не отличались либеральностью взглядов) такие пережитки выкорчевывались. Такие понятия, как "оскорбление чувств верующих", не могут без оговорок быть применены в светском пространстве и светском государстве. В Российской Империи имелась официальная государственная церковь, что делало это отчасти возможным (однако применялось на практике только для защиты общественно уважаемых святынь, да и то, только православных). Другие выражения (оскорбление, унижение, осквернение) очень психологичны и расплывчаты.

Оскорбить «чувства верующих» юридически очень сложно.

Сейчас, в светском государстве, эти понятия (включая малопонятное и очень широкое «оскорбление чувств верующих» и «унижение обряда») обречены на то, чтобы стать игрушкой в руках судебной власти, ибо включают в себя гипертрофированный момент психологической субъективности, нередко полностью обессмысливающий их. Но настоящим ужасом меня наполняет мысль о том, что наступит момент, когда руководители религиозных организаций до конца осознают, какой невероятно могущественный инструмент для неприкрытого и наглого манипулирования обществом у них появился.

А теперь рассмотрим конкретные положения закона:

"Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий" Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ
"О свободе совести и о религиозных объединениях", свобода совести и свобода вероисповедания предполагает право: исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Исходя из указанного положения, оскорбление тех или иных чувств, НЕ МОЖЕТ являться преступлением против свободы совести и вероисповедания. максимум, это может быть преступление против личности предусмотренное ст 130 УК РФ. Регулирование ответственности за одно и того же деяние различными нормами права в зависимости от того, по отношению к кому совершено деяние (если конечно это не представитель власти или иной «спецсубъект») - это средневековье как оно есть и дискриминация по религиозному признаку.

Определение понятию "верующий" ни одним законом в Российской Федерации не дается. Как доказать что кто-то верующий, а кто-то нет? Как доказать, что чьи-то чувства оскорблены? Как доказать что эти чувства вообще были? Ответ один - это невозможно. Отчасти поэтому законодательство НИКОГДА и не защищало чувства. Кто-то может возразить, вспомнив про понятие моральный вред, однако это не подходящий пример. Моральный вред - это физические и нравственные страдания. Причем с определением нравственных страданий всегда и были проблемы - суды чаще всего определяют их и их размер "по велению голосов с Марса". Часто вообще исходят из предпосылки, что нравственные страдания априори всегда есть. в частности эта позиция официально выражена в определениях верховного суда, связанных со взысканием страхового возмещения. Самое страшное, что мой опыт подсказывает, что в отношении чувств верующих будет использоваться та же презумпция. Если грубо - их чувства всегда будут определены судом как "оскорбленные", независимо от вашего деяния.

Право не иметь религиозных чувств должно защищаться теми же законами, что и сами религиозные чувства (если исходить из положений ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Однако в этом случае пропаганда любой религии должна быть запрещена. Это естественное и логичное следствие.

Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний

Малопонятно, что есть места проведения обрядов? Можно ли считать место проведения "крестного хода" - местом проведения обряда? Можно ли считать тогда район Москвы, в котором он проводился, местом проведения обряда? На какой срок территории присваивается такой статус? Это положение также может стать очень могучим оружием религиозных адептов.

Если принять безумную логику этого закона, это начинает звучать адекватно, но только до тех пор, пока я не объявлю всю Российскую Федерацию "святым храмом атеистической церкви", не зарегистрирую "Великую церковь атеизма", не назовусь "атеистическим первожрецом" - а потом не побегу в ЕвроСуд. Тогда уж точно можно будет запасаться поп-корном.

3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний -
наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. 4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:
а) лицом с использованием своего служебного положения;
б) с применением насилия или с угрозой его применения, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.".

Вот это положение Конституции и иным законам как раз и не противоречит.

Однако, пока на законодательном уровне не даны определения важнейшим понятиям этого закона - это положение закона может стать в руках верующих совершенно кошмарным оружием при давлении на власть.

1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Если рассматривать исключительно теоретическую сторону - все грамотно и непротиворечиво.

А вот с практической стороной сложнее. РФ всегда отличалась колоссальным количеством деструктивных сект. Борьба с деструктивной сектой чаще всего ложится на плечи родственников и друзей "адепта", а в крайних случаях на правоохранительные органы. Теперь же их "работа" по наведению порядка в голове у "адепта" будет невероятно осложнена тем, что появился формальный состав преступления.

Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.".

Новый проект закона, помимо неадекватного понятия «осквернение», взятого из архаичного слоя языка, причем явно языка религиозного, оперирует понятиями "порча", "уничтожение". Здесь проблема еще более глубокая. Перечисленные в законе "богослужебная литература, предметы религиозного почитания, знаки или эмблемы мировоззренческой символики" - это объекты вещного права и никак иначе. Спорить бесполезно. И, фактически ограничивая право на их "уничтожение" и "порчу", государство без всяких на то оснований ограничивает одно из базовых правомочий собственника - "распоряжение". Распоряжение - право "определять юридическую судьбу вещи". Если грубо - своими вещами вы распоряжаетесь сами, вы можете по собственной воле: изменять их назначение, дарить, давать в аренду или ссуду либо уничтожать, то есть прекращать их существование. (первый и последний пункт ограничен для предметов, охраняемых как исторические либо культурные ценности). А самое интересное с осквернением - это уродливое понятие существует в современном законодательстве довольно давно. Ранее оно относилось только к мертвым телам и местам захоронений - но это носило скорее символический характер защиты некоего "последнего права гражданина", его воли относительно его останков. Гражданин выразил волю быть захороненным, а значит, никто не вправе ему препятствовать находиться в этом состоянии.

Снова базовый набор вопросов: Что есть Богослужебная литература, предметы религиозного почитания, знаки, эмблемы? Относится ли к знакам мировоззренческой символики к примеру Знак движения анархистов или изображение мужского полового органа на стене? А что будет, если работник жека сотрет таковой знак в рамках плановых мероприятий по уборке территории? Что будет, если "богослужебная литература» будет переработана в макулатуру? Что будет, если, решив ознакомиться с постулатами той или иной веры, вы купите их святую книгу, а потом выкинете её в бак для сбора отходов, и это не понравится кому-либо из представителей религиозной общины? Ведь все, что я перечислил - это публичные (в широком смысле) деяния и без сомнения умышленные.

В широком смысле это еще и означает, что государство ставит знак равенство между картинами Левитана и Ботичелли, гениальными шедеврами зодчества, историческим наследием человечества и, к примеру, журнальчиком "Сторожевая башня" свидетелей Иеговы и бредом старика, 40 лет просидевшем внутри горы.

И, наконец, заключительная часть моей статьи - «Руководство к действию».

Меры, которые я могу предложить, требуют определенной смелости:

$11. Подача заявления в Конституционный суд Российской Федерации с заявлением о признании неконституционном ФЗ «О внесении изменений в статью 148 уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан»

$12. Обращение с иском в ЕСПЧ.

Однако, даже если данные меры не принесут желанного результата, всегда остается личная борьба.

Борьба с представителями религиозных организаций за наши права, учитывая происходящие в обществе процессы - жизненно важна. Я не считаю возможной таковую борьбу на уровне законодательных органов (по крайней мере, в настоящее время). Указанное совершенно не означает, что борьба бесперспективна. Напротив, она возможна, но возможна в рамках действующего законодательства.

Позвольте напомнить вам то, о чем постоянно забывают: права неотделимы от обязанностей. И это формула, которая позволит вам показать представителям религиозных движений, что гражданское общество может принимать аналогичные меры. Боритесь за свои права. Законными мерами принуждайте представителей религиозных движений к точному и неукоснительному соблюдению закона, настаивайте также на соблюдении ими их собственных законов (так называемых «Заповедей» и иных религиозных правил). Поверьте - это работает. У Юлиана Отступника получилось, и христиане ненавидят его до сих пор.

$11. Используйте механизмы СМИ и иные общественные механизмы для освещения всех нарушений закона и иных «морально спорных» действий представителей религиозных общин. Будьте разумны и настойчивы. Не допускайте прямых оскорблений в их адрес - не уподобляйтесь своим противникам. Используйте проверенные данные и не допускайте преувеличений. Поверьте, настоящая правда о ваших противниках будет ужаснее любых ваших фантазий.

$12. Используйте все возможные ресурсы правоохранительных органов и органов судебной системы для защиты своих прав. Направляйте обращения в соответствующие органы по любым, даже малейшим фактам нарушения ваших прав, либо неисполнения представителями религиозных организаций своих обязанностей. У христиан «ночной крестный ход»? Направляйте заявление в полицию о том, что вам ночью мешают спать или о несанкционированном митинге. Отказываются принимать меры и выезжать? Жалуйтесь на сотрудников полиции (я был удивлен, но оказалось, в том, что касается полиции, такие жалобы НЕВЕРОЯТНО действенны - а если вы сообщите о том, что не был разогнан несанкционированный митинг - сотрудников просто уволят, и они об этом знают).

$13. Поддерживайте организации, занимающиеся высмеиванием недостатков существующих религий. В июле 2013 была зарегистрирована Российская Пастафарианская Церковь, поддержите её.

$14. Требуйте такого же объема прав и такой же поддержки от государства, как и ваши оппоненты.

Оскорбление чувств верующих карается Уголовным кодексом РФ, а именно - статьей УК РФ под номером 148. Так, необходимо быть в курсе закона, чтобы предостеречь себя от пагубных последствий в виде штрафов и лишения свободы. Что же подразумевается под оскорбление, и каково будет наказание, рассмотрим далее.

Законодательная база

Нарушение прав на свободу совести и вероисповеданий карается мерами, указанными в статье 148 УК. Субъектом правонарушения, который может понести наказание, может стать только физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

С оригинальным текстом статьи 148 УК можно ознакомиться, .

В зависимости от тяжести нарушений, которые произведет нарушитель, суд устанавливает различные варианты наказания.

Неуважение, выказанное публично

Правонарушитель, который уличен в явном неуважении к религиозному сообществу или действиях, совершенных с целью оскорбления чувств паствы, в зависимости от тяжести, понесет одно из следующих наказаний:
  • Выплатит штраф. Его размер определяется в соответствии с доходом или заработной платой за период до двух лет (до 300 тысяч рублей).
  • Осуществит работы принудительного характера (до одного года) на благо общества.
  • Понесет лишение свободы (до одного года).

Нарушение деятельности религиозных обществ

Косвенное или прямое нарушение религиозных обрядов, собраний, богослужений, молитв и других проявлений деятельности религиозного общества наказывается:
  • лишением прав на свободу до 3-х месяцев;
  • работой исправительного характера на благо общества или религиозной организации (до одного года);
  • обязательной профилактической работой на срок до 360-ти часов;
  • взысканием суммы в размере доходов (зарплаты или иных поступлений средств) до 300 тысяч рублей.

Деяния, противоречащие религиозным убеждениям

Одним из самых серьезных наказаний подвергается нарушение первого пункта 148 статьи УК РФ. Они связаны с осквернением или надругательством, совершенных в местах, специально созданных для проведения обрядов и служб, а также памяток и религиозных символах.

Самой серьезной мерой наказания является ограничение свободы сроком от 1-го до 3-х лет. Наказание может быть вынесено в виде исправительных работ на тот же срок или обязательной отработкой повинности в течение 480-ти часов. В большинстве случаев назначается штраф в размере заработной платы или любого иного дохода, получаемого правонарушителем, в размере до 500 тысяч рублей.

Важно: В большинстве случаев, доказать, что деяния действительно противоречат убеждениям религиозного общества и были произведены умышленно, очень сложно. Перед судебным разбирательством обязательно оцените свои шансы на успешный исход дела, обратившись за консультацией к адвокату.

Наказание за оскорбление с применением служебного положения или угрозы насилия

В данном случае, максимальная мера наказания - является лишение свободы сроком до одного года или исправительные работы с тем же сроком. При меньшей провинности назначается штраф в размере до 200 тысяч рублей. Расчет суммы взыскания производится согласно источнику дохода физического лица или размера заработной платы.

В большинстве случаев, столь серьезные нарушения могут привести к тому, что правонарушитель будет лишен возможности занимать ответственные посты, связанные с его деятельностью. Возможен полный запрет на занятия деятельностью, связанной с нарушением. Запрет назначается сроком до двух лет.

Видео: Чем грозит оскорбление чувств верующих?

В следующей видео-презентации предлагается подробно узнать, какое наказание придется понести, если оскорбить чувства верующих:

Оскорбление чувств верующих в России уголовно наказуемо. Однако при квалификации деяния возникает немало сложностей, ведь закон не говорит точно, что именно является таким оскорблением. Поэтому зачастую привлечь злоумышленников к ответственности трудно. Мы постараемся разобраться, какие действия расцениваются как оскорбление чувств верующих и рассмотрим санкции, предусмотренные за них в ст. 148 УК РФ.

Закон о защите чувств верующих: все ли религии равны?

В нашей Конституции четко прописано, что Россия - светская страна. Это значит, что никакая религия не должна возводиться в ранг «обязаловки», а все объединения верующих существуют отдельно от государства и имеют равные права. Такая позиция объясняется просто: наша страна многонациональна и в ней соседствуют приверженцы практически всех мировых религий. Выделение одной веры нарушит права адептов остальных конфессий.

Конституция РФ наделяет все религии равными правами.

Главный закон страны также предусматривает свободный выбор вероисповедания. Не запрещен и атеизм. Однако Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» упоминает о том, что особый почет имеет историческая религия русского народа - православие. Но дает ли это ей особые привилегии? Конечно нет. Хотя большая часть населения РФ исповедует христианство, в стране имеется мощная исламская община, а также буддисты и иудаисты. Некоторые малые народы до сих пор поклоняются языческим богам. Соответственно, правоохранители обязаны оберегать законные интересы людей, принадлежащих к любой религии.

Оскорбление чувств верующих: статья 148 УК РФ

Понятие «чувства верующих» в законе не раскрыто. Под ним обычно понимается глубокая эмоциональная привязанность человека к объекту поклонения и соответствующей религии.

Статья 148 появилась в УК РФ сравнительно недавно - в 2013 г. До этого времени за подобный проступок вменялась только административная ответственность. Хотя норма вызывает немало споров, она позволила четко сформулировать порядок взаимодействия представителей различных конфессий. Теперь у верующих появилась дополнительная правовая защита, благодаря которой они могут реализовывать свое право на вероисповедание.

Статья 148 УК РФ гарантирует гражданам России защиту религиозных прав.

Квалификация преступления

Анализируя ст. 148 УК РФ, можно выделить несколько ключевых признаков оскорбления чувств верующих:

  • Публичность

В кругу друзей можете делать и говорить все, что угодно, а за высказывание в публичном месте вас накажут. Яркий пример: блогер Виктор Краснов опубликовал фразу «Бога нет» в 2014 году. Через два года на него завели уголовное дело.

  • Явное неуважение, высказанное определенной религиозной группе

По этому признаку оскорбление чувств верующих очень схоже с .

  • Четкая цель - оскорбить чувства верующих

Злодеяние может совершаться только с прямым умыслом. Другими словами, виновный осознавал негативный смысл своих слов или поступков и хотел достичь именно такого результата. Если оскорбление высказано неумышленно, по ст. 148 УК РФ человека судить нельзя.

Нет умысла на оскорбление верующих - нет состава преступления по ст. 148 УК РФ.

Что может оскорбить чувства верующих?

Чтобы правильно квалифицировать преступление по статье 148 УК РФ, необходимо понимать, что подразумевается под оскорблением. Это ущерб, нанесенный чести и достоинству человека, выраженный в неприличной форме. УК РФ не детализирует данный термин, но согласно общему смыслу толкования можно сделать вывод, что:

  • честь и достоинство - это моральная оценка, данная человеку самим собой и его окружением;
  • неприличная форма - та, которая не соответствует общепринятым нормам этики и морали.

Определить оскорбительность фразы зачастую сложно, поэтому по таким делам проводят лингвистические экспертизы. Специалисты выделяют несколько условий, при наличии которых можно говорить об оскорблении, а не просто об обиде:

  • высказывание имеет негативную окраску (в нем присутствуют ругательства, мат и т.д.);
  • обращено в адрес конкретного субъекта (верующего человека, общины, группы) и рассчитано на то, что он об этом узнает;
  • фраза отрицательно характеризует и унижает пострадавшего;
  • высказывание сделано публично (в СМИ, соцсетях, на собрании, митинге и т.д.).

Если этих признаков нет, уголовное дело по ст. 148 УК РФ не возбуждается.

Публичные высказывания, нарушающие права на свободу совести и вероисповеданий, караются по уголовной 148 статье.

Препятствие деятельности религиозных организаций

Закон выделяет еще одну разновидность оскорбления чувств верующих - намеренное воспрепятствование деятельности религиозных сообществ. Все объединения верующих делятся на два типа:

  1. Религиозная группа

Это объединение людей одной религии, не оформленное как юридическое лицо. Все имущество, необходимое для совершения религиозных обрядов и церемоний, - собственность прихожан.

  1. Религиозная организация

Это официально зарегистрированная группа верующих, существующая не менее 15 лет и включающая более 10 прихожан.

Уголовная ответственность наступает только за вмешательство в деятельность религиозных организаций. В противном случае, можно заявить о другом преступлении. Например, о хулиганстве по мотивам религиозной ненависти. Нарушителей также можно привлечь к гражданской или административной ответственности.

По статье 148 УК РФ судят за воспрепятствование деятельности зарегистрированных религиозных организаций, но не групп.

Ответственность за оскорбление чувств верующих

Статья 148 УК РФ разбита на четыре части. Часть 1 вменяет ответственность за явно выраженное публичное неуважение к чувствам верующих. Санкции следующие:

  • штраф до 300 тыс. руб.;
  • (до 240 часов) или (до 1 года);
  • лишение свободы до 1 года.

Часть 2 ст. 148 УК РФ охватывает оскорбления чувств верующих, совершенные в местах богослужения (церковь, мечеть и т.д.). Злоумышленнику грозит:

  • штраф до 500 тыс. руб.;
  • обязательные (до 480 часов) или принудительные работы (до 3 лет);
  • тюремное заключение до 3 лет с дополнительным ограничением свободы до 1 года (или без такового).

Часть 3 предусматривает санкции за воспрепятствование деятельности религиозных организаций:

  • штраф до 300 тыс. руб.;
  • обязательные (до 360 часов) или (до 1 года);
  • арест до 3 месяцев.

По части 4 статьи 148 УК РФ судят за преступление, совершенное с использованием служебного положения, применением насилия или его применения. Виновному грозит до 200 тыс. руб. штрафа, общественно полезные работы или 1 год тюрьмы. Дополнительная санкция - двухлетний запрет на занятие определенных должностей или работу в некоторых сферах деятельности.

Видео расскажет, что грозит за оскорбление чувств верующих по ст. 148 УК РФ

Что изменит новый закон, что такое чувства верующих, что считать их оскорблением, и для чего их вообще защищать? Объясняет Юрий Пудовочкин, доктор юридических наук, профессор

— Что закон предлагает считать преступлением?
— Проект закона предлагает внести изменения в ст. 148 Уголовного Кодекса. Статья называется «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий». Статья большая, состоит из 4 частей. Какие действия, согласно этой статье предполагается считать преступными? Первая часть устанавливает ответственность за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». Максимальная санкция за нарушение первой части установлена достаточно суровая — лишение свободы на срок до года. В подобном виде преступление очень напоминает хулиганство, которое было известно ранее действовавшему (советскому) уголовному закону. Демонстрация явного неуважения к обществу - один из обязательных элементов для определения действий как хулиганских. Такое неуважение состоит в совершении действий, которые нарушают общепринятые, устоявшиеся правила поведения в обществе и в общении между людьми, выражается в грубом, циничном противопоставлении себя обществу, демонстрации неприятия норм и правил поведения.

Публичность в данном случае означает, что действия совершаются в месте, где они могут стать предметом восприятия неопределенного круга лиц. Публичным следует признать совершение тех или иных действий на улице, в магазине; публичной является запись в блоге, если он является общедоступным, и даже вывешивание объявления на столбе. Если же информация распространяется, например, по подписке или субъект может иным образом ограничить и контролировать круг лиц, которые с ней познакомятся, то строго говоря, распространение информации не может быть признано публичным.

Надо сказать, что и грубое нарушение общественного порядка, и публичность действий - это признаки преступления, которые давно и хорошо известны профессионалам. Однако в предлагаемой проектом статье УК РФ содержится принципиальное новшество, которое состоит в характеристике субъективной стороны действия, в его особой цели - оскорблении религиозных чувств верующих. Соответственно, основная проблема, которая может возникнуть при применении этой статьи, это определение цели оскорбления этих чувств. Чтобы избежать злоупотреблений, мы должны давать однозначное толкование каждому термину. Что считать религиозным чувством на сегодняшний день большинству профессионалов неизвестно. Еще один тонкий момент - кто такие верующие? И где грань, между религиозным чувством верующего и каким-то другим чувством верующего? Очень похоже на то, что эта статья содержит возможности для вольной трактовки и злоупотреблений. Слишком много оценочных признаков. А это позволяет предположить, что статья и сформулированный в ней состав преступления не обладают должной степенью определенности. принцип правовой определенности - один из ключевых принципов формирования правовых норм и особенно норм уголовного права. Человеку должно быть предельно четко понятно, какое именно поведение государство считает неприемлемым, устанавливая за него наказание. В противном случае соблюдение уголовного запрета становится, мягко говоря, проблематичным.

— Что такое религиозные чувства и как их оскорбляют?
— В отсутствие правоприменительной практики давать внятный комментарий на эту тему сложно, поскольку наше понимание закона может быть одним, а понимание закона в суде - совершенно другим. Попытаюсь определить религиозные чувства через другое понятие, что, наверное, не совсем правильно с точки зрения логики. Это, скорее всего, какая-то система жизненных взглядов, ценностей, установок (поведенческих, ментальных и этических и т.д.), продиктованных тем или иным религиозным учением. Чувство сопричастности к этой системе взглядов, наверное, и есть чувство религиозное. Что касается оскорбления, то под ним традиционно понимается унижение чести и достоинства, действие, которое совершено по отношению к конкретному человеку либо группе лиц, причем совершено обязательно в неприличной форме. Оскорбление религиозных чувств верующих можно определить как унизительные, неприличные действия по отношению к группе лиц, продиктованные неприятием и неприязнью к той или иной религиозной системе.

— Как определяется и устанавливается цель оскорбления?
— Обратите внимание, что оскорбление чувств верующих обозначено в проекте статьи уголовного закона не как последствие действий субъекта, а как его целевая установка. Указание на цель в составе преступления - традиционный и правильный прием, он часто используется в уголовном кодексе для выражение опасности деяния. Но доказать цель всегда сложно. Цель представлена в сознании лица, где-то, образно говоря, «в его голове». О том, с какой целью действовал человек, мы должны судить, исходя не только из его личных показаний, но и из объективной характеристики его действий. Цель всегда проявляется в конкретных действиях, направленных на достижение этой цели.

Мне представляется, это исключительно мое личное мнение, что любое действие, совершенное в православном храме, или любом другом, если оно идет вразрез с устоявшимися правилами поведения, если оно является агрессивным и циничным, должно признаваться действием, совершенным с целью оскорбления религиозных чувств людей. Если человек пришел в место, где собирается определенная группа людей, и сделал то, что именно для этой группы является оскорбительным, то, наверное, человек имел своей целью оскорбление этой группы людей. Сочетание содержания действия и места в данном случае однозначно указывает на цель.

Если какие-то действия, нарушающие общественный порядок совершаются в иных местах - в интернете, на улицах и площадях, установить цель оскорбления религиозных чувств верующих будет сложнее. Нужно будет тщательно смотреть и оценивать содержание слов и символов, которые обычно сопровождают такое действие. То, что достаточно для признания преступлением в храме, может быть недостаточно для признания преступлением на площади.

—А если я напишу на стене, что Бога нет - это оскорбление?
— Мы, например, с моим другом очень много спорим - есть Бог или нет. Он верующий, я вроде как неверующий. И в полемике мы высказываем самые разные мнения и суждения. Однако он не считает свои чувства оскорбленными, равно как и я.

Но даже если кто-то посчитает свои чувства оскорбленными подобной фразой, оснований для привлечения автора к ответственности по проекту обсуждаемой статьи УК РФ нет. Закон предусматривает ответственность не за сам по себе факт оскорбления религиозных чувств, а за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу в целом. Наказывается конкретное действие, грубо и явно нарушающее общественный порядок.

Независимо от того, верующий ты или неверующий, есть общепризнанные нормы, которые устанавливают, что в определенных местах надо вести себя определенным образом. На торжественный прием мы приходим в соответствующем костюме, а на пляж - в плавках. Нет ничего плохого в том, чтобы ходить в плавках, но если мы придем в плавках на торжественный прием, то люди будут шокированы, а общественный порядок нарушен.

Поэтому сама по себе фраза «бога нет» - это всего-навсего демонстрация собственной позиции человека или повод для дискуссии. Если же эта фраза сопровождает агрессивные и циничные действия по нарушению общественного спокойствия и порядка, то она может стать отражением мотива и цели действий субъекта, а все совершенное вместе (при иных необходимых условиях естественно) - основанием для привлечения к ответственности.

—Можно ли в том, что закон не защищает атеистические чувства, усмотреть нарушение равенства прав граждан?
— Судить однозначно очень сложно, но, наверное, такое нарушение усмотреть можно. Эта статья защищает религиозные чувства верующих, но не защищает чувства, основанные на системе мировоззрения, в которой Бога нет. Защита прав верующих при отсутствии равноценной защиты прав не верующих есть нарушение равенства прав граждан. С этим сложно поспорить.

Мне, к примеру, совершенно не нравится ситуация, при которой грубое нарушение общественного порядка в целях оскорбления атеистических чувств граждан будет образовывать состав хулиганства по КОАП, а аналогичные действия с целью оскорбления религиозных чувств - преступление по УК РФ. Это не правильно. Есть масса возлецерковных отщепенцев, которые под видом защиты религиозных идей совершают разные гадости и нарушают общественный порядок. Хулиганские действия таких лиц направленные против атеистических убеждений третьих лиц не будут попадать под действие УК. А обратные действия, продиктованные защитой атеистических или каких-то иных чувств, направленные против чувств верующих, будут попадать под действие УК.

— Зачем нужны в уголовном законе статьи, защищающие религиозные чувства людей от оскорблений? Может лучше эти чувства не защищать такими средствами, чтобы не нарушать равенства прав и не создавать напряженности между верующими и неверующими?
— Вопрос сложный. Мы живем в светском государстве, что прямо записано в Конституции России. Мы установили равенство всех религий, всех общественных объединений и всех религиозных объединений. Но при этом мы вводим в УК РФ нормы, которые устанавливают наказание, условно говоря, за оскорбление чувств отдельной группы людей, которые принадлежат к отдельным общественным (религиозным) объединениям. Я имею в виду оскорбление религиозных чувств верующих. Это, с одной стороны, демонстрирует равенство всех религий (ответственность должна наступать вне зависимости оттого, чувства какой именно группы верующих были нарушены), а с другой стороны, - нарушает равенство граждан по признаку наличия или отсутствия веры и может привести к противостоянию атеистов и верующих, в этом кроется определенная опасность.

С другой стороны, религия или религиозные постулаты для очень многих людей составляют основу мировоззрения, определяют смысл жизни, шкалу ценностей и поведение практически во всех сферах общественной жизни. Не защищать и игнорировать роль религии в жизни человека и общества нельзя. Если оскорбить, нарушить, ущемить чувства человека в этой области, последствия могут быть самыми серьезными. Религиозное чувство - очень глубокое чувство, поэтому любое его ранение оказывается очень глубоким, а потому болезненным. Любое посягательство на идейную, смыслообразующую основу жизни человека может вызвать и обязательно вызовет мощную защитную реакцию. Защищая свои религиозные убеждения человек способен очень на многое, вспомните историю. А потому государство обязано предпринимать усилия в направлении защиты личных прав граждан (в том числе и права на религиозное самоопределение), в том числе и защиты средствами уголовного закона; только делать это надо крайне аккуратно, чтобы не спровоцировать напряжения в обществе и соблюсти конституционные стандарты равенства и светскости государства.

— А других странах защищают чувства верующих и что признается их оскорблением?
— Во многих странах мира, в том числе не в исламских, защищаются религиозные чувства людей. В той или иной форме соответствующие статьи есть практически во всех уголовных законах. Просто для понимания общей картины, можно привести несколько примеров из судебной практики Германии. Здесь я буду ссылаться на работы профессора Серебренниковой А.В. (МГУ), которая специально исследовала вопрос о защите конституционных прав человека в России и Германии. Согласно ее данным, суды ФРГ усматривают признаки оскорбления религиозных чувств в таких деяниях, как: изготовление футболки со свиньей, пронизанной крестом, публичное заявление о том, что христианская церковь является самой большой и самой древней преступной организацией в мире.

Но, тут надо сделать важную ремарку. Те же самые немецкие законы защищают чувства не только верующих, но и чувства, основанные на иной, в частности, светской системе мировоззрения, а потому считают недопустимым и наличие христианских крестов на стенах муниципальных школ, и исламских платков на головах учительниц в этих школах.

— Как решить этот конфликт, как защитить эти глубокие чувства верующих и не нарушить принцип равенства граждан перед законом?
— Одно из определений закона - «равная мера»; подходите с равной мерой к разным людям. Защищайте любое нарушение публичного спокойствия и порядка, независимо от того, совершено оно в целях оскорбления религиозных или нерелигиозных чувств.

Чтобы лучше понять ситуацию и оценить предлагаемый депутатами законопроект, нужно посмотреть на историю нашего уголовного права. Я начал с того, что действие, указанное в проектной статье 148 УК РФ, это, по сути своей, хулиганская выходка. В УК РСФСР 1960 была статья в года об ответственности за хулиганство. Там было написано, что действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, наказываются так то и так то. Цель этих действий - оскорбить религиозные или не религиозные чувства - была совершенно неважна. Потом мы от этой нормы отказались и фактически, как говорят специалисты, «разорвали» единый состав хулиганства на множество мелких: в отдельной статье запретили бить из хулиганских побуждений, в другой запретили из хулиганских побуждений уничтожать имущество и т.д. И в итоге то, что мы называем общественным порядком в чистом его виде, а проще сказать - общественное спокойствие, оказалось без защиты со стороны Уголовного кодекса. Потом, как известно, случилась история с Храмом Христа Спасителя и Пуси Райот. Примененная в этом случае статья УК РФ об ответственности за хулиганство, мягко говоря, не совсем точно описывала действия известных девиц. Государство ощутило, как мне представляется, некоторую ущербность и недостаточность уголовного закона в этой части. Итогом стала проектируемая статья, которую мы обсуждаем. Фактически она воспроизводит самую первую редакцию нормы об ответственности за хулиганство, только существенно ограничивая ее применение признаком цели оскорбления религиозных чувств верующих. Я не исключаю, что когда-нибудь настолько взбунтуются все соседи (верующие и неверующие), которым мешает спать громкая музыка, и наш законодатель примет еще одну норму — об ответственности за хулиганские действия, выражающие явное неуважение к обществу, безотносительно их религиозной цели. В итоге мы вполне можем вернуться к изначальной редакции нормы о хулиганстве.

— Подведем итог?
— Любые оценки должны быть комплексными и учитывать широкий контекст. Мне кажется, что отношение к обсуждаемой статье во многом будет определяться отношением к Русской Православной Церкви в обществе и позицией самой церкви. Что бы там ни говорили, православие это основная религия в России, составляющая основу ее культуры. И эта статья в основном будет восприниматься как статья, защищающая Русскую Православную Церковь. Хотя должно быть не так. На самом деле эта статья защищает общественный порядок, общественное спокойствие и права граждан, а не Русскую Православную Церковь. Если мы будем воспринимать эту статью именно так, то и отношение к ней будет нормальным.

На оценке обсуждаемой статьи сказывается тот информационный фон, в котором происходила инициация и разработка закона. Идея этой статьи, как известно, появилась после плясок в храме и общественное мнение, как мне представляется, воспринимает эту статью как реакцию на эти действия, связывает эту реакцию с Церковью, а закон - с идеей защиты РПЦ. Это, наверное, неправильно. Повторю: не Церковь этот закон охраняет, а порядок и спокойствие граждан, их конституционные права.

Справка
Проект закона № 142303-6 принят Государственной Думой в 3-м и окончательном чтении. Теперь проект будет рассмотрен в Совете Федерации. Если СФ утвердит проект, то он поступит на подпись Президенту. После подписания Президентом и публикации закон вступит в силу. В проекте указана дата предполагаемого подписания - 1 июля 2013 года. С текстом проекта можно познакомиться

Поделиться: