Что входит в конкурсную массу. Формирование конкурсной массы при несостоятельности

Понятие конкурсной массы в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» не приводится. Вместе с тем в нем указано, что все имущество должника, которым он владеет на дату открытия конкурсного производства, а также выявленное в рамках конкурсного производства, формирует конкурсную массу (п. 1 ст. 131 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закона N 127-ФЗ). Она включает в себя:

То есть конкурсная масса должника - это и активы, и пассивы. Напомним, что с момента открытия конкурсного производства собственник не имеет права распоряжаться своим имуществом, образующим конкурсную массу (п. 1,2 ст. 126 Закона N 127-ФЗ). Ведь именно за счет конкурсной массы будут погашаться требования по текущим платежам, а также требования кредиторов в соответствии с установленной очередностью (ст. 134 Закона N 127-ФЗ).

Заложенное имущество должника учитывается отдельно и подлежит обязательной оценке (п. 2 ст. 131 Закона N 127-ФЗ).

Что исключается из конкурсной массы при банкротстве

В конкурсную массу не включается (п. 2 ст. 131 Закона N 127-ФЗ):

  • имущество, изъятое из оборота (п. 2 ст. 129 ГК РФ). О наличии такого имущества должен быть уведомлен собственник имущества, он должен принять его от конкурсного управляющего или передать иному лицу в течение 6 месяцев с даты получения уведомления (п. 1,2 ст. 132 Закона N 127-ФЗ);
  • имущественные права, связанные с личностью должника, а также права, которыми он обладает на основании лицензии на ведение определенных видов деятельности;
  • иное имущество в соответствии с Законом N 127-ФЗ.

Отдельную категорию составляют социально-значимые объекты (к примеру, объекты инфраструктуры), объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, объекты, по которым заключены соглашения о государственно-частном или о муниципально-частном партнерстве и некоторые другие объекты, которые могут быть проданы только посредством проведения торгов (

Конкурсная масса

Формирование конкурсной массы

Вопрос о формировании конкурсной массы возникает на этапе ликвидации юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), т.е. на стадии конкурсного производства.
Термин «конкурсная масса» используется Законом во вполне определенном смысле: в соответствии с п.1 ст.131 все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Как видно из определения, Закон не дифференцирует статус имущества должника сразу после открытия конкурсного производства и к моменту начала распределения средств между кредиторами.
Однако в течение этого периода состояние имущества должника может претерпеть значительные изменения. Поэтому более целесообразно использовать другой термин — имущественная масса — для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурентного производства. Далее в имущественную массу производятся определенные добавления; какое-то имущество из нее изымается — все это осуществляется в целях формирования конкурсной массы. Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество.

Поскольку в целях формирования конкурсной массы в имущественную массу осуществляются определенные дополнения и изъятия, выделим виды имущества, добавляемые в имущественную массу должника:

— имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц;
— имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности (думается, речь может идти как о денежных средствах, так и об ином имуществе третьих лиц, которое должно быть передано должнику);
— денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности, — имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства;
— имущество, являющееся предметом залога, переданного кредитору-залогодержателю (заклад).

На объем имущественной массы существенное влияние могут оказать требования, возникающие в ходе конкурсного производства, т.е. текущие требования. Режим текущих требований в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен.

Вариантов два: исполнять требование, во-первых, по мере наступления срока его исполнения; во-вторых, во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями — когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами. Однако по мере наступления срока следовало бы исполнять текущие требования, возникшие после открытия конкурсного производства. То же должно относиться к порядку удовлетворения текущих требований, связанных с функционированием должника в течение конкурсного производства.

Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности.
Полное удовлетворение требований всех очередей кредиторов — явление в конкурсных отношениях весьма редкое. Причины такого явления могут быть различными — резкое повышение рыночной стоимости имущества должника, произошедшее после открытия конкурсного производства; недостатки в деятельности внешнего управляющего, не выявившего все имущество, находящееся у третьих лиц; проявление эффекта от внедренных внешним управляющим новых технологий либо проведенных иных мероприятий; исключение судом определенных кредиторов из числа конкурсных, неожиданная реализация безнадежной дебиторской задолженности.

После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника — юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

Изымаются из имущественной (конкурсной) массы следующие виды имущества:

— Имущество, изъятое из гражданского оборота. При наличии у должника такого имущества конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества (каковым может быть только государство). Собственник обязан в течение 6 месяцев с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества — либо принять его, либо закрепить за другим унитарным предприятием. В силу прямого указания п.3 ст.132 Закона по истечении 6-месячного срока — в случае неисполнения собственником обязанности по распоряжению исключенным из оборота имуществом — все расходы по его содержанию возлагаются на собственника. Это означает, что конкурсный управляющий имеет право требовать с собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества, — эти суммы будут поступать в имущественную массу.

Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. Эта норма, установленная п.2 ст.131, не до конца продумана, ибо не вполне корректно относить права, основанные на лицензии, к личным правам, так как лицензию может получить любой субъект, соответствующий установленным требованиям (что выражается в предоставлении в лицензирующий орган определенных документов), вследствие чего аналогичные лицензии могут быть у нескольких субъектов, осуществляющих определенную деятельность. Исходя из этого не вполне логично исключать права, основанные на лицензии, из имущественной массы. Эти права могут представлять значительную ценность и иметь соответствующую стоимость, а потому следовало бы включить их в имущественную массу и реализовывать посредством проведения закрытых торгов с участием субъектов, имеющих аналогичные лицензии (т.е. лицензии на осуществление такой же деятельности).

Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. К социально значимым объектам принадлежат дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения региона.

При наличии у должника таких объектов конкурсный управляющий должен сообщить о них муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которым подлежат передаче указанные объекты.

Должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства, т.е. добровольной или принудительной ликвидации несостоятельного предприятия. К.м. охватывает все имущество должника, включая объекты социально-культурной сферы, которые находятся на его балансе. Исключение составляют , детские дошкольные учреждения, отдельные жизненно важные для данного региона объекты производства и коммунальной инфраструктуры.

Соответствующее имущество, если иное не предусмотрено законом, принимается на органов местного самоуправления или органов государственной власти. Не входит в конкурсную массу и имущество, которое находится у должника в аренде или принято им на , а т.ж.

имущество работников предприятия (кроме того, на которое в силу законодательства или учредительных документов может быть обращено взыскание по обязательствам должника). К.м. распределяется в следующем порядке: вне очереди - , связанные с конкурсным производством, выплатой вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим, продолжением функционирования предприятия-должника; в первую - требования граждан, перед которыми несет за причинение вреда их жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей; во вторую очередь - расходы по оплате труда работников, по отчислениям в Пенсионный Российской Федерации, по выплате пособий в течение одного года до дня открытия конкурсного производства и по выплате вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам: в третью очередь -расходы по погашению задолженности по обязательным платежам в и внебюджетные фонды, возникшей в течение одного года до дня открытия конкурсного производства; в четвертую очередь - требования конкурсных кредиторов; в пятую очередь - требования членов трудового коллектива предприятия-должника, обладающих вкладом в его имущество; в шестую очередь - требования прочих собственников; в седьмую очередь - все остальные требования. Кредиторы первой, второй, третьей очереди являются привилегированными. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного погашения требования предыдущей очереди. При недостаточности взысканной суммы для полного удовлетворения всех требований кредиторов соответствующей очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме, причитающейся каждому из них.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "КОНКУРСНАЯ МАССА" в других словарях:

    - (лат.). Наличное имущество несостоятельного должника, идущее на уплату долгов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНКУРСНАЯ МАССА имущество несостоятельного должника, поступающее в распоряжение… … Словарь иностранных слов русского языка

    Представляет собой всё имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства. В целях правильного ведения учета имущества должника, которое составляет конкурсную массу, конкурсный… … Википедия

    См. Масса конкурсная Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Объем финансовых и материальных активов, выявленных конкурсным управляющим в виде имущества и на счетах фирмы банкрота; и используемых в приоритетной последовательности для возврата кредиторам. По английски: Competitive mass См. также: Внешнее… … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    Стоимость ликвидируемого имущества должника, распределяемая между кредиторами … Словарь терминов антикризисного управления

    КОНКУРСНАЯ МАССА - имущество должника, на которое может быть обращено взыскание в процессе конкурсного производства, т.е. добровольной или принудительной ликвидации несостоятельного предприятия. К.м. охватывает все имущество должника, включая объекты социально… … Юридическая энциклопедия

    конкурсная масса - имущество банкрота, из которого удовлетворяются претензии кредиторов в ходе конкурсного производства. К.м. охватывает все имущество должника, включая объекты социально культурной сферы, которые находятся на его балансе. Исключение составляют… … Большой юридический словарь

    конкурсная масса - совокупность всего того имущества (см.) несостоятельного должника, за счет которого может быть произведена оплата его долгов … Справочный коммерческий словарь

    Конкурсная масса - 1. Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296 ФЗ) 2. Из имущества должника, которое… … Официальная терминология

Формирование конкурсной массы (Качин С.В.)

Дата размещения статьи: 19.12.2014

Тема доклада о формировании конкурсной массы мною выбрана не случайно, так как в ходе проведения процедур несостоятельности (банкротстве) возникает достаточно много вопросов, связанных с этим мероприятием, и они требуют профессиональных ответов и решений. В рамках своего выступления я постараюсь довести некоторые моменты сложившейся судебной практики из опыта работы арбитражных управляющих.
Также хочу заострить внимание на типичных ошибках и их последствиях, совершаемых арбитражными управляющими при формировании конкурсной массы в рамках проводимых процедур.
Итак, рассмотрим базовые понятия и определения.
Понятие конкурсной массы возникло в доктрине российского права достаточно давно. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не содержит определения понятия "конкурсная масса", вместе с тем в ст. 131 Закона о банкротстве указано, что в ее состав входит все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.
Большинство мероприятий, проводимых в процессе банкротства, направлены на то, чтобы справедливо сформировать и распределить конкурсную массу, являющуюся предметом интереса всех участников дела.
1. Конкурсную массу следует рассматривать в двух аспектах: как совокупность определенных активов организации-должника и как особый правовой режим, применяемый к активам должника.
2. Конкурсная масса - это все активы должника, имеющиеся на момент открытия конкурсного производства, выявленные и приобретенные в ходе конкурсного производства.
В качестве активов в ходе конкурсного производства должны учитываться любые материальные и нематериальные блага, отвечающие следующим признакам: являются объектом гражданских или административных правоотношений; могут быть проданы или иным способом преобразованы в денежные средства.
3. Конкурсная масса - это особый правовой режим, применяемый к активам должника, заключающийся в установлении специальных правил использования и распоряжения активами должника в течение конкурсного производства.
Воплощение имущества должника в виде денежных средств - наиболее стабильная форма конкурсной массы. Более того, получение денежных средств от реализации имущества должника должно рассматриваться как окончание процесса формирования конкурсной массы.
Имущество должника, денежные средства, поступившие от его реализации, являются конкурсной массой, так как, с одной стороны, Закон о банкротстве предусматривает исключения из конкурсной массы определенного законодателем имущества, т.е. говорит о конкурсной массе как о совокупности имущества, а с другой стороны, в соответствии со ст. 134 Закона о банкротстве требования кредиторов погашаются за счет конкурсной массы (т.е. денежными средствами с основного счета должника).
Таким образом, в течение конкурсного производства происходит переход конкурсной массы из состояния имущества и имущественных прав в денежные средства.
Формирование конкурсной массы - процесс, осуществляемый конкурсным управляющим, по выявлению всего имущества должника, которое может быть обращено в денежные средства. За исключением имущества и имущественных прав должника, которые в соответствии с Законом о банкротстве в конкурсную массу не включаются, по дополнению конкурсной массы различными способами, по сохранению конкурсной массы и по реализации имущества, его составляющего.
Выявление имущества - часть процесса формирования конкурсной массы, направленного на обнаружение имущества.
Основным способом выявления имущества, составляющего конкурсную массу, является анализ бухгалтерских документов. Бухгалтерский учет и отчетность составляется на основании первичных документов, которые можно использовать и для подтверждения права собственности, и для оспаривания сделок, и для реализации других механизмов увеличения конкурсной массы.
Закон о банкротстве наделяет конкурсного управляющего не только обязанностью по выявлению и сохранению имущества должника, но и правами, связанными с реализацией этой обязанности. Однако, обязывая конкурсного управляющего принять под свою ответственность все имущество должника, законодатель не обязал предыдущего руководителя это имущество передать.
Согласно ст. 126 Закона о банкротстве руководитель должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему.
В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Однако на практике словосочетание "обязан обеспечить", как правило, трактуется руководителем должника как запрещение препятствованию доступа конкурсного управляющего к имуществу должника. Руководители организаций достаточно формально подходят к выполнению своей обязанности, в лучшем случае выделяя из числа работников должника сотрудника (например, бухгалтера), который сопровождает конкурсного управляющего при проведении инвентаризации и при анализе документов. На наш взгляд, целесообразно закрепить законодательно не обязанность по обеспечению передачи имущества, а обязанность руководителя передать имущество и документацию конкурсному управляющему. Исполнение такой обязанности должно оформляться путем составления соответствующего акта приема-передачи. В этом акте (который одновременно послужит хорошей основой для последующей инвентаризации) будет описано и имущество, и его состояние, и идентифицирующие признаки. Имущество, которое конкурсный управляющий не примет (например, право требования, числящееся на балансе, но не подтвержденное первичными документами), автоматически в конкурсную массу включено не будет, а ляжет бременем недостачи на плечи руководителя, который, чтобы избежать ответственности, будет вынужден не только объяснить, куда такое имущество выбыло, но и подтвердить это документально.
Кроме того, при буквальном толковании абз. 2 п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве передаче подлежит не все имущество должника, а только материальные и иные ценности. Исходя из смысла, который придается понятию "материальные ценности" в других законах и подзаконных актах, можно сделать вывод, что передаче подлежат только товарно-материальные ценности, а, например, основные средства передаче не подлежат. Такой вывод, конечно, не соответствует смыслу Закона о банкротстве, однако позволяет руководителю должника воздержаться от передачи всего имущества и имущественных прав конкурсному управляющему.
Наличие предусмотренной Законом о банкротстве обязанности руководителя должника по передаче всего имущества конкурсному управляющему выполнит несколько задач: имущество будет передано конкурсному управляющему сразу, а не путем постоянного "довыявления"; будет создана база для применения уголовной ответственности, что усилит ответственность руководителя по выполнению им своей обязанности. Оградит кредиторов от возможных злоупотреблений со стороны конкурсного управляющего, который не сможет прикрывать свое бездействие недобросовестными действиями руководителя должника, будет способствовать достижению главной цели конкурсного производства - соразмерному удовлетворению требований кредиторов.

Соразмерное удовлетворение требований кредиторов

Основная цель конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов, поэтому материальный вопрос, чьи долги будут погашены, какое имущество и кому будет реализовываться, является главнейшим.
Конкурсный управляющий приступает к выполнению своих обязанностей с даты своего назначения. Как правило, в течение нескольких дней после этой даты конкурсный управляющий созывает комиссию по проведению инвентаризации имущества должника. В комиссию включаются освобожденный, но еще не уволенный директор, главный бухгалтер, представители конкурсного управляющего - привлеченные специалисты. В случае если имущество находится в аренде или заключен договор ответственного хранения, в состав комиссии включаются представители арендатора или исполнителя по договору хранения.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств. На практике возникает ряд проблем, связанных с выявлением имущества должника в процессе инвентаризации.
Выявление зданий и сооружений осложнено тем, что часто недвижимое имущество должника не зарегистрировано. В соответствии со ст. 131 части первой Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ единственным подтверждением права собственности на объект недвижимого имущества является его регистрация в Едином государственном реестре. Что же делать в случае, если имущество есть, стоит на балансе, но не зарегистрировано? Логика подсказывает, что оно должно быть отражено в инвентаризации как имущество должника, а впоследствии зарегистрировано. Однако в соответствии с Законом о банкротстве такая регистрация должна быть произведена в течение одного месяца, разделяющего окончание инвентаризации от утверждения предложений о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника. В противном случае окажется, что в конкурсную массу включено имущество, право на которое еще не подтверждено. Вполне может оказаться, что конкурсный управляющий не сможет зарегистрировать право собственности из-за недостаточности документов, или суд откажет ему в иске о признании права собственности. В этом случае предложения будут содержать условия продажи не принадлежащих должнику объектов недвижимости. Процесс регистрации права собственности на недвижимость должника может затянуться на несколько месяцев. Во-первых, потому, что часто конкурсный управляющий вынужден признавать право собственности должника на объекты недвижимости должника в судебном порядке, а во-вторых, из-за недостаточности финансирования процедуры банкротства, когда должник просто не имеет денежных средств на оплату технического паспорта или государственной пошлины за регистрацию прав собственности.
Выявление машин и оборудования имеет свою специфику: часто на оборудование нет надлежащей технической документации, имущество трудно идентифицировать. Ранее составленные инвентаризационные описи часто составлены упрощенно. Например, указаны наименование "станки" и количество в штуках. В случае если не сохранилась первичная документация, указать точно наименование каждого станка не всегда возможно. Поэтому часто конкурсный управляющий проводит инвентаризацию по факту, а в качестве идентифицирующего признака указывает инвентарный номер.
Выявление животных и молодняка животных. В соответствии с упомянутыми указаниями взрослый продуктивный и рабочий скот, а также их молодняк заносятся в описи, в которых указываются: номер животного (бирка, тавро), кличка животного, год рождения, порода, упитанность, живая масса (вес) животного и первоначальная стоимость. Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) и особо ценные экземпляры овец и других животных (племенное ядро) включаются в описи индивидуально. Прочие животные основного стада, учитываемые групповым порядком, включаются в описи по возрастным и половым группам с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе. Инвентаризация этого вида имущества осложняется естественной нестабильностью этого вида имущества. Невозможно "заморозить" состояние этих объектов от даты инвентаризации до даты реализации имущества. Скот растет, увеличивается его масса, одновременно происходят процессы естественной убыли скота, происходит рождение потомства и т.д. Таким образом, покупатель этого имущества может не обнаружить того имущества, которое когда-то было инвентаризировано управляющим, оценено оценщиком, утверждено к продаже кредиторами и продано с торгов.
Выявление незавершенного производства, в частности посевов, осложняется нестабильностью конкурсной массы. Учитывая то, что минимальный временной промежуток, разделяющий инвентаризацию и реализацию имущества должника, составляет три месяца, можно говорить о том, что покупатель получает не то имущество, которое отражено в инвентаризации.
Выявление оборотных средств также имеет особенность, которая заключается в том, что если производственная деятельность продолжает осуществляться в ходе конкурсного производства, то состав оборотных средств будет постоянно и неизменно меняться. В случае если вся производственная деятельность будет остановлена уже в ходе конкурсного производства и хранитель имущества не будет осуществлять деятельность, имущество начнет достаточно быстро уменьшаться за счет естественных процессов: истечения срока полезного использования, гниения, слеживания, плесневения, ржавчины и т.д.

Выявление дебиторской задолженности

Инвентаризационная комиссия должна расшифровать строку в балансе и собрать документы, подтверждающие задолженность.
Пункт 2 ст. 266 части второй Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ предусматривает только четыре основания признания дебиторской задолженности безнадежной: безнадежными долгами признаются те долги, по которым истек установленный срок исковой давности; долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения; долги, по которым обязательство прекращено на основании акта государственного органа; долги, по которым обязательство прекращено ликвидацией организации. Других оснований признания дебиторской задолженности безнадежной законодательство не содержит.
Таким образом, в отсутствие полного пакета правоустанавливающих документов конкурсный управляющий не сможет, с одной стороны, включить дебиторскую задолженность (имущественные права) в состав конкурсной массы, а с другой стороны, - списать эту задолженность с баланса.
Типовая форма отчета конкурсного управляющего содержит обязательный для заполнения раздел "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника". Этот раздел включает таблицу, которая предлагает разделить все выявленное имущество должника на два вида: имущество, включаемое в конкурсную массу, и имущество, которое из нее исключается. Каждый вид имущества содержит две характеристики этого имущества: балансовую стоимость и рыночную стоимость.
Как видно из типовой формы, графа "Имущество" представляет собой упрощенный актив баланса организации. В таблицу типовой формы не вошли активы, реализация которых практически невозможна: доходные вложения в материальные ценности, отложенные налоговые активы, НДС по приобретенным ценностям, прочие внеоборотные активы. В таблице отдельной строкой выделено незавершенное производство (затраты в незавершенном производстве в балансе находятся внутри раздела "Запасы").
Как было отмечено, таблица типовой формы заполняется после проведения инвентаризации. Далее эта таблица в составе отчета представляется на рассмотрение собрания или комитета кредиторов. Как правило, кредиторы тщательно следят за тем, чтобы данные таблицы соотносились с данными последнего сданного бухгалтерского баланса. Именно на основании этой таблицы, а также оценки собрание (или комитет) кредиторов принимает решение об утверждении начальной цены реализации имущества.
Рассматривая вопросы, связанные с сохранностью имущества должника, нельзя не отметить, что часто возникают ситуации, когда не третьи лица пытаются уменьшить конкурсную массу, а кредиторы должника, которые получают внеочередное удовлетворение.
Одним из самых распространенных способов незаконного выбытия конкурсной массы является неправомерное списание денежных средств со счета должника на основании инкассовых поручений, выставляемых налоговыми органами. Такие случаи участились после выхода Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", где указано, что осуществление принудительного исполнения текущих требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства.
Несмотря на то что в названном Постановлении ВАС РФ указано, что в инкассовом поручении необходимо указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода и срок уплаты налога), в ряде случаев налоговые органы, воодушевившись возможностью списания денежных средств должника, выставляют на инкассо не только текущие налоги, но и те, которые образовались в стадии конкурсного производства. Банк, руководствуясь внутренними инструкциями, списывает денежные средства.
Конкурсный управляющий в таких случаях обязан предпринимать меры для возврата незаконно списанных денежных средств, так как в случае его бездействия нарушится очередность удовлетворения требований кредиторов.
Таким образом, решение указанных проблем будет способствовать достижению цели конкурсного производства и сокращению его сроков.

Формирование конкурсной массы

Вопрос о формировании конкурсной массы возникает на этапе ликвидации юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), т.е. на стадии конкурсного производства .
Термин «конкурсная масса » используется Законом во вполне определенном смысле: в соответствии с п.1 ст.131 все имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Как видно из определения, Закон не дифференцирует статус имущества должника сразу после открытия конкурсного производства и к моменту начала распределения средств между кредиторами.
Однако в течение этого периода состояние имущества должника может претерпеть значительные изменения. Поэтому более целесообразно использовать другой термин - имущественная масса - для обозначения имущества, имеющегося у должника на момент признания его банкротом и открытия конкурентного производства. Далее в имущественную массу производятся определенные добавления; какое-то имущество из нее изымается - все это осуществляется в целях формирования конкурсной массы. Таким образом, конкурсной массой предлагается называть имущество, готовое к распределению между кредиторами, т.е. денежные средства, полученные от реализации имущественной массы, и неликвидное имущество.

Поскольку в целях формирования конкурсной массы в имущественную массу осуществляются определенные дополнения и изъятия, выделим виды имущества, добавляемые в имущественную массу должника:

— имущество должника, без правовых оснований находящееся у третьих лиц;
— имущество, полученное в результате реализации дебиторской задолженности (думается, речь может идти как о денежных средствах, так и об ином имуществе третьих лиц, которое должно быть передано должнику);
— денежные средства, полученные в результате осуществления субсидиарной ответственности, - имущество субъектов, своими действиями доведших должника до банкротства;
— имущество, являющееся предметом залога, переданного кредитору-залогодержателю (заклад).

На объем имущественной массы существенное влияние могут оказать требования, возникающие в ходе конкурсного производства, т.е. текущие требования. Режим текущих требований в конкурсном производстве до конца не урегулирован. Они не подлежат внесению в реестр, но порядок их удовлетворения четко не определен.

Вариантов два: исполнять требование, во-первых, по мере наступления срока его исполнения; во-вторых, во внеочередном порядке наряду с иными внеочередными требованиями - когда управляющий перейдет к расчетам с кредиторами. Однако по мере наступления срока следовало бы исполнять текущие требования, возникшие после открытия конкурсного производства. То же должно относиться к порядку удовлетворения текущих требований, связанных с функционированием должника в течение конкурсного производства.

Будучи сформированной, конкурсная масса распределяется между кредиторами в порядке очередности.
Полное удовлетворение требований всех очередей кредиторов - явление в конкурсных отношениях весьма редкое. Причины такого явления могут быть различными - резкое повышение рыночной стоимости имущества должника, произошедшее после открытия конкурсного производства; недостатки в деятельности внешнего управляющего, не выявившего все имущество, находящееся у третьих лиц; проявление эффекта от внедренных внешним управляющим новых технологий либо проведенных иных мероприятий; исключение судом определенных кредиторов из числа конкурсных, неожиданная реализация безнадежной дебиторской задолженности.

После распределения конкурсной массы конкурсное производство завершается утверждением судом отчета конкурсного управляющего и исключением должника - юридического лица из государственного реестра юридических лиц.

Имущество должника, не включаемое в конкурсную массу

Изымаются из имущественной (конкурсной) массы следующие виды имущества:

— Имущество, изъятое из гражданского оборота. При наличии у должника такого имущества конкурсный управляющий обязан уведомить собственника имущества (каковым может быть только государство). Собственник обязан в течение 6 месяцев с момента получения от конкурсного управляющего уведомления решить судьбу этого имущества - либо принять его, либо закрепить за другим унитарным предприятием. В силу прямого указания п.3 ст.132 Закона по истечении 6-месячного срока - в случае неисполнения собственником обязанности по распоряжению исключенным из оборота имуществом - все расходы по его содержанию возлагаются на собственника. Это означает, что конкурсный управляющий имеет право требовать с собственника выплаты денежных сумм, необходимых для содержания исключенного из оборота имущества, - эти суммы будут поступать в имущественную массу.

— Имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности. Эта норма, установленная п.2 ст.131, не до конца продумана, ибо не вполне корректно относить права, основанные на лицензии, к личным правам, так как лицензию может получить любой субъект, соответствующий установленным требованиям (что выражается в предоставлении в лицензирующий орган определенных документов), вследствие чего аналогичные лицензии могут быть у нескольких субъектов, осуществляющих определенную деятельность. Исходя из этого не вполне логично исключать права, основанные на лицензии, из имущественной массы. Эти права могут представлять значительную ценность и иметь соответствующую стоимость, а потому следовало бы включить их в имущественную массу и реализовывать посредством проведения закрытых торгов с участием субъектов, имеющих аналогичные лицензии (т.е. лицензии на осуществление такой же деятельности).

— Жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные по конкурсу. К социально значимым объектам принадлежат дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения региона.

При наличии у должника таких объектов конкурсный управляющий должен сообщить о них муниципальному образованию в лице уполномоченных органов местного самоуправления, которым подлежат передаче указанные объекты.

Поделиться: