Гражданская оборона и защита от чс. Сведения об отнесении проектируемого объекта к категории по гражданской обороне Отнесение организаций к категории по го

Всем Вопрос по ГО и ЧС. Наша организация не является объектом отнесенным к категории по ГО (делали запрос в управление ГО и ЗН нашего города), нужно ли нам проводить какую-нибудь работу в этой области? заранее благодарны.

Ответ

Ответ на вопрос:

Все организации независимо от форм собственности обязаны проводить мероприятия по гражданской обороне и подготавливать своих сотрудников в области гражданской обороны (ст. 9 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).

Так, организации обязаны:

 планировать и проводить мероприятия по гражданской обороне;

 проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

 создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения при наличии их в организации;

 создавать и содержать в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Поскольку для оформления совмещения должностей должность также должна быть предусмотрена в штатном расписании (ст. 60.2 ТК РФ). Отличия только в том, что при внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. 60.1 и ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). А при совмещении должностей сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа подлежит оплате и возможна только с письменного согласия сотрудника (ст. 60.2 ТК РФ).

 до 500 человек - 1 отдельный работник;

 от 501 до 2000 человек - 2-3 отдельных работника;

 от 2001 до 5000 человек - 3-4 отдельных работника;

 свыше 5001 человек - 5-6 отдельных работников.

Количество отдельных работников в представительствах и филиалах организаций, которые относятся к категориям по гражданской обороне:

 от 200 до 500 человек согласно штатному расписанию - 1 работник;

 от 501 до 1000 человек согласно штатному расписанию - 2 работника;

 от 1001 до 2000 человек согласно штатному расписанию - 3 работника;

 от 2001 до 5000 человек согласно штатному расписанию - 4 работника;

 свыше 5001 человек согласно штатному расписанию - 5 работников.

Количество структурных подразделений или отдельных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, в представительствах и филиалах организации, устанавливают локальным нормативным актом.

Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне организации находятся в подчинении у руководителя организации.

Об этом сказано в пунктах 7 и 8 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230.

При определении количества работников по гражданской обороне в организациях, а также в их представительствах и филиалах, которые осуществляют свою деятельность в сфере образования, учитывают общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения учитывают число проходящих лечение больных в стационаре (п. 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230).

На должности работников по гражданской обороне назначают лиц, которые имеют соответствующую подготовку в области гражданской обороны (п. 9 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 23 мая 2017 г. № 230).

Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение в области гражданской обороны можно пройти:

 в образовательных организациях, которые имеют соответствующую лицензию, в том числе в учебно-методических центрах по дополнительной профессиональной программе в области гражданской обороны;

 на курсах гражданской обороны.

Внимание: руководитель организации не может выполнять обязанности уполномоченного по ГО и ЧС, но при этом он также обязан проходить обучение по ГО и ЧС. Поэтому в организации должно быть не менее двух обученных: руководитель организации и сотрудник, ответственный за гражданскую оборону (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841).

Квалификационные требования к работникам по гражданской обороне установлены в приказе Минздравсоцразвития России от 10 декабря 2009 г. № 977, а также в приказе Минтруда России от 3 декабря 2013 г. № 707н. Так, инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и подготовку по специальной программе по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.

Если в организации создают отдел по гражданской обороне, то руководителем можно назначить заместителя директора организации.

Такой порядок предусмотрен в пункте 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782, и пункте 5 постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.

Работника, который будет уполномоченным на решение задач по гражданской обороне в организации, назначьте .

Обучение сотрудников

Обязана ли организация обучать сотрудников гражданской обороне

Вводный инструктаж с новым сотрудником проводит .

Инструктаж необходимо провести в течение одного месяца после приема на работу нового сотрудника.

Во время вводного инструктажа ответственный сотрудник знакомит нового работника с инструкцией и сообщает общие знания по гражданской обороне, в частности:

 поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций, которые характерны для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;

 порядок действий при сигнале «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;

 правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты при чрезвычайных ситуациях, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации;

 порядок действия при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, военных конфликтов, угрозе и совершении террористических актов;

 правила оказания первой помощи.

Об этом говорится в подпункте «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

В конце инструктажа ответственный сотрудник устно проверяет приобретенные работником знания. После инструктажа сотрудник подписывает инструкцию и получает один экземпляр инструкции на руки. Сотрудник обязан хранить свой экземпляр инструкции на рабочем месте.

Данные о вводном инструктаже внесите в журнал вводного инструктажа по гражданской обороне. Форма журнала . В журнале сделайте запись о дате его проведения с подписями инструктируемого и инструктирующего.

Курсовое обучение

Как провести курсовое обучение сотрудников по гражданской обороне

План по обучению на учебный год утвердите приказом в .

Обучение состоит из теории и практики. На теоретических занятиях сотрудникам нужно рассказать материал по теме устно, а также наглядно, используя современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты и другие наглядные пособия.

Практические занятия состоят из тренировок и комплексных занятий. Тренировку проводите, чтобы выработать, поддерживать и совершенствовать у работников необходимые практические навыки использования индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказания первой помощи.

Комплексное занятие проводите, чтобы подготовить работников к действиям в различных условиях. Во время комплексного занятия работники последовательно отрабатывают правильные и однообразные действия в конкретной обстановке.

Ответственный за обучение работник ведет учет присутствия сотрудников на занятиях в журнале учета. Форма журнала . Журналы ведут на каждую учебную группу и хранят в организации в течение года после завершения обучения.

В конце учебного года издайте приказ об итогах обучения сотрудников в .

Такой порядок предусмотрен в разделе II примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Совет: чтобы сделать обучение эффективным, запомните несколько рекомендаций:

 постройте обучение по ГО и ЧС на моделировании чрезвычайных событий, которые действительно могут произойти в организации;

 используйте современные тренинговые методики. Например, когда работники самостоятельно решают предложенные задачи. Тогда им легче будет сориентироваться в экстремальной ситуации и продумать свое поведение;

 чтобы не отвлекать сотрудников от работы надолго, не тратьте время на общую информацию. Раздайте ее сотрудникам заранее для самостоятельного изучения. Для этого можно использовать, например, . А непосредственно во время обучения проработайте действия в ситуациях, которые могут сложиться в организации во время чрезвычайного события. Каждый сотрудник должен четко знать, что ему делать в случае аварии или другой чрезвычайной ситуации.

Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры

14.07.2017 вступил в силу Приказ МЧС РФ № 230, утверждающий новое Положение об уполномоченных по ГО. Как это отразится на работе учреждений?

Обязанности уполномоченного зависят от категории по ГО

Основное отличие нового Положения об уполномоченных по ГО от ранее действовавшего в том, что до 14.07.2017 организации делились на две основные категории: продолжающие работу в военное время и прекращающие работу в военное время. Тем, кто в военное время работал, задачи по гражданской обороне ставились более серьезные.

Сейчас деление на две группы осталось, но в его основе уже лежит категорийность: организации, отнесенные к категориям по ГО, и организации, не отнесенные к категориям по ГО (п. 4.1 и 4.2 Положения об уполномоченных по ГО).

Организация отнесена к категории по ГО

Обязанности у структурных подразделений (работников) по ГО в первой группе организаций почти не изменились – по-прежнему список из 23 пунктов. Более-менее значительные корректировки только в двух из них. Если ранее функции уполномоченных по ГО включали организацию эвакуационных мероприятий, то теперь эта обязанность конкретизирована: организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО в зонах возможных опасностей, а также заблаговременной подготовки безопасных районов и производственной базы в безопасных районах (п. 4.1.3).

Уточнения внесены также в обязанность по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения – если ранее местом ее исполнения были районы размещения потенциально опасных объектов, то согласно новому документу местом исполнения данной обязанности являются организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (п. 4.1.13).

Организация не отнесена к категории по ГО

Обязанности уполномоченных в организациях, не отнесенных к категориям по ГО, остались почти такими же , как и обязанности уполномоченных в организациях, прекращающих работу в военное время, с небольшими техническими уточнениями. Этих обязанностей по-прежнему только три.

Обратим внимание на обязанность по подготовке работников способам защиты и мероприятий по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие данных конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (п. 4.2.3). Здесь стоит учесть, что в тексте употреблено слово «подготовка», а не «обучение». Скорее всего, при подготовке работников уполномоченным по ГО нужно руководствоваться не Программой обучения по ГО и ЧС, а п. 5 Положения о подготовке населения в области ГО, согласно которому организации разрабатывают программы курсового обучения личного состава формирований и служб, работников организаций в ГО; проводят курсовое обучение работников, личного состава формирований и служб в области ГО; создают и поддерживают в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу; разрабатывают программу проведения с работниками вводного инструктажа по ГО; организуют и проводят вводный инструктаж по ГО с вновь принятыми работниками; планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.

Новое деление может вызывать вопросы. Например, в больнице с пациентами и персоналом – около 3 000 человек. Но она не отнесена к категории по ГО. В этом случае, скорее всего, будет назначена процедура повторного категорирования, Существует Приказ МЧС РФ от 28.11.2016 № 632, в приложении к которому приведены Методические рекомендации по отнесению организаций к категориям по ГО. Рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций, госкомпаний, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих учет и (или) ведение перечней организаций, отнесенных к категориям по ГО. Можем предположить, что Приказ МЧС РФ № 230 станет поводом для обновления списков категорийных организаций.

Этот же приказ, вероятно, повлечет корректировку соответствующих ведомственных документов. Например, штатных нормативов структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области ГО государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Сколько работников по ГО должно быть в организации?

Волну обсуждений на профессиональных интернет-форумах вызвал п. 5 Положения об уполномоченных по ГО, регламентирующий нормы определения количества работников структурных подразделений (работников) по ГО организаций, а также отдельных работников по ГО в составе их представительств и филиалов. В организациях, отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников: до 500 человек включительно – 1 освобожденный работник (ОР); от 501 до 2 000 человек включительно – 2-3 ОР; от 2 001 до 5 000 человек включительно – 3-4 ОР; свыше 5 001 человека – 5-6 ОР (п. 5.1.1) Количество работников по ГО в составе представительств и филиалов, соответствующих показателям для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, регламентируется по следующим нормам: от 200 до 500 работников включительно согласно штатному расписанию – 1 ОР; от 501 до 1 000 включительно – 2 ОР; от 1 001 до 2 000 включительно – 3 ОР; от 2 001 до 5 000 включительно – 4 ОР; более 5 001 работников – 5 ОР (п. 5.2). Здесь, вроде, все понятно.

При этом согласно новой норме при определении количества работников по ГО в организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере образования , учитывается общее количество обучающихся по очной форме обучения, а в сфере здравоохранения – число проходящих лечение больных в стационаре.

А вот п. 5.1.2 Положения об уполномоченных по ГО, регламентирующий назначение уполномоченных по ГО в организациях, не отнесенных к категориям ГО , вызвал бурю вопросов, поскольку согласно нормативу в таких организациях работа по ГО может выполняться по совместительству одним из работников организации. При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть увеличено по решению руководителя организации. Получается, что в данных организациях назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области ГО, не обязательно ? Да, это так, на что прямо указывает п. 5.3 Положения об уполномоченных по ГО.

Грядет ли сокращение освобожденных работников по ГО в некатигорированных организациях? Скорее всего – да. Означает ли это, что в некатегорированных организациях можно не вести работу по ГО? Нет.

Ни в п. 5.1.2, ни в п. 5.3 Положения об уполномоченных по ГО не говорится о необязательности ведения работы по ГО. Говорится только о том, что не обязательно назначать для выполнения этой функции освобожденного работника. То есть Положение об уполномоченных по ГО ведение работы по ГО в организациях не отменяет. Более того, действует п. 2 Постановления Правительства РФ № 782, согласно которому структурные подразделения (работники) по ГО создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления ГО в данных организациях. Итак, уполномоченный по ГО в некатегорийной организации должен быть. Но как его оформить, если не штатной единицей? Ответ – в п. 5.1.2: работа по ГО может выполняться по совместительству . А особенности труда на условиях совместительства регулируются ТК РФ.

Если же руководитель некатегорированной организации «при необходимости» решит увеличить количество работников по ГО, как это указано в абз. 2 п. 5.1.2 Положения об уполномоченных по ГО, то чем он сможет обосновать такую необходимость? Критериев необходимости увеличения количества работников по ГО в законодательстве нет. А потому указанный вопрос целесообразно задать учредителю, поскольку у каждого учредителя критерии данной необходимости свои.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда» .

«Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) нужна, чтобы:

  • сохранить жизнь работников и населения в случае войны, аварий, катастроф;
  • проводить неотложные действия в очаге катастрофы;
  • обеспечить работу объекта в чрезвычайной ситуации;
  • не допустить увеличения масштабов катастрофы.

Все организации, как коммерческие, так и государственные, обязаны:

  • планировать и организовывать мероприятия по ГО;
  • готовить организацию к работе в военное время;
  • обучать работников по ГО;
  • создавать и содержать в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Чтобы организовать работу по гражданской обороне:

  • назначьте уполномоченного в области ГО или создайте структурное подразделение по ГО;
  • составьте программы и проведите курсовое обучение работников в области ГО, для этого создайте и поддерживайте в рабочем состоянии учебно-материальную базу;
  • разработайте программу вводного инструктажа по ГО;
  • проводите вводный инструктаж по ГО с принятыми работниками в первый месяц работы с записью в журнале;
  • проводите учения и тренировки по ГО.

Это следует из подпункта «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

Мероприятия по ГО организация проводит за свой счет (п. 4 ст. 18 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).

Региональные власти по согласованию с МЧС присваивают категории по гражданской обороне организациям:

  • с мобилизационным заданием, или
  • высоким риском ЧС, или
  • уникальным культурным статусом.

Этим организациям присваивают:

  • категорию особой важности;
  • первую категорию;
  • вторую категорию.

Если организации присвоят категорию по ГО, то ей сообщит об этом соответствующий орган.

Остальные организации считают некатегорированными.

  • нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (см. Типовой порядок, утвержденный приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701);
  • нештатные аварийно-спасательные формирования - организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (см. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999);
  • локальные системы оповещения - организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (см. постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 178 и Методические рекомендации МЧС России от 24 декабря 2002 г. № б/н).

Организации с категорией по ГО, чтобы оснастить нештатные формирования, создают запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379).

Ответственные за гражданскую оборону в организации

Назначьте уполномоченного работника по ГО с необходимой подготовкой или создайте структурное подразделение по ГО.

Количество уполномоченных по ГО зависит от вида организации и численности работников.

  • до 1000 человек - один освобожденный работник;
  • от 1000 до 5000 человек - не менее двух освобожденных работников;
  • от 5000 и более человек - не менее четырех освобожденных работников.
  • до 200 человек - один из работников организации по совместительству;
  • свыше 200 человек - один освобожденный работник.

Об этом сказано в пункте 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440.

Работники по гражданской обороне:

  • планируют и проводят мероприятия по ГО;
  • создают и поддерживают в готовности локальные системы оповещения;
  • обучают работников организаций по ГО и ЧС;
  • создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
  • проводят мероприятия по поддержанию функционирования организаций в военное время;
  • создают и поддерживают в готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Это следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 782.

Это следует из пункта 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.

Квалификационные требования к работникам по ГО см.:

Например, инженером по ГО и ЧС назначают работника с высшим техническим образованием и подготовкой по специальной программе по ГО и ЧС.

Дополнительное профессиональное образование или курсовое обучение по ГО проходят:

  • в лицензированных образовательных организациях, например в учебно-методических центрах;
  • на курсах гражданской обороны.

Вводный инструктаж по гражданской обороне

Проведите инструктаж в первый месяц после приема нового сотрудника. Для этого разработайте программу вводного инструктажа на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Утвердите инструкцию по гражданской обороне и действиям персонала при угрозе ЧС.

Вводный инструктаж проводит работник, ответственный за ГО. Он знакомит нового работника с инструкцией и дает общие знания по ГО. Работник подписывает инструкцию и получает один экземпляр инструкции на руки и хранит на рабочем месте.

После инструктажа устно проверьте знания работника.

В журнале вводного инструктажа по гражданской обороне сделайте запись о дате его проведения с подписями инструктируемого и инструктирующего.

Курсовое обучение сотрудников по гражданской обороне

Для работников организуют занятия по месту работы по рекомендуемым программам и закрепляют знания и навыки на учениях и тренировках.

Проведите курсовое обучение работников для подготовки к действиям при угрозе военного конфликта или ЧС, которые характерны для района работы и проживания работников. Курсовое обучение проводите ежегодно внутри организации в объеме не менее 16 часов.

Разработайте программу обучения на основе примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Программы обучения в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования согласуют с МЧС России.

Работников информируют:

  • о поражающих факторах источников ЧС, которые характерны для территории проживания и работы, а также оружия массового поражения и других видов оружия;
  • порядке действий при сигнале «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!»;
  • правилах использования средств индивидуальной и коллективной защиты при ЧС, средств пожаротушения;
  • порядке действия при угрозе и возникновении ЧС, войны, террористических актов;
  • правилах оказания первой помощи.

Для курсового обучения создают учебные группы в количестве не более 25 человек с учетом особенностей должностей и профессий работников.

Занятия проводите в рабочее время ежемесячно в течение года, кроме времени массовых отпусков.

Обучение состоит из теории и практики. На теоретических занятиях сотрудникам проводят лекции по теме с использованием наглядных пособий, обучающих программ, видеофильмов и плакатов.

Практические занятия состоят из тренировок и комплексных занятий. Тренировку проводите, чтобы работники получили навыки использования индивидуальных и коллективных средств защиты, средств пожаротушения и оказания первой помощи.

Комплексное занятие проводите, чтобы работники последовательно отработали действия в конкретной обстановке.

Ответственный за обучение отмечает сотрудников на занятиях в журнале учета. Журналы ведут на каждую учебную группу и хранят в организации в течение года после завершения обучения.

Такой порядок установлен в разделе II примерной программы МЧС России от 22 февраля 2017 г. № 2-4-71-8-14.

Когда проводят учения по гражданской обороне

Организации проводят:

  • комплексные учения;
  • командно-штабные учения;
  • специальные учения;
  • объектовые тренировки по ГО.
Командно-штабные учения Специальные учения Комплексные учения и тренировки
Продолжительность

До 3 суток - в госорганах ;

до 1 суток - в организациях

До 8 часов До 2 суток (тренировки до 8 часов)
Периодичность 1 раз в 2 года - в госорганах 1 раз в 3 года - с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года - в муниципалитетах, организациях с ОПО, ЛПУ, в которых больше 600 коек
1 раз в 3 года - в муниципалитете 1 раз в год - с участием формирований постоянной готовности 1 раз в 3 года - тренировки в организациях
1 раз в год - в организациях 1 раз в год - тренировки в образовательных учреждениях

Таблица составлена на основании приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций по решению задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводят при объектовых тренировках (ОТ) продолжительностью до 8 часов (п. 15 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

Комплексные учения (КУ) продолжительностью до 2 суток проводят 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях - 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов (п. 3 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

Практическое обучение работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее - СУТ).

СУТ по противопожарной защите на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов (п. 19 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

Цели СУТ:

  • проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;
  • проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;
  • обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;
  • повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.

В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов (п. 21 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.

Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (п. 24 приказа МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 284).

При подготовке и планировании учений и тренировок разработайте:

  1. приказ о подготовке и проведении командно-штабного учения (тренировки);
  2. схему организации руководства учением (тренировкой);
  3. календарный план подготовки командно-штабного учения (тренировки);
  4. замысел командно-штабного учения (тренировки) с пояснительной запиской;
  5. задание на командно-штабное учение (тренировку);
  6. план проведения командно-штабного учения (тренировки);
  7. инструкцию по мерам безопасности при проведении комплексного учения (тренировки).

Это следует из Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547.

Расписание и результаты курсового обучения в области ГО и ЧС фиксируйте в журнале.

Контроль за учениями и тренировками осуществляют должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах их полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Ответственность за невыполнение правил ГО

Проверки по гражданской обороне проводит МЧС России.

За невыполнение правил в области гражданской обороны МЧС оштрафует должностных лиц от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Это следует из части 2 статьи 20.7 КоАП РФ.»

Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны в Российской Федерации разрабатываются и проводятся с учетом категории промышленных объектов по гражданской обороне. Категорирование промышленных объектов по гражданской обороне осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
№ 1115 от 19.09.1998 г. «О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне», «Перечнем показателей для отнесения организаций и объектов к категориям по гражданской обороне для топливно-энергетического комплекса», утвержденным приказом МЧС России № 536 ДСП от 11.09.2012 г. проектируемый объект является некатегорированным по ГО. Территория, на которой располагается проектируемый объект, не отнесена к группе по ГО.

Сведения об удалении проектируемого объекта от городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и объектов особой важности по гражданской обороне

Проектируемые объекты находятся за пределами границ проектной застройки категорированных городов, вблизи проектируемых объектов категорированные по ГО объекты и города не расположены.

Сведения о границах зон возможных опасностей, в которых может оказаться проектируемый объект при ведении военных действий или вследствие этих действий, в т. ч. зон возможных разрушений, возможного химического заражения, катастрофического затопления, радиоактивного загрязнения (заражения), зон возможного образования завалов, а также сведения о расположении проектируемого объекта относительно зон светомаскировки

Согласно СП 165.1325800.2014 проектируемые объекты не попадают в зоны возможных разрушений категорированного города, а также в зоны возможного радиоактивного заражения.

Согласно СП 165.1325800.2014, ГОСТ Р 55201-2012 проектируемые объекты расположены вне зоны световой маскировки.

Учитывая гидрографические характеристики района, отсутствие водохранилищ, оборудованных сдерживающими напор воды гидросооружениями, при разрушении которых возможен прорыв воды, а также учитывая топографические условия местности, проектируемые объекты не попадают в зону возможного катастрофического затопления.

Сведения о продолжении функционирования проектируемого объекта в военное время или прекращении, или перенос деятельности объекта в другое место, а также перепрофилировании проектируемого производства на выпуск иной продукции

Проектируемые объекты прекращают работу в военное время.

ПСП является стационарным объектом. Характер производства не предполагает возможность его перебазирования в военное время. Демонтаж оборудования и трубопроводов в особый период в короткие сроки технически не осуществим и экономически нецелесообразен.

Сведения о численности наибольшей работающей смены проектируемого объекта в военное время, а также численности дежурного и линейного персонала проектируемого объекта, обеспечивающего жизнедеятельность категорированных городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и объектов особой важности в военное время

Численность НРС определяется исходя из требований мобилизационного задания объекту в военное время. Объект мобилизационного задания не имеет, прекращает работу в военное время, численность НРС не определена.

Проектируемые объекты не предназначены для обеспечения жизнедеятельности категорированных городов и объектов особой важности, которые продолжают работу в военное время (к их числу относятся, к примеру, городские и объектовые энергетические службы, водопроводные службы и т.п.). Обоснование численности дежурного и линейного персонала не требуется.

Сведения о соответствии степени огнестойкости проектируемых зданий (сооружений) требованиям, предъявляемым к зданиям (сооружениям) объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне

Степень огнестойкости производственных, складских, административных зданий и других сооружений для некатегорированных объектов не регламентируется.

Решения по управлению гражданской обороной проектируемого объекта, системам оповещения персонала об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действии

Система оповещения является главной системой передачи команд и руководящих указаний для персонала как при строительстве объекта, так и в нормальных эксплуатационных условиях, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций или подачи сигнала ГО.

Основным способом оповещения населения является передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания. Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:

  • федеральной системы оповещения – МЧС России;
  • межрегиональной системы оповещения – соответствующим региональным центром МЧС России;
  • региональной системы оповещения – органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • муниципальной системы оповещения – соответствующим органом местного самоуправления;
  • локальной системы оповещения – руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.

Услышав предупредительный сигнал ГО «Внимание всем!» дежурный предприятия (структурного подразделения) обязан включить телевизор или радиоприемник на местную волну для прослушивания содержания экстренного сообщения. Прослушав экстренное сообщение, немедленно доложить о нем руководству. В дальнейшем предписывается действовать согласно полученным указаниям.

Система оповещения ОАО «Фирма» организуется по объектовому принципу и включает несколько узлов оповещения. Сигнал оповещения ГО, поступивший от вышестоящего органа, по линиям связи и оповещения доводится до всех объектов, входящих в систему и являющихся узлами оповещения.

Получение сигналов гражданской обороны и передача их обслуживающему персоналу возлагается на операторов ПСП ОАО «Фирма».

Для оповещения персонала на площадке ПСП предусматривается использовать громкоговорящую и радиотелефонную связь.

Система оповещения отвечает требованиям «Положения о системах оповещения населения», утвержденного Приказом МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ 25.07.2006г. N 422/90/376.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 г. № 1115
«О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне»

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок отнесения организаций к категориям по гражданской обороне.

Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 6-месячный срок установить показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.

Федеральным органам исполнительной власти и объединениям организаций согласно приложению, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 1999 году произвести отнесение организаций к категориям по гражданской обороне в соответствии с Порядком отнесения организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденным настоящим постановлением;

в I квартале 2000 г. представить перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации

Утвержден

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и определяет основные принципы и правила отнесения организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также входящих в их состав отдельных объектов (далее именуются - организации) к категориям по гражданской обороне*.

* Действие настоящего Порядка не распространяется на воинские части, учреждения, предприятиям иные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

2. Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется в целях сохранен ия этих организаций и защиты их персонала от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем заблаговременной разработки и реализации мероприят ий по гражданской обороне.

имеющие мобилизационное задание (заказ);

и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

и (или) являющиеся уникальными культурными ценностями.

4. Устанавливаются следующие категории по гражданской обороне: особой важности, первой кате гории, второй категории.

степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

месторасположение организации;

значимость организации как объекта культуры.

Основными показателями для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне явля ются:

численность работающих (общая, наибольшей работающей смены) в военное время;

объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время.

Дополнительные показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне устанавливает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с участием Министерства экономики Российской Федерации и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях расположения административно-хозяйственных органов организаций и их производственных объектов или объектов социально-культурного назначения в разных административно-тер риториальных единицах категория по гражданской обороне устанавливается только для соответствую щего объекта.

Организации, не отнесенные настоящим пунктом ни к одной из указанных категорий, считаются некатегорированными.

5. Организации, деятельность которых связана с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, объединений организаций (далее именуются - объединения) или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по граждан ской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или объединение.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов исполнительной власти субъек тов Российской Федерации или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Организации, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, представляют сведения о показателях для отнесения их к категориям по гражданской обороне и предложения об установлении категории в соответствующий орган местного самоуправления.

Предложения организаций об установлении категории должны быть согласованы с соответствующими мобилизационными органами и органами, осуществляющими управление гражданской оборо ной в субъектах Российской Федерации.

6. Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения, к категориям по гражданской обороне.

7. Федеральные органы исполнительной власти и объединения:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью указанных органов и объединений или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных ими перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся организаций, отнесенные к категориям по гражданской обороне.

8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

утверждают по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по прилагаемой форме перечень организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, деятельность кото рых связана с деятельностью этих органов или которые находятся в сфере их ведения, а также перечень организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов местного самоуправления или которые находятся в сфере их ведения;

направляют соответствующие выписки из утвержденных ими, а также федеральными органами исполнительной власти и объединениями перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, органам местного самоуправления.

9. Федеральные органы исполнительной, власти и объединения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют перечни организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, в Правительство Российской Федерации, Министерство Российской Федера ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономики Российской Федерации.

10. Сведения о присвоении организациям категорий по гражданской обороне сообщаются соответ ствующим организациям органами исполнительной власти и объединениями, утвердившими эти ка тегории.

11. Уточнение перечней организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, прово дится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет , в том же порядке, что и отнесение организаций к категориям по гражданской обороне.

Поделиться: