Установка ипу закон. Россиянам не придется за свой счет устанавливать счетчики на газ, воду и свет

Собственники помещений в многоквартирных и жилых домах должны рассчитываться за потребленные энергоресурсы исходя из показаний приборов учета. Помочь исполнить требование законодательства призваны организации, поставляющие эти ресурсы. Выясним, как правильно строить взаимоотношения с гражданами-абонентами, которые обратились с заявлением об оснащении их помещений приборами учета.

А.В. Панкратов,

начальник отдела договорной работы юридического департамента ПАО ГК «ТНС энерго»

В этой статье вы прочитаете:

Обязательная установка приборов учета определена в ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении).

От собственников помещений в многоквартирных домах требовалось до 1 июля 2012 г. обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ст. 5 Закона об энергосбережении). В случае если собственники не уложились в отведенные сроки, обязательная установка приборов учета переходила к ресурсоснабжающим организациям. То есть счетчики должны были устанавливать водоканал, теплосеть и энергосбыт. Срок установки в данном случае был определен до 1 июля 2013 г. Но процесс продолжается и по сей день.

Поскольку порядок установки приборов учета прописан недостаточно внятно, у граждан возникает множество вопросов: какие приборы допущены к применению, какой у них класс точности и межповерочный период, кто вправе их устанавливать, какие документы для этого необходимы, какая возникает ответственность и т. д. И ответить на все вопросы оперативно и, главное, квалифицированно сможет только поставщик коммунального ресурса.

  • Доходы многоквартирного дома: как заработать себе на капремонт

Не секрет, что обязательная установка приборов, их замена, обслуживание, проведение работ на инженерном оборудовании - стабильный сопутствующий бизнес, от контроля над которым не желают отказываться ни управляющие организации, ни сами поставщики энергоресурсов. Но эта деятельность находится под пристальным вниманием Роспотребнадзора и антимонопольных органов.

И именно поставщики электроэнергии в первую очередь задумываются о наиболее приемлемой схеме организации деятельности по установке приборов учета электрической энергии в случае поступления в их адрес подобных обращений потребителей.

Рассмотрим существующие схемы соглашений об обязательной установке приборов учета.

Обязательная установка приборов учета: «договор о сотрудничестве»

Чтобы потребители могли заказать в центрах очного обслуживания либо через интернет-сервисы работы, связанные с системой электроснабжения помещений, зачастую готовятся проекты «договоров о сотрудничестве» с заинтересованными компаниями-партнерами. Эти компании и занимаются урегулированием всех организационных и финансовых вопросов с обратившимися клиентами.

Развитием такой схемы может быть агентский договор по модели договора поручения, дополнительно предполагающий подписание договоров с клиентами непосредственно гарантирующим поставщиком. В данном случае «по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала» (ст. 1005 ГК РФ). Это исключает для ГП риски возникновения споров, связанных с качеством и стоимостью работ. В обоих случаях отсутствуют риски признания ГП платежным агентом, так как денежные средства поступают на счет исполнителя или принципала.

Агентская схема работы с компаниями-партнерами, где в роли принципала выступает уже гарантирующий поставщик, «замыкающий» на себя все заявки клиентов, применяется в ПАО «Мосэнергосбыт».

Обязательная установка приборов учета: требования к поставщику ресурсов

Следует помнить, что законодательство об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требует от гарантирующих поставщиков электрической энергии учитывать при осуществлении деятельности по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, если она осуществляется в отношении собственников жилых домов и помещений в многоквартирных домах, определенные нормы.

1. Указанную деятельность обязан осуществлять поставщик электрической энергии (пп. , ст. 13 Закона об энергосбережении). И именно он должен выступать исполнителем услуги, если обращение адресовано ему (п. 2 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утв. приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149).

Гарантирующий поставщик, в силу прямого указания закона, является продавцом услуг по установке, замене, эксплуатации приборов учета на рынке электроснабжения.

2. Договор, заключаемый с обратившимся лицом, является публичным, и поставщик энергоресурсов не вправе отказать обратившимся к нему лицам в заключении рассматриваемого договора (п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 2 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утв. приказом Минэнерго России от 07.04.2010 № 149).

3. Поставщик энергоресурсов обязан проинформировать потребителей об их праве обратиться за установкой приборов учета именно к нему (подп. «п» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, приказ Минэнерго России от 16.04.2010 № 178 «Об утверждении примерной формы предложения об оснащении многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов»).

4. При заключении договора предоставляется рассрочка оплаты услуг по обязательной установке прибора учета с внесением платы равными долями в течение пяти лет с даты его заключения. Исключение: потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки (п. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении).

5. Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (п. 8 ст. 13 Закона об энергосбережении).

Так, специалисты организации, выполняющей работы, должны быть обучены и аттестованы в соответствии с требованиями п. 2 Положения об организации работ по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД 03-19-2007).

Вместе с тем наличие допуска от саморегулируемой организации не требуется, поскольку такие работы не оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства (приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624).

6. Поставщик энергоресурсов обязан регулярно информировать потребителей о возможных исполнителях услуг по установке приборов учета - одного из мероприятий, проведение которых способствует энергосбережению поставляемых в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования (подп. 3 п. 5 ст. 12, п. 10 ст. 13 Закона об энергосбережении, п. 10 раздела «Система электроснабжения» Перечня мероприятий, утв. приказом Минрегиона России от 02.09.2010 № 394).

Таким образом, существуют риски признания соглашения, заключенного гарантирующим поставщиком с фактическим исполнителем услуги по установке прибора учета, нарушением законодательства о защите конкуренции.

Судебные оценки действий антимонопольных органов

Сам факт «перенаправления» граждан, как потенциальных потребителей услуг по установке, замене, обслуживанию приборов учета, в партнерскую компанию, по мнению надзорных органов, ограничивает конкуренцию с другими хозяйствующими субъектами, предоставляющими аналогичные услуги, приводит или может привести к разделу рынка услуг по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета (п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»).

К СВЕДЕНИЮ

«Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261‑ФЗ „Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Следовательно, МУП „Водоканал“, являясь ресурсоснабжающей организацией в части оказания услуг водоснабжения, обязано осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета воды и не вправе отказать потребителям, имеющим непосредственное присоединение к коммунальным сетям водоснабжения МУП „Водоканал“, в заключении договоров, регулирующих условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета воды, снабжение которой осуществляет МУП „Водоканал“.

Таким образом, суды правильно указали, что МУП „Водоканал“, в силу прямого указания закона, является продавцом услуг по установке, замене, эксплуатации приборов учета на рынке водоснабжения».

Нарушение антимонопольного законодательства установлено

Суд установил правоту выводов антимонопольного органа: это соглашение «приводит или может привести к разделу товарного рынка по составу продавцов» и ограничивает конкуренцию хозяйствующих субъектов, предоставляющих аналогичные услуги. Правильность выводов, сделанных судами, подтвердил Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 09.08.2013 № 10734/13.

Схожая ситуация была предметом рассмотрения УФАС по Нижегородской области в деле № 1285-ФАС52-03/14. Антимонопольный орган рассматривал обращение Кулебакской городской прокуратуры. Проводя проверку по заявлениям граждан, прокуратура усмотрела в действиях хозяйствующих субъектов признаки нарушения антимонопольного законодательства. Было указано, что сотрудники ОАО «Нижегородская сбытовая компания» необоснованно направляли всех граждан в ООО «Энергоконтроль НН», ООО «Энергоконтроль М», а также что ввод приборов учета в эксплуатацию осуществлялся не уполномоченными на это организациями. В действиях ОАО «НСК» был установлен факт нарушения антимонопольного законодательства (ч. , ст. 11 Закона о защите конкуренции). В данном случае нарушение выражалось во взимании с потребителя незаконной платы за действия по опломбированию и введению в эксплуатацию индивидуальных приборов учета.

К СВЕДЕНИЮ

«Согласно ч. 3 ст. 11.1 Федерального закона „О защите конкуренции“ запрещаются иные, не предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи согласованные действия хозяйствующих субъектов - конкурентов, если установлено, что такие согласованные действия приводят к ограничению конкуренции. К таким согласованным действиям могут быть отнесены действия:

1) по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

2) по экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) по созданию другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка».

Решение Нижегородского УФАС России по делу № 1285-ФАС52-03/14

Нарушение антимонопольного законодательства не доказано

Следует учитывать, что судебная практика по аналогичным ситуациям незначительна и противоречива. Более того, от надзорного органа требуют доказывания конкретных действий, совершенных компанией, которые привели или могут привести к нарушению законодательства о защите конкуренции.

В постановлении ФАС Центрального округа от 10.07.2013 по делу № А14-15240/2012 анализируется попытка антимонопольного органа привлечь к ответственности поставщика газа по ч. 1 ст. 14 Закона о защите конкуренции за недобросовестную конкуренцию. В квитанциях-извещениях, направляемых потребителям природного газа в Воронежской области, ООО «Газпром межрегионгаз Воронеж» указывало, что по вопросам приобретения услуг по ТО ВДГО и установке приборов учета газа потребителям следует обращаться в иную организацию - ОАО «Воронежоблгаз».

Постановление антимонопольного органа было признано недействительным, поскольку он не доказал, что указанная в квитанциях компания получила какие-либо преимущества перед другими лицами, стремящимися к тому же результату, и что данная информация причинила убытки либо нанесла ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов, стремящихся к тому же результату.

К СВЕДЕНИЮ

«Согласно п. 9 ст. 4 Закона № 135‑ФЗ недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В пункте 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 „О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“ разъяснено, что при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения (п. 9 ст. 4, ст. 14 Закона № 135‑ФЗ), но и положения ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Таким образом, то или иное деяние в качестве акта недобросовестной конкуренции может быть квалифицировано в соответствии с п. 9 ст. 4, ч. 1 ст. 14 Закона № 135‑ФЗ, если оно противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, нарушает один из запретов, перечисленных в ч. 1 ст. 14 Закона № 135‑ФЗ, направлено на получение преимуществ перед другими лицами, стремящимися к тому же результату, и может причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта, стремящегося к тому же результату.

Однако Управление не выявило получение ОАО „Воронежоблгаз“ в результате распространения заявителем информации какого-либо преимущества перед конкурентами, поскольку таковых в решении от 19.07.2012 не установлено, а в отношении ООО „ВоронежТехноГазСервис“ - не доказано».

Договор субподряда

Как вариант, исключающий риски, возможна следующая схема договорных отношений (рис. 2).

Однако данная схема может быть затруднительна для реализации гарантирующим поставщиком в силу ряда причин - например, из-за необходимости самостоятельного урегулирования с потребителем всех организационных вопросов, связанных с заключением и исполнением договора об установке прибора учета, применением невыгодных льготных для поставщика условий о рассрочке оплаты услуг по установке приборов учета, а также привлечения поставщика к ответственности за нарушение сроков и качества выполнения работ, в т. ч. в случае причинения ущерба имуществу иных лиц (соседей, общему имуществу многоквартирного дома и пр.).

В сложившихся условиях считаем целесообразным фиксировать факт самостоятельного выбора клиентом подрядной организации. В качестве рекомендаций, снижающих риски привлечения за нарушение антимонопольного законодательства, предлагаем:

1. Письменно знакомить потребителя:

  • с требованиями законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности об обязательности приборного учета энергоресурсов;
  • с льготными условиями оплаты по договорам об установке приборов учета;
  • с перечнем организаций, оказывающих услуги в сфере учета энергоресурсов, в т. ч. с правом обратиться непосредственно к гарантирующему поставщику.

2. Обращение потребителя с заявлением об установке приборов учета направлять в адрес подрядной организации - партнера.

4. При очном обслуживании потребителей предоставлять им возможность ознакомиться в полном объеме:

  • с информацией о деятельности компании, предоставляющей услуги, о квалификации и специализации ее сотрудников, о стоимости работ и услуг;
  • с примерными сроками выполнения работ и услуг;
  • с образцами применяемых приборов и оборудования.

5. Размещать в открытом доступе коммерческие предложения о заключении партнерских договоров о сотрудничестве с любой отвечающей требованиям законодательства компанией. Обеспечить фактическое заключение таких договоров с несколькими основными участниками рынка данных услуг.

Какую схему работы выбрать, оценив приведенные риски, каждая организация вправе решать сама. Главное, на наш взгляд, не нарушать интересы потребителей коммунальных услуг.

До 1 июля в многоэтажках должны были быть установлены общедомовые приборы учета, поскольку именно с этого дня — согласно Федеральному Закону №261-ФЗ «Об энергосбережении» — расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных со счетчиков. После 1 июля закон разрешает энергетикам самим устанавливать приборы учета на наши дома принудительно. Однако в том же законе есть исключения и нюансы, о которых необходимо знать.
Собственники жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах обязаны установить общедомовые приборы учета на потребляемые энергетические ресурсы до 1 июля 2012 года. Организации, осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией и электрической энергией (с условием, что их сети имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации приборов учета. Указанные ресурсоснабжающие организации (РСО) не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены 149-м приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г.
Обязанность по установке приборов учета энергоресурсов Федеральным законом от 23.1 1.2009 № 261-ФЗ возложена на собственников помещений. До 1 июля 2012 года собственники обязаны обеспечить установку приборов учета воды, тепловой энергии, электрической энергии (а природного газа — в срок до 1 января 2015 года).
С 1 января 2012 года все вводимые в эксплуатацию и, в том числе, реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться также и индивидуальными теплосчетчиками в каждой квартире. С момента принятия 261-го закона ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды не допускается.
Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета. Если собственник не в состоянии сразу оплатить прибор учета и его установку, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за такой кредит устанавливается по действующей на момент заключения договора об установке приборов учета ставке рефинансирования Центробанка РФ.
Постановлением от 6.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правительство РФ утвердило новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Так, Раздел III «Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества» был дополнен пятью новыми пунктами (п. п. 38(1) — 38(5)). Первый из них (п. 38(1)) касается оплаты принудительно установленного общедомового прибора учета.
Пункт 38(1) Правил содержания общего имущества конкретизирует приведенные положения Закона «Об энергосбережении». В частности, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку коллективного прибора учета на основании счета, выставляемого РСО, если соответствующие суммы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, установленных для членов ТСЖ.
Причем РСО должна указать в счете для каждого собственника как общую сумму расходов на установку прибора учета, так и долю, пропорциональную доле в праве общей собственности на общее имущество, которая должна быть оплачена этим собственником.
Кроме того, п. 38(1) Правил содержания общего имущества предусмотрена возможность оспорить сумму расходов РСО, сначала обратившись непосредственно в РСО, а затем обжаловать выставленный счет в судебном порядке.
Нужно ли собственникам
помещений многоквартирного дома собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?
Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК — донести информацию до собственников о том, что установка приборов учета необходима согласно закону «Об энергосбережении» и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ,
ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета, и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.
Согласно пп. «с» п. 31 новых Правил исполнитель коммунальных услуг обязан подчиниться решению общего собрания собственников помещений об установке коллективного прибора учета (при условии включения в плату за содержание и ремонт расходов на его приобретение и установку).
Какую ответственность несут собственники за отказ от установки приборовучета?
Если до 1 июля 2012 года и до 1 января 2015 года (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно п. 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» собственники помещений должны не только обеспечить допуск РСО к местам установки счетчиков, но и оплатить понесенные ими расходы. Этой же нормой предусмотрено, что в случае отказа в добровольном порядке возместить расходы РСО на установку приборов учета собственники помещений обязаны также оплатить их затраты, связанные с необходимостью принудительного взыскания.
Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборовучета энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.
Есть ли исключения изтребований по установке приборов учета?
Да, есть. Федеральным Законом №261-ФЗ также указываются случаи, когда общедомовые приборы учета не устанавливаются:
— ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года;
— объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии);
— максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Помимо всего прочего, изменения в действующем федеральном законодательстве предоставляют возможность не ставить приборы учета собственникам жилья, где для этих целей отсутствуют технические возможности.

№ 261 26 ноября 2011 года «Об энергосбережении» предусмотрена установка счетчиков на воду во всех жилых помещениях. При этом неважно, владеют ли данным помещением проживающие там люди или нет, - порядок установки счетчиков на воду одинаков для всех (и для тех, кто временно проживает на данной площади). В результате люди, не желающие платить за себя и «того парня, не спешили, а крайние сроки установки приборов измерения неоднократно отодвигались. Последняя такая дата истекает 1 июля текущего года .

Порядок установки счетчика на воду

С формальной точки зрения порядок установки счетчиков на воду достаточно прост. В начале пути нужно подать заявление в УК или ЖСК и получить от них список компаний, которые берутся за установку. Затем необходимо договариваться о найме специалиста из этой конторы для того, чтобы установить, возможна ли установка счетчиков на воду, проверить состояние трубопровода и определить возможные объемы ремонтных работ.

Затем - собрать пакет необходимых документов:

  • акт ввода в эксплуатацию приборов учета воды;
  • наличие договор на проведение энергосберегающих работ;
  • технический паспорт на каждый счетчик воды.

Далее - составить вместе с управляющей компанией схему ввода в эксплуатацию прибора учета воды, выкупить у компании сам прибор и сопутствующие монтажу расходные материалы. При этом если приборы учета воды были приобретены вами лично и по тем или иным причинам не были установлены, а хуже того - не проверены на техпригодность, - то компания может отказаться от монтажа. Хотя законом такие действия не предусмотрены, правовых оснований для отказа в установке счетчиков в этом случае нет.

И, наконец, когда все согласования благополучно завершены, составляется Акт приёма в эксплуатацию прибора учёта воды и порядок расчёта оплаты за ЖКХ-услуги. После чего можно уже платить по приходящим ежемесячным счетам.

Сроки, стоимость и нюансы установки

Как видим, установка счетчиков на воду - дело не такое уж простое. В реальности платить приходится не только за приборы учета воды . Закон, правда, не позволяет производить большинство из предлагаемых управляющими компаниями платежей, однако сам порядок установки счетчиков прописан достаточно невнятно, что и провоцирует некоторые разночтения. В общей случае придется выложиться за следующее:

  • приборы учета (горячая и холодная вода, то есть как минимум за два счетчика);
  • комплектующие и детали, необходимые для полной установки (и это без учета проведения ремонтных работ, которые, учитывая состояние ЖКХ в регионах, явно придутся к месту);
  • резка коммуникаций, демонтаж старых и установка новых труб;
  • установка счетчиков и фильтров.

Итак, считаем. Приборы учета воды - в среднем по 1800 рублей за один прибор, то есть 3600 рублей. Комплектующие, проведение работ по установке при условии, что не требуется дополнительных процедур, приблизительно 4500 рублей. Выходит, как минимум, 8000-8200 рублей. И это при том, что старую, построенную еще в советское время, разводку труб никто модернизировать не собирается. А ее сохранение в нынешнем состоянии означает для простого потребителя двойного комплекта счетчиков. Дополнительные расходы, и в конечном итоге придется выкладывать без малого 11-12 тысяч рублей.

Квартирная экономика

Основная проблема в том, что приборы учета воды (закон это предусматривает,) покупаются не только для себя, но и соседа. В том смысле, что учитываются и поквартирные, и домовые счетчики. Иначе говоря, платится и за индивидуальное, и коллективное потребление. Особенно в тех старых домах, где квартиры выкуплены (приватизированы) не полностью или значительная часть жилплощади сдается частным лицам. Естественно, без составления какого-либо договора.

Кроме того, если ранее цена за горячую, холодную воду и канализацию зависела от того, сколько человек было официально зарегистрировано на данной жилплощади, то сейчас, на переходный период, выкладываться придется всем подъездом . А излишки - за ремонт коммуникаций, перерасход ресурсов, «лишних» жильцов», заплатят как раз владельцы счетчиков.

Все очень просто. Во-первых, механизма выявления такого рода жильцов попросту нет. Во-вторых, квартиры если и приватизированы, то не приватизированы подъезды, подвалы, чердаки, крыши, придомовые территории, то есть коммуникации. Которые либо принадлежат государству или муниципальному образованию, либо новому собственнику, «сбрасывающему» с себя бремя ЖКХ-отвественности.

На сегодняшний день ситуация в стране такова, что выгоднее ставить счетчики на воду, чем платить по установленным нормативам. Однако, такую «роскошь» не каждый может себе позволить: в некоторых регионах людям приходится «раскошеливаться» на сумму в 5000 рублей и выше за подготовку документации и установку счетчика.

Поэтому закономерен вопрос, можно ли проводить эти работы бесплатно и если да, то кто имеет такое право? Попробуем разобраться, как обстоит дело по состоянию на 2018 год и будут ли изменения в грядущем 2019 году.

В ноябре 2009 года был принят Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Целью этого документа было обязать собственников жилья установить водомеры на горячую и холодную воду. Но последствия и наказания за отсутствие счетчиков воды никак регламентированы не были.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно - попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

Это быстро и бесплатно ! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

В итоге население России разделилось на две категории.

  1. Те, кому было выгодно установить счетчики. Оплата по нормативу рассчитывается, в том числе, и по количеству зарегистрированных в домовладении или квартире граждан. Если таковых, например, три, а по факту проживает один человек, то оплата по факту расхода воды становится выгодной.
  2. Те, кто не спешил устанавливать счетчики. Обычно так делали граждане в тех случаях, когда в квартире было зарегистрировано меньше человек, чем проживало по факту.

Компании, предоставляющие услуги по водоснабжению, стали недополучать средства и государство решило скорректировать ситуацию.

На основании постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, в 2015 году были введены повышающие коэффициенты, применяющиеся при расчете потребления воды согласно установленным нормативам:

  • с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. – 1,1;
  • с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. – 1,2;
  • с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. – 1,4;
  • с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. – 1,5;
  • с 2017 года – 1,6.

В результате большинство граждан решило установить счетчики. В настоящее время эту услугу оказывают управляющие компании, но собственник жилья вправе самостоятельно приобрести водомер. Представители водоканала в этом случае составляют договор, пломбируют счетчик и вносят потребителя в реестр.

Стоимость установки счетчиков на воду

Согласно законам Российской Федерации, стоимость самого счетчика на горячую или холодную воду оплачивается собственником. Цена прибора учета зависит от модели, уровня конкуренции в регионе и других факторов. Людям, проживающим в приватизированных квартирах и частных домовладениях, придется заплатить и за ввод водомеров в эксплуатацию. Бесплатно счетчик можно поставить только в муниципальных квартирах.


В большинстве регионов предусмотрена бесплатная установка счетчиков определенным категориям граждан. Так, постановлением Правительства Москвы № 406-ПП от 29.05.07, право на бесплатную установку счетчика имеют следующие категории граждан:

  • граждане, получающие субсидии на оплату услуг ЖКХ;
  • лица, жилье которым досталось на основании договора купли-продажи, дарения или по наследству, а также другим основаниям, кроме приватизации, но при условии, что это не лишает их права на получение субсидий на оплату услуг ЖКХ.

В некоторых субъектах РФ периодически проводятся специальные акции, по которым можно установить счетчик на воду бесплатно. Следите за новостями в местных СМИ, чтобы не упустить возможность сэкономить на оснащении квартиры или дома водомером.

Сказать точно, полагается ли вам бесплатная установка счетчика, не зная вашего региона проживания и других данных, мы не можем. В сомнительных ситуациях обращайтесь к юристам.

Обратите внимание! Если вы уже установили счетчики на горячую или холодную воду за свой счет, никаких льгот или денежных компенсаций законом не предусмотрено.

Если вы желаете оплачивать расход горячей и холодной воды по приборам учета, а не по нормативам, обратитесь в организацию или службу, которая занимается техническим обслуживанием вашего дома. Вам нужно будет написать заявление, которое рассматривается в течение 30 дней.


По истечении этого срока организация должна заключить с вами договор и установить приборы учета. Начиная с ввода счетчика в эксплуатацию, вы будете оплачивать фактическое потребление горячей и холодной воды. Чтобы больше не платить по нормативам, после установки счетчика вам нужно обратиться в управляющую компанию со следующими документами:

  • договором на установку счетчика;
  • техническим паспортом на водомер;
  • актом о вводе прибора в эксплуатацию;
  • сертификатами соответствия.

После этого вы сможете платить за фактический расход воды на законных основаниях.

В каких случаях установка счетчика не нужна

Помимо случаев, когда счетчик может быть установлен бесплатно или за ваш счет, законами РФ указываются категории зданий, в которых прибор учета можно вообще не ставить. К ним относятся:

  • так называемые «дома с низким потреблением электроэнергии» – не ставятся любые приборы учета;
  • жилые дома, официально признанные ветхими и предназначенными под снос;
  • здания, имеющие ветхие коммуникации, подлежащие замене;
  • дома, в которых из-за особенностей проводки горячей и холодной воды невозможно считать показания приборов учета.


Если вы считаете, что ваша квартира или дом относятся к этим категориям, обратитесь в управляющую компанию за документом, подтверждающим такой факт. Если это сделать по каким-либо причинам невозможно – пишите заявление в Роспотребнадзор. По вашему обращению выедет специалист, который оценит состояние жилья и принадлежность его к указанным категориям.

Выгодно ли ставить счетчик на воду?

Если вам по федеральному или местному закону положена бесплатная установка водомеров, сомневаться в выгодности не приходится. Другое дело, если устанавливать счетчик придется за свой счет. В некоторых регионах такая услуга обходится собственникам жилья в 5-6 тыс. рублей.

Даже если принять во внимание, что без счетчика вам придется оплачивать норматив, плюс повышающий коэффициент (напомним, в 2017 году он составит 1,6), то экономия будет в пределах 1000-1500 рублей за год. Значимая это сумма для семейного бюджета или нет – решать вам.

Регулирующие правила, касающиеся установки и поверки приборов учёта воды в квартире и доме, в законодательстве, актуальном в 2016 году представлены:

  • Федеральным Законом «Об обеспечении единства измерений» -- 102-ФЗ,
  • Федеральным Законом (№261-ФЗ) «Об энергосбережении», который в ч. 5 с. 13 предполагает обязательную установку водосчётчиков холодной и горячей воды
  • Приказом от 02.07.2015 Министерства промышленности и торговли (№ 1815), отменяющим некоторые предыдущие приказы Госстандарта,
  • Постановлением правительства РФ 776, регламентирующим организацию коммерческого водоучёта,
  • Приказом Минстроя РФ 17-94 об утверждении правил пользования системами водоснабжения (в п. 3.1-3.21),
  • Постановлением № 354 Правительства России, регламентирующим правила поверки счётчиков.

Некоторые из документов - например, Постановление № 831 Правительства Москвы - рассматривались потребителями в трактовках, противоречащих другим нормативным документам. В результате могло сложиться впечатление, что один закон для приборов учёта воды не согласуется с другим законом.

Разъяснения по некоторым «спорным» законодательным вопросам

1. Вопрос об ответственных за установку общедомовых водосчётчиков горячей и холодной воды .

Согласно ФЗ № 261, обязательная установка общедомовых водомеров в многоквартирных домах возлагалась на собственников и управляющие организации. При этом статья 158 «Жилищного кодекса РФ» закрепляла обязанности жильцов на компенсацию затрат, связанных с обслуживанием общедомовой территории. Это означало, что все расходы на полив газонов или мытьё подъездов возлагались на жильцов, что никем не оспаривалось. Спорным здесь оказался вопрос о том, кого считать собственником многоквартирного дома и, соответственно, кто должен оплачивать покупку и монтаж общедомового расходомера. Если собственником многоквартирного дома является муниципалитет, то почему за домовой водосчётчик должны платить владельцы квартир?

Дилемма чаще всего решается разделением на два вида собственников:

  • владельцев помещений (жителей приватизированных квартир)
  • и муниципальные службы с правом собственности многоквартирных домов.

При этом оговаривается, что Управление муниципального имущества, осуществляющее управление домами, путём заключения договоров, делегирует право собственности управляющим компаниям и владельцам квартир. А, вместе с правом, – делегирует и обязанности по установке общедомовых расходомеров.

2. Вопрос об в квартире и законе, обязывающем это сделать .

После принятия ФЗ № 261собственники жилья обязаны были установить расходомеры воды, отопления и газа. Сомнения в необходимости водосчётчиков стали возникать после отмены в конце 2014-го нормы об обязательности монтажа газовых счётчиков. Общественное мнение ошибочно распространило эту отмену и на счётчики воды.

Ещё одной причиной сомневаться в законодательной обязательности водомеров стала реализация требований закона на практике. К моменту вступления законодательной нормы в силу только порядка 60 % населения выполнило требование. При этом применения административного наказания или штрафных санкций к лицам, отказавшимся устанавливать водомеры, предусмотрено не было.

Таким образом, требование к обязательной установке водомеров сохранило силу и, согласно законодательству, действует в 2016-ом году. Однако к лицам, не установившим водосчётчик, применяется ПП РФ № 306, регулирующее нормативы в сфере коммунальных услуг. Согласно ему, при оплате за ГВС и ХВС без счетчиков предусмотрены растущие каждые полгода коэффициенты:

  • 01.01.15 - 30.06.15: 1,1,
  • 01.07.15 - 31.12.15: 1,2,
  • 01.01.16 - 30.06.16: 1,4,
  • 01.07.16 - 31.12.16: 1,5,
  • с 01.01.17: 1,6.

При этом прогнозируется, что давление на таких жителей со стороны ТСЖ и управляющих компаний, ответственных за реализацию закона, будет увеличиваться. Вопрос о возможности монтажа водосчётчика вопреки согласию жильца с последующим взысканием с него через суд средств за установку уже сейчас поднимается правозащитниками.

3. Проблема законности использования экономящих устройств, влияющих на показания водосчётчиков .

Сам вопрос возник после рекламной компании экономителей воды (http://water-save.com/ ), в которой делался акцент на законности применения данного устройства (видимо, в противовес использованию незаконных магнитов, останавливающих расходомер). Однако поскольку устройство накручивается на кран, то есть располагается после счётчика, и, следовательно, прямо не влияет на его показания, законодательство никак не запрещает его использования и вообще не затрагивает вопрос применения экономителя.

4. Вопрос об отмене обязательности поверок счётчиков .

С выходом Постановления № 831 Правительства Москвы стало популярным утверждение, что обязательная поверка водомеров отменена. Распространению этого мнения способствовало то, что в Постановлении действительно шла речь об отмене поверочных сроков. Однако отмена эта касалась единых сроков поверки, так как прежние правила не учитывали неравноценные технические особенности водомеров и их рабочий потенциал.

Идея нормативного документа состояла в том, чтобы в поверочных сроках «привязаться» к межповерочному интервалу, указанному в паспорте расходомера. Подобную трактовку закрепляет и Постановление № 354, где прямо указано, что поверочные сроки для общедомовых, индивидуальных, общеквартирных и комнатных счётчиков установлены в технической документации прибора учёта.

Максимально подробно о порядке поверочной процедуры, требованиях к знаку и содержании поверочного свидетельства говориться в Приказе № 1815 Министерства промышленности и торговли.

Положения Приказа № 1815 «Об утверждении порядка проведения поверки…»

В рамках действующего приказа счётчики:

  • до ввода в эксплуатацию и после ремонта подлежат первичной поверке, и периодической – в процессе эксплуатации, через установленный межповерочный интервал.
  • не предназначенные для сферы государственного регулирования, подвергаются поверочной процедуре в добровольном порядке,

Поверочную процедуру могут осуществлять аккредитованные в системе аккредитации РФ юрлица и индивидуальные предприниматели (ч. 2 ст.13 N 102-ФЗ). Если средство измерения по результатам процедуры признано непригодным к использованию, свидетельство аннулируется и выписывается извещение о непригодности.

Положительные результаты удостоверяются знаком, свидетельством и/или записью в паспорте с подписью поверителя. Если конструкция водосчётчика не позволяют нанести знак прямо на средство измерения, он наносится на свидетельство или в паспорт.

Поделиться: