Социальная санкция - это что такое? Виды, примеры. Социальные нормы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ оренбургской ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ автономное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«нефтегазоразведочный техникум»

Виды социальных норм и санкций

по учебной дисциплине ОДБ.05 Обществознание

(21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин)

Оренбург 2015


Введение

Основные понятия: социальные нормы, обычаи, религиозные нормы, моральные нормы, корпоративные нормы.

Общественные отношения регулируются социальными нормами.


социальный норма мораль право

Социальные нормы носят общий и обязательный характер. Общий характер социальных норм выражается в том, что они относятся не к конкретным людям, а к неопределенному кругу лиц, т.е. являются неперсонифицированными (обезличенными). Например, запрет воровать адресован не какому-то отдельному человеку, а всем людям. Обязательность социальных норм проявляется, с одной стороны, в осознании людьми важности общественного порядка, который они поддерживают и, как следствие - в осознании недопустимости нарушения социальных норм, а с другой стороны, в возможности применения мер принуждения к лицам, добровольно не исполняющим требования социальных норм. Меры принуждения, применяемые к нарушителям социальных норм, называются санкциями. Так, санкцией к ученику, прогулявшему урок, будет замечание, а к гражданину, нарушившему правила дорожного движения, - штраф.

Виды социальных норм

Социальные нормы по характеру воздействия на общественные отношения делятся на обычаи, религиозные, моральные, групповые и правовые. Обычаи относятся к числу исторически первых видов социальных норм. Они передаются из поколения в поколение и входят в привычку.


Давность и неизменность обычаев предопределяют их особую значимость для людей. Русская поговорка, выражая это свойство обычаев, гласит: "Чем старей, тем правей". Долгое время обычаи регулировали практически все стороны жизни общества, пока на смену им не пришло право. Тем не менее, и в наши дни обычаи не утратили своей роли в таких регионах мира, как Африка, Азия. В России обычаи продолжают оставаться важными правилами поведения у народов Крайнего Севера и Северного Кавказа.

Религиозные нормы регулируют поведение верующих людей. В отличие от обычаев, имеющих устную форму, религиозные нормы выражаются в письменном виде, в так называемых "священных книгах" -- Библии, Коране, Ведах, Торе и др.


Исполнение религиозных норм обеспечивается силой веры человека в Бога, а в некоторых случаях и возможностью применения религиозными объединениями санкций. Например, у христиан религиозными санкциями являются недопущения к таинствам, отлучение от церкви.

Моральные нормы являются универсальными правилами и распространяются на все сферы общественной жизни, создавая основу межчеловеческих отношений.


Моральные нормы существуют в устной форме. Люди узнают об их содержании в процессе воспитания и образования. Пожалуй, не найти человека, который не был бы знаком с нормами морали.

Как уже было сказано ранее, важное место в обществе занимают социальные группы. Отношения, складывающиеся внутри социальных групп, регулируются групповыми нормами. Разновидностью групповых норм являются корпоративные нормы.


Корпоративные нормы создаются организациями и принимаются ее членами в качестве обязательных. Они имеют письменный вид и закрепляются в различных внутриорганизационных документах: уставах, положениях, инструкциях и т.п. С увеличением числа организаций роль корпоративных норм в обществе заметно возрастает.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают:

религиозные нормы;

политические нормы;

эстетические нормы;

организационные нормы;

нормы культуры и др.

Основные виды и функции социальных норм Социальная норма от других видов норм отличается сферой действия, способом формирования, содержанием, функциями, способами подкрепления санкционирования, механизмом распространения и действия. Социальная норма как регулятор поведения. Норма конкретно указывает и представляет определенную форму поведения в определенных условиях. Сословные нормы - взаимодействие социальных групп и классов. Социальные нормы личной зависимости различны в обществах, относящихся к одной формации. Социальные нормы способствуют выработке общих для данного класса или группы установок, ценностей, а в целом формируют классовое сознание представителей этих социальных классов и групп. К социальным проблемам производственной организации относятся: упорядочивание, регуляция, унификация форм трудовой деятельности и кооперацией во всех сферах общественной практики. Вторичные, производные социальной нормы - т.е. конкретно производственные - личной заинтересованности в общем деле, нормы взаимности и выручки, нормы равенства и активности. Нормы отражают объективные общественные отношения групп, в том числе производственные отношения реального долженствования и зависимости социальных условий взаимодействия. Социальные положения участников взаимодействия, ценностные представления людей - членов сообществ и групп. Сферы общественных отношений Политические и идеологические нормы регулируют социально-политические отношения между основными структурными группами общества, классами, прослойками. Система политических норм оказывает влияние на социальные отношения, зависимости и взаимодействия членов общества. Политические, религиозные, культурные, этнические, правовые, нравственные, моральные нормы формируются на основе принятой обществом той или иной группой идеологии и системы идеологических норм, глубоко укоренившихся в правах, обрядах, обычаях, культурных и этнических образцах поведения, образе жизни. Понятие культурной нормы...

Функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное -- аморальное, правомерное -- неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и "транслируются" в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д)

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредственно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике- образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организации. Третьи формируются как наиболее целесообразные, оптимальные для данного общества правила (например, процедурные нормы). В этой связи как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения: процесс формирования норм; формы фиксации (существования); характер регулятивного воздействия; способы и методы обеспечения. При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут недостаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют, различные способы возникновения и разные основы возникновения, в этой связи как для теории, так и для практической деятельности важны классификации социальных норм. Классификация - это научный прием, позволяющий распределить объекты по типам, классам, видам, с учетом их основных характеристик. Существует множество классификаций социальный норм, предлагаемых учеными в юридической литературе, такое многообразие классификаций можно объяснить тем, что в основу той или иной классификации положены различные классификационные критерии. Наиболее распространена их систематизация по двум критериям: 1. По сфере действия социальных норм различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений - предмета регулирования. Экономические нормы имеют особое значение для нашей страны в условиях становления рыночной экономики и являются саморегулирующимися началами хозяйственной деятельности общества. Политические нормы призваны регулировать отношения социальных групп, граждан к государственной власти, отношения между народами, участие народа в целом и отдельно взятых социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. Религиозные нормы имеют большое значение. Существование различных вероисповеданий и направлений диктует необходимость выделения свода морально-этических установлений - составной части религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с древнейших этапов развития человечества. Особую роль в возможности существования и признания религиозных норм сыграло положение "Всеобщей декларации прав человека": "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждение как единолично. Так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов".; 2. По механизму (или регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Здесь различие кроется в процессе формирования норм, формы их фиксации, характера регулятивного воздействия и способах и методах обеспечения. Не смотря на выделенные классификации, важно понимание целостности и динамичности всей системы социальных норм, поскольку она является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека и наконец стимулирования роста благосостояния народа. Значение анализа классификаций в рамках данной работы в том, чтобы выявить значение каждой группы социальных норм, определить их роль в процессе регуляции общественных отношений, возможные варианты их взаимодействия и раскрыть комплексные свойства входящих в систему составных частей. 3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречие Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент социального нормативного регулирования. В регулировании общественных отношения право взаимодействует с моралью. Поскольку и право и мораль являются видами социальных норм, они обладают некоторыми общими чертами, которые характерны для всех социальных норм, но с другой стороны имеют и принципиальные отличия. В первую очередь нам необходимо дать понятие морали и права. Как форма общественного сознания, мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания и раньше государственной организации общества. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. "Норма морали - продукт исторического развития человечества, сформировавшиеся в борьбе со злом за утверждение добра, человеколюбия, справедливости". Используя приемы языкового толкования, обратимся к энциклопедическому словарю для разъяснения смысла слова "мораль". "Мораль (от лат.moralis) - нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п.". В науке государства и права под моралью понимается система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. По своей смысловой нагрузки понятие, выработанное в юридической литературе и данное в словаре, идентичны. Также мы пришли к выводу, что понятия мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Под правом принято понимать - систему общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений. История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно0организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали. Нравственную культуру населения страны, и исходит из того, что нравственная основа права является "важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными". Единство между правом и моралью прослеживается в следующем: во-первых, в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество; во-вторых, они имеют единый объект регулирования - общественные отношения; в-третьих, формируются в обществе, то есть возникают в связи с волей и сознанием людей; в-четвертых, соответствуют типу культуры и характеру социальной организации. Однако, по названным критериям, при более детальном исследовании, можно выделить и ряд отличий: -По способу происхождения мораль возникает вместе с обществом, а право вместе с государством; -В зависимости от способа формирования. Правовые нормы возникают в процессе юридической и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства: доминирующие в обществе идеи права переводятся в форму юридических правил. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, четко отделенными от правосознания и действующими в рамках социальных институтов. Мораль же наоборот возникает стихийно, формируясь в духовной сфере жизни общества, следовательно, не институционализирована, не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Как уже отмечалось выше, нормы морали опираются на складывающиеся в обществе представления категорий "добро", "зло", "плохо", "порядочно", "справедливо" и т.д. -По форме существования (или форме выражения). Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах, таких как нормативные акты, судебные решения и т.д. Способы их фиксации должны отвечать строго определенным требований, установленным в централизованном порядке. Это касается, например, характера текста, его атрибутов. Также достаточно четко очерчен круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права. В то время как моральные нормы содержатся в общественном сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок. Значит, не предъявляется никаких особых требований к форме, тексту по поводу морали; -По способу обеспечения. Право обеспечивается государством, предусматривая для норм права - меры государственного воздействия, а мораль обеспечивается мерами общественного воздействия; -По характеру регулятивного воздействия. Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности четко определены в виде возможных и должных вариантов поведения субъектов. Моральные нормы выражены, наоборот, в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности. Суть действия моральных норм заключается в формировании общих принципов, установок, внутренних убеждений. Следовательно, регулятивное воздействие моральных норм не имеет, в отличие от правовых норм, заранее установленных способов поведенческой реализации; -по сфере действия. Право может регулировать наиболее важные общественные отношения и только те, которые в состоянии упорядочить, а мораль - практически все общественные отношения. Из чего можно сделать вывод, что отношения, регулируемые правом, подконтрольны государству, а отношения, регулируемые моралью, не подконтрольны государству; -по времени введения в действие: моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, а правовые нормы - в конкретно установленный срок; -По критериям оценки. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права - с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного. По мнению большинства авторов, изучающих вопросы взаимодействия морали и права, таких как Явмч Л.С., Агешин Ю.А.. Лукашева Е.А. и других, определение взаимодействия морали и право достаточно сложно определить. На современном этапе, несомненно, право поддерживается общественным сознанием. Следование праву входит в число моральных ценностей общества. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях которые закреплены как нравственные принципы во внутрегосударственных и международных актах как права человека (например, Конституция РФ закрепляет общечеловеческие ценности,ст.150 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), вслед за Конституцией, закрепляет жизнь, честь, достоинство и т.д. как нематериальные блага). Поэтому можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы. Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в текстах юридических актов. В законодательных нормативных актах нередко используются оценочные понятия нравственного характера (недостойное поведение, цинизм и т.п.). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой - нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых следствий (санкций). Приведем примеры из действующего законодательства, когда правовая норма делает ссылку на необходимость использования моральных норм. Ч.2 Ст.137 ГК РФ "Животные" закрепляет, что при осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. Понятия "жестокое обращение" и "гуманность" относятся к сфере морали. В общество определенным образом сформировалась определенная система знаний о гуманности - человечности, которая может быть применена в случае ненадлежащего обращения с животными. Как последствие несоблюдения принципа гуманности по отношению к животным, выступает ст.241 ГК РФ - основание для принудительного прекращения права собственности: в случаях, когда собственник домашних животных обращается м ними в явном противоречии с принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа. Или ст.293 ГК РФ предусматривает возможность прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение. Одним из оснований для прекращения права собственности может выступить систематическое нарушение собственником прав и интересов соседей. Понимание интересов соседей также пребывает не только в сфере права, но и морали. Вместе с тем возможны и противоречия между моралью и правом. Это связано с тем, во-первых, что существование социальных групп обуславливает возможность формирования групповой морали, то есть системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, которая может полностью или вообще не совпадать с общественной моралью. Например, криминальные группы имеют свою. На их взгляд правильную мораль, которая может быть названа антисоциальной, и идущей в разрез с общественной моралью. Во-вторых, возможны противоречия между моралью и правом, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны морали и права. Причины могут быть как объективными - существующие различия между правом и моралью - и субъективными - право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов. Например, осуществление экономических реформ, кардинально меняющих тип экономики, может отразиться на моральных устоях общества. Право поменяется, закрепляя новые положения, а общественная мораль остается прежней. Вообще необходимо сказать, что смена морали процесс более длительный, нежели смена права. Таким образом, можно сказать, что только рассмотрев в единстве различие, взаимодействие и противоречия морали и право возможно целостное восприятие соотношения права и морали. Представляется необходимым отметить регулятивное взаимодействие морали и права. В целом, в нашем обществе прослеживается определенная тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, что связано с повышением уровня цивилизованности нашего общества.

Деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм. Слово «норма» - латинского происхождения и буквально означает «руководящее начало, правило, образец». Нормы вырабатывают общество и социальные группы, которые входят в него, для обеспечения устойчивости этого общества и групп. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. В нормах люди видят эталоны, модели, стандарты поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми и различными организациями, с обществом в целом. Итак, социальные нормы – это установленные в обществе правила,образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь, определяющие границы допустимого поведения людей.

Все нормы, используемые людьми, делятся на две группы:

-несоциальные, которые регулируют отношения человека к природе, технике, материальным объектам. Это климатические (откуда чаще дует ветер, зимой бывает снег), сельскохозяйственные (когда сеять, а когда убирать), биологические (жизнь, рост, смерть), химические (металлы окисляются), технические (техника безопасности), физиологические (сон, еда и т.д.), санитарно-гигиенические (чистить зубы, умываться) и др. Несоблюдение, неучет таких норм порождает ответные негативные последствия со стороны природы и техники.

социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другим людям. Социальные нормы отражают интересы социальных групп и ими создаются, хотя существует немало общечеловеческих норм (например «10 заповедей»).

Общие признаки социальных норм:

1) регулируют не отдельный случай, а типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим и т.п.)

2) рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.

3) рассчитаны на многих или всех.

4) направлены на упорядочение общественных отношений и обладают той или иной степенью обязательности.

Нормы различаются масштабом:

– нормы малых групп, таких как семья, друзья, студенческая группа, спортивная команда, производственная бригада и т.д. называются «групповыми привычками». Например, в отделении клиники медсестры демонстративно почтительно относятся к врачам и снисходительно и покровительственно к пациентам.

– нормы, возникающие и существующие в больших группах или в обществе в целом, называются «общими правилами». Это ритуалы, обряды, обычаи, традиции, правовые, религиозные и другие социальные нормы,

Социальные нормы бывают:

Писаными, т.е. формально зафиксированными в Конституции, уголовном или другом виде права и других нормативных правовых актах, соблюдение которых гарантируется государством;

Неписаными – это неформальные нормы и правила поведения, которые закреплены лишь обычаями, традициями, этикетом, т.е. рядом некоторых договоренностей по умолчанию о том, что считать должным, правильным поведением.

Среди социальных норм выделяют:

ритуалы - правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Ритуал – это порядок обрядовых действий, церемония, демонстрация чего-то, например, исполнение гимна на торжественном собрании, отдание чести старшему по званию военному;

обряды – тоже символические действия, но такие, которые глубже проникают в психологию человека и преследуют воспитательные, идеологические цели – обряд захоронения, заключения брака, посвящения в студенты и т.п.;

мифы - образные примеры (сказки, былины), которые учат людей тому, что следует делать, а что делать нельзя;

обычаи - это правила поведения, сложившиеся на протяжении длительного времени в результате многократного повторения, как действие, дающее положительный результат. Обычай – это стереотип поведения. Он прочно входит в сознание людей потому, что выражает какую-то жизненную закономерность: передача имущества умершего близким родственникам, воспитание малолетних детей матерью, кровная месть;

традиции – это механизм воспроизводства и передачи из поколения в поколение обычаев, символов, манер, этикета, языка, законов, нравов, т.е. того, что составляет культуру определенного общества. Другими словами, обряды и обычаи – это горизонтальный срез культуры, а традиция показывает вертикальную ось времени – то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и, вероятнее всего сохранится в будущем. Всё ценное в культуре – это то, что, переходя из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным;

мораль - это нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Реализация этих норм обеспечивается внутренним убеждением людей, либо силой общественного мнения. Их нарушение встречает общественное осуждение;

эстетические нормы - система ценностей и правил поведения, регулирующих отношение к прекрасному и безобразному в художественном творчестве и в поведении людей. Иногда конкретны (украшать жильё цветами, картинами), чаще не содержат определенных моделей поведения, очень субъективны, Однако, в целом в обществе существует идеал красоты, составляющий основу социальной нормы, а отклонение от идеала бросает тень на человека, говорит об отсутствии вкуса;

этические нормы - установленные правила и порядок поведения, принятые в обществе правила учтивости, обхождения, формы обращения и приветствия, манеры, одежда, умение вести себя за столом и т.д.

религиозные нормы - это правила поведения, регулирующие отношение к божественному, содержащиеся в священных книгах или установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них сходны с нормами морали, совпадают с нормами права, закрепляют обычаи и традиции. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм: епитимия, анафема, страшный суд, ад;

правовые нормы - это правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Правовые (юридические) нормы регулируют наиболее важные общественные отношения:

Структуру и осуществление государственной власти, взимание налогов,

Привлечение к ответственности за совершение общественно опасных деяний и др.;

деловые обыкновения - это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок: студенты встают, когда входит преподаватель; посещая больного на дому, врач перед осмотром моет руки; на многих предприятиях и в учреждениях рабочий день начинается с «планерки».

Таким образом, действующие в обществе многочисленные социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Все они обусловлены, в конечном счете, экономическими, политическими, социальными и другими условиями общества.

Социальные нормы можно также классифицировать по степени обязательности их исполнения. За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение словесное или выраженное осуждающим взглядом и жестом. За нарушение других санкции могут быть очень жестокими, вплоть до тюремного заключения или смертной казни. Если расположить нормы по степени наказания за их нарушение, то самым мягким будет наказание за нарушение обычая, ритуала или этикета. Далее следуют традиции, групповые привычки и мораль, в том числе, религиозная. Самые суровые санкции следуют за нарушение правовых норм и табу.

В обыденном сознании под санкциями понимают прежде всего наказания за неисполнение норм. Но санкциями являются и поощрения за примерное их соблюдение. Выделяют четыре типа санкций:

1) формальные позитивные – публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные премии, почетные звания и титулы, ученые степени, высокие должности и т.д.;

2) неформальные позитивные – публичное одобрение исходящее не от официальных организаций: комплименты, аплодисменты, дружеская похвала, лестный отзыв, признание лидерских или экспертных качеств и т.д.;

3) формальные негативные - наказания, предусмотренные законами, правительственными указами и распоряжениями, должностными инструкциями: штраф, лишение премии, понижение в должности, увольнение, арест, конфискация имущества, тюремное заключение, смертная казнь;

4) неформальные негативные санкции от неофициальных инстанций: порицание, замечание, насмешка, отказ общаться, распускание слухов, клевета и др.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

Социальный контроль это особый механизм социальной регуляции поведения индивидов и социальных групп, способ поддержания общественного порядка , фундамент стабильности общества. Его отсутствие или ослабление ведут к анархии, беспорядкам, смуте, социальной дезинтеграции. Даже небольшая группа людей, случайно собравшихся вместе (например, очередь на прием в поликлинике) вырабатывает собственные механизмы контроля.

В любом человеческом обществе всегда действует несколько видов социального контроля. Идеального контроля не бывает и как только один из них оказывается неэффективным, приходится вводить в действие другой вид социального контроля. Основным, а значит и самым эффективным является контроль через социализацию. Это такой вид социального контроля, при котором у членов общества вырабатывается стремление соблюдать социальные нормы и требования роли. Такой контроль осуществляется через воспитание, обучение, в ходе которого индивид не только воспринимает существующие нормативные требования, но и принимает их. Если человек применяет санкции по отношению к самому себе, такой вид контроля называют самоконтролем, т.е. внутренним контролем , важнейшим проявлением которого является совесть. Примерно на две трети разумное социальное поведение человека регулируется за счет самоконтроля.

В случае неэффективного самоконтроля вследствие недостаточной социализации или по другим причинам, общество или социальная группа прибегает к внешнему контролю. Это неформальный вид контроля черезгрупповое давление на основе межличностных отношений в малой группе, что побуждает индивида к выполнению моральных и других норм.

Внешний формальный контроль - осуществляется в основномчерез принуждение .Такой контроль формализован на основе установленных правил и осуществляется через социальные институты. В соответствии с институциональными нормами и законами осуществляется применение набора негативных санкций по отношению к индивидам, которые нарушают принятые в данном обществе правила и нормы. Это контроль со стороны профессиональной системы в рамках экономических институтов, в которые включен индивид; контроль институтов охраняющих общественную мораль, а также политико-юридический контроль со стороны государства и его институтов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

6. Дайте определение понятия «социальный институт».

7. Назовите виды социальных институтов.

8. Назовите специфические черты социальных институтов.

9. Дайте характеристику системы социальных институтов.

10. В чем проявляется динамика социальных институтов?

11. Каковы последствия эволюции социальных институтов?

12. Перечислите основные функции социальных институтов.

13. Что такое дисфункция социального института? Как она проявляется?

14. Как понимать «латентность» функции социального института?

15. Дайте определение понятия «социальная организация».

16. Чем обусловлено появление формальных и неформальных организаций? Приведите примеры тех и других.

17. Что такое «социальный контроль»?

18. Приведите примеры к каждому из определений отдельных типов социальных институтов:

а) комплекс юридических, религиозных, нравственных и др. норм, регулирующих социальные отношения индивидов и групп людей;

б) совокупность лиц, находящихся в определенных структурах и наделенных средствами управления для выполнения общественной функции;

в) совокупность учреждений, удовлетворяющих групповые потребности;

г) некоторые социальные роли, особенно важные для жизни людей.

19. Расположите нормы в порядке возрастания тяжести санкций за их нарушение: 1) обычай, 2) обряд, 3) закон, 4) привычка, 5) табу, 6) этикет, 7) религиозный завет (заповедь), 8) ритуал, 9) традиция.

20.Пациент просит врача прописать ему сильное обезболивающее, но врач опасается привыкания и побочных последствий лекарства и предлагает ему безвредное успокоительное, а также ежедневные прогулки и другие общеоздоровительные мероприятия. Является ли данное предписание нормой? Выполняет ли врач свой профессиональный долг, действуя таким образом? Следует ли врач норме, если дает неугодное пациенту предписание?

21.Проявлением какого рода отношений является возможность для чиновников высокого ранга нарушать правила дорожного движения и даже не нести ответственности за причинение вреда здоровью других участников движения? Какие еще проявления такого рода отношений вы можете назвать из собственного опыта? Есть ли способы борьбы с такими явлениями? Предложите ваш вариант норм и санкций

22. О чем говорят следующие символы:

Серп и молот, - двуглавый орел, - пионерский галстук, - красный крест, - боевая раскраска индейского вождя, - герб рыцарского рода,

Публичное и массовое исполнение молодыми мужчинами известной

национальности танца «лезгинка», - черный пиратский флаг с изображением черепа и костей – «Веселый Роджер»? Приведите еще примеры символов.

23. Как вы думаете, возможно ли общество, в котором бы вообще отсутствовал социальный контроль? Какой тип социального контроля характерен для тоталитарного общества? Для демократического? Для современного российского общества? Аргументируйте свое мнение.

25. Вспомните рассказ А.П.Чехова «Хамелеон». Какие факторы влияли на изменение мнения полицейского о вине собачки? Приведите другие примеры изменения мнения людей под влиянием извне, а не по рационально обоснованному внутреннему убеждению.

26.Что такое социальный институт? Назовите типы социальных институтов и приведите пример каждого типа. Рассмотрите подробно один из политических или экономических институтов. Выявите историю его возникновения, его функции, связанные с ним роли и статусы. Как происходят изменения в системе социальных институтов?

27.Чем отличаются социальные институты современного общества от

институтов традиционного общества? Проиллюстрируйте ваш ответ на

примере институтов религии, образования, культуры.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1.Социальные институты – это:

а) совокупность больших социальных групп, расположенных в иерархическом порядке

б) устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей

в) совокупность людей и организаций, выполняющих одну из важнейших социальных функций

г) совокупность средств и методов, используемых для оказания давления на индивидов и регулирования их поведения

2.Какой из социальных институтов возник раньше других?

а) религия д) рынок

б) семья е) армия

в) государство ж) культура

г) собственность з) образование

3.Укажите соответствие:

а) социальные нормы 1) правила поведения людей по отношению к

материальным объектам

б) несоциальные нормы 2) средства поощрения и наказания, стимули-

рующие людей соблюдать нормы

б) санкции 3) образцы, стандарты общественно одобряе-

мого поведения людей по отношению к

другим людям

4.Социальный институт – это:

а) устойчивый комплекс юридических, гражданских, нравственных и других норм, регулирующих социальные отношения индивидов и групп

б) положение в системе социальной стратификации

в) совокупность средств и методов, используемых для оказания давления на индивидов и регулирования их поведения

г) совокупность лиц, находящихся в определенных структурах и наделенных средствами управления для выполнения общественной функции

5.Социальный контроль – это:

а) субъективная оценка позиции индивида или группы в обществе

б) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности

в) совокупность средств, используемых для оказания давления на индивидов и регулирования их поведения

г) положение индивидов и групп в системе социальной стратификации

6.Какая из этих норм является социальной?

а) ритуал чистки зубов

б) обычай поминовения умерших

в) обычай вывозить мусор на свалку, а не хранить в доме

г) привычка не браться рукой за оголенный электрический провод

д) всероссийская традиция «похорон картошки» (весенней посадки картофеля)

7.Реакция общества на соблюдение и несоблюдение социальных норм:

а) социальный контроль

б) социальная санкция

в) социальная мобильность

г) социальная роль

д) социализация

8.Мораль – это совокупность норм, соблюдение которых обеспечивается:

а) решениями судебных органов

б) угрозой уголовного наказания

в) силой государственного принуждения

г) совестью человека и силой общественного мнения


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Социальные нормы -- это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.

Нормы морали -- неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.

К социальным нормам обычно относят:

  • -групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
  • -социальные обычаи (например, гостеприимства);
  • -социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
  • -общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
  • -социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

Социальная санкция

Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения норм, выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами.

Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию. Например, еще в XIX в. в странах Западной Европы социальной нормой считалось рождение детей только в законном браке. Поэтому незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, ими пренебрегали в повседневном общении, они не могли заключать достойные браки. Однако общество по мере своей модернизации и смягчения общественного мнения относительно незаконнорожденных стало постепенно исключать неформальные и формальные санкции за нарушение данной нормы. В результате данная социальная норма вообще перестала существовать.

Выделяют следующие механизмы социального контроля:

  • -изоляцию -- изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
  • -обособление -- ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
  • -реабилитацию -- комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Типы социальных санкций

Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции. Потребность в дружбе, любви, признании или боязнь насмешек и стыда часто оказываются действеннее, чем ордена или штрафы.

В процессе социализации формы внешнего контроля усваиваются человеком так, что они становятся частью его собственных убеждений. Формируется система внутреннего контроля, именуемая самоконтролем. Типичный пример самоконтроля -- муки совести человека, совершившего недостойный поступок. В развитом обществе механизмы самоконтроля превалируют над механизмами внешнего контроля.

Деятельность людей, их поведение и отношения регулируются множеством существующих в обществе норм. Слово «норма» - латинского происхождения и буквально означает «руководящее начало, правило, образец». Нормы вырабатывают общество и социальные группы, которые входят в него, для обеспечения устойчивости этого общества и групп. Социальные нормы направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. В нормах люди видят эталоны, модели, стандарты поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми и различными организациями, с обществом в целом. Итак, социальные нормы – это установленные в обществе правила,образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь, определяющие границы допустимого поведения людей.

Все нормы, используемые людьми, делятся на две группы:

-несоциальные, которые регулируют отношения человека к природе, технике, материальным объектам. Это климатические (откуда чаще дует ветер, зимой бывает снег), сельскохозяйственные (когда сеять, а когда убирать), биологические (жизнь, рост, смерть), химические (металлы окисляются), технические (техника безопасности), физиологические (сон, еда и т.д.), санитарно-гигиенические (чистить зубы, умываться) и др. Несоблюдение, неучет таких норм порождает ответные негативные последствия со стороны природы и техники.

социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другим людям. Социальные нормы отражают интересы социальных групп и ими создаются, хотя существует немало общечеловеческих норм (например «10 заповедей»).

Общие признаки социальных норм:

1) регулируют не отдельный случай, а типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим и т.п.)

2) рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.

3) рассчитаны на многих или всех.

4) направлены на упорядочение общественных отношений и обладают той или иной степенью обязательности.

Нормы различаются масштабом:

– нормы малых групп, таких как семья, друзья, студенческая группа, спортивная команда, производственная бригада и т.д. называются «групповыми привычками». Например, в отделении клиники медсестры демонстративно почтительно относятся к врачам и снисходительно и покровительственно к пациентам.

– нормы, возникающие и существующие в больших группах или в обществе в целом, называются «общими правилами». Это ритуалы, обряды, обычаи, традиции, правовые, религиозные и другие социальные нормы,



Социальные нормы бывают:

Писаными, т.е. формально зафиксированными в Конституции, уголовном или другом виде права и других нормативных правовых актах, соблюдение которых гарантируется государством;

Неписаными – это неформальные нормы и правила поведения, которые закреплены лишь обычаями, традициями, этикетом, т.е. рядом некоторых договоренностей по умолчанию о том, что считать должным, правильным поведением.

Среди социальных норм выделяют:

ритуалы - правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Ритуал – это порядок обрядовых действий, церемония, демонстрация чего-то, например, исполнение гимна на торжественном собрании, отдание чести старшему по званию военному;

обряды – тоже символические действия, но такие, которые глубже проникают в психологию человека и преследуют воспитательные, идеологические цели – обряд захоронения, заключения брака, посвящения в студенты и т.п.;

мифы - образные примеры (сказки, былины), которые учат людей тому, что следует делать, а что делать нельзя;

обычаи - это правила поведения, сложившиеся на протяжении длительного времени в результате многократного повторения, как действие, дающее положительный результат. Обычай – это стереотип поведения. Он прочно входит в сознание людей потому, что выражает какую-то жизненную закономерность: передача имущества умершего близким родственникам, воспитание малолетних детей матерью, кровная месть;

традиции – это механизм воспроизводства и передачи из поколения в поколение обычаев, символов, манер, этикета, языка, законов, нравов, т.е. того, что составляет культуру определенного общества. Другими словами, обряды и обычаи – это горизонтальный срез культуры, а традиция показывает вертикальную ось времени – то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и, вероятнее всего сохранится в будущем. Всё ценное в культуре – это то, что, переходя из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным;

мораль - это нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости. Реализация этих норм обеспечивается внутренним убеждением людей, либо силой общественного мнения. Их нарушение встречает общественное осуждение;

эстетические нормы - система ценностей и правил поведения, регулирующих отношение к прекрасному и безобразному в художественном творчестве и в поведении людей. Иногда конкретны (украшать жильё цветами, картинами), чаще не содержат определенных моделей поведения, очень субъективны, Однако, в целом в обществе существует идеал красоты, составляющий основу социальной нормы, а отклонение от идеала бросает тень на человека, говорит об отсутствии вкуса;

этические нормы - установленные правила и порядок поведения, принятые в обществе правила учтивости, обхождения, формы обращения и приветствия, манеры, одежда, умение вести себя за столом и т.д.

религиозные нормы - это правила поведения, регулирующие отношение к божественному, содержащиеся в священных книгах или установленные религиозными организациями. По содержанию многие из них сходны с нормами морали, совпадают с нормами права, закрепляют обычаи и традиции. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм: епитимия, анафема, страшный суд, ад;

правовые нормы - это правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Правовые (юридические) нормы регулируют наиболее важные общественные отношения:

Структуру и осуществление государственной власти, взимание налогов,

Привлечение к ответственности за совершение общественно опасных деяний и др.;

деловые обыкновения - это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок: студенты встают, когда входит преподаватель; посещая больного на дому, врач перед осмотром моет руки; на многих предприятиях и в учреждениях рабочий день начинается с «планерки».

Таким образом, действующие в обществе многочисленные социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Все они обусловлены, в конечном счете, экономическими, политическими, социальными и другими условиями общества.

Социальные нормы можно также классифицировать по степени обязательности их исполнения. За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение словесное или выраженное осуждающим взглядом и жестом. За нарушение других санкции могут быть очень жестокими, вплоть до тюремного заключения или смертной казни. Если расположить нормы по степени наказания за их нарушение, то самым мягким будет наказание за нарушение обычая, ритуала или этикета. Далее следуют традиции, групповые привычки и мораль, в том числе, религиозная. Самые суровые санкции следуют за нарушение правовых норм и табу.

В обыденном сознании под санкциями понимают прежде всего наказания за неисполнение норм. Но санкциями являются и поощрения за примерное их соблюдение. Выделяют четыре типа санкций:

1) формальные позитивные – публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные премии, почетные звания и титулы, ученые степени, высокие должности и т.д.;

2) неформальные позитивные – публичное одобрение исходящее не от официальных организаций: комплименты, аплодисменты, дружеская похвала, лестный отзыв, признание лидерских или экспертных качеств и т.д.;

3) формальные негативные - наказания, предусмотренные законами, правительственными указами и распоряжениями, должностными инструкциями: штраф, лишение премии, понижение в должности, увольнение, арест, конфискация имущества, тюремное заключение, смертная казнь;

4) неформальные негативные санкции от неофициальных инстанций: порицание, замечание, насмешка, отказ общаться, распускание слухов, клевета и др.

Поделиться: