Публикации. Кодекс рф об административном судопроизводстве действующая редакция, скачать8 Процессуальный кодекс по административным делам

Кодекс Административного судопроизводства (КАС РФ) необходим для урегулирования дел об административных правонарушениях и вопросов касающихся публичных правоотношений, входящих в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Кодекс административного судопроизводства РФ действующая

Перечень статьей устанавливает порядок рассмотрения дел судом Российской Федерации. Введение этого положения относится к делам Гражданского Кодекса, а также регулирует дела по нарушению прав, интересов и свобод граждан и организаций. Федеральный закон актуален для судебных приказов по административным делам.

Последняя редакция кодекса содержит не один обязательный к исполнению раздел, что говорит об особенностях таких аспектов судового производства:

  • Основные положения;
  • Подведомственность и подсудность;
  • Участники и состав судового процесса;
  • Представительство и доказательства;
  • Срок по которому нужно принимать дело;
  • Вызовы на судебный процесс;
  • Расходы, платеж на ведение дела и меры принуждения;
  • Исковое заявление и разбирательство;
  • Решение и апелляционная жалоба.

Когда был принят?

ФЗ о введении в действие кодекса административного судопроизводства РФ принят в феврале 2015 года. Вступление в силу вводит в действие новый российский закон, который используют лица, участвующие в судопроизводстве. Текст и содержание положения представляют гарантию правильного регулирования судового производства.

Изменения

Внесение правок осуществлялось 5 января 2016 года. Согласно последней редакции в статье 22 КАС РФ появилась поправка о том, что теперь иски (претензии, основанные на нарушении статей Кодекса об административных правонарушениях) к судебным приставам могут быть поданы только по месту нахождения исполнительной службы.

В 2016 году изменена была и статья 360 КАС. В нее добавлен главный судебный пристав субъекта РФ.

Утверждение поправок вступило в силу после одобрения закона N 425-ФЗ от 30.12.2015.

220 статья

Законодательство России в отношении административных правонарушений (АП) имеет прочную юридическую базу: комплекс правовых актов, нашедших отражение в КАС РФ. Настоящий государственный закон регламентирует основные положения административного судопроизводства, устанавливает порядок (правила) согласно которым протекает судебный процесс по соответствующим делам. Если уголовное правонарушение предполагает жесткие меры наказания в виде заключения под стражу, то дело об АП закончится взысканием штрафа.

Кодекс административного судопроизводства РФ 2018 с комментариями

Удобно находить и читать текст данного правового акта онлайн, где представлена последняя редакция, даны комментарии, пояснения, отзывы (например, сервис «Консультант плюс»). После того, как КАС вступил в законную силу, найти и скачать его текст могут все заинтересованные пользователи.

Что такое?

КАС – это не просто правовой акт, но и гарант защиты прав общественности, своевременного разрешения административных дел. Каждый адвокат, юрист должны знать этот федеральный закон, чтобы компетентно разрешать правовые конфликты.

Ст. 292 КАС подробно освящает порядок упрощенного (письменного) судопроизводства по АП без устного слушания дела, когда судья единолично принимает решение. Если требуются дополнительные устные показания ответчика, ему предоставляется возможность выразить несогласие с упрощенным порядком рассмотрения.

Информация

Кодекс разработан таким образом, чтобы информация о судебном правосудии была доступна, понятна рядовым гражданам. Документ разделен на девять разделов, включающих 365 статей. Знакомство с КАС – это своего рода защита законных прав участников судебного процесса по АП. Отдельная глава отведена порядку рассмотрения, подачи апелляционных жалоб.

Статья 4 закрепляет право обращаться к суду с исковым заявлением, если имело место нарушение интересов, свобод гражданина касаемо АП. Оговорен срок, в течение которого суд может принимать заявления. Например, подавать заявление о восстановлении на рабочем месте необходимо не позднее месяца со дня уведомления об увольнении.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Полный текст Кодекса с актуальными изменениями и дополнениями предлагают бесплатно скачать юридические интернет порталы. Сайт Википедия также представляет этот законодательный акт, где рассмотрены все статьи.

Задачи КАС (ст.3):

  1. обеспечить доступность правосудия;
  2. предупреждать нарушения законодательства;
  3. защитить права, интересы граждан;
  4. укрепить законность.

Вступление в силу

ФЗ, на основании которого КАС РФ принят (введен) в действие датируется февралем 2017 г. Начал действовать данный документ позже – сентябрь 2017г. Внесение поправок проводилось несколько раз на протяжении года: март-май-январь.

Редакция с изменениями и дополнениями

Новое дополнение коснулось оплаты штрафов ГИБДД, курения в общественных местах и пр. Настоящее положение:

  1. Дает право родителю, чей ребенок подвергся негативному воздействию табачного дыма, требовать взыскания штрафа с нерадивого курильщика.
  2. Позволяет автомобилисту, нарушившему ПДД, сэкономить половину от суммы штрафа, если оплата наступит не позже 20 дней от выписки постановления.

Кодекс административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2018 года

Новый КАС нацелен ускорить судебный процесс, например, когда отдельный процессуальный материал суд (районный, городской, арбитражный) будет принимать в электронном виде. Планируется сократить сроки обращения; отдельные категории граждан будут освобождены от возмещения судебных издержек.

Законная сила придается внесенным дополнениям путем издания соответствующего ФЗ. Юридический документ должен содержать лишь релевантную информацию, будь то решение о введении новой редакции, исполнительный лист, непосредственно текст ФЗ.

Текст содержание

Введение Кодекса способствовало тому, что система административного производства стала более «прозрачной» и обоснованной с точки зрения законодательства. Каждая статья (часть) КоАПрассматривает нюансы производства с полным описанием всех определений, трактовкой мер ответственности.

Потребность в принятии Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)существовала уже достаточно давно. Причиной этому было то, что Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрена возможность рассмотрения дел в порядке административного судопроизводства, однако отдельного кодекса, его регулирующего, принято не было.

До недавнего времени нормы о разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, были частью Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ). Однако основным предназначением ГПК является установление процедуры рассмотрения дел, возникающих из гражданских правоотношений, то есть правоотношений, в которых субъекты приобретают права и обязанности по своей воле, иными словами обладают автономией воли. В административных и иных публичных правоотношениях, напротив, отсутствует равенство субъектов.В силу этого необходимы иные способы и методы по разрешению возникающих при таких отношениях сторон споров.

Стоит сразу отметить, что по правилам КАС РФ рассматриваются и разрешаются административные дела в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, организаций, а также иные категорий административных дел. Дела, рассматриваемые арбитражными судами в порядке административного судопроизводства по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, КАС РФ не затронул (то есть такие споры продолжают рассматриваться в соответствующих судах арбитражной системы).

  1. дела, возбуждаемые по инициативе гражданина или организации (часть 2 статьи 1 КАС РФ);
  2. дела, возбуждаемые по инициативе органов и должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере публичного праваданном случае речь идет осудебномконтроле за законностью действий органов, наделенных публичной властью) (часть 3 статьи 1 КАС РФ).

Так, к первой группе споров относятся:

  • оспаривание решений и действий (бездействия) органов публично-правовых образований, должностных лиц;
  • оспаривание нормативных правовых актов (полностью или в части);
  • оспаривание решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  • споры о компенсации за нарушение права на рассмотрение спора в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • споры, касающиеся защиты избирательных прав, в том числе права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • и иные категории споров.

Ко второй группе, соответственно, относятся споры:

Частью 5 статьи 1 КАС РФустановлено, что действие КАС РФ не распространяется на производство по делам об административных правонарушениях, так как данная категория дел рассматривается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Также КАС РФ не регулируетпроизводства по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку данная сфера относится к регулированию Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Призвать ответственное лицо к ответу, оспорить различные правовые акты, действия, бездействия госорганов — это далеко не полный список задач возложенных на новый Кодекс Российской Федерации.

Кодекс административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года, что это?

КАС РФ — это процессуальный документ обеспечивающий правовой основой административное судопроизводство. Этот закон гарант правосудия в данной сфере права, также он определяет порядок выполнения судами своих функций.

Настоящий акт обеспечивает в административном праве более активную роль суда по сравнению с тем, что требует Гражданский кодекс. Это связано с тем, что здесь приходится судиться с государством, у которого несравненно больше процессуальных возможностей и, чтобы выровнять условия суду дано право самостоятельно истребовать доказательства, проверять законность решений, актов, действий. То есть, когда рассматривается гражданское дело, то суд рассматривает его в пределах требований, изложенных истцом, а когда рассматривается дело в данной отрасли, то суд обязан не ограничиваться пределами заявленных любым человеком требований именно в пользу истца, чтобы обеспечить равные условия.

Принят КАС в феврале 2015 г., вступление в силу данного нормативного акта — март 2015 г. Действующая редакция с изменениями дополнениями вступила в действие в феврале 2016 г.

Ст 220 Кодекса административного судопроизводства РФ

Материал подготовили:

С 15 сентября 2015 года вступает в силу новый Федеральный закон - Кодекс административного судопроизводства (далее КАС), который будет регламентировать процедуру рассмотрения отдельных категорий административных дел.


Перечень дел, подлежащих рассмотрению в порядке КАС РФ, а также процессуальные нововведения, предусмотренные данным документом, и станут предметом исследования в настоящем материале.


Сразу следует отметить, что КАС РФ распространяет свое действие лишь на ряд административных дел, подлежащих рассмотрению в судах общей юрисдикции. Административные дела, рассматриваемые арбитражными судами, регулированием КАС РФ не охватываются. Предусмотрено, что в порядке КАС РФ будут рассматриваться следующие дела:


1. Об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;


2. Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;


3. Об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;


4. Об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;


5. Об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);


6. О защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;


7. О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.


8. О приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;


9. О прекращении деятельности средств массовой информации;


10. О взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);


11. О помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);


12. Об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы) - раннее положения об административном надзоре были урегулированы ГПК РФ.


13. О госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке - раннее данную процедуру также регулировал ГПК РФ;


14. О госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;


15. Иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.


Т.е. фактически предусмотрено изъятие определенных категорий дел из предмета регулирования ГПК РФ и передача их в сферу действия КАС РФ.


В свою очередь, такая смена источника правового регулирования рассмотрения указанных категорий дел, будет означать не просто смену реквизитов документа, регулирующего процедуру их рассмотрения, а введение ряда принципиально новых особенностей судопроизводства по данным делам, раннее не предусмотренных другими процессуальными кодексами.


На анализе данных особенностей следует остановиться более подробно.

1. Введен ряд изменений понятийного аппарата, используемого при обозначении процессуальных терминов.

Так, привычные понятия «Истец», Ответчик«, «Исковое заявление» заменяют такие понятия, как «Административный истец», «Административный ответчик», «Административное исковое заявление».


Лица, права и обязанности которых могут быть затронуты при разрешении административного дела, именуется Заинтересованными лицами, а не Третьими лицами, как это предусмотрено ГПК И АПК РФ. Смысл указанных терминов при этом остается неизменным.

2. Возрастает степень самостоятельности суда при рассмотрении дела.

Так, КАС предусматривается возможность привлечения второго административного ответчика в качестве надлежащего даже при отсутствии согласия истца. Т.е. в случае, когда изначально требование предъявлено к ненадлежащему ответчику, суд по своей инициативе может привлечь к участию деле лицо, являющееся надлежащим ответчиком, согласие истца при этом требоваться не будет.


Указанная ситуация невозможна в гражданском и арбитражном процессах, где замена ненадлежащего Ответчика может быть произведена только с согласия Истца.


КАС напрямую предусмотрено право суда истребовать доказательства по своей инициативе, в отличие от гражданского и арбитражного процесса, в которых формально истребование судом доказательств возможно лишь по заявлению участников процесса.


Надо отметить, что подобная норма КАС РФ по сути кодифицирует уже сложившуюся практику судов общей юрисдикции, которые зачастую самостоятельно истребуют доказательства, подтверждающие по их мнению обстоятельства, имеющие значение для дела.


Законодательное закрепление данного правила свидетельствует о стремлении законодателя увеличить роль суда в формировании доказательственной базы по делу.


КАС предусматривается право суда выходить за пределы заявленных требований и доводов сторон.


Из данного правила можно сделать вывод, что суд при рассмотрении дела в порядке КАС РФ не связан аргументами, приводимыми участниками процесса, и проверяет правомерность заявленных требований с учетом всех обстоятельств, признанных им в качестве имеющих значение для дела.

3. КАС вводит ряд дополнительных мер процессуального принуждения.

Предусмотрена возможность принудительного привода любого лица, участвующего в деле.


Так, в случае, когда участие в рассмотрении дела конкретного лица признано судом обязательным, и это лицо не является в судебное заседание без уважительных причин, такое лицо может подвергнуто судом принудительному приводу.


В этом заключается весьма существенное отличие КАС от ГПК РФ, где принудительно в судебное заседание можно доставить лишь надлежащим образом уведомленного свидетеля, но никак не лицо, являющееся стороной по делу.


Вводится такая мера, как обязательство о явке. Представляет собой оформленное в письменной форме обязательство лица своевременно являться по вызову суда в судебное заседание, а в случае перемены места жительства или места пребывания (нахождения) незамедлительно сообщать об этом суду.


Закреплена возможность ограничения выступления участника судебного разбирательства. Заключается в фактической остановке со стороны суда выступления участника процесса, если он касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству.


Установлено право суда лишить участника судебного разбирательства слова, т.е. по сути лишить его права на дальнейшее выступление в судебном заседании. Это допустимо, если участник процесса самовольно нарушает последовательность выступлений, неоднократно не исполняет требования судьи, а также допускает оскорбления либо призывает к осуществлению незаконных действий.


Надо отметить, что применение указанных мер принуждения (ограничение выступления и лишение слова) может быть обжаловано только при обжаловании решения суда по делу. На практике это может означать возникновение ситуации, при которой любого участника процесса можно будет лишить слова в самом начале судебного заседания, что нельзя будет оспорить до момента вынесения судом итогового судебного акта.

4. Участие представителя по ряду дел становится обязательным.

Предусмотрено обязательное участие представителя при рассмотрении следующих категорий дел:


Дела об оспаривании нормативных правовых актов. Лично по таким делам гражданин может выступать лишь в случае наличия у него высшего юридического образования.


Дела о принудительном помещении в психиатрический стационар;


Дела о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке;


В последних двух случаях суд при отсутствии представителя сам назначает адвоката.


Кроме того, установлено обязательное требование о наличии высшего юридического образования у представителя по любому делу, рассматриваемому в порядке КАС. Наличие образования представители будут обязаны документально подтверждать перед рассмотрением дела.

5. Коллегиальное рассмотрение по первой инстанции для ряда дел.

Выделен перечень дел, подлежащих коллегиальному рассмотрению уже в суде первой инстанции.


Среди них дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи; дела о расформировании избирательных комиссий и т.д.

6. Новые технологии при введении судопроизводства.

Расширяются возможности использования технических средств при рассмотрении дела.


Участники процесса смогут с их согласия получать судебные извещения путем отправки СМС сообщения либо по электронной почте. Информирование участвующего в деле лица в подобной форме допускается при наличии его согласия, подтверждаемого распиской.


Предусмотрена возможность представления в суд документов в электронном виде;


Предусмотрена возможность для участников процесса получать копии судебных актов и иных документов в электронном виде при наличии соответствующего ходатайства.


Антон Поликутин , юрист компании «ЮрИнвест»:

В целом основные нововведения КАС РФ заключаются в увеличении роли суда в рассмотрении дел и повышении требований к представителям.

Предполагается, что такой подход будет способствовать укреплению механизма судебной защиты нарушенных государством прав и законных интересов, а также приведет к повышению качества рассмотрения административных дел.

Эффективность защиты нарушенных прав при рассмотрении дел в порядке КАС РФ возможно будет оценить с течением времени, но уже сейчас хочется выразить надежду, что наделение суда активной ролью в административном судопроизводстве не приведет к нарушениям принципа состязательности сторон и ограничению для них возможности доказывать свою правоту всеми не запрещенными законом способами.

Поделиться: