Новый административный регламент гибдд. Самое важное из нового регламента гибдд

20 ноября вступает в силу новая редакция документа, который описывает права и обязанности сотрудника ГИБДД — административного регламента (приказ МВД РФ № 664). Как он повлияет на отношения инспекторов и водителей?

На злобу дня

Смысл новой редакции понятен: привести регламент в соответствие с реалиями. Например, в нем появилось вполне логичное требование организовать доставку водителя из медцентра до автомобиля, если во время медосвидетельствования не подтвердилось состояние опьянения.

Этический вопрос

Многие мелкие изменения относятся к этике инспектора: ему запрещено дискриминировать водителей по любому признаку, включая расовый, высказываться неуважительно, провоцировать противоправные действия. Зато исчез запрет на курение — последнее, правда, сделано не потому, что курить разрешили, а чтобы не дублировать требование, которое прописано в Кодексе этики госслужащих.

Несъемный инспектор

Но исчезло, например, и прямое разрешение снимать инспектора, которое в прежнем регламенте было прописано четко: сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения. Исключением были случаи, когда съемка запрещена законом.

Такое изменение многие трактовали, как запрет снимать инспектора. Это не так: право снимать инспектора есть у водителя согласно Конституции РФ (п. 4, ст. 29), а также не противоречит закону об «Информации…» и другим нормативным актам, поэтому де-факто из регламента просто убрали избыточную фразу. А значит, угрозы инспекторов применить арест за невыполнение требования прекратить съемку по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ незаконны, кроме исключительных ситуаций (государственная тайна).

Вместе с тем, растиражированный СМИ якобы запрет на съемку инспектора может сыграть злую шутку: опрошенные нами правозащитники сошлись во мнении, что рядовые инспекторы не читают регламент сами, а ориентируются на общий информационный фон. И отсутствие прямого запрета не препятствовать съемке будет трактовано ими по-своему.

Причина остановки

Прежний регламент вызывал большое количество споров о том, имеет ли инспектор право останавливать автомобиль вне стационарных постов «просто так». Под этим в основном подразумевалась остановка с целью лишь проверить документы, и прежний регламент этого не допускал. Точнее, он допускал остановку при выявлении признаков нарушения, скажем, если инспектор заподозрил избыточную тонировку стекол. Но исключительно ради проверки документов тормозить случайную машину вне поста было нельзя.

В новом регламенте такая возможность прописана, но тонкость в том, что для проверки документов все равно нужны основания, причем те же самые. Если не усложнять, причин для остановки может быть три: все те же выявленные инспектором признаки нарушения, наличие ориентировки или проведение спецоперации. В этом аспекте ничего особенно нового в регламенте нет: при желании инспектор всегда обоснует необходимость проверки документов.

Частные камеры

Камеры видеофиксации отныне могут принадлежать не только органам внутренних дел, но также общественным объединениям и организациям. В данном случае, регламент просто подтвердил реалии дня, потому что во многих регионах России хлопотное «камерное» хозяйство отдано на откуп сторонним организациями, которые работают с ГИБДД или муниципалитетами в рамках государственно-частного партнерства. Но если со стационарными камерами такой подход не особенно бросается в глаза, то передвижные комплексы на треногах (вроде КРИС-П), которые устанавливают люди в гражданской одежде, вызывают у населения вопросы — не мошенничество ли это? Однако теперь практика такого партнерства зафиксирована в регламенте. Формально сторонние организации являются лишь исполнителями — место и время установки камер определяет госавтоинспекция, равно как следит за настройкой оборудования.

Временные знаки стали опаснее

В новом регламенте исчез прямой запрет на использование автоматических комплексов видеофиксации в зоне действия временных знаков. Запрет этот был вполне логичен, потому что временный знак несложно уронить, закрыть, украсть. И доказать что-либо через несколько недель водителю удастся едва ли. Это открывает перспективы для мошеннических схем: представьте, сколько штрафов можно выписать за знак ограничения скорости 20 км/час на загородной трассе, который «случайно» повалило ветром. Даже если у отдельных водителей сохранятся записи видеорегистраторов, и они оспорят штраф, большей части пострадавших доказать что-либо будет почти невозможно.

Антикоррупционная статья

Если водитель предлагает инспектору взятку или склоняет его к злоупотреблению служебным положением, сотрудник ГИБДД обязан подать уведомление в МВД России, а в отдельных случаях должен задержать провокатора.

При этом все административные процедуры инспектор обязан выполнять в зоне видимости камер, установленных в патрульном автомобиле или на стационарном посту. Конечно, изобретательный ум найдет способ обойти эти требования, но в любом случае «решать на месте» станет сложнее.

Перегретая тема

Эксперты отмечают, что преувеличивать значение «гаишного» регламента для рядовых водителей не стоит. Он является внутренним документом, а по сути — сводом правил, большая часть которых вытекает из других, более фундаментальных документов, таких как Конституция, Закон о полиции и так далее. Поэтому при рассмотрении административных дел в отношении водителей нормы регламента всплывают достаточно редко.

Регламент может быть использован в отдельных случаях для привлечения сотрудника к ответственности, например, за недостойное поведение или провокации. Однако эксперты охлаждают горячие головы, которые уверовали во всесильность регламента — самих водителей от ответственности он, как правило, не спасает.

Например, если нетрезвый водитель планирует развалить дело, потому что его остановили вне поста ДПС без оснований, суды вряд ли учтут это обстоятельство, тем более, грамотный инспектор всегда обоснует необходимость остановки тем или иным обстоятельством.

20 октября 2017 года вступил в законную силу новый административный регламент, которым закреплен порядок действий сотрудников ГИБДД при осуществлении функции надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения.

Документ пришел на смену старому регламенту, утвержденному приказом МВД РФ от 02.03.2009 № 185. Разберем основные изменения.

1. Проверка документов вне стационарных постов ГИБДД

Ранее проверка документов в качестве основания к остановке автомобиля могла служить только в случае, если такая проверка осуществлялась на стационарных постах. В новой версии регламента эта оговорка исключена.

Казалось бы, теперь инспектор ДПС может остановить вас для «проверки документов» где угодно и в каких угодно случаях. Однако, это не так. В пункте 106 нового регламента перечислены основания для проверки документов водителя. К ним относятся:

  • Выявление признаков нарушения правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировок либо данных, указывающих на причастность водителя к совершению ДТП, преступления или административного нарушения;
  • Проведение мероприятий по предупреждению ДТП;
  • Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области безопасности дорожного движения.

Таким образом, требования к проверке документов только ужесточились - для этого необходимы перечисленные основания.

2. Использование переносных камер видеофиксации нарушений

Частные камеры или государственные.
Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.

Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

Установка камер в зоне действия временных знаков.
Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.

При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.

3. Видеосъемка при общении с инспектором ДПС

Сразу скажем, что снимать инспектора на видео можно. Не смотря на то, что из нового регламента исчезло прямое разрешение снимать сотрудников полиции на видео, никакого запрета на это нет.

Свободное получение и производство информации гражданином гарантируется как главным законом РФ - Конституцией, так и иными федеральными законами.

часть 4 статьи 29 Конституции РФ:

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

часть 2 статьи 8 Федерального закона "О полиции":

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Таким образом, инспектор ГИБДД не имеет права препятствовать производству видеозаписи водителем. Ограничение права на видеосъемку возможно при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в целях защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, защиты прав граждан.

4. Порядок медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Согласно нового регламента, при отрицательном результате освидетельствования на состояние опьянения, проведенного на стационарном посту или ином помещении органа внутренних дел и отсутствии оснований для направления на освидетельствование в медучреждение, водитель препровождается к месту отстранения от управления либо к месту нахождения его автомобиля (пункт 233 Регламента).

Ранее инспектор обязан был доставить водителя к автомобилю только в случае проведения освидетельствования в медучреждении.

5. Прекращение выдачи справок о ДТП

Отныне ГИБДД перестает выдавать справки о ДТП. По новым правилам по результатам оформления ДТП сотрудниками ГИБДД будут оформляться только процессуальные документы:

  • решение об отказе или возбуждении дела об административном правонарушении;
  • протокол об административном правонарушении;
  • постановление по делу об административном правонарушении;

Отдельная справка о дорожно-транспортном происшествии выдаваться не будет. Пока не ясна ситуация с получением выплат по ОСАГО, так как справка о ДТП является обязательной для направления в страховую компанию в случае наступления страхового случая. Ожидаем изменений в правила страхования ОСАГО со стороны Центрального Банка РФ.

В остальном изменения носят технический характер и направлены на приведение регламента к соответствию иным нормам законодательства.

86309 7

Некоторые положения документа вызвали недовольство среди правозащитников. Портал Москва 24 разбирался, почему водителям не стоит бояться перемен.

Нужно ли изучать административный регламент водителю?

Административный регламент – это внутренний приказ МВД. По сути, инструкция для инспекторов, как вести себя с водителями.

Если вы гражданский человек, вы совершенно не обязаны его знать, объясняет председатель Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Валерий Солдунов.

С ним согласен автомобильный эксперт Игорь Моржаретто: "Ознакомиться с регламентом не лишнее дело, он открыт и не засекречен. Но учить его наизусть совершенно не нужно".

Регламент описывает правила поведения инспекторов ГИБДД. Водителям достаточно знать ПДД и не нарушать их.

Игорь Моржаретто

Автомобильный эксперт

Остановка вне постов ДПС

По предыдущей редакции регламента 2009 года инспектора могли останавливать транспортные средства для проверки документов лишь на стационарных постах ДПС.
Отныне сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобили для проверки в любом месте. Однако место каждый сотрудник выбирает не по собственному желанию, а только по приказу своего начальника.

Для добропорядочных водителей это изменение ничем не грозит, считает Игорь Моржаретто.
"В прошлом регламенте формально запрещалась остановка вне стационарных постов без причины. Но тут же называлась дюжина причин, по которым можно остановить. Например, проведение спецопераций или если водитель нарушил ПДД. И сейчас сотрудник ДПС всегда найдет повод остановить автомобиль, если ему это понадобится. Но если нет, то проезжай свободно", – объясняет эксперт.

Если же вы едете в ночи и у вас есть подозрения, что вас тормозит не сотрудник ГИБДД, можете проехать мимо и доехать до ближайшего поста, говорит Игорь Моржаретто. "На месте сообщите, что я не остановился, потому что у меня было впечатление, что это не сотрудник ГИБДД, а какой-то мошенник. Такая возможность была раньше и остается сейчас", – подчеркнул эксперт.

То, что на практике машины останавливали вне постов, порталу Москва 24 подтвердил руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

Этой нормой скорее завуалированно принимается мера, разрешающая инспекторам прятаться в кустах с радарами. За восемь лет, пока действовал запрет, мы видим, что случаев, когда водители стояли в кустах и давали взятки, стало гораздо меньше. Это можно отчетливо заметить на примере южных регионов, где раньше такая практика процветала. Теперь есть относительные опасения, что все вернется. Однако сейчас ввели много камер видеофотофиксации. Возможно, такой массовости уже не будет.

Сергей Канаев

Руководитель Федерации автовладельцев России

Видеосъемка

Сергей Канаев обратил внимание еще на одну норму в новом регламенте, которая вызывает опасения. "В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, – пояснил Сергей Канаев. – Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку. А сейчас может сказать: я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь. И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберете, вам грозит статья 19.3".

КоАП РФ Статья 19.3 (часть 1) – Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции... влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В ГИБДД поспешили разъяснить, что запрета на съемку действий инспекторов нет .
"Исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом", – цитирует ”РИА Новости” начальника управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александра Быкова.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Отменяются справки о ДТП

Одно из важных нововведений регламента – отмена справок о ДТП, на получение которых требовалось длительное время. С 20 октября выдавать их перестали.

Такие справки требуют страховые компании, чтобы урегулировать убытки и последующие выплаты. В случаях с ОСАГО это требование содержится в положении ЦБ № 431-П 2014 года, в случаях с каско – во внутренних документах каждой страховой компании.

Как пишет газета "Коммерсантъ" , Александр Быков пояснил, что на деле выдача справок не предусмотрена уже давно. У МВД нет полномочий утверждать форму справки о ДТП. Инспектора в последние годы фактически не должны были выдавать такие документы, хотя это и практиковалось.

В ГИБДД уверяют, что более года предупреждали Центробанк и Российский союз автостраховщиков, что с 20 октября эта практика прекратится.

С 20 октября если для оформления аварии требуются сотрудники ГАИ, то максимум, что могут получить на руки участники аварии, – это процессуальные документы, пишет "Российская газета" . В частности, постановление о наложении штрафа или определение об отказе в возбуждении административного дела. Другие документы участники аварии могут получить в прежнем порядке.

По данным "Российской газеты", в протоколах, определениях, постановлениях и других документах будут максимально расписывать всю ситуацию: какие машины и сколько их участвовало в ДТП, их повреждения. Также укажут данные водителей и владельцев машин, номера полисов ОСАГО.

При этом водитель по-прежнему должен будет заполнить извещение о ДТП со схемой происшествия и передать в страховую компанию. Бланк этого извещения выдается при покупке полиса ОСАГО.

ГИБДД разрешили устраивать засады на дорогах, но в особых случаях

По новому регламенту сотрудники полиции смогут останавливать машины, находясь в засаде. Однако, согласно документу, сделать это смогут лишь в особых случаях.

"В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети", – отмечается в документе.

Засады как таковые не разрешены. Того самого гаишника, который в кустах лежал с палочкой и выскакивал, если "прибыльная" машина ехала, его не будет, тем более что и количество инспекторов, которые работают на земле, сильно уменьшилось. За десять лет их число сократили на треть.

Игорь Моржаретто

Автомобильный эксперт

В остальных случаях автомобиль ДПС с раскраской должен стоять на видном месте в местах концентрации ДТП для предупреждения, объясняет Игорь Моржаретто.

Остальные нормы с учетом времени, практики и статистики, по мнению главы ФАР, разумны. Инспектора ГИБДД при общении с водителями не смогут допускать "любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений", хамить и грубить.

Еще один из пунктов регламента касается передачи инспектору документов. Их надо будет передавать без обложки и "удерживающих устройств". Кроме того, сотрудникам ГИБДД разрешили проверять документы у любого пассажира в машине.

Автолюбители часто сталкиваются с ущемлением своих прав на дороге. Ведь шанс столкнуться с сотрудниками ГИБДД существует у каждого.

Поэтому гражданин должен знать свои права и ознакомиться с документом «Приказ МВД РФ №185» дабы избежать конфликтных ситуаций и неправомерных действий.

Основные пункты документа

Содержит всю информацию касаемо запретов и разрешений всех представителей ДПС и ГИБДД. Административный регламент содержит в себе всю информацию, где отражаются обязанности и задачи сотрудников. Документ имеет не мало страниц. В нем насчитывается около 22 страниц, где отражается конкретная информация.

Наиболее важные моменты в документе отводятся:

  1. кто вправе осуществлять контроль за уличным движением;
  2. как правильно определить участников дорожного движения;
  3. правильное и корректное отношение представителей к участникам;
  4. полномочия представителей ГИБДД;
  5. внешний вид представителей сотрудников ГИБДД на постах;
  6. возможность использования спецсредств представителем ГИБДД;
  7. регламентируются все причины остановки в соответствии с выше представленным правовым актом;
  8. все причины, по которым можно попросить автолюбителя выйти из транспортного средства;
  9. условия для возможности , в том числе для сверки номеров;
  10. условия для написания документа – постановления о правонарушении или штрафной санкции;
  11. порядок проведения обследования на выявление алкоголя в крови.

В правовом акте содержится много сведений для автолюбителей, которые помогут защитить свои права при необходимости.

Поведение сотрудника ДПС

185 приказ ГИБДД регулирует и поведение сотрудника государственного органа.

Контролировать поведение моджет:

  1. местное отделение ГИБДД или районное;
  2. федеральный орган управление ГИБДД;
  3. представитель полиции на спецобъекте.

Все представители обязаны:

  1. одеваться по форме;
  2. на груди должен иметься номерной значок;
  3. для идентификации должно иметься служебное удостоверение.

В соответствии с 185 приказом ГИБДД, все представители обязуются обращаться к водителю только на «Вы» и только после предъявления удостоверения. Представители должны вежливо аргументировать причину остановки.

Благодаря 185 приказу ГИБДД можно воспользоваться диктофоном или видеорегистратором не только представителю государственного органа, но и автовладельцу. Представитель должен аккуратно обращаться со всей документации. При обнаружении денежных средств вернуть документы и попросить отдать их уже без них.

В правовом документе также предусмотрена возможность применения силового воздействия, но только в сложных ситуациях. Также представитель вправе пресечь противоправные действия, если существует угроза жизни другим гражданам.

Причины остановки

В соответствии с 185 приказом ГИБДД представитель государственного органа вправе остановить практически любое транспортное средство.

Основанием здесь может стать:

  1. нарушение правил дорожного движения техническими средствами;
  2. наличие данных об угоне или иных противоправных действиях;
  3. наличии информации об участии транспортного средства в ДТП;
  4. существует необходимость опроса участника ДД в случае свидетельства ДТП;
  5. выполнение регулировки;
  6. привлечение водителя в качестве понятого;
  7. спецмероприятие для проверки транспортного средства;
  8. иные действия, направленные на оказание помощи представителям ГИБДД.

Формулировка 185 приказа ГИБДД

В целях совершенствования государственного органа в сфере контроля за участниками дорожного движения утвержден в введен в действия с 1 сентября 2009 года Административный регламент Мин. внутренних дел РФ.

Для этого было принято решение по организации изучения и выполнения требования Административного регламента представителями государственного органа. Далее необходимо принять меры по изготовлению бланков строгой отчетности для статистики. Также стоит оснастить строевое подразделение ДПС.

Также необходимо проводить дополнительные программы спец. профессионального переобучения и повышения квалификации в соответствии с действующими правовыми актами.

Неправомерное поведение сотрудников ГАИ

Представители ГИБДД не вправе:

  1. останавливать транспортное средство там, где нельзя. Исключением является только случаи, когда остановка нужна для пресечения правонарушения и предотвращения угрозы жизни и здоровью. Остановка разрешается при обозначении остановочного пункта патрульным транспортным средством;
  2. остановка ТС сотрудниками, находящимися в автомобиле, необорудованным знаками и мигалкой.

Как должен себя вести

Представитель вправе предложить автолюбителю выйти из своего транспортного средства в случае:

  1. выявления алкогольного опьянения;
  2. устранения нарушений правил перевозки или при неисправности ТС;
  3. для досмотра при перевозимом грузе;
  4. для сверки номерных знаков ТС;
  5. при поведении автолюбителя, которое угрожает жизни инспектору;
  6. при необходимости участия в оказании помощи.

Он также вправе попросить переместить ТС в случае:

  • остановки водителя на проезжей части, что представляет угрозу представителю государственного органа;
  • при нахождении ТС в месте, где оно создает помехи остальным участникам дорожного движения.

Для начала инспектор должен предъявить свое удостоверения и аргументировать причину остановки.

Дополнительно правовой акт оговаривает следующие особенности:

  • в разговоре он должен быть тактичным и вежливым. Представитель должен быть спокойным и обращаться на ВЫ;
  • при обращении назвать свою должность и ФИО, предъявить удостоверение;
  • при обращении к сотруднику лично он также должен выполнить вышеперечисленные действия и разъяснить вопрос;
  • при ограничении действий он также должен аргументировать такой процесс;
  • разъяснить причину остановки и совершенное нарушение с ссылками на правовые акты;
  • при конфликте инспектор должен уведомить о возможности обжалования;
  • инспектор обязан сообщить местонахождение дежурного или должностного лица;
  • инспектор не вправе запрещать использовать видео или звукофиксацию;
  • инспектор должен аккуратно обращаться с документаций;
  • инспектор не вправе принимать любые материальные ценности.

Квитанция о штрафе

Обновленный 185 приказ говорит о том, что сотрудник ГИБДД вправе выписать квитанцию о штрафной санкции, если водитель даже не отрицает своей вины.

Как правило, документ выписывается в двух экземплярах. В документе прописываются данные об инспекторе, который выписывает штраф, а также дата нарушения, сумма и реквизиты для дальнейшей оплаты.

При совершении нарушения несовершеннолетним гражданином, возраст которого ниже 16 лет, штраф не выписывается. В известность о правонарушении ставится прокурор. Инспектор только выписывает протокол о правонарушении и отправляет в уполномоченный орган.

Какие документы могут потребовать

Представитель органа власти вправе для установления личности потребовать следующий пакет документов:

  • паспорт водителя;
  • удостоверение, если за рулем находится сотрудник правоохранительных органов;
  • паспорт моряка;
  • удостоверение личности офицера;
  • водительское удостоверение;
  • военный билет;
  • пенсионное удостоверение при водителе из органа полиции;
  • свидетельство о рождении;
  • справка об освобождении из тюрьмы;
  • свидетельские показания;
  • паспорт гражданина не резидента.

Причины осмотра машины

Основаниями для досмотра транспортного средства становятся:

  • перевозимый груз не соответствует документации;
  • при необходимости сверки маркировки ТС;
  • проверка ТС на наличие предметов, при помощи которых совершено правонарушение;
  • проверка наличие наркотических и взрывных боеприпасов;
  • задержание граждан, которые находятся в транспортном средстве.

Что должно быть указано в акте

При этом инспектор государственной службы обязан составить акт осмотра транспортного средства и груза. В документе обязательно указывается дата составления, информация о должности сотрудника, сведения о свидетелях, присутствующих на момент досмотра.

Обязан ли водитель выходить из автомобиля

Суть 185 приказа ГИБДД – это ограничение действий инспектора в соответствии с действующими нормами и правилами.

В соответствии с правовым актом гражданина никто не вправе заставить покинуть транспортное средство. В соответствии со статьей 70 185 Приказа он вправе предложить выйти из ТС. Водитель вправе послушаться или отказаться от действия.

Обязанность покинуть транспортное средство может присутствовать только при задержании на основании протокола. Если будет составляться протокол досмотра, то водитель также должен покинуть транспортное средство в соответствии со .

Правила поведения для автолюбителей

Пояснения в 185 приказе говорят о том, что нужно знать при общении с инспектором.

Специалисты говорят о том, что соблюдая следующие правила, можно избежать недоразумений:

  • не отстегивайте ремень до остановки;
  • претензию можно выслушать только от сотрудника ГИБДД;
  • требуйте аргумент правонарушения;
  • пассажир может являться свидетелем;
  • адвоката можно привлечь с момента составления протокола.

Необходимо придерживаться этих правил и тогда не возникнет недоразумений.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о новом . Данный документ регламентирует деятельность сотрудников ГИБДД начиная с 20 октября 2017 года.

Напомню, что ранее в РФ действовал другой регламент - , однако он утрачивает силу.

Ну а для начала немного общей информации по новому регламенту. Документ имеет колоссальный объем (137 листов формата А4). Как правило, в своих статьях на "ПДД Мастер" я рекомендую водителям самостоятельно читать полные тексты рассматриваемых нормативных документов. Однако в данном случае советовать этого не буду, т.к. по факту изменений не так уж и много.

На сравнение двух регламентов требуется несколько дней. Однако, как оказалось, большая часть информации в указанных нормативных документах совпадает. Просто пункты приведены в другой последовательности и разделы сгруппированы по другим признакам. Ну а действительно важные нововведения, которых всего несколько, будут рассмотрены ниже.

Работа ГИБДД в поле зрения видеокамер

39. Осуществление сотрудником административных процедур при надзоре за дорожным движением при наличии возможности должно производиться в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов.

Новый регламент прямо говорит о том, что сотрудник ГИБДД должен работать в поле зрения систем видеонаблюдения. Это необходимо для того, чтобы при возникновении конфликтных или неоднозначных ситуаций можно было понять, кто является их виновником.

При этом возможно использование видеокамер установленных:

  • в автомобиле ДПС;
  • на посту;
  • на сотруднике (носимый регистратор).

Обратите внимание, в пункте 39 присутствует фраза "при наличии возможности". Так что, к сожалению, использование видеозаписей не является обязанностью полицейских.

Использование устройств видеозаписи при отсутствии понятых

40. Для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, допускается использование сотрудником цифровой аппаратуры (носимых видеорегистраторов, видеокамер, фотоаппаратов с функцией видеозаписи, прочих устройств, позволяющих осуществлять видеозапись ). Полученные при совершении административных действий видеозаписи, приобщаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Использование технических средств, не принадлежащих ГИБДД

46. Специальные технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

Использование сотрудниками при контроле за дорожным движением указанных специальных технических средств, не состоящих на балансе органов внутренних дел, не допускается .

При контроле за дорожным движением допускается использование иных технических средств фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.

76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

Обратите внимание, до 20 октября 2017 года сотрудники ГИБДД могли использовать только специальные технические средства, состоящие на балансе ГИБДД. Новый регламент позволяет использовать спецсредства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям.

В данном случае водители должны быть готовы к тому, что на дорогах могут появиться дополнительные специальные технические средства. Например, речь идет об , фиксирующих нарушения правил.

Остановка автомобилей для проверки документов вне постов

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС ).

84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
...
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
...
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Пожалуй самое обсуждаемое нововведение - это возможность остановки автомобилей для проверки документов вне стационарных постов ДПС . Так что водителям нужно быть готовым к тому, что начиная с 20 октября 2017 года останавливать их будут чаще. Даже если на то нет видимых причин.

Кроме того, обратите внимание, что введены и еще несколько новых причин для остановки (пункты 84.7-84.9, 84.12, 84.14). В том числе автомобиль может быть остановлен для проверки документов пассажиров, если имеются данные, на основании которых сотрудник подозревает их в совершении преступления или нахождении в розыске. Обратите внимание, должны иметься именно данные.

Например, в ГИБДД позвонил человек и сообщил следующую информацию. В автомобиле ВАЗ 2101, который едет по ул. Ленина в городе Петушки находится Иванов И.И., объявленный в международный розыск. Информация передается экипажу ГИБДД, который и останавливает указанное транспортное средство для проверки документов пассажиров.

Использование мигалок при остановке в темное время суток

Пункт 85 нового регламента ГИБДД:

В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).

Выше шла речь о том, что сотрудники ГИБДД теперь смогут останавливать автомобили вне стационарных постов. Однако в дополнение к этому в темное время суток они должны использовать специальные световые сигналы.

Т.е. данное нововведение должно уберечь водителя от того, что его автомобиль ночью попытается остановить постороннее лицо, не имеющее отношения к ГИБДД. Будем надеяться, что несмотря на фразу "при наличии возможности", инспекторы не будут пренебрегать данным пунктом.

Особенности принудительной остановки транспортных средств

97. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:

Напомню, что принудительная остановка применяется лишь в тех случаях, когда водитель отказывается добровольно остановить транспортное средство. Нововведение заключается в том, что регламент запрещает проводить принудительную остановку:

  • на горных дорогах;
  • в местах с ограниченной видимостью;
  • на железнодорожных переездах;
  • на мостах;
  • на путепроводах;
  • на эстакадах;
  • в туннелях.

Исправление ошибок в документах ГИБДД

174. Сотрудник, вынесший постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя, законного представителя юридического лица, а также по своей инициативе вправе исправить допущенные в указанных документах описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания документа.

Новый регламент ГИБДД дает инспектору возможность исправить ошибки, допущенные в тексте составленного им документа. В том числе и по собственной инициативе. При этом речь идет только о небольших исправлениях (описках, опечатках, арифметических ошибках).

Основания для досмотра автомобиля

155.

  • проверка обоснованного предположения
  • проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве.
  • осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве.

202. Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:

  • проверка данных о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;
  • проверка данных о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве;
  • задержание лиц, перечисленных в части 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции", передвигающихся на транспортных средствах.

Обратите внимание, в данном пункте фраза "обоснованного предположения" заменена на фразу "данных". Различие заключается в том, что обоснованное предположение инспектор в том числе может сделать и самостоятельно после остановки автомобиля, а данные должны иметься заранее.

Например, если имеется ориентировка, полученная от дежурного, то это, безусловно, данные, т.е. основание для досмотра.

Другой пример. Ранее инспектор мог самостоятельно сделать обоснованное предположение. Например, если инспектор предполагал, что в автомобилях с 20 и марки ГАЗ часто перевозят наркотические вещества, то это могло стать обоснованным предположением и послужить причиной для досмотра. Новый регламент подобных действий не позволяет.

Изъятие записей видеорегистратора инспектором

176. Обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.

216. Обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы (в том числе носители аудио- и видеоинформации установленных в транспортных средствах видеорегистраторов ), имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.

Пункт 216 административного регламента дает возможность сотруднику ГИБДД изъять карту памяти из видеорегистратора, установленного в автомобиле нарушителя.

Например, сотрудник ГИБДД видит нарушение (проезд на запрещающий сигнал светофора) и останавливает автомобиль. Однако водитель не согласен с указанным нарушением и продолжает спорить с полицейским. В автомобиле установлен видеорегистраор, который записал момент въезда на перекресток. В этом случае сотрудник может в том числе изъять карту памяти и приобщить ее к делу.

Так что имейте в виду, что если законопослушному водителю наличие регистратора помогает, то для нарушителя оно может оказаться вредным.

Соответствие пунктов старого и нового регламента

Еще раз напомню, что новый административный регламент ГИБДД очень сильно похож на предшествующий. Если Вы желаете сравнить эти документы, то рекомендую воспользоваться таблицей, которая устанавливает соответствие между административными процедурами:

Административная процедура Пункт " " регламента Пункт " " регламента
Надзор за дорожным движением 58 38
Контроль за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации 75 55
Регулирование дорожного движения 79 58
Остановка транспортного средства 84 63
Остановка пешехода 101 77
Проверка маркировочных обозначений 106 82
Опрос водителя 131 102
Составление протокола 142 109
Вынесение постановления 156 120
Доставление 175 187
Задержание водителя 179 192
Досмотр водителя 189 165
Осмотр ТС 197 149
Досмотр ТС 202 155
Изъятие вещей 213 173
Отстранение от управления 223 126
Освидетельствование на состояние опьянения 227 129
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения 234 136
Задержание ТС 244 146
Запрещение эксплуатации 258 143
Арест ТС 260 181
Выезд на место ДТП 266 207

В завершение хочу напомнить, что на основе нового регламента записан аудиокурс "Секреты общения с ГИБДД".

Поделиться: