Проект «Пожарная безопасность.

Исследовательский проект по пожарной безопасности кружка « Юные пожарные » «Как из искры возгорается пламя, как его потушить до пожара? »

обучающихся 4-б класса

МОУ «СОШ № 6» г. Луги

Руководители:

Баллод О.Г.

Логинова Н.В.

Афанасьева Н. Ю.

2016 г.


Предмет исследования : огонь. Цель исследования : выявить условия, необходимые для горения, и способы тушения огня.

Задачи исследования :

  • Создать условия для развития навыков исследовательской деятельности: выдвигать гипотезы, работать с информацией, проводить эксперименты, делать выводы.
  • Выявить условия, необходимые для горения, и способы тушения огня.
  • Составить правила противопожарной безопасности.
  • Прививать потребность осторожного обращения с огнем, умение уверенно действовать в чрезвычайных ситуациях.

  • Формы работы, используемые в проекте: внеурочная.
  • Мотивация к работе : актуальность темы, личный интерес.
  • Доминирующий вид деятельности : поисково-исследовательский.
  • Методы : анализ, наблюдение, исследование, работа с информацией, экскурсия.

Этапы работы над проектом

  • Первый этап : обоснование, осознание и принятие идеи (идея – задача).
  • Второй этап : технологическая разработка идеи.
  • Третий этап : практическая работа над идеей.
  • Четвертый этап : практическая работа над идеей, анализ проделанного, самооценка и оценка со стороны, публичная демонстрация результатов – продуктов проектной деятельности каждой группы. Место проведения презентации итогов проекта: учебный кабинет.
  • Сроки реализации : январь-февраль 2016 г.

Чтоб к истине нам сегодня прийти

Исследования наши необходимо провести.

И в этой работе на вас я буду полагаться,

На вашу эрудицию я буду опираться!

Загадка :

Накормить – живёт,

Напоить – умрёт.

Как от искры возгорается пламя, как потушить его до пожара?

Разделы исследования :

Статистические данные по пожарам нашего района;

Условия горения, способы тушения огня; ознакомление с первичными средствами тушения;

Работа пожарной службы города;

  • самые мощные пожарные машины в мире;

Правила противопожарной безопасности.


Отчет исследовательской группы «статистов»

Количество пожаров

За текущий период

В целом по ОГПС

За АППГ

Погибло на пожаре по ОГПС

Травмировано на пожаре по ОГПС

Спасено людей на пожарах


Причины возникновения пожаров

Декабрь

декабрь

Неосторожное обращение с огнем

Неисправности в электроприборах

Неправильное устройство печей и дымоходов

Неосторожность при курении

Неисправность систем транспортного средства

Неустановленные

Неосторожное обращение с огнем детей


На пожаре погибло-10 человек(в 2014 году-23) Пострадало-6 (АППГ 2014г.-12) Количества погибших на 100 тыс. населения -7

Анализ погибших по возрасту

Моложе 18 лет

Более60 лет

Вывод: Большинство пожаров возникает по вине людей,

неосторожного обращения с огнем.


Отчет «испытателей» Какие условия необходимы для горения?


Три условия для горения

кислород

Если одно из них не исполняется, пламя гаснет






Действия при пожаре

Сообщите в пожарную охрану.

Покиньте помещение. Идите в сторону противоположную пожару,.

Если нет возможности это сделать, Уйдите в дальнее помещение, закройте щели. Старайтесь привлечь внимание прохожих.


  • При пожаре набери
  • по телефону номер «01» Сообщи в пожарную охрану:
  • адрес горящего объекта;
  • название объекта;
  • что горит конкретно;
  • назови свою фамилию;
  • сообщи номер своего телефона

Отчет исследовательской группы «журналистов» о работе пожарной службы города Луги





Отчет группы «теоретиков» о самой мощной в мире пожарной машине «ошкош»






  • Самооценка, самоанализ проектной деятельности.

Подведение итогов в группах.

  • Получили ли удовольствие от своей работы? Что удалось, а что нет? Какие вопросы хотели еще доработать?
  • Итог работы

Нужно правила пожарные учить,

Чтоб огня нигде не допустить!

Пожарная охрана – это не только борьба с огнем, героизм, спасение жизней. Это не только профилактика и предупреждение возгораний, не только контроль требований и норм пожарной безопасности. Пожарная охрана – это еще и наука. Когда как не сегодня, в год, который носит официальное название «Года пожарной охраны» в системе МЧС России, вспомнить об этом.

Наука в пожарной охране всегда имела прикладное значение. Конечно, без элементарных знаний физики и химии бороться с огнем очень сложно. Но бывают ситуации, когда необходим точный ответ на вопрос, выходящий за пределы компетенции пожарно-технического минимума. Например, вот этот новый, только что изобретенный материал – токсичен ли он при пожаре? Или, если мало что осталось от сгоревшего дома, можно ли выяснить, не имелась ли в этом случае вероятность поджога?

На эти вопросы дают ответы пожарно-испытательные лаборатории. В нашем регионе такая лаборатория носит официальное название ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Калининградской области. О том, чем занимается это специальное подразделение, рассказывает Диана Множина, начальник сектора судебных экспертиз.

Ч ем занимается лаборатория и как давно она функционирует?

Д.М.: Датой образования Испытательной пожарной лаборатории Управления ГПС УВД Калининградской области считается 24 июля 2002 года. В 2005 году она была преобразована в судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы.

Основная задача ИПЛ – это исследование причин и реконструкция развития пожаров. Сотрудники лаборатории лично принимают участиев работе межведомственных следственно-оперативных групп по раскрытию и расследованию преступлений, связанных с пожарами и нарушениями требований пожарной безопасности, а также взрывами, и другими происшествиями, сопряженными с пожарами. Лаборатория проводит судебные экспертизы в ходе предварительного расследования и судебного производства по делам о нарушениях требований пожарной безопасности и экспертные исследования по делам об административных правонарушениях и при проведении мероприятий по контролю (надзору) в ходе осуществления государственного пожарного надзора должностными лицами ГПН.

Также мы устанавливаем соответствие различной продукции и услуг установленным требованиям пожарной безопасности, определяем степень пожаровзрывоопасности веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций. Ещев соответствии спланом научно-технической деятельности МЧС России лаборатория проводит научные исследования в области пожарной безопасности.

Непосредственно сектор судебных экспертиз, который я возглавляю, занимается расследованием причин пожаров и проводит исследованияотдельных изделий, проб веществ, материалов и их обгоревших остатков в целях получения информации, необходимой для поиска очага пожара и установления его причины. Мы производим оценку степени термического поражения проб неорганических и органических материалов для установления очага пожара, производим работы по обнаружению и классификации инициаторов горения, то есть, легковоспламеняющихся или горючих жидкостей при отработке версии поджога. Также в ходе осмотра места пожара ищем признаки протекания аварийного режима работы в электросети и оборудовании при отработке электротехнической версии причины пожара.

Какое оборудование у ИПЛ на вооружении, и по какому принципу оно работает?

Д.М.: Этостационарные и переносные приборы, позволяющие решать целый ряд задач.

Легковоспламеняющиеся (ЛВЖ) или горючие жидкости (ГЖ), использованные для поджога, обнаруживают и классифицируют в «полевых условиях». На месте пожара при помощи анализатора-течеискателя можно установить места с остатками ЛВЖ или ГЖ, этот прибор показывает концентрацию их паров. При помощи анализатора с индикаторными трубками можно на месте классифицировать данные остатки по составу. Потом они изымаются и исследуются уже в лаборатории, где методом газовой хроматографии и флуоресцентной спектроскопии можно более точно установить химический состав изъятых жидкостей или их остатков и определить, что это было: дизельное топливо, бензин, керосин, нефрас, жидкость для розжига или растворитель.

При помощи метода ИК-спектроскопии при исследовании неорганических и органических веществ, изъятых с места пожара, можно сделать качественную и количественную оценку температуры и степени термического разложения материала, составить зоны термических поражений на объекте. Например, сгорел кирпичный жилой дом, и есть трудности с установлением очага пожара. В этом случае можно изъять со стен образцы кладочного раствора и определить, где была больше температура, как распространялся пожар - снизу вверх и сверху вниз. Это важно в случаях, когда неясно, где произошло возгорание – в мансарде или на первом этаже, а межэтажное перекрытие полностью выгорело. Также можно установить природу изъятого с места пожара вещества, если оно сильно обгорело. Или сделать сравнение на идентичность жидкостей, тканей, красок и тому подобное.

При помощи рентгенофазового и металлографического анализа при исследовании проводников можно установить первичное или вторичное ли было в данном случае короткое замыкание. То есть, произошло ли оно перед пожаром и стало причиной его возникновения, либо - в результате пожара, точнее, теплового воздействия. Также этими методами можно установить наличие признаков больших переходных сопротивлений и токовой перегрузки при рассмотрении версии о причине пожара в результате протекания аварийного режима работы в электропроводке и электрооборудовании.

Есть также специальные приборы, позволяющие оценить степень огнезащитной обработки различных конструкций, текстильных изделий.

Как используются исследования ИПЛ в прикладной научной деятельности?

Д.М.: Лабораторияежегодно проводит научно-исследовательские работы по плану научно-технической деятельности СЭУ ФПС на базе всей России, по следующим темам:

Во-первых, исследования пожаров, представляющих научный и практический интерес. Это такие, которые были вызваны редко встречающимися причинами. Например, всегда интересны возгорания в автомобилях, которые произошли по вине аварийного режима работы в электропроводке и электрооборудовании, либо в результате утечки горючей жидкости в моторном отсеке.

Во-вторых,в круг научно-прикладной работылаборатории входит обобщение результатов исследования пожаров в автотранспортных средствах, подготовка материалов для всероссийской электронной базы данных. Здесь проводится анализ причин пожаров в автомобилях: поджог, электро-технические причины, утечка топлива, имеется в виду разгерметизация в топливной системе, системе отработавших газов и т.п. А также градация по очагу пожара, то есть, где он был зафиксирован: в кабине или салоне, на наружных кузовных деталях, в моторном отсеке, в багажном, наличие двух и более очагов.

В-третьих, пополнение базы хроматографических и спектральных данных по потенциальным средствам поджога, речь идет о легковоспламеняющихся и горючих жидкостях. Данная база обновляется каждый год, так как на рынок поступают все новые растворители, жидкости для розжига и тому подобное.

И, в-четвертых, мониторинг средств и методов поджога, выявленных в ходе исследования пожаров. Особо отслеживается применение различного рода самодельных зажигательных устройств, это емкости с горючей смесью с замедлителем-воспламенителем в виде скрутки из ветоши, взрыво-зажигательные устройства, снабженные электронным исполнительным механизмом и прочие. К счастью, они встречаются редко.

Любопытный с научной точки зрения пожар был зафиксирован в августе прошлого года в Зеленоградском районе. На трассе у поселка Муромское загорелся автомобиль«Пежо 307». Огонь сильно повредил моторный отсек и детали, близко расположенные к нему. Специалист нашей лаборатории участвовал в осмотре места происшествия, кроме того, ему были предоставлены свечи зажигания и колпачки свечей из горевшей машины. Осмотрев повреждения, специалист пришел к выводу, что они вызваны высокой температурой и наиболее проявлены со стороны резьбы. Уплотнительное кольцо одной свечи зажигания было смещено относительно посадочного места. Специалист пришел к выводу, что очаг пожара располагался внутри моторного отсека, на головке блока двигателя, в районе места расположения наиболее поврежденной свечи. Из анализа материалов проверки по факту пожара установил, что наиболее вероятной причиной возникновения пожара стало воспламенение горючей смеси от рабочего искрения системы зажигания двигателя.

Как часто приходится проводить испытания и исследования?

Д.М.: Количество исследований и испытаний для СЭУ регламентировано государственным заданием, согласно которому сотрудниками СЭУ должно быть выполнено определенное количество судебных экспертиз, выездов на места пожаров, технических заключений, исследований объектов, изъятых с мест пожаров, испытаний на соответствие установленным требованиям пожарной безопасности продукции и услуг. Также в СЭУ организованы суточные дежурства для выездов на места пожаров, в том числе в праздничные и выходные дни.

Приведите пример недавних пожаров, в работе по которым понадобились данные испытаний лаборатории?

Д.М.: В январе прошлого года крупный пожар произошел в жилом доме в Черняховске. Огонь уничтожил 800 кв.м. кровли и мансардных помещений. Наши специалисты установили, что очаг пожара находился в центральной части чердачного помещения дома, в районе расположения кирпичного стояка с дымовыми каналами, расположенного в северной стене коридора. При помощи тепловизионной камеры сотрудники лаборатории обнаружили изгиб дымового канала. Эта конструктивная особенность препятствовала свободному выходу газов, они скапливались, что приводило к сильному перегреву кирпичной кладки канала, к которой вплотную подходили горючие элементы чердачного перекрытия.

Ранним октябрьским утром в 2014 году в поселке Авангардное Гурьевского района сгорел автомобиль «Citroen C5», огонь также повредил асфальтоукладчик, стоявший рядом. Пожарные спасли от огня 14 автомобилей, припаркованных поблизости. Специалистам МЧС требовалось подтвердить или опровергнуть версию о намеренном поджоге. Казалось бы, она очевидна: начало пятого утра, когда на улицах практически нет людей, - очень удобное время для преступления. Но исследование, проведенное специалистами лаборатории, эту версию опровергло. С места пожара был изъят фрагмент электропровода автомобиля, расположенного в месте очага пожара. В представленном образце были выявлены признаки характерные для первичного короткого замыкания.

В июле прошлого года в Мамоново горела хозпостройка из силикатного кирпича. Огонь повредил кровлю и мебель внутри постройки. На этом пожаре пострадало двое подростков. Сотрудник ИПЛ принимал участие в осмотре места происшествия. Там применялся тепловизор для измерения температуры на конструкциях, для того, чтобы установить очаг пожара. А также анализатор-течеискатель АНТ-3 для поиска и установления следов ЛВЖ или ГЖ. В полутора метрах от западной стены была обнаружена обгоревшая металлическая канистра. Анализатор-течеискатель зафиксировал внутри канистры высокую концентрацию следов углеводородов, также следы углеводородов были обнаружены и на остатках бумаги, найденных под канистрой. Эти объекты были изъяты с места пожара и доставлены в лабораторию, где в результате обследования на обгоревшей бумаге и в канистре действительно были обнаружены остатки ЛВЖ. Наиболее вероятной причиной возникновения пожара было признано возгорание легковоспламеняющейся жидкости в результате детской шалости или неосторожного обращения с огнем.

Где готовятся кадры для работы в пожарно-испытательных лабораториях МЧС?

Д.М.: В настоящее время в ИПЛ работает семь сотрудников: начальник, его заместитель, начальник сектора судебных экспертиз, начальник сектора исследовательских и испытательных работ, двое экспертов сектора судебных экспертиз и главный бухгалтер.

Учитывая множество задач, пожарно-испытательной лаборатории необходимы сотрудники разного профиля, имеющие высшее техническое или естественно-научное образование. Наши сотрудники имеют высшее образование по следующим специализациям: судебный эксперт по специальности «Судебная экспертиза», инженер по специальности «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», инженер по специальности «Стандартизация и сертификация», инженер транспортных и технологических машин, инженер по специальности «Радиотехник», инженер-химик, юрист.

В настоящее время в СЭУ ИПЛ аттестовано три сотрудника на право производства судебных экспертиз по специализациям: «Реконструкция процесса возникновения и развития пожара», «Рентгенофазовый анализ при исследовании объектов судебной пожарно-технической экпертизы (СПТЭ)», «Молекулярная и атомная спектроскопия при исследовании объектов СПТЭ», «Обнаружение и классификация инициаторов горения при исследовании объектов СПТЭ», «Анализ нарушений нормативных требований в области пожарной безопасности, прогнозирование и экспертное исследование их последствий».

Соответственно, наши кадры готовились в различных образовательных учреждениях: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, БФУ им. Канта, Балтийский военно-морской институт, Балтийская государственная академия РФ, Пензенский государственный университет, Московский финансово-юридический университет, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова.

Тема НИР: «Проведение исследований и разработка системы научно-технического проектирования Республики Казахстан»

Послание Главы государства народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана»- это 10-летняя Казахстана, реалистичный и тщательно выверенный перспективный план по дальнейшему повышению благосостояния всего народа, каждой семьи, каждого человека. В числе приоритетов форсированной - нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора; металлургия и производство готовых металлических продуктов; , энергетика и транспорт. Их – источники повышенных индустриальных рисков. Все это ведет к увеличению потенциальных источников возникновения пожаров, а также косвенно несет за собой огромную опасность для жизни и здоровья граждан.

Новые промышленные, транспортные и , бурный индустриально-инновационный рост потребуют от центральных и местных исполнительных органов, а также соответствующих структур МЧС скоординированных с предпринимателями действий по внедрению новых производств и технологических процессов, в том числе обеспечивающих достаточный уровень промышленной и пожарной безопасности.

Обеспечение пожарной безопасности является неотъемлемой частью государственной деятельности по охране жизни и здоровья людей, собственности, национального богатства и окружающей среды. Необходимо принять меры по повышению ответственности опасных производств, ужесточению технических норм в области промышленной и пожарной безопасности, а также повышению уровня государственного и производственного контроля на взрыво-пожаропасных объектах, а также приступить к развитию и методической базы, регламентирующей безопасную эксплуатацию новых, технологически прорывных производств, выработать к внедрению новые формы и подходы контроля за состоянием промышленной и пожарной безопасности.

3. Разработка пожарам и состоянию пожарной защиты в Республике Казахстан.

4. Разработка и создание республиканской карты рисков возникновения и оценки возможных последствий пожаров

5. Разработка нормативных правовых актов регламентирующих на научной основе создание системы научно-технического проектирования пожарной безопасности Республики Казахстан.

Обоснование выбора направлений и актуальность исследований

Комплексное решение задач по обеспечению пожарной безопасности в стране должно способствовать сохранению жизни и здоровья граждан, сохранению материальных, культурных и природных ценностей, а также дальнейшей интенсивной индустриализации страны и росту благосостояния народа Казахстана.

На основе изучения системы обеспечения пожарной безопасности Республики Казахстан, отдельных ее блоков и элементов нами обозначены основные проблемы, связанные с ее совершенствованием. Глубокий и детальный анализ, моделирование и прогнозирование работы системы позволит нам принимать своевременные меры по ее оптимизации и эффективности деятельности.

Разработка и создание общегосударственной системы мониторинга и прогнозирования обстановки с пожарами и системы научно-технического проектирования пожарной безопасности Республики Казахстан являются основой построения системы пожарной безопасности Казахстана.

Разработанная нами математическая модель, а на ее основе и программа компьютерного моделирования позволят повысить точность и скорость проводимых расчетов.

Разработка программного продукта позволит повысить точность расчетов при решении задач, а также сократит трудозатраты при их выполнении. Представится возможность моделировать и наблюдать за поведением объекта, находящимся рядом с горящим с помощью графических средств. Это позволит наглядно представлять обстановку при пожаре в разные периоды времени, температурного режима облучаемого объекта и его живучести в условиях воздействия опасных факторов пожара, позволит проводить исследования и прогнозировать обстановку при пожаре на виртуальных, смоделированных пожарах.

Использование данного программного продукта позволит изучить наиболее важные и значимые элементы системы пожарной безопасности в Республике Казахстан.

Новизна и перспективность исследований, отличие от ранее проведенных аналогичных исследований в республике, странах ближнего и дальнего зарубежья

В 80-90 годы прошлого века предпринимались попытки создания системы обеспечения пожарной безопасности народного хозяйства. Эта система взаимодействует со всеми элементами народнохозяйственного комплекса страны и призвана активно участвовать в процессе его устойчивого функционирования, безопасности трудовых процессов среды обитания, непрерывно меняющихся и усложняющихся под воздействием научно-технического прогресса. Основной целью ее создания и функционирования являлась охрана жизни и здоровья людей от опасных факторов пожара и защита национального богатства от уничтожения при пожарах, т. е. предупреждение возникновения и ликвидация в случае возникновения. С распадом СССР данная система до конца внедрена не была. А исследования проводимые в области создания систем обеспечения пожарной безопасности касались отдельных городов и населенных пунктов.

Подобные исследования проводятся в России, странах восточной Европы, США, Кубе. В Казахстане ранее подобные исследования не проводились.

Существующая сегодня система государственного пожарного контроля и противопожарной службы была основана еще в условиях административно-командных . В последние годы Правительство Казахстана по инициативе МЧС неоднократно предпринимало попытки реформирования системы обеспечения пожарной безопасности. Однако все они носили, как правило, организационно-структурный характер. И не смотря на комплекс принимаемых организационно-правовых, технических мер, значительных снижений динамики пожаров в стране происходит.

Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость коренного изменения организационно-правовых схем обеспечения пожарной безопасности.

Наши исследования предполагают создание общегосударственной системы проектирования пожарной безопасности, где каждый населенный пункт будет являться компонентом единой системы. Применение зарубежных разработок и моделей ограничено в силу того, что Казахстан имеет свою нормативно-правовую базу, социально-экономические, геополитические, климатические и другие особенности.

Перспективность работы заключается в том, что необходимость создания системы научно-технического проектирования пожарной безопасности диктуется необходимостью обеспечения пожарной безопасности населения и объектов народного хозяйства, а на ее основе будет строиться деятельность всей противопожарной службы Казахстана

Ожидаемые результаты:

1. Будет разработана математическая модель для оценки и прогнозирования обстановки с пожарами в Казахстане;

2. Создана база данных по мониторингу, анализу данных по пожарам и дальнейшему прогнозированию обстановки.

3. Создана республиканская карты рисков возникновения и оценки возможных последствий пожаров

4. Будут подготовлены соответствующие нормативные, технические и методические документы и внесены дополнения в нормативные документы регламентирующие создание системы научно-технического проектирования пожарной безопасности Республики Казахстан

Компьютерные технологии дали возможность осуществлять прогностическое планирование протекания Неконтролируемое горение вне специального очага, приносящее материальный ущерб.

">пожара в любых условиях, учитывая множество критериев и факторов. В их число входит динамика нагрева строительных конструкций в результате воздействия пламени, просмотр возможных вариантов развития пожара при использовании систем пожаротушения и дымоудаления .

Без применения расчётных показателей, касающихся скорости распространения огня, времени эвакуации сотрудников или людей из здания, технических характеристик ограждающих систем, временных промежутков от срабатывания пожарной сигнализации , невозможно правильно разработать систему противопожарных мероприятий . Поэтому методические рекомендации, связанные с зонными и интегральными методами расчёта, сейчас активно применяются теоретиками-профессионалами в реальных условиях.

Основные объекты пожарно-технического контроля

На технологически небезопасных объектах, где в рабочем процессе используются взрыво- и горючеопасные, токсические вещества, обязательна разработка прогноза, касающаяся особенностей их распространения в рабочих зонах. В число разрабатываемых положений входят многомерное моделирование размеров зон, в которых концентрация горючих компонентов может достигнуть критической концентрации, что повлечет за собой техногенную катастрофу.

Уточнение параметров тепломассообмена на объектах, функционирование которых осуществляется в условиях, отличающихся усложненными термогазодинамическими характеристиками, также является обязательным на случай возникновения аварийных ситуаций. В их число входят предприятия, где используются диффузоры, сопла, оборудование с сублимирующим покрытием. Для тоннелей и длинных каналов также необходима расчетная программа, которая позволяет затушить Место первоначального возникновения пожара.

">очаг возгорания направленным взрывом.

Направления научно-исследовательских работ

Задачами структурных подразделений НИИ является проведение фундаментальных и прикладных работ, разработка проектно-технологических решений, которые обеспечивали бы пожарную безопасность людей, объектов, оборудования. Ввиду того, что спектр задач достаточно широк, в России сейчас действует несколько центров, которые занимаются решением вопросов по инновационным технологиям, используемых в пожарно-спасательных формированиях, осуществляют разработку мер профилактики пожаров, проводят оценку и разработку моделей робото- и пожарно-спасательной техники.

Научное обеспечение включает в себя разработку и усовершенствование технических средств, включая автомобильную технику, огнетушащие вещества, противопожарные системы и средства, которые используются при чрезвычайных ситуациях, возникших в результате техногенных катастроф и природных бедствий. Задачей учёных в данном случае является минимизация ущерба, который может быть причинён имуществу и физическим лицам при возникновении пожароопасных случаев.

Ввиду постоянного введения новых средств и оборудования в сферу народнохозяйственной деятельности, ученые осуществляют проведение экспертизы пожарной опасности продукции, в число которых входит испытание огнестойкости материалов зданий и объектов. В случае возникновения пожарного случая выполняется Изучение экспертом или группой экспертов задач, правильное решение которых требует специальных знаний и высокой профессиональной подготовки привлекаемых в качестве экспертов физических лиц.

">экспертиза места возгорания и его аналитическая оценка. Постоянный мониторинг огнестойкости и пожароопасности продукции обуславливает также необходимость модернизации измерительных приборов, которые осуществляют оценку данных параметров материалов, веществ, оборудования и приведение в соответствие метрологических параметров.

Специализация научно-исследовательских центров

Многоплановость научно-исследовательских работ обуславливает необходимость узкой специализации НИИ. Поэтому экспериментальные исследования проводятся в подразделениях, которые осуществляют оценку и совершенствование аварийно-спасательной техники, разработку мер по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выполняют диагностику объектов, оборудования, средств и материалов. Отдельные задачи возложены на испытательные центры, которые проводят испытание не только техники и материалов, но средств, предупреждающих и ликвидирующих пожары, включая автоматическое оборудование. Полигонные испытания оборудования, технических средств и материалов выполняются в условиях, максимально приближенных к естественным, в которых будет осуществляться их работа или использование.

Основные результаты научно-исследовательской деятельности

Методические рекомендации, касающиеся особенностей распространения пожара в различных условиях, учеными разрабатываются на основании результатов теоретических разработок с последующей проверкой в полевых условиях. Описание газотермодинамических условий пожаров учитывает такие факторы, как определение турбулентности, излучения в зависимости от оптических характеристик среды, теплофизических свойств материалов. 3D параметры, в которых возникают пожары, описываются разработанными дифференциальными уравнениями, что позволяет проверять огнестойкость различных сооружений, а также степень их повреждения после возникновения пожарного случая.

Теоретические положения являются базисом для построения полевой и интегральной моделей пожара . Далее проводится их сопоставление с результатами экспериментальных и фактических данных. Особую часть занимает описание пожаров в помещениях, имеющих сложные условия ввиду особенностей геометрии, в том числе распространение газов и продуктов горения. Расчет и определение динамики и скорости распространения продуктов горения осуществляется согласно методическим рекомендациям, учитывающим нормативные данные и базу теплофизических и пожаростойких характеристик материалов. Отдельные разделы НИР занимает применение портативных самоспасателей с фильтрующими свойствами, которые позволяют защитить людей при эвакуации с места пожара.

Таким образом, комплексное использование технических средств защиты, разработка и усовершенствование пожарного оборудования и техники, прогностическое определение факторов риска при возникновении пожарных ситуаций, ликвидация и устранение результатов пожара являются основными направлениями современной пожарной науки . Фундаментальность разработок описывается теоретическими положениями и многомерными моделями, а проверка осуществляется на экспериментальных полигонах.

«Не в количестве знаний заключается образование, а
в полном понимании и искусном применении
всего того, что знаешь".
А.Дистерве

Актуальность проекта: По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, из них – дошкольники, недостаточное внимание уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности, родители не знакомят детей правилами поведения в быту. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.

Вид проекта: Исследовательский, познавательно – творческий

Объект исследования: информация о пожарной безопасности

Предмет исследования: Пожарная безопасность

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта: Два месяца

Проблема: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара.

Цели:

формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения

Задачи:

  1. расширить знания детей о правилах пожарной безопасности.
  2. познакомить детей с правилам поведения в экстремальной ситуации и со средствами пожаротушения;
  3. уточнить знания детей о профессии пожарного;
  4. воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;

Гипотеза: мы предполагаем, что при систематической работе над данной темой с использованием проектного метода, произойдет последовательное формирование у детей элементарных представлений о пожарной безопасности, повысится уровень мотивации непосредственно к образовательной деятельности.

Основные методы реализации проекта: рассказ воспитателя, беседы, рассматривание иллюстраций, художественное творчество, творческие эксперименты, игры, взаимодействие с родителями, досуг.

Все мероприятия по проекту взаимосвязаны, продолжаются в разных видах. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются знания о правилах поведения при пожаре, коммуникативные навыки.

Предполагаемый результат: работая над проектом, у детей сформируется представление пожарной безопасности. Расшириться кругозор детей, сформируется познавательно-исследовательская активность

1. Реализация интеллектуального, познавательно - исследовательского проекта «Пожарная безопасность»

Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми во занятиях. Мы заметили, что дети с интересом слушают о помощи людям во время пожара. В разговорах и беседах выяснилось, что представления детей о пожарной безопасности поверхностны. Мы предложили детям узнать:

  1. Кто такие пожарные
  2. Как появилась пожарная часть
  3. Изучение литературы по теме «Пожарная безопасность»
  4. Проведение итогового занятия в старшей группе «Пожарная безопасность» ;
  5. Оформления уголка по пожарной безопасности;
  6. Папки-передвижки для детей и родителей по пожарной безопасности;
  7. Проведения конкурса на тему «Пожарная безопасность»
  8. Удостоверения для детей «Юный пожарный» .

Этапы проекта:

  1. Подготовительный
  2. Основной
  3. Заключительный
  4. I этап – подготовительный

Определить тему проекта

Определить цели и задачи

Создания картотеки стихов, загадок, пословиц, ребусов

Приобретение материалов для художественного творчества

Подбор сюжетных картинок и иллюстраций

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Пожар» , Л.Толстой «Пожарные собаки» .

Рассматривание плакатов, иллюстраций по теме «Пожар» .

Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?» .

Создание развивающей среды (иллюстрации, предметы быта, средства пожаротушения, дидактические и сюжетные игры) .

Вывод: Проделанная работа помогла нам заинтересовать детей и сплотить над общим делом. Они стали замечать детали и более углубленно изучать их. Родители также не остались безучастны, а стали больше интересоваться жизнедеятельностью детей в детском саду.

3. II этап - основной

Занятие на тему: «Если в доме случился пожар. Телефон 101» , «Большая беда от маленькой спички» , «Пожарная охрана» , «Собаки спасатели» , «Пожарные знаки» , «Пожарный – профессия героическая»

Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной безопасности) .

Дидактические игры «Что необходимо пожарному?» , «Лабиринт» , «Предметы-источники пожара» .

Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные» , «Служба спасения» .

Строительные игры «Пожарная часть» .

Просмотр видеофильма «Пожарная охрана» .

Экскурсия на территорию пожарной части, встреча с пожарными (ознакомление с пожарной техникой, со спецификой профессии пожарного) .

Чтение художественной литературы: пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» , рассказы о пожаре, стихи, загадки, пословицы.

Продуктивная деятельность Рисование «Пожарная машина» , «Кошкин дом» .

Разукрашивания картинок по пожарной безопасности.

Аппликация «Пожарная машина» , мелкая мозаика «Слон пожарный»

Конструирование из строительного материала «Пожарная часть»

Работа с родителями: газета на тему «Экскурсия в пожарную часть» , поделки и рисунки «Пожарная безопасность»

Вывод: таким образом, дети узнали много нового и интересного об истории пожарной безопасности, подробно познакомились с профессией пожарного.

Стали интересоваться о пожарной безопасности. Обогатили словарный запас. Родители приняли активное участие в мероприятиях и сами узнали много нового. Дети самостоятельно делали поделки, рисунки о пожарной безопасности.

III этап – заключительный

  • Комплексное занятие «Пожарная безопасность в природе» . Заучивание стихотворений из сборника «Спички не игрушки, огонь не забава» .
  • Театрализованная деятельность: драматизация «Кошкин дом» .
  • Информация в родительском уголке «Из истории пожарной службы»
  • Консультации для родителей: «Ребенок и огонь: обеспечим безопасность» .
  • Презентация проекта

Вывод: на данном этапе были выполнены все запланированные мероприятия, созданы поделки и рисунки вместе с родителями творчества «Пожарная безопасность» . После проведения всех мероприятий был проведен итог о проделанной работе, награждение участников конкурса и каждому ребенку было вручено удостоверение Юный пожарный

Работая над проектом, мы убедились, что метод проектов очень актуален и эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, применять полученные знания на практике, развивать творческие способности со взрослыми.

Литература

  • «Детская мультимедийная энциклопедия пожарной безопасности» Год выпуска: 2011 Издатель: ООО "Премьер-УчФильм"
  • «Пожарная безопасность в детском саду»
  • «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников» Автор/составитель: Кононова И.В. Издательство: Айрис-Пресс, Год: 2008
  • «Системы пожарной безопасности»
  • «Пожарная безопасность для дошкольников» Е. Ф. Прилепко Детство-Пресс, 2013 г.
  • Как обеспечить пожарную безопасность на объекте торговли Издательство:
  • Международная финансовая академия Год: 2010
Поделиться: