Переход на прямое абонирование по отоплению. Поддерживают беззаконие? Прямые платежи за коммунальные услуги и прямые договоры

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Михайлова О.Н.Дело № 33-3873/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О ЕО П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 27 мая 2016 года, по которому постановлено:

Признать незаконными действия открытого акционерного общества«Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию платы за электроэнергию, в том числе за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды с 01 сентября 2014 года, обязав открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» прекратить начисление и взимание с Кондратьевой Е*** А***, Кондратьева Н*** В*** платы за электрическую энергию, в том числе предоставленную на общедомовые нужды.

Обязать открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» произвести перерасчет платы за электрическую энергию, в том числе за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды с момента одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения с управляющей организацией.

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г.., объяснения представителя ответчика Андреёнок Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кондратьева Е.А., Кондратьев Н.В. обратились в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ОАО «Ульяновскэнерго» о признании незаконными действий ОАО «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, возложении обязанности по прекращению действий по начислению и взиманию платы за электроэнергию предоставленную на общедомовые нужды, возложении обязанности исключить из платежного документа начисление платы за электроэнергию предоставленную на общедомовые нужды, компенсации морального вреда.

Требования мотивировали тем, что они являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. К*** Многоквартирный дом находится в управлении ОАО «Городская управляющая компания Железнодорожного района». До 01.09.2014 плата за электроэнергию вносилась в ОАО «ГУК Железнодорожного района» через платежного агента ООО «УФ «РИЦ». С 01.09. 2014 плату за электроэнергию взимает непосредственно ОАО «Ульяновскэнерго», что не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных дома и жилых домов.

Они не были уведомлены об условиях договора электроснабжения с ОАО «Ульяновскэнерго», в том числе о существенных условиях. В настоящее время вследствие самовольного перевода на непосредственное абонирование ОАО «Ульяновскэнерго» они, как и другие собственники и пользователи помещений, несут убытки, так как оплачивают полный объем электроэнергии, исходя из показаний общедомового прибора учета. Таким образом, прямое абонирование ОАО «Ульяновскэнерго» ущемляет их права как потребителей.

Исполнителем коммунальных услуг является ОАО «ГУК Железнодорожного района». Оплата гражданами (в том числе и истцами), проживающими в многоквартирном доме №*** по улице К***, электрической энергии непосредственно ОАО «Ульяновскэнерго» не свидетельствует о возникновении договорных обязанностей между ресурсоснабжающей организацией и гражданами.

Летом 2015 года они обращались в ОАО «Ульяновскэнерго» с претензией, в которой просили устранить допущенное нарушение, однако до настоящего времени ответ не получен.

Просили признать незаконными действия ОАО «Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию платы за электроэнергию предоставленную на общедомовые нужды за период с 01 сентября 2014 года по 29 февраля 2016 года, возложить обязанность по прекращению действий по начислению и взиманию платы за электроэнергию, в том числе за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, возложении обязанности исключить из платежного документа начисление платы за электроэнергию, в томчисле за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды за период с 01 сентября 2014 года по 29 февраля 2016 года, взыскать компенсацию морального вредапо 2500 рублей каждому истцу.

Рассмотревзаявленные требования по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

В апелляционной жалобе ОАО «Ульяновскэнерго» просит отменить решение суда и принять новое решениеоб отказе в удовлетворении исковых требований.

Жалоба мотивирована тем, что суд не учел то обстоятельство, что с 01.09.2014 управляющая компания ОАО «ГУК Железнодорожного района» фактически прекратило осуществлять покупку электроэнергии у ОАО «Ульяновскэнерго» для нужд указанного многоквартирного жилого дома. С данного периода времени поставку электроэнергии истцам осуществляет непосредственно ОАО «Ульяновскэнерго», а жители, в том числе и истцы фактически потребляют поставленную электроэнергию. Считают, что суд не учел, что в случае возложения на ОАО «Ульяновскэнерго» обязанности по перерасчету (возврату) платы за электроэнергию, истцы должны будут вернуть полученное за данную плату (потребленную электроэнергию), что фактически невозможно. Считают, что тот факт, что получателем суммы в спорный период по оказанной услуге явилось ненадлежащее лицо, не свидетельствует о нарушении прав истцов, которые в силу закона обязаны оплачивать расходы по электроснабжению на общедомовые нужды. Перерасчет объёмов потребляемой электроэнергии при использовании общего имущества в многоквартирном доме был произведен в соответствии с нормативами. Суммы, выставленные истцам к оплате были равнозначны суммам, выставляемым ранее управляющей организацией. Полагают, что истцы злоупотребили правом, обратившись в суд с требованиями аналогичными исковым требованиям рассмотренным 19.02.2016 в Засвияжском районном суде г.Ульяновска. Считают, что у суда отсутствовали основания для взыскания компенсации морального вреда, поскольку истцами не было представлено достаточно доказательств, подтверждающих причинение им действиями ответчика физических и нравственных страданий.

Дело рассмотрено в отсутствие истцов, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.

Как следует из материалов дела, истцы Кондратьев Н.В. и Кондратьева Е.А. являются сособственниками кв.*** д.*** по ул. К*** г. Ульяновска. Управление многоквартирным домом осуществляетОАО «Городская управляющая компания Железнодорожного района».

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что между ОАО «Ульяновскэнерго» и ОАО «Городская управляющая компания Железнодорожного района» 01.07.2008 г. был заключен договор энергоснабжения , предусматривающий продажу электрической энергии в целях её использования при предоставлении такими исполнителями коммунальных услуг коммунальной услуги по электроснабжению пользователям помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.

Вместе с тем, ОАО «Ульяновскэнерго» в одностороннем порядке отказалось от исполнения договора с управляющей компанией, осуществляющей управление многоквартирным домом по адресу: г. Ульяновск, ул. К***, в связи с наличием перед ним задолженности за поставленную энергию в размере, превышающем ее стоимость за три расчетных периода, и с 01.09.2014 года ОАО «Ульяновскэнерго» производит расчет и выставляет, в том числе, истцам как собственникам жилого помещения, на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды в отсутствие решения общего собрания собственников помещений об оплате потребленной электрической энергии непосредственно ресурсоснабжающей организации.

Как следует из искового заявления и объяснений истицы, данных в судебном заседании, Кондратьевы Е.А. и Н.В. оспаривают начисление и взыскание платежей ответчиком за электрическую энергию на общедомовые нужды (ОДН).

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требованийКондратьевых, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

С доводами апелляционной жалобы нельзя согласиться по следующим основаниям.

В силу статей 153 , 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161

При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2 , 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:

При непосредственном управлении многоквартирным домом;

В многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;

В жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8 , 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.

Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Состоявшееся решение суда по делупо иску прокурора, на которое ссылается ответчик, не может служить препятствием для обращения граждан в суд с самостоятельными требованиями. Иск Кондратьевыхсодержит требования материально-правового характера, которые не разрешались при рассмотрении требований прокурора.

Поскольку требования истцов вытекают из отношений по предоставлению коммунальных услуг, то суд первой инстанции обоснованно исходя из положений законодательства о защите прав потребителей, установив нарушение прав истцов, взыскал с ответчика компенсацию морального вреда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционнойжалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 27 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» – без удовлетворения.

Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:

Исковые требования Кондратьевой Е*** А***, Кондратьева Н*** В*** удовлетворить частично.

Признать незаконными действия открытого акционерного общества«Ульяновскэнерго» по начислению и взиманию платы за электроэнергию предоставленную на общедомовые нужды с 01 сентября 2014 года, обязав открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» прекратить начисление и взимание с Кондратьевой Е*** А***, Кондратьева Н*** В*** платы за электрическую энергию предоставленную на общедомовые нужды.

Обязать открытое акционерное общество «Ульяновскэнерго» произвести перерасчет платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды с момента одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения с управляющей организацией.

Взыскать с открытого акционерного общества «Ульяновскэнерго»в пользу Кондратьевой Е*** А***, Кондратьева Н*** В*** в счет компенсации морального вреда по 1000 рублей каждому.

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества«Ульяновскэнерго» в доход муниципального образования «город Ульяновск» расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Председательствующий

15.04.2016 в 17:03

  • Печать
14 апреля председатель комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий Антонцев провел совещание, на котором рассматривались проблема задолженности жителей за потребленные коммунальные услуги и возможные варианты выхода из создавшейся ситуации. В совещании приняли участие заместитель председателя комитета Владимир Камеко и депутат Валентин Трубчанин, представители администрации города Ульяновска, ресурсоснабжающих и управляющих компаний, ТСЖ, надзорных органов, общественных организаций.

Многомиллионные долги жителей за коммунальные услуги, имеющие тенденцию с каждым годом увеличиваться, вызывают много вопросов, - отметил Геннадий Антонцев. – Нам важно понять из чего складывается задолженность, какова ее структура и причины, где пути решения проблемы, какая законодательная помощь в этом направлении сегодня требуется.

Согласно данным, представленным областным министерством строительства, ЖКК и транспорта, динамика прироста просроченной задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг настораживает. Если в 2012 году прирост этого показателя составлял 14 процентов к предыдущему году, то в 2015 он достиг уже уровня 28 процентов. По итогам прошедшего года жители Ульяновской области накопили более 2,2 млрд. руб. коммунальных долгов, что почти на 500 млн. руб. больше, чем в 2014 году. В профильном министерстве считают, что одной из основных причин образования задолженности населения в оплате ЖКХ-услуг является отрицательное отношение жителей к значительным изменениям законодательства в коммунальной сфере (начисление ОДН, двухкомпонентные тарифы на горячее водоснабжение, переход на посезонную схему оплаты услуг отопления, взносы на капремонт и др.). Свою роль играет и недостаточный уровень взаимодействия между управляющими организациями и уполномоченными органами – в частности, наблюдается низкий уровень взыскания задолженности с неплательщиков службой судебных приставов, мало внимания уделяется миграционной службой и правоохранительными органами работе с гражданами, проживающими без регистрации и не оплачивающими коммунальные услуги.

С вышеназванными причинами согласны и в администрации города Ульяновска. По словам начальника отдела планирования и экономического анализа городского Комитета ЖКХ Алексея Чернова, отрицательную роль в наращивании задолженности перед ресурсоснабжающими организациями играют также выпадающие доходы муниципальных компаний (управляющих, тепло- и водоснабжающих предприятий), когда собираемые ими с населения платежи не покрывают реальных расходов.

Выпадающие доходы муниципалов – это не проблема населения, - высказал свою позицию депутат Владимир Камеко. – Эта задолженность из-за несоответствия тарифа, морально устаревшего оборудования, вырабатывающего коммунальный ресурс, и неэффективного управления. Ни одна из этих причин не имеет прямого отношения к жителям, поэтому скидывать на них ответственность по этому показателю за рост долгов некорректно.

По мнению директора НП СРО «Симбирский дом» Григория Николаева, одна из причин возникновения огромной задолженности – отсутствие должной работы городских властей с должниками, проживающими в муниципальном жилье. «На один жилой квадратный метр муниципальной площади приходится в среднем одна тысяча рублей задолженности, а у приватизированного жилья этот показатель в Ульяновске равен ста рублям», - привел данные руководитель «Симбирского дома». Одним из путей выхода из долгового кризиса Григорий Николаев видит снижение порога на предоставление субсидии при оплате ЖКХ-услуг. Сейчас он в нашем регионе равен 22 процентам от дохода гражданина, предлагается установить его в пределах 10 процентов.

Директор Ульяновского филиала ООО «РИЦ» Виктор Сакун высказал мнение, что решить проблему задолженности может измененная схема управления коммунальными платежами. Функции управляющих компаний в этом случае должны быть сведены лишь к контролю за качеством предоставления коммунальных услуг, а оплату ресурсов необходимо производить в полном объеме строго по показаниям приборов учета и напрямую в адрес поставщиков газа, воды, тепла, электроэнергии.

Проблема прироста коммунальной задолженности актуальна в целом по всей стране, - сказал Геннадий Антонцев. – Сегодня в России долги за услуги ЖКХ достигли одного триллиона рублей. На федеральном уровне подготовлен законопроект, предусматривающий переход поставщиков тепловой и электрической энергии, горячей и холодной воды, а также газа на прямые договорные отношения с населением. По мнению экспертов, такая форма взаимоотношений позволит начать решать проблему долгов. Однако у нас возникают и другие вопросы, в частности, не повлечет ли это серьезных изменений для жителей и не приведет ли к новому росту коммунальных платежей?

Директор «Территориальное управление по теплоснабжению в городе Ульяновск» (филиал крупнейшего поставщика ПАО «Т Плюс») Сергей Гужев высказался за необходимость обязательного перехода на прямые отношения с собственниками жилья. Сегодня в областном центре по такой схеме уже выстроена работа с почти 60 тысячами горожан, когда они обслуживаются по прямым договорам с поставщиком тепла и горячей воды и вносят плату за ресурс непосредственно в его адрес. Как результат – сумма задолженности, исчисляющаяся миллионами рублей, начала сокращаться и уже не имеет тенденции к приросту.

Представители УМУП «Ульяновскводоканал» отметили неоднозначность прямого абонирования населения. Прежде всего, возрастет нагрузка на персонал водоснабжающей организации, потребуется привлечения новых кадров, хотя практика работы с жителями на предприятии уже имеется. Однако даже прямые договора с жителями не решат проблему долгов, если не будет выработана схема распределения оплаты разницы между общедомовыми и индивидуальными приборами учета, что также требуется закрепить на законодательном уровне.

Опытом работы по прямому абонированию населения поделился генеральный директор ОАО «Ульяновскэнерго» Максим Гейко. Энергосбытовая компания одной из первых среди ресурсников начала заключать договора с жильцами, минуя управляющие компании. «Если полтора года назад в Ульяновске собиралось порядка 75 процентов от суммы поставленной населению электроэнергии, то после перевода на прямое абонирование мы вышли на показатель от 90 до 98 процентов, - привел статистические данные Максим Гейко. – Результат существенный. Есть показания прибора учета - сколько потребил электричества дом, соответственно, столько за ресурс жильцами и должно быть оплачено в наш адрес. Если же возрастает при этом платеж за ОДН, то необходимо разбираться в его причинах, которые кроются в хищении и некорректной передачи данных индивидуальных счетчиков».

Проблема задолженности не должна в конечном итоге бить по кошельку собственника, - подчеркнул Геннадий Антонцев. – Жильцам не столь важно, по какому договору – прямому или непрямому – они оплачивают услугу. Их интересует качественный ресурс и понимание того, за что они оплачивают немалые счета. Мы должны детально проанализировать все предлагаемые федералами изменения во взаимоотношениях населения с ресурсоснабжающими организациями, обобщить уже наработанный в регионе опыт и высказать свою позицию разработчикам нового закона. Пока же отмечаем, что прямые договоры вряд ли позволят достичь главной их цели - снижения задолженности - поскольку для этого нужны не только изменения в договорных отношениях, но и в механизме учета. Например, за все ресурсы платить нужно только по приборам учета, а сдача показаний приборов должна быть обязанностью, а не правом. И главное - для снижения задолженности необходимо все же снижать платежи за ресурсы и повышать платежеспособность жителей.

Крупнейшая региональная теплогенерирующая компания - Ульяновский филиал «Т Плюс» - подвела итоги работы за минувший год. Обсуждение затронуло не только темы завершения отопительного сезона, грядущих нововведений во взаимодействии с абонентами, но и коснулось весьма простых вопросов, которые волнуют многих, но спросить напрямую не было возможности.

Встреча с топ-менеджментом «Т Плюс» проходила в демократической атмосфере. Заместитель директора Игорь Журавлев сразу попросил присутствующих и коллег общаться без пафоса, излишнего формализма и задавать представителям компании любые вопросы, вплоть до провокационных.

Одна из приятных новостей компании – в этом году исполняется 70 лет ТЭЦ-1, рабочие которой трудятся здесь поколениями. «Мы себя считаем компанией исключительно социально ориентированной, – рассказывает Игорь Журавлев. - Мы продаем тепло, электрическую энергию, мы их производим, а это наиболее важные продукты в нашей стране с точки зрения жизнедеятельности».

О том, из чего формируется тариф на тепло, почему оно не дешевое, особенно пару месяцев в зимний период, рассказал главный инженер Ульяновского филиала «Т Плюс» Дмитрий Дудинцев, который приехал в Ульяновск в прошлом году, но за это время успел полюбить наш город:

«На данный момент отопительный сезон мы закончили на 100%. Подходят к стадии завершения гидравлические испытания. Погода минувшей зимой нам благоволила, сильных морозов почти не было. Тем не менее, в компании принцип один – оборудование должно быть готово ко всем режимам работы: и в экстремально низких температурах, и в достаточно мягких условиях».

Зиму генерирующая компания пережила без аварий, как станционное, так и сетевое оборудование работало четко и безотказно. Сейчас в компании «Т плюс» наступает пора не менее «жаркая», чем прошедший отопительный сезон: организация входит в активную фазу ремонтной кампании. И, прежде всего, на сетях, где минувшие гидравлические испытания выявили почти две сотни повреждений.

По словам директора Территориального управления по теплоснабжению в г. Ульяновске Марата Феткуллова, в областном центре год от года идет сокращение неприятных инцидентов, происходящих на тепловых сетях.

Тенденция к снижению инцидентов в отопительный период есть, и мы надеемся, что в будущем сведем их совсем к минимуму, - говорит Феткуллов.

Энергетики часто слышат претензии в свой адрес из-за высоких тарифов. При этом потребители не задумываются о том, из чего эти тарифы складываются. Тариф на тепло складывается из нескольких позиций, куда входит и закупка газа и воды, и транспортировка готового продукта. Именно из-за нее, кстати, у потребителей разнятся цифры в платежках - например, цена тепловой энергии за гигакалорию на выходе со станции составляет 700 рублей, а за счет транспортировки через сети УМУП «Теплосервис» она вырастает до 1700!

ТОРМОЗ РАЗВИТИЯ – СТАРЫЕ ДОЛГИ

В настоящее время долги ульяновцев перед «Т плюс» выросли до 3,3 млрд рублей и это главная причина недофинансирования программы модернизации на предприятии. По словам директора Ульяновского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Сергея Гужева, вся аварийность, которая возникает в том числе и на сетях, - это следствие недофинансирования ремонтных программ: «Сколько нам должен наш потребитель, ровно эту величину мы не можем заложить на тот объем работ, который запланирован нами на начало года. Говоря о снижении аварийности, нужно отметить, что это просто героическая заслуга нашего персонала. Значит, мы грамотно выстраиваем гидравлическую схему, более внимательно относимся к нашему оборудованию, устанавливаем более щадящие режимы у потребителя». Прирост дебиторской задолженности остановить ни в одном регионе не удалось, и с наступлением кризиса проблема только усугубилась. Тем не менее, компания продолжает инвестировать собственные средства, в том числе и в социальные объекты Ульяновска.

ЭКОНОМИТЬ ТЕПЕРЬ ВЫГОДНО

Так, в прошлом году партнер «Т Плюс» - компания «ЕС Гарант» заключила энергосервисный контракт по установке системы погодного регулирования в бюджетных учреждениях города Ульяновска. Такое оборудование позволяет существенно экономить энергоресурсы, регулируя температуру в квартирах в зависимости от температуры за окном. Таким образом, по итогам прошедшего отопительного сезона общая экономия средств по 53 бюджетным учреждениям составила 17 млн. рублей. На вопрос журналиста сайт, в чем выгода ресурсоснабжающей организации при этом, в компании ответили, что главный приоритет «Т Плюс» – это продать ровно столько, за сколько потребитель готов заплатить.
«Учитывая ситуацию, в которой сейчас находится страна, понятно, что лишних денег ни у кого нет. Зачем отгружать продукцию на 17 млн. руб. больше и получить при этом еще большую задолженность бюджетников. Предприятию выгоднее производить столько, сколько требует и может оплатить клиент», - заявил Сергей Гужев.

Погодное регулирование – это очень выгодно и для рядовых потребителей. Все, что нужно жильцам – это собраться и принять решение установить в доме такое оборудование, - говорит Игорь Журавлев. – В конечном итоге можно экономить до 70% средств, это же бешеные деньги! В Ульяновске приборами погодного регулирования оснащены порядка трехсот домов. Всего «Т плюс» в нашем городе обслуживает около 3800 объектов, то есть 80%.

«Т ПЛЮС» ПРИЗЫВАЕТ К ПЕРЕХОДУ НА ПРЯМОЕ АБОНИРОВАНИЕ

О переходе на прямые расчеты с клиентами в компании задумались давно. Сейчас у ульяновцев есть возможность заключить прямой договор с РСО, что позволит обеспечить прозрачность расходования средств и лишит недобросовестных руководителей УК возможности задерживать на своих счетах средства, полученные от жильцов на оплату тепла.

Сейчас в Ульяновске завершаются гидравлические испытания, из-за которых во многих районах отключали горячую воду. Выявленные повреждения тепловых сетей устраняются в кратчайшие сроки. Там же, где повреждений не нашли, ГВС включили уже через три дня - филиалу «Т Плюс» по большей части достаточно этого времени, чтобы проверить надежность тепловых сетей.

Виктор Доронин
фото corpomir.ru

Счета за электроэнергию на ОДН в Ульяновске выставляют от фонаря.

Односторонний разрыв договоров на энергоснабжение с управляющими компаниями и перевод жителей домов на «прямое абонирование» со стороны «Ульяновскэнерго» предусматривают выставление счетов за ресурсы, потребляемые в местах общего пользования, без ограничения фактического объема нормативным потреблением. Согласно действующему российскому законодательству, такая норма применима только при непосредственном управлении многоквартирным домом и не может применяться при опосредованном управлении, то есть управляющей компанией. Почему в Ульяновске на очевидное и массовое нарушение со стороны монополиста закрывают глаза власти и правоохранительные органы?

Этот вопрос мы переадресовали представителям профессионального сообщества, которые «ввиду неспокойного времени» попросили не называть своих имен.

Долги УК – на шею жильцов

Формальным поводом к переводу жильцов жилых многоквартирных домов на так называемое «прямое абонирование» стал рост задолженности управляющих компаний за ресурсы, поставляемые ресурсоснабжающими организациями (РСО). Управляющие организации (УО), не желая решать проблему, предпочли договориться с поставщиками ресурсов и, манипулируя некоторыми нормами жилищного законодательства, допускающими двусмысленное толкование, разработали ряд изменений в договорные отношения, говорят эксперты. Ресурсникам и управленцам удалось, казалось бы, невозможное – они убедили жителей в том, что РСО теперь сама может стать не только поставщиком ресурсов, но и исполнителем коммунальной услуги, оказываемой «внутридомовым» потребителям, как известно, за отдельную плату. Никого не смутило, что по закону сфера ответственности РСО распространяется только до стен здания. В соответствии с этим принимаются и тарифы на их услуги.

Чтобы переложить так называемые «внутридомовые коммерческие потери» на жильцов, РСО вместе с управляющими организациями прекратили действие договора энергоснабжения, чем фактически освободили управляющие организации от исполнения ими обязанностей по содержанию общего имущества, установленных договором с собственниками. Однако прекращение договора энергоснабжения автоматически влечет прекращение договора оказания услуг по содержанию жилья, так как без потребления ресурсов оно невозможно. Исполнитель оказывается не способен выполнять условия договора по содержанию, и такой договор должен быть расторгнут.

Расчет инициаторов такой схемы был лишь на то, что власть закроет на нее глаза или, что еще лучше, поддержит «новацию». В итоге так и получилось. Управляющие компании перестали выполнять внутридомовые работы по контролю за объемами и платежами, ведению базы данных, предупреждению хищений и другие виды работ (сбытовые функции). При этом жильцы эту работу продолжают оплачивать управляющим компаниям.

Однако «Ульяновскэнерго» также не намерено выполнять сбытовых функций. Вся ответственность за работы по внутридомовому сбыту ресурсов теперь возложена на самих жителей. Главным распорядителем платежей в такой схеме стало ООО «РИЦ», которое руководствуется в расчетах основным принципом: рассчитывать по тем данным, которые собственники и пользователи предоставляют сами. Какие в этом случае могут быть претензии?

Проблема в том, что прекращение выполнения сбытовых функций внутри дома неизбежно привело к неуправляемому росту разницы между поставленным и потребленным ресурсом. Ведь исполнителем коммунальных услуг не осуществляются учет и контроль за потреблением ресурсов лифтами, арендуемыми помещениями, в процессе содержания общего имущества, мастерскими, подсобками и т.д., за которое должны рассчитываться лица, которые потребляют эти ресурсы.

В нынешней ситуации жильцы вынуждены платить в 40 раз больше за освещение лестничных клеток, хотя все расходы на ОДН измеряются прибором учета, отдельным от квартирного потребления. И неудивительно, что и УК, и РСО в восторге от своего изобретения, так как и работу, за которую получают деньги, можно не выполнять, и финансовая ответственность за расходы ресурсов на ОДН теперь тоже не возлагается ни на УО, ни на РСО. За все платят жильцы…

А в комитете кто?

В ряде регионов, где также пытались применить эту мошенническую схему, власти выступили с предложением к федеральным законодателям об исключении из законов тех мест, которые позволили ушлым дельцам трактовать их в свою пользу. В результате по поручению президента Владимира Путина в Жилищный кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым плата за коммунальные услуги ОДН с 1 апреля 2016 года будет включена в строку «содержание и ремонт жилья», а плата за них будет рассчитываться исходя из нормативов (подробно об этом «СК» писал в номере за 18 июля этого года).

И что же ульяновские власти? Внесенные поправки вызвали настоящий переполох в коммунальном сообществе, представленном региональным министерством промышленности, транспорта и ЖКК, комитетом ЖКХ и энергетики Законодательного Собрания и другими.

Спешно был собран актив лиц, «говорящих на одном языке», на котором и приняли решение с категорическим осуждением инициированных главой государства изменений.

По новым требованиям управляющие организации обязаны покупать плановый объем ресурсов, необходимых для исполнения услуг по содержанию. Эти обоснованные объемы должны быть утверждены собственниками, перед которыми исполнитель (УК) должен отчитаться за их рациональное расходование. Долгожданные поправки федералов в ЖК РФ более предметно определяют ответственность управляющих организаций за их исконные функции, отказ от выполнения которых привел к необоснованным платежам за ресурсы на ОДН. Последнее представители профессионального сообщества рассматривают как попытку дельцов нарушить дисциплину платежей и в конечном итоге добиться развала всей системы ЖКХ.

Кроме того, незаконные действия энергомонополистов, считают они, подрывают веру людей в способность власти противостоять беззаконию и отстаивать интересы граждан.

Именно против инициатив, направленных на защиту интересов граждан, выступили представители ульяновских властей, полагают эксперты.

Но если уж так сложилось, что членом профильного комитета ЖКХ является, например, глава филиала ВоТГК Трубчанин, а примкнувшими лицами – руководство исполнителей, субисполнителей и независимого (по всей вероятности, от жителей МКД) партнерства управляющих компаний, то было бы правильным проводить по таким вопросам поименное голосование. Тогда, следуя словам Владимира Высоцкого – «там поймешь, кто такой», – избирателям было бы проще делать правильный выбор.

Ульяновские управляющие организации (УО) предлагают собственникам перейти на прямые договоры с поставщиками всех коммунальных услуг. Такая схема, по мнению управленцев, во-первых, даст уверенность и гарантии собственникам, что их деньги за ЖКУ не «крутят» и не воруют. Во-вторых, избавит УО от долгов поставщикам ЖКУ (поскольку УО сегодня - посредники между жителями и поставщиками ЖКУ).

Шаг первый: договариваемся напрямую

18 апреля эта инициатива управляющих организаций обсуждалась на заседании рабочей группы по вопросу реализации постановления Правительства РФ №354 при администрации Ульяновска. Анатолий ЯШАНОВ , директор ООО «Строительно-монтажное управление», и Григорий НИКОЛАЕВ , директор некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Симбирский дом», выказали свои аргументы «за» прямые договоры.
Почему директора обратились к городской власти? Потому что администрация является собственником приличной части жилфонда, а для перехода на прямые договоры нужно решение общих собраний, в проведении которых власть может выступить инициатором. Также власть может помочь в обсуждении инициативы с поставщиками ресурсов (а на заседание рабочей группы приглашаются руководители ВоТГК, «Гортеплосервиса», «Водоканала», Департамента цен и тарифов, Комитета ЖКХ).

Прямые договоры: опыт соседей

Толчком к обсуждению перехода на прямые договоры стало сообщение из Волгограда: «Волгоградское правительство требует от мэрии Волгограда активнее проводить общие собрания жильцов с целью перевода собственников квартир на прямые платежи за тепло и воду». Эта мера была инициирована руководством области в ответ на кризисную ситуацию в системе городского ЖКХ.

Хронические неплатежи управляющих компаний и отсутствие за ними должного муниципального контроля привели к многомиллионным долгам. Только двум муниципальным ресурсоснабжающим организациям - «Водоканалу» и «ВКХ» - управляющие компании не доплатили более 2,5 млрд. рублей.

УК необходимо полностью исключить из цепочки платежей, полагают в областном правительстве. «Если сегодня власти города Волгограда сумеют организовать общие собрания жильцов и перевести всех собственников квартир на прямые платежи, это позволит восстановить систему коммунальных взаиморасчетов», - считает вице-премьер волгоградского правительства Валентина ГРЕЧИНА . Однако пока, по ее словам, темпы этой работы в Волгограде оставляют желать лучшего. Мэрия сумела провести собрания лишь в трети жилого фонда города, причем кворум во многих случаях отсутствовал.

Городским властям поставлена задача: до 1 мая завершить перевод жителей на прямые платежи. «Принять такое решение собственники могут и заочно, однако объяснить людям суть вопроса и организовать голосование - это прямая обязанность местных властей», - подчеркнула Валентина ГРЕЧИНА. В ближайший месяц собраниями жильцов должно быть охвачено не менее 6 тысяч многоквартирных домов города Волгограда».

Вот такая ситуация в Волгограде.

Анатолий ЯШАНОВ по этому поводу высказался в одном из своих интервью: «Чтобы навести порядок в сфере управления многоквартирными домами, на мой взгляд, надо поступить, как в Волгограде, где в ответ на кризисную ситуацию в системе ЖКХ власть приняла решение до 1 мая перевести собственников на прямое абонирование по теплу и на водоснабжение с поставщиками этих услуг. Случись такая инициатива в Ульяновске, управляющие компании первыми откликнулись бы на нее, проводили бы собрания, убеждали людей... Все управляющие компании мечтают выйти из цепочки платежей и долгов населения за коммунальные ресурсы. Если бы это произошло, не было повода говорить, что мы виноваты в долгах перед энергетиками и в росте платежей за коммунальные ресурсы - перед населением. Никто бы не говорил, что плата на коммунальные услуги растет, потому что управляющие компании наживаются».

18 апреля Григорий НИКОЛАЕВ поддержал ту же идею, приведя в пример Иваново (с населением около 400 тысяч человек). В городе введены прямое абонирование и оплата по всем коммунальным услугам. Расчеты за ЖКУ в Иваново производятся по квитанциям поставщиков услуг: за электроэнергию - от «Ивгорэнергосбыта»; ГВС и водоотведение - «Водоканала»; отопление и ГВС - МУП «ИГТСК»; газ - «Газпром межрегионгаз Иваново», «Ивановооблгаз».

К пилотному варианту готовы

В общем, сегодня цепочка договоров выстроена так, что, не оплачивая ЖКУ (причины долгов - тема другого разговора), жители делают должниками управляющие организации…

В прошлом году, избавляясь от долгов, которые на нее «навешали» собственники, УК «Аметист» провела кампанию по переводу большинства управляемого жилфонда в непосредственное управление (НУ). При таком способе управления заключение договоров на поставку ЖКУ каждым собственником становится обязательным. То есть, «Аметист» и от долгов избавился, и статус сменил: из управляющей организации превратился в обслуживающую…
Но Жилищный кодекс РФ позволяет изменить цепочку договоров, не меняя способа управления. Именно такой вариант и предложили ЯШАНОВ и НИКОЛАЕВ. Более того, прямое абонирование в Ульяновске, как оказалось, уже давно используется, правда, пока только одним поставщиком коммунального ресурса, а именно - газа. То есть опыт есть, и за ним даже не надо ездить в другие города. Надо лишь применить, скопировав договорные взаимоотношения потребителей с газовиками на другие виды коммунальных ресурсов.

В общем, лед тронулся: Анатолий ЯШАНОВ заявил о готовности «СМУ» стать пилотной управляющей организацией по переходу на прямые договоры, СРО «Симбирский дом» уже проводит рабочие совещания с поставщиками ЖКУ…

Главный - собственник

Переход на прямые договоры - процесс, на самом деле, непростой. И важно «на берегу» оценить все риски, изучить подводные камни. Поэтому сейчас оценивают свою роль в новой договорной схеме все: РИЦ, «Водоканал», ВоТГК, Комитет ЖКХ...

Но главное, чтобы задумались, поняли и оценили последствия сами собственники. Поэтому к теме прямых договоров мы скоро вернемся.

Поделиться: