Все о запросах котировок.

Участник имеет право выбрать, как подавать котировки. По закону это можно сделать как в бумажном виде, так и в форме электронного документа, подписанного ЭЦП. Главное условие — конфиденциальность информации.

Хотя закон и допускает подачу в дистанционной форме, фактически воспользоваться этой возможностью нельзя. В ЕИС пока не реализован необходимый функционал. Согласно п. 2 Постановления Правительства от 23.01.2015 № 36, Кабинетом министров Федеральному казначейству было поручено обеспечить возможность направления пакета документов на участие в определении поставщика через ЕИС не позднее 01.01.2017. Затем этот срок был перенесен на 01.01.2018.

Кроме постановления, обратим внимание на законопроект № 623906-6, который предлагает убрать из ст. 77, Закона № 44-ФЗ формулировки, которые касаются подачи заявок в цифровой форме. Планируется добавить совершенно новый параграф, который и будет регламентировать проведение такой процедуры в цифровой форме для сделок на сумму не более 500 000 руб. При этом сроки и место публикации извещения и проекта контракта, внесения в них изменений останутся прежними.

Подача предложений для такой процедуры планируется через ЭТП только . А заявка будет состоять из одной части и предложения новой цены, подписанных ЭЦП.

Как подать заявку по электронной почте

Остро стоит вопрос о возможности направить заказчику заявку по e-mail, которая указана в извещении. Судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Например, Верховный Суд 28.03.2016 по делу № 304-КГ16-1289 определил, что ссылку заказчиком в извещении о запросе котировок на электронный адрес без формулировки о том, что предложения подаются участниками через ЕИС, следует квалифицировать как допускающую подачу заявки на участие в запросе котировок на e-mail заказчика.

Комплексный анализ норм 44-ФЗ приводит нас к совершенно противоположным выводам. Вполне очевидно, что электронный документ и электронное письмо — два разных документа. При этом e-mail, который указан в документации, носит сугубо справочный характер и юридически не дает права направлять на него заявки. Письмо, которое направлено на e-mail, не обеспечивает конфиденциальности, а также не гарантирует, что заказчик его получит.

Эти выводы подтверждаются практикой антимонопольной службы, которая свидетельствует о недопустимости включения положений об электронной подачи в запросе котировок. Вместе с тем жалобы поставщиков об ограничении способа подачи заявок бумажным видом также признаются необоснованными.

Резюмируя вышеизложенное, направляя предложение по электронной почте, вы рискуете получить отказ. После этого, если вы решите доказать, что вы правы, опираясь на определение Верховного суда, вас ожидают серьезные издержки и долгие судебные тяжбы. Намного целесообразнее собрать стандартный пакет документов и направить его заказчику в живом виде нарочно или через курьера.

Стандартный набор на запрос котировок

Объявляя такую процедуру, заказчик размещает в ЕИС извещение, которое включает форму для заполнения поставщиком, а также перечень других обязательный требований:

  1. Наименование и реквизиты участника.
  2. Согласие выполнить условия, указанные в извещении.
  3. Наименования и (при наличии).
  4. Цена контракта.
  5. Документальное подтверждение права участника на получение ( , 44-ФЗ).
  6. ИНН учредителей поставщика или физического лица.
  7. (при закреплении ограничений для таких субъектов).
  8. Подтверждение соответствия товара условиям допуска либо .

Закон запрещает заказчику требовать другие документы и сведения, кроме перечисленных выше.

Если подана одна заявка на котировку либо не подано ни одной, то закупочную процедуру признают ().

Подача заявок на особенные процедуры

Ежегодно заказчики составляют реестры поставщиков, которые в чрезвычайной ситуации (например, природные и техногенные катаклизмы) смогут быстро и без предварительной оплаты (с отсрочкой платежа) поставить жизненно важную продукцию.

Только поставщики из такого реестра могут подавать предложения на соответствующие запросы котировок.

Для закупочной процедуры заказчик также публикует в ЕИС извещение, на основании которого участники подготавливают свои предложения. Далее закупка проводится в обычном порядке.

Первая заявка на запрос котировок: с чего начать и как правильно подготовить?

Положениями ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44) определен исчерпывающий перечень конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которые могут использоваться заказчиками при осуществлении закупок. Среди приведенных способов закупок указан запрос котировок.

В данной статье, которая в большей степени ориентирована на участников закупок, желающих разобраться в вопросах участия в запросе котировок и в подготовке своей первой заявки, будут подробно разъяснены основные случаи и особенности проведения запроса котировок, а также приведен пошаговый алгоритм участия в данном способе закупки, начиная от поиска закупок по интересующей тематике и до заключения контракта.

В соответствии с ч. 1. ст. 72 ФЗ № 44 под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения о проведении запроса котировок, и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Запрос котировок - один из наиболее простых и востребованных способов закупки как для заказчиков, так и для участников закупки, и на это есть ряд объективных причин.

Преимущества в проведении запроса котировок для заказчика:

  • короткие сроки проведения закупки (всю процедуру закупки вместе с опубликованием извещения, формированием протокола и подписанием контракта можно осуществить за 12-16 рабочих дней);
  • однолотовость;
  • не требует разработки объемной закупочной документации;
  • отсутствие необходимости разъяснения положений извещения;
  • минимум временных затрат по рассмотрению заявок (в отличие от конкурсов, аукциона в электронной форме и запроса предложений);
  • формирование всего лишь одного протокола по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Преимущества участия в запросе котировок для участника закупки:

Говоря о преимуществах данного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не стоит забывать о его недостатках. В запросе котировок основным критерием выбора победителя является самое низкое ценовое предложение (при условии соответствия заявки участника закупки требованиям извещения), никакие другие критерии оценки не используются. Как очевидно, это достаточно опасный подход, который может привести на практике к возникновению серьезных проблем у заказчика на этапе исполнения обязательств по контракту со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), т. к. низкая цена - это не всегда гарантия поставки товара надлежащего качества, выполнения работ и оказания услуг посредством использования качественных материалов и т. д.

Особенности запроса котировок

При этом ФЗ № 44 допускает проводить запрос котировок в размере, не превышающем

10 % совокупного годового объема закупок заказчика. Общая стоимость закупок, проведенных данным способом, не должна составлять более чем 100 млн рублей.

  • запрос котировок по общим правилам осуществляtтся в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) по одной процедуре закупки не превышает 500 тыс. рублей. Однако в ст. 75, 76 и 82 ФЗ № 44 предусмотрены случаи, при которых проведение закупки путем запроса котировок может осуществляться независимо от цены контракта , но это более частные случаи, на которых мы не будем подробно останавливаться в настоящей статье;
  • проект контракта является обязательной и неотъемлемой частью закупки;
  • победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта;
  • запрос котировок - это единственная форма закупки, у которой продлевается срок подачи заявок на 4 рабочих дня, в случае если запрос котировок признан несостоявшимся в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки;
  • составляется только спецификация (технические характеристики) закупаемого товара, работы, услуги.

Порядок проведения запроса котировок



НМЦК До 250 000 руб. До 500 000 руб.
Сроки подачи заявок Не < 4 раб. Не < 7 раб. дней до даты окончания подачи заявок.
Форма подачи заявки

Письменная форма в запечатанном конверте,

Электронная форма.

Объект закупки Любой товар, работа, услуга.
Количество лотов Только 1
Действия Внесение изменений в извещение Не позднее чем за 2 раб. дня до даты истечения срока подачи заявок.

Если сумма < 250 000 руб., срок подачи заявок продлевается так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания приема заявок такой срок составлял не менее чем 4 раб. дня.

Если сумма > 250 000 руб., но < 500 000 руб., срок подачи заявок продлевается так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания приема заявок такой срок составлял не менее чем 7 раб. дней.

Отмена закупки Не позднее чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок (ч.1 ст. 36 ФЗ № 44).
Разъяснение результатов закупки Разъяснение результатов рассмотрения и оценки заявок предоставляется заказчиком в течение 2 раб. дней с даты поступления запроса.
Изменение, отзыв заявки Участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок только при условии, что заказчиком были внесены изменения в извещение о закупке.
Срок заключения контракта Не ранее чем через 7 дней не позднее чем через 20 дней .

Шаг 1: поиск закупок

Поиск закупок, в том числе проводимых путем запроса котировок, осуществляется на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru. Для первоначального поиска закупок рекомендуется использовать функционал расширенного поиска сайта, который предоставляет возможность поиска закупок интересующей участника закупки тематики.

Специалисту участника закупки для успешного поиска закупок необходимо заполнить (как минимум) нижеприведенные поля формы для поиска, представленной на www.zakupki.gov.ru:

- наименование закупки (например, «сплит-система», «бытовая химия», «оказание образовательных услуг», «текущий ремонт»);

- выбрать субъект РФ , в котором находится потенциальный заказчик (например, Московская область, Ростовская область), или по удаленности ту территорию, в пределах которой участник готов исполнять обязательства по исполнению заключенного контракта;

- указать этап закупки «Подача заявок».

Работа участника закупки на сайте www.zakupki.gov.ru осуществляется без прохождения процедуры регистрации. Вся информация о проводимых закупках находится в открытом доступе и предоставляется бесплатно.

В случае наличия 19-значного номера извещения запроса котировок поиск осуществляется путем ввода номера закупки в соответствующее поле быстрого поиска.

Шаг 2: подача и оформление заявки

Участнику закупки, который впервые осуществляет подготовку заявки на участие в запросе котировок, следует учитывать, что подаваемая заявка должна полностью соответствовать требованиям, установленным в ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44 , поскольку в противном случае существует вероятность ее отклонения со стороны заказчика и комиссии по осуществлению закупок. Рекомендуется перед оформлением заявки внимательно прочитать извещение о закупке, условия, изложенные в проекте контракта, ознакомиться с требованиями по оформлению заявки, указанными не только в извещении, но и непосредственно в самом ФЗ № 44. В вопросе подготовки любой заявки на участие в закупке важна каждая мелочь.

Заявку на запрос котировок может подать абсолютно любое заинтересованное лицо в сроки, установленные в извещении.

Каждый участник закупки вправе подать только одну котировочную заявку.

В соответствии с ч. 2 ст. 77 ФЗ № 44 заявка может быть подана в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа . Форма подачи котировочной заявки определяется по усмотрению участника закупки, но фактически до тех пор, пока не начала функционировать ЕИС, заявки на запрос котировок в форме электронного документа заказчиками не принимаются, о чем чаще всего сделана соответствующая пометка в извещении о проведении закупки. Но несмотря на это, некоторые заказчики допускают подачу заявки на запрос котировок в форме электронного документа на адрес электронной почты, при условии ее подписания усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Содержание заявки

Заявка на участие в запросе котировок оформляется путем заполнения формы, приложенной заказчиком к данной закупке и размещенной на сайте www.zakupki.gov.ru.

Согласно ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44 заявка на участие в запросе котировок должна содержать:

1) Наименование, место нахождения (для юр. лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки.

2) Согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.

Примечание. Согласие предоставляется в произвольной форме, как правило, заказчик в типовой форме заявки прописывает стандартный текст «Участник закупки ___________ согласен исполнять условия контракта, указанные в извещении».

Наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара должны быть сформулированы максимально точно и не должны сопровождаться перечислениями (например, «или красная», «или синяя», «или зеленая»), промежуточными значениями («от» и «до», «с» и «по», например, «высота шкафа от 175 см до 185 см») и словами «или эквивалент», за исключением тех случаев, когда конкретным значением для той или иной характеристики является диапазон, т. к. заказчик обязательно должен знать, какой товар ему будет поставлен по итогам определения поставщика (подрядчика). Участник закупки при подготовке заявки должен предлагать к поставке товары с такими характеристиками, которые не выходят за пределы диапазонов, установленных заказчиком в извещении о закупке.

3) Предложение о цене контракта.

Примечание. ФЗ № 44 не предусматривает необходимость указания в составе котировочной заявки цены за единицу товара, но в случае если типовая форма заявки содержит подобное требование, то его следует соблюсти во избежание возникновения рисков отклонения заявки участника закупки.

4) Документы, подтверждающие право участника на получение преимуществ в соответствии со ст. 28 - 29 ФЗ № 44 (учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов).

Примечание. В данном случае участнику закупки - организации уголовно-исполнительной системы - необходимо предоставить в составе заявки в произвольной форме требование о том, что он претендует на получение преимуществ согласно ст. 28 ФЗ № 44 (п. 2 Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта»). В случае если в качестве участника закупки выступает организация инвалидов, то на основании п. 4. Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» такая организация инвалидов, признанная победителем, представляет заказчику требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ уже после подведения итогов по закупке. Таким образом, для того чтобы исполнить норму, установленную в п. 3 ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44, участнику закупки необходимо приложить в составе котировочной заявки, например, копию устава, свидетельствующую о его принадлежности к данной категории субъектов.

5) Идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) при наличии:

ИНН учредителей;

ИНН членов коллегиального исполнительного органа, лица;

ИНН исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.

Примечание. Указывается в письменной форме, предоставлять свидетельство о постановке на учет в налоговом органе нет необходимости.

6) Декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СОНКО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ФЗ № 44.

Примечание. Декларация о принадлежности к СМП/СОНКО предоставляется в произвольной форме, чаще всего в типовой форме заявки содержится подобная формулировка, которую следует заполнить. Например, «Участник закупки ООО «________________» настоящим подтверждает, что относится к субъектам малого предпринимательства в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Таким образом, ООО «__________________» имеет преимущества в соответствии со ст. 30 ФЗ № 44».

7) Документы , подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со ст. 14 ФЗ № 44, либо заверенные копии данных документов.

Примечание. Т. к. в соответствии с положениями ст. 14 ФЗ № 44 при осуществлении закупок допускается как поставка товаров российского происхождения, так и иностранного, следовательно, если к объекту закупки применяется национальный режим, то участнику закупки в составе котировочной заявки согласно положениям действующего законодательства следует приложить сертификат о происхождении товара формы СТ-1 или акт экспертизы, которые выдаются Торгово-промышленной палатой РФ.

Требовать от участника предоставления иных документов и информации, за исключением вышеперечисленных, заказчику не допускается.

Оформление документов

Заявка участника закупки должна быть оформлена на фирменном бланке (при наличии такового), подписана руководителем организации участника закупки и скреплена печатью (при наличии таковой). Документы, прилагаемые к котировочной заявке, могут оформляться как приложения к заявке. В случае предоставления копий документов их следует заверить надлежащим образом.

Оформленная заявка упаковывается в конверт, запечатывается, на конверте следует указать: номер извещения, наименование и адрес заказчика, а также желательно указать, до какого времени не следует вскрывать конверт с заявкой. Это рекомендуется делать во избежание вскрытия конверта ранее установленного срока, например, секретарем организации заказчика, который, как правило, занимается вопросами входящей и исходящей корреспонденции.

Примечание. На конверте с котировочной заявкой указывать наименование участника закупки необязательно, поскольку участие в процедуре закупки предполагает отсутствие возможности для просмотра содержания заявки до момента вскрытия. Поэтому рекомендуется в данном вопросе соблюдать конфиденциальность до начала вскрытия комиссией по осуществлению закупки конвертов с заявками.

Шаг 3: порядок приема заявок

Котировочная заявка может быть направлена в адрес заказчика с помощью почтовой связи или доставлена лично по адресу, указанному в извещении. Следует учитывать то обстоятельство, что если представитель участника закупки лично доставляет котировочную заявку, то ему необходимо иметь в наличии паспорт и доверенность на право подачи заявки от имени участника закупки.

При этом в соответствии с ч. 3 ст. 77 ФЗ № 44 заявка должна быть зарегистрирована заказчиком в журнале регистрации заявок. Отказ в приеме и в регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации со стороны заказчика не допускаются.

Законодатель обязывает заказчика обеспечить сохранность конвертов с поданными заявками, их защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность. Кроме этого, заказчик обязан обеспечить рассмотрение заявок только после вскрытия конвертов с такими заявками. Лица, осуществляющие хранение конвертов с котировочными заявками, не вправе допускать повреждение этих конвертов до момента их вскрытия. За подобное нарушение требований виновные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством.

По общим правилам заявки на участие в запросе котировок, поданные после окончания срока подачи заявок, указанного в извещении, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются лицам, подавшим такие заявки.

Прием заявок прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок.

Шаг 4: изменение и отзыв заявки

Изменять и отзывать котировочную заявку участник закупки не вправе, за исключением случая, если заказчиком были внесены изменения в извещение. Таким образом, если у участника закупки возникла такая необходимость, следует ориентироваться на нормы, установленные в ч. 1 ст. 77 ФЗ № 44.

Примечание. Если у участника закупки возникла потребность в отзыве заявки, а заказчиком при этом не вносились изменения в извещение о закупке, то в этом случае можно воспользоваться нормой, указанной в ч. 4 ст. 78 ФЗ № 44, в соответствии с которой в случае установления факта подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок на участие в запросе котировок при условии, что поданные ранее такие заявки этим участником не отозваны, все заявки на участие в запросе котировок, поданные этим участником, не рассматриваются и возвращаются ему.

Шаг 5: принятие решения по закупке и определение победителя

Вскрытие всех поступивших конвертов с котировочными заявками, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день.

Котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении. На процедуре вскрытия вправе присутствовать участники закупки, подавшие заявки, или их представители. В случае их отсутствия вскрытие будет осуществлено в плановом порядке.

Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками котировочная комиссия обязана объявить участникам запроса котировок, присутствующим при вскрытии, о дополнительной возможности подачи заявок. Подобное действие направлено на предоставление дополнительного шанса поучаствовать в запросе котировок тем участникам, которые не успели подать заявки в сроки, установленные извещением.

Котировочной комиссией при вскрытии конвертов с заявками озвучивается следующая информация:

  • информация о месте, дате, времени процедуры вскрытия конвертов;
  • наименование (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии) (для физического лица);
  • почтовый адрес каждого участника запроса котировок, подавшего заявку;
  • предложения о цене контракта, указанные в заявках;
  • иную информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок.

При вскрытии конвертов с заявками заказчик обязан осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов. Любой участник запроса котировок, присутствующий при вскрытии конвертов, также вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов.

Победителем запроса котировок согласно ч. 6 ст. 78 ФЗ № 44 признается участник запроса котировок, подавший заявку, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.

Если наиболее низкая цена товара, работы или услуги предложена несколькими участниками, то победителем признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок, в которых предложена такая же цена.

Все основания для отклонения котировочных заявок определены в ч. 7 ст. 78 ФЗ № 44. Комиссия по осуществлению закупки не рассматривает и отклоняет заявки, если:

  • заявки не соответствуют требованиям, установленным в извещении;
  • предложенная в заявках цена товара, работы или услуги превышает НМЦК, указанную в извещении;
  • участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44.

Отклонять заявки по иным основаниям, не предусмотренным законодательством, запрещается.

По результатам рассмотрения и оценки заявок оформляется протокол. Сформированный протокол рассмотрения и оценки заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членам комиссии и в день его подписания размещается в ЕИС.

Таким образом, участнику закупки следует осуществлять мониторинг результатов проведения запроса котировок на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru, т. е. следить за размещением протокола, чтобы узнать, кто стал победителем по закупке.

Отметим, что согласно ч. 10 ст. 78 ФЗ № 44 любой участник запроса котировок, подавший заявку на участие, после размещения протокола рассмотрения и оценки заявок на сайте www.zakupki.gov.ru вправе направить заказчику в письменной форме или в форме электронного документа запрос о даче разъяснений результатов рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок. В свою очередь, заказчик обязан предоставить участнику, подавшему запрос, соответствующие разъяснения в письменной форме или в форме электронного документа в течение 2 рабочих дней с даты поступления указанного запроса.

По общим правилам протокол рассмотрения и оценки заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение 2 рабочих дней с даты подписания протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением, и цены, предложенной победителем в котировочной заявке.

Шаг 6: заключение контракта

В соответствии с ч. 13 ст. 78 ФЗ № 44 контракт по результатам проведения запроса котировок может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

Важно понимать, что контракт в соответствии с положениями ФЗ № 44 должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением, по цене, предложенной в заявке победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.

Если извещением о закупке была предусмотрена необходимость предоставления обеспечения исполнения контракта, то следует помнить, что одновременно с подписанным контрактом победитель по закупке или участник, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя, обязан предоставить заказчику документ, подтверждающий обеспечение обязательств по контракту. В качестве такого документа согласно ч. 3 ст. 96 ФЗ № 44 может выступать банковская гарантия или платежное поручение, подтверждающее внесение денежных средств на счет заказчика в установленном размере.

В случае если после направления заказчиком победителю по закупке проекта контракта на подпись, победитель не представил подписанный контракт или документ, подтверждающий обеспечение обязательств по контракту, в срок, указанный в извещении, то такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта (ч. 11 ст. 78 ФЗ № 44).

В случае признания победителя запроса котировок уклонившимся от заключения контракта заказчик может по своему усмотрению обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии такого участника с участником, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок, если цена контракта не превышает НМЦК, указанную в извещении о проведении запроса котировок.

Если от заказчика последовало подобное предложение участникам, указанным выше, то заключение контракта для них является обязательным. В случае уклонения этих участников от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и повторно провести запрос котировок.

При этом отказ от заключения контракта для победителя и участника закупки, которому было предложено заключить контракт в случае уклонения победителя, чреват для обоих участников включением в реестр недобросовестных поставщиков сведений как о юридическом лице, так и о физических лицах (об учредителях, членах коллегиального исполнительном органа), выступающих на стороне такого участника закупки.

Признание запроса котировок несостоявшимся

Если по результатам проведения закупки запрос котировок признан несостоявшимся, то в соответствии с ч. 1 ст. 79 ФЗ № 44 заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем ) согласно п. 25 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44.

К основным случаям признания запроса котировок несостоявшимся относятся следующие случаи:

1) если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям ФЗ № 44 и требованиям, указанным в извещении;

2) если по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна заявка признана соответствующей требованиям ФЗ № 44 и требованиям, указанным в извещении.

Таким образом, в случае наличия единственной заявки, признанной комиссией по осуществлению закупки соответствующей требованиям, заключение контракта для обеих сторон является обязательным, несмотря на статус закупки «несостоявшийся запрос котировок».

Также запрос котировок признается несостоявшимся в случае, если:

  • котировочной комиссией отклонены все поданные заявки;
  • не подано ни одной заявки на процедуру закупки.

В случае если по результатам рассмотрения котировочных заявок комиссией отклонены все поданные заявки, то заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на 4 рабочих дня и в течение 1 рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в ЕИС извещение о продлении срока подачи заявок.

Надеемся, что, ознакомившись с данной статьей, начинающий участник закупочного процесса компании поставщика (подрядчика, исполнителя) сможет правильно подготовить свою первую котировочную заявку, которая будет отвечать всем требованиям действующего законодательства.

Кроме того, Единый центр консультаций по госзакупкам рекомендует потенциальным участникам закупок со своей стороны всегда перед подготовкой заявки еще раз внимательно ознакомиться с положениями ФЗ № 44 в актуальной редакции, которые регламентируют порядок проведения и участия в запросе котировок. Возможно, в закон в данной части были внесены какие-либо изменения, и знание этого поможет правильно подготовить заявку, тем самым сократив риски ее отклонения комиссией по осуществлению закупок.

допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Запрос котировок в рамках госзакупок проводится на основании федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ . Главные преимущества запроса котировок — это короткие сроки проведения и простая форма заявки на участие. Дополнительным плюсом является то обстоятельство, что заказчик не обязан требовать обеспечение заявки и обеспечение контракта. Наш материал поможет разобраться в различных вопросах, связанных с котировками: когда и каким способом подать заявку, в какой момент следует подписать контракт в случае победы, как отстоять свои права, если они нарушены.

В каких случаях проводится запрос котировок

Не исключено, что котировочная комиссия отклонит все заявки. Тогда срок приема заявок продлевают еще на четыре рабочих дня. Об этом заказчик должен сообщить в ЕИС в течение одного рабочего дня.

Если после продления комиссия снова не примет ни одной заявки, заказчик откажется от этой закупки и проведет другую — тем же либо каким-то иным способом. Информация о том, что запрос котировок не состоится, немедленно публикуется в ЕИС и отправляется каждому участнику, подавшему заявку. С этого момента закупка считается отмененной.

Обратите внимание: для работы в ЕИС, а также для участия в отдельных видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Разбираемся, как установить критерии оценки поступивших предложений на запросе котировок и как правильно заполнить протокол оценки и сопоставления заявок.

Критерии оценки котировочных заявок по 44-ФЗ

Согласно ч. 1 ст. 32 44-ФЗ, заказчик для проведения процедуры оценки заявок должен руководствоваться следующими критериями, установленными в закупочной документации:

  • цена контракта;
  • расходы на использование, эксплуатацию ТРУ;
  • функциональные особенности и качественные (в том числе, экологические) характеристики объекта заказа;
  • квалификация участников закупки.

Возможные критерии оценки котировочных заявок - это, в первую очередь, цена контракта, а также дата и время подачи заявки. Последний критерий применяется в том случае, когда участники закупки подали одинаковое предложение о цене в ЗК. Основной критерий оценки при проведении ЗК - ценовой. Согласно ч. 9 ст. 32 44-ФЗ, заказчик не вправе устанавливать иные критерии оценки, кроме тех, что определены действующим законодательством.

Рассмотрение заявок при проведении запроса котировок

ЗК - это максимально упрощенная для всех участников закупки процедура. Вскрытие конвертов, просмотр заявок в электронной форме, рассмотрение, анализ и оценка поступивших предложений производятся в течение одного рабочего дня. Саму процедуру определения результатов ЗК можно условно разделить на несколько этапов.

Этап 1. Подача и регистрация КЗ

КЗ подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте либо в форме электронного документа. Заказчику запрещено просматривать информацию в поданной котировочной документации до момента ее рассмотрения, указанного в извещении о закупке.

Все КЗ должны быть зарегистрированы в специальном журнале с указанием не только даты подачи, но и конкретного времени получения конверта или электронного письма. Поданный документ нельзя корректировать или отзывать (кроме случаев, когда заказчик сам меняет условия закупки в извещении - ч. 1 ст. 77 44-ФЗ). Нельзя отказать в регистрации, если на конверте не указаны сведения о лице, подавшем документ. Согласно ч. 4 ст. 78 44-ФЗ, если поставщик направил две или более КЗ, то они не рассматриваются и подлежат отклонению. КЗ, поданные после окончания срока подачи, не регистрируются и не рассматриваются.

Этап 2. Рассмотрение и оценка КЗ

В день и час, установленный извещением, проходит процедура вскрытия конвертов и рассмотрения документов, поданных в электронной форме. Заказчик должен вести аудиозапись заседания закупочной комиссии. Любой участник может присутствовать на процедуре и вести собственную аудио- или видеозапись.

Закупочная комиссия проверяет содержание каждой поданной КЗ на соответствие требованиям, установленным извещением и техническим заданием. Члены комиссии должны рассмотреть все необходимые сертификаты, разрешения, удостоверения, акты экспертизы, декларации, подтверждающие статус участника (СМП и СОНКО), согласие на выполнение работ и проч. Если при подготовке извещения было установлено условие о национальном режиме (ст. 14), то котировочная комиссия должна тщательно рассмотреть поданную КЗ на предмет соответствия запретам, ограничениям и условиям допуска поставляемой продукции.

Победителем признается тот участник, который предложил наименьшую цену контракта. Если два и более участников подали одинаковое ценовое предложение, то побеждает КЗ, поданная раньше других.

Этап 3. Публикация результатов запроса котировок

Закупочная комиссия может отклонить предложения, не подходящие под условия, заявленные в извещении. К таким случаям относится превышение НМЦК предложенной участником цены.

Результаты проведения запроса котировок отражаются в протоколе оценки и сопоставления КЗ. Законодательно утвержденная форма такого протокола отсутствует, организация-заказчик может использовать самостоятельно разработанную форму протокола, включив в него информацию согласно п. 8 ст. 78 44-ФЗ. В протокол должны быть внесены данные о заказчике и обо всех поданных КЗ, в том числе и отклоненных. В случае отказа в протоколе необходимо обосновать причину такого отклонения.

Протокол должны подписать все члены закупочной комиссии, затем в день подписания его надлежит разместить в ЕИС.

Рассмотрение котировочных заявок по 223-ФЗ

223-ФЗ не устанавливает определенные критерии в отношении проведения ЗК. Все параметры оценки заказчик прописывает самостоятельно в своем положении о закупках и выбирает для себя в процентном соотношении по мере их значимости (п. 12, 13 ч. 10 ст. 4 223-ФЗ). Среди критериев по 223-ФЗ можно обозначить следующие:

  • цена;
  • функциональные и качественные характеристики;
  • издержки на техобслуживание и эксплуатацию ТРУ;
  • сроки поставки;
  • гарантии качества и проч.

При проведении запроса котировок по 223-ФЗ заказчик в закупочной документации должен определить основные требования к содержанию, составу и оформлению КЗ. Для того чтобы предложение участника заказа было зарегистрировано и рассмотрено, оно должно быть подготовлено и оформлено в полном соответствии с требованиями, указанными в извещении (ст. 4 223-ФЗ). КЗ может быть подана как в бумажной, так и в электронной форме.

При рассмотрении заявок заказчик в первую очередь оценивает их на соответствие требованиям, установленным закупочной документацией и положением о закупках. КЗ должна быть подана строго в определенные сроки, указанные организацией-заказчиком в извещении. К ней должны быть прикреплены все документы (заверенные копии), декларации и свидетельства, прописанные в ЗД. Если заявка не будет соответствовать требованиям ЗД либо комиссия обнаружит отсутствие ключевых документов, то она будет отклонена.

Побеждает тот участник, которому присвоен № 1 по факту рассмотрения заявок. Все результаты отражаются в итоговом протоколе, который публикуется в ЕИС.

Оценка заявок по ПП 925 от 16.09.2016 производится следующим образом:

  • при проведении ЗК и обязательном наличии предложений от участников с указанием в качестве страны происхождения Россию;
  • цена КЗ продукции, происходящей из РФ, оценивается по правилу «предложение – 15 %»;
  • если победителем признан участник из России, то контракт заключается по предложенной им цене без учета 15 %.

Ограничений по перечню ТРУ, при заказе которых определяется приоритет в соответствии с ПП РФ № 925, не установлено.

На участие в запросе котировок было подано и зарегистрировано 2 конверта с заявками без указания участников. При рассмотрении и оценки заявок на участие в запросе котировок единой комиссией был установлен факт подачи одним участником двух заявок. Обе заявки были отклонены в связи с установлением факта подачи одним из участников двух заявок. Запрос котировок признан несостоявшимся и в соответствии с частью 2 ст. 79 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" срок подачи заявок на участие в запросе котировок продлен на четыре рабочих дня. На участие в продленном запросе котировок участник, заявка которого отклонена, прибыл для подачи заявок. Комиссия вернула заявку участнику при её подаче (т.е. отказала в приеме и регистрации, так как при подаче заявки был установлен факт подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок).
Правомерны ли действия комиссии?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Действия комиссии неправомерны. В приведенной ситуации заявка должна быть принята и зарегистрирована. Ее отклонение возможно лишь после процедуры вскрытия конвертов.

Обоснование позиции:
Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок.
Последствия нарушения указанного правила установлены Закона N 44-ФЗ: в случае установления факта подачи одним участником запроса котировок двух и более заявок на участие в запросе котировок при условии, что поданные ранее такие заявки этим участником не отозваны, все заявки на участие в запросе котировок, поданные этим участником, не рассматриваются и возвращаются ему.
В соответствии с Закона N 44-ФЗ в случае, если котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок или по результатам рассмотрения таких заявок только одна такая заявка признана соответствующей всем требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок, запрос котировок признается несостоявшимся.
Согласно Закона N 44-ФЗ, если запрос котировок признан не состоявшимся по вышеуказанному основанию в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок, заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в единой информационной системе извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик обязан направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем трем его участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.
N 44-ФЗ не установлено особого порядка приема и регистрации конвертов с заявками на участие в "продленном" на основании Закона N 44-ФЗ запросе котировок. Поэтому, на наш взгляд, в таком случае заявки должны приниматься в порядке, аналогичном предусмотренному при проведении первоначального запроса котировок: заявка на участие в запросе котировок, поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, регистрируется заказчиком. При этом отказ в приеме и регистрации конверта с такой заявкой, на котором не указана информация о подавшем его лице, и требование предоставления данной информации не допускаются. По требованию участника запроса котировок, подавшего заявку на участие в запросе котировок, заказчик выдает расписку в получении заявки на участие в запросе котировок с указанием даты и времени ее получения ( Закона N 44-ФЗ).
Поэтому, если заявка на участие в запросе котировок подана заказчику срок в письменной форме в запечатанном конверте, как того требуют положения Закона N 44-ФЗ, она должна быть принята и зарегистрирована заказчиком. То обстоятельство, что конверт с заявкой подан представителем участника запроса котировок, заявка которого ранее была отклонена, не является основанием для отказа в приеме и регистрации заявки.
Из положений ч. , Закона N 44-ФЗ следует, что продление запроса котировок формально не приводит к проведению новой закупки. В связи с этим возникает вопрос о правомерности повторной подачи котировочных заявок лицами, заявки которых ранее были рассмотрены и отклонены.
По мнению Минэкономразвития России, выраженному в письме от 25.06.2015 N Д28и-1916, так как участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в процедуре запроса котировок, а сама процедура запроса котировок еще не завершена и продлевается заказчиком в соответствии с Закона N 44-ФЗ, при продлении срока подачи участник запроса котировок, заявка которого ранее была отклонена, не вправе подать новую заявку (смотрите также п. 1 Минэкономразвития России от 17.09.2015 N Д28и-2788). Отметим, что Федеральной антимонопольной службы от 29.07.2015 N АЦ/38364/15 копия Минэкономразвития России от 25.06.2015 N Д28и-1916 направлена территориальным органам для использования в работе. Приведенный подход предполагает, что заявка, поданная после продления запроса котировок участником, предыдущая заявка которого была отклонена, считается повторной. Такая заявка не должна рассматриваться и подлежит возврату участнику, как того требуют положения Закона N 44-ФЗ. При этом, как следует из положений Закона N 44-ФЗ, возврат заявки возможен лишь после процедуры вскрытия конвертов.
Вместе с тем, как нам представляется, правовой смысл запрета на подачу участником закупки более одной заявки состоит в недопустимости конкурирования между собой заявок, поданных одним лицом, а не в формальном запрете на подачу нескольких заявок в рамках одной процедуры определения контрагента. Учитывая недостаточность аргументации, приведенной в упомянутом письме Минэкономразвития РФ, а также то, что этот орган не уполномочен давать официальные разъяснения по применению N 44-ФЗ, полагаем, что до формирования судебной практики вопрос о правомерности повторной подачи заявок в подобной ситуации однозначно решен быть не может.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Поделиться: