Томас джефферсон, краткая биография. Биография томаса джефферсона

Томас Джефферсон третий президент Америки, был выдающимся государственным деятелем, одним из основателей США и автором проекта Декларации Независимости.

Происхождение. Образование

Дата рождения Томаса Джефферсона – 13.04.1743. Малой родиной его стал провинциальный город Шедуэлл на Юге страны, в штате Виргиния. Род матери владел богатыми плантациями, так что Джефферсон стал наследником рабов и плантаций, несмотря на то, что рабовладение противоречило его убеждениям. В детстве и юности Томас, конечно, получил очень серьезное всестороннее образование. Сначала учился в колледже, потом целенаправленно изучал юриспруденцию и наконец стал адвокатом.

Политическая деятельность

Еще будучи начинающим адвокатом, Джефферсон несколько раз избирался в палату представителей родного штата. Его памфлет «Общий обзор прав Британской Америки» прославил его как американского патриота, потому что он впервые заявил, что в британском парламенте не должно быть права на утверждение законов для колоний.

Но самое главное событие на этом этапе политической карьеры Джефферсона было избрание его членом Второго Континентального конгресса и главой комитета по созданию Декларации независимости. И хотя в комитете было пять человек, но главным идеологом и автором этого эпохального документа стал именно Томас Джефферсон.

Декларация была принята 04.07.1776. и до сих пор один из главных праздников – День Независимости – Америка отмечает 4 июля, утверждая тем самым законодательно провозглашенное право всех людей «на жизнь, свободу и стремление к счастью». Тогда ему не удалось убедить рабовладельцев-плантаторов, что этот закон относится и к неграм-рабам. Но он все же продолжал работать в этом направлении, активно продвигал земельную реформу. И ему многое удавалось.

Одной из великих заслуг Джефферсона стал его «Статут о религиозной свободе». Он был принят ценой невероятных усилий автора, и это позволило конституционно закрепить прогрессивную концепцию отделения церкви от государства. Потом – несколько лет на губернаторском посту в Виргинии, неудачное сопротивление британским войскам, едва не закончившееся для него пленом. Его действия претерпели острую критику. Это заставило Джефферсона подать в отставку.

Он был настолько разочарован, что даже принял опрометчивое решение никогда больше не занимать государственные посты. Несколько лет он занимался нейтральной работой, в частности написал фундаментальный труд «Заметки о штате Виргиния», что прославило его как энциклопедиста и ученого.

Новый этап политической карьеры

Спустя время, Джефферсон возвратился в политику, будучи вновь избранным в Континентальный конгресс. Его идеи ломали все традиции и устои. Он внес предложение о национализации земель и запрещении рабства на всех территориях западных штатов и во вновь присоединяемых в том числе. В конце концов его проект был принят.

На посту государственного секретаря президента Джорджа Вашингтона он проявил себя как великий просветитель Америки 18 века, отстаивал демократические идеи, ратовал за отмену рабства, за равные политические права для всего народа, возлагая на него надежды как на хранителя демократической государственности.

В оппозиции

Конфликт с Александром Гамильтоном, выдающимся американским политиком, вынудил Джефферсона покинуть пост госсекретаря президента и уйти в оппозицию. Он стал главой новой демократической республиканской партии и вскоре обрел широкую популярность в народе. Такая поддержка окрылила Джефферсона. Он принял предложение президента Джона Адамса стать вице-президентом США. И на этом посту он снова выступил в противовес консервативной политике Адамса, критиковал его реакционный закон об иностранцах и был против запрета на антиправительственную агитацию. Вся политическая деятельность Джефферсона была новаторской, смелой, указывающей прогрессивный цивилизационный путь не только Америке, но и всему миру.

Президент США

В 1800 г. наступил звездный час Джефферсона – он стал 3-им президентом Америки и прослужил своему народу на этом посту два срока: с 1801 по 1809 год. Стержень его политики – национальное единство. Для этого он призывал к согласию политические партии и все слои общества. Умеренность, прагматизм и новаторство соединялись в его действиях и служили на благо страны.

Он сократил армию и флот, отменил реакционные законы предыдущего президента Джона Адамса, сократил государственный долг. И если раньше он считал, что процветание страны зависит от уровня развития сельского хозяйства, то теперь он пересмотрел свои позиции и заявил, что нужно равномерно развивать, кроме земледелия, и мануфактуру, и торговлю, и судоходство, соблюдая строгое равновесие в развитии сельского хозяйства и промышленности, торговли и банков.

Во внешней политике Джефферсона можно отметить два важных события: покупка у Франции Луизианы за 15 млн. долларов, что увеличило территорию США почти в два раза, и установление дипломатических связей с Россией. Второй президентский срок Джефферсона был не таким успешным. Внутри страны созрел заговор Аарона Бэрра, который грозил расколом страны и связанными с этим международными осложнениями.

На внешнюю политику США повлияли наполеоновские войны и отсутствие взаимопонимания с Европой. Подписанный им Акт об эмбарго – запрет экспорта американских товаров в Европу не возымел предполагаемого действия, его последствия ослабили экономику страны и вызвали недовольство народа. Оставшись без народной поддержки президент постепенно свернул свою программу преобразований.

После отставки

Как человек разносторонних интересов, Джефферсон до конца жизни работал в свое удовольствие: играл на скрипке, проектировал здания, изучал философию, увлекался воздухоплаванием. В его доме всегда было много гостей. Он был известным книголюбом. В его домашнем собрании насчитывалось шесть с половиной тысяч книг. Этот фонд стал основой при создании Библиотеки Конгресса США.

Но главной гордостью Джефферсона в последние годы его жизни стал Виргинский университет, который он создал, начиная с архитектурного проекта и заканчивая разработкой программ обучения и подбором преподавателей. Умер в 1826году. На могильной плите в эпитафии, которую Джефферсон сам сочинил, сказано, что предметы его гордости – три вещи: Декларация независимости, Статут о свободе религии и Виргинский университет.

Томас Джефферсон - третий президент США, отец-основатель американской нации, автор «Декларации независимости».

Будущий политик родился 13 апреля 1743 в городе Шадуэлле, в Виргинии, которая на тот момент считалась колонией, в семье влиятельных плантаторов. Предками отца Питера Джефферсона были выходцы из английского графства Уэльс. Мать Джейн Рэндольф состояла в близком родстве с первым председателем Континентального Конгресса. Через два года после рождения Томаса семейство переехало в поместье Таккахо, которое осталось после смерти хозяина - полковника Уильяма Рэндольфа.

В 9-летнем возрасте Томас начал обучение в приходской школе Уильяма Дугласа, где преподавались основы латинского, древнегреческого и французского языков. Через шесть лет мальчика отдают на два года в учебное заведение, которым руководил священник Джеймс Мори. Так как к этому времени отец Томаса уже год как скончался, подростка временно поселяются в доме Мори. Во время учебы мальчик получил необходимые знания по истории и точным наукам. В 1760 году Томас становится студентом Вильямсбургского колледжа «Уильяма и Мэри», где выбирает изучение курса философии, математики и права.

Преподаватель, профессор Уильям Смолл знакомит юношу с трудами выдающихся ученых. , и - три гения, которые повлияли на формирование мировоззрения и политических взглядов будущего государственного деятеля. Высоко ценил молодой Джефферсон и работы античных философов и драматургов, ради чтения которых досконально изучил древнегреческую грамматику. Помимо основных предметов Джефферсон научился играть на скрипке.


Свободное от лекций и индивидуальных занятий время молодой человек проводил в компании сокурсников, посещая мероприятия тайного студенческого общества «Клуб плоской шляпы» или балов, которые устраивались в особняке губернатора Виргинии Френсиса Фокьера. Это не помешало Томасу закончить учебу с высшими отметками по изученным предметам. Пять лет аристократ потратил на освоение юриспруденции под руководством Джорджа Вита, после чего приступил к самостоятельной работе адвокатом.

Политика

Спустя два года юридической деятельности, в 1769 году, Джефферсона избирают участником палаты заксобрания Виргинии. В 1774 году после подписания ограничительных актов парламентом Великобритании по отношению к колониям на западе, Томас издает послание к согражданам «Общий обзор прав Британской Америки», в котором выражает намерение колоний ввести самоуправление. Джефферсон смело критикует деятельность английского парламента, чем вызывает симпатии у народа.


Еще до начала Войны за независимость зимой 1775 года, Томас становится членом Континентального Конгресса. За два года была подготовлена «Декларация независимости», дата принятия которой - 4 июля 1776 года - стала официальной датой рождения американской нации. Собственные политические идеи, помимо реализации в виде главного документа США, Томас Джефферсон внедрял в родной Виргинии, где в 1779 году был выбран губернатором. В 1781-1782 годах Томас работает над трудом «Заметки о штате Виргиния», за написание которого получил звание ученого-энциклопедиста. Сочинение было издано после окончания военных действий.


С 1785 года Джефферсон становится послом молодого государства во Франции, но продолжает вести законотворческие процессы в США. По переписке Джефферсон корректирует автора Конституции и Билля о правах конгрессмена Джеймса Мэдисона. Вернувшись через 5 лет на родину, политик получает должность первого госсекретаря США и вступает в ряды партии демократических республиканцев. В парламенте партийцы продвигали идеи свободного волеизъявления каждого штата и аграрной политики государства, делая ставку на фермерство и мелкое ремесленничество.

Декларация независимости

«Декларация независимости» создавалась пятью авторами: Томасом Джефферсоном, Джоном Адамсом, Роджером Шерманом и Робертом Ливингстоном. На последнем этапе документ в течение 17 дней дорабатывался одним человеком - Томасом Джефферсоном, после чего был подписан остальными разработчиками и представителями 13 административных образований.


В первом разделе провозглашается три постулата равенства людей между собой: право на жизнь, на свободу и на собственность. Во второй и третьей части «Декларации» закрепляется суверенитет колоний и политика невмешательства Великобритании в жизнь штатов.

Политические взгляды

Дома Джефферсон выступил с критикой первой Конституции США, которая не ограничивала количество сроков избрания одного человека на пост президента страны, делая правителя по сути неограниченным монархом. Предпосылки к обнищанию народа Джефферсон видел в разрастании крупного промышленного производства. Политик был уверен, что основа крепкой экономики - общество свободных частных фермерских хозяйств.


Свободы человека распространяются не только на его жизнь и имущество, но и на право выражать мысли открыто. Просвещение народа лежит в основе свободного гражданского общества. Поэтому каждый гражданин обладает правами на получение образования. Джефферсон выступал за разделение государства и церкви. Впоследствии философ создаст собственную трактовку «Нового завета», которую в обязательном порядке на протяжении века будут дарить президентам страны. Политик был не согласен с федеративной формой правления, которая провозглашалась Конституцией 1787 года. Томас выступал за преимущество власти штатов перед центральной властью.

Президент США

За 4 года до первого президентского срока Томас Джефферсон избирается вице-президентом Соединенных Штатов, а затем в 1801 году становится президентом государства. На посту главы США Томас совершает ряд преобразований. Организует двуполярную партийную систему Конгресса, сокращает до необходимого минимума армию, флот и аппарат госчиновников. Расширяет понятие опоры государства до четырех основополагающих столпов экономики: аграриев, торговцев, легкой промышленности и судоходства.


В 1803 году по договору купли-продажи с Францией территорией США становится Луизиана. Стоимость сделки на тот момент исчислялось $ 15 млн. В конце второго президентского срока Томас Джефферсон налаживает дипломатические отношения с Российской империей. Для того, чтобы обезопасить США от непредвиденных расходов и защитить независимость страны, Джефферсон подписывает указ о прекращении внешней торговли на время ведения войны в Европе с . Такой ход оказался ошибочным и навредил Америке, временно снизив экономический рост государства.

Личная жизнь

Первой и единственной женой Томаса Джефферсона стала его троюродная сестра Марта Вейлс Скелтон, на которой будущий политик женился в 29 лет. Марта Джефферсон родилась в семье Джона и Марты Уэльсов, но через неделю после родов мать девочки скончалась. Марта получила прекрасное домашнее образование: владела несколькими иностранными языками, пела, читала стихи, играла на фортепиано. Девушка отличалась живым характером, добрым сердцем и привлекательной внешностью.


Невеста на момент свадьбы с Джефферсоном уже состояла во вдовстве и растила сына от первого брака. Первый супруг скончался спустя два года после оформления отношений. Второй брак Марты оказался намного удачнее. Супруга третьего президента США была не только красавицей и хорошей хозяйкой, но и прекрасной собеседницей для взыскательного интеллектуала Томаса.


Джефферсоны были счастливы на протяжении 10 лет в родовом имении Монтичелло. В течение этого времени у них родилось шестеро детей, четверо из которых умерли в детском возрасте. У четы осталось две дочери: Марта, которую родители ласково называли Пэтси, и Мэри.

В 1782 году, едва родив последнюю дочку, Марта скончалась на руках у безутешного мужа. На смертном одре Томас поклялся супруге, что никогда больше не женится, и сдержал слово. Так закончилась история любви Томаса и Марты Джефферсонов.


Тем не менее, во Франции у посла США возник роман с парижанкой Марией Косвей. Отношения с замужней дамой впоследствии переросли в дружескую переписку, которую Томас и Мария вели до последних дней жизни. В Париже зародились еще одни любовные отношения будущего президента США. Наложницей Томаса стала молодая рабыня, квартеронка Салли Хемингс, единокровная сестра Марты по отцу.


Девушка могла остаться в свободной Европе, но предпочла возвращение в США, где, живя в доме Джефферсона, родила восьмерых детей. Соперники третьего президента разоблачали любовную связь аристократа с рабыней, на что Джефферсон отвечал молчанием. По данным ДНК-экспертизы, которая проводилась уже в XXI столетии, только один из сыновей Салли являлся ребенком Джефферсона. Остальные дети были рождены от разных отцов.

Смерть

После президентства Томас Джефферсон окончательно поселился в собственном имении Монтичелло, которое было выстроено по инженерному проекту хозяина. Томас был талантлив во многом: помимо юриспруденции и законотворчества политик занимался архитектурой, изобретательством, созданием домашней мебели.

Личная библиотека Джефферсона состояла из 6,5 тысяч книг. После смерти мыслителя родственники передали наследие Библиотеке конгресса. Ежедневно политик вел переписку с лучшими умами современности, рассылая до трехсот писем в день.


Имение Томаса Джефферсона "Монтичелло"

Смерть застигла творца «Декларации независимости» 4 июля 1826 года, в день пятидесятилетия принятия основополагающего документа американской нации. Джефферсон был захоронен в Монтичелло. В 1923 году усадьба перешла государству, на сегодняшний день особняк входит во всемирное наследие ЮНЕСКО.

Несколько интересных фактов, связанных с именем и биографией Томаса Джефферсона:

  • Память о выдающихся президентах запечатлена на денежных знаках США. На долларовой банкноте помещено фото первого президента страны ; на двухдолларовой - портрет Томаса Джефферсона; на пятидолларовой - изображение ; двадцатидолларовая банкнота представлена портретом Эндрю Джексона, а пятидесятидолларовая - Улиссом Грантом.

  • В 1804-1806 годах состоялась экспедиция на Дикий Запад, к берегам Тихого океана, которую возглавили Мериуэзер Льюис и Уильям Кларк. Команда из 33 человек открыла новые земли, новую реку Колумбию, подписала мирный договор с индейскими племенами.
  • Томас Джефферсон был не только мыслителем и философом, но и изобретателем. Например, талантливый ученый придумал прибор, который во время ходьбы считает шаги человека.
  • Томас Джефферсон проявлял архитектурные способности. Политик спроектировал и достроил часть зданий к Белому Дому, где расположились две раздельные уборные. До третьего президента служащие правительственного здания США посещали туалет на улице.

Цитаты

Наиболее известные цитаты Джефферсона:

  • Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
  • Для корыстного духа коммерции не существует ни родины, ни чувств, ни принципов - одна нажива.
  • Законы должны идти рука об руку с прогрессом человеческой души.
  • Время от времени дерево свободы нужно поливать кровью тиранов и патриотов.
  • Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего.

Американец в четвертом поколении, Томас Джефферсон (1743–1826) с юных лет был сторонником независимости североамериканских колонии и приверженцем идеи Просвещения. Свою политическую карьеру он начал в 1767 г., добившись избрания в виргинскую ассамблею. Он был о числе делегатов Виргинии на втором Континентальном конгрессе. Тогда же Джефферсона избрали главой комиссии по подготовке Декларации независимости. Ее авторство выдвинуло Джефферсона в число лидеров Американской революции. Но он на долгое время оставил политическую деятельность (только в 1779-1781 гг. он был губернатором Виргинии), к которой вернулся лишь в 1784 г.

До 1789 г. он был посланником США во Франции. Вскоре после возвращения Джефферсона на родину первый президент США Джордж Вашингтон назначил его государственным секретарем. В то время на посту министра финансов находился Александр Гамильтон, чьи взгляды на политическое устройство и перспективы экономического развития США резко отличались от взглядов Джефферсона. Соперничество линий Гамильтона и Джефферсона привело к созданию политических партии в США, во главе которых встали эти два политических деятеля. В 1796 г. Джефферсон участвовал в президентских выборах, но потерпел поражение от Джона Адамса, заняв лишь место вице-президента. Только через четыре года Джефферсон добился победы на президентских выборах. Он оставался на этом посту два срока и отказался баллотироваться на выборах в третий раз, укрепив тем самым традицию, начало которой положил Вашингтон, бывший президентом два срока. После отставки Джефферсон жил и своей усадьбе Монтичелло в Виргинии, занимаясь просветительской деятельностью. Итогом последних лет его жизни явилось создание Виргинского университета.

Произведения Томаса Джефферсона:

Декларация Независимости

Пункт о рабстве из проекта Декларации Независимости, отвергнутый II Континентальным Конгрессом

Из письма Д. Мэдисону

ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ

Источник: Скидмор М. Дж., Трипп М. К. Американская система государственного управления. - М., 1993. С.331-334.

Когда в ходе человеческой истории для одного народа оказывается необходимым расторгнуть политические связи, соединяющие его с другим народом, и занять среди держав мира самостоятельное и независимое положение, на которое он имеет право согласно законам природы и ее Творца, то уважение к мнению человечества обязывает его изложить причины, побуждающие его к отделению.

Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что, если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа. Благоразумие, конечно, требует, чтобы давно сложившиеся формы правления не сменялись вследствие маловажных и преходящих причин, так как опыт прошлого показывает, что люди скорее склонны терпеть зло, пока оно еще переносимо, чем пользоваться своим правом упразднения привычных форм жизни. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно преследующих одну и ту же цель, обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии своей безопасности в будущем.

Эти колонии также долго и терпеливо переносили притеснения, и необходимость заставляет их теперь изменить формы прежнего государственного строя. История правления ныне царствующего короля Великобритании – это история беспрестанных злоупотреблений и насилия, непосредственная цель которых заключается в установлении в наших штатах абсолютного деспотизма. В доказательство этого представляем на беспристрастное суждение всего мира следующие факты:

Король отказывался утверждать самые необходимые и полезные для общественного блага законы. Он запрещал своим губернаторам проводить законы неотложной важности, если только их вступление в силу не откладывалось до утверждения королем; а когда действие лих законов таким образом приостанавливалось, он оставлял их без всякого внимания. Он не разрешал принимать другие законы, отвечавшие интересам обширных населенных районов, если только их жители не соглашались отказаться от своего права на представительство в законодательном собрании, права неоценимого для них и опасного лишь для тиранов.

Король созывал сессии законодательных собраний в необычных. неудобных местах, удаленных от местонахождения архивов, с единственной целью физически утомить законодателей и подчинить их таким образом своей воле. Он неоднократно распускал законодательные палаты за то, что они с мужественной твердостью противились его попыткам нарушить права народа. В течение продолжи тельного времени после их роспуска он отказывался назначать новые выборы, вследствие чего законодательная власть, которую нельзя уничтожить, возвращалась опять к народным массам, а страна тем временем оставалась беззащитной перед угрозой внешнего вторжения и внутренних потрясений.

Король пытался препятствовать заселению этих штатов, мешая применению законов о натурализации иностранцев, отказывая в утверждении новых законов для поощрения иммиграции и затрудняя приобретение земельных наделов.

Король мешал отправлению правосудия, отказываясь утверждать законы об учреждении судов. Он подчинил судей своей воле, поставив их в исключительную зависимость от себя в отношении срока службы и размера окладов.

Король учредил множество новых должностей и направлял к нам толпы бесчисленных чиновников, чтобы притеснять и разорять народ.

Король объединялся с другими для подчинения нас власти, чуждой нашей конституции и не признаваемой нашими законами; он утвердил акты этой мнимой власти, издававшиеся со следующими целями:

      размещения среди нас крупных воинских частей;

      защиты военных при помощи неправого суда от наказаний за убийства жителей наших штатов;

      прекращения нашей торговли с другими частями света;

      обложения нас налогами без нашего согласия;

      лишения нас во многих случаях права на суд присяжных;

      отправки нас за океан и предания там суду за мнимые преступления;

      уничтожения свободной системы английских законов в соседней провинции, установления там строя, основанного на произволе, и расширения ее пределов таким образом, чтобы она служила одновременно и примером и средством для распространения той же абсолют ной власти и в наших колониях;

      отмены наиболее важных для пас законов и коренного изменения нашей системы управления;

      роспуска наших законодательных собраний и присвоения себе права издавать всевозможные законы вместо нас.

Король отказался от управления нами, лишил нас своего покровительства и начал войну против нас. Он пиратствовал на наших морях, опустошал наши берега, жег наши города и убивал наших соотечественников.

Он посылает теперь целые армии иностранных наемников, чтобы завершить дело уничтожения, разорения и тирании, начатое раньше с такой жестокостью и вероломством, которые едва ли были известны даже в самые варварские времена и которые совершенно недостойны главы цивилизованной нации.

Король вынуждал наших сограждан, захваченных в плен в открытом море, поднимать оружие против своей родной страны и либо быть палачами своих друзей и братьев, либо погибать от их рук. Он вызывал среди нас внутренние волнения и пытался поднять против жителей нашей приграничной полосы жестоких индейских дикарей, которые ведут войну, уничтожая поголовно всех, независимо от возраста, пола и состояния.

В течение всех этих притеснений мы покорно просили о восстановлении наших прав. Единственным ответом на наши неоднократные петиции были новые несправедливости.

Государь, которому свойственны все черты, отличающие тирана, не может быть правителем свободного парода.

Мы не оставляли без внимания и наших британских собратьев. Мы неоднократно указывали им на попытки их законодательных палат подчинить нас противозаконным образом своей юрисдикции. Мы напоминали им про обстоятельства, при которых мы эмигрировали сюда и поселились здесь. Мы взывали к их прирожденному чувству справедливости и великодушию и заклинали их во имя наших кровных уз осудить эти несправедливости, которые неминуемо должны были разъединить нас и прекратить сношения между нами. Но и они оставались глухи к голосу справедливости и кровного родства. Потому мы должны примириться с необходимостью нашего отделения и относиться отныне к ним, как к другим народам, считая их врагами во время войны и друзьями во время мира.

Поэтому мы, представители Соединенных Штатов Америки, собравшись на Генеральный Конгресс и призывая Всевышнего быть свидетелем искренности наших намерений, именем и властью доброго народа наших колоний торжественно во всеуслышание объявляем, что наши соединенные колонии отныне являются и по праву должны быть свободными и независимыми штатами, что они полностью освобождаются от верности Британской короне и что всякая политическая связь между ними и государством Великобритания полностью расторгается, и что, как свободные и независимые Штаты, они полномочны объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать все другие действия и начинания, которые по праву могут совершать независимые государства.

В подтверждение настоящей Декларации, с твердой верой в покровительство Божественного Провидения, мы клянемся друг другу своими жизнями, состоянием и святой честью.

Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743-1826), ставшего после образования США их третьим президентом, были близки к политическим взглядам Пейна. Как и Пейн, Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. Отсюда близость его политических и правовых взглядов к идеям Руссо. Правда, до начала Войны за не-зависимость Джефферсон надеялся на мирное разрешение конфликта с Англией и испытывал влияние теории разделения властей Монтескье. Но это не помешало ему впоследствии критиковать Конституцию США 1787 г., воспринявшую разделение властей как систему "сдержек и противовесов" и дававшую президенту возможность переизбираться неограниченное число раз и тем самым, по мнению Джефферсона, превратиться в пожизненного монарха. Большим недостатком Конституции он считал отсутствие в ней Билля о правах, особенно свобод слова, печати, религии.

Радикальная и демократическая трактовка естественно-правовой концепции проявилась в представлении Джефферсона об общественном договоре как основе устройства общества, дающем всем его участникам право конституировать государственную власть. Отсюда логически вытекала идея народного суверенитета и равенства граждан в политических, в том числе избирательных, правах.

Джефферсон критиковал капитализм, набиравший в США силу, ведший к разорению и обнищанию широких слоев населения. Однако главной причиной этих бедствий он считал развитие крупного капиталистического производства и идеализировал мелкое фермерское хозяйство. Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Этот идеал был утопическим, но активная его пропаганда Джефферсоном сыграла большую роль в привлечении широких народных масс к активному участию в Войне за независимость.

Еще большее значение имело то обстоятельство, что Джефферсон был основным автором проекта Декларации независимости - конституционного документа, который, исходя из демократической и революционной трактовки естественно-правовой доктрины, обосновывал правомерность отделения колоний от Англии и образования ими самостоятельного, независимого государства. В комитет по подготовке проекта Декларации кроме Джефферсона входили Адаме, Франклин, Шерман и Левингтон, но они поручили подготовить проект ему.

Разрыв с религиозными представлениями о государственной власти, еще характерными для той эпохи (упоминание о боге-творце сделано в Декларации мимоходом и ничего не меняет в ее содержании), и естественно-правовая аргументация, народный суверенитет и право на революцию, защита свободы личности и прав граждан - все это делало Декларацию независимости выдающимся теоретическим и политическим документом своего времени. Не следует забывать, что на континенте Европы в те годы еще царил феодально-абсолютистский произвол, а английская монархия пыталась практически феодально-абсолютистскими средствами сохранить свое господство в североамериканских колониях.

Для Джефферсона как автора Декларации "очевидны следующие истины, что все люди сотворены равными, что они наделены своим Творцом некоторыми неотъемлемыми правами, в числе которых жизнь, свобода и стремление к счастью". Провозглашенное в преамбуле Декларации естественное равенство людей прямо противопоставлялось унаследованным от феодализма сословным привилегиям, неотъемлемые права - феодальному бесправию. Эти идеи имели и конкретный практически-политический смысл в борьбе против английских колонизаторов, отрицавших равноправие колонистов с жителями метрополии и посягавших на права колонистов.

В перечне названных в Декларации независимости неотъемлемых прав нет права собственности, содержавшегося, как отмечалось, в Декларации прав I Континентального конгресса. Отсутствие этого "священного" права объясняется влиянием Пейна, которого в американской исторической литературе иногда называли автором Декларации независимости, хотя он сам недвусмысленно указывал, что ее автором является Джефферсон (выше было сказано, что Пейн считал право собственности приобретенным правом и, следовательно, не относящимся к неотъемлемым правам человека). Нужно иметь в виду и другое, не менее важное практически-политическое обстоятельство. Составляя проект Декларации, Джефферсон учитывал, что по мере обострения конфликта колонистов с Англией их представления о свободе и собственности все более сливались. Ведь в истоке конфликта лежали прежде всего посягательства Англии на материальные интересы колонистов. Именно эти посягательства помогли колонистам понять, что они не свободны. Колонисты видели свою свободу в беспрепятственном развитии собственности; главным для них была не столько абстрактно-теоретическая свобода от иноземной власти, сколько практическая свобода, обеспечивающаяих материальные интересы. Поэтому свобода как естественное и неотъемлемое право виделась колонистам (и Джефферсон должен был это учитывать) как гарантия свободы собственности. Практически свобода в Декларации независимости включала в себя право свободно пользоваться и распоряжаться своими материальными благами, т.е. право на собственность.

Правительство, писал Джефферсон в Декларации независимости, создается людьми для охраны естественных прав человека, и власть правительства проистекает из согласия народа повиноваться ему. Последовательно развивая идею народного суверенитета, Джефферсон заключает, что в силу такого происхождения власти правительства (создается народом) и такого условия ее существования (согласие народа) народ вправе изменить или уничтожить существующую форму правления (существующее правительство), что "долгом и правом" людей является свержение правительства, стремящегося к деспотизму. Право на революцию обосновано, и обосновано убедительно.

Далее в Декларации независимости содержатся 27 пунктов обвинения английского короля в стремлении к деспотизму, дающих основание провозгласить "именем и властью доброго народа колоний наших" отделение их от Англии (свержение правительства, стремящегося к деспотизму, - право на революцию) и образование независимых Соединенных Штатов.

Для характеристики политических взглядов Джефферсона важно обратить внимание на то, что в составленном им проекте Декларации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения английского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Декларации в результате решительных возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров. Джефферсон, который еще в 1762 г., будучи членом Законодательного собрания Вирджинии, выступал за отмену рабовладения, а затем внес законопроект об отмене рабства в северо-западных штатах, был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей. Поэтому в проекте Декларации он обвинял английского короля в том, что тот "захватывал людей и обращал их в рабство в другом полушарии, причем часто они погибали ужасной смертью, не выдерживая перевозки".

Джефферсон вошел в историю политической мысли и в историю Нового времени в целом как автор Декларации независимости Соединенных Штатов. Значение Декларации не только в том, что она провозгласила образование США, но и еще более в провозглашении наиболее передовых политических и правовых взглядов и представлений. Идеи Декларации и самого Джефферсона оказывали и продолжают оказывать влияние на политическую жизнь в США.

Смотрите также:

Т. Джефферсон - идеолог независимости США

Томас Джефферсон (1743-1826) - выдающийся американский мыслитель и государственный деятель, родился и вырос в штате Виргиния в семье богатого плантатора-землевладельца. Занимал высокие должности: в 1779-1781 гг. был губернатором штата Виргиния , в 1784- 1789 гг. - послом США во Франции, в 1790-1793 гг. - государственным секретарем в первом правительстве Джорджа Вашингтона, в 1796 г. был избран вице-президентом, а в 1800- 1808 гг. (два срока) избирался президентом США. Но показательно, что сам Джефферсон главным делом своей жизни считал не государственную деятельность, а творческую умственную работу. На каменном обелиске на могиле Джефферсона согласно его воле высечена такая эпитафия: «Здесь похоронен Томас Джефферсон - автор Декларации независимости, Статуса о религиозной свободе в Виргинии и основатель Виргинского университета».

Еще во время обучения в местном колледже, чувствуя недостаточность своих знаний, молодой Томас поставил перед собой очень непростую задачу - овладеть всеми науками, самыми передовыми теориями и доктринами. «В возрасте от девятнадцати до двадцати двух лет, - вспоминал он на склоне жизни, - когда мои сверстники увлекались скачками, охотились, ходили на балы и приемы, наконец, женились, я был погружен в книги» . Все эти годы Томас трудился ежедневно - без выходных, по 15-16 часов в сутки. Вот как выглядело расписание его занятий: с 6 до 8 часов утра он изучал естественные науки: анатомию, ботанику, зоологию, химию, географию;

с 8 до 12 дня - современное право;

с 12 до 13 часов читал произведения Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо и других знаменитостей эпохи Просвещения;

с 13 до 17 часов находился во власти творений древних историков (Плутарха, Геродота) и жизнеописаний великих правителей (Александра Македонского, Юлия Цезаря), затем переключался на чтение трудов итальянских ученых Д. Вико и Н. Макиавелли;

с 17 до 21 часа Томас позволял себе немного отдохнуть, чтобы потом обратиться к книгам об ораторском искусстве Демосфена и Цицерона, к трагедиям Шекспира, дающим ключ к познанию человеческих характеров .

Творческое усвоение знаний, заложенных в книгах, во многом определило его успешную политическую карьеру, а когда случались неудачи и отставки, он опять уходил в книги, черпая в них вдохновение и новые силы.

В 1775 г. молодой Джефферсон был избран депутатом Континентального конгресса и стал основным автором текста Декларации независимости США - великого политического документа той эпохи.

Декларация независимости - небольшой документ, в стандартном книжном формате составляет всего три с половиной страницы. Но он представлял собой нечто дотоле небывалое - программу действий для немедленного претворения в жизнь прогрессивных политических и правовых идей и учений.

В преамбуле говорится: «Когда в ходе человеческой истории для одного народа оказывается необходимым расторгнуть политические связи, соединяющие его с другим народом, и занять среди держав мира самостоятельное и независимое положение, на которое он имеет право согласно законам природы и ее Творца, то уважение к мнению человечества обязывает его изложить причины, побуждающие его к отделению». Далее: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью» .

Идею о равенстве всех людей по природе высказали еще древнеримские философы-стоики. И хотя эта идея не могла быть осуществлена в

Римской империи, она в какой-то мере повлияла на законодательство, улучшив положение женщин и рабов. Что касается прав на жизнь, свободу и на стремление к счастью как неотъемлемых прав человека, то это утверждение идет от концепции Дж. Локка о «полной свободе человека», согласно которой все люди от рождения имеют одинаковые права - «на жизнь, свободу и частную собственность». Джефферсон, конечно, знал об этой формулировке Локка, но решил ее подкорректировать, заменив слова о частной собственности словами о стремлении к счастью. Как объяснить эту новацию? Может быть, Джефферсон вспомнил «идеальное государство» Платона, у граждан которого (философов и воинов) не было никакой частной собственности? Или на него оказали воздействие труды социалистов-утопистов Т Мора, Т. Кампанеллы, Ж. Мелье и др., видевших главную причину всех бедствий народа в частной собственности? Наверное, тут дело в другом.

Джефферсон не был противником частной собственности - ни в теории, ни на практике. В одном из писем Б. Франклину он писал, что собственность возникла в ходе исторического развития и что ее не было в «естественном состоянии», и ссылался при этом на индейские племена в Америке, не знавшие собственности. Считая естественное равенство утраченным навсегда, он полагал неосуществимым равное распределение собственности. Но высказывал свое убеждение в том, что «общество, давшее собственности жизнь, вправе ограничивать ее контрасты, как и способы ее использования» .

Что касается формулировки о праве человека на стремление к счастью, то она, не отвергая принципа частной собственности, несла в себе жизнеутверждающее начало. И это имело немаловажное значение в конкретных исторических условиях становления и развития нового государства.

Далее в Декларации независимости США следуют обвинения в адрес английского короля Георга III. Обвинений много (27!), и занимают они две страницы текста Декларации. Им предшествует общая констатация: «История правления ныне царствующего короля Великобритании - это история беспрестанных злоупотреблений и насилий, непосредственная цель которых заключается в установлении в наших штатах абсолютного деспотизма». Вот некоторые конкретные обвинения:

«король отказывался утверждать самые необходимые и полезные для общественного блага законы...

он неоднократно распускал законодательные палаты (штатов) за то, что они с мужественной твердостью противились его попыткам нарушения принадлежащих народу прав...

он подчинил судей своей воле, поставив их в исключительную зависимость от себя как в отношении срока службы, так и в отношении их окладов...

он стремился сделать военную власть независимой и поставить ее выше власти гражданской...

он пиратствовал на наших морях, опустошал наши берега, жег наши города и убивал наших соотечественников» и т.д.

В оксфордском толковом словаре «Политика», написанном ведущими английскими специалистами и изданном на русском языке в Москве в 2001 г., высказывается сомнение в правильности критики Джефферсоном исключительно короля Георга III. В словаре обращается внимание на то, что «в Декларации прямо не упоминаются ни парламент, ни министры, хотя именно они являлись основными оппонентами в спорах с колониями». Признается также, что «Георг III и его министры отличались равнодушием, недальновидностью и некомпетентностью, но едва ли были тиранами» . Не вступая в спор с уважаемыми авторами этого словаря, можно предположить, что если бы люди, подписавшие Декларацию независимости и, стало быть, принявшие ее (4 июля 1776 г.), предложили Джефферсону расширить количество обвиняемых, присовокупив к королю правительство и министров, он вряд ли стал бы возражать. Когда Джефферсон обвинял короля Георга III, он, конечно, имел в виду и правительство, и министров Великобритании.

Гораздо сложнее обстояло дело с вопросом о рабстве, точнее о торговле рабами. В проекте Декларации независимости английский король осуждался также за то, что санкционировал захват людей в «другом полушарии» (Африке), их обращение в рабство и перевозку в Америку; за то, что пресекал любую законодательную попытку «запретить или ограничить эту отвратительную торговлю людьми». Однако подавляющим большинством голосов делегатов - не только южных, но и северных штатов - этот пункт был изъят из текста Декларации.

В своей «Автобиографии» Джефферсон рассказывает о том, какие настроения господствовали тогда по этому вопросу в американском обществе. Так, С. Чейз - член Континентального конгресса, подписавший Декларацию независимости, а позже член Верховного суда США - заявлял, что «негры являются собственностью» и что они «по сути, должны считаться членами общества не более, чем скот». Другой господин (некий Гаррисон) предлагал «считать двух рабов за одного фримена», т.е. свободного работника. Он утверждал, что рабы работают хуже фрименов, и сомневался в том, что «два раба могут сделать больше одного фримена». Другие противники отмены рабства говорили, что оно «необходимо потому, что продукция, которую производят рабы, была бы слишком дорогой для рынка, если бы ее выращивали фримены» .

Нельзя не признать, что, выступая за отмену рабства, Джефферсон оказывался в весьма затруднительном положении, ибо после смерти отца в соответствии с его завещанием стал владельцем трех тысяч гектаров земли и шестидесяти рабов. Это дает определенное основание авторам оксфордского толкового словаря говорить, что Декларация независимости была написана «рабовладельцем из Виргинии, который так и не освободил собственных рабов» . Однако известно, что еще в 1769 г., когда Джефферсон был избран членом легислатуры (законодательного собрания) штата, он предпринял попытку добиться разрешения на освобождение рабов, но она была отклонена. Тогда же молодой адвокат Джефферсон, выступая в виргинском суде и защищая интересы одного мальчика-мулата, искренне и горячо обличал рабство. Ссылаясь на авторитеты, он втолковывал судьям, что все люди по природе равны и каждый человек наделен врожденным правом распоряжаться собственной личностью . Это дело Томас тогда проиграл. Но это лишь усилило его неприятие рабства.

В 1778 г. он внес в Конгресс законопроект, запрещающий дальнейший ввоз в США негров-рабов. Законопроект был принят и, как писал Джефферсон, «остановил разрастание зла, оставив его окончательное искоренение на будущие времена» . В дальнейшем он не раз подвергал критике распространенные среди белых американцев представления об умственной неполноценности негров.

Возвращаясь к анализу содержания Декларации независимости, отметим, что в ее заключительной части «торжественно во всеуслышание» объявлялось, что бывшие колонии отныне становятся «свободными и независимыми Штатами», которые вправе «объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать все другие акты и начинания».

Потерпев поражение в войне со своими колониями, Англия была вынуждена признать в 1783 г. независимость США.

После достижения независимости перед североамериканскими революционерами встал вопрос, что делать дальше, какое государство строить. Единый патриотический лагерь раскололся на две части: республиканцев во главе с Томасом Джефферсоном и федералистов (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей, Дж. Вашингтон).

Федералисты выступали за сильную центральную власть, решения которой должны были быть обязательными для каждого штата (подробнее об этом будет сказано в следующих параграфах).

Республиканцы заняли либерально-демократические позиции. Их идеология отражала настроения широких слоев мелких собственников. Они исходили из того, что Соединенные Штаты Америки должны представлять собой конфедерацию, т.е. объединение самостоятельных во всех отношениях государств, включая право выхода.

Джефферсон, конечно, понимал, что неограниченный суверенитет штатов может обернуться чем-то похожим на раздробленность и будет губительным для целостности и независимости молодой североамериканской республики. Но не удержался от того, чтобы не высказать такие афоризмы: «Овцы живут счастливее сами по себе, чем под опекой заботливого волка», т.е. центральной власти, и «То правление является лучшим, которое правит меньше». Следуя заветам Руссо, Джефферсон считал, что вся власть должна исходить от народа, служить его интересам и формироваться из его представителей. Он мечтал о создании эгалитарной фермерской республики, где не будет сверхбогатых и сверхбедных, где каждый будет иметь земельный участок, достаточный для того, чтобы накормить и одеть себя и свою семью. Эту утопическую, по существу, идею Джефферсон пронес через всю свою жизнь.

В споре республиканцев и федералистов вначале победили республиканцы. В 1775-1778 гг. были приняты конституции штатов. А в 1777 г. Континентальный конгресс выработал документ под названием «Статьи конфедерации», который был утвержден штатами в 1781 г. и фактически представлял собой первую Конституцию США. Согласно ее установкам центральная власть была представлена однопалатным конгрессом, решения которого носили скорее рекомендательный для штатов характер, чем обязательный. Должности президента не было, как и всей «вертикали» исполнительной власти.

Вот один показательный факт того периода: Континентальный конгресс отверг предложение Дж. Вашингтона ввести в армии присягу на верность США, ибо усмотрел в этом ущемление суверенитета штатов. По такой логике вещей присягать надо было на верность штату.

Конфедеративное состояние США длилось недолго. В 1787 г., когда Джефферсон был в Париже и занимался посольским делами, в США состоялся чрезвычайный Конституционный конвент представителей 13 штатов, который отменил «Статьи конфедерации» и разработал проект федеральной Конституции. Ознакомившись с проектом, Джефферсон обнаружил, что в нем отсутствуют статьи, составляющие Билль о правах. Позже авторы проекта федеральной Конституции объясняли это тем, что Билль о правах содержался в конституциях штатов, и поэтому не было необходимости повторять его в федеральной Конституции.

Джефферсон с этим не согласился. Он считал, что отсутствие в федеральной Конституции Билля о правах подрывает демократические устои всей жизни. В результате его активной деятельности (поддержанной федералистом Дж. Мэдисоном) в 1791 г. был принят Билль о правах - первые десять поправок к Конституции США, восемь из которых касались прав народа и человека, а две последних - прав штатов.

Так, первая поправка провозглашала свободу слова и печати. Джефферсон был безусловным сторонником такой свободы. Он говорил, что если бы ему предложили выбирать между правительством без газет и газетами без правительства, то он выбрал бы последнее. Более того, он выражал готовность защищать газеты в праве лгать и клеветать. Между тем в период нахождения Джефферсона на посту президента, т. е. после принятия Билля о правах, многие газеты и газетчики, действуя в интересах его политических оппонентов, позволяли себе чернить президента по всякому поводу и без повода.

Что было делать Джефферсону? «Приструнить» газеты и газетчиков значило бы нарушить Билль о правах. На это Джефферсон пойти не мог, и газеты продолжали свое черное дело.

Вторая поправка Билля о правах предоставляла народу, т.е. гражданам, право «хранить и носить оружие»; четвертая утверждала право народа на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества; в пятой поправке подчеркивалось, что «никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства». Последняя, десятая, поправка специально оговаривала, что «полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и пользование которыми не возбранено отдельными штатами, остаются за штатами или за народом» .

Другой важной революционно-демократической манифестацией Джефферсона явился Билль об установлении религиозной свободы,

предполагавший свободу и равенство всех вероисповеданий, право человека выбирать себе религию или быть неверующим. Скажем сразу, сам Джефферсон не был атеистом, в чем его нередко обвиняли политические оппоненты из среды федералистов и священников англиканской церкви. Он, как и многие просвещенные люди того времени, был деистом, т.е. признавал Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося по собственным законам.

Выступая за религиозную свободу, Джефферсон выступал за отмену привилегий англиканской церкви, ее государственного статуса. Он понимал, что без установления религиозной свободы политическая свобода, политическая независимость будет неполной, ущербной, несостоятельной. В его трактовке речь шла не только о введении религиозной терпимости и упразднении самого понятия «государственная церковь», но и о свободе совести вообще. Считая единственным оружием против любых заблуждений разум и свободное исследование, он писал: «Предоставить государству право определять наше вероисповедание - это все равно что наделить его правом прописывать нам лекарство и диету. С таким же успехом можно наделить государство правом устанавливать системы в физике» . Отделенная от государства церковь получает возможность удвоить и утроить свое влияние в сфере духовной жизни человека, его морально-этического воспитания.

Джефферсон сознавал, что его программа встретит сопротивление в большинстве штатов. Поэтому он сосредоточил свои усилия на принятии этого Билля в своем родном штате, Виргинии, которая исторически отличалась большей веротерпимостью по сравнению со штатами северо-востока США (Новой Англии). В результате длительного процесса обсуждения (с 1779 по 1786 г.) Билль об установлении религиозной свободы был принят и получил силу закона

Поделиться: