Регистрационный знак трактора. Государственные номера автомобилей в рф

Вы натыкаетесь на всевозможные сленговые выражения, которыми буквально сыпят бывалые автомобилисты. Со временем и вы будете разбираться в сути. Занимаясь , вы сразу же сталкиваетесь с популярным сокращением “ГРЗ” и естественно задаете вопрос, ГРЗ автомобиля, что это такое и как ОНО отразится на ваших способностях преодолевать трудности дорожного движения.

На самом деле сокращение “ГРЗ” обозначает – государственные регистрационные знаки , которые в просторечии называют “номера”. Да, это те самые белые алюминиевые таблички, которые привинчивают спереди и сзади для того, чтобы идентифицировать транспортное средство.

История номерного знака в нашей стране достаточно короткая. Впервые унифицированные ГРЗ были введены в СССР в 1931 году . А действующий в настоящее время стандарт был принят в 1994 году. Нынешний стандарт был принят из соображений соответствия размеров номерных знаков, используемых в Европейских странах. В США размеры знака отличаются. Это связано с начавшимся в девяностые годы потоком иномарок из Европы, да и с расширявшимся автомобильным рынком, большую часть которого, постепенно стал занимать западный автопром.

Не секрет, что расширение автопарка страны приводит к проблемам регистрационных знаков – не хватает букв и цифр для идентификации. Если вы заметили, то цифра в правой части номера может быть двузначная или трехзначная. Это код региона. Но и трехзначный код вскоре может не дать возможности пересчитать все автомобили.

Какую информацию несут номера автомобилей

Используемый в настоящее время стандарт номерных знаков имеет пять составляющих, несущих каждая свою информационную нагрузку:

  • серия, комбинация из трех букв, первая из которых стоит перед тройкой цифр в средине номера;
  • регистрационный номер, три цифры в центральной части номера;
  • страна регистрации, обозначение RUS для России;
  • флаг России, который вместе с обозначением страны регистрации должен был бы предполагать достаточную информацию при выезде за границу, однако этого не происходит и во многих странах требуют дополнительную овальную наклейку на заднем стекле, идентифицирующую страну регистрации.
  • код региона регистрации.

Зачем коды регионов России на автомобильных номерах

До октября 2013 года, когда были приняты серьезные изменения в процедуре постановки автомобилей на учет, было понятно, что коды регионов России на автомобильных номерах в точности обозначают место жительства владельца автомобиля. Однако в связи с нововведением, оказывается, что иногда автомобильные номера, регионы России и коды регионов могут не совпадать . Это бывает не часто, но бывает.

В любом случае, код региона может рассказать о месте регистрации машины. Особенно это актуально для вас, в случае предполагаемой покупки. Принцип простой – “чем дальше, тем страшней”. Можно, конечно, пробить машину по вин коду, но достоверную информацию о происхождении регистрации заочно получить вряд ли удастся. Речь не идет о халатной работе ГИБДД. Однако в громадном потоке автолюбителей легко затеряться дельцам от автобизнеса, которые могут многое.

Что значит блатные номера на машину

На самом деле мода на блатные номера на машину появилась не сейчас . И в СССР были любители красивых номеров, которые показывали окружающим якобы возможности их владельцев. Начиная с девяностых годов, купить красивые гос номера на автомобиль стало значительно легче.

Какие номера можно отнести к разряду блатных? Все просто. Присутствие в номере трех одинаковых букв или цифр уже говорит о “красивости”. К этим сочетаниям можно добавлять специальные буквенные серии, как например, ААА, предполагающие близость к администрации региона, ООО, предполагающие близость к Законодательному собранию, МММ, предполагающие близость к органам полиции (ранее милиции). Серии АМР, ЕКХ, ССС чаще всего закреплены за силовыми структурами. Особенно АМР характерная серия для Москвы.

По рассказам очевидцев в отделах сначала ГАИ, а затем ГИБДД все красивые номера по влиянию на выдачу были поделены в рамках региона между сотрудниками согласно рангу. Например, на выдачу ГРЗ серии МММ с номера 501 до номера 599 мог выдать разрешение лично начальник отдела. Такое разрешение выдавалось путем написания простой записки в отдел регистрации доверенному сотруднику.

Разрешающая записка выписывалась не только за деньги, а и в обмен на некую услугу. Однако за деньги чаще. Стоимость блатных номеров в средине девяностых годов была не очень высокая. Так, по сведениям очевидцев, номерные знаки с комбинацией цифр 111 были куплены по 300 долларов за комплект. Владелец этих номеров был удивлен, когда при въезде на автомобиле на Болгарскую территорию с этими номерами он был идентифицирован местным полицейским как коллега. Значит и у них то же самое.

Стоит заметить, что впоследствии стоимость красивых номеров поднялась очень значительно . Особенно после многочисленных проверок на эту тему отделов регистрации ГИБДД.

Здесь уместно задать вопрос: “А зачем вам блатной номер? ”. Вы что, думаете, что этот номер спасет вас при нарушении правил дорожного движения? Ошибаетесь. Если нарушение вами правил приведет к тяжким последствиям, то никакой номер не спасет . Блатные номера лишь иллюзия защищенности. Причем даже сами инспектора в некоторых регионах (особенно это заметно в Краснодарском крае в летний период) при виде автомобиля с блатными номерами, говорят о том, что едет кошелек, который надо потрясти.

Лучше иметь как можно более незаметный номер и не нарушать ПДД.

Где взять дубликат госномера на автомобиль

Следует иметь в виду, что купить гос номер автомобиля просто так, и у кого угодно не получится. Нет, купить-то можно, но этот номерной знак не будет считаться законным, а вы можете быть привлечены к уголовной ответственности за подделку.

Понятно, что полученные вами в ходе регистрации ГРЗ могут быть случайно испорчены. Или помяты в ДТП, или залиты краской. То есть становятся нечитаемыми. А нечитаемость – есть нарушение правил дорожного движения. По этой причине с недавних пор ГИБДД стали выдавать дубликат госномера на автомобиль, изготовленный согласно требованиям ГОСТ.

Чтобы узнать, где в вашем городе законно получить (купить) дубликат номеров, зайдите в свой ГИБДД и задайте этот вопрос. Практически в каждом городе есть небольшие участки с оборудованием для производства номеров, которые официально аккредитованы ГИБДД .

То есть имеют законное право на производство дубликатов номеров. Это не так дорого, чтобы рисковать уголовной ответственностью за покупку “левых” номеров.

Кстати, последние действия воришек, снимающих номера ночью во дворах с целью последующего возврата за деньги, привели к тому, что стало возможным просто изготовить дубликат украденного номерного знака и все на этом.

Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50577-93
"Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования"
(принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 29 июня 1993 г. N 165)

С изменениями и дополнениями от:

Licence plates for vehicles. Types and main sizes. Technical requirements

Введен впервые

1. Область применения

Настоящий стандарт определяет типы и основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам (далее - регистрационным знакам), устанавливаемым на транспортные средства.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

1Б - для легковых такси, транспортных средств, оборудованных для перевозок более восьми человек (кроме случаев, если указанные перевозки осуществляются по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

2 - для автомобильных прицепов (включая задние прицепы к мотоциклам и мотороллерам) и полуприцепов;

3 - для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов (полуприцепов) к ним;

4 - для мотоциклов, мотороллеров, мопедов и снегоходов.

3.2.2 Транспортные средства 2-й группы

5 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов;

6 - для автомобильных прицепов (включая задние прицепы к мотоциклам и мотороллерам) и полуприцепов;

7 - для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов (полуприцепов) к ним;

8 - для мотоциклов, мотороллеров, мопедов и снегоходов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.2.3 Транспортные средства 3-й группы

Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:

9 - для легковых автомобилей глав дипломатических представительств;

10 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов дипломатических представительств, консульских учреждений, в том числе возглавляемых почетными консульскими должностными лицами, международных (межгосударственных) организаций и их сотрудников, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

3.2.4 Транспортные средства 4-й группы

Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:

15 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей, автобусов, автомобильных прицепов и полуприцепов;

16 - для мотоциклов, мотороллеров, мопедов и снегоходов;

17 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей, автобусов и прочих транспортных средств воинских частей и соединений, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;

18 - для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов (полуприцепов) к ним;

19 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей, автобусов и прочих транспортных средств, окончательно выезжающих за пределы Российской Федерации, а также для иных случаев, определяемых Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

3.2.5 Транспортные средства 5-й группы

Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:

20 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов;

21 - для автомобильных прицепов (включая задние прицепы к мотоциклам и мотороллерам) и полуприцепов;

22 - для мотоциклов.

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

3.3 Структура регистрационных знаков должна быть следующей:

Тип (однострочный) - М 000 ММ 55 или М 000 ММ 555; - тип 1Б (однострочный) - ММ 000 55 - тип (однострочный) - ММ 0000 55; - тип (двухстрочный) - 0000 ММ 55; - тип (двухстрочный) - 0000 ММ 55; - тип (однострочный) - 0000 ММ 55; - тип (однострочный) - ММ 0000 55; - тип (двухстрочный) - 0000 ММ 55; - тип (двухстрочный) - 0000 ММ 55; - тип (однострочный) - 222 ММ 0 55; - тип (однострочный) - 222 М 000 55; - тип (однострочный) - ММ 000 М 55; - тип (трехстрочный) - "ТРАНЗИТ" ММ 55 0000; - тип (трехстрочный) - ММ 55 0000 "ТРАНЗИТ"; - тип (трехстрочный) - ММ 55 "ТРАНЗИТ" 0000; - тип (однострочный) - Т ММ 000 55; - тип (однострочный) - М 0000 55; - тип (однострочный) - 000 М 55; - тип (двухстрочный) - 0000 М55, где 0 и М - соответственно цифра и буква, означающие номер и серию регистрационного знака транспортного средства; 2 - цифра кода, применяемого на регистрационных знаках для обозначения транспортных средств аккредитованных дипломатических представительств, консульских учреждений, международных (межгосударственных) организаций; 5 - цифра кода региона Российской Федерации, применяемых на регистрационных знаках транспортных средств (далее - региона регистрации); Т - первая буква слова "ТРАНЗИТ", означающая регистрационный знак транспортного средства, временно допущенного к участию в дорожном движении.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

3.4 На регистрационных знаках типов , 1Б , , 4-6 , 8-10 , 15-22 должна быть надпись "RUS". На регистрационных знаках типов 16-18 должна быть надпись "ТРАНЗИТ". На регистрационных знаках типов , и допускается дополнительно наличие изображения Государственного флага Российской Федерации.

Примечание - Изображение Государственного флага Российской Федерации должно представлять собой прямоугольник с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя - синего цвета и нижняя - красного цвета.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

3.5 Основные размеры регистрационных знаков, расположение надписей "RUS" и "ТРАНЗИТ", цифр, букв и окантовки на лицевой стороне регистрационных знаков, размеры и расположение отверстий для крепления регистрационного знака на транспортном средстве должны соответствовать указанным на рисунках А.1-А.22 приложения А. В случае наличия на знаках типов , и изображения Государственного флага Российской Федерации надпись "RUS" размещается в соответствии с рисунком А.23 приложения А.

Примечания

3 Требование не является обязательным для надписи "RUS".

3.8 Форма и характер начертания цифр и букв, применяемых на регистрационных знаках (типов 1-10 , , 19-22), должны соответствовать рисункам Б.1 и В.1 приложений Б и В, а толщина линий цифр и букв (включая толщину окантовки) - значениям, приведенным в таблице 1 . Остальные размеры устанавливаются в конструкторской документации на регистрационные знаки, согласованной с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Таблица 1

Размеры цифр и букв регистрационных знаков

В миллиметрах

Цифры и буквы на лицевой стороне регистрационного знака типов 16-18 должны выполняться шрифтом ЖР5 по ГОСТ 3489.2, а на оборотной стороне - шрифтом Бл3 по ГОСТ 3489.17.

3.5-3.8 (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

JT16 3.9 Предельные отклонения размеров - ------ по ГОСТ 25346. 2

Примечание - Допускается изготовление регистрационных знаков типа , устанавливаемых на транспортные средства, эксплуатирующиеся только вне автомобильных дорог общего пользования, без световозвращающего покрытия.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

4.7 Требования к покрытию поля регистрационных знаков (кроме знаков со световозвращающим покрытием и знаков, изготовленных типографским способом)

4.7.2 Прочность покрытия при ударе - не менее 40 см по ГОСТ 4765.

4.7.4 Атмосферостойкость покрытия - по ГОСТ 9.401 для II типа атмосферы по ГОСТ 15150 , при сохранении защитных свойств по ГОСТ 9.407 не более балла 1 и декоративных свойств не более балла 2 должна быть не менее трех лет в условиях эксплуатации У1 и не менее двух лет в условиях эксплуатации ХЛ1 по

(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 29.06.93 N 165)

Редакция от 22.05.2009 — Действует с 01.11.2009

Показать изменения

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

LICENCE PLATES FOR VEHICLES. TYPES AND MAIN SIZES. TECHNICAL REQUIREMENTS

ГОСТ Р 50577-93

Дата введения 1994-01-01

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 "Безопасность дорожного движения"

3 Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 7591-82 "Транспорт дорожный. Номерные знаки с отражательной поверхностью для транспортных средств и прицепов. Технические требования" в части требований к отражательной поверхности и Конвенции о дорожном движении, принятой в Вене в 1968 г., с дополнительными требованиями, отражающими потребности экономики страны.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ИЗДАНИЕ (декабрь 2001 г.) с Изменениями N 1, 2, принятыми в мае 1998 г., ноябре 2001 г. (ИУС 9-98, 2-2002)

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт определяет типы и основные размеры, а также технические требования к государственным регистрационным знакам (далее - регистрационным знакам), устанавливаемым на транспортные средства.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

Абзац 3 - Исключен. (в ред. Изменения N 3)

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Классификация и обозначения

ГОСТ 9.104-79 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы условий эксплуатации

ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов

ГОСТ 9.407-84 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Метод оценки внешнего вида

ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки (в ред. Изменения N 3)

ГОСТ 1412-85 Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки

ГОСТ 3489.2-71 Шрифты типографские. Гарнитура журнальная рубленая (для алфавитов на русской и латинской основах). Назначение. Рисунок. Линия шрифта. Емкость

ГОСТ 3489.17-71 Шрифты типографские. Гарнитура "Балтика" (для алфавитов на русской и латинской основах). Назначение. Рисунок. Линия шрифта. Емкость

ГОСТ 4765-73 Материалы лакокрасочные. Метод определения прочности пленок при ударе

ГОСТ 7721-89 Источники света для измерения цвета. Типы. Технические требования. Маркировка

ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 25346-89 Основные нормы взаимозаменяемости. ЕСДП. Общие положения, ряды допусков и основных отклонений

ГОСТ Р 41.4-99 (Правила ЕЭК ООН N 4) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения приспособлений для освещения заднего номерного знака автотранспортных средств (за исключением мотоциклов) и их прицепов (в ред. Изменения N 2)

3 ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

3.1 В зависимости от применяемых регистрационных знаков транспортные средства подразделяют на следующие группы:

1 - транспортные средства, принадлежащие юридическим лицам и гражданам Российской Федерации, юридическим лицам и гражданам иностранных государств, кроме отнесенных к группе 3, а также лицам без гражданства;

2 - транспортные средства воинских частей и соединений, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и образованных в соответствии с действующими законодательными актами;

3 - транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, в том числе возглавляемым почетными консульскими должностными лицами, международным (межгосударственным) организациям и их сотрудникам, аккредитованным при Министерстве иностранных дел Российской Федерации; (в ред. Изменения N 3)

4 - транспортные средства, временно допущенные к участию в дорожном движении;

5 - транспортные средства, принадлежащие органам внутренних дел Российской Федерации. (в ред. Изменений N 1, N 2)

3.2 Типы регистрационных знаков

3.2.1 Транспортные средства 1-й группы

1 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов; (в ред. Изменения N 3)

Абзацы 3-4 - Исключены. (в ред. Изменения N 3)

2 - для автомобильных прицепов (включая задние прицепы к мотоциклам и мотороллерам) и полуприцепов;

3 - для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов (полуприцепов) к ним; (в ред. Изменений N 1)

4 - для мотоциклов, мотороллеров, мопедов и снегоходов. (в ред. Изменения N 3)

3.2.2 Транспортные средства 2-й группы

Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:

5 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов;

6 - для автомобильных прицепов (включая задние прицепы к мотоциклам и мотороллерам) и полуприцепов;

7 - для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов (полуприцепов) к ним; (в ред. Изменения N 1)

8 - для мотоциклов, мотороллеров, мопедов и снегоходов. (в ред. Изменения N 3)

3.2.3 Транспортные средства 3-й группы

Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:

9 - для легковых автомобилей глав дипломатических представительств;

10 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов дипломатических представительств, консульских учреждений, в том числе возглавляемых почетными консульскими должностными лицами, международных (межгосударственных) организаций и их сотрудников, аккредитованных при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (в ред. Изменения N 3)

Абзац 4 - Исключен. (в ред. Изменения N 3)

3.2.4 Транспортные средства 4-й группы

Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:

15 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей, автобусов, автомобильных прицепов и полуприцепов (в ред. Изменения N 3)

16 - для мотоциклов, мотороллеров, мопедов и снегоходов; (в ред. Изменения N 3)

17 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей, автобусов и прочих транспортных средств воинских частей и соединений, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации;

18 - для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов (полуприцепов) к ним; (в ред. Изменения N 1)

19 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей, автобусов и прочих транспортных средств, окончательно выезжающих за пределы Российской Федерации, а также для иных случаев, определяемых Министерством внутренних дел Российской Федерации. (в ред. Изменения N 2)

3.2.5 Транспортные средства 5-й группы

Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:

20 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов;

21 - для автомобильных прицепов (включая задние прицепы к мотоциклам и мотороллерам) и полуприцепов;

22 - для мотоциклов. (в ред. Изменения N 2)

3.3 Структура регистрационных знаков должна быть следующей:

- тип 1 (однострочный) - М 000 MM 55 или М 000 MM 555;
Абзац - Исключен.
(в ред. Изменения N 3)
Абзац - Исключен.
(в ред. Изменения N 3)
- тип 2 (однострочный) - MM 0000 55;
- тип 3 (двухстрочный) - 0000
MM 55;
- тип 4 (двухстрочный) - 0000
MM 55;
- тип 5 (однострочный) - 0000 MM 55;
- тип 6 (однострочный) - MM 0000 55;
- тип 7 (двухстрочный) - 0000
MM 55;
- тип 8 (двухстрочный) - 0000
MM 55;
- тип 9 (однострочный) - 222 MM 0 55;
- тип 10 (однострочный) - 222 М 000 55;
- тип 15 (однострочный) - ММ 000 М 55
(в ред. Изменения N 3)
- тип 16 (трехстрочный) - "ТРАНЗИТ"
MM 55
0000;
- тип 17 (трехстрочный) - MM 55
0000
"ТРАНЗИТ";
- тип 18 (трехстрочный) - MM 55
"ТРАНЗИТ"
0000;
- тип 19 (однострочный) - Т MM 000 55;
- тип 20 (однострочный) - М 0000 55;
- тип 21 (однострочный) - 000 М 55;
- тип 22 (двухстрочный) - 0000
M 55,

где 0 и М - соответственно цифра и буква, означающие номер и серию регистрационного знака транспортного средства;

2 - цифра кода, применяемого на регистрационных знаках для обозначения транспортных средств аккредитованных дипломатических представительств, консульских учреждений, международных (межгосударственных) организаций; (в ред. Изменения N 3)

5 - цифра кода региона Российской Федерации, применяемых на регистрационных знаках транспортных средств (далее - региона регистрации);

Т - первая буква слова "ТРАНЗИТ", означающая регистрационный знак транспортного средства, временно допущенного к участию в дорожном движении.

Примечание - Исключено. (в ред. Изменения N 3)

3.4 На регистрационных знаках типов 1, 2 и 15, 4-6, 8-10, 15-22 должна быть надпись "RUS". На регистрационных знаках типов 16-18 должна быть надпись "ТРАНЗИТ". На регистрационных знаках типов 1, 2 и 15 допускается дополнительно наличие изображения Государственного флага Российской Федерации. (в ред. Изменения N 3)

Примечание - Изображение Государственного флага Российской Федерации должно представлять собой прямоугольник с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя - синего цвета и нижняя - красного цвета. (в ред. Изменения N 2)

3.5 Основные размеры регистрационных знаков, расположение надписей "RUS" и "ТРАНЗИТ", цифр, букв и окантовки на лицевой стороне регистрационных знаков, размеры и расположение отверстий для крепления регистрационного знака на транспортном средстве должны соответствовать указанным на рисунках А.1-А.22 приложения А. В случае наличия на знаках типов 1, 2 и 15 изображения Государственного флага Российской Федерации надпись "RUS" размещается в соответствии с рисунком А.23 приложения А. (в ред. Изменения N 3)

Примечания

1 Цифры и буквы на рисунках A.1-A.23 использованы в качестве примера.

Примечание 2 - Исключено. (в ред. Изменения N 2)

3 Допускается на регистрационных знаках типов 5-8 вместо цифрового кода региона регистрации применять иную кодирующую систему, установленную Министерством обороны Российской Федерации. (в ред. Изменений N 1, N 2)

3.6 Буквы, цифры и окантовка на лицевой стороне регистрационного знака должны быть выпуклыми (трапециевидной формы), одинаковой высоты (на одном регистрационном знаке) в пределах не менее 1,0 мм и не более 2,0 мм относительно поля знака.

Примечания

1 Под словами "поле регистрационного знака" здесь и далее понимают плоскую поверхность лицевой стороны знака.

2 Требование не распространяется на регистрационные знаки типов 15-18. (в ред. Изменения N 3)

3 Требование не является обязательным для надписи "RUS". (в ред. Изменений N 1, N 2)

3.7 На регистрационных знаках типов 1-22 могут применяться следующие буквы: А, В, Е, К, М, Н, О, Р, С, Т, X, У. На регистрационных знаках типа 9, 10 может применяться также буква D. (в ред. Изменений N 1, N 2)

3.8 Форма и характер начертания цифр и букв, применяемых на регистрационных знаках (типов 1-10, 15, 19-22), должны соответствовать рисункам Б.1 и B.1 приложений Б и В, а толщина линий цифр и букв (включая толщину окантовки) - значениям, приведенным в таблице 1. Остальные размеры устанавливаются в конструкторской документации на регистрационные знаки, согласованной с Министерством внутренних дел Российской Федерации. (в ред. Изменения N 3)

Таблица 1

Размеры цифр и букв регистрационных знаков

В миллиметрах
Высота цифр и букв Толщина линий цифр и букв, не менее
20 3,0
58 9,0
76 11,0
Окантовка 3,0 ±0,5

Цифры и буквы на лицевой стороне регистрационного знака типов 16-18 должны выполняться шрифтом ЖР5 по ГОСТ 3489.2, а на оборотной стороне - шрифтом Бл3 по ГОСТ 3489.17. (в ред. Изменений N 1, N 2)

3.9 Предельные отклонения размеров - (JT16/2) по ГОСТ 25346.

3.10 Закрепление цифровых кодов за регионами регистрации в отношении регистрационных знаков типов 1 - 4, 9, 10, 15, 16, 19 - 22, а также закрепление цифровых кодов, применяемых на знаках типов 9, 10, производится Министерством внутренних дел Российской Федерации. (в ред. Изменения N 3)

Серии регистрационных знаков типов 9, 10 устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Закрепление цифровых кодов за воинскими частями и соединениями, находящимися под юрисдикцией Российской Федерации, в отношении регистрационных знаков типов 5-8, 17 производится Министерством обороны Российской Федерации. Номера и серии регистрационных знаков типов 5-8, 17 устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации. (в ред. Изменений N 1, N 2)

4 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

4.1 Регистрационные знаки должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по техническим условиям и конструкторской документации, согласованным с Министерством внутренних дел Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке.

4.2 Условия эксплуатации регистрационных знаков - У1 и ХЛ1 по ГОСТ 9.104.

4.3 Регистрационные знаки типов 1-10, 19-22 изготавливают из алюминиевых сплавов методом штампования с покрытием световозвращающими и лакокрасочными материалами. Для изготовления регистрационных знаков типов 3, 5-8 допускается применение черных металлов.

Регистрационные знаки типа 15 изготавливаются из бумаги и покрываются с двух сторон специальной пленкой (ламинируются). Толщина регистрационных знаков типа 15 должна составлять не менее 400 мкм (в ред. Изменения N 3)

Регистрационные знаки типов 16-18 изготавливают на бумаге типографским способом.

Примечания

1 Конкретные материалы, используемые для изготовления регистрационных знаков, способ их изготовления, а также методы испытаний (кроме типовых и периодических испытаний) устанавливают в технических условиях на регистрационные знаки.

2 Кроме испытаний, проводимых предприятиями-изготовителями, испытания регистрационных знаков на соответствие требованиям настоящего стандарта должны проводиться не реже одного раза в три года для каждого предприятия - изготовителя регистрационных знаков в испытательных службах. (в ред. Изменения N 2)

4.4 Толщина материала регистрационного знака без учета покрытия (кроме типов 15-18) должна быть (1 ± 0,1) мм. Толщину материала регистрационных знаков типов 15-18 устанавливают в технических условиях на эти знаки. (в ред. Изменений N 2, N 3)

4.5 Технология нанесения цифр, букв и окантовки на регистрационные знаки, включая надписи "RUS", "ТРАНЗИТ" и изображение Государственного флага Российской Федерации, должна исключать возможность их изменения в процессе эксплуатации без разрушения знака или изменения структуры применяемых материалов.

4.6 Поле регистрационных знаков (кроме типов 5-8, 15-18) должно обладать световозвращающими свойствами. Требования к цвету поля и качеству регистрационных знаков со световозвращающим покрытием приведены в приложении Г. Нормы цветов Государственного флага Российской Федерации, наносимого на регистрационные знаки, устанавливаются по эталону, цветометрические характеристики которого должны соответствовать приложению Г. (в ред. Изменения N 3)

Примечание - Допускается изготовление регистрационных знаков типа 3, устанавливаемых на транспортные средства, эксплуатирующиеся только вне автомобильных дорог общего пользования, без световозвращающего покрытия. (в ред. Изменений N 1, N 2)

4.7 Требования к покрытию поля регистрационных знаков (кроме знаков со световозвращающим покрытием и знаков, изготовленных типографским способом) (в ред. Изменения N 3)

4.7.1 Адгезия покрытия по методу решетчатых надрезов - не более 2 баллов по ГОСТ 15140.

4.7.2 Прочность покрытия при ударе - не менее 40 см по ГОСТ 4765.

4.7.3 Класс покрытия - не ниже III по ГОСТ 9.032.

4.7.4 Атмосферостойкость покрытия - по ГОСТ 9.401 для II типа атмосферы по ГОСТ 15150, при сохранении защитных свойств по ГОСТ 9.407 не более балла 1 и декоративных свойств не более балла 2 должна быть не менее трех лет в условиях эксплуатации У1 и не менее двух лет в условиях эксплуатации ХЛ1 по ГОСТ 9.401.

4.8 Цвета поля регистрационных знаков (кроме знаков со световозвращающим покрытием), а также окантовки, цифр и букв должны соответствовать указанным в таблице 2.

Таблица 2

Цвета поля, окантовки и букв регистрационных знаков

Типы регистрационных знаков по 3.2 Наименование цвета
поля окантовки, цифр и букв
1 - 4, 19 Белый <**> Черный <*>
15 Белый и желтый <*> Черный <*>
16 - 18 Белый <*> Черный <*>
5 - 8 Черный <*> Белый <*>
9 - 10 Красный <**> Белый <*>
20 - 22 Синий <**> Белый <*>
<*> По контрольному образцу, устанавливающему норму цвета.
<**> По приложению Г.

4.9 Регистрационные знаки типов 15-18 должны изготавливаться типографским или иным способом, обеспечивающим выполнение установленных настоящим стандартом требований в течение сроков, на которые они выдаются. Текст оборотной стороны знака типа 16 приведен в приложении Д, текст оборотной стороны знака типа 17 - в приложении Е, а текст оборотной стороны знака типа 18 - в приложении Ж. (в ред. Изменений N 1, N 3)

4.10 Регистрационные знаки со световозвращающим покрытием должны иметь элементы защиты от подделки, включенные в структуру покрытия.

Регистрационные знаки типов 15 - 18 должны иметь элементы защиты от подделки, выполненные типографским или иным способом. (в ред. Изменения N 3)

На лицевую сторону регистрационных знаков типа 15 должен быть нанесен голографический защитный знак. Требования к уровню защиты устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации (в ред. Изменения N 3)

Примечание - Размеры, начертание, расположение и другие характеристики защитных элементов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. (в ред. Изменения N 2)

4.11 На оборотной стороне каждого регистрационного знака (кроме знаков типов 16-18) должен быть нанесен товарный знак предприятия - изготовителя регистрационного знака способом, обеспечивающим его сохранность и различимость в течение не менее удвоенного гарантийного срока службы регистрационного знака. В случае изготовления регистрационных знаков на покупных изделиях (заготовках) на оборотной стороне знака должен быть нанесен также товарный знак предприятия - изготовителя заготовки. Изображение товарного знака при нанесении его ударным способом не должно проступать на лицевой стороне знака.

На лицевой стороне регистрационных знаков типа 15 и оборотной стороне регистрационных знаков типов 16 - 18 под основной надписью указывают выходные сведения, содержащие наименование предприятия-изготовителя, тираж, товарный знак предприятия-изготовителя. (в ред. Изменений N 2, N 3)

4.12- 4.16. Пункты исключены. (в ред. Изменения N 2)

4.17 Гарантийный срок службы регистрационных знаков со дня их изготовления (кроме типов 15 - 18) при сохранении защитных свойств покрытия поля знаков по ГОСТ 9.407 не более балла 1 и декоративных свойств не более балла 2 должен быть не менее трех лет в условиях эксплуатации У1 и двух лет - в условиях эксплуатации ХЛ1 по ГОСТ 9.104. (в ред. Изменения N 3)

4.18 Требования к местам установки регистрационных знаков на транспортных средствах приведены в приложении И. (в ред. Изменения N 2)

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)

РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ЗНАКИ

Рисунок А.1 - Регистрационный знак типа 1 с двухзначным кодом региона регистрации

Рисунок А.2 - Регистрационный знак типа 1 с трехзначным кодом региона регистрации

Рисунок А.3 - Регистрационный знак типа 1А - Исключен. (в ред. Изменения N 3)

Рисунок А.4 - Регистрационный знак типа 1 Б - Исключен. (в ред. Изменения N 3)

Рисунок А.5 - Регистрационный знак типа 2

Рисунок А.6 - Регистрационный знак типа 3

Рисунок А.7 - Регистрационный знак типа 4

Рисунок А.8 - Регистрационный знак типа 5

Рисунок А.9 - Регистрационный знак типа 6

Рисунок А.10 - Регистрационный знак типа 7

Рисунок A.11 - Регистрационный знак типа 8

Рисунок А.12 - Регистрационный знак типа 9

Рисунок А.13 - Регистрационный знак типа 10

Рисунки А.14, А.15 - Исключены. (в ред. Изменения N 2)

Рисунок А.16 - Регистрационный знак типа 16

Рисунок А.17 - Регистрационный знак типа 17

Рисунок А.18 - Регистрационный знак типа 18

Рисунок А.19 - Регистрационный знак типа 19

Рисунок А.20 - Регистрационный знак типа 20

Рисунок А.21 - Регистрационный знак типа 21

Рисунок А.22 - Регистрационный знак типа 22

Рисунок А.23 - Фрагмент регистрационного знака с изображениями надписи "RUS" и Государственного флага Российской Федерации (по 3.5)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)

Рисунок Б.1 - Шрифт букв, разрешенных для использования на регистрационных знаках

ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)

Рисунок B.1 - Шрифт цифр, применяемых на регистрационных знаках

ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(обязательное)

ТРЕБОВАНИЯ К ЦВЕТУ ПОЛЯ И КАЧЕСТВУ СВЕТОВОЗВРАЩАЮЩЕГО ПОКРЫТИЯ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ЗНАКОВ

(в ред. Изменения N 2)

Г.1 ТРЕБОВАНИЯ К ФОТОМЕТРИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ

Г.1.1 Коэффициент световозвращения (отношение яркости к освещенности) световозвращающего покрытия поля регистрационного знака должен быть не менее значений, указанных в таблице Г.1.

Таблица Г.1

Фотометрические характеристики световозвращающего покрытия

Цвет покрытия Угол наблюдения Коэффициент световозвращения, кд/(м лк), не менее, при углах освещения
30° 45° Максимальный
Белый 0° 12" 70 35 6 250
0° 20" 50 30 3 250
1° 30" 5 2 1 250
Желтый 0° 12" 50 25 4 250
0° 20" 35 15 2 250
1° 30" 3 1 0,5 250
Красный 0° 12" 10 4 0,8 100
0° 20" 7 3 0,7 100
1° 30" 0,6 0,3 0,1 100
Синий 0°12" 4 1,7 1 25
0° 20" 3 1,1 0,7 25

Примечания

1 Измерения проводят при освещении стандартным источником света по ГОСТ 7721.

2 Угол скручивания образца должен быть не более 1° 20".

3 Расположение угла освещения должно быть таким, чтобы углы освещения и наблюдения находились на противоположных сторонах линии, соединяющей источник света с центром образца.

Г.1.2 При обильном воздействии воды на регистрационный знак коэффициент световозвращения должен быть не менее 90% значений, указанных в таблице Г.1.

Г.1.3 Значения максимального коэффициента световозвращения к минимальному не должны отличаться более чем в два раза.

Примечания

1 Проверку отклонений световозвращения проводят в случае обнаружения локальных отклонений в яркости при измерениях по Г.1.1.

2 Измерения проводят при угле наблюдения 0° 20" и угле освещения 5°.

3 Коэффициент световозвращения измеряют на нескольких соседних площадках размером 50х50 мм.

Г.2 ТРЕБОВАНИЯ К ЦВЕТОМЕТРИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ

Г.2.1 Цвет световозвращающего покрытия регистрационного знака должен находиться в пределах зоны, ограниченной координатами цветности, указанными в таблице Г.2, и соответствовать коэффициенту яркости.

Примечания

1 Измерения проводят при освещении стандартным источником света Д МЭК.

2 Источник света располагают под углом 45° к нормали регистрационного знака.

3 Измерения проводят вдоль нормали регистрационного знака.

4 Для проведения измерений используют образец регистрационного знака без нанесенных на нем надписи "RUS", изображения Государственного флага Российской Федерации, цифр, букв, окантовки.

Таблица Г.2

Цветометрические характеристики световозвращающего покрытия

Цвет покрытия Координаты цветности угловых точек допустимых цветовых областей Коэффициент яркости
Номера угловых точек цветовых областей
1 2 3 4
Белый x 0,355 0,305 0,285 0,335 0,35
y 0,355 0,305 0,325 0,375 0,35
Желтый x 0,545 0,487 0,427 0,465 0,27
y 0,454 0,423 0,483 0,534 0,27
Красный x 0,690 0,595 0,569 0,655 0,05
y 0,310 0,315 0,341 0,345 0,05
Синий x 0,144 0,244 0,190 0,066 0,01
y 0,030 0,202 0,247 0,208

Г.3 ТРЕБОВАНИЯ К СТОЙКОСТИ

Г.3.1 Теплостойкость световозвращающего покрытия, букв и цифр должна быть такая, чтобы после последовательно проведенного кондиционирования образца регистрационного знака не наблюдалось трещин вздутий или изменений цвета (обесцвечивания).

Примечания

а) в течение 7 ч при температуре (65±2) °С и относительной влажности (10±5)%;

б) в течение 1 ч при температуре (23±5) °С и относительной влажности (50±10)%;

в) в течение 15 ч при температуре минус 20 °С.

Г.3.2 Адгезия световозвращающего покрытия должна быть такая, чтобы после кондиционирования образца регистрационного знака не наблюдалось отслоений световозвращающего покрытия.

Примечания

1 Кондиционирование образца регистрационного знака проводят в течение 1 ч при температуре минус 20 °С.

2 Для испытаний используют фрагмент, равный половине регистрационного знака.

3 Соблюдение требования проверяют визуально.

Г.3.3 Стойкость световозвращающего покрытия к удару должна быть такая, чтобы после проведения испытаний на световозвращающем покрытии регистрационного знака не наблюдались трещины или отслоения на расстоянии более 5 мм от зоны удара.

Примечания

1 Проверку стойкости световозвращающего покрытия к удару проводят на испытательном стенде, который должен обеспечивать направленное падение ударника с ускорением 9-9,81 м/с2 .

2 Ударник должен представлять собой шар диаметром 25 мм, изготовленный из стали по ГОСТ 380.

3 Образец регистрационного знака, подвергаемый проверке на стойкость световозвращающего покрытия к удару, предварительно кондиционируют в течение 1 ч при температуре минус 20 °С.

4 После извлечения образца регистрационного знака из криокамеры его укладывают световозвращающим покрытием вверх на твердое основание (плиту толщиной не менее 12,5 мм, изготовленную из стали по ГОСТ 380 или чугуна по ГОСТ 1412).

5 Удар производят с высоты 2 м.

6 Для испытания используют фрагмент регистрационного знака размером, пригодным для проведения необходимых измерений.

7 Соблюдение требования проверяют штангенциркулем по ГОСТ 166.

Г.3.4 Стойкость световозвращающего покрытия к изгибу должна быть такая, чтобы после проведения испытаний на покрытии не наблюдались трещины.

Примечания

1 Испытания проводят при температуре (23±5) °С.

2 Образец регистрационного знака изгибают на оправке диаметром 50 мм в течение 2 с до образования угла 90°.

3 При проведении испытания образец регистрационного знака должен быть повернут наружу световозвращающим покрытием.

4 Для испытаний используют фрагмент регистрационного знака размером, пригодным для проведения испытания; отбортованные верхний и нижний края образца регистрационного знака должны быть срезаны.

Г.3.5 Водостойкость световозвращающего покрытия должна быть такая, чтобы после кондиционирования образца на покрытии не было следов разрушений, влияющих на его эффективную работу.

Примечания

1 Последовательность и условия кондиционирования образца регистрационного знака должны быть следующими:

а) в течение 24 ч образец регистрационного знака выдерживают в дистиллированной воде при температуре (23±5) °С;

б) в течение 48 ч образец регистрационного знака высушивают при температуре (23±5) °С и относительной влажности (50±10)%.

2 Для испытаний используют целый регистрационный знак.

3 Соблюдение требования проверяют визуально.

Г.3.6 Способность световозвращающего покрытия к очистке должна быть такова, чтобы при проведении испытаний световозвращающее покрытие легко без повреждения очищалось.

Примечания

1 Перед проведением испытаний световозвращающее покрытие регистрационного знака должно быть смазано смесью моторного или трансмиссионного масла и графита. Марки применяемых при испытании масел и графита, а также состав смеси не регламентируют.

2 При испытании световозвращающее покрытие протирают слабым растворителем (гептаном) с последующим промыванием нейтральным моющим раствором. Протирающие материалы, а также марку применяемого растворителя и моющего раствора не регламентируют.

3 Для испытаний используют фрагмент, равный половине регистрационного знака.

Г.3.7 Стойкость световозвращающего покрытия к воздействию топлива должна быть такова, чтобы после проведения кондиционирования образца регистрационного знака на покрытии не было следов разрушений, влияющих на его эффективную работу.

Примечания

1 Кондиционирование образца регистрационного знака проводят в течение 1 мин в испытательной топливной смеси.

2 Состав испытательной топливной смеси должен быть следующим: 70% -гептана и 30% толуола.

3 Для испытаний используют фрагмент регистрационного знака, содержащий букву и цифры.

4 Соблюдение требования проверяют визуально.

Г.3.8 Стойкость к солевому воздействию должна быть такова, чтобы после проведения кондиционирования на образце регистрационного знака не наблюдалось следов коррозии, влияющих на эффективную работу покрытия.

Примечания

1 Последовательность и условия кондиционирования образца регистрационного знака должны быть следующими:

а) в течение 22 ч образец регистрационного знака подвергают воздействию солевого тумана;

б) в течение 2 ч образец регистрационного знака высушивают при температуре (23±5) °С и относительной влажности (50±10)%;

в) в течение 22 ч образец регистрационного знака подвергают повторному воздействию солевого тумана;

г) по окончании установленных режимов кондиционирования образец промывают водой, протирают и осматривают.

2 Соляной туман создают распылением при температуре (35±2) °С раствора, состоящего из 5% хлорида натрия и 95% дистиллированной воды.

3 Для испытаний используют целый регистрационный знак.

4 Соблюдение требования проверяют визуально.

Г.3.9 Долговечность покрытия должна быть такова, чтобы после интенсивного светового воздействия на образец регистрационного знака цветовые характеристики покрытия соответствовали значениям, указанным в таблице Г.2, и коэффициент световозвращения не должен быть ниже 50% значений, указанных в таблице Г.1 для угла наблюдения 0° 20" и угла освещения 5°. Коэффициент яркости должен быть не ниже 80% значений, указанных в таблице Г.2.

Примечания

1 Для испытаний используют целый регистрационный знак.

2 Источник света и время светового воздействия регламентируют в технических условиях на регистрационные знаки со световозвращающим покрытием.

Г.4 ОТБОР ОБРАЗЦОВ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ЗНАКОВ

Г.4.1 Испытаниям на соответствие требованиям настоящего приложения должны подвергаться не менее девяти образцов регистрационных знаков из одной партии, изготовленных с использованием одинаковых материалов на одном технологическом оборудовании.

Г.4.2 Один из образцов должен быть готовым для установки на транспортном средстве и используется для проверки размеров, цвета, формы, расположения надписи "RUS", Государственного флага Российской Федерации, цифровых и буквенных обозначений, установленных настоящим стандартом и техническими условиями, а также Г.4.

Г.4.3 Для проведения измерений по Г.1 и Г.2 используют образец регистрационного знака без нанесенных на нем надписи "RUS", изображения Государственного флага Российской Федерации, цифр, букв, окантовки.

Г.4.4 Для проведения испытаний по Г.3 используют готовые регистрационные знаки с одной нанесенной на них буквой и двумя цифрами, расположенными в центре регистрационного знака и имеющие по краям свободные пространства площадью не менее 100 см2 .

Г.4.5 Если световозвращающее покрытие поля регистрационного знака должно покрываться прозрачным лаком, то образцы также должны быть покрыты этим лаком.

Наименование документа, подтверждающего право собственности __________________________________________________________________ Паспорт ТС серии _____________________ N ______________________ от "..." 20 ... г. Владелец, _____________________________________________________ адрес владельца _____________________________________________ Наименование документа, подтверждающего право собственности на ТС ____________________________________________________________ серия ________________ N _____________ от " " 20 ... г., выданного наименование организации _________________________________________ ТС следует своим ходом до _____________________________________ пункт следования ТС ___________________________________________ Регистрационный знак выдан ____________________________________ наименование организации ______________________________________ Действителен до "..." 20... г. Дата выдачи "..." 20... г. Место печати подпись должностного лица, фамилия, инициалы ____________________ ПАМЯТКА ВОДИТЕЛЮ При регистрации ТС регистрационный знак сдается в Военную автоинспекцию. Регистрационные знаки должны: - на легковых автомобилях (кроме УАЗ) и автобусах (два регистрационных знака) - устанавливаться на переднем и заднем ветровых стеклах внутри салона (кабины) справа от оси симметрии по ПАМЯТКА ТРАКТОРИСТУ-МАШИНИСТУ (ТРАКТОРИСТУ) ИЛИ ВОДИТЕЛЮ При регистрации транспортного средства (машины) регистрационный знак сдается в государственную инспекцию Гостехнадзора. Регистрационный знак устанавливается на переднем ветровом стекле кабины справа от оси симметрии по направлению движения транспортного средства (машины), а на транспортных средствах (машинах), в конструкции которых не предусмотрена кабина, должен находиться у тракториста-машиниста (тракториста) или водителя.

ПРИЛОЖЕНИЕ И
(обязательное)

ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ЗНАКОВ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ

И.1 На каждом транспортном средстве должны быть предусмотрены места установки следующих регистрационных знаков (кроме знаков типов 16-18):

Одного переднего и одного заднего - на легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилях и автобусах;

Одного заднего - на прочих транспортных средствах.

И.2 Место для установки регистрационного знака должно представлять собой плоскую вертикальную прямоугольную поверхность и выбираться таким образом, чтобы исключалось загораживание знака элементами конструкции транспортного средства, загрязнение при эксплуатации транспортного средства и затруднение прочтения. При этом регистрационные знаки не должны уменьшать углы переднего и заднего свесов транспортного средства, закрывать внешние световые и светосигнальные приборы, выступать за боковой габарит транспортного средства.

И.3 Передний регистрационный знак должен устанавливаться, как правило, по оси симметрии транспортного средства. Допускается установка переднего регистрационного знака слева от оси симметрии транспортного средства по направлению движения транспортного средства.

И.4 Место установки заднего регистрационного знака должно обеспечивать выполнение следующих условий.

И.4.1 Регистрационный знак должен устанавливаться по оси симметрии транспортного средства или слева от нее по направлению движения.

И.4.2 Регистрационный знак должен устанавливаться перпендикулярно продольной плоскости симметрии транспортного средства с отклонением не более 3°.

И.4.3 Регистрационный знак на транспортном средстве должен располагаться перпендикулярно опорной плоскости транспортного средства с отклонением не более 5°.

Примечание - Если конструкция транспортного средства не позволяет установить регистрационные знаки перпендикулярно опорной плоскости транспортного средства, то для регистрационных знаков, высота верхнего края которых не более 1200 мм, допускается этот угол увеличить до 30°, если поверхность, на которой установлен знак, обращена вверх, и до 15°, если поверхность обращена вниз.

И.4.4 Высота нижнего края заднего регистрационного знака от опорной плоскости транспортного средства должна быть не менее 300 мм, высота верхнего края знака - не более 1200 мм.

Примечания

1 В случае если конструкция транспортного средства не позволяет обеспечить высоту расположения верхнего края регистрационного знака на высоте не более 1200 мм, допускается увеличение размера до 2000 мм.

2 Измерение высоты размещения регистрационного знака от опорной плоскости транспортного средства должно проводиться на транспортном средстве снаряженной массы.

И.4.5 Регистрационный знак должен быть видимым в пространстве, ограниченном следующими четырьмя плоскостями: двумя вертикальными и двумя горизонтальными, касающимися краев знака в пределах углов видимости, указанных на рисунке И.1.

Рисунок И.1

И.4.6 Относительное расположение регистрационного знака и фонаря (фонарей) освещения регистрационного знака на транспортном средстве должно соответствовать ГОСТ Р 41.4.

И.4.7 Регистрационный знак должен устанавливаться таким образом, чтобы в темное время суток обеспечивалось его прочтение с расстояния не менее 20 м при освещении штатным фонарем (фонарями) освещения знака транспортного средства.

Примечание - Требование не распространяется на надписи "RUS" и "ТРАНЗИТ", а также на изображение флага Российской Федерации.

И.5 Для крепления регистрационных знаков должны применяться болты или винты с головками, имеющими цвет поля знака или светлые гальванические покрытия.

Допускается крепление знаков с помощью рамок. Болты, винты, рамки не должны загораживать или искажать имеющиеся на регистрационном знаке надпись "RUS", изображение Государственного флага Российской Федерации, Буквы или цифры. (в ред. Изменения N 3)

Не допускается закрывать знак органическим стеклом или другими материалами.

Запрещается сверление на регистрационном знаке дополнительных отверстий для крепления знака на транспортном средстве или в иных целях.

В случае несовпадения координат посадочных отверстий регистрационного знака с координатами посадочных отверстий транспортного средства крепление знаков должно осуществляться через переходные конструктивные элементы, обеспечивающие выполнение требований И.2-И.4.

И.6 Регистрационные знаки типов 16-18 должны устанавливаться:

На легковых автомобилях и автобусах - один на переднем и один на заднем ветровых стеклах внутри салона (кабины) справа от продольной плоскости симметрии по направлению движения транспортного средства;

На грузовых автомобилях и тракторах - один знак на переднем ветровом стекле внутри кабины справа от продольной плоскости симметрии по направлению движения транспортного средства.

Регистрационные знаки, выданные на мотоциклы и прицепы, должны находиться у водителей.

И.7. Регистрационные знаки типа 15 должны устанавливаться на легковых, грузовых автомобилях, автобусах (один спереди и один сзади) и прицепах (один сзади) на штатные места установки регистрационных знаков этих транспортных средств.

Должно быть обеспечено надежное крепление регистрационных знаков типа 15 в течение всего срока их действия с использованием, при необходимости, рамок или других переходных конструктивных элементов. (в ред. Изменения N 3)

Вид которых определён ГОСТ Р 50577-93 (приказ от 30 июля 1993 года № 362 о новых государственных регистрационных знаках транспортных средств). Номерные знаки маршрутных ТС, военных ТС, ТС дипломатических миссий, ТС МВД России , прицепов, строительной техники и мотоциклов имеют формат и/или размеры, немного отличающиеся от стандартного.

Комбинации на стандартных номерных знаках строятся по принципу - 3 буквы, 3 цифры. Буквы означают серию номерного знака, а цифры - номер. ГОСТом для использования на знаках разрешены 12 букв кириллицы, имеющие графические аналоги в латинском алфавите - А , В , Е , К , М , Н , О , Р , С , Т , У и Х . В правой части номерного знака имеется секция, в которой размещены: в нижней части - флаг РФ и буквенный код RUS , а в верхней - код субъекта РФ, где был зарегистрирован автомобиль. Буквы и цифры кода региона по размеру шрифта меньше, чем основные цифры.

Изначально вид номеров несколько отличался от современного, поскольку изначально номера нового стандарта выпускались ещё по советской технологии, то есть номер был стальной (теперь алюминиевый), а изображение флага отсутствовало. Позднее, когда была внедрена современная технология, предусматривающая применение для фона светоотражающей плёнки (вместо белой краски), изображение флага России появилось, вместе с этим стала печататься на плёнке и надпись RUS (только для автомобильных номеров типов 1, 1а и прицепных номеров).

Все используемые номера зарегистрированы. Для каждого административного района есть свой номер, общий для всех автомобилей, зарегистрированных в этом округе. Общее количество комплектов регистрационных знаков, которое может быть изготовлено для каждого субъекта России , определяется ГОСТом и составляет 1 млн 726 тыс. 272 (=12³×(10³-1), номера из трёх нулей быть не может).

Изначально в качестве кодов регионов применялись только числа от 01 до 89 , по количеству регионов РФ на 1 января 1993 года. Однако количество регистрируемых автомобилей с каждым годом увеличивается, и номерных знаков с допустимыми комбинациями начинает не хватать. По этой причине в ряде субъектов России введены дополнительные кодовые обозначения, которые можно использовать на знаках; сначала началась выдача кодов регионов из девятого десятка () (кроме кода 92, который впоследствии был задействован в Севастополе), а затем перешли к трёхзначным кодам регионов. Три и более кодов региона используют Москва (коды 77, 99, 97, 177, 199, 197, 777, 799), Московская область (50, 90, 150, 190, 750), Красноярский край (24, 84, 88, 124), Санкт-Петербург (78, 98, 178, 198), Краснодарский край (23, 93, 123), Пермский край (59, 81, 159), Иркутская область (38, 85, 138), Самарская область (63, 163, 763), Свердловская область (66, 96, 196), Республика Татарстан (16, 116, 716) и Ростовская область (61, 161, 761), при этом Красноярский и Пермский края и Иркутская область получили коды на 8 «в наследство» от вошедших в их состав других субъектов федерации. 17 субъектов используют два кода региона. Первый код региона, начинающийся на 9 , начал выдаваться с июля 1998 года, а первый трёхзначный код - с февраля 2005 года (в обоих случаях - в Москве). После прошедших в 2005-2008 годах объединений регионов выдача большей части номеров с кодами регионов из восьмого десятка (начинающихся на 8 ), прекращена.

После введения ГОСТ Р 50577-93 номера предыдущих образцов не изымались, поэтому до сих пор на дорогах России ещё можно встретить автомобили с советскими номерными знаками : образца 1980 года - из четырёх цифр и трёх букв на белом фоне, и даже образца 1959 года - из двух двузначных чисел, разделенных дефисом, и идущих за ними трёх букв на чёрном фоне. Желтые номера образца 1946 года сегодня можно встретить только на снятых с учёта ретроавтомобилях. После введения ГОСТ Р 50577-2018 менять номерные знаки также не нужно.

С 15 октября 2013 года в России начали действовать новые правила регистрации автотранспортных средств. Согласно новым правилам, при смене владельца автомобиля номерной знак может быть сохранен (за исключением номера советского типа), если он сохранился в отличном состоянии (отсутствуют вмятины, потертости и трещины). В противном случае можно изготовить дубликат номерного знака или получить новый. Таким образом, процедура снятия/постановки на учёт заменена перерегистрацией. Данное изменение фактически отменило понятие транзитного номера; транзитные номерные знаки теперь выдаются только автомобилям, вывозимым за границу на постоянной основе. Другим главным изменением является возможность перерегистрации автомобиля в любом отделении ГИБДД на территории РФ.

С 4 августа 2019 года правила регистрации снова претерпят изменения. Важным изменением будет отстранение ГИДББ от выдачи самих пластин с номерным знаком: при постановке автомобиля на учёт, или его перерегистрации, ГИБДД будет присваивать только комбинацию букв и цифр с выдачей соответствующей официальной бумаги, а изготовление самих пластин автовладелец будет делать в авторизованных частных фирмах. Таким образом будет решена проблема периодической нехватки номерных знаков в МРЭО, а также дана возможность изготовления номера любого региона в любом регионе регистрации. Вторым важным изменением будет возврат к привязке регистрации автовладельца и номера региона: сохранить номер можно будет только если регион регистрации автовладельца совпадает с регионом регистрации автомобиля, в противном случае автомобиль нужно будет перерегистрировать.

Поделиться: