Князь олег краткая биография. Князь Олег

Князь Олег - первый правитель Древнерусского государства. После смерти Рюрика с 879 г. властвовал на территории Северной Руси, захватил в 882 г. Киев и объединил земли Северной и Южной Руси в единое государство - Киевскую Русь.

Олег - биография (жизнеописание)

Политическая деятельность Олега оказалась удачной: он расширил территорию Киевского княжества, подчинив многие народы Восточной Европы, а также совершил успешный поход на Константинополь в 907 г., после которого заключил выгодный торговый договор с греками.

Образ князя Олега, прозванного русским летописцем Вещим, стал чрезвычайно популярным в русской культуре - поэзии, литературе и изобразительном искусстве, но вместе с тем эта историческая фигура является одной из самых спорных и сложных для научного исследования. Даже считающиеся наиболее достоверными самые ранние русские летописи, составленные на рубеже XI - XII вв., некоторые основные факты биографии Олега сообщают противоречиво. Многие летописные сюжеты, связанные с этим князем, отражают исторические предания устного, фольклорного и даже мифоэпического характера, имеющие параллели в культуре других народов.

Князь или воевода?

Как заметил В. Я. Петрухин, наиболее полно жизнь Олега освещена в летописи Повесть временных лет (нач. XII в.). В 879 г. в связи со смертью в этой хронике впервые сообщается об этом князе. Княжение перешло к нему как к «родичу» Рюрика и опекуну над - малолетним сыном северорусского правителя. О степени их родства в большей мере, видимо, позволяет судить Иоакимовская летопись (XVII в.), на основании сведений которой считал, что Олег был шурином Рюрика, «урманским князем» из Швеции.

В Новгородской первой летописи, наиболее близкой к Начальному своду 1090-х гг., лежащему в основе самых древних русских хроник, Олег - не князь, а воевода при уже вполне взрослом князе Игоре. Соответственно, и захват Киева - совместное мероприятие Игоря и Олега.

Хронология событий, в которых участвует Олег, в новгородском летописании «запаздывает» по отношению к той, которую отражает Повесть временных лет. Так, знаменитый поход Олега на Константинополь 907 г. здесь датируется 922 г. Впрочем, исследователями давно признана условность ранних летописных датировок и их «зависимость» от дат греческих хронографов, с которыми «сверялись» древнерусские авторы.

Первая «столица» Олега?

Этот вопрос напрямую связан со статусом Олега и возрастом . Так, крупнейший исследователь русского летописания А. А. Шахматов полагал, что Олег и Игорь независимо друг от друга правили: один в Киеве, другой - в . Предания об обоих соединил автор Начального свода, который и «сделал» Олега воеводой при Игоре. Составитель же Повести временных лет «вернул» ему княжеский титул. Для того чтобы объяснить одновременность двух князей, летописец и показал Игоря младенцем на руках Олега.

Но где же «сидел» Олег до захвата Киева? Летописи об этом прямо не говорят. Подразумевается, что после смерти Рюрика там же, где находился последний, то есть в Новгороде. Но ведь есть источники, например, Ипатьевская летопись, которые указывают и на , как первую резиденцию . Да и «одна из могил» Олега летописным рассказом приурочена к Ладоге.

Известный польский ученый Х. Ловмяньский предположил, что первой резиденцией Олега была Ладога, а затем он сделал местом своего пребывания , учитывая его роль как важного торгового центра. Правда, сам же историк и указал на слабое место в своей гипотезе: Смоленск не был упомянут летописью в списке важнейших городов, подвластных Киеву (907 г.). Да и подчинил себе Олег Смоленск незадолго до киевских событий.

Как Киев стал «матерью городам русским»

По сообщению Повести временных лет Олег в 882 г., собрав воинов от многих народов, проживавших на севере Руси, выступил в поход на юг. «Приняв власть» в и «посадив в нем своего мужа», захватил далее Любеч. Теперь путь Олега лежал на Киев. В Киеве правили и Дир, бывшие дружинники Рюрика, отпущенные им в 866 г. в поход на Византию и осевшие здесь после возвращения из похода. Олег спрятал своих воинов в ладьях и на берегу, а сам послал за варягами, велев им передать, что они, мол, купцы, идут к грекам от Олега и княжича Игоря, «придите к нам, к родичам своим». В Никоновской (Патриаршей) летописи (XVI в.) для убедительности добавлено, что Олег сказался больным и, видимо, поэтому приглашает к себе правителей Киева.

Когда и Дир явились на место встречи, Олег, обвинил их в том, что они не имеют прав на княжение в Киеве, в отличие, как раз, от него и Игоря - сына Рюрика. По его знаку выбежавшие из засады воины убили Аскольда и Дира. Далее, судя по всему, уже бескровно Олег утвердил свою власть над Киевом.

Военная хитрость Олега, а именно западня, устроенная «лжекупцами», находит аналогии в эпосе других народов (египетские, иранские, античные, западноевропейские параллели), что позволило некоторым исследователям видеть не историческую достоверность, а фольклорный характер соответствующего предания о взятии Киева Олегом.

Оценив выгодное стратегическое положение Киева и на пути «из варяг в греки», и в центре нового объединенного государства, Олег сделал этот город столицей. Стольных городов на Руси было немало, но именно Киев с легкой руки князя стал «матерью городам русским». Как показал известный исследователь А. В. Назаренко, это летописное выражение было калькой с греческого эпитета Константинополя и его использование «указывало на значение цареградской парадигмы для столичного статуса Киева».

Последующие годы (883-885) Олег посвятил завоеванию соседних с Киевом славянских народов на правом и левом берегах Днепра - полян, древлян, северян, радимичей, забирая их из под дани «неразумных хазар» и включая в состав Древнерусского государства. Но для честолюбивого русского правителя главным соперником и самой желанной добычей, конечно же, был Константинополь.

Щит на вратах Царьграда

В 907 г. по сообщениям Повести временных лет Олег, собрав огромное, 80-тысячное, войско из варягов и воинов подвластных Руси славянских и неславянских народов, на кораблях, число которых достигало 2000, двинулся на Царьград.

Греки перекрыли цепью доступ вражеским кораблям в гавань Константинополя. Тогда изобретательный Олег приказал водрузить корабли на колеса. Попутный ветер погнал неисчислимую армаду к стенам византийской столицы по суше. Греки испугались и запросили мира. Коварные ромеи вынесли Олегу угощение - вино и яства, но русский князь отказался от них, подозревая, что они отравлены. Он потребовал большую дань - по 12 гривен на каждого воина и в знак победы повесил свой щит на вратах Царьграда. После этого похода прозвали Олега Вещим.

Но состоялся ли поход Олега?

В историографии издавна утвердились кардинально противоположные мнения по поводу того, состоялся ли в действительности поход Олега на Константинополь. Приверженцы идеи о том, что поход имел место, в качестве доказательства ссылаются на достоверность заключенного после него русско-византийского договора 911 г. Но есть серьезные аргументы в пользу мнения о легендарности похода:

  • О походе 907 г. говорят только русские источники, но молчат греческие. А ведь византийские авторы часто и красочно описывали многочисленные вражеские осады и нападения, которым подвергался Константинополь на протяжении веков, в том числе и нападения Руси в 860 и 941 гг.
  • Но и русские источники, описывающие поход Олега, содержат противоречия. Это и разные даты события, и различающийся состав участников войска Олега.
  • Описание похода 907 г. по многим деталям и стилю напоминает описание русской летописью похода князя Игоря на греков в 941 г., а они оба обнаруживают «зависимость» от текста греческой хроники Амартола, рассказывающей о нападении русских 941 г. на Византию.
  • В изложении русского летописца о походе Олега в 907 г. содержатся элементы, признающиеся рядом исследователей фольклорно-эпическими. Например, щит победителя на вратах византийской столицы - эпизод, содержащийся в древнем эпосе других народов, но не встречающийся больше в русских источниках. Большие «подозрения» ученых в искусственности описания похода вызывает сюжет кораблей на колесах, и об этом нужно сказать особо.

Корабли на колесах: метафора или средство передвижения?

Уже на самых древних памятниках искусства - египетских, вавилонских, античных, дальневосточных, можно встретить изображения кораблей на колесницах. Присутствуют они и в эпосе многих народов. Ближайшая по времени аналогия сюжету о кораблях на колесах Олега встречается в произведении Саксона Грамматика «Gesta Danorum» (XII в.), рассказывающем о легендарном датском конунге Рагнаре Лодброке. Многие исследователи сближают два этих сказания.

Но у Саксона вместо кораблей упомянуты медные кони на колесах. О том, что автор метафорически подразумевал корабли, говорят исследователи. В изложении Саксона весь эпизод выглядит неопределенно и туманно, в отличие от ясного и понятного рассказа русского летописца.

Безусловно, права Е. А. Рыдзевская в том, что предание о походе Олега сложилось на Руси, а не в скандинавском мире, его использовал летописец для эффектного рассказа о нападении Олега на Царьград. Другое дело, что предание могло быть занесено варягами в Скандинавию и отразиться в соответствующем эпизоде с Рагнаром у Саксона Грамматика. Но этой же исследовательнице принадлежит мысль о том, что появление кораблей на колесах в летописном сюжете - не дань эпической культовой традиции, а отражение вполне реальной практики в описываемую эпоху. И викинги, и славяне могли рассматривать корабли на колесах как усовершенствованный способ передвижения судов волоком.

Вещий, потому что Олег?

Среди загадок, заданных русскими летописями в отношении Олега, одна из главных - его прозвище. Вещий - предвидящий будущие события! Но если Повесть временных лет дает некоторое основание полагать, что Олег так назван, потому что провидел смертельную угрозу в угощении греков, то новгородская летопись не указывает даже и этого мотива. Читатель летописи не может не задаться вопросом: Как случилось, что Олег, будучи Вещим, свою смерть от коня своего, к тому же предсказанную волхвами, не предотвратил? Что стоит за словом Вещий? Способности? Так он, получается, их не проявил. А может имя?

Древнескандинавская этимология имени Олег - Helgi, не вызывает сомнений у большинства современных исследователей. Оно восходит к слову, общее значение которого - «священный, сакральный» и которое отражало в языческую эпоху сакральность верховной власти. В древнегерманском именослове оно встречается нечасто, потому что давалось только представителям знатных родов. Семантическим ядром корня *hail были понятия телесной целостности и личной удачи. То есть, те качества, которыми должен был обладать конунг, правитель.

Попав в славянскую языковую среду, скандинавское имя неизбежно переосмысливалось. В условиях славянского языческого мировоззрения, для которого представления о личной удаче и судьбе не характерны, на первый план выступили колдовские способности правителя, умение провидеть, предсказывать. Таким образом, по мнению Е. А. Мельниковой, скандинавское имя князя Helgi в восточнославянском мире приобрело двойное отражение: и как фонетическое - в виде имени Ольгъ/Олегъ, и как смысловое - в виде прозвища «Вещий».

Интерпретации прозвища Вещий неминуемо приводили ученых к исследованию обстоятельств смерти князя Олега.

Несчастный случай?

Пожалуй, рассказ о смерти Вещего Олега - это самая интригующая часть летописной биографии русского князя и по сравнению с остальными сведениями в наибольшей степени носит мифоэпический характер.

В Повести временных лет под 912 г. помещен пространный рассказ о том, что еще до византийского похода волхвы предрекли смерть князю от его собственного любимого коня. Олег поверил волхвам, приказал лошадь кормить, но к себе уже не подпускал. Вернувшись из похода, князь узнает, что его конь умер и велел привести себя на место его захоронения. Олег толкнул конский череп ногой, из него выползла змея и смертельно ужалила князя.

По Новгородской первой летописи Олег также умирает от укуса змеи (без упоминания коня), но это происходит в 922 г. и не в Киеве, а в . Эта же летопись, по реконструкции А. А. Шахматова, сообщает, что Олег «ушел за море» и умер там. Данные известия летописцы подтверждают и упоминанием о захоронениях Олега - соответственно, в Киеве и Ладоге. Похожий сюжет (смерть от змеи, прятавшейся среди останков любимого коня) существует и в скандинавской саге о норвежце Орвар-Одде. Е. А. Рыдзевская аргументировано показала, что русское летописное повествование о смерти Олега первично по отношению к рассказу саги.

Любопытен лишенный эпических «наслоений» рассказ о смерти русского князя Олега в булгарской летописи Гази-Бараджа (1229-1246 гг.), помещенной в свод «Джагфар тарихы» Бахши Имана (XVII в.). Салахби (так передает восточный источник имя Олега) купил боевого «тюркменского коня по кличке Джилан». При покупке он выронил под ноги коня монету и необдуманно нагнулся за ней. Ахалтекинец, обученный в условиях боя топтать пеших, тут же ударил его копытом и убил наповал.

В исследованиях летописного рассказа о смерти Олега в последние годы наметилась перспективная тенденция рассматривать его мифоэпические истоки сквозь призму распределения властных функций первых русских князей.

Месть Велеса и волхвов

Появление варягов в Восточной Европе внесло серьезные изменения в религиозную жизнь местного восточнославянского населения. Скандинавское общество в этот период исповедовало культ воинской силы и сильной светской власти. Жречество было слабым, а функции жрецов, колдунов и даже знахарей часто брали на себя военные предводители, которые свою власть ни с кем не хотели делить. Известно, что чем больше успех военного вождя, тем больше он стремится узурпировать функции «духовного» сословия. В сагах часто присутствуют мотивы колдовства и знахарства конунгов.

Варяжские князья на Руси также стали брать на себя функции «колдовского» сословия. Судя по прозвищу, первым на роль князя-жреца претендовал уже Олег. Возможно, что он, как и князь Владимир семь десятилетий позднее, руководил жертвоприношениями языческим идолам. Ведь о Владимире «Повесть временных лет» рассказывает под 983 г., что он «пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими».

Придя к славянам, где сильным было влияние волхвов, варяжские «князья-колдуны» должны были неминуемо вступить с последними в конфликт. Но, нуждаясь в привлечении местных словен, кривичей и чуди в качестве военной силы для решения внешнеполитических задач собирания новых земель, Олег, как пишет Д. А. Мачинский, «принял вместе с «пришлой Русью» местную славяно-русскую религию, основанную на культе Перуна и Велеса». И клятвы Руси в русско-византийских договорах и другие многочисленные источники указывают, что элита древнерусского общества - князь и его окружение, дружина, бояре, отдавала предпочтение «громовержцу» Перуну, покровителю светской воинской власти.

В то же время «остальная Русь», славяне находились в большей мере под влиянием «скотьего бога» Велеса (Волоса). Культ Велеса, бога подземного мира, покровителя сакральной власти, имевшего змееподобный вид, осуществляли на Руси волхвы.

Ответ на вопрос, почему в эпическом предании о смерти Олега, последний умирает от укуса змеи, а саму смерть предвещают русскому князю волхвы, содержится в иллюстрированной Радзивиловской летописи. Миниатюры последней скопированы с миниатюр Владимирского свода 1212 г. Присутствие змеи на миниатюре, когда она выползает из черепа коня и жалит князя, можно при желании понимать только в буквальном смысле. Но присутствие змеи на миниатюре, на которой воспроизведена клятва мужей Олега, позволяет считать, что змея на обеих миниатюрах символизирует змееподобного Велеса (Волоса).

«Несомненно, летописец и художник начала XIII в. были уверены в антропоморфности кумира Перуна и змееобразности Волоса, - пишет Д.А. Мачинский, - Вероятно, миниатюрист также полагал, что Волос-змей, покровитель скота и особенно коней, и змея, жившая в черепе коня и ужалившая Олега, - существа тождественные или родственные». Видимо прав был гениальный

История - интереснейшая наука, которая хранит сведения о жизни человечества, легендарных событиях и личностях, оказавших влияние на ход исторических событий на Земле. Особенно эти знания важны сейчас, когда происходят события негативного порядка в таких странах, как бывшая Югославия или сегодняшняя Украина. А ведь еще Вещим Олегом Киев был назначен «матерью городов русских»! Сегодня не все знают, прозвали. Может быть, он был предсказателем?

«Повесть временных лет»

Личность Олега появилась в летописях историков, когда описывались события, связанные со смертью новгородского князя Рюрика. Умирая, Рюрик передал ему под опеку своего малолетнего сына Игоря. В 879 году и Новгород, и сын Игорь стали заботой Олега, которого историки считают родственником жены Рюрика. Современные исследователи настаивают на том, что Олег был всего лишь талантливым воином, ставшим воеводой и приближенным человеком новгородского князя. Кем бы ни был Олег - он стал регентом при Игоре, князем Новгорода и Киева, личностью, стоявшей у власти в период создания единой Руси. в своей «Повести…» описывает деятельность князя и указывает на то, почему Олег Вещий.

Поход на Киев

Став регентом и князем новгородским, Олег через три года задумал расширять территорию княжества и отправился в поход на Смоленск. Собрав огромное войско, в 882 году он идет в южном направлении и захватывает этот город. За Смоленском последовал Любеч. В этих городах он поставил своих наместников с достаточным количеством воинов и двинулся дальше по Днепру. На его пути стоял Киев. В это время правление осуществляли Аскольд и Дир. Князь Олег обладал достоинством опытного военного стратега и хитрого умного человека. Оказавшись у Киевских гор, он спрятал свою дружину и показался только с Игорем на руках. Убедив в том, что это визит вежливости по пути в Греки, выманил их из города. Воины расправились с правителями, а Киевом овладел князь Олег.

Почему - Вещий? Этим именем стали его называть только после византийского похода, в 907 году. А пока он стал князем Киевским и объявил этот город «матерью городов русских». С тех пор Олег проводил политику объединения славян, расширял границы земель, освобождал от дани, которая платилась племенам кочевников.

Поход в Византию

Если обратиться к толковому словарю, то можно убедиться в том, что имя Вещий означает не только «предсказатель», но и «рассудительный человек». Таким и был князь Олег. Именно в походе на Византию в 907 году Вещий Олег и проявил свою смекалку. Задумав поход, он собрал огромное войско, не только на конях, а и на кораблях. Это были всякие народы: и варяги, и чуди, и кривичи, и словены, и многие другие, которых греки именовали «Великой Скифью». Князь Игорь оставался править Киевом, а Олег отправился в поход. Именно после похода становится понятно, почему Олега «Вещим» прозвали. Желание расширения границ русских, установления торговых отношений с другими странами толкало Олега в поход на Византию, куда он и отправился в 907 году.

Боевые действия

Придя к Царьграду (Константинополю) с войском и кораблями, которых было две тысячи, Олег высадился на берег. Это пришлось сделать, потому что город со стороны моря был защищен цепями, которыми запирался залив и корабли их преодолеть не могли. Сойдя на берег, князь Олег принялся воевать вокруг Царьграда: убил много людей, поджигал дома и церкви, сделал много злого. Но город не сдавался. И тогда Олег придумал хитрость: приказал поставить свои корабли на колеса. Когда подул попутный ветер - были раскрыты паруса и корабли пошли по направлению к Царьграду. Поняли греки, что пора посылать послов и договариваться о дани. Обещали они Олегу отдать все, что он пожелает. Поднесли ему разных яств и вина, которые князь не принял, опасаясь, что все это отравлено - и не ошибся. Этот факт также указывает на то, почему Олега «Вещим» прозвали: предусмотрительность спасла ему жизнь.

Меч на вратах Царьграда

И обложил Вещий Олег греков данью. Приказал заплатить по 12 гривен на каждого воина в кораблях: а их было по сорока человек. А кораблей - две тысячи. Приказал дать дани и для городов: для Киева, Чернигова, Любеча, Ростова, Полоцка, Переяславля и еще для других мест, над которыми властвовал Олег. Греки были согласны на все условия ради сохранения мира на своей земле. Чтобы утвердить мир, они дали друг другу клятву: греческие цари целовали крест и обещали платить дань. А князь Олег и его мужи клялись своим оружием и богами: русичи были язычниками. Они обещали, что не будут воевать, и заключили мир. В знак победы над греками Олег повесил свой щит на воротах города и только после этого отправился обратно. Возвращался Олег в Киев с огромными богатствами, и прозвали его после этого - «Вещим». Так впервые был подписан мирный договор между двумя странами — Русью и Византией, завязались отношения: они позволяли вести беспошлинную торговлю. Но однажды совершил роковую ошибку и Олег Вещий: события его смерти говорят об этом.

Предсказание волхвов

Обратился Олег Вещий к волхвам с вопросом о своей смерти: отчего предстоит ему умереть? Те предсказывали гибель от его любимого коня. И тогда приказал Вещий Олег поставить коня, кормить, но никогда не приводить к нему. Поклялся никогда не садиться на него. Так продолжалось несколько лет. Олег ходил в походы, княжил в Киеве, заключая мир со многими странами. С тех пор прошло четыре лета, наступило пятое, 912 года. Князь воротился из похода от Царьграда и вспомнил о своем любимом коне. Позвав конюха, он учинил допрос о состоянии его здоровья. На что получил ответ: конь умер. И тому - три года. Олег сделал вывод, что обманывают волхвы в своих предсказаниях: конь уже умер, а князь - жив! Почему Олег Вещий не поверил им и решил увидеть останки коня? Это никому не известно. Захотел Олег увидеть кости его и отправился на то место, где лежат они. Увидев череп коня, он наступил на него со словами: "От сего ли черепа смерть мне принять?"

Из черепа появилась змея и ужалила Вещего Олега в ногу. После этого он заболел и вскоре умер. Сбылось предсказание о том, как умрет князь Олег Вещий, биография которого описана в летописях Нестора, где и приведена эта легенда.

Годы княжества

Великий князь Киевский и Новгородский Вещий Олег получил известность в 879 году и умер в 912. Годы его княжения не остались незамеченными: в этот период произошло объединение славянских племен, был организован единый центр - Киев. Значительно расширились границы Руси, установились добрососедские отношения с Византией. Почему Олега «Вещим» прозвали? За его ум, прозорливость, за умение выбирать правильную стратегию и грамотно вести внешнюю политику.

Основоположник великой Киевской Руси князь Вещий Олег, вошел в историю, как один из самых значащих для русского народа персон. Многочисленные походы, торговый путь с Византией и внедрение письменности для людей русских, все это заслуги князя, который по легендам мог предвидеть свое будущие, что и послужило успехом в его правлении.

Один из самых известный и пой сей день князей древней Руси князь Вещий Олег. Который пришел на смену не менее великому Рюрику и принес не мало побед своему народу. Одной из самых известных заслуг героя Вещего Олега, это сотворения самой Киевской Руси и назначения центром ее великого города Киева. Олега стали называть Вещий, только потому, что он мог предсказывать будущее. Он очень умело рассказывал о событиях будущего и это было скорее всего не потому что у него были сверхъестественные силы, а потому что он мыслил логически и был хорошим психологом. Князь был не только государем своей державы, но и своего рода волхвом для народа и чародея, ведь люди верили, что ему власть править русским народом дана свыше. Ходит придание, что смерть Вещему Олегу принесла змея и умер он от ее укуса. Именно смерть великого царя стала причиной сочинения многих песен и легенд. Обязательными с истории стали не только песни о его подвигах, но и о его смерти, ведь очень обидно, что столь великий русский государь, стал жертвой змеи.

Легенда гласит, что правления князю перешло, когда Рюрик умирал. Именно на смертном одре, он сказал, что завещает ему правление, ведь сын его был еще мал, а Вещий Олег был его опекуном и доверенным лицом семьи. Только ему Рюрик мог доверить два своих самых дорогих сокровища. Это сына еще совсем маленького и государство, на которое у него были большие планы. И он не подвел своего товарища, он стал великим полководцем, он заслужил любовь своего народа и прослужил Руси почти 33 года. Если пройтись поверхностно по достижениям русского полководца, то самыми большими его победами в жизни было правление в Новгороде, Любиче и создание Киевской Руси. Но не менее важными событиями в его жизни, стали походы на Византию, обложение данью восточнославянские племена и торговые пути, которые отрыл поход на Византию. Это самых поход открыл много нового и интересного для русских, не только в плане торговли, но и искусстве.

Начало его подвигов положил поход на кривичей в 882 году, в ходе которого он захватил Смоленск. После вниз по Днепру был положен его путь. Который принес ему захват Любича. И в последствии он обманом лишил и жизни, и престола русского князей Аскольда и Дира, которые и правили Русью до него. После чего Вещий Олег стал не только князем Новгорода, но и князем Киева. Именно с этого момента по историческим фактам и считается, было положено началу создания великой Киевской Руси.

Далее значительной для князя новгородского и киевского Вещего Олега датой стал 907 год. Когда он повел в длительный поход войско Киева и варягов в Византию. Армия опустошила полностью город Константинополь, и после был составлен и принят договор, очень выгодный для Руси, по которому народ русский, который ехал в Византию с торговыми делами имели привилегии даже больше чем у граждан государства.

Не менее знаменитым стал договор Вещего Олега с греческими правителями, который был заключен в 912 году, после того, как был осажен Царьград, а византийцы с тот момент капитулировали. Но даже там еще не было ни слово о настоящем наследнике и фактическом правителе Руси, Игоре. Даже во времена правления Вещего князя весь народ понимал, что именно он основатель их государства. История тоже доподлинно понимает, что Олег сначала создал государство, потом расширил его границы, показал всем, что Рюрики, это вполне легитимная власть русского народа. И самое главное, он осмелился бросить вызов Хазарам. До того, как опекун Игоря стал править, хазары собирали огромную дань у всего славянского народа. Мало того, что они крали у людей, они еще и хотели, что русские исповедовали их религию- иудаизм.

«Повесть временных лет» это самый достоверный источник информации про Вещего государя русских людей, но только там описаны лишь самые основные деяния богатыря. Огромный пробел в целый 21 год, существует в летописи и по какой причине писари обошли это года правления князя не известно и по сей день. Но и с то время происходило немало значащих для истории вещей, ведь каждое решение князя, меняло ход всей истории и всего народа. Очень важным фактором, который вскрылся через много лет, стало то что с 885 г до 907 года в этом периоде был не только поход на хазар, но и одоление радимичей.

Видео: Документальный фильм о Вещем Олеге

Но летопись писали сугубо русские люди и поэтому они считали нужным фиксировать те события, которые только на все 100% касались русского народа и Олега. Очень важной деталью стал проход в 898 году рядом с Киевом эмигрирующего народа венгров (увгро). Не менее важным был приезд будущей жены Игоря княгини Ольги в 903 году. По рождению невесту звали Прекраса, но по воли князя Новгородского ее стали называть сначала Вольгой, а потом Ольгой. Мало кому было известно, что на самом девушка была дочерью Вещего Олега, и чтобы никто не узнал правду, ее стал и называть другим именем. Девушка была не только дочерью Вещего Олега еще и внучкой Гостомысла, именно он пригласил Рюрика много лет назад стать во главе правления Руси.

Рюрик передал на смертном одре своего сына и правление державой, и таким образом Олег продолжить династию Гостомысла по линии своей супруги, и занял место Рюрика. Получилось, что ни линия правления династии Рюрика, ни Гостомысла так и не прервалась.

В следствии этого, всегда вставал важный вопрос о том, у кого же больше прав править государством русским, у Олега или у Гостомысла. Никто не знал достоверно, правда или молва о том, что Ольга дочь Олега и внучка Гостомысла, ведь если это правда, то выходит, что супруг той самой дочки, Олег. А он может сравниться с любым из династии Рюриков. И получается, что у него вполне законные права на наследование престола, а не просто словесная дарственная земли русской Рюриком. Но этот факт старались всегда обходить стороной в летописях, чтобы свита Новгорода не стала претендовать на значительные государственные чины в Киеве.

И самым неожиданным и приятным событием, которые принесло правление царя вещего, это то, что с его подачи народ русский узнал, что такое письменность. Кирилл и Мефодий, также в Повести временных лет, зафиксированы, как создатели письменности у славян. Такое деяние князя поистине великое, лишь спустя 90 лет по важности смог превзойти князя, Владимир, который принял христианство для русского народа. Олег принимал письменные реформы, азбуки и алфавит, который и по сей день присутствует в жизни людей.

В период, когда Рюрик появился в Новгороде, на Ладоге появились братья Кирилл и Мефодий. Разницы во времени нет, лишь существовала разница в территориальном пространстве. Кирилл положил начало своей миссии на юге, в 860-801 году он дошел до Хазарского каганата. Там он пытался внедрить письменность, но не совсем успешно и тогда он на время удалился в монастырь, где стал заниматься созданием азбуки и вершил эти деяния один из братьев в 862. Этот год даже никогда не подвергался сомнению, ведь тогда состоялся поход обоих братьев уже на руках с азбукой в Моравию.

Эти события в дельнейшие года приведут к тому, что и в Болгарии, и в Сербии стали применять славянскую письменность, но это произошло через 250 лет. Но только создание письменности, не могло принести к тому, что люди станут более грамотным, нужно было решение государя о том, что это необходимость и непосредственно нужен был его авторитет.

Герой олхв был очень непреклонным, и он хоть и принял азбуку у миссионеров, но их учения категорически отвергал. Тогда была только одна вера, языческая и язычники очень плохо относились к христианам, народ еще тогда просто был не готов к такой вере. Католические миссионеры натерпелись от Балтийских славян. Ведь те без разбору чинили над ними расправы. Тогда шло большое противостояние, и опекун малолетнего Игоря сыграл в этой борьбе не последнюю роль.

Даже когда великий князь умер, он стал именно тем, кто запустил процесс создания великого государства и этот процесс стал уже не обратимым, так как почва для него была уже настолько твердой, что ее было не сокрушить. Даже Карамзин однажды сказал, что России имела в своей истории много достойных правителей и государей, но таких заслуг перед государством как сотворил Князь Олег для Руси, не добился ни один из них.

Великий правитель Вещий Олег, заслуживает того, чтобы и по сей день перед его персоной и деяниями во имя Киевской Руси, люди склоняли голову с благодарностью. Он стала тем, кто создал государство Русь с нуля. Он проложил торговые пути самые выгодные с в истории русского народа, он был князем одновременно двух государств и женил свою дочь на законном наследнике Киевской Руси. Не говоря о внедрении письменности, которая стала началом обучения грамотности простых людей.

Князь Олег (Вещий) краткая биография для детей

После смерти основателя княжеской династии Рюрика в качестве опекуна его малолетнего сына Игоря бразды правления в свои руки взял князь Олег. Новгород обрел нового правителя в 879 году. Спустя 3 года, в 882 г., собрав сильное войско, Олег предпринял поход на Киев и одержал победу. Этот год ознаменован как год становления Киевской Руси, а князь Олег стал первым князем нового государства.

Особенность правления князя Олега кратко говоря состоит в том, что при нем не только было создано новое государство, но значительно расширились его территории. За период с 883 по 885 годы были завоеваны новые племена с их землями. Среди них славяне и берега Днепра, радимичи с берегами Днестра, древляне, а также северяне. Новые племена быстро соглашались присоединиться к Олегу, так как это освобождало их от уплаты большей дани хазарам. Новые земли тотчас обрастали городами, а их обитатели податями. Собственно, в этом одном и состояла внутренняя политика Олега.

Одновременно с тем, как укреплялись стены Киева, возводилась защита и всей Киевской Руси. На границах ее строились крепости-заставы, на которых дружинники несли постоянную службу. Кроме того, для защиты территории племена, живущие в приграничной зоне, облагались меньшей данью, по сравнению с остальными. Для поддержания мира на северо-западных границах князь ежегодно сам уплачивал дань варягам. Укрепленные границы обеспечили рост мощи государства, благодаря чему Олег уже в 907 году смог собрать небывалое по тем временам войско (80 тысяч воинов) и двинуться на Византию.

Несмотря на ухищрения византийского правителя Льва IV, Царьград был захвачен. Это был очень необычный штурм: из-за того, что греки загородили гавань цепями, пришлось поставить ладьи, а их было 2000, на колеса и перебраться к столице Византии по суше. Благодаря одержанной победе, Киевская Русь получила богатую дань (12 гривен*40 человек*2000 кораблей плюс дань городам русским, где сидели оставленные Олегом князья), а также приобрела торговые льготы для своих купцов. Это стало в те времена важнейшим событием. При этом, Византия получила в лице Киевской Руси военную помощь: князь Олег позволял наниматься своим воинам на службу империи и получал за них деньги. После этого похода князь стал Вещим Олегом. В 911 году в подтверждении заключенного мира с Византией был подписан мирный договор. Таким образом, за достижения в годы своего правления князь Олег признан одним из величайших правителей Руси.

О причине смерти князя сложены легенды. По одной версии князь погиб в бою. По другой - будто бы по предсказанию волхва гибель князю должен был принести любимый конь. Испугавшись такого исхода, Вещий Олег отказался от своего коня, а спустя несколько лет, узнав о его смерти, захотел увидеть останки. Смерть князю принесла змея, которая выползла из черепа и ужалила его в ногу. Одно известно наверняка: умер он после 33 лет правления в 912 году, будучи уже старцем, оставив после себя Игорю сильное государство.

Еще краткие биографии великих полководцев:
-

«Победой прославлено имя твое.

Олег! Твой щит на вратах Царьграда».

А. С. Пушкин

Со школьной парты нам знаком сказ «Песнь о Вещем Олеге», где рассказывалось о славных делах первого в истории Киевского князя, полководца и основателя Великорусской державы. Ему принадлежит высказывание, легшее в историю: «Киев – мать городов русских». Но почему Вещий Олег получил такое прозвище?

Исторический портрет

Дата, когда родился Великий князь, его биография неизвестна (по мнению историков, он был чуть младше Рюрика). Родом Олег из Норвегии (селение Халоголанд) из семьи зажиточных бондов.

Бонд (или «карл») – сословие (характеристика) викингов древней Норвегии. Бонды не принадлежали к знати, но были свободны и владели собственным хозяйством.

Родители нарекли мальчика именем Одд. Когда Одд подрос, за смелость юношу прозвали Орваром («стрела»). Сестра Одда обручилась с предводителем варягов Рюриком и впоследствии стала его женой.

Орвар верой и правдой служил Рюрику и носил звание «Главный полководец». Вождь варягов Рюрик не ошибся в выборе ставленника, когда на смертном одре (в 879 году) завещал Одду новгородский престол и опеку над единственным сыном – Игорем. Орвар стал другом и отцом княжичу, воспитав Игоря образованным, мужественным человеком.

Ответственно отнесся Одд и к титулу, пожалованному ему Рюриком. За годы княжения (879-912), он поддерживал и выполнял главную цель властителей тех времен – расширение границ своей страны и приумножение богатства княжеских владений.

Почему «Олег», когда князя зовут Оддом? Олег не является личным именем. Это тронный титул, употребляемый вместо нареченного имени. Кто такой «Олег»? В буквальном переводе это означает «Священный». Звание часто встречается в скандинавских летописях. Одд получил титул «Олег», что значит «Священный жрец и вождь».

Внешняя и внутренняя политика

Получив власть, Одд подчиняет себе непокорные племена, отказывающие платить дань. Спустя несколько лет Олег покоряет славянские и финно-угорские племена. У его ног оказались кривичи, чудь, весь и словены. Вместе с варягами и новыми воинами древнерусский князь отправляется в воинственный поход и захватывает крупные города Любеч и Смоленск.

Владея сильным войском, князь намеревается покорить Киев, в котором властвовали воеводы-самозванцы Дир и Аскольд.

Но Олег не собирался тратить жизни воинов на вооруженный захват Киева. Многолетняя осада города его также не устраивала. Князь применил хитрость. Замаскировав корабли под безобидные торговые судна, Одд вызвал киевских правителей за пределы городского вала якобы для переговоров.

По легенде, на встрече Олег представил Аскольду и Диру нового ставленника Киева, подопечного Игоря. А затем безжалостно расправился с неразумными врагами. Покорив Киев, Одд объединил Восточную и Северную Русь, создав Киевскую Русь (Древнерусское государство).

Вся политика Великого князя (внешняя и внутренняя) основывалась на получение максимальной выгоды для Руси. Отчаянный Одд шел на уникальные по задумке и смелости шаги для претворения планов. Именно Олег стал зачинателем новой эры, по факту сумев объединить политику и военные действия. Его портрет и легендарные подвиги нашли отражение в двух знаменитых писаниях: «Новгородская летопись» и «Повесть временных лет».

Подытожив, можно так описать достижения киевского владыки:

Внешняя политика:

  1. Сумел договориться с варягами о прекращении кровопролитных набегов на Русь. Для этого русичи платили ежегодную дань.
  2. Провел успешные походы в районе Каспия против арабского халифата.
  3. 885 год – удачный военный поход на уличей (племя восточных славян, живших на юго-западе Руси и занимающих территорию от Дуная до Днепра).
  4. После осады Константинополя в 907 году добился выгодных условий торговли с русскими купцами.
  5. Подчинил Киеву тиверцев, древлян, восточных хорватов. Вятичей, сиверян, дулибив и радимичей (славянские племена).
  6. Покорил финно-угорские племена (мерю и чудь).

Внутренняя политика:

  1. Установил грамотную политику взимания дани с подчиненных Киеву земель.
  2. Убедил войска покоренных племен к верности и служению, что обеспечило успехи в дальнейших военных походах.
  3. Создал оборонительное строительство в приграничных зонах.
  4. Реанимировал языческий культ на Руси.

Культура и достижения

Русь под владычеством Олега представляла собой гигантскую территорию, населенную многочисленными славянскими племенами. С приходом к власти Одда первобытнообщинные славянские племена сформировались в единое мощное государство, признаваемое всем миром.

Каждое племя, объединенное в общую страну, верно хранило свои традиции, обычаи и верования.

Упрочнение контактов с Византией и Восточными странами дало толчок к бурному развитию экономики Руси. Активно разрастались и строились города, осваивались земли, развивались ремесла и искусство.

Поселения. До прихода к власти Олега основная масса русичей проживала в слабо укрепленных селениях. Люди прятали поселки от набегов врагов, располагая их в лесных низинах. При правлении Киевского князя ситуация изменилась. IX век ознаменовался распространением укрепленных городищ.

Возводились городища по берегам водоемов, у слияния рек. Удобные в обороне, такие поселения были выгодными и в плане хозяйственно-торговых отношений. Благодаря обширной застройке городищами, Русь в сагах Скандинавии называли «Гардарикой» («страна городов»).

Старинная летописная книга гласит, что Москву заложил и основал князь Киевский Олег Вещий в год 880.

Система. С политикой Одда историки связывают период становления государства. Ежегодная, обязательная дань с племен, объезды жителей ради собирания мзды составило основу для зарождения первого прообраза налоговой и судебной государственной системы.

Русская азбука. Олег прославился введением на Руси русской азбуки. Оставаясь непреклонным, суровым и верным язычником, Киевский князь сумел понять ценность славянской письменности, которую создали два христианских монаха.

Олег возвысился над собственной религиозной ограниченностью ради просвещения и культуры. Ради великого будущего русского народа. С его правления история Руси превращается в историю мощного, единого государства – великую Киевскую Русь.

С кем воевал Олег

Легендарный полководец посвятил двадцать пять лет правления расширению своих земель. Ради безопасности Киева и подчиненных районов Одд овладел землями древлян (883 год).

Древляне – восточнославянское племя, проживающее на территории украинского Полесья (запад Киевской области).

Князь обложил древлян суровой данью. А вот к остальным завоеванным племенам (радимичи и северяне) Олег был снисходительней. Эти племена были данниками каганата Хазарского. Одд переманил северян более легкой мздой по сравнению с теми суммами, которые заставляли платить слуги каганата. А радимичи сами охотно перешли под крыло Олегу, наслышанные о справедливых порядках, установленных в княжестве.

898 год ознаменовался нападением на Киевскую Русь венгров. Представители некоторых славянских племен (тиверцы и уличи) были союзниками мадьяр (венгров). Поддерживаемые славянами сражения с венграми стали затяжными. Но Олегу удалось сломить сопротивление и еще больше расширить границы Киевской Руси.

Одд сохранил народностям, влившимся в государство, власть старейшин, племенных князей и внутреннее самоуправление. От славянских племен требовалось лишь признание Олега, как великого князя и оплата подати.

За короткое время Древнерусское государство приняло к себе днепровские земли и районы по притокам Днепра и получило выход к Днестру. У многих славян не было желания объединяться с кем-либо. Но киевский князь не мог примириться с «эгоизмом» соседей. Олегу нужна была мощная страна, сильное и крепкое государство.

На этом фоне нередко возникали военные конфликты с независимыми славянскими племенами. Только в конце X века подавляющее большинство племен соединилось с Киевом. Теперь правители Древней Руси получили возможность разобраться с Хазарским каганатом.

От чего умер киевский князь

Смерть Великого князя окутана тайной, как и его жизнь. Приняв в детском возрасте посвящение в волхвы, Одд превратился в самого могущественного мага своего времени. Князь оборотень, как называли его соплеменники, умел управлять силами природы. Правителя не брала ни смерть от ножа, ни гибель от стрелы, ни колдовской черный наговор. Победить его смогла змея.

Как умер князь? По старинному преданию Олег погиб от укуса змеи. Встретившись в походе с волхвами, Одд получил от них предсказание об опасности, исходящей от любимой княжеской лошади. Олег заменил скакуна. Когда конь умер, князь вспомнил предсказание мудрецов.

Посмеявшись над провидцами, князь повелел привести его к останкам верного спутника. Увидев кости животного, Одд произнес: «Этих ли косточек мне бояться?» Поставив ногу на лошадиный череп, князь получил смертельный укус от змеи, выползшей из глазницы.

Взгляд современников. Загадка гибели Олега превратилось в сложную задачу исследователей. Рассказывая, как опухла ужаленная нога князя, как мучился Одд от яда, летописцы не говорят, где получил князь смертельный укус и где находится могила великого полководца.

Одни источники утверждают, что захоронен князь в предгорьях Шековицы (гора рядом с Киевом). Другие указывают на могилу, расположенную в Ладоге.

Исследователь исторических событий В. П. Власов в конце XX века обосновал вероятность смерти полководца. Ученый дал гипотезу, что если Одд в это время пребывал в Киеве, он мог пострадать от лесостепной, степной и обычной гадюки (эти виды – самые опасные из обитающих в той местности).

Но для смерти от нападения гадюки необходимо, чтобы змея ужалила непосредственно в сонную артерию. Укус в незащищенное от одежды место не мог повлечь за собой летальный исход. Учитывая, что змея не смогла бы прокусить плотный сапог, которые носили тогда.

Змеиный укус не мог явиться причиной гибели Вещего Олега. Единственным объяснением его гибели после нападения змеи – неграмотное лечение.

Обратившись за помощью к экспертам-токсикологам, Власов сделал окончательный вывод. Смерть Олега последовала из-за наложенного на укушенную ногу жгута. Жгут, передавливая отечную конечность, лишил ее кровоснабжения, результатом стало полная интоксикация организма и гибель человека.

Что князь сделал для Руси

Князь Олег вошел в историю Руси, как первый русский полководец, строитель градов русских и гениальный объединитель славянских племен. До прихода Одда к власти Восточно-Европейская равнина была сплошь заселена воюющими друг с другом многочисленными племенами славян без общих законов и единых границ. Откуда пришли они на эти земли, неизвестно.

Со времени прихода Олега началось формирование великого государства. Договоры о беспошлинной торговлей с Византией, умелое руководство и талантливая политика князя дало начало русской нации. Олег – первый человек, объявивший себя русским князем, а не чужестранным, как это было до него.

После смерти князя бразды правления отошли к его регенту Игорю Рюриковичу. Игорь пытался следовать пути Олега, но не сумел. Правление ставленника оказалось гораздо слабее. Княжича сгубило предательство хазар, не выполнивших договоренности и убивших полководца в жестоком бою. За гибель князя отомстила жена Игоря – псковская княгиня Ольга. Но это уже другая история и судьба.

Почему Олега прозвали «Вещим»?

За годы правления Киевский князь прославился как умный, дальновидный политик. Сильный, бесстрашный и хитрый. Олега не зря прозвали «Вещим», во времена язычества его считали великим провидцем, предчувствующим опасности. Происхождение прозвища имеет две версии.

Византийские «приключения»

Упрочив позиции в Киеве, Олег с могучей, подготовленной дружиной отправился на Константинополь – показать силу русскую, богатырскую и заодно расширить территорию страны.

Византию той поры возглавлял Лев IV. Увидев бессчетную рать, огромное количество судов, он запер входы в город и обнес гавань крепкими цепями. Но Олег нашел выход из создавшейся ситуации. Он взял Царьград хитростью, со стороны суши, где не мог пройти ни один корабль.

Князь прославился неординарным решением. Он водрузил суда на колеса и отправил их в атаку. Попутный ветер помогал ему – задумку Олега одобрила сама природа! Увидев фантастическое зрелище, угрожающе плывущих по земле военных судов, Лев IV немедленно сдался, открыв ворота города.

Наградой в победе стал договор, по которому Киевская Русь диктовала свои условия торговых отношений с Византией и превратилась в могущественное государство Азии и Европы.

Но хитрые византийцы задумали отравить Олега и его рать. На пиру в честь князя, осторожный и умный Одд отказался от заморской еды и запретил кушать воинам. Голодным дружинникам он сказал, что пищу и питье им дали отравленными, и вороги желают лишить их жизни. Когда правда открылась, за князем Киевским закрепилось прозвище «Вещий».

С того времени Византия уважала княжение Олега и великую Киевскую Русь. А прибитый над воротами Константинополя щит князя еще больше уверовал его дружинников в могущественное правление Одда.

Тайны волхвования

По иной версии Олега прозвали «Вещим» из-за увлеченности волхвованию (волшбе). Киевский князь был не просто талантливым и удачливым полководцем и гениальным политиком, о котором сочиняли поэмы и песни. Он был волхвом.

Волхв – почитаемый класс мудрецов, древнерусских жрецов. Чародеи и колдуны, волшебники и маги имели огромное влияние в древности. Их сила и мудрость заключалась в обладании тайн мироздания, недоступных остальным людям.

Не потому ли Киевскому князю удавалось все? Казалось, что Олег подвластен лишь силам небесным, и они ему помогают укреплять и расширять Русь. Великий княже не сделал ни одного неверного шага, не проиграл ни одного сражения. Кто, кроме мага, способен на такое?

Первый, самый загадочный и самый успешный правитель славян вдохнул жизнь в единое государство – Русь. И эта страна, детище Вещего Олега, пропитанная могуществом и волшебством, так и идет по жизни – с гордо поднятой головой и открытым сердцем. Непобежденная и мудрая Россия.

Поделиться: